Буддисты vs мусульмане: что происходит в Мьянме. В Мьянме буддисти вырезают мусульман, а страной руководит лауреат Нобелевской премии мира

Преследование мусульман в Мьянме вызвало волну возмущения по всему миру. Что произошло и почему бьют тревогу именно сейчас

Ведущие СМИ в эти дни много пишут о трагедии народа рохингья и об акции протеста, участники которых требуют прекратить преследование мусульманского меньшинства. Масштабы международного возмущения впечатляют.

Международная информационная волна

Акции в поддержку рохингья состоялись во многих мусульманских странах. В Индии и Индонезии демонстранты жгли портреты лидера Мьянмы Аун Сан Су Чжи, а представители властей Пакистана и Турции выразили возмущение действиями ее правительства.

Акция протеста в Калькутте, Индия. Фото: Reuters

Еще интереснее стало, когда к акциям присоединилась Россия. Акции в поддержку рохингья состоялись в Грозном и Москве. Лидер Чечни Рамзан Кадыров, как пишут российские СМИ, впервые критически высказался относительно политики Кремля. Мол, тот ничего не делает чтобы предотвратить геноцида, который Кадыров сравнил с Холокостом.

Путин быстренько исправился и 4 сентября на саммите стран БРИКС осудил насилие Мьянмы, чем заслужил публичную благодарность Рамзана.

С просьбой остановить насилие до лидера Мьянмы через свой Twitter обратилась лауреат Нобелевской премии мира Малала Юсафзай. Это событие интересно тем, что Аун Сан Су Чжи также является лауреатом Нобелевской премии мира, хотя теперь нередко можно услышать требования отобрать у нее награду.

Попробуем разобраться, кто же такие рохингья, за что их преследует власть Мьянмы и почему именно сейчас вокруг них так много информационного шума.

Наиболее преследуемый народ мира

Буддистско-мусульманский конфликт в Мьянме тянется годами. Мусульмане-рохингья (или же рохинджа) составляют меньшинство в стране, большинство населения которой исповедует буддизм. Сейчас считается, что их в Мьянме насчитывается 1,1 млн, а еще около миллиона живут как беженцы по разным соседних странах. В 2013 году ООН назвала их наиболее преследуемой обществом в мире.

События, которые сейчас происходят, касаются штата Аракан (он же Ракхайн), что на западе Мьянмы. Сами рохингья утверждают, что очень давно переселились туда. Официальная позиция властей Мьянмы - эти люди являются потомками нелегальных мигрантов из Бенгалии. Во времена британского владычества в Индии к Аракану массово переселяли мусульман из Восточной Бенгалии (сейчас это страна Бангладеш), так как требовалась дешевая рабочая сила.

Власти Мьянмы даже не признает сам термин "рохингья" и к 2015 году называли их "бенгальцами", а потом начали называть "мусульманами, проживающими на араканской территории".

Мьянма не предоставляет рохингья гражданство на основании закона, принятого еще в 1982 году. Он запрещает предоставлять гражданство мигрантам - британским индийцам - которые переселились в страну после 1873 года.

Таким образом, рохингья ограничены в праве свободного передвижения, не имеют доступа к государственной образования и права работать в государственных учреждениях.

Вся эта история осложняется тем, что большинство населения Аракана составляют буддисты, которые имеют давнюю историю противостояния с правительством Бирмы в борьбе за свою независимость. Фактически это местные сепаратисты, с которыми, тем не менее, удалось замириться. Однако сейчас много кто смешивает в единое целое борьбу араканцев за создание собственного государства и террористические акты мусульман-рохингья.

Последние имеют собственную организацию - Араканську армию спасения рохингья (Arakan Rohingya Salvation Army или же ARSA). Она перехватила лозунги о борьбе за независимость местных буддистов и начала воевать с правительством, скрываясь в местных джунглях.

Мьянмарские военные и жители Ракхайну утверждают, что группировка появилось осенью 2016 года, а его заявленной целью является создание демократического мусульманского государства для рохингья. Ходят слухи, что Мьянмой занимается Китай, а потому ему выгодно время от времени поддерживать местных террористов, чтобы иметь инструмент влияния на правительство. Но подтверждений им нет.

Буддистско-мусульманский конфликт

В 2000-х годах большинство случаев насилия против рохингья были замешанные на религиозном конфликте. Власть отвечала на это введением в штат войск, а рохингья начинали массово убегать - через сухопутную границу в Бангладеш, или же морем до соседних мусульманских стран - Малайзии, Индонезии. Часть пробовала добраться даже до Австралии.

Нынешняя волна насилия началась 25 августа, после атак ARSA на десяток полицейских участков и военную базу. По данным, которые предоставили власти Мьянмы, погибли 12 правоохранителей и 77 повстанцев. Организацию ARSA было объявлено террористической.

Была начата военная операция, в результате которой, по данным властей, было убито 400 человек, большинство из них объявлены террористами. Однако независимо подтвердить эту цифру невозможно, поскольку в штат Аракан не пускают журналистов, правозащитные организации и даже следователей ООН.

