Кто была по профессии фурцева. Жизнь и смерть екатерины фурцевой

Имеет огромный список регалий и званий: советский государственный и партийный деятель, Первый секретарь Московского городского комитета КПСС , член Президиума ЦК КПСС, Секретарь ЦК КПСС, министр культуры СССР. Награждена четырьмя орденами Ленина, орденом «Трудового Красного Знамени», орденом «Знак Почета».

Но этот впечатляющий перечень не передает и сотой доли неординарности и многогранности ее натуры, сотканной не просто из противоречий - из контрастов.

Судите сами. Родилась в 1910 году в Вышнем Волочке, в семье рабочего - и поднялась до вершин советской номенклатуры. Была красивой, любящей, победительно-женственной - и при этом очень жестким чиновником. Сделала головокружительную карьеру - и знала так мало личного счастья. И отзываются о Фурцевой очень по-разному, и в этих высказываниях нет полутонов. Одни говорят о ней с теплотой и любовью, другие не могут простить разбитые судьбы, закрытые выставки, спектакли, так и не увидевшие свет.

Так какой же она была, Екатерина Алексеевна Фурцева, прозванная «Екатериной III»?

Биография: внешнее

Родилась Екатерина Фурцева, как уже было сказано, в семье рабочего в Вышнем Волочке. В 1924 году вступила в ВЛКСМ, после школы два года работала на прядильно-ткацкой фабрике (ехидное прозвище «ткачиха» было дано ей не случайно). С 1930 года на комсомольской, затем на партийной работе, окончила Московский институт тонкой химической технологии им. М. Ломоносова, участник обороны Москвы. Депутат Верховного Совета, с 1954 года - Первый Секретарь Московского горкома КПСС, с 1956 года - член ЦК КПСС, с 1957 - член Президиума ЦК КПСС, с 1960 по 1974 год - министр культуры СССР. Екатерине Фурцевой не раз случалось оказаться в ситуациях, требующих немалого личного мужества. Например, участие в обороне Москвы. Молодая женщина была контужена во время бомбежки, но трудилась вместе со всеми, не жалея сил. В 1957 году семь членов Президиума ЦК КПСС, позднее объявленные «антипартийной группой», делают попытку сместить Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС. Их поддержало большинство членов Президиума. Фурцева оказалась в числе тех, кто не побоялся выступить в защиту Хрущева.

То, что скрыто

Самый первый ее брак продлился всего три месяца. В 1931 году, в бытность свою секретарем Кореневского райкома комсомола в Курской области, Екатерина Фурцева вышла замуж за плотника из Коренево. Имя его, раскопавшие этот факт, кореневские краеведы не разглашают.

Согласно официальной биографии, Фурцева была замужем дважды.

Первым (точнее, вторым) ее мужем стал летчик Петр Иванович Битков, за которого она вышла замуж в 1935 году. Тогда летчики были очень в моде, и совсем неудивительно, что молодая Екатерина Фурцева увлеклась видным, мужественным Битковым. Однако, брак не принес ей счастья. В 1941 году, уйдя на фронт, он, как это часто бывало с офицерами на войне, увлекся другой, и не вернулся к Екатерине, несмотря на то, что у них была дочь.

В 1956 году она вновь вышла замуж. Ее избранником стал Николай Павлович Фирюбин. В это время Екатерина Фурцева работала в московском партийном аппарате, у ее подчиненного Фирюбина была семья, и роман по этой причине носил несколько скандальный характер. Разводы и вторичные браки людей, занимающих видное положение, совсем не поощрялись. Однако, свадьба все же состоялась. Впрочем, счастье длилось недолго. Вскоре Фирюбина назначили послом в Чехословакию. Сопровождать супруга в качестве «жены посла» Фурцева не пожелала, у нее успешно развивалась собственная карьера. Но, несмотря на все сложности, брак сохранился. Современники говорили, что Николай Павлович имел склонность помыкать женой и вел себя с ней подчас чересчур резко, компенсируя, вероятно, тот факт, что занимал более низкое служебное положение, чем она.

В любом случае, о том, что он вряд ли был ей настоящей опорой, говорит тот факт, что в 1960 году она вскрыла себе вены. Причиной стало решение Хрущова вывести ее из состава Президиума ЦК. Проблемы и неудачи на службе переносятся легче, если человек имеет надежный тыл, семью, где его любят и понимают. Фурцева, по всей вероятности, такой тихой гавани не имела.

Екатерина III: чем запомнилась?

Семейные дела и личные переживания были надежно скрыты от посторонних глаз. На людях Екатерина Фурцева всегда появлялась подтянутой, ухоженной, красивой и спокойной.

Принято говорить о том, что в советское время чиновники и партийный аппарат душили искусство и творческих людей, убивая все мало-мальски незаурядное и яркое. Во многом верно. Однако, вот лишь несколько фактов о деятельности Фурцевой на посту министра культуры.

