Интероцептивные проприоцептивные экстероцептивные ощущения. Систематическая классификация ощущений

Понятие ощущения

Определение 1

Ощущение является процессом отражения определенных свойств явлений и предметов объективного мира в момент их непосредственного воздействия на рецепторы.

Ощущение – это результат нервных процессов, которые происходят в нервных устройствах, называемых анализаторами. Данный процесс представляет собой рефлекс.

Физиологические механизмы ощущения

Основой физиологии ощущений служит деятельность анализаторов, которые, в свою очередь, состоят из:

  • рецепторов, которые воспринимают раздражение;
  • проводящих, центростремительных нервных путей, передающих возбуждение в соответствующие части головного мозга;
  • центральных корковых отделов анализаторов, в которых происходит обработка поступивших нервных сигналов.

Замечание 1

Действуя на рецептор, раздражения, такие как звук, цвет, прикосновения, движение и другие, вызывают возбуждение в нем. Возбуждение от рецептора по проводящим нервам передается в центр анализатора, в головной мозг человека. Ядро анализатора осуществляет выполнение, анализ и синтез поступающих с периферии сигналов.

В головном мозге каждому анализатору соответствует отдельная область. Так, область зрительного анализатора находится в затылочных долях головного мозга, а область слухового анализатора в средине верхней височной извилины, анализатору двигательной чувствительности отведено место в центральной извилине.

Ориентировка человека в окружающем мире реализуется по принципу рефлекторного кольца, который обеспечивает постоянную обратную связь человека с окружающей средой. Принцип обратной связи был открыт Сеченовым, а затем разработан в трудах Павлова и Анохина. Он дает возможность понять этапы начала и завершения процесса ощущения по законам рефлекторной деятельности.

Классификация видов ощущений

Английский физиолог Ч. Шеррингтон классифицировал ощущения по месту расположения рецепторов и характеру отражения.

По анатомическому расположению рецепторов все ощущения делятся на три группы:

  • интероцептивные, при расположении рецепторов во внутренней среде организма;
  • проприоцептивные, при расположении рецепторов в сухожилиях, суставных сумках и мышцах;
  • экстероцептивные, при расположении рецепторов на поверхности тела.

Экстероцептивные ощущения

К экстероцептивным ощущениям относятся вкусовые ощущения , которые заключаются в отражении качества пищи, обеспечении человека информацией о возможности употребления данного вещества. Вызываются вкусовые ощущения химическими свойствами веществ, растворенных в воде или слюне и действующими на вкусовые рецепторы.

Ощущения осязательные включают три вида ощущений , которые имеют свои анализаторы: температурные, тактильные и болевые. Температурные ощущения выражаются в восприятии холода и тепла. Следует отметить, что на поверхности кожи больше холодовых клеток, чем тепловых, и находятся они гораздо ближе к поверхности тела, чем тепловые. Именно поэтому, человеческий организм быстрее реагирует на низкие температуры, чем на высокие.

Тактильные ощущения дают информацию о соприкосновениях с телом субъекта.

Стимулом зрительных ощущений являются различные электромагнитные излучения, а рецепторы – это светочувствительные клетки глазной сетчатки. Зрительные ощущения предназначены для отражения цвета, света, тьмы.

Слуховые ощущения – это ощущения, которые стимулируются звуковыми волнами разной частоты и амплитуды. Звуковые волны представляют собой продольные колебания частиц воздуха, которые распространяются в разные стороны от колеблющегося тела, служащим источником звука. Звуки, воспринимаемые человеческим ухом, можно разделить на две группы: шумы и музыкальные звуки.

Обонятельные ощущения – это чувствительность, порождаемая специфические ощущения запаха. Обонятельные ощущения возникают под действием веществ на рецепторы носоглотки и носа.

Интероцептивные ощущения

Данный вид ощущений объединяет сигналы из внутренней среды человеческого организма, чувствительность обменным процессам организма, таким как жажда, голод, удушье и другие. Так ощущение боли сигнализирует человеку о физической опасности.

Проприоцептивные ощущения

Проприоцептивные ощущения – это уровень глубокой чувствительности. Это ощущения, которые передают информацию о положении человеческого тела в пространстве, о положении нашего опорно-двигательного аппарата и обеспечивают регуляцию движений. Данные ощущения создают основу для движений человека, играя при этом основную роль в их регуляции.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

С житейской точки зрения трудно представить себе что-то более естественное, чем видеть, слышать, чувствовать прикосновение предмета...

Утрату одного из них мы способны воспринять как нечто непоправимое. Явления ощущений настолько примитивны, что, пожалуй, в житейской практике для них нет конкретного определения. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.

По своему происхождению, ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Рецептор - орган, специально приспособленный для рецепций раздражений, сенсорная система, которую можно считать «Воротами сознания или входным устройством (на языке кибернетики)».

Для того, чтобы мы осознавали какой-либо фактор или элемент действительности, нужно, чтобы исходящая из него энергия (тепловая, химическая, механическая, электрическая или электромагнитная) прежде всего была достаточной, чтобы стать стимулом, т е возбудить какой-либо из наших рецепторов. Только тогда в нервных окончаниях одного из наших органов чувств возникнут электрические импульсы, и сможет начаться процесс ощущения. Первичный анализ стимула и кодирование сигнала осуществляют рецепторные клетки, а затем уже закодированный сигнал передается по сенсорным нервам к центрам в спинном и головном мозге.

По современным данным мозг человека представляет собой сложнейшую, самообучающуюся вычислительную аналоговую машину, работающую по генотипически обусловленным и прижизненно приобретенным программам, которые непрерывно совершенствуются под влиянием поступающей информации. Перерабатывая эту информацию, мозг человека принимает решения, дает команды и контролирует их выполнение.

По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы:

Экстероцептивные;

Интероцептивные;

Проприоцептивные.

В данной работе мы остановимся на изучении экстероцептивных ощущений, дадим им определения, конкретнее рассмотрим все виды, их свойства.

1. Экст ероцептивные ощущения и их виды

Экстероцептивные ощущения - это ощущения, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела. К ним относят зрительные, слуховые, кожные, вкусовые, обонятельные ощущения.

Различают два типа ощущений:

Контактные ощущения, т е когда раздражение рецепторов происходит при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами. К ним относятся: осязательные и вкусовые ощущения.

Дистантные ощущения, т е когда рецепторы реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта. К ним относятся: зрительные, слуховые, обонятельные ощущения.

1 .1 Кожные ощущения и осязание

Когда мы дотрагиваемся до объектов разных форм и поверхностей, мозг получает более точные сигналы, чем те, что идут к нему от органов зрения, слуха, обоняния и вкуса.

Труднее всего определить и понять механизмы осязания: ведь, по сути, это целый комплекс разных ощущений. Кроме того, осязание словно подстраховывает иные чувства и удостоверяет, что перед нами на самом деле то, о чем они нам поведали.

В отличие от остальных четырех чувств, которые реализуются через конкретные органы - глаза, уши, нос или рот, - осязательные ощущения воспринимаются по всему телу, т е осязательные рецепторы расположены в коже человека.

К кожным ощущениям принадлежат: тактильные, температурные и болевые ощущения.

Остановимся на каждом раздражителе подробнее.

Боль является биологически очень важным для организма, в нашем случае для человека, защитным приспособлением. Возникая под воздействием разрушительных по своему характеру и силе раздражений, боль сигнализирует об опасности организму.

Имеются участки малочувствительные к боли и другие - значительно более чувствительные. В среднем на 1 см2 приходится 100 болевых точек.

