Европейский парламент является органом. Европейский парламент: состав, порядок формирования и структура

Структура Европарламента строится и развивается по классическим парламентским образцам. Первое заседание открывает старейший депутат, а затем руководство берет в свои руки вновь избранный председатель. Он, а также его заместители и квесторы избираются путем тайного голосования. Кандидатуры на эти должности предлагаются только от имени фракции или группы, насчитывающей не менее 29 депутатов. Только в том случае, если число кандидатов не превышает числа избираемых должностных лиц, допускается свободное выдвижение кандидатов. В Регламенте Европарламента отмечается, что при формировании органов необходимо принимать во внимание интересы справедливого представительства государств-членов и политических течений.

Председатель Европарламента в соответствии с Регламентом руководит работой парламента и его органов. Он наделяется всеми полномочиями, необходимыми для того, чтобы председательствовать на заседаниях парламента и обеспечивать его деятельность. Председатель открывает, прерывает и закрывает заседания. Он следит за соблюдением Регламента, обеспечивает порядок, предоставляет слово, прекращает обсуждение вопроса, объявляет голосование, сообщает о его результатах. Председатель передает в комитеты информацию, касающуюся их деятельности.

Регламент отделяет выполнение председателем должностных функций от его обычной депутатской деятельности. Он может брать слово во время обсуждения как председатель только для того, чтобы пояснить положение дел и вернуть участников к сути вопроса. Если же он захочет принять участие в дискуссии по существу дела, то должен отказаться от председательствования и вернуться к нему только после завершения своего выступления или иного участия в дискуссии.

В настоящее время Европарламент имеет 14 вице-председателей. Если председатель отсутствует или принимает непосредственное участие в дискуссии, его обязанности временно исполняет один из его заместителей.

Европарламент избирает из своей среды также пять квесторов. Их назначение состоит в том, чтобы в соответствии с указаниями Европарламента заниматься административными и финансовыми делами. Вместе с председателем и вице-председателями квесторы входят в Президиум Европарламента, но в отличие от них имеют только право совещательного голоса. При равенстве голосов в Президиуме решающим становится голос председателя.

Президиум Европарламента выполняет задачи, возложенные на него Регламентом. Он может также решать определенные финансовые, организационные и административные дела депутатов, организаций при парламенте, его секретариата и других органов. Президиум решает, далее, вопросы, связанные с проведением заседаний, устанавливает штатное расписание для Генерального секретариата Европарламента, разрабатывает проект бюджета Европарламента, дает от имени Европарламента указания квесторам, назначает генерального секретаря Европарламента и т.д.

Важную роль в Европарламенте играет Конференция председателей. В нее входят председатель Европарламента и председатели фракций (председателя фракции может представлять ее член). Депутаты, не входящие ни в одну из фракций, направляют из своей среды двух представителей на заседания Конференции председателей. Эти представители не получают, однако, права голоса. В основу деятельности Конференции председателей положена идея достижения консенсуса. Если его не удается достичь, проводится голосование с учетом количества депутатов фракций.

Конкретные задачи Конференции председателей определены в Регламенте Европарламента. В частности, Конференция принимает решения по вопросам организации работы парламента и по вопросам планирования законодательства. К ее ведению относятся вопросы, связанные с отношениями Европарламента с другими органами и институтами Европейского союза, а также с национальными парламентами государств-членов. Конференция решает, далее, вопросы, касающиеся отношений с третьими странами, равно как и с институтами и организациями вне Европейского союза. Она представляет свой проект повестки дня заседаний парламента. Особо следует отметить, что Конференция наделена правами, позволяющими ей определять состав и компетенцию комитетов, временных следственных комиссий, Смешанного парламентского комитета. Конференция решает многие другие вопросы, а кроме того, представляет Президиуму Европарламента предложения фракций по решению административных и бюджетных вопросов.

Еще один орган Европарламента - это Конференция председателей комитетов. В нее входят председатели всех комитетов Европарламента - как постоянных, так и временных. Конференция самостоятельно избирает своего председателя. Самое важное в ее деятельности заключается, пожалуй, в разработке предложений по вопросам, касающимся как комитетов, так и повестки дня пленарных заседаний Европарламента. Эти предложения представляются Конференции председателей. Президиум Европарламента, а также Конференция председателей могут поручать Конференции председателей комитетов выполнение отдельных задач.

В числе органов Европарламента есть также Конференция председателей межпарламентских групп. Подобно Конференции председателей комитетов она сама избирает своего председателя. Схожа и их деятельность. Конференция председателей межпарламентских групп подготавливает для Конференции председателей предложения по вопросам работы межпарламентских групп. Президиум Европарламента и Конференция председателей вправе давать определенные поручения Конференции председателей межпарламентских групп.

Особого внимания заслуживает вопрос о фракциях Европарламента. Даже размещение депутатов в зале заседаний осуществляется не по странам, а по фракциям. Не случайно места для депутатов определяются не секретариатом и даже не Президиумом, а Конференцией председателей. Если следовать Регламенту, то фракция - это объединение депутатов по их партийной принадлежности (п.1 ст.29). При этом депутат может состоять только в одной партии. Установлено, далее, что для образования фракции из депутатов одного государства необходимо иметь 29 членов. Если речь идет о депутатах из двух государств, то минимальное число членов снижается до 23 депутатов, из трех государств - до 18 депутатов, из четырех и более государств - до 14 депутатов. Это сделано для того, чтобы поддержать депутатов, состоящих в партиях, хотя и небольших, но действующих в нескольких странах.

Образование фракции внешне выглядит как довольно простой процесс: нужно только официально заявить об этом председателю Европарламента. В заявлении следует указать название фракции, ее состав и состав Президиума. Но на практике образование фракции далеко не простое дело. Ведь в Европарламенте представлено очень много различных политических партий. После выборов 1989 г. их было 66. Многие из них состоят всего из нескольких депутатов. Нет ни одной партии, которая имела бы большинство в Европарламенте. Поэтому партии объединяются друг с другом, заключая зачастую "брак по расчету". Идеологические и политические разногласия вынужденно отступают на задний план: главной является проблема - быть или не быть.

