Исследовательская работа студентов (нирс). Основы научно-исследовательской работы в вузе Что научно исследовательская работа студента

1

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является одним из важнейших компонентов при подготовке специалистов в вузе, она становится органическим составным элементом всего учебного процесса. В связи с этим его необходимо строить таким образом, чтобы студенты не только получали определённую сумму знаний в соответствии с программой, но и вырабатывали стремление к самостоятельному поиску, совершенствованию полученных знаний, настраивал их на овладение научно-исследовательскими методами, нестандартными приёмами решения научных проблем, учил анализировать и обобщать потоки различной информации. Основная задача преподавателя при организации научно-исследовательской деятельности – выработать мотивацию для привлечения студентов к совместной деятельности. Преподаватель главный организатор и координатор творческой деятельности студентов. Высокий профессионализм преподавателей, педагогическое мастерство зарождают в студенте интерес и желание самим участвовать в научной работе, в результате чего резко возрастает познавательная активность, которая приобретает ещё и творческий характер.

научно-исследовательская работа

учебный процесс

познавательная активность студента

преподавательская деятельность

1. Гогицаева О.У. , Кочисов В.К. Роль дистанционного образования в современных условиях. Азимут научных исследований: педагогика и психология. № 4 (5), 2013. Тольятти. Стр.10-12

2. Гогицаева О.У, Кочисов В. К. Смысл жизни в юношеском возрасте. Материалы Всероссийской научной, юбилейной конференции, посвященной 40-летию ИП РАНа и 85-летию со дня рождения Б.Ф. Ломова «Психология в системе комплексного человекознания: история, современное состояние и перспективы развития» (12-14 ноября 2012 г., Москва). Стр. 218- 222.

3. Гогицаева О.У., Кочисов Ч.В. Развитие доверия у студентов в условиях вуза. Материалы V международной конференции молодых ученых «Психология–наука будущего». М.: Изд‐во «Институт психологии РАН», 2013. Стр. 148-150

4. Гогицаева О.У. Индивидуальная работа со студентами. Педагогическая деятельность в режиме инноваций: концепции, подходы, технологии: научно-методический сборник. Выпуск I / гл. ред. Романова И.В. –Чебоксары: ЦДИП «INET», 2015. Стр.107-109

5. Калиновская Т. Г. Научно-исследовательская работа студентов как фактор развития творческой активности / Т. Г. Калиновская, С. А. Косолапова, А. В. Прошкин // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - № 1. - С. 75-78.

6. Поведская О. К. Организация научно-исследовательской работы студентов и преподавателей в рамках компетентностного подхода в образовании // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 1. - С. 88-90.

7. Торгашина Т. И.. Научно-исследовательская работа студентов педагогического вуза как средство развития их творческого потенциала: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Волгоград, 1999 209 c.

8. Цоколаева К.К.,Гогицаева О.У. Этнорегиональная компетентность педагога // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 4; URL: http://www..12.2014).

Сегодня научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является одним из важнейших компонентов при подготовке специалистов в вузе, она становится органическим составным элементом всего учебного процесса. В связи с этим его необходимо строить таким образом, чтобы студенты не только получали определённую сумму знаний в соответствии с программой, но и вырабатывали стремление к самостоятельному поиску, совершенствованию полученных знаний, настраивал их на овладение научно-исследовательскими методами, нестандартными приёмами решения научных проблем, учил анализировать и обобщать потоки различной информации. Основная задача преподавателя при организации научно-исследовательской деятельности - выработать мотивацию для привлечения студентов к совместной деятельности. Преподаватель главный организатор и координатор творческой деятельности студентов. Высокий профессионализм преподавателей, педагогическое мастерство зарождают в студенте интерес и желание самим участвовать в научной работе, в результате чего резко возрастает познавательная активность, которая приобретает ещё и творческий характер .

Знания и опыт профессиональной деятельности накапливаются у студента постепенно. Применять свои творческие возможности студентам необходимо с первых дней обучения в вузе, так как творческий потенциал каждой отдельной личности развивается в зависимости от ее жизнедеятельности, и если его не актуализировать, то творческий потенциал так и останется лишь предпосылками к творческой деятельности. Творческий потенциал не является неизменным, данным изначально. Как отмечает К. Роджерс, «человек - это постоянно изменяющееся соцветие возможностей, а не застывшая сумма характеристик» .

При исследовании процесса развития творческого потенциала личности студента надо учитывать, что для личности не безразлично, в условиях какой большой группы осуществляется этот процесс. Та среда, в которой личность осуществляет процесс развития своего творческого потенциала, испытывает воздействие, в частности, через традиции, обычаи, привычки и образ жизни. «От того, какой будет среда, равнодействующая ли она, которая сложится из системы таких воздействий, - пишет Г.М. Андреева, - от которых будет зависит конкретный результат...» .

Так как процесс становления личности будущего специалиста в условиях обучения в вузе представляет собой целостную систему, рассмотрим, в какой степени цель обучения реализовывается в современном содержании.

На современном этапе научно-исследовательская работа студентов имеет важнейшее значение. Во-первых, овладение фундаментальными дисциплинами требует от студентов овладения методами научного познания и исследовательскими умениями как умениями учебными. Во-вторых, НИР позволяет наиболее полно выявить индивидуальность, творческие способности, особенности восприятия мира. В-третьих, в исследовательской деятельности гармонично реализовывается как рациональность, так и эмоциональность личности студента. В-четвертых, обучение студентов высших учебных заведений исследовательской деятельности является необходимым компонентом их профессиональной подготовки. Все перечисленное свидетельствует о том, что система научно-исследовательской работы способствует развитию творческого потенциала личности студента.

Р.Л. Акофф отмечает, что если учащиеся в течение всего учебного времени ориентируются на решение задач и оцениваются по способности это делать, то они будут ожидать того, что задачи им будут ставиться и в профессиональной деятельности. Однако их приходится извлекать из реальных ситуаций, чему студентов в вузе не учат .

В.К.Сидоренко, и П.В. Дмитренко отмечают, что выполнение научно-исследовательских работ студентами создает возможность реализации своих творческих сил, обеспечить «становление своего опыта, выработки своего (личностного) знания, собственного мнения, своей концепции мира (мировоззрения), своего стиля, собственной структуры деятельности» .

В.И. Андреев полагает, что научно-исследовательская деятельность представляет собой активную познавательную деятельность, а всякой основой познавательной деятельности является активность отражения .

Таким образом, одним из средств, для осуществления реализации и развития творческих способностей будущего специалиста является выполнение студентами научно-исследовательской деятельности, которая включает:

  • учение, поскольку она направлена на освоение нового опыта в специально созданных условиях;
  • познание, в результате которого появляется новое знание о мире;
  • практику, формирующую опыт профессиональной деятельности;
  • общение - деловое, коллективное, личностное.

Кроме того, научно-исследовательская работа студентов удовлетворяет основным условиям соответствия средствам воспитания:

  • с выполнением работ научно-исследовательского характера связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности;
  • научно-исследовательская деятельность выделена как область освоения в знаково-символьной форме;
  • научно-исследовательская работа студентов вместе со своей информацией включена в общение и совместную деятельность обучающего с обучаемыми.

Ученые выделяют следующие признаки научно-исследовательской работы и определяют ее как:

  • самостоятельный поиск и создание какого-то нового продукта (Б.И. Коротяев);
  • деятельность, ориентированная на решение учебных проблем (Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов);
  • деятельность, связанная с открытием нового знания (Л.С. Выготский);
  • деятельность, направленная на решение творческих задач и заданий (В.И. Андреев, Ю.Н. Кулюткин, В.Г. Разумовский);
  • деятельность, вызванная познавательными мотивами (А.М. Матюшкин);
  • систему воспитания творческой личности (А.А. Листопад, Т.И. Койчева).

Для научно-исследовательской работы студентов, как для одной из форм учебного процесса, характерно удачное сочетание обучения и практики. В рамках этой работы студент приобретает сначала основные навыки исследовательской работы, а затем начинает воплощать теоретические знания в исследованиях, которые связаны с практикой.