Это по ее инициативе в Москву привезли «Джоконду», французских импрессионистов, состоялись гастроли Ла Скала, был учрежден Театр на Таганке. Благодаря поддержке Фурцевой в 1967 году в «Современнике» показали пьесу Михаила Шатрова «Большевики». Театр «Современник» благодаря ей получил здание на Маяковке. В столице открылся Театр эстрады, а еще - книжный магазин «Москва» на Тверской, прошла выставка работ Марка Шагала . В СССР начались недели французского и итальянского кино, проходили гастроли советских театров за рубежом.

И в то же время - при Фурцевой происходил разгон выставки художников-абстракционистов, она запретила выступать на отечественных сценах М. Ростроповичу, по ее прихоти Ролану Быкову запретили играть Пушкина - выстраданную, великолепно выстроенную и прочувствованную им роль.

… Она скоропостижно скончалась в ночь с 24 на 25 октября 1974 года. Официально, она умерла от «острой сердечной недостаточности». Однако, все знавшие ее, уверяли, что Фурцева покончила с собой.

Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.

Екатерина Фурцева, сто лет со дня рождения которой исполняется 7 декабря, вызывает у биографов острые и противоречивые чувства. Сначала, в годы перестройки и после распада СССР, ее изображали безграмотной ткачихой и "кухаркой, управляющей государством". Затем ударились в другую крайность - объявили чуть ли не выдающейся деятельницей, высоко державшей знамя отечественного искусства, и лучшим министром культуры нашей страны.

Взлет и падение

И то, и другое несправедливо. В культуре и искусстве Фурцева не разбиралась совсем. Но и "кухаркой" ни в коем случае не была. Ткачихой действительно недолго работала в юности. Правда, закончила химико-технологический институт, так что высшее образование получила. Но основную часть ее жизни занял так называемый "совпартхоз", то есть комсомольская и партийно-хозяйственная работа. И на самом деле эта незаурядная женщина была профессиональным политиком - по понятиям своей эпохи. Других путей для политической карьеры не существовало.

Фурцева прошла школу выживания в сталинские времена, а затем школы выдвижения и школу возвышения. Она взлетела на такую высоту во власти, какой не достигала ни одна женщина ни до нее в СССР, ни после - в Российской Федерации. Даже шире: со времен императрицы Екатерины II не было у нас такой высокопоставленной дамы. Недаром у нее было неформальное прозвище Екатерина Третья. Она была членом Президиума ЦК КПСС.

Взлет и расцвет ее карьеры пришелся на 50-е годы ХХ века - время после смерти Сталина, период самой острой борьбы за власть. Наша героиня принимала в этой борьбе живейшее участие. Каково было женщине в самых верхних эшелонах советской власти - трудно себе представить. Вот одна пикантная характерная деталь: возле комнаты заседаний Президиума ЦК КПСС (который потом переименовали в Политбюро) был только мужской туалет. Женский находился в другом крыле здания, дорога туда-обратно занимала минут десять. Отлучаться во время заседаний на такой срок бывало рискованно. Правда, Фурцева ухитрилась использовать и это обстоятельство.

В 1957 году, когда Молотов, Каганович, Маленков, Булганин, Ворошилов и примкнувший к ним Шепилов попытались сместить Хрущева, единственная женщина попросила разрешения выйти по естественным надобностям, и вызвала на подмогу сторонников первого секретаря ЦК. Хрущев уцелел и расправился с мятежниками, объявив их "антипартийной группой". В этой известной истории роль Фурцевой стала чуть ли не ключевой. Она продемонстрировала отличное политическое чутье и не прогадала.

Хрущев и до этого активно способствовал ее карьерному росту, из-за чего возникли слухи о том, что их отношения выходили за рамки партийно-служебных. Подобные сплетни сопровождали ее почти всю жизнь: трудно было поверить советским людям, что женщина может добиться степеней высоких только благодаря своим способностям, характеру и практическому уму. И совершенно напрасно. У Фурцевой была бурная личная жизнь, романы, безоглядные влюбленности, приводившие к драмам, но на ее карьеру они никак не влияли.

С Хрущевым у нее было много общего. Оба - натуры бурные, неординарные, с сильным властным инстинктом, и страстями, которые не вмещались в рамки протокола и нудных инструкций. Понятно, что у Никиты Сергеевича, как начальника, возможностей было больше. И он недолго терпел столь яркую подчиненную в Президиуме ЦК. Случилась бурная драматическая ссора, ходили слухи, что Фурцева так сильно переживала, что даже попыталась вскрыть вены (потом такие же слухи снова вспыхнут - после ее скоропостижной смерти). В конце концов она была разжалована в министры культуры.

Звездный час

Понижение, опалу и фактическую ссылку во второстепенное министерство, стоявшее очень невысоко в советской негласной иерархии, Фурцева сумела превратить в свой звездный час. Именно на этом посту она надолго запомнилась и вошла в историю. Особенно - на фоне преемника, бесцветного партаппаратчика Петра Демичева. Этот деятель, тоже, кстати, химик-технолог по образование, был типичным для поздней брежневской эпохи человеком-функцией. Про Фурцеву так сказать нельзя. Она была личностью с заметными достоинствами и не менее явными недостатками. Опять-таки - как и Хрущев.