Европарламент образовал 21 комитет: по иностранным делам, безопасности и оборонной политике; по сельскому хозяйству и сельскому развитию; по бюджету; по хозяйству, финансам и промышленной политике; по исследованиям, технологическому развитию и энергии; по внешнеэкономическим отношениям; по праву и гражданским правам; по социальным вопросам и занятости: по региональной политике; по транспорту и туризму; по вопросам окружающей среды, народного здоровья и защиты потребителя; по культуре, молодежи, образованию и массовым средствам информации; по развитию и сотрудничеству; по основным свободам и внутренним делам; по контролю за бюджетом; по институционным делам; по рыболовству; по регламенту, проверке мандатов и вопросам иммунитета; по правам женщин; по петициям; временный комитет по занятости.

Европарламент работает в сессионном порядке. Сессии, как правило, продолжаются в течение года. Сессию следует отличать от заседания Европарламента: заседание в большинстве случаев - это проводимое ежемесячно общее собрание депутатов. Оно может продолжаться несколько дней. Европарламент собирается без официального созыва во второй вторник марта каждого года и самостоятельно определяет продолжительность сессии и перерывы в ней. Как показывает практика, Европарламент работает большей частью по одной неделе в месяц, а всего 12 недель в году.

Регламент Европарламента устанавливает, что пленарные заседания самого парламента, а также заседания его комитетов проводятся в заранее определенном месте его пребывания. Таким местом является г. Страсбург (Франция). В исключительных случаях по решению большинства депутатов одно или несколько пленарных заседаний Европарламента могут состояться в другом месте. Это правило было введено в расчете на то, что Европарламент станет заседать в г. Брюсселе, являющемся практически столицей сначала сообществ, а потом Европейского союза. Страсбург выдержал нелегкую конкуренцию и сохранил за собой место проведения сессий Европарламента. Но его комитеты большей частью заседают в Брюсселе или в других городах государств-членов. Что же касается секретариата и многих иных служб Европарламента, то они размещаются в Люксембурге. Лишь небольшая часть из почти 4 тыс. служащих Европарламента работает в Брюсселе и других местах.

Депутаты Европарламента избираются на пять лет. Этот срок исчисляется с открытием первого после выборов заседания парламента. Очередные выборы проводятся в течение последнего года пятилетнего срока, на который избирается Европарламент. Если проведение очередных выборов в установленный срок окажется невозможным, новая дата выборов должна быть определена единогласно Советом по предложению Европарламента.

Депутаты Европарламента осуществляют свою деятельность в соответствии с принципом "свободного мандата". Они не связаны ни с наказами избирателей, ни с указаниями фракций. В избирательном законодательстве и в Регламенте Европарламента особо оговаривается, что депутаты Европарламента голосуют лично и по отдельности. Они не обязаны выполнять ничьи поручения и инструкции. Нередко "свободный мандат" истолковывается более широко - как полное отсутствие зависимости депутатов от избирателей. Подтверждение нередко ищется в известной формуле: депутат представляет не только своих избирателей, по и весь народ. Однако эта формула может быть оспорена даже в национальных масштабах и тем более не обязательна в рамках Европейского союза. Могут сказать, что парламентское право Европейского союза не предусматривает отзыва депутата, но столь же верно и то, что оно такой отзыв определенно не запрещает.

Все депутаты Европарламента обладают иммунитетом. Лишение иммунитета может последовать только в результате выполнения строгих процедурных правил. Каждое обращение компетентного органа государства-члена к председателю Европарламента по поводу лишения депутата иммунитета доводится до сведения пленарного заседания Европарламента и передается в его соответствующий комитет. В своем заключении комитет предлагает принять или отклонить обращение о лишении иммунитета. Это заключение выносится на ближайшее пленарное заседание в качестве первого пункта повестки дня. После рассмотрения вопроса Европарламент проводит только одно голосование, окончательно решающее дело.

Председатель Европейского парламента - чиновник , который осуществляет контроль над дебатами и действиями Европейского парламента. Он/она также представляет парламент как в пределах Европейского союза так и за его пределами. Для вступления в силу большинства законов ЕС и бюджета содружества требуется председательская подпись.

Председатель избирается на срок в два с половиной года. С 1952 по 2012 год сменилось 29 председателей, из них двенадцать были избраны после первых выборов в Европарламент 1979 года. Двое председателей были женщинами и большинство были из стран - старых членов Евросоюза. С января 2012 года председателем является Мартин Шульц, который сменил на этом посту Ежи Бузека.

Европемйская комимссия - высший орган исполнительной власти Евросоюза. Отвечает за выполнение решений Союза, контролирует соблюдение его законов в странах-членах и, если требуется, возбуждает в суде Европейского союза иск против стран-членов за нарушение членских обязательств.

В её состав входят 27 комиссаров, которые назначаются единым соглашением правительств стран-членов на пятилетний срок. В Комиссии должен быть представлен как минимум один представитель из каждой страны-члена. Члены Комиссии в своей работе представляют не страну-члена, а исключительно Европейский союз. Все предложения ЕС должны проходить через Комиссию. Представители Комиссии имеют право участвовать в обсуждении предложения во всех правомочных органах ЕС.

Задача Еврокомиссии - координация работы органов исполнительной власти всех стран ЕС, выработка рекомендаций для деятельности Европарламента, внесение законодательных инициатив с целью приведения в соответствие с общеевропейскими стандартами национального законодательства стран-членов ЕС, наблюдение за соблюдением всеми 27 странами единых европейских стандартов, а также прав и свобод человека, проведение систематических консультаций со всеми национальными правительствами для выработки единой экономической (промышленной, сельскохозяйственной, налогово-бюджетной, социальной, таможенной, валютной, денежно-кредитной и т.д.), военной, внешней, культурной политики.

Еврокомиссия в первую очередь контактирует с министрами по делам ЕС в каждом из правительств 27 стран-членов. Повседневное администрирование ЕС осуществляется в рамках комитологии (от comitology). Комитология - это система многочисленных комитетов, созданных Советом министров при Европейской комиссии, в которых отслеживается исполнение принятых законодательных решений ЕС.

право европейский союз парламент

Все решения Еврокомиссии носят исключительно рекомендательный характер, все спорные вопросы улаживаются на уровне национальных правительств. Кроме того, Европейская комиссия выполняет дипломатические функции ЕС за рубежом, располагая сетью представительств (в том числе и в Москве).

Комиссия имеет производные законодательные полномочия. Председатель Европейской комиссии также участвует во встречах Большой восьмёрки, так как в неё входят некоторые страны-члены ЕС.

