Василиса явикс - интеллектуальная поисковая система. завтра уже здесь! История древней греции в биографиях Существует указание, что после низвержения тирании был произведен подобный диапсефизм, так как при Писистратидах много чуждых элементов проникло в с

Клисфен (Kleistenns) - в др. Афинах законодатель 6 века до н. э. Происходил из аристократического рода Алкмеонидов. Возглавил движение против тирании Писистратидов, в результате которого в 510 году до н. э. из Афин был изгнан тиран Гиппий и Клисфен фактически встал во главе государства. Провел ряд важных демократических реформ, которые, по словам Энгельса, были революцией, уничтожившей последние остатки родового строя (см. "Происхождение семьи, частной собственности и государства", 1963, с. 129). Основной реформой Клисфена была реформа фил. Вместо 4 родовых фил Аттики было создано 10 территориальных, каждая из которых состояла из 3 частей, взятых из различных выделенных также по территориальному признаку областей (триттий). Влияние родовой знати в таких филах, состоявших из смешанного населения различных территорий, было решительно ослаблено. Административной, хозяйственной, культовой и политической единицей, в которой проходила вся жизнь гражданина и вне которой он терял свои политические права, стал территориальный дем (см. Демы). Демократия, характер носили и другие реформы Клисфена: замена избиравшегося по родовым филам Совета 400 выборным по жребию от каждой из 10 территориальных фил Советом 500 (буле); введение остракизма, направленного против возможного усиления личной власти и влияния отдельных граждан, опасных для демократического устройства государства. Клисфен создал также коллегию из 10 стратегов, возглавлявших с этого времени афинское войско. Реформами Клисфена завершается процесс формирования демократического рабовладельческого полиса в Афинах.

И. В. Поздеева. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

Клисфен (VI в. до н.э.) - сын Мегакла, афинский законодатель. Происходил из аристократического рода Алкмеонидов. Возглавил движение против тирании Писистратидов. В 510 г. при поддержке спартанского царя Клеомена I отстранил от власти Гиппия, сына Писистрата, заставив его удалиться в изгнание. После свержения тирании Клисфен фактически встал во главе афинского полиса. В период с 509 по 507 г., невзирая на противодействие со стороны политических противников, провел ряд реформ, направленных на демократизацию афинского общества.

Важнейшая из реформ Клисфена отменяла старое родоплеменное деление афинского общества на 4 филы; вместо них вводилось 10 новых территориальных фил, которые в свою очередь делились на демы (округа) - первичные административные единицы. В каждую филу входило 10 демов, таким образом, число демов в Аттике равнялось ста. Члены дема (демоты) избирали старейшину (демарха), казначея и судей, которые разбирали мелкие тяжбы. Верховная власть в деме принадлежала собранию демотов. Каждый дем имел своего бога-покровителя, святилище этого бога и священнослужителя.

Благодаря территориальному делению в состав каждой филы входили граждане, проживавшие в различных районах Аттики и различных кварталах города, что разобщило родовую знать, лишив ее прежнего влияния в управлении государством.

Новое территориально-административное деление предопределило замену Совета 400, введенного Солоном, Советом 500. От каждой филы в Совет 500 избиралось по 50 человек. На Совет 500 возлагался ряд обязанностей: подготовка дел к рассмотрению в народном собрании, вынесение по ним предварительных решений, приведение в исполнение всех решений народного собрания, решение второстепенных вопросов в период между созывами народного собрания.
Клисфен создал еще один новый управленческий орган -коллегию 10 стратегов. От каждой филы в эту коллегию избиралось по одному человеку, как правило, знатного происхождения. Вначале стратегам принадлежали чисто военные функции, впоследствии же они стали обладателями высшей исполнительной власти.
Для того чтобы воспрепятствовать возрождению в Афинах тирании, Клисфен ввел остракизм ("суд черепков"), который был направлен против чрезмерного возвышения того или иного политического деятеля. Остракизм представлял собой процедуру тайного голосования, проводимого в народном собрании. На остраконах (черепках) писались имена особо опасных политиков; получивший большинство голосов должен был удалиться в изгнание сроком на 10 лет без конфискации имущества. Остракизм нашел широкое применение в политической жизни Афин, просуществовав вплоть до 417 г. до н.э.

В результате реформ Клисфена в Афинах было окончательно свергнуто господство родовой аристократии, афинское общество значительно продвинулось вперед в своем развитии по демократическому пути.

Обстоятельства и год смерти Клисфена неизвестны.

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.

Реформы Клисфена

Победа, одержанная восставшими, была закреплена рядом реформ, проведённых возглавившим афинскую демократию Клисфеном, принадлежавшим к влиятельному роду Алкмеонидов. Важнейшая из реформ Клисфена - новое деление афинских граждан, построенное на последовательно проведённом территориальном принципе. Вся территория Аттики и кварталы самого города Афины теперь были разделены на 30 округов - триттий. Каждые три взятые из различных мест Аттики и кварталов города триттий образовывали собой новую филу, которых стало, таким образом, десять. Благодаря этому новому делению в состав каждой филы вошли граждане, проживавшие в различных частях Аттики и различных кварталах города; фактическое же преобладание перешло к приморским и главным образом городским элементам населения. Новые территориальные филы подразделялись на демы - первичные административныеединицы, пользовавшиеся известным самоуправлением.

Исторический смысл этой реформы заключался в том, что она стерла старые родовые деления, разобщила родовую знать, лишив её прежнего влияния в народном собрании, голосовавшем теперь по новым филам.

Организация новых фил предопределила замену «совета четырёхсот» «сонетом пятисот» (по 50 человек от каждой филы). На совет пятисот лёг ряд новых обязанностей. Он подготавливал дела к рассмотрению в народном собрании, выносил по ним предварительные решения; без этого ни одно дело в народном собрании рассматриваться теперь не могло. Совет приводил в исполнение все решения народного собрания и решал второстепенные вопросы в период между его созывами.

Клисфеном был создан ещё один новый орган - коллегия стратегов, избираемых по одному от каждой филы. Первоначально стратегам принадлежали главным образом военные функции, в дальнейшем же в их руках сосредоточилась высшая исполнительная власть. По свидетельству Аристотеля, при Клисфене были также расширены ряды афинских граждан путём предоставления многим метекам гражданских прав; может быть, некоторому числу рабов были даны права метеков. Для того, чтобы предохранить новый порядок от покушений на него со стороны врагов, был введён остракизм - в дословном переводе «черенкование». Остракизм представлял собой форму тайного голосования, при котором каждый голосующий писал на черепке имя человека, казавшегося ему опасным для существующего строя. Если одно и то же имя повторялось при подсчёте голосов 6 тыс. раз, то носитель этого имени подвергался изгнанию сроком на 10 лет без конфискации имущества. В дальнейшем остракизм нашёл широкое применение в политической борьбе. Используя его, политические деятели победивших группировок избавлялись от своих врагов и соперников.

Реформами Клисфена завершается длившийся более чем столетие период острой борьбы между родовой аристократией и демосом.

В рассматриваемое время в афинском обществе уже с достаточной чёткостью сложились основные классы - рабы и рабовладельцы. Все рабы были в одинаковой степени лишены личной свободы, все они не имели никаких политических и гражданских прав. Рабы отныне становятся основным угнетаемым и эксплуатируемым классом, хотя формы их эксплуатации носили неоднородный характер.

Свободное население Афин было далеко не единым по своему составу Господствующее положение занимал класс рабовладельцев. К нему следует отнести крупных: по аттическим масштабам землевладельцев, владельцев ремесленных мастерских, использовавших труд рабов, а также богатых купцов, ростовщиков и т. д., т. е. всех тех, материальное благосостояние которых базировалось на эксплуатации труда рабов. Большую часть свободного населения составляли труженики, которые располагали собственными средствами производства - участками земли, орудиями ремесленного производства и т. д.,- и жили в основном своим трудом. Это были возделывавшие свои поля и сады земледельцы, мелкие ремесленники, мореходы, нанимавшиеся к судовладельцам, и т. д. Некоторым из представителей этих свободных тружеников удавалось разбогатеть, обзавестись рабами и стать рабовладельцами; другие, напротив, разорялись, становились жертвами ростовщиков, превращались в люмпен-пролетариев или вынуждены были покидать родину, чтобы попытаться устроить свою жизнь в колониях или стать наёмниками в войске какого-нибудь чужеземного царька.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том I. М., 1955, с. 675-676.

Далее читайте:

Исторические лица Греции (биографический справочник).

Источники:

Her., V, 66-73; Arist., Ath. Pol., VIII, 21-22.

Литература:

Зельин К. К., Борьба политич. группировок в Аттике в VI в. до н. э., М., 1964; Eliot C. W. J., Coastal Demes of Attica. A study of the policy of Cleisthenes, Toronto, 1962.

8. Клисфен Афинский

Афины снова были свободны. Но какое же сословие получит теперь правление в республике, знать или народ? Знать много содействовала низвержению тиранов, она и под гнетом тирании не потеряла своего единства, и теперь, под руководством Исогора, представляла замкнутое сословие, решившееся, по возможности, воспользоваться в своем интересе положением дел. Предполагалась уже полная реакция, возвращение к отношениям, предшествовавшим времени Солона, когда одна знать обладала почестью и выгодами правления; время, казалось, как нельзя более благоприятствовало этому, потому что партий парадиев и диакриев уже не существовало. Тогда Клисфен, глава Алкмеонидов, занял место предводителя всего незнатного населения; в противоположность знати он создал замкнутую народную партию и таким образом нежданно-негаданно стал могущественнейшим человеком в Афинах.

Клисфен видел, что как преобладание знати, так и введение тирании подвергнет государство новым потрясениям. Хотя мысль о тираническом господстве и не была чужда его фамилии искони, и он сам имел теперь в своих руках необходимую для этого силу, тем не менее, при всем властолюбии он был настолько благороден и великодушен, чтобы пожертвовать своими личными выгодами и славой своего дома для счастья и спокойствия отечества. Идея утверждения в отечестве мира необходимо было навсегда сломить перевес знати, пощаженной еще законодательством Солона. Клисфен поставил это высшей задачей своей жизни; он признал, Что только этот шаг завершить великое дело Солона.

Клисфен со смелой решительностью приступил к трудному делу и привел его в исполнение с беспощадной энергией. Хотя Солон и допустил всех граждан к участию в государстве и уравнял их в существенной стороне дела, тем не менее, он оставил неприкосновенным старое разделение знати на четыре племени: гелеонтов, гоплитов, аргадов и эгикоров, и разместил по этим старым племенам новосозданных граждан, вследствие чего дворянские роды сохранили свою прежнюю замкнутую связь, обеспечивавшую им преобладающее влияние в государственном правлении. Клисфен разорвал эту связь, уничтожил деление на четыре ионические племени и сохранил в неприкосновенности только их подразделение по фратриям и родам, с их наследственными святилищами и жертвоприношениями; вместо того он разделил для государственного управления весь народ, какого бы кто ни был происхождения, на десять новых племен, или фил, и притом местных (локальных, топических) фил, так что каждая фила состояла из 10 меньших округов (димов), расположенных в совершенно различных частях Аттики. Таким образом, эти отдельные филы совсем не имели местных средоточий, и если члены какой-либо филы желали устроить сходку, то она собиралась на Афинской площади, где были выставлены статуи 10 племенных героев*, по именам которых назывались филы. *Эрехтея. Эгея, Пандиона, Кевропса, Энея, Акамантл, Иппофоона, Аякса, Леонта, Антиоха.

По этому подразделению выбираемы были члены думы (вулевты) и присяжные народных судрв (идиасты), из каждой филы по 50 сенаторов и по 500 илиастов, так что с этих пор дума состояла из 500 человек, а число присяжных, идиастов, простиралось до 5000, к которому присоединилось еще 1000 запасных. От этого увеличения чисел получила ежегодный доступ к государственным делам большая, чем прежде, часть народа, а для возбуждения в последнем живейшего интереса к республике он был созываем в народное собрание десять раз в год, тогда как прежде это случалось только четыре раза.

Это нововведение случилось год спустя после изгнания Писистратидов, в 509 году. Знать увидела, что оно отнимало из ее рук всю власть и передавало ее целому народу; она напрягла все силы, чтобы погубить новое учреждение. Исогор настоял на своем избрании в первые архонты на следующий год; но, не будучи, несмотря на это, в состоянии преодолеть влияние Клисфена, он принужден был искать помощи за пределами страны. Он обратился к спартанскому царю Клеомену, своему приятелю. Спартанцы, будучи всегда ревностными приверженцами аристократической формы правления, с негодованием смотрели на введение демократии в Афинах; за помощь, оказанную ими против Писистратидов, они надеялись взять Афины на буксир своей политики, а теперь видели, что этот город совсем отворачивается от них и следует своему собственному пути. Они снова послали Клеомена с войском против Аттики. По совету Исагора, последний еще с дороги послал в Афины вестника с требованием; чтобы граждане удалили из своей среды лиц, подверженных проклятию; снова поднято было воспоминание о злодеянии Алкмеонидов, совершенном в Кидоново время. Клисфен не отважился ожидать прибытия спартанского войска и оставил страну.

По вступлении Клеомена в Афины Исагор немедленно приступил к своей насильственной реакции. Он указал Клеомену на 700 семей, бывших опасными по своему демократическому направлению, вследствие чего последний приказал своим воинам изгнать за пределы страны больше 3000 человек, мужчин, жен и детей. Затем была учреждена новая дума из 300 эвпатридов; но Исагор неожиданно встретил сильное сопротивление со стороны старой думы, которая не хотела уступить своего места и объявила о своем намерении поддерживать законы. Исагор, первый государственный сановник, для насильственного осуществления своего плана открыл доступ чужому царю и чужим войскам в цитадель родного города. Этот насильственный шаг, вместо устрашения народа, побудил только город и страну к открытому сопротивлению. Вооруженный народ полился сюда массами, окружил и начал штурмовать кремль, убежище его свободы и обитель величайших богов его страны. Уже на третий день Клеомен, прибывший с незначительным отрядом, потерял мужество; он заключил капитуляцию и постыдно оставил страну со своими обезоруженными спартанцами. Он взял с собой только Исагора, главнейшего виновника, и имел настолько низости, чтобы предать остальных аристократов, державшихся его стороны, карательной мести сограждан. Они были заключены в темницу и, как государственные преступники, осуждены на смерть. Призванный советом, Клисфен немедленно возвратился с другими изгнанниками в Афины и снова взял в свои руки управление государственными делами. Народ совершил великий подвиг, сила знати была сломлена, спартанцы заплатили позором за свои притязания; но еще грозили новые и сильнейшие опасности. Пылкий Клеомен напрягал все силы к отмщению своего позора, к восстановлению своей запятнанной чести; униженное спартанское государство должно было силой оружия восстановить свое потрясенное значение. Началась открытая война. Спарта выставила против Афин войска всего Пелопоннесского союза и сверх того, чтобы массой вполне подавить ненавистный город, призвала еще на помощь враждебные афинянам соседние города, аристократически управляемую эвбейскую Халкиду, с завистью смотревшую на возрастание Афин, и Фивы, которые, недавно разбитые афинянами, должны были терпеливо сносить отступления Платеи от Виотийского союза и присоединение ее к Афинам.

В то время как пелопонесское войско, предводимое обоими спартанскими царями, Клеоменом и Димаратом, вторгнулось в Аттику и расположилось лагерем при Элевсисе, фиванцы с виотянами прошли через Киферон и овладели Иноей, а халкидское войско переправилось через пролив и опустошило восточную часть Аттики. Несмотря на всю опасность, Клисфен и афиняне не потеряли мужества. Решившись на крайнее сопротивление, они со всей своей военной силой отправились против пелопоннесцев к Элевсису, где Клеомен безнаказанно свирепствовал в святилищах Димитры и Коры: он приказал вырубить священную рощу, опустошил благословенную пашню, принесшую некогда людям первую жатву ячменя, и священный луг, на котором при мистических торжествах устраивался хоровод. Войска противников уже выстроились в боевой порядок, как вдруг коринфяне обратили тыл и направились к лагерю, а их примеру последовали и другие. Спартанцы созвали пелопоннесцев на войну самовольно, без союзного определения, даже без объявления им цели похода. Лишь по вступлении в Аттику сделались известными замыслы спартанцев. Только удайся им покорение Афин, и их могущество, уже и теперь весьма заметное, сделалось бы опасным для самостоятельности пелопонесских государств. Поэтому коринфяне воспользовались осквернением Элевсинских святилищ, как благовидным предлогом, и отказались от содействия. Все войско распалось, и Клеомен, оставленный даже своим царственным товарищем, без боя повел своих спартанцев обратно на родину.

Неожиданно освободившись, не поднимая оружия, от самого опасного противника, афинский народ тотчас же бодро отправился с Элевсинской равнины к восточному берегу, с целью наказать вторгнувшихся халкидийцев. Но так как фиванцы последовали за афинянами в намерении соединиться с халкидийцами, то они обратились сначала против них и нанесли им совершенное поражение. 700 виотийских гоплитов были взяты в плен и в цепях шли за афинским войском, которое в тот же день переправилось через море для преследования халкидийцев, поспешивших отступлением, в их собственной земле. Халкидийцы были разбиты, а город их покорен. Он должен был принять демократическое устройство и отказаться от лучшей части своей области, со всеми владениями знати, в пользу афинян. С этих пор искони славная Халкида сделалась незначительным городом. Афиняне же на десятую часть выкупа за пленных виотийцев и халкидийцев воздвигли в честь своей богини медную четверню на акрополе; а в воспоминание победы по стенам последнего были развешены цепи пленников.

Спартанцы еще раз пытались положить предел возрастающему могуществу Афин. В негодовании на последние неудачи своей политики, они оставили правило, которому до сих пор следовали с честью, - правило, повелевавшее всюду в Греции низвергать тиранию, и даже призвали из Азии Иппию, чтобы снова водворить его в Афинах и сломить могущество их с помощью изгнанного прежде тирана; но в союзном собрании, которое они созвали в Спарту, с целью привлечь на свою сторону союз, коринфяне снова выразили несогласие, а к коринфянам пристали и прочие союзники. Спартанцы принуждены были, таким образом, оставить свой план, и Иппия, ничего не сделав, возвратился в Сигейон.

Своим решительным мужеством и храбростью афинский народ добился свободы в своих внутренних делах, а во внешних не только защитил оспариваемую у него независимость, но и вынудил от соседей немаловажные выгоды. Вся Эллада с удивлением смотрела на быстрые победы и чрезвычайное преуспеяние Афин. Все это было плодом единодушия и дружного одушевления, которым народ был обязан учреждением Клисфена. Во время внешних войн, выпавших на долю Афин, Клисфен не остановился на пути устройства и упрочения народного владычества, умножения и укрепления государственных сил. Он провел предложение, по которому земли, приобретение государством на Эвбее, были разделены на 4000 участков и распределены между аттическими гражданами из класса фитов. Через это государство приобрело 4000 зевгитов, следовательно, увеличило свои военные силы на 4000 гоплитов. Число граждан было увеличено распространением права гражданства на множество иноземцев и сожителей (метэков), которые до сих пор за известную плату жили в городе и занимались торговлей и ремеслами; они увеличили силу народа против знати. Полномочия высших сановников, архонтов, были ограничены с той целью, чтобы они не делались, как это случилось с Исагором, опасными для спокойствия и прав народа. Для устранения раздоров и козней партий при выборах высших сановников, где честолюбие богатых и сильных всегда находило широкое поприще, было постановлено решать дела между соискателями жребием.

Клисфену обязано своим происхождением еще одно исключительно принадлежащее Афинскому государству учреждение, имевшее целью предохранение народа от господства или опасного преобладания отдельной личности, именно - остракизм или черепковый суд. Он был высшим стражем аттической демократии. Ежегодно совет в определенное время обращался с запросом к народному собранию о том, не требует ли положение государства удаления какого-либо гражданина. Если народ отвечал утвердительно, то был назначаем день для нового народного собрания, на котором каждый гражданин тайно записывал на черепке имя того человека, которого он считала опасным для государства. Если на 6000 черепков было написано одно и то же имя, если, стало быть, треть аттических граждан, имевших право голоса, объявляла кого-либо опасным для государства, то этот человек в продолжение 10 дней должен был оставить отечество на 10 лет. При этом он не терпел, однако ж, ущерба в остальных своих правах и имуществе и не считался своими согражданами, вследствие такого изгнания, наказанным или обесчещенным. Вообще остракизм был редко употребляем и им никогда не злоупотребляли. Рассказывают, что он в первый раз применен был к самому Клисфену; но этому противоречит известие, что первым подвергшимся остракизму был родственник изгнанного тирана Иппии, по имени Гиппарх, сын Харма из дома Холарга. Последний достиг Звания первого архонта в 496 году, в то именно время, когда персы грозили возвращением Иппия; и это было достаточной причиной для удаления его из государства, как человека опасного для народной свободы Развитием демократических элементов в Солоновом законодательстве и уничтожением ограничений, зависевших от аристократического влияния, Клисфен впервые довел Солоново устройство до его полноты. С тех пор мощь афинского народа развивалась быстрыми шагами, так что Афины сделались наряду со Спартой могущественнейшим государством в Греции.

«Теперь только выросли Афины, - говорит Геродот о Клисфеновом времени, - и пример их показывает, какую цену имеют свобода и равенство прав. Ибо пока афиняне находились под властью тиранов, они не могли одолеть в войне ни одного из своих соседей; по освобождении же от тиранов, далеко превзошли всех». Подобно тому, как в описываемое время нападение Спарты на свободу и независимость Афин немало действовало быстрому и неожиданному возрастанию влияния их, так точно в последующие десятилетия опасности персидских войн быстро подняли их на высшую степень могущества и политического развития.

Из книги Повседневная жизнь древнегреческих женщин в классическую эпоху автора Брюле Пьер

Сократ Афинский Неравенство между полами: если спартанское многомужие, похоже, свидетельствует о дефиците женщин, то афинский декрет, принятый в период Пелопоннесских войн (431 - 404 гг. до н. э.), декрет, позволяющий «желающим иметь две супруги», выдает дефицит мужчин.

автора Штоль Генрих Вильгельм

5. Клисфен Сикионский Древнее царское достоинство героического времени мало-помалу исчезло во всех греческих государствах, на родине и в колониях, за исключением Спарты, которой устройство, впрочем, едва ли можно назвать монархическим; место господства царей заняло

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

6. Солон Афинский По отцу своему Экзекестиду Солон происходил из старинной царской фамилии Кодридов, а по матери находился в родстве с Писистратидами. В юности своей он приобрел богатое всестороннее образование, а частые путешествия, которые он предпринимал в качестве

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

11. Мильтиад Афинский В 560 году, когда Писистрат в первый раз сделался тираном афинским, один знатный человек в Афинах сидел у своего дома, с сердцем, полным горести и злобы по поводу несчастья, постигшего отечество. То был Мильтиад, сын Кипсела, из богатого и знатного рода

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

13. Фемистокл Афинский Фемистокл, сын Неокла, происходил из древнего, но не очень выдающегося аттического аристократического рода Ликомидов. Он не был афинянином чистой крови, потому что мать его была фракиянка или кариянка. Впрочем, по законам Солона, афиняне смешанного

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

14. Аристид Афинский Аристид, с которым мы уже познакомились в жизнеописании Фемистокла, как с политическим его противником, но не личным его врагом, был сын Лисимаха из филы Антиохийской. Правда, он не принадлежал к знатным фамилиям Аттики, но по своей поземельной

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

16. Кимон Афинский Кимон был сын славного Мильтиада и Игисипилы, дочери фракийского царя Олора. Он родился около 500 года до P. X.Так как его отец, за неуплатой им долга в государственную казну, в 50 талантов, умер в бесчестии (атимии), то Кимон, как наследник отцовского

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

17. Перикл Афинский Перикл был величайший государственный человек Греции. Во время его правления афинская демократия получила свое окончательное развитие, а Афинское государство достигло величайшего могущества и блеска. Перикл был сын Ксантиппа, победителя при Микале,

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

22. Алкивиад Афинский Алкивиад принадлежал как по отцу, так и по матери к самым знатным афинским фамилиям. Его отец Клиний вел родословную своей фамилии от Еврисака, сына Аякса Теламонида. Его мать Диномаха, дочь Мегакла, внучка знаменитого законодателя Клисфена, была из

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

24. Фразивул Афинский Владычество тридцати тиранов, посаженных в Афинах Лисандром, продолжалось всего восемь месяцев, вероятно, с августа 404 до весны следующего года. На обязанности их лежало «избрать сенаторов, заместить публичные должности и пересмотреть отечественные

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

25. Конон Афинский Муж, который снова возвел Афины, униженные Спартой и освобожденные Фразивулом, до самостоятельности и доставил им средства для свободного развития силы и могущества, был Конон. Уже в Пелопоннесской войне показал он себя опытным полководцем и

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

Афинский календарь ГЕКАТОМБЕОН - июль - августГАМЕЛИОН - январь - февральМЕТАГИТНИОН - август - сентябрьАНТЕСТЕРИОН - февраль - мартБОЭДРОМИОН - сентябрь - октябрьЭЛАФЕБОЛИОН - март - апрельПИАНОПСИОН - октябрь - ноябрьМУНИХИОН - апрель - майМЕМАКТЕРИОН -

Из книги 100 великих замков автора Ионина Надежда

Афинский акрополь Слово «акрополь» в переводе с греческого означает «верхний город», а на Руси такие укрепленные верхние города называли кремлями. Некогда афинский Акрополь действительно был крепостью, и казалось, сама природа позаботилась о том, чтобы возвышающаяся

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Афинский Акрополь Двадцать пять веков назад, в одной из долин Аттики расцвел самый красивый город Древней Греции – Афины. Редко о какой столице сказано столько возвышенных слов и сложено столько вдохновенных строк, что еще раз доказывает: истинная красота нетленна, даже

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

2.2.4. Клисфен и его законы В череде греческих реформаторов нельзя пройти мимо афинянина Клисфена, происходившего из знатного рода Алкмеонидов. Сын Мегакла и Агаристы, внук сикионского тирана Клисфена Старшего жил во второй половине VI в. до н. э., а в качестве

Из книги О, Солон! автора Остерман Лев Абрамович

Глава 2 РАЗВИТИЕ И ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ ДЕМОКРАТИИ. КЛИСФЕН, МИЛЬТИАД Реформа КлисфенаУже упоминалось, что развитие Афинской демократии в VI веке было прервано тиранией Писистрата. Перерыв был длительным. Сам Писистрат правил в Афинах 33 года (560–527 гг.) и еще 17 лет продолжалось

КЛИСФЕН
(расцвет деятельности - вторая половина 6 в. до н.э.), афинский государственный деятель. Клисфен родился ок. 570 до н.э., его дедом по матери был сикионский тиран Клисфен, а отцом - Мегакл, тогдашний глава Алкмеонидов, влиятельного аристократического семейства в Афинах. Клисфен разделил с семьей и ее сторонниками перепетии противостояния афинским тиранам. Около 556 до н.э. его род заключил брачный союз с тираном Писистратом; в 546 до н.э., когда рвавшийся к власти Писистрат высадился в Аттике, Алкмеониды выступили против него и впоследствии были изгнаны. В 525 до н.э. они заключили мир с сыном тирана Гиппием, и Клисфен сделался архонтом-эпонимом (глава ежегодно избиравшейся коллегии городских должностных лиц (см. также АРХОНТ). Незадолго до окончательного изгнания Писистратидов Клисфен и его родные были вынуждены вновь покинуть Афины (вероятно, после 514 до н.э.). Около 512 до н.э. Алкмеониды предприняли неудачную попытку вернуться в Афины, а затем пытались обеспечить себе поддержку спартанцев. Тирания пала в 510 до н.э., однако Клисфен проиграл борьбу за власть в политизированных олигархических городских группировках (гетериях), и архонтом на срок 508-507 до н.э. стал Исагор. Последний, желая закрепить власть, призвал в Афины царя Спарты Клеомена с небольшим войском. Клисфен и еще 700 семей вновь были изгнаны, но еще до изгнания Клисфен успел провозгласить новую политику - демократические реформы и противостояние Спарте. Поэтому в его отсутствие возмущенный восстановлением тирании народ принял сторону Клисфена и изгнал Клеомена, с которым бежал и Исагор. В 507 до н.э. Клисфен вернулся в АФины и принялся за осуществление демократических реформ в духе Солона. Новое государственное устройство было призвано сплотить народ. С этой целью была проведена административно-территориальная реформа. Аттика была поделена на три территориальных округа (Афины с прилегающей областью и Пиреем, побережье и внутренняя Аттика). С 4 до 10 было увеличено число фил (прежних племенных объединений, ставших отныне административными единицами). Каждая фила была образована демами (см. ДЕМ).
Выборы в буле (городской совет, см. БУЛЕ) проходили по филам, каждая из которых делегировала 50 человек, так что число членов буле увеличилось с четырехсот до пятисот. Поскольку буле избирался ежегодно, причем на завершающем этапе отбор проводился по жребию, переизбираться же можно было лишь на один срок, это означало, что через членство в буле, обладавшего важными законодательными и административными функциями, проходила значительная часть населения Аттики. Таким образом, все население Аттики было сгруппировано без учета племенных и цеховых различий, хотя Клисфен сохранил старые родовые и религиозные союзы. Аристотель утверждает, что Клисфен ввел остракизм (изгнание по решению народного собрания) как средство устранения соперников, и в особенности приверженцев Гиппия, но, по-видимому, остракизм был введен позднее, в 488 до н.э. Клисфен создал единое государство с прогрессивной конституцией и самостоятельным политическим курсом, что спасло Грецию при Марафоне и Саламине. Даты конца его правления и смерти неизвестны.
ЛИТЕРАТУРА
Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике в VI веке до н.э. М., 1964 Строгецкий В.М. Клисфен и Алкмеониды. - Вестник древней истории, 1972, № 2 Античная демократия в свидетельствах современников. М., 1996

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "КЛИСФЕН" в других словарях:

    Законодатель в Афинах (6 в. до н. э.). Свергнув тиранию Писистратидов, провел ряд реформ (создал территориальные филы вместо родовых, ввел правительственную коллегию из 10 стратегов, остракизм и др.), закрепивших победу демоса над родовой… … Большой Энциклопедический словарь

    - (Clisthenes, Κλεισθένης). 1) Последний тиран г. Сикиона, 2) Внук его, афинянин, призвавший царя спартанского Клеомена для изгнания Пизистратидов, а затем значительно развивший демократическую конституцию Афин в ущерб аристократическим институтам … Энциклопедия мифологии

    Современный бюст Клисфена Клисфен (греч. Κλεισθένης) афинянин, сын … Википедия

    Клисфен - (греч. Kleisthenes) (VI в. до н.э.) афинский законодатель, выходец из аристократического рода Алкмеонидов. Возглавив борьбу против тирании Писистратидов и добившись успеха, в 510 г. до н.э. был избран архонтом. Основным в его реформе было… … Античный мир. Словарь-справочник.

    Законодатель в Афинах (VI в. до н. э.). Свергнув тиранию Писистратидов, провёл ряд реформ (создал территорию филы вместо родовых, ввёл правительственную коллегию из 10 стратегов, остракизм и др.), закрепивших победу демоса над родовой… … Энциклопедический словарь

    - (Kleisthénes) в Афинах (Древняя Греция) законодатель 6 в. до н. э. Из рода Алкмеонидов (См. Алкмеониды). Возглавил движение против тирании Писистратидов, в результате которого в 510 из Афин был изгнан тиран Гиппий и К. фактически встал во … Большая советская энциклопедия

    - (Κλεισθένης) афинянин, сын Мегакла и Агаристы, внук сикионского тирана того же имени, из знатного рода Алкмеонидов; вместе с другими членами этого рода боролся против тирании Писистратидов, но потерпел поражение и жил в изгнании. По низвержении… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (Kleistenns) в др. Афинах законодатель 6 в. до н. э. Происходил из аристократич. рода Алкмеонидов. Возглавил движение против тирании Писистратидов, в результате к рого в 510 до н. э. из Афин был изгнан тиран Гиппий и К. фактически встал во главе… … Советская историческая энциклопедия

    Clisthĕnes, Κλεισθένης, 1. последний тиран сикионский, потомок Орфагора, принадлежал к племени эгиалейцев, охватывающее собой население, бывшее там раньше дорян. Он переименовал эгиалейцев в архелайцев и в то же время… … Реальный словарь классических древностей

    Клисфен - в Др. Афинах законодатель 6 в. до н.э. Происходил из аристократич. рода Алкмеонидов. Возгл. движение против тирании Писистратидов, в результате к рого в 510 до н.э. из Афин был изгнан тиран Гиппий и К. фактич. встал во главе госуд.… … Древний мир. Энциклопедический словарь

История Афин, как и многих других городов, не обошлась без заговоров и переворотов. периодически подвергалась изменениям. Окончательное ее формирование пришлось на время правления Клисфена. Именно он нанес удар по господствующей родовой знати. Он фактически переделал Афин. В результате его преобразований было сформировано демократическое общество. Также весомый вклад в устройство политической системы внес Солон. Далее разберем подробнее, какие именно преобразования были сделаны этими людьми. В статье будет также дана характеристика Афин того времени.

Обстановка на начало VI века до н. э.

Она была достаточно сложной. Свободное население постепенно расслаивалось. Этот процесс был обусловлен развитием товарно-денежного оборота. В свободной среде стали возникать противоречия между обедневшими и богатыми эвпатриадами. Первые при этом все еще удерживали власть. Выделилась прослойка богачей из ремесленников, торговцев и землевладельцев. Они стремились к власти, используя недовольство мелких и средних собственников, а также представителей бедноты. Для смягчения противоречий и объединения всех свободных в один господствующий слой требовались радикальные преобразования. Их начало положил Солон - архонт, избранный в 594-м году до н. э. Главной целью его преобразований являлось примирение интересов существующих враждующих объединений свободных. Благодаря его деятельности афинская земля очистилась от долговых обязательств. Из прежней конституции он сохранил лишь некоторую часть положений. А все остальное было отменено.

Особое внимание Солон уделил праву. Так, гражданство получили иностранцы, поселившиеся в Аттике с имуществом и семьями. Все население в целом было разделено на 4 класса. Неравенство компенсировалось распределением податей. Последний класс освобождался от уплат совсем. Представители остальных классов занимали соответствующие должности и платили подать по своему состоянию. Права граждан соответствовали их званию. Солон также провозгласил амнистию. Прощались все, кроме убийц и изменников. Своими действиями он попытался объединить правосудие и силу. Воцарившаяся демократия существовала еще в течение трех веков. И за это время ни разу не пришлось повторять то, что сделал Солон. Однако это не значит, что не возникало необходимости в преобразованиях. Спустя годы произошли новые изменения в жизни Аттики. Реформы Клисфена имели огромное значение для политического и социального строя.

Смена власти

История весьма насыщена событиями. После кончины Писистрата власть перешла к его сыновьям: Гиппарху и Гиппию. Однако первый посвятил себя искусству и литературе. Гиппий же занялся государственными делами. Существовавший при Писистрате режим стал суровей. В 514-м году до н.э. в афинском аристократическом обществе возник заговор. Его целью являлось устранение тирании. Двумя заговорщиками - Аристогитоном и Гармдием - была предпринята попытка расправиться с правителями на празднестве. Однако убить им удалось только Гиппарха. Гиппий, оставшийся в живых, обрушил на противников жестокие репрессии. В то время многим афинянам пришлось покинуть родину. Память о Аристогитоне и Гармодии долго чтилась демократами.

Внешнеполитическая ситуация

Положение, которое занимал Гиппий, было достаточно сложным. Оно сопровождалось внешнеполитическими затруднениями. К 519-му году до н. э. к Афинам были присоединены Платеи - беотийский пограничный город. В результате произошел разрыв с фиванцами. В тот же период значительно ослаб Аргос - давний союзник Писистрата. А вот враждебная Спарта, наоборот, укрепила и усилила свои позиции. Кроме прочего, Афины лишились контроля над проливами, перешедшими во владение Ахеменидов.

Осложнение ситуации

Могуществу Писистратидов сопротивлялись вожди торгово-ремесленных обществ и родовая знать. У противников братьев была поддержка аристократических кругов Спарты, а также имевших большое влияние. В 510-м году до н.э. спартанцы ворвались в город и изгнали Гиппия.

Борьба за власть

После изгнания Гиппия началось противостояние между паралиями и эвпатриадами. Во главе знати стоял Исагор. Именно его поддерживал Клеомен - спартанский царь. В результате противоборства из города был изгнан Клисфен. Он принадлежал к Алкмеонидам, которые еще в VII веке до н.э. были прокляты. Причиной стала борьба представителей рода с узурпатором Килоном, в ходе которой было совершено святотатство по отношению к священному храму. С Клисфеном город были вынуждены покинуть еще 700 семей его сторонников. Поставив во главе правления Исагора, спартанцы хотели восстановить могущество родовой знати. Однако население Аттики проявило недовольство. Афины достаточно быстро наполнились крестьянами, которые совместно с городскими жителями заперли и спартанцев, и их местных сторонников на Акрополе. В результате эвпатридам пришлось сдаться, а Клеомен был вынужден оставить город. Клисфен вернулся и был избран, как в свое время Солон, первым архонтом. Это событие произошло в 508-м (507-м) г. до н. э. В то время его возраст был около 60 лет.

Преобразования с 508 г. до н. э.: административное разделение

Эти реформы Клисфена считаются важнейшими из всех. Все граждане Аттики были разделены на новые филы. До этого их существовало всего 4. В каждую филу входило по 3 фратрии. Во главе последних стояли представители знатного рода. Они ведали культовыми делами фратрий. Рядовые же их члены были обязаны подчиняться политическому и религиозному авторитету знати и оказывать ей поддержку в проводимых предприятиях. Реформы Клисфена полностью поломали старое устройство. Он разделил территорию на три округа. Теперь в Аттику входил город, прибрежная полоса и равнинный участок. В каждом округе было свое разделение. Теперь его территория включала в себя десять более мелких областей. Они назывались триттиями. Далее формировалось десять фил. В каждую из них входило по одной триттии от округа. Объединение фил происходило только на время голосования. Выдвигалось по 50 человек в буле (теперь это был, соответственно, Совет 500), по одному - в Коллегию 10 стратегов (каждый из которых по очереди выполнял задачи главного командующего). Также формировалось по три отряда для армии: всадников, пехотинцев и матросов. Эти административные реформы Клисфена, как выразился Аристотель, способствовали "смешению" народа. Главным направлением преобразований было подавление эвпатридов. За прежними родовыми филами были закреплены только религиозные функции. Таков был, в целом, государственный строй Афин.

Дем

Это была основная административная, политическая и экономическая единица. Демов было порядка ста. Это были самоуправляемые общины, имевшие свое собрание, казну, суд. Был в них и выборный староста - демарх. Он обладал достаточно широкими полицейскими и административными полномочиями. Демарх ведал сбором налогов, следил за списками рождающихся, мобилизацией молодых представителей. По жребию шло определение членов Отдельное место занимало право Древних Афин. При составлении списков демотов было включено большое количество метеков. Это были потомки переселенцев, ограниченные в правах, и вольноотпущенники. Это, в свою очередь, способствовало увеличению численности населения. Дело в том, что попадавшие в списки дема наделялись гражданскими правами.

Остракизм

Изменениям подверглось и право Древних Афин. В ходе преобразований была восстановлена роль судов присяжных, буле и Народного собрания. Через эти институты можно было отстаивать свои права. Причем это мог сделать каждый гражданин при необходимости. Законы Клисфена были главным образом направлены против тирании. Одним из таких был акт об остракизме. Как гласил этот закон Крисфена, ежегодно Народному собранию необходимо было решать важнейший вопрос. Суть его состояла в выявлении человека в городе, выделявшегося своим авторитетом настолько, что вполне мог бы захватить власть в свои руки. Если первое собрание посчитало, что такой гражданин есть в городе, то созывалось второе. На нем проводилась процедура остаркизма ("остракон" - черепок). Присутствующие на собрании афиняне могли написать на черепке имя наиболее опасного человека. Им мог стать успешный полководец, известный политик и так далее. Надо сказать, что это вполне мог быть обычный достойный гражданин, не запятнавший себя. Тем не менее Народное собрание могло посчитать его опасным для города. Такой гражданин изгонялся из полиса на десять лет. Его семья и имущество оставались в городе. После своего возвращения он сразу же снова обретал свои права. Таковы были основные реформы Клисфена кратко.

Торжество демократии

Реформы Клисфена в Афинах вызвали недовольство у коалиции греческих стран. На этих территориях власть держала в руках знать, которая, разумеется, опасалась "дурного примера" для своих жителей. В коалиции состояли Эгина, Спарта, Фивы и Халкида. Алкмеониды попытались получить поддержку у персов. Они даже готовы были согласиться на признание верховной власти их царя. Но население Аттики категорически было против ратификации соглашения. В итоге в 506-м г. до н.э. войска коалиции вторглись на афинские территории. Однако они потерпели сокрушительное поражение. Афиняне не только смогли отразить нападение, но и переправиться на Эвбею и овладеть Халкидой. В результате восторжествовала демократия.

В заключение

Таковы реформы Солона и Клисфена кратко. Эти два человека жили в разное время. Однако деятельность их обоих имела огромное значение для Аттики. и Клисфена способствовали упорядочению политического, общественного и административного устройства.

Дети %D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82%5B>https:%E2%95%B1%E2%95%B1ru.wikipedia.org%E2%95%B1w%E2%95%B1index.php%E2%9D%93title%E2%95%90Megacles&action%E2%95%90edit&preload%E2%95%90%D0%A8:Preload/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5&preloadparams%5B%5D%E2%95%90%7B%7B%D0%A3%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0%7CQ13410600%7D%7D%0A"""Megacles"""+-+%0A==+%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F+==%0A%7B%7B%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%7D%7D%0A%5B%5B%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F:%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D1%82%D1%8C+%D1%81+%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BC+%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85%7CQ13410600%5D%5D Megacles %D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82<=>%5B>https:%E2%95%B1%E2%95%B1www.wikidata.org%E2%95%B1wiki%E2%95%B1Q13410600<%5D<)+%7D" class="extiw" title="d:Q13410600"> [d]

Биография

Борьба против тирании

Первое упоминание о Клисфене (впрочем, это нельзя считать вполне доказанным) содержится во фрагменте афинской надписи со списком архонтов , из которого следует, что Клисфен был архонтом 525 г. до н. э. Это противоречит античной традиции, согласно которой Алкмеониды были изгнаны тираном Писистратом и с тех пор постоянно боролись с тиранией и заставляет учёных предполагать, что Клисфен, в числе других Алкмеонидов, был возвращен в Афины Писистратом или скорее его сыновьями Гиппием и Гиппархом и вновь изгнан после убийства Гиппарха Гармодием и Аристогитоном в 514 г. до н. э. С этого момента Алкмеониды, во главе которых стоял Клисфен, действительно развивают активную борьбу против тирании: укрепляют местечко Липсидрий, а после понесенного там военного поражения - подкупают Дельфийского оракула, который дает повеление спартанцам освободить Афины. Повеление было выполнено в 510 г. до н. э. при активной помощи афинских противников тирании; о конкретной роли Клисфена в событиях источники ничего не говорят, но она должна была быть немалой.

Борьба с Исагором

В освобожденных Афинах началась борьба за власть между Клисфеном и Исагором , избранным архонтом на 508/507 гг. При этом Исагор придерживался олигархического направления и опирался на аристократические «товарищества» ( гетерии), тогда как Клисфен, в противовес ему, апеллировал к народной массе и предложил план широких демократических реформ. Исагор, со своей стороны, запросил помощи у Спарты. Спартанский царь Клеомен I прислал послов с требованием к афинянам изгнать запятнанных « килоновым грехом»; Клисфен тайно бежал, но тем не менее Клеомен явился в Афины с отрядом и изгнал 700 семей, и даже кости мертвецов были выброшены из могил. После этого он попытался разогнать Совет и передать власть в руки Исагора и 300 его приверженцев-олигархов. Результатом было всеобщее восстание; Клеомен со спартанцами и олигархами был осажден на Акрополе и вынужден удалиться; Исагор удалился с ним, а его приверженцы (по разным сообщениям) то ли так же покинули Афины, то ли были перебиты. После этого Клисфен вернулся в город и провёл серию реформ, утвердивших афинскую демократию.

Реформы Клисфена

Территориальное деление

Клисфен уничтожил традиционное деление Афин на четыре территориально-родовых округа - филы , бывшее опорой влияния родовой знати и её группировок. Основой деления стала «деревня» - дем ; демы объединялись в 30 триттий, а триттии - в 10 новых фил, нарезанных произвольно и не имевших сплошной территории. Первоначальное число демов Геродот определяет во 100; потом их число увеличивалось.

Демы названы были или по именам занимаемых местностей, или по их мифическим основателям, или, наконец, по знатным родам, обитавшим в том или другом деме (например дем Филаидов). Афинянин теперь становился членом гражданского коллектива не через принадлежность к роду, а через принадлежность к дему; в своем деме он по достижении совершеннолетия (18 лет) вносился в гражданские списки. В официальных документах он именовался по названию дема (например: Деметрий из Алопеки); как полагают, Клисфен стремился, чтобы это наименование вытеснило традиционные отчества. Впрочем, наименование дема быстро утратило связь с фактическим местожительством и напоминало лишь, к какому дему были приписаны его предки при Клисфене.

По населённости и пространству демы сильно разнились между собой, так как при образовании их Клисфен исходил от исконного деления Аттики на поселения. Дем пользовался самоуправлением в местных делах; в государственном управлении демы участвовали преимущественно через филы.

Дем, с его демархом и другими местными властями, с его общедемотскими собраниями, землями, культом, воспитывал гражданина для деятельности на более широкой общегосударственной арене. Законодателю не трудно было ввести в новые деления и новых граждан - поселившихся в Аттике иноземцев и вольноотпущенников.

Несколько демов составляли триттию. Всего триттий было 30: 10 в городе и его округе, десять в Паралии (на побережье) и 10 в Месогее (внутренней области Аттики). Триттии были распределены по жребию между 10 филами, так чтобы в каждой филе была одна триттия городская, одна триттия Паралии и одна - Месогеи. Таким образом были разорваны старые родо-территориальные связи и предупреждено образование партий наподобие педиеев, паралиев и диакриев.

Клисфеновские деления можно проследить до середины IV в. нашей эры (причём тогда было уже 13 фил и до 200 демов). Патронами клисфеновских фил сделались, по указанию Пифии , 10 отечественных героев , которые и дали филам свои имена.

Реформа территориального деления повлекла за собой реформу городского Совета. По конституции Солона Совет формировался по 100 человек от каждой филы, и таким образом представлял собой Совет Четырёхсот. Новый Совет Пятисот представлял собой по 50 человек от филы, избиравшихся в демах; весь состав совета делился в течение года на 10 секций (пританий) по филам; должностные коллегии состояли обыкновенно из 10 магистратов, по одному от каждой филы; 6000 присяжных судей выбирались также по филам; пехота делилась на 10 полков, а конница на 10 эскадронов и т. д. В основу государственного управления положена была, таким образом, не территориальная, но политическая единица.

Другие реформы

Давних родовых делений Аттики Клисфен не уничтожал; роды, фратрии , ионийские филы продолжали существовать и после него. Он даже увеличил число фратрий, изменив и личный состав их: кроме древних родов, в их среду вошли члены религиозных сотовариществ, к родам не принадлежавшие; всех фраторов объединяли культы Зевса-фратрия и Афины-фратрии. Принадлежностью к фратрии обуславливались права и звание афинского гражданина до 18-летнего возраста. Однако эти родовые деления перестали играть политическую роль.

Клисфен также создал коллегию из 10 военачальников - стратегов (по 1 от каждой филы), в руки которых в последующие годы перешла от архонта- полемарха вся военная власть; в отличие от архонтов, в которые избирались только представители двух высших имущественных классов, стратегами могли стать представители всех классов, кроме последнего - фетов .

Для предупреждения новых попыток захвата тиранической власти Клисфен ввёл остракизм .

Результат

Реформами Клисфена завершилось объединение Аттики, начатое, по легенде, Тезеем , и образование органического целого из разрозненных и враждовавших между собой групп населения. По словам Аристотеля, Клисфен сделал Афины более демократическими, а Геродот ставит в причинную связь с клисфеновской организацией республики последовавшие вскоре за ней успехи афинян в войнах с беотийцами и халкидянами: под гнетом тиранов они были нерадивы, «потому что, как бы трудились для господина, а потом, когда стали свободными, охотно брались за дело, преследуя собственные выгоды» (V, 78).

Примечания

Литература

Ссылки

  • Владимирская О. Ю. %D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82<=>%5B>https:%E2%95%B1%E2%95%B1web.archive.org%E2%95%B1web%E2%95%B120070312073801%E2%95%B1http:%E2%95%B1%E2%95%B1centant.pu.ru%E2%95%B1aristeas%E2%95%B1monogr%E2%95%B1vladim_o%E2%95%B1vlad_o01.htm<%5D<)+%7D"> Алкмеониды и Филаиды афинские