Что такое мораль кратко и понятно. Значение слова Мораль по Ожегову

Каковы характерные признаки морали? Понятие морали - это целая система норм и правил, которыми регулируется происходит нравственное взаимодействие между отдельными индивидами, согласно общепринятой системе ценностей. Благодаря моральным взглядам, человек получает возможность отличать добро от зла.

Как формируется мораль?

По какому признаку мы узнаем мораль? Мораль затрагивает все Понятие о нравственности дает возможность согласовывать личные интересы с социальными. Признаки морали человек осознает в ходе становления личности в условиях общества. Сначала индивид познает нормы нравственности в ходе воспитания, стараясь совершать правильные поступки, подражая старшим, более опытным людям. Затем, по мере взросления, происходит осмысление собственных действий в соответствии с общепринятыми суждениями, установленными в обществе.

Признаки морали

Мораль как способ активного участия в социальной жизни отличается характерными признаками. Всего выделяют три признака морали:

  1. Всеобщность - требования норм, принятых в социальной среде, едины для всех ее членов.
  2. Добровольный характер - поступки, что соответствуют моральному поведению, выполняются индивидами не принудительно. В данном случае в действие вступает воспитание, личные убеждения, совесть. На добровольное совершение нравственных поступков влияет общественное мнение.
  3. Всеохватывающий характер - мораль затрагивает любую деятельность человека. Нравственные поступки естественным образом проявляются в общении, творчестве, общественной жизни, науке, политике.

Функции морали

По какому признаку мы узнаем является в первую очередь способом гибкого изменения поведения индивидов в ходе социальной жизни. Это является ее По мере возникло множество прочих решений для стимуляции «правильных» действий людей: административные наказания, правовые нормы. Однако мораль по сей день остается уникальным явлением. Ее проявление не требует подкрепления со стороны карательных органов либо специальных учреждений. Регулирование морали осуществляется благодаря активизации нервных связей, которые сформировались в процессе воспитания человека и соответствуют принципам поведения в обществе.

Что является отличительным признаком морали? Еще одной ее функцией является оценка мира с точки зрения гуманного поведения. В какой-то мере мораль способствует развитию и созданию общностей индивидов. Проявление оценочной функции заставляет человека анализировать, как меняется окружающий мир, в зависимости от совершения тех или иных поступков.

Еще одна важная функция морали - воспитательная. Концентрируя в себе положительный опыт предыдущих эпох, нравственность делает его достоянием следующих поколений. Благодаря этому индивид получает возможность обрести правильную социальную ориентацию, которая не противоречит общественным интересам.

Какая наука изучает мораль?

Признаки морали, ее функции, развитие в обществе изучает специфическая отрасль философии - этика. Эта наука исследует, на основе чего происходило зарождение морали в социальной среде, как она развивалась в историческом контексте.

Основными проблемами этики являются следующие:

  • определение смысла жизни, назначение человечества и роль каждого отдельного индивида;
  • относительный характер добра и зла, их критерии в различных исторических эпохах;
  • поиск способов для реализации справедливости в социальной жизни людей.

В целом же под этикой следует понимать совокупность моральных принципов, что являются общепринятыми в конкретном обществе либо отдельных социальных группах. Например, выделяют такое понятие, как что включает в себя ответственность за определенную деятельность.

Как формировалась мораль в историческом контексте?

На протяжении существования цивилизованного общества признаки морали оставались неизменными. Это стремление к совершению и воздержание от зла, забота о близких людях, стремление к достижению общественного блага. Существует широкий ряд общечеловеческих норм поведения, которые действуют независимо от положения индивида в обществе, религиозной и национальной идентичности. Впрочем, некоторые формы морали подверглись эволюции на протяжении исторического развития общества:

  1. Табу - жесткие ограничения, которые накладывались в определенных социальных сообществах на совершение конкретных действий. Нарушение запретов было связано в сознании индивидов с угрозой личной безопасности со стороны других людей либо сверхъестественных сил. Указанный феномен в определенных культурах действует до нашего времени.
  2. Обычаи - повторяющиеся нормы поведения, что поддерживаются под влиянием общественного мнения. Необходимость выполнять многочисленные обычаи особенно велика в традиционных культурах, однако постепенно уходит в небытие в высокоразвитых странах.
  3. Моральные правила - идеалы, которые регулируют поведение индивида. В отличие от обычаев и табу, требуют от человека сознательного выбора.