Состав:

Председатель Еврокомиссии - Жозе Баррозу

Еврокомиссия состоит из 27 комиссаров, по числу стран - членов ЕС. Каждый комиссар, как и министр национального правительства, отвечает за определенное направление работы. Каждого кандидата в Еврокомиссию рекомендует правительство его страны, затем он проходит собеседование с председателем Еврокомиссии и утверждается Европарламентом

Кроме того, в структуру Еврокомиссии входят генеральные директораты - это аналоги правительственным министерствам. Генеральные директораты являются профильными и отвечают за реализацию политики в различных сферах компетенции ЕС.

Скандал в 2004 году

Новый состав Еврокомиссии должен был приступить к работе с 1 ноября 2004 года, однако этого не произошло в связи с тем, что одна из предложенных кандидатур вызвала резкую оппозицию у части депутатов (особенно у социалистов, либералов, "зелёных" и "евроскептиков"). Им стал кандидат на пост комиссара по юстиции, свободе и безопасности Рокко Бутильоне от Италии. На предварительных слушаниях в Европарламенте Бутильоне как правоверный католик заявил, что считает гомосексуализм грехом, а институт брака, по его мнению, необходим, чтобы женщина могла воспитывать детей и пользоваться защитой мужа. Несмотря на то, что позже он выразил сожаление по поводу своего заявления и пообещал бороться с дискриминацией женщин и сексуальных меньшинств, скандала избежать не удалось. Новому председателю Еврокомиссии Жозе Мануэлу Баррозу пришлось отозвать список кандидатов непосредственно перед голосованием в Европарламенте и возобновить консультации.

Европейская комиссия нового состава начала работу 22 ноября 2004 года. Баррозу пришлось заменить двух комиссаров от Италии и Латвии, предложенных им в первом составе команды, а также сменить портфель представителю Венгрии.

Составы Еврокомиссии до 2004 года

Комиссия Делора (1985-1994)

Комиссия Сантера (1995-1999)

Комиссия Проди (1999-2004)

Еврокомиссия 2004-2010 (Первая комиссия Баррозу)

Маргот Валльстрем (Швеция) - связи с Европарламентом и административная реформа

Гюнтер Ферхойген (Германия) - политика в отношении предпринимательства и промышленности

Жак Барро (Франция) - юстиция, свобода и безопасность

Сийм Каллас (Эстония) - административная реформа, аудит, борьба с коррупцией

Бенита Ферреро-Вальднер (Австрия) - внешние связи

Антонио Таяни (Италия) - транспорт

Ласло Ковач (Венгрия) - таможня и налоги

Андрис Пиебалгс (Латвия) - энергетика

Неели Крус (Нидерланды) - конкуренция

Марианна Фишер-Боэль (Дания) - сельское хозяйство

Стравос Димас (Греция) - охрана окружающей среды

Вивиан Рединг (Люксембург) - развитие информационного общества

Янез Поточник (Словения) - наука, исследования

Чарльз Маккриви (Ирландия) - внутренний рынок, услуги

Хоакин Альмуния (Испания) - экономика и денежно-кредитная политика

Кэтрин Эштон (Великобритания) - торговля

Джо Борг (Мальта) - рыболовство и морские дела

Андрулла Виссилиу (Кипр) - здравоохранение

Карел де Гухт (Бельгия) - развитие и гуманитарная помощь

Олли Рен (Финляндия) - расширение

Владимир Шпидла (Чехия) - трудоустройство, социальные вопросы и равные возможности

Далям Грибаускамйте (Литва) - финансы и бюджет

Ян Фигель (Словакия) - образование и культура

Павел Самецки (Польша) - региональная политика

Меглена Кунева (Болгария) - защита прав потребителей

Леонард Орбан (Румыния) - многоязычие

Еврокомиссия с 2010 года (Вторая комиссия Баррозу)

Текущий состав:

Кэтрин Эштон (Великобритания) - первый вице-президент; верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности

Хоакин Альмуния (Испания) - вице-президент; конкуренция

Сийм Каллас (Эстония) - вице-президент; транспорт

Нели Крус (Нидерланды) - вице-президент; цифровые технологии

Вивиан Рединг (Люксембург) - вице-президент; юстиция и гражданские права

Антонио Таяни (Италия) - вице-президент; промышленность и предпринимательство

Марош Шефчович (Словакия) - вице-президент; образование и культура

Ласло Андор (Венгрия) - трудоустройство и социальные вопросы

Мишель Барнье (Франция) - внутренний рынок

Андрулла Василиу (Кипр) - образование, культура, многоязычие, молодёжь

Майре Геогеган Квин (Ирландия) - исследования, инновации

Кристалина Георгиева (Болгария) - международное сотрудничество, гуманитарная помощь, чрезвычайные ситуации

Карел де Гюхт (Бельгия) - торговля

Джон Далли (Мальта) - здравоохранение и защита прав потребителей

Мария Даманаки (Греция) - морские дела и рыболовство

Януш Левандовский (Польша) - бюджетные вопросы

Сесилия Мальмстрём (Швеция) - внутренние дела

Гюнтер Оттингер (Германия) - энергетика

Андрис Пиебалгс (Латвия) - развитие

Янез Поточник (Словения) - окружающая среда

Олли Рен (Финляндия) - финансы

Штефан Фюле (Чехия) - расширение и добрососедство

Йоханнес Хан (Австрия) - региональная политика

Конни Хедегаард (Дания) - климат

Дачан Чолош (Румыния) - сельское хозяйство и развитие села

Альгирдас Шемета (Литва) - налоги и таможенное дело

Европейский парламент – представительный орган ЕС, осуществляющий свои полномочия на основании учредительных документо в ЕС.

Порядок формирования : представители государств– членов ЕС избираются в Европейский парламент прямым всеобщим голосованием. Каждое из государств– членов ЕС обладает в Парламенте определенным числом мандатов, соответствующим прежде всего численности его населения. Общее число мест – не более 750 мандатов. Периодичность всеобщих прямых выборов в Европейский парламент составляет 5 лет.

Внутренняя структура и порядок работы Европейский парламент обладает однопалатной структурой, работает на постоянной основе. Сессии Парламента проводятся ежегодно. Каждая очередная сессия собирается во второй вторник марта месяца календарного года. По инициативе депутатов и полномочных органов может быть назначено чрезвычайное заседание. Все заседания носят открытый характер. Депутаты работают на ежемесячных пленарных заседаниях изаседаниях комитетов. Работой Парламента руководит Председатель, избираемый на 2,5 года. Он руководит заседаниями палаты, осуществляет административные и дисциплинарные функции. Председателю помогают 14 вицепредседателей и 5 квесторов, которые избираются одновременно и образуют под руководством Председателя бюро парламента. Определением повестки дня и проведением прений в ходе заседания ведает Конференция председателей. Она включает Председателя Парламента и председателей политических групп (фракций), а также двух представителей от независимых депутатов.