Последние пытались попасть в страну этого года после предварительной вспышки насилия. Он начался с убийства представителями ARSA девятерых пограничников. После того, как в ответ было начато военную операцию, около 75 тысяч рохингья убежали в Бангладеш. Сейчас количество беглецов составляет уже 125 тысяч и цифра растет.

Беженцы рассказывают ужасные истории о том, как военные насилуют и убивают женщин, отстреливают детей и старых людей, жгут их дома. Власти Мьянмы запреречує: боевики сами сжигают собственные дома, обвиняя правительство в насилии.

Ужасная ситуация с беженцами

Именно ситуация с огромным неконтролируемым потоком беженцев по большому счету привела нынешнюю информационную волну с протестов и негодования в СМИ. Тысячи беженцев рохингья направляются прежде всего в Бангладеш - возможно, беднейшей страны мира. Той, с которой когда-то переселились их предки.

Большинство населения там составляют мусульмане и, казалось бы, они должны дружески относиться к братьям по несчастью. Но на практике это так не выглядит. По крайней мере, если верить телеканалу "Аль-Джазира", власть снова планирует переселить всех рохингья в лагерь на остров Тхенгар Чар, который образовался из наносов ила и других пород около 11 лет назад и в сезон дождей полностью покрыт водой.

Беженцы-рохингья в Бангладеш. Фото: Reuters

Во время предыдущих массовых переселений несколько тысяч беженцев-рохингья нашли убежище в Малайзии и Индонезии. Но в первой их месяцами держат заключенными в лагерях для беженцев, а во второй запрещают работать, предоставляя небольшую социальную помощь.

Но сейчас потоки беженцев в Малайзии и Индонезии почти исчезли. Произошло это в большой мере из-за инцидента 2015 года. Лодкам, которые контрабандисты-перевозчики набили беженцами под самую завязку, отказали в мероприятии в Таиланде и Индонезии. Последняя выдала им воду и пищу и отправила восвояси. После нескольких дней дрейфа в море, 800 беженцев приняла Малайзия.

Так же прекратились попытки контрабандистов гонять лодки с беженцами в Австралии. Ее власть просто отбуксировувала лодки обратно из своих территориальных вод, хотя и натолкнулась на критику правозащитных организаций за нарушение конвенции о беженцах.

Поэтому не удивительно, что сейчас, когда появилась новая волна беженцев, власти соседних стран давит на Мьянму, требуя прекратить акции против рохингья.

Противоречивая лидер Мьянмы

Упомянутая выше Аун Сан Су Чжи когда-то была любимицей западных СМИ: она считалась одной из ведущих мировых правозащитниц, олицетворением борьбы за права человека. Ей искренне сочувствовали: военная хунта заставила ее прожить 15 лет под домашним арестом и отказала даже в свидании со смертельно больным мужем. Ее статьи с радостью печатала демократическая пресса, например, The New York Times.

В 2015 году военная хунта ослабила свою хватку и в стране состоялись демократические выборы, на которых победила партия Аун Сан Су Чжи. Местный закон запрещал ему стать президентом, поэтому ему придумали новую должность - советник правительства. Фактически именно она является лидером Мьянмы в настоящее время.

Аун Сан Су Чжи на мирных переговорах. Фото: Reuters

Разочарование в Аун Сан Су Чжи начались именно на фоне конфликта с рохингья. Миссия ООН собиралась расследовать преступления против человечности, в которых беженцы-рохингья обвинили военных-мьянмарцев и местное население, но правительство Мьянмы отказал ее членам в визах. По словам Аун Сан Су Чжи, миссия ООН неуместна, ибо только усилит этническое противостояние.

А сейчас она пошла дальше и обвинила международные гуманитарные организации в том, что они помогают террористам. Заявление было подкреплено фотографией печенья с логотипом Всемирной продовольственной программы ООН, которое военные якобы нашли в одном из прихистків террористов.

Ситуация в Мьянме осложняется еще и тем, что с обеих сторон конфликта уже появилась масса фейков. Например, вице-премьер-министр Турции свой твит с возмущением "резней рохигья" сопроводил фотографией трупов, но позже оказалось, что снимок был сделан в 1994 году в Руанде. Но пока это выяснилось, его сообщение распространили 1600 пользователей.

Так же мало доверия вызывают фотографии якобы тренировочных лагерей для террористов в Бангладеш, которые должны подтверждать позицию правительства Мьянмы о том, что они имеют дело с террористическйо группировкой.

Ашин Вирату AP Photo

На обложке одного из выпусков влиятельного британского журнала Times был запечатлен известный буддийский монах бирманской общины Ашин Вирату. Фото было опубликовано с подписью: "Лицо буддийского террора. Как воинствующие монахи подстрекают антиисламские волнения".

В дальнейшем такую формулировку оспорил сам Вирату, однако на сегодняшний день он и поддерживаемое им антиисламское "Движение 969" являются едва ли не главными вдохновителями гонений против мусульман-рохинджа в штате Рокхайн.

