Эмиссия ценных бумаг — это первичное размещение долговых обязательств для привлечения инвестиций. Обслуживание эмитентов ценных бумаг Эмиссия государственных ценных бумаг процедура этапы

Согласно ФЗ «О рынке ценных бумаг» эмиссия ценных бумаг - установленная законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Нужно отметить, что размещаться могут только эмиссионные ценные бумаги, а именно акции и облигации.

Процедура эмиссии ценных бумаг регулируется национальным законодательством и включает ряд обязательных этапов. Так, основными этапами эмиссии являются:

  • - принятие решения о выпуске бумаг,
  • - утверждение решения и подготовка проспекта эмиссии,
  • - регистрация проспекта эмиссии в государственном органе,
  • - регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг,
  • - размещение ценных бумаг,
  • - государственная регистрация отчета об итогах эмиссии.

Решение о выпуске акций или других бумаг в обществе должно быть утверждено уполномоченными лицами. Это решение должно быть зарегистрировано в органе государственной регистрации ценных бумаг и содержать данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой. Так, законодательство РФ указывает обязательный объем информации, который должен содержаться в решении о выпуске ценных бумаг.

Особо выделяется ситуация, когда компания впервые планирует выпустить акции. Эта процедура называется первичным открытым размещением акций (initial public offering - IРО) и представляет собой наиболее сложную задачу

Государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта в случае размещения эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500. Проспект - это опубликованная специальная декларация, содержащая достоверную и полную информацию о характере деятельности акционерного общества, его руководителях, капитале, доходах, задолженности и другие показатели финансового положения. После регистрации проспекта документ изучается для выявления упущений.

Проспект эмиссии состоит из нескольких разделов:

В первом приводятся наиболее общие сведения об эмитенте: название и организационно-правовая форма компании; лица, ответственные за достоверность предоставленных в проспекте эмиссии данных.

Во втором разделе содержится инвестиционная декларация, в которой определяются цели инвестиций и направления инвестиционной политики, т. е. дается краткое описание предполагаемой деятельности эмитента на рынке ценных бумаг.

В третьем разделе проспекта эмиссии помещаются сведения о предстоящем выпуске ценных бумаг. В их числе - размер уставного капитала при учреждении предприятия с учетом дополнительного выпуска акций, вид выпускаемых ценных бумаг, их номинал и начальная цена подписки, дата начала и окончания размещения акций и т.д.

В последующих разделах проспекта эмиссии приводятся сведения о предыдущих выпусках ценных бумаг, учредителях эмитента, органах управления с указанием фамилий руководителей, их доли в уставном капитале, перечнем всех занимаемых должностей в настоящее время и за последние пять лет, в том числе вне органов управления эмитента. Кроме того, сообщается о судебных исках и санкциях, предъявленных к эмитенту на момент регистрации проспекта, приводится отчет о финансовом положении и результатах деятельности компании.

В завершающих разделах проспекта эмиссии излагаются условия приобретения прав владельцев ценных бумаг, а также другая информация, представляющая интерес для инвесторов.

В законодательстве перечислены основные требования к содержанию проспекта.

Эмитент и гаранты выпуска (если таковые имеются), а также инвестиционные институты, производящие по соглашению с эмитентом продажу ценных бумаг первым владельцам, обязаны обеспечить каждому покупателю возможность ознакомления с условиями продажи и проспектом эмиссии до момента покупки данных бумаг. Поэтому публикация проспекта эмиссии является обязательной.

Эмитент и инвестиционные институты, производящие продажу акций первым владельцам, обязаны также обеспечить всем им равные ценовые условия приобретения (цена акций одного выпуска в этом случае должна быть одинаковой).

Регистрация выпуска ценных бумаг. Выпуск ценных бумаг осуществляется под жестким контролем со стороны государственных органов. Все выпуски должны пройти регистрацию в ФСФР и получить государственный регистрационный номер, в ином случае ФСФР вправе объявить выпуски ценных бумаг несостоявшимися, приостановить их, отказать в регистрации в случаях, когда эмитенты или инвестиционные компании, производящие продажу ценных бумаг, указывают в проспектах эмиссии недостоверные сведения либо сведения, нуждающиеся в разъяснениях, а также нарушают в процессе выпуска требования действующего законодательства.

Ограничения государственной регистрации выпуска касаются не только акций, но и других видов ценных бумаг, прежде всего облигаций. Так, по действующему российскому законодательству выпуск облигаций не проходит государственную регистрацию в следующих случаях:

  • - до полной оплаты уставного капитала организации-эмитента;
  • - до регистрации отчета об итогах зарегистрированного ранее выпуска облигаций той же серии;
  • - до регистрации отчетов об итогах всех зарегистрированных ранее выпусков акций и внесения соответствующих изменений в устав акционерного общества-эмитента;
  • - если сумма номинальных стоимостей выпускаемых облигаций в совокупности с суммой номинальных стоимостей всех непогашенных облигаций эмитента превышает размер его уставного капитала или величину обеспечения, предоставленного ему третьими лицами.

Размещение эмиссии. Размещение ценных бумаг на первичном рынке может происходить в форме распределения, подписки либо конвертации.

При распределении речь идет о распределении дополнительных ценных бумаг общества среди их владельцев. При конвертации эмитированные ценные бумаги обмениваются на ранее выпущенные облигации либо на акции с большей или меньшей номинальной стоимостью.

Рыночное размещение выпущенных ценных бумаг происходит в основном по подписке, два других способа практически не дают возможности изменить состав держателей ценных бумаг компании.

Среди акций, размещаемых путем подписки, выделяют акции компаний, которые уже присутствуют на рынке, и первые открытые подписки на акции. Во втором случае речь идет о превращении закрытой компании в открытую и о привлечении внешних, посторонних» акционеров. Это характерно практически для всех акционерных обществ, достигших определенной стадии развития и желающих мобилизовать дополнительный капитал.

2.2. Процедура эмиссии ценных бумаг

Процедура эмиссии включает следующие обязательные этапы:

♦ принятие решения о размещении;

♦ утверждение решения о выпуске;

♦ государственную регистрацию выпуска;

♦ размещение;

♦ государственную регистрацию отчета об итогах выпуска.

Если размещение эмиссионной ценной бумаги производится путем открытой подписки или закрытой подписки среди более чем 500 лиц (инвесторов), то процедура эмиссии дополнительно включает:

♦ регистрацию проспекта ценной бумаги;

♦ раскрытие информации о каждом этапе процедуры эмиссии.

Процедура эмиссии облигаций Банка России и государственных и муниципальных ценных бумаг регулируется иными законодательными (нормативными) актами.

Принятие решения о размещении ценной бумаги . Решение о выпуске акций обычно принимается общим собранием акционеров, а о выпуске облигаций - только советом директоров или исполнительным органом коммерческой организации.

Данное решение оформляется специальным документом, в котором должна содержаться следующая информация:

♦ форма выпуска (документарная или бездокументарная - для облигаций);

♦ указание на обязательное централизованное хранение (для документарных бумаг);

♦ номинальная стоимость акции или облигации;

♦ права владельца вновь выпускаемой ценной бумаги;

♦ количество выпускаемых ценных бумаг;

♦ условия и порядок размещения (способ размещения, его сроки, цена размещения, порядок оплаты и др.);

♦ условия погашения и выплаты доходов по облигациям и др.

Утверждение решения о выпуске ценной бумаги . Данное утверждение осуществляется высшим органом управления коммерческой организации , например, советом директоров в случае хозяйственного общества. Кроме того, это решение подписывается лицом, занимающим должность единоличного исполнительного органа эмитента , и скрепляется печатью эмитента.

Государственная регистрация выпуска ценной бумаги . Процедура государственной регистрации включает рассмотрение установленного законом пакета документов эмитента и в случае положительного решения присвоение выпуску эмиссионных ценных бумаг этого эмитента индивидуального государственного регистрационного номера.

Государственную регистрацию осуществляет федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

К наиболее значимым документам относятся: решение о выпуске ценной бумаги; проспект ценной бумаги в том случае, если ее выпуск требует регистрации; документарный бланк ценной бумаги, если выпуск осуществляется в документарной форме.