Полномочия Европейского парламента :

1) участие в нормотворческом процессе (законодательные полномочия);

2) вотирование бюджета и утверждение отчета о его исполнении;

3) участие в формировании других институтов и контроль над их деятельностью;

4) осуществление внешних связей.

Статус депутата : закрепляется в общих чертах учредительными актами и детально регулируется Регламентом Парламента. Регламент определяет объем и порядок осуществления депутатских полномочий, требования к их осуществлению и ответственность за их нарушение. Правомочность полномочий депутата, устанавливаемая по итогам голосования на выборах, подтверждается самим Парламентом. Полномочия осуществляются каждым депутатом самостоятельно. Депутат не связан императивным мандатом. Он пользуется всеми правами, закрепленными в Договорах и Регламенте, участвует в обсуждении вопросов, включаемых в повестку дня, и принятии решений, выносимых на голосование.

Судебная система европейского союза

Суд Европейских сообществ (Суд), призванный обеспечить единообразное понимание и применение европейского права, сумел утвердиться в качестве высокоавторитетного и беспристрастного органа. Действуя в пределах своей юрисдикции, Суд сформулировал многие жизненно важные для развития интеграционного процесса концептуальные положения. Такова, например, созданная им концепция независимости и самостоятельности права ЕС как автономной правовой системы.

Суд сформулировал основные квалификационные признаки права ЕС. Посредством судебного толкования он восполнил многие пробелы и уточнил содержание многих постановлений учредительных договоров и актов вторичного права. Согласно Ниццскому договору 2001 г. и приложенному к нему Уставу Суда ЕС с последующими поправками существенно изменяются структура судебной системы и статус судебных учреждений ЕС. Эти изменения состоят в создании практически трехзвенной судебной системы ЕС :

2) Суд первой инстанции (СПИ);

3) специализированные судебные палаты.

В соответствии с реформой Суд ЕС приобретает статус высшего судебного органа ЕС .

Он рассматривает по первой инстанции сравнительно ограниченную категорию дел, решение которых имеет существенно важное значение для обеспечения единства и целостности европейского права. За ним в основном сохраняется преюдициальная юрисдикция. Он выполняет функции кассационного и конституционного судов.

СПИ становится самостоятельной судебной инстанцией . К его подсудности отнесена основная масса дел прямой юрисдикции. Он выступает кассационной инстанцией по отношению к специализированным судебным палатам (ССП).

ССП призваны оказывать содействие СПИ при рассмотрении некоторых дел, выделенных в особую категорию. Это, например, споры между Сообществами и их служащими или споры, представляющие особую сложность в силу технических причин (проблемы интеллектуальной собственности, патентного права и т. п.).

Более четко структурирует судебную систему Конституция ЕС. Эта система включает три самостоятельные судебные инстанции :

2) Суд общей юрисдикции;

3) специализированные суды, являющиеся не просто вспомогательными палатами, а самостоятельной судебной инстанцией.

Одновременно Конституция вносит изменения в порядок формирования и юрисдикцию судебных учреждений.

Судебная защита прав и интересов субъектов права ЕС осуществляется не только судами, действующими на уровне ЕС, но и национальными судебными учреждениями государствчленов.

Официальное наименование. Европейский парламент ведет свое про­исхождение от Общей ассамблеи ЕОУС, учрежденной в числе других институтов Парижским договором 1951 г.

Термин «ассамблея» был использован для обозначения аналоги­чных органов ЕЭС и Евратома. Однако в 1958 г. к тому времени уже единая Ассамблея Европейских сообществ провозгласила себя Пар­ламентской ассамблеей, а в 1962 г. - Европейским парламентом.

Термин «европейский парламент» был введен в учредительные договоры в 1986 г. Единым европейским актом и отныне является единственным официальным названием представительного института всего Союза.

Среди государств - членов ЕС наиболее близкая по характеру институция имеет место в Германии, где федеральную законодательную влать также осуществляют два самостоятельных органа: Союзный парламент (Бундестаг) и Союзный совет (Бундесрат), состоящий, как и Совет Европейского Союза, из представителей исполнительной власти (земельных министров). При этом в некоторых случаях (в соответствии первой Конституцией Германии 1871 г. это было общим правилом) Бундесрат может издавать законы в обход Бундестага.

Местонахождение. В соответствии с протоколом о местонахожде­нии институтов Союза официальной резиденцией Европарламента является г. Страсбург (Франция). Здесь же заседает и Парламентская ассамблея Совета Европы, с которой иногда путают Европейский парламент.

Аппарат Парламента (Генеральный секретариат) и его подраз­деления находятся в Люксембурге, а дополнительные заседания своей ежегодной сессии Европарламент проводит в Брюсселе, куда он неоднократно выражал желание переехать на постоянное место работы (чтобы «воссоединиться» с Советом и Комиссией)1.

Европейский парламент включает членов (депутатов), избираемых в каждом государстве-члене в соответствии с численностью населения, но не строго пропорционально (представительство небольших стран завышено).

Количество депутатских мест для каждой страны зафиксировано непосредственно в Договоре о Европейском союзе т.е. является «жесткой» нормой. ДЕС также устанавливает предельную численность депутатского корпуса- 751. Однако эта численность может времен­но превышаться в том случае, если в период очередной легислатуры Европарламента в состав Союза вступают новые государства-члены. Несмотря на существующую систему квот, депутаты Европарла мента не являются представителями отдельных государств-членов. Где бы ни был из­бран депутат, он считается представителем народов ЕС, вместе взя­тых, т.е. всех граждан Европейского Союза Представительный характер Парламента обусловливает наделение его депутатов свободным мандатом: они не связаны наказами своих избирателей (так как представляют все народы ЕС, а не только свой округ), не могут быть отозваны и голосуют в соответствии со своей совестью и убеждениями.

Статут 2005 г. также урегулировал вопрос о денежном содержании европейских депутатов, которое до сих пор выплачивалось из нацио­нальных бюджетов в размере, соответствующем жалованью нацио­нальных парламентариев (депутат Европарламента, избранный в Шве ции, получал столько же, сколько член шведского Риксдага, и т.д.). Подобная система приводила к дискриминации, так например, жалованье депутатов парламента Италии в несколько раз превышает жалованье членов Государственного собрания (парламента) Венгрии. Соответственно «итальянские» депутаты Европарламента оплачива­лись значительно более щедро, чем их «венгерские» коллеги.

