Кто будет строить завод мерседес в есипово. Mercedes из Пешек: зачем Daimler открывает новый завод в России

Площадка под строительство завода по выпуску «Мерседесов» была выбрана в 40 км от Москвы, на территории Солнечногорского района. Новый завод по производству легковых автомобилей «Московия» стал частью индустриального парка «Есипово». В компании отметили, что Московская область является предпочтительным регионом благодаря отлично развитым логистическим коммуникациям, близости к столице и наличию высококвалифицированной рабочей силы. Отметим, что для концерна Daimler - это первый собственный завод в России. До этого в России был налажен лишь выпуск коммерческих моделей на мощностях КАМАЗа (в Набережных Челнах) и ГАЗа (в Нижнем Новгороде).

Полный цикл производства

Пока на месте будущего завода лишь бетонная площадка, лес и гордо развевающиеся флаги Mercedes-Benz . Однако уже к 2019 году на Подмосковных 85 гектарах появятся мощности общей площадью 95 тыс. кв. м. Производственный комплекс, обеспечивающий полный цикл сборки, будет включать в себя цеха по изготовлению кузовов, окраски, сборки готовых изделий, логистические площадки и испытательную трассу. Общие инвестиции превысят 250 миллионов евро.

Концепция гибкой сборки

На новом заводе «Мерседес» делает ставку на так называемую «полностью гибкую сборку», чтобы можно было организовать на одной линии производство нескольких автомобильных платформ. Так называемая «концепция одной крыши» позволит укоротить транспортные пути между производственными участками. Завод «Московия» будет интегрирован в единую глобальную сеть, охватывающую все производственные площадки Mercedes-Benz. За счёт этого, например, будет удаленный доступ для перепрограммирования оборудования и роботов. Также в производстве будет применен принцип безбумажного документооборота, рекуперации тепла во время процесса окраски и применения электропогрузчиков в заводской логистике.

Кадры подготовят специально

На производственной площадке будет создано свыше 1000 новых рабочих мест. Процесс найма начнется в конце 2017 года и будет ориентирован на жителей Московской области. Кроме того, подготовка специалистов для работы на заводе будет вестись в колледже «Подмосковье» в Клинском муниципальном районе и в Раменском дорожно-строительном техникуме.

Седан и три джипа

Не для госзаказа

Как только «Мерседес» озвучил планы по строительству завода, заговорили, что немецкая компания решилась на локализацию производства, дабы обеспечить транспортом российских чиновников. Но немцы уверяют, что большая часть машин будет отправляться дилерам - госзаказ не станет основой спроса. Тем более, что любимый нашими бюрократами Mercedes-Benz S-класса в Подмосковье собирать не планируют.

Специальный инвестиционный контракт (СПИК) по строительству завода Mercedes-Benz в России подписан руководством Московской области. Об этом сообщил в своем инстаграме глава региона Андрей .

«Девять экземпляров инвестконтракта по строительству завода Мерседес. Только что подписал документы со стороны Подмосковья. Отправляем в »,

— написал Воробьев и приложил к записи фотографии с папками документов.

Фотография из инстаграма губернатора Подмосковья Андрея Воробьева с подписью «девять экземпляров инвестконтракта по строительству завода Мерседес»

andreyvorobiev/instagram.com

Между тем в самом Минпромторге «Газете.Ru» сообщили, что СПИК с их стороны пока не подписан. В Mercedes-Benz на запрос «Газеты.Ru» не ответили, но можно предположить, что руководители компании также пока не скрепили подписями документы. Тем не менее слухи о скорейшем подписании документа о локализации автомобилей Mercedes-Benz в России ходят уже давно.

И новости от губернатора МО стали очередным подтверждением намерения бренда наладить локализованное производство в России и вернуть утерянный доступ к государственным заказам.

Ранее министр промышленности и торговли России Денис Мантуров оценивал вложения в строительство завода Daimler в Подмосковье не менее чем в €300 млн — точная цифра будет названа после подписания документа. При этом, по словам , Daimler решил не собирать в России автомобили Mercedes-Benz S-класса. Вместо этого будущее предприятие сосредоточится на производстве премиальных внедорожников: в Московской области предполагается выпускать пять легковых моделей серий S, E, ML, GL и A. Производственные объемы — примерно 25-30 тыс. автомобилей в год.

