Кто такие передвижники и почему их так называют? Бунтари от живописи Инициатор создания товарищества передвижных художественных выставок.

Крупнейшее прогрессивное демократическое объединение «Товарищество передвижных художественных выставок», просуществовавшее в России более полувека – с 1870-го по 1923-й годы, было создано русскими живописцами и скульпторами реалистического направления.

В ноябре 1863-го года 14 лучших учеников Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на задание со свободной тематикой. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию, это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Позднее эти покинувшие Академию ученики организовали «Санкт-Петербургскую артель художников», преобразованную в 1870-м году в «Товарищество передвижных художественных выставок».

Возникновение «Товарищества» во многом было обусловлено кризисом салонного академического искусства и общим подъёмом демократической культуры во второй половине XIX века. Для творчества передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Главная заслуга участников «Товарищества» - это устройство самостоятельных выставок и передвижение их по городам России. "Передвижники", как стали называть членов «Товарищества», ставили перед собой задачу самой широкой пропаганды искусства и общественно-эстетического воспитания народных масс.

В состав передвижников в разное время входили И. Е. Репин, В. И. Суриков, Н. Н. Дубовской, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, П. И. Келин, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, Р. С. Левицкий, И. И. Левитан, В. А. Серов, А. М. Корин, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, A. M. и В. М. Васнецовы, А. И. Куинджи, А. Е. Архипов, В. А. Суренянц, Бялыницкий-Бируля В.К., Моравов А.В. и другие художники.

Рассмотрим подробнее творчество отдельных художников, наиболее ярких представителей «Товарищества передвижных художественных выставок» - И. Е. Репина, В. Г. Перова, В. И. Сурикова.

И. Е. Репин.

Автопортрет. 1878 г.

Илья Ефимович Репин (годы жизни 1844-1930) - русский художник, живописец, мастер портретов, исторического и бытового жанра. Репина можно назвать и выдающимся педагогом: он был профессором-руководителем мастерской (1894–1907) и ректором (1898–1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников - Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, В. А. Серов.

Илья Репин являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». В его работах соединялись пафос и протест, исторические образы насыщались мощной эмоциональной силой, портреты кисти Репина острохарактерны и психологичны.

Уже в молодости Илья Репин произвёл сенсацию, написав картину "Бурлаки на Волге", впечатляющую и яркой выразительностью натуры, и грозной силой протеста, зреющей в низших слоях общества.

И. Е. Репин.

Бурлаки на Волге. 1872-1873 гг.

Композиция картины построена фризообразно так, что вереница бурлаков движется из глубины на зрителя, при этом фигуры не заслоняют друг друга. Каждый персонаж - самостоятельная портретная индивидуальность, Репин мастерски соединяет условность картинной формы с удивительной натурной убедительностью.

Художник разбивает бурлаков на отдельные группы, сопоставляя различные характеры, темпераменты и человеческие типы. Во главе ватаги Репин изобразил тройку "коренников": в центре бурлак Канин, лицом напоминающий античного философа, справа от него - косматый бородач, олицетворяющий первобытные дремучие силы, справа - Илька-матрос, озлобленным взглядом уставившийся прямо на зрителя. Спокойный, мудрый, с несколько лукавым прищуром, Канин являет собой как бы серединный характер между этими двумя противоположностями. Характерны и другие персонажи: высокий флегматичный старик, набивающий трубку; юноша, пытающийся освободиться от лямки, черноволосый суровый "Грек", обернувшийся, словно для того, чтобы окликнуть товарища - последнего, одинокого бурлака, готового рухнуть на песок. Картину «Бурлаки на Волге» можно назвать хрестоматийным примером критического реализма, переходящего в натурализм.

По силе эмоционального воздействия на зрителя несравнима ни с какой другой картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (также известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына»).

Сюжетом для картины Илья Репин взял историческое событие - 16 ноября 1581-го года Иван Грозный, в припадке бешенства, ударил жезлом в висок и убил своего старшего сына, царевича Ивана. Ручьём льётся кровь из головы царевича, кровь и на полу, и на кафтане, в крови руки царя. Иван Грозный судорожно обхватил сына, пытаясь зажать его рану. Страшное человеческое горе в глазах у отца, осознавшего, что он сделал. Лицо царевича, напротив, спокойное и прекрасное, с доброй улыбкой, сын словно прощает своему отцу это кровавое злодеяние.

По мастерству исполнения, по мощи, по силе психологического раскрытия характеров людей, по гармонии красок, по красоте деталей эту картину можно назвать одним из лучших полотен Репина. В истории этой картины есть и драматическое покушение на неё - в январе 1913-го года иконописец-старообрядец Абрам Балашов изрезал ножом картину «Иван Грозный», реставрировал полотно сам Илья Ефимович с помощью художников Д.Ф.Богословского и И. Грабаря.

И. Е. Репин. 1883-85 гг.

Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» не только поражает глубиной психологических характеристик, Репин обличает в ней деспотизм и тиранию царей, именно в этом было общественное значение картины. Недаром меценат Третьяков, купивший картину, получил от московского обер-полицмейстера секретное предписание, в котором Александр III запрещал допускать её для публичных выставок (такое разрешение было получено позднее).

Одним из самых известных исторических полотен Репина можно назвать и картину «Запорожцы» (также известна под названием «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»). Сюжетом картины послужил легендарный эпизод из жизни Запорожской Сечи: в 1675 году в ответ на предложение султана Махмуда IV перейти к нему в подчинение запорожцы направили в ответ пересыпанное крепкими словечками письмо с отказом. Главной идеей «Запорожцев» стала идея выражения вольного духа людей, сообща и воюющих, и дружно веселящихся. Исключительность картины состоит и в том, что Репину блестяще удалось передать смеющиеся лица во всех оттенках веселья: запорожцы покатываются и хватаются за бока от смеха, ухмыляются, скалят зубы, гогочут, хихикают и заливаются.

И. Е. Репин. Запорожцы. 1880-1891 гг.

Композиция картины динамична и в то же время строго уравновешена. Здесь совмещены горизонтальный и вертикальный ритмы, кругообразное движение, движение в глубину, и, напротив, из глубины. Сочные, яркие пятна локальных цветов своей мажорностью созвучны сюжету картины.

Среди моделей, позировавших Репину для картины, были многие известные личности: для персонажа писаря позировал историк Дмитрий Яворницкий, для смеющегося казака в белой папахе - журналист и писатель Владимир Гиляровский, для атамана Сирко - сам киевский генерал-губернатор Михаил Драгомиров.

В. Г. Перов. Автопортрет

Василий Григорьевич Перов (годы жизни 1833 - 1882) - русский живописец, один из членов-учредителей «Товарищества передвижных художественных выставок».

В. Г. Перов с наградами окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкого и С. К. Зарянко.

Ранние картины художника проникнуты анекдотически «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство, Перов тщательно выписывает характеры персонажей и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту.

В картине «Чаепитие в Мытищах» обычная на первый взгляд сцена приобретает обличительный остросоциальный характер. Повёрнутый углом к зрителю стол со стоящим на нем самоваром делит пополам близкое по формату к квадрату полотно и разделяет мир персонажей картины: по одну сторону оказывается толстый сытый поп, по другую - нищие старик и мальчик, впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика.

В более зрелый период творчества Перова сатирическое настроение ослабевает, сменяясь драматической экспрессией. Живописный колорит Перова обрел острую тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» и «Тройка. Ученики мастеровые везут воду»; крестьянские похороны и эпизод из жизни детей-подмастерьев предстают перед зрителем драмой «униженных и оскорблённых».