Опрос студентов 2 и 3 курсов юридического факультета СПбГУП, с целью исследования их вовлеченности в вузовскую систему научно-исследовательской деятельности, позволяет говорить о об активном участии в научной работе на факультете всего 25,2% студентов, более, чем у 43,3% девушек и юношей не возникает желания заниматься научно-исследовательской работой, 31,3% студентов в настоящее время не принимают участие в научной работе, но выражают желание это делать в дальнейшем.

Основными причинами нежелания включаться в научно-исследовательский процесс студентами названы такие, как отсутствие интереса к научно-исследовательской работе отметили 18,7% юношей и девушек, никто не привлекал меня лично к научной работе, об этом высказалось 36,9% студентов; «мне пока это не интересно» так ответило 44,4% студентов. Студенты оправдывают низкую вовлеченность в исследовательский процесс нехваткой времени - 61,8%; а также отсутствием интереса к научной работе. Наряду с недостаточным количеством свободного времени для занятия НИР студенты 2-го курса обращали внимание на недостаточную информированность о проводящихся в вузе научных исследованиях

Обычно содержание обучения направлено на то, что в высшей школе у будущих специалистов вырабатывается устойчивый стереотип ожидания чужих целей и того, что кто-то должен предложить план по их достижению. Как следствие этого - отсутствие стремления к осуществлению личного анализа собственной деятельности, невозможность предъявления самооценки и согласования ее с оценкой другого .

К сожалению, приходиться констатировать, что уровень вовлеченности современных студентов в научно-исследовательскую работу является низким, а это, в свою очередь, снижает реальные возможности развития творческого потенциала студентов . То обстоятельство, что в качестве часто встречающихся причин неучастия в НИР студенты отмечают отсутствие интереса к научной работе, еще раз говорит о том, что особое внимание необходимо обратить на интеграцию деятельности всех субъектов образовательного пространства.

Условием успешного развития НИРС должен стать комплексный подход ее планирования и организации.

Основными задачами развития НИРС, на наш взгляд, являются:

  • усовершенствование содержания и структуры системы НИРС;
  • широкое и качественное внедрение НИР в учебный процесс;
  • расширения НИРС, выполняемой сверх учебных планов;
  • повышение уровня научных исследований студентов и их внедрения в практику;
  • проведение организационно-массовых мероприятий для усовершенствования организации и подведения результатов НИРС;
  • усиление работы по изучению, обобщению и распространению опыта организации НИРС;
  • разработка научной тематики по проблемам НИРС в высших учебных заведениях;
  • разработка эффективной системы стимулирования студентов и преподавателей, принимающих активное участие в НИР.

Таким образом, можно констатировать, что в высшей школе накоплен значительный потенциал различных форм организации НИРС. Активизируются новые формы организации научно-исследовательской работы студентов, основанные на принципах самоорганизации, деятельности временных творческих коллективов и др. Эффективность процесса развития творческого потенциала личности студента всецело зависит от умения субъектов образовательного пространства стимулировать участие студентов в различных направлениях вузовской научно-исследовательской деятельности, направляя все усилия на решение основной задачи высшей школы - сформировать специалиста с творческим мышлением.

На наш взгляд, главное в научно-исследовательской деятельности то, что студент находится в ситуации, когда он должен самостоятельно принимать решения, преодолевать трудности, познавать новое. В результате происходит качественный подъём личности на очередную ступень развития, такая деятельность становится необходимостью. А это залог профессионального роста специалиста.

Библиографическая ссылка

Каландаришвили З.Н., Кочисов Ч.В. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК КОМПОНЕНТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 1.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=11986 (дата обращения: 17.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» 1

В статье обосновано значение научно-исследовательской деятельности студентов в процессе их профессиональной подготовки в системе высшего образования, которое сегодня является многоуровневым процессом и предусматривает формирование многогранно развитой интеллектуальной личности, обладающей высокой социальной и профессиональной культурой. Владение методами научно-исследовательской деятельности является обязательной структурной частью модели специалиста высшего образования. Авторы представляют результаты исследования, проведенного в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.И. Носова среди студентов, магистрантов и преподавателей с целью выявления актуального состояния научно-исследовательской работы студентов (НИРС), их вовлеченности в такие виды НИРС, как участие в конференциях и написание статей (тезисов), работа по гранту, получение патента на изобретение, регистрация программных продуктов и др. Социологический опрос проводился в декабре 2016 г. Метод сбора информации – анкетный опрос. В опросе приняли участие 400 студентов с первого по шестой курсы МГТУ. Представленные результаты исследования отражают степень и характер участия студенческой молодежи и преподавателей в НИРС; организационные проблемы и трудности. Также в статье обосновано, какое влияние на активность студентов и магистрантов в НИРС оказывает участие самих преподавателей в данном виде деятельности.

научно-исследовательская работа студентов (нирс)

магистранты

преподаватели

высшее профессиональное образование

1. Супрун Н.Г. Научно-исследовательская работа студентов как фактор повышения их профессиональной компетентности (на примере направления подготовки «социальная работа») / Н.Г. Супрун, Д.А. Халикова. – Новосибирск: Изд-во АНС «Сибак», 2016. – 82 с.

2. Бурилкина С.А. Методологические подходы к проблеме ценностно-смысловой детерминации научного социального познания / С.А. Бурилкина, Е.В. Олейник, Н.Г. Супрун // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – Т. 7. – № 6-2. – С. 241-244.

3. Особенности организации исследовательской работы студентов в системе высшего образования / Е.А. Батраченко, О.Ю. Бражник, Н.В. Дорохина, Л.Е. Павлова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2015. – Т. 17, № 5(2). – С. 443-446.

4. Слепухина Г.В. К вопросу о построении системы оценки компетенций выпускников вуза / Г.В. Слепухина // «Новые информационные технологии в образовании» «НИТО-2013»: материалы 6-ой Междунар. научно-практич. конф. – Екатеринбург: РГППУ, 2013. – С. 380-383.

5. Супруненко Г.А. Магистратура как элемент образовательной системы современной России / Г.А. Супруненко // Символ науки. – 2015. – № 9-2. – С. 194-196.

6. Петрова С.Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов/ С.Н. Петрова // Молодой ученый. – 2011. – № 10. – Т.2. – С. 173-175.

Актуальность настоящего исследования определена преобразованиями в системе высшего профессионального образования. На сегодняшний день, на первое место содержания высшего образования ставится вопрос о многогранном развитии самой личности и профессионала. Переход к компетентностному подходу, включения многоуровневых программ высшего образования предоставляют возможность отказаться от классической познавательной модели обучения, когда у обучающихся формируется и развивается в основном готовность к воспроизводительной деятельности . Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов обусловлено остротой образовывающихся в мире социальных, культурных и экономических проблем. Современное высшее образование направленно на поиск приемлемых путей подготовки профессионально компетентных специалистов, с новым образом мышления, обладающих всесторонними знаниями, готовых к самостоятельному решению профессиональных задач, профессионально маневренных. В условиях нашей страны реализация компетентностного подхода становится фактором сохранения единого образовательного, профессионального, культурного и ценностного пространства, фактором слияния с мировым образовательным пространством .

В настоящее время подготовка квалифицированных специалистов, способных эффективно решать задачи развития не только профессиональной деятельности, но и науки возможна лишь при тесной взаимосвязи учебного процесса с научно-исследовательской деятельностью . Нацеливание процесса кадровой подготовки в высшей школе на формирование профессиональной компетентности в системе ценностных ориентаций предполагает решительно новые подходы к научно-исследовательской деятельности студентов в вузе. Научно-исследовательская деятельность становится инструментом профессиональной коммуникации, повышается мотивация к изучению будущей специальности .

Качественная подготовка будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности отображена в федеральных государственных образовательных стандартах и является обязательной составной базовой частью модели специалиста высшего профессионального образования . Научно-исследовательская деятельность в университете является важной частью кадровой подготовки, представляющей многоуровневый процесс в системе непрерывного образования, образуется на междисциплинарной основе и предусматривает формирование многогранно развитой интеллектуальной личности, обладающей высокой социальной и профессиональной культурой.