Законом установлен срок, в течение которого должно быть принято решение о регистрации выпуска или мотивированное решение об отказе в ней. Этот срок составляет 30 дней. Он может быть увеличен еще на 30 дней, если регистрирующий орган будет проводить проверку достоверности сведений, представленных в документах эмитента.

Основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска могут быть :

♦ нарушение самим эмитентом или условиями выпуска его эмиссионных ценных бумаг требований законодательства о выпуске и обращении ценных бумаг;

о несоответствие представленных для государственной регистрации документов существующим нормативным требованиям;

♦ непредставление в течение 30 дней запрашиваемых регистрирующим органом документов, необходимых для регистрации;

♦ наличие ложных или недостоверных сведений в документах, представленных к регистрации;

♦ несоответствие финансового консультанта, подписавшего проспект ценной бумаги, установленным требованиям.

Упоминание государственного регистрационного номера ценной бумаги является обязательным при всех рыночных операциях с ней.

Регистрирующий орган отвечает только за полноту сведений, имеющихся в документах эмитента, представленных на государственную регистрацию.

До государственной регистрации не разрешается совершение каких-либо действий по размещению выпускаемых ценных бумаг, включая их рекламу или любые сделки.

Размещение выпуска ценной бумаги . Размещение эмиссионной ценной бумаги - один из этапов процедуры эмиссии, без которого все остальные этапы становятся ненужными вообще. Это лишь подчеркивает его принципиальное значение. Хотя размещение есть рядовой, равноправный этап в процедуре эмиссии, его ключевая роль становится очевидной, как только действия эмитента из сферы «бумажной» переключаются на рынок.

Размещение эмиссионной ценной бумаги может начинаться лишь после ее государственной регистрации в установленном законом порядке. Оно осуществляется в течение срока, обозначенного в решении о выпуске, но не может превышать 1 года с даты государственной регистрации. Размещение путем подписки ценных бумаг, государственная регистрация которых сопровождается регистрацией их проспекта, может начинаться не ранее, чем через две недели после публикации сообщения о государственной регистрации.

Количество размещаемых ценных бумаг, естественно, не может превышать количества, указанного в решении о выпуске. В силу сложившихся на рынке обстоятельств эмитент может разместить и меньшее количество бумаг, чем он планировал. Однако, если доля неразмещенных ценных бумаг превысит долю, установленную государством, эмиссия будет признана несостоявшейся (обычно не должна превышать 25 или 50% заявленного выпуска).

Информация о цене размещения ценной бумаги может раскрываться только в день начала самого размещения. В ходе размещения эмиссии цена размещения может меняться, но при публичном размещении или обращении выпуска ценных бумаг запрещается закладывать преимущество в приобретении ценных бумаг одними инвесторами перед другими. Данное ограничение не применяется при:

♦ эмиссии государственных ценных бумаг;

♦ предоставлении акционерам преимущественного права выкупа новой эмиссии ценных бумаг в количестве, пропорциональном числу принадлежащих им акций (на момент принятия решения о размещении);

♦ введении эмитентом ограничений на приобретение ценных бумаг нерезидентами.

Размещение акции и облигации осуществляется по рыночной цене, которая в случае акций не может быть ниже их номинальной стоимости.

Государственная регистрация отчета об итогах выпуска . Эмитент должен представить отчет об итогах выпуска ценной бумаги не позднее 30 дней после завершения ее размещения. Отчет представляется в орган государственной регистрации.

Окончанием размещения ценной бумаги считается:

♦ окончание срока размещения, установленного в решении о выпуске;

♦ истечение одного года с даты утверждения решения о выпуске ценных бумаг;

♦ дата размещения последней ценной бумагами данного выпуска (т. е. исчерпание свободных к размещению ценных бумаг).

В случае распределения акций при учреждении акционерного общества регистрация отчета об итогах выпуска акций по времени совпадает с государственной регистрацией выпуска этих акций.

Отчет об итогах выпуска включает следующую информацию:

♦ даты начала и окончания размещения ценной бумаги;

♦ фактическую цену размещения;

♦ количество размещенных ценных бумаг;

♦ общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги по видам поступивших средств (рубли, иностранная валюта, материальные и нематериальные активы).

Одновременно с текстом отчета в регистрирующий орган предоставляются и другие необходимые документы, перечень которых устанавливается федеральным органом по рынку ценных бумаг.

Регистрирующий орган рассматривает отчет в двухнедельный срок и при отсутствии нарушений регистрирует его. В этом случае эмитенту выдаются уведомление о регистрации итога выпуска и два экземпляра его отчета об итогах выпуска с отметкой (штампом) о государственной регистрации.

Решение об отказе в государственной регистрации отчета допускается в следующих случаях:

♦ нарушения условий размещения, установленных решением о выпуске;

♦ невыполнение требований по раскрытию информации о выпуске;

♦ нарушение сроков представления отчета об итогах выпуска;

♦ несоответствие состава сведений, содержащихся в отчете, установленным нормам, и по иным причинам.

В случае, если эмитент предоставил неполные сведения для регистрации отчета или в них имеются иные «формальные» основания для отказа в его регистрации, ему (эмитенту) может быть предоставлена возможность исправить допущенные нарушения.

Если имеет место отказ в государственной регистрации отчета об итогах выпуска, то последний признается несостоявшимся и его государственная регистрация аннулируется. В этом случае эмитент обязан возвратить полученные средства инвесторам, а они должны вернуть ему ценные бумаги данного выпуска (или записи о них аннулируются). Все издержки, связанные с выпуском ценных бумаг, признанным несостоявшимся, относятся за счет эмитента и являются его убытком.

Отчет об итогах выпуска должен быть представлен общему собранию акционеров или другому органу управления коммерческой организации, на котором он должен быть утвержден.

Информация о завершении эмиссии обычно публикуется или доводится другим способом до участников фондового рынка.

2.3 Приостановление эмиссии и признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся

Согласно нормам действующего законодательства, эмиссия ценных бумаг может быть приостановлена, а выпуск ценных бумаг признан несостоявшимся на любом этапе процедуры эмиссии ценных бумаг до даты регистрации отчета об итогах их выпуска. Однако в целях защиты прав владельцев ценных бумаг или для проведения проверки эмитента решению о признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся должно предшествовать решение о приостановлении эмиссии.

В качестве оснований для приостановления эмиссии выступают:

Нарушение эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства;

Обнаружение в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информа¬ции;

Наличие нарушений порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, включая те, которые повлекли приостановление действия или аннулирование лицензии у регистратора, ведущего реестр данного эмитента;

Иные случаи, предусмотренные законодательством.

Субъектами, принимающими решение о приостановлении эмиссии (признании выпуска несостоявшимся или его аннулировании), являются регистрирующие органы, уполномоченные на это законодательством . Кроме того, данное решение может быть принято самостоятельно ФКЦБ с обязательным уведомлением об этом соответствующего регистрирующего органа.

Приняв решение о приостановлении эмиссии, регистрирующий орган (ФКЦБ) уведомляет об этом эмитента, андеррайтера ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена, регистратора соответствующего эмитента, организаторов торгов. Предварительное уведомление (по телефону, факсу или электронной почте) дается не позднее следующего дня после даты принятия решения . При этом в срок не позднее трех дней с даты принятия такого решения регистрирующий орган обязательно направляет письменное подтверждение (последующее уведомление) принятого решения.

Если решение о приостановлении эмиссии принято регистрирующим органом, то он в течение трех дней направляет копию уведомления в ФКЦБ, если ФКЦБ - то она направляет уведомление регистрирующему органу в тот же срок.

В течение пяти дней после принятия решения регистрирующий орган (ФКЦБ) раскрывает информацию о данном факте в средствах массовой информации . Принятие решения о приостановлении эмиссии накладывает ограничения на участников рынка ценных бумаг, а именно с даты предварительного уведомления эмитента, андерайтера, организаторов торгов о приостановлении эмиссии ценных бумаг запрещается совершение сделок по размещению этих ценных бумаг, осуществление рекламы ценных бумаг данного выпуска. Обязанность по уведомлению распространителей рекламы ценных бумаг, эмиссия которых приоста¬новлена, возлагается на эмитент. Кроме того, с момента предварительного уведомления регистратор не вправе принимать передаточные распоряжения в отношении сделок по размещению ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена, а также осуществлять иные действия, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Федеральной комиссии.