Согласно Статуту 2005 г. жалованье депутатов Европарламента выплачивается из бюджета Европейского Союза и является единым (его сумма определена в размере 38,5% от оклада судьи Суда Европейских сообществ). Депутатам также гарантируется право на по лучение иных денежных пособий, в том числе в рамках пенсионного обеспечения, и компенсации расходов на депутатскую деятельность (подобные компенсации существуют уже многие годы, и Статут их вводит в более жесткие рамки).

Еще одна важная гарантия независимости и эффективной дея­тельности европейских парламентариев закреплена в Акте о прямых выборах Европарламента 1976 г. - несовместимость должностей. Согласно этому Акту депутатам, в частности, запрещается занимать должности в других институтах и органах Европейского Союза, вхо­дить в состав национальных правительств и парламентов.

Политические убеждения (точнее, партийная принадлежность), а не национальность определяют характер депутатских объединений в стенах Парламента. Как и в национальных парламентах, европей­ские парламентарии объединяются во фракции, называемые во вну­треннем регламенте Европарламента политическими группами. При этом политическая группа не может включать депутатов из одного- единственного государства.

4 ноября 2003 г. издан регламент Европейского парламента и Совета «О статусе и финансирова­нии политических партий на европейском уровне». Согласно регламенту от 4 ноября 2003 г. партия признается «функциониру­ющей на европейском уровне», если как минимум в одной четверти государств-членов:

а) ее кандидаты избраны в представительные органы на евро­пейском, национальном или региональном уровне (Европарламент, национальный парламент, региональные парламенты или ассамблеи), либо

б) за кандидатов партии на последних выборах в Европарламент подано не менее 3% голосов.

По своему составу политическая партия на европейском уровне может выступать как объединением граждан, так и союзом однород­ных политических партий, действующих в нескольких государствах- членах (например, «Партия европейских социалистов» объединяет национальные политические партии социал-демократической на­правленности).

2. Порядок формирования

Европейский парламент по праву называют самым демократическим институтом Европейского Союза. Все его депутаты избираются путем всеобщего прямого голосования граждан Европейского Союза. Тем самым обеспечивается непосредственное воздействие населения на политику надгосударственных институтов, а сохраняющиеся ограни­чения парламентских прерогатив рассматриваются как проявления «дефицита демократии» (он в последние годы стал заметно меньше, но все равно остается).

Вышеуказанный способ формирования Европарламента заложен Договором о Европейском сообществе 1957 г., дополненным в 1976 г. особым источником первичного права ЕС (см. § 5 гл. II) -Актом об избрании членов Европейского парламента всеобщим прямым голосованием.

К числу важнейших положений Акта 1976 г. относятся:

1) избирательная система: на всей территории Европейского Союза депутаты Европарламента должны избираться на основании пропорциональной избирательной системы, которая по усмотрению государств-членов может выступать в виде системы единого пере­даваемого голоса (в Ирландии, на Мальте, а также в Северной Ир­ландии) или системы партийных списков (в остальных государствах- членах) ;

2) единые принципы избирательного права: всеобщее, прямое, свободное и тайное голосование;

3) возможность введения заградительного пункта, который, однако, ни в одном из государств-членов не должен превышать 5% поданных голосов;

4) несовместимость должностей: депутаты Европарламента не вправе совмещать свой мандат с работой в других органах Европей­ского Союза, а также в национальных парламентах и правительствах (см. выше);

5) единые сроки проведения выборов: по усмотрению государств- членов они могут проходить на протяжении четырех последних дней одной недели (с четверга по воскресенье), причем итоги оглашаются только после завершения голосования во всех государствах-членах. На практике выборы в Европарламент традиционно проходят в июне (последние состоялись в июне 2004 г.).

В выборах на территории каждого государства-члена имеют пра­во участвовать не только местные граждане, но и граждане других государств-членов, проживающие на его территории, причем речь идет как о праве избирать (активное избирательное право), так и о праве избираться (пассивное).

Соответствующий принцип закреплен в ДЕС (§ 2 ст. 19) и Хартии Европейского Союза об основных правах (ст. 39) в качестве одного из политических прав граждан Союза в целом.Срок полномочий Европейского парламента и депутатов, в него избранных, составляет 5 лет (§ 3 ст. 190 ДЕС). Досрочный роспуск не предусмотрен (такие предложения вносились при подготовке Ницц кого договора, но не получили поддержки).

3. Внутренняя организация

Внутренняя организация (структура) Европарламента находится в русле общих традиций представительных учреждений, хотя имеет некоторые специфические черты. Ее основными элементами служат руководящие органы, единоличные и коллегиальные: Председатель и его заместители, Конференция председателей и Бюро, а также пар­ламентские комиссии, квесторы и Генеральный секретариат.

Важнейшим источником права, регулирующим внутреннюю организацию, а также процедуру работы Европарламента, является его внутренний Регламент, который был принят впервые в 1953 г. и с тех пор неоднократно пересматривался.

В современной редакции этот объемный и детальный документ насчитывает свыше 200 статей, объединенных в 13 разделов.

А. Руководящие органы

Председатель - высшее должностное лицо Европарламента, ко­торое осуществляет руководство «всей деятельностью Парламента и его органов» (ст. 19 ВР). Председатель избирается депутатами из своего состава сроком на два с половиной года, т.е. на половину парламентской легислатуры 1 . Допускается повторное избрание на этот пост.

Помимо традиционных полномочий по руководству пленарными заседаниями (открывает и закрывает их, предоставляет слово депу­татам, объявляет об итогах голосования, применяет меры дисципли­нарных взысканий к депутатам и посетителям и т.д.) Председатель Европарламента выступает в качестве официального представителя возглавляемого им института в отношениях с другими органами ЕС, а также иностранных государств.

От имени Парламента его Председатель подписывает парламент­ские акты, в том числе бюджет Европейского Союза и тексты регла­ментов, директив и решений, принятых совместно Европарламентом и Советом (Председатель Парламента ставит подпись всегда первым, Председатель Совета - вторым).

Заместители председателя (вице-председатели), как и Предсе­датель, избираются депутатами из своего состава на 2,5 года с правом на переизбрание в дальнейшем.

Количество заместителей достаточно велико - 14. При их вы­боре определяется «порядок старшинства» (ст. 15 ВР): первый заме­ститель, второй и т.д. В соответствии с этим порядком заместители призываются к выполнению полномочий Председателя в случае его отсутствия (ст. 20 ВР). Если же вакансия становится постоянной, то исполняющим обязанности до избрания нового Председателя будет его первый заместитель (ст. 18 ВР).