969. Цифры Будды

История цифр, ставших в дальнейшем символом радикального движения, началась в 1997 году. Тогда чиновник по делам религии У Чжо Лвин опубликовал 40-страничную брошюру с лаконичным заголовком "969". В ней чиновник попытался ввести в современный буддизм нумерологическую составляющую, понятную верующим. Еще одной целью было организовать некий "нумерологический" ответ мусульманам, часто использовавшим в Мьянме число 768, за которым скрывается выражение "Во имя Аллаха милостивого и милосердного". Кроме того, число 768 злило буддистов, поскольку они разглядели в нем зловещий смысл: если сложить 7+6+8 – получится 21. Это число буддисты трактовали как намерение мусульман в 21 веке сделать Мьянму исламской страной.

В июне 2012 года вышел указанный выше выпуск Times с монахом на обложке. Сам Вирату после этого подчеркнул, что он категорически против любого насилия.

Фото из открытых источников

"Меня такими нападками не поколебать. Вот, что я хочу сказать по поводу сравнения меня с бен Ладеном. У бен Ладена были руки в крови. У меня руки чисты. Это то же самое, что льва назвать лисой. Это сравнение абсолютно неуместное", - указал он.

Цитаты Вирату

"Если вы пришли в мусульманский магазин и что-то купили, - говорит он, – вы оставили там свои деньги, которые тут же будут использованы против вас, вашей нации и вашей религии".

"Мусульмане – источники всех проблем в мьянманском обществе, они ведут себя нагло и оскорбительно для буддистов, а главная их цель - уничтожение буддизма как религии, обращение мьянманцев в ислам и установление мусульманского владычества над Мьянмой".

"Они не выбирают средств для достижения этого и действуют самыми грязными и жестокими способами. Именно поэтому буддисты не могут спать спокойно, разве может человек спать спокойно, если рядом бегает бешеная собака".


Фото из открытых источников

Важно отметить, что Вирату и его последователи продолжают отстаивать идею того, что их действия исключительно мирные. Сам монах заявляет, что не призывает к насилию, однако факт состоит в том, что гонения мусульман в стране с каждым годом усиливались. Сейчас они достигли пика, чему результатом уже повальные заявления правозащитников о "геноциде" и обвинения в адрес военных и нынешних властей.

В Мьянме обострился многолетний конфликт, вызванный религиозно-этнической враждой между мусульманским меньшинством (народом рохинджа) и основным составом населения (бирманцами), исповедующим буддизм.

Его спровоцировал налет группировки "Армия спасения рохинджа Аракана" на 26 полицейских постов и военную базу страны неделей ранее. Участники группировки якобы хотели таким образом отомстить правительству за многолетние преследования народности, однако значительно усугубили ситуацию. В ответ на гибель 59 сотрудников сил безопасности в ходе столкновений власть Мьянмы начала, по их версии, антитеррористическую операцию, которая уже стала крупнейшей волной насилия с 2012 года в истории федеративного государства.


Только за последние семь дней были убиты почти 400 человек, подавляющие большинство из которых мирные жители народности рохинджа. В ООН заявили, что около 73 тыс. представителей народности бежали из страны в Бангладеш. По пути некоторые из вынужденных беженцев потонули.


На территории Бангладеш в лагерях беженцев, где почти нет воды, пищи и лекарств, за последние годы скопились, по разным оценкам, от 300 до 400 тысяч представителей этого народа.

Очевидцы рассказывают ужасающие истории о том, как правительственные войска и помогающие им буддистские добровольцы убивают рохинджа, насилуют женщин и жгут деревни. По их словам, люди, включая тех, кто бежит от насилия, гибнут под обстрелами, против гражданского населения пускают в ход гранатометы и вертолеты. Кроме того, власти Мьянмы ограничили доступ к нуждающимся в помощи жителям штата Ракхайн.


Пресс-центр ООН

Правозащитники Human Rights Watch на спутниковом снимке зафиксировали более 700 сожженных домов лишь в одном из сел региона.

Международное сообщество обеспокоено, но решения нет

Международное сообщество выразило "глубокую обеспокоенность сообщениями о чрезмерном использовании силы" в ходе правительственных операций в штате Ракхайн в Мьянме. В частности, последние события в стране были обсуждены Советом безопасности ООН на закрытом заседании, состоявшемся по инициативе Великобритании 31 августа.


Совбез ООН, архив EPA

Постпред Великобритании при ООН Мэттью Райкрофт, комментируя итоги обсуждений, сказал, что они прошли в конструктивном ключе. "Мы обеспокоены ситуацией в Мьянме и осуждаем любые формы насилия. Призываем все стороны конфликта снизить накал напряжения", - отметил он.

Позже генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил, что правительство Мьянмы обязано обеспечить безопасность всех жителей страны и позволить ООН и ее партнерам оказать гуманитарную поддержку нуждающимся.

