Смысл и значение предметов бога шивы. Боги индийской мифологии

Шива

​Шива - (санскр. Siva - «благой, добрый, благосклонный»).
Слово Шива имеет несколько значений:

~ Шива - это вечный океан Высшего Божественного Сознания, единый Бог.
~ Шивой называют одного из трёх главных богов (два других - Вишну и Брахман).
~ Шива символизирует один из трёх аспектов Божественного совершенства - аспект Божественной силы (при этом Вишну символизирует Божественную любовь, а Брахман - Божественную мудрость).
~ Шивой называют Силу, разрушающую Вселенную в конце её существования (при этом Брахман - это Сила, создающая Вселенную, а Вишну - Сила, поддерживающая её существование).
~ Шива - это космический мужской принцип.
~ Шива - это высшее сознание человека.
~ Шивой называют ту силу, которая разрушает пороки в процессе духовного совершенствования.
~ Шива - это историческое лицо, один из основоположников тантры и йоги как системы.
~ Слово Шива используют для названия высшей ступени духовной эволюции человека, а также того, кто этой ступени достиг.

​Господь Шива являет Собой разрушительный аспект Брахмана. Эта часть Брахмана, облеченная в тамогунапрадхана-майю — Господь Шива, всепроникающий Ишвара, который также обитает на Кайласе. Он — Бхандара, хранилище мудрости. Шива без Парвати (Кали, Дурги) — Сам Ниргуна (лишенный качеств) Брахман. Ради благочестивых преданных с помощью Майи-Парвати Он становится Сагуна-Брахманом (обладающим качествами). Преданные Рамы, прежде чем совершать поклонение Раме, должны почитать Господа Шиву в течение 3 или 6 месяцев. Рама и сам совершал поклонение Господу Шиве в знаменитом Рамешвараме. Господь Шива покровитель аскетов и йогинов, облаченный в пространсво (Дигамбара).

Тришула (трезубец) в Его правой руке символизирует три гуны — саттву, раджас и тамас. Это знак верховной власти. Посредством этих трех гун Он управляет миром. Дамару, которую он держит в Своей левой руке, представляет собой шабдабрахман. Он символизирует слог "ом", из которого состоят все языки. Из звуков дамару Господь сотворил санскрит.

Полумесяц обозначает, что Он полностью контролирует Свой ум. Течение Ганги символизирует нектар бессмертия. Слон символически представляет гордость. Одеяние из шкур слона показывает, что Он подчинил себе гордость. Тигр — похоть, подстилка из тигровой шкуры указывает на побежденное вожделение. В одной руке Господь держит лань, следовательно, Он прекратил чанчалату (порывистые движения) Своего ума, ибо лань находится в постоянном движении. Украшения из змей означают мудрость и вечность — змеи живут множество лет. Он — Трилочана, Трехокий, в середине Его лба находится третий глаз, глаз мудрости.

"Хаум" — это биджакшара Господа Шивы.

Он — Шивам (Благой), Шубхам (Благоприятный),Сундарам (Прекрасный), Кантам (Сияющий), "Шантам шивам адвайтам" ("Мандукья Упанишад").

Бесчисленное множество раз я, сложив молитвенно руки, склоняюсь к лотосным стопам Господа Шивы, недвойственного, Адхиштханы — опоры мира и любого сознания, Саччидананды, Правителя, Антарьямина, Сакши (безмолвного Свидетеля) всего сущего, Того, Кто сияет собственным светом, существует Сам в Себе и Самодостаточен (Парипурна), Кто удаляет первоначальную авидью и является Адигуру, Парама-гуру, Джагад-гуру.

В своей сущности я — Господь Шива. Шиво"хам, Шиво"хам, Шиво"хам.

​Шива Пураны содержат много описаний того, как Шива с незапамятных времён сидит, погружённый в медитацию, на тибетской горе Кайлаш. Он почитается всеми йогами как Бог, а всеми богами - как Верховный Бог. История традиции сиддхов насчитывает миллионы лет и начинается с рассказа о том, как в огромной пещере в Амарнате (кашмирские Гималаи) Шива посвящал свою супругу Шакти Парвати Дэви в крийя кундалини-пранаяму (искусство достижения контроля над дыханием). Позже на тибетской горе Кайлаш йог Шива дал посвящение и другим, в том числе сиддхам Агастьяру, Нанди Девару и Тирумулару. В последствии Агастьяр дал посвящение Бабаджи…
Шива традиционно почитается создателем Йоги и покровителем школ Йоги и всех, так или иначе йогу практикующих.

«Покровителем всех йогов считается бог Шива — древнейшее божество на Земле, почитаемое и прежними цивилизациями, существовавшими на Земле. Шива — первый Космический Учитель, когда-то он жил на Земле и являлся Учителем. Именно Шива, по преданиям, и дал людям йогу…
Каждый, кто практикует йогу, обязан почитать Шиву как первого Учителя Йоги».

Змея на теле Шивы

Змея есть джива (личная душа), которая покоится на Шиве, Парсшатмане (Высшей Душе). Пять капюшонов обозначают пять чувств или пять таттв, а именно землю, воду, огонь, воздух и эфир. Они символизируют также пять пран, которые шипя передвигаются по телу подобно змеям. Вдох и выдох похожи на шипение змеи. Сам Господь Шива сделался пятью танматрами, пятью джнянендриями, пятью кармендриями и прочими группами, состоящими из пяти. Личная душа наслаждается существующими в мире объектами посредством этих таттв. Когда джива путем контроля над чувствами и умом достигает знания, она находит свое вечное надежное прибежище в Господе Шиве, Высшей Душе. Таково эзотерическое значение змей, которых Господь носит на Своем теле.

Господь Шива не ведает страха. В Шрути сказано так: «Этот Брахман бесстрашен (абхайам), бессмертен (амритам)».Обычные люди пугаются одного только вида змей, но Господь украшает ими Свое тело. Это значит, что Господь Шива совершенно лишен страха и бессмертен.

Змеи, как правило, живут сотни лет. Змеи, обвивающие тело Господа, показывают нам, что Он — Вечный.

ЗНАЧЕНИЕ БХАСМЫ, НАНДИ И ПРОЧИХ АТРИБУТОВ

«Намах Шивайя» — это мантра Господа Шивы. «На» обозначает землю и Брахму, «ма» — воду и Вишну, «ши»— огонь и Рудру, «ва — вайю и Махешвару, «йа» — акашу и Садашиву, а также дживу.

Тело Господа Шивы белого цвета. Каково значение этого цвета? Это безмолвное поучение, смысл которого в том, что следует иметь чистое сердце и чистые мысли, избавиться от бесчестности, притворства, изворотливости, зависти, ненависти и т.д.

На лбу Господа — три полосы бхасмы, или вибхути. Что это обозначает? Смысл этого безмолвного поучения в том, что необходимо уничтожить три загрязнения: анаву (эгоизм),карму (действие в расчете на результат) и майю (иллюзию), а также три желания обладать — землей, женщиной и золотом — и три васаны (лока-васана, деха-васана и шастра-васана). Сделав это, можно приблизиться к Нему с чистым сердцем.

Что символизирует балипитха (алтарь), стоящий перед святая святых в храме Шивы? Человек должен

уничтожить эгоизм и себялюбие (ахамта и мамата), прежде чем он придет к Господу. В этом и заключается смысл алтаря.

Что означает присутствие быка Нанди перед Шивалингамом? Нанди — прислужник, страж порога обители Шивы. Он также и средство передвижения Господа. Он символизирует сатсангу. Находясь среди мудрецов, вы обязательно познаете Бога. Мудрецы укажут вам путь к Нему. Они уничтожат коварные ямы и ловушки, подстерегающие вас на пути. Они развеют ваши сомнения и укрепят в вашем сердце бесстрастие, знание и способность к различению. Сатсанга —единственная надежная лодка, способная перевезти вас через океан к берегу бесстрашия и бессмертия. Даже будучи весьма краткой, сатсанга(общение с мудрецами) есть великое благословение для тех, кто обучается, а также для людей с мирским сознанием. Благодаря сатсанге они твердо убеждаются в существовании Бога. Мудрецы уничтожают мирские самскары. Общество мудрецов — могучая крепость, позволяющая человеку защитить себя от искушений майи.

Господь Шива являет Собой разрушительный аспект Божества. На горной вершине Кайласы Он предается погружению в Себя. Он — воплощение строгости, отречения и безразличия к миру. Третий глаз посреди Его лба указывает на Его разрушительную энергию, которая, будучи высвобождена, уничтожает мир. Нанди — Его любимец, хранитель Его порога. Он заставляет затихнуть все окружающее, чтобы никто не потревожил Господа в Его самадхи. У Господа пять ликов, десять рук, десять глаз и две ноги.

Вришабха, или бык, символизирует бога Дхарму. Господь Шива ездит на этом быке. Бык — средство Его передвижения. Это означает, что Господь Шива — защитник дхармы (закона), Он — воплощение дхармы, справедливости.

Четыре ноги лани символизируют четыре Веды. Господь Шива удерживает лань в Своей руке. Это значит, что Он — Властелин Вед.

В одной из рук Он держит меч, так как Он является разрушителем смертей и рождений. Огонь в другой Его руке указывает на то, что Он защищает дживы, сжигая все оковы.

ЗНАЧЕНИЕ АБХИШЕКИ

Слава и поклонение исполненному блаженства Господу Шиве, возлюбленному Умы и Парвати, Повелителю всех существ (Пашупати)!

«Аланкара-npuйo Вишнур абхишека-прийах Шивах» —«Господь Вишну наслаждается аланкарой (красивой одеждой, изысканными украшениями и т.д.), Господь же Шива — абхишекой». В храмах Шивы над Шивалингамом подвешивается сосуд, медный или латунный, с отверстием в центре, и денно и нощно вода изливается на Лингам. Возлияние на Лингам воды, молока, гхи, простокваши, меда, кокосового молока, паньчамриты и прочих жидкостей именуется абхишекой. Абхишека совершаетсядля Господа Шивы. В это время поется ведический гимн «Рудри» («Шатарудрия»). Абхишека склоняет Господа к милости.

Господь Шива выпил яд, появившийся из океана, и с тех пор носит Гангу и полумесяц на Своей голове, чтобы охладить ее. Его третий глаз пылает гневом. Постоянная абхишекаохлаждает этот гнев.

Наивеличайшая, наивысочайшая абхишека есть возлияние вод чистой любви на Атмалингу лотоса, находящегося в сердце. Внешняя абхишека, совершаемая с помощью различных предметов, способствует росту восхищения и привязанности к Господу Шиве и постепенно приводит к внутренней абхишеке, когда любовь изливается чистым и обильным потоком.

Абхишека является главной частью Шива-пуджи. Без нее поклонение Шиве нельзя считать полноценным. Во время абхишеки в определенном ритме и последовательности поются «Рудри», «Пуруша-сукта», «Чамака», читается Махамритъюньджая-мантра, выполняется джапа и т.д. Понедельник считается важным днем для поклонения Господу Шиве, а тринадцатый лунный день (прадоша) — особенно священным. В эти дни преданные Шивы совершают особенную пуджу и абхишеку с «Экадаша-Рудри», арчаной, праздничным возжиганием множества светильников, предлагая обильный прасад.

Во время абхишеки с «Экадаша-Рудри» с каждым новым воспеванием «Рудри» совершается новое возлияние. Для этого употребляются вода Ганги, молоко, гхи, мед, розовая вода, кокосовое молоко, сандаловая паста, паньчамрита, благовонное масло, сок сахарного тростника и лимонный сок. После каждой абхишеки на голову Шивы возливается чистая вода. Вода или любые другие возлияния, употребленные во время абхишеки, считаются священными и наделяют бесчисленными благами преданных, которые употребляют их как прасад Господа. Он очищает сердце и уничтожает бесчисленные грехи. Его следует принимать с сильной бхавой и верой.

Когда вы совершаете абхишеку с бхавой и преданностью, ваш ум сосредоточен. Образ Господа и божественные помыслы наполняют ваше сердце. Вы забываете о вашем теле, обо всем, что связано с ним и окружает его. Эгоизм постепенно исчезает. Забывая обо всем, вы постепенно узнаете ощущение вечного блаженства Господа Шивы и радуетесь этому. Повторение «Рудри» или «Ом намах Шивайя» очищает ум и наполняет его саттвой.

Если вы совершаете абхишеку с одновременным воспеванием «Рудри» для человека, страдающего какой-либо болезнью, он скоро исцелится. Абхишека исцеляет неизлечимые болезни. Совершение абхишеки приносит здоровье, богатство, процветание, потомство и пр. Наиболее благостна абхишека, совершаемая в понедельник.

Предлагая Господу паньчамриту, мед, молоко и другие возлияния, вы все меньше помышляете о своем теле. Постепенно ослабевает себялюбие. Безграничная радость охватывает вас. Вы начинаете копить сокровище ваше в Господе. Отсюда возникают самопожертвование и самоотдача. «Я принадлежу Тебе, Господи. Все принадлежит Тебе, Господи» — эти слова естественно исходят из глубины вашего сердца.

В Южной Индии охотник Каннаппа Наянар, великий преданный Господа Шивы, совершил абхишеку, возливая воду изо рта на Лингам в храме в Калахасти, и Господь Шива был весьма удовлетворен. Господа Шиву всегда радует чистая преданность. Важна не пышная видимость, а бхавав вашем сознании. «Вода изо рта Каннаппы, преданного, возлюбленного Мной, чище, чем воды Ганга», —так сказал тогда Господь Шива жрецу этого храма.

Преданный должен регулярно совершать абхишеку Господу. Он должен наизусть знать «Рудри» и «Чамакам».Наиболее сильна и действенна «Экадаша-Рудри». В Северной Индии все мужчины и женщины обильно возливают воду на образ Шивы. Это дает благие результаты и способствует исполнению желаний. Весьма эффективно совершение абхишеки во время Шиваратри.

Произносите «Рудри», где описывается слава Господа Шивы и Его проявления во всех живых существах, во всем одушевленном и неодушевленном! Совершайте абхишекуежедневно и так достигните милости Господа Шивы! Господь Вишванатха да благословит всех вас!

Гуру Ар Сантэм «ЙОГА КАК СПОСОБ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»

«Третьим лицом Тримурти является Шива — Разрушитель Мира, прототипом которого можно считать Рудру, а еще более древним — изображение его как владыки зверей Пашупати на печатке из Мохеджо-Даро (III тыс. до н. э.). Важное значение Шива приобрел только в индуистском пантеоне эпохи пуран. Хотя Шива не имеет аватар, но зато получил много самых разнообразных видов и аспектов.
Шива изображается божеством, несущим как благо, так и бедствия. В ранних шиваистских храмах он представлен только своим символом — лингамом (фаллосом), на котором иногда встречается его горельефное изображение. Шива единственное божество (кроме Тары и иногда Ганеши), у которого обычно изображается три глаза (третий глаз — во лбу). Волосы у него собраны в коническую прическу (джата-мукута). Если Шива изображен в позе танца, то у него может быть более четырех рук и он с оружием, под одной из ног находится распластанная фигура карлика-демона Апасмара-Пуруша, или Миялака.
Шива-мурти может быть представлен в стоячей, сидячей и танцевальной позах, а в аспекте йогина — в устрашающем и многих более разнообразных видах, чем другие божества…

Тюляев С. «ИСКУССТВО ИНДИИ»

Задумайтесь над смыслом формы, которую принимает Шива для того, чтобы люди поклонялись Ему. В Его горле скрыта смертельная угроза - яд халахала, способный мгновенно уничтожить всё живое. На Его голове - священная река Ганга, чьи воды могут исцелить все болезни во всех мирах. На лбу у Него - огненный глаз. На голове - полумесяц, несущий живительную прохладу. Его запястья, щиколотки, плечи и шею обвивают смертоносные кобры, питающиеся живительной силой воздуха. Шива пребывает на кладбищенской земле и на гатах, где горят погребальные костры. Это Его обитель, Рудрабхута - Земля Шивы, или Рудры. Это место - не обиталище ужаса, это благостное место, ибо всем предстоит окончить здесь свой путь - на склоне этой жизни или других жизней. Шива учит вас, что смерти нельзя избежать и бесполезно убегать от неё в страхе. Её нужно встретить радостно и храбро.

Сказано также, что Шива ходит по земле с чашей для подаяния. Он учит, что отречение, отказ от привязанностей, безразличие к успеху и неудаче, всё это - пути к Нему. Шива известен как Мритьюнджая - Тот, кто побеждает смерть. Он также и Камари, Разрушитель желаний. Эти два имени показывают, что тот, кто уничтожает желания, может победить смерть, ибо желание рождает действия, действия рождают последствия, последствия рождают зависимость и несвободу, результатом которых является новое рождение, приводящее к смерти.

Ишвара также символически выражен в форме линги. Слово линга происходит от санскритского корня «ли», означающего «лийятхе - сливается». Это форма, в которую вливаются все формы. Шива - Бог, который наделяет живых существ самым желанным и значительным даром во Вселенной. Это тот конец, та смерть, к которой человек должен стремиться, конец, которым Шива может его удостоить. Прежде всего ощутите Бога в себе; после этого, если вы свяжете себя с материальным миром, вам никто и ничто не сможет нанести вреда, поскольку вы будете воспринимать объективный мир как тело Бога. Но если, не ощутив в себе Бога, вы окунётесь в материальный мир, он и станет для вас богом. Стремитесь прийти к Богу! Свои духовные усилия вы можете направить по двум путям. Следуйте указаниям Бога, и Он будет рад поднять и возвысить вас. Или же вступите на путь исканий, откройте, где Он обитает - и постигните Его там. Вы можете следовать тем или иным путём. Но достичь Его - неизбежная задача человека.

Шива означает милосердие, благость, мангалам (счастливая добрая судьба). Он весь - милость, добро, счастье. Вот почему эпитет Шри, указывающий на все эти качества, не прибавляется к именам Шива, Шанкара, Ишвара и т.д. Он сопутствует именам аватаров, так как аватары воплощаются в бренном теле ради осуществления особой миссии. Этим эпитетом они должны отличаться от других людей. Шива - вечно милостивый, вечно дарящий блага и счастье, поэтому эпитет Шри является излишним. Его почитают как Учителя учителей, Дакшинамурти. Облик Шивы сам по себе есть великий урок всетерпения и самообладания.

Яд халахалу Он надёжно прячет в Своём горле; благотворную Луну, которую все встречают с радостью, Он носит на голове. Человеку необходимо извлечь из этого урок: он не должен выплёскивать на других свои дурные качества и склонности, а всё полезное и доброе, чем владеет, ему следует использовать во благо других. Если человек пользуется своими способностями только ради собственных целей, а с помощью дурных качеств унижает и запугивает людей, значит он стоит на пути к гибели.

Говорите правду

Однажды богиня Парвати спросила Шиву: “Господин! Я слышала, что есть святыня под названием Каши, где поклоняются Тебе, и что те, кто после омовения в Ганге совершает священный обряд, посвящённый Шиве,Шивапуджу, заслужат право отправиться на Кайласу и остаться там навеки. Правда ли это?” Господь Шива ответил: “Все не могут заслужить это право. Одного лишь паломничества в Каши и ритуала перед Моим образом недостаточно. Впрочем, чтобы тебе всё стало ясно, мы можем сейчас же отправиться в Каши под видом пожилой четы. Тебе придётся поучаствовать в спектакле”.

Господь Шива и Парвати появились перед входом в храм Шивы, Парвати - как безобразная на вид 80-летняя старуха, а Шива - как немощный, убогий 90-летний старик. Шива положил голову на колени Парвати и принялся стонать, изображая мучительные страдания. Старуха горько плакала. Она слёзно умоляла каждого паломника, проходившего мимо: “О, почитатели Шивы! Помогите моему бедному мужу! Он умирает от смертельной жажды! Не зачерпнете ли вы для него немного воды? Я не могу оставить его одного и пойти на реку за водой”. Паломники шли с гхат (спусков к реке) после церемонии омовения в Ганге. С их одежды стекала вода, и они несли воду в маленьких, блестящих медных сосудах. Все они видели старую женщину и слышали её причитания. Некоторые говорили: “Подожди, мы поможем твоему мужу после того, как предложим священную воду Господу Вишванатху”.