Орган, принявший решение о приостановлении эмиссии, направляет эмитенту предписание об устранении нарушений законодательства с указанием необходимых мер и сроков. Он также вправе проводить проверки и запрашивать у эмитента необходимые документы и информацию.

Эмитент обязан в срок, указанный в предписании (либо в течение срока размещения, установленного решением о выпуске ценных бумаг), устранить нарушения и направить отчет в орган, принявший решение о приостановлении, и в ФКЦБ. Если в течение указанных сроков устранить нарушение невозможно, орган, принявший решение, может разрешить возобновление эмиссии при наличии обязательства со стороны эмитента устранить нарушения после регистрации отчета об итогах выпуска на основании представленного эмитентом протокола об устранении нарушений. В протоколе должны быть указаны сроки и обязанности нарушителя по их устранению. Нарушение положений протокола эмитентом может служить основанием для обращения в суд о признании выпуска недействительным.

Отчет эмитента об устранении нарушений рассматривается в 10-дневный срок. После этого регистрирующий орган (ФКЦБ) дает письменное разрешение на возобновление эмиссии. Уведомление о возобновлении эмиссии не позднее трех дней направляется в письменной форме эмитенту, андеррайтеру, регистратору и организатору торговли.

Признание выпуска ценных бумаг недействительным или несостоявшимся влечет негативные правовые последствия для эмитента . Прежде всего каждое из этих решений сопровождается аннулированием государственной регистрации выпуска, т. е. внесением соответствующей записи в реестр.

Аннулирование выпуска производится в срок, не позднее следующего дня с даты принятия решения о признании выпуска несостоявшимся, если решение было принято регистрирующим органом, либо с даты получения уведомления, - если решение принято ФКЦБ.

При признании выпуска недействительным аннулирование производится на основании решения суда в срок, не позднее следующего дня с даты получения уведомления эмитента о признании выпуска недействительным, либо с даты получения решения суда, вступившего в законную силу. На следующий день после принятия решения регистрирующий орган предварительно уведомляет об этом эмитента, андеррайтера, регистратора, организаторов торговли, а в течение последующих трех дней направляет им в письменной форме последующее уведомление. В течение пяти дней с момента аннулирования выпуска регистрирующий орган раскрывает информацию об этом в средствах массовой информации.

Ценные бумаги несостоявшегося (недействительного) выпуска изымаются из обращения, а эмитент возвращает владельцам денежные средства (имущество), которыми были оплачены ценные бумаги.

При аннулировании государственной регистрации ценных бумаг, выпущенных в документарной форме, эмитент проводит погашение сертификатов ценных бумаг. Погашенные сертификаты хранятся в течение трех лет с даты аннулирования, а затем уничтожаются.

Уничтожение сертификатов проводится комиссией, формируемой из представителей эмитента и (или) регистратора. По требованию регистрирующего органа (ФКЦБ) в ее состав могут быть включены его представители. Полномочия представителей оформляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, т. е. посредством доверенности.

Заключение

Эмиссия ценных бумаг является наряду с самофинансированием и кредитованием одним из основных источников развития хозяйствующего субъекта. Четкая нормативная регламентация этого процесса, ре-альная защита прав инвесторов являются условием снижения рисков, свойственных рынку эмиссионных ценных бумаг, и как следствие спо-собны значительно снизить цену заимствований для эмитента. В свою очередь это послужит стимулом для расширения практики финансиро-вания за счет эмиссии ценных бумаг, вовлечения временно свободных денежных средств российских юридических лиц и граждан в реальный сектор экономики, повлечет общее развитие экономики России.

Являясь сложным процессом накопления разнообразных юриди-ческих фактов, эмиссия ценных бумаг относится к имущественной сфе-ре. Участниками процедуры эмиссии наряду с эмитентами и инвестора ми являются также государственные регулирующие органы, профес-сиональные участники рынка ценных бумаг. Возникающие при осуществлении эмиссии отношения урегулированы главным образом нормами гражданского права. Вместе с тем, при исследовании эмиссии ценных бумаг должно учитываться влияние иных отраслей права (например, административного и финансового).

В результате эмиссии ценных бумаг появляются эмиссионные ценные бумаги - особые объекты гражданского права. Их специфика требует повышенных мер частноправовой регламентации и применения дополнительных мер публично-правового регулирования, в том числе путем обязательности государственной регистрации выпуска.

В выпускной квалификационной работе автором исследована правовая природа, сущность и значение эмиссии корпоративных ценных бумаг, права, обязанности и пределы ответственности участников эмиссионного процесса. Рассматриваются особенности эмиссии наиболее массовых корпоративных ценных бумаг (акций и облигаций), основные проблемы защиты прав инвесторов в ходе осуществления эмиссии ценных бумаг.

Кроме того, анализируется ряд важных теоретических проблем, связанных с возникновением эмиссионной ценной бумаги как объекта гражданских прав, реализацией отдельных этапов эмиссии. Уделяется внимание специаль-ным мерам защиты гражданских прав инвесторов в процессе осуществ-ления эмиссии (приостановление эмиссии, признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным).

Значительное внимание уделено процедуре эмиссии. Анализируя законодательство о рынке ценных бумаг, регулирующее эти вопросы, общие нормы гражданского законодательства, на основе которых стро-ятся отношения между акционерными обществами и приобретателями акций, а также ведомственные нормативные акты (преимущественно Федеральной службой по финансовым рынкам), содержащие деталь-ную регламентацию процесса эмиссии, рассматриваются основные этапы эмиссии и значение каждого из них в общем процессе, требова-ния, предъявляемые к его участникам и последствия нарушения таких требований.

Список использованной литературы

    Рынок ценных бумаг. (Учебное пособие) Аскинадзи В.М. (МФПА, 2003)

    Рынок ценных бумаг. (Учебник) Галанов В.А. (2007.)

    Рынок ценных бумаг. (Учебник) Под ред. Галанова В.А., Басова А.И. (2006)

    Рынок ценных бумаг. (Учебник) Под ред. Жукова Е.Ф. (2009)

    Во-первых, если бумаг . С помощью стандартов...

  1. Эмиссия ценных бумаг (5)

    Контрольная работа >> Банковское дело

    Выпуска ценных бумаг Размещение ценных бумаг Отчет об итогах выпуска ценных бумаг Список литературы Понятие, процедура эмиссии ценных бумаг . Эмиссия ценных бумаг - это...

Источников финансирования достаточного много. Один из них – эмиссионная процедура по отношению к ценным бумагам. Что же такое эмиссия ценных бумаг. Какими бывают ее виды и этапы. Кто регулирует объемы и сроки проведения процедуры? Основные проблемы организации эмиссии ценных бумаг в России.

Что значит эмиссия ценных бумаг? Цели процедуры, задачи и условия проведения

Эмитентом называют юридическое лицо либо госорган, имеющее право на выпуск каких-либо ценных бумаг в обращение. Их размещение проводится посредством эмиссионного процесса. Таким образом, под эмиссией понимают регламентируемую законодательством процедуру, состоящую из целого комплекса последовательных действий, обеспечивающих непосредственный выпуск акций (облигаций) с их дальнейшим размещением.

Цель эмиссионного процесса достаточна, проста – привлечь недостающие финансовые средства:

  1. Выпуская , эмитент использует заемный вид условий. То есть в оговоренный срок облигации необходимо погасить.
  2. Выпуская – увеличивает уставной капитал.

Условия проведения эмиссии – соблюдение установленных законом правил и контроль госорганов, ответственных за регулирование соответствующего рынка.

Какая задача может решаться эмитентом с помощью эмиссии.

Перечень подразумевает реализацию одной из указанных ниже задач:

  • Эмиссия необходима, когда формируется капитал уставного вида (если АО создается) либо для увеличения его размера.
  • Процедура позволяет пополнить капитал с привлечением заемных инвестиций .
  • Для выполнения консолидации – количество бумаг уменьшается, а их номинал увеличивается. При этом изменений в уставном капитале не происходит.
  • Для дробления – процесс обратный консолидации. Изменений в уставном капитале также не происходит.
  • При реорганизационных мероприятиях в акционерном обществе либо в момент преобразования организации – при переходе в статус АО.