С претензиями в адрес правительства Мьянмы выступила также посол США в ООН Никки Хейли.

Однако представители стран в ходе заседания не приняли никаких официальных документов по региону.

Такая реакция международного сообщества возмутила мусульман всего мира. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал столкновения, происходящие в штате Ракхайн в Мьянме, "геноцидом мусульман".


Президент Турции Реджеп Эрдоган Фото из открытых источников

"Те, кто закрывает глаза на этот геноцид, совершаемый под маской демократии, являются его соучастниками… Численность мусульманского населения в Аракане, составляющая еще полвека назад четыре миллиона, в результате преследований и кровопролития сократилась на одну треть. Тот факт, что мировое сообщество хранит молчание в ответ на это, является отдельной драмой", - заявил он на мероприятии, организованном правящей Партией справедливости и развития в Стамбуле в связи с праздником Курбан-байрам.

По словам Эрдогана, с 19 сентября будут проводиться заседания Совбеза ООН по ситуации в Мьянме. "Турция сделает все возможное, чтобы донести до мирового сообщества факты, касающиеся ситуации в Аракане. Вопрос будет обсуждаться и в ходе двусторонних переговоров. Турция будет говорить, даже если остальные решат молчать", - подчеркнул он.

При этом стоит отметить, что не все страны поделились на тех, кто осуждает, и тех, кто молчит по этому поводу. Есть и такие, которые относятся к рохинджа с неприятием. Например, власти мусульманской Малайзии отказались выдавать удостоверения беженцев всем без исключения рохинджа, объяснив такое решение тем, что это приведет к массовому притоку мусульман из Мьянмы, что для руководства Малайзии "недопустимо". При этом в Малайзии уже находятся не меньше 120 тысяч беженцев-рохинджа.

40 тысяч рохинджа планируют выслать власти Индии, несмотря на то что ООН признала часть из них беженцами. Представитель индийского правительства на днях заявил, что все рохинджа находятся в стране нелегально.

После этого в разных странах мира прокатилась волна митингов мусульман против бесчинств в Мьянме и отсутствия должной реакции международного сообщества. Так, накануне в центре Москвы у посольства Мьянмы прошла беспрецедентная для страны несогласованная акция в поддержку мусульман-рохинджа. Мусульмане еще никогда не выходили на митинги в России, тем более сотнями.


Сегодня подобная акция проходит в Чечне. Интересно, что ее инициатором выступил глава республики Рамзан Кадыров. Накануне он призвал всех неравнодушных к ситуации в Мьянме отправлять протесты в ООН и посольство Мьянмы, а сегодня заявил, что выступит против курса политического руководства Российской Федерации, если оно поддержит власти Мьянмы, притесняющие мусульман-рохинджа в штате Ракхайн.


Из открытых источников

Примечательно, позиция России на данный момент мало отличается от позиций "обеспокоенности" большинства стран.

Также митингуют мусульмане в Австралии и Индонезии. Люди призывают руководство стран не стоять в стороне конфликта.

Почему буддисты и мусульмане Мьянмы убивают друг друга

Республика Союз Мьянма, как теперь официально называется это государство, состоит из семи провинций, населенных собственно бирманцами, "бама", и семи национальных штатов, ни один из которых в реальности никогда не признавал власти центрального правительства. Населяющие их народы и разнообразные местные политические и криминальные объединения всегда вели против столицы и против друг друга свои гражданские войны – хотя в последнее время со всеми штатами формально было достигнуто соглашение о прекращении огня.

Уходя из Мьянмы, тогда называвшейся Британской Бирмой, в 40-е годы 20-го века британская колониальная администрация пообещала предоставить независимость почти всем национальным окраинам, что отчасти и стало причиной последующих конфликтов, так как сделано не было. В числе несостоявшихся государств был и национальный штат Аракан, или же Ракхайн, – довольно узкая полоса земли на бирманском побережье Бенгальского залива, на крайнем западе граничащая с Бангладеш. Именно самый бедный район страны и является родиной полуторамиллионного мусульманского народа рохинджа, по их собственному мнению. Власти же Мьянмы так не считают, называя весь этот этнос "незаконными иммигрантами", а также "исламскими боевиками".

Долгие годы правительство страны не знало, как поступить с рохинджа. Их не признавали гражданами, а называли "мусульманами, проживающими в Араканской области". К слову, в правительстве страны нет ни одной партии, которая представляла бы интересы этой народности. Но рохинджа считают себя народом Мьянмы и отстаивают свои права на гражданство и другие, связанные с ним права.

Кроме того, многие эксперты полагают, что неверно утверждать, что народности не предоставляют гражданства исключительно из-за религиозных или этнических предрассудков. Одной из причин обострения ситуации также называются демографические проблемы. У рохинджа традиционно высокая рождаемость: в каждой семье по 5–10 детей. Это привело к тому, что за одно поколение количество переселенцев возросло в несколько раз.