Другие бросали с досадой: “Ну что за назойливость! Из-за этих нищих невозможно спокойно совершить ритуал!” Некоторые сетовали: “Попрошаек нельзя пускать к храму”.

Перед входом толпилось много народу. Среди них был и профессиональный карманный вор. Он тоже слышал жалобные крики старой женщины и не мог равнодушно смотреть, как страдает её муж. Он подошёл к ним и сказал: “Матушка, что тебе нужно? Кто вы и что вы здесь делаете?” Старуха ответила: “Сынок, мы пришли сюда, чтобы получить даршан Господа Вишвешвары, но моему мужу внезапно стало плохо, и он потерял сознание от слабости. Может быть, он не умрёт, если кто-нибудь вольёт немного воды в его иссушенные жаждой губы. Он так плох, что я не могу оставить его одного и пойти за водой. Стольких людей я просила о помощи, но никто не поделился водой, хотя все они несут полные кувшины”. В воре проснулось сострадание. Он принёс немного воды в сухой тыкве. Но прежде, чем принять её, женщина сказала: “Сынок, мой муж может умереть в любой момент и свой последний глоток воды он примет лишь от того человека, кто говорит только правду”.

*** Вишвешвара, Вишванатх - Господь Вселенной, Владыка всего (имена Шивы).
Кайласа - священная гора в Гималаях, легендарная обитель богов.
Каши (Бенарес, Варанаси) - древний священный город на севере Индии, на берегу Ганги, где находится знаменитый храм Вишванатха; там поклоняются Шиве в образе лингама.
Парвати - “горная”; одно из имён Деви, супруги Шивы.
Пуджа - богослужение, молитва, обряд поклонения.
Шива - “благой”, “милостивый”; один из трёх главных богов индуистской триады, воплощение космических сил разрушения. Часто почитается как Высшее Божество, Бог-Владыка - Ишвара.

108 Мантр Господа Шивы

1.ОМ ШИВАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Благому!

2.ОМ МАХЕШВАРАЙА НАМАХА

3.ОМ ШАМБХАВЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Тому, Чья Сущность — Благо!

4.ОМ ПИНАКИНЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Держащему лук Пинака!

5.ОМ ШАШИШЕКХАРАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Увенчанному Луной!

6.ОМ ВАМАДЕВАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Прекрасному Богу!

7.ОМ ВИРУПАКШАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Необычноглазому!

8.ОМ КАПАРДИНЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Спутанноволосому!

9.ОМ НИЛАЛОХИТАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Тёмно — красному!

10.ОМ ШАНКАРАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Творящему благо!

11.ОМ ШУЛАПАНАЙЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Вооружённому трезубцем!

12.ОМ КХАТВАНГИНЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Вооружённому дубинкой!

13.ОМ ВИШНУВАЛЛАБХАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Возлюбленному Господа Вишну!

14.ОМ ШИПИВИШТАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Пронизанному лучами!

15.ОМ АМБИКАНАТХАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Повелителю Амбики!

16.ОМ ШРИКАНТХАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Обладателю прекрасной шеи!

17.ОМ БХАКТАВАТСАЛАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Возлюбленному Своих преданных!

18.ОМ БХАВАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Сущему!

19.ОМ ШАРВАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Губящему!

20.ОМ ТРИЛОКЕШАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Владыке трёх миров!

21.ОМ ШИТИКАНТХАЙА НАМАХА

Ом. Поклонение Синешеему!

22.ОМ ШИВАПРИЙАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Возлюбленному Благой Богини!

23.ОМ УГРАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Грозному!

24.ОМ КАПАЛИНЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Обладателю чаши из черепа!

25.ОМ КАМАРАЙЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Врагу вожделения!

26.ОМ АНДХАКАСУРАСУДАНАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Убийце демона Андхаки!

27.ОМ ГАНГАДХАРАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Держащему Гангу!

28.ОМ ЛАЛАТАКШАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Имеющему глаз во лбу!

29.ОМ КАЛАКАЛАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Времени времён!

30.ОМ КРИПАНИДХАЙЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Сокровищу милосердия!

31.ОМ БХИМАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Мощному!

32.ОМ ПАРАШУХАСТАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Вооружённому боевым топором!

33.ОМ МРИГАПАНАЙЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Держащему лань в руке!

34.ОМ ДЖАТАДХАРАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Носящему собранные пучком волосы!

35.ОМ КАЙЛАСАВАСИНЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Обитающему на Кайласе!

36.ОМ КАВАЧИНЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Облачённому в панцирь!

37.ОМ КАТХОРАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Суровому!

38.ОМ ТРИПУРАНТАКАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Уничтожителю Трипуры!

39.ОМ ВРИШАНКАЙА НАМАХА

Ом. Поклонение Быкознамённому!

40.ОМ ВРИШАБХАРУДХАЙА НАМАХА

Ом. Поклонение Восседающему на быке!

41.ОМ БХАСМОДДХУЛИТАВИГРАХАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Умащенному пеплом!

42.ОМ САМАПРИЙАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Любящему мелодии Самаведы!

43.ОМ СВАРАМАЙАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Голосистому!

44.ОМ ТРИМУРТАЙЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Воплощённому в Тримурти!

45.ОМ АНИШВАРАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Неимеющему над собой владык!

46.ОМ САРВАГНЬАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Всезнающему!

47.ОМ ПАРАМАТМАНЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Высшему Духу!

48.ОМ СОМАСУРЙАГНИЛОЧАНАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Тому, Чьи три глаза — Солнце, Луна и Огонь!

49.ОМ ХАВИШЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Жертвенному возлиянию!

50.ОМ ЙАГЬЯМАЙАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Вкушающему жертву!

51.ОМ СОМАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Луне!

52.ОМ ПАНЧАВАКТРАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Пятиликому!

53.ОМ САДАШИВАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Всеблагому!

54.ОМ ВИШВЕШВАРАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Владыке Вселенной!

55.ОМ ВИРАБХАДРАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Мощному Герою!

56.ОМ ГАНАНАТХАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Повелителю Ганов!

57.ОМ ПРАДЖАПАТАЙЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Прародителю существ!

58.ОМ ХИРАНЙАРЕТАСЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Золотому Семени!

59.ОМ ДУРДХАРШАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Неодолимому!

60.ОМ ГИРИШАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Владыке священной горы Кайласа!