Согласно общим правилам, инвестиции в размере €300 млн позволяют заключить контракт сроком на десять лет, получить статус российского производителя, а также единственного поставщика по госконтракту с гарантированным объемом спроса.

Ранее сопредседатель комитета по локализации Франко-российской торгово-промышленной палаты, управляющий партнер GDP Quadrat Екатерина поясняла «Газете.Ru», что подписавшая СПИК компания может рассчитывать на все закрепленные законодательством льготы — они также прописываются в этом документе.

«Важно, что, как бы ни изменялось налоговое законодательство в течение последующих лет, налоговая ставка для компании меняться не будет на протяжении всего срока действия СПИК, — .

— Mercedes получит статус российского производителя, получит доступ к госзаказу, а размеры инвестиций позволяют марке добиться статуса единственного поставщика.

Размеры гарантированных госзакупок будут прописываться в СПИК. Важно отметить, что применительно к особым экономическим зонам (ОЭЗ) возможна комбинация льгот, предназначенных и для СПИК, и для ОЭЗ. Так, в ОЭЗ ставка регионального налога на прибыль равна нулю, и резидент платит всего 2% в федеральный бюджет. Условия СПИК позволяют исключить и эти 2%. Кроме того, согласно общим правилам, производитель может рассчитывать на сниженный налог на прибыль».

Между тем аналитик компании «Алор Брокер» Алексей считает, что локализация производства Mercedes-Benz в России не имеет к госзакупкам никакого отношения.

«Единичные заказы в рамках государственного заказа предприятие получить может. Но учитывая высокую конкуренцию на российском рынке за контракты и нерегулярный характер закупок, если бы предприятие было ориентировано исключительно на удовлетворение нужд государства в автомобилях представительского класса, то сроки его окупаемости растянулись бы на 20-25 лет, — сказал Антонов «Газете.Ru». — Mercedes-Benz — один из лидеров премиального сегмента российского рынка.

Несмотря на отсутствие локализованного производства, даже при падающем рынке компании удалось заработать по итогам года 191,2 млрд руб.

Таким образом, Mercedes, продав в разы меньше автомобилей в России, чем , Kia и , смог занять вторую строчку среди самых успешных автобрендов в России, уступив только Toyota (213,8 млрд руб.). Если у Kia, заработавшей в России на 40 млрд руб. меньше, вопрос о целесообразности локализации производства не стоит, намерения Mercedes инвестировать в Россию тем более удивления не вызывают».

В свою очередь, руководитель отдела розничных продаж УК «СОЛИД Менеджмент» Сергей Звенигородский заявил «Газете.Ru», что, по его оценке, такой завод «может выйти на окупаемость уже через пять с половиной лет, а оставшийся срок действия СПИК будет генерировать чистый денежный поток». Отказ Mercedes-Benz от производства S-класса, по мнению эксперта, связан с возможной конкуренцией с проектом «Кортеж», автомобили которого будет созданы на Единой модульной платформе и призваны пополнить Гараж особого назначения.

Напомним, что ранее «Газета.Ru» первой сообщала о том, что Mercedes-Benz вслед за Mazda планирует подписать СПИК с правительством. Таким образом, марка последней из большой немецкой тройки получит наконец российскую прописку. В интервью «Газете.Ru» глава Mercedes-Benz в России Ян Мадея рассказывал, что на долю государственных заказчиков компании приходится не более 3% продаж.

«Конечно, обычно они покупают дорогие машины, — говорил Мадея. — Но эти заказы не определяют прибыльность нашей компании. Для восприятия бренда и нашей репутации важно, что топ-менеджмент крупнейших компаний ездит на Mercedes-Benz. Тем не менее это очень маленькая часть нашего бизнеса».

Кроме того, по его словам, у Mercedes-Benz было много вопросов относительно рамочных условий договора.

«Мерседес» будет собирать на собственном заводе в России один седан и три кроссовера. Местом строительства завода немецкая сторона выбрала индустриальный парк Есипово (в 40 км от Москвы). Сборочная площадка, куда привлекут более тысячи работников, будет работать по методу полного цикла со сваркой и окраской кузовов. Управлять заводом будет новое предприятие «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус», которое возглавил Аксель Бензе. В общей сложности до 2019 года «немцы» инвестируют в завод 250 млн евро (около 15 млрд рублей).

