Егорий день в что нельзя делать. Егорьев день

Или Егорий Вешний.

Для православной церкви 6 мая – это дата почтения памяти праведника и великого мученика Георгия Победоносца. Георгий Победоносец является одним из самых почитаемых святых.

Поскольку имя Георгий не является русским, то в народе используют его производные – Юрий и Егорий. Сам же праздник имеет еще несколько названий - Георгий Победоносец, Георгий храбрый, День Егория Вешнего, Юрий Вешний, Юрий Теплый, Егорий, Егорьев день, Егорий весенний, Егорий голодный, Егорий – ленивая соха, праздник пастухов, скотопас, водонос.

Согласно истории, святой Георгий родился в зажиточной христианской семье в городе Белите, что расположен возле Ливанских гор. Родители с малых лет прививали сыну любовь к Господу, учили его уважать и почитать законы Божьи. Георгий был достаточно умен и хорошо развит физически и выбрал в качестве своего призвания военную службу. Очень быстро он стал главным военачальником и любимцем правителя Диоклетиана. Диоклетиан же вошел в историю как правитель, жестоко преследовавший христиан.

Однажды во время суда над христианином Георгий услышал приговор о смертной казни. Он не мог остаться равнодушным к такой жестокости и сознался Диоклетиану, что тоже является христианином и верит лишь в Иисуса Христа. Император был расстроен признанием Георгия и предлагал ему отречься от своей веры. Однако Георгий был непреклонен. За это правитель велел подвергнуть его пыткам. На протяжении многих дней Георгия пытали, но он мужественно переносил все истязания и возносил молитвы Христу. В конечном итоге Диоклетиан понял, что не сможет сломить Георгия, тогда он отдал приказ обезглавить мученика. Это произошло в 303 году в Никомидии.

Юрьев день (Егорий Вешний) 6 мая 2018 года, будучи народным праздником, имеет массу традиций и обрядов, примет и поверий, многие из которых все еще актуальны. Традиционно в народе этот день посвящают земле, а также домашним животным и уходу за ними. Именно с Егория Вешнего люди начинают заниматься основными полевыми работами. В этот праздник народ проводит специальные обряды, чтобы земля была плодородной и дала хороший урожай. Для этого на засеянных нивах проходят молебны, а также землю окропляют святой водой.

Хозяева в Юрьев день 6 мая уделяют особое внимание скоту и домашним животным, чистят их, моют, дают вкусный и сытный корм.

Также Юрьев день (Егорий Вешний) 6 мая 2018 года считается праздником пастухов. А потому в этот день народ задабривает этих работников, дарит им подарки, угощает яичницей.

Согласно народному поверью, в Юрьев день 6 мая нельзя работать с шерстью. Женщины не прядут и не вяжут и вообще стараются не прикасаться к шерсти в этот праздник. Так как в народе говорят, что в противном случае волки могут утащить овец.