Как ни парадоксально, ее назначение вышло не только удачным, но в принципе соответствовало практике демократических стран. Там на министерства ставят не специалистов в соответствующих отраслях, а политических назначенцев, проводящих линию правящей партии. Чем и занималась Фурцева, вот только партия в СССР была одна-единственная. Партийная линия в то время, в разгар "оттепели", оказалась прогрессивной. Екатерина Алексеевна проводила ее твердо и усердно.

Конечно, нет ничего хорошего в системе партийного руководства искусством. Но иного не было дано, и Фурцева действовала в рамках этой системы. И хотя тонкостей и нюансов фильмов, спектаклей, музыкальных произведений, которые она поддерживала, она не понимала, высоко ценила специалистов, знатоков и умело к ним прислушиваться. И еще до того, как была отправлена в министерство культуры, смогла многое сделать для отечественного искусства.

Международный конкурс имени Чайковского и первая премия американскому пианисту Вану Клиберну в 1958 году, Московский Международный кинофестиваль и Большой приз Федерико Феллини за фильм "Восемь с половиной" в 1963 году - это ее детища и плоды ее стараний, при помощи пианиста Эмиля Гилельса в первом случае и кинорежиссера Григория Чухрая во втором. И театр на Таганке, которой она помогала открыть, и "Современник", который она не позволила прикрыть...

Можно долго перечислять хорошие дела Фурцевой. Ее всегда вспоминали добрым словом такие великие деятели искусства, как, например, Святослав Рихтер, Олег Ефремов или Майя Плисецкая. Хотя было и другое: грубые разносы, закрытые спектакли, запреты, преследования. Нет необходимости идеализировать ее образ и ее деятельность. Вот только редкие советские министры удостаиваются столь светлых воспоминаний со стороны столь выдающихся наших современников, бесконечно далеких от всякой политической конъюнктуры.

Лучше всего подвел черту под спорами об этой личности писатель, искусствовед и телеведущий Виталий Вульф:
"Вся ее борьба за чистоту идеологии выглядит нынче сомнительной и пресной, а незаурядность характера и человеческий талант, умение повелевать и быть понимающей кажутся редкостной ценностью в нашем разумном, холодном и корыстном мире, откуда исчез тот самый непосредственный дух любви к искусству, которым природа наградила Екатерину Алексеевну Фурцеву".

«Фурцева Ек. Ал. (1910-74), сов. парт., гос. деятель, с 1960 министр культуры СССР» - это строчки из «Советского энциклопедического словаря». А что за ними?

Екатерину Алексеевну Фурцеву называли Екатериной Третьей, многие боялись ее, многие искали ее расположения, многим она помогла и многим испортила жизнь. Деятельная, эмоциональная Екатерина Фурцева была достойна и любви и ненависти. Она сумела сделать головокружительную карьеру в период «развитого социализма», и, наверно, ее судьба достойна романа или кинофильма. Кстати, такой фильм уже создан режиссером Самарием Зеликиным, и носит название «Екатерина Третья».

Бедная девушка из Вышнего Волочка работала на ткацкой фабрике, как ее мать и бабушка. Она очень мечтала учиться дальше. Мечта осуществилась, она поступила в Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота. Увлечение самолетами в те годы было модным.

В 1930 году Екатерина встретилась в институте со своим первым мужем – Петром Битковым. Они были счастливы, несмотря на трудную жизнь. Екатерина мечтала о ребенке, но ей долго не удавалось родить.

Муж был военным, вскоре переехали в Москву. Как только началась война, он ушел на фронт. А Екатерина ждала первенца, и ей уже шел тридцать второй год. Дочь Светлана родилась в эвакуации в Куйбышеве. Спустя несколько месяцев после рождения дочери Фурцева вернулась в Москву.

Приехав в командировку с фронта, Петр Битков признался жене, что встретил другую женщину, которую полюбил. В то время Екатерина Алексеевна была уже секретарем Фрунзенского райкома партии Москвы. До этого она получила второе образование в Институте тонкой химической технологии, училась в аспирантуре.

Фурцева сделала головокружительную партийную карьеру. Три года она была первым секретарем горкома Москвы, с 1956 года – секретарем ЦК КПСС, в 1957 году она стала членом Президиума ЦК КПСС.

В 1954 году Екатерина Фурцева вышла замуж за дипломата Николая Павловича Фирюбина. Ради Фурцевой он оставил свою жену и двух детей. Поначалу у них были замечательные отношения, но постепенно начались проблемы. Что-то не клеилось, не складывалось, не было взаимопонимания.

А Екатерина Андреевна продолжала заниматься политикой. Она была любимицей Хрущева, но как-то неосторожно высказалась по его поводу по телефону и вскоре из секретарей ЦК КПСС превратилась в министра культуры.

После этого внезапного понижения Фурцева пыталась покончить жизнь самоубийством, вскрыв себе вены. Ее спасли и долго лечили от сильнейшего нервного стресса. Говорили, что Фурцева инсценировала самоубийство, чтобы разжалобить Хрущева. Близкие утверждали, что причина этого поступка крылась в глубокой обиде на Хрущева, которому она безгранично верила. Кстати, Никита Сергеевич так прокомментировал на Пленуме ЦК этот поступок: «У Фурцевой обыкновенный климакс».

