Лев толстой писал сказки. Лев толстой все лучшие сказки и рассказы

Русские народные сказки

Биография Толстого Алексея Николаевича

Алексей Николаевич Толстой родился 10 января (29 декабря) 1883 года в городе Николаевске Самарской губернии.

Отец Толстого, граф Николай Александрович, был предводителем самарского уездного дворянства.

Отчим, Алексей Аполлонович Бостром, был председателем уездной земской управы.

Мать Толстого, Александра Леонтьевна, урожденная Тургенева, приходилась внучкой декабристу Н.И. Тургеневу. Она была образованной женщиной, занималась литературой.

Детские годы будущего писателя прошли в деревне Сосновка, которая принадлежала его отчиму. Здесь, под руководством приглашенного учителя, он получил первоначальное образование.

1897 год – семья Толстых переезжает в Самару, и Алексей поступает в реальное училище.

1901 год – закончив училище, Алексей Толстой уезжает из Самары в Петербург, собираясь продолжить образование. Он поступает в Технологический институт на отделение механики. Тогда же начинает писать свои первые стихи.

1905 год – производственная практика на Балтийском заводе.

1906 год – первая публикация. Казанская газета «Волжский листок» печатает три стихотворения Алексея Толстого.

Февраль – июль этого же года – учеба в Дрездене.

1907 год – пройдя почти весь курс обучения в институте, Толстой бросает его, не защитив диплом. Он намерен посвятить себя литературе. В этом году выходит первая книга стихов Алексея Толстого «Лирика». Его стихи и статьи печатаются в журналах «Луч» и «Образование». Сам писатель в это время живет в Париже, где готовит к печати вторую книгу стихов.

1908 год – возвращение в Петербург. Издана книга стихов «За синими реками». Толстой пробует работать с прозой и пишет «Сорочьи сказки». Именно прозаические произведения принесут ему известность.

1909 год – Алексей Толстой пишет повесть «Неделя в Туреневе» (вошла в сборник «Заволжье»), которая выходит в журнале «Аполлон». Издательство «Шиповник» выпускает первую книгу повестей и рассказов Алексея Толстого.

1910 – 1914 годы – выходят два романа писателя, «Чудаки» и «Хромой барин». Критика благосклонно воспринимает его труды, произведения Толстого хвалит сам М.Горький.

1912 год – переезд в Москву.

1913 год – Алексей Толстой начинает сотрудничать с газетой «Русские ведомости», публикует в ней свои повести и рассказы.

1914 год – начало Первой мировой войны. Толстой в качестве военного корреспондента от «Русских ведомостей» едет на Юго-Западный фронт.

1914 – 1916 годы – война позволяет Толстому снова побывать в Европе, он посещает Францию, Англию. Кроме журналистской работы, занимается собственным творчеством, пишет рассказы о войне («Под водой», «Прекрасная дама», «На горе»), обращается к драматургии (пишет комедии «Касатка» и «Нечистая сила»).

Начало 1917 года – Февральская революция заставляет Толстого задуматься о русской государственности, его интересует петровская эпоха. В творчество писателя постепенно приходит историческая тема.

Октябрьскую революцию Алексей Толстой не принимает.

1918 год – Толстой вместе с семьей уезжает в Одессу, оттуда направляется в Париж.

1918 – 1923 годы – эмиграция. Алексей Толстой живет сначала в Париже, в 1921 году перебирается в Берлин. Здесь он входит в творческую группу «Накануне», состоящую из представителей русской эмигрантской интеллигенции. Стать членом «Накануне» автоматически означало отказаться от борьбы с советской властью, а следовательно, принять ее. Из-за этого от Толстого отворачиваются многие друзья, он исключен из Союза русских писателей в Париже. Сохранить отношения удается только с М.Горьким. Позже, в воспоминаниях, писатель назовет эмиграцию самым тяжелым периодом в своей жизни.

1920 год – написана повесть «Детство Никиты».

1921 – 1923 годы – написаны роман «Аэлита», повести «Черная пятница», «Рукопись, найденная под кроватью».

1923 год – возвращение в СССР.