Ощущение боли для человека, как правило, связано с чувством неудовольствия и страдания, конечно же, если человек не имеет психических отклонений.

Температурные ощущения:

Температурная (термическая) чувствительность дает нам ощущения тепла и холода. Эта чувствительность имеет большое значение для рефлекторной регуляции температуры тела. Температурные ощущения обеспечивают относительную независимость по отношениям к температурным изменениям окружающей среды (зима, лето, промежуточное время года). При этом, в зависимости от интенсивности раздражителя и структурного отношения раздражителя к воспринимающему аппарату изменяется не только количество чувствительных точек, но и качество получающего ощущения: ощущение тепла сменяется ощущением боли, ощущение боли переходит в ощущение тепла и т.д.

Термическая чувствительность связана с теплорегуляцией. На основе температурных ощущений, появившихся впервые у птиц и млекопитающих и сохраняющаяся у человека, автоматическая регуляция внутренней температуры тела относительно независимой от среды, дополняется способностью создавать искусственную среду - отопляемые и охлаждаемые жилища, зимняя, и приспособления, сопутствующие созданию данной среды - летняя или демисезонная одежда, приборы домашнего пользования (кондиционеры, обогреватели, тены и т.п.) и т.д., при помощи которых человек поддерживает наиболее благоприятную среду для своего организма.

Температурные условия отражаются в термической чувствительности, влияют на общую активность человека, на его работоспособность. Так, например, если человеку жарко, то следует снижение активности и работоспособности, и даже может возникнуть сонливость, общая усталость.

Прикосновение, давление (тактильные ощущения) :

Ощущения прикосновения и давления тесно связаны между собой. Давление ощущается как сильное прикосновение. Характерной особенностью ощущений прикосновения и давления (в отличии, например, от болевых ощущений) является относительно точная их локализация, которая вырабатывается у человека в результате опыта при участии зрения и мышечного чувства. Характерной для рецепторов давления является быстрая адаптация. В силу этого мы обычно ощущаем не столько давление как таковое, сколько изменения давления.

При осязании ощущения боли, тепла и холода, прикосновения и давления взаимодействуют. Взаимодействие ощущений давления и температуры дает нам ощущение влажности. Сочетание влажности известной податливостью, проницаемость позволяет нам распознавать жидкие тела в отличие от твердых. Взаимодействие ощущений глубокого давления характерно для ощущения мягкого: во взаимодействие с термическим ощущением холода они порождают ощущения липкости. Взаимодействие различных видов кожной чувствительности, главным образом, опять таки движущейся руки, отражает и ряд других свойств материальных тел, как-то: вязкости, маслянистости, гладкости, шероховатости и т.д.

Кожные ощущения тесно связаны с двигательными ощущениями, объединяясь функционально в специальном органе труда и познания человека - руке. Комбинация кожных и двигательных ощущений составляет осязание предмета. Осязание - ощупывание человеком окружающих его предметов, при этом связано с воздействием на них. При осязании познание материального мира совершается в процессе движения, переходящее в сознательно целенаправленное действие ощупывания, действенного познания предмета.

В ходе индивидуального развития с самого раннего детства рука является одним из важнейшим органом познания окружающего мира. Младенец тянется своими ручонками ко всем предметам, привлекающим его внимания. Дошкольники и часто младшие школьники тоже при первом знакомстве с предметом хватают его руками, активно вертят, перемещают, поднимают его. Таким образом, ощущение играет роль действенного ознакомления в процессе активного познания предмета при экспериментальной ситуации.

Обычно осязание функционирует у человека в связи со зрением и под его контролем. В тех случаях, когда, как это имеет место у слепых, осязание выступает независимо от зрения, отчетливо вырисовываются его отличительные особенности, его слабые и сильные стороны. То есть при помощи осязания мы можем различить форму предмета, его размер, материальную форму (твердость, жидкость, вязкость и т.п.), но без зрения не сможем определить всю красочность данного предмета, ощутить насыщенность цвета, яркость, светлость и т.д.

Но, тем не менее, на осязании, на деятельности движущейся руки основывается в значительной мере весь процесс обучения слепых, и в еще большей мере - слепоглухонемых, поскольку обучение их чтению и, значит, овладением одним из основных средств умственного и общего культурного развития совершается у них посредством пальпации - восприятием пальцами выпуклых букв. Пальпация имеет применение и в восприятии речи слепоглухонемыми. «Слушание» речи слепоглухонемыми по способу «чтение с голоса» заключается в том, что слепоглухонемой прикладывает руку тыльной стороне кисти к шее говорящего в области голосового аппарата и путем тактильно-вибрационного восприятия улавливает речь.

Жизнь и деятельность многих слепых, достигших высокого уровня интеллектуального развития и работающих в качестве педагогов, скульпторов, писателей и т.д., служит достаточно ярким показателем возможностей осязательно-двигательной системы обучения.

1 .2 Обонятельные и вкусовые ощущения

Обоняние и вкус тесно связаны между собой, они являются разновидностями химической чувствительности. Это значит, что они представляют собой реакцию на присутствующие в окружающей среде химические вещества. Пробуя что-то на вкус, мы ощущаем присутствие во рту тех или иных химических веществ, а чувствуя запах - регистрируем их наличие в воздухе в газообразной форме.

Обоняние и вкус, некогда столь же необходимые человеку для выживания, как слух, осязание и зрение, ныне гораздо слабее развиты, чем у животных, и играют второстепенную роль.

С тех пор как человек поднялся с четверенек и оторвал нос от земли, его жизнь перестала в той же мере зависеть от обоняния и вкуса, как жизнь других животных. Утратив былое значение, эти физические чувства теперь служат человеку почти исключительно для выбора и получения удовольствия от еды и питья.

Обоняние:

Известно, что небольшой участок в задней части носовой полости изобилует нервными окончаниями, воспринимающими запахи. Этот участок, называемый обонятельным эпителием, или обонятельной областью, буквально напичкан миллионами нервных окончаний. Каждое из них имеет не меньше десятка тончайших волосков, или жгутиков. Они постоянно увлажняются слизью, которая тоже служит ловушкой для пахучих веществ. Но из-за недоступности обонятельной области ученым трудно исследовать происходящие в ней процессы.

Полагают, что при вдыхании с воздухом доступных нашему обонянию пахучих веществ они растворяются в слизи, увлажняющей жгутики, в результате чего эти тончайшие волоски покрываются раствором пахучих веществ. Реагируя на них, жгутики посылают сигналы обонятельным клеткам для дальнейшей передачи по соответствующим нервным волокнам (их называют обонятельными нервами). Затем эти сигналы передаются в обонятельный мозг - участок головного мозга. Все обонятельные клетки, действующие как рецепторы распознаваемых по запаху химических веществ, абсолютно одинаковы, поэтому остается загадкой, как они различают тысячи многообразных запахов.

За многие века люди выделили шесть основных запахов: цветочный, фруктовый, зловонный, пряный, смолистый (как скипидар) и запах гари.

Чтобы обладать запахом, вещество должно испарять микроскопические частицы. Наименьшими "кирпичиками" любого вещества являются молекулы, и, как полагают, обонятельные клетки способны различать молекулы по их форме. Чем больше частиц испускает вещество, тем сильнее запах. Например, кипящий на плите куриный суп пахнет сильнее, чем холодная курятина на тарелке, так как с паром в воздух попадает больше пахучих частиц. Они-то и распознаются, как запахи в силу своей способности растворяться в воде. Под воздействием тепла в воздух попадает больше частиц, а содержащаяся в воздухе влага обеспечивает их повышенную концентрацию, поэтому в теплой и влажной атмосфере запахи усиливаются. Вероятно, вы и сами замечали, что в теплой дымке после летнего дождя усиливается благоухание сада или травы; или что щепотка соли для ванн издает в горячей воде более сильный аромат, чем целая сухая упаковка.

