Почему фурцева развелась с первым мужем. Министр культуры ссср фурцева екатерина: биография, деятельность, семья

С 14 ноября в эфире Первого канала начался показ многосерийного фильма "Фурцева. Легенда о Екатерине".

Это историческая мелодрама о Екатерине Алексеевне Фурцевой - женщине, достигшей в СССР вершин власти (министром культуры страны она была 14 лет). От провинциальной девчонки до хозяйки Москвы, члена правительства... И жизнь, и смерть Екатерины Алексеевны окутаны мифами и легендами, которые вспоминаются и по сей день.

В прошлом году в России отмечалось столетие со дня рождения Екатерины Алексеевны. К этой дате тот же Первый канал представил трехсерийную ленту Олега Штрома "Екатерина III". А на канале ТВ Центр показывали фильм из цикла "Кремлевские тайны" - "Екатерина Фурцева. Горло бредит бритвой" . Автор и ведущий - Леонид Млечин. Он же - автор картины "Екатерина Фурцева. Женщина в мужской игре". И это далеко не все картины, которые Леонид Млечин посвятил загадочной судьбе Екатерины Алексеевны. Более того, в серии ЖЗЛ издательства "Молодая гвардия" вышла книга Леонида Млечина "Фурцева". Вот почему перед началом показа нового сериала "РГ" обратилась именно к этому автору - кто как не он поможет телезрителю разобраться, где правда, а где домысел, и что стоит знать о такой необыкновенной женщине, которой была Екатерина Фурцева, и ее исторической роли в развитии нашей страны.

Сусанна Альперина

компетентно

Леонид Млечин :

Екатерина Фурцева "Мои портреты тоже носили, а теперь сижу с вами"

Екатерина Алексеевна Фурцева была первой женщиной, которая входила в состав руководства страны. Она принадлежала к числу тех немногих, кто определял судьбу нашего государства. Фурцева пробила себе путь в обществе, которое не поощряло стремительные женские карьеры. Но отчего она попала в опалу и, не справившись с эмоциями, пыталась уйти из жизни? Реальная история жизни Фурцевой скрыта за множеством мифов…

Екатерина Алексеевна Фурцева родилась 24 ноября (7 декабря по новому стилю) 1910 года в городе Вышний Волочек Тверской губернии. Ее отец, Алексей Гаврилович, рабочий-металлист, был призван в царскую армию, как только началась мировая война, и погиб в первых боях. Алексея Гавриловича девочка практически не помнила. И тем не менее, именно потеря отца - травма, наложившая отпечаток на всю дальнейшую жизнь Екатерины Алексеевны. Она боялась быть брошенной, отвергнутой, оставленной. Мать, Матрена Николаевна, больше не вышла замуж, в одиночку растила сына и дочь. Она была женщина с темпераментом и характером. Екатерина Алексеевна унаследовала от матери характер, внутреннюю силу. И все же тщательно скрываемое чувство беспомощности осталось в ней навсегда. Кирпичный барак, где выросла Екатерина Фурцева, стоит и по сей день.

В 1925 году она закончила семилетку и поступила в школу фабрично-заводского ученичества, выучилась на ткачиху. В пятнадцать лет стала к станку, потому и закрепилось за ней обидное для нее, будущего министра культуры, прозвище "ткачиха". Екатерине Алексеевне всегда будут поминать работу за станком - причем высокомерно-презрительно, хотя ничего, кроме уважения и сочувствия, необходимость рано начать трудиться не вызывает.

Мама, я летчика люблю

Физически хорошо развитая, ловкая, спортивная, Екатерина Фурцева вполне соответствовала ожиданиям эпохи. Правда, двадцатые и тридцатые годы - время пуританства. Сексуальность - не тема для обсуждения. А она не в силах скрыть своей женственности, желания любить и быть любимой. Вот и будет она разрываться между желанием ни в чем не уступать сильному полу и неосознанным стремлением встретить настоящего мужчину.

Екатерина Фурцева быстро оказалась на руководящей комсомольской работе. Добилась, чтобы ее отправили на Высшие академические курсы "Аэрофлота". Правда, распределение после курсов оказалось не ахти каким удачным. Фурцеву отправили в Саратов помощником начальника политотдела авиационного техникума по комсомолу. Зато здесь она влюбилась в летчика Петра Ивановича Биткова. В тридцатые годы пилоты, окруженные романтическим ореолом, пользовались у женщин особым успехом. К тому же инструктор летного звена Петр Битков, рассказывают, был видным, интересным мужчиной.

В Саратове молодая семья не задержалась. В 1936 году летчика Биткова перевели в политуправление гражданской авиации, и молодая семья перебралась в Москву. Фурцевой тоже нашли работу в столице - взяли в ЦК комсомола инструктором отдела студенческой молодежи. Она попала в ЦК комсомола в разгар репрессий, которые фактически блокировали нормальную работу всех учреждений и институтов страны. В 1937 году шли аресты руководителей комсомола, но она быстро ушла из ЦК. Ее направили учиться в Московский институт тонкой химической технологии имени М.В. Ломоносова. Студентку с опытом политической работы избрали секретарем парткома института, так что учеба отошла на второй план. Диплом о высшем образовании инженер-химик Фурцева получила в 1941 году, накануне войны.

Служебный роман с секретарем райкома

Начало Великой Отечественной для Фурцевой оказалось вдвойне трагическим. Ее муж в первые дни войны отправился на фронт. Но ушел он и из семьи, хотя именно во время войны у них появился долгожданный ребенок. Екатерина Алексеевна мечтала о детях, а забеременела только после одиннадцати лет жизни в браке. Как и многое в жизни Фурцевой, обстоятельства, связанные с рождением дочки, обросли мифами. Поговаривали, будто и не муж вовсе был отцом ребенка, поэтому-то оскорбленный Петр Битков и ушел из семьи… Рассказывают и другое. Петр Иванович, как это случилось со многими ушедшими в армию молодыми мужчинами, надолго оторванными от жен, встретил на фронте другую женщину и влюбился. Это больше похоже на правду, потому что от дочки Петр Иванович не отказывался, напротив, сохранил к ней отцовские чувства до конца жизни.

Напуганная одиночеством и неопределенностью, Екатерина Алексеевна была готова избавиться от ребенка. На помощь пришла мать. Матрена Николаевна приехала к ней и до конца дней оставалась с Екатериной Алексеевной.

1942 год был для Екатерины Алексеевны памятным во всех отношениях. У нее родилась дочь Светлана, и ее приметил первый секретарь Фрунзенского райкома партии Петр Владимирович Богуславский и взял к себе в аппарат. Так началась партийная карьера Фурцевой, которая приведет ее на вершину власти. У Фурцевой сложились особые отношения с Богуславским. Говорят, Петр Владимирович ценил не только ее деловые, но и женские достоинства, что не удивительно: молодая Фурцева была очень хороша - яркая, стройная, с бурным темпераментом. Трудно обсуждать то, что произошло между Петром Владимировичем и Екатериной Алексеевной. Они сами не рассказывали. Служебные романы похожи один на другой, как две капли воды… Общая работа сближала и доставляла удовольствие. Но едва ли такой роман может долго устраивать женщину. Мужчина счастлив иметь и жену, и любовницу. А женщины не хотят вечно оставаться в этой роли. Им нужна настоящая семья. Так что, служебные романы заканчиваются, как только мужчина и женщина перестают работать вместе…

"Я должна рапортовать товарищу Сталину"

Когда после войны партийный аппарат очищали от евреев, Петра Богуславского отправили учиться. Его место в райкоме заняла Фурцева. Партийный аппарат практически полностью был мужским. Она научилась не робеть в мужском коллективе, не смущалась шуточкам известного свойства, могла прилично выпить и при необходимости послать по матушке. При этом не забывала, что привлекательная женщина обладает и другими средствами воздействия на мужской коллектив. Красивая и приветливая женщина держалась непринужденно, без начальственной позы, но по-хозяйски уверенно.

В столичном городе ее ценили как мастерицу массовых мероприятий. Шла ли речь об очищении районного аппарата от выходцев из Северной столицы в разгар мрачного "ленинградского дела", или о пропагандистском обеспечении столь же позорного "дела врачей", Екатерина Алексеевна неизменно опережала коллег-секретарей. Она, например, требовала от институтов, расположенных в районе, "к 1 мая изобрести вакцину и полностью ликвидировать рак, к 7 ноября выпустить действенный препарат против туберкулеза. Изучаете детскую корь? Поработайте так, чтобы к следующему бюро райкома кори не было..." (см. выпущенную столичным архивным управлением книгу "Партийный губернатор" Москвы Георгий Попов"). - Я должна первая рапортовать товарищу Сталину о наших победах, - повторяла секретарь райкома Фурцева.

Хозяйка Москвы

Хрущев высоко оценил Фурцеву и сделал ее в 1954 году хозяйкой Москвы. Ни одна женщина до нее не возглавляла столь крупную партийную организацию. Женщин на высоких постах было совсем немного. В отношении Хрущева к Фурцевой не было ничего личного, что бы тогда ни говорили. Никита Сергеевич хранил верность жене и с особами другого пола устанавливал исключительно деловые отношения.

Екатерина Алексеевна взялась наводить порядок в городе. На пленуме горкома честно сказала, что руководителей города пустые полки мало волнуют:

Вся беда в том, что мы сами не ходим, не покупаем эти вещи, за нас ходят и покупают. Поэтому мы слишком поздно об этом узнаем, а нас вспоминают покупатели нехорошими словами. Возмутительные факты в аптеках - ваты нет! В феврале - марте в аптеках не было льда. Больницы и поликлиники обращались в аптеки, гипса не было. Горчичников нет! Минеральной воды в аптеке не видно. Почему? Я скажу - вы проезжаете мимо этих учреждений на машинах, поэтому не знаете положения…

О грязи на улицах Екатерина Алексеевна говорила с гневом и возмущением:

У нас есть решения о создании детских площадок, а во дворах лужи, гнилая вода, и ребятишки вокруг этих луж ходят… Нельзя же так по-хамски относиться к москвичам…

Служебную удачу дополнило найденное, наконец, личное счастье. Когда Екатерина Алексеевна работала в московском партийном аппарате, то влюбилась в коллегу-секретаря - Николая Павловича Фирюбина. Его считали капризным и избалованным женским вниманием. Роман Фурцевой и Фирюбина был предметом пересудов в Москве. В те времена разводы не поощрялись. Женщина должна была исполнять одну роль - самоотверженной жены и матери. Любовница - понятие отрицательное. Николай Павлович не спешил рвать с прежней жизнью, уходить из семьи. Екатерина Алексеевна переживала. Когда брак стал возможным, Екатерина Алексеевна была счастлива. Едва Екатерина Алексеевна и Николай Павлович стали жить вместе, как вмешалась большая политика. Фирюбина отправили послом в Чехословакию. Потом перевели в Белград. Посла всегда сопровождает жена. Но Екатерина Алексеевна не пожелала пожертвовать карьерой и отказаться от своей роли хозяйки Москвы. Она переживала, не хотела отпускать надолго молодого мужа, но и с ним не поехала. Конечно, Николай Павлович предпочел бы видеть жену рядом. Но быть женатым на самой Фурцевой - это тоже льстило его самолюбию. Екатерину Алексеевну можно было назвать первой дамой страны, поскольку жены руководителей государства оставались в тени.

Взлет и падение

ХХ съезд партии сыграл особую роль в жизни нашей страны. Для Екатерины Алексеевны съезд оказался вдвойне важным - она была вознесена на вершину политической власти. На организационном пленуме Центрального комитета 27 февраля 1956 года Хрущев сделал ее секретарем ЦК и кандидатом в члены президиума. Никита Сергеевич не зря считал Фурцеву своим человеком и продвигал. Екатерина Алексеевна пришла на помощь Хрущеву, когда летом 1957 года "старая гвардия" - Молотов, Маленков, Каганович и Булганин - решила свергнуть Никиту Сергеевича. Хрущев превратил своих противников в "антипартийную группу" и изгнал их из президиума ЦК. Освободившиеся места заняли те, кто поддержал Никиту Сергеевича.

29 июня 1957 года он сделал Екатерину Алексеевну Фурцеву полноправным членом президиума ЦК. В следующий раз женщина войдет в состав политбюро уже при Горбачеве. В качестве подарка Хрущев вернул Екатерине Алексеевне мужа, назначил Николая Фирюбина заместителем министра иностранных дел. Всего три года Фурцева пребывала на вершине власти. Низвержение с олимпа стало для нее полной неожиданностью. 4 мая 1960 года она лишилась поста секретаря ЦК КПСС. Хрущев распорядился назначить ее министром культуры. Но еще год с лишним, до ХХII съезда партии, Фурцева оставалась членом президиума ЦК. Возможно, рассчитывала, что опала будет недолгой. А может, полагала, что Никита Сергеевич хотя бы сохранит за ней партийное звание. Тогда и министерский пост не страшен. Главное - участвовать в заседаниях президиума ЦК, где решаются все важные вопросы.

Но на съезде в состав президиума ЦК ее уже не включили. Для нее это был страшный удар. Рассказывали, что, вернувшись домой, Фурцева закрылась в ванной. Подруга пришла к ней в гости и удивилась, что ей не открывают. Забила тревогу. Взломали дверь и обнаружили Фурцеву, истекающую кровью. Ее удалось спасти… Кое-какие надежды вспыхнули у Фурцевой, когда в 1964 году Хрущева сняли со всех должностей. Но Леонид Ильич Брежнев ее не жаловал и на партийную работу не вернул. Екатерина Алексеевна до конца жизни не смирилась с падением. Сказала однажды в сердцах Юрию Петровичу Любимову, главному режиссеру Театра на Таганке:

Вы думаете, только у вас неприятности? Мои портреты ведь тоже носили, а теперь, вот видите, сижу тут и с вами говорю.

Патриотизм пьяного слесаря

В партийном руководстве тех лет все были догматиками. Но Екатерине Фурцевой катастрофически не хватало общей культуры и образования, поэтому ее выступления на идеологические темы производили особенно мрачное впечатление. С 28 июля по 11 августа 1957 года в Москве проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов, ставший огромным событием. Никогда еще не было такого широкого и практически неконтролируемого общения с иностранцами. Начальство само было напугано и пугало других. Накануне фестиваля Екатерина Алексеевна предупреждала московских чиновников:

Есть слухи, что завезут инфекционные заболевания. Начали проводить прививки. В то же время было четыре случая каких-то уколов в магазинах, когда девушка стояла в очереди за продуктами, подходит человек, в руку делает укол. Пострадавшие находятся в больнице, состояние их хорошее. Это делается врагами, чтобы создать панику вместо торжества… Главное, что мы недооцениваем советских людей, их патриотизм. Зимой приезжала делегация американцев, среди делегатов был корреспондент-разведчик. Идут по Москве и видят пьяного. Корреспондент его сфотографировал, поинтересовался, кто он такой, обратился к нему на ломаном русском языке: "Где работаете, сколько зарабатываете, вид не очень приличный, плохо, наверное, живете". На это рабочий ответил: "Живу я очень хорошо, у меня жена, семья, все обеспечены, даже на водку деньги остаются. Пойдемте ко мне в гости, я вас угощу". Когда наши представители пошли к этому рабочему узнать, кто он, оказалось, что он простой слесарь-ремонтник, живет на восьми метрах в полуподвальном помещении с семьей в пять человек. После этого мы ему дали квартиру. Человек в пьяном виде мог так отпарировать. Наши люди - более патриотичны, чем другие нации…

К ней можно было прийти

В руках министра была немалая власть. Но каждое решение таило в себе угрозу для карьеры. Партийные чиновники, когда речь шла о культуре и искусстве, были невероятными ретроградами. И распекали министра за ошибки и промахи подведомственных ей мастеров культуры.

Постоянной головной болью становились праздничные концерты для большого начальства. Решая, кто выступит перед высоким начальством, Фурцевой приходилось учитывать множество факторов, в первую очередь вкусы членов политбюро, иногда взаимоисключающие. Аркадий Райкин и Роман Карцев на правительственном концерте собирались показать миниатюру "Авас", герой которой - выходец с Кавказа. Над ней хохотала вся страна. В последний момент министр культуры остановила Райкина:

Аркадий Исаакович, "Аваса" играть нельзя - в зале Мжаванадзе.

Василий Павлович Мжаванадзе был первым секретарем ЦК компартии Грузии. Боялись обидеть его кавказским акцентом. Пришлось срочно менять репертуар.

Екатерине Алексеевне не хватало образования и кругозора. В определенном смысле она так и осталась секретарем райкома. Но постепенно прониклась интересами театра и, шире говоря, искусства, чаще брала сторону не чиновников, а людей творческих. К ней можно было прийти, поговорить по душам, и она была готова выслушать, понять и помочь. И защитить.

Интересная женщина, - вспоминал ее Юрий Никулин. - Может, не шибко умная. Но она спасла "Кавказскую пленницу". Этуш играл в этом фильме роль "товарища Саахова". А парторга "Мосфильма" фамилия была Сааков. И начальство уперлось: надо переозвучивать фильм! Я отправился на прием к Фурцевой. Без десяти десять утра стою в коридоре у ее приемной. Она улыбнулась: "О, какими судьбами?" Я рассказал всю эту историю. Фурцева схватила телефон, связалась с директором студии: "Это что за идиотство?" Тот ей ответил: что вы, что вы, никто и не ставил так вопрос, видимо, какое-то недоразумение, фильм уже готов и скоро выйдет на экраны.

Несмотря на цензуру

Екатерина Алексеевна руководила министерством культуры четырнадцать с лишним лет, до самой смерти. Оценивают ее роль по-разному. Идеологическая ситуация в стране, атмосфера запретов практически ставили крест на всем, что казалось опасным отступлением от генеральной линии. Желающих запретить было множество, а брать на себя ответственность и разрешать никто не хотел. Большинство решений принималось в тиши кабинетов. Фурцева же в силу должности оказалась на авансцене, и о запретах объявлять приходилось ей самой.

Екатерина Алексеевна не была держимордой. Помимо партийных установок часто руководствовалась личными симпатиями и антипатиями. Главный режиссер театра "Современник" Олег Николаевич Ефремов к пятидесятилетию Октябрьской революции поставил пьесу Михаила Филипповича Шатрова "Большевики". Цензура ее запретила. Министр культуры взяла на себя смелость разрешить спектакль. Полгода - невиданное дело! - спектакль шел без разрешения цензуры.

Сложнее всего Екатерине Алексеевне приходилось с Театром на Таганке, где главным режиссером был Юрий Петрович Любимов. "На заре театра, - рассказывал поэт Андрей Вознесенский, - Ю.П. Любимов вместе с министром культуры Е.А. Фурцевой и ее приближенными, обходя здание, ввел ее в свой кабинет и показал на только что оштукатуренные стены: - А здесь мы попросим расписываться известных людей… Разрумянясь от шампанского, министр захлопала в сухие ладошки и обернулась ко мне:

Ну, поэт, начните! Напишите нам экспромт!

Получив толстый фломастер, я написал поперек стены: "Все богини - как поганки перед бабами с Таганки!" У Юрия Петровича вспыхнули искры в глазах. Министр передернулась, молча развернулась и возмущенно удалилась. Надпись потом пытались смыть губкой, но она устояла".

Миллиончик беззащитной женщине

Екатерина Алексеевна поддерживала идеи международного культурного обмена, хотела, чтобы советский зритель видел лучшие образцы мирового искусства, а мир - восхищался достижениями отечественных мастеров. Ирина Александровна Антонова, директор Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, вспоминала: "У нее была страсть к масштабным проектам. Вывезла шедевры Эрмитажа, Третьяковки, Русского и Пушкинского музеев в Японию без страховки под личную ответственность - она умела рисковать".

Фурцева привезла в Москву "Джоконду" и французских импрессионистов. Благодаря Фурцевой в Советский Союз приехал итальянский театр Ла Скала, дирижировал Герберт фон Кароян. А Большой театр отправился в Милан. В Ла Скала по соглашению с министерством культуры стажировались советские певцы.

На заседании президиума Совета министров обсуждался вопрос о строительстве нового здания цирка на Ленинских горах. Для завершения стройки нужен был дополнительный миллион рублей, но исполком Моссовета не хотел его выделять. - Нигде так плохо не относятся к строительству большого, оборудованного по последнему слову техники цирка, как в Москве, - говорила Фурцева. - Неужели товарищам из Мосгорисполкома не стыдно тянуться в хвосте у других? Стройку, которую можно было бы закончить за два-три года, стремятся растянуть на десятилетие. Товарищи члены президиума, у вас у всех есть дети, внуки. Неужели они не донимают вас - когда же, наконец, выстроят новый цирк? Добавьте мне миллион, и я вас всех вместе с ребятишками приглашу в декабре будущего года на его открытие!

Фурцева обратилась к главе правительства Косыгину:

Алексей Николаевич, товарищи мужчины-министры, я - слабая, беззащитная и единственная среди вас женщина. Ну, пожалуйста, дайте мне миллиончик! Чего вам стоит? И я дострою цирк в будущем году. Все рассмеялись. Косыгин заранее решил, что даст дополнительные деньги, чтобы покончить с долгостроем, мимо которого он каждый день ездил на дачу. Откликнувшись на ее слова, заключил:

Никто из мужчин-министров не возражает, если добавить слабой, беззащитной женщине миллион?

Дачная история

Екатерина Фурцева всегда очень хорошо выглядела, следила за собой. Делала гимнастику, научилась играть в теннис (тогда еще не такой модный). Рассказывают, что, узнав о французском препарате "градицин" (для похудания), она его раздобыла и принимала, несмотря на побочный эффект - головокружения.

Хорошо одеться даже министру было непросто. Конечно, ее обслуживало ателье управления делами Совета Министров, но ей хотелось выглядеть оригинально. Не забывала, что она - единственная женщина-министр в стране. Конечно, красивые вещи везли из-за границы. Фурцева, по словам певицы Галины Вишневской, охотно принимала подношения от артистов. Женщины в министерстве не без зависти шептались, что Фурцева сделала пластическую операцию (что было тогда редкостью) и сразу улетела в Сочи. Когда вернулась загоревшая и отдохнувшая, никто и не заметил, что она преобразилась с помощью медицины.

Уже не в юном возрасте Екатерина Алексеевна продолжала волновать мужское воображение. Фурцевой всегда хотелось доказать, что ей под силу все, на что способны мужчины. Она умудрялась выглядеть одновременно женственной и сильной. Ей, возможно, нравилось унижать мужчин и утверждать естественное превосходство женщин. С годами, когда жизнь перестала ладиться, она стала злоупотреблять горячительными напитками. Говорили, что пить она не умела, быстро пьянела. Вечерами у нее в министерстве собиралось ближайшее окружение. Они охотно составляли ей компанию, а заодно выпрашивали у министра то, что им было нужно.

В 1972 году умерла мать, Матрена Николаевна, у которой министр по струнке ходила. Екатерина Алексеевна зависела от матери, нуждалась в ее постоянном одобрении. Говорят, что девушки выходят замуж за своих отцов, то есть инстинктивно ищут мужчину с привычными чертами характера. Фурцева же, пожалуй, вышла замуж за свою мать! Мать ушла в мир иной. Дочь выросла, жила отдельно и самостоятельно. Муж остался самым близким человеком, который всегда рядом. С кем, как не с ним, делить свои чувства, секреты? А в нем проявляются неприятные черты - эгоцентризм, требовательность, жестокость, стремление добиться своего во что бы то ни стало. Самый ужасный момент наступил, когда она почувствовала, что внимание к ней и забота о ней стали испаряться. Муж ее разлюбил? Николай Павлович о своих отношениях с Екатериной Алексеевной не рассказывал. Во всяком случае публично. Он умер еще до того, как журналисты получили возможность задавать личные вопросы. А у Екатерины Алексеевны и без того возникли серьезные проблемы.

Началось с того, что она занялась постройкой собственной дачи и попросила о помощи "подведомственные учреждения". Желающих посодействовать министру строительными материалами и рабочей силой оказалось множество. Кто-то из посвященных, как водится, написал донос: Фурцева, нарушив государственную дисциплину и партийную этику, приобрела по льготным ценам строительные материалы в Большом театре. Брежнев вроде бы решил Фурцеву не наказывать, удовлетвориться тем, что отправить на пенсию. А она сказала одной из подруг:

Что бы там ни было, что бы про меня ни говорили, я умру министром. Так и случилось…

Израненная душа

24 октября 1974 года в Кремле был прием. Вечером заехала к дочери. - Почему у тебя грустный голос? - спросила Светлана. - Тебе показалось. Больше Светлана уже не увидит ее живой…

Теперь уж не узнать, что именно произошло поздним вечером, когда Фурцева вернулась домой. Говорят, что именно в тот день стало известно, что ее ждет пенсия, а Николай Павлович встретил другую женщину. Екатерина Алексеевна не выдержала двойного удара. Тоскливая жизнь брошенной мужем пенсионерки была не по ней... Не так-то просто обрести покой израненной душе. Глубоко в ее душе сидел страх потери самого близкого человека. Понимала: подруги исчезнут, как только она перестанет быть министром. У дочери своя жизнь… Казалось, ее ждет жизненная катастрофа.

После полуночи Светлане позвонил Николай Павлович Фирюбин:

Мамы больше нет.

Когда приехали дочь с мужем, в квартире еще находилась реанимационная бригада. Доктор пытался успокоить Светлану:

Даже если бы это случилось в больнице, врачи не смогли бы помочь. Диагноз - острая сердечная недостаточность.

Одни говорили, что Екатерина Алексеевна отправилась в ванную и приняла горячий душ после немалой дозы алкоголя. Последовал сердечный спазм и… Другие уверяли, что она проглотила горсть люминала… Все это слухи. Но по Москве пошли разговоры о том, что она вновь решила покончить с собой. И на сей раз попытка удалась.

Прощание с министром культуры устроили в новом здании МХАТа, к строительству которого она приложила столько усилий. Поминки - в Доме актера. Лучше всех сказал писатель Константин Михайлович Симонов, которого Фурцева когда-то разносила на секретариате ЦК:

Екатерина Алексеевна всегда имела смелость сказать "да" - и делала все, чтобы поддержать, помочь новому, порой только пробивающемуся. Имела смелость сказать "нет", и ее поступки всегда соответствовали сказанному. Так говорить и поступать могла только большая, светлая личность…

Ее первый муж, Петр Битков, говорил дочери на похоронах, что всю жизнь любил только Екатерину Алексеевну. Он ненадолго ее пережил. С годами о Фурцевой говорят все лучше и лучше. Дурное забылось. Остались воспоминания о живом и душевном человеке.

Екатерина Фурцева – одна из самых неоднозначных фигур советского периода. При жизни ее и уважали, и ненавидели. Одного слова Министра культуры СССР было достаточно, чтобы вознести художника на вершину славы или безжалостно уничтожить его карьеру. Но и через много лет после смерти советской Железной леди печать, радио и телевидение не устают обсуждать единственную женщину, вознесенную на Мавзолей в стране, где правили мужчины. Ее вещи – платья, сумки, документы – хранятся в Государственном музее политической истории в Санкт-Петербурге.

ПО ТЕМЕ

Окончить школу, выскочить замуж, пойти работать на ткацкую фабрику. Днем сходить с ума от грохота ткацких станков, вечером – от рева сопливой ребятни, дожить до пенсии и коротать век на жалкие копейки... Подобная судьба ждала всех женщин, родившихся в начале прошлого века в провинциальной российской Тверской губернии. Вначале и Катя Фурцева шла тем же путем. После школы мать, суровая солдатская вдова, поставила дочку к станку. Однако та быстро влилась в ряды коммунистов и вскоре по заданию партии отправилась поднимать сельское хозяйство на юг страны. Затем была партийная работа в Крыму, потом – Ленинград. Советский Союз рвался ввысь, покорять небо. И в духе времени Катя Фурцева упорхнула на летные курсы. А там, где самолеты, обязательно есть летчики, "сталинские соколы". Один из таких орлов пленил сердце красавицы. И без долгих раздумий она стала гражданской женой летчика Петра Биткова. Супруг был хорош собой и статен, а то, что где-то у него осталась законная жена с дочкой, – дело десятое…

В 1941 году Екатерина – уже секретарь Фрунзенского районного комитета Москвы. Такая должность означала принадлежность к партийной (более того – столичной) элите. За плечами Фурцевой – институт и Высшая партийная школа – немногие коллеги могли похвастать таким солидным образованием. Только вот семейная жизнь текла ни шатко ни валко: Битков заводил речи о ребенке, но беременность не наступала. "Может, так оно и лучше, – думала Фурцева, – с дитем не больно-то поработаешь. А тут еще война…" Петра мобилизовали, едва грянула Великая Отечественная. Как горячо и страстно они прощались! А осенью, дежуря на крыше дома во время вражеского авианалета, Екатерина неловко упала, пришлось обращаться к врачу. И тот огорошил: "Десять недель, гражданка!" Что делать? Муж на фронте, у нее партийная работа, да и мать, небось, голову оторвет. Как ни странно, как раз мать, узнав о беременности дочери, заявила: "Нечего даже думать! Столько лет ждали! Неужто одного ребенка не поднимем?" А вот Петр на весть о скором отцовстве отреагировал прохладно. Екатерина списала это на трудное время – до нежностей ли теперь? В мае 1942 года на свет появилась Светлана. А через четыре месяца новоиспеченный папаша заявил жене, что устал "жить с ее работой". И ушел...

Самый верный способ забыться – с головой уйти в работу, боль расставания заглушить усталостью. Так Екатерина и поступила. Хлопот у второго секретаря райкома хватало. Екатерина допоздна засиживалась на работе – в компании первого секретаря и непосредственного наставника Петра Богуславского. Кстати, человека семейного. Был ли роман? А как же! Возможно, все зашло бы дальше, возможно, ради нее Богуславский даже решился бы на развод. Но он в курсе, что его карьера на излете, вот-вот "задвинут". Как напророчил, так и сбылось: его – в резерв, без надежды на возвращение, а Фурцеву – на руководство. И Петр Богуславский стал для нее приятным воспоминанием. Екатерина доверие партии оправдала. Партийные пленумы вела бойко, говорила без бумажки. А заодно осваивала правила игры в мужском мире. Ходы были разные: и нецензурные выражения, и выпивка, и продолжительные застолья, и все прочие "аксессуары" мужского быта. Но цель оправдывала средства. Ценный кадр приметил будущий руководитель СССР Никита Хрущев и переманил в свою вотчину – Московский городской комитет партии. Молва, конечно, по-своему истолковала повышение Фурцевой, придав ему интимную подоплеку. На самом деле сердечный интерес у Екатерины был, но не к простоватому Хрущеву. А к своему подчиненному, Николаю Фирюбину – женатому мужчине, отцу двоих детей, который любил и умел нравиться женщинам. Фирюбин сначала о разводе и не помышлял, да Фурцева и не требовала от него резких движений. И тем самым склонила на свою сторону. В 1955 году, будучи 45-летней женщиной, партийная активистка наконец-то стала законной женой. В первый и последний раз. Что принесло ей супружество? Определенно, в нем было мало тепла. По воспоминаниям современников, Фирюбин был мелким и ехидным человеком, который не мог смириться с карьерным превосходством жены. Оттого и шпынял ее, не гнушаясь унизить при посторонних. Брак этот тяготил всех: Фурцева поняла, что избранник оказался скорее подделкой, нежели бриллиантом, супруг отчаянно ревновал жену к работе, к дочери, к матери. Ему платили той же монетой: Светлана отказывалась ехать с отчимом в одной машине, а теща свирепо вырезала зятя со всех семейных фотографий.

А партийные бонзы тем временем продолжали свои подковерные игры. В одной из таких интриг Фурцевой довелось сыграть решающую роль. Дело происходило уже после смерти Иосифа Сталина. Екатерина достигла немыслимых для женщины карьерных высот – она занимала пост секретаря Центрального комитета КПСС. Именно в этом качестве она поднималась на мраморную трибуну Мавзолея Ленина на Красной площади: с этой трибуны два раза в год, в дни главных праздников страны – 1 Мая и 7 Ноября, руководители СССР принимали военный парад и демонстрацию народного ликования. Как-то раз Фурцевой пришлось присутствовать на узком сборище членов Президиума ЦК. Матерые партийные интриганы – Маленков, Каганович и Молотов – собрались, чтобы свалить другого "матерого" – фактического руководителя страны Никиту Хрущева. Екатерина сразу поняла, куда клонится чаша весов. Большинство членов Президиума голосовали против Хрущева. Как же так – ее покровителя, человека, который расшевелил сталинский муравейник, – и вдруг втоптать в грязь? Возможно, Фурцева и не проигрывала далеко идущих последствий своего поступка, просто среагировала на явную несправедливость. Но как помочь? Спас излюбленный женский прием – Екатерина вышла "припудрить носик". Но вместо туалета помчалась в свой кабинет звонить тем, в чьих силах было не дать произойти новому перевороту. Почти истерично умоляла она всесильных генералов приехать на заседание и не допустить, чтобы Никиту сняли с поста Первого секретаря ЦК. И уговорила. В Кремль приехали народный герой, Маршал Победы Георгий Жуков и несколько его сторонников. Хрущев снова оказался на троне. Как расплатился Никита со своей спасительницей? Сильные мира сего любят тех, кого облагодетельствовали сами. И ненавидят тех, кто видел их в минуту слабости и пришел на помощь. Он сломал ее не сразу, дождался удобного момента. Шел 1960-й год, многие были недовольны политикой Хрущева, затянувшимся неистовым развенчанием сталинского режима. Вот и Екатерина как-то высказала наболевшее в телефонном разговоре с коллегой по партии. На следующий день Хрущев зачитал ей стенограмму той беседы. Разумеется, ему нужен был только повод – и он дождался удобного случая. "Родной Центральный комитет", о котором Фурцева говорила с придыханием, избавился от нее. Екатерина повела себя абсолютно по-женски – вскрыла вены, с тем расчетом, чтобы быть вовремя спасенной. Об инциденте стало известно в ЦК, но вместо сочувствия и извинений получила лишь насмешки. Хрущев назвал ее психопаткой. Фурцева поняла, что больше "женских шалостей" повторять нельзя.

Фурцеву понизили, назначив министром культуры СССР. Именно с этого момента и началась история, за которую ее окрестили Екатериной Великой. Критики сколько угодно могут называть Фурцеву "лидером порабощенной культуры", но факты – упрямая вещь. За время ее руководства советские молодые артисты, участвуя в международных конкурсах и фестивалях, завоевали почти сотню первых премий. В стране появились сотни тысяч библиотек, клубов и дворцов культуры. Фурцева возродила Московский международный кинофестиваль, добилась учреждения конкурса имени Чайковского, Международного конкурса артистов балета. Многим министр культуры помогала – в том числе и своей любимице, всемирно известной оперной диве Галине Вишневской. Эффектным действом Фурцевой (еще когда она руководила городским партийным комитетом Москвы, а фактически – столицей СССР) становится Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года. Это вообще была самая броская акция хрущевской оттепели. Никогда еще такое количество иностранцев сразу не собиралось в Москве. Изголодавшаяся за времена железного занавеса по общению страна устроила праздник, который до сего дня помнят все, кому удалось тогда к нему приобщиться.

Именно с правлением Фурцевой связывается начало Недель французского кино, когда в Советский Союз приехали уже ставшие великими Жерар Филип, Даниэль Даррье, режиссер Рене Клер. Во Францию Екатерина была просто влюблена. Началось это в 1961-м, когда она повезла советскую картину "Повесть пламенных лет" на Каннский кинофестиваль. Заведенные там знакомства ввели Фурцеву в круг французской интеллигенции и французской компартии, что тогда было подчас одно и то же – с ней общались такие знаменитости, как Луи Арагон и Морис Торез. Ее женская притягательность оказалась весьма действенной. Она способна была обаять и мужчин, и женщин. "Заграницу" она открыла не с высоты министