Кабинетные спасатели пошли на выход. В МЧС началась кадровая зачистка

Пучков Владимир Андреевич — глава МЧС России с 2012 года по весну 2018 года, генерал-лейтенант запаса, обладатель классного чина «действительный государственный советник 1 класса», кандидат технических наук, изобретатель.

Ранние годы и образование

Владимир Андреевич Пучков родился 1 января 1959 года в селе Новинка (бывшем немецком поселении) Жирновского района Волгоградской области.

Владимир Пучков окончил школу в 1976 году и поступил в Высшее военно-инженерное командное училище в Тюмени. В 1979 году Пучков получил диплом техника.

С 1979 года Владимир Пучков прошел трехлетнюю срочную службу в армии на Дальнем Востоке.

Из биографии Владимира Пучкова известно, что с 1983 по 1986 годы он в качестве офицера продолжал службу в штабе гражданской обороны (ГО) в Пермской области (город Кунгур).

В этот период Владимир Пучков повысил уровень своего образования в московской Военно-инженерной академии. И далее будущий министр МЧС обучался в адъюнктуре академии.

Карьера Владимира Пучкова

В 1988 году Пучков получил должность заместителя командира полка ГО. В тот период произошло Спитакское землетрясение, и Владимир Пучков принимал участие в восстановительных работах. Там он познакомился с Сергеем Шойгу , который работал ликвидатором-добровольцем.

В 1991 году Пучков окончил подготовку к научно-педагогической деятельности и до 1995 года преподавал на курсах ГО. После Владимир Андреевич исполнял обязанности в разных структурных подразделениях МЧС — в исследовательской лаборатории, в отделах войсковых подразделений аварийно-спасательной службы.

Владимир Пучков показал себя профессионалом, добросовестным исполнителем и в 1995 году Владимира Андреевича назначили руководителем Управления Всероссийского НИИ по проблемам ГО и ЧС.

С 1999 года Владимир Пучков участвовал в проведении гуманитарных миссий во время войны в Югославии, также в его биографии были операции в Грозном по ликвидации последствий терактов.

Параллельно Владимир Андреевич Пучков завершил обучение в Академии госслужбы при главе государства.

По службе Пучков продвигался весьма успешно. В 2006—2007 годы Владимир Андреевич возглавлял Северо-западный региональный центр МЧС. Затем стал заместителем министра Сергея Шойгу (2007−2012).

На этом этапе Владимир Андреевич Пучков занимался непосредственным руководством комплекса мероприятий по устранению результатов локальных вооруженных конфликтов, природно-техногенных бедствий, катастроф и катаклизмов.

В 2012 году Владимир Андреевич Пучков был назначен министром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В 2015 году Владимир Пучков, выступая на заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям Карачаево-Черкесии, сказал, что каждая копейка федерального бюджета должна расходоваться с пользой для населения. По его словам , задача МЧС РФ сейчас — «обеспечить эффективность использования бюджетных средств, чтобы повысить качество предоставляемых услуг в области безопасности населения».

Владимир Андреевич Пучков занимал должность главы МЧС до 2018 года.

Критика Владимира Пучкова

Однако не все было безоблачно в деятельности Владимира Пучкова. В 2012 году, когда Пучков исполнял обязанности Сергея Шойгу (Сергей Кужугетович находился на должности губернатора Московской области), произошла трагедия в Краснодарском крае. Наводнение там привело к гибели порядка 170 человек. В адрес министерства и чиновников, не обеспечивших надлежащего информирования населения об угрожающей ситуации, его эвакуацию, было много заслуженной критики.

По его словам, в МЧС есть проблемы, они известны, но нужно трезво оценивать ситуацию. «Вы знаете, что это ведомство, которое относится к президентской прерогативе, и президент, конечно, самым плотным образом держит под своим контролем работу этого ведомства, и, тем более, к сожалению, эта работа часто бывает востребована», — сказал Песков.

Он отметил , что неверно говорить о том, что все развалено в МЧС, в то время как «огромное количество спасателей и пожарных работают по тушению пожаров на просторах нашей страны».

После трагедии в Кемерово глава МЧС РФ Владимир Пучков сообщил о том, что сотрудники его ведомства вместе с прокуратурой провели проверку почти всех торгово-развлекательных центров и в каждом втором из них выявили серьезные нарушения требований пожарной безопасности.

По его словам, многие ТЦ были изначально построены с нарушениями. Он также добавил, что с 1 мая (2018 г.) в ТЦ начнутся учения, чтобы сотрудники заведения могли отработать свои действия на случай чрезвычайной ситуации. Кроме того, будет еще раз проверено наличие средств первичного пожаротушения и состояние эвакуационных выходов.

«Мы заинтересованы, чтобы был постоянный жесткий порядок», — цитировали информагентства Пучкова.

Еще Владимир Андреевич Пучков призвал россиян размещать фотографии с нарушениями требований пожарной безопасности, причем не только в ТЦ, но и в других объектах, в том числе в жилых домах.

Глава МЧС Владимир Пучков также извинился перед семьями, потерявшими детей при пожаре в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерово.

«Самое страшное — это когда гибнут дети. Я извинился перед родителями мальчишек и девчонок, которых мы не уберегли и недоработали. Эта трагедия должна для всех нас послужить уроком», — сказал Пучков на селекторном совещании.

Отставка Владимира Пучкова

После выборов президента 2018 года Владимир Пучков не вошел в новый состав правительства Дмитрия Медведева.

Президент России Владимир Путин назначил главой МЧС России заместителя главы ФСБ 51-летнего Евгения Зиничева . По информации из открытых источников, тот с 1991 года работал в Федеральной службе охраны, начиная с 2006 года — в личной охране Службы безопасности президента, сопровождал Владимира Путина в рабочих поездках.

Личная жизнь Владимира Пучкова

Владимир Пучков женат. У экс-главы МЧС четверо детей — три сына и дочь.

Владимир Пучков рассказывал в новостях, что несколько лет на посту главы МЧС соблюдал одну традицию. В новогоднюю ночь, через час после наступления нового года, он всегда проводил селекторные совещания об оперативной обстановке, чтобы вовремя отреагировать на все случившиеся ЧП. Причем, в честь любимого многими праздника и собственного дня рождения, он позволял себе взять на работу детей — всех троих сыновей.

Владимир Пучков в течение нескольких лет возглавлял министерство по чрезвычайным ситуациям России. Помимо высокой должности министра МЧС, биография чиновника отмечена ученой степенью, патентами на собственные изобретения и воинским званием генерал-лейтенанта запаса.

Детство и юность

Владимир Андреевич Пучков родился 1 января 1959 года. Родина министра - Сталинградская область (сейчас - Волгоградская), поселок под названием Новинка. В 1976 году Пучков окончил школу и отправился в Тюмень, где поступил в военно-инженерное училище. Став дипломированным техником, Владимир Андреевич начал военную службу на Дальнем Востоке.

Позднее он еще три года (до 1986-го) служил офицером в городе Кунгуре (что в Пермской области). Параллельно Пучков получал высшее образование в Московской военно-инженерной академии, а затем учился в адъюнктуре того же вуза.

В 1988-м Владимир Пучков оказался в Армении, где, являясь заместителем командующего полка ГО, помогал восстанавливать населенные пункты, пострадавшие после страшного спитакского землетрясения. Там Владимир Андреевич и познакомился с , который приехал в Армению как спасатель-волонтер.

Карьера и политика

В 1991 году, завершив обучение в адъюнктуре, Владимир Пучков стал преподавать на курсах Гражданской обороны. Параллельно мужчина занимал посты в МЧС, от руководителя исследовательской лаборатории до начальника отдела войскового подразделения аварийно-спасательной службы ведомства.


Зарекомендовав себя грамотным и ответственным специалистом, уже в 1995 году Владимир Андреевич добился назначения на пост начальника управления НИИ по проблемам ГО и ЧС России, который занимал в течение четырех лет. После этого чиновник сменил несколько руководящих должностей. Кроме того, Пучков участвовал в организации гуманитарных миссий в Югославии, а также в столице Чечни после терактов. Параллельно Владимир Андреевич окончил академию госслужбы при президенте РФ.

Карьера Владимира Пучкова стремительно шла в гору, в 2006 году чиновник уже возглавлял Министерство ЧС по Северо-Западному региону. В 2007-м Владимир Андреевич назначен заместителем Сергея Шойгу (на тот момент министра МЧС Российской Федерации).


Помимо основных обязанностей замминистра, Пучков также участвовал в гуманитарных миссиях, организовывал спасательные и восстановительные кампании в регионы, пострадавшие от катастроф, стихийных бедствий и военных действий.

2011 год в карьере Владимира Пучкова отмечен инициативой чиновника о создании добровольных пожарных дружин. Это встретило положительный отклик у членов Думы, и в том же году все функции подобных дружин были внесены в федеральный закон страны. Однако в СМИ инициатива была жестко раскритикована.


В 2012-м Сергей Шойгу оставил пост главы Министерства ЧС и стал губернатором Московской области. Позднее, в том же году, Шойгу возглавил министерство обороны, сменив на этом посту . Освободившееся место министра по делам ГО и ЧС занял Владимир Пучков.

И первое же бедствие, произошедшее после назначения Владимира Андреевича, вызвало бурю критики в адрес последнего. Дело в том, что серьезное наводнение, затронувшее множество населенных пунктов в Краснодарском крае, выявило недостатки в системе оповещения жителей, а также недостатки при проведении эвакуации людей.


В 2014 году фото Владимира Пучкова вновь появились в прессе. На этот раз поводом для домыслов и сплетен стала информация о доходах министра: Владимир Андреевич вошел в список 20 чиновников, заработавших больше всего денег по итогам года.

Следующий год Владимир Пучков посвятил проработке схем поведения и быстрого реагирования в условиях климатических катаклизмов (ледяных дождей, града, ураганов и потопов). По заверению чиновника, подготовлено четкое руководство по эвакуации людей, а также поставке воды и питания в пострадавшие регионы.


В 2016 году в СМИ появились сообщения о возможной отставке Владимира Пучкова. Поводом для подобных слухов стали события в Иркутске: лесные пожары нанесли заметный ущерб области, кроме того, потерпел крушение один из самолетов, вылетевший для тушения возгораний. Ситуацию усугубляли сообщения о ситуации в республике Коми, где погибли спасатели. Однако, несмотря на домыслы и предположения, Владимир Пучков остался на посту.

Годом позднее министр Пучков сообщил, что в 2017-м количество техногенных возгораний стало на 6% ниже, чем в прошлом году. Кроме того, Владимир Андреевич подчеркнул, что совместными усилиями врачей, пожарных, медицинских работников и других профессионалов благополучно разрешено более 200 чрезвычайных ситуаций.

Личная жизнь

Личная жизнь главы министерства сложилась счастливо. У Владимира Пучкова большая семья: жена Владимира Андреевича подарила супругу четырех детей - троих сыновей и дочку.


В одном из интервью чиновник поделился семейной традицией: за час до наступления Нового года должность министра обязывает Пучкова проводить совещание и принимать доклады об оперативной обстановке. В честь праздника Владимир Александрович приводил на работу сыновей, чтобы провести с ними предновогодние минуты.

Владимир Пучков сейчас

В начале 2018-го министр объявил, что год пройдет под эгидой культуры безопасности. В рамках этого Владимир Андреевич был намерен организовывать мероприятия и лекции, которые помогут обычным людям подготовиться к возможным чрезвычайным ситуациям, научиться вести себя в сложных ситуациях и усвоить правила безопасности. Эти мероприятия рассчитаны и на взрослых, и на школьников.


Еще одна важная задача 2018 года - обеспечение безопасности зрителей и спортсменов во время чемпионата мира по футболу. Владимир Пучков заверил, что уже проведены необходимые учения, которые помогут спасателям и сотрудникам служб быстрого реагирования принимать верные и быстрые решения в незапланированных ситуациях.

Награды

  • Орден Александра Невского
  • Орден Мужества
  • Орден Дружбы
  • Орден «За личное мужество»,
  • Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени
  • Орден Дружбы (Армения)
  • Юбилейная медаль «20 лет Комитету по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан»

Отставка Владимира Пучкова с поста главы МЧС была прогнозируемой, при следующем министре не исключена реформа агентства, считает заслуженный спасатель Российской Федерации Александр Гофштейн.

Причины увольнения министра МЧС Владимира Пучкова

В пятницу премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев на встрече с президентом Владимиром Путиным внес предложение назначить на должность главы МЧС Евгения Зиничева вместо Владимира Пучкова. В 2016 г. он руководил Калининградской областью, а до этого возглавлял региональное управление ФСБ.

«Все шло к тому, что Пучкову не продлят полномочия, вопрос был только в том, когда. Ожидали, что чемпионат мира (по футболу) он ещё отбудет. Фамилия Зиничев мне совершенно незнакома, однако тенденция государства достаточно прозрачная – на посты, которые считают важными, назначают силовиков, то есть людей преданных, свыкшихся исполнять приказы без оглядки на постороннее мнение», - заявил Гофштейн.

По его мнению, когда министром был Сергей Шойгу, министерство «развивалось творчески», однако в дальнейшем курс был утерян.

«После ухода Шойгу на его место прибыл человек с конторским образованием, статс-секретарь - это завканцелярией. И оказалось, что во главе министерства стали преобладать не вопросы профессионализма, а связей. Уволили большое число замечательных людей, которые не подходили по принципу личной преданности. Президент, скорее всего, принял решение все это осадить – видимые неудачи, очевидный разлад, лесные пожары - в привычном для себя ключе, назначив силовика. Должно быть, (Зиничев) человек строгий, волевой, однако одной строгостью здесь не возьмешь, потому что МЧС- это многогранная работа, непростая и увлекательная структура», - полагает эксперт.

По мнению Гофштейна, необходимость в реформировании министерства появилась уже давно.

Гофштейн обозначил, что при новом руководителе не исключена реформа министерства.

«Мой прогноз и чаяния в том, что данные три службы необходимо разделить уже давно, и в этом случае МЧС станет гармонично функционирующей структурой. Спасателей необходимо оставить как спасателей, вероятно, понизить статус министерства до агентства либо службы, извести до нуля разросшийся бюрократический аппарат и начать разделение профессий», - заключил собеседник агентства.

Достижения Владимира Пучкова

Владимир Андреевич Пучков – экс-глава МЧС Российской Федерации (2012-2018), генерал-лейтенант запаса, обладатель классного чина «действительный государственный советник 1 класса» и ученой степени первой ступени «кандидат технических наук», изобретатель.

В рейтинге популярности среди высшего руководства государством, по социологическому исследованию отечественного центра изучения общественного мнения, в 2015 г. он занимал третье место (после министра обороны Сергея Шойгу и руководителя МИДа Сергея Лаврова).

Граждане Российской Федерации оценили качество его работы в 3,94 балла по пятибалльной системе. Для сравнения – в 2013 г. он занимал третью позицию рейтинга с 3,48 баллами из 5.

Не столь давно были объявлены имена тех, кто войдет в состав нового Правительства Российской Федерации, сформированного новым-старым премьер-министром Дмитрием Медведевым. Многие министры потеряли свои посты в Кабмине, не стал исключением и министр по чрезвычайным ситуациям Владимир Пучков. Кто же пришел ему на замену? Новый министр МЧС России в 2018 году: кто этот человек, биография, чем известен, почему именно он возглавил МЧС.

Владимир Пучков возглавлял Министерство чрезвычайных ситуаций с 21 мая 2012 года, придя на смену Сергею Шойгу, с которым долгое время МЧС неразрывно ассоциировалось в сознании абсолютного большинства жителей России. За годы, что Пучков возглавлял МЧС, претензий к нему у населения накопилось немалое количество, а потому его отставка с поста министра неожиданностью не стала.

Первой чрезвычайной ситуацией, с которой столкнулся Пучков, стало наводнение в Крымске, когда в июле 2012 года погибли 170 человек. Тогда в результате расследования Следственного комитета выяснилось, что организация оповещения почти полностью отсутствовала. Автоматизированную систему смогли расслышать не больше полусотни человек, но было уже слишком поздно.

Также Пучкова СМИ обвиняли в гибели спасательного отряда на шахте «Северная» в Коми, катастрофе Ил-76, который тушил пожары под Иркутском, и общих системных ошибках в руководстве данным министерством. Высказывались даже предложения о том, чтобы вернуть пожарную охрану в МВД, а гражданскую оборону передать Министерству обороны.

Последними каплями для Пучкова стали пожары в Ростове-на-Дону и кемеровском торговом центре «Зимняя вишня». После них с серьезной критикой МЧС выступил кинорежиссер Никита Михалков, заявивший, что на 2017 год в МЧС сокращено порядка 30% личного состава, а в караулах – и до 50%. Результатом, по мнению Михалкова, явилось то, что в штате министерства попросту недостаточно работников для тушения пожаров. Пучков тогда с мнением Михалкова не согласился, заявив, что это бред.

Владимир Пучков работал заместителем Сергея Шойгу в бытность того главой МЧС, однако после того, как он стал возглавлять министерство, стало ясно, что до уровня Шойгу Пучков не дотягивает.

Буквально несколько дней назад на должность министра МЧС был назначен Евгений Зиничев, которого предложил на эту роль глава Кабмина Дмитрий Медведев. Президент Владимир Путин утвердил Зиничева в данной должности.

Таким образом, Евгений Зиничев стал членом нового правительства. Если касаться биографии политика, то очень подробных данных о нем в интернете нет. Известно только, что Зиничев в 1987-2015 гг. работал на различных должностях в сфере государственной безопасности.

Евгений Зиничев родился 18 августа 1966 года в Ленинграде. В середине 1980-х годов он 2 года отслужил на Северном флоте Российской Федерации, в том числе на Новой Земле.

Зиничев окончил высшее образование в сфере экономики и юриспруденции, имеет ряд дипломов в сфере экономики и финансов. Политик получил свое образование в Санкт-Петербурге. В конце 1980-х – начале 1990-х годов Евгений Николаевич являлся сотрудником КГБ СССР. Затем трудился в аппарате ФСБ. С начала 90-х Зиничев числился в ФСО. В течение некоторого времени он являлся одним из тех, кто обеспечивал личную охрану президента Путина.

Какое-то время Евгений Зиничев часто сопровождал президента в рабочих поездках. В общем доступе есть ряд снимков, где видно, что Зиничев был рядом с президентом. Но он указывался как сотрудник ФСБ или ФСО. Данный факт также не является частью его официальной биографии. С 2014 года Евгений Зиничев работал в должности заместителя начальника Службы по борьбе с терроризмом ФСБ. В 2015 году стал начальником управления ФСБ в Калининградской области, сменив в этой должности Александра Козлова.

В 2017 году Евгений Зиничев был назначен на должность временно исполняющего обязанности губернатора Калининградской области. Однако уже в октябре Зиничев ушел с данного поста по собственному желанию. Причиной ухода были заявлены семейные обстоятельства. Всего в данной должности Зиничев проработал 70 дней. И уже на следующий день политик получил должность заместителя директора ФСБ России, откуда и пришел на должность министра МЧС.

Что касается личной жизни Евгения Зиничева, то общественности известно, что у него есть жена, сын и 3 внука.

Указ Президента РФ от 11.07.2004 № 868 (ред. от 24.05.2009)«Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // Собрание законодательства РФ. 12.07.2004. № 28. Ст. 2882.

В систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входят:

– центральный аппарат;

– территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

– Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

– войска гражданской обороны;

– Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

– аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования;

– образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Для решения гуманитарных задач за пределами Российской Федерации из части сил системы МЧС России создается российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.

16 Мая – Rambler Mass Media

Горноспасателей переводят в МЧС

Президент России Дмитрий Медведев подписал указ «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Как сообщает пресс-служба Кремля, этим документом на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возлагается функция по руководству деятельностью военизированных горноспасательных частей.

Комплекс аварийно-спасательных и технических работ на объектах металлургии и энергетики осуществляют военизированные горноспасательные части общей численностью личного состава 4742 человека. До настоящего времени они находились в ведении Минпромторга, Ростехнадзора и Минэнерго.

К данным подразделениям относятся: в Минпромторге – ФГУП «Металлургбезопасность» (1666 человек личного состава), в Ростехнадзоре – ФГУ «Управление военизированных горноспасательных частей в строительстве» (579 человек), в Минэнерго - ОАО «Военизированная горноспасательная, аварийно-спасательная часть» (2497 человек). «Существует своя специфика в горной промышленности и в металлургии. Чтобы эксклюзивные спасатели не были разобщены, чтобы можно было осуществлять централизованное управление силами и средствами, они переданы в ведение МЧС», - цитирует пресс-служба МЧС заместителя министра Александра Чуприяна.

Ведомственная разобщенность военизированных горноспасательных подразделений отрицательно влияла на их готовность к действиям по предназначению, приводила к децентрализации управления, ухудшению технической оснащенности, снижению уровня реагирования. Это требовало при проведении аварийно-спасательных работ дополнительного привлечения федеральных сил и средств.

Как считают в МЧС России, передача указанных предприятий в ведение этого ведомства обеспечит оперативное реагирование на возникающие угрозы, исключит межведомственные проволочки, уменьшит финансовые затраты, повысит материально-техническую обеспеченность и готовность аварийно-спасательных сил и средств, а также будет способствовать их дальнейшей консолидации с целью совершенствования системы обеспечения безопасности предприятий и населения. «Теперь у горноспасателей будет единое управление, что обеспечит оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации и консолидирует усилия спасательных служб, - сказал замглавы МЧС. - Военизированные горноспасательные части во многом схожи и идентичны по тактике деятельности как с нашими спасателями, так и с пожарными».

До принятия соответствующих нормативно-правовых актов работникам военизированных горноспасательных частей и членам их семей сохранятся льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством. «Кардинально будет меняться их оснащение, а социальные условия горноспасателей будут улучшены», - сказал замминистра.

В Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

а) Пять заместителей Министра,в том числе:

– один первый заместитель (в настоящее время – Цаликов Руслан Хаджисмелович);

– один статс-секретарь – заместитель Министра (в настоящее время – Пучков Владимир Андреевич);

– а также главный военный эксперт и главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, пользующиеся правами заместителя Министра;

б) коллегия в количестве19 человек;

в) до 11 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства и до 11 управлений.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

В МЧС России образуется коллегия, в состав которой входят Министр (председатель коллегии) и его заместители, входящие в него по должности, а также другие руководящие работники центрального аппарата МЧС России, организаций, находящихся в ведении МЧС России.

Численность коллегии и ее состав (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Министра.

Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности МЧС России.

Решения коллегии реализуются, как правило, приказами МЧС России.

В случае разногласий между председателем и членами коллегии решение принимает председатель, докладывая о возникших разногласиях в установленном порядке Президенту Российской Федерации.

Для рассмотрения и выработки рекомендаций по особо важным проблемам, отнесенным к компетенции МЧС России, при МЧС России создается научно-технический совет , в состав которого могут входить представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и общественных объединений. Положение о совете и его состав утверждаются Министром.

Для разработки основных направлений международного сотрудничества и обеспечения деятельности российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования при МЧС России создается совет по оценке и стратегическому планированию международной деятельности . Положение о совете и его состав утверждаются Министром.

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

МЧС России возглавляет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр:

1) несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МЧС России задач и функций;

2) распределяет обязанности между своими заместителями;

3) вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты нормативных правовых актов и предложения по вопросам, входящим в компетенцию МЧС России;

4) утверждает положения о подразделениях центрального аппарата МЧС России;

5) осуществляет в установленном порядке прием граждан Российской Федерации на военную службу в войска гражданской обороны по контракту, на службу в Государственную противопожарную службу, на работу в МЧС России; назначает на должность и освобождает от должности военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы, лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, работников МЧС России; увольняет с военной службы (службы) военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы, лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы и работников МЧС России в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также определяет соответствующие полномочия должностных лиц МЧС России;

6) утверждает в пределах установленной Президентом Российской Федерации численности работников структуру и штатное расписание центрального аппарата МЧС России;

7) утверждает смету МЧС России в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на соответствующий год МЧС России;

8) утверждает в установленном порядке уставы (положения) организаций, находящихся в ведении МЧС России, назначает на должность и освобождает от должности их руководителей, заключает и расторгает с ними трудовые договоры (контракты), а также вносит в договоры (контракты) изменения;

9) организует работу МЧС России, руководит деятельностью Государственной противопожарной службы, Государственной инспекции по маломерным судам, аварийно-спасательных и иных формирований и осуществляет управление войсками гражданской обороны;

10) представляет МЧС России в органах исполнительной, законодательной и судебной власти Российской Федерации, в организациях, а также в международных организациях;

11) определяет перечень должностных лиц МЧС России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и организует их деятельность;

12) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации в установленном порядке территориальных органов и организаций, находящихся в ведении МЧС России, определяет их структуру и штатное расписание, устанавливает нормативы их штатной численности;

13) представляет в установленном порядке на утверждение Президента Российской Федерации концепцию и план строительства и развития войск гражданской обороны, предложения по их структуре и составу, а также по штатной численности военнослужащих войск гражданской обороны;

14) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в МЧС России;

15) пользуется в полном объеме правами, предусмотренными общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, в отношении военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы, а также правами, предусмотренными Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", - в отношении лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы;

16) присваивает военнослужащим войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы воинские звания до полковника (капитана 1 ранга) включительно, лицам рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы - специальные звания до полковника внутренней службы включительно; определяет полномочия должностных лиц МЧС России по присвоению военнослужащим войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы воинских званий до подполковника (капитана 2 ранга) включительно, лицам начальствующего состава Государственной противопожарной службы - специальных званий до подполковника внутренней службы включительно;

17) представляет на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения:

о включении воинских должностей военнослужащих войск гражданской обороны и должностей высшего начальствующего состава Государственной противопожарной службы в перечни воинских должностей и должностей высшего начальствующего состава, замещаемых высшими офицерами и лицами высшего начальствующего состава;

о назначении на должность и освобождении от должности военнослужащих войск гражданской обороны и лиц начальствующего состава Государственной противопожарной службы, для которых штатом предусмотрены соответственно воинские звания высших офицеров и специальные звания высшего начальствующего состава, о присвоении им воинских званий высших офицеров и специальных званий высшего начальствующего состава, а также об увольнении их со службы;

18) имеет в установленном порядке наградной и подарочный фонды, в том числе огнестрельного и холодного оружия, для награждения военнослужащих войск гражданской обороны, личного состава Государственной противопожарной службы, работников МЧС России, а также других лиц, оказывающих содействие в выполнении возложенных на МЧС России задач;

19) принимает по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решения о передислокации в пределах Российской Федерации подразделений и воинских частей войск гражданской обороны;

20) представляет военнослужащих войск гражданской обороны и личный состав Государственной противопожарной службы, работников МЧС России к награждению государственными наградами Российской Федерации;

21) решает в пределах своей компетенции вопросы обеспечения правовой и социальной защиты военнослужащих войск гражданской обороны, личного состава Государственной противопожарной службы, работников МЧС России, органов, подразделений и организаций системы МЧС России и членов их семей, заключает в установленном порядке отраслевое тарифное соглашение в качестве работодателя;

22) направляет в установленном порядке военнослужащих войск гражданской обороны, личный состав Государственной противопожарной службы и работников МЧС России в служебные командировки, в том числе за пределы Российской Федерации;

23) определяет в установленном порядке ведомственные знаки отличия, утверждает положения об этих знаках и их описания, награждает ими личный состав МЧС России, а также граждан, оказавших содействие в решении задач гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в обеспечении пожарной безопасности;

24) утверждает в установленном порядке описание формы одежды, обуви и средств специальной защиты, нормы снабжения специальной одеждой и снаряжением, в том числе временные, порядок обеспечения вещевым имуществом отдельных категорий государственных служащих и лиц, замещающих должности, не относящиеся к должностям государственной службы, военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы, лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы;

25) утверждает в установленном порядке генеральные планы строительства и развития военных городков войск гражданской обороны, городков поисково-спасательных формирований и городков аварийно-спасательных формирований, проекты объектов собственного строительства войск гражданской обороны, планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;

26) издает в пределах своей компетенции в установленном порядке нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, утверждает стандарты и нормы, отнесенные к компетенции МЧС России;

27) утверждает в пределах своей компетенции в установленном порядке перечни воинских должностей военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы, должностей рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, а также перечни соответствующих этим должностям воинских и специальных званий;

28) утверждает типовые структуры, штаты, штатные расписания, а также нормативы обеспеченности личным составом и пожарной техникой подразделений Государственной противопожарной службы, устанавливает нормативы штатной численности органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы;

29) определяет порядок и условия заключения контрактов о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, назначения указанных лиц на должность по конкурсу;

30) прикомандировывает военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы, лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы к органам государственной власти и организациям в порядке и на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации;

31) вносит в установленном порядке Президенту Российской Федерации предложения об утверждении официальных символов МЧС России, а также утверждает знаки различия военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы, лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы и описания этих знаков различия;

32) устанавливает временные нормы продовольственного пайка военнослужащих войск гражданской обороны при выполнении задач в период стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также при выполнении ими срочных заданий;

33) назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке руководителей региональных центров, органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также главных государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;

34) назначает лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы на должности в центральном аппарате МЧС России и в системе МЧС России, связанные с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы, с сохранением ранее установленных для указанной категории лиц льгот и гарантий, в том числе пенсионного обеспечения в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

35) устанавливает оклады по нетиповым воинским должностям военнослужащих, штатным должностям сотрудников Государственной противопожарной службы применительно к окладам по типовым воинским должностям военнослужащих и типовым штатным должностям сотрудников Государственной противопожарной службы;

36) вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета на соответствующий год;

37) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Личному составу МЧС России в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в подтверждение полномочий могут выдаваться служебные удостоверения и удостоверения личности, порядок выдачи которых определяет Министр.