Что такое медико биологические дисциплины. Медицина в России во второй половине XIX века

Выберите один правильный ответ.

76. И.М. СЕЧЕНОВ – ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

1) микробиологии

2) физиологической школы

3) кардиологии

4) ревматологии

77. С.П. БОТКИН – ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

1) микробиологии

2) физиологической школы

3) кардиологии

4) ревматологии

78. ОБОСНОВАЛ НЕВРОГЕННУЮ ТЕОРИЮ ПАТОГЕНЕЗА БОЛЕЗНЕЙ

1) Н.Е. Введенский

2) И.И. Мечников

3) С.П. Боткин

4) Г.А. Захарьин

79. ИНИЦИАТОРЫ СОЗДАНИЯ ПЕРВОЙ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ В РОССИИ

1) И.М. Сеченов и Б.Ф. Вериго

2) И.И. Мечников и Н.Ф. Гамалея

3) С.П. Боткин и Г.А. Захарьин

4) Г.И. Сокольский и Ж. Буйо

80. «РЕФЛЕКСЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА» (1863 Г.) НАПИСАЛ

1) Г.Н. Габричевский

2) И.М. Сеченов

3) Н.Е. Веденский

4) В.В. Пашутин

81. Г.Н. ГАБРИЧЕВСКИЙ – ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

1) микробиологии

2) физиологической школы

3) кардиологии

4) ревматологии

82. УЧЕНИЕ О ЗОНАХ КОЖНОЙ ГИПЕРЕСТЕЗИИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ СОЗДАЛ

1) Н.Е. Введенский

2) И.И. Мечников

3) С.П. Боткин

4) Г.А. Захарьин

83. ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ

1) Н.Е. Введенский

2) И.И. Мечников

3) С.П. Боткин

4) Г.А. Захарьин

84. ПЕРВЫЙ ОРГАНИЗАТОР САНИТАРНОГО ДЕЛА В ПЕТЕРБУРГЕ

1) С.П. Боткин

2) Н.В. Склифосовский

3) И.М. Сеченов

4) И.И. Мечников

85. ОСНОВАТЕЛЬ УЧЕНИЯ О РЕАКТИВНОСТИ ОРГАНИЗМА

1) Г.А. Захарьин

2) Н.В. Склифосовский

3) С.П. Боткин

4) И.М. Сеченов

86 АКТИВНО ВЫСТУПАЛ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЛЕЧЕНИИ БОЛЬНЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МИНЕРАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1) Г.А. Захарьин

2) Н.В. Склифосовский

3) С.П. Боткин

4) И.М. Сеченов

87. ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ФАГОЦИТОЗА ПРИМЕНЯЛ

1) С.П. Боткин

2) Н.В. Склифосовский

3) И.М. Сеченов

4) И.И. Мечников

88. ОДНОЙ ИЗ ТЕОРИЙ ПАТОЛОГИИ В XIX ВЕКЕ БЫЛА

1) психологическая

2) онкологическая

3) вирусологическая

4) целлюлярная

89. В ОСНОВЕ УЧЕНИЯ ВИРХОВА О МЕХАНИЗМЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ОРГАНИЗМЕ ЛЕЖИТ ОТКРЫТИЕ

1) гуморальных факторов иммунитета

2) строения сердечно-сосудистой системы

3) клеточного строения организма

4) теории нервизма

90. ОДНИН ИЗ ИНИЦИАТОРОВ ОРГАНИЗАЦИИ КОМИССИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВИЯ

1) Г.А. Захарьин

2) Н.В. Склифосовский

3) С.П. Боткин

4) И.М. Сеченов

91. РОЛЬ МИКРООРГАНИЗМОВ В ИНФЕКЦИОННОЙ ПАТОЛОГИИ ПЕРВЫМ ПРИЗНАЛ

1) Г.А. Захарьин

2) Н.В. Склифосовский

3) С.П. Боткин

4) И.М. Сеченов

92. В КОНЦЕ XIX СТОЛЕТИЯ ВЕДУЩЕЙ ТЕОРИЕЙ ПАТОЛОГИИ БЫЛА

1) вирусологическая

2) травматологическая

3) нейрофизиологическая

4) конституционная

93. Г.И. СОКОЛЬСКИЙ – ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

1) микробиологии

2) физиологической школы

3) кардиологии

4) ревматологии

94. ГЛАВНУЮ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИММУНИТЕТА И.И. МЕЧНИКОВ ОТВОДИЛ

1) иммуноглобулинам

2) Т-хелперам

3) В-лимфоцитам

4) фагоцитам

95. ИНИЦИАТОРОМ ВЫДЕЛЕНИЯ ПЕДИАТРИИ И ГИНЕКОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ БЫЛ

1) И.М. Сеченов

2) Г.Н. Габричевский

3) И.И. Мечников

4) С.П. Боткин

5) Г.А. Захарьин

Дополните.

96. Основателем первого Российского бактериологического общества был ________.

97. Одним из основоположников школьной гигиены был ________.

98. Правительственную комиссию по улучшению санитарных условий и уменьшению смертности в России в 1885 г. возглавлял _______.

99. При участии С.П. Боткина в Петербурге открылась первая в мире Высшая медицинская школа для ____.

100. Председателем Пироговского общества врачей начиная с 1904 г. был ________.

101. И.И. Мечников 28 лет проработал в научно-исследовательском институте в Париже под руководством ________.

102. И.М. Сеченов создал теорию центрального ________.

103. Г.Н. Габричевский – один из основоположников отечественной ________.

104. В 1882 г. С.П. Боткин добился введения должности думского ________.

105. Сывороточное лечение дифтерии впервые было введено в России Н.Ф. Филатовым и ____.

106. И.И. Мечников считал, что главную роль в формировании иммунитета играют ________.

107. Противодифтерийная сыворотка впервые была создана в России в ________ году.

108. Инициаторами организации женского медицинского образования были ________ и ____.

Установите соответствие.

