Дипломатический этикет и его реализация в современной практике. Представительство МИД России в г.Красноярске

Слово «протокол» имеет давнюю историю. Корнями оно уходит глубоко во времена античной Греции. В византийской дипломатии оно означало первую часть составленного в торжественных тонах документа, в котором перечислялся состав участников переговоров. В период средневековья это слово означало правила оформления различных документов и ведения архивов. Вскоре слово «протокол» стало иметь отношение к дипломатии и дипломатической службе. Расширено было и само значение этого слова - кроме правил оформления дипломатических документов к дипломатическому протоколу начали относить вопросы этикета и церемониала.

Нормы дипломатического протокола не являются изобретением только лишь одной страны или определенной группы дипломатов. Это результат общения между людьми разных стран и народностей на протяжении многих столетий. Поэтому понятие протокола является исторической категорией. С давних времен человеческий опыт аккумулировал, выбирал и адаптировал те правила поведения, условности и обычаи, которые соответствовали интересам поддержания и развития общения между народами. Таким образом, в меру образования государств формировались и связи между ними - определенные нормы общения между странами, наряду с которыми начали формироваться и протокольные нормы. В процессе своего развития эти нормы претерпели много изменений. Многовековой опыт развития международных отношений позволил выработать важнейшие правила общения между представителями разных стран. В самом концентрированном виде эти правила и представлены в дипломатическом протоколе и этикете.

Дипломатический протокол

Нормальное общение между государствами и их представителями было бы невозможно, если бы они не придерживались общих основополагающих принципов взаимоотношений: уважение суверенитета, признание территориальной целостности, равенство; невмешательство во внутренние дела друг друга.

Дипломатический протокол определяют как совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых руководителями государств и правительств, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными лицами в международном общении.

При государственных ведомствах и министерствах существуют специальные службы протокола, на которые возложена организация деловых встреч и поездок официальных лиц в соответствии со всеми принятыми в международной дипломатической практике правилами.

Сам по себе дипломатический протокол является формой, в которую облекается та или иная внешнеполитическая акция государства, его представительства или представителя. Дипломатический протокол - категория международная. Его основные нормы должны соблюдаться более или менее одинаково всеми государствами. Однако, дипломатический протокол каждой страны может иметь некоторые национальные особенности.

Правила дипломатического протокола основаны на соблюдении общепризнанного международно-правового принципа равенства суверенных государств, независимо от системы, размера территории и населения страны, политического влияния или экономической мощи. Уважение суверенитета государства выражается в оказании почестей государственному флагу, исполнении гимна и т.д. Принцип равноправия государств проявляется в очередности представления дипломатов высокому лицу в стране пребывания, в рассаживании делегации на международных конференциях, дипломатов на дипломатических приемах.

Нормы дипломатического протокола опираются на принцип международной вежливости - совокупности общепринятых в международной практике правил этикета, почтительности и уважения, соблюдаемых в межгосударственных отношениях. Нарушение международной вежливости, особенно преднамеренное, рассматривается как нанесение ущерба престижу и авторитету государства.

Вместе с тем, дипломатический протокол весьма гибок. В рамках общепринятых в международной практике норм, возможны довольно значительные отступления. В зависимости от состояния отношений между странами, поставленных политических задач, всегда имеется возможность придать различные оттенки протокольным правилам (большая или меньшая торжественность; увеличение или сокращение количества участников официальных церемоний; повышение или понижение уровня представительства на них и др.). Однако, необходимо помнить, что любое отступление от сложившихся традиций и норм, неизбежно будет замечено и соответствующим образом истолковано.

Дипломатический протокол имеет богатую историю, свои особенности и традиции. Но его основа стабильна и неизменна: это выражение глубокого уважения к высокому иностранному гостю, а в его лице -- к стране и народу, которые он представляет. Сложившиеся к настоящему времени правила и нормы дипломатического протокола регулируют практически все формы внешнеполитического и международно-экономического сотрудничества.

Дипломатический протокол вобрал в себя правила и нормы не только межгосударственного, но и межнационального и межэтнического общения. Поэтому одна из его слагаемых -- учет национальных особенностей, традиций, обычаев и условностей. Один из основополагающих принципов дипломатического протокола -- равное отношение и взаимное уважение своему партнеру и государству, которое тот представляет. Именно поэтому, нельзя недооценивать роль общепринятых правил и норм дипломатического протокола в сфере внешнеполитического и международно-экономического сотрудничества.

Признавая и соблюдая общепринятые нормы международной вежливости, дипломатический протокол не делает различий между представителями больших и малых государств, не допускает никакой дискриминации по национальному, религиозному и иному признаку.

Одной из органических составных частей дипломатического протокол, является дипломатический этикет . Общение дипломатов со своими коллегами с правительственными, общественными и деловыми кругами страны пребывания производится с соблюдением издавна установленных правил отступление от которых может вызвать нежелательные осложнения во взаимоотношениях между дипломатическим представительством и этими кругами.

Если дипломатический протокол является «выражением хороших манер в отношениях между государствами», то дипломатический этикет - это проявление хороших манер в отношениях между должностными лицами, политическими и общественными деятелями, представляющими свое государство.

Правила дипломатического этикета содержат определенные формы обращения, переписки, а так же строгий порядок нанесения визитов, проведения встреч и бесед дипломатических приемов и тому подобное. Они предъявляют довольно строгие требования к внешнему виду дипломата, государственного служащего, бизнесмена, их одежде, манерам, поведению и так далее.