61.ОМ ГИРИШАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Владыке Гималаев!

62.ОМ АНАГХАЙА НАМАХА

Ом. Поклонение Безупречному!

63.ОМ БХУДЖАНГАБХУШАНАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Украшенному змеями!

64.ОМ БХАРГАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Сияющему!

65.ОМ ГИРИДХАНВАНЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Хозяину гор!

66.ОМ ГИРИПРИЙАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Любителю гор!

67. ОМ АШТАМУРТАЙЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Воплощённому в Восьми Образах!

68.ОМ АНЕКАТМАНЕ НАМАХА

Ом. Поклонение Имеющему много воплощений!

69.ОМ САТТВИКАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Благостному!

70.ОМ ШУДДХАВИГРАХАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Тому, Кто свободен от сомнений и колебаний

71.ОМ ШАШВАТАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Вечному!

72.ОМ КХАНДАПАРАШАВЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Держащему секиру!

73.ОМ АДЖАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Нерождённому!

74.ОМ ПАШАВИМОЧАКАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Избавителю от оков!

75.ОМ КРИТТИВАСАСЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Облачённому в шкуру!

76.ОМ ПУРАРАТАЙЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Врагу крепости демонов!

77.ОМ БХАГАВАТЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Господу!

78.ОМ ПРАМАТХАДХИПАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Высшему Повелителю праматхов!

79.ОМ МРИТЙУНДЖАЙАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Победителю смерти!

80.ОМ СУКШМАТАНАВЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Тонкотелому!

81.ОМ ДЖАГАДВЙАПИНЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Пронизывающему всю Вселенную!

82.ОМ ДЖАГАДГУРАВЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Учителю Вселенной!

83.ОМ ВЙОМАКЕШАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Тому, Чьи волосы — небеса!

84.ОМ МАХАСЕНАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Отцу Великого Воителя (Сканды)!

85.ОМ ЧАРУВИКРАМАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Мягкодвижущемуся!

86.ОМ РУДРАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Рудре!

87.ОМ БХУТАПАТАЙЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Повелителю духов!

88.ОМ СТХАНАВЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Стоящему!

89.ОМ АХИРБУДХНЙАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Змею глубин!

90.ОМ ДИГАМБАРАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Облачённому в стороны света!

91.ОМ МРИДАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Нежному!

92.ОМ ПАШУПАТАЙЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Повелителю созданий!

93.ОМ ДЕВАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Богу!

94.ОМ МАХАДЕВАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Великому Господу!

95.ОМ АВЙАЙАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Неизменному!

96. ОМ ХАРАЙЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Господу, избавляющему от оков!

97.ОМ ПУШПАДАНТАБХИДЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Выбившему зубы у Пушпана!

98. ОМ БХАГАНЕТРАБХИДЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Выбившему глаза у Бхаги!

99. ОМ АПАВАРГАПРАДАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Подателю конечного освобождения!

100. ОМ АВЙАГРАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Непечалящемуся!

101. ОМ АВЙАКТАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Неописуемому!

102. ОМ АНАНТАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Бесконечному!

103. ОМ ДАКШАДХВАРАХАРАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Разрушителю жертвоприношения Дакши!

104. ОМ САХАСРАКШАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Тысячеокому!

105. ОМ ТАРАКАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Спасителю!

106. ОМ ХАРАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Разрушителю!

107. ОМ САХАСРАПАДЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Тысяченогому!

108. ОМ ШРИ ПАРАМЕШВАРАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Великому Богу!

108 имён Господа Шивы

1. Bhikshatana Murti
2. Nataraja Murti
3. Aja-Ekapada Murti
4. Yoga-Dakshinamurti
5. Lingodhava Murti
6. Kamadahana Murti (Kamari)
7. Tripurantaka Murti(Tripurari)
8. Mahakaleshvara Murti (Kalari/Kalantaka/Kalasamhara)
9. Jalandharavata Murti (Jalandhari)
10. Gajasurasamhara Murti (Gajantika)
11. Virabhadra Murti (Karala)
12. Kankala-Bhairava Murti
13. Kalyanasundara Murti
14. Vrishabharudha Murti
15. Chandrashekhara Murti
16. Uma-Maheshvara Murti
17. Shankaranarayana Murti (Keshavardha/Harihara)
18. Ardanarishvara Murti
19. Kirata Murti
20. Chandeshvaranugraha Murti
21. Chakradaneshvararupa Murti (Chakrapradasvarupa)
22. Somaskanda Murti
23. Gajamukhanugraha Murti
24. Nilakantha-Maheshvara Murti
25. Sukhasana Murti
26. Mukhalinga Murti (Panchamukhalingam)
27. Sadashiva Murti
28. Mahasadashiva Murti
29. Umesha Murti
30. Vrishabhantika Murti
31. Bhujangarlalita Murti
32. Bhujangatrasa Murti
33. Sandhyanritta Murti
34. Sadanritta Murti
35. Chanda-Tandava Murti
36. Gangadhara Murti
37. Gangavisarjana Murti
38. Jvarabhagna Murti
39. Shardhulahara Murti
40. Pashupata Murti
41. Vyakhyana-Dakshinamurti
42. Vina-Dakshinamurti
43. Vaguleshvara Murti
44. Apat-Uddharana Murti
45. Vatuka Bhairava Murti
46. Kshetrapala Murti
47. Aghorastra Murti
48. Dakshayajnahara Murti
49. Ashvarudha Murti
50. Ekapada-Trimurti Murti
51. Tripada-Trimurti Murti
52. Gaurivaraprada Murti
53. Gaurililasamanvita Murti
54. Vrishabhaharana Murti
55. Garudantika Murti
56. Brahmasirachedataka Murti
57. Kurmasamhara Murti (Kurmari)
58. Mastyasamhara Murti (Mastyari)
59. Varahasamhara Murti (Varahari)
60. Simhagna Murti (Sharabha/Sharabheshvara)
61. Raktabhikshapradana Murti
62. Guru-Murti (Gurushiva)
63. Prarthana-Murti
64. Shishyabhava Murti
65. Anandatandava Murti
66. Shantyatandava Murti
67. Samharatandava Murti
68. Kapalishvara Murti (Brahmakapaladhara)
69. Mahamritunjaya Murti
70. Tryaksharmritunjaya Murti
71. Shadaksharamrityunjaya Murti
72. Andhasurasamhara Murti
73. Juvarapaghna Murti
74. Simhasana Murti
75. Ilakeshvara Murti
76. Satyanatha Murti
77. Ishana Murti
78. Tatpurusha Murti
79. Aghora Murti
80. Vamadeva Murti
81. Ananteshvara Murti
82. Kumaranugraha Murti
83. Hayagrivanugraha Murti
84. Maha Rudra Murti
85. Nartana Rudra Murti
86. Shanta Rudra Murti
87. Yoga Rudra Murti
88. Krodha Rudra Murti
89. Vrinji Rudra Murti
90. Muhunta Rudra Murti
91. Dvibhuja Rudra Murti
92. Ashtabhuja Rudra Murti
93. Dashabhuja Rudra Murti
94. Trimukha Rudra
95. Panchamukhabhishana Rudra Murti
96. Jvalakeshashadbhuja Rudra Murti
97. Aghora Rudra Murti
98. Vishnudharmottara Rudra Murti
99. Bhima Rudra Murti
100. Svarnakarshana Rudra Murti
101. Bhishana Bhairava Murti
102. Kapala Bhairava Murti
103. Unmatta Bhairava Murti
104. Krodha Bhairava Murti
105. Asitanga Bhairava Murti
106. Ruru Bhairava Murti
107. Chanda Bhairava Murti
108. Samhara Bhairava Murti