В заключение

Вот мы и выяснили, что является отличительным признаком морали, ответили на прочие вопросы. Напоследок стоит отметить, что в цивилизованном обществе мораль неразрывно связана с понятием о праве. Обе системы накладывают на индивида необходимость соответствовать определенным стандартам поведения, ориентируют человека на соблюдение порядка.

А что категорически запрещено. Эти правила не обязательно имеют юридическую силу. Нарушивший их не всегда подвергается наказанию со стороны государства и его структур, но может стать изгоем в обществе. В этих случаях говорят, что человек нарушил моральные принципы, принятые в его среде. Яркий несовпадения законов с моральными принципами - дуэли, с помощью которых дворянства в прошлом решали многие споры. Законодательством такие поединки во многих странах были запрещены, однако отказ от дуэли в глазах данного сословия зачастую был проступком гораздо более серьезным, чем нарушение закона.

Понятие морали сформировалось в Древней Греции. Моралью Сократ называл науку о человеке, в противовес физике, которая занималась явлениями природы. Эта часть философии, которая старается ответить на вопрос об истинном предназначении человека. Это пытались еще . Согласно определению эпикурейцев и гедонистов, истинной целью существования человека является счастье. Стоики выработали свою концепцию и определили эту цель как добродетель. Их позиция нашла свое отражение во взглядах философов более поздних эпох - например, Канта. Позиция его "философии долга" основана на том, что человек не может быть просто счастлив, он должен заслужить это счастье.

Существуют идеальная и реальная морали, и вторая не всегда совпадает с первой. Например, основой христианской морали являются десять заповедей. В идеале им должен следовать каждый христианин. Однако многочисленные войны, в том числе и религиозные, являлись явным нарушением запрета убивать. В каждой воюющей стране и другие моральные нормы, которые более соответствовали потребностям общества в конкретную . Именно они, в сочетании с заповедями, и являли собой реальную . Современные философы рассматривают мораль как способ сохранения того или иного общества. Задача ее - снижение конфликтности. Она в первую очередь рассматривается как теория общения.

Моральные принципы каждого конкретного человека формируются в процессе воспитания. Ребенок усваивает их в первую очередь от родителей и других окружающих его людей. В некоторых случаях усвоение моральных норм происходит в процессе адаптации человека с уже сложившимися взглядами к другому обществу. С этой проблемой постоянно сталкиваются, например, мигранты.

Наряду с общественной моралью существует и индивидуальная. Каждый человек, совершая тот или иной поступок, оказывается в ситуации выбора. На него оказывают влияние самые разные факторы. Подчинение моральным нормам может быть чисто внешним, когда человек совершает какое-то действие только потому, что так принято в его среде и его поведение вызовет симпатию у окружающих. Подобную мораль Адам Смит определял как мораль чувства. Но побуждение может быть и внутренним, когда добрый поступок вызывает у совершившего его ощущение гармонии с самим собой. Это - один из принципов морали вдохновения. Согласно Бергсону, поступок должен быть продиктован собственной природой человека.

В литературоведении нередко под моралью понимают вывод, который следует из описания. Например, мораль существует у

Мораль - это общепринятые представления о добре и зле, правильном и неправильном, плохом и хорошем. Согласно этим представлениям возникают моральные нормы поведения человека. Синоним морали - нравственность. Изучением морали занимается отдельная наука - этика .

Мораль имеет свои характерные черты.

Признаки морали:

  1. Всеобщность моральных норм (то есть на всех действует одинаково, независимо от социального положения).
  2. Добровольность (никто не принуждает соблюдать моральные нормы, так как этим занимаются такие нравственные принципы как совесть, общественное мнение, карма и другие личные убеждения).
  3. Всеохватность (то есть моральные правила действуют во всех сферах деятельности - и в политике, и в творчестве, и в бизнесе и т.д.).

Функции морали.

Философы выделяют пять функций морали :

  1. Оценочная функция разделяет поступки на хорошие и плохие по шкале добро/зло.
  2. Регулятивная функция разрабатывает правила и нормы морали.
  3. Воспитательная функция занимается формированием системы моральных ценностей .
  4. Контролирующая функция следит за выполнением норм и правил.
  5. Интегрирующая функция поддерживает состояние гармонии внутри самого человека при совершении тех или иных поступков.