Во время сегодняшней закладки первого камня было сказано, что машины начнут сходить с конвейера через 2 года - в 2019 году. Для этого на площади 85 гектаров будет возведено 95 тысяч квадратных метров производственных, складских корпусов и испытательная трасса.

Присутствовавший на церемонии закладки камня губернатор Московской области Андрей Воробьев рассказал, что проект создания завода получил одобрение президента Владимира Путина.

Когда Mercedes обратился к нам, это стало большим вызовом для всех причастных сторон. Тогда я обратился за советом к президенту Путину, и он благословил этот проект, говорит Андрей Воробьев, губернатор Московской области.

Губернатор также выразил уверенность, что первые автомобили сойдут с конвейера в обозначенные сроки. При этом он добавил, что Московская область зарезервировала дополнительные площади, на случай если немецкой стороне потребуется расширение.

Кроме того, стало известно, какие модели будут выпускать силами подмосковного завода: это Е-класс, а также целая линейка кроссоверов - GLC, GLE и даже флагманский GLS. По словам представителей марки, сборка других моделей «отвёрточным методом» не планируется. Также в компании пока нет планов по экспорту продукции, которая будет производиться на новом заводе.

По словам гендиректора «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус» Акселя Бензе, пока сложно говорить о том, как может измениться ценовая политика компании после ввода в строй завода. «В конечном счете все решает рынок, впереди еще долгий срок до 2019 года, чтобы делать какие-либо предположения», - отметил он.

Напомним, в начале января глава Минпромторга РФ Денис Мантуров рассказал журналистам, что, начиная со следующего года, немецкая компания Daimler начнет строить предприятие в Московской области: «Выход на производство самих автомобилей традиционно занимает примерно три года», - добавил тогда чиновник. Через месяц губернатор Московской области через соцсети сообщил, что договор на строительство завода легковых автомобилей Mercedes-Benz со стороны подмосковных властей подписан, а всего под документом появилось девять подписей.

Справка:

Индустриальный парк «Есипово» – первый государственный индустриальный парк на территории Московской области. Расположен в Солнечногорском районе и занимает 284 Га земли промышленного назначения. Здесь подготовлены все условия для размещения высокотехнологичных, экологически чистых предприятий различных отраслей: фармацевтика, пищепром, стройматериалы, технологии и др. Кроме того, «Есипово» предоставляет возможности для строительства логистических объектов. Индустриальный парк призван способствовать развитию промышленности и экономики страны, привлекая крупных инвесторов, и оказывая поддержку новым предприятиям.

Новый индустриальный парк «Есипово» в Солнечногорском районе готов предоставить новым предприятиям, работающим в Москве и Московской области, энергетические и газовые сети.

  • Площадь участка: 284 га
  • Электроснабжение: 2014 г.: 10 МВт 2015-2017 гг.: 100 МВт
  • Газоснабжение: 20 000 м3/час; 175,2 млн. м3/год
  • Водоснабжение: Собственный водозабор на территории индустриального парка Запланировано: 4000-6000 м3/сутки
  • Водоотведение: Собственные очистные сооружения Запланировано: 4000-6000 м3/сутки
  • Возможность присоединения к грузовой ж/д станции: Есть

8 722 просмотра

В Солнечногорском районе, в Еписово, в 40 километрах от Москвы по Ленинградскому шоссе стартовало строительство крупного завода по производству колесных транспортных средств АО «Мерседес-Бенц РУС».

Расположение будущего завода обусловлено тем, что основной и главный склад находится в северной столице, а уже оттуда контейнеры с комплектующими будут прибывать на завод в Подмосковье.

Работа началась в июне 2017 года, а ее завершение назначено на апрель 2019 года, тогда же в первом полугодии спустят машины с конвейера. Масштабная стройка развернулась на территории в 84,4 Га, на которой через пару лет расположатся цеха и склады по сборке легковых автомобилей.

Общая площадь завода во время его строительства может измениться, на такой случай правительство Подмосковья держит в резерве дополнительную территорию.

По завершению строительства завода в Московской области 1,5 тысячи рабочих мест будут вакантны.

Контакты участников строительства можно посмотреть

Заказчиком проекта выступает АО «Мерседес-Бенц РУС» единственный в России официальный поставщик автомобилей марки мировой компании «Мерседес-Бенц». Генеральный подрядчик - ООО «ЭСТА Контракшен».