Егорьев день (Егор Юрий). Егорий Вешний. Георгий Победоносец. Праздник пастухов - выгоняют стадо в поле. На егорьевской неделе прилет ласточек.
Егорий – устроитель земли русской. До XV столетия он один был на гербе государственном. Он также является покровителем стольного града Москвы. Считается, к тому же, покровителем полей и всех плодов земных, что предопределило традицию освящать в этот день поля и посевы. Георгий - Водонос, он был также покровителем источников и рек. Поэтому в день святого бывало обязательным и водосвятие. Юрьева роса действует целительно даже на безнадежно больных людей. День святого Георгия отмечается дважды в году: 6 мая и 9 декабря. Потому приметы и поговорки, сложившиеся к Юрьеву дню, соответствовали времени года. Величали Георгия, согласно народной трансформации имени, и Егорием, и Юрием. Поскольку наш современный календарь «сдвинут» вперед на 13 дней, то все приметы следует относить, как они складывались к 23 апреля. Ко дню святого Георгия вешнего уже повсеместно развертывались полевые работы.
Крестьяне просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу. Юрьева роса от сглазу, от семи недугов. "Будь здоров, как Юрьева роса!" На Егорьев день вывешивали во дворе влажное полотенце: за ночь высохнет – долго не будет инеев, а замерзнет – будут заморозки уже в августе.
На Руси два Егория: один холодный, другой голодный (9 декабря и 6 мая). Коли весенний Егорий с кормом - осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (т.е. зима установится, будет хороший санный путь). На Егорья мороз - будет просо и овес. Когда на Георгия мороз и повторится через неделю, должно ожидать теплой осени. Как в Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет. На Егорья роса - будут добрые проса. На Юрья дождь - гречи нерод. Ранний яровой посев с Егорья, поздний - с Еремея (14 мая). Ясное утро на Юрья - ранний сев, ясный вечер - поздний. Ранний горох сей до Георгия, поздний после Георгия. С Георгия начинают сеять свеклу, морковь и рассаду. Первый день выгона скота. С Егория начинались хороводы, а посиделки откладывались до Дмирия (8 ноября). Юрьев день весенний. Егорий с теплом, а Никола с кормом. Егорий с водой (росой), а Никола с травой. Егорий с мостом, а Никола с гвоздем. Егорий с ношей (с кузовом), а Никола с возом. Не хвались на Егорьев день посевом, а на Никелин день травой! В Егорьев день разве ленивая соха не выезжает. На Егория прилет ласточек. На Юрия - роса - не надо коням овса. Юрий запасает коров, Никола коней. Юрий - праздник пастухов (так как в его день выгоняют в первый раз скот в поле вербою с Вербного воскресения). Юрьева роса от сглаза, от семи недугов. Будь здоров, как Юрьева роса!Коли на Юрья березовый лист в полушку - к Успению клади хлеб в кадушку. Яровой сей до Егорья или с Егорья. Богатый сыт и в Егорьев день, а бедный терпит до Спаса. Под Егорья вешнего не работают, чтобы волк овец не поел. На Юрья св. Егорий разъезжает по лесам на белом коне и зверям раздает наказы. Всяк зверь у Егорья под рукой. Что у волка в зубах, то Юрий дал. Егорий весну начинает, Илья лето кончает.

Егорий Вешний. Праздник пастухов - выгоняют стадо в поле. На егорьевской неделе прилет ласточкам.
При грозе гром скоро прекращается - погода наладится.
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - к холодному лету.
У здорового человека беспричинно подавленное настроение - к дождю.
Вечерняя заря багрово-красная - к плохой погоде.
На небе появились облака, по форме напоминающие линзы или вытянутые семена чечевицы - через 1-1,5 часа начнется гроза.

Другие народые приметы мая.

Коли в мае дождь, будет и рожь.
Сколько в мае дождей, столько лет быть урожаю.
Даст небо дождь, а земля - рожь.
Когда цветёт черёмуха, всегда живёт холод.
Особенно бывает холодно, когда дуб развернётся.

Русские народные приметы и суеверия.

В красную горку (вторник на фоминой - поминки) родители из могилы теплом дохнут.
Коли ступишь на чужой след, то будут болеть ноги.
Много лет (жить) кукушка бабе накуковала, да обманула.
Передний угол, или матица, трещит - к худу (несдобровать хозяину).
Петухи распелись не вовремя - к вестям.
Поневоле станешь ворожить, коли нечего на зуб положить.
Увидать домового - к беде, к смерти.

ЕГОРИЙ ВЕЛИКИЙ

Это - один из самых популярных сельскохозяйственных праздников. Множество пословиц и поговорок связано с этим днём: "На Егория вешнего только ленивая соха не выезжает в поле"; "Юрий работу начинает, Юрий (зимний) и кончает”; "Храбрый ты наш Егорий, ты паси нашу скотину в поле, и за полем, в лесу и за лесом, от волка хищного, от медведя лютого, от зверя лукавого".

Так как Егорий считался покровителем и заступником скота, то в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище, на,так называемую,"Егорьеву росу". Выгоняли скот прутьями вербы, сохранившимися от Вербного воскресенья. К важному этому событию из хлебного теста готовили символические изображения коров, лошадей и других домашних животных; такие же изображения изготовлялись к этому дню и из глины. В народе верили, что 6 мая (23 апреля по ст.ст.) сам святой Георгий незримо выезжая на своём белок коне в поля, чтобы охранять скотину от хищных зверей и всякой другой напасти.

Покровительствуя скоту, внимательно следит Георгий за работой пастухов, тех, от кого зависит благополучие скота. Отсюда и возник древний обычай: отпуская пастухов в этот день на пастбище, их окачивают холодной водой - чтоб были бдительнее и не дремали. Часто приговаривали и сами пастухи, также возлагавшие большие надежды на помощь святого Георгия: "Хоть все глаза прогляди, а без Егорья за скотом не уследишь".

Праздник святого Георгия в народном восприятии - это весеннее празднество земли (недаром имя "Георгий” в переводе о греческого означает "земледелец"). Отсюда и множество поговорок о радостном "Побуждении земли: "Егорий землю отмыкает"; "Егорий весну из-под спуда выпускает, зелёную траву выгоняет"; "Егорий храбрый - зиме ворог лютый"; "Пришел Егорий, и весне не уйти".

В православном календаре этот дань - тоже очень важная дата. С именем святого Георгия, по преданию зверски замученного при императоре Диоклетиане, связано множество ярких легенд, на протяжении многих столетий поражавших воображение православных христиан.

Самая известная на них, та, которая и создала прославленный многочисленными иноками зримый образ святого, - это предание о том, как святой Георгий победил змея, в течение долгого времени жучившего жителей Бейрута. Змей этот обитал в озере, неподалеку от города, и, выходя из своего логова, похищал многих людей, пожирая их затем в глубинах озера, а воздух города и его окрестности заражал своим зловонным дыханием, отчего в стране этой жители умирали от мучительных болезней.

Много раз выходили отважные воины на битву со змеем, но всякий раз бывали побеждены им, а растерзанные трупы их поглощали волны страшного озера. И вот граждане Бейрута собрались и устроили совет, как им избавиться от кровожадного чудовища. Но не могли найти ответа. И тогда некий маг и волшебник подсказал им, что озёрный гад тогда лишь успокоится и перестанет поганить землю бейрутскую, когда жители города согласятся каждый день по жребию отдавать ему своих сыновей и дочерей.

Поверили несчастные обитатели Бейрута магу и поклялись исполнять его совет. Царь же бейрутский, чтобы скрепить эту клятву своим словом, сказал своим подданным, что когда дойдёт до него черёд, то и он отдает свою единственную прекрасную дочь ненасытному чудищу. На том и порешили. Каждый день отсылали жители города на берег, озера юношу или девушку, и каждый день пожирал змей свою новую жертву, оставляя родителей её в неутешном горе и слезах. Вот дошла очередь до царского дома. И не мог царь нарушить своя царскую клятву.

Горько оплакивая свою единственную дочь, нарядил он её в красивейшие одежды, украсил драгоценнейшими камнями и отвёл на берег озера в урочное место. Сам же с большой свитой и толпами опечаленного народа отошел на безопасное расстояние от проклятого озера. И вот в этот момент, когда из вспенившихся черными валами вод, появился готовый сожрать новую жертву змей, свершилось чудо - неизвестно откуда прискакал на белом коне юноша с золотым копьём в руке. Обратившись к царевне, которая уже приготовилась к смерти, он сказал:"Не бойся, царевна, потому что именем Бога истинного спасу я тебя от змея.

Осенив себя крестным знаменем, ринулся юный воин на чудовище, ударил его копьём в горло, проколол его и прижал к земле, конь же потоптал чудище ногами. Отважным этим ратником и был святой Георгий Победоносец. Поразив змея, он велел царевне связать змея своим поясом и отвести в город как покорного пса, что та и сделала.

Жители Бейрута, видя эту процессию, в ужасе стали разбегаться, но змей уже был лишен своего колдовского могущества и не мог больше причинять людям никакого вреда. После этого святой Георгий умертвил змея мечом посреди города, а жители сожгли труп чудовища за пределами городских стен. Многие же из них приняли христианство, и с тех пор город этот не подвергался нападениям злобных чудовищ.