Для обществознания ключевыми являются первые три функции, так как именно они играют основную социальную роль морали .

Нормы морали.

Норм морали было написано много за всю историю человечества, но основные из них появляются в большинстве религий и учений.

  1. Благоразумие. Это способность руководствоваться разумом, а не порывом, то есть думать, прежде чем делать.
  2. Воздержание. Касается не только брачных отношений, но и еды, развлечений и прочих удовольствий. Издревле обилие материальных ценностей считается тормозом для развития духовных ценностей . Наш великий пост - одно из проявлений этой моральной нормы.
  3. Справедливость. Принцип «не рой яму другому, сам попадешь», который направлен на развитие уважения к другим людям.
  4. Стойкость. Умение переносить неудачи (как говорится, что нас не убивает, делает нас сильнее).
  5. Трудолюбие. Труд всегда поощрялся в обществе, поэтому эта норма закономерна.
  6. Смирение. Смирение - это умение вовремя остановиться. Это родственница благоразумия с упором на саморазвитие и самосозерцание.
  7. Вежливость. Вежливые люди всегда ценились, так как худой мир, как известно, лучше доброй ссоры; а вежливость - основа дипломатии.

Принципы морали.

Моральные принципы - это моральные нормы более частного или конкретного характера. Принципы морали в разные времена в разных сообществах были разными, соответственно разным было и понимание добра и зла.

Например, принцип «око за око» (или принцип талиона) в современной морали далеко не в почете. А вот «золотое правило морали » (или принцип золотой середины Аристотеля) совершенно не изменился и по-прежнему остается моральным руководством: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (в Библии: «возлюби ближнего своего»).

Из всех принципов, которыми руководствуется современное учение о морали, можно вывести один главный - принцип гуманизма . Именно гуманностью, состраданием, пониманием можно охарактеризовать все остальные как принципы, так и нормы морали.

Мораль затрагивает все виды человеческой деятельности и, с точки зрения добра и зла, дает понимание того, каким принципам следовать в политике, в делах, в обществе, в творчестве и т.д.

нравственность, совокупность норм и принципов поведения человека по отношению к обществу и др. людям; древнейшая форма общественного сознания; соц. институт, выполняющий функции регулирования поведения человека. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. д. В отличие от права исполнения требований М.санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественные оценки, одобрения или осуждения). М. выступает как основа содержания нравственного воспитания личности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МОРАЛЬ

лат. moralis - относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам, от mos, мн. ч. mores-обычаи, нравы, поведение), общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной и счастливой жизни; предмет изучения этики. Термин «М.» возник по аналогии с др.-греч. понятием этики: от слова mos Цицерон, ссылаясь на опыт Аристотеля, образовал прилагательное moralis, к-рое характеризовало качества, добродетели, относящиеся к темпераменту человека, его способность руководствоваться в своем поведении указаниями разума и гармонично строить свои отношения с др. людьми. В 4 в. из этого прилагательного сформировалось существительное moralitas, к-рое, как и греч. слово «этика», содержало два смысла - определенная совокупность человеческих добродетелей и изучающая их наука. Впоследствии этикой стали называть по преимуществу науку, а понятие М. закрепилось за самим феноменом, являющимся предметом науки этики. В ряде европ. языков наряду с лат. термином «М.» появились собств. обозначения, напр. в рус. яз. - «нравственность» (в разговорной речи понятия этики, М. и нравственности употребляются как частично взаимозаменяемые).

М. представляет собой единство двух характеристик. Во-первых, она выражает потребность и способность людей объединяться, кооперироваться и жить мирной совм. жизнью по законам, обязательным для всех. Взаимоотношения людей всегда предметны и предметно многообразны. М. есть то, что остается в человеческих отношениях после исключения всего конкретного и предметно обусловленного содержания - их обществ. форма.

Во-вторых, М. основывается на автономии человеческого духа. Утверждение всеобщего братства М. связывает со свободным выбором личности и ее самоутверждением. Возвышение человека до уровня рода оказывается вместе с тем его самоопределением.