Если вы войдете в помещение, где кто-то ест котлеты с луком, резкий запах тотчас ударит вам в нос, хотя находящиеся здесь же люди его не замечают. Это явление называется адаптацией. Причина, по-видимому, в том, что когда все рецепторы "заполнены" пахучими химическими частицами, они перестают посылать сигналы в мозг.

В жизнедеятельности людей обоняние играет большую роль связующего с эмоциональным чувственным тоном человека: почти всякое обонятельное ощущение обладает более или менее ярко выраженным характером приятного или неприятного; многие вызывают очень резкую положительную или отрицательную реакцию. Есть запахи нестерпимые и другие - упоительные. Некоторые люди особенно чувствительны к их воздействию, и чувствительность многих в этом отношении велика, что породило целую отрасль промышленности - парфюмерию.

О вкусе известно гораздо больше, чем об обонянии, и принято считать, что основных вкусов всего четыре: сладкий, соленый, кислый и горький. Но всем богатством оттенков того, что называют вкусом, мы обязаны обонянию. При сильной простуде обоняние на время пропадает, и пища становится безвкусной. А дело в том, что при простуде мы получаем информацию о вкусе только с языка. Как показали опыты, пробуя продукты на вкус только языком, человек не отличает даже очищенного яблока от сырого картофеля.

Подобно пахучим химическим соединениям, вещества, дающие нам ощущение вкуса, должны быть растворены. Только когда сухая пища растворяется слюной, мы можем определить ее вкус. Присутствие соли определяется очень быстро, так как она быстро растворяется в слюне. Более сложные по составу вещества растворяются во рту дольше, и поэтому их вкус мы ощущаем не так быстро, как соль.

Рецепторы, улавливающие сигналы от растворенных химических веществ, из которых состоит наша пища, называются вкусовыми сосочками. Это скопления микроскопических клеток, или нервных окончаний, на крохотных бугорках, расположенных на языке, нёбе и гортани. Каждый вкусовой сосочек - это гроздь из 50 с лишним клеток, соединенных с мозгом нервными волокнами. Все вкусовые сосочки способны различать четыре основных вкуса. Некоторые из них служат опорными клетками, остальные же - вкусовыми. Подобно рецепторам запаха, каждая вкусовая клетка имеет крохотный волосок (микровиллу). Внешние оконечности вкусовых сосочков соединены с осязательными нервами, благодаря чему вкус и осязание пищи во рту тесно связаны между собой. Услышав спор о том, какая говядина вкуснее - тонко или грубо нарезанная, - вы можете задаться вопросом, а в чем, собственно, разница. Однако от осязания пищи языком зависит и ее вкусовое восприятие. Лучше всего реагирует на сладкое верхушка (кончик) языка, на кислое - его боковые края, на соленое - область по соседству с верхушкой и на горькое - прикорневая область. Как и рецепторы запаха, все вкусовые сосочки похожи друг на друга, однако в разных отделах языка они по-разному сгруппированы. Вступая в контакт с растворенными химическими веществами, вкусовые сосочки издают соответствующий электрический импульс, который по нервам поступает в головной мозг.

Помимо вкуса, на наше представление о том, что мы едим, влияет целый букет впечатлений. Прежде всего, газы, выделяемые при пережевывании пищи, поднимаются в полость носа, воздействуя на обоняние. Значение имеет и структура пищи. К процессу подключаются температурные и болевые ощущения - ведь острая пища стимулирует болевые рецепторы (мазнув аджикой по лицу, вы ощутите на коже такое же жжение, как и на языке). Рецепторы осязания и давления подсказывают, что у нас во рту - хрустящие кусочки или крем, жесткая пища или мягкая; уши воспринимают звуки, издаваемые пищей при пережевывании. И, само собой, память - мы надолго запомним вызвавшее отвращение блюдо.

1 .3 Слуховые ощущения

Двигаясь и соударяясь, объекты вибрируют и создают колебания, передающиеся по воздуху. Колебания воспринимаются ухом и преобразуются в звуки различной интенсивности.

Мы слышим, потому что наши уши реагируют на звуковые волны или на малейшие изменения давления воздуха. Они преобразуют эти волны в электронные импульсы и передают их в мозг, где те трансформируются в звуки.

Рис. 1 Строение уха: 1 -- наружный слуховой проход; 2 -- барабанная перепонка; 3 -- евстахиева труба; 4 -- молоточек; 5 -- наковальня; 6 -- стремечко; 7 -- полукружные Каналы; 8--10 -- улитка; 11--12 -- евстахиева труба; 13 -- височные кости черепа

Ухо человека включает три отделения - наружное, среднее и внутреннее ухо. Наружное ухо состоит из кожной складки с хрящом и слухового прохода, ведущего к его скрытой части. Видимая часть уха называется ушной раковиной. Она действует как приемное устройство звуковых волн, которые затем проникают в среднее ухо через слуховой проход и заставляют вибрировать барабанную перепонку, находящуюся на входе в среднее ухо. По своим размерам среднее ухо в восемь раз меньше наружного и представляет собой небольшую полость внутри черепа. Здесь располагается барабанная перепонка, а противоположная часть среднего уха соединена с носом узкой трубкой, которая называется Евстахиева труба. Это позволяет выравнивать давление воздуха в среднем ухе по отношению к внешней среде. Если давление изменяется, наши уши должны приспособиться к этому, что иногда вызывает "хлопки" в ушах. В полости среднего уха находятся три косточки, каждая из которых имеет характерную форму: молоточек, наковальня и стремечко. Отраженные барабанной перепонкой колебания воздуха проходят от молоточка к стремечку и далее через овальное окно преддверия, связывающее среднее и внутреннее ухо. Во внутреннем ухе располагается лабиринт - три заполненных жидкостью трубки, благодаря которым мы ощущаем уравновешенное давление. Также там имеется миниатюрная спиральная трубка (улитка), состоящая из двух каналов и протоки. Эти каналы и протока заполнены жидкостью. В протоке также находятся крошечные волосковые сенсорные клетки, покрытые узкой мембранной пленкой. Эти клетки и мембрана составляют кортиев орган. Именно он является настоящим слуховым центром. Колебания, проходя через улитку, заставляют мембрану двигаться взад и вперед. Двигаясь, мембрана натягивает волосковые клетки, и они посылают электрические сигналы через слуховой нерв в мозг. Мозг расшифровывает сигналы и воспринимает их как звуки.

Слуховые ощущения различаются по высоте, силе и тембру.

Высота звука в основном определяется количеством колебаний в секунду. Чем больше частота колебаний, тем выше звук, и наоборот. Однако па высоту звука оказывает влияние и интенсивность звука. Так, если усиливать высокий звук, то он кажется еще более высоким. Если же усилить низкий звук, то он кажется еще ниже.

Орган слуха человека реагирует слуховым ощущением на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду. Наиболее чувствительно ухо к звукам в области около 1000 колебаний в секунду. Звуки, лежащие ниже крайней границы ощущения низких звуков, называют инфразвуками. Звуки, лежащие выше крайней границы высоких звуков, называют ультразвуками. Животные могут воспринимать и такие звуки, которые человеческое ухо не воспринимает: так, насекомые воспринимают ультразвуки до 80 000 колебаний в секунду.