Сейчас все легковые автомобили Mercedes-Benz, которые продаются в России, импортируются. На местных предприятиях размещаются лишь заказы на выпуск малотоннажных Mercedes-Benz Sprinter.

Daimler два года искал площадку под завод. В их числе назывались Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Татарстан, Свердловская область, Москва (на мощностях бывшего автозавода ЗИЛ) и Московская область. В апреле 2015 года глава Минпромторга России Денис Мантуров говорил, что промсборка автомобилей Mercedes в России может быть организована по квоте General Motors, которая покинула российский рынок в марте того же года. Однако окончательного решения принято не было.

Аналитики не берутся оценить размер инвестиций в завод Mercedes. Сумма будет зависеть от уровня локализации производства, отмечает Беспалов. «Если там будет налажена «отверточная» сборка автомобилей, то это $10-15 млн. С окраской, сваркой и штамповкой речь может идти о сотнях миллионов долларов», — считает Беспалов. Например, в 2014 году BMW планировала строительство собственного завода мощностью до 80 тыс. автомобилей в Калининградской области за €1,5 млрд, говорил тогда президент калининградского завода «Автотор» (собирает по контракту автомобили Kia, Hyundai и BMW) Валерий Драганов. Но позже в кризис BMW отложила принятие решения по строительству завода на неопределенный срок.

Кризис не помеха

Основная часть автопроизводителей построила свои производственные мощности в России c 2005 по 2013 год (последним был открыт завод по сборке Mazda во Владивостоке группы Sollers Вадима Швецова). С 2013 года автопроизводители только модернизировали оборудование и строили вспомогательные мощности. Например, в конце 2015 года Ford Sollers и Volkswagen открыли заводы по производству двигателей, инвестиции в которые составили $275 млн и €250 млн.

Daimler планирует строительство завода на фоне обвала российского авторынка. С 2013 года, когда началась стагнация, местный рынок сократился почти вдвое. Только по итогам прошлого года продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта (LCV) снизились почти на 36%, до 1,6 млн штук, в январе—мае 2016-го — еще на 14%, до 548 тыс. машин. Продажи Mercedes за то же время снизились на 15 и 17% соответственно — до 41,6 тыс. и 15,8 тыс. машин.

В целом по 2016 году, по оценке PwC, падение авторынка может составить 15%, по оценке Владимира Беспалова из «ВТБ Капитала» — 5-10%.

Продажи Mercedes падают не такими темпами, как остальной рынок, а собственный завод снизит издержки Daimler и повысит рентабельность, поясняет Беспалов. К тому же локальное производство позволит марке участвовать в госзакупках (сейчас чиновникам и госслужащим запрещено покупать машины, произведенные за пределами России), добавляет исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.

Другие автопроизводители, работающие на российском рынке, об инвестиционных планах пока не заявляют.

Представитель АвтоВАЗа (крупнейший российский автопроизводитель) говорит, что заводу и так хватает мощностей (более 1 млн автомобилей; загрузка — около 40%). Тольяттинский автозавод с 2014 года оптимизирует персонал, на сегодняшний день предприятие покинули порядка 27 тыс. человек. Кроме того, с февраля текущего года АвтоВАЗ работает в режиме четырехдневной рабочей недели, а с 6 июня объявляет дополнительные простои на отдельных конвейерах.

Не планирует открытие производства и Volvo Cars (не имеет собственных мощностей в России), заявили в пресс-службе компании. Представитель KIA отмечает, что компания уже собирает в России практически все модели (кроме Picanto): «В текущей рыночной ситуации у нас нет планов расширять производство или строить новые производственные площадки в России». Другие автопроизводители на запросы РБК не ответили.

Один из крупнейших автопроизводителей, работающих на территории России, — концерн Volkswagen — достиг необходимого уровня локализации, предусмотренного соглашением о промсборке, говорил глава российского представительства автоконцерна Маркус Озегович. О планах увеличить уровень локализации компания пока не заявляла.

«Хендэ мотор мануфактуринг рус» (собирает автомобили Hyundai и Kia), объявляла, что в 2016 году в модернизацию завода в Санкт-Петербурге будет вложено около $100 млн, здесь готовятся к выпуску две новые модели — кроссовер Hyundai Creta и новый Solaris.