1925 – 1927 годы – работа над научно-фантастическим романом «Гиперболоид инженера Гарина». В этот же период написана повесть «Золотой ключик, или приключения Буратино».

1927 – 1928 годы – Алексей Толстой пишет первые две части трилогии «Хождение по мукам» («Сестры», «Восемнадцатый год»).

1928 год – семья Толстых переезжает в Детское село под Ленинградом.

1929 год – начало работы над историческим романом «Петр I». Толстой будет писать его 16 лет, до конца своей жизни, но произведение так и останется незаконченным. Готовые главы романа публикует журнал «Новый мир».

1931 год – написан роман «Черное золото».

1932 год – путешествие в Италию, встреча в Сорренто с М.Горьким.

1934 год – Толстой принимает активное участие в подготовке и проведении Первого Всесоюзного съезда советских писателей.

1937 год – избрание писателя депутатом Верховного Совета СССР.

1938 год – Алексей Николаевич Толстой награжден орденом Ленина за сценарий к фильму «Петр I».

1939 год – Толстой становится академиком АН СССР.

1940 – 1941 годы – Алексей Толстой пишет третью часть «Хождения по мукам» «Хмурое утро».

Во время Великой Отечественной войны Толстой пишет множество статей, рассказов и очерков. Создает дилогию «Иван Грозный».

10 января 1943 года – Алексею Толстому исполняется 60 лет. В связи с этим событием Указом Верховного Совета СССР писатель награжден орденом Трудового Красного Знамени.

19 марта этого же года – присуждение Толстому Сталинской премии первой степени (100 тысяч рублей) за роман «Хождение по мукам». Премия была передана писателем на постройку танка «Грозный».

Июнь 1944 года – врачи обнаруживают у писателя злокачественную опухоль в легком.

Алексей Николаевич Толстой удивительнейший и способный писатель редкого таланта, им были созданы многочисленные романы, пьесы и рассказы, написаны сценарии, сказки для детей . В связи с тем, что А.Н.Толстой принимал наиболее действенное и активное участие в сфере создания (в то время) советской литературы для детей, не смогли избежать пристального внимания писателя и произведения русского фольклора, устного народного творчества, а именно народные русские сказки , которые от его имени подверглись некоторым обработкам и пересказам.

Алексей Николаевич стремился раскрыть перед юными читателями, показать им, то огромное идейное, нравственное и эстетическое богатство, которым пронизаны произведения русского устного народного творчества. Тщательно отбирая и просеивая сонмы фольклорных произведений, в итоге, он включил в свой сборник русских народных сказок 50 сказок о животных и около семи детских волшебных сказок .

По словам Алексея Толстого переработка народных сказок была долгой и сложной задачей. Если верить его словам, то из многочисленных вариаций русской и народной сказки он отбирал самые интересные, обогащенные истинно народными языковыми оборотами и удивительными сюжетными подробностями сказки, которые могли пригодиться детям и родителям в освоении русской народной культуры, её истории.

В детскую литературу Толстой А.Н. внёс свою книгу, ласково именуемую «Сорочьи сказки », которая была подготовлена в 1910 году. Сказки из этой книги, благодаря усердию и настойчивости Толстого , часто публиковались в детских антикоррупционных журналах того времени, таких как «Галчонок», «Тропинка» и многих других. Также широко произведения из его книги используются и в наши дни.

Конечно же необходимо отметить неиссякаемый вклад Толстого в отечественную детскую литературу. Именно Алексеем Николаевичем была переведена, дополнена и написана замечательная сказка на русском языке «». В дальнейшем текст этой замечательной сказки был использован им для создания киносценария и одноименной пьесы для детского кукольного театра. История этой сказки очень интересна, она началась незадолго до возвращения А.Н.Толстого из эмиграции, тогда в берлинском журнале был опубликован начальный перевод повести итальянского писателя (К. Лоренцини) К. Коллоди Приключения Пиноккио, по существу это была первая обработка всеми известного литературного произведения. С этого времени начинается долгая, длившаяся более десяти лет, кропотливая работа Толстого над повестью-сказкой для детей, в дальнейшем получившей название Золотой ключик, или Приключения Буратино . Долгая и тернистая работа над этим замечательным детским произведением была окончательно завершена им лишь в 1936 году.