Сила слухового ощущения называется громкостью. Громкость в основном связана с интенсивностью звука, но зависит и от высоты. Это объясняется тем, что ухо человека по-разному чувствительно к звукам разной высоты. Поэтому равные по интенсивности, но разные по высоте звуки обладают разной громкостью.

Тембр звука - это его специфическое качество, которое отличает друг от друга звуки, равные по основной частоте и интенсивности, но разные по составу дополнительных колебаний. Разными тембрами характеризуются голоса людей, звуки отдельных инструментов. Тембр зависит от тех входящих в состав данного звука дополнительных чистых звуков, которые обычно в целое число раз больше его основного звука. Эти звуки называются гармоническими частичными тонами (гармониками).

Слуховые ощущения характеризуются пространственной локализацией: воздействующие на нас звуковые раздражители локализуются в том или ином направлении. Локализация звуков достигается благодаря парной работе больших полушарий мозга. Сигналом направления звука служит разница во времени прихода звука в каждое ухо (а, следовательно, и прихода возбуждения в - каждое полушарие), вызываемая разным расстоянием каждого уха от источника звука (бинауральный эффект). Создавая искусственно запаздывание прихода звука в одно ухо относительно другого, можно вызвать иллюзию изменения направления звука.

У большинства людей острота слуха с возрастом притупляется. Это объясняется тем, что ушные косточки утрачивают свою изначальную подвижность, в связи, с чем колебания не передаются во внутреннее ухо. Кроме того, инфекции органов слуха могут повреждать барабанную перепонку и негативно отражаться на работе косточек. При возникновении каких-либо проблем со слухом необходимо незамедлительно обратиться к врачу. Причиной некоторых видов глухоты является повреждение внутреннего уха или слухового нерва. Ухудшение слуха может быть также вызвано постоянным шумовым воздействием (например, в заводском цеху) или резкими и очень громкими звуковыми всплесками. Необходимо очень осторожно пользоваться персональными стереоплейерами, поскольку чрезмерная громкость звучания также может привести к глухоте.

1 .4 Зрительные ощущения

Большую часть (до 80%) информации об окружающем мире мы получаем через глаза.

Наши глаза специально предназначены для того, чтобы снабжать нас информацией о глубине, расстоянии, величине, движении и цвете. К тому же они способны двигаться вверх, вниз и в обе стороны, давая нам максимально широкий обзор.

Глаз соединен с головным мозгом с помощью зрительного нерва. Этот нерв находится внутри особого отростка, прикрепленного к задней стенке глаза. Он и передает поступающие на сетчатку сигналы в форме импульсов, которые расшифровываются в мозгу.

Каждый глаз видит предметы под несколько иным углом, направляя в мозговой сигнал. Наш мозг еще в самом раннем детстве "учится" сводить вместе оба изображения так, чтобы мы не видели двойных контуров. Наложенные друг на друга изображения позволяют увидеть объем предметов, и то, что один предмет находится впереди или позади другого. Это явление известно как трехмерность изображения, или "3-D". Кроме того, мозг позволяет нам правильно различать верх и низ. Преломляясь при прохождении через хрусталик, свет оставляет на сетчатке перевернутое изображение. Наш мозг "считывает" его и тотчас переворачивает "с головы на ноги". Однако новорожденный поначалу видит все предметы перевернутыми.

Рис. 2 Схематический разрез глаза

Сначала дадим описание строения глаза. Человеческий глаз имеет форму шара. В центре его переднего отдела находится чуть выпуклый прозрачный слой, или роговица. Она соединена с белком, или склерой, охватывающей почти всю внешнюю поверхность глаза. Склера покрыта тонкими оболочками, пронизанными мельчайшими кровеносными сосудами.

Роговица - первая линза, через которую проходит световой луч. У нее неподвижный фокус, и она никогда не меняет ни позиции, ни формы. Под роговицей находится радужная оболочка, или "ирис". На греческом языке это слово означает "радуга". Чаще всего радужки бывают голубыми, зелеными или карими. По сути, радужная оболочка представляет собой мышечный диск с отверстием в центре. Это отверстие и есть зрачок, через который свет попадает внутрь глаза. Радужка контролирует количество света, попадающего в глаз через зрачок. При очень ярком свете она сужается, и зрачок уменьшается до размеров крохотной точки, пропуская в глаз лишь малую толику света. При тусклом освещении она расслабляется, и зрачок расширяется, открывая доступ свету. Зрачки могут расширяться и в тех случаях, когда вы охвачены каким-то сильным чувством, например, любовью или страхом.

За радужной оболочкой находится второй объектив, или хрусталик. Он гораздо более подвижен и гибок, нежели роговица. На месте его удерживает целая сеть волокон, которые называются подвешивающими связками. Со всех сторон хрусталик окружен цилиарными мышцами, которые придают ему различные формы. Скажем, когда вы смотрите на какой-нибудь отдаленный предмет, эти мышцы расслабляются, хрусталик увеличивается в диаметре и становится более плоским. При взгляде на более близкий предмет кривизна хрусталика увеличивается. Позади хрусталика находится внутренняя камера глаза, заполненная студенистым веществом, которое называют стекловидным телом. Свет должен сначала пройти через это вещество и только после этого попадает на сетчатку - слой, покрывающий заднюю и боковые стенки внутренней камеры глаза. Сетчатка состоит из 130 млн. светочувствительных клеток, которые называют палочками и колбочками. Палочки чувствительны к свету, но не различают цветов, за исключением синего и зеленого. Колбочки улавливают все цвета и помогают нам четче видеть, но перестают работать при недостатке освещения. Вот почему с наступлением сумерек наше зрение ослабевает, мы хуже различаем цвета и все видим в синих или серо-зеленых тонах. Французы называют это время суток "часом синевы".При очень ярком свете палочки закрываются, уступая всю работу колбочкам. По мере ослабления света палочки оживают, но это происходит не сразу: когда заходишь в темную комнату с залитой солнцем улицы, глаза лишь постепенно привыкают к темноте, а при выходе на солнечный свет вы на мгновение как бы слепнете. Колбочки сосредоточены в ямке на задней стенке сетчатки, а большинство палочек расположено вокруг нее. Ямка находится рядом с местом выхода зрительного нерва, где в сетчатке имеется небольшой разрыв. Световые лучи не воздействуют на этот участок, а это значит, что в задней стенке каждого глаза есть крохотное "слепое пятно".

Все зрительные ощущения, возникающие при действии света, можно разделить на две группы: ощущения ахроматических цветов (все оттенки серого, а также черный и белый цвета) и ощущения хроматических цветов (все цвета, кроме черного, белого и всех серых). Обычный солнечный свет, который мы воспринимаем белым, состоит из ряда хроматических лучей. Это легко демонстрируется при пропускании солнечного луча через призму, разлагающую белый свет в спектр.

Смешение цветов в один общий цвет удобно наблюдать, смотря на быстро вращающийся круг, составленный из нескольких секторов разного цвета. Явление смешения цветов, которое было указано еще Ньютоном, подчиняется определенным законам. Эти законы следующие:

1-й закон. Для каждого цвета имеется другой свет от смешения, с которым получается белый или серый (ахроматический) цвет. Такие цвета, взаимно нейтрализующие друг друга, называются дополнительными (к красному цвету дополнительным является голубовато-зеленый, к желтому - синий и т.д.).