Неразрывной частью сегодняшнего высшего образования является участие студентов в научной работе. С.И. Гессен утверждал: «Овладение методом научного исследования - эта последняя цель научного образования - может быть достигнута только путем вовлечения учащегося в самостоятельную исследовательскую работу. Высшая научная школа должна быть поэтому, прежде всего очагом научного исследования, преподаватель - активным исследователем, студент - участник научной работы, место занятий - аудитория, лаборатория - место, где открываются новые научные истины. Высшая научная школа - место, где соединяются преподавание и исследование» . Таким образом, в университете обучение и исследование должны быть неразрывно связаны друг с другом.

В рамках нашего исследования речь идёт о научно-исследовательской деятельности, осмыслении научной подготовки студентов университета на современном этапе, о разработке концепции преподавания учебных гуманитарных и технических дисциплин в системе высшего профессионального образования, об иерархичности компетенций, составляющих профессиональную компетентность.

Мы провели социологическое исследование, с целью выявления вовлеченности участников образовательного процесса в НИР в декабре 2016 г. - январе 2017 г. на базе Магнитогорского государственного технического университета им Г.И. Носова (далее - МГТУ). Методом сбора информации послужил анкетный опрос. В опросе приняли участие 400 студентов 1-6 курсов МГТУ им Г.И. Носова, а также 395 магистрантов 1-2 курсов МГТУ.

Формирование выборочной совокупности происходило в несколько этапов. Генеральная совокупность была поделена на страты в соответствии с непропорциональным отбором (исходя из процентного соотношения численности страт в генеральной совокупности). Страты были сформированы на основе признаков «курс» и «институт/факультет».

На первом этапе отбора, в каждой страте случайно были отобраны студенческие группы, в которых проходил сплошной опрос респондентов. Структура выборки выглядит следующим образом: а) пол: мужской - 44,6 %, женский - 55,4 %; б) институт /факультет: институт горного дела и транспорта - 14,5 %; институт энергетики и автоматизированных систем - 18,0 %; институт строительства, архитектуры и искусства - 11,8 %; институт металлургии, машиностроения и материалообработки - 13,8 %; институт естествознания и стандартизации - 12,0 %; институт гуманитарного образования - 20,3 %; институт экономики и управления - 7,3 %; факультет физической культуры и спортивного мастерства - 2,5 %; в) курс обучения: первый - 25,0 %, второй - 24,5 %, третий - 21,5 %, четвертый - 22,3 %, пятый - 5,5 %; шестой - 1,3 %.

Предметом исследования являлось отношение студентов к НИРС в МГТУ. В целом исследование показало низкую степень активности студентов в научно-исследовательской деятельности, большинство опрошенных не принимают в ней участия. Однако следует заметить, что студенты института гуманитарного образования чаще, чем в целом по массиву, принимают участие во внутривузовских, региональных конференциях, а также в публикации статей. Чаще опрошенные дают среднюю оценку активности преподавателей своей кафедры в привлечении студентов к участию в научной деятельности - 42,8 %. Студенты института гуманитарного образования чаще, чем в целом по массиву, высоко оценивают активность преподавателей в этом направлении (на 13,2 % чаще). Основными видами научно-исследовательской деятельности, в которые преподаватели вовлекают студентов, согласно полученным данным, являются написание и публикация статей, а также конференции (рисунок). Число студентов, указавших на то, что они хотели бы заниматься научно-исследовательской деятельностью в МГТУ, составляет, согласно данным опроса, 39,5 % опрошенных. При этом следует отметить, что среди студентов, указавших на наличие интереса к научной деятельности, 36,7 % не указали, каким именно направлением научной деятельности они хотели бы заниматься. Данный показатель составляет 14,5 % от числа всех опрошенных. Таким образом, число студентов, кто хотел бы быть вовлечен в НИРС, составляет 25,0 % опрошенных.

Виды научно-исследовательской деятельности, в которые преподаватели вовлекают студентов, % опрошенных

Отдельно рассмотрим отношение магистрантов к научно-исследовательской работе. Основной формой участия магистрантов в научно-исследовательской деятельности, так же, как и у студентов, является участие во внутривузовских конференциях и публикация статей. Магистранты института энергетики и автоматизированных систем (направление «автоматизированные системы) чаще, чем в целом по массиву, принимают участие в выполнении хоздоговорных и научно-исследовательских работ (на 23,7 % чаще: доля участвующих в хоздоговорных работах, НИР среди магистрантов данного института составляет 46,5 %). Магистранты Института металлургии, машиностроения и материалообработки (направление «металлургия») чаще, чем в целом по университету, принимают участие в получении патента на изобретение, полезную модель (на 9,9 % чаще: доля участвующих в получении патента среди магистрантов данного института составляет 15,0 %).

Чаще опрошенные дают высокую оценку активности преподавателей своей кафедры в привлечении магистрантов к участию в научной деятельности (например, к участию во внутривузовских конференциях и написанию статей) - 51,9 %. Число магистрантов, указавших на то, что они хотели бы заниматься научно-исследовательской деятельностью в МГТУ, составляет, согласно данным опроса, 61,8 % опрошенных. При этом следует отметить, что среди магистрантов, указавших на наличие интереса к научной деятельности, 25,8 % не указали, каким именно направлением научной деятельности они хотели бы заниматься. Данный показатель составляет 16,0 % от числа всех опрошенных. Таким образом, число магистрантов, кто хотел бы быть вовлечен в НИРС, составляет 45,8 % опрошенных.

Участниками НИРС являются и преподаватели университета, рассмотрим и отношение преподавателей МГТУ к НИРС. Исследование проводилось методом сбора информации - анкетный опрос. Анкета была размещена на корпоративном портале МГТУ им Г.И. Носова. В опросе приняли участие 135 преподавателей. Структура выборки: пол: мужской - 31,9 %, женский - 68,1 %; возраст: до 30 лет около 8 %, 30 - 40 лет - 28,9 %, так 40 - 50 лет - 42,2 %, 50 - 60 лет - 18,0 %, старше 60 лет - 3,1 %; ученая степень: доктор наук - 11,1 %, кандидат наук - 75,6 %, нет ученой степени - 13,3 %; должность: ассистент - 4,4 %, старший преподаватель - 10,4 %, доцент - 67,4 %, профессор - 7,4 %, заведующий кафедрой - 4,4 %, директор института, декан - 0,7 %, другое - 5,2 %. Предметом исследования являлось отношение преподавателей к НИРС в МГТУ. В структуре ответов преподавателей на вопрос о состоянии научной деятельности в МГТУ преобладают отрицательные ответы - более 45,0 % опрошенных отметили, что наука в МГТУ находится в состоянии застоя, переживает кризис или находится в упадке. Около 37,0 % респондентов указали на то, что наука в МГТУ хорошо развивается или наблюдается ее подъем.

Большинство преподавателей, согласно данным опроса, не принимали участие в таких видах научно-исследовательской работы, как хоздоговорные работы, НИР, работа по гранту (государственному контракту), получение патента на изобретение, регистрация программных продуктов (Таблица 1). Этим, прежде всего, может объясняться неучастие преподавателей в привлечении студентов к участию в данных видах научной деятельности. Анализ привлечения студентов к участию в научной деятельности в зависимости от факта участия в ней преподавателей позволил выявить зависимость, согласно которой факт участия преподавателей в научно-исследовательской деятельности оказывает прямое влияние на участие преподавателей в привлечении студентов к данной деятельности.

Таблица 1

Участие преподавателей МГТУ в научно-исследовательской деятельности, % опрошенных

Виды научно-исследовательской деятельности

Принимали участие

Не принимали участия

Хоздоговорные работы, НИР (научное руководство)

Хоздоговорные работы, НИР (как исполнитель)

Работа по гранту (госконтракту) (научное руководство)

Работа по гранту (госконтракту) (как исполнитель)

Подача заявок на участие в грантах,

проектах, конкурсах

Получение патента на изобретение,

полезную модель

Регистрация программных продуктов

Большинство преподавателей, принимавших участие таких видах научно-исследовательской деятельности, как подача заявок на участие в грантах, конкурсах, участие в хоздоговорных работах, НИР в качестве руководителя, также пытались привлечь студентов к участию в данных видах работ.

При этом анализ полученных данных показал, что большинство преподавателей, которые сами участвовали в таких видах научной деятельности, как работа по гранту в качестве научного руководителя, получение патента на изобретение, регистрация программных продуктов, не привлекали студентов к участию в данных видах деятельности. Данный факт означает наличие других причин неучастия студентов в данных видах научной деятельности, кроме факта неучастия в них самих преподавателей.

Преподаватели МГТУ в целом считают, что привлекать студентов к участию в научно-исследовательской деятельности необходимо - так считают 83,0 % опрошенных. При этом большинство преподавателей считает, что основной формой участия студентов в науке должно быть участие в конференциях и написание статей (63,0 %). Это может являться причиной того, почему преподаватели, принимающие участие во многих научно-исследовательских проектах, не привлекают к участию в них студентов. Число преподавателей, убежденных в недостаточно высоком научном потенциале студентов, составляет около 36,0 %.

Интерес вызывает влияние и других переменных на привлечение преподавателями студентов к участию в такой форме научной деятельности, как работа по гранту. Так, наиболее сильное влияние оказывает факт участия самих преподавателей в данной форме научно-исследовательской деятельности. Также влияет и такой фактор, как убежденность преподавателей в том, что основной формой участия студентов в науке должно быть участие в конференциях и написание статей.

Поскольку убежденность преподавателей в том, что основной формой участия студентов в науке должно являться написание статей и участие в конференциях, влияет отрицательно на их активность в процессе привлечения студентов к участию в такой форме научной деятельности, как, например, работа по гранту, то необходимо было проанализировать, какие факторы влияют на сложившееся мнение преподавателей об основной форме необходимой работы студентов в науке (Таблица 2).

Таблица 2

Отношение преподавателей к участию студентов научной деятельности, % опрошенных

Полностью согласен

согласен

Затрудняюсь ответить

Скорее не

согласен

Совсем не

согласен

Необходимо привлекать студентов к участию во всех научно-исследовательских проектах в МГТУ.

Основной формой участия студентов в науке должно быть участие в конференциях и (или) написание статей /тезисов.

Участие студентов в серьезных научно-исследовательских проектах отнимает у исследователей дополнительное время.

Участие студентов в серьезных научно-исследовательских проектах не имеет смысла по причине отсутствия серьезного научного вклада с их стороны.

Исследователь не обязан делиться со своими научными разработками с другими лицами, в том числе, со студентами.

Большинство студентов не способны к занятию научно-исследовательской деятельностью.

Согласно полученным результатам анализа, на убежденность преподавателей в том, что основной формой участия студентов науке должно быть участие в конференциях и написание статей, влияют следующие позиции преподавателей: 1) участие студентов в серьезных научно-исследовательских проектах отнимает у исследователей дополнительное время; 2) участие студентов в серьезных научно-исследовательских проектах не имеет смысла по причине отсутствия серьезного научного вклада с их стороны. При этом обе эти позиции оказывают взаимное влияние друг на друга. Также, на них влияют такие факторы, как убежденность преподавателей в низком научном потенциале студентов и убежденность преподавателей в том, что исследователь не должен делиться своими научными разработками с другим лицами, в том числе со студентами.

Мы рассмотрели причины низкой активности преподавателей в сфере научной деятельности. Большинство опрошенных в ходе опроса указали на наличие у них внутреннего желания заниматься научной деятельностью, при этом не имелась в виду работа над диссертацией - 67,4 %. В целом преподаватели высоко оценивают уровень своих способностей для занятия научной деятельностью - 72,6 %. Среди факторов, которые отрицательно влияют на развитие научно-исследовательской деятельности самих преподавателей, следует отметить объем аудиторной нагрузки (77,0 %), размер заработной платы (65,9 %), отсутствие финансирования на работу в интересующем преподавателей направлении (38,5 %), неуверенность в дальнейшей работе в МГТУ (36,3 %), техническая обеспеченность вуза для научно-исследовательской деятельности (29,6 %).

Техническая обеспеченность вуза является препятствием для развития научно-исследовательской деятельности, по мнению около 1/3 опрошенных преподавателей. Следует отметить, что преподаватели, чей исследовательский интерес находится в технической области, чаще указывают в качестве препятствия для развития науки техническую обеспеченность вуза (среди данной категории преподавателей данный фактор выбрала половина респондентов).

Оценивая ответы преподавателей с точки зрения различных параметров технической обеспеченности вуза, можно сделать следующие выводы:

Преподаватели неоднозначно оценивают обеспеченность вуза лабораториями или полигонами для испытаний: в структуре ответов преобладают средние оценки, число негативных оценок незначительно меньше;

Такие параметры, как оснащенность специальными приборами для экспериментов, испытаний, оснащенность вычислительной техникой, чаще оцениваются отрицательно;

Информационное обеспечение научных работ, а также доступ к отраслевым, специализированным базам данных преподаватели чаще оценивают удовлетворительно.

Анализ эмпирических данных, полученных в результате проведенного исследования, позволил выявить социально-демографические характеристики респондентов, мотивации занятия научно-исследовательской деятельностью, получить общее знание о формах и способах участия опрошенных студентов и преподавателей в НИРС и их внутреннем отношении к проблемам НИР в вузе.

Итоги исследования позволили раскрыть основные характеристики организации научно-исследовательской работы студентов, таких как специфичность организации научно-исследовательской студентов; степень и характер участия студенческой молодежи, преподавателей в НИРС, распространенные формы и характер научной работы студентов в вузе; организационные проблемы и трудности. В ходе проведенного исследования мы видим, что в последнее время состояние НИРС в образовательных организациях высшего образования организовано не самым лучшим образом. Большая часть студенческого состава отошла от активного участия в научно-исследовательской работе - это обусловлено низкой финансовой поддержкой средств в вузах, нехваткой источников на развитие материально-технического оснащения и стимулирование студенчества. Однако ключевой задачей сегодня любого вуза является действенное вовлечение студенческой молодёжи в науку, предоставление финансового содействия для проведения фундаментальных и прикладных исследований с участием студентов, выполнение хоздоговорных работ, а также оснащение лабораторий современным оборудованием - и наш вуз не является исключением.

Таким образом, проведенное исследование затронуло многие стороны организации научной деятельности студентов, что обусловлено сложностью и многообразием социальных факторов научно-исследовательской деятельности студентов в вузе. Стоит обратить внимание на усиление и проведение целостной и единой научно-исследовательской работы со студентами как на уровне кафедр, так и на уровне вуза в целом.

Библиографическая ссылка

Маметьева О.С., Супрун Н.Г., Халикова Д.А. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ВУЗА: РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27362 (дата обращения: 17.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Задачи, выдвигаемые современным производством перед инженерными кадрами, настолько сложны, что их решение требует творческого поиска, исследовательских навыков. В связи с этим современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать в вузе. Воспитываются они через активное участие студентов в научно-исследовательской работе.

В современных условиях научно-исследовательская работа студентов (НИРС) превращается из средства развития творческих способностей наиболее успевающих и одарённых студентов в систему, позволяющую повысить качество подготовки всех специалистов с высшим образованием.

Понятие ²научно-исследовательская работа студентов² включает в себя следующие элементы:

–обучение студентов основам исследовательского труда, привитие им определённых навыков;

–выполнение научных исследований под руководством преподавателей.

В связи с этим формы и методы привлечения студентов к научному творчеству можно разделить на научно-исследовательскую работу, включенную в учебный процесс и следовательно, проводимую в учебное время в соответствии с учебными планами и рабочими программами (специальные лекционные курсы по основам научных исследований, различного вида учебные занятия с элементами научных исследований, учебно-исследовательская работа студентов), а также на научно-исследовательскую работу, выполняемую студентами во внеучебное время.

Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) выполняется в отведённое расписанием занятий учебное время каждым студентом по специальному заданию под руководством научного руководителя (преподавателя кафедры). Основной задачей УИРС является обучение студентов навыкам самостоятельной научной работы, ознакомление с реальными условиями труда в лабораториях, в научных коллективах. В процессе выполнения учебных исследований будущие специалисты учатся пользоваться приборами и оборудованием, самостоятельно проводить эксперименты, обрабатывать их результаты, применять свои знания при решении конкретных задач.

Для проведения учебно-исследовательской работы студентам отводится рабочее место в лаборатории, выдаются необходимые материалы и приборы. Тема и объём работы определяются индивидуально научным руководителем. Кафедра, включающая в свой учебный план УИРС, заранее разрабатывает тематику исследований, определяет состав соответствующих руководителей, готовит методическую документацию, рекомендации по изучению специальной литературы.

В состав научных руководителей включаются преподаватели, активно занимающиеся научной работой, научные сотрудники, инженеры и аспиранты.

Завершающим этапом УИРС является оформление отчёта, в котором студент излагает результаты своей научной работы. Отчёт защищается перед специальной комиссией с проставлением зачёта.

Перспективным направлением является создание в высших учебных заведениях студенческих научно-исследовательских лабораторий (СНИЛ), в которых ведутся научные исследования и одновременно организуется учебно-исследовательская работа студентов.

В некоторых вузах учебно-исследовательской работе предшествует специальный курс по основам организации и методике научных исследований, по организации библиографической и патентной работы (в дисциплинах ²Введение в специальность², ²Основы научных исследований² и др.).

Важной формой научно-исследовательской работы студентов, выполняемой в учебное время, является внедрение элементов научных исследований в лабораторные работы. При выполнении таких работ студент самостоятельно составляет план выполнения работы, подбирает необходимую литературу, проводит математическую обработку и анализ результатов, оформляет отчёт.

Многими кафедрами вузов организуются научные семинары или студенческие научно-технические конференции (СНТК). Семинары проводятся регулярно в течении семестра, чтобы каждый студент мог выступить на нём с докладом или сообщением о результатах проведённой работы. СНТК проводится, как правило, 1–2 раза в год между семестрами или в конце каждого семестра.

Для младших курсов основными формами СНТК в рамках учебного процесса являются подготовка рефератов, индивидуальных домашних заданий с элементами научного поиска, участие в предметных кружках.

Научно-исследовательская работа студентов во время производственной практики осуществляется путём выполнения на производстве индивидуальных заданий по тематике научно-исследовательских работ, выполняемых кафедрой, а также ²узких² мест производства. Выполняются задачи по совершенствованию технологических процессов, оборудования, научной организации труда, собирается фактический материал и производится его первичная обработка с целью дальнейшего использования при курсовом и дипломном проектировании.

Научное руководство студентами в период производственной практики осуществляют совместно преподаватели вуза и специалисты предприятия. Результаты работы излагаются в отчёте, который студенты защищают перед комиссией после окончания производственной практики.

Научно-исследовательская работа студентов при курсовом и дипломном проектировании связана с разработкой специальных разделов с элементами научного поиска и исследования выполняемые в процессе решения реальных задач конкретных предприятий. Такие дипломные проекты могут заканчиваться внедрением и в этом смысле действительно являются реальными.

Получает развитие выполнение комплексных дипломных проектов, разрабатываемых группой студентов-дипломников различных специальностей. Каждому студенту поручается выполнение отдельного самостоятельного раздела комплексного дипломного проекта. Общее руководство разработкой такого проекта осуществляется одной из ведущих кафедр, по каждому из разделов назначается свой руководитель от той кафедры, которая обеспечивает его разработку.

При защите комплексного дипломного проекта создаётся комиссия с участием представителей заказчика и вуза. Ею оценивается каждая тема дипломного проекта, выполненная отдельным студентам, а также принимается решение по проекту в целом и о возможности использования его на предприятии заказчика.

Многие кафедры вузов совместно с предприятиями составляют перечень ²узких² мест производства, из которых затем формируют тематику курсовых и дипломных проектов. Такой подход дает возможность эффективно использовать научный и творческий потенциал студентов для решения конкретных задач производства, повышает ответственность студентов за качество работы.

Научная работа студентов, выполняемая во внеучебное время, реализуется путём участия студентов в исследованиях по тематике плановых госбюджетных и хоздоговорных НИР кафедр и научных учреждений вузов, организации студенческих бюро и объединений типа студенческой научно-исследовательской лаборатории (СНИЛ). СНИЛ могут выполнять конструкторские, технологические экономические задания, шефскую работу в школе, лекторскую работу по распространению знаний в области науки, техники, культуры.

Основной формой НИРС, выполняемой во внеучебное время, является привлечение студентов для выполнения научных исследований, проводимых кафедрами и научными учреждениями вуза по госбюджетной и хоздоговорной тематике. Обычно в группу, занимающуюся решением определённой научно-технической задачи, включается несколько студентов, как правило, различных курсов. Это позволяет обеспечить преемственность, непрерывность и четкую организацию их работы. Студенты старших курсов оформляются на должности техников либо лаборантов с оплатой и записью в трудовой книжке. Работа проводится по плану-графику, утверждаемому научным руководителем. Руководство работой студентов осуществляют преподаватели, научные сотрудники, инженеры и аспиранты, работающие в группе.

Студенты, успешно выполнившие задание по своему разделу, включаются в число авторов отчёта в качестве соисполнителей. По результатам работы может быть подана заявка на изобретение или опубликована статья.

Хорошо зарекомендовали себя коллективные формы творческой работы студентов – студенческие научно-исследовательские лаборатории (СНИЛ), студенческие конструкторские, технологические, экономические бюро (СКБ), научные и вычислительные центры и т.д.

СНИЛ организуется в вузе на правах его структурного подразделения. Тематика работ формируется или на основе хозяйственных договоров с организациями или в виде госбюджетных тем вуза и внутривузовских заказов.

Штат сотрудников СНИЛ составляют в основном студенты, выполняющие работу под руководством профессорско-преподавательского и инженерно-технического состава вуза. Начальник СНИЛ и несколько инженерно-технических работников, включенных в состав СНИЛ, осуществляют организационно-методическое руководство работой студентов.

Параллельно с проведением научно-исследовательской работы студенты выполняют в СНИЛ организационные и управленческие функции, приобретая одновременно соответствующие навыки.

Схема комплексной программы научно-исследовательской работы студентов за весь период обучения представлена на рис. 1.

Важную роль в активизации научно-технического творчества студентов играют проводимые в республике организационно-массовые мероприятия: ²Студент и научно-технический прогресс², смотры-конкурсы на лучшую организацию научной работы студентов, республиканские научные конференции студентов, выставки научно-технического творчества.

Современный уровень участия студентов в научной работе, многообразие её форм и методов требуют комплексного подхода к её планированию и организации. Комплексная программа НИРС должна обеспечивать ступенчатую последовательность мероприятий и форм научной работы студентов в соответствии с логикой учебного процесса.

Научно-исследовательская работа в вузах имеет определенные особенности, состоящие в сочетании учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской деятельности, в которой совместно участвуют научно-педагогические работники и студенты.

Научно-исследовательская работа в вузах преследует три основные цели:

а) использование творческого потенциала вузов для решения важнейших проблем, так как в системе высшей школы работает около половины научных работников страны;

б) повышение квалификации преподавательского состава;

в) повышение качества подготовки выпускаемых специалистов и магистров, что обеспечивается за счет совершенствования учебного процесса и активного участия студентов в научной деятельности.

Научно-исследовательская работа в вузах осуществляется в направлениях, соответствующих профилю подготовки специалистов, в этой связи она характеризуется большим разнообразием тем.

В вузе научная деятельность возглавляется проректором по научной работе, а регламентируется она годовым и перспективным планами исследований. Для управления НИР в вузе создается научно-исследовательская часть (сектор). Каждая кафедра ведет исследовательские работы в соответствии с профилем подготовки специалистов за счет госбюджетных средств и договоров между вузом и заказчиком.

Одним из важных направлений деятельности вузовской науки является исследования по проблемам высшей школы. Они направлены на подготовку новых учебников и учебных пособий, разработку специальных курсов, внедрение проблемных методов обучения. Для усиления связи вузовской науки с производством изыскиваются новые формы содружества (филиалы кафедр, договора о содружестве, учебно-научно-производственные объединения).

Участие в исследовательской работе является важнейшим фактором в вопросе повышения квалификации преподавателей вуза. За счет исследований повышается их эрудиция, расширяется кругозор и растет педагогическое мастерство. Преподаватель, который не ведет активную исследовательскую работу, не может успешно осуществлять творческую подготовку студентов.

Особенность студенческой научной работы состоит в том, что ее главной задачей является не решение важных научных проблем, а приобщение студентов к самостоятельной работе, углубление их знаний, развитие творческих способностей к решению поставленных задач. Развитие у студентов творческих способностей невозможно лишь с помощью традиционных видов учебных занятий. Это умение приходит к нему в процессе коллективной исследовательской деятельности, при выполнении творческой работы, в ходе постановки и проведения эксперимента, при публичном обсуждении результатов исследований и т.д.

Формированию творческих начал у будущих специалистов призвана система научно-исследовательской работы студентов (НИРС). Творчество, как говорил П.Л. Капица, – это создание новых ценностей по замыслу, установление новых фактов, разработка изобретений и подготовка открытий, т.е. получение новой, ценной информации для человечества. В широком смысле творчество проявляется при любой деятельности человека, когда он не имеет точной инструкции действий, а сам должен решать, как ему поступать. В этой связи НИРС играет очень большую роль, так как она позволяет соединять науку, образование и производство через совокупность проблемных ситуаций. НИРС дает возможность эффективно вводить в учебный процесс элементы творчества, применять методы проблемного обучения, углублять профессиональную направленность образования за счет рассмотрения проблемных ситуаций, воспитывать специалистов с повышенным творческим потенциалом.

Для осуществления студенческой научно-исследовательской работы в вузе необходимо соблюдение следующих основных условий:

– участие студентов в научной работе на протяжении всего периода обучения;

– последовательное увеличение сложности решаемых задач с постепенной ориентацией студента в направлении профиля его специальности;

– обеспечение преемственности при выполнении научной работы каждым студентом, а также в работе студентов младших и старших курсов, связи НИРС с научной работой кафедр.

Наилучшие результаты позволяет добиться комплексная система НИРС, охватывающая все дисциплины и формы учебных занятий и позволяющая придать им в течение всего времени обучения исследовательский характер.

Научная работа студентов имеет две основные формы. Первая из них реализуется в научных кружках, студенческих конструкторских бюро, лабораториях и т.д., и не связана с учебным процессом. Вторая форма – это учебная научно-исследовательская работа, которая является обязательной для всех студентов и предусматривается учебным планом.

Учебная исследовательская работа студентов условно может быть разделена на подготовительный (младшие курсы) и основной периоды. Характерной особенностью НИРС на первых годах обучения есть ее тесная связь с учебным процессом. С первыми элементами исследований студенты встречаются на семинарских и лабораторных занятиях. Здесь у них формируются начальные навыки исследований, они учатся читать научную литературу, подготавливать рефераты, определять необходимое число измерений, овладевать методикой обработки опытных данных и анализировать полученные результаты.

При составлении тематики лабораторных работ предпочтение отдается темам, представляющим профессиональный интерес. Лабораторные работы бывают двух видов: выполнение на стандартных установках типовых заданий; участие в постановке новых работ исследовательского характера. Работы первого вида выполняют все студенты; ко вторым привлекаются наиболее способные к экспериментальной деятельности студенты. Такие работы обычно связаны с проводимыми на кафедрах исследованиями.

Еще одно направление учебно-исследовательских работ на младших курсах – участие в олимпиадах, проводимых общеобразовательными кафедрами. Это способствует выработке у студентов навыков теоретических исследований и творческого подхода к решению инженерных проблем.

Весьма полезными являются организуемые на младших курсах, после изучения некоторых важных для будущих горных специалистов дисциплин (например, геологии), семинары и кружки. Такие формы научной работы, развивающие обязательные разделы теоретического курса, помогают студентам критически осмыслить содержание дисциплины, учат делать обобщения и выводы.

Широкое распространение получила такая форма привлечения студентов к самостоятельной работе, как подготовка рефератов, докладов, выступлений. Особенно полезна подготовка обзорных докладов по материалам, опубликованным в современных научно-технических изданиях по профилю специальности.

Расширяет кругозор молодых исследователей участие, совместно со старшекурсниками, в конструкторских и исследовательских работах, проводимых в студенческих бюро. Очень полезным для старшекурсников является присутствие студентов младших курсов и их помощь в проведении исследований.

Полезно введение элементов исследований в курсовое проектирование, а также в практику, когда каждый студент получает индивидуальное задание с указанием научной темы, сформулированной с учетом нужд производства.

Наиболее эффективно позволяет привлечь студентов к научной работе индивидуальная НИР. Большинство студенческих тем представляют собой повторение ранее выполненных исследований, однако наиболее способные студенты принимают участие в плановых хоздоговорных и госбюджетных НИР кафедр. Исследования по таким темам завершаются выполнением дипломной научно-исследовательской работы, квалификационной работой магистра или, как минимум, написанием специального раздела в типовом дипломном проекте.

Благодаря участию в научной работе, еще обучаясь в вузе, студенты становятся авторами или соавторами заявок на изобретения, почти все студенты подают во время практик рационализаторские предложения, публикуют статьи в вузовском сборнике или других научно-технических изданиях. Результаты исследований студенты докладывают на семинаре, ежегодной научно-технической конференции университета и конференциях в других вузах. Важным стимулом приобщения студентов к творческой работе служат конкурсы НИРС, проводимые на различных уровнях.

Широкое участие студентов в исследованиях благотворно сказывается на качестве учебного процесса. У студентов повышается ответственность за результаты учебы, улучшается теоретическая и практическая подготовка. Опыт показывает, что студенты, прошедшие школу НИРС, становятся не только квалифицированными специалистами, но и хорошими руководителями и организаторами производства.

Планирование и прогнозирование научных исследований

Научные исследования в нашей стране являются частью государственного плана развития и планируются Кабинетом Министров. Планирование научных исследований в общегосударственном масштабе обеспечивает согласованную работу всей науки страны, направляет ее развитие в соответствии с тенденциями мировой науки и запросами производства.

При планировании научных исследований составляются перспективные и годовые планы, при этом можно выделить следующие основные формы планирования НИР и использования достижений науки и техники:

а) государственный перспективный план по решению основных научно-технических проблем, который утверждается Кабинетом Министров и является частью плана развития страны;

б) координационные планы по решению основных научно-технических программ и проблем;

в) годовой план использования новых видов продукции, технологических процессов, образцов новой техники, имеющих общегосударственное значение. Этот план является частью годового плана развития страны и утверждается Кабинетом Министров;

г) отраслевые перспективные и годовые планы НИР, утверждаемые отраслевыми министерствами;

д) план научных исследований Национальной Академии наук Украины (НАНУ);

е) перспективные и годовые планы научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ организаций, предприятий, фирм и пр.

Формирование планов представляет собой длительный процесс рассмотрения содержания НИР, начиная от подразделений научных учреждений до утверждающей вышестоящей организации. Работы, включенные в план на основании правительственных постановлений, составляют группу важнейших, они получают первоочередное финансирование и материально-техническое обеспечение.

В последнее время в стране нашел применение новый вид планирования – программно-целевое, позволяющее решать крупные проблемы межотраслевого и межрегионального значения. Программно-целевое планирование состоит в разработке и реализации комплексных целевых программ, содержащих комплекс мероприятий, направленных на достижение определенной цели. По каждой из программ утверждаются головные организации, ответственные за результаты их реализации. В качестве примера можно привести программу «Анкер» Минуглепрома Украины с привлечением специалистов ИГТМ НАНУ.

В вузах также оставляются план НИР и ОКР, план внедрения законченных исследований, план публикаций, план подготовки диссертаций и т.д. Хотя заранее предвидеть результаты творческой работы невозможно, планирование научной работы позволяет обеспечить ритмичность, целеустремленность и эффективность выполнения НИР, а также избежать дублирования исследований и неоправданных затрат времени и средств.

Планирование науки тесным образом связано с прогнозированием ее развития. Прогнозирование научных исследований имеет целью дать вероятностную оценку путей их развития и достижения результатов в будущем, а также требуемых для их реализации ресурсов и организационных мер. Научно-технический прогресс, быстрое изменение научных концепций выдвигают задачу научного прогнозирования на передний план науки. Так, если раньше изменения в технологии разработки месторождений полезных ископаемых происходили раз в 100 лет, то в настоящее время – через каждые 10-15 лет. Можно привести немало примеров, когда на вновь построенной шахте, еще до ее пуска в эксплуатацию, обнаруживались узкие места, а внедренные в производство новые технологические процессы не отвечали требованиям времени.

Прогнозы обычно составляют на 10-20 лет вперед. Выбор такого периода объясняется тем, что длительность прогноза совпадает с продолжительностью цикла «исследования – производство», т.е. научная идея пройдет через все этапы НИР и ОКР. За это время удваивается количество выполненных НИР, заканчивается срок действия патентов, на передовую линию прогресса выходит новое поколение специалистов. Наряду с этим составляются отдельные прогнозы на 40-50 лет и более. За это время происходит полная смена поколений, удваивается количество теорий. Эти прогнозы дают в основном качественные показатели.

Современные методы научно-технического прогнозирования могут быть подразделены на три группы: методы экстраполяции; экспертная оценка; моделирование.

Методы экстраполяции основаны на прямом и непосредственном продолжении действующих в настоящее время закономерностей на будущее. Обычно экстраполируют статистически складывающиеся тенденции изменения тех или иных количественных характеристик (рост научных кадров, затраты на науку и т.д.).

Методы экспертных оценок связаны со сбором и систематизацией различного рода опросов. Экспертом может быть ведущий ученый специалист в конкретной области науки, выработавший гипотетическое представление о путях ее развития. Обычно используют мнение многих экспертов (метод комиссии). Оценки экспертов переводят в количественную форму (баллы), что позволяет обработать полученную информацию статистически. Эффективность метода зависит от компетенции эксперта, так как не все эксперты равноценны, их мнения субъективны, на оценки экспертов влияет авторитет коллег и пр.

Методы моделирования при прогнозировании только разрабатываются, однако их перспективность очевидна. Следует отметить метод «исторической аналогии», в основе которого лежит закон спирали. Согласно этому методу техника развивается, опираясь на накопленный опыт, и в своем движении возвращается к старым идеям, используя их на новой научной основе.

Методы научного прогнозирования имеют свои достоинства, ограничения и недостатки. Однако их комплекс представляет собой надежный инструмент научно обоснованного предвидения, что позволяет правильно определить политику в области развития науки и техники.

1

Чупрова Л.В. 1

1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

В статье представлены основные направления организации научно-исследовательской работы студентов в техническом университете. Даётся характеристика её основных форм и видов. Показаны различные функции научной работы: образовательная, организационно-ориентационная, аналитико-корректирующая, мотивационная, развивающая и воспитывающая, а также необходимость её интеграции с реальным учебно-воспитательным процессом, что будет способствовать формированию таких качеств личности, как креативность, самостоятельность, инициативность, мобильность, востребованного на рынке труда.

творческая личность

научно-исследовательская работа студентов

исследование

учебно-воспитательный процесс

1. Чупрова Л.В. К проблеме совершенствования системы подготовки специалистов в высшей школе // Педагогика и современность. – 2012. – № 1. – С.63 – 67

2. Чупрова Л.В. Системное становление творческой личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. – 2012. – № 3. – С.82 – 85.

3. Чупрова Л.В. Студент как субъект образовательного процесса //Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2012. – № 8. – С.228 – 231.

4. Шереги, Ф. Э. Дисфункциональность российского высшего профессионального образования // Альма матер. – 2010. – № 1. – С. 21–28.

В период проводимых социально-экономических преобразований в стране, смены ценностных ориентаций в обществе, резкого повышения объёма информации, поступающей извне, обновления научных знаний, внедрения инновационных технологий в различных областях жизнедеятельности человека, возникла потребность в творческой личности, способной к самореализации в различных областях: профессиональной, исследовательской, управленческой, творческой, образовательной и других. В этих условиях общество и экономика существенно изменили требования к образованию. Сегодня сделан акцент на общее интеллектуальное развитие личности, поощрение креативности и самостоятельности .

В связи с этим современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать в вузе. Воспитываются они через активное участие студентов в научно-исследовательской работе, которая на современном этапе приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста.

Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности отражена в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и является обязательной составной частью модели специалиста высшего профессионального образования.

Необходимость усиления внимания к организации и проведению системной научно-исследовательской работы студентов как на уровне кафедр, так и на уровне вуза в целом обоснована также Министерством образования Российской Федерации, причем в документах указано, что воспитание творческой активности и проведение научно-исследовательской работы студентов (НИРС) должно осуществляться на всех курсах любого вуза.

Многолетний опыт работы в вузе показывает, что на протяжении нескольких десятилетий НИРС в образовательных учреждениях высшего профессионального образования была организована не лучшим образом, значительная часть студенческого контингента отошла от активного участия в научной работе и научно-техническом творчестве, в том числе из-за недостаточности средств в вузах на эту деятельность, нехватки ресурсов на поддержание и развитие её материально-технического оснащения и стимулирование её участников, что значительно ослабило влияние этого фактора на их профессиональное становление, но в последние два - три года ситуация резко изменилась. Сегодня одной из приоритетных задач любого вуза является активное вовлечение студенческой молодёжи в науку, оказание финансовой поддержки для проведения фундаментальных и прикладных исследований с участием студентов, оснащение лабораторий современным оборудованием.

Анализ исследований и публикаций. Рассматриваемая проблема не является новой. Значительный практический опыт вузов по ведению НИРС всесторонне представлен в трудах известных отечественных ученых и организаторов НИРС: С.И. Архангельского, Г.И. Жильцова, Е.П. Елютина, В.И. Крутова, Е.А. Непомнящего, Г.А. Николаева и др.

Исследовательская деятельность как средство развития личности представлена в трудах В.И.Журавлева, В.И. Загвязинского, И.А.Зимней, Т.И. Ерофеева, И.И. Ильясова, В.В. Краевского, А.М. Новикова, В.А. Сластенина, М.Г. Ярошевского и др.

Различные стороны познавательной, учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности освещены в трудах В.И. Загвязинского, В.И. Кузнецова, C.B. Новикова. В исследованиях ряда учёных (Н.Г. Ищенко, A.A. Лазаревич, Л.М. Опыхтина, H.A. Сорока, В.П. Квашко, В.П. Таловов и др.) серьезное внимание уделено различным формам пропаганды и популяризации НИРС. Вопросы совершенствования методов НИРС рассматриваются учёными: Б.П. Гнеденко, В.П. Елютин, П.Л. Капица, В.И. Крутов, Г.А. Николаев и др.

Во многих работах анализируются понятия НИРС и УИРС, при этом научно-исследовательская работа отождествляется с научным творчеством студентов. На наш взгляд, научно-техническое творчество - понятие более емкое, чем НИРС; мы полагаем, что конечным результатом творчества является обязательно создание чего-то нового, исследование неизвестного. Данное понятие широко используется в работах Л.Г. Квиткиной, Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, В.Г. Разумовского и др.

Проведенный научно-теоретический анализ работ учёных позволили сделать вывод, что в настоящее время в отечественной высшей школе научно-исследовательская работа студентов представляется односторонне, в отрыве от реального образовательного процессе и необходима разработка системы организации НИРС с учётом реального учебно-воспитательного процесса . «Студенческая наука - сфера интеллектуального развития и повышения уровня эрудиции молодых людей, самореализации, развития творческих способностей; она помогает более глубоко усвоить учебный материал, развить навыки самостоятельного творчества и работы в коллективе. Но все эти результаты возможны в том случае, если научная работа студентов носит неформальный характер» .

Целью статьи является рассмотрение форм и видов научно-исследовательской работы студентов, организованной на кафедре химии Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова и проводимой в направлении развития творческого потенциала личности.

Изложение основного материала. Традиционно понятие «научно-исследовательская работа студентов» (НИРС) отождествляется с формами привлечения студентов к научной работе кафедр, а также кафедральных и вузовских лабораторий, выполнению учебных исследовательских работ, реальных курсовых и дипломных работ, участию в конференциях, семинарах, конкурсах, выставках и т.п., что является не совсем правильным. Анализ работ учёных показывает, что ведущими принципами организации НИР как системы является обеспечение органического единства научного и учебного процессов и на этой основе повышение качества подготовки специалистов, усиление связи науки с производством, ускорение научно- технического прогресса.

В нашем исследовании понятие «научно-исследовательская работа студентов» включает в себя следующие элементы:

  • обучение студентов основам исследовательского труда, привитие им определённых навыков;
  • выполнение научных исследований под руководством преподавателей.

НИРС является продолжением и углублением учебного процесса, одним из важных и эффективных средств повышения качества подготовки специалистов.

Целями научной работы студентов выступают переход от усвоения готовых знаний к овладению методами получения новых знаний, приобретение навыков самостоятельного анализа социально-правовых явлений с использованием научных методик.

Основные задачи научной работы студентов:

  • развитие творческого мышления, расширение научного кругозора;
  • формирование и развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;
  • формирование умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в профессиональной деятельности.

Правильно организованная и спланированная научно-исследовательская работа студентов в процессе обучения в вузе выполняет ряд функций:

  • образовательную: овладение теоретическими (научные факты) и практическими (научные методы исследования; методики проведения экспериментов; способы применения научных знаний) знаниями;
  • организационно-ориентационную: формирование умения ориентироваться в источниках, литературе; развитие умений организовывать и планировать свою деятельность; выбор методов обработки информации;
  • аналитико-корректирующую: связана с рефлексией студента, его самоанализом, самосовершенствованием планирования и организации своей деятельности; коррекцией и самокоррекцией учебно-познавательной деятельности;
  • мотивационную: развитие и. усиление интереса к науке в процессе осуществления научно-исследовательской деятельности, познавательных потребностей, убеждения в теоретической и практической значимости разрабатываемого научного знания; развитие желания глубже познакомиться с проблематикой изучаемой области научного знания, разнообразием точек зрения; стимулирование самообразования, саморазвития;
  • развивающую: развитие критического, творческого мышления, умения действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, умения обосновывать, отстаивать свою точку зрения; понимание развития мотивации (интереса, стремления к познанию), развитие способностей (познавательных, коммуникативных, специальных способностей и др.);
  • воспитывающую: становление нравственного и правового самосознания; воспитание способности к адаптации в изменяющейся социальной среде; формирование адекватной самооценки, ответственности, целеустремленности, волевого саморегулирования, смелости в преодолении трудностей и других способностей и черт характера. Воспитывающая функция включает также воспитание профессионального призвания, профессиональной этики.

В целом, в системе высшего образования можно выделить несколько направлений организации и реализации в образовательном процессе элементов научно-исследовательской деятельности студентов, способствующих развитию творческой активности:

  • использование задач исследовательского типа на аудиторных занятиях разного типа (семинарах, практических и лабораторных занятиях);
  • вовлечение студентов в различные формы внеаудиторной научно - исследовательской работы (написание рефератов по проблеме, подготовка и написание научного доклада по теме или сообщения, написание научных статей, участие в олимпиадах, конкурсах, разработка проектов для получения ГРАНТов, участие в работе по заказу предприятия и др.);
  • использование коллективных форм научно-практической деятельности студентов (научные общества студентов, творческие исследовательские коллективы и др.).

В рамках учебного времени при обогащении традиционных форм организации учебного процесса развитие исследовательских умений и способностей студентов возможно в случае использования средств развивающего обучения: проблемного, исследовательского, проектного, эвристического, главная задача которых - постановка познавательных противоречий в процессе изучения той или иной дисциплины .

В связи с этим формы и методы привлечения студентов к научному творчеству можно разделить на научно-исследовательскую работу, включенную в учебный процесс и следовательно, проводимую в учебное время в соответствии с учебными планами и рабочими программами (специальные лекционные курсы по основам научных исследований, различного вида учебные занятия с элементами научных исследований, учебно-исследовательская работа студентов), а также на научно-исследовательскую работу, выполняемую студентами во внеучебное время.

Важной формой научно-исследовательской работы студентов, выполняемой в учебное время, является внедрение элементов научных исследований в лабораторные работы. При выполнении таких работ студент самостоятельно составляет план выполнения работы, подбирает необходимую литературу, проводит математическую обработку и анализ результатов, оформляет отчёт.

Для младших курсов основными формами НИРС в рамках учебного процесса являются подготовка рефератов, индивидуальных домашних заданий с элементами научного поиска, участие в предметных кружках. Для того чтобы подготовка доклада или реферата не сводилась к переписыванию материала из учебника или журнала, обязательным требованием является включение в реферат практической или экспериментальной части. Это способствует формированию следующих исследовательских навыков: работа с литературой; сравнительный анализа материала; формулирование выводов и обобщений. На этом этапе мы предлагаем студентам домашние учебно-исследовательские задания, которые по своему характеру, построению и методике близки к научному исследованию. Такие учебно-исследовательские задания помогают студенту мыслить творчески, самостоятельно, анализировать изучаемый материал, сравнивать, обобщать. Некоторые задания становятся темами курсовых, а затем и выпускных квалифицированных работ, составляя их основу. Использование таких заданий в системе обеспечивает хорошее усвоение изучаемого материала и способствует развитию творческого потенциала студента. Приобретенные навыки студенты могут использовать в своей будущей профессиональной деятельности.

На старших курсах студентам предлагаются следующие формы НИРС: подготовка курсовых работ и курсовых проектов, дипломных работ; выполнение научного эксперимента в рамках лабораторно-исследовательских практикумов; участие в конкурсах и олимпиадах; участие в выполнении хоздоговорной или госбюджетной работы совместно с преподавателями кафедры.

Основной формой НИРС, выполняемой во внеучебное время, является привлечение студентов для выполнения научных исследований, проводимых кафедрой химии по госбюджетной и хоздоговорной тематике. Обычно в группу, занимающуюся решением определённой научно-технической задачи, включается несколько студентов, как правило, различных курсов. Это позволяет обеспечить преемственность, непрерывность и четкую организацию их работы. Работа проводится по плану-графику, утверждаемому научным руководителем. Руководство работой студентов осуществляют преподаватели, научные сотрудники, инженеры и аспиранты, работающие в группе.

Очень популярной формой НИРС является участие студентов в ежегодной научно-технической конференции, проводимой в университете, результатом которой является написание статей в сборники научных трудов. Студенческие публикации имеют важную воспитательную цель: студент видит результаты своего труда, что вызывает стремление трудиться еще больше и получать серьезные научные результаты, которые могла бы оценить общественность.

Вывод. Таким образом, внедрение системы организации научно-исследовательской работы студентов в вузе и интеграция её с реальным учебно-воспитательным процессом содействуют формированию таких качеств личности, как креативность, самостоятельность, инициативность, мобильность, что способствует подготовке специалиста, востребованного на рынке труда.

Библиографическая ссылка

Чупрова Л.В. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 5-2. – С. 167-170;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5362 (дата обращения: 17.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»