Среди произведений Перова, посвященных детской теме, «Тройка», или, как называл эту картину сам автор, «Ученики-мастеровые везут воду», принадлежит к числу наиболее известных. Сюжет картины драматичен и остросоциален: дети-подмастерья тянут большую бочку с водой, пытаясь таким образом заработать жалкие гроши на пропитание своей семьи. Перов написал картину «Тройка» в сумеречных коричнево-серых тонах, усиливающих ощущение серости и низости происходящего. Дети на картине сравниваются с тройкой запряжённых лошадей, чей труд также безжалостно используется обеспеченными слоями общества. Главная цель этой картины Перова - раскрыть людям глаза на реальную действительность, пробудить сострадание и искоренить человеческое бездушие.

В. Г. Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. 1866 г.

В. Г. Перов. Охотники на привале. 1871 г.

Мягким юмором проникнуты жанровые картины Перова 1870-х годов («Птицелов», «Охотники на привале», «Рыболов»). В изображении простых обывателей в повседневных обыденных ситуациях Перов по силе описательного мастерства приближается к литературным очеркам и новеллам Н. С. Лескова.

В поздний период своего творчества Перов стремится к созданию грандиозных, обобщающих образов национальной истории. Однако законченные исторические картины Перова этого периода («Суд Пугачева», «Никита Пустосвят. Спор о вере») не принадлежат к числу шедевров художника, поскольку монументального обобщения в них не удалось достичь в нужной мере.

В. Г. Перов внёс также большой вклад в развитие русского портретного жанра. Живописец создал глубокие психологичные образы известных деятелей русской культуры в портретах А. Н. Островского, В. И. Даля, М. П. Погодина.

Персонажи Перова, будь то портрет крестьянина Фомушки-сыча или купца И. С. Камынина, полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального положения и культурного статуса; яркая индивидуальность сочетается в них с напряжённостью духовной жизни, иногда на грани мучительного трагизма, как в портрете писателя Ф. М. Достоевского.

В. Г. Перов.

Портрет Ф. М. Достоевского. 1872 г.

Портрет Ф. М. Достоевского кисти Перова считается лучшим живописным изображением писателя. Глубокий фон и отсутствие лишних деталей привлекают всё внимание зрителя к лицу и рукам писателя, выделенными световыми контрастами.

Достоевский изображён глубоко задумавшимся, в минуту творческого напряжения, это подчёркивают и напряжённые мышцы одухотворённого лица, и нервно сцепленные кисти рук писателя.

В. Г. Перов был и талантливым педагогом, более десяти лет он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в период с 1871-го по 1882-й годы. Среди его учеников были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин и другие известные художники.

В. И. Суриков. Автопортрет.

Cуриков Василий Иванович (годы жизни 1848-1916) - русский художник, мастер картин исторического жанра. Ещё в студенческие годы в Академии художеств в Санкт-Петербурге Суриков проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов.

Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Избрав сюжетом картины трагический итог первого стрелецкого бунта в 1698-м году – казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I, Суриков по сути показал конфликт русского Средневековья и Нового времени, в котором ни одна сторона не может победить.

В. И. Суриков.

Утро стрелецкой казни. 1881 г.

Суриков не показывает момента самой казни, а сосредоточивает внимание на душевном состоянии приговорённых в последние минуты своей жизни. На полотне композиционно выделяются два главных персонажа - молодой Пётр I, сидящий на коне возле кремлёвских стен, и рыжий стрелец, гневно смотрящий на царя и представляющий собой эмоциональный центр композиции. Между фигурами стрельца и Петра прочитывается диагональная линия, подчёркивающая противостояние этих персонажей.

Глубокий трагизм момента усиливает и тёмный колорит картины. Суриков выбрал время изображения казни – серое промозглое туманное утро, когда только начало светать, в этом состоянии среди тёмной толпы яркими пятнами выделяются белые рубахи осуждённых и мерцающие огоньки их свечей. Чтобы добиться эффекта огромной народной толпы, в реальности изобразив всего лишь несколько десятков персонажей, Суриков применяет композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Прослеживается и взаимосвязь архитектурного фона картины с её героями - главы собора Василия Блаженного соответствуют фигурам стрельцов, а кремлёвская башня - фигуре Петра I на коне.

В. И. Суриков.

Меншиков в Берёзове. 1883 г.

Свой дар выдающегося мастера исторической живописи Суриков подтвердил и в картине "Меншиков в Берёзове». Красочная выразительность деталей сочетается в этом полотне с виртуозностью общей композиции.

На картине ссыльный Меншиков, некогда могущественный сподвижник Петра I, изображён с детьми, символизирующими смену поколений. Все персонажи картины погружены в думы о прошлом. Сам Меншиков предстаёт на картине как яркая историческая личность, трагическое напоминание об эпохе самовластия и переворотов. Мощная фигура Меншикова стеснена пространством картины, что усиливает контраст прошлого и настоящего этого героя. Мастерски написаны дети Меншикова - старшая дочь Мария с печальным лицом, прижавшаяся к отцу и глубоко задумавшаяся о чём-то далёком, сын, машинально снимающий воск с подсвечника, и только нежный образ младшей дочери, в потоке падающего из окна света, вводит в композицию жизнеутверждающее начало.

В. И. Суриков. Боярыня Морозова. 1887 г.

Сюжетом картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» послужило также известное историческое событие - увоз в острог старообрядческой сподвижницы протопопа Аввакума, верховной дворцовой боярыни Феодосии Морозовой. За приверженность к «старой вере» Морозова была арестована, лишена имения и сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь, где была заточена в монастырскую тюрьму и погибла от голода.

Фигура Морозовой является единым композиционным центром на полотне. Образу боярыни Суриков придал неистовый драматизм: поднятая в старообрядческом двуперстном сложении рука в призыве к народу стоять за старую веру, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе. Морозова предстаёт на картине несломленной, готовой идти до конца за свои убеждения, народ смотрит на неё с благоговением, юродивый благословляет её.

Чтобы передать движение телеги, Суриков выстраивает композицию картины по диагонали и вводит рядом с телегой фигуру бегущего мальчика.

В. И. Суриков. Взятие снежного городка. 1891 г.

Историческим полотнам Сурикова не уступает и картина "Взятие снежного городка", посвященная целиком современной народной жизни. Сюжетом картины послужила масленичная игра, представленная как весёлая и в то же время сокрушительно-грозная стихия.

Последующие многофигурные полотна Сурикова - "Покорение Сибири Ермаком", "Переход Суворова через Альпы", "Степан Разин» - хоть и написаны виртуозно, но уже без того сложного и полифоничного драматизма, который отличает лучшие произведения художника.

Художники-передвижники внесли огромную лепту в развитие русского и мирового искусства, создав совершенно новую эстетическую шкалу и расширив сюжетный круг станковой живописи. Смело экспериментируя в технике и композиции, эти творцы новой формации обратились к социальным вопросам, транслируя через искусство свою точку зрения, а также настроение общества. Немалая заслуга передвижников лежит и в русле художественно-просветительской работы.

Но отчего же этих живописцев именуют «передвижниками» и куда они двигались-то? Попробуем разобраться.

От бунта к разъездам


История передвижников или Товарищества передвижных художественных выставок началась со смелого бунта – 9 ноября 1863 года. 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств отказались участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, который предусматривал пенсионерскую поездку в Европу. Живописцы не захотели выполнять задание на предложенный сюжет (Пир в Валгалле), требуя творческую свободу в выборе темы, в соответствии «с личными наклонностями художника».

14 бунтарей


Все 14 живописцев покинули Академию, создав впервые в истории России независимое художественное общество - «Санкт-Петербургская артель художников». В 1870 году Артель была переименована в Товарищество передвижных художественных выставок. Своей целью новое объединение видело организацию мобильных передвижных выставок, которые могли бы путешествовать по провинциям России, знакомя жителей с искусством.