2-й закон. При смешении двух недополнительных цветов получается новый цвет, промежуточный между ними (смешение синего и красного цветов дает фиолетовый цвет, смешение красного и желтого - оранжевый цвет).

3-й закон. Цвет смеси не зависит от спектрального состава смешиваемых цветов, т.е. каждый из смешиваемых цветов сам в свою очередь может быть получен в результате смешения других цветов (смешение желтого с синим одинаково дает серый цвет независимо от того, является ли желтый цвет спектрально чистым или результатом смешения других цветов).

Законы смешивания цветов объясняются так называемой трехкомпонентной теорией зрения, высказанной впервые Ломоносовым и развитой далее Юнгом, Гельмгольцем и Лазаревым. Исходным для этой теории был вывод, следующий из законов смешения цветов, а именно: все многообразие цветовых ощущений можно получить путем смешения трех цветов, принятых за основные (красного, зеленого, синего). Согласно трехкомпонентной теории в сетчатке глаза имеются три цветовоспринимающих аппарата. Возбуждение первого из них дает ощущение красного цвета, второго - зеленого цвета, третьего - синего цвета. Обычно цвет действует сразу на три или на два аппарата одновременно. При этом свет разной длины волны действует на каждый из этих аппаратов с разной эффективностью. В зависимости от соотношения процессов возбуждения, вызываемых в этих аппаратах, возникают ощущения разных цветов. Ощущение белого цвета возникает тогда, когда возбуждение всех аппаратов происходит одинаково сильно.

Характеризуя цвет, следует различать три его основные свойства: светлоту, цветовой тон и насыщенность.

Светлота цвета определяется яркостью раздражителя и чувствительностью к нему глаза; она характеризует эффект действия раздражителя на глаз по интенсивности.

Цветовой тон характеризует специфические особенности данного цвета и зависит от состава лучей, действующих на глаз (от того, какова длина волн этих лучей). В тех случаях, когда на глаз действует цвет поверхности, цветовой тон определяется преимущественным отражением лучей определенной длины волны. Ахроматические цвета цветового тона не имеют, так как в этих случаях поверхность одинаково отражает все лучи (всех длин воли).

Насыщенность цвета есть отличие хроматического цвета от серого цвета равной с ним светлоты. Малонасыщенные цвета обычно получаются при значительном добавлении к хроматическому цвету белого или серого цвета.

В зрительных ощущениях также присутствует адаптация, или цветовое приспособление, которое выражается в понижении чувствительности глаза к определенному цветному раздражителю вследствие продолжительности его действия. Как возникновение ощущение, так и его исчезновение не происходит внезапно и с окончанием действия раздражителя. Поэтому после прекращения действия раздражителя в глазу остается «след», или последствие, раздражения, которое дает «последовательный образ». Примером может являться простой эксперимент: в течение 1 минуты необходимо смотреть, к примеру, на белый череп, нарисованный на белом листе бумаги, затем перевести взгляд на белую стену, где явно появится изображение черепа.

Немного о нарушениях зрения и способах их устранения.

К наиболее частым нарушениям зрения относятся близорукость и дальнозоркость. Близорукие люди плохо видят отдаленные предметы, а дальнозоркие -то, что находится поблизости. Эти недостатки зрения почти всегда обусловлены формой глазного яблока. Чтобы зрение было безупречным, глазное яблоко тоже должно иметь идеальную форму шара. Однако у близоруких людей переднезадний диаметр глазных яблок удлинен, а у дальнозорких - укорочен. Близорукость и дальнозоркость легко исправить, надев очки либо контактные линзы. Недавно ученые открыли новый способ коррекции близорукости путем хирургического уплощения роговицы.

Форма глазного яблока может и другим способом повлиять на зрение, вызывая астигматизм. Обычно он встречается вместе с близорукостью или дальнозоркостью. Кривизна стенок роговицы должна быть везде одинаковой, как у футбольного мяча. Но у некоторых людей роговица больше похожа на овальный мяч для регби, и их глаза не могут правильно сфокусировать световые лучи. Мы говорим, что глаз косит, когда он направлен в сторону от другого глаза - часто к носу или виску, а иногда вверх или вниз. Причиной этого часто бывает "лень" одной из мышц, управляющих движением глазного яблока. Чтобы "подстегнуть" косящий глаз к нормальной работе, здоровый глаз закрывают повязкой. Если это не помогает, приходится носить очки или делать операцию.

Глаукома - это болезнь глаз, при которой увеличивается объем водянистой жидкости в камере между радужной оболочкой и роговицей, вызывая боль и повышение внутриглазного давления. Зрение ухудшается, и, если глаукому не лечить, может наступить полная слепота. Иногда с помощью лазера в радужной оболочке прорезается крошечное дренажное отверстие для оттока жидкости, которое позволяет снизить давление внутри.

Катаракта - это помутнение хрусталика, при котором больной смотрит на мир как бы через замерзающее окно. Катаракта развивается медленно и не причиняет боли. Ее удаляют, разрушая хрусталик специальным ультразвуковым зондом. Удаленный хрусталик заменяют миниатюрной пластиковой линзой.

Заключение

экстероцептивное ощущение стимул рецептор

Таким образом, ощущения играют важную роль в жизнедеятельности людей. Ощущения, отражая свойства предметов объективного мира, помогают человеку в познавательном процессе, а также являются чувственным отображением действительности человека.

С помощью ощущений человек совершает деятельность, как сознательно, так и бессознательно, но и в том, и другом случае, данная деятельность может нести в себе обучающий характер, а также может происходить совершенствование уже полученных знаний и навыков.

Следует помнить, что бывают люди, лишенные какого-либо ощущения (слепые, глухонемые, лишенные каких-либо частей тела и т.д.), при этом у данных людей обостряются другие чувства.

Подводя итоги данный работы, хочу сказать, что, чтобы чувствовать себя полноценным человеком и, необходимо иметь весь комплекс ощущений, беречь их, развивать их чувствительность и совершенствовать.

Список используемой литературы:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.В. Атлас по психологии. - М.: Педагогическое общество России 2004г.

2. Электоронный учебник. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Составитель Радугин А.А. - М.: Центр, 2002г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность и свойства ощущения и восприятия как познавательных психических процессов, их сходства и различия. Классификация, физиологические механизмы, общие закономерности ощущения. Виды и свойства восприятия пространства, времени, речи; зрительные образы.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2014

    Роль ощущения в познании человеком окружающего мира. Классификация ощущений. Чувствительность человека к звукам речи. Характерные особенности процесса ощущения человека в сравнении с ощущениями животных. Формирование психического образа при восприятии.

    контрольная работа , добавлен 14.10.2008

    Ощущение как инструмент познания, его источник и основное условие психического развития человека. Понятие ощущения в античной истории, представление о нем в середине XIX века. Отражение свойств предмета как суть ощущения, его физиологическое основание.

    реферат , добавлен 13.11.2011

    Суть психофизической проблемы. Измерение порога предела чувствительности сенсорной системы человека. Построение психофизических шкал. Процесс создания психического образа по Фехнеру. Модальность ощущения как одна из качественных характеристик ощущения.

    презентация , добавлен 09.11.2014

    Взаимосвязь между восприятием и ощущением. Закон Вернера-Фехтера: абсолютный порог ощущения, дифференциальный порог ощущения, элементарный, сложный. Восприятие как процесс. Возможные ошибки и искажения при восприятии. Восприятие человека человеком.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2007

    Ощущения, восприятия, представления, память как чувственные формы познания. Сенсорная организация личности, понятие ощущения, принципы обработки информации мозгом. Деятельность нервных рецепторов, классификация ощущений. Зрение, вкус, слух, обоняние.