Т. о., М. - это сознание обязанности человека перед др. людьми (имеется в виду не просто совокупность каких-то конкретных обязанностей, а именно изначальное понимание обязанности в широком смысле, делающее возможным выполнение человеком отд. определенных обязательств). В М. человек, по выражению И. Канта, «подчинен только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству» (Кант И., Соч. т. 4, ч. 1, с. 274).

Сущность М., связанная с идеями все-человечности и личности, воплощена в одной из самых древних моральных заповедей, получившей название «золотого правила» нравственности: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отноше нию к тебе».

М. не является последней высш. духовной реальностью в жизни человека. Высш. цель человеческой деятельности, названная в древней философии высш. благом, осмысливалась в истории культуры как всемирный разум, единый бог, личное счастье и др. По отношению к высш. благу М. выступает связующим звеном между ним и живыми, грешными людьми, но ее, конечно, нельзя относить только к средствам достижения высш. цели, т. к. М. непосредственно входит в содержание высш. блага. Так, напр., принято считать, что М. приближает человека к богу, вмеде с тем она рассматривается и как порождение бога; добродетель ведет человека к счастью, но и само счастье немыслимо без нее. Добродетель есть и путь к счастью, и существенный элемент счастья.

По отношению к человеческому индивиду М. является целью, перспективой его самосовершенствования, требованием. Ее содержание выражается в форме норм и оценок, к-рые имеют всеобщий, обязательный для всех людей характер, претендуют на абсолютность (направляют сознание и регулируют поведение человека во всех сферах жизни - в труде, в быту, в политике, в личных, семейных, внутригрупповых, междунар. отношениях и т. п.). Моральные принципы поддерживают (или, наоборот, требуют изменить) определенные устои, строй жизни, М. относится к осн. типам нормативной регуляции действий человека (таких, как право, обычаи, традиции и др.), но имеет Значит. отличия от них. Напр., в праве предписания формулируются и претворяются в жизнь спец. учреждениями, нравств. требования складываются в практич. жизни, в стихии человеческого общежития. Нормы М. воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, влияний и оценок обществ. мнения, воспитываемых в человеке убеждений и побуждений. Моральной регуляции не свойственно разделение субъекта и объекта. Соблюдая ее нормы и вынося моральные оценки, человек поступает так, как если бы сформулировал их сам, - объект М. является в то же время ее субъектом. Моральные нормы опираются на духовные санкции и авторитеты (угрызения совести, красота нравств. поступка, сила личного примера и т. д.). Исторически сложились специфич. системы М. (напр., конфуцианская, христианская, аристократическая, мещанская, пролетарская и др.), имеющие мировоззренч. определенность. М. отражает потребности человека и общества, основанные на обобщении опыта мн. поколений, а не ограниченные частными обстоятельствами и интересами. Она содержит гуманистич. перспективу развития человечества. М. определяет критерии оценки человеческих целей и средства их достижения.

Нормы М. получают идейное выражение в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать в разл. ситуациях. Наряду с «золотым правилом» нравственности сложились общегуманистич. принципы: «не убий», «не лги», «не кради». Сила и оправдание моральных предписаний, всегда безусловных по форме и крайне суровых по содержанию, состоит в том, что человек должен прежде всего обращать их к себе и только через собств. опыт предъявлять другим. В М. оцениваются не только практич. действия людей, но их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим в моральной регуляции особую роль приобретает формирование в каждом человеке способности относительно самостоятельно определять свою линию поведения без внеш. контроля, опираясь на такие этич. категории, как совесть, чувство личного достоинства, честь и т. п.

М. задает личностный образ гармоничных обществ. отношений. Адекватной формой моральной регуляции является саморегуляция, моральной оценки - самооценка, морального воспитания - самовоспитание. Осн. категории М.: добро (в противоположность злу), долг и совесть. Добро выражает нацеленность М. на идеал человечности, долг - ее императивный характер, а совесть - интимно-личностную природу.