Принципы и цели


Возглавил товарищество , вместе с другими членами объединения он подготовил устав, который был утверждён министром внутренних дел А. Тимашевым. Согласно уставу, цели у передвижников (как их стали упрощённо называть уже в очень скором времени) были благие, направленные на пользу общества, и самим себе:
  • организовывать выставки по всей России, в том числе знакомить с искусством провинции;
  • развивать любовь к искусству и эстетические вкусы у народа;
  • облегчить для художников процесс сбыта картин.
В устройстве и правления Товарищества царила демократия – все вопросы решались через голосование на общем собрании всех членов. Устав в своём неизменном виде просуществовал 18 лет. Все предстоящие поправки в уставе были направлены на сужение демократических принципов.

Ведущим направлением был реализм, причём во многом этот реализм носил обличительный и драматизированный характер. Авторы в своих работах стремились поднять острые социальные проблемы – классовое неравенство, несправедливость, нищета и т.д.

В конечном счёте, свобода, провозглашённая когда-то 14 бунтарями, потихоньку опять стала сходить на нет – не все хотели кричать о проблемах. Не привечало Товарищество и тех, кто увлекался европейским импрессионизмом, легковесными сюжетами, и тех, кто хотел покорять зарубежную публику, предлагая свои работы к конкурсам или выставкам заграницей. Достаточно вспомнить негативную реакцию передвижников на работу или на , написанные для зарубежных салонов.

В своё время в рядах передвижников побывали: И. Крамской, И. Репин, А. Архипов, и многие другие.

Кто-то покинул ряды объединения достаточно быстро, как Маковский, избирая для себя другие ориентиры, кто-то посвятил Товариществу всю жизнь, как Крамской.

За годы своего существования независимое художественное объединение организовало 47 выставок. Помимо основных выставок всегда шла организация параллельных выставок для городов, которые не смогли попасть в основной список. Таким образом, география, охваченная передвижниками, была более чем внушительная.

Передвигаясь от одного города к другому, эти выставки несли культуру в массы в самом прямом смысле слова, что сказалось на воспитании общества, явилось мощным толчком для развития меценатства, а также нередко становилось платформой для воспитания новых творцов-живописцев, которые вознесли на самый высокий уровень.

Учащиеся Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств ежегодно принимали участие в конкурсе на соискание денежных премий и наград. Премий три: 100, 75 и 50 рублей. Наград две: 25 и 15 рублей. Работы предоставлялись под девизами, на собственные темы. Конкурс проводился два раза в году: в январе и в апреле.

ЗОЛОТЫЕ ИМЕННЫЕ МЕДАЛИ, УЧРЕЖДЕННЫЕ НА ПОЖЕРТВОВАННЫЕ КАПИТАЛЫ:

В конце учебного года двум ученикам архитектурного отделения, показавшим отличные успехи в механике, выдавались по постановлению Совета золотые медали имени Н.А. Демидова (медаль учреждена 9 января 1771 г.).

Осенью в октябре проводились три конкурса на золотые медали:

1. Золотая медаль имени А.Ф. Ржевской (учреждена 29 января 1771 г.) присуждалась за работу по заданию Академического совета: для живописцев - голова красками в натуральную величину, для скульпторов - круглая голова в натуральную величину.

2. Золотая медаль имени Лебрен (учреждена 18 марта 1843 г.). Почетная вольная общница Императорской Академии художеств французская подданная, художница Виже-Лебрен по смерти завещала по 100 франков ежегодно «на выбитие золотой медали с надписью на одной стороне «В воспоминание признательной Лебрен», с другой стороны - с палитрой с кистями, осененной солнечными лучами для награды одного из учеников по классу живописи за написанную голову, особенно выразительную».

3. Золотая медаль имени А.А. Иванова, учрежденная в 1906 г. коллежским асессором А.С. Раевским в ознаменование столетия со дня рождения художника А.А. Иванова […] присуждалась не только «ученикам Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств, но и вольнослушателям за отличающийся безукоризненной правильностью рисунка и живостью красок этюд человеческой фигуры под открытым небом (безразлично - одетой или обнаженной, целой или бюстом, любого размера)».

Учредители этих медалей вносили в Академию значительные капиталы, с которых на награды расходовалась только часть процентов, а основной капитал с годами увеличивался. Так, капиталы Ржевской и Демидова, составлявшие 2000 рублей в 1771 году, к 1 января 1914 года составляли 5448 рублей 62 копейки, капитал А.Ф. Раевского, составлявший 1000 рублей в 1906 году, к 1 января 1914 года составлял 1286 рублей 58 копеек и т.п.

ПОСОБИЯ И СТИПЕНДИИ:

На основании прошений по постановлению Совета училища «недостаточным учащимся» выдавались пособия в сумме от 10 рублей. Количество выдаваемых пособий определялось необходимостью.

Ежегодно в ноябре Совет присуждал наиболее прилежным и успевающим учащимся 43 стипендии, общая сумма которых составляла 12 904 рубля. Стипендии выдавались только на 1 год, по истечении которого Совет училища в зависимости от успешности занятий стипендиата либо продлевал стипендию, либо передавал более достойному.

Наиболее значительными стипендиями были: Е.И.В. Государя Императора, Царства Польского, Министерства государственных крестьян, а также стипендии со вкладов жертвователей, например:

Стипендия имени профессора Императорской Академии художеств И. К. Айвазовского, учрежденная в 1900 г. Феодосийским городским общественным управлением в ознаменование шестидесятилетней художественной деятельности почетного гражданина города Феодосии;

И.К. Айвазовского. «Капитал в размере 6000 рублей на вечное время хранится в Феодосийском отделении Государственного банка и проценты с него, за удержанием сбора в пользу казны, ежегодно обращаются в стипендию для возможности получить специальное образование тем юношам из числа жителей города Феодосии и его уезда, которые проявят свои выдающиеся способности в области искусства, прославившего И.К. Айвазовского. Право назначения стипендиата предоставляется Феодосийскому городскому общественному управлению»;

Стипендия живописца И.А. Акимова, адъюнкт-ректора Императорской Академии художеств учреждена в 1814 г. по завещанию, в котором говорилось: «В Императорскую Академию художеств оставляю 15000 рублей, с тем чтобы из этой суммы, вечно хранящейся в банке или ломбарде, содержались три воспитанника моего имени из бедных художнических детей, коих отцы воспитывались в Академии»;

Стипендия имени Н.Л. Бенуа учреждена в 1886 г. Санкт-Петербургской Городской Думой, собрание гласных которой постановило: «В ознаменование 50-летнего юбилея государственной служба члена Городской управы и гласного Городской Думы Н.Л. Бенуа и во внимание к его продолжительной и полезной для городского населения деятельности, ассигновать из городских средств ежегодно по 300 рублей на стипендию имени Н.Л. Бенуа в Императорской Академии художеств, с предоставлением самому Н.Л. Бенуа права назначения стипендиата его имени». По смерти Н.Л. Бенуа назначение стипендиата перешло к комиссии по благотворительности.

«БУНТ ЧЕТЫРНАДЦАТИ»

14 студентов-выпускников Императорской Академии художеств, во главе с И.Н. Крамским обратились к Совету академии с просьбой разрешить им самостоятельно выбрать сюжеты картин для участия в конкурсе на Большую золотую медаль. Со времени основания Академии художеств для экзаменационной работы предлагались мифологические или библейские события. Золотая медаль давала право на 6-летнюю поездку в Италию оплачиваемую государством.