Бог, танцующий Вселенную. Чистый как камфора, великий и ужасный, разрушающий галактики своим гневом, милостивый ко всем обездоленным – все это он, противоречивый Махадев. Бог Шива - живущий на священной горе Кайлас, древнейший из богов в пантеоне индуизма, а шиваизм – одна из самых почитаемых религий в Индии.

Шива - кто это?

В индуистской мифологии есть понятие тримурти, или Божественная Триада, в которую традиционно входят 3 главных проявления Единого Высшего Существа: Брахма (создатель Вселенной) - Вишну (хранитель) Шива (уничтожитель). В переводе с санскрита शिव Шива это «милостивый», «благостный», «дружелюбный». В Индии бог Шива один из самых любимых и почитаемых. Считается, что призвать его не составляет труда, Махадев ко всем приходит на помощь, он самый сострадательный бог. В высшем проявлении, олицетворяет космический мужской принцип и высшее сознание человека.

Священный текст «Шива Пурана» представляет Шиву, обладающего 1008 именами, которые возникали при появлении бога людям в разных обличьях. Повторение имен Шивы – очищает ум и укрепляет человека в благих намерениях. Самые известные из них:

  • Пашупати (одно из самых древних) – властитель и отец зверей;
  • Рудра (яростный, красный) – олицетворяет гневную природу, приносит болезни, но и исцеляет их;
  • Махадев – величайший, бог богов;
  • Махешвара – Великий Владыка;
  • Натараджа – Шива многорукий царь танца;
  • Шамбху – приносящий счастье;
  • Ишвара – владыка, обладающий божественной славой;
  • Камари – разрушитель желаний;
  • Маха Йог – Великий Йог, воплощает дух аскетизма (почитаем всеми йогами мира);
  • Хара – разрушитель;
  • Трайамбака - трехглазый.

Женская ипостась Шивы

Левая половина тела Шивы олицетворяет женскую (активную) энергию Шакти. Шива и Шакти неразделимы. Многорукая богиня Шива-Шакти в образе - смертоносная женская ипостась разрушительной энергии Шивы. В Индии свято чтут Кали, ее изображение устрашающе: иссиня-черная кожа, кроваво-красный высунутый язык, гирлянда из 50 черепов (перевоплощения). В одной руке меч, во второй отрубленная голова Махиши, предводителя асуров. Другие 2 руки благословляют последователей и прогоняют страх. Кали – природа-Мать создает и уничтожает все в своей бешеной и неистовой пляске.

Символ Шивы

Изображения Махадева пронизаны многочисленной символикой, каждая деталь его облика таит в себе определенное значение. Самым главным является знак Шивы - лингам. В Шива-Пурана лингам – божественный фаллос, источник всего сущего во Вселенной. Символ стоит на основании йони (лоно) – олицетворяющем Парвати, супругу и Мать всего живого. Важны и другие атрибуты-символы бога:

  1. Три глаза Шивы (Солнце, Луна, символ Огня) полуоткрытые - течение жизни, когда смыкает веки, разрушаются, затем вновь создаются миры, открытые глаза – новый цикл земной жизни.
  2. Волосы – скрученные в пучок Джату, единение энергий физической, ментальной, духовной; Луна в волосах – контроль над разумом, река Ганга – очищает от грехов.
  3. Дамару (барабан) – вселенское пробуждение, космический звук. В правой руке Шивы, олицетворяет борьбу с невежеством дает мудрость.
  4. Кобра - обвита вокруг шеи: прошлое, настоящее, будущее - вечность в одной точке.
  5. Трезубец (тришула) – действие, знание, пробуждение.
  6. Рудракша (глаз Рудры) – ожерелье из плодов вечнозеленого дерева, сострадание и печаль о людях.
  7. Тилака (трипундра) тройная черта нанесенная пеплом на лбу, горле и обоих плечах – символ преодоления ложных знаний о себе, подверженности Майе (иллюзиям) и обусловленности кармы.
  8. Бык Нанди – верный спутник, символ земли и мощи, средство передвижения божества.
  9. Шкура тигра – победа над вожделением.

Как появился Шива?

Рождение Шивы окутано множеством тайн, древние тексты шиваистких пуран описывают несколько версий появления божества:

  1. В момент появления Брахмы из пупка , рядом находились демоны и попытались убить Брахму, но Вишну разгневался, из межбровья появился многорукий Шива и трезубцем убил асуров.
  2. У Брахмы было 4 сыновей, которые не желали иметь потомства, тогда между бровей разгневанного на детей Брахмы появился ребенок с синей кожей. Мальчик плакал и просил себе имя, социальное положение. Брахма дал ему 11 имен, двумя из которых были Рудра и Шива. Одиннадцать воплощений, в одном из них, Шива – почитаемый бог из триады великих, наравне с Брахмой и Вишну.
  3. Брахма в глубокой медитации просил о появлении сына, подобного по величию. Мальчик возник на коленях у Брахмы и начал бегать вокруг создателя просить имя. «Рудра»! - молвил Брахма, но ребенку этого было недостаточно, он бегал и кричал, пока Брахма не дал ему еще 10 имен и столько же воплощений.

​Мать Шивы

Происхождение Шивы в разных источниках традиционно упоминается вместе с именем Вишну и Брахмы. Изучающие шиваизм и связанное с ним имя бога-разрушителя, задаются вопросом о матери Шивы. Кто она? В дошедших до людей священных древних текстах нет имени женской ипостаси богини, кто имела бы отношение к рождению великого Махадева. Шива является саморожденным из чела творца Брахмы, у него нет матери.

Чем опасен бог Шива?