Георгий

Святой великомученик Георгий почитается как покровитель земледелия, стад и пастухов.
Егорий ездит всегда на серой лошади с копьем в руках и пронзает им зеленого дракона (изображенне, издревле вошедшее в употребление как герб московского царства). Тем же копьем, по русским легендам, он поразил волка, который выбежал ему навстречу и вцепился зубами в ногу его белого коня. Раненый волк заговорил человеческим голосом: «3а что ты меня бьешь, если я есть хочу?» - «Хочешь ты есть, спроси у меня. Вон возьми ту лошадь, ее хватит тебе на два дня».
Народ верил, что всякая зарезанная волком или задавленная и унесенная медведем скотина обречена как жертва Егория - начальника и повелителя всех лесных зверей. Егорий умел говорить со зверями на людском языке и делал так, что обреченная скотина сама шла навстречу врагу и беззащитно останавливалась перед ним, как в столбняке. Причем Егорий забирает тех животных, которые оказались бы вредными для человека, потому что святой покровитель домашнего скота, охранник пасущихся стад, строго наказывает беспечных. Не случайно поэтому появилась поговорка: что у волка в зубах, то Егорий дал.
На Черноземье ходил рассказ о том, как Егория приказал змее ужалить пастуха, который продал овцу бедной вдовы, а в свое оправдание сослался на волка. Когда виновный раскаялся, святой Георгий явился к нему, обличил во лжи, но возвратил ему и жизнь, и здоровье.