Внутри корпуса заместителей председателя существует разделение труда. Например, два из них несут ответственность за отношения с национальными парламентами (ст. 24 ВР).

Вместе с Председателем заместители образуют первый коллеги­альный руководящий орган Европарламента - Бюро.

Бюро - это орган Парламента, на который возложено решение организационных, финансовых и технических вопросов его деятельно­сти. «Бюро регулирует финансовые, организационные и административные вопросы, касающиеся депутатов, внутреннюю организацию Парламента, его секретариата и органов» (ст. 22 ВР). В состав Бюро входят по должности 15 человек. Это вышеназванные Председатель и 14 его заместителей. С совещательным голосом в работе Бюро участвуют также квесторы (см. ниже).

Конференция председателей. В отличие от Бюро, которое может быть названо административным органом, Конференция председателей выступает как орган политического руководства работой Парламента. Именно Конференция председателей реша ет вопросы планирования законодательной и иной деятельности Парламента, определяет состав и компетенцию парламентских комиссий, решает вопросы взаимодействия Европейского парла мента с парламентами государств-членов (в этом ей подотчетны заместители председателя, ответственные за данный участок дея­тельности) и т.д.

В состав Конференции председателей входят руководители пар­ламентских фракций и самого Парламента, т.е. Председатель Евро- парламента и председатели политических групп (отсюда и название данного органа). Еще двух человек делегируют депутаты, не входящие ни в одну из групп («неприсоединившиеся»), но без права голоса. Количество членов Конференции председателей, таким образом, не является фиксированным (зависит от числа фракций).

В отличие от других коллегиальных органов Европарламента Конференция председателей должна стремиться найти консенсус по всем обсуждаемым ею вопросам, а если консенсус недостижим, то принимает решения взвешенным голосованием (в этом она похожа на Совет Европейского Союза). В данном случае количество голосов председателей фракций зависит от числа депутатов, входящих в их состав.

Кроме Бюро и Конференции председателей в структуре Европар­ламента функционируют и другие коллегиальные органы с консульта­тивными полномочиями: Конференция председателей комиссий и Кон­ференция председателей делегаций. Эти органы дают рекомендации Бюро и Конференции председателей по вопросам функционирования, соответственно, парламентских комиссий или межпарламентских делегаций, включающих депутатов Европарламента.

Б. Парламентские комиссии

Аналогично другим парламентам, в целях более эффективной и ком­петентной работы по обсуждению законопроектов и других вопро­сов, отнесенных к парламентской компетенции, из числа депута­тов в Европейском парламенте образованы комиссии (постоянные н временные) 1 . При этом, как и в законодательных органах Италии, Португалии и ряда других стран, ВР Европарламента (ст. 62) позволяет делегировать постоянным комиссиям право принимать решения по некоторым вопросам, отнесенным к ведению Парламента в целом.

Задача постоянных комиссий - предварительный анализ проек­тов решений, подлежащих принятию Европарламентом. До того как Парламент приступит к рассмотрению документа на своем пленарном заседании, его изучение проводит одна из постоянных комиссий, на­значаемая ответственной. Результаты изучения документа, поправки и рекомендации ответственной комиссии излагаются в ее докладе па заседании Парламента.

Система постоянных комиссий в общем соответствует системе предметов ведений и полномочий Европейского Союза, хотя и не копирует ее. После последних выборов 2004 г. Европейским парла­ментом было образовано 20 постоянных комиссий:

1) комиссия по иностранным делам;

2) комиссия по развитию (сфера ведения: «политика сотруд­ничества в поддержку развития» ЕС, в рамках которой Сообщество оказывает помощь развивающимся странам планеты в подъеме их жизненного уровня);

3) комиссия по международной торговле;

4) комиссия по бюджетам (компетенция: вопросы подготовки «общего бюджета Европейского Союза», а также бюджетов специа­лизированных органов Союза, наделенных правами юридического лица);

5) комиссия по бюджетному контролю;

6) комиссия по экономическим и денежным вопросам (компетен­ция: экономический и валютный (денежный) союз, включая правовое регулирование единой денежной единицы «евро»);

7) комиссия по занятости и социальным вопросам;

8) комиссия по окружающей среде, здравоохранению и безопас­ности продуктов питания;

9) комиссия по промышленности, научным исследованиям и энер­гии; .

10) комиссия по внутреннему рынку и защите потребителей;

11) комиссия по транспорту и туризму;

дительные документы, основополагающие принципы устройства и функционирования Европейского Союза);

19) комиссий, по правам женщин и равенству возможностей;

2 О) комиссия по петициям.

Временные комиссии Европарламента в отличие от постоянных образуются для изучения какого-либо отдельного вопроса. После представления доклада на пленарном заседании они прекращают свое существование. По общему правилу, мандат временных комиссий длится максимум год, но допускается его продление (ст. 150 ВР).

Среди временных комиссий особое место занимают следственные комиссии, существование которых прямо предусмотрено Договором о Европейском сообществе. Они могут учреждаться Парламентом с целью расследования предполагаемых «правонарушений или нару шений порядка управления в сфере действия коммунитарного права» (ст. 193 ДЕС). Предметом расследования могут выступать деятельность как органов Европейского Союза, так и «публичной администрации» государств-членов, иных уполномоченных лиц (ст. 151 ВР).

Следственная комиссия Европарламента наделена широкими полномочиями по сбору необходимых доказательств, в том числе правом вызывать и проводить допрос свидетелей, запрашивать у ор­ганов ЕС и государств-членов письменные доказательства (ст. 3 ре шения Европейского парламента, Совета и Комиссии от 19 апреля 1995 г. «О порядке реализации Европейским парламентом права осуществлять расследования»).

Формирование всех парламентских комиссий осуществляется по партийно-политическому признаку. Кандидатов в члены комиссий выдвигают фракции (политические группы), а также группа непри­соединившихся депутатов. Каждая фракция обладает в комиссии числом мест, примерно соответствующем ее доле парламентских мандатов (ст. 152 ВР). Персональный состав всех комиссий утверж­дается Европарламентом по предложению Конференции предсе­дателей.

Каждая комиссия обладает своей внутренней структурой. Внутри нее образуются подкомиссии. Руководящими органами комиссии яв­ляются ее председатель и бюро (председатель комиссии плюс три его заместителя), избираемые членами комиссии из своего состава.