Подлил также масло в огонь и другой факт. Во время Второй мировой войны, когда Британская Бирма была захвачена Японией, мусульмане-рохинджа остались на стороне британцев и начали партизанскую борьбу. Местные же буддисты в штате Аракан (Ракхайн) поддержали японских оккупантов, пообещавших предоставить стране независимость, и стали массово вступать в союзную Токио "Национальную армию Бирмы". Во главе нее стоял генерал Аун Сан, один из основателей Коммунистической партии Бирмы – отец Аун Сан Су Чжи, ныне возглавляющей правительство страны.


Аун Сан Су Чжи во время встречи с экс-президентом США Бараком Обамой, архивное фото Из открытых источников

Кстати, о лидере страны немного отдельно. Аун Сан Су Чжи, долгие годы боролась за демократизацию в Мьянме, где царил военный режим. На данный момент она является лауреатом Нобелевской премии мира и имеет особый статус и пост "государственного советника Мьянмы". Эта должность, соответствующая премьер-министру, позволяет работать во всех областях управления. По сути, Аун Сан Су Чжи влияет на все решения в стране, но пока не комментирует ситуацию в Ракхайне.

Напомним, власти Мьянмы начали сверхактивно и последовательно выдавливать рохинджа в последние пять лет. В июне и октябре 2012 года в вооруженных столкновениях в Ракхайне между буддистами и мусульманами погибло более ста человек. По данным ООН, примерно 5300 домов и культовых сооружений были разрушены. В штате было введено чрезвычайное положение. К весне 2013 года погромы переместились с западной части страны в центр. В конце марта беспорядки начались в городе Мейтхила. 23 июня конфликт вспыхнул в провинции Пегу, 1 июля - в Хпаканте. Конфликт все больше стал приобретать межрелигиозный характер, а недовольство местных в отношении рохинджа начало перекидываться и на мусульман в целом.

20/09/2017

Кто бы еще месяц назад мог подумать, что на Дворцовой площади мусульмане попытаются провести несанкционированный митинг в поддержку мусульман Мьянмы. Что же происходит в Бирме (страна сменила название с Бирмы на Мьянму в 1989 году)? – спросили мы у одного из немногих российских специалистов по бирмановедению, профессора Восточного факультета СПбГУ Рудольфа ЯНСОНА.


- Для начала объясните - почему вы стали бирманологом пятьдесят лет назад?
- В 1957 году, когда я поступал в университет, была колоссальная мода на Индию. На Востоке шел процесс деколонизации, который СССР, естественно, активно поддерживал. Индия и Бирма были в числе первых освободившихся стран, благодаря чему они стали популярными у нас, особенно Индия. На индийское направление в университет принимали только после армии, поэтому я пошел на бирманское и ничуть не пожалел. В общей сложности я прожил там 8 лет, начиная с 1961 года. В первой поездке я сопровождал там космонавта Титова. Потом работал в посольстве. Наши отношения с Бирмой тогда были исключительно теплые, наш посол мог запросто встретиться с тогдашним премьер-министром Бирмы У Ну. А три главных подарка Бирме от Советского Союза - госпиталь, технологический институт и гостиница - до сих пор работают.

- И Бирма уже тогда была буддистской, а штат Аракан, где сейчас происходят волнения, - мусульманским?
- Аракан не штат, а скорее национальный округ. Один из пяти. Это испокон бирманская территория. Если современная Бирма насчитывает примерно 11 веков, то Араканское государство появилось еще раньше. Британцы в конце позапрошлого века присоединили Бирму к Индии и стали управлять Бирмой, так сказать, индийскими руками. Потом те же британцы разделили Индию по религиозному признаку, и получились Индия, Пакистан и Бангладеш. Аракан территориально близок к Бангладеш. Отсюда - большое количество мусульман в Аракане. Бирманцы считают, что араканцы - бенгальцы, а сами они говорят: нет, мы особый народ, рохинджа, наш язык - не диалект бенгальского, как считают бирманцы, а самостоятельный язык.

- И в чем корень конфликтов между рохинджа и буддистами?
- Рохинджа говорят: мы здесь живем всю жизнь, как и наши предки, у нас свой язык, а у нас даже избирательных прав нет.

- Это так?
- Их и правда нет. Дело в том, что в Бирму все время идут волны миграции. Бангладеш - перенаселенное государство, а Бирма - нет. Туда, в Аракан, шли волны людей, хотя сейчас, когда начались волнения, многие устремились обратно. Араканцы - в Бангладеш, бирманцы - в собственно Мьянму. А власти Бирмы не хотели давать араканцам избирательные права, потому что не могли определить, кто перед ними - исконный житель страны или бенгалец, который только вчера приплыл в Бирму на своем плотике.

- У них что - никаких документов нет? Подтверждающих личность или собственность.
- Никаких. А собственность - это хижины из бамбука, которые то и дело поджигают, но их довольно быстро строят заново. Так вот, пока у власти в Мьянме была хунта, настоящая, военная, не было нормальных выборов, и никто не обращал внимания на эту дискриминацию. Но начался процесс демократизации, случились настоящие выборы, и пошли протесты. Араканцы напали на 30 полицейских постов, отобрали оружие. Бирманцы уж на что миролюбивый народ, но вынуждены были ответить. И армия начала зачистку араканских сел. Были и убийства, и грабежи, и изнасилования, война есть война. Страшно, конечно, читать, как против вооруженных регулярных войск выходят селяне с мачете и дубинками. Они защищают свои дома. А военные, будь они трижды буддисты, обязаны выполнять приказ и громить деревни. Вот они и громят.

- Но там же не только армия в погромах участвует?
- Буддисты восстали после того, как мусульманин изнасиловал бирманскую женщину. Потом появился лидер - буддийский монах Вирату - и стал призывать выгнать всех мусульман в Бангладеш, а тех, кто останется, жестко призвать к порядку. У него нет политического ресурса, он простой монах, но он очень популярен в Бирме, на его проповеди приходят тысячи людей. Власти пытаются привлечь его к порядку, но посадить его не могут, не за что. Да и опасно: в стране 90 процентов населения - буддисты. Нельзя так просто притеснять монахов: начнутся волнения. И потом, нынешнее правительство провозгласило строительство демократии, и арест за проповеди этой линии противоречит.

- А раньше конфликтов у властей с буддийскими монахами не было?
- У бирманцев уже были болезненные случаи столкновения властей с монахами. Например, лет десять была так называемая Шафрановая революция. Название такое - по цвету монашеской робы. Формальным поводом для недовольства было повышение цен на бензин. Хотя монахи, возможно, не были основной движущей силой, просто их подстрекали и направляли разные оппозиционеры, а потом армия проводила в монастырях обыски, находила там антиправительственную литературу, которую монахам иметь запрещено, и сажала их в тюрьмы. Мировое сообщество было этим фактом очень озабочено. Протест был подавлен, но реформы все же пришлось провести.

- Какое дело монаху до того, сколько стоит бензин?
- Во-первых, они много ездят с проповедями. Во-вторых, буддийский монах вовсе не уходит из мира. Там каждый мужчина стремится побыть какое-то время монахом. Просто бреет голову, надевает оранжевую робу и приходит в монастырь. Недавно вот экс-президент на две недели стал монахом, и это было воспринято с восторгом.

- Кто сейчас реально руководит Бирмой?
- Номинальный лидер - президент Тхин Джо. А истинный лидер - Аун Сан Су Чжи. Она лауреат нобелевской премии мира. По должности - государственный советник, но во всех странах ее принимают как главу государства. Дочь национального героя, который много сделал для независимости Мьянмы. Она была лидером оппозиции, когда правила хунта, сделала много для демократизации государства, но 15 лет пробыла под домашним арестом. Хотя ей предлагали уехать в Англию, она не уехала. Не скрою, мне очень нравится эта женщина.

Как же так получилось, что хунта разрешила демократические выборы да еще допустила, чтобы эта Аун Сан Су Чжи на них победила?
- Во-первых, президентом она так и не стала. В Конституцию внесли поправки, согласно которым президентом не может стать человек, у которого муж или дети - граждане другого государства, а у Су Чжи дети - британские подданные. Надо, чтобы 51 процент парламента проголосовал против этого пункта, и тогда его отменят, а парламент там устроен хитро, в нем 25 процентов мест закреплено за теми же военными, еще сколько-то за нацменьшинствами и так далее. В общем, через парламент этот закон не отменить, и пока Су Чжи там неформальный лидер. А выборы - мне кажется, хунта была просто вынуждена проводить демократические реформы. Из-за военного режима против Бирмы были назначены санкции. Четыре государства, правда, на них наплевали: Китай Япония, Корея и Таиланд. И видя безвыходное положение Бирмы, стали грабить страну.

Китай вложил туда уйму денег, за счет которых Бирма и выживала, но очень скоро бирманцы почувствовали, что утрачивают свой суверенитет. А это был их главный жупел - независимость, ради которой все готовы были сплотиться. К примеру, на одной бирманской реке китайцы строили ГЭС, вся энергия, как планировалось, должна была идти в Китай, а проблемы с экологией доставались бирманцам. Не только с экологией, но и с экономикой, потому что большая территория со своим укладом была бы просто потеряна - для проживания, для сельского хозяйства. Бирманцы возмутились, китайцы сказали: мы не позволим обижать наших бизнесменов… И стало очевидно, что надо выходить из международной изоляции, чтобы не быть зависимыми от одного сильного соседа.

Народ тоже требовал демократических реформ, поскольку демократизация в его представлении была связана с повышением уровня жизни.

- И как - повысился уровень?
- В городах - безусловно. На каждом доме, даже камышовой хижине, спутниковая тарелка. Пиво везде продается, а раньше нам даже питьевую воду приходилось с собой возить. Правда, дороги все равно разбитые.