Проблема сущности и специфики М. - одна из центральных в этич. науке. Она не имеет единственного и бесспорного решения. Осмысление М. органически входит в процесс определения человеком собств. моральной позиции. Теоретич. споры в отеч. этич. науке стимулированы необходимостью преодоления вульгар-но-социологич. схем и идеологич. штампов в этике, осознанием того факта, что М. с ее ценностями коллективизма, любви к ближнему, терпимости является основой духовности и культуры человека. Опыт тоталитарных социальных систем свидетельствует, что отрицание общечеловеческой М. ведет к кризису общества и личности. В условиях развития совр. цивилизации, с увеличением потенц. опасностей, угрожающих существованию человечества, с возрастанием степени риска человеческой деятельности, наносящей вред окружающей среде, ответственное отношение к М., признание приоритета общечеловеческих ценностей является выбором, не имеющим разумной альтернативы. Борьба и конфронтация между людьми, обусловленные различиями интересов, мировоззренч. пристрастиями и обществ.-полит. целями, допустимы и могут быть исторически целесообразны и продуктивны только в границах и формах, определенных в их элементарном и всеми признаваемом содержании.

Лит.: Аристотель, Никомахова этика, Соч. в 4 тт. т. 4, М., 1983; Кант И., Основы метафизики нравственности, Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965; мур ДжПринципы этики, пер. с англ., М., 1984; Дробниц-кий О. Г., Понятие морали, М. 1974; Гусейнов А. А., Мораль, в кн.: Общественное сознание и его формы, М. 1986. А. А. Гусейнов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

В регуляции поведения человека, межличностных и социальных отношений играют роль многие факторы, одним из которых является мораль.

Некоторые ценности и нормы могут немного варьироваться в зависимости от эпохи, народа, класса или общества.

Но все же принципы морали остаются неизменными практически во все времена и во всех уголках земного шара: не убивать, не воровать, не лгать, не делать другим того, чего не желаешь себе.

Что такое мораль

Мораль - это система общепринятых норм поведения, направленных на улучшение и регуляцию отношений между людьми. Определение термина принадлежит древнеримскому философу Цицерону.

Главные вопросы, на которые отвечает мораль, связаны с пониманием добра и зла. Что можно и нужно делать, а чего нельзя? За что люди уважают друг друга, а за что - нет? Другими словами - это свод негласных правил о том, как нужно жить, существующих для того, чтобы люди оставались людьми.

Из сказанного выше ясно, что мораль является предметом изучения этики. Зачастую эти два понятия воспринимают как синонимы. Различаются же они тем, что последняя больше относится к теории, а первая - к практике.

Существует этика общепринятая и отдельных эпох и профессий (журналистская, медицинская и т. д.).

Теории метаэтики

Селия Грин выделяет два типа морали:

  • территориальный и
  • племенной, или народный.

Территориальная мораль парадоксальна тем, что люди в ней разделены на «своих» и «чужих» якобы с целью выживания. При этом необъяснимым является факт гостеприимства к «чужим».

Функции морали

К основным функциям морали относятся:

  • Воспитательная - формирует правильный взгляд на жизнь, способна влиять на человека вне зависимости от его возраста. Воспитательная функция является одной из главных в процессе становления личности.
  • Регулятивная - диктует основные нормы поведения в обществе.
  • Оценочная - дает понимание всего происходящего с позиции разделения на добро и зло. Отвечает на вопросы: Что нужно и чего нельзя делать? Как необходимо поступать в разных ситуациях? За какие поступки хвалят, а за какие - осуждают?
  • Контролирующая - позволяет делать вывод о нравственности действий и контролировать их со стороны совести и социума .
  • Интегрирующая - объединяет всех общими моральными устоями, ее задачей является сохранность единства и мира в обществе, а также духовности каждого.

Структура морали

Важная ниша в структуре морали - система ценностей, состоящая из совокупности общественных и индивидуальных нравственных взглядов и идеалов.

Ценности делятся на первостепенные, имеющие самый высокий уровень значимости, и второстепенные.

Высшая ценность - жизнь человека, его отношение к ближним и к миру в целом. Относительно этого ориентира и выстраивается весь иерархический ценностный ряд : любовь, мирное сосуществование, альтруизм, честность, ответственность, храбрость, стремление к самосовершенствованию, трудолюбие и др.

Следует заметить, что эта иерархия может меняться в процессе развития личности - например, подростки, не осознавшие в полной мере значимости своих действий, могут пойти на какое-либо преступление и нанести вред жизни других людей только лишь ради одобрения своих сверстников. Или например чувство ответственности - оно также проявляется с разной силой, в зависимости от возраста, семейного положения и занимаемого места в обществе.

Правильную систему ценностей важно формировать еще в детстве, убеждая словом и личным примером.