В. Квесторы

Квесторы - это должностные лица Европарламента, которые «от­ветственны за выполнение административных и финансовых задач, непосредственно затрагивающих депутатов» (ст. 25 ВР). Квесторы в своей деятельности подотчетны Бюро Европарламента, в состав второго они входят с правом совещательного голоса.

Так же, как и Председатель, квесторы Европейского парламента избираются депутатами из своего состава на 2,5 года. Квесторов всего шесть, и между ними, аналогично заместителям Председателя, устанавливается «порядок старшинства».

Действующий ВР Европарламента возложил на квесторов новую важную задачу- ведение специального реестра финансовой и про­фессиональной деятельности парламентариев. С этой целью каждый депутатЕвропарламента обязан ежегодно направлять квесторам декларацию, включающую сведения о его профессиональной и иной оплачиваемой деятельности, и о доходах, получаемых в дополнение к жалованью парламентария от «третьих лиц» в связи с его полити- -ской деятельностью (ст. 2 приложения I к ВР).

К полномочиям квесторов также относится выдача пропусков лицам, «которые желают часто посещать местонахождение Парла­мента с целью предоставления информации депутатам в рамках их парламентского мандата». Среди указанных лиц в настоящее время немало лоббистов. Их доступ в здание Европарламента, соответствен­но, производится с согласия квесторов.

Генеральный секретариат

Генеральный секретариат представляет собой аппарат Европарла­мента. Его сотрудники должны обеспечивать нормальную работу Парламента в"целом и его членов (перевод документов, техническое обслуживание и т.д.)В отличие от рассмотренных выше подразделений сотрудниками Генерального секретариата являются не сами парламентарии, а лица, состоящие на гражданской службе Европейских сообществ (примерно 3500 человек). Они должны действовать беспристрастно и объектив­но, в интересах Парламента в целом и отдельных парламентариев независимо от политической принадлежности.

Генеральный секретариат подотчетен Бюро, которое назначает его руководителя - Генерального секретаря.


Часть II. Институциональная структура Европейского Союза


Глава 13. Европейский парламент

Европарламент, соотнесено этим Договором с институтом гражданства ЕС. Последнее является производным от нацио­нального. Им обладают все лица, состоящие в гражданстве го­сударств-членов. Правом избирать и быть избранным граждане Союза наделяются независимо от места их проживания на тер­ритории Союза. Это означает, что гражданин Франции, прожи­вающий на территории Италии и состоящий в гражданстве Союза, пользуется правом избирать и быть избранным на тех же основаниях, что и граждане страны его проживания. Прак­тика не только подтверждает факт участия в голосовании и пользования активным избирательным правом граждан одного государства-члена на территории другого государства-члена, но и знает случаи выдвижения и избрания кандидатов, состоящих в гражданстве другого государства - члена ЕС. Порядок осу­ществления права избирать и быть избранным устанавливается Советом, принимающим решение на основе единогласия по предложению ЕК и после консультации с Европарламентом. Общее число членов Европарламента равно 751 (750 +1). Ни одно государство не может иметь более 96 и менее шести мест в Европарламенте. Состав Европарламента и квоты отдельных государств фиксируются Европейским советом по предложе­нию Европарламента. Срок полномочий - пять лет. На основе специальной законодательной процедуры (СЗП) Европар­ламент устанавливает статус и общие условия отправления де­путатских полномочий.

Учредительные акты предусматривают введение единообраз­ного порядка проведения выборов в государствах - членах Сою­за. Соответственно, сам Европарламент разрабатывает проект нормативного акта, устанавливающего процедуру выборов. Он должен соответствовать демократическим принципам, которые являются общими для всех государств-членов. Первый такого рода акт был одобрен 20 сентября 1976 г. Согласно действующе­му ныне порядку решение о внесении изменений в избиратель­ную систему должно содержать рекомендацию, адресованную всем государствам-членам, в соответствии с которой одобрение акта о выборах должно быть осуществлено на национальном уровне в порядке, предусмотренном действующими конституци­онными процедурами.

До тех пор пока не принят единый избирательный закон, на уровне ЕС устанавливаются лишь общие принципы проведения выборов. Организация и процедура голосования регулируются


и каждом из государств-членов в соответствии с национальным избирательным законодательством. Во всех странах Союза вы­поры проводятся на основе пропорциональной системы. Это шачит, что каждая политическая партия или иная организация, допущенная к участию в выборах, выдвигает список кандидатов и получает количество мест пропорционально числу собранных голосов. Следует, однако, иметь в виду, что пропорциональная система выборов имеет ряд разновидностей и применяется не­одинаково в различных государствах - членах Союза. Так, во Франции в соответствии с действующим законодательством вся страна делится на восемь избирательных округов. Список, предлагаемый избирателям, должен включать количество кан­дидатов, равное числу мест, подлежащих замещению. В ряде стран при применении пропорциональной системы действует заградительная оговорка, например в ФРГ, во Франции, в Ис­пании и других странах. Свои особенности организации и про­ведения выборов, а равно подсчета голосов имеются практиче­ски во всех государствах - членах ЕС.

Каждое государство - член ЕС обладает в Европейском пар­ламенте определенным числом мандатов, соответствующим прежде всего численности его населения. Общее число мест в Европарламенте было ограничено Амстердамским договором 1997 г. количеством, не превышающим 700 мандатов. Ницц-ский договор 2001 г. в преддверии расширения ЕС довел это число до 732, ДР - до 751. Максимальная квота для одного го­сударства - 96, минимальная - 6.

Первые всеобщие прямые выборы в Европарламент прошли и 1979 г. Их периодичность соответствует сроку полномочий IЕвропарламента, который составляет пять лет. Последние пар­ламентские выборы, прошедшие в 2009 г., положили начало шестой легислатуре.

