Социально-экономическое развитие Российского государства в XVI веке. Россия в первой половине xvi века Расширение руси в 16 веке

  • 1547 — провозглашение Ивана IV царём.
  • 1548 — созыв первого Земского собора.
  • 1550 — принятие Судебника.
  • 1552 — взятие Казани.
  • 1556 — присоединение Астраханского ханства.
  • 1558-1583 — Ливонская война .
  • 1565-1572 — опричнина .
  • 1581-1585 — поход Ермака в Сибирь.
  • 1584-1598 — царствование Фёдора Иоанновича .
  • 1598 — начало царствования Бориса Годунова и начало Смутного времени . Материал с сайта
  • Территория России в 16 веке

    В XVI столетии Московское великое княжество, которое теперь более правильно называть Российским государством, быстро уве-личивало свою территорию. Этот стремительный рост, начавшийся ещё при Иване III, можно наглядно показать при помощи цифр. Иван III получил в наследство от отца Московское княжество пло-щадью 430 тыс. км 2 . Стараниями Ивана III и его сына Василия III (1505-1533) их владения увеличились до 2 млн 800 тыс. км 2 . А к концу XVI столетия огромное Российское государство уже простиралось на площади 5 млн 400 тыс. км 2 . Таким образом, на глазах нескольких поколений москвичей размеры их государства выросли примерно в десять раз. (Для сравнения: территория со-временной Франции — около 550 тыс. км 2 , Великобритании — 244 тыс. км 2 .)

    Территория и население

    Рост населения Московского государства сильно отставал от роста территории. Многие новые земли — районы между Волгой и Уралом, Западная Сибирь, области Дикого поля — были малонаселёнными или вообще безлюдными. В целом население страны со-ставляло примерно 5-7 млн человек.

    Соотношение территории и населения выражается средней ве-личиной — плотностью населения. Даже в самых густонаселённых областях России (Новгородская и Псковская земли) она составля-ла около 5 человек на 1 км 2 . Это гораздо меньше, чем в странах Западной Европы, где приходилось от 10 до 30 человек на 1 км 2 . Иначе говоря, Россия в XVI столетии представляла собой огромную, но пустынную страну. Её обитатели жили в маленьких деревушках, отдалённых одна от другой многими километрами лесов и болот .

    Политика России в 16 веке

    Культура России в 16 веке

      • 1564 — начало книгопечатания в Москве.
    Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время Коллектив авторов

    РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVI ВЕКА

    РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVI ВЕКА

    Весной 1502 г. Василий Иванович, сын Ивана III и Софьи Палеолог, был венчан «великим князем Владимирским и Московским» и стал соправителем отца, а с конца октября 1505 г., после смерти Ивана III, начал править самостоятельно. (Его племянник и претендент на власть Дмитрий Иванович умер в 1509 г. в заточении.) Он продолжил политику объединения под властью Москвы русских земель, к тому времени еще сохранявших самостоятельность. Формально независимыми к концу 1505 г. оставались Псков и Рязань. Но в Псков московские великие князья направляли служилых князей еще с 1399 г. Москва держала под контролем его внешнюю политику и оказывала поддержку в противостоянии с Ливонским орденом и Великим княжеством Литовским. В начале 1510 г. при личном участии Василия III был окончательно присоединен Псков. В 1521 г. было ликвидировано и Рязанское великое княжество, прочно контролировавшееся Москвой уже с середины XV в.

    Одним из приоритетов политики Василия III было поддержание баланса интересов и сил в правящей прослойке. Обеспечение эффективности в управлении податным населением, в организации военного дела, в осуществлении внешней политики также требовало неослабного внимания государя. В Думе Василия III не бывало более 15–16 бояр и окольничих, но к ним следует добавить еще 30–35 лиц без думного чина, занимавших высшие военные и гражданские посты, а также двух-трех «больших» дьяков. Это и было ближайшим окружением суверена. Дьячество, приказной люд в канцеляриях центральных органов, сами канцелярии приобрели значительно больший вес. Но эпоха Василия III еще далека от завершения сословной структуризации общества в едином (централизованном) государстве, а также формирования логичной системы административно-судебного управления в центре и на местах.

    «Политическое сословие» государства формировалось в рамках двора. Разные группы («дворцовые партии») вели борьбу за престижные военные назначения (полковыми воеводами в больших армиях, гарнизонными в крупных пограничных крепостях), за значимые посты в центральных государственных учреждениях, а также в местных органах власти (наместниками в ведущих городах). Они боролись за думные чины (бояр, окольничих), за возможность влияния на принятие решений великим князем. Сами группировки возникали на основе родственных связей, а также по общности постов, назначений и статуса. Постепенно формировался обычай принимать важные решения по совету с членами Боярской думы, в нормах местничества и местнического суда, несколько ограничивших произвол при назначении на должности.

    Главной заботой государства были пополнение казны и обеспечение боеспособности вооруженных сил. Благоприятную в целом финансовую ситуацию обеспечили расширение территории (что означало рост численности плательщиков) и относительно устойчивый хозяйственный подъем. Сохранившиеся документы фиксируют успехи внутренней колонизации в большинстве регионов. Достижения в освоении новых и ранее заброшенных земель увеличивали ряды налогоплательщиков и, что не менее важно, означали молчаливое согласие крестьян с уровнем налогообложения.

    Другой важнейшей задачей было постоянное расширение фонда поместных земель. Основу войска составляло ополчение служилых детей боярских (их еще называли служилыми людьми по отечеству, поскольку их служба передавалась от отца к сыну). В последней трети XV - начале XVI в. произошел резкий демографический рост этого многочисленного и важного слоя. Обеспечение его землей (с крестьянами) стало постоянным приоритетом государства. Именно в правление Василия III поместье стало ведущим типом светского землевладения, при нем же на регулярных смотрах определялось качество службы каждого дворянина и нормировались размеры поместий. Продолжались и массовые перемещения прежних вотчинников с присоединяемых и завоеванных земель (Псков, Смоленск, ряд иных) с последующим испомещением. Часть детей боярских имели право на получение кормлений - административно-судебных должностей, при исполнении которых они сами и их аппарат из холопов обеспечивались продуктами, фуражом, денежными взиманиями, судебными и иными пошлинами с управляемого населения. Этот традиционный вид местного управления в условиях единого государства стал раздражителем для всех сословных групп на местах. Уже в 20-е годы XVI в. правительство Василия III предпринимает попытки частичной замены кормленщиков городовыми приказчиками из местных дворян.

    Оценивая размеры армии в целом, надо помнить о боевых холопах (вместе со своими господами они участвовали в военных действиях), пехоте (отдельные формирования наемников, отряды пищальников из числа горожан; и те, и другие имели ручное огнестрельное оружие), пушкарях и других лицах, обслуживавших полевую и крепостную артиллерию, наконец, о податном люде, привлекавшемся для транспортировки артиллерии, боеприпасов, провианта, а также для военно-инженерных работ.

    Из 28 лет единоличного правления Василия III мирного не было ни одного года; хотя на «объявленные» и завершавшиеся перемириями войны пришлось 17 лет, но с 1512 г. ежегодная весенне-осенняя служба в крепостях была обязательной для всего служилого дворянства. Так защищались от набегов войск Крымского ханства, от отрядов Ногайской орды и (в «немирные годы») Казани. С конца XV - начала XVI в. приоритетной стала борьба с Великим княжеством Литовским за древнерусские земли, входившие в его состав. Успехи России, закрепленные договором 1503 г., были обеспечены военными победами, переходом значительной части элиты восточных регионов Великого княжества Литовского на сторону Москвы, а также умелой дипломатией, в результате которой союзником Литвы в это время оставался один лишь Ливонский орден.

    Первоначально Василий III взял курс на продолжение активной политики. Но в долгой войне 1512–1522 гг. действительно удачным стал только первый ее этап. Летом 1514 г. после третьей осады сдался гарнизон Смоленска. Однако в сентябре русская армия потерпела поражение под Оршей. Вскоре определилось примерное равенство сил: Литва не смогла отвоевать Смоленщину, Россия же, несмотря на отдельные военные успехи, не смогла добиться новых территориальных приращений. В 1522 г. было заключено перемирие, подтвержденное в 1526 г. и позднее.

    Очень важным для России было расширение экономических и культурных контактов с европейскими государствами. Страна остро нуждалась в зодчих, мастерах крепостного строительства, литейщиках-артиллеристах, оружейниках, врачах, аптекарях. Нужно было обеспечить возможность их найма в странах Европы и гарантировать пропуск принятых на службу специалистов через Литву. Ее власти затрудняли, а временами просто блокировали их проезд в Россию.

    Для перестройки Московского Кремля, начатой еще Иваном III в 70-е годы XV в., требовались всё новые и новые мастера. Послы великого князя чаще всего нанимали их на Севере Италии, в Милане и Венеции. Через Крым добирался до Москвы Алевиз Новый, возглавивший в 1505–1508 гг. строительство великокняжеской усыпальницы - Архангельского собора. Видимо, в эти же годы прибыл и Бон Фрязин, построивший столпообразную церковь-колокольню Иоанна Лествичника («столпообразным» принято называть особый тип древнерусского центрического башнеобразного храма, который мог совмещать в себе церковь и колокольню; произведение Бона Фрязина считается первым памятником этого типа). Ее первоначальная высота составила 60 м; позже, при Борисе Годунове, она была надстроена до высоты 81 м; сейчас более известна как колокольня Ивана Великого. Под руководством инженеров, фортификаторов, архитекторов, резчиков по камню из ренессансной Италии был создан уникальный ансамбль Московского Кремля, памятники которого стали наглядной демонстрацией новых политических амбиций правителей России. Невозможно переоценить влияние кремлевских построек на развитие русского церковного, дворцового и фортификационного зодчества в XVI–XVII вв. Элементы архитектурного декора, впервые в России примененные итальянскими мастерами (особенно Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари при строительстве Грановитой палаты и Алевизом Новым - Архангельского собора), стали излюбленными мотивами украшения русских храмов и палат XVI–XVII вв. Трудились в Кремле и русские мастера. В частности, они возвели домовые храмы великокняжеской семьи и митрополитов - Благовещенский собор и церковь Ризположения. Созданием икон для Успенского собора занимались несколько иконописцев во главе с самым выдающимся русским художником этого времени Дионисием (ок. 1430/40 - между 1503 и 1508 гг.), чей талант наиболее ярко раскрылся в росписях собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря близ Вологды, выполненных Дионисием с сыновьями в 1502 г. К сожалению, из его работ для Успенского собора Московского Кремля сохранились лишь житийные иконы духовных устроителей Русской земли митрополитов Московских Петра и Алексия.

    Насущной проблемой было утверждение суверенитета Российского государства на международной арене. Определялось это тогда соотношением титулатуры. Еще в конце XV в. правители Дании, Швеции и некоторых других государств признавали за московским монархом титул «государя, великого князя всея Руси», а в ряде случаев - царский титул. Последний переводился на латынь как «император».

    Официальная титулатура государей сформировалась на основе широкого круга идей, объяснявших происхождение власти российских монархов и место их «царствия» в ряду мировых империй и в истории церкви. В правление Василия III возникли три сочинения, взаимно дополнявшие друг друга. В Хронографе «редакции 1512 г.» российская история вписывается в мировую, которая завершается взятием османами Константинополя в 1453 г. Теперь православное христианство воплощает Россия. Это было созвучно складывавшейся теории «Москва - Третий Рим», сформулированной псковским монахом Филофеем в его «Послании» дьяку Мисюрю Мунехину: «все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя… это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать».

    Цикл «Сказаний о князьях Владимирских» соединил «генеалогическое» предание о происхождении московской династии от Пруса, брата императора Августа, с установлением родства с византийскими василевсами, а также передачей Константином IX Мономахом символов власти Владимиру Мономаху. Теория «Третьего Рима» находила здесь разноплановую светскую аргументацию. Сочинения эти вскоре оказались востребованными практически: при венчании на царство Ивана IV в 1547 г., в острых спорах о титулах московского государя с литовскими дипломатами.

    К середине 20-х годов XVI в. стал предельно острым вопрос о наследнике: брак Василия III и Соломонии Сабуровой оказался бездетным. По традиции, второй брак допускался после смерти жены или ее добровольного пострига в монахини. В конце 1525 г. великий князь решился на насильственный постриг Соломонии, а в феврале 1526 г. обвенчался с княжной Еленой Глинской. В августе 1530 г. на свет появился будущий Иван IV.

    Развод и новый брак Василия III стали, по-видимому, одной из скрытых причин постепенного изменения отношения государя к различным течениям внутри Церкви. В первые десятилетия XVI в. в Русской церкви обострилась полемика по широкому кругу взаимосвязанных вопросов: об отношении к еретикам, о церковной (особенно монастырской) собственности, о степени и характере участия Церкви в мирских делах, а великокняжеской власти - в церковных. Наиболее явно противоположные позиции были сформулированы в сочинениях Иосифа Волоцкого (1439–1515 гг.) и Нила Сорского (1433–1508 гг.), а также их последователей - иосифлян и нестяжателей. Первые были сторонниками жесткой борьбы с еретиками, усиления власти монарха и его роли в делах Церкви, сохранения и роста владений монастырей и кафедр при гарантии их неприкосновенности. При этом «стяжание» находило моральное оправдание в активной благотворительности и новой практике поминовений. Их оппоненты выступали за возвращение к нормам первоначального христианства, за бедную церковь и аскетизм. Лидеры обоих течений обладали огромным авторитетом, при этом, в условиях постоянной нехватки земель для испомещения служилого сословия, позиция нестяжателей по вопросу о монастырском землевладении находила понимание у великокняжеской власти. Но в 1525 г. стоявший на позициях иосифлян митрополит Даниил способствовал разводу Василия III, а сторонники «нестяжания» князь-инок Вассиан Патрикеев и Максим Грек развод осудили.

    Максим Грек (в миру - Михаил Триволис; ок. 1470–1555 гг.) в 1518 г. по приглашению Василия III прибыл с Афона для перевода, исправления и описания греческих книг. Великолепно образованный, он долго жил в Италии, где общался со многими деятелями Возрождения и работал в знаменитой венецианской типографии Аль да Мануция. В Москве его встретили с большим почетом. В первые годы он переводил греческие тексты на латынь, а русские переводчики - с латыни на церковнославянский; позже он стал переводить непосредственно на церковнославянский. В 1522 г. Максим Грек осудил неканоничное, с его точки зрения, поставление митрополита Даниила без разрешения Константинопольского патриарха, а в 1525 - развод великого князя. В том же 1525 г. он был осужден и отлучен от церкви по обвинениям в ереси, шпионаже в пользу Турции и заточен в монастырь, затем в 1531 г. вновь осужден. Условия содержания старца были смягчены, но вернуться на Афон ему так и не разрешили. Несмотря на то что большую часть своего длительного пребывания в России Максим Грек провел в заточении, он оставил обширное и чрезвычайно значимое литературное наследие.

    Военные действия в первой трети XVI в. почти не затрагивали основные регионы. Это, а также известная стабильность налогов и владельческой ренты, отсутствие массовых эпидемий вызвали рост населения, внутренней колонизации и соответственно экономический подъем страны. Стало больше городов, но особенно слобод и рядков с промысловым и торговоремесленным населением. Несомненно увеличение внутренней и внешней торговли, в том числе экспорта в Европу особо ценных и рядовых мехов, а также продукции ряда промыслов. Заметно возросли доходы казны.

    Такая финансовая база позволила реализовать военно-оборонительную программу. Кремли в Нижнем Новгороде (к 1511 г.), Туле (1514–1521 гг.), Коломне (1525–1531 гг.), Зарайске (1531 г.) прикрыли южную границу. Аналогичные меры предпринимались и на западном порубежье.

    Василий III умер после длительной болезни в декабре 1533 г. Он оставил вполне удовлетворительное наследство: благополучное хозяйственное положение, в целом спокойную международную ситуацию, сравнительно бесконфликтное развитие сословных структур, государева двора, центральных органов управления.

    Василий оставлял государство с большой личной властью монарха, ограниченной отдельными институтами и традициями, опирающееся на корпоративное единство складывавшегося «политического сословия».

    После смерти Василия III фактической правительницей стала Елена Глинская, отстранившая от власти назначенных мужем опекунов. После ее внезапной смерти (1538) управление страной перешло к Боярской думе, в которой шла борьба за власть, главным образом между группировками Шуйских и Бельских. Возмужание юного великого князя только усилило политическую неопределенность вследствие неровного характера Ивана IV и его подверженности влияниям со стороны. Немотивированные опалы и казни 1545–1546 гг., открытые проявления недовольства тяглыми горожанами и пищальниками продемонстрировали необходимость укрепить авторитет верховной власти, превратив ее в центр консолидации общества. Для этого в январе 1547 г. Иван IV венчался царскими регалиями. Второй шаг - смена стиля поведения монарха: его женитьба в феврале 1547 г. на Анастасии Романовой, прекращение казней и пыток, регулярное участие в управлении, отправлении правосудия, военных операциях.

    В истории многих государств старт преобразованиям давали войны, нередко неудачные. Именно в такие моменты обществом особо остро ощущалась необходимость перемен. В судьбах России такое повторялось не единожды, в частности в середине XVI в. Войну с Казанью обычно относят к 1545–1552 гг.: весной 1545 г. имел место первый после 1530 г. поход большой русской армии под Казань; пала же она 2 октября 1552 г. Начальные шаги реформ по традиции датируют периодом, открывшимся венчанием Ивана IV царским титулом в январе 1547 г., а завершившимся первыми кардинальными изменениями в системе органов местной власти в 1551 г.

    «Царские» походы на Казань начались осенью 1547 г. То, что русские полки возглавил сам государь, подчеркивало первостепенность «восточной политики» и «казанской проблемы». Эта акция связана с начавшимися изменениями и социальными потрясениями в стране, особенно выступлением московских горожан после катастрофического пожара в столице летом 1547 г. Шокирующим для Ивана IV и его окружения стало не только убийство близких родственников государя из клана Глинских (холопы которых, по слухам, подожгли Москву), но и то, что столица какое-то время находилась под контролем тяглых горожан-мужиков.

    При подобных обстоятельствах победа над традиционным врагом - Казанью - была очень важна. Но из-за неожиданных оттепелей царь вернулся из похода, не перейдя границ своего государства. Зимний поход 1549/1550 г. готовился намного тщательнее. На этот раз основные силы армии во главе с Иваном IV подошли к Казани. Но неожиданная распутица, «великая мокрота» не позволили применить артиллерию и превратили в бессмыслицу любую попытку штурма. Двойная неудача привела к изменению плана ведения войны и ускорила реформы.

    Церковь Вознесения в Коломенском. 1528–1532 гг.

    Решающее наступление на Казанское ханство произошло годом позже. В 1551 г. на правом крутом берегу Волги менее чем за месяц была возведена Свияжская крепость. «Плавная» или «судовая» рать по полой воде была направлена в Свияжск с продуктами, боеприпасами и частью артиллерии. Параллельно шло формирование основной армии и вспомогательных отрядов, взявших под контроль бассейн Камы. В июне большая часть сил главной армии во главе с царем выдвигается в крепости по Оке. Несмотря на несомненное неравенство сил, сопротивление Казанского ханства было длительным, ожесточенным и поначалу успешным. Пришлось сначала разбить татарские отряды в тылу русских войск, затем организовать осаду самой крепости, при постоянном артиллерийском обстреле Казани. Даже подрыв подземного хода к источнику воды не поколебал решимости осажденных. В конце сентября была взорвана часть крепостных стен. 2 октября после многочасового штурма и рукопашных боев на улицах ожесточенное сопротивление осажденных было подавлено. Город пал. Казанское ханство прекратило существование.

    Взятие Казани стало вехой в развитии России, в укреплении ее международных позиций. В 1554–1556 гг. было завоевано Астраханское ханство, со второй половины 50-х годов Ногайская орда перешла на статус вассальной зависимости от России, тогда же под власть Москвы добровольно перешли на правах полной автономии башкирские земли. Еще в 1555 г. сибирский хан просился через своих послов «под защиту» царя, обещая дань соболями. Под контролем Москвы оказалась вся Волга, от истоков до устья.

    Завоевание Казани было принципиально важным в оформлении государственно-политической идеологии России как православного христианского царства. Победа над конфессиональным и традиционным противником не могла не рассматриваться в верхах общества как знак богоизбранности православного царя и его народа. Присоединение исламского ханства в эпоху максимального могущества Османской империи расценивалось по особому счету и в России, и в Европе. Иван IV теперь имел дополнительные основания на царский титул - ныне «под ним» были два царства. Титул государя сразу же был расширен, а сам аргумент пущен в ход в дипломатических спорах.

    Память о взятии Казани была увековечена возведением собора Покрова на рву (храма Василия Блаженного). Собор был построен в 1555–1561 гг. «по государеву обету»; и царственный заказчик, и строители, воплощавшие его замысел, выступили подлинными новаторами. Восемь столпообразных приделов этого храма объединены на одном основании вокруг девятого - центрального столпа, перекрытого шатром. Посвящения престолов каждого придела напоминают о проявлениях чудесного заступничества во время войны с Казанью, а все вместе они символизируют победу православного воинства над басурманами.

    Каменные столпообразные шатровые храмы появились в России еще в эпоху Василия III. Подлинная жемчужина и, возможно, первый памятник шатрового зодчества - церковь Вознесения в Коломенском (1528–1532 гг.). В ее архитектурном убранстве русские, ренессансные и готические элементы сочетаются причудливо и гармонично. Существует довольно обоснованное предположение, что этот храм возводился под руководством архитектора Петра Фрязина (он же Петрок Малый), более известного строительством первых в России укреплений бастионного типа, в том числе земляных и каменных стен Китай-города в Москве (1535–1538 гг.). Заказчиками почти всех известных шатровых и столпообразных храмов выступали государи или люди из их ближайшего окружения. И все эти храмы знаменовали собой важнейшие события в жизни своих высокопоставленных заказчиков, а следовательно, и государства. Согласно одной из ранее популярных гипотез, церковь Вознесения в Коломенском была храмом-памятником в честь рождения Ивана Грозного, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове, объединившая пять столпообразных приделов, отмечала его венчание на царство, а Покровский собор - победу над Казанью.

    Современные исследования позволяют предполагать, что церковь в Коломенском начали строить еще до рождения Ивана, Дьяковская же церковь несколько моложе храма Покрова, который в этом случае оказывается результатом не постепенного развития архитектурных форм (от простых и рациональных к более сложным и декоративным), а смелой новации.

    Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора

    Россия в первой половине XIX в. Начало царствования Александра I После смерти императора Павла I от руки заговорщиков на престол вступил его старший сын, 34-летний Александр. Обстоятельства, при которых начал свое правление молодой император, были весьма щекотливы и опасны.

    Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

    Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

    Глава 6 Россия в первой половине XIX в

    Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

    КОРЕЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV ВЕКА В Корее власть династии Ли, установленная в конце XIV в., укреплялась в первой половине следующего столетия благодаря политике первых ванов: основателя династии Ли Сонге (Тхэджо, 1392–1398), его пятого сына Тхэджона (1400–1418) и правившего более 30

    автора

    Глава 3 РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. § 1. ЗАВЕРШЕНИЕ ЗАХВАТА МОСКОВСКИМИ КНЯЗЬЯМИ СОСЕДНИХ КНЯЖЕСТВ В течение XIII–XV вв. в Восточной Европе повышались температура и влажность. Населению Северо-Восточной Руси это позволило приступить к освоению

    Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

    Глава 6 РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. § 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ Крестьянство. Самым многочисленным сословием было крестьянство - аграрные работники, владевшие хозяйством, уплачивающие подати и несшие повинности. Крестьянство облагалось подушной податью, другими

    Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

    Тема 10. Россия в первой половине XIX века. Правление Александра I 10.1. Экономическое и социально-политическое развитие России В начале XIX в. в России продолжала господствовать самодержавная система правления на основе феодально-крепостнической экономики, структура

    Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

    Раздел VI. Россия в первой половине ХIХ в.

    Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

    Грузия в первой половине XV века После смерти Тимур-ленга царь Георгий VII получил возможность действовать более активно. Он атаковал оказавшихся у границ Грузии туркменов (туркмены кочевали на территории Азербайджана и Армении) и установил связь с Ширваншах Ибрагимом для

    Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

    Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

    Россия и мир в конце XVIII – первой половине XIX в. 1796–1801 Царствование Павла I Он родился в 1754 г. в семье наследника престола, великого князя Петра Федоровича (будущего императора Петра III), и великой княгини Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II). Отношения

    Из книги История СССР. Краткий курc автора Шестаков Андрей Васильевич

    VIII. Царская Россия в конце XVIII и первой половине XIX века 33. Буржуазная революция во Франции и борьба с ней Екатерины II и Павла I Свержение королевской власти во Франции. В конце XVIII века в Западной Европе произошли большие события, которые отразились на жизни всех стран, в

    Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

    Особенности развития культуры в Украине во второй половине XVI - первой половине XVII века Влияние западной культуры на Украину, начавшееся частично в первой половине XVI столетия, значительно усилилось после Люблинской унии и продолжалось почти до конца XVIII века. На рубеже

    Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

    Из книги История России с древнейших времен до наших дней автора Сахаров Андрей Николаевич

    Глава 8. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в. § 1. Умиротворение страны и возрождение самодержавияМихаил Романов был молод и неопытен. Про него говорили, что он был «благоверен (т. е. доверчив), зело кроток же и милостив». С такими чертами характера трудно было претендовать на

    Из книги Ватикан [Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы] автора Носовский Глеб Владимирович

    1.2. Итальянский Рим в XIV - первой половине XV века После смерти Крона-Калиты-Батыя и его сына Пика-Зевса-Дыя-Симеона Гордого, Италия пропадает со страниц хроники Иоанна Малалы. Скорее всего, это означает, что со смертью (или уходом) первых лиц Империи, Ватикан в середине XIV

    РОССИЯ В 16 ВЕКЕ

    Изменилась феодальная собственность на землю. Княжеское землевладение сближалось с вотчиной. Этот процесс закончился в середине XVI в.

    Вотчинное хозяйство расширилось за счет новоприсоединенных разделов — старые феодальные вотчины мельчали. Фонд вотчинных земель уменьшался и из-за роста землевладения церковного. Такое намельчание и обезземеливание части вотчинников противоречило государственным интересам.

    Создание единого государства создало возможности для активной внешней политики, а она требовала увеличения вооруженных сил.

    У каждого воина должна была быть земельная собственность.

    В этой обстановке были необходимы земельные раздачи. Дворянское поместье и их отличие от старых вотчин. Феодалы, переселенные на новые места, «испомещенных» там, называли помещиками, а их владения — поместьями. Первоначальное поместье мало отличалось от вотчин: они наследовались, а вотчинники также должны были служить. Главное — поместья было запрещено продавать и дарить. Первые помещики также должны были служить.

    Первые помещики — мелкие слуги великих князей (ключники, псари и т.д.). Вскоре помещикам начали раздавать земли черносотных крестьян, которые формально не меняли своего верховного собственника — великого князя. Развитие поместной системы, которая к первой половине трети XVI в. была уже во всех уездах, привело к резкому сокращению количества черносошных крестьян в центре России, к большому огосударствлению личной жизни страны и ее крестьян.

    В результате создания единого государства положение крестьян несколько улучшилось, так как прекратились феодальные междоусобицы.

    УКРЕПЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

    Борьба феодальной знати за власть. 1533 г. — умер Василий III, оставив наследником трехлетнего сына Ивана IV. Фактической правительницей была молодая вдова Елена Глинская. 1538 г. — умерла Елена Глинская.

    Народные восстания. 1547 г. — поводом для восстания стал пожар, оставивший без крова и разорившей большинство жителей Москвы. Вслед за Москвой забурлил Псков, с жалобой на действия наместника к Ивану IV прибыла делегация псковичей.

    Итоги народных выступлений.

    Чтобы обуздать народные восстания и восстановить правильную работу расстроенного аппарата, нужно было идти на реформы.

    Реформы 50-х годов XVI в

    Январь 1547 г. — Иван IV незадолго до Московского восстания, принимает титул царя.

    1549 г. — складывание Избранной рады, правительственного кружка при царе во главе с Алексеем Федоровичем Адашевым. Участвовал в правительстве и священник Благовещенского собора Кремля Сильвестр. Влиянием на политику правительства пользовался митрополит Макарий.

    Основанием нового юридического документа правительства Адашева был Судебник 1497 г., но новый Судебник был расширен и систематизирован.

    Был подтвержден переход крестьян в Юрьев день, но увеличено «пожилое» (плата феодалу при переходе).

    Усилилась власть феодалов. Юридическое положение крестьян приблизилось к статусу холопа. Ожесточились наказания. Впервые в этом Судебнике вводились наказания для бояр и дьяков — взяточников, ограничивались права наместников и волостей.

    Появление новых форм управления. Создание первых функциональных органов управления — приказов (например: Разрядного, Поместного, Посольского).

    Отмена кормлений.

    1556 г. — после отмены кормлений население перешло от уплаты «кормленичего дохода» наместникам и волостям к уплате общегосударственного налога «кормленичего окупа».

    Новое местное российское управление.

    Отмена кормлений — заключительный акт длительного процесса преобразования местного управления. Во время Глинской началась, а затем продолжилась губная реформа. Ее суть: дворяне там, где было введено губное управление, избирали из своей среды губных старост, которые должны были бороться с «разбоями» против феодального государства. После отмены кормлений они вместе с городовыми приказчиками (выбранными из местных дворян) возглавили уездную администрацию. Эта реформа — шаг вперед на пути к централизации.

    Государственный аппарат был недостаточно развит для того, чтобы правительство могло обойтись без участия представителей сословий в управлении. Таким образом, Россия развивалась в направлении сословно-представительной монархии.

    Итоги реформ 50-х гг. означали шаг вперед в направлении централизации и преодоления остатков феодальной раздробленности.

    Присоединение Казанского ханства

    Середина XIV в. — основное направление внешней политики — восточное, так как там русские феодалы стремились получить новые земли, а купцы — торговый путь по Волге.

    Царь также рассчитывал на доходы от дани с народов Поволжья. 1551 г. — подготовка к походу. Май — июнь 1551 г. — за 4 недели у р. Сваяга на Волге (30 км. от Казани) была построена деревянная крепость — Свияжск.


    Остров-град Свияжск — Казань

    Руководитель строительства — фортификатор дьяк Иван Григорьевич Выродков. Август 1552 г. — начало Казанской осады. Численность русского войска — 150 тыс. человек, 150 орудий. Сентябрь 1552 г. — подземным изрывом была разрушена часть городской стены и 2 сентября 1552 г. Казань была взята.

    Присоединение Астраханского ханства.

    1556 г. — без боя сдалась Астрахань. После этого Ногайская орда (Северный Прикаспий и Приуралье) признала вассальную зависимость от России.

    Итоги присоединения ханств.

    После присоединения Казани и Астрахани были ограничены возможности для агрессии Крымского ханства и стоящей за его спиной Османской империи. Вопрос престижа России на Кавказе.

    Присоединение Поволжья способствовало не только освоению края русскими крестьянами, но и развитию ремесла, сельского хозяйства и торговли на этой территории. Вместе с тем царизм раздавал земли коренного населения феодалам России и крестьяне попадали в зависимость.

    Усилился (со временем) нажим православной церкви, с целью обращения жителей в православие.

    Разжигалась религиозная и национальная рознь между народами. Трудящиеся испытывали двойной гнет своих владетелей и русских феодалов.

    Присоединение Западной Сибири.

    В 60-е гг. XVI в. хан Сибирского ханства (Западная Сибирь) Едигей признал себя вассалом России, но пришедший затем к власти хан Кучум вступил с ней в борьбу. Встала задача присоединения Сибири. 1581 — 1582 гг. — состоявший на службе у сольвычегодских солепромышленников Строгановых казачий атаман Ермак с отрядом в 600 человек пошел в поход на Кумача, разбил его и взял столицу Кашлык. Сибирь вошла в состав России.


    Ливонская война 1558 — 1588 гг

    Предпосылки войны. II половина 50 гг. XVI в. — основным в русской внешней политике стало западное направление.

    Россия стремилась к присоединению Прибалтики, к получению выхода к Балтийскому морю.

    Январь 1558 г. — начало войны. Ливония терпела поражение за поражением: русские взяли Нарву, Дерпт (Тарту), крепости Федлин и Маршенбург. Почти вся Ливония была занята. Сам магистр Ордена Фюрстенберг был захвачен в плен.

    Итоги военных действий 1558 — 1580 гг.

    Был уничтожен Ливонский Орден. Новый магистр Кетлер признал себя вассалом короля литовского и польского Сигизмунда II Августа отдав ему Ливонию, оставив себе Курляндию. Северная Эстония была захвачена шведами. Теперь Швеция, Дания (которой отошел остров Эзель (Саарема) и Польско-Литовское государство (1569 г. — заключение Люблинской Унии и образование Речи Посполитой) были заинтересованы в том, чтобы Ливония не стала русской. Это обстоятельство и определило ход войны.

    Заключительный этап войны.

    Русские отдали Ревель (Таллин), со Швецией было заключено перемирие. 1575 г. — королем польским стал трансильванский князь Стефан Баторий. 1578 г. — Баторий перешел в наступление в Ливони. 1579 г. — возобновление военных действий Швецией. На сторону Польши перешел Магиус (Дания).

    1581 г. — Баторий осадил Псков. Шведы захватили Нарву. Героическая оборона Пскова сорвала планы дальнейшего похода на Россию.

    Итоги войны.

    1582 г. — перемирие с Польшей в Яме-Запольском: Полоцк, Велиж Россия потеряла. 1583 г. — перемирие со Швецией в Плюссе. По его условиям Россия утратила все свои приобретения в Ливонии и Белоруссии. К Швеции перешла большая часть побережья Финского залива: Нарва, Ям, Копорье, Иван-город.

    выхода к Балтийскому морю Россия не получила, но Ливонский орден был разгромлен.

    Опричнина (1565 — 1572 гг.) — падение правительства Избранной Рады.

    Разногласия Ивана IV со своими приближенными. Избранная Рада проводила серьезные реформы, рассчитанные на длительный период. Царь же стремился к немедленным результатам. При неразвитости аппарата государственной власти, незавершенности его формирования, быстрое движение к централизации было возможно лишь при помощи террора. Избранная Рада была против этого.

    Опричнина. Русская культура 16 века

    Январь 1565 г. — гонец царя огласил на Красной площади послание о том, что царь «положил гнев и опалу на высшее духовенство и всех феодалов, за их нежелание воевать против недругов». Через несколько дней царь согласился вернуться на престол, но с тем условием, чтобы казнить «изменников» по своему усмотрению и учредить опричнину.

    Опричниной назывался удел, который выделялся вдовым княгиням, «опричь» (кроме всей русской земли).

    Цель опричнины — подрыв экономической мощи феодальной аристократии путем ликвидации ее обширного вотчинного землевладения за счет земель дворянства.

    Вся страна была разделена на 2 част и: опричнину (поморские уделы, важные в торгово-промышленном отношении земли Строгоновских на Урале; некоторые слободы и улицы Москвы, центральные уезды, где располагали вотчины бояр) и заемщину (земля, не выделенная в опричнину). Феодалы, не включенные в опричину, лишались своих земельных владений. Их земли раздавались опричникам.

    Отмена опричнины.

    1571 г. — поход хана Девлет — гирея на Москву. Опричники, которые должны были держать заслон на Оке, не вышли на службу. Через год хан повторил набег. У села Молоди (50 км. от Москвы) ханское войско разбили земские и опричные полки во главе с кн. Воротынским. Победа эта показала вредность разделения страны и войска на две части. Осенью 1572 г. — отмена опричины.

    Итоги правления Ивана IV.

    В результате опричнины не произошло изменений в структуре общественных отношений, резко ухудшилось положение народных масс. Результат опричины — хозяйственный кризис. Выход из кризиса правительство искало в административных мерах. Ответом на бегство крестьян стало крепостническое законодательство. 1581 — 1582 гг. — впервые Юрьев день был объявлен «заповедным» (запрещался переход крестьян). Остальные года также были «заповедными».

    Ухудшение экономического положения народных масс поставило Россию на порог первой в своей истории крестьянской войны.

    Русская культура XVI в

    Книгопечатание. Около 1553 г. — первая типография в России, но имена печатников не известны. 1563 — 1564 гг. — дьяк одной из кремлевских церквей Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец на Печатном дворе напечатали первую книгу с выходными данными («Апостол»). К концу XVI в. типографии работали не только на Никольской улице (ныне 25-Октября), но и в Александровской слободе. Но печатная книга не вытеснила рукописную, так как печатали в основном богослужебные книги.

    «Сказание о князьях Владимирских» — произведение, в котором подчеркивалась идея преемственности власти московских государей от византийских императоров.

    Переписка князя А.М. Курбского с Иваном Грозным. О путях и методах централизации, об отношении монарха и подданых вели яростный спор талантливые и политические противники — Курбский и Иван IV. 1564 г. — Иван IV получил послание князя Курбского из-за рубежа (Литвы), обвиняющее его в тирании.

    «Домстрой» попа Сильвестра (приближенного Ивана IV), что в переводе на современный русский язык означает «домоводство». Книга эта содержит и наставления церковного характера, и советы по воспитанию детей и жены.

    Архитектура XVI в.

    На протяжении всего века продолжалось строительство московских укреплений. При Глинской в Москве были построены стены Китай-города, защищавшие центральную часть посада.

    Конец XVI в. — Федор Савельевич Конь /«государев мастер» времён правления Бориса Годунова , один из немногих древнерусских зодчих, чьё имя зафиксировано источниками возвел кольцо укреплений «Белого города» длиной около 9,5 км с 27 башнями (проходило по линии нынешнего бульварного кольца). Конь построил также Кремль в Смоленске, ему приписывают стены Симонова монастыря в Москве и Пафнутьева (в Боровске) монастыря.

    Последние годы XVI в — создание последней внешней линии укреплений Москвы — «Скородома» (деревянной стены по земляному валу). «Скородом» проходил по линии нынешнего Садового кольца.

    Вторая треть XVI в. — в каменное зодчество проникает из деревянного шаровой стиль. Шедевр этого стиля — церковь Вознесения в селе Коломенском (в черте Москвы). 1554 — 1561 гг. — архитектор Постник Яковлев и Барма построили на Красной площади собор Покрова, что на рву, в честь взятия Казани.


    Церковь Вознесения Господня, ансамбль усадьбы Коломенское

    Живопись.

    В это время в живописи продолжалась традиция Андрея Рублева. Особенно выделялись фрески Дионисия. Лучшие его росписи сохранились в Ферапонтовом монастыре в Белозерском крае.

    Вторая половина XVI в. — появление портретизма и изображений с чертой реального сходства.

    Согласно реконструкции хронологии, проведённой А.Т. Фоменко и Г.В. Носовским, в 16 веке Русь простиралась на четырёх континентах и включала в себя территории Евразии, северной Африки и более половины территории Северной и Южной Америки.

    После развала Руси в начале 17 века правители новых государств, созданных на её бывших территориях, принялись переписывать историю. Такой ход событий сейчас уже мало кого удивляет — многие к этому привыкли, потому что историю в наше время многократно переписывали да и продолжают переписывать дальше.

    Нужная для власти трактовка истории — это мощное орудие управления сознанием общества. Новоиспечённым правителям бывших территорий Руси очень хотелось забыть о своём подчинённом положении в прошлом и, что ещё более важно, им хотелось скрыть обстоятельства своего прихода к власти. Ведь раскол единой страны происходил путём свержения законного руководства.

    Для придания видимости законности новой власти скалигеровским историкам пришлось придумывать миф о «монголо-татарском» завоевании мира. Материалов, подтверждающих, что это действительно миф, уже очень много, интересующихся мы отправляем к публикациям «Снимаем обвинения с монголо-татар…», «Что прикрыли татаро-монгольским игом?».

    Учитывая, что подавляющее большинство придуманных «монголо-татар» на самом деле были носителями генетики русов и говорили они на русском языке, можно даже по официальным данным определить границы Руси 16 века. Для этого необходимо нанести на карту то, что постеснялись сделать мифотворцы от истории. А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский делают это в своей книге «Калиф Иван» . Они взяли две карты скалигеровских историков: 1260 года (рис. 1) и 1310 года (рис. 2) и объединили информацию с этих карт, выделив Империю «монголо-татар» темным цветом (рис. 3).


    Рис. 1


    Рис. 2

    Получилась Империя по состоянию на 14 век.

    Далее создатели новой хронологии отмечают интересный факт — скалигеровские историки указывают стрелками дальнейшее продвижение «татаро-монголов» в Западную Европу, Египет, Индию, Японию, Малайзию, Таиланд, Вьетнам, Бирму, Индонезию, но осторожно этим и ограничиваются! Стрелки походов есть, а итог этих походов отсутствует. Мол, нет особенного итога. Такая осторожность вполне объяснима, ведь если этот итог нанести на карту, то она станет весьма впечатляющей. Согласно исследованиям А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского в 16 веке в Империю также входили значительные территории Северной и Южной Америки. Итог завоевания показан на рисунке 4.

    Фактов, подтверждающих существование огромной по сегодняшним меркам Руси в средние века, множество. Малоизвестно, но факт, что французские короли давали присягу на священной книге, написанной на старославянском языке, а иерусалимский патриарх подарил Карлу Великому крест, исписанный русскими надписями .

    Другой весьма показательный пример приводится в книге А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского «Татаро-монгольское иго: кто кого завоёвывал». Расстояния от столицы Руси — города Владимир — до многих столиц и городов теперь уже других государств, а ранее наместничеств на территориях колоний Руси, подчиняется определённой закономерности.

    Для того чтобы определить какая именно закономерность соблюдается в расстояниях от столицы Руси до «областных центров», давайте поставим себя на место завоевателей. Но прежде чем это сделать, отметим одно важное обстоятельство — уровень развития цивилизации присоединяемых территорий был намного меньше уровня Руси (некоторые земли были практически не обжиты), поэтому крупные населённые пункты нам, как завоевателям, придётся строить самим.

    В такой обстановке было бы разумно разместить центры новых наместничеств вдоль создаваемых в то время торговых путей на определённом расстоянии от центра Руси (рис. 5). Так и было сделано.

    Расстояние это выбиралось по соображениям налаживания оптимального сообщения в сфере торговли, почты и так далее.

    Многие столицы ложатся на две окружности с центром в городе Владимир (рис. 6).


    Рис. 6

    Первая окружность с радиусом около 1800 км. На ней располагаются следующие города: Осло, Берлин, Прага, Вена, Братислава, Белград, София, Стамбул и Анкара. Вторая окружность с радиусом 2400 км. На ней расположены Лондон Париж, Амстердам, Брюссель, Люксенбург, Берн, Женева, Рим, Афины, Никосия, Бейрут, Дамаск, Багдад, Тегеран. И что характерно, если взять любой из перечисленных городов кроме Владимира и сделать его центром Руси, то ничего подобного не произойдёт.

    Отсюда можно сделать вывод, что наименование города Владимир имеет вполне определённый смысл — «Владеющий Миром».

    Фальсификация истории

    После развала Руси на более мелкие государства, новые власти Европы приступили к фальсификации своей истории, а их ставленники в оставшейся части русского государства — Романовы — принялись переписывать историю русского народа. Фальсификация была полномасштабной. Европейцам придумали биографии их правителей и новые языки, возвеличили их вклад в развитие цивилизации, переименовали или исказили географические названия. Русам же, напротив, стали внушать мысли о никчёмности русского народа, книги, содержащие правдивую историю, уничтожали, а взамен делали фальшивки, культуру и образование искажали и разрушали. Привычные русскому уху географические названия из Европы перекочевали в глухие районы на территории Руси. И это, конечно, далеко не всё. Приведём несколько показательных фактов.

    Королей Европы списали с Руси

    Представьте себе ситуацию: Империя разрушена, на отколовшихся территориях новые и, как сейчас говорят, «нерукопожатные» власти. Что им рассказывать новому поколению? Правду? Нет, самим противно вспоминать, что они были в подчинённом положении и к власти пришли не по закону. Придётся придумать себе прошлое. И обязательно — великое. Для начала придумали правителей. Самый простой и надёжный вариант — это взять за основу биографии правивших династий Руси и на их основе создать липовые истории своих монархов и королей, но только с другими именами и с жизненными событиями, привязанными к условиям новоиспечённых государств.

    Именно так появилась западноевропейская династия Габсбургов, которая списана с династического потока царей-ханов Руси 13-16 веков. Подробное описание этого основного династического параллелизма приводится в . Мы ограничимся двумя рисунками из вышеуказанной книги. На рисунке 7 изображено «соответствие Русско-ордынской династии 13-16 веков и династий Габсбургов 13-16 веков».


    Рис. 7


    Рис. 8

    На рисунке 8 изображена «корреляция длительностей правлений русско-ордынских царей-ханов Великой = «Монгольской» Империи 13-16 веков и правителей Империи Габсбургов 13-16 веков». Для того чтобы распознать «династических клонов» этого вполне достаточно. Но в книге приводятся и уникальные повторения в событиях жизни клонов и их прототипов.

    Готика — это русский стиль

    Интересные метаморфозы архитектурных стилей произошли в 17 веке. В указывается, что с приходом к власти на Руси Романовых произошла смена архитектурных стилей. Причём, внедрённые образцы были выданы затем за «типичные древне-русские». В результате, сегодняшние представления о том, как выглядела Русь до 17 века, во многом совершенно не верны.

    Сейчас нас уверяют, что обычный вид церкви — именно тот, который мы видим в наше время: примерно кубическое здание с почти плоской крышей, из которой поднимаются один или несколько барабанов с куполами. Пример «типичного вида» русской церкви — Никольская церковь в Николо-Улейменском монастыре под Угличем (рис. 9).


    Рис. 9

    Такие церкви разительно отличаются от соборов Западной Европы (например, готического Кёльнского собора, рис. 10). Такое отличие насаждалось искусственно.


    Рис. 10

    Оно было выгодно фальсификаторам истории, так как им нужно было показать, что между Русью и Европой нет ничего общего.

    Однако, А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский в приводят факты, которые показывают, что до 17 века основным архитектурным стилем на Руси также как и в её европейских провинциях был готический архитектурный стиль. Это подозрение впервые у них возникло при изучении старой архитектуры церквей известного русского города Углича.

    Оказалось, что все церкви города, за единственным исключением, либо построены заново, либо существенно перестроены не ранее 17 века. Новодел имеет привычный для нас вид (рис. 9).

    Единственным исключением является известная церковь святого Алексея митрополита Московского в Алексеевском монастыре. Считается, что она построена в 1482 году и осталась в своём первозданном виде — дом с высокой двускатной крышей, на которой возвышаются три башни-шпиля (рис. 11, рис. 12). Бросается в глаза сходство архитектурного стиля этой церкви с Кёльнским собором (рис. 10).


    Рис. 11


    Рис. 12

    Возникает резонный вопрос: церковь 15 века есть, 17 и позже тоже есть, а где же церкви 16 века? Что, 100 лет ничего не строили или они развалились «сами собой»? Дело в том, что церковь Алексея митрополита — большой собор 15 века, один из самых больших в Угличе до сих пор. Построив такой собор в 15 веке, угличане должны были что-то построить и в 16 веке! Вполне обоснованно возникает впечатление, что все церкви Углича в 17 веке были перестроены заново, и только церковь Алексея митрополита волею судьбы осталась и является теперь «белой вороной» среди новодела.

    В подтверждение своему предположению авторы книги приводят следующий пример, для чего обращаются к архитектуре известного старого русского Николо-Улейменского монастыря под Угличем. Там стоят две церкви. Одна из них — старая церковь введения (рис. 13, рис. 14).


    Рис. 13


    Рис. 14

    В отличие от новой, «типично древне-русской», старая представляет собой дом с двускатной крышей, который напоминает готический стиль. Позже, в 17 веке, к ней был пристроен «четверик» и надстроена колокольня.

    Возникает чёткое ощущение, что в 17 веке подавляющее большинство старых русско-ордынских церквей было перестроено под реформаторский «греческий образец». Более того, было заявлено, будто так оно и было.

    Кое-где в России по инерции продолжали строить готические соборы даже до 18 века. Например, церковь Петра и Павла в Ярославле (рис. 15), относимая к 1736-1744 годам.


    Рис. 15

    В том же стиле возведена мечеть в селе Поисеево Актанышского района республики Татарстан (рис. 16).


    Рис. 16

    Но в конечном итоге при Романовых готический стиль был вытеснен и забыт. Церкви такого вида либо разрушали и перестраивали, либо старались изменить их облик пристройками, либо приспосабливали под другие нужды. Например, хозяйственные. Яркий пример — старый длинный огромный дом с двускатной крышей, стоящий в Новом Симоновом монастыре в Москве (рис. 17), который в 19 веке использовался в качестве сушильни для зерна.


    Рис. 17

    Архитектура его в точности соответствует облику старых русских церквей-домов. Возможно, это бывшая церковь монастыря.

    Другие примеры церквей в готическом архитектурном стиле:


    Рис. 18

    — Старая русская церковь села Быкова (рис.18);

    — Новый Никольский собор в Можайской крепости 1814 года (рис19);

    — Старинная церковь в Лужецком монастыре Можайска, которая, вероятно, также имела вид готического дома (рис. 20);

    — Мечеть в Старых Киязлах, республика Татарстан (рис. 21);

    — Мечеть в Нижней Ошме, республика Татарстан (рис. 22).

    И в заключение этой темы, приведём один пример соответствия стилей русской и немецкой церквей. На рисунке 23 изображена немецкая церковь Клементскирхе в городе Майен, недалеко от Бонна.

    Её купол выполнен в виде закручивающихся вверх спиралей. Считается, что купол такой формы был создан между 1350 и 1360 годами. Причины такого исполнения купола накрепко забыты, а вместо них придумана история о чёрте, который скрутил эту башню штопором.

    По словам авторов на самом деле здесь мы сталкиваемся со старым стилем русско-ордынской архитектуры 14-16 веков. Если мы сравним купол германской Клементскирхе со спиралевидными куполами собора Василия Блаженного в Москве (рис. 24), то сразу поймём, что здесь и там — один и тот же стиль.

    Украшенные спиралями башни-минареты сохранились также на Востоке и в Азии…

    Орган — это русский инструмент

    Скалигеровские историки рисуют образ русского человека в виде грубого мужика в лаптях и ушанке. Само собой, что ни о какой высокой культуре вообще и музыкальной в частности речи не идёт. Всё что нам отводится — это незатейливые пляски вокруг костра, примитивные матерные частушки, бубен, ложки, визгливый писк дудок и бренчание балалайки, в крайнем случае — гусли. Всё это бесконечно далеко от изысканного Версаля с кружевами, скрипками и органами.

    На самом деле всё это не так. Возьмём, например, орган. До прихода Романовых на Руси орган был широко распространённым инструментом, но с их приходом к власти, началась борьба с русским культурным наследием — органы запретили. А после замены Петра I на двойника началось тотальное искоренение органов даже из русского домашнего быта!

    Обратимся к свидетельствам современников «культурной зачистки», которые приводят А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский в своей книге .

    В 1711 году в Амстердаме вышло «Путешествие через Московию в Персию и индию» голландского путешественника Корнелиуса де Брюина, который бывал в Москве в 1700 году. Одновременно с ним в Москве был итальянец Филипп Балатри, который «к своему удивлению, обнаруживает: во многих домах есть органы оригинальной конструкции, но их почему-то прячут в шкафах. Позже удаётся узнать: Пётр запретил их как наследие древней Руси. Свадьба шута Шанского под Кожуховым в 1697 году была едва ли не последним московским народным гулянием с 27 органами…».

    «Не меньшее впечатление производит и музыка. Де Брюину её приходится слышать повсюду — гобоистов, валторнистов, литаврщиков в военном строю и во время торжественных шествий, целые оркестры самых разнообразных инструментов вплоть до органа у триумфальных ворот, на улицах и в домах, наконец, удивительное по стройности звучание певческих ансамблей. Без этого не обходился ни один праздник в Московии».

    «…с основанием Петербурга резко сократилось среди вольных музыкантов число органистов. Органисты ещё есть в Москве, и их уже почти нет в Петербурге. Делали своё дело мода и личный вкус Петра I. Сказалась гибель в московском пожаре 1701 года старой, превосходно налаженной кремлёвской мастерской органов и клавесинов. Восстанавливать её не стали — у Петра были иные вкусы на самую застройку Кремля. За новую мастерскую никто не стал браться. Меньше музыкантов стало среди владельцев московских дворов. Безработица? Подкравшаяся бедность? Это не так сложно проверить по другому виду учёта жизни горожан — тщательно регистрировавшимся и облагавшимся налогом актам купли-продажи. И вот что открылось: органисты меняли профессию…»

    А на Западе органы сохранились до нашего времени и их задним числом объявили исключительно западноевропейским изобретением…

    Германия — это Великая Пермь

    Давайте в очередной раз поставим себя на место фальсификаторов истории, которые пытаются скрыть великое прошлое Руси.

    Империя распалась, а множество названий городов и территорий отколовшихся провинций звучат на русском языке и прочно вошли в летописи. Что делать? Можно уничтожить все летописи и запретить употреблять старые названия европейских провинций. Эффективно ли это? Нет — долго и трудоёмко. Проще взять известное название, сделать табличку с надписью «город N» и поставить её в какой-нибудь глуши, объявив, что так было всегда. А европейцы сами с радостью забудут о русском влиянии. Так и сделали. Поэтому фальсификация географического положения коснулась не только «монголов» с Монголией, которую на бумаге перенесли к границе Китая. В приведена очень любопытная информация о том, какая территория на самом деле называлась Великой Пермью.

    О Пермской земле часто упоминают летописи, в которых сообщается, что это — мощное в военном отношении государство, очень богатое. Находится оно рядом с Югрой. Югра — это Венгрия по-старорусски. В русском языке Уграми называют народы, говорящие на финно-угорских языках. В истории средних веков известно только одно сильное в военном отношении угорское государство — это Венгрия. Считается, что Пермскую землю удалось окончательно присоединить к Руси только в 15 веке.

    В книге приводятся следующие несколько искажённые современными историками летописные сведения: «Новгородцы, совершая через пермскую землю военно-торговые походы в Югорскую землю… принудили коми (на самом деле Пермь, так как в летописях говорится именно Пермь, а не Коми — прим. Носовского и Фоменко) к уплате дани. С 13 века Пермская земля постоянно упоминается в числе новгородских волостей. Новгородские «мужи» собирали дань с помощью сотников и старост из верхушки местного населения; продолжали существовать и местные князья, сохранившие известную долю самостоятельности… христианизация края, проведённая епископом Стефаном Пермским (в 1383… основал Пермскую епархию, составил азбуку для зырян)».

    «В 1434 Новгород вынужден был уступить в пользу Москвы часть своих доходов с Пермской земли… В 1472 к Москве была присоединена… Пермь Великая… местные князья были низведены на положение слуг великого князя».

    Таким образом, Пермская земля имела своих князей, бывших до 15 века независимыми государями. Она имела своего епископа и свою особенную азбуку.

    А что нам говорят скалигеровские историки? Большая советская энциклопедия указывает: «Пермская земля — название в русских летописях территории западнее от Урала по рекам Каме, Вычегде и Печоре, населённая народом коми (в летописях — Пермь, пермяки, а также зыряне)».

    Во-первых, народности коми, живущие по реке Каме (коми и Кама — это однокоренные слова) вовсе не называют себя ни пермяками, ни зырянами! Эти названия присвоены коми уже при Романовых. Дело в том, что город Пермь до 1781 года был просто селом и назывался… Егошиха! Село Егошиха по официальным данным появилось в 17 веке. Название Пермь было присвоено Егошихе вскоре после подавления «бунта Пугачёва», который на самом деле был ни чем иным, как гражданской войной между Московией и Великой Тартарией, после которого Великая Тартария перестала существовать и память о ней была уничтожена. В тот же год что и Пермь — 1781 — появилась и Вятка, но это тема для отдельного рассказа…

    Во-вторых, вышеуказанная энциклопедия говорит, что «народ коми не имел своей письменности». По другим источникам, для богослужения на языке коми в 17 веке использовалась письменность на основе кириллицы, но — не азбука Стефана Пермского! Куда делась азбука и почему никто там не помнит просветителя Стефана? Да не было в Егошихе Стефана и особенной азбуки, но об этом ниже.

    В-третьих, Большая советская энциклопедия сообщает, что «хозяйство Коми края долгое время оставалось натуральным… в 17 веке на весь край было только два посада Яренск и Турья, одно торговое село Туглим… Лишь постепенно, в 17 и особенно 18 вв., развивается торговля и складываются местные рынки». К началу 20 века «коми-пермяки представляли собой небольшую народность… обречённую на полную утрату своей национальной культуры… За годы Советской власти созданы литературный язык и письменность». Есть ли здесь признаки могучего в военном отношении и богатого княжества? Мы их совершенно не наблюдаем. Не над чем там было княжить до 17 века — Егошихи даже не было.

    В-четвёртых, возьмём карту Европы и посмотрим, каким образом новгородцы (Новгород — это Ярославль) совершали «через пермскую землю военно-торговые походы в Югорскую землю» (то есть в Венгрию) и вспомним странный рассказ Карамзина: «Монголы более и более распространяли свои завоевания и чрез казанскую Болгарию дошли до самой Перми, откуда многие жители, ими утеснённые, бежали в Норвегию». Что это за «зигзаги удачи»?

    Великая Пермь, подчеркнём слово «Великая», которое ясно указывает на её большое значение, не могла находиться там, куда её поместили при Романовых.

    А где же тогда она была? А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский дают обоснование того, что Великая Пермь — это на самом деле территория Южной Германии, Австрии и Северной Италии.

    На это указывают некоторые явные следы в географических названиях. Например, в Северной Италии известен старинный город Парма, в названии которого чётко звучит Пермь. А в столице Австрии городе Вене до сих пор стоит собор Святого Стефана (рис. 25).


    Рис. 25

    Может быть это и был знаменитый Стефан пермский, просветитель Перми? Слово Германия, возможно, является вариантом слова Пермь.

    Тогда становится понятным, почему в истории народа коми и села Егошиха позабылась азбука Святого Стефана. И здесь же можно предположить, что азбука эта была латинская и именно её распространяли среди европейцев для культурного размежевания Европы и Руси…

    -----------------------

    Калиф Иван / А.Т. Фоменко, Г.В. Носовский. — М.: Астрель:АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. — 383 с.

    Татаро-монгольское иго: кто кого завоёвывал / А.Т. Фоменко, Г.В. Носовский. — М.: Астрель:АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. — 380 с.

    «Советник» — путеводитель по хорошим книгам.

    Из статьи Алексея Кулагина „Раскол Руси”.

    Новости Партнеров

    Введение

    В 15-17 веках происходило образование единого Российского государства. Эта проблема считается одной из ключевых в исторической науке.

    Российское государство зарождалось в XIV веке под гнетом внешнего ига, строилось и расширялось в XV и XVI веках, среди упорной борьбы за свое существование на западе, юге и юго-востоке. Эта внешняя борьба и сдерживала внутренние вражды. Процесс становления и развития Российского централизованного государства происходил в сложных условиях. Россия обретала свое место в мире, свое геополитическое пространство в результате кровопролитных побед и умелой политики. Данный процесс сыграл важную роль для истории государства, предопределив его дальнейшее положение, развитие и явился закономерным.

    В XVII в. продолжалась централизация русского государства. В 17 веке имело место смутное время, которое привело к хозяйственному упадку. Это было время становления новой власти и реформ.

    В настоящей работе мы охватим оба данных важнейших периода в истории России.

    Цель настоящей курсовой работы заключается в изучении положения Русского государства в 15-17 веках.

    рассмотреть основные события в период 15-16 вв.;

    охарактеризовать социально-экономическое развитие России в 15-16 вв.;

    изучить причины политического и экономического кризиса в России на рубеже 16-17 вв. и основные события смуты;

    охарактеризовать правление Бориса Годунова, Лжедмитрия I и II, Василия Шуйского;

    рассмотреть причины создания и результаты народных ополчений;

    подвести итоги смутного времени. Рассмотреть состояние Российског государства в начале правления Михаила Романова.

    Для написания даной курсовой раоты были использованы учебники по истории России таких авторов, как: Арсланов Р.А., В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова, Боханов А.Н., Горинов М.М., Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Кириллов В.В., Ключевский В.О., Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. и другие.

    Структура курсовой работы обусловлена поставленными целями и задачами исследования и включает в себя? введение, две главы, разбитых на параграфы, заключение и список использованных источников.

    Образование единого Российского государства в 15-16 веках

    Основные события в период 15-16 вв.

    Во 2-й половине 15-1-й трети 16 вв. произошло включение большинства русских земель в состав Московского великого княжества. Москва стала столицей единого Российского государства.

    Великий князь всея Руси Иван III Васильевич (правил в 1462-1505) присоединил к Московскому великому княжеству Ярославское (1463), Ростовское (1474) княжества, Новгородскую республику (1477), Тверское великое княжество (1485), Вятскую землю (1489). "Стояние на Угре" войск хана Большой Орды Ахмата и Ивана III в 1480 завершилось отступлением Ахмата, что привело к окончательному освобождению Руси от монголо-татарского ига. В результате русско-литовских войн 1487-94 и 1500-03 к Москве отошли Верховские княжества, Чернигов, Новгород-Северский, Стародуб, Гомель, Брянск, Торопец и др. В 1487 Казанское ханство стало вассалом Российского государства (до 1521). С конца 15 в. складывалась поместная система землевладения. Арсланов Р.А., В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова. История России с древнейших времен до конца 20 века. Пособие для поступающих в вузы. - 2000 г. 519 с.

    Поместье, обладателем которого был служилый дворянин, а верховным владельцем великий князь, не могло передаваться по наследству, продаваться и т.д. Дворянство составляло основу вооружённых сил государства. Возраставшая потребность государства и феодалов в деньгах заставляла их повышать доходность вотчин и поместий посредством перевода повинностей на денежные налоги, увеличения оброков, введения собственной запашки, перевода крестьян на барщину. Судебник 1497 узаконил единый срок перехода крестьян к др. владельцам, обычно осенью, за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и неделю после него. При Иване III шёл процесс складывания центрального государственного аппарата. Боярская дума стала постоянным совещательным органом при верховной власти. В неё входили думные чины: бояре, окольничие, с начала 16 в. - думные дворяне, позднее думные дьяки. Продолжалось объединение дворов присоединённых к Москве княжеств в составе Государева двора. Взаимоотношения княжеско-боярской аристократии московской и региональной регулировались местничеством. При этом ещё сохранялся ряд особых территориальных дворов (Тверской земли до 40-х гг.16 в., Новгородской земли до 1-й четверти 17 в.). Действовали центральные исполнительные органы (Казна, дворцы). Местные административные, финансовые и судебные функции исполнял сложившийся на Руси институт наместников и волостелей, содержавшихся за счёт кормлений, 2-й брак (1472) Ивана III с племянницей последнего византийского императора Зоей (Софьей) Палеолог послужил росту международного авторитета Москвы. Были установлены дипломатические и торговые отношения с папским престолом, Священной Римской империей, Венгрией, Молдавским княжеством, Османской империей, Ираном, Крымским ханством и др. Иван III привлёк к строительству церковных и светских зданий в Москве итальянских архитекторов Алевиза Фрязина (Миланца), Алевиза Фрязина (Нового), Аристотеля Фьораванти и др.

    При Иване III обострилась борьба 2 течений в Русской православной церкви: иосифлян (основатель и духовный руководитель Иосиф Волоцкий) и нестяжателей (Нил Сорский, Паисий Ярославов, Вассиан Патрикеев и др.). Попытка нестяжателей провести в жизнь на церковном соборе 1503 идею об отказе монастырей от земельной собственности вызвала активное противодействие Иосифа Волоцкого и его сторонников. Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XVII века. Книга I. М., 2001. - 347 с.

    Иван III, рассчитывавший пополнить земельный фонд государства за счёт секуляризации, был вынужден признать программу иосифлян: "Стяжание церковное - Божие суть стяжание". Он также изменил своё отношение к кружку вольнодумцев (Ф.В. Курицын, Иван Чёрный и др.), сложившемуся при дворе его сына и соправителя (с 1471) великого князя Ивана Ивановича Молодого (1458-93) и его жены (с 1483) Елены Стефановны (умерла в опале в 1505), и уступил архиепископу Новгородскому Геннадию и другим иерархам, требовавшим жестоких наказаний представителей т. н. новгородско-московской ереси.

    Великий князь всея Руси Василий III Иванович (правил в 1505-33) присоединил к Москве Псковскую республику (1510), Рязанское великое княжество (1521). Отвоевал у Великого княжества Литовского Смоленск (1514). Размеры территории государства возросли с 430 тыс. км 2 (начало 60-х гг. 15 в.) до 2800 тыс. км 2 (начало 30-х гг.16 в.). Василий Ш, следуя политике своего отца, строго регулировал свои отношения с удельными князьями, ряд уделов был ликвидирован. Он начал сооружение за Окой Большой засечной черты и в интересах средних и мелких феодалов поддерживал освоение земель к Югу от Москвы. Он, как и Иван III, приглашал в Москву иностранцев: врача и переводчика Н. Булева, Максима Грека и др. Для обоснования божественного происхождения великокняжеской власти использовал идеи Иосифа Волоцкого, "Сказания о князьях Владимирских", теорию "Москва - третий Рим". Развод с Соломонией Сабуровой (1525) и женитьба на Елене Васильевне Глинской обострили отношения Василия III с частью московского боярства.

    В годы регентства великой княгини Елены Глинской (1533-38) и после её смерти при малолетнем великом князе всея Руси (с 1533) Иване IV Васильевиче (1530-84) обострилась борьба придворных группировок. В ней участвовали фаворит Елены - князь И.Ф. Овчина-Телепнёв-Оболенский (умер в заключении), князья Бельские, Шуйские, бояре Воронцовы, князья Глинские. В этот период были ликвидированы уделы братьев Василия III - князей Юрия Дмитровского и Андрея Старицкого (оба погибли в тюрьме). Проведены денежная реформа (1535-38), описание земель (1536-44), начата губная реформа (1539-41) и др. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций: В 2-х кн.: Кн. 1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ,2000. - 1056 с. - Классики исторической мысли.

    В 1-й половине 16 в. поместное землевладение в центральных уездах охватывало более трети земель, но господствующей формой земельной собственности оставалась вотчина. Происходило усиление промыслового и ремесленного производства. Крупными железоделательными центрами стали Новгород, Серпуховско-Тульский район, Устюжна-Железопольская; солеварением занимались в Соли-Галицкой, Уне и Неноксе (на берегу Белого моря), Сольвычегодске; обработкой кож - в Ярославле и др. В торгово-ремесленную верхушку ряда городов входили гости и торговые люди гостиной и суконной сотен. Пушнина поступала с Севера, куда из центра доставлялся хлеб. Торговля с восточными странами (Османская империя, Иран, государства Средней Азии) была более развитой, чем со странами Запада. Крупнейшим рынком страны стала Москва. В середине 16 в. в стране было уже до 160 городов, большинство из которых были военно-административными центрами-крепостями. Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XVII века. Книга I. М., 2001. - 347 с.

    16.1.1547 Иван IV Васильевич венчался на царство, царский титул считался равным императорскому. Ближайшим советником царя был митрополит Макарий. В конце 40-х - 50-е гг.16 в. Иван IV совместно с т. н. Избранной радой (А.Ф. Адашев, Сильвестр и др.) участвовал в составлении Судебника 1550, завершил губную и провёл земскую реформы (в ходе последней отменены кормления), начал созывать Земские соборы, центральные общегосударственные сословно-представительные учреждения с законосовещательными функциями. Происходило становление сословно-представительной монархии. Царь управлял совместно с Боярской думой, опираясь на решения Земских соборов. Государев двор включал верхние слои господствующего класса (в т. ч. княжескую и старобоярскую аристократию) и делился на чины: думные, а также близкие к ним, включавшие представителей высших придворных должностей, московские чины и дворян от уездных корпораций. Сформировались основные категории служилых людей "по отечеству" и "по прибору". Местничество регулировало систему родовых и служебных взаимоотношений дворянских родов. При этом, Иван IV указом 1550 ограничил применение норм местничества на военной службе учётом ратных заслуг. В середине 16 в. сформировалась система центральных исполнительных учреждений-приказов (Посольский, Поместный, Разрядный и др.). В 1550 было учреждено 6 стрелецких полков, делившихся на сотни. Поместная система комплектования армии была оформлена "Уложением о службе" (1555-60).

    Важнейшим итогом внешней политики в 1550-е гг. стало взятие Казани, присоединение территорий Казанского (1552) и Астраханского (1556) ханств к России и включение народов Среднего Поволжья и Западного Приуралья в состав складывающегося многонационального государства. Во 2-й половине 16 в. в России, кроме русских, жили татары, башкиры, удмурты, марийцы, чуваши, мордва, коми, карелы, саамы, вепсы, ненцы и другие народы.

    С целью предотвращения набегов крымских ханов на южные и центральные районы страны в 1556-59 были предприняты походы русских и украинских войск на территорию, подвластную Крымскому ханству. В 1559 воевода Д.Ф. Адашев высадился на побережье Крыма, захватил ряд городов и селений и благополучно вернулся в Россию. Арсланов Р.А., В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова. История России с древнейших времен до конца 20 века. Пособие для поступающих в вузы. - 2000 г. 519 с.

    В 1558 Иван IV начал Ливонскую войну, с целью овладеть Прибалтикой и утвердиться на побережье Балтийского моря. Под ударами русских войск Ливонский орден распался. Против России выступили Швеция, Польша и Великое княжество Литовское (с 1569 - Речь Посполита).

    Около 1560 произошло падение правительства Избранной рады, некоторые члены которой выступали против ведения Ливонской войны, а также считали необходимым продолжение борьбы с Крымским ханством. Иван IV подозревал также своих бывших приближённых в симпатиях к своему двоюродному брату - удельному князю Владимиру Старицкому. После поражения русских войск от польско-литовской стороны на р. Ула под Полоцком (1564) царь наложил опалу и казнил князей М.П. Репнина, Ю.И. Кашина, воеводу Н.П. Шереметева и др. Пытаясь сломить скрытую оппозицию некоторой части аристократии и добиться неограниченной самодержавной власти, в декабре 1564 Иван IV приступил к организации опричнины. Удалившись в Александрову слободу, 3.1.1565 он объявил об отречении от престола, возложив вину на духовенство, бояр, детей боярских и приказных людей. В слободу прибыла депутация от Боярской думы и духовенства, выразившая согласие на предоставление царю чрезвычайных полномочий. Царь учредил "особный" двор со своим войском, финансами и управлением. Государство было разделено на опричную и земскую территории. В опричнине действовала опричная дума, финансовые приказы (Чети). Земщина продолжала управляться Боярской думой. Производились выселения феодалов, не зачисленных в опричнину, с передачей их земель опричникам. С февраля 1565 начался опричный террор В 1568 казнены боярин И.П. Фёдоров и его предполагаемые "сторонники", в 1569 истреблены Старицкие, митрополит Филипп и др. В январе - феврале 1570 царь возглавил поход на Новгород, сопровождавшийся опустошением Тверской и Новгородской земель и разгромом Новгорода. В том же году были казнены многие сторонники Ивана IV (опричники А.Д. и Ф.А. Басмановы, дьяк И.М. Висковатый и др.). В 1571 царь и опричное войско не сумели отстоять Москву от набега крымского хана Девлет-Гирея. При этом земские воеводы князья М.И. Воротынский, Д.И. Хворостинин и др. нанесли хану сокрушительное поражение в Молодинской битве 1572. В том же году Иван IV отменил опричнину, а в 1575 назначил великим князем всея Руси касимовского хана Симеона Бекбулатвича, сам же именовался князем Иваном Васильевичем Московским, сохраняя всю полноту власти. В 1576 он вернул себе царский трон. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций: В 2-х кн.: Кн. 1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ,2000. - 1056 с. - Классики исторической мысли.

    Временные успехи в ходе Ливонской войны (взятие Мариенхаузена, Люцина, Зессвегена, Шваненбурга и др. в 1577) сменились рядом поражений от войск польского короля Стефана Батория и шведского короля Юхана III. В 1581-82 гарнизон Пскова во главе с князем И.П. Шуйским выдержал осаду польско-литовских войск.

    Внутренняя политика Ивана IV и затяжная война привели страну в 70-80-х гг. 16 в. к тяжёлому экономическому кризису, разорению населения налогами, опричными погромами, запустению значительных территорий России. В 1581 Иван IV ввёл временный запрет крестьянского выхода в Юрьев день. Продолжая политику расширения территории государства, царь поддержал поход Ермака Тимофеевича против Сибирского ханства (около 1581), положив начало присоединению Сибири к Российскому государству. Ливонская война завершилась (1583) потерей ряда русских земель (Ям-Запольский мир 1582, Плюсское перемирие 1583). Царствование Ивана IV, прозванного "Грозным", закончилось крахом многих начинаний и личной трагедией царя, связанной с убийством сына - царевича Ивана Ивановича. Историки не сумели однозначно объяснить причины его поступков. Сочетание талантливости, незаурядной образованности и садистских наклонностей царя иногда связывают с его тяжёлой наследственностью, психическими травмами в годы малолетства, манией преследования и др.

    Русская культура конца 15-16 вв. представлена выдающимися достижениями в области книгопечатания (типографии Ивана Фёдорова, П.Т. Мстиславца), архитектуры (ансамбль Московского Кремля, Покровский собор на Красной площади, ц. Вознесения в Коломенском), церковной живописи (фрески и иконы Дионисия), прикладного искусства. В 16 в. составлены Воскресенская, Никоновская и другие летописи, Лицевой летописный свод. Проблемы власти, взаимоотношения церкви и государства, социально-политического и экономического устройства рассматривались в трудах Филофея, Иосифа Волоцкого, Максима Грека, Ермолая-Еразма, И.С. Пересветова, Ивана IV Грозного, князя А.М. Курбского и др.