- Россия участвовала в антибирманских санкциях?
- Нет! У России почти не было торговых контактов с Бирмой. Что с нее взять, кроме риса? Вернее, так: там много фруктов, там прекрасная морская рыба, но чрезвычайно неразвита логистика, поэтому скоропортящиеся продукты оттуда доставлять невыгодно. Например, у меня был знакомый коммерсант, который хотел возить из Мьянмы манго, но тут нужно было прямое авиасообщение, а его так и не удалось наладить. То же самое с рыбой - ее в итоге экспортируют во Вьетнам, а уже вьетнамцы продают нам. Интересы Бирмы в России - это подготовка специалистов: айтишников, физиков-ядерщиков и инженеров. Ежегодно в российские вузы поступает около 400 студентов из Бирмы. Кроме знаний мы экспортируем в Мьянму оружие и авиатехнику.

Россия в этой истории что может сделать, кроме как проводить митинги мусульман, приуроченные к визиту Путина в Китай?
- Не думаю, что сможет как-то повлиять. Прекратить торговлю? Но тогда Бирма будет покупать самолеты у американцев - санкции-то сняты, - а наши производители останутся без денег. Потребовать отозвать консультантов? Но они не воюют, а просто сидят на военных базах и обслуживают технику.

- А может мусульманский мир заставить Китай как-то поубавить свои интересы в Бирме?
- Китай поддерживал Мьянму во времена санкций. Бирманцы это признают и постоянно выражают признательность Китаю за поддержку, в том числе и в нынешнем конфликте. Так что Китай пока что лучший друг Бирмы, хотя китайские бизнесмены и вырубают там леса, тянут газопровод через всю территорию и осваивают побережье Индийского океана с газоносными шельфами. То же самое делают корейцы, просто их меньше.

- Противостояние буддистов и мусульман в Мьянме не вчера началось?
- Большого противостояния никогда не было. Мусульманские храмы в Рангуне стоят, и ничего. В Бирме выходной день - мусульманский новый год, а у нас такого нет, хотя в России 10 процентов мусульман, а в Мьянме только 4%.

Буддистам вообще не интересны рохинджа. «Живите как хотите в своем закутке, и к нам не лезьте». Бирманские девушки не похожи на бенгальских: уж у них-то равенство полов было всегда. Среди бирманских женщин много известных писательниц, успешных бизнесвумен, не говоря уж о врачах и учителях. Бирманки с удовольствием выходят замуж за китайцев, но вряд ли посмотрят на бенгальца, разве что очень богатого. Впрочем, традиции у них тоже сильны: мужа девушке выбирают родители, интим до свадьбы - ни-ни. Разводов почти не бывает. Семьи многодетные.

- Так почему же сейчас начался конфликт?
- Когда началась миграция, коренные жители, конечно, испугались, что мусульманское население будет преобладать. Несчастная Аун Сан Су Чжи оказалась меж двух огней. Международные организации, скажем, Human Rights Watch, требуют от нее прекратить армейский беспредел, но в то же время требуют не трогать монаха Вирату. И никакое стороннее вмешательство не поможет. Что могут сделать международные комитеты? Развести стороны в пространстве, как в свое время разделили Индию и Бангладеш? Но там сейчас смешанное население, а отдавать Аракан бенгальцам никто не захочет.

- Значит, ехать в Бирму сейчас опасно?
- Только в район конфликта. Вообще, Мьянма - удивительная страна. Она не европеизирована, не испорчена, там сохранился настоящий восточный дух. Там все очень бедные и счастливые. У людей такие же минимальные потребности для счастья, как у северокорейцев, но они открытые, гостеприимные и очень миролюбивые.

На фотографии был запечатлен влиятельный буддийский монах бирманской общины Ашин Вирату. Его лицо действительно не освещено теплой широкой улыбкой и не исполнено кроткой отрешенности, как положено буддийскому лидеру. Лицо Вирату полно холодной сосредоточенности и внутреннего напряжения. Что это за человек, и верна ли подпись под его фотографией? Возможно ли такое вообще - буддийский террор?

Ашин Вирату родился в 1968 году в Мандалае, втором по величине городе Мьянмы. В 14 лет он сбежал из школы и стал монахом традиции Тхеравады.

Всемирную славу Вирату обрел на волне столкновений между буддистами и мусульманами, произошедшими в Мьянме в последний год – с мая 2012 года. Эти столкновения потрясли мир своей жестокостью. С обеих сторон было много жертв, дотла сожженные деревни. Никогда прежде буддисты не удостаивались от международных обозревателей таких эпитетов, как в эти месяцы: жестокие погромщики, террористы, убийцы в монашеских робах.

Считается, что идейным вдохновителем бесчинствующих монахов является Вирату. По крайней мере, именно его открытые антиисламские заявления просочились в мировую прессу и дали повод называть его буддийским Бин-Ладеном или нацистом в монашеской рясе.

Движение «969»

В 90-е годы возрастающее напряжение между мусульманами и буддистами Мьянмы вылилось в открытую вражду. Бирманские радикальные националисты начали тогда движение гражданского бойкота мусульманским товарам и услугам. Движение было названо коротко «969», что, по мнению его участников, является символьным числом буддизма.