Не уклонились от внимания писателя (как уже было отмечено выше) и русские народные сказки , Толстой делал пересказы и обработки текстов наиболее запомнившихся, полюбившихся ему фольклорных произведений. Уже с первых шагов в отечественной и мировой литературе Алексей Николаевич Толстой поставил себе цель: быть страстным приверженцем родного, близкого ему с детства фольклора, русского народного устного творчества; поздний период творчества писателя отмечен грандиозными фольклористическими идеями. Интерес Толстого к фольклору был неподдельно широк, однако в то время, в литературе и педагогике в целом наблюдалось следующее явление, как «ожесточенная борьба со сказкой » и вероятно в этом могут заключаться вынужденные эмиграции А.Н. Толстого за границу, и в то же время его исконно русский патриотизм. Ведь сказка, в те времена, как жанр детской литературы категорически отрицалось, сказки подвергались гонению и уничтожению со стороны, например Харьковской педагогической школы, которая позволила себе даже выпустить и всячески популяризировать сборник статей, который назывался «Мы против сказки». Педагогическая и рапповская критика не только на русскую сказку, но и на народные сказки в целом, были очень сильны и всесторонне поддерживались многочисленными коррупционерами, которым будущее литературы рисовалось полностью стерилизовано от сказок, очищено от культурного наследия прошлого и его исторических корней. Даже спустя много десятилетий мы можем наблюдать эту картину, приверженцев данной идеологии, которые продолжают гонения и осквернения сказок уже в наши дни. Этих индивидуумов легко найти и прочитать их «труды», которые пишутся (либо пересказываются) уже сегодня, в наши дни, например от имени журналиста Панюшкина и некоторыми другими.

Всем малышам нравится читать сказки Толстого на ночь. Именно в это время, перед сном, детям хочется что-нибудь доброе и сказочное, очутиться в совершенно другом мире, где царит волшебство и праздник. Дети нуждаются в сказках. Это их маленькие ступеньки во взрослую жизнь, которую яркие истории очень помогают познавать. Кроме того, именно в такой форме детей лучше всего обучать морали, жизненным принципам и добру. Это очень важный процесс в формировании их личности. Поэтому наличие сказок в детском возрасте просто необходимо.

Название Время Популярность
9
171
1695
290
529
683

Мы предлагаем вам сказки Толстого, которые прекрасно подходят для чтения детям на ночь, или в другое свободное время. Лев Толстой внёс огромный вклад в детскую литературу, написав такие оригинальные шедевры. Этот писатель очень постарался сделать рассказы настолько увлекательными и познавательными, чтобы детям было не просто интересно, но и оставались приятные впечатления после прочитанного.

Окунуться в безмятежный мир, без нерешаемых проблем, будет интересно не только маленьким читателям, но и взрослым вместе с ними. Сказки для детей Толстого наполнены поучительными историями, захватывающими сюжетами, смешными, но наглядными героями, а также яркими представителями добра и зла. Писатель очень постарался вместить всё прекрасное в эти небольшие произведения, которые показывают реальность того времени, но в сказочной форме и с лучиком надежды.

Среди огромного списка прекрасных произведений есть и известный «Золотой ключик» — всеми любимая сказка, которая никого не может оставить равнодушным. Непростые приключения Буратино и его сложившиеся обстоятельства заставляют глубоко сопереживать герою в своём воображении. Помощь его верных друзей и счастливый конец показывают победу добра. Эта сказка остаётся в приоритете самых впечатляющих.

Также в списке есть и «Сорочьи сказки», которые состоят из многих маленьких и продолжительных историй про различных зверушек, людей, добро, зло, победы и поражения. Они наполнены поучительным смыслом и будут очень интересны детям. Есть и многие другие, не менее интересные сказки Толстого, читать которые вы сможете на нашем сайте.

Вы можете выбрать для ребенка любое подходящее произведение этого автора, которое ему понравится, и отправиться вместе с ним в мир, наполненный добром и чудом.