109. СОБЫТИЕ: УЧЕНЫЙ:
1) создатель фагоцитарной теории иммунитета 2) основоположник клинико-физио­логического направления 3) основоположник материалистичес­кой психологии А. С.П. Боткин
Б. П.А. Загорский
В. И.И. Мечников Г. Т.Н. Овцын
Д. М. Я. Мудров Е. И.М. Сеченов
110. НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: УЧЕНЫЙ:
1) изучение физиологии нервной системы 2) развитие эволюционного учения 3) совершенствование методов хирургии А. А.П.Нелюбин
Б. М.А. Нечаев
В. И.Е. Дядьковский
Г. Н.Ф. Кайданов
Д. Н.В.Склифосовский
Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __. Е. А.А. Иовский
111. СОБЫТИЕ: УЧЕНЫЙ:
1) основоположник учения о ревматизме 2) активный сторонник учения об асептике и антисептике 3) один из основателей науки о школьной гигиене Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __. А. И.И. Мечников
Б. Г.И. Сокольский
В. Н.В. Склифосовский
Г. М.М. Тереховский Д. Г.А. Захарьин
112. СОБЫТИЕ: УЧЕНЫЙ:
1) разработал метод остеопластической операции «русский замок» 2) создал первую бактериологическую лабораторию в России 3) основоположник клинико-анатоми­ческого направления в медицине А. И.И.Мечников
Б. Г.И.Сокольский
В. Н.В.Склифосовский
Г. М.М.Тереховский
Д. Г.А. Захарьин
Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __.
113. УЧЕНЫЙ: ГОДЫ ЖИЗНИ:
1) И.М. Сеченов А. 1845–1916
2) И.И. Мечников Б. 1832–1989
3) С.П. Боткин В. 1845–1905
Г. 1832–1911
Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __. Д. 1829–1905
114. УЧЕНЫЙ: ГОДЫ ЖИЗНИ:
1) Г.А. Захарьин А. 1812–1889
2) Г.И. Сокольский Б. 1832–1893
3) Н.В. Склифосовский В. 1829–1897
Г. 1807–1886
Д. 1836–1904
Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __. Е. 1836–1911

Установите последовательность.

115. ЭТАПЫ ЖИЗНИ ЛАУРЕАТА НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ И.И. МЕЧНИКОВА

1) учеба в Харьковском университете

2) работа в Одесском университете

3) защита докторской диссертации в Петербурге

4) издание "Этюдов о природе человека"

116. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ

1) первое издание «Клинических лекций» А.А. Остроумова

2) выход в свет «Клинических лекций» Г.А. Захарьина

3) издание первого выпуска «Клинических лекций» С.П. Боткина

4) защита С.П. Боткиным диссертации «О всасывании жира в кишках»

117. ИЗДАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ГАЗЕТ И ЖУРНАЛОВ

1) «Больничная газета Боткина»

2) «Современная медицина»

3) «Архив клиники внутренних болезней»

4) «Еженедельная клиническая газета»

118. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С.П. БОТКИНА

1) работа в клинике внутренних болезней в Петербурге

2) участие в деятельности правительственной комиссии по улучшению санитарных условий населения

3) создание инфекционного стационара

4) участие в Крымской войне

119. ЭТАПЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И.М. СЕЧЕНОВА

1) издание труда «Рефлексы головного мозга»

2) заведование кафедрой в Одесском университете

3) работа в Петербургском университете

ОТВЕТЫ:


Похожая информация.


Развитие клинических дисциплин

Достижения в области медико-биологических наук, успехи естествознания в целом оказали решающее влияние на развитие клинических дисциплин, на ускорение их дифференциации и узкой специализации, на возникновение и смену концепций в области диагностики, лечения и предупреждения болезней, на разработку и внедрение новых лечебных средств и приемов.

Сложный и противоречивый процесс развития претерпевала клиника внутренних болезней. Во второй половине XIX в. отправной точкой мышления клиницистов являлась концепция Р. Вирхова, на основе которой они рассматривали болезнь как самостоятельный процесс поражения отдельных органов и систем и, исходя из этого, разрабатывали диагностику и терапию.

Однако клиницисты, шедшие в фарватере вирховской целлюлярной патологии, не имея возможности объяснить болезненные процессы, протекающие без видимых морфологических изменений, уже в конце XIX в. оказывалась в тупике. Критическое отношение к целлюлярной патологии еще более усилилось в связи с успехами бактериологии, которая внесла весомый вклад в понимание патологического процесса.

На развитие клиники внутренних болезней большое влияние оказало появление ряда диагностических инструментов, приборов, средств, в том числе рентгеноскопии и рентгенографии (1895), электрокардиографа (1903), энцефалографа (1929) и др. После второй мировой войны в медицине на основе учения об изотопах с диагностической целью начали использоваться меченые атомы. Все шире в практике применяется электронная диагностическая аппаратура.

Весьма существенное значение в понимании механизма болезненного процесса имела разработанная И. П. Павловым в конце XIX – начала XX в. физиологическая теория пищеварения, которая позволила на основе новой экспериментальной методики по-новому осветить процессы секреции, всасывания, усвоения питательных веществ, двигательную деятельность желудочно-кишечного тракта, роль пищеварительных желез. Значительное влияние на механизмы патологических процессов оказывало учение И. П. Павлова об условно-рефлекторной деятельности нервной системы.

Под влиянием этих нововведений клиника внутренних болезней обогащалась новыми сведениями о патологическом процессе и его клиническом проявлении, приобретала новое содержание в теоретическом и практическом отношениях.

Английский клиницист Дж. Маккензи (1853-1925), основатель Института клинических исследований в г. Сент-Эндрюс, явился зачинателем кардиологии: с 1883 г. он проводил систематические наблюдения за деятельностью сердца у больных и здоровых людей. Дж. Маккензи исследовал нарушения сердечных сокращений и пульса, объяснил их значение для прогноза и лечебных мероприятий. Немецкий терапевт Ф. Краус (1858-1936) в 1910 г. описал основные показатели электрокардиограммы здорового и больного сердца. Совместно со своими учениками он разрабатывал проблему регуляции вегетативных функций, рассматривая вегетативную нервную систему как единое целое.

Ф. Краус стоял на позициях сближения немецкой и русской науки. Он был избран почетным членом Московского терапевтического общества. Совместно с выдающимся деятелем советского здравоохранения Н. А. Семашко в 1925 г. он создал и редактировал «Русско-немецкий медицинский журнал». Ф. Краус известен своей широкой общественной деятельностью и антифашистскими взглядами.

Основатель крупной немецкой терапевтической школы В. Гис (1863-1934) заложил основы изучения нервно-проводниковой системы сердца. В 1890-1894 гг. он описал предсердно-желудочковый пучок – нервно-мышечный атриовентрикулярный пучок в перегородке желудочков сердца (пучок Гиса). Он изучал развитие и физиологические функции проводящей системы сердца.

Крупный вклад в развитие кардиологии внес американский клиницист, эмигрировавший в 1938 г. из Германии, Р. Бинг (р. в 1909 г.), изучавший физиологию и патологию миокарда, патогенез гипертонической болезни. Он одним из первых произвел катетеризацию коронарного синуса, что способствовало исследованию сердца при патологических состояниях.