    реферат , добавлен 05.10.2010

    Теоретический анализ субъективного ощущения одиночества. Психологическое представление о хроническом, ситуативном и преходящем одиночестве. Отношения, как средство, способное помочь разделить одиночество. Современные исследования переживания одиночества.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2010

    Исследование тактильных ощущений, нижнего абсолютного порога зрительного ощущения, нижнего абсолютного порога слуховой чувствительности, индивидуальных особенностей восприятия, концентрации, устойчивости, переключаемости и избирательности внимания.

    практическая работа , добавлен 22.04.2013

    Общая характеристика процессов ощущения и восприятия умственно отсталых детей. Особенности зрительного и слухового восприятия. Способность восприятия пространства и времени. Основные средства коррекции недостатков восприятия умственно отсталых детей.

    реферат , добавлен 30.06.2010

    Понятие об ощущении и его физиологической основе. Виды и классификация ощущений: зрительные, слуховые, вибрационные, обонятельные, вкусовые, кожные и другие. Определение восприятия как психологического процесса, его свойства. Виды и способы мышления.

Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа; интероцептивные, проприоцептивные и экстероцентивные ощущения . Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности.

Интероцептивные ощущения

Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводит до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям.

Проприоцептивные ощущения

Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и имеют формы особых нервных телец (тельца Паччини). Возбуждения, возникающие в этих тельцах, отражают ощущения, происходящие при растяжении мышц и изменении положения суставов. В современной физиологии и психофизиологии роль проприорицепции как афферентной основы движений у животных была подробно изучена А. А. Орбели, П. К. Анохиным, а у человека - Н. А. Бернштейном. Описываемая группа ощущений включает специфический вид чувствительности, называемый ощущением равновесия, или статическим ощущением. Их периферические рецепторы расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Экстерорецеотивные ощущения

Третьей и самой большой группой ощущений являются экстерорецеотивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу зкстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

Контактные ощущения вызываются воздействием непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.

Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние и, особенно, слух и зрение.

Генетическая классификация ощущений

Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности:

1. протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (голод; жажда и пр.);

2. эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные органы чувств человека.

Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.

Общие свойства ощущений

азличные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество - это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.

При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время - так называемый латентный (скрытый) период ощущения. Латентный период различных видов ощущений неодинаков: например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс; для болевых - 370, а для вкусовых - всего 50 мс.

Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Наличие положительных последовательных образов объясняет, почему мы не замечаем перерывов между следующими один за другим кадрами кинофильма: они заполнены следами действовавших до этого кадров - последовательными образами от них. Последовательный образ изменяется во времени, положительный образ заменяется отрицательным. При цветных источниках света последовательный образ переходит в дополнительный цвет.

Изменение ощущений

Работа каждого анализатора имеет специфические закономерности. Вместе с тем все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям. К ним относятся:

1) пороги чувствительности,

2) адаптация,

3) сенсибилизация,

4) контраст ощущений,

5) синестезия.

· Для того чтобы мы осознали какой-либо элемент окружающей действительности, нужно, чтобы исходящая от него энергия (тепловая, химическая, механическая, электрическая или электромагнитная) была достаточной, чтобы стать стимулом, т.е. возбудить какой-либо из наших рецепторов. Таким образом, чтобы в результате действия раздражителя на органы чувств возникло ощущение, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенной величины.

· Диапазон нашей чувствительности ограничен нижним и верхним абсолютными порогами. Минимальная величина раздражения, необходимая для возникновения едва заметного ощущения, называется нижним абсолютным порогом ощущения.

Например, для возникновения ощущения давления достаточно воздействия двух миллиграммов на один квадратный миллиметр поверхности кожи.

· Переход от невоспринимаемых стимулов к воспринимаемым происходит не постепенно, а скачкообразно. Если воздействие уже почти достигло порогового значения, то достаточно бывает едва заметно изменить величину стимула, чтобы он из полностью невоспринимаемого превратился в полностью воспринимаемый. Увеличение интенсивности и силы воздействия стимулов на органы чувств приводит к тому, что ощущение в какой-то момент теряется, т.е. достигает верхнего абсолютного порога ощущений.

Верхний абсолютный порог ощущений - это максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает болевые ощущения или исчезновение ощущения.

Так, сверхгромкий звук вызывает боль в ушах, а сверхвысокий (по частоте колебаний свыше 20 ООО гц) - исчезновение ощущения (слышимый звук переходит в ультразвук). Давление свыше 300 г/мм2 вызывает боль. Чрезмерные воздействия на органы чувств могут вызвать не только боль, но и шок с потерей сознания или временной дезориентацией. На этом факте основано действие, например, звукового шокера.

· Абсолютные пороги чувствительности у человека чрезвычайно низкие и, следовательно, чувствительность органов чувств очень высока.

Чувствительность зрения такова, что в абсолютной темноте человек может увидеть пламя свечи на расстоянии приблизительно 27 км. Слуховая чувствительность у человека настолько высока, что человек в принципе может услышать тиканье наручных часов на расстоянии 6 м. Вкус вещества человек может почувствовать при растворении всего 25 г этого вещества в 1100 л воды. Чтобы почувствовать запах, достаточно 0,001 г ароматического вещества на шестикомнатную квартиру.

Чем же определяются пределы чувствительности и нужно ли, чтобы она была еще выше? Расчеты показывают, что большая чувствительность основных органов чувств только ухудшила бы приспособление к физическому миру.

Если бы глаз был более чувствительным, мы уже воспринимали бы волновую природу света, и он казался бы нам прерывистым. Мы также могли бы видеть и химические превращения в самом глазу, что тоже только мешало бы адекватному восприятию мира. Если бы ухо было лишь немного чувствительнее, мы могли бы услышать возникающие в результате броуновского движения удары молекул по барабанной перепонке, в чем нет нужды. ^

Таким образом, пороги чувствительности определяются потребностями адаптации нашего организма к жизненно важным условиям окружающей действительности. Закономерности изменения ощущений в психофизике изображают в виде психометрической кривой (рис. 3).

Рис. 3. Психометрическая кривая

Кроме измерения порогов чувствительности, в психофизике изучается проблема зависимости величины ощущения от величины физического стимула. Мало кто из нас задумывается над тем, что сила и интенсивность воздействующего стимула и сила и интенсивность ощущения, которое возникает, - разные вещи. Так, сила самого звука и сила ощущения от звука - не одно и то же. В изучение этой зависимости большой вклад внес немецкий ученый Г.Т. Фехнер (1801-1887). Им было выяснено, что чем больше интенсивность исходного стимула, тем больше нужно увеличить его, чтобы заметить разницу в ощущениях.

Закон Вебера-Фехнера получил название основного психофизического закона.

Чувствительность анализаторов нестабильна, она изменяется в зависимости от различных условий. Различают две основные формы изменения чувствительности - адаптацию и сенсибилизацию.

Органы чувств обладают свойством приспособления, или сенсорной адаптации, к изменившимся условиям окружающей среды, причем эта адаптация происходит в довольно значительных пределах. Поэтому пороги ощущений не являются постоянными, они способны изменяться при переходе от одних условий восприятия к другим. Например, при переходе от света к темноте и обратно чувствительность глаза меняется в десятки раз. Одни анализаторы обнаруживают высокую скорость адаптации, другие - низкую. Очень быстро, например, способны адаптироваться рецепторы, расположенные в коже (кроме болевых). Гораздо медленнее происходит зрительная адаптация, далее идут слух, обоняние и вкус.