Сказки на любой вкус и с любым сюжетом вы можете найти в данной рубрике нашего сайта и бесплатно читать своему ребенку их в любое время. Надеемся, чтение сказок онлайн принесет вам и детям одно лишь удовольствие.

«Теремок», «Колобок», «Репка» – все эти и многие другие сказки мы читаем своим малышам, ведь они имеют не только легкий и увлекательный сюжет, но и помогают развивать ребенка. Большинство людей полагает, что все эти и многие другие произведения русского фольклора принадлежат народному творчеству. На самом деле у них есть вполне законный автор, о творчестве и нелегком пути которого мы и расскажем в статье.

shoyher.narod.ru

А. Н. Толстой – автор с удивительно редким талантом написания произведений разных жанров. Из под его пера выходили пьесы и романы, сценарии и рассказы. Но самое главное, чем он запомнился народу и стал его любимчиком – это сказки.

Алексей Николаевич посвятил огромную часть своей жизни созданию детской литературы, поэтому значительную часть времени он посвящал изучению произведений русского фольклора. Русские народные сказки завораживали его, поэтому зачастую он просто брал некоторые из них и подвергал их некоторым изменениям и обработкам, пересказывал их в более доступной для детей форме.

Сказки Алексея Толстого для детей – кропотливый труд

Вклад автора в развитие национального чувства у детей неоценим. Он старался показать маленьким читателям то невероятно большое нравственное, идейное и эстетическое наследие, которое несет собой русское устное народное творчество.

После тщательнейшего отбора и отсева подходящих фольклорных материалов, ему удалось переработать и собрать более 50 сказок, в результате чего появился его наиболее популярный сборник произведений о волшебстве и о животных.

Сам автор соглашался с тем, что проведенная им работа была невероятно сложна и, казалось, длилась вечно. Ему приходилось иметь дело с несколькими вариациями одной сказки, которые детально обрабатывались. В итоге Толстой отбирал лишь самые интересные, те, которые были обогащены большим количеством интересных языковых оборотов, обладали увлекательным сюжетом и удивительными подробностями. Все это помогало освоить русскую историю и культуру не только самим детям, но и их родителям, причем в весьма удобной для восприятия форме.

А. Н. Толстой ласково назвал свой сборник для детей «Сорочьи сказки» и выставит его на народный суд в 1910 году. Автор прилагал много усилий, чтобы отдельные произведения из сборника регулярно появлялись в различных антикоррупционных изданиях для детей (например, в журнале «Тропинка», «Галчонок» и др.). Однако и в наши дни эти произведения не потеряли своей актуальности.

Сказки Алексея Толстого для детей: нелегкий путь автора


uploads7.wikiart.org

10 января 1883 года, в холодный зимний день, когда на землю падал пушистый белый снег, появился на свет маленький Алексей. Сам писатель рассказывал о том, в каких невероятно сложных условиях ему приходилось воспитываться. Его окружал нелегкий быт и окружение почти разорившихся заволжских помещиков. Удивительно красочные описания обстановки тех дней можно прочитать в некоторых его произведениях («Хромой барин», «Мишутка Налымов», «Чудаки» и пр.).

Во время Великой Октябрьской революции писатель не стремился, как многие в то время, принять участие в уникальных событиях. Поэтому он принял решение отправиться заграницу в качестве эмигранта.


f13.ifotki.info

Принимая это нелегкое решение, Алексей Толстой был уверен, что война – это самое тяжкое испытание в жизни людей. Однако эмиграционный период стал для него огромным испытанием. Уехав за пределы своей страны, он испытал многочисленные страдания и понял, что значит быть человеком без родины, без звания и титула. К тому же в те времена за рубежом не жаловали помещиков, частично растерявших свое имущество. Их неприкрыто презирали, но одновременно сторонились их, стараясь быть с ними как можно более осторожными. Спустя мучительные годы полный размышлений и страданий, колебаний и ощущения ненужности Алексей принял решение вернуться домой в 1923 году.