По церковному календарю . Георгий происходил из знатного рода и занимал высокое положение в обществе. Он служил в римском войске офицером, что не мешало ему открыто исповедовать «истинную веру».
Когда при императоре Диоклетиане начались гонения на христиан, Георгий добровольно сложил с себя воинские обязанности и стал проповедником. За это святой был схвачен и подвергнут самым изощрениым пыткам. Мученику по приказу Диоклетиана отсекли голову. Произошло это в Никомедии около 303 года.
Святого почитают во всем христианском мире: у грузин, греков, итальянцев, французов, англичан и русских. Имя его служит девизом, паролем и клятвой у французов при судебных поединках и в битвах; лик его изображался на гербах и на монетах генуэзских, английских и русских.
По народному календарю . Егорьев день - не только церковный, но и народный праздник. День именовали Егорий весенний, Егорий (Юрий) вешний, Егорий храбрый.
Имя Георгий - от греческого «земледелец, селянин». У русских издревле Георгия называли: Юрий, Гюргий и Гюрги.
Скотский праздник. В Греции святой Георгий открывал пастушеский год и праздновался в семье, на пиршестве обычно съедали первенца стада.
Турки султанским указом строго запрещали употреблять в пищу ягнят прежде Юрьева дня.
В Исландии и Финляндии отмечали праздник с различными языческими обрядами. В это время мужчины, предаваясь пьянству, пели песни, а женщины поливали молоком некоторые священные деревья.
В Сербии в Юрьев день перед восходом солнца купались и освященной вербой, так, как в России, выгоняли в поле скотину.
В Болгарии в день святого Георгия кололи ягненка так, чтобы ни капли крови его не удало на землю. Кровью ягненка мазали своих детей, делая знамение креста на лбу, щеках и подбородке. Зажарив этого барашка, собиралась семья и холостая родня за одним столом. Звали священника, он читал над барашком молитву и благословлял: попу отдавалась шкурка и лопатка ягненка. Когда ели освященного барашка, то, собрав все косточки, зарывали их в землю.
К Егорьеву дню был приурочен первый выгон скота в поле, который воспринимался как большой праздник.
Георгий Победоносец считался покровителем домашнего скота, и к нему обращались с просьбами защитить, уберечь коров, овец, лошадей. Святой Георгий воспринимался не только как защитник скота, но и как хозяин лесных зверей. На 6 мая пастухи давали зарок хранить скотину от лихого сглаза, от рыскучего зверя. Хозяйки выгоняли скотину со дворов вербой, приговаривая: «Как верба не сохнет, так и вы не сохните, богом данные скотинки!»
Гнали и порчу от ребенка со словами: «Не я бью, а верба бьет!».
На севере в лесных губерниях делали только «обход скота». То есть с образом святого Победоносца Георгия хозяева обходили всю домашнюю скотину, собранную на своем дворе, а затем сгоняли ее в общее стадо у часовен, где служили водосвятный молебен. После молебна все стадо окропляли святой водой и гнали за околицу. Хозяйки гнали скот освященной вербой, а иные провожали его с хлебом и солью. Пастух, принимая стадо, делал обход с тем же образом.
В Новгородчине, где скот пасся без пастухов, сами хозяева «об-ходили^ стада. Еще ранним утром хозяин готовил для своей скотины пирог с запеченным туда целым яйцом. До восхода он клал пирог в решето, брал икону, зажигал восковую свечу, опоясывался кушаком, затыкая спереди за него вербу, а сзади топор. В таком виде хозяин обходил на своем дворе скот по солнцу три раза, а хозяйка подкуривала ладаном и поглядывала, чтобы все двери были заперты. Пирог разламывали на столько частей, сколько в хозяйстве голов скота, и каждой давали по куску. А вербу либо бросали в речку, либо втыкали под стреху (верба спасает во время грозы от молнии).
Белозерцы накануне Егория убирали с глаз долой гребни, щетки и ножницы. Клали в воротах на землю шерстяной пояс, клещи и крюк, иногда шейный крест или топор и нож, и выгоняли скотину на улицу, а потом опять загоняли.
В Орловской губернии старались в Юрьев день встать как можно раньше, до восхода солнца, когда еще не высохла роса, чтобы выгнать скот со двора (считалось, они не будут болеть и больше дадут молока). В той же местности верили, что свечки, поставленные в церкви к Егорьеву образу, спасают от волков; кто забыл поставить, у того Егорий возьмет скотину «волку на зубы».
Пивной праздник . Этот праздник хозяева превращали в «пивной». Еще задолго до него вели расчеты, сколько выйдет ушатов пива, сколько сделать «жиделя» (пива низшего сорта). Подростки лизали ковши, вынутые из чанов с суслом; пили отстой или гущу, осевшую на дне чана. Бабы пекли и варили и мыли избы. Девицы шили себе наряды. Когда пиво было готово, к каждому родственнику в деревне несли бурак, или буртас, и приглашали «гостить о празднике»-.
Праздник Егория начинался с того, что каждый большак нес в церковь сусло, которое на этот случай называется кануном. Его на время обедни ставили перед иконой святого Георгия, а после обедни жертвовали причту. Первый день пировали у церковников (в Новгородчине), а потом шли пить по домам крестьян. На вологодчине первый день угощались сами домашние, на второй день угощали родных, а на третий - сосед соседа. В некоторых местностях около недели ходили в гости друг к Другу. Хорошего гостя водили прямо в погреб к самому чану - пей, сколько влезет, если сумеешь потом сам вылезти.
Благословение нивам . На Егорьев день многие заказывали обедни и молебны святому, испрашивая у него благословения нивам и огородам. Выбирали в этот день наиболее смазливого парня, украшали его всякой зеленью, клали на голову круглый пирог, украшенный цветами, и в хороводе молодежи вели его в поле. Здесь трижды обходили засеянные полосы, разводили костер, делили и ели обрядовый пирог и пели в честь Юрия старинную священную молитву-песню: «Юрий, вставай рано - отмыкай землю, выпускай росу на теплое лето, на буйное жито - на ядренистое, на колосистое».
В Малороссии в день Георгия был крестный ход на жито: отпев Молебен с водосвятием, священники окропляли нивы святой водой. После этого молодежь забавлялась играми, каталась по житу, чтобы быть сильными и здоровыми, как Юрьева роса. До крестного хода поселяне не выгоняли скотину в поле; а женщины-знахарки на заре этого дня выходили на поле и там расстилали холст, который пропитывали росой. В Курске в Юрьев день устраивалась ярмарка, где продавались деревянные и глиняные коровки и другие животные.
На Егория запахивают пашню. С Георгия начинают сажать свеклу, сеять морковь и рассаду.
Другие обычаи . На севере России в этот день отмечали первый всенародный праздник с начала весны (примерно такой же, как в городах Первое мая), В Юрьев день справлялся молебен, который завершался пиршеством по домам. Молодцы, девицы и молодки собирались на лугах и бегали там до вечера.
После этого праздника крестьяне принимались сеять ячмень, овес и т.д. Иногда в Юрьев день крестьяне ходили ночью и пели песни о сохранении своих стад. В Смоленске жители выходили за город, на горы, а пастухи выгоняли скот на Юрьеву росу и траву. В Тульской губернии служили также молебны на колодцах, после чего, окропив скот святой водой, выгоняли его в поле вербой, освященной в Вербное воскресенье.
В этот день у крестьян торги, выгоны, первое сеяние яровых хлебов и огородных растений. Начиная с Юрьева праздника они призывали святого Георгия на помощь в работах и напастях своих.
Еще в XVI веке существовало на Руси поверье, что в Лукоморье есть люди, которые умирают в Юрьев день осенний (26 ноября по старому стилю), а в весенний оживают. Перед смертью своей они якобы переносят все товары в одно место, которые могут брать их соседи в течение зимы за определенную плату. А весной, когда умершие воскресают, соседи рассчитываются с ними.
По народному поверью, 15 января семигодовалый петух откладывает в навозе яйцо. Поэтому в деревне надо было помнить и считать годы певунов, потому что 4 июня родится из этого яйца царь змей Василиск. И если не зарублен черный петух, жди беды: начнет увядать в деревне все молодое, на полях высохнут всходы. И тогда одна надежда на Егория-пастуха. Шел Егорий со змеем сражаться и своим посохом мог убить чудище.
Крестьяне просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу - на девичью косу, на ноги босы. И поглядеть за скотинкой - в поле и за полем, в лесу, за угорьем. Чтобы водились в хлевах и коровы, и телята, и козы. Чтобы скотинка в три ведра доилась да помыкивала, да хрюкала-кудахтала!
Заклинали крестьяне Егория обойти каждый двор, наделить хозяйство добром.
Приметы . В разных областях России в Юрьев день бывает разная погода, в одном месте он является с теплом, в другом - с двенадцатью морозами, в одном - с водой, в другом - с кормом.
В Московской, Костромской губерниях говорили: Егорий с теплом
а Никола с кормом; он приходит с двенадцатью морозами и потом с теплом. Двинские и важские (живущие вдоль реки Вага) жители говарили
другое: Егорий сводой, а Никола с травой. В Тульской и Орловской губерниях отмечали: Егорий с полувозом, а Никола с целым возом.
В Рязанской и Тамбовской: Егорий с кормом, а Никола с мостом. Егорий с водой, а Никола (22 мая) - с кормом. Егорий с летом, а Никола с травой. На Егория дождь - скоту легкий год. Ясное утро на Егория - к раннему севу, ясный вечер - к позднему севу.
На Егория мороз - будет иросо и овес. На Егория мороз - и под кустом овес.
Коли на Егория березовый лист в полушку, то к Ильину дню (2 августа) клади хлеб в кадушку.
Егорьева роса от сглаза, от семи недугов. Катаясь по росе, проходя босыми ногами, выгоняя скот в этот день, говорят: «Будь здоров, как егорьева роса». Ясное утро на Егория - ранний сев, ясный вечер - поздний сев.
Теплый вечер и звездная ночь - к урожаю, сухому лету. На Юрия дождь - скоту легкий год, а гречи не род.
На Егория мороз - греча хорошая. Как в Егорьеву ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет.