Природа Махадева двойственная: созидатель-разрушитель. Вселенная в конце цикла должна быть уничтожена, но когда Шива бог в гневе, мироздание рискует уничтожиться в любой момент. Так было, когда жена Сати сгорела в огне. Шива создал из себя кровавое божество. Многорукий бог Шива в ипостаси Виробхадры воспроизвелся в тысячах подобных ему и отправился во дворец Дакши (отца Сати) вершить гнев. Земля «захлебнулась» в крови, Солнце поблекло, но когда гнев прошел Шива оживил всех мертвых, на место отрубленной головы Дакши приставил козлиную голову.

Жена бога Шивы

Шакти - женская энергия, неотделимая от Шивы, без нее он Брахман, лишенный качеств. Жена Шивы – это Шакти в земных воплощениях. Сати считается первой женой, из-за унижения и непочитания Шивы ее отцом Дакшей, принесла себя в жертву посредством самосожжения. Сати переродилась в Парвати, но Махадев так был опечален, что не хотел выходить из многолетней медитации. Парвати (Ума, Гаури) совершила глубокую аскезу, чем покорила бога. В своих разрушительных аспектах Парвати представлена богинями: Кали, Дурга, Шьяма,Чанда.

Дети Шивы

Семейство Шивы – это форма Шанкара, представляющая собой сознание, заботящееся о мире. Дети Шивы и Парвати олицетворяют баланс материального и духовного:

  1. Сканду (Картикея) сын Шивы – шестиголовый , родился таким сильным, что в возрасте 6 дней разгромил асура Тараку.
  2. Ганеша – божество с головой слона, его почитают как бога богатства.
  3. Нармада дочь Шивы в метафизическом смысле: в глубокой медитации на холме Армакут, Махадев отделил от себя часть энергии, которая трансформировалась в деву Нармаду, священную для индусов реку.

Легенды о Шиве

Много сложено легенд и преданий о великом Шиве, в основе которых тексты из священных для индусов писаний Махабхараты, Бхагават-гиты, Шива-Пураны. Одна из таких историй рассказывает: при пахтании молочного океана, из его глубин вышел сосуд с ядом. Боги напугались, что яд уничтожит все живое. Шива из чувства сострадания выпил яд, Парвати схватила его за шею, чтобы не дать зелью проникнуть в живот. Яд окрасил шею Шивы в синий цвет – Нилакантха (синешеий), стало одним из имен бога.

Шива в буддизме - об этом существует легенда, которая гласит, что в одном из своих воплощений (Нампарзиг) узнал о пророчестве: если он снова явится в форме Бодхисаттвы - это не пойдет на пользу миру, но воплотившись в форме Махадева – будет мирозданию огромное благо. В тибетском буддизме Шива является защитником учения и практикуется обряд «Посвящение Шивы».

- (др. инд. Civa, «благой», «приносящий счастье»), в индуистской мифологии один из верховных богов, входящий вместе с Брахмой и Вишну в т. н. божественную триаду (тримурти). В качестве самостоятельного божества Ш. был включён в пантеон сравнительно … Энциклопедия мифологии

Сива, одно из трех индусских божеств, разрушающий мир. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. ШИВА См. СИВА. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

Шива - и его жена Парвати. Бенгалия. X в. Шива и его жена Парвати. Бенгалия. X в. Шива в индуизме и брахманизме один из трёх верховных богов (). Шива высшее существо, олицетворяющее созидающие и разрушающие силы в универсуме. Танцующий Шива. Южная Индия … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Характеристика Длина 12 км Бассейн Белое море Водоток Устье Оз. Большое Шуо ярви Шуо Расположение Страна … Википедия

В индуизме и брахманизме один из трёх верховных богов (наряду с Брахмой и Вишну). Шива высшее существо, олицетворяющее созидающие и разрушающие силы в универсуме … Исторический словарь

- (муж.) мягкий (Бог Шива) Древние индийские имена. Словарь значений … Словарь личных имен

Вишну, Тримурти, бог разрушитель, Брахма Словарь русских синонимов. шива сущ., кол во синонимов: 7 бог (375) брахма … Словарь синонимов

єшива - (єшибот) (івр.) Іудаїстський заклад, докл. див. ієшива … Архітектура і монументальне мистецтво

Один из трех верховных Богов (на ряду с Брахмой и Вишну) в брахманизме и индуизме. По происхождению доарийский Бог, хозяин животных. Изображается в грозном виде, часто в священном танце, воплощающем космическую энергию, или аскетом, погруженным… … Большой Энциклопедический словарь

- (колодец). Колодец, названный так Исааком и впоследствии давший свое имя городу (Быт 26:33)см. Вирсавия … Библейская энциклопедия Брокгауза

шиваїзм - іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови

Книги

  • Шива и Дионис , Данилу Алиэн. Эта книга - не эссе об истории религий. Она отражает мой личный опыт открытия большинства основ религий в настоящем музее мировой истории, которым является Индия. Предшественница ведического…
  • Шива и Дионис , Данилу Алиэн. Эта книга не эссе об истории религий. Она отражает мой личный опыт открытия большинства основ религий в настоящем музее мировой истории, которым является Индия. Предшественница ведического…

Шива ("приносящий счастье"), в индуистской мифологии один из верховных богов, который вместе с Вишну и Брахмой образует божественную триаду – тримурти. Шива не только добрый защитник, но и грозный бог, обитающий на полях сражений и у погребальных костров. Нередко его изображали с веревкой, на которую нанизаны черепа.

Шива – бог-творец и вместе с тем бог времени, а следовательно, и разрушения, бог плодородия и в то же время аскет, подавивший желания и обитающий высоко в Гималаях на горе Кайласе. Иногда он даже выступал как двуполое существо. Эти взаимоисключающие качества символизировали божество, вобравшее в себя все противоречия мира, которому отведена роль уничтожителя мира и богов в конце каждой кальпы, периода, равного 8 640 000 000 человеческих лет.

Считалось, что в качестве Натараджи, "царя танца", Шива регулирует мировой порядок. Устав танцевать, он останавливается, и во вселенной воцаряется хаос. Так вслед за периодом созидания приходит разрушение. Однажды Шива явился 10 000 мудрецам-риши, чтобы они поклонились ему. В ответ риши прокляли бога и наслали на него свирепого тигра. Шива ногтем содрал со зверя шкуру и сделал себе накидку. Риши наслали змею, но Шива надел ее на шею как ожерелье. Риши сотворили злого карлика и вооружили его дубинкой, но Шива, встав на спину карлика, начал танцевать. И риши бросились к его ногам. Созидающая сила бога воплощена в его основном символе – линге-фаллосе, мужском детородном органе.