«Академисты и их профессора жили в одно время, но существовали в разных регистрах. Конкурсанты хотели в своих будущих работах ответить на насущные вопросы, здесь и сейчас вставшие перед обществом. Их интересовало малое время истории. Профессора, абстрагируясь от животрепещущих проблем современности, мыслили иными временными категориями: они были озабочены проблемой создания «большого стиля» в монументальном искусстве и, хотя не были чужды творческих исканий, реализм считали делом преходящим. Они жили большим временем истории, ибо прекрасно понимали, что монументальное искусство созидается десятилетиями и переживает свое время и своих творцов, а вот творцам, к сожалению, редко удается дожить до завершения своего замысла. […]

Коллизия была драматическая. И у конкурсантов, и у профессоров были свои резоны, в истинности которых они были убеждены. С одной стороны, игнорирование художниками злободневных и назревших проблем современности отчуждало отечественное искусство от русского общества, превращая Академию художеств в досадный и весьма тягостный для общества анахронизм. Если художник не отвечает на волнующие зрителей вопросы, то зачем он им вообще нужен? Общество, например, сильно волновало, можно ли сечь розгами воспитанников средних учебных заведений и не будет ли это насилием над их личностью, нужны ли древние языки в реальной жизни или, может быть, вместо латыни и древнегреческого стоит изучать новые языки. Зрителей прежде всего интересовало, что изображено на полотне, а уже потом - как оно написано. Содержание картины превалировало над формой, поэтому любые творческие искания в области «большого стиля» и осознанное стремление Совета оградить высокое искусство от вторжения «низменных элементов» - все это не могло претендовать на зрительские симпатии и интерес публики. С другой стороны, распад связи времен между учителями и учениками лишал отечественную школу монументального искусства будущего, угрожал самому факту дальнейшего существования высокого искусства, адресованного не столько современникам, сколько потомкам».

И Совет отказал своим выпускникам. Тогда 14 выпускников отказались от участия в конкурсе и попросили выдать им дипломы с присвоением звания «свободных художников», что лишало их в будущем возможных заказов, получаемых через Академию. Вышедшим из Академии были вручены дипломы классного художника II-й второй степени. О «бунте четырнадцати» было доложено императору Александру II - высочайшее повеление последовало незамедлительно. 2 декабря 1863 года министр Императорского двора генерал-адъютант граф Владимир Федорович Адлерберг, в чьем ведении находилась Академия художеств, направил санкт-петербургскому военному генерал-губернатору князю А.А. Суворову официальное письмо […]. Аналогичное письмо было тогда же отправлено из канцелярии Министерства Императорского двора шефу жандармов и главноначальствующему Третьего отделения Собственной его императорского величества канцелярии князю Василию Андреевичу Долгорукову. С 13 декабря 1863 года все участники «бунта четырнадцати» находились под двойным негласным наблюдением: за Артелью художников присматривала обычная городская полиция и параллельно с ней шпионили «голубые мундиры» из Третьего отделения - так тогда называли тайную политическую полицию. Это было сделано по высочайшему повелению. Однако до выстрела Каракозова в государя оставалось еще несколько лет, и времена были «вегетарианские». Власть ограничилась надзором и не стала предпринимать никаких репрессивных мер против артельщиков». В этом же году художники объединились в «Петербургскую артель художников», дело которой впоследствии было продолжено «Товариществом передвижных художественных выставок».

Экшкут С.А., Шайка передвижников. История одного творческого союза, М., 2008

Министр Императорского двора генерал-адъютант граф В.Ф. Адлерберг - санкт-петербургскому военному генерал-губернатору князю А.А. Суворову:

«Милостивый Государь Князь Александр Аркадьевич. Поименованные в прилагаемом списке тринадцать учеников Императорской Академии Художеств и один скульптор, приглашенные в Собрание Академического Совета для объяснения им программ конкурса на золотые медали 1-го достоинства, по взаимному между собою соглашению отказались участвовать в конкурсе и предпринимают ныне, как в недавнем времени дошло до моего сведения, составить особое общество, под видом занятия художествами, независимо от Академии, в противодействие начальству оной. По высочайшему повелению, имею честь сообщить об этом Вашей светлости для зависящего распоряжения о негласном наблюдении за действиями сих молодых людей и направлением составленного общества... Примите, Милостивый Государь, уверения в совершенном моем почтении и преданности». Подписал Гр. В. Адлерберг.

Экшкут С.А. Шайка передвижников. История одного творческого союза. М., 2008

ПЕРВАЯ ВЫСТАВКА ПЕРЕДВИЖНИКОВ В АКАДЕМИИ

29 ноября (11 декабря) 1871 г. в Петербургской Академии художеств открылась первая выставка передвижников - живописцев и скульпторов реалистического, демократического направления, входивших в крупнейшее российское творческое объединение «Товарищество передвижных художественных выставок» (ТПХВ). […]

Артель свободных художников в течение ряда лет являлась в Петербурге своеобразным художественным центром, противостоящим Академии. В конце 1869 г. Московские художники (В. Г. Перов, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов) предложили петербургской Артели соединиться вместе и образовать новое общество. В 1870 г. «Товарищество передвижных художественных выставок», идейным вдохновителем которого стал Крамской, утвержденное правительством, начало свою деятельность.

В Уставе ТПХВ говорилось, что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города («передвигать» по России), чтобы знакомить страну с русским искусством. Оба эти пункта стали определяющими в формировании принципов и стиля деятельности художников, делая искусство независимым от власти и приближая его к населению всей страны.

Первое общее собрание Товарищества состоялось 6 (18) декабря 1870 г., а первая выставка открылась 29 ноября (11 декабря) 1870 г. и действовала по 2 (14) января 1871 г. На выставке выступило 16 художников (В. Ф. Аммон, С. Н. Аммосов, А. П. Боголюбов, Н. Н. Ге, К. Ф. Гун, Л. Л. Каменев, Ф. Ф. Каменский (скульптор), М. К. Клодт, М. П. Клодт, И. Н. Крамской, В. М. Максимов, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин.), показавших 47 произведений. Были представлены все жанры - исторический, бытовой, пейзажный, портретный.

В своем письме молодому художнику Васильеву, вынужденному по болезни жить в Крыму, Крамской писал: «Теперь поделюсь с Вами новостью. Мы открыли выставку…, и она имеет успех, по крайней мере, Петербург говорит весь об этом. Это самая крупная городская новость, если верить газетам. Ге царит решительно, затем Перов и даже называют Вашего покорного слугу. Пейзаж Саврасова есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но это все деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах»«.

Первая выставка ТПХВ произвела небывалое впечатление и вызвала очень большой по тому времени приток зрителей. Выставка была воспринята как программное выступление художников-демократов; печать приветствовала именно его просветительный, идейно-демократический характер, активность вторжения художников в жизнь, связь их с освободительным движением.

После Петербурга выставка переехала в Москву, затем в Киев и Харьков. В дальнейшем выставки передвижников проводились ежегодно во многих городах России, а последняя, 48-я, состоялась в Москве в 1923 г. […]

В 1870-80-е гг. деятельность Товарищества достигла наивысшего расцвета. Оно объединяло почти все наиболее талантливые художественные силы страны. […].

КРИТИК В.В. СТАСОВ О ВЫСТАВКЕ ПЕРЕДВИЖНИКОВ

«Самая большая художественная новость в настоящее время в Петербурге - передвижная выставка. С какой стороны на нее ни посмотришь, везде она является чем-то особенным и небывалым: и первоначальная мысль, и цель, и дружное усилие самих художников, которым никто извне не задавал тона, и изумительное собрание превосходных произведений, в числе которых блещет несколько звезд первоклассной величины, - все это не слыхано и не видано, все это новизна поразительная.