Святой великомученик Георгий Победоносец , родом из Каппадокии (Малая Азия), вырос в глубоко верующей семье христиан. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте; мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии. Поступив на службу в римское войско, Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклетианом и принят в его стражу одним из старших военачальников. Узнав о решении императора-язычника дать полную свободу правителям в расправе над христианами, Георгий раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат, где открыто выступил против императорского замысла, и призвал всех признать истинную веру во Христа. Ошеломленный дерзновенной речью, император попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести, по обычаю римлян, жертву богам; когда он решительно отказался, оруженосцы по приказу разгневанного императора стали копьями выталкивать святого Георгия из собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, и не причиняла боли. В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем. На другой день его привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали обнаженное тело. Сначала страдалец громко призывал Господа, но вскоре затих, не испуская ни единого стона. Диоклетиан решил, что истязуемый уже умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в капище вознести благодарственную жертву. В этот момент вокруг потемнело, грянул гром, и был слышан глас: «Не бойся, Георгий, Я с тобою». Затем воссиял дивный свет и у колеса появился Ангел Господень в образе светозарного юноши.

И едва возложил он руку на мученика, сказав ему: «Радуйся!» — как святой Георгий восстал исцеленным. Когда он снова предстал перед императором, последний не верил глазам своим и думал, что это другой человек или призрак: В недоумении и ужасе всматривались язычники в святого Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо. Многие тогда уверовали в Животворящего Бога христиан. Ожесточившийся император, не теряя надежды сломить Георгия, предал его на новые страшные пытки. Сбросив в глубокий ров, мученика засыпали негашеной известью. Через три дня его откопали, но нашли невредимым. Святого обули в железные сапоги с раскаленными гвоздями и с побоями погнали до темницы. Его били воловьими жилами так, что тело и кровь смешались с землей, но мужественный страдалец, подкрепляемый силой Божией, остался непреклонным. Решив, что волшебство помогает мученику, император призвал волхва Афанасия, чтобы тот сумел лишить святого чудодейственной силы, или отравил его. Волхв преподнес Георгию две чаши со снадобьями, одно из которых должно было сделать его покорным, а другое — умертвить. Но и зелья не действовали.