Один из мифов повествует, как бог пришел в лес, где медитировали мудрецы. Те не узнали Шиву и, заподозрив его в том, что он хочет соблазнить их жен, лишили его фаллоса. Тотчас мир окутала тьма, и мудрецы утратили свою мужскую силу. Осознав свою ошибку, они принесли дары Шиве, и во вселенной снова воцарился порядок. Шиву часто изображают четырехруким и трехглазым. Третий глаз, глаз внутреннего видения, расположен в центре лба. На шее у него ожерелье из змеи, еще одна змея опоясывает тело, а другие обвивают руки. Встречаются изображения Шивы с синей шеей; его называли Нилакантха, или "синяя шея"; об этом говорится в мифе о пахтанье мирового океана.

Согласно широко известному мифу, боги использовали змея Васуки (Шешу) при создании амтриты и вращали с его помощью гору Мандару. Однако змей настолько устал, что испустил яд, который грозил уничтожить весь мир. Шива проглотил яд, и его шея окрасилась в синий цвет. Шива – отец слоноподобного бога Ганеши и воинственного бога Сканды. Ездовое животное Шивы и его слуга – бык Нандин. По преданию, третий глаз Шивы возник в результате проделки его жены Парвати. Шива медитировал на горе Кайласа, а Парвати подкралась сзади и закрыла его глаза руками. Тотчас солнце померкло, и все живое затрепетало от страха. Вдруг во лбу Шивы появился глаз, источающий пламя, и разогнал тьму. Огонь, вырвавшийся из глаза, осветил все Гималаи и сжег бога любви Каму, когда тот пытался отвлечь Шиву от аскетических подвигов.

Индуизм входит в тройку популярных религиозных направлений. Он основан на мифологии и обычаях арийских народов, населявших Древнюю Индию. Это направление характеризуется двумя течениями: вишнуизмом и шиваизмом. Поборники течений поклоняются и Шиве. Призванием Шивы считается разрушение устаревшего мира во имя создания нового. Он олицетворяет собой начало. Образ божества знаком многим по изображениям, не жители Запада мало знают о его происхождении и значении в культуре Индии.

История появления

Шива известен со времен хараппской цивилизации древних индийцев. С приходом ариев в эту местность было положено начало новой религии, которая насаждалась так же, как христианство на Руси. Значение имени Шивы с санскрита переводится как «благоприятный», при этом божество символизирует разрушения и практически ассоциируется с богом смерти.

В индуистской мифологии он имел такую же власть, как и Вишну, которого больше знают под другим его именем – . Шива разрушает иллюзии и представляется одновременно грозным, как разрушитель миров, и милостивым, как родоначальник всего нового. Врагами божества являются дьявол, сатана и демоны.

Натараджа, популярное изображение Шивы, представляет его танцующим или сидящим в лотосе. Чаще он имеет светло-голубую кожу. У божества четыре руки. На плечи накинута слоновья или тигриная шкура. Во лбу виднеется третий глаз.


Каждому божеству присущи персонифицированные атрибуты. Таковыми располагает и Шива. Среди его оружия – лук, дротик, жезл, меч, дубина с черепом и щит. Каждый элемент имеет собственное название. Так, тришулой именуется трезубец, символизирующий триаду, тройственность стадий эволюции, времени, гунны и т.п.

Символичным является изображение кистей рук Шивы. Нередко на картинах выписаны курительная трубка, кувшин с нектаром бессмертия, барабан, символизирующий вибрации Вселенной, и другие обрядовые элементы. В распоряжении Шивы масса атрибутов из различных сфер, которые позволяют облагородить человека и открыть доступ в мир мудрости и возвышенного.


Парвати, супруга божества, является аутентичным женским образом, на который похожи персонажи индийской мифологии в женском обличье. Союзу с ней предшествовала связь с Шакти. Точнее будет сказать, что Парвати – реинкарнация Шакти. У божественной пары были дети.

Самым известным из них стал – слоноликий сын Шивы, бог мудрости. Многорукий бог изображается ребенком с головой слона. Как правило, на картинах у него четыре руки, три глаза, а вокруг живота обвивается змея. Среди его заслуг написание священной поэмы Индии – «Махабхараты».

Шива в культуре

Шиваизм – востребованная индийская религия, которая ведет историю со второго века до нашей эры. Первое изображение Шивы обнаружили в Гудималламе, на севере Мадраса. Многообразие бога отображается в том, что ему приписывают более сотни имен, среди которых «благотворный», «дарующий счастье» и «великодушный». Шива считается богом, руководящим триединством эволюции.


Под его началом происходят рождение, развитие и смерть. Он покровительствовал целительству, подарил миру мантры и санскрит. Мантра Гаятри – известнейшая из провозглашаемых в честь Шивы молитв. Популярными мантрами являются Шива Махапурана, Манас Пуджа. Считается, что мантра открывает чакры и позволяет достичь духовных высот.

Танец считался древней магической формой. В Индии верили, что, совершая движения, танцор входит в транс и перемещается в параллельную реальность, сливаясь со Вселенной. В танце модернизировалась личность, проявлялись способности провидца, происходило раскрытие внутренней сущности человека. Это мастерство в Индии стояло наравне с дыхательными практиками. Космический танец, пробуждающий энергию эволюции, – то, с чем ассоциировался Шива, танцующий бог и Владыка танца.


Индийская мифология специфична. Она серьезно отличается от христианских верований и больше походит на языческие поклонения, так как в ней бог не един. Как и другие древние религии, шиваизм мифологичен. Легенды о жизни богов исполнены необычных описаний и сюжетов, включая истории о том, как Шива отрубил голову Брахме.


Шиваизм – неотъемлемая часть жизни современного населения Индии, которое предпочитает это религиозное направление. Люди преподносят дары божеству, делятся с ним печалями, просят о помощи и воздают хвалу в отведенное для этого время, ориентируясь на каноны. Календарь шиваистов освещает памятные даты для последователей Шивы. В конце февраля в Индии отмечают праздник под названием Махашиваратри, приходящийся на ночь свадьбы Шивы и Парвати.

Экранизации

Как верховное божество Шива часто упоминается в кинематографе. О его происхождении сняты документальные и художественные ленты, описывающие глубину и мифологичность древней религии. Практикующие шиваисты снимают фильмы об учениях Шивы. Одним из так учителей считается Чарана Сингха. Он учит последователей правильно понимать заветы и наставления Шивы, а также правильно использовать дарованные им мантры в ходе духовных практик.


На волне популярности многосерийных фантастических фильмов создан проект под названием «Бог богов Махадев». Это сериал, сюжет которого строится на легендах о Шиве. Повествование создано при использовании сакральных текстов из Пуран. История, представленная постановщиками, повествует о происхождении Шивы. Она освещает союз с Шакти, перипетии, сопутствовавшие их бытию и любви. Жанр саги считается драмой в формате телевизионного проекта. В фильме использованы работы мифолога Девдатта Паттанаика. Роль Шивы в сериале исполнил Мохит Райна.