Долгожданное возвращение


leninmemory.ru

Забыв свои прежние страхи и в конец устав от регулярных унижений буржуазных иностранцев, А.Н. Толстой вернулся, чему был несказанно рад. Теперь он мог ясно видеть начало новой жизни на старой земле, понимать задачи эпохи. Именно в эти времена его осенила идея создания фантастического романа «Гиперболоид инженера Гарина» и трилогии «Хождение по мукам», которые вскоре увидели свет. Логическим итогом этого периода стал исторический роман «Петр 1».

Писатель был уверен, что понять душу русского человека и постигнуть ее тайну, увидеть его величие, необходимо хорошенько ознакомиться с историей народа, с его корнями, с трагическими и творческими событиями, на которых и завязывался загадочный русский характер.

Вклад в детскую литературу

Алексей Николаевич перевел, дополнил и написал один из основных шедевров детской литературы, который до сих пор остается любимым произведением многих юных читателей – «Золотой ключик, или Приключения Буратино». По тексту этой сказки был создан киносценарий и одноименная пьеса для кукольного театра.

Работать над этой книгой Толстой начал незадолго до своего возвращения домой из эмиграции. Идея пришла к нему после прочтения в берлинском журнале опубликованного перевода повести итальянского автора «Приключения Пиноккио».

Более 10 лет писатель кропотливо работал над детской повестью-сказкой, прежде чем она предстала перед публикой в своем окончательном облике. И лишь в 1936 году произведение было окончательно завершено.
Толстой уделял огромное внимание и изучению русских народных сказок, как уже было сказано выше. Он выбирал из них наиболее впечатлившие его и запомнившиеся произведения, пересказывал их, обрабатывал. В самом начале своего творческого пути автор твердо определился с тем, что он будет страстным и ревностным приверженцем родного устного творчества, столь близкого ему с самого раннего детства. Он испытывал к фольклору неподдельно широкий интерес, а в позднем творческом периоде появлялись невероятные и фантастические фольклористические идеи.


aria-art.ru

Однако в те времена писателю пришлось столкнуться с огромной проблемой, стоявшей на его пути к осуществлению своих задумок. Литература и педагогика в целом вели ожесточенную борьбу со сказкой. Возможно, это и стало движущей силой, заставившей Толстого пуститься в бегство за границу. Исконно русский патриотизм автора не мог принять отрицание сказки, ее многочисленные гонения и уничтожения. Многие уважаемые ранее педагогические заведения даже стали выпускать свои манифесты и сборники пропагандистских идей против сказки.

Критика обрушивалась не только на русские сказки, но и на народные произведения в целом. Борьба велась довольно активно и со всех сторон получала поддержку многочисленных коррупционеров, которые стремились полностью очистить будущее литературы от этого жанра произведений, от культурного наследия прошлого, от исторических корней.

Однако 9 сентября 1933 года отношение к сказкам изменилось. ЦК ВКП все же причислил сказку к тем литературным жанрам, которые необходимы для полноценного детского развития. Вынесенное постановление закрепил позицию данного жанра в многолетнем противостоянии с гонителями сказок из литературной среды.

Власти отметили старания способного и невероятно трудолюбивого автора Алексей Николаевича Толстого, которого многократно награждали за его вклад в отечественную литературу. Кроме того, ему несколько раз предоставлялся мандат депутата Верховного Совета СССР. В то же время писателю удавалось совместить эту должность с действительным членством Академии наук.


dic.academic.ru

Более четырех десятилетий Толстой упорно трудился не покладая рук. Он продолжал неутомимую работу над созданием рассказов, сочинением стихов, созданием пьес и романов, постановкой киносценариев. Из-под его руки постоянно выходили многочисленные статьи и очерки для СМИ, публиковались его книги как для разновозрастных читателей, так и сказки для детей.

Писатель скончался 23 февраля 1945 года – в день защитника Отечества, как истинный борец за народное наследие.

Сказки Толстого список включает сказки написанные А. Н. Толстым. Алексей Николаевич Толстой - русский писатель, поэт, родился в Николаевске Саратовской области в семье графа.