Зная, что еще никогда ни волхвование, ни ведомые ему боги не могли воскресить мертвого, император, чтобы посрамить святого, велел ему на его глазах воскресить умершего. На это мученик сказал: «Ты искушаешь меня, ко ради спасения народа, которых! увидит дело Христово, Бог мой сотвори т это знамение». И когда Георгия подвели к гробнице, он воззвал: «Господи! Покажи предстоящим, что Ты Бог Единый по всей земле, да познают Тебя, Всесильного Господа». И потряслась земля, гробница отверзлась, мертвец ожил и вышел из нее. Воочию увидев явление всемогущей силы Христовой, народ рыдал и прославлял Истинного Бога. Волхв Афанасий, припав к ногам Георгия, исповедал Христа Всесильным Богом и просил прощения за грехи, совершенные в неведении. Однако император не вразумился: он в ярости приказал обезглавить Афанасия и воскрешенного человека, а Георгия опять заточил в темницу. Ночью мученик усердно молился, а когда задремал, увидел самого Господа, Который поднял его Своей рукой, обнял и сказал: «Не бойся, но дерзай и сподобишься царствовать со Мною». Наутро в судилище при капище Аполлона император предложил Георгию новое испытание — он предлагал ему стать своим соправителем. Мученик с притворной готовностью ответил, что императору с самого начала следовало не мучить его, а оказать подобную милость, и выразил желание немедленно идти з капище Аполлона, якобы чтобы принести там жертву богам. Подойдя же к истукану, он сотворил крестное знамение и обратился к нему, как к живому: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?» Бес, обитавший в идоле, закричал: «Я не Бог и никто из подобных мне не Бог. Бог Един только Тот, которого ты проповедуешь. Мы из служащих Ему Ангелов сделались отступниками и, одержимые завистью, прельщаем людей». «Как же дерзаете вы быть здесь, когда пришел сюда я, служитель Истинного Бога?» — спросил Георгий. Послышался шум и плач, идолы пали и сокрушились. На мученика в неистовстве накинулись жрецы и многие из толпы, связали его, стали бить и требовать немедленной казни. На месте казни Георгий в горячей молитве просил Господа, чтобы Он простил мучителей, не ведавших, что творят, и привел их к познанию Истины. Спокойно и мужественно святой преклонил свою голову под меч. Это было 6 мая (23 апреля) 303 года.

Из многих чудес, совершенных Георгием, наиболее известно произошедшее на его родине, в городе Бейруте, где жило много идолопоклонников. Около города, близ ливанских гор, находилось большое озеро, в котором жил громадный змей. Выходя из озера, он пожирал людей, и жители ничего не могли поделать, так как от одного его дыхания заражался воздух. Каждый день жители должны были по жребию отдавать в пищу змею своих детей. Подошло время царю отправить к озеру единственную дочь, нарядив ее в лучшие одежды. Горько плакала девушка, ожидая смертного часа. Неожиданно к ней подъехал на коне святой Георгий с копьем в руке. Девушка упрашивала его не оставаться с ней, чтобы не погибнуть. Но святой, увидав змея, осенил себя крестным знамением и со "ловами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» устремился на него, пронзил гортань змея копьем и попрал его конем. Затем он велел девушке связать змея своим поясом и, как пса, вести в город. Жители в страхе разбегались, но святой остановил их словами: «Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас». Затем Георгий уби\ змея мечом, а жители сожгли его за городом. Двадцать пять тысяч человек крестилось тогда, не считая женщин и детей.

Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30 лет. Спеша соединиться с воинством Небесным, он вошел в историю Церкви как Победоносец. С этим именем прославился он с самого начала христианства и на Святой Руси. Он был ангелом и покровителем великих строителей русской государственности и русской военной мощи. Со времени образования Московского княжества Георгий Победоносец — всадник, поражающий змия, — стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства. Установленные в честь святого знаки отличия — Георгиевский крест и Георгиевская медаль — были в старой русской армии наиболее почетными наградами и присваивались только за подвиги, совершенные на поле брани.