Идея движения заключалась в блокировании предпринимательских инициатив бенгальцев-мусульман, чтобы не допустить их усиления в традиционно буддийской Мьянме. По официальным правительственным данным мусульмане суннитского толка составляют всего 4% от всего населения страны, однако эксперты Госдепартамента США полагают, что эта цифра занижена как минимум на процент.

Возможно, крупнейшая мусульманская диаспора Мьянмы сосредоточена в штате Ракхайн. Бенгальская этническая группа рохинджа насчитывает тут, по некоторым данным, до 800 000 человек.

Хотя столкновения бирманцев с различными мусульманскими группами в Мьянме происходили со времен британской колонизации, проблемы особенно обострились в последние годы. Трудно сказать, что является спусковым механизмом такого рода конфликтов. Возможно, это отголоски колониального прошлого, которое ассоциируется у бирманцев с наплывом индийских мусульман в страну. В дальнейшем эта бирманская исламофобия умело использовалась различными политиками.

Сегодня ко всему этому примешались и многочисленные социально-экономические проблемы, которые, и мы в России с этим хорошо знакомы, часто трансформируются в межнациональную и межрелигиозную рознь. Так или иначе, но движение «969» получило широкую поддержку в обществе, и монах Вирату стал его горячим последователем.

Поддержка Вирату, оказанная движению «969», а также его многочисленные антиисламские проповеди, привели к тому, что в 2003 году он был осужден на 25 лет тюрьмы. В 2010 году, однако, Вирату был освобожден по амнистии и спокойно продолжил свою политическую деятельность.

Тюрьма словно усилила его убежденность в своих идеях. В сентябре 2012 года он потребовал от правительства депортации рохинджа обратно в Бангладеш и Индию. Через несколько недель в Ракхайне вспыхнули новые волнения между бирманцами и рохинджа на почве взаимного неприятия.

Демонизация образа?

Сразу после событий в своем интервью «Таймс» Вирату якобы заявил: «Можно быть исполненным доброты и любви, но нельзя спать рядом с бешеным псом». Он отметил также, что если буддисты проявят слабость в своих взаимоотношениях с мусульманами, вся Мьянма вскоре станет исламской страной. Ранее в других своих выступлениях Вирату выражал восхищение ультраправыми группировками Европы, в частности Английской лигой защиты.

После выхода интервью в свет, Вирату обвинил журналистов «Таймс» в намеренном искажении его слов и демонизации его образа. Он открестился от большинства своих слов и заявил, что принципиально против насилия и терроризма.

Выступления бирманских монахов против рохинджа

В частности, Вирату сказал следующее: «Меня такими нападками не поколебать. Вот, что я хочу сказать по поводу сравнения меня с Бин-Ладеном. У Бин-Ладена были руки в крови. У меня руки чисты. Это то же самое, что льва назвать лисой. Это сравнение абсолютно неуместное.

Сейчас мы просто предпринимаем профилактические меры. У нас нет наступательных средств. Мы предлагаем законы, которые защитят наш народ и расу. Значит ли это, что мы экстремисты? Мы призываем любить и уважать нашу религию и людей. Значит ли это, что мы террористы? У меня также есть видеофайл с записью интервью, так что можно проверить, если ли там что-то провокационное. И я собираюсь разместить в интернете то интервью с журналом «Таймc». Они ведь не напечатали ни свои вопросы, которые задавали мне, ни мои ответы на их вопросы. Да и на их фото я выгляжу устрашающе».

Покушение на «буддийского террориста»

Однако было слишком поздно. Вирату уже стал олицетворением насилия. После посещения мест, где прошли погромы, он внезапно сменил риторику. Ашин Вирату осудил насильственные методы борьбы с мусульманами и отказался признать, что за ними стоит движение «969». Более того, он принял участие в различных встречах с мусульманскими лидерами Мьянмы, на которых разрабатывались меры по предотвращению насилия.

Однако в июле этого года на Вирату было совершенно покушение с использованием бомбы. Так «буддийский террорист» сам чуть не стал жертвой террора.

Остается только гадать, что из всего известного нам о Вирату правда, а что измышления. Нужно сказать, что промусульманские СМИ не чураются методов по очернению буддистов Мьянмы и буддизма вообще. В Интернете распространилось множество роликов, в которых буддийские монахи подаются хладнокровными мясниками.

После погрома

Самым вопиющим образцом такой пропаганды стали фотографии буддийских монахов на фоне гор трупов. В реальности на этих фотографиях были зафиксированы тибетские монахи, добровольцами участвовавшие в извлечении погибших в результате землетрясения в Сычуани в 2008 году.

Подпись к фотографиям вводит в заблуждение, выдавая монахов за убийц. Это отнюдь не означает, что Вирату является невинной жертвой СМИ. Это означает лишь то, что любая сомнительная и необдуманная идея, высказанная духовным лицом, способна привести к самым страшным последствиям.