В самостоятельный раздел клинической медицины были выделены болезни органов пищеварения. Одним из основателей этого направления явился немецкий клиницист И. Боас (1858-1938), изучавший патологию органов пищеварения, обмен веществ, диететику. В 1884 г. он совместно со своим учителем К. Эвальдом предложил так называемый пробный завтрак как метод определения функциональной способности желудка. Он разработал вопрос о скрытом кровотечении как диагностическом признаке болезней желудка и кишечника. И. Боас стремился упростить методы исследования и сделать их доступными для каждого врача.

Введение в 1911 г. немецким врачом М. Эйнгорном и американским В. Лайоном тонкого зонда значительно расширило возможности изучения секреторной и кислотообразующей функций желудка, патологических состояний желчных путей.

Несмотря на усиленное влияние позиций целлюлярной патологии, в клинике внутренних болезней получило развитие функционально-физиологическое направление. Одним из видных его представителей является венгерский терапевт Ш. Кораньи (1866-1944). С позиций достижений физиологии и биологической химии он изучил нарушения кровообращений, обмена веществ, болезни крови, вопросы почечной патологии. Им было разработано понятие почечной недостаточности, а также методы диагностики заболеваний почек.

Вместе с тем непрочность мировоззренческих позиций многих ученых приводила к серьезным заблуждениям и антинаучным позициям. Например, ученик Ф. Крауса, немецкий клиницист-экспериментатор Г. Бергман (1878-1955) в научной деятельности был сторонником опытного метода, но в философских воззрениях, которые не вытекали из конкретных клинических и экспериментальных данных, стоял на умозрительно-идеалистических позициях. Это привело его к высказываниям против дарвинизма, к отрицанию причинности и защите теологии.

С конца XIX в. расширился арсенал лечебных средств и приемов, сформировались целые направления методов лечения, например физиотерапия и бальнеология. На научные основы физиотерапия была поставлена датским ученым Н. Финзеном (1860-1904), разработавшим методы светолечения. В 1896 г. он основал в Копенгагене Институт светолечения и с лечебной целью создал первый искусственный источник света, заменивший солнечные лучи (аппарат Финзена). Ученик Клода Бернара, физиолог и биофизик Ж. д’Арсонваль (1851-1940) разработал и ввел в практику метод лечения высокочастотным электрическим током.

Голландский физиотерапевт и ревматолог Я. Ван-Бремен (1874-1961), основав в 1905 г. в Амстердаме Институт физиотерапии, осуществил исследования по изучению терморегуляции и расстройства сердечно-сосудистой, эндокринной и нервной систем при ревматизме. В 1925 г. он организовал в составе Международного бальнеологического общества Комитет по изучению ревматизма, который в 1928 г. совместно с Р. Фоксом реорганизовал в Международную лигу по борьбе с ревматизмом. В том же году в лигу на правах национальной секции вошел от СССР Всесоюзный антиревматический комитет. Р. Фокс и Я. Ван Бремен дружественно относились к советской медицине, что особенно проявлялось при проведении в 1934 г. в Москве IV Международного антиревматического конгресса. На этом конгрессе были продемонстрированы преимущества и достижения советской медицины и здравоохранения.

В конце XIX – начале XX вв. начался новый этап развития педиатрии – науки о здоровом ребенке и детских заболеваниях, о мерах борьбы по охране здоровья детей. Под влиянием развивающегося капитализма решались многие аспекты данной проблемы, все острее становились ее социальные аспекты.

Низкий уровень жизни трудящихся оказывал влияние на сокращение рождаемости, а высокая детская смертность усугубляла проблему народонаселения. В отдельных странах, например во Франции, в начале столетия смертность, главным образом за счет детской, превышала рождаемость, вследствие чего появилась угроза вырождения нации. В связи с этим отдельные государства, местные самоуправления и филантропические организации стали принимать некоторые меры к уменьшению детской смертности, улучшению помощи больному ребенку.

В ряде стран были открыты новые детские больницы, организованы отделения и созданы специальные больницы для грудных детей. Начала складываться система охраны здоровья детей, в которой педиатрия занимала ведущее место. Она была в своей основе полублаготворительной и полугосударственной, что значительно суживало ее возможности.

В Германии в 1902 г. была создана Лига по борьбе с детской смертностью, а в 1909 г. институт по борьбе с детской смертностью в Берлине. В 1911 г. в Берлине был проведен первый Международный конгресс по охране младенчества. К этому времени относится издание руководств по педиатрии. В 1912 г. в Париже был созван Международный конгресс педиатров. В межвоенный период в Европе педиатрия наиболее успешно развивалась во Франции, Швейцарии, Финляндии, Голландии и некоторых других странах. После второй мировой войны успехи педиатрии отмечаются в США.

Работы немецкого педиатра А. Черни (1863-1941) были посвящены физиологии и патологии пищеварения и обмена веществ у детей. Он ввел понятие «расстройства питания», разработал их классификацию и клинику экссудативного диатеза.

Заметное место в развитии педиатрии занимает имя немецкого педиатра Л. Лангштейна (р. в 1876 г.), с 1911 г. возглавлявшего Берлинский институт по борьбе с ранней детской смертностью. После прихода к власти фашистов он эмигрировал в США. Важнейшие его работы посвящены изучению болезней органов дыхания, сердца и мочеполовых органов (1924).

Одним из основателей французской педиатрии является А. Марфан (1852-1942), разрабатывавший почти все важнейшие разделы педиатрии, особенно вопросы борьбы с туберкулезом у детей. Он принял участие в организации охраны сирот и покинутых детей, консультаций для детей раннего возраста, обществ «Капля молока», учреждений для предохранения детей от туберкулеза.

Крупный вклад в развитие педиатрии в Венгрии, особенно работами о детских заразных болезнях (в том числе монография об интубации при дифтерии), внес Я. Бокай (1858-1937). В середине 90-х годов он выступил защитником сывороточного лечения детей.

В области детской инфекционной патологии видное место принадлежит австрийскому патологу и педиатру К. Пирке (1874-1929). Его труды посвящены изучению сывороточной болезни, аллергических явлений и туберкулеза у детей. В 1907 г. им разработана диагностическая кожная реакция на туберкулез. Он автор методики определения нормы упитанности детского организма.

Создатель крупной школы педиатров в Германии М. Пфаундлер (1872-1947) разработал учение о диатезах и роли наследственности при них. Совместно с А. Шлоссманом он создал пятитомное руководство по педиатрии, которое продолжает оказывать влияние на формирование научных взглядов педиатров.

Выдающееся место в развитии педиатрии занимает имя финского ученого А. Ильппе (р. в 1887 г.), который изучал физиологические особенности недоношенных детей, течение заболеваемости у детей и меры по их предупреждению. Им разработан ряд мероприятий по обеспечению выживания недоношенных детей, направленных на создание теплового и пищевого режимов. По разработанному им проекту в 1946 г. в Хельсинки была создана прекрасно оборудованная детская больница.

Вместе с тем крупные достижения педиатрии остаются недоступными для большей части детского населения. Число больниц не соответствует реальной потребности в них. Почти все они являются платными и только незначительное количество коек бесплатных.

Крупных успехов достигла хирургия. Возможности, открывшиеся в результате введения наркоза, разработки антисептики и асептики и применения искусственного обескровливания, позволили проникать во многие области человеческого тела, манипулировать нестесненно во времени, создали предпосылки для развития безудержного хирургического техницизма. На задний план отодвигались отдаленные результаты оперативных вмешательств, особенно с точки зрения функции, компенсаторных возможностей, субъективных ощущений и т. п. Теоретической основой такой односторонности явилась целлюлярная патология Р. Вирхова, преувеличивавшая, а в иных случаях и абсолютизировавшая автономную самостоятельность клеточных ассоциаций и органов. Однако многие последствия хирургических вмешательств в виде дисфункциональных послеоперационных отдаленных результатов показали ошибочность курса на оперирование во чтобы то ни стало. Начался постепенный возврат к анатомическому и физиологическому принципам в хирургии.

Одним из выдающихся хирургов нового времени был швейцарский врач Т. Кохер (1841-1917). Главным для него было не само оперативное вмешательство, а тщательное исследование больного, выяснение клинических аспектов заболевания. Т. Кохер считал, что всякая операция, как бы эффектна она ни была, должна служить только средством, а не целью врачебного вмешательства. Эта концепция отнюдь не мешала Т. Кохеру быть высоким мастером оперативной техники, автором ряда хирургических операций и приемов и изобретателем некоторых инструментов. Он внес крупный вклад в изучение роли щитовидной железы и лечения ее заболеваний.

Его соотечественник Ц. Ру (18571934), прежде чем заняться хирургией, тщательно изучил физиологию, анатомию и патологическую анатомию. Как и Т. Кохер, он считал, что оперативное вмешательство должно служить только средством лечения и быть индивидуально избирательно. Ц. Ру глубоко исследовал проблему хирургического лечения аппендицита и паратифлита. Он предложил способ образования нового пищевода из отрезка тонкой кишки, игрекообразную гастроэнтеростомию, методику оперирования паховых и бедренных грыж и ряда других заболеваний.

Плодотворное развитие хирургии в конце – первой трети XX в. имело место в Германии. Одним из представителей переходного периода являлся ученик Б. Лангенбека Ф. Тренделенбург (1844-1924), внесший вклад в разработку хирургической диагностики и техники. Многие из предложенных им методов, симптомов, признаков прочно вошли в хирургию под его именем.

Одним из основоположников хирургии асептического периода в Германии был А. Бир (1861-1949). В 1893-1895 гг. он разработал оригинальные костнопластические операции при ампутации с целью создания опорной культи. В 1895 г. обосновал метод активной гиперемии для лечения хирургического туберкулеза и инфекционных процессов, возглавил учение о консервативном лечении туберкулеза. В 1901 г. А. Бир опубликовал разработанный им метод спинномозговой, а в 1909 г. – венозной анестезии. Весьма ценны его труды о регенерации тканей у человека, учение о воспалении, о лечении ран методом раздражающей терапии. А. Бир создал крупную немецкую школу хирургов. По утверждению И. Д. Страшуна, «европейские хирурги все вышли из школы Кохера и Бира».

Видное место в развитии хирургии рассматриваемого периода принадлежит французской хирургической школе, представители которой много внимания уделяли изучению хирургической патологии и физиологических основ хирургической деятельности.

Один из зачинателей антисептического и асептического методов в хирургии А. Понсе (1849-1913) большое внимание уделял общей хирургической патологии, тщательно изучал нормальную и патологическую гистологию. Вместе со своим учителем Л. Оллье основал Лионскую школу хирургов, из которой вышли многие крупные хирурги, в том числе Р. Лериш.

Главной идеей концепции Р. Лериша (1879-1956) являлось утверждение, что болезнь представляет собой не искажение нормальных, а возникновение новых физиологических соотношений. В каждом болезненном процессе его интересовали физиологический механизм и возможность повлиять на него хирургическим путем. Р. Лериш посвятил себя изучению и лечению последствий ранений, проявляющихся болевым синдромом. Среди многих монографий Р. Лериша особое место занимает его книга «Философия хирургии». Р. Лериш высоко ценил работы русских хирургов, особенно исследования В. А. Оппеля, посвященные надпочечниковому генезу так называемой спонтанной гангрены. В своей монографии об артериальных тромбозах (1940) он указал на необходимость использовать большой опыт русских хирургов.

Труды французского хирурга-экспериментатора А. Карреля (18731944), работавшего с 1904 по 1934 г. в США, позволили значительно обогатить практическую хирургию и теоретическую медицину. В частности, он занимался такими вопросами, как разработка сосудистого шва конец в конец (1902), что способствовало пересадке органов с сохранением их функции, сохранение кровеносных сосудов и органов жизнеспособными в жидкой среде для последующей пересадки, выращивание культуры тканей опухолевых клеток и изучение их физиологии и др. Вместе с тем А. Каррель был идеалистом в философии, биологии и медицине, реакционером - в политике (см. ниже).

Из французских хирургов более молодого поколения выдвинулся А. Лабори (1914). Им разработана потенцирующая анестезия. На основе клинического применения ганглиоплегиков А. Лабори создал представление о «химической симпатэктомии», установил значение многофокусного торможения вегетативной нервной системы в механизмах защиты организма против чрезвычайных раздражителей. А. Лабори является автором метода искусственного охлаждения организма при помощи «литических коктейлей». В 1950-1951 гг. он применил с терапевтической целью комбинированную гипотермию. Мировую известность ему принесло открытие хлорпромазина, установление его противошокового действия.

К французской хирургической школе примыкает бельгийский хирург и общественный деятель Л. Дежерден (1893-1957). В 1939 г. после оккупации Бельгии гитлеровскими войсками он эмигрировал во Францию, а после нападения фашистов на Францию вступил в подпольную армию освобождения и участвовал в движении Сопротивления. Л. Дежерден являлся учеником и последователем Р. Лериша. Основные его работы посвящены ортопедии и хирургии сосудов. Он проявил себя на посту генерального секретаря Международного хирургического общества, способствуя восстановлению международных медицинских связей. Л. Дежерден организовал перевод рефератов на русский язык в основанном им журнале «Бюллетень Международного общества хирургов».

Основоположник современной румынской хирургической школы Н. Хартоломей (1885-1961) осуществил экспериментальные работы в области трансплантации органов, патофизиологии дыхания, изменений мозговой и сердечной деятельности при аноксиях. После установления в Румынии народной власти Н. Хартоломей принял активное участие в развитии практического здравоохранения и медицинской науки.

В рассматриваемый период хирургия в США получила широкое развитие. В конце XIX и особенно в первой половине XX в. наибольших успехов добилась династия хирургов Мейо, родоначальником которой был Уильям Уаррел Мейо (1819-1911), с 1863 г. работавший в Рочестере. Его сыновья У. Д. Мейо (1861-1939) и Ч. X. Мейо (1865-1939) создали огромный комплекс клиник, своеобразный центр индустрии хирургической деятельности. В 1915 г. они учредили, организацию Фонд Мейо для медицинского образования и исследований.

Развитию нейрохирургии во многом способствовала деятельность Г. Кушинга (1869-1939). В опытах с удалением гипофиза он убедился, что гипофизэктомированное животное не погибает, а у него развивается так называемый адипозогенитальный синдром. В 1911-1912 гг. Г. Кушинг произвел операцию на мозге, удалив две внутричерепные опухоли. В 1932 г. он уже опубликовал данные о сделанных им 2000 операций на мозге по поводу опухолей.

Заметный вклад в развитие хирургии внес общественный деятель, антифашист, член Рабочей прогрессивной партии Канады хирург Н. Бетьюн (1890-1939). Он высказывался за изменение всей капиталистической системы медицинского образования, за осуществление профилактики и бесплатной медицинской помощи. Он приветствовал строительство социализма в СССР. В 1935 г. во время работы XV Международного физиологического конгресса он посетил Советский Союз, где подробно ознакомился с системой медицинского обслуживания. В 1936 г. Н. Бетьюн сражался в рядах революционных республиканских войск в Испании, где организовал медицинскую помощь раненым и больным бойцам, наладил службу переливания крови на поле боя. Быстрое развитие всех разделов хирургии и особенно грудной хирургии потребовало новых, более совершенных методов обезболивания. Еще в конце XIX в. опасности ингаляционного наркоза побудили ряд исследователей заняться разработкой местной анестезии. После открытия в 1905 г. А. Эйгорном новокаина наступила эра местного обезболивания. Местная анестезия раствором новокаина оказалась безопасной и почти 50 лет была серьезным конкурентом общему обезболиванию. Основоположниками местной проводниковой анестезии были Г. Браун, Д. Куленкампф, В. Ф. Войно-Ясенецкий, В. А. Шаак и др. Принципиально новый вид местного обезболивания разработал А. В. Вишнёвский.

В 40-50-х годах XX века анестезиология выделилась в специальную науку. Введение интратрахеального наркоза, использование мышечных релаксантов и применение управляемого дыхания имели важнейшее значение для прогресса в хирургии.

Особенно значительных успехов достигла хирургия сердца. В 1914 г. парижский хирург Т. Тюфье произвел операцию вальвулотомии при стенозе аорты. В настоящее время операции на сердце производятся для лечения пороков сердечных клапанов, закрытия баталлова протока, лечения инфаркта миокарда, слипчивого перикардита, стенокардии и других заболеваний сердца. Одновременно развивается хирургия магистральных сосудов. Этому способствовало изобретение советскими специалистами аппарата для наложения сосудистого шва. Развитию сердечно-сосудистой хирургии способствовало также применение искусственного медикаментозного снижения температуры тела больного (гибернация), создающего повышенную устойчивость к шоку и кислородному голоданию, а также появление аппаратов для экстракорпорального кровообращения, дающего возможность проводить операции на обескровленном («сухом») сердце, аппаратов «искусственное легкое» и др.

Крупным событием в хирургии сердца явилась пересадка сердца от трупа человеку, страдающему тяжелым сердечным недугом, осуществленная южноафриканским хирургом X. Бернаром. Однако эта операция, не получившая этико-юридических обоснований, еще далека и от медико-биологического совершенства. Разработанная в экспериментально-хирургическом плане раньше всего в СССР, операция пересадки сердца тем не менее в плане использования в качестве трансплантата человеческого сердца не получила признания в нашей стране.

В настоящее время для хирургии в целом нет запретных зон в человеческом теле. Она все более принимает гуманный характер с постоянным возрастанием уровня физиологической обоснованности, терапевтической целесообразности, функциональной направленности, косметического совершенства.

Значительных результатов достигли акушерство и гинекология. На развитие этой двуединой специальности оказывали ускоряющее влияние достижения в области естествознания (эволюционное учение, теория эпигенеза, генетика и др.), антисептики и асептики, эфирного и хлороформного наркоза, рентгенологии, анатомии, физиологии, гистологии, эндокринологии и других медикобиологических наук, а также успехи хирургии.

Большое значение имели развитие учения об узком тазе и механизме родов, изучение менструальной функции и процесса беременности. Уделялось внимание взаимосвязи морфологии детородных органов и их физиологическим функциям в норме и патологии, в том числе при токсикозах беременности. Изучалось влияние на женский организм внутренней секреции. Получило дальнейшее развитие хирургическое направление в акушерстве, уточнялись показания к акушерским операциям.

С конца XIX в. после введения асептики были разработаны эффективные методы оперативной гинекологии, предложен многочисленный хирургический и диагностический инструментарий. Были составлены руководства по акушерству и гинекологии, стали издаваться специализированные журналы, появились общества акушеров-гинекологов. В это время выдвинулись ряд ученых, которые внесли значительный вклад в развитие своей специальности.

Немецкий акушер-гинеколог А. Додерлейн (1860-1941), изучив влагалищную флору, открыл в 1887 г. влагалищную палочку (палочка Додерлейна), способствующую защите полового канала женщины от патогенных микробов. Им разработаны новые акушерские я гинекологические операции: боковое рассечение тазового кольца при узком тазе, экстраперитонеальиое кесарево сечение и др.

Акушер-гинеколог Г. Зельгейм (1871-1936) изучил проблемы анатомии женского таза, физиологии беременности, механизма родов, эклампсии, кесарева сечения, обезболивания родов, климакса и др. Им разработаны такие методы операций, как внебрюшинное кесарево сечение, образование маточно-брюшной фистулы при кесаревом сечении и др.

Немецкий биолог-эндокринолог 3. Ашгейм (1878-1965) установил взаимосвязь гипофиза с яичником. Исследуя с этих позиций мочу беременных, он в 1927 г. совместно с гинекологом и эндокринологом Б. Цондеком (р. в 1891 г.) открыл гонадотропный гормон и предложил эффективную биологическую реакцию определения ранних сроков беременности (реакция Ашгейма-Цондека). Б. Цондек внес вклад в изучение вопросов внутренней секреции и роли половых гормонов в физиологических и патологических процессах женского организма.

Немецкий акушер-гинеколог Р. Шредер (1884-1959) дал объяснение патогенеза функциональных маточных кровотечений вследствие нарушения гормональной деятельности яичников. Им предложены клиническая классификация болезней яичника и концепция патогенеза новообразований женских половых органов. Р. Шредер сделал вклад в изучение нормальной и патологической беременности, в разработку акушерских операций.

Видное место занимает имя венского акушера-гинеколога Э. Вертгейма (1864-1920). В 1899 г. он сообщил о методе пузырно-влагалищной интерпозиции матки при полном выпадении (операция Александрова-Шауты-Вертгейма). В 1900 г. он описал разработанный им радикальный метод операции при раке шейки матки с полным удалением тазовой клетчатки, лимфатических узлов и желез (операция Вертгейма).

Работами Е. Аллена, В. Дойзи, А. Бутенадта в 1923-1929 гг. была обоснована гормональная терапия овариальной гипофункции, аменореи, бесплодия и других патологических состояний. В 1934 г. были опубликованы данные о получении гормона желтого тела прогестерона, за которыми последовали сообщения об изучении структуры ряда гормонов, введенных в акушерско-гинекологическую практику.

Продолжается совершенствование хирургических методов лечения гинекологических заболеваний. Разработана методика рентгенотерапии рака. Создана методика предоперационного облучения и рентгенотерапии после операции по поводу рака матки для профилактики рецидивов заболевания. Детально разработана методика лечения злокачественных новообразований женской половой сферы радием.

Значительную роль в улучшении методов лечения женских болезней сыграло введение в практику антибиотиков, в том числе при лечении гонореи и туберкулеза мочеполовых органов женщины. Их применение расширило диапазон хирургических операций. Из книги Прививки: мифы и реальность автора Галина Петровна Червонская

Из книги Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью автора Мария Шапиро

Развитие познавательной сферы, стимуляция познавательной активности, развитие эмоциональной сферы и воображения

Из книги 25 волшебных точек для управления психикой и поддержания здоровья автора Александр Николаевич Медведев

Точка, стимулирующая развитие интеллекта, сознания и внутренней дисциплины, а также рост и физическое развитие у детей Воздействие на точку Тай-бай (рис. 2) тонизирующим или гармонизирующим методом в период с полудня до полуночи способствует развитию интеллекта,

Из книги Вы и ваш ребенок автора Коллектив авторов

Из книги Вы и ваша беременность автора Коллектив авторов

Развитие беременности С самого зачатия и вплоть до моментов, предшествующих рождению будущего ребёнка, тело матери не прекращает перестраиваться, адаптируясь с жизнью формирующегося в ней дитя. Желание иметь ребенка Почему вообще хотят иметь детей? Простого ответа на

Из книги Здоровые дети – счастливая семья автора Светлана Васильевна Баранова

Раздел 5 Развитие Создание условий для развития ребёнка связано с определёнными культурными традициями, зависящими от образа жизни разных народов. Например, европейская культура предполагает развитие новорождённого в первые месяцы жизни в основном в положении лёжа на

Из книги Методические рекомендации по РДТ автора А. Н. Кокосов

6. ВЫБОР МЕТОДИКИ И ТАКТИКИ ЛЕЧЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КЛИНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ, СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ ОСНОВНОЙ И СОПУТСТВУЮЩЕЙ ПАТОЛОГИИ Среди вышеописанных методик РДТ наиболее часто применяется полное (влажное) голодание, эту методику можно считать даже классической, ибо

Из книги Малая психиатрия большого города автора Самуил Яковлевич Бронин

6. Социальные характеристики некоторых клинических групп Напомним, что в эту группу было включено 45 человек. Критерием отнесения к болезненно пьющим было наличие характерной и стойкой психопатологической картины и постоянной тяги к алкоголю. Вся группа условно

Из книги Совершенное зрение без очков автора Уильям Горацио Бейтс

Глава VI. Правда об аккомодации. Демонстрация во время клинических наблюдений Свидетельства описанных в предыдущих главах экспериментов, показывающих то, что хрусталик не является фактором в аккомодации, подтверждены многочисленными наблюдениями за глазами взрослых и

автора

Из книги Теория адекватного питания и трофология автора Александр Михайлович Уголев

Из книги Лечебное голодание при внутренних болезнях. Методическое пособие автора Алексей Николаевич Кокосов

Из книги Развитие ребенка от 1 года до 3 лет автора Жанна Владимировна Цареградская

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Я думаю, для вас не является секретом, что для того, чтобы была речь, нам нужен словарный запас. Словарный запас ребенка включает в себя названия всех предметов и явлений, с которыми он знаком. Этот словарный запас можно разделить на пассивный и активный

Из книги Полный медицинский справочник диагностики автора П. Вяткина

Три крупнейших открытия определили новую эпоху в естествознании и повлияли решающим образом и на медицине: «Познание взаимной связи процессов, совершающихся в природе, двинулось гигантскими шагами вперед… Во-первых, благодаря открытию клетки… Во-вторых, благодаря открытию закона сохранения и превращения энергии… Наконец, в-третьих, благодаря впервые представленному Ч. Дарвином связному доказательству того, что все окружающие нас теперь организмы возникли в результате длительного процесса развития» (Ф. Энгельс).
Из отраслей медицинской науки, влиявших на другие ее отрасли и способствовавших их развитию в духе новых запросов, одно из главных мест заняла физиология .
Позднее, во второй половине 19 века, такое же влияние на другие отрасли медицины оказали новые науки - микробиология и биохимия.
Основным методом физиологии, а затем и других медико-биологических дисциплин в 19 веке стал эксперимент. Экспериментальный метод приблизил медицину к точному естествознанию.
Особенно большие успехи были достигнуты физиологией в области уяснения деятельности нервной системы. Большое значение имел экспериментально доказанный рядом ученых (чехом И. Прохаской, шотландцем Ч. Беллом и французом Ф. Мажанди) факт, что передние корешки спинномозговых нервов проводят двигательные импульсы, а задние - чувствительные. «Врач будущего есть врач-экспериментатор», учил французский физиолог К. Бернар (1813-1878). Развитие естествознания и медицины он делил на две стадии: стадию наблюдения (представитель ее Гиппократ) и стадию эксперимента. К. Бернар изучал образование в печени животного крахмала-гликогена, роль в пищеварении многочисленных желез пищеварительного тракта, симпатическую нервную систему, сосудистые нервы, установил участие нервной системы в теплообразовании, в углеводном обмене и др. Большое значение имел «сахарный укол»: повреждением дна IV желудочка мозга К. Бернар впервые экспериментально получил у животного сахарное мочеизнурение (1849).
Не меньшее значение имел для развития экспериментальной физиологии другой классический эксперимент, который произвел за 5 лет до этого (в 1842 г.) русский физиолог А. М. Филомафитский (1807- 1849) совместно с В. А. Басовым, впоследствии видным хирургом: искусственный свищ желудка. Позднее И. П. Павлов сделал эту операцию одним из основных методов для изучения физиологии пищеварения, отделения «психического сока», предшествовавшего изучению условных рефлексов. А. М. Филомафитский положил начало экспериментальному преподаванию физиологии в России. В «Физиологии, изданной для руководства своих слушателей» он отстаивал, в противовес умозрительному подходу натурфилософов, «путь опыта и наблюдения» (1836). Филомафитский одновременно с Н. И. Пироговым положил начало научному изучению наркоза (эфирного, хлороформного), предложил маску для наркоза, разработал теорию и практические мероприятия по переливанию крови.
«Жизненную силу» - понятие, имевшее тогда широкое хождение,- Филомафитский предлагал «не смешивать с душою, как это сделал Шталь», а трактовать как «свойство органической материи обнаруживать жизнедеятельность, выраженную или внутренним, или наружным движением».
Утверждение в физиологии материалистического направления связано с деятельностью И. М. Сеченова (1829-1905). Его исследования в области физиологии нервной системы легли в основу материалистической физиологии и психологии. Содержание главного произведения Сеченова - «Рефлексы головного мозга» (1863) раскрывается в первоначальном названии этого труда, не допущенном цензурой,- «Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы». «Рефлексы головного мозга» и последующие работы Сеченова («Элементы мысли», «Кому и как разрабатывать психологию» и др.) положили начало новому этапу в развитии физиологии и психологии. Значение этого этапа И. П. Павлов определил так: «Мозг, который в высшей его формации - человеческого мозга - создавал и создает естествознание , сам становится объектом этого естествознания».

Три крупнейших открытия определили новую эпоху в естествознании и повлияли решающим образом и на медицине: «Познание взаимной связи процессов, совершающихся в природе, двинулось гигантскими шагами вперед... Во-первых, благодаря открытию клетки... Во-вторых, благодаря открытию закона сохранения и превращения энергии... Наконец, в-третьих, благодаря впервые представленному Ч. Дарвином связному доказательству того, что все окружающие нас теперь организмы возникли в результате длительного процесса развития» (Ф. Энгельс).

Из отраслей медицинской науки, влиявших на другие ее отрасли и способствовавших их развитию в духе новых запросов, одно из главных мест заняла физиология.

Позднее, во второй половине 19 века, такое же влияние на другие отрасли медицины оказали новые науки - микробиология и биохимия.

Основным методом физиологии, а затем и других медико-биологических дисциплин в 19 веке стал эксперимент. Экспериментальный метод приблизил медицину к точному естествознанию.

Особенно большие успехи были достигнуты физиологией в области уяснения деятельности нервной системы. Большое значение имел экспериментально доказанный рядом ученых (чехом И. Прохаской, шотландцем Ч. Беллом и французом Ф. Мажанди) факт, что передние корешки спинномозговых нервов проводят двигательные импульсы, а задние - чувствительные. «Врач будущего есть врач-экспериментатор», учил французский физиолог К. Бернар (1813-1878). Развитие естествознания и медицины он делил на две стадии: стадию наблюдения (представитель ее Гиппократ) и стадию эксперимента. К. Бернар изучал образование в печени животного крахмала-гликогена, роль в пищеварении многочисленных желез пищеварительного тракта, симпатическую нервную систему, сосудистые нервы, установил участие нервной системы в теплообразовании, в углеводном обмене и др. Большое значение имел «сахарный укол»: повреждением дна IV желудочка мозга К. Бернар впервые экспериментально получил у животного сахарное мочеизнурение (1849).

Не меньшее значение имел для развития экспериментальной физиологии другой классический эксперимент, который произвел за 5 лет до этого (в 1842 г.) русский физиолог А. М. Филомафитский (1807- 1849) совместно с В. А. Басовым, впоследствии видным хирургом: искусственный свищ желудка. Позднее сделал эту операцию одним из основных методов для изучения физиологии пищеварения, отделения «психического сока», предшествовавшего изучению условных рефлексов. А. М. Филомафитский положил начало экспериментальному преподаванию физиологии в России. В «Физиологии, изданной для руководства своих слушателей» он отстаивал, в противовес умозрительному подходу натурфилософов, «путь опыта и наблюдения» (1836). Филомафитский одновременно с Н. И. Пироговым положил начало научному изучению наркоза (эфирного, хлороформного), предложил маску для наркоза, разработал теорию и практические мероприятия по переливанию крови.

«Жизненную силу» - понятие, имевшее тогда широкое хождение,- Филомафитский предлагал «не смешивать с душою, как это сделал Шталь», а трактовать как «свойство органической материи обнаруживать жизнедеятельность, выраженную или внутренним, или наружным движением».

Утверждение в физиологии материалистического направления связано с деятельностью И. М. Сеченова (1829-1905). Его исследования в области физиологии нервной системы легли в основу материалистической физиологии и психологии. Содержание главного произведения Сеченова - «Рефлексы головного мозга» (1863) раскрывается в первоначальном названии этого труда, не допущенном цензурой,- «Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы». «Рефлексы головного мозга» и последующие работы Сеченова («Элементы мысли», «Кому и как разрабатывать психологию» и др.) положили начало новому этапу в развитии физиологии и психологии. Значение этого этапа И. П. Павлов определил так: «Мозг, который в высшей его формации - человеческого мозга - создавал и создает естествознание, сам становится объектом этого естествознания».

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

74. И.М. Сеченов – основоположник отечественной

75. С.П. Боткин – основоположник отечественной

1) микробиологии 3) кардиологии

2) физиологической школы 4) ревматологии

76. Обосновал неврогенную теорию патогенеза болезней

77. Инициаторами создания первой бактериологической лаборатории в России были

1) И.М. Сеченов и Б.Ф. Вериго

2) И.И. Мечников и Н.Ф. Гамалея

3) С.П. Боткин и Г.А. Захарьин

4) Г.И. Сокольский и Ж. Буйо

78. «Рефлексы головного мозга» (1863 г.) написал

1) Г.Н. Габричевский 3) Н.Е. Веденский

2) И.М. Сеченов 4) В.В. Пашутин

79. Г.Н. Габричевский – основоположник отечественной

1) микробиологии 3) кардиологии

2) физиологической школы 4) ревматологии

80. Учение о зонах кожной гиперестезии при заболеваниях внутренних органов создал

1) Н.Е. Введенский 3) С.П. Боткин

2) И.И. Мечников 4) Г.А. Захарьин

81. Одним из основоположников школьной гигиены является

1) Н.Е. Введенский 3) С.П. Боткин

2) И.И. Мечников 4) Г.А. Захарьин

82. Первым организатором санитарного дела в Петербурге был

83. Основателем учения о реактивности организма является

84. Активно выступал за использование в лечении больных отечественных минеральных источников

1) Г.А. Захарьин 3) С.П. Боткин

2) Н.В. Склифосовский 4) И.М. Сеченов

85. Эволюционный подход в изучении фагоцитоза применял

1) С.П. Боткин 3) И.М. Сеченов

2) Н.В. Склифосовский 4) И.И. Мечников

86. Одной из теорий патологии в XIX веке была

1) психологическая 3) вирусологическая

2) онкологическая 4) целлюлярная

87. В основе учения Вирхова о механизме возникновения патологических процессов в организме лежит открытие

1) гуморальных факторов иммунитета

2) строения сердечно-сосудистой системы

3) клеточного строения организма

4) теории нервизма

88. Одним из инициаторов организации комиссии общественного здравия был

1) Г.А. Захарьин 3) С.П. Боткин

2) Н.В. Склифосовский 4) И.М. Сеченов

89. Роль микроорганизмов в инфекционной патологии первым признал

1) Г.А. Захарьин 3) С.П. Боткин

2) Н.В. Склифосовский 4) И.М. Сеченов

90. В конце XIX столетия ведущей теорией патологии была

1) вирусологическая 3) нейрофизиологическая

2) травматологическая 4) конституционная

91. Г.И. Сокольский – основоположник отечественной

1) микробиологии 3) кардиологии

2) физиологической школы 4) ревматологии

92. Главную роль в формировании иммунитета И.И. Мечников отводил

1) иммуноглобулинам 3) В-лимфоцитам

2) Т-хелперам 4) фагоцитам

93. Инициатором выделения педиатрии и гинекологии в самостоятельные клинические дисциплины был

1) И.М. Сеченов 4) С.П. Боткин

2) Г.Н. Габричевский 5) Г.А. Захарьин

3) И.И. Мечников

ДОПОЛНИТЕ:

94. Основателем первого Российского бактериологического общества был ________.

95. Одним из основоположников школьной гигиены был ________.

96. Правительственную комиссию по улучшению санитарных условий и уменьшению смертности в России в 1885 г. возглавлял _______.

97. При участии С.П. Боткина в Петербурге открылась первая в мире Высшая медицинская школа для ________.

98. Председателем Пироговского общества врачей начиная с 1904 г. был ________.

99. И.И. Мечников 28 лет проработал в научно-исследовательском институте в Париже под руководством ________.

100. И.М. Сеченов создал теорию центрального ________.

101. Г.Н. Габричевский – один из основоположников отечественной ________.

102. В 1882 г. С.П. Боткин добился введения должности думского ________.

103. Сывороточное лечение дифтерии впервые было введено в России Н.Ф. Филатовым и ________.

104. И.И. Мечников считал, что главную роль в формировании иммунитета играют ________.

105. Противодифтерийная сыворотка впервые была создана в России в ________ году.

106. Инициаторами организации женского медицинского образования были ________ и ________.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ:

1) создатель фагоцитарной теории иммунитета

А. С.П. Боткин

Б. П.А. Загорский

2) основоположник клинико-физио­логического направления

В. И.И. Мечников

Г. Т.Н. Овцын

3) основоположник отечественной физиологии

Д. М. Я. Мудров

Е. И.М. Сеченов

НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1) изучение физиологии нервной системы

2) развитие эволюционного учения

3) совершенствование методов хирургии

А. А.П.Нелюбин

Б. М.А. Нечаев

В. И.Е. Дядьковский

Г. Н.Ф.Кайданов

Д. Н.В.Склифосовский

Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __.

Е. А.А.Иовский

1) основоположник учения о ревматизме

2) активный сторонник учения об асептике и антисептике

3) один из основателей науки о школьной гигиене

Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __.

А. И.И. Мечников

Б. Г.И. Сокольский

В. Н.В. Склифосовский

Г. М.М. Тереховский

Д. Г.А. Захарьин

1) разработал метод остеопластической операции «русский замок»

2) создал первую бактериологическую лабораторию в России

3) основоположник клинико-анатоми­ческого направления в медицине

А. И.И.Мечников

Б. Г.И.Сокольский

В. Н.В.Склифосовский

Г. М.М.Тереховский

Д. Г.А. Захарьин

Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __.

ГОДЫ ЖИЗНИ:

1) И.М. Сеченов

2) И.И. Мечников

3) С.П. Боткин

Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __.

ГОДЫ ЖИЗНИ:

1) Г.А. Захарьин

2) Г.И. Сокольский

3) Н.В. Склифосовский

Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __.

УСТАНОВИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ:

113. Этапы жизни лауреата Нобелевской премии И.И. Мечникова:

1) учеба в Харьковском университете

2) работа в Одесском университете

3) защита докторской диссертации в Петербурге

4) издание "Этюдов о природе человека"

114. Последовательность событий:

1) первое издание «Клинических лекций» А.А. Остроумова

2) выход в свет «Клинических лекций» Г.А. Захарьина

3) издание первого выпуска «Клинических лекций» С.П. Боткина

4) защита С.П. Боткиным диссертации «О всасывании жира в кишках»

115. Издание медицинских газет и журналов:

1) «Больничная газета Боткина»

2) «Современная медицина»

3) «Архив клиники внутренних болезней»

4) «Еженедельная клиническая газета»

116. Научная деятельность С.П. Боткина:

1) работа в клинике внутренних болезней в Петербурге

2) участие в деятельности правительственной комиссии по улучшению санитарных условий населения

3) создание инфекционного стационара

4) участие в Крымской войне

117. Этапы научной деятельности И.М. Сеченова:

1) издание труда «Рефлексы головного мозга»

2) заведование кафедрой в Одесском университете

3) работа в Петербургском университете