Народные обычаи и приметы на 6 мая

6 мая - Георгий Победоносец. Егорьев день. Егорий (Юрий) Весенний, Весенний, Храбрый

Егорий землю отмыкает.

Коли весенний Егорий с кормом, то осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (т. е. зима установится, будет хороший санный путь).

Егорий с водой, а Никола с травой.

На Егорья мороз — будут просо и овес.

На Егорья мороз — гречи хороши (Тамбовская обл.).

Когда на Георгия будет мороз и повторится через неделю, то должно ожидать теплой осени (Тамбовская обл.).

Как на Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет.

Юрий росу спустил. Гони животину на Юрьеву росу.

На Юрья роса — будут добрые проса.

На Юрья роса — не надо коням овса.

Юрьева роса от сглазу, от семи недугов.

Катаются по Юрьевой росе, чтоб получить здоровье.

На Юрья дождь — скоту легкий год.

На Юрья снег — урожай на гречу, на Юрья дождь — гречи недород.

На Егорья в некоторых местах запахивают пашню.

Юрий починает полевые работы, Юрий и кончает.

Ранний посев, ярового — с Юрья (Воронежская обл.).

Не хвались на Юрьев день посевом, хвались на Николин травою.

Ясное утро на Юрья — ранний сев, ясный вечер — поздний (Новгородская обл.).

Ранний горох сей до Георгия, поздний — после Георгия (Нижегородская обл.).

Кто сеет овес с Егорья, тот убирает не зерно, а солому. Сей просо с Егорья, кончай Николой (Тамбовская обл.).

С Георгия начинают садить свеклу, сеять морковь и рассаду.

Сельскохозяйственные приметы на Егорьев день не всегда совпадают но местностям, но практически на всей территории России к Егорьеву дню был приурочен первый выгон скота в поле, который воспринимался как большой праздник и соответственным образом обставлялся различными действиями, обрядами, песнями и приговорами. На Егория скотину выгоняли в поле вербой, срезанной в вербное воскресенье. В поле выносили стол, на него ставили икону и служили молебен. Этот день считался праздником пастухов, их одаривали, кормили в поле мирской яичницей. На Егорья пастуха окачивают, чтобы во все лето не дремал.

Георгий Победоносец считается покровителем домашнего скота, и к нему обращаются с просьбой защитить, уберечь овец, коров, лошадей. Наибольшей силой обладает молитва к нему именно на Егорьев день, во время первого выпаса скота на подножный корм.

В Смоленской губернии Егорьев день отмечался так:

«...в каждом доме пред выгоном скота хозяин с хозяйкой зажигают перед иконами «страстную» свечу, стол накрывают чистою скатертью, кладут на нее целый круглый хлеб, ставят на стол полную солонку соли и молятся Богу. Потом хозяин берет икону святого Георгия, страстную свечу, а хозяйка — хлеб с солью, и обходят на дворе кругом весь свой скот, приговаривая: «Святой Егорий-батюшка, сдаем тебе на руки всю скотинку и просим тебя: сохрани ее от зверя лютого, от человека лихого!» Затем кладут на землю под ворота замок и ключ: «Чтобы пасть звериная была так крепко заперта, как запирается замок на ключ!» А икону ставят над воротами и выгоняют скот на улицу.

Кое-где Егорьев день включал и обряды, вызванные заботой о лошадях. Например, коней мыли, купали, кормили крестами, испеченными в Крещенье.

Святой Георгий воспринимается не только защитником скота, но и хозяином лесных зверей. «Всяк зверь у Егория под рукой».

Кукушка до Егория — к неурожаю и падежу скота.

При первой кукушке брякни деньгами, чтоб водились.

С весеннего Юрья совершались сделки и наймы — по Семен день (14 сентября), до Покрова (14 октября) или Заговенья (27 ноября).

С Егорья открывался сезон хороводов.

Под Егорья вешнего (шерстяного) не работают, чтобы волк овец не поел.

Что у волка в зубах, то Егорий дал.

На Юрья св. Егорий разъезжает но лесам на белом коне и раздает зверям наказы.

Все звери (Вся живая тварь) у Егорья под рукой.

Сыт, как Юрьева гора (Нерехта).

Кукушка до Егорья — к неурожаю и падежу скота.

Юрий пирогом, а рука батогом (богаты; выгоняют скот).