Сказки Толстого список

  • Золотой ключик, или Приключения Буратино (1936)

Полный список сказок Толстого Алексея Николаевича

  • 1. Байка про тетерева
  • 2. Бобовое зернышко
  • 7. Война грибов
  • 8. Волк и козлята
  • 10. Глиняный парень
  • 11. Глупый волк
  • 15. Гуси — лебеди
  • 19. Журавль и цапля
  • 21. Заяц — хваста
  • 22. Звери в яме
  • 24. Зимовье зверей
  • 25. Золотой ключик, или приключения Буратино
  • 27. Иван коровий сын
  • 28. Иван царевич и серый волк
  • 30. Как лиса училась летать
  • 31. Как старуха нашла лапоть
  • 34. Кобылья голова
  • 35. Коза — дереза
  • 37. Колобок
  • 38. Кот — серый лоб, козел да баран
  • 40. Кот и лиса
  • 41. Кочеток и курочка
  • 42. Кривая уточка
  • 43. Кузьма Скоробогатый
  • 45. Курочка Ряба
  • 46. Лев, щука и человек
  • 48. Лиса и волк
  • 49. Лиса и дрозд
  • 50. Лиса и журавль
  • 51. Лиса и заяц
  • 52. Лиса и петух
  • 53. Лиса и рак
  • 54. Лиса и тетерев
  • 55. Лиса плачея
  • 56. Лиса топит кувшин
  • 57. Лисичка-сестричка и волк
  • 58. Мальчик с пальчик
  • 60. Медведь и лиса
  • 61. Медведь и собака
  • 62. Медведь и три сестры
  • 63. Медведь липовая нога
  • 65. Мизгирь
  • 67. Морозко
  • 69. Мужик и медведь
  • 70. Мужик и орел
  • 73. Нет козы с орехами
  • 74. О щуке зубастой
  • 75. Овца, лиса и волк
  • 76. Петух и жерновки
  • 78. Петушок — золотой гребешок
  • 79. По щучьему веленью
  • 80. Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что
  • 86. Пузырь, соломинка и лапоть
  • 88. Репка
  • 91. Сестрица Аленушка и братец Иванушка
  • 92. Сивка-Бурка
  • 94. Сказка о молодильных яблоках и живой воде
  • 95. Снегурушка и лиса
  • 100. Старик и волк
  • 102. Теремок
  • 103. Терёшечка
  • 106. Хаврошечка
  • 108. Царевна лягушка
  • 109. Чивы, чивы, чивычок…

Как видим сказки Толстого список вместил 109 сказок.

Сказки А.Н. Толстого

Первые свои опыты работы над сказочной прозой писатель опубликовал отдельной книгой в 1910 году: «Сорочьи сказки» (СПб., изд-во «Общественная польза»), с посвящением жене С. И. Дымшиц. Книга фактически вышла в конце 1909 года. Сборник включал 41 сказку:

Сказки Толстого список

  • Еж-богатырь
  • Сорока
  • Мышка
  • Мудрец
  • Рысь, мужик и медведь
  • Кот Васька
  • Сова и кот
  • Козел
  • Рачья свадьба
  • Мерин
  • Верблюд
  • Ведьмак
  • Полевик
  • Муравей
  • Куриный бог
  • Дикий кур
  • Гусак
  • Маша и мышка
  • Топор
  • Картина
  • Порточки
  • Горшок
  • Петушки
  • Великан
  • Хозяин
  • Кикимора
  • Звериный царь
  • Водяной
  • Мишка и леший
  • Башкирии
  • Серебряная дудочка
  • Неугомонное сердце (под другим названием «Русалка»)
  • Проклятая десятина
  • Иван да Марья
  • Иван-царевич и Алая-Алица
  • Смирный муж
  • Странник и змей
  • Богатырь Сидор
  • Соломенный жених

В книге сказки еще не были разделены на циклы: «Русалочьи сказки» и «Сорочьи сказки». Это разделение произведено в 1923 году в сборнике Приворот.

«Золото́й клю́чик, или Приключе́ния Бурати́но» - повесть-сказка Алексея Николаевича Толстого, написана по мотивам сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы».