Виды эмиссии ценных бумаг. Открытая и закрытая процедура – в чем отличие?

Эмиссионная процедура подразделяется на определенные виды. Каждый характеризует разную грань эмиссии.

С позиции очередности эмиссия бывает:

  • Первичной , то есть происходит первый выпуск ценных бумаг каким-либо предприятием коммерческого типа. Есть и другой вариант – структура выпускает какую-то ценную бумагу впервые (допустим, готовится к выпуску привилегированных акций).
  • Вторичной (последующей), когда бумаги коммерческого предприятия размещаются повторно.

Вариации способов размещения – какие пути используют для размещения эмиссионных бумаг:

  1. Распределительный . Здесь круг заинтересованных лиц известен заранее. Он ограничивается учредителями или списком акционеров конкретного АО. Договор о купле-продаже не заключается. Применяется исключительно для акций.
  2. Подписной . Договор о купле-продаже обязательно заключается. Применимо к акциям и облигациям.
  3. Конвертацонный . Один вид бумаги обменивается на другой, определенный заранее. Применяется, как для акций, так и для облигаций.

Подписной вид эмиссии подразумевает две формы:

Основные этапы эмиссии ценных бумаг: как принимают решение, и организуют процесс выпуска ценных бумаг?

Последовательность эмиссионного процесса – ключевые этапы:

  • Для начала необходимо принять решение о проведении эмиссии и утвердить его. Кто инициирует выпуск бумаг? Если речь идет об облигациях, то решение принимается Советом директоров. Если выпускаются акции – собранием акционеров.
  • Далее эмиссионный выпуск проходит госрегистрацию.
  • Изготавливаются сертификаты на ценные бумаги (если используют документарную форму выпуска).
  • Затем наступает черед размещения эмиссионных бумаг с последующей регистрацией отчета о проведенной эмиссии – об итогах выпуска.
  • В уставе АО фиксируются изменения (применимо только для акций).

Дополнительные этапы для эмиссии подписного вида, проводимой в открытой форме, или в закрытой, если количественный состав инвесторов превышает 500 человек:

  • Подготовка эмиссионного проспекта – документации, отражающей сведения об организации-эмитенте.
  • Проспект регистрируется . Эти функции возложены на ЦБ РФ.
  • Затем наступает черед раскрытия информации . Для этой цели используют сайт компании и СМИ. Задача этого этапа ознакомить инвесторов с данными об эмитенте для принятия решения о приобретение бумаг эмиссионного вида.
  • Также раскрывается информация по итогам размещения .

Нарушение описанного выше порядка чревато созданием условий, при которых данная процедура определяется, как недобросовестная. Тогда эмитент получает отказ в государственной регистрации.

Регистрация ценных бумаг сопряжена с проведением большого количества операций, оформлением различной документации. Здесь важна юридическая грамотность и отсутствие каких-либо оплошностей. Вот почему обращение к специалистам за квалифицированной помощью – самый разумный подход.

Как правило, привлекаются профи, имеющие прямое отношение к фондовому рынку. Их называют андеррайтерами. Согласно договору, заключенному между эмитентом и андеррайтером, последний обязуется выполнить ряд обязательств относительно выпуска эмиссионных бумаг, а также их размещения, за что и получает соответствующую плату.

В аспекте размещения обязательства андеррайтера могут иметь три варианта:

  1. Андеррайтер покупает весь комплект эмиссионных бумаг и сильно рискует недоразместить их.
  2. Андеррайтером выкупаются лишь недоразмещенные бумаги . Тогда его риски значительно уменьшаются.
  3. Андеррайтер действует на правах посредника , только помогающего с размещением. Весь объем рисков берет на себя эмитент.

Фактически, в компетенции андеррайтера находится обслуживание каждого этапа эмиссии, включая документальное обоснование, определение параметров, подготовку документов, регистрацию и размещение. Довольно часто привлекаются субандеррайтеры.

Стандарты эмиссии ценных бумаг. Особенности регистрации и сроки проведения

Каждому этапу эмиссии присущи стандарты, прописанные в законе. Кратко остановимся на некоторых ключевых моментах.

1. Организацией принято решение – его оформление

Что указывается в документе:

  • Вид эмитируемой бумаги (акции отличаются типом и категорией, облигации – серией и траншем).
  • В какой форме будет проходить выпуск. Можно выбрать документарную или бездокументарную.
  • Какой вид формы для хранения выбрали (индивидуальный или централизованный).
  • Обозначается номинал, а также количество эмиссионных бумаг.
  • Прописываются права, которыми наделяются владельцы выпускаемых ценных бумаг.
  • Обязательно определение всего порядка размещения, начиная от способа и сроков, заканчивая порядком оплаты и прочими нюансами.

2. Эмиссионный проспект – разделы

Регистрация эмиссии зачастую требует составления такого документа, как проспект (условия для его составления указаны выше).

Данный документ должен включать следующие пункты:

  • Полные данные организации-эмитента.
  • Сведения, характеризующие ее финансовое положение.
  • Данные о проводимых ранее эмиссиях.
  • Данные о тех бумагах, которые будут размещаться.
  • Информационную справку о других важных для инвесторов критериях (по усмотрению эмитента).

3. Процедура госрегистрации

Она обязательна для любых эмиссионных бумаг.

Организация-эмитент подает следующий пакет документации, состоящий из:

  • Решения, составленного в соответствующей форме.
  • Проспекта, когда в его составлении есть необходимость.
  • Бланка эмитируемой ценной бумаги (касается документарного выпуска).

Срок подачи документов – 90 дней со дня принятия решения.

В отдельных случаях срок ограничивается одним месяцем, а именно:

  • Если произошла госрегистрация эмитента в статусе юрлица, и необходимо распределить акции между учредителями.
  • Если ОАО выпускает конвертируемые акции или облигации.

У регистрирующего органа есть один месяц (со дня подачи документов) на проведение регистрации с присвоением госномера или на отказ.

4. Как, где и когда раскрывается информация – стандарты:

  • После госрегистрации.
  • В СМИ, имеющих крупный тираж.
  • Краткое содержание публикации: название организации-эмитента, упоминание вида, формы, количества бумаг, информации касательно сроков и условий, госномера, ссылки на те места, где можно изучить проспект.

В дальнейшем информация раскрывается посредством:

  • Периодических отчетов (ежеквартальных), предоставляемых госрегистратору.
  • Публикаций, происходящих только в случаях возникновения фактов, влияющих на деятельность организации-эмитента в финансовом или хозяйственном аспекте. Например, изменился состав управления, размер участия какого-либо лица из управленческого состава и так далее.

5. Размещение – основные нюансы

При каких условиях допустимо начинать размещение бумаг:

  • Состоялась государственная регистрация.
  • Прошло две недели с момента раскрытия информации, то есть информация о проведении эмиссии стала доступной потенциально заинтересованной стороне – инвесторам (при открытой форме).

Период размещения:

  • При подписном или конвертационном эмиссионном виде срок устанавливается эмитентом и прописывается в решении (максимум 12 месяцев).
  • При иных видах эмиссии также важно соблюдение оговоренных сроков.

6. Предоставление отчета об эмиссии

  • Размещение заканчивается при выполнении одного из условий:
  • Наступила дата окончания эмиссии, зафиксированная в документации.
  • Прошел год с того дня, как было утверждено решение.
  • Состоялась завершающая сделка – свободных бумаг нет.

У эмитента в распоряжении не более одного месяца для регистрации итогового отчета. Он регистрируется в двухнедельный период со дня подачи.

Управление и регулирование эмиссии ценных бумаг

Список документов, направленных на регулирование эмиссионной процедуры, содержит несколько законов федерального уровня, регламентирующих:

  1. Деятельность акционерных обществ . Утвержден в 1995 году.
  2. Рынок по обороту ценных бумаг . Утвержден в 1996 году.
  3. Защиту прав, а также интересов инвесторов . Утвержден в 1999 году.

Каждый закон периодически изменяется и дополняется. Помимо этого, ЦР РФ пользуется инструкцией №8 от 1996 года, где прописаны правила, по которым выпускаются и регистрируются ценные бумаги в РФ.

Деятельность эмитентов регулируется государством с помощью регистрации двух основных моментов: выпуска бумаг и финального отчета.