В новом качестве Екатерина Алексеевна рьяно взялась за работу. Именно в годы "правления" Екатерины Алексеевны стали проводиться Международный конкурс им. Чайковского, Международный конкурс артистов балета, новые помещения получили Театр оперетты и Театр им. Моссовета, началось строительство спортивного комплекса "Лужники", родился Театр на Таганке, МХАТ возглавил Олег Ефремов.

Это время ее жизни было наполнено многими событиями: дружбой с таланливыми людьми, встречами, поездками, выступлениями. Известно, что Фурцева дружила с Армандом Хаммером. Однажды Хаммер получил в подарок от министра культуры СССР картину Малевича «Черный квадрат» из запасников Русского Государственного музея.

Как человек деятельный она пыталась участвовать во всем. Могла самолично принять решение о повышении зарплаты какому-нибудь понравившемуся артисту, разрешить или запретить спектакль, дать распоряжение пригнать вагон водки в Париж для актеров Большого театра, гастролировавших во Франции…

Вот что вспоминает актриса Наталья Фатеева о съемках фильма «Битва в пути»:

«Опекать ленту взялась сама Фурцева. После каждого ее наезда на студию картину без конца переделывали. В итоге вся вторая часть книги, в художественном плане самая интересная, из фильма ушла. От многих сцен с моим участием во второй половине фильма остался один монолог, да и тот я потом четыре раза переозвучивала, и все четыре раза - с абсолютно разным текстом...»

Она терзала и Михаила Ромма за фильм «Обыкновенный фашизм», могла позволить себе поднять крик, зная, что никто не посмеет ей возразить. Но могла и извиниться, поняв свою ошибку, как это было после выхода на экран фильма Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», в котором вместо назначенной Фурцевой актрисы Макаровой все же снялась Нина Ургант.

В начале 70-х разразился скандал вокруг загородного дома, который был построен Фурцевой будто бы не вполне законно. Встал вопрос даже о выводе ее из состава ЦК КПСС. Она просила создать комиссию и разобраться во всем спокойно. Но комиссию не создали, многим это было на руку. Важен был сам прецедент. Фурцевой объявили выговор. А дачу забрали, правда, вернув за нее деньги.

Все завершилось печально. 24 октября 1974 года Екатерины Фурцевой не стало. Она скончалась внезапно. По медицинскому свидетельству – от острой сердечной недостаточности. По другим сведениям – отравилась. Ходили слухи, что причиной самоубийства стал русский народный напиток, к которому у Фурцевой было пристрастие.

Литература: И.Н.Чернякевич, О.М.Чернякевич ВЕЛИКИЕ СКАНДАЛЫ ХХ ВЕКА, Виталий Вульф «Министр всея культуры», газеты: «Коммерсант», «Независимая газета».

Екатерина Алексеевна Фурцева. Родилась 24 ноября (7 декабря) 1910 года в Вышнем Волочке Тверской губернии - умерла 24 октября 1974 года в Москве. Советский государственный и партийный деятель. Первый секретарь Московского городского комитета КПСС (1954-1957). Член Президиума ЦК КПСС (1957-1961). Секретарь ЦК КПСС (1956-1960). Mинистр культуры СССР (1960-1974).

Екатерина Фурцева родилась 24 ноября (7 декабря) 1910 года в Вышнем Волочке Тверской губернии в рабочей семье.

Отец - Алексей Гаврилович Фурцев, рабочий, во время Первой мировой войны погиб в 1914 году.

Мать - Матрёна Николаевна Фурцева (1890-1972), работала ткачихой на фабрике.

Екатерина с ранних лет проявляла себя как активная и смышленая девочка. В 14 лет вступила в комсомол. Занималась в школьном драмкружке, имела отличную память.

Окончила школу-семилетку, затем школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), получила профессию ткачихи.

С 1928 года работала ткачихой на фабрике «Большевичка» в Вышнем Волочке.

Активно участвовала в комсомольской работе. На фабрике Катя была избрана секретарем комсомольской организации.

В 1929 году по решению ЦК ВЛКСМ большая группа комсомольских активистов из промышленных областей была направлена для оказания помощи сельским районам Центрально-Черноземной области. Ее направили в Курскую область, где она стала секретарем Кореневского райкома ВЛКСМ. Екатерина Фурцева являлась активным проводником политики коллективизации, проявила хорошие организаторские способности, а также твердость и жесткость при внедрении решений партии.

В 1930 году Фурцева была принята в члены Коммунистической партии.

Далее ее перевели в Крым, где она стала секретарем Феодосийского горкома комсомола. Затем - заведующая орготделом и член бюро Крымского обкома комсомола. Часто ездила в Коктебель, где была база первых советских планеристов. Сама тоже увлеклась планерным спортом. Кроме того, она хорошо плавала. В Коктебеле познакомилась с будущим конструктором космических кораблей .

Обком партии рекомендовал ее на Высшие академические курсы Аэрофлота, списки слушателей которых утверждало Оргбюро ЦК ВКП (б). Три года училась на этих курсах в Ленинграде. После окончания была направлена в Саратовский авиационный техникум помощником начальника политотдела по комсомолу.

В 1936 году Екатерине предложили работу в ЦК ВЛКСМ инструктором отдела студенческой молодежи. По комсомольской путевке, не имея аттестата зрелости, поступила на учебу в Московский институт тонкой химической технологии имени Ломоносова, который окончила в 1941 году. Получила диплом инженера-химика. Хотя училась она весьма посредственно, зато преуспевала в общественной деятельности. Была избрана секретарем парторганизации института, поступила в аспирантуру.

В 1933-1938 годах - студентка Московский институт тонких химических технологий имени М. В. Ломоносова. Одновременно в 1933-1935 и 1937-1938 годах - секретарь комитета ВЛКСМ института, в 1935-1937 годах - сотрудник аппарата ЦК ВЛКСМ. В 1937-1941 годах - секретарь партийной организации Московского института тонких химических технологий имени М. В. Ломоносова.

В 1941 году принимала участие в мероприятиях по обеспечению обороны Москвы.

В 1942 году Фурцева вместе с институтом эвакуировалась в Куйбышев, где работала инструктором горкома партии.

В августе 1942 года возвратилась в Москву, а в ноябре была избрана секретарем Фрунзенского райкома партии по кадрам. Известно, что Екатерину Фурцеву усиленно продвигал Петр Богуславский - первый секретарь райкома. Позже она заменила Богуславского на этом посту.

Фурцева много работала над собой, репетировала свои выступления, заучивала тексты наизусть, репетировала перед зеркалом. Как результат - ее выступления были живыми, эмоциональными, артистическими, находили отклик у слушателей, которым импонировали речи без бумажки. Они отличались от речей многих функционеров, которые зачитывали доклады.

В 1948 году Фурцева заочно окончила Высшую партийную школу при ЦК ВКП (б).

В 1942-1950 годах - второй секретарь, первый секретарь Фрунзенского райкома ВКП(б) города Москвы.

Фурцева пользовалась расположением и поддержкой тогдашнего первого секретаря Московского обкома и горкома партии Георгия Попова. В 1949 году провел очередную чистку партаппарата. Попова сменил , которого отозвали из Украины. 21 января 1949 года на торжественном траурном заседании, посвященном 25-й годовщине со дня смерти Ленина, Н. Шверник представил Фурцеву Сталину. Вождь удостоил ее комплимента.

В январе 1950 года Фурцева выступила с докладом на собрании партийного актива Фрунзенского района в связи с постановлением ЦК ВКП (б) «О недостатках в работе тов. Попова, снятого с постов первого секретаря МК и МГК ВКП (б)» и не жалея бранных слов яростно обличила своего еще недавно наставника. Хрущев присутствовал на Фрунзенской районной партийной конференции, где познакомился с Фурцевой и проникся к ней симпатией. В 1950 году он выдвинул ее вторым секретарем Московского горкома партии. Она курировала вопросы идеологии, культуры и науки, а также административные органы.

В момент, когда возникло «ленинградское дело», Фурцева провела чистку от ленинградцев в партийном и советском аппарате и даже в вузах. В ходе «дела врачей» Фурцева организовала в Москве его пропагандистское обеспечение, давала поручения проводить митинги, собрания, публиковать гневные отклики трудящихся.

Одновременно 1950-1962 годах - депутат Верховного Совета СССР.

На XIX съезде КПСС (1952) была избрана кандидатом в члены ЦК КПСС.

После смерти Сталина Никита Хрущев был избран первым секретарем ЦК КПСС и стал на ключевые позиции расставлять своих людей. 29 марта 1954 года Екатерина Фурцева стала первым секретарем Московского горкома КПСС.

Ходили слухи, что Хрущева и Фурцеву связывали близкие отношения - поэтому, мол, он продвигал ее. Однако это выдумка, распространению которой способствовало и то обстоятельство, что Хрущев отправил Фирюбина (второго мужа Фурцевой) сначала послом в Чехословакию, а затем в Югославию.

Возглавляя Московский горком, Екатерина Алексеевна развила бурную деятельность. При ее поддержке началось строительство в Москве ряда крупных медицинских центров, театра имени Моссовета, театра оперетты, появились новые кинотеатры. Расширились масштабы жилищного и коммунального строительства.

В 1956-1960 годах была секретарем ЦК КПСС.

Занимая высокие партийные посты, тщательно следила за своей внешностью. Она была высокой и стройной. Красивой. Каждый день делала гимнастику, бегала, играла в теннис. Одевалась по последней тогдашней моде с большим вкусом. Ее постоянно консультировала художница Надежда Леже. Некоторые модели для нее делал . 7 ноября 1955 года, в день годовщины Октябрьской революции, Президиум ЦК КПСС устроил первый большой прием в Кремле. Фурцева пришла в бальном платье.

На знаменитом ХХ съезде КПСС Фурцева первой выступила в прениях по докладу Хрущева. Держалась на трибуне свободно. В отличие от других ораторов почти не заглядывала в подготовленный заранее текст.

В июне 1957 года в руководстве КПСС возник серьезный внутрипартийный кризис. На заседании Президиума ЦК Молотов, а затем Маленков, нарушив ход обсуждения текущих рутинных дел, неожиданно поставили вопрос об отстранении Хрущева с поста первого секретаря. Его обвинили в игнорировании Президиума ЦК, экономической безграмотности, склонности к импульсивным, непродуманным действиям. Их поддержали Каганович, Ворошилов, Булганин, Первухин и Сабуров. Семью голосами против четырех прошло предложение Молотова и Маленкова о смещении Хрущева с поста первого секретаря. Сторонникам Хрущева - Жукову, Брежневу, Фурцевой, тогдашнему председателю КГБ Серову и другим - удалось обеспечить созыв пленума. Членов ЦК военными самолетами доставили в Москву. Хрущев был спасен. Екатерина Алексеевна в этом принимала самое активное участие.

В 1960 году Екатерина Фурцева была назначена министром культуры СССР и занимала эту должность до самой смерти в 1974 году.

В октябре 1961-го состоялся XXII съезд КПСС. Она вошла в состав вновь избранного ЦК. Однако ее не избрали членом Президиума и секретарем ЦК. Для Екатерины Алексеевны это был страшный удар. Вернувшись домой после заседания, она вскрыла себе вены, потеряла много крови, однако врачи спасли ее. В знак протеста она не явилась на заключительное заседание съезда, вызвав гнев Хрущева. Ее вызвали для объяснений на Президиум ЦК. Бывший секретарь ЦК Н. Мухитдинов, который присутствовал на этом заседании, рассказывал: «От волнения и слез она еле говорила. Вызвали и ее мужа Фирюбина, заместителя министра иностранных дел, избранного на этом съезде кандидатом в члены ЦК. Оказалось, он тоже не присутствовал на заключительном заседании съезда. Никита Сергеевич крепко ругал его. Он сказал: "Как партийный работник в прошлом, как муж вы должны были проявить волю, ум - не только сам явиться на съезд, но и предотвратить позорные действия жены". Он извинялся, выражал раскаяние».

Mинистр культуры СССР Екатерина Фурцева

Хотя по сравнению с должностью секретаря ЦК пост министра культуры означал явное понижение в советской и партийной иерархии, но для Фурцевой он стал ее звездным часом. 14 лет она занимала этот пост и Фурцеву все запомнили надолго. В культуре и искусстве Екатерина Алексеевна разбиралась плохо. Но она очень ценила специалистов, знатоков и всегда прислушивалась к их мнению, к их рекомендациям.

Еще будучи на посту первого секретаря Московского горкома партии она уделяла большое внимание культуре. Она курировала установку памятника Юрию Долгорукому на Тверской, строительство спортивного комплекса «Лужники», проектирование и строительство «Детского мира», реконструкцию комплекса ВСХВ (ВДНХ), проведение Московского Фестиваля молодежи и студентов.

По инициативе Фурцевой были впервые проведены Международный конкурс имени П. И. Чайковского (именно благодаря настойчивости Фурцевой и Эмиля Гилельса Первая премия была вручена Вану Клиберну), Московский международный кинофестиваль (именно благодаря настойчивости Фурцевой и Григория Чухрая Большой приз 1963 был вручён за фильм «8 1/2»), Международный конкурс артистов балета (первый председатель жюри - ).

По инициативе Фурцевой на Тверской улице открылся книжный магазин «Москва», создано новое учебное заведение «Высшие сценарные курсы», построен Городской Дворец творчества детей и юношества на Воробьёвых (в то время - «Ленинских») горах в Москве, открыты Детский музыкальный театр под управлением Наталии Сац и Мемориальный музей-квартира Народного художника СССР П. Д. Корина, Цирк на проспекте Вернадского, построен и оснащён Государственный Концертный зал «Россия», новое здание МХАТ (Тверской бульвар, д. 22), монумент в честь победы России в Отечественной войне 1812 года.

Благодаря Фурцевой были проведены выставки Дрезденской галереи, приезд и концерт Ива Монтана и Симоны Синьоре, выставка работ С. Н. Рериха (ГМИИ имени Пушкина, Эрмитаж), многочисленные недели французского, итальянского и др. кино, гастроли оркестра Бенни Гудмена (Москва, Ленинград, Киев, Минск), выставка Фернана Леже (в ГМИИ имени Пушкина), гастроли la Scala в Большом Театре, гастроли оркестра Дюка Эллингтона (Москва, Ленинград, Киев, Тбилиси), выставка Марка Шагала в «Третьяковке», выставка картины «Мона Лиза» Леонардо да Винчи в ГМИИ имени Пушкина.

Благодаря Фурцевой в Советский Союз были возвращены произведения из наследия Рерихов и Савелия Сорина.В 1974 году Фурцева успела дать жизнь Театру-Студии .

О ней тепло отзывались такие выдающиеся деятели искусства, как Святослав Рихтер, . Она помогла открыть Театр на Таганке, а театр «Современник» не дала закрыть. Фурцева спасла фильм «Кавказская пленница».

В то же время с ее стороны были и грубые разносы, запреты, преследования. Крайне негативно о ней отзывалась . , советский музыкант XX века, в течение долгого времени не мог выступать на музыкальных сценах СССР по указанию Екатерины Фурцевой. Причиной стало укрывание на своей даче писателя . Ростропович оказался в опале и следствием этого стал вынужденный отъезд из СССР в 1974 году. Запрещала театральные постановки (спектакль «Живой» Театра на Таганке по повести Бориса Можаева, 1969 год).

В 1966-1974 годах - депутат Верховного Совета СССР.

Смерть Екатерины Фурцевой

Екатерина Алексеевна Фурцева скончалась 24 октября 1974 года, по официальной версии - от сердечной недостаточности. Ее нашли мертвой в собственной квартире на улице Алексея Толстого. В медицинском заключении, подписанном начальником 4-го Главного управления Минздрава СССР академиком Е. И. Чазовым, причиной смерти была названа острая сердечная недостаточность.

Но есть версия о самоубийстве. Бывший председатель КГБ СССР В. А. Крючков в 2001 году на вопрос корреспондента, действительно ли смерть Екатерины Фурцевой не была насильственной, ответил: «Все знавшие её товарищи утверждали, что она покончила жизнь самоубийством в ванной комнате собственной квартиры».

Якобы она вернулась вечером с банкета в честь юбилея Малого театра и приняла цианистый калий. Но ее дочь эту версию категорически отрицала.

Похоронена 29 октября 1974 года на Новодевичьем кладбище в Москве. Скульптор надгробия - Л. Е. Кербель, архитектор - М. О. Барщ.

Тайна смерти Екатерины Фурцевой

Рост Екатерины Фурцевой: 162 сантиметра.

Личная жизнь Екатерины Фурцевой:

Первый муж - Пётр Иванович Битков, лётчик. Познакомились в Саратовском авиационном техникуме. Были женаты с 1935 по 1944 год.

В браке родилась дочь Светлана (1942-2005). В 1959-1968 годах Светлана была замужем за Олегом Козловым, сыном члена Президиума ЦК КПСС Ф. Р. Козлова.

Внучка - Марина (род. 1963), правнучка - Екатерина.

Битков в первый день Великой Отечественной войны ушел на фронт. Екатерина Алексеевна тогда была беременна. Спустя четыре месяца после появления на свет ребенка муж прибыл на побывку и объявил, что у него есть другая семья.

В середине 1940-х годов состояла в отношениях с Петром Богуславским, первым секретарем Фрунзенского райкома партии.

Второй муж - Николай Павлович Фирюбин (1908-1983), советский государственный и партийный деятель, дипломат. Их отношения начались во второй половине 1940-х годов, тогда Фирюбин был секретарем Московского обкома ВКП (б), состоял в браке и имел двоих детей. Свой роман им приходилось тщательно скрывать, встречались тайно. Но скоро это перестало быть секретом для партийной общественности. Николай Фирюбин оформил развод только в 1951 году, однако и после этого поженились они не сразу. Были женаты с 1956 по 1974 год. В последние годы жизни Фурцева стала неравнодушна к спиртному. В семье были нелады, часто ссорилась с мужем.

Николай Фирюбин вскоре после ее смерти женился на Клеопатре Гоголевой - вдове бывшего секретаря Московского обкома партии Александра Гоголева. Клеопатра, несмотря на свое царское имя, никогда не занимала никаких постов, но зато была значительно моложе Фурцевой.

Награды Екатерины Фурцевой:

Четыре ордена Ленина
Орден Трудового Красного Знамени
Орден «Знак Почёта»

Образ Екатерины Фурцевой в кино:

2004 - «Женщина на Мавзолее»
2005 - «Екатерина Фурцева. Женская доля»
2006 - «Утёсов. Песня длиною в жизнь» - в роли Екатерины Фурцевой актриса
2006 - «Кремлёвские похороны. Екатерина Фурцева» (документальный)
2009 - «И примкнувший к ним Шепилов» - в роли Екатерины Фурцевой актриса
2010 - «Екатерина Третья» - в роли Екатерины Фурцевой актриса
2011 - «Фурцева» - в роли Екатерины Фурцевой актрисы


За что самые популярные исполнители советской эстрады попадали в опалу

К министру культуры СССР Екатерине Фурцевой относились по-разному. Одни с ней дружили, другие умело находили подход к своенравной чиновнице. Третьим же отказывали даже в телефонном разговоре. В её власти было запретить концерты, отказать в выпуске пластинки, не пустить в зарубежную командировку. Были и те, кому Екатерина Фурцева фактически сломала жизнь. Что было причиной неприязненного отношения министра культуры к самым популярным исполнителям советской эстрады?

Долгое время Владимир Высоцкий не мог выпустить пластинку со своими песнями. Его популярность переоценить было просто невозможно, но уже готовые, записанные песни не выпускали. При личной встрече Фурцева, попав под невероятное обаяние исполнителя, дала ему номер телефона своей приёмной. А после велела секретарю всегда говорить Высоцкому о занятости министра.

Причина неприязненного отношения к талантливому певцу крылась в его песнях. Ей они казались попросту кощунственными. «На Канатчиковой даче», «Диалог у телевизора» - она воспринимала эти песни, как вызов лично ей. Позже, когда встал вопрос о выездах Владимира Высоцкого за границу, она сопротивлялась до последнего. Вмешательства самых влиятельных покровителей знаменитого барда она пресекала на корню, настоятельно советуя им не лезть не в своё дело.

Когда Тамара Миансарова победила на конкурсе песни в Сопоте в 1963 году, Екатерина Фурцева лично послала ей поздравление, а встречать певице у трапа самолёта отправила летчика-космонавта Германа Титова и уже известного в то время Иосифа Кобзона. Казалось, что Тамара Миансарова попала в число любимчиков министра культуры. Но все изменилось в один миг. Точнее, в одну ночь.

Она уже была победителем конкурса эстрадной песни «Дружба» среди исполнителей социалистических стран, когда Тамару Миансарову вместе с другими знаменитостями пригласили на празднование на встречу нового года в Кремле. Улыбчивая, обаятельная и очень светлая Миансарова была в центре внимания. Самые известные люди страны обращали на неё внимание, Юрий Гагарин с удовольствием с ней танцевал, Хрущёв лично пожелал ей успехов. А Екатерина Фурцева внимательно наблюдала за успехом молодой певицы.

А вскоре Миансарову обвинили в отсутствии патриотизма, исполнении чуждых советской идеологии песен. И запретила ей исполнять самые известные песни из её репертуара. А подчиненные министра культуры почувствовали изменившееся отношение к пвице и попросту перестали приглашать её для участия в концертах и на телевидение. Причиной для опалы послужили всего лишь молодость и красота исполнительницы. Фурцева не простила Тамаре Миансаровой её бешенного успеха в новогоднюю ночь.

К тому моменту, как Екатерина Фурцева стала министром культуры, Клавдия Шульженко давно была звездой первой величины. И всегда сохраняла свою творческую независимость. Причиной возникших неприязненных отношений между министром культуры и певицей стала попытка Фурцевой вмешаться в репертуар Шульженко. Екатерина Алексеевна попыталась пригласить Клавдию Шульженко на разговор, во время которого хотела обсудить с исполнительницей её репертуар. На что Клавдия Ивановна в присутствии других людей ответила: «Екатерина Алексеевна, со своим репертуаром я справлюсь сама!» В тот момент Фурцева вынуждена была проглотить обиду, а позже смогла отомстить звезде. На всех концертах, когда пела Клавдия Ивановна, она просто поднималась и демонстративно выходила из зала, возвращаясь, когда стихали аплодисменты.

Фурцева стала коллекционировать все факты и случаи, касавшиеся певицы. Когда же Шульженко позволила себе отменить концерт из-за попавшей под машину любимой собаки, в центральной газете вышел разгромный фельетон, высмеивающий и порицающий поведение королевы песни.

Когда же Шульженко обратилась с просьбой о выделении ей жилья, дело передали на рассмотрение Фурцевой. Та даже ордер подписала, выполняя устное указание руководства. Но Клавдия Ивановна позволила себе прийти на приём к министру в брюках. За что и была наказана. Сначала долгим ожиданием в приемной, а после слов певицы о дурном воспитании Фурцевой, отказом в предоставлении жилья.

Популярный певец, чьи концерты проходили неизменно при аншлаге, пел о любви в своей самобытной манере. Его пластинки расходились многотысячными тиражами, что и стало причиной начала его краха.

Екатерина Фурцева посетила Апрелевский завод грампалстинок. И во время её экскурсии по предприятию оказалось, что все цеха печатают пластинку с песнями Валерия Ободзинского. Раздраженная министр культуры приказала тут же размагнить запись певца, а пластинку снять с производства. А вскоре отменили 19 из 20 запланированных концертов певца в Театре эстрады. Радио и телевидение для него тоже закрылись при непосредственном участии Сергея Лапина, председателя Гостелерадио СССР при Министерстве культуры.

Именно тогда исполнитель стал искать утешение в спиртном. А позже к алкоголю добавились таблетки. Жизнь его катилась под откос: он разошелся с женой, работал сторожем. В 1991 году он вернулся на эстраду. Успех был столь же ошеломительным, как до его опалы. Но прожил он после этого всего 6 лет.

Многие видели в поступках министра культуры СССР Екатерины Фурцевой политические мотивы, но на самом деле очень часто она руководствовалась лишь собственной неприязнью к тому или иному исполнителю. Но нельзя судить о её личности однозначно. Она была сложным человеком и свято верила в идеалы, предложенные ей временем. Министр культуры стремилась доступными ей способами ускорить наступление светлого будущего.

В своё время песни в исполнении Аиды Ведищевой Екатерина Фурцева назвала пошлыми. А ведь песни в её исполнении пел весь Советский Союз. Голос Аиды Ведищевой знали все, но сама певица всегда оставалась за кадром. Ей все время чинили препятствия: не указывали в титрах фильмов, отменяли концерты, не пускали на телевидение. И в результате она была вынуждена принять решение, которое разделило ее жизнь на две части…

В 1980 году уехала с матерью и сыном в США. По ее утверждениям, ещё в 1978 году приказом Минкульта были размагничены все немногочисленные видеоплёнки с выступлениями певицы и стёрты все записи радиофонда; однако, они сохранились в личной фонотеке.