В обществе пропагандируется идеализированная ценностная система, то есть та, при следовании которой человек будет совершать как можно меньше ошибок в отношениях с другими. Однако каждый имеет право выбирать - следовать этой системе или же быть приверженцем другой, если она, конечно, не переходит границы правовых норм. Данное решение называется моральным выбором.

Моральные устои

Понятие устоев подразумевает определенные взгляды на то, каким должно быть поведение человека в разных сферах его жизни - как подобает вести себя в семье (взаимоуважение, доверие, любовь и т. д.), на работе (вовремя приходить, честно выполнять порученные задания, быть вежливым с сотрудниками и начальством), с родственниками, друзьями (помогать и выручать в трудных ситуациях, всячески поддерживать), со знакомыми и незнакомыми людьми (быть вежливыми, тактичными и доброжелательными). Здесь приведен идеалистический пример устоев. На самом же деле, далеко не всем людям близки данные взгляды и нормы поведения.

Также в систему моральных устоев включаются понятия о предпринимаемых действиях в различных жизненных ситуациях, например: перевести через дорогу бабушку или уступить место в общественном транспорте и т. д.

Устои развиваются и могут немного изменяться на протяжении всей жизни человека, но заложенные с детства, фундаментальные, в основном остаются неизменными.

Кроме того, их можно разделить на общественные и индивидуальные. Например: не воровать - это общественное правило, а вот вернуть потерянный кошелек - признак устоявшихся личных высокоморальных законов индивида.

Сходство и различие между правом и моралью

Право и мораль тесно связаны друг с другом: они служат для поддержания порядка в межличностных и общесоциальных взаимодействиях. То, что является правовыми нормами, обязательно входит и в систему моральных принципов, например: нельзя наносить телесные повреждения другим, воровать и т. д. Отличия морали от права:

  • За действия, запрещенные правовой системой следует установленное государством административное или криминальное наказание и осуждение общественности, а за нарушение моральных принципов - только осуждение со стороны общественности.
  • Правовые нормы устанавливаются государством, а моральные - обществом.
  • Право имеет конкретные, установленные законы, мораль - передается в устном формате и не имеет порой четких формулировок.

Религиозная мораль

Одной из обязательных задач религии является поддержание моральных ориентиров и воспитание в человеке желания следовать этим им.

Можно сказать, что основной функцией религиозной морали является разъяснение того, что является «добром», а что - «злом», что полезно человеку и обществу , а что - вредоносно.

Ответы на данные вопросы дают разные религии мира с той разницей, что монотеистические религии (христианство, иудаизм, ислам) более четко разграничивают понятия «добро» и «зло» и основаны на 10 заповедях Моисея. Исходя из этих основных моральных принципов складываются все последующие - второстепенные.

Верования, где присутствует многобожие (языческие, или народные) - также могут пропагандировать некоторые правила из присутствующих в монотеизме, но в них часто встречаются противоречия, носящие иногда фатальный характер.

Моральные, или этические кодексы

В разных религиях были сформулированы основополагающие принципы морального поведения. Известны следующие этические кодексы:

  • Десять заповедей Моисея - признаются христианством, иудаизмом и исламом, а также являются базовыми для всей мировой морали.
  • Золотое правило - относиться к другим так, как хочешь чтобы они относились к тебе.
  • Семь законов потомков Ноя - против убийства, прелюбодеяния, богохульства, идолопоклонничества, воровства и др.
  • Яма и нияма в индуизме - запрет насилия, воровства, лжи, распущенности, жадности.
  • Восьмиступенчатый путь буддизма

У морали много аспектов, с ее помощью регулируется и упорядочивается вся психоэмоциональная сфера, начиная от индивидуальной порядочности и заканчивая международными отношениями.

Кроме этики, исследованием этого предмета также занимается социология морали, которая изучает природу формирования различных ценностных систем в отдельных социальных группах и причины возникающих социальных конфликтов, вызванных несовпадением моральных ценностей, а также возможные способы их предотвращения.

Мораль - неотъемлемое условие существования общества. Ее задача заключается в том, чтобы сделать жизнь каждой отдельной личности и социумов в целом как можно лучше, воспитав в людях правильных жизненных приоритетов, ценностей и устоев, превращающих индивида в высоконравственного члена общества.