В законодательной базе четко определены юрлица, обладающие правом проводить эмиссию, есть перечень эмиссионных бумаг, их признаки и прочие немаловажные нюансы. Это позволяет устранить создание квазиценных бумаг (суррогатов) и изобретение бумаг, не подпадающих под регулирование.

Приостановление эмиссии ценных бумаг и возможное злоупотребление

Поводом для остановки данного процесса служит:

  • Отступление от требований, установленных законодательной базой применительно к рассматриваемому вопросу.
  • Недостоверность (искажение) сведений, на которые опиралась специальная госслужба, выполняющая госрегистрацию.
  • Что происходит в этом случае? Размещение останавливается до ликвидации выявленных огрехов, а затем возобновляется.

По каким причинам выпуск квалифицируется, как несостоявшийся:

  1. Нарушения законодательства устраняются исключительно посредством изъятия всего выпуска из обращения.
  2. Недостоверность (искажение) информации существенно нарушила интересы инвесторов.
  3. Эмитент не представил в срок итоговый отчет.
  4. Отказано в госрегистрации итогового отчета.
  5. Ни одна эмиссионная бумага не размещена.
  6. Не устранены допущенные в процессе эмиссии ошибки.

Варианты возможных злоупотреблений, являющихся причиной серьезных убытков и признаками преступлений:

  • В проспект вносится недостоверная информация.
  • Утверждается эмиссионный проспект, содержащий неправдивые данные.
  • Утверждается не соответствующий действительности итоговый отчет.
  • Размещаются бумаги, не прошедшие госрегистрацию.

Для эффективного проведения эмиссии ценных бумаг эмитент должен сначала провести комплекс аналитических и организационных мероприятий по подготовке эмиссии, который ряд авторов называет «конструированием ценных бумаг».

«Конструирование ценных бумаг – пишет Ф.Топсахалова - это аналитический, логически последовательный процесс по разработке и созданию новых финансовых продуктов или модификации уже имеющихся с целью достижения оптимального сочетания доходности, ликвидности, уровня рискованности и других индивидуальных свойств и характеристик конкретного выпуска ценных бумаг (стандартного финансового инструмента), обоюдно выгодных и эмитенту, и инвестору».

Процесс конструирования ценных бумаг предполагает проведение следующих основных мероприятий:

Маркетинговое исследование финансового рынка, анализ интересов инвесторов, изучение спроса на финансовые продукты, выявление областей несовпадения спроса и предложения;

Анализ целевых потребностей эмитента, в дополнительных финансовых ресурсах, в росте прибылей от операций с новыми видами финансовых продуктов, в расширении рыночной ниши на рынке ценных бумаг, определение основных ресурсных ограничений у эмитента, связанных с выпуском новых ценных бумаг;

Установление наиболее общих целей: создание нового финансового продукта или модификация уже выпускаемых ценных бумаг, определение предельных параметров выпуска по объему, доходности, уровню риска и перспективам роста курсовой стоимости;

Выбор вариантов видов ценных бумаг, предназначенных к выпуску;

Анализ и предварительный выбор из различных характеристик, элементов, модификаций ценных бумаг, максимально удовлетворяющих спросу инвесторов и эмитентов, разработка черновых проектов новых финансовых продуктов;

Оценка затрат и финансовой нагрузки на эмитента при различных вариантах выбора ценных бумаг - новых финансовых продуктов;

Окончательный выбор и подготовка проекта выпуска ценной бумаги в модификации, удовлетворяющей спросу эмитента инвесторов по критериям риска, доходности, ликвидности, финансовой нагрузки на эмитента и его запросов к финансовым ресурсам, привлекаемым на основе фондового выпуска;

Решение организационных вопросов, связанных с выпуском нового финансового продукта.

После проведения отмеченных мероприятий можно приступать к принятию управленческих решений. Ведь принятие или изменение принятого решения возможны по только определенным процедурам, что требует соблюдения установленных законодательством сроков. Например, согласно п. 1 ст. 52 Федерального закона «Об акционерных обществах» сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть не позднее, чем за 20 дней до даты его проведения.

Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг , в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», включает в себя следующие этапы:

1) принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг или иного решения, являющегося основанием для размещения эмиссионных ценных бумаг;

2) утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

3) государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг идентификационного номера;

4) размещение эмиссионных ценных бумаг;

5) государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Как видим, процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг находится под непосредственным государственным контролем (пункты 3,5 процедуры эмиссии), основной целью которого является предотвращение финансовых потерь инвесторов при вложениях средств в ценные бумаги.

Итак, эмиссия корпоративных ценных бумаг начинается с принятия решения о размещении эмиссионных ценных бумаг . Если рассматривать их основной финансовый инструмент – акции, то нормативные варианты решений уполномоченного органа в этом случае следующие:

Решение о размещении акций при учреждении акционерного общества;

Решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций посредством распределения их среди акционеров;

Решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем увеличения номинальной стоимости акций (путем конвертации в акции той же категории (типа) с большей номинальной стоимостью);

Решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций (решение о размещении ценных бумаг путем подписки).

Остановимся на характеристике правил принятия решений акционерными обществами о размещении акций при его учреждении и путем подписки, как наиболее часто принимаемым решениями.

В ст. 39 Федерального закона «Об акционерных обществах» указывается, что решение акционерного общества о размещение акций при его учреждении включается в состав договора о создании акционерного общества (решения об учреждении - в случае учреждения общества одним лицом).

В соответствии п. 20.1. Положения о стандартах эмиссии ценных бумаг…, утвержденных Банком России 11.08.2014, решением о размещении дополнительных акций путем подписки является решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций.

Решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций посредством подписки должно содержать:

количество размещаемых дополнительных обыкновенных акций и привилегированных акций каждого типа в пределах количества объявленных акций этой категории (типа);

способ размещения дополнительных акций - открытая или закрытая подписка;

цену размещения дополнительных акций или порядок ее определения (в том числе при осуществлении преимущественного права приобретения размещаемых дополнительных акций) либо указание на то, что такие цена или порядок ее определения будут установлены советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества не позднее начала размещения дополнительных акций;

форму оплаты размещаемых дополнительных акций.

Решение о размещение дополнительных акций посредством подписки осуществляется только по решению общего собрания акционеров, принятому большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом общества.

Суть решения о размещении акций дается в нормативном определении решения о выпуске ценных бумаг в ст. 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»: решение о выпуске ценных бумаг – это документ, содержащий данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой.

Утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) акций осуществляется на основании и в соответствии с решением об их размещении.

Решение о выпуске (дополнительном выпуске) акций хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом управления, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества.

Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения об их размещении. Это общее требование имеет исключения. Например, оно не применяется

в случае утверждения решения о выпуске акций, размещаемых при учреждении акционерного общества или подлежащих размещению при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, в том числе в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или присоединением.

Решение о выпуске (дополнительном выпуске) акций подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, с указанием даты подписания и скрепляется печатью эмитента.

Третьим этапом эмиссии является государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг идентификационного номера.

Этот этап имеет большое значение, как для эмитента, так и для инвестора. Для эмитента от решения уполномоченного государственного органа зависит, состоится ли размещение эмиссионных ценных бумаг, не напрасны ли будут его издержки на проведенную подготовительную работу. Для инвестора – насколько достоверной будет информация в зарегистрированных эмиссионных документах, которая позволит ему принять обоснованное эффективное решение о вложении собственных или заемных средств.

Регистрирующим государственным органом, согласно действующему законодательству, для корпоративных эмиссионных ценных бумаг является Банк России. Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента.

К заявлению о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг прилагаются:

Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;

Документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг

Утверждение решения о выпуске ценных бумаг;

Проспект ценных бумаг, в случае, если регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг.

В соответствии с требованиями ст. 22 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» проспект ценных бумаг подлежит государственной регистрации в случае выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем подписки, за исключением случаев, перечисленных в Законе. Например, если в соответствии с условиями размещения эмиссионных ценных бумаг они размещаются путем закрытой подписки среди лиц, число которых не превышает 500 или сумма привлекаемых эмитентом денежных средств путем размещения эмиссионных ценных бумаг одного или нескольких выпусков (дополнительных выпусков) в течение одного года не превышает 200 миллионов рублей.

Проспект ценных бумаг должен содержать:

1) введение, в котором кратко излагается информация, содержащаяся в проспекте ценных бумаг и позволяющая составить общее представление об эмитенте и эмиссионных ценных бумагах, а в случае размещения эмиссионных ценных бумаг также об основных условиях их размещения;

2) информацию об эмитенте и о его финансово-хозяйственной деятельности;

3) бухгалтерскую (финансовую) отчетность эмитента и иную финансовую информацию;

4) сведения об объеме, о сроке, об условиях и о порядке размещения эмиссионных ценных бумаг;

5) сведения о лице, предоставляющем обеспечение по облигациям эмитента, а также об условиях такого обеспечения.

Ответственность за полноту и достоверность указанной информации несет эмитент.

Процедура государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг является разрешительной . Банк России обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации в следующие сроки:

1) в течение 20 дней, с даты получения документов, представленных для государственной регистрации;

2) в течение 30 дней, с даты получения документов, представленных для государственной регистрации, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг.

3) в течение 10 рабочих дней, с даты получения документов, представленных для государственной регистрации, в случае их предварительного рассмотрения, если:

Банком России было принято решение о соответствии таких документов требованиям законодательства Российской Федерации;

Эмитентом устранены все несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации, выявленные регистрирующим органом по результатам предварительного рассмотрения представленных документов.

Банк России вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. В этом случае течение срока, указанного выше, может быть приостановлено на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней.

При государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг ему присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер.

При государственной регистрации каждого дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг ему присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер, состоящий из индивидуального государственного регистрационного номера, присвоенного выпуску эмиссионных ценных бумаг, и индивидуального номера (кода) этого дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Индивидуальный номер (код) не присваивается дополнительному выпуску эмиссионных ценных бумаг в случае, если такие ценные бумаги допущены или допускаются к организованным торгам и размещаются путем открытой подписки с их оплатой деньгами и (или) допущенными к организованным торгам эмиссионными ценными бумагами.

Индивидуальный номер (код) аннулируется по истечении трех месяцев с момента государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Банк России отвечает только за полноту информации, содержащейся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг, установленными ст. 21 Федерального закона «О рынке ценных бумаг, являются:

Нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах;

Несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям Федерального закона о рынке ценных бумаг и нормативных актов Банка России;

Непредставление в течение 30 дней по запросу Банка России всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг;

Несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям;

Внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).

Решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и проспекта ценных бумаг может быть обжаловано эмитентом в суд или арбитражный суд.

Четвертый этап эмиссии - размещение эмиссионных ценных бумаг.

Размещение эмиссионных ценных бумаг - отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок. В результате данного этапа становится ясно - насколько успешно удалось эмитенту достичь поставленной цели, какое количество ценных бумаг и по какой цене эмитент продал их инвесторам на рынке ценных бумаг.

Применительно к корпоративным акциям основными способами размещения являются закрытая и открытая подписка.

Обязательные условия, которые необходимо выполнить эмитенту при размещении эмиссионных ценных бумаг, изложены в ст. 24 Федерального закона «О рынке ценных бумаг». К основным условиям отнесены:

1. Размещение эмиссионных ценных бумаг должно осуществляться в соответствии с условиями, определенными решением об их выпуске (дополнительном выпуске).

2. Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска).

3. Размещение акций при учреждении акционерного общества, а также размещение эмиссионных ценных бумаг при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения или преобразования осуществляется в день государственной регистрации соответствующего юридического лица, создаваемого путем учреждения или в результате реорганизации.

Размещение эмиссионных ценных бумаг при реорганизации в форме присоединения осуществляется на дату внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

4. Запрещается начинать размещение путем подписки эмиссионных ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска), государственная регистрация которого сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, ранее даты, с которой эмитент предоставляет доступ к проспекту ценных бумаг. Информация о цене размещения эмиссионных ценных бумаг или порядке ее определения должна быть раскрыта эмитентом не позднее даты начала размещения эмиссионных ценных бумаг.

5. Эмитент обязан завершить размещение эмиссионных ценных бумаг в срок, определенный решением об их выпуске (дополнительном выпуске).

В случае размещения эмиссионных ценных бумаг путем подписки указанный срок не может составлять более одного года с даты государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Эмитент вправе продлить указанный срок путем внесения соответствующих изменений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг. Такие изменения вносятся в порядке, установленном ст. 24.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг». При этом каждое продление срока размещения эмиссионных ценных бумаг не может составлять более одного года, а общий срок размещения эмиссионных ценных бумаг с учетом его продления - более трех лет с даты государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска).

6. Количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг не должно превышать количество, указанное в решении об их выпуске (дополнительном выпуске).

Эмитент может разместить меньшее количество эмиссионных ценных бумаг, чем указано в решении об их выпуске (дополнительном выпуске). Фактическое количество размещенных эмиссионных ценных бумаг указывается в отчете или уведомлении об итогах их выпуска (дополнительного выпуска).

7. Условия размещения эмиссионных ценных бумаг путем подписки должны быть равными для всех потенциальных приобретателей, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

8. Эмиссионные ценные бумаги, размещаемые путем подписки, должны размещаться при условии их полной оплаты.

9. При размещении эмиссионных ценных бумаг путем подписки, услуги по размещению которых оказывает брокер, эмиссионные ценные бумаги могут быть зачислены на счет такого брокера для их последующего размещения лицам, заключившим договоры о приобретении таких эмиссионных ценных бумаг, при условии оплаты не менее 25 процентов цены их размещения. Указанный счет открывается брокером в депозитарии и не предназначен для учета прав на эмиссионные ценные бумаги.

Срок, в течение которого эмиссионные ценные бумаги, зачисленные на счет брокера, указанный в настоящем пункте, должны быть размещены лицам, заключившим договоры об их приобретении, не может составлять более 14 рабочих дней.

Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (ст. 24.2) эмитенту предоставлено право отказа от размещения эмиссионных ценных бумаг. Сделать это он может после государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и до начала размещения эмиссионных ценных бумаг. Для этого эмитент должен представить в Банк России соответствующее заявление и отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, содержащий информацию о том, что ни одна эмиссионная ценная бумага выпуска (дополнительного выпуска) не размещена.

Решение об отказе от размещения эмиссионных ценных бумаг принимает уполномоченный орган эмитента, к компетенции которого относится вопрос о размещении соответствующих эмиссионных ценных бумаг.

И, наконец, пятый этап эмиссии - государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг.

Эмитент имеет также право представить в регистрирующий орган уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг при одновременном соблюдении следующих условий:

1) ценные бумаги размещены путем открытой подписки;

2) ценные бумаги при их размещении оплачены деньгами и (или) эмиссионными ценными бумагами, допущенными к организованным торгам;

3) ценные бумаги допущены к организованным торгам.

Эмитент обязан раскрыть информацию о намерении представить уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг до начала их размещения.

В отчете или уведомлении об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг должна быть указана следующая информация:

1) даты начала и окончания размещения ценных бумаг;

2) фактическая цена (цены) размещения ценных бумаг;

3) количество размещенных ценных бумаг;

4) доля размещенных и неразмещенных ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска);

5) общая стоимость имущества, внесенного в оплату за размещенные ценные бумаги, в том числе:

денежные средства в валюте Российской Федерации;

денежные средства в иностранной валюте, выраженные в валюте Российской Федерации по курсу Банка России на момент внесения;

стоимость иного имущества, выраженная в валюте Российской Федерации;

6) сделки, признаваемые федеральными законами крупными сделками и сделками, в совершении которых имеется заинтересованность и которые совершены в процессе размещения ценных бумаг.

Уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг должно содержать также информацию о наименовании, месте нахождения организатора торговли, допустившего размещенные ценные бумаги к организованным торгам, и дате такого допуска.