Условия неизбираемости или несовместимости мандата уста­навливаются по общему правилу национальным законодательст­вом государств-членов. Однако некоторые из постановлений, относящихся к несовместимости мандата, установлены норма­тивными правовыми актами Союза. Так, депутат Европарла­мента не может быть членом национального правительства, чле­ном ЕК, судьей Суда ЕС, СОЮ и СГС, генеральным адвокатом, секретарем Суда либо являться должностным лицом одного из институтов ЕС в период выполнения им своих обязанностей. Досрочная вакансия депутатского мандата может иметь место в

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ (Европарламент), один из наднациональных политических институтов Европейского союза (ЕС). Создан в 1957 году в рамках европейских экономических интеграционных организаций (с 1967 Европейские сообщества). Порядок формирования и полномочия Европарламента, его структура и функционирование регулируются учредительными актами, внутренним регламентом, решениями, относящимися к организации и проведению выборов, а равно межинституциональными соглашениями, регулирующими сотрудничество Европарламента с другими институтами ЕС. Европарламент формируется путём всеобщих прямых выборов (на основе Акта о выборах 1976). Правом избирать и быть избранными пользуются граждане ЕС. Общие принципы применяемой избирательной системы определяются на уровне ЕС. Организация и проведение выборов регулируются на национальном уровне. Используется пропорциональная система представительства. Количество мест в Европейском парламенте, принадлежащих каждому государству-члену, определяется непосредственно учредительными актами и прилагаемыми к ним документами. Общее количество депутатских мандатов неоднократно пересматривалось в связи с расширением ЕС. Общее число (2007) депутатских мандатов 785 (максимально высоким числом мандатов обладают Германия, Франция, Италия и Великобритания; наименьшим числом - Люксембург, Кипр, Эстония, Мальта).

Европейский парламент - постоянно действующий орган. Пленарные заседания проводятся в его резиденции в Страсбуре; работа комиссий осуществляется в резиденции в Брюсселе; секретариат находится в Люксембурге.

В составе Европейского парламента образуются партийные группы (иногда именуются европейскими партиями), в них входят депутаты, представляющие родственные по политическим взглядам и идейным позициям национальные политические партии (8 партийных групп в 2007). Отдельную группу образуют неприсоединившиеся депутаты. Доминирующее положение в составе всех созывов Европейского парламента принадлежит Европейской народной партии и Европейской социалистической партии. Их представители занимают ведущие должности в органах Европарламента.

Работой Европейского парламента руководит председатель, который избирается из числа депутатов сроком на 2,5 года. Широко применяется практика, в соответствии с которой на одну половину срока выдвигается представитель от Европейской народной партии, на другую - от Европейской социалистической партии. Одновременно избираются заместители председателя Европейского парламента и квесторы, ведающие в основном организационными, административными и финансовыми вопросами. Повестка дня определяется конференцией (председатель Европейского парламента, руководители партийных групп, 2 представителя от независимых депутатов). В случае отсутствия согласия решение принимается большинством голосов, причём каждый член конференции обладает взвешенным количеством голосов, равным числу мандатов партийной группы, которую он представляет. В соответствии с регламентом учреждаются постоянные профильные комитеты Европейского парламента и формируются их руководящие органы. Процедурные вопросы, включаемые в повестку дня, предварительно обсуждаются на заседаниях постоянных комитетов Европарламента. Заключение комитета докладывается на пленарном заседании Европейского парламента, которое выносит окончательно решение. Предусмотрена возможность создания следственных комиссий. Они образуются на основе пропорционального представительства различных групп. В зависимости от рассматриваемых вопросов заседания могут носить как открытый, так и закрытый характер. Итоговый доклад следственной комиссии направляется пленуму Европарламента. Регламент предусматривает также функционирование конференции председателей постоянных комитетов и председателей групп, занимающихся вопросами взаимоотношений ЕС с третьими государствами. Документы этих органов носят в основном информационный характер. Досрочный роспуск Европейского парламента не предусмотрен.

Полномочия Европарламента в основном напоминают полномочия национальных парламентских учреждений:

1) участие в законодательном (нормотворческом) процессе. Организация зависит от применяемой процедуры принятия решений (при консультативной процедуре Европейский парламент даёт своё заключение, которое не носит обязательного характера; при применении процедуры сотрудничества Европейский парламент участвует в обсуждении проектов, предлагаемых Советом Европейского союза и Европейской комиссией. Возможно проведение нескольких чтений. Однако окончательное решение принадлежит не Европейскому парламенту, а Совету; при использовании процедуры совместного принятия решений проект считается принятым, если он одобрен в идентичной редакции Европейского парламента и Советом. Одобренный проект скрепляется подписью председателя Европейского парламента и председательствующего в Совете). Соответствующий нормативный правовой акт публикуется в журнале «Официальный вестник Европейского союза» и вступает в силу в срок, непосредственно указанный в этом акте, а при его отсутствии - на 20-й день после опубликования;

2) осуществление политического контроля за деятельностью Европейской комиссии (письменные и устные вопросы и постановка вопроса об ответственности комиссии). Действующие учредительные акты предусматривают возможность принятия резолюции порицания или отказа в доверии Европейской комиссии. В случае принятия такого решения комиссия обязана подать в отставку (даже угроза подобного решения может принудить комиссию подать в отставку. Это имело место, в частности, в 1999 году, когда достоянием общественности стали факты злоупотребления служебным положением и финансовые злоупотребления со стороны отдельных членов Европейской комиссии);

3) осуществление бюджетных полномочий. Европейский парламент обсуждает проект бюджета, подготовленный Европейской комиссией и представленный Советом ЕС. Возможности решения Европейского парламента зависят от того, идёт ли речь об обязательных или необязательных расходах. Однако Европейский парламент может отклонить весь проект бюджета в целом. Такого рода решения имели место в 1980 и 1985 годах. В этом случае Совет обязан представить новый проект бюджета, а до его принятия действует временный режим бюджетного финансирования;

4) осуществление внешнеполитических полномочий. Они в основном касаются принятия решений об одобрении (или неодобрении) подписанных соглашений с третьими государствами или международными организациями и решений о приёме новых членов. В этом случае применяется, как правило, процедура совместного положительного заключения. Она предусматривает возможность либо одобрения, либо неодобрения, но исключает внесение каких бы то ни было поправок и изменений в выносимое на утверждение соглашение. Европейский парламент может также оказывать воздействие на принятие и осуществление внешнеполитических решений, отказывая в одобрении соответствующего регламентарного акта (так было, например, при отказе от утверждения регламента, регулировавшего осуществление программы Тасис). Европарламент широко использует свои полномочия при обсуждении международных проблем; принимаемые резолюции обязательной силы не имеют.

По мере развития институциональной структуры ЕС полномочия Европейского парламента расширяются. Так, предусматривается существенное изменение законодательной процедуры и заметное расширение компетенции Европейского парламента с использованием процедуры квалифицированного большинства при принятии решений.

Европарламент поддерживает тесные связи с Федеральным собранием Российской Федерации; в частности, функционирует Комитет парламентского сотрудничества, являющийся совместным органом Европейского парламента и Федерального собрания Российской Федерации (по 30 членов).