Сенсорная адаптация имеет целесообразное биологическое значение. Она содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных раздражителей. Адаптация как привыкание к постоянно изменяющимся условиям обеспечивает повышение жизнеспособности организма.

Чувствительность зависит не только от силы воздействия внешних раздражителей, но и от состояния и взаимодействия анализаторов.

Синестезия

Синестези́я (греч. συναίσθηση - одновременное ощущение, совместное чувство) - в неврологии - явление восприятия, при котором раздражение одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Следует учитывать, что синестезия не является психическим расстройством.

примеры: цветной слух, цветное обоняние, шелест запахов.

Цветной слух - способность человека испытывать ассоциацию слышимого звука с каким-либо цветом (у многих музыкантов и композиторов каждая тональность ассоциируется с каким-либо своим цветом). Возможно и обратное: японская пианистка и композитор Хироми Уэхара ещё в процессе обучения использовала не специальные музыкальные термины, а только цветовые характеристики: «Играй Красный», - когда требовалось показать темперамент, - «Играй Синий», - когда надо было показать грусть. По словам пианистки, она не мыслит музыкальными категориями при создании музыки, а старается визуализировать звуки.

Слуховая синестезия - способность некоторых людей «слышать» звуки при наблюдении за движущимися предметами или за вспышками, даже если они не сопровождаются реальными звуковыми явлениями, была открыта американскими учеными Мелиссой Саэнс (Melissa Saenz ) и Кристофом Кохом из Калифорнийского технологического института.

Вкусовая синестезия - появление вкусовых ассоциаций от каких-либо слов, образов. Такие синестеты могут, например, слушать любимую песню и каждый раз вспоминать вкус шоколада.

Чаще всего встречаются синестеты с цветовыми или фактурными ассоциациями на буквы, цифры и слова (например, каждая буква или цифра прочно ассоциируется с каким-либо конкретным цветом).

Ощущение -психический процесс отражения отдельных элементарных свойств действительности, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущения являются как бы “воротами” нашего познания.

Ощущения -это чувствительность к физическим и химическим свойствам среды.

Ощущения и возникшие на их основе восприятия и представления есть и у животных, и у человека. Однако ощущения человека отличаются от ощущений животных. Ощущения человека опосредованы его знаниями, т.е. общественно-историческим опытом человечества. Выражая то или иное свойство вещей и явлений в слове (“красный”, “холодный”) , мы тем самым осуществляем элементарные обобщения этих свойств. Ощущения человека связаны с его знаниями, обобщенным опытом индивида.

В ощущениях отражаются объективные качества явлений (цвет, запах, температура, вкус и др.) , их интенсивность (например, более высокая или более низкая температура) и продолжительность. Ощущения человека так же взаимосвязаны, как взаимосвязаны различные свойства действительности.

Ощущение -превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания.

Они обеспечивают чувственную основу психической деятельности, предоставляют сенсорный материал для построения психических образов.

2. Виды ощущений

Существуют различные основания классификации ощущений. Самая древняя классификация ощущений включает пять пунктов (по количеству органов чувств): - обоняние, - вкус, - осязание, - зрение - слух. Б.Г. Ананьев выделял одиннадцать видов ощущений. Английский физиолог Ч. Шеррингтон предложил систематическую классификацию ощущений. На первом уровне ощущения делятся на три основных типа: - интероцептивные, - проприоцептивпые, - экстероцептивные. Интероцептивные объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма. Проприоцептивные передают информацию о положении в пространстве тела в целом и опорно-двигательного аппарата в частности. Экстероцептивные обеспечивают получение сигналов из внешнего мира.

Интероцептивные ощущения

Сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма. Они возникают благодаря рецепторам, находящимся: - на стенках желудка, кишечника, сердца, кровеносных сосудов и других органов, - внутри мышц и других оранов. Как оказалось, это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, называются внутренними рецепторами. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений. Они, что характерно, в сознании всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. Также интероцептивные ощущения часто называют органическими.

Проприоцептивпые ощущения

Они передают сигналы о положении тела в пространстве, составляют тем самым афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Проприоцептивные ощущения включают: - ощущение равновесия (статическое ощущение), - двигательное (кинестетическое) ощущение. Рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках). Эти рецепторы называются тельцами Паччини. Роль проприоцепторов хорошо изучена в физиологии и психофизиологии. Их роль как афферентной основы движений у животных и человека была подробно изучена в работах А.А. Орбели, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна. Периферические рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Экстероцептивные ощущение, в свою очередь, разделяют на контактные и дистантные. К контактным относятся тактильные, температурные (которые могут быть интеро - и екстероцептивними) и вкусовые ощущения, к дистантних - ощущение света, звука, запаха. Проприоцептивными есть ощущения, что определяют положение тела, а также ощущения равновесия и ускорения. К интероцептивным принадлежат ощущения, которые идут от внутренних органов (голода, усталости, жажды).

Согласно системе анализаторов ощущения разделяют на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, кинестетические, ощущения равновесия (статические), органические ощущения.

Зрительные ощущения

Зрительные ощущения возникают в результате действия лучей света на сетчатку глаза. Благодаря зрительным ощущениям человек познает освещенность, цвет предметов, их размеры, пропорции, конструкцию, объем, размещение в пространстве (рис. 6.5). Центральный отдел зрительного анализатора находится в затылочной области головного мозга. При некоторых заболеваниях, например, при недостатке в организме ретинола (витамина А), возникает гемералопия (куриная слепота) - резкое ухудшение зрения в условиях плохого освещения, в сумерках и ночью.

Слуховые ощущения

Большое значение в жизни человека имеют слуховые ощущения, которые возникают как результат действия звуковых волн на кортиив орган - рецепторный аппарат слухового анализатора во внутреннем ухе человека. В висковой доле мозга размещена корковая центральная часть слухового анализатора. Человек может воспринимать звуки с частотой колебания от 16 до 20000 Гц. На основе слуховых ощущений человек овладевает языком, с помощью слуха контролирует свой и чужой язык. Изучая природу человеческого слуха, убеждаемся в том, что она является продуктом истории человечества. Как писал А. А. Ухтомский, мы можем признать, что слух является важнейшим из органов чувств человека. Именно он помогает человеку стать тем, кем она является. На слух человека приходится чрезвычайное и ответственное практическое задание, которое простирается далеко за пределы физиологии: задача служить опорой и посредником в великом деле организации речи и собеседования.

В случае потери слуха, зрения остальные виды ощущений приобретают для человека особенно важное значение. Слепоглуха А. И. Скороходова, выступая на XVIII Международном конгрессе психологов в 1966 p., отмечала по этому поводу:

"Человек, лишенный слуха и зрения, может посматривать" руками скульптуру, получая от этого большое удовольствие. Мы, слепоглухие, чувствуем запах земли, травы, цветов, запахи моря или реки, если они неподалеку. Бывая в саду, мы можем прикасаться руками кустов, невысоких деревьев и чувствовать трепетание листьев под дуновением ветерка. Мне лично приносит удовольствие держать руки на музыкальном инструменте во время чьей-то игры, прикладывать пальцы к шее кошки, когда она мурлычет. Если я нахожусь в комнате во время сильной грозы (о ней сообщают люди, которые слышат), я прикладываю руки к оконному стеклу и чувствую вибрацию при особо сильных ударах грома. Слушать в такой способ грозу я очень люблю. Во время купания в море я люблю чувствовать волны. Во всех этих ощущениях также можно находить красоту и поэзию".