Отчет или уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг утверждается уполномоченным органом эмитента и подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, подтверждающими тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в отчете или уведомлении об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Лица, подписавшие либо утвердившие отчет или уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, несут солидарно субсидиарную ответственность за убытки, причиненные эмитентом инвестору и (или) владельцу эмиссионных ценных бумаг вследствие содержащейся в указанных отчете или уведомлении и подтвержденной ими недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации. Течение срока исковой давности для возмещения убытков по основаниям, указанным в настоящем пункте, начинается с даты государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представления в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется Банком России на основании заявления эмитента, к которому прилагаются документы:

Отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

Копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента (приказа, распоряжения или иного документа уполномоченного лица), которым принято решение об утверждении отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

Сообщение о погашении конвертированных ценных бумаг в случае размещения ценных бумаг путем конвертации;

Справка эмитента о соблюдении им требований по раскрытию информации на этапах государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и размещения ценных бумаг;

Документ, содержащий расчет стоимости чистых активов коммерческой организации, предоставившей поручительство по облигациям и другие документы.

Банк России рассматривает отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 14 дней и при отсутствии связанных с эмиссией ценных бумаг нарушений регистрирует его. Факт регистрации означает признание государством процедуры эмиссии соответствующей законодательству, и Банк России несет ответственность за полноту зарегистрированного им отчета.

В случае принятия решения о государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг Банк России обязан в течение трех рабочих дней с даты принятия соответствующего решения выдать (направить) эмитенту:

уведомление регистрирующего органа о государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

два экземпляра отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг с отметкой о государственной регистрации.

В целях защиты прав и законных интересов инвесторов российское законодательство помимо двух обязательных этапов эмиссии, связанных с контролем законности ее осуществления, – государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг - предусматривает дополнительные меры, направленные на предупреждение и блокирование возможных противоправных действий эмитентов:

- приостановление эмиссии ценных бумаг;

несостоявшимся ;

- недействительным .

Эмиссия ценных бумаг может быть приостановлена Банком России на любом этапе процедуры эмиссии до государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг при обнаружении:

1) нарушения эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;

2) недостоверной или вводящей в заблуждение информации в документах, на основании которых были осуществлены государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг идентификационного номера, и (или) в документах, представленных для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

В случае приостановления эмиссии эмитент обязан прекратить размещение эмиссионных ценных бумаг и устранить выявленные нарушения. Возобновление эмиссии осуществляется по решению Банка России по результатам рассмотрения отчета эмитента об устранении нарушений, повлекших приостановление эмиссии ценных бумаг.

Признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся может быть осуществлено Банком России после его государственной регистрации или присвоения ему идентификационного номера и до государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Основанием для признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся является:

2) обнаружение в документах, на основании которых были осуществлены государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг идентификационного номера, и (или) в документах, представленных для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, недостоверной или вводящей в заблуждение информации, повлекшей за собой существенное нарушение прав и (или) законных интересов инвесторов или владельцев эмиссионных ценных бумаг;

3) непредставление эмитентом в Банк России отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в установленный Федеральным законом « О рынке ценных бумаг» срок после истечения срока их размещения;

4) отказ Банка России в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

5) неразмещение ни одной эмиссионной ценной бумаги выпуска (дополнительного выпуска);

6) неисполнение эмитентом требования Банка России или требования регистрирующего органа об устранении допущенных в ходе эмиссии ценных бумаг нарушений требований законодательства Российской Федерации.

Признание выпуска ценных бумаг недействительным может быть только на основании решения суда по иску:

Банка России;

Органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц;

Участника (акционера) эмитента;

Владельца эмиссионных ценных бумаг эмитента того же вида, категории (типа), что и эмиссионные ценные бумаги выпуска (дополнительного выпуска).

Основанием для признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг недействительным является:

1) нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации, которое не может быть устранено иначе, чем посредством изъятия из обращения эмиссионных ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска);

2) обнаружение в документах, на основании которых были осуществлены государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг идентификационного номера, либо в документах, на основании которых была осуществлена государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, недостоверной или вводящей в заблуждение информации, повлекшей за собой существенное нарушение прав и (или) законных интересов инвесторов или владельцев эмиссионных ценных бумаг.

Срок исковой давности для признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, решений, принятых эмитентом, Банком России и (или) иным уполномоченным органом либо организацией и связанных с осуществлением эмиссии ценных бумаг, недействительными составляет три месяца с момента государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Указанный срок исковой давности в случае его пропуска восстановлению не подлежит.

Правовые последствия признания выпуска ценных бумаг несостоявшимися или недействительными:

Аннулирование его государственной регистрации;

Изъятие из обращения эмиссионных ценных бумаг данного выпуска (дополнительного выпуска);

Возвращение владельцам таких эмиссионных ценных бумаг денежных средств или иного имущества, полученных эмитентом в счет их оплаты.

Все расходы, связанные с признанием выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или недействительным и возвратом средств их владельцам, относятся на счет эмитента.

Владельцы эмиссионных ценных бумаг, иные лица, которым были причинены убытки в связи с нарушениями, совершенными в ходе эмиссии, а также в связи с признанием несостоявшимся или недействительным выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, вправе потребовать возмещения убытков от эмитента или третьих лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случаях нарушения преимущественного права приобретения эмиссионных ценных бумаг и (или) иного нарушения, которые были допущены в ходе эмиссии таких ценных бумаг и в результате которых лицо лишилось возможности приобрести эмиссионные ценные бумаги, на которые оно вправе было рассчитывать, данное лицо вправе потребовать по своему выбору от эмитента:

1) возмещения связанных с этим убытков, в том числе убытков, возникших в связи с приобретением лицом, право которого нарушено, соответствующих эмиссионных ценных бумаг у третьих лиц;

2) предоставления ему эмитентом соответствующего количества эмиссионных ценных бумаг с оплатой их стоимости по цене размещения.

Процедура первичной эмиссии ценных бумаг включая следующие этапы:

в случае публичного (открытого) размещения ценных бумаг:

  • - подготовка и утверждение проспекта эмиссии ценных бумаг эмитентом в соответствии с перечнем данных и сведений, утвержденных соответствующими нормативными актами;
  • - государственная регистрация выпуска ценных бумаг и про эмиссии на основании представленных нотариально заверенных копии учредительных документов и проспекта эмиссии;
  • - раскрытие информации проспекта эмиссии (например, публикация сообщения в средствах массовой информации о подписке на ценные бумаги);
  • - изготовление сертификатов ценных бумаг (в случае их документ ной формы выпуска);
  • - размещение ценных бумаг на фондовом рынке;
  • - регистрация отчета об итогах выпуска и его публикация.

В случае закрытого (частного) размещения ценных бумаг

  • - принятие эмитентом решения о выпуске ценных бумаг;
  • - регистрация ценных бумаг на основании нотариально заверены копий учредительных документов и информации;
  • - размещения ценных бумаг (среди ограниченного круга лиц);
  • - регистрация отчета об итогах выпуска.

Таким образом, процесс эмиссионной деятельности складывается из нескольких ключевых этапов, и первым из них можно считать подготовительный этап, который связан с проведением обширного круга достаточно разнообразных работ и мероприятий. Успех предстоящей эмиссии ценных бумаг во многом зависит от того, как она подготовлена. Осуществление эмиссии должно основываться на четком понимании целей и детальной проработке финансируемых с помощью эмиссии проектов.

В процессе учреждения АО и подготовки учредительной эмиссии должен быть прежде всего решен вопрос о целесообразности создания новой хозяйственной структуры. Необходимо произвести расчеты и анализ, убедительно доказывающие, что создание нового АО позволит более эффективно организовать производственные и хозяйственные процессы и что вновь создаваемое АО будет конкурентоспособно на рынке выпускаемой им продукции (производимых работ и услуг).

При повторном выпуске ценных бумаг, средства от которого используются для финансирования инвестиционной деятельности (новых производственных программ), необходимо решить вопрос о выборе наиболее эффективных источников и механизмов финансирования и кредитования инвестиционной и производственно-хозяйственной деятельности; решить, что выгоднее осуществить: эмиссию акций, выпуск облигаций, получить ссуду в банке или же привлечь денежные средства под векселя АО.

Предприятия, планирующие проведение новых эмиссий, должны определить:

  • - объем эмиссии;
  • - условия размещения ценных бумаг;
  • - эмиссионную цену размещаемых на рынке бумаг.

Подготовка к решению вопроса о выпуске ценных бумаг предполагает проведение аналитической работы по следующим направлениям:

  • - анализ отрасли, в которой действует компания (или собирается действовать вновь учреждаемая корпорация);
  • - изучение положения компании в отрасли (ее конкурентоспособность);
  • - анализ финансового состояния АО (изучение финансовой отчетности компании).

В результате такой подготовки решается вопрос о том, предпринимать или не предпринимать выпуск ценных бумаг. При принятии решения об осуществлении эмиссии ценных бумаг предпринимаются следующие шаги:

  • - выбирается тип выпускаемых ценных бумаг (при этом учитываются стабильность выручки, перспективы на будущее, потребность корпорации в заемных средствах, состояние рынка и т.д.);
  • - конструируется выпуск ценных бумаг, обосновывается масштаб и момент выпуска ценных бумаг, определяются денежные средства, необходимые для публичного выпуска акций.

В случае осуществления первого публичного размещения акций (облигаций) или повторного их выпуска при условии, что данные ценные бумаги не обращаются на вторичном рынке, т.е. отсутствует рыночная цена данного финансового инструмента, необходимо произвести оценку их стоимости.

Одной из основных задач конструирования выпуска ценных бумаг является поиск оптимального набора инвестиционных свойств, подготавливаемых к выпуску ценных бумаг, позволяющий сочетать, с одной стороны, интересы эмитента исходя из параметров его деятельности, а с другой - интересы потенциальных инвесторов.

Решение о выпуске ценных бумаг принимается органом управления эмитента, который имеет на то полномочия согласно действующему законодательству и уставу. Этим же решением должен быть утвержден проспект (или информация о выпуске ценных бумаг), определены порядок и сроки осуществления мероприятий, связанных с выпуском.

В процессе подготовительной работы должны быть составлены два очень важных документа: бизнес-план и проспект эмиссии ценных бумаг.

Разработка проспекта эмиссии ценных бумаг является вторым этапом. Особое значение этот документ имеет при создании нового АО или при дополнительном выпуске ценных бумаг. Нормативные документы устанавливают определенные требования к проспекту эмиссии. В частности, установлено, что он должен содержать три группы информации:

  • - основные данные об эмитенте:
  • - сведения, характеризующие его финансовое положение;
  • - характеристику выпускаемых ценных бумаг.

Для регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган следующие документы:

  • - заявление на регистрацию;
  • - решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
  • - проспект эмиссии (если регистрация выпуска ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта эмиссии);
  • - копии учредительных документов (при эмиссии акций для создания акционерного общества);
  • - документы, подтверждающие разрешение уполномоченного органа

исполнительной власти на осуществление выпуска эмиссионных ценных бумаг (в случаях, когда необходимость такого разрешения установлена законодательством Российской Федерации).

Проспект эмиссии должен содержать:

  • - данные об эмитенте;
  • - данные о финансовом положении эмитента. Эти сведения не указываются в проспекте эмиссии при создании акционерного общества, за исключением случаев преобразования в него юридических лиц иной организационно - правовой формы;
  • - сведения о предстоящем выпуске эмиссионных ценных бумаг.

Регистрирующий орган при отсутствий претензий к представленным документам выдает эмитенту:

  • - экземпляр зарегистрированного заявления о регистрации;
  • - письмо, подтверждающее акт государственной регистрации ценных бумаг. В письме должны быть указаны:
  • - объем зарегистрированного выпуска акций, их количество и характеристика (обыкновенные, именные);
  • - дата и код государственной регистрации.

При регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг этому выпуску присваивается государственный регистрационный номер. Порядок присвоения государственного регистрационного номера устанавливается регистрирующим органом.

Код государственной регистрации строится следующим образом: NN - N - NNN…, где первая позиция указывает на номер кода территории по административно-территориальному делению Российской Федерации; вторая - на вид ценных бумаг;

где 1 означает - акции акционерных обществ; 2 - облигации (долговые ценные бумаги); третья позиция указывает на номер регистрации по порядку для данного вида ценных бумаг.

Для регистрации повторного выпуска ценных бумаг необходимы:

  • - заявление на проведение регистрации;
  • - решение о выпуске ценных бумаг;
  • - нотариально заверенные копии учредительных документов;
  • - проспект эмиссии (2 экз.);
  • - копия платежного поручения об оплате налога на операции с ценными бумагами (0,8% суммы эмиссии).

Регистрирующий орган обязан зарегистрировать выпуск эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в регистрации не позднее чем через 30 дней с даты получения документов для регистрации-

Эмитент получает на руки один экземпляр проспекта эмиссии, прошнурованного и скрепленного печатью регистрирующего органа со штампом «ЗАРЕГИСТРИРОВАНО».

Четвертый этап эмиссии состоит в том, что после регистрации ценных бумаг эмитент публикует проспекты в количестве, достаточном для информирования всех потенциальных покупателей ценных бумаг данного выпуска.

В случае публичного размещения ценных бумаг эмитент одновременно публикует сообщение о выпуске в средствах массовой информации с обязательным указанием:

  • - статуса, полного наименования и юридического адреса эмитента;
  • - вида выпускаемых бумаг и объема выпуска;
  • - круга потенциальных инвесторов;
  • - сроков начала распространения ценных бумаг;
  • - места или мест, где потенциальные инвесторы могут приобрети ценные бумаги данного выпуска к ознакомиться с содержанием проспекта эмиссии.

Эмитент должен обеспечивать полную и равную информированность всех потенциальных покупателей ценных бумаг данного выпуска до приобретения ими ценных бумаг.

В тех случаях, когда хотя бы один выпуск эмиссионных ценных бумаг эмитента сопровождался регистрацией проспекта эмиссии, эмитент обязан раскрыть информацию о своих ценных бумагах и своей финансово - хозяйственной деятельности в следующих формах:

  • - ежеквартальный отчет эмитента;
  • - сообщения о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента.

Пятый этап - это реализация ценных бумаг, т.е. продажа первым покупателям. Ее может проводить либо сам эмитент, либо привлеченный профессиональный участник рынка ценных бумаг - андеррайтер.

Запрещается размещение ценных бумаг нового выпуска ранее чем через две недели после обеспечения всем потенциальным владельцам возможности доступа к информации о выпуске, которая должна быть раскрыта в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг». Информация о цене размещения ценных бумаг может раскрываться в день начала размещения ценных бумаг.

Заключительным этапом эмиссии ценных бумаг является отчетность об итогах выпуска. При этом следует иметь в виду, то эмитент должен составить два вида отчета: один для акционеров, а другой для государственных органов, на которые возложена проверка отдельных сторон его деятельности. Перед акционерами эмитент отчитывается на ежегодном собрании, а перед государственными органами - в течение срока размещения ценных бумаг, а также после его окончания.

Не позднее 50 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган.

Отчетов итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг должен содержать следующую информацию:

  • 1) даты начала и окончания размещения ценных бумаг;
  • 2) фактическую цену размещения ценных бумаг (по видам ценныx бумаг в рамках данного выпуска);
  • 3) количество размешенных ценных бумаг;
  • 4) общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги, в том числе:
    • а) объем денежных средств в рублях, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг;
    • б) объем иностранной валюты, внесенной в оплату размещенных ценных бумаг, выраженной в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на момент внесения;
    • в) объем материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы за размещенные ценные бумаги, выраженных в валюте Российской Федерации.

Для акций в отчете об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг дополнительно указывается список владельцев, владеющих пакетом эмиссионных ценных бумаг, размер которого определяется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Регистрирующий орган рассматривает отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в двухнедельный срок и при отсутствии связанных с выпуском ценных бумаг нарушений регистрирует его.

Для выпуска ценных бумаг, общая номинальная стоимость которых превышает 5 млрд. руб., необходимо ежеквартальное представление отчетов об эмиссии, для выпуска ценных бумаг номинальной стоимостью от 1 до 5 млрд. руб. отчеты представляются раз в полгода (не позднее соответственно 1 августа отчетного года - за первое полугодие отчетного года и I апреля года, следующего за отчетным, - за второе полугодие отчетного года); для выпусков ценных бумаг номинальной стоимостью менее 1 млрд. руб. отчет представляется по окончании размещения выпуска ценных бумаг.

В течение двух месяцев после проведения общего годового собран акционеров эмитент обязан опубликовать годовой отчет в печатном издании с указанием данных, которые эмитент считает целесообразным довести до сведения общественности, а также способа и места, где желающие могут ознакомиться с полным текстом годового отчета по цент бумагам.