Идея издания фольклора возникла у Толстого в Ленинграде в беседе с «местными фольклористами» (ПСС, 13, с. 243), а книги сказок были частью задуманного обширного «Свода русского фольклора». «Свод», по замыслу писателя, должен был включать все реды и виды устного творчества русского народа. Писатель-фольклорист А. Н. Нечаев свидетельствует: «Вся зима 1937/1938 г. ушла на предварительную подготовку» плана «Свода» (А. Н. Нечаев, Н. В. Рыбакова, А. Н. Толстой и русская народная сказка. – Приложение к ПСС, 13, с. 334). Предстояло собрать все накопленные фольклорные фонды «в виде многотомного издания» (ПСС, 13, с. 243). Работе над «Сводом» писатель придавал высокое общественное значение и смысл: «Издание „Свода русского фольклора“ будет не только ценным художественным вкладом в мировую литературу, но оно имеет огромное политическое значение, так как отражает богатую духовную культуру русского народа и страны, к которой устремлены взоры всего мира» (ПСС, 13, с. 244).

В обсуждении проблем подготовки «Свода» приняли участие видные фольклористы 30-х годов: М. К. Азадовский, Ю. М. Соколов, Н. П. Андреев и другие. В ходе обсуждения замысел был уточнен и расширен: предполагалось издать не только «Свод русского фольклора», но и «Свод фольклора народов СССР». Прошедшие совещания в учреждениях Академии наук СССР, отраженные соответствующими документами и стенограммами, освещены в статьях: Ю. А. Крестинский. Незавершенные замыслы А. Н. Толстого – академика («Вопросы литературы», 1974, № 1, с. 313–317); А. А. Горелов. А. Н. Толстой и Свод русского фольклора. (В кн.: «Из истории русской советской фольклористики». Л., «Наука», 1981, с. 3–6.)

Начавшаяся в 1941 году война и смерть писателя прервали работу над «Сводом», частью которого являлась и подготовка «Полного свода русских сказок». Из пяти задуманных книг сказок А. Н. Толстой успел издать первую книгу в составе 51 сказки – все так называемые «сказки о животных». Писатель приступил к работе над второй книгой – «волшебными сказками», – подготовил к печати 6 текстов и «присказку» (изданы в 1944 году). В архиве писателя до 1953 года оставались неопубликованными 5 сказок, которые были включены в Собрание сочинений (ПСС, 15, с. 303–320). И при незавершенности всего замысла выход в свет народных сказок, подготовленных к печати Толстым, стал значительным событием в советской литературе и фольклористике. Публикация первой книги была осуществлена в 1940 году: «Русские сказки», т. I, M.-Л., с предисловием А. Толстого, «Волшебные сказки», подготовленные писателем к печати, увидели свет в издании: «Русские народные сказки в обработке А. Толстого». Рисунки И. Кузнецова. М.-Л., Детгиз, 1944 (Школьная библиотека. Для начальной школы).

В работе над сказками Толстой осуществил особый принцип творческого редактирования, который принципиально отличается от литературного «пересказа» устного текста. В предисловии к книге сказок (1940) Толстой писал об этом: «Было много попыток переделывать русские народные сказки… Составители таких сборников обычно брались за обработку сказок, причем пересказывали их не народным языком, не народными приемами, а «литературно», то есть тем условным, книжным языком, который ничего общего не имеет с народным». Пересказанные таким образом сказки, по словам писателя, «теряли всякий смысл»: «…народный язык, остроумие, свежесть, своеобразие, этому явилась некоторая незавершенность работы над их текстом. В особенности, зто становится очевидным при сравнении текста Толстого «Лиса топит кувшин» с источником – вариантом Смирнова № 29а. Хотя по сравнению с источником сказка стилистически выправлена, но писатель желал избежать простого пересказа сюжета там, где требовалось живое изображение действия. Так, например, в варианте Смирнова говорится: «Раз лисица пришла в деревню и попала как-то в один дом, где, воспользовавшись отсутствием хозяйки, нашла кувшин с маслом». Толстой устранил лишние слова, книжный деепричастный оборот (выделены курсивом), но интонационно фраза осталась еще тяжелой. Свой вариант текста писатель предлагал, лишь внимательно просмотрев все доступные народные варианты. Судя по архиву, другими вариантами сказки писатель не располагал. Публикация сказок, найденных в архиве, характеризует процесс тщательной работы писателя над текстом сказок и тем интересна.

Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:

– Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

– Нашёл! Наша кошка… И у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, иг – рали с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» – и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того, чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

Как тётушка рассказывала о том, как она выучилась шить

Когда мне было шесть лет, я просила мать дать мне шить.

Она сказала:

– Ты ещё мала, ты только пальцы наколешь.

А я всё приставала. Мать достала из сундука красный лоскут и дала мне; потом вдела в иголку красную нитку и показала мне, как держать. Я стала шить, но не могла делать ровных стежков: один стежок выходил большой, а другой попадал на самый край и прорывался насквозь. Потом я уколола палец и хотела не заплакать, да мать спросила меня:

– Что ты?

Я не удержалась и заплакала. Тогда мать велела мне идти играть.

Когда я легла спать, мне всё мерещились стежки; я всё думала о том, как бы мне скорее выучиться шить, и мне казалось так трудно, что я никогда не выучусь.

А теперь я выросла большая и не помню, как выучилась шить; и когда я учу шить свою девочку, удивляюсь, как она не может держать иголку.

Девочка и грибы

Две девочки шли домой с грибами.

Им надо было переходить через железную дорогу.

Они думали, что машина далеко, слезли на насыпь и пошли через рельсы.

Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая – перебежала через дорогу.

Старшая девочка закричала сестре:

– Не ходи назад!

Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.

Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.

Старшая девочка кричала:

– Брось грибы!

А маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.

Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.

Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.

Когда поезд прошёл, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.

Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.

Как мальчик рассказывал про то, как его не взяли в город

Собрался батюшка в город, а я ему говорю:

– Батя, возьми меня с собой.

А он говорит:

– Ты там замёрзнешь; куда тебя…

Я повернулся, заплакал и пошёл в чулан. Плакал-плакал и заснул.

И вижу я во сне, будто от нашей деревни небольшая дорожка к часовне, и вижу я – по этой дорожке идёт батя. Я догнал его, и мы пошли с ним вместе в город. Иду я и вижу – впереди топится печка. Я говорю: «Батя, это город?» А он говорит: «Он самый». Потом мы дошли до печки, и вижу я – там пекут калачи. Я говорю: «Купи мне калачика». Он купил и дал мне.

Тут я проснулся, встал, обулся, взял рукавицы и пошёл на улицу. На улице ребята катаются на ледянках и на салазках. Я стал с ними кататься и катался до тех пор, пока не иззяб.

Только я вернулся и влез на печку, слышу – батя вернулся из города. Я обрадовался, вскочил и говорю:

– Батя, что – купил мне калачика?

Он говорит:

– Купил, – и дал мне калач.

Я с печи скочил на лавку и стал плясать от радости.

Был Серёжа именинник, и много ему разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтобы птиц ловить. Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка, и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить на двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется. Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку.

Мать говорит:

– Не хороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь!

– Я их в клетки посажу. Они будут петь, и я их буду кормить.

Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку. Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, сетка захлопнулась и под сеткой бьётся птичка. Серёжа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.

– Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей!..И как у него сердце бьётся!

Мать сказала:

– Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.

– Нет, я его кормить и поить буду.

Посадил Серёжа чижа в клетку и два дня сыпал ему семя, и ставил воду, и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воду. Мать ему и говорит:

– Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её.

– Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.

Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик испугался, бьётся об клетку. Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой. Мать увидала, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:

– Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка!

Не успела она сказать, чижик нашёл дверку, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку. Да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.

Прибежал Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку. Чижик был ещё жив; но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать.

– Мама! Что мне теперь делать?

– Теперь ничего не сделаешь.

Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро ды – шал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив. Серёжа долго не мог заснуть. Всякий раз, как закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит. Утром, когда Серёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел.