Проектная работа. Тема: «Слова – паразиты
Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках нас знакомят с нормами литературного языка, объясняя правила употребления русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Сегодня все чаще в речи подростков стали «проскальзывать» лишние слова. Отчего это зависит? Как с этим бороться?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
Выполнил:
Некрылов Александр,
обучающийся 5 «Б» класса
Руководитель:
Мушта Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы
Бутурлиновка 2017
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические основы изучения слов, засоряющих речь………...…..6
Заключение…………………………………………………………………....….13
Список использованной литературы…..………………………..……….……..14
Приложение………………………………………………………………………15
Язык народа и богат и точен,
Но есть, увы, неточные слова,
Они растут, как сорная трава
У плохо перепаханных обочин.
Рыленков Н.
Введение
Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках нас знакомят с нормами литературного языка, объясняя правила употребления русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Сегодня все чаще в речи подростков стали «проскальзывать» лишние слова. Отчего это зависит? Как с этим бороться?
Цель исследования: привлечение внимания школьников к своей речи; определение причины употребления слов «сорняков».
Объект исследования : речь учащихся
Методы исследования:
Работа проводилась в несколько этапов:
- Изучения литературы по теме исследования
- Наблюдение за речью учащихся на уроке и вне уроков, в неформальной обстановке
- Анкетирование
Глава 1. Теоретические основы изучения слов, засоряющих речь
Родной язык - не просто набор слов и фраз, не только свод грамматичес - ких правил. Это образ жизни, воздух, которым мы дышим, вода, которую пьем… Это еще и музыка, источник, золотой ключик к пониманию истории, народной мудрости.
Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.
1. недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);
2. намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
3. быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
4. мода на некоторые слова.
Наблюдения за речью окружающих позволили классифицировать слова данной категории по разным признакам.
«Сами понимаете» - это классический пример человека робкого и постоянно перед всеми извиняющегося.
«Короче» – человек не расположен к общению , он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» достигается обратный эффект.
«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых , кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово.
Среди школьников в ходу словечко «как бы». Оно означает условность, неуверенность в том, что говорит; приблизительность. Некоторые школьники так и живут – «как бы пойдем, а как бы и не пойдем»; «как бы будем, а как бы и не будем». Такие люди не обременены ответственностью, это сказывается и на их речи.
Мы приводим еще несколько примеров, как слова-сорняки могут рассказать о натуре человека, характере, сущности мышления и видения мира.
«Типа» - Желание выделиться. Заменитель паузы
«Чё» - Вопрос – недоумение.
«Щас» - Нежелание что-либо делать.
«Это» - Пауза во время говорения или употребления каких-то слов.
«Вообще, ваще!» - Лёгкое возмущение.
Если вместо каких-то слов произносится «как его, ну как его, как это» -это попытка что-то вспомнить.
Глава 2. Проведение исследования по употреблению
В анкетировании принимали участие 27 учащихся 5 «Б» класса.
Результаты анкетирования были следующими:
Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, а вместе с ней и культуры речи.
Заключение
Мы уверены, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С.Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
Народная мудрость гласит: Есть только один путь заставить человека говорить грамотно – научить его любить свой язык.
Так давайте беречь и любить наш великий русский могучий язык!
Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Ну, короче, блин, щас, типа, как бы, значит, это самое, а-а-а, чёрт, как его…
Другие _________________________________________________________
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Дневник наблюдений за речью обучающихся 5 «Б» класса
№ п/п | ФИО | ПОН | ВТ | СР | ЧЕТ | ПЯТ | СУБ | ПЕРЕМЕНА |
Алиев Д | ||||||||
Белячков К. | ||||||||
Бережной И. | ||||||||
Богатырев Т. | ||||||||
Бражникова Е. | ||||||||
Буронов Я. | ||||||||
Вышкварка А. | ||||||||
Дерябина В. | ||||||||
Дорохина М. | ||||||||
Дроботенко В. | ||||||||
Иконникова И. | ||||||||
Кончакова А. | ||||||||
Коржова М. | ||||||||
Лавриченко Т. | ||||||||
Ламтева А. | ||||||||
Макухин В. | ||||||||
Милютина Е. | ||||||||
Некрылов А. | ||||||||
Пономарев Р. | ||||||||
Соломатин А. | ||||||||
Субочев А. | ||||||||
Тищук В. | ||||||||
Толибжонова Ж. | ||||||||
Чернов Е. | ||||||||
Четвериков А. | ||||||||
Чибилюткин Н. | ||||||||
Чумак А. |
Памятка 10
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
Лаврова Алёна
Ученики 4 класса
МОУ- сош с. Логиновка
Руководитель: Овечкина С.Ю.
Учитель начальных классов
2014 год
3. Цель .
4. Задачи.
8 Исследовательская работа.
9. Вывод .
Актуальность.
Какая привычка считается самой плохой?
Гипотеза.
Цель:
Задачи:
Чаще всего как слова-связки, когда не знают, что сказать далее, не могут подобрать нужные слова. В основном, это люди с неразвитой речью. Они используют случайные, бессмысленные слова и заполняют ими пустоту в речи. Речевой контакт есть, а смысла речи и информационного обмена нет.
Нередко люди пользуются ими, заполняя паузу, при обдумывании ответа на заданный вопрос.
Теперь речь кажется тусклой и бесцветной? Вы просто не знаете великолепия интонации!
С её помощью о самых простых вещах можно говорить вдохновенно, таким образом, что эти вещи приобретают иной, не уловленный слушателями раньше смысл и привлекательность. Раскрасьте речь оттенками интонации или различной тональностью голоса: от тихого, почти шёпота, до резкого, с акцентом на главной мысли, выводе. Фразы произносите неторопливо, выделяйте ключевые слова, пользуйтесь паузами. Интригуйте собеседника. Творите волшебство! Технические возможности речи безграничны.
Кроме того:
Читайте хорошую литературу . Желательно классическую.
Пересказывайте прочитанный текст.
Учите стихи.
Говорите медленно, думайте над словами.
Составляйте речь из простых коротких предложений.
Общайтесь с людьми, имеющими богатый словарный запас и правильную речь.
Записывайте интересные фразы, вставляйте их в свою речь.
Работайте с различными словарями : толковым, орфоэпическим, фразеологическим, словарями ударений и синонимов и др.
Тренируйтесь в проговаривании скороговорок.
Используйте пословицы и поговорки.
Изучайте речевой этикет.
Исследовательская работа.
В анкетировании (Приложение1)принимали участие ученики 3--4 классов (30человек) Логиновской СОШ
В ходе исследования выявили чемпиона по имени как бы.
Говорящий сомневается, что подобрал нужные слова для выражения своей мысли. Выручает распространённое ныне сочетание как бы .
Я как бы работаю над темой… Я как бы уважаю ваше мнение… Я как бы помогаю… Я как бы знаю ответ… Я как бы защищаю ваши интересы… «Как бы» означает «как будто», т.е. выражает неуверенность, некомпетентность, несерьёзность. То ли да, то ли нет, предположительно. Но не обязательно.
Во всём сквозит неуверенность, приблизительность: в речи, в человеке, в его поступках, взглядах, в пути, по которому он идёт. Или как бы идёт.
«Как бы» заполонило всё жизненное пространство. Всё везде как бы : нет ничего определённого, верного, точного. Как бы живём. Как бы говорим. Как бы любим. Как бы думаем .. .
Вывод:
Наша исследовательская работа может иметь несомненную практическую значимость, например, при организации школьного учебного курса по русскому языку о «Культуре речи», а также поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к русскому языку.
Итак, проделанная нами работа:
3. В перспективе: выпуск стенгазеты, проведение классных часов по теме.
Источники информации.
1. Абрамова С.В. Использование лингвистических методов исследования в учебно-исследовательской работе по русскому языку. Русский язык. Методическая газета для учителей словесников, № 22, 2006.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2007.
Содержание работы:
1. Цели и задачи работы.
2. Актуальность.
7. Способы отказа от «сорных слов».
Цели нашей работы: (слайд 2)
Задачи, которые мы поставили:
1. Подобрать литературу и иллюстративный материал.
2. Проанализировать полученную информацию и создать презентацию на данную тему.
Основные источники, которые мы использовали:
Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. «Русский язык и культура речи»; Ростов – на –Дону, «Феникс»; 2009
«Кльтура устной и письменной речи делового человека: справочник» Москва, 2000
Интернет – источники.
Как бы, 2) По ходу, 3)Блин, 4)Типа, 5)Это, Это самое, 6)Короче, прикинь короче
7)Ну, ну ваще.
2) Сделайте вдох. Когда чувствуете искушение сказать что-то вроде "мгм", просто глубоко вдохните. Это пауза, но пауза всегда лучше любых "мгм".
3) Избегайте их в беседе. Старайтесь не употреблять их в обычной жизни - тогда на выступлениях вы о них и не вспомните.
4) Посчитайте. Прочтите вашу речь другу, а он пусть за это время считает, сколько раз вы употребили ненужные слова.
5) Одна запятая = одна пауза. Приучите себя останавливаться. И если раньше вы по инерции вставляли поток бессмысленных слов, просто привыкните к тому, что в это время вы должны помолчать - слушатели будут вам чрезвычайно благодарны.
Заключение.
Не используйте эти слова ни в коем случае. Пусть ваша речь будет красивой и литературной, ведь как приятно поговорить с человеком, который умеет культурно разговаривать, правильно ставить ударение в словах. Поэтому пишите длинные, красивые письма, экспериментируйте со словом, русский язык ведь такой красивый, а мы за своими заботами, этого вечно не замечаем, и не понимаем!
Помните: «Чистота речи – важнейшая особенность литературного языка.» (слайд 9)
Спасибо за внимание!!! (слайд 10)
Cлайд 1
Cлайд 2
Cлайд 3
Мы нынче как бы все глупеем - Все стали как бы забывать, Что как бы даже не умеем Без «как бы» пару слов связать. Добро бы было как бы в дело, Пусть даже как бы наугад. А то ведь как бы неумело И чаще как бы невпопад. Ю.Важдаев *Cлайд 4
Cлайд 5
Cлайд 6
* Методы исследования: изучение литературы по теме, наблюдение, сравнение, обобщение, устный опрос, анкетирование, оформление результатов.Cлайд 7
Cлайд 8
«Такскать» (так сказать) «Это» «А именно» «Например» «Это самое» «В принципе» «Типа» «Вот» «Понимаешь» «Короче говоря» «В натуре» «Блин» «В общем-то» *Cлайд 9
Cлайд 10
Cлайд 11
Например, автор повести «Таня Гроттер» Дмитрий Емец вложил в уста своего героя Баб-Ягуна фразу, повторяемую каждый раз в затруднительных случаях: «Ох, мамочка моя, бабуся!» Эта фраза звучит как некий призыв о помощи, но при этом выглядит смешно. Фраза также позволяет понять характер персонажа. Баб-Ягун - это комический герой повести, неунывающий, умеющий превратить серьёзное и страшное в весёлое. *Cлайд 12
Cлайд 13
Cлайд 14
Cлайд 15
Cлайд 16
Cлайд 17