Тактильные (прикосновение, давление). Играют немалую роль в восприятии величины, формы предметов.

Температурные (холод, тепло):

1) возникают в результате контакта с предметами, имеющими температуру выше или ниже температуры тела;

2) обусловливаются органическими процессами и психическими состояниями.

Болевые. Среди ощущений особое место занимает боль - субъективно тягостное, порой нестерпимое ощущение, возникающее в результате действия очень сильных и разрушительных раздражителей. Наблюдения свидетельствуют о том, что болевые ощущения обобщаются и перерабатываются второй сигнальной системой, вследствие чего жалобы больного является для врача одним из показателей патологического процесса, его характера и места поражения. При одновременных и последовательных болевых раздражениях возникает взаимодействие болевых ощущений. Проявляется это как в угнетении слабого боли сильным (слабая боль в руке усиливает зубную боль), так и в маскировке одного боль болью другого характера. В отношении к боли имеют значение общественно-нравственная установка личности, сознательный и организованный характер ее поведения. Ощущение боли возникает при раздражении чувствительных нервных окончаний, расположенных в коже. Болевые ощущения сигнализируют о наличии ушкоджуючого фактора, о необходимости устранить его или уменьшить его влияние.

Рис. 6.5. в

Обонятельные ощущения возникают при раздражении специфических рецепторных клеток, расположенных в слизистой оболочке верхнего и отчасти среднего носовых ходов. Раздражителями рецепторных клеток являются молекулы пахучих веществ попадают в обонятельную область или через нос (во время вдыхания их), или через носоглотку в момент глотания пищи. В последнем случае обонятельное ощущение сочетается со вкусовым, которое возникает в результате воздействия на вкусовые рецепторы химических веществ. Вкусовые рецепторы находятся на поверхности языка, задней поверхности глотки, неба и в надгортаннику. Соответственно им классифицируют ощущения сладкого, кислого, соленого, горького.

Обоняние и вкус тесно связаны между собой, и если совсем исключить обоняние, то человеку будет казаться, что разная пища имеет одинаковый вкус.

Снижение обоняния может наблюдаться при опухолях лобных долей мозга, расстройство обоняния - при черепно-мозговых травмах, независимо от их локализации.

Двигательные, или кенестетические, ощущения характеризуют положения и перемещения частей тела в пространстве, основываясь на сигналах, поступающих от проприорецепторов.

Двигательные ощущения в сочетании с кожными, которые имеют место при ощупывании предметов руками, дают ощупь; через него человек познает размеры, твердость, шероховатость, форму и другие свойства предметов. Кора головного мозга осуществляет высший анализ и синтез сигналов, идущих от мышц, сухожилий, внутренних органов.

Трудовая производственная деятельность людей обусловливает наличие специфических человеческих особенностей в ощущении положения тела в пространстве, его передвижения, в мышечно-суставных движениях рук в процессе трудовых действий, внятной речи. Артикуляционные движения сопровождают и усиливают дифференцированные движения руки, что пишет; языковые движения в акте чтения включают и мышечные ощущения от движения глаз.

Языковые кинестезии-ощущение положения и перемещения органов, участвующих в языкотворчестве, является, по словам И. П. Павлову, базальным компонентом второй сигнальной системы.

Статические ощущения (равновесия, стояние, лежание). Рецептором является вестибулярный аппарат, который передает раздражители в вискову часть коры больших полушарий, сигнализирует о положении тела человека в пространстве. Это имеет особое значение для пилотов, космонавтов, пловцов, гимнастов.

Интероцептивные (органические) ощущения возникают при проведении и переработке в центральной нервной системе информации, которая появляется в результате возбуждения специализированных нервных окончаний для восприятия сигналов о ходе обменных процессов во внутренней среде организма. К таким ощущениям относятся ощущения голода, жажды, тошноты, боли и тому подобное.

Существуют определенные закономерности, характеризующие ощущения:

1) абсолютная чувствительность органов чувств, то есть способность человека ощущать незначительные величины раздражения;

2) порог ощущения - уровень интенсивности раздражителя, который способен вызвать ощущение. Минимальная сила раздражителя, способная вызвать ощущение, называется нижним порогом.

Верхний порог чувствительности - максимальная сила раздражителя, которая еще вызывает адекватное ощущение. Если увеличить его силу, возникнет неадекватное ощущение, например, болезненное.

Способность чувствовать наименьшую разницу в интенсивности двух действующих раздражителей называется порогом различения.

Ощущение разницы в яркости света составляет 1/100 исходной величины; ощущение разницы в весе двух показателей равна 1/30 веса исходного предмета; для звуковой чувствительности - 1/10.

3) адаптация - изменение чувствительности анализатора в результате приспособления органов чувств к действующему раздражителю;

4) сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений.

Если одновременно с каким-либо раздражителем действует и другой сильный раздражитель, чувствительность наших органов чувств значительно снижается, потому что новый раздражитель своей силой уменьшает интенсивность предварительного. Например, известно: когда ребенок плачет, то успокоить ее можно, если отвлечь его внимание при помощи более сильного раздражителя. При ярком свете звук ощущается громче. И наоборот, под действием более слабого раздражителя наша чувствительность или восприимчивость повышается. Например, некоторые люди во время работы включают радио; когда учат читать людей с плохим зрением, используют негромкое тиканье часов; с аутистическими больными или больными шизофренией в состоянии кататонии разговаривают тихо, чтобы получить ответ, хоть здесь присоединяются и другие факторы.

Прямые простые раздражители, действующие на органы чувств, имеют значение в диагностике заболеваний (например, запах ацетона изо рта больного может свидетельствовать о диабетическую кому);

5) одновременное ощущение (синестезия) заключается в том, что любой раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Наиболее распространенным проявлением синестезии является так называемый цветной слух, при котором звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое изображение. Цветной слух наблюдался у композиторов Н. А. Римского-Корсакова, А. М. Скрябина, Н. К. Чюрлениса;

6) компенсация - повышение деятельности одних анализаторов при потере или отсутствия других;

7) контраст - противоположность ощущений;

8) последействие - с прекращением действия раздражителя ощущение не исчезает сразу, а определенный промежуток времени сохраняется.

И. М. Сеченов в книге "Рефлексы головного мозга" писал о том, что одним из необходимых условий нормальной психической деятельности человека является известный минимум раздражителей, поступающих в мозг от органов чувств. Это потом подтвердилось клинически: если человек не получает необходимого количества раздражителей в связи с патологией органов чувств, то оно засыпает или погружается в забытье и ничего из того, что происходит с ней в этот промежуток времени, не помнит.

Влияние ограничения количества раздражителей (сенсорная изоляция) на психическое состояние человека изучалось экспериментально на животных и на людях.

Космонавты А. А. Леонов и В. В. Лебедев в книге "Психологические проблемы межпланетного полета" пишут, что в космическом полете им не хватало зеленых растений, привычных человеку звуков и явлений. Нс чувствовали космонавты ни ветра, ни дождя, ни снега. За земными привычными звуками, явлениями и ароматами они сильно скучали. Иногда все это земное слышали и видели во сне. В условиях сенсорной изоляции у человека могут возникать необычные психические состояния, которые первоначально имеют функциональный, обратимый характер. Следует отметить, что они возникают нс у каждого человека. При условии значительного увеличения срока изоляции эти функциональные изменения переходят в патологические - возникают нервно-психические заболевания (неврозы и психозы).