Кому еще недавно могло притти в голову, что настанут - и настанут даже очень скоро - такие времена, когда русские художники не захотят более ограничиваться одним личным своим делом, не захотят более сидеть только по своим мастерским, вынося оттуда по временам картины и статуи, чтобы их продать, и потом снова запираясь в мастерские, - далекие для света, глухие ко всему, что в нем творится, и не знающие, как в нем бьется жизнь; что они, эти художники, которых всякий представлял себе беззаботными гуляками, наивными ребятами, знавшими только «божественного Рафаэля» и будущего покупщика, занятыми только гипсовым Геркулесом и своею картиной, или туманными разглагольствованиями с товарищем об «идеале» и «искусстве», - что они вдруг бросят свои художественные норы и захотят окунуться в океан действительной жизни, примкнуть к его порывам и стремлениям, задумаются о прочих людях, своих товарищах! Не раз, правда, приходило это иным в голову, и мы сами, пишущие эти строки, не раз призывали к этому наших художников, пробовали наметить им их задачу; но никто, конечно, не думал, что так скоро художники откликнуться на призыв и, кроме палитры и резца, возьмут еще и общее, и свое собственное дело в руки.

Всего важнее нам кажется именно последнее - решимость художников соединиться, образовать свою собственную среду и массу […]».

ДЕНЕЖНЫЕ ПРЕМИИ И НАГРАДЫ В ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ

Учащиеся Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств ежегодно принимали участие в конкурсе на соискание денежных премий и наград. Премий три: 100, 75 и 50 рублей. Наград две: 25 и 15 рублей. Работы предоставлялись под девизами, на собственные темы. Конкурс проводился два раза в году: в январе и в апреле.

ЗОЛОТЫЕ ИМЕННЫЕ МЕДАЛИ, УЧРЕЖДЕННЫЕ НА ПОЖЕРТВОВАННЫЕ КАПИТАЛЫ:

В конце учебного года двум ученикам архитектурного отделения, показавшим отличные успехи в механике, выдавались по постановлению Совета золотые медали имени Н.А. Демидова (медаль учреждена 9 января 1771 г.).

Осенью в октябре проводились три конкурса на золотые медали:

1. Золотая медаль имени А.Ф. Ржевской (учреждена 29 января 1771 г.) присуждалась за работу по заданию Академического совета: для живописцев – голова красками в натуральную величину, для скульпторов – круглая голова в натуральную величину.

2. Золотая медаль имени Лебрен (учреждена 18 марта 1843 г.). Почетная вольная общница Императорской Академии художеств французская подданная, художница Виже-Лебрен по смерти завещала по 100 франков ежегодно "на выбитие золотой медали с надписью на одной стороне "В воспоминание признательной Лебрен", с другой стороны – с палитрой с кистями, осененной солнечными лучами для награды одного из учеников по классу живописи за написанную голову, особенно выразительную".

3. Золотая медаль имени А.А. Иванова, учрежденная в 1906 г. коллежским асессором А.С. Раевским в ознаменование столетия со дня рождения художника А.А. Иванова […] присуждалась не только "ученикам Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств, но и вольнослушателям за отличающийся безукоризненной правильностью рисунка и живостью красок этюд человеческой фигуры под открытым небом (безразлично – одетой или обнаженной, целой или бюстом, любого размера)".

Учредители этих медалей вносили в Академию значительные капиталы, с которых на награды расходовалась только часть процентов, а основной капитал с годами увеличивался. Так, капиталы Ржевской и Демидова, составлявшие 2000 рублей в 1771 году, к 1 января 1914 года составляли 5448 рублей 62 копейки, капитал А.Ф. Раевского, составлявший 1000 рублей в 1906 году, к 1 января 1914 года составлял 1286 рублей 58 копеек и т.п.

ПОСОБИЯ И СТИПЕНДИИ:

На основании прошений по постановлению Совета училища "недостаточным учащимся" выдавались пособия в сумме от 10 рублей. Количество выдаваемых пособий определялось необходимостью.

Ежегодно в ноябре Совет присуждал наиболее прилежным и успевающим учащимся 43 стипендии, общая сумма которых составляла 12 904 рубля. Стипендии выдавались только на 1 год, по истечении которого Совет училища в зависимости от успешности занятий стипендиата либо продлевал стипендию, либо передавал более достойному.

Наиболее значительными стипендиями были: Е.И.В. Государя Императора, Царства Польского, Министерства государственных крестьян, а также стипендии со вкладов жертвователей, например:

Стипендия имени профессора Императорской Академии художеств И. К. Айвазовского, учрежденная в 1900 г. Феодосийским городским общественным управлением в ознаменование шестидесятилетней художественной деятельности почетного гражданина города Феодосии;

И.К. Айвазовского. "Капитал в размере 6000 рублей на вечное время хранится в Феодосийском отделении Государственного банка и проценты с него, за удержанием сбора в пользу казны, ежегодно обращаются в стипендию для возможности получить специальное образование тем юношам из числа жителей города Феодосии и его уезда, которые проявят свои выдающиеся способности в области искусства, прославившего И.К. Айвазовского. Право назначения стипендиата предоставляется Феодосийскому городскому общественному управлению";

Стипендия живописца И.А. Акимова, адъюнкт-ректора Императорской Академии художеств учреждена в 1814 г. по завещанию, в котором говорилось: "В Императорскую Академию художеств оставляю 15000 рублей, с тем чтобы из этой суммы, вечно хранящейся в банке или ломбарде, содержались три воспитанника моего имени из бедных художнических детей, коих отцы воспитывались в Академии";

Стипендия имени Н.Л. Бенуа учреждена в 1886 г. Санкт-Петербургской Городской Думой, собрание гласных которой постановило: "В ознаменование 50-летнего юбилея государственной служба члена Городской управы и гласного Городской Думы Н.Л. Бенуа и во внимание к его продолжительной и полезной для городского населения деятельности, ассигновать из городских средств ежегодно по 300 рублей на стипендию имени Н.Л. Бенуа в Императорской Академии художеств, с предоставлением самому Н.Л. Бенуа права назначения стипендиата его имени". По смерти Н.Л. Бенуа назначение стипендиата перешло к комиссии по благотворительности.

Володина С. Система поощрений в Императорской Академии художеств // Российская академия художеств. http://www.webcitation.org/67ChSzIuG

«БУНТ ЧЕТЫРНАДЦАТИ»

14 студентов-выпускников Императорской Академии художеств, во главе с И.Н. Крамским обратились к Совету академии с просьбой разрешить им самостоятельно выбрать сюжеты картин для участия в конкурсе на Большую золотую медаль. Со времени основания Академии художеств для экзаменационной работы предлагались мифологические или библейские события. Золотая медаль давала право на 6-летнюю поездку в Италию оплачиваемую государством.

«Академисты и их профессора жили в одно время, но существовали в разных регистрах. Конкурсанты хотели в своих будущих работах ответить на насущные вопросы, здесь и сейчас вставшие перед обществом. Их интересовало малое время истории. Профессора, абстрагируясь от животрепещущих проблем современности, мыслили иными временными категориями: они были озабочены проблемой создания «большого стиля» в монументальном искусстве и, хотя не были чужды творческих исканий, реализм считали делом преходящим. Они жили большим временем истории, ибо прекрасно понимали, что монументальное искусство созидается десятилетиями и переживает свое время и своих творцов, а вот творцам, к сожалению, редко удаётся дожить до завершения своего замысла. […]

Коллизия была драматическая. И у конкурсантов, и у профессоров были свои резоны, в истинности которых они были убеждены. С одной стороны, игнорирование художниками злободневных и назревших проблем современности отчуждало отечественное искусство от русского общества, превращая Академию художеств в досадный и весьма тягостный для общества анахронизм. Если художник не отвечает на волнующие зрителей вопросы, то зачем он им вообще нужен? Общество, например, сильно волновало, можно ли сечь розгами воспитанников средних учебных заведений и не будет ли это насилием над их личностью, нужны ли древние языки в реальной жизни или, может быть, вместо латыни и древнегреческого стоит изучать новые языки. Зрителей прежде всего интересовало, что изображено на полотне, а уже потом – как оно написано. Содержание картины превалировало над формой, поэтому любые творческие искания в области «большого стиля» и осознанное стремление Совета оградить высокое искусство от вторжения «низменных элементов» – всё это не могло претендовать на зрительские симпатии и интерес публики. С другой стороны, распад связи времен между учителями и учениками лишал отечественную школу монументального искусства будущего, угрожал самому факту дальнейшего существования высокого искусства, адресованного не столько современникам, сколько потомкам».

И Совет отказал своим выпускникам. Тогда 14 выпускников отказались от участия в конкурсе и попросили выдать им дипломы с присвоением звания «свободных художников», что лишало их в будущем возможных заказов, получаемых через Академию. Вышедшим из Академии были вручены дипломы классного художника II-й второй степени. О «бунте четырнадцати» было доложено императору Александру II – высочайшее повеление последовало незамедлительно. 2 декабря 1863 года министр Императорского двора генерал-адъютант граф Владимир Фёдорович Адлерберг, в чьём ведении находилась Академия художеств, направил санкт-петербургскому военному генерал-губернатору князю А.А. Суворову официальное письмо […]. Аналогичное письмо было тогда же отправлено из канцелярии Министерства Императорского двора шефу жандармов и главноначальствующему Третьего отделения Собственной его императорского величества канцелярии князю Василию Андреевичу Долгорукову. С 13 декабря 1863 года все участники «бунта четырнадцати» находились под двойным негласным наблюдением: за Артелью художников присматривала обычная городская полиция и параллельно с ней шпионили «голубые мундиры» из Третьего отделения – так тогда называли тайную политическую полицию. Это было сделано по высочайшему повелению. Однако до выстрела Каракозова в государя оставалось ещё несколько лет, и времена были «вегетарианские». Власть ограничилась надзором и не стала предпринимать никаких репрессивных мер против артельщиков». В этом же году художники объединились в «Петербургскую артель художников», дело которой впоследствии было продолжено «Товариществом передвижных художественных выставок».

Экшкут С.А., Шайка передвижников. История одного творческого союза, М., 2008. С.34–54.

Министр Императорского двора генерал-адъютант граф В.Ф. Адлерберг – санкт-петербургскому военному генерал-губернатору князю А.А. Суворову:

«Милостивый Государь Князь Александр Аркадьевич. Поименованные в прилагаемом списке тринадцать учеников Императорской Академии Художеств и один скульптор, приглашённые в Собрание Академического Совета для объяснения им программ конкурса на золотые медали 1-го достоинства, по взаимному между собою соглашению отказались участвовать в конкурсе и предпринимают ныне, как в недавнем времени дошло до моего сведения, составить особое общество, под видом занятия художествами, независимо от Академии, в противодействие начальству оной. По высочайшему повелению, имею честь сообщить об этом Вашей светлости для зависящего распоряжения о негласном наблюдении за действиями сих молодых людей и направлением составленного общества... Примите, Милостивый Государь, уверения в совершённом моём почтении и преданности». Подписал Гр. В. Адлерберг.

Экшкут С.А. Шайка передвижников. История одного творческого союза. М., 2008. С.34–35. http://bookz.ru/authors/semen-ek6tut/6aika-pe_070.html

ПЕРВАЯ ВЫСТАВКА ПЕРЕДВИЖНИКОВ В АКАДЕМИИ

29 ноября (11 декабря) 1871 г. в Петербургской Академии художеств открылась первая выставка передвижников – живописцев и скульпторов реалистического, демократического направления, входивших в крупнейшее российское творческое объединение «Товарищество передвижных художественных выставок» (ТПХВ). […]

Артель свободных художников в течение ряда лет являлась в Петербурге своеобразным художественным центром, противостоящим Академии. В конце 1869 г. Московские художники (В. Г. Перов, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов) предложили петербургской Артели соединиться вместе и образовать новое общество. В 1870 г. «Товарищество передвижных художественных выставок», идейным вдохновителем которого стал Крамской, утверждённое правительством, начало свою деятельность.

В Уставе ТПХВ говорилось, что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города («передвигать» по России), чтобы знакомить страну с русским искусством. Оба эти пункта стали определяющими в формировании принципов и стиля деятельности художников, делая искусство независимым от власти и приближая его к населению всей страны.

Первое общее собрание Товарищества состоялось 6 (18) декабря 1870 г., а первая выставка открылась 29 ноября (11 декабря) 1870 г. и действовала по 2 (14) января 1871 г. На выставке выступило 16 художников (В. Ф. Аммон, С. Н. Аммосов, А. П. Боголюбов, Н. Н. Ге, К. Ф. Гун, Л. Л. Каменев, Ф. Ф. Каменский (скульптор), М. К. Клодт, М. П. Клодт, И. Н. Крамской, В. М. Максимов, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин.), показавших 47 произведений. Были представлены все жанры – исторический, бытовой, пейзажный, портретный.

В своём письме молодому художнику Васильеву, вынужденному по болезни жить в Крыму, Крамской писал: «Теперь поделюсь с Вами новостью. Мы открыли выставку…, и она имеет успех, по крайней мере, Петербург говорит весь об этом. Это самая крупная городская новость, если верить газетам. Ге царит решительно, затем Перов и даже называют Вашего покорного слугу. Пейзаж Саврасова есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но это всё деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в "Грачах"».

Первая выставка ТПХВ произвела небывалое впечатление и вызвала очень большой по тому времени приток зрителей. Выставка была воспринята как программное выступление художников-демократов; печать приветствовала именно его просветительный, идейно-демократический характер, активность вторжения художников в жизнь, связь их с освободительным движением.

После Петербурга выставка переехала в Москву, затем в Киев и Харьков. В дальнейшем выставки передвижников проводились ежегодно во многих городах России, а последняя, 48-я, состоялась в Москве в 1923 г. […]

В 1870-80-е гг. деятельность Товарищества достигла наивысшего расцвета. Оно объединяло почти все наиболее талантливые художественные силы страны. […].

В Петербургской Академии художеств открылась первая выставка передвижников // Президентская библиотека http://www.prlib.ru/history/pages/item.aspx?itemid=752

КРИТИК В. В. СТАСОВ О ВЫСТАВКЕ ПЕРЕДВИЖНИКОВ

«Самая большая художественная новость в настоящее время в Петербурге – передвижная выставка. С какой стороны на нее ни посмотришь, везде она является чем-то особенным и небывалым: и первоначальная мысль, и цель, и дружное усилие самих художников, которым никто извне не задавал тона, и изумительное собрание превосходных произведений, в числе которых блещет несколько звезд первоклассной величины, – все это не слыхано и не видано, все это новизна поразительная.

Кому еще недавно могло притти в голову, что настанут – и настанут даже очень скоро – такие времена, когда русские художники не захотят более ограничиваться одним личным своим делом, не захотят более сидеть только по своим мастерским, вынося оттуда по временам картины и статуи, чтобы их продать, и потом снова запираясь в мастерские, – далекие для света, глухие ко всему, что в нем творится, и не знающие, как в нем бьется жизнь; что они, эти художники, которых всякий представлял себе беззаботными гуляками, наивными ребятами, знавшими только «божественного Рафаэля» и будущего покупщика, занятыми только гипсовым Геркулесом и своею картиной, или туманными разглагольствованиями с товарищем об «идеале» и «искусстве», – что они вдруг бросят свои художественные норы и захотят окунуться в океан действительной жизни, примкнуть к его порывам и стремлениям, задумаются о прочих людях, своих товарищах! Не раз, правда, приходило это иным в голову, и мы сами, пишущие эти строки, не раз призывали к этому наших художников, пробовали наметить им их задачу; но никто, конечно, не думал, что так скоро художники откликнуться на призыв и, кроме палитры и резца, возьмут еще и общее, и свое собственное дело в руки.

Всего важнее нам кажется именно последнее – решимость художниковсоединиться, образовать свою собственную среду и массу […]».

"Товарищество передвижных художественных выставок - это значительное явление в русском искусстве, возникшее во второй половине XIX века и объединившее передовых художников, выразителей прогрессивных взглядов и эстетических идей своего времени".

Появление Товарищества передвижных художественных выставок, как совершенно новой формы организации художественных выставок обусловлено рядом причин, о которых следует рассказать более подробно. Подъем общественного сознания в конце 1850-х - начале 1860-х годов привел к реформам и отмене крепостного права, что дало импульс для освобождения человеческого духа, раскрепощения личности".

В период смены общественно-экономической формации, резкого обострения социальных противоречий, не ликвидированных отменой крепостного права в 60-е года XIX века возникает "необходимость осмысления новых социальных условий современности".

В XIX веке петербургская Академия художеств оставалась центром творческой жизни страны. В XIX веке петербургская Академия художеств оставалась центром творческой жизни страны.

Это было достаточно консервативное учреждение "…с царившими здесь педагогической системой преподавания, устаревшими нормами эстетики, потерявшими связь с передовой русской художественной культурой, развивавшихся в русле просветительских идей".

К этому моменту в России начинает формироваться новая школа реалистического искусства. Многие художники затрагивают в своих работах более выразительно и широко жизнь простого человека. Именно в это время складывается национальная школа реалистической живописи со своими особенностями во многом обусловленными противоречиями общественного развития и напряженными духовными исканиями русской интеллигенции.

Характерной национальной особенностью русского критического реализма является ее ярко выраженная социальная окрашенность. Зарождение подобных противоречий между новой волной в искусстве, навеянного изменениями в политической и духовной сфере и старым установившимся миром уходящего классицизма, стало этим толчком, который вывел живопись на новую спираль развития. Рассматривая данную проблему, следует подробнее остановится на жизни дореформенной Академии, микроклимате царившем в стенах этого учреждения, созданного в 1757 году по подобию английской и французской Академий художеств. Как упоминалось выше "…законодателем в искусстве продолжала оставаться Академия художеств, требующая, как и прежде подражания классицистическим образцам, не допускающая свободы творчества.

Стремление художников сбросить с себя путы отчужденных от современной жизни представлений о художественном творчестве привело к бунту "четырнадцати протестантов", когда часть выпускников порвала с Академией художеств. Это был первый открытый протест против догматизма в искусстве. Что же представляла собою эта смелая акция, предпринятая молодыми художниками? На этот вопрос можно ответить, вспомнив предысторию данного инцидента. Разумеется, отказ писать картину на далекий от насущных проблем современности мифологический сюжет, наглядно выражал стремление вступавшего "…тогда в художественную жизнь страны нового поколения мастеров приблизить национальное искусство к современности".

Вот что об этом пишет И.Н. Крамской - в письме своему другу фотографу и художнику любителю М.Б. Тулинову: "Дорогой мой Михаил Борисович! Внимай! 9-го ноября случилось следующее обстоятельство: 14 из учеников подали просьбу о выдаче им дипломов на звание классных художников. С первого взгляда тут нет ничего удивительного. Люди свободные, вольноприходящие ученики могут когда хотят оставить занятия. Но в том-то и дело, что эти 14 не простые ученики, а люди умеющие писать на 1-ю золотую медаль. Дело вот как было: за месяц до сего времени мы подали просьбы о дозволении нам свободного выбора сюжетов, но в нашей просьбе нам отказали. Перед тем как решились подать вторую просьбу мы ходили к каждому профессору отдельно, урезонивали, просили и слышали, что просьба наша имеет основание… Одним словом каждый отдельно взятый оказывался хорошим человеком, а сойдясь вместе, опять отказывали и решили дать один сюжет историкам, и один сюжет жанристам, которые искони выбирали свои сюжеты".

Второй немаловажной частью предыстории создания Товарищества передвижных художественных выставок является существование петербургской Артели свободных художников. В 1863 году была первая Артель, ее возглавил И.Н. Крамской. И.Н. Крамской выдающийся портретист, он являлся и выдающимся теоретиком реализма, приближавшимся в ряде своих положений к материалистическому пониманию исторического процесса. В своей эстетической концепции Крамской был последователем Белинского и Чернышевского и неутомимым борцом за сплочение всех лучших сил русского искусства под знамёнами реализма. В дни "бунта" он был ещё юношей - высоким, худым, с узким разрезом пристально глядящих глаз. Но уже тогда его же сверстники видели в нем своего подлинного вожака. Сам Крамской впоследствии называл 9 ноября "единственным честно прожитым днём". Кроме первой Артели, в 1864 году создалась и вторая художественная Артель, в которую входили В.М. Максимов, в то время ещё студент Академии, П. Крестоносцев, А.А. Киселёв, Н. Кошелев, В.А. Бобров и другие. Но она распалась через два года, так как не имела в своём составе ни одного лица, обладавшего крепкой организационной хваткой.

Санкт-Петербургская Артель художников была достаточно самостоятельной организацией, члены которой стремились построить свой жизненный уклад по принципу коммуны. Но по мере спада революционной ситуации, со временем должна была сказаться утопическая природа данной организации. Артель имела свой устав, цели и задачи существования. Согласно ему цель Артели заключалась в том: "…во 1-х, чтобы соединить трудами, упрочить и обеспечить свое материальное положение и дать возможность сбывать свои произведения публике /…/ и во 2-х, что бы открыть прием художественных заказов по всем отраслям искусства".

Через некоторое время Артель сдает свои позиции и превращается в мастерскую, которая принимала казенные и частные заказы на выполнение портретов, исполнение церковных росписей и всякого рода иных декоративных поделок. По прошествии некоторого времени деятельность Артели стала заметно угасать. Отчасти данному обстоятельству "способствовал" уход из нее И.Н. Крамского. Характеризуя деятельность данной организации можно сделать следующие выводы: Во-первых, беда Артели заключалась в том, что она сбилась только на выполнение выгодных заказов "… не ставя перед собой выполнение принципиальных задач".

Во-вторых, эти объединения, сыграв, безусловно, "…позитивную роль, полностью себя не оправдали".

Но все-таки, это были попытки образования самостоятельных творческих союзов. Между тем на место Артели художников выступает новое сообщество художников. Инициатором его выступает Г.Г. Мясоедов, пенсионер Академии художеств, окончившие ее за год до "бунта четырнадцати протестантов".

"Григорий Григорьевич Мясоедов (1835-1911) Учился в Петербургской академии художеств у Т.А. Неффа, А.Т. Маркова. Живописец. Пенсионер Академии во Франции, Италии, Испании. Академик. Один из организаторов Товарищества передвижных художественных выставок. Оказывал творческую и методическую помощь художественным школам на Украине и в Татарии".

Г.Г. Мясоедов до 1869 года проживал в Италии. Там он сблизился с Н. Ге. Беседы о дальнейшем развитии русской живописи и русского искусства и подсказали идею создания нового типа художественно-выставочного объединения. Зная о существовании Артели, побывав на одном из ее "четверговых собраний", Мясоедов понял, что она уже сыграла свою роль, очень полезную и важную как первая независимая художественная организация, существовавшая без помощи Академии."

Тогда уже он понял, что модель организационного строения Артели была очень узкой, потому что включала в свой состав небольшую группу петербургских художников. По приезду в Москву Г.Г. Мясоедов знакомится с достаточно известными к тому времени художниками: Перовым, Прянишниковым, пейзажистами Саврасовым и Каменевым. В беседе с ними рождается идея создания Товарищества передвижных художественных выставок России. Начинается упорная и кропотливая работа по осуществлению этого замысла. Дальнейшая судьба русской демократической живописи будет связана с деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок. Возвратившись зимой 1868-1869 года из Италии Г.Г. Мясоедов "… бросил в Артель мысль об устройстве выставок каким-либо кружком художников".

Артель с большим интересом и сочувствием приняла эту новую мысль. Это был не только выход из сложившегося положения, но и огромный шаг вперед. В 1869 году Санкт-Петербургская Артель и группа московских художников: Перов, Прянишников, Маковский, Саврасов и другие, решили объединиться. Иван Николаевич Крамской позже напишет: "я призвал товарищей расстаться с душной курной избой и построить новый лом, светлый и просторный. Все росли, всем становилось уже тесно…"

Но данный замысел нужно было осуществить. Необходим был устав, регламентирующий деятельность этой организации, и который бы придал ей официальный статус. После длительной и кропотливой работы Мясоедов выносит на обсуждение в среде московских художников первый проект устава Товарищества передвижных художественных выставок. Один экземпляр был направлен в Италию Крамскому и Ге, а второй в Санкт-Петербург в Артель. Крамской и Ге, вернувшись из Италии, начинают активно пропагандировать идею Мясоедова в среде артельщиков. Устав необходимо было утвердить законным путем. "Это испугало некоторых артельщиков, которые забыли о своем бунтарском прошлом, боялись осложнить отношения с Академией и официальными кругами".

Новизна идеи данной организации заключалась в том, чтобы, говоря словами Н.А. Ярошенко "… вывести искусство из тех замкнутых теремов, в которых оно было достоянием немногих и сделать достоянием всех…"

Желание приблизить народ к искусству для художников 60-70-х годов было теснейшим способом связано с идейно воспитательными задачами. Деятельность художника рассматривалась как общественное служение. И сюжеты и изобразительный язык они старались сделать доходчивыми и понятными для каждого…"

В этот период в среде художников идет обсуждение не только проекта будущего устава Товарищества, но и самой формы организации. Какой она будет? Учредители Товарища в конечном итоге останавливаются на передвижной форме выставочной деятельности. Хотя уже сразу стало ясно, что это будет гораздо обременительнее и труднее. Делу организации передвижных выставок весьма способствовало осознание того, что повсеместно появился демократически настроенный зритель, заинтересованный в развитии именно реалистического направления в искусстве. Задача данной организации была сформулирована вполне конкретно: "создание такого рода объединения, которым управляли бы сами художники, сплоченные общностью идейных и творческих устремлений и которое взялось бы решить их материальные проблемы, способствуя реализации произведений ".

23 ноября 1869 года инициативное ядро московской группы художников направляет предложение в Артель с просьбой объединиться с целью устройства "подвижных выставок (слово передвижных появилось позже). К данному письму приложен Устав, который выносился в артели "… на общее рассмотрение, при участии лиц, которых вы найдете полезным пригласить, вы могли бы довести его до надлежащей полноты и в этом виде доставить нам копию с него".

Так же в письме упоминается о "…собрании подписей тех, которые пожелали бы участвовать в делах Товарищества, хлопотать об утверждении устава

Послание подписали 23 московских художника: Г. Мясоедов, В. Перов, Л. Каменев, Л. саврасов, В. Шервуд, И. Прянишников, Н. Ге, И. Крамской, К. Лемох, Васильев, А. Волков, М. Клодт, Н. Дмитриев-Оренбургский, К. Трутовский, Н. Сверчков, А. Григорьев, Ф. Журавлев, Н. Петров, В. Якоби, А. Корзухин, И. Репин, И. Шишкин, А. Попов. В оригинале этого документа шло примечание: "Не могущие явиться могут давать письменные доверенности или выражать свои мысли перепиской."

После обсуждения этого предложения на общем собрании петербургской Артели часть художников дала согласие и подписала письмо. Так была достигнута договоренность об основании новой организации. Анализируя данный период истории передвижничества, нужно сказать, что само зарождение идеи создания подобной организации и огромное усердие приложенное по достижению своей цели, приложенное художниками, ознаменует начало новой эпохи в художественной жизни России второй половины XIX века. Годом основания Товарищества передвижных художественных выставок стал 1869 год. Организация подобного характера не имела аналогов не только в России, но даже в более просвещенных странах Европы. С необычайной энергией и страстностью взялся за новое дело И.Н. Крамской. "Если Г.Г. Мясоедов был главным инициатором Товарищества, то признанным идейным руководителем его стал И.Н. Крамской, как его критик, теоретик, публицист". Немало сил и искреннего увлечения в дело Товарищества привнес Н.Н. Ге.

Переходя, непосредственно, к деятельности Товарищества возникает вопрос, - существует ли связь между этими тремя историческими событиями: "бунтом четырнадцати", существованием Артели и созданием новой выставочной организации? Надо сказать, что формально петербургская Артель, как организация в создании Товарищества не участвовала. В последствие неоднократно возникали вопросы о связи между "четырнадцатью бунтарями" и передвижниками. Теперь в свете исторической перспективы, ясно, что по своей сути, идейной направленности, по художественной программе передвижники в период возникновения Товарищества выступали как продолжатели Артели. И то обстоятельство, что Крамской в обоих случаях играл руководящую роль говорит о прямой преемственности".

В основу первого проекта устава был положен первоначальный вариант его, написанный Г.Г. Мясоедовым. Претерпевший в процессе редактирования некоторые изменения он имел следующие разделы.

Раздел I. Цель устава: "Основание Товарищества подвижной художественной выставки имеет целью: доставление обитателям провинции возможности следить за успехами русского искусства. Этим путем Товарищество старается расширить круг любителей искусства, откроет новые пути для сбыта художественных произведений".

Из данного раздела становится ясна форма выставочной деятельности и материальный фактор заинтересованности художника.

Второй раздел оглашает права новой организации: "Товарищество имеет право устраивать выставки художественных произведений во всех городах Российской империи". В дальнейшем мы узнаем. что выставки производились не только в Росси, но и за ее пределами.

Третий раздел говорит о составе и членстве в данной организации: "Членами Товарищества могут быть художники, не оставившие занятий, все члены Товарищества должны быть действительными членами". Эта формулировка определяет творческий характер данного художественного союза, поскольку продолжение гласит: "… Картины, долженствующие составить выставку, должны быть написаны для нее (т.е. неизвестные публике)…".

Следующий раздел "О вступлении". В данную организацию могли вступить как достаточно известные художники, так и "… неизвестные Товариществу представляют свои работы на годичное общее собрание и по принятии их картин на выставку записываются членами Товарищества".

Это собрание было своеобразным экзаменом, который помог выявить действительно талантливых художников и исключить возможные случайности. Об обязанностях членов Товарищества мы узнаем из следующего пункта, здесь же оговариваются обязанности экспонентов, по организационным и творческим моментам деятельности. Из пятого раздела видно: когда, как, где собиралось общее собрание и какие полномочия оно несло "… рассматривает действия управления... делает проверку приходно-расходных книг, избирает новых членов правления, принимает в члены правления товарищества…, назначает срок будущей выставки и производит раздел сумм, подлежащих разделу".

Анализируя данный пункт можно прийти к выводу, что деятельность Товарищества и его организация, были достаточно демократичны.