Любой визит начинается со служебной записки от инициатора встречи. После этого протокольные службы обеих сторон занимаются согласованием условий. Обсуждается, где и когда пройдет встреча, состав делегаций, круг обсуждаемых вопросов, программа пребывания и масса других моментов. На этом этапе идет взаимодействие протокольных служб не только друг с другом, но и со службами безопасности, информационными, техническими, транспортными и другими.

Принимающая сторона должна встретить гостей, разместить их и позаботиться о том, чтобы их пребывание было максимально комфортным. Обычно на дипломатических встречах решаются немаловажные вопросы, и от качественной работы протокольщиков в какой-то степени зависит исход переговоров.

Переговоры являются центральной частью практически любого визита, которую, пожалуй, стоит рассмотреть подробней. Подготовка начинается задолго до самих переговоров. Готовится зал, составляется план рассадки, решаются технические вопросы, предусматриваются все мельчайшие нюансы и т. д. Согласно протоколу сотрудник протокольной службы встречает гостей у входа в зал и рассаживает согласно принципу старшинства: во главе стола - место старшего по должности, справа от него - ближайший по статусу, и далее по ранжиру. Если же это переговоры двух лиц, то они садятся друг напротив друга, по левую сторону от каждого располагается переводчик. На некоторых мероприятиях переводчик садится чуть сзади.

Принимающая сторона всегда садится спиной к окну и лицом к входу. Перед каждым заранее поставлена кувертная карточка с его именем, иногда и должностью. Как правило, на фронтальной стороне таблички надпись на языке принимающей страны или на английском (иногда в скобках приведена транскрипция), на тыльной - на родном языке гостей. На столах перед каждым участником - необходимый минимум канцелярских принадлежностей (блокнот, ручка), бутылка минеральной воды, стакан.

Кстати, в мировой практике не принято ставить воду с газом. Также периодически возникают споры среди протокольщиков, нужно ли класть салфетку под стакан. Общего мнения пока не найдено, поэтому на разных мероприятиях можно встретить оба варианта, а порою и третий - салфетка накрывает стакан. Кроме того, на столах могут присутствовать флажки стран представителей, а за спинами глав делегаций - большие флаги. Обычно заранее обговаривается временной лимит переговоров, время на подписание документов и на общение с журналистами, если таковое предусмотрено.

Опоздание на переговоры является грубым нарушением делового этикета, и статус визита может понизиться. Англичане и вовсе могут отменить встречу из за нескольких минут опоздания. Хотя испанцы, например, воспринимают такие загвоздки довольно спокойно. Перед началом переговоров главы делегаций должны представить их участников. Далее все идет согласно повестке.

В ходе переговоров также принято обмениваться визитками. Здесь существует ряд правил, которых необходимо придерживаться. К примеру, первым дает визитку вышестоящий по должности. В некоторых случаях обмениваться визитками могут только равноправные по статусу партнеры. Если на карточке, помимо адреса компании и рабочего телефона, указан и мобильный номер владельца, это означает, что звонок будет уместен практически в любое время. Но если на визитке телефонного номера вовсе нет, значит, дальнейшего общения не предвидится. Впрочем, визитные карточки и процедура обмена ими - предмет постоянных разногласий специалистов по протоколу. Например, некоторые считают, что за столом переговоров вообще не стоит обмениваться визитками, а уместнее это делать на последующем приеме.

При организации визита крайне важно учитывать национальные и культурные особенности сторон. Члены делегаций могут получить краткие инструкции относительно традиций партнеров. Например, при общении с китайцами крайне не рекомендуется затрагивать демографический вопрос, который в Китае стоит очень остро. В некоторых странах моветоном считается вопрос о здоровье супруги, хотя в России он в порядке вещей. Один из принципов делового протокола гласит, что дискриминация по национальному, религиозному и другому признаку недопустима, и этот принцип неукоснительно соблюдается.

Важное место в представительской работе отводится протокольным приемам . Часто от того, насколько успешно пройдет прием, во многом зависит результат визита, намечаемых переговоров, той или иной встречи. Атмосфера, в которой прошел прием, нередко способствует дальнейшему ходу переговоров и достижению поставленных целей. Однако для того, чтобы представительское мероприятие - будь то обед, ужин, завтрак или коктейль - прошло успешно, принимающей стороне необходимо как следует поработать с тем, чтобы тщательно к нему подготовиться.

Многолетняя международная практика установила виды приемов, методы их подготовки и правила этикета, которые должны придерживаться все его участники. Варианты их разнообразны и форма проведения каждого зависит от множества факторов. Приемы, как правило, уступают по важности переговорам, но это ничуть не умаляет ответственности организаторов.

В конце визита принято обмениваться подарками. Эта процедура также строго регламентируема и включает в себя так много правил и деталей, что является предметом отдельного разговора.

В протоколе постоянно происходят изменения под влиянием веяний времени и современных тенденций, в которых наблюдается стремление упростить некоторые сложные процедуры и сделать их более удобными. Но основные принципы, сложившиеся исторически, еще долго останутся неизменными.

Таким образом, строгое соблюдение норм и правил дипломатического протокола, а также этикета, играет важную роль в поддержании нормальных отношений между государствами и их представителями; является образцом международного общения.

дипломатический деловой протокол мероприятие

Государственный и дипломатический этикеты

Государственный протокол

Хоть и мала вещь, а будет по чину честна, мерна, стройна, благочинна - никтоже зазрит, никтоже похулит, всякий похвалит, всякий прославит и удивится, что и малой вещи честь и чин и образец положены по мере. Без чина же всякая вещь не утвердится и не укрепится; безстройство же теряет дело и возставляет безделье.

Царь Алексей Михайлович

Слово «протокол», как и многие другие международные термины, - греческого происхождения: pr?tos означает «первый», а kolla - «клею». Так греки обозначали правила оформления документов и ведения архивов, а дипломаты расширили это понятие, добавив в него правила этикета и церемониал.

Под протоколом подразумевают соблюдение определенного этикета, основанного на принятых правилах и уважении старшинства (должностного и возрастного) участников тех или иных официальных или публичных мероприятий. Как совокупность правил протокол берет свое начало в глубокой древности. Переговоры о мире, избрание вождей, восшествие на престол, коронация, прием послов, проведение международных конгрессов - всего и не перечислить! И всегда в таких случаях форма организации, «рассадка» (чисто протокольный термин) гостей и участников, процедура подписания документов, встреча с журналистами и многое другое становятся предметом пристального общественного внимания, комментариев, анализа, выводов.

Правители стран Древнего мира волей-неволей были вынуждены поручать организацию своей деятельности другим людям. Впо следствии эти доверенные лица выросли до статуса министров и стали официально значиться в реестрах государственных служащих. Наиболее часто им присваивался статус министра двора. Все контакты правителя, все его поездки и мероприятия отныне осуществлялись исключительно через этих лиц. Для поддержания реноме государственной власти в глазах международной общественности и собственного народа при правительстве каждой страны создается служба государственного протокола (в России это Департамент государственного протокола при Президенте РФ и президентах других государственных образований, входящих в состав РФ).

В течение 2005 г. Россию посетили 27 президентов, 20 премьеров, 36 министров иностранных дел, 7 глав международных организаций, 5 монархов и членов королевских фамилий. И каждому из них следовало обеспечить достойный прием, обхождение, составить график встреч и мероприятий. Случалось так, что одновременно в России находились сразу несколько высоких гостей. Для каждого вида визита (государственного, официального, неофициального, рабочего и т. п.) предусмотрен особый перечень протокольных мероприятий, и любое отступление от правил чревато дипломатическими осложнениями. Кроме того, работники департамента участвуют в зарубежных поездках нашего руководства. Государственные визиты готовятся месяцами. Лишь только достигается договоренность, в дело вступает служба протокола: сотрудники обговаривают формат встречи, «наполняют программу мероприятиями и объектами». Если же речь идет о зарубежных поездках наших лидеров, протоколисты предварительно обкатывают все маршруты, расписывая программу с точностью до минуты. Бывает и так, что на подготовку визита отводится чуть больше суток. Согласовывается буквально все - от вопросов предоставления воздушных коридоров до проведения пресс-конференций. В течение года проводится до 1000 таких согласований.

Самыми сложными являются государственные и официальные визиты глав государств. Они предполагают торжественную церемонию встречи и проводов на аэродроме, возложение венка к Могиле Неизвестного Солдата, официальные мероприятия в Кремле и массу других моментов. Также должны быть учтены интересы сопровождающих первое лицо государственных деятелей, им должна быть предоставлена возможность для встреч со своими визави. Как правило, руководителей государств сопровождают несколько министров, которые проводят переговоры со своими партнерами. На итоговом заседании министры докладывают лидерам о достигнутых ими договоренностях.

Методы общения за последние сто лет претерпели изменения, оно стало более тесным, неформальным. Основной принцип протокола - не нанести ущерба реноме гостя, хозяина и имиджу принимающей страны в целом, как и страны гостя. Согласно принципу взаимности, как страна встречает своих гостей, так будут встречать и ее представителей.

Основные черты этикета отличаются универсальностью, то есть являются правилами вежливости не только в международном общении, но и в своем отечестве. Но порой бывает, что и хорошо воспитанный человек попадает в затруднительное положение. Чаще всего это происходит, когда необходимо знание правил международного этикета. Общение представителей разных стран, разных политических взглядов, религиозных воззрений и обрядов, национальных традиций и психологии, укладов жизни и культуры требует не только знания иностранных языков, но и умения вести себя естественно, тактично и достойно. Такое умение не приходит само собой. Этому следует учиться всю жизнь.

Правила вежливости каждого народа - это очень сложное сочетание национальных традиций, обычаев и международного этикета.

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Дипломатический корпус Дипломатический корпус (Corps diplomatique) – совокупность послов и др. Д. агентов, аккредитованных При одном и том же государе или правительстве. Лишь с тех пор как вошло в обычай содержать постоянные посольства, стало возможным рассматривать

Из книги Символы, святыни и награды Российской державы. часть 1 автора Кузнецов Александр

ГЛАВА I. Российский Государственный герб: от первых печатей до наших дней Древнегреческое слово «символ» имеет несколько значений. В том смысле, в каком оно употребляется применительно к атрибутике государства, следует понимать его как условное обозначение образа,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АГ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АК) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИМ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Энциклопедия этикета автора Южин Владимир Иванович

Глава 2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ЭТИКЕТЫ Государственный протокол Хоть и мала вещь, а будет по чину честна, мерна, стройна, благочинна - никтоже зазрит, никтоже похулит, всякий похвалит, всякий прославит и удивится, что и малой вещи честь и чин и образец положены

Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

Из книги Энциклопедия юриста автора

Акт дипломатический АКТ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ (лат. actus - акт, действие) -1) выраженное в письменной форме официальное выступление компетентного внутригосударственного (глава государства, премьер-министр, правительство, министр либо ведомство иностранных дел и др.) или

Из книги Полная современная энциклопедия этикета автора Южин Владимир Иванович

Дипломатический агент ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ АГЕНТ - согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. дипломат, т. е. член дипломатического персонала дипломатического представительства, лицо, которое по должности непосредственно участвует в осуществлении

Из книги автора

Дипломатический корпус ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ КОРПУС - в узком смысле совокупность глав дипломатических представительств иностранных государств, аккредитованных в данной стране. В широком смысле совокупность членов дипломатического персонала всех дипломатических

Из книги автора

Иммунитет дипломатический ИММУНИТЕТ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ - особые права и преимущества, предоставляемые иностранным дипломатическим представительствам. их главам и сотрудникам в стране пребывания. Юридическая природа И.д. вытекает из того, что одно суверенное государство

Из книги автора

Курьер дипломатический КУРЬЕР ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ (фр. courrier) - служащий ведомства иностранных дел, на которого возлагается доставка дипломатической почты между центральными и зарубежными органами внешних сношений одного и того же государства. Юридическое подтверждение

Из книги автора

Наблюдатель дипломатический НАБЛЮДАТЕЛЬ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ - официальный представитель субъекта международного права, уполномоченный участвовать в работе международной конференции, межгосударственной организации или ее органа, если подобная возможность

Из книги автора

Дипломатический протокол Дипломатический корпус служит выражением солидарности интересов, стремлений, взглядов и понятий, связывающих в одно целое европейские государства и совершенно чуждых государствам восточным. Федор Федорович Мартенс Дипломатический этикет

Этика сотрудников дипломатической службы - это система норм, устанавливающих и регулирующих правила поведения сотрудников дипломатической службы.

Сотрудники дипломатической службы должны соблюдать следующие основные принципы этики:

  • · на высокопрофессиональном уровне выполнять возложенные обязанности, повышать свой общеобразовательный и профессиональный уровень;
  • · при исполнении своих служебных обязанностей и во внеслужебных отношениях сотрудник дипломатической службы обязан в общении с руководством, коллегами, подчиненными и гражданами соблюдать общепринятые правила поведения, вести себя с достоинством;
  • · быть вежливым, корректным, терпеливым, принципиальным, стремиться глубоко разобраться в существе вопроса, уметь выслушать собеседника и понять его позицию, а также взвешивать и аргументировать принимаемые решения;
  • · не оставлять без внимания факты нарушения норм этики со стороны других сотрудников дипломатической службы;
  • · не принуждать своего подчиненного принимать неправомерные решения или совершать незаконные действия;
  • · не распространять служебную информацию, представляющую государственную тайну;
  • · не обсуждать с гражданами и другими лицами действия своего руководителя, коллег или подчиненного, а также свои собственные действия на государственной службе;
  • · запрещается использовать свое служебное положение в целях решения вопросов, которые непосредственно затрагивают интересы самого сотрудника дипломатической службы или членов его семьи, лиц, являющихся его близкими родственниками.

Соблюдение этики является должностной обязанностью каждого сотрудника дипломатической службы и закрепляется в его функциональных обязанностях. дипломатический поведение правило

Дипломатический протокол был официально утвержден в 19 веке на Венском конгрессе (1814-1815). Это совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, которые должны соблюдаться руководителями государств и правительств, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными лицами в международном общении.

Правила дипломатического протокола основываются на так называемом принципе "международной вежливости" - совокупности общепринятых в международной практике правил этикета, почтительности и уважения, соблюдаемых в межгосударственных отношениях. Нарушение международной вежливости, особенно преднамеренное, рассматривается как нанесение ущерба престижу и авторитету государства.

Дипломатический протокол имеет богатую историю, свои особенности и традиции. Но его основой стабильно и неизменно остается выражение глубокого уважения к высокому иностранному гостю, к стране и народу, которые он представляет. Сложившиеся к настоящему времени правила и нормы дипломатического протокола регулируют практически все формы внешнеполитического и международно-экономического сотрудничества.

Одной из органических составных частей дипломатического протокола является дипломатический этикет. Если дипломатический протокол является "выражением хороших манер в отношениях между государствами", то дипломатический этикет - это проявление хороших манер в отношениях между должностными лицами, политическими и общественными деятелями, представляющими свое государство. Общение дипломатов со своими коллегами в правительственных, общественных и деловых кругах производится с соблюдением издавна установленных правил, отступление от которых может вызвать нежелательные осложнения во взаимоотношениях.

Правила дипломатического этикета содержат определенные формы обращения, переписки, а так же строгий порядок нанесения визитов, проведения встреч и бесед, дипломатических приемов и т. д. Они предъявляют довольно строгие требования к внешнему виду дипломата, государственного служащего, бизнесмена, их одежде, манерам, поведению и так далее. В основе норм дипломатического этикета и протокола лежит принцип, по которому за каждым дипломатом стоит представляемое им государство. Все государства суверенны и пользуются в практике международного общения равными правами и привилегиями.

Большое значение в дипломатической практике имеет принцип взаимности. Строгие нормы дипломатического этикета предписывают соблюдение правил обязательности ответа (на письмо, ноту, присланную визитную карточку, на визит вежливости или поздравление), необходимость присутствия в официальной переписке (ноты, письма) вступительного (в начале письма или ноты) и заключительного (в конце) комплимента. Пропущенные, казалось бы, формальные комплименты могут быть расценены как неуважение или враждебность и повлечь за собой международный конфликт.

Большое значение в дипломатической практике имеет соблюдение принципа старшинства, который зависит не от значимости представляемой страны, а от ранга представителя и его даты аккредитации. В основе норм дипломатического этикета лежит строгое и безусловное соблюдение обычаев и правил страны пребывания, ее законодательства и установленных порядков. По сути дела дипломатический этикет лишь дополняет правила общегражданского этикета, которые в полной мере распространяются и на всех дипломатов.

К официальным мероприятиям относятся различные приемы и церемонии, устраиваемые по случаю национальных праздников, исторических юбилейных дат, прибытия иностранных делегаций, глав государств и правительств. Сложившиеся к нашему времени правила и нормы протокола регулируют практически все внешние формы дипломатической практики. В зависимости от отношений с той или иной стороной, при применении правил протокола им придаётся большая или меньшая торжественность, расширяется или уменьшается количество и уровень участия официальных лиц.

Одной из важных форм международных контактов между государствами являются встречи и беседы руководителей государственных служб с дипломатическими представительствами. О дне, часе, месте проведения встречи или беседы стороны договариваются заранее, уславливаются также и о темах переговоров и их участниках. Инициатором беседы может быть любая сторона. Приемы, а также официальные завтраки, обеды и ужины проводятся главами государств, правительств, министрами, а также посольствами, консульствами, торговыми представительствами страны за границей.

Приемы проводят военные атташе, командиры кораблей, находящихся с визитом дружбы в иностранных базах, а также представители местного военного командования и гражданских властей в порядке оказания почестей прибывшим военным гостям. Дипломатические приемы проводятся также независимо от каких-либо событий, в порядке повседневной дипломатической работы. В практике дипломатических представительств эти приемы являются наиболее распространенными. Немногочисленные по количеству приглашенных лиц такие приемы представляют собой удобную возможность для завязывания контактов, укрепления и расширения связей, получения нужной информации, оказания влияния на местные круги в нужном направлении, разъяснения внешней политики своей страны. Виды дипломатических приемов достаточно разнообразны, в основу их подготовки и проведения положены общепринятые правила и нормы протокола, основанные на принципах международной вежливости.

В зависимости от времени и способа проведения, приемы подразделяют на дневные и вечерние, и на приемы с рассадкой и без рассадки за столом. Вид приема избирается в зависимости от повода, по которому он устраивается. Наиболее торжественными (и наиболее почетными) принято считать вечерние приемы. При выборе соответствующего вида приема следует учитывать протокольные правила, национальные обычаи и традиции соответствующей страны.

Выбор вида того или иного приема сопряжен также с необходимостью соблюдения ряда протокольных формальностей, связанных с его подготовкой и проведением (приглашение и ответ на него, форма одежды, порядок прихода и ухода, встречу и проводы гостей, составление меню, сервировка стола, тосты).

К дневным приемам принято относить "бокал шампанского" (или "бокал вина") и "завтрак". К вечерним - "чай", "коктейль", "фуршет", "обед" (или "обед-буфет" и "ужин"). Завтрак, обед и ужин проводятся со строгой рассадкой, когда каждому гостю с учетом протокольного старшинства отводится специальное место за столом. При организации обеда-буфета или чая рассадка достаточно свободна.

"Бокал шампанского" начинается, как правило, в 12 часов и продолжается около часа. Во время приема гостям помимо шампанского могут быть предложены и другие напитки (вино, соки, минеральная вода). Прием проходит стоя. Форма одежды - повседневный костюм (платье). С точки зрения организации это - наиболее простая форма приема, не требующая сложной и длительной подготовки.

"Завтрак" устраивается между 12 и 15 часами. Обычно начало завтрака планируется в 12.30-13.00. Продолжительность, как правило, час-полтора, из них около часа - за столом и примерно 15-30 минут - за кофе (чаем). Меню завтрака составляется с учетом национальных традиций. В меню могут быть включены одна - две холодные закуски, одно рыбное или мясное блюдо и десерт. Не исключается подача за завтраком первого блюда или горячей закуски.

Во время сбора гостей им предлагается аперитив. В ходе завтрака возможна подача сухих виноградных вин, а в заключение - шампанского, кофе, чая. Минеральная вода, соки подаются во время всего завтрака. Инициатива ухода - за главным гостем. Гости, как правило, приходят на завтрак в повседневной одежде, если иная форма одежды специально не указана в приглашении.

"Коктейль" начинается между 17 и 18 часами и длится около двух часов. Прием проходит стоя. На приглашении обозначается время начала и окончания приема (17.00-19.00, 18.00-20.00). Нормальным считается пребывание на приеме около одного часа. Приход на прием в начале и уход с него в конце принято считать выражением особого уважения к хозяевам.

Прием типа "Фуршет" проводится в те же часы, что и "Коктейль". Формальное отличие этого вида приема в том, что на приеме "Коктейль" обычно напитки и закуски разносятся, а на фуршетных приемах ассортимент, закусок представлен значительно шире. На фуршетном приеме могут накрываться столы с закусками, включая горячие блюда. Форма одежды на коктейле и фуршете - повседневный костюм. Иногда, в зависимости от конкретного случая, в приглашении может быть указан другой вид одежды.

"Обед" обычно начинается от 20 до 21 часа. Меню обеда включает одну - две холодные закуски, суп, горячие рыбное или мясное блюда, десерт. Во время обеда гостям подается аперитив. Продолжительность обеда - от 2,5 до 3 часов. При этом за столом гости проводят чуть более часа, а остальное время - в гостиных. В приглашении на обед протокольная практика рекомендует указывать форму одежды. Для мужчин это, как правило, вечерний костюм, а в торжественных случаях - смокинг или даже фрак. Для женщин - вечернее платье.

"Ужин" отличается от обеда только временем начала - не позднее 21 часа. В российской протокольной практике такой вид дипломатического приема как "Ужин" в настоящее время используется достаточно редко. Не столь строго, как прежде, выдерживается протокольное время начала официального обеда. Он может быть проведен, начиная с 19 часов.

В последние годы при организации протокольных мероприятий часто используется такая разновидность приема, как "обед-буфет", при котором гости сами выбирают блюда с общего стола, а затем свободно рассаживаются по своему выбору. Такого рода прием организуется после концерта, музыкального вечера или какого-либо торжественного акта. Хорошее знание протокола необходимо не только дипломатам, но и каждому государственному служащему, занимающемуся вопросами международно-экономического сотрудничества, более того - каждому бизнесмену, который хочет успешно сотрудничать со своими зарубежными партнерами.

Таким образом, грамотное владение правилами и нормами современного дипломатического и делового протокола создает благоприятный климат общения, повышает престиж не только дипломатического или экономического ведомства, но и государства в целом.

Государственный протокол

Хоть и мала вещь, а будет по чину честна, мерна, стройна, благочинна - никтоже зазрит, никтоже похулит, всякий похвалит, всякий прославит и удивится, что и малой вещи честь и чин и образец положены по мере. Без чина же всякая вещь не утвердится и не укрепится; безстройство же теряет дело и возставляет безделье.
Царь Алексей Михайлович

Слово «протокол», как и многие другие международные термины, - греческого происхождения: prõtos означает «первый», a kolla - «клею». Так греки обозначали правила оформления документов и ведения архивов, а дипломаты расширили это понятие, добавив в него правила этикета и церемониал.

Под протоколом подразумевают соблюдение определенного этикета, основанного на принятых правилах и уважении старшинства (должностного и возрастного) участников тех или иных официальных или публичных мероприятий. Как совокупность правил протокол берет свое начало в глубокой древности.

Переговоры о мире, избрание вождей, восшествие на престол, коронация, прием послов, проведение международных конгрессов - всего и не перечислить! И всегда в таких случаях форма организации, «рассадка» (чисто протокольный термин) гостей и участников, очередность выступлений, меню обеда, процедура подписания документов, встреча с журналистами и многое другое становятся предметом пристального общественного внимания, комментариев, анализа, выводов.

Правители стран Древнего мира волей-неволей были вынуждены поручать организацию своей деятельности другим людям. Впоследствии эти доверенные лица выросли до статуса министров и стали официально значиться в реестрах государственных служащих. Наиболее часто им присваивался статус министра двора. Все контакты правителя, все его поездки и мероприятия отныне осуществлялись исключительно через этих лиц. Для поддержания реноме государственной власти в глазах международной общественности и собственного народа при правительстве каждой страны создается служба государственного протокола (в России это Департамент государственного протокола при Президенте РФ и президентах других государственных образований, входящих в состав РФ).

В течение 2005 г. Россию посетили 27 президентов, 20 премьеров, 36 министров иностранных дел, 7 глав международных организаций, 5 монархов и членов королевских фамилий. И каждому из них следовало обеспечить достойный прием, обхождение, составить график встреч и мероприятий. Случалось так, что одновременно в России находились сразу несколько высоких гостей. Для каждого вида визита (государственного, официального, неофициального, рабочего и т. п.) предусмотрен особый перечень протокольных мероприятий, и любое отступление от правил чревато дипломатическими осложнениями. Кроме того, работники Департамента участвуют в зарубежных поездках нашего руководства. Государственные визиты готовятся месяцами. Лишь только достигается договоренность, в дело вступает служба протокола: сотрудники обговаривают формат встречи, «наполняют программу мероприятиями и объектами». Если же речь идет о зарубежных поездках наших лидеров, протоколисты предварительно обкатывают все маршруты, расписывая программу с точностью до минуты. Бывает и так, что на подготовку визита отводится чуть больше суток. Согласовывается буквально все - от вопросов предоставления воздушных коридоров до проведения пресс-конференций. В течение года проводится до 1000 таких согласований.

Самыми сложными являются государственные и официальные визиты глав государств. Они предполагают торжественную церемонию встречи и проводов на аэродроме, возложение венка к Могиле Неизвестного Солдата, официальные мероприятия в Кремле и массу других моментов. Также должны быть учтены интересы сопровождающих первое лицо государственных деятелей, им должна быть предоставлена возможность для встреч со своими визави. Как правило, руководителей государств сопровождают несколько министров, которые проводят переговоры со своими партнерами. На итоговом заседании министры докладывают лидерам о достигнутых ими договоренностях.

Методы общения за последние сто лет претерпели изменения, оно стало более тесным, неформальным. Основной принцип протокола - не нанести ущерб реноме гостя, хозяина и имиджу принимающей страны в целом, как и страны гостя. Согласно принципу взаимности, как страна встречает своих гостей, так будут встречать и ее представителей.

При свиданиях царствующих особ руководствуются, как говорят люди знающие, следующим правилом: кто среди них самый могущественный, тому и полагается быть в назначенном месте прежде других и даже прежде того государя, в чьих владениях происходит встреча; считают, что эта уловка применяется ради того, чтобы таким способом создать видимость, будто низшие разыскивают высшего и домогаются встречи с ним, а не наоборот.
Мишель де Монтень. «Опыты»

Основные черты этикета отличаются универсальностью, то есть являются правилами вежливости не только в международном общении, но и в своем отечестве. Но порой бывает, что и хорошо воспитанный человек попадает в затруднительное положение. Чаще всего это происходит, когда необходимо знание правил международного этикета. Общение представителей разных стран, разных политических взглядов, религиозных воззрений и обрядов, национальных традиций и психологии, укладов жизни и культуры требует не только знания иностранных языков, но и умения вести себя естественно, тактично и достойно. Такое умение не приходит само собой. Этому следует учиться всю жизнь.

Правила вежливости каждого народа - это очень сложное сочетание национальных традиций, обычаев и международного этикета. И в какой бы стране вы ни находились, хозяева вправе ожидать от гостя внимания, интереса и уважения к своим обычаям.

Дипломатический протокол

Дипломатический корпус служит выражением солидарности интересов, стремлений, взглядов и понятий, связывающих в одно целое европейские государства и совершенно чуждых государствам восточным.
Федор Федорович Мартенс

Дипломатический этикет особо значим, и это неудивительно. Дипломат представляет свою страну, поэтому малейшее несоблюдение протокола может привести государственных чиновников к мысли о том, что государству в их лице оказано неуважение. Простое нарушение формальности может иметь самые серьезные последствия в международных переговорах.

Различные области этикета в основном служебного характера принято именовать протоколом. В современном виде дипломатический протокол был официально утвержден на Венском конгрессе (1814–1815). Особо выделяется протокол проведения международных совещаний и конференций, облегчающий международное общение.

Дипломатический протокол и этикет стали как бы синонимом строгого соблюдения всех норм и правил не только межгосударственного, но и повседневного общения. За многие годы в дипломатической практике сложился определенный язык общения со своими терминами и понятиями, не допускающий какого-либо игнорирования. Пропущенные жесты вежливости или комплименты равнозначны умышленному проявлению неуважения.

Посланник есть благонадежный муж, посылаемый в чужие края для сокрытия истины ввиду пользы государства.
Английский дипломат Г. Воттона

У каждого государства есть собственное понятие об истине и о том, что составляет его благо во взаимоотношениях с той или другой страной. В дипломатии господствует принцип, по которому все государства суверенны и пользуются в практике международного общения равными правами и привилегиями. И, тем не менее, в дипломатической практике большое значение имеет принцип старшинства, в основе которого лежит не значимость представляемой страны, а ранг ее представителя и дата аккредитации.

Основное понятие дипломатического этикета - взаимность. Пропущенные комплименты (казалось бы, чисто формальные) могут быть расценены как неуважение или враждебность и повлечь за собой международный конфликт.

Принцип взаимности требует адекватно на акт вежливости, приветствие или дружественный жест всегда давать соответствующий ответ.

Строгие нормы дипломатического этикета предписывают соблюдение принципа обязательности ответа (на письмо, ноту, присланную визитную карточку, на визит вежливости или поздравление). При этом в официальной переписке (нотах, письмах, посланиях) совершенно необходимо соблюдать комплименты: вступительный (в начале письма или ноты) и заключительный (в конце посланий).

В основе норм дипломатического этикета лежит строгое и безусловное соблюдение обычаев и правил страны пребывания, ее законодательства и установленных порядков. По сути дела, дипломатический этикет лишь дополняет правила общегражданского этикета, которые в полной мере распространяются и на всех дипломатов.

Государство в стране пребывания представляют специальные учреждения - посольства, миссии или консульства.

по курсу «Государственное право»

по теме: «Дипломатия и дипломатический этикет»


Введение

Некоторые области этикета, в основном служебного характера, принято именовать протоколом. Особо выделяется дипломатический протокол, или протокол проведения международных совещаний и конференций, облегчающий международное общение. Многие из норм и правил дипломатических протоколов постепенно перешли в практику делового этикета. В основе норм дипломатического этикета и протокола лежит принцип, по которому за каждым дипломатом стоит представляемое им государство. Все государства суверенны и пользуются в практике международного общения равными правами и привилегиями.


1. Установление дипломатических отношений

11 февраля 1964 г. СССР ратифицировал (с некоторыми оговорками) Венскую конвенцию о дипломатических сношениях – основной международно-правовой документ, определяющий статус и функции дипломатического представительства при главах государств. Она была принята 18 апреля 1961 г. в Вене на Конференции ООН по дипломатическим сношениям и иммунитетам. Конвенция определяет порядок установления дипломатических отношений, аккредитования главы дипломатического представительства и прекращения его функций, уведомления МИД государства пребывания о назначении, прибытии и убытии сотрудников представительства и членов их семей, устанавливает классы глав представительств. Она содержит нормы, связанные с объявлением главы представительства или кого-либо из членов дипломатического персонала представительства персоной non grata (нежелательное лицо). Установление дипломатических отношений влечет за собой обмен дипломатическими представительствами. В свою очередь это возможно только в соответствующих политико-правовых условиях, прежде всего при условии признания де-юре. Может быть и обратное явление, когда следствием установления дипломатических отношений является т.н. «молчаливое признание». Дипломатическая миссия (в широком понимании) начинается после достижения договоренности между государствами об обмене дипломатическими представительствами в соответствии с установленным порядком. Обычно порядок вступления в должность главы дипломатического представительства происходит в несколько этапов: подбор кандидатуры посла; запрос агремана; издание акта внутреннего права, оформляющего назначение; выдача верительных грамот; предварительная, по прибытии в страну пребывания, аудиенция у министра иностранных дел и передача ему копий верительных грамот; вручение во время официальной церемонии верительных грамот главе государства пребывания как завершение процесса аккредитации и начало дипломатической миссии данного представителя – его «личной миссии» на посту посла или посланника; официальное сообщение в печати о состоявшемся вручении верительных грамот. Международное право предусматривает следующие случаи прекращения деятельности дипломатических представительств в целом: а) когда дипломатические отношения между данными государствами разорваны или временно прерваны; б) когда между ними возникло состояние войны; в) когда в аккредитующем государстве или государстве пребывания происходит неконституционная смена власти и не последовало подтверждение готовности поддерживать дипломатические отношения с новой властью; г) когда одно из двух поддерживавших между собой дипломатические отношения государств прекращает свое существование и, сливаясь с другим, образует новый субъект международного права.

2. Дипломатические представительства

Конвенция 1961 г. оперирует термином «представительство», не раскрывая его. Современная практика знает следующие виды дипломатических и приравненных к ним представительств:

1. Посольства – представительства первого, высшего класса, во главе которого находится дипломатический представитель, имеющий класс посла, аккредитованного при главе государства. К ним приравниваются представительства Ватикана – нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются государства Британского Содружества, возглавляемые высокими комиссарами, занимающими в дипломатическом корпусе то же положение, что и послы (например, Высокий (Верховный) комиссар Великобритании в Индии).

2. Миссии, возглавляемые посланником, аккредитованным при главе государства – представительства второго класса. Им соответствуют папские интернунциатуры.

3. Миссии, возглавляемые поверенным в делах, аккредитованным при министерстве иностранных дел.

4. Дипломатические и приравненные к ним официальные представительства, имеющие по тем или иным причинам иное, чем посольство и миссия, название и некоторые особенности правового положения. В настоящее время преобладающим видом дипломатических представительств стали посольства. Постоянные дипломатические представительства имеют следующие отделы: канцелярия, политический, военный атташат, консульский, экономический, печати и культурных связей, административно-хозяйственный. В некоторых отделах имеются подотделы и секции. В целом все сотрудники дипломатических представительств делятся на три категории: дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал. Согласно ст. 1 Венской конвенции 1961 г., члены дипломатического персонала – это лица, имеющие дипломатический ранг. Дипломатический ранг – это личный ранг дипломата, который присваивается ему в соответствии с существующими в данном государстве законами и правилами относительно прохождения дипломатической службы. Ранги вводятся внутренним правом каждого государства и предусматриваются для всех его должностных лиц, ведущих в рамках ведомства иностранных дел работу по осуществлению официальных сношений с иностранными государствами. Этот ранг сохраняется независимо от занимаемой должности, а также после ухода в отставку. Ранг и должностное положение могут совпадать или не совпадать. Существуют следующие общие дипломатические ранги: посол, посланник, советник, секретарь (первый, второй, третий), дипломатический атташе (специалист, прикомандированный к дипломатическому представительству). В РФ эти ранги классифицируются более подробно: чрезвычайный и полномочный посол, чрезвычайный и полномочный посланник 1-го (2-го) класса, советник 1-го (2-го) класса, первый секретарь 1-го (2-го) класса, второй секретарь 1-го (2-го) класса, третий секретарь, дипломатический атташе. Запрос агремана – запрос согласия государства предполагаемого пребывания на назначение данного лица в качестве посла, посланника или постоянного поверенного в делах. В п.1 ст.4 Венской конвенции 1961 г. говориться: «Аккредитующее государство должно убедиться в том, что государство пребывания дало агреман на то лицо, которое оно предполагает аккредитовать как главу представительства в этом государстве». И далее, в п.2 этой статьи указывается: «Государство пребывания не обязано сообщать аккредитующему государству мотивы отказа в агремане». После получения агремана посол или посланник, следующий к месту службы, получает подписанный главой его государства и скрепленный визой министра иностранных дел особый документ – верительные грамоты. Они имеют характер общих полномочий дипломатического представителя, действующих в течение всего периода его пребывания в должности и по всем вопросам, входящим в ведение представительства. Верительные грамоты – юридическая основа деятельности главы дипломатического представительства. С момента вручения верительных грамот, как правило, начинается дипломатическая миссия главы данного представительства, он считается официально приступившим к исполнению своих обязанностей.

3. Дипломатическая беседа и переписка

Дипломатическая беседа – переговоры дипломатов между собой.

Существуют следующие основные принципы ведения дипломатических бесед: привлечение внимания, пробуждение заинтересованности, детальное обоснование, выявление интересов и устранение сомнений, преобразование интересов собеседника и окончательное решение.

В процессе дипломатической беседы важно использовать приветствия, комплименты, обращение по имени.

Дипломатическая переписка – переписка государства, правительства, ведомства иностранных дел с соответствующими иностранными государствами, дипломатическими представительствами этих государств, международными организациями, а также переписка дипломатических представительств между собой. Все документы дипломатической переписки носят официальный характер.

Нота – документ дипломатической переписки. В международной практике различают личную ноту и вербальную ноту.
Обмен нотами – обычная форма дипломатической переписки органов внешних сношений государств и международных организаций.
Иногда обмен нотами используется в качестве упрощенного способа заключения международных договоров.
Личная нота – документ дипломатической переписки, имеющий форму письма. Личная нота:
составляется от имени подписывающего ее лица;
начинается с обращения к лицу, которому адресована;
заканчивается формулой вежливости;
печатается на нотном бланке.
В верхнем правом углу личной ноты проставляются место и дата отправки. В левом нижнем углу первой страницы проставляется адрес, состоящий из инициалов, фамилии и полной официальной должности лица, которому нота предназначена.
Вербальная нота – в международной практике – документ дипломатической переписки, в котором излагаются текущие вопросы различного характера. При написании вербальной ноты руководствуются традицией и существующей практикой. Вербальная нота:
составляется от имени посольства или министерства иностранных дел;
начинается и оканчивается формулами уважения;
составляется в третьем лице;
печатается на нотном бланке;
имеет номер, дату отправки и оттиски мастичной печати МИД или посольства;
вручается лично или посылается с курьером;
не подписывается, но, обычно, визируется инициалами лица, составившего ноту.
В левом верхнем углу вербальной ноты ставится исходящий номер. В левом нижнем углу первой страницы проставляется адрес. Под текстом вербальной ноты указываются место и дата ее отправки.
4. Дипломатические приемы и их организация

Дипломатические приемы – одна из общепринятых и распространенных форм внешнеполитической деятельности правительств, ведомств иностранных дел, дипломатических представительств и дипломатов. Приемы проводятся как в ознаменование важных событий (национальных праздников, юбилейных дат, годовщин подписания договоров, а также по случаю пребывания в стране высокого гостя или делегации), так и в порядке повседневной деятельности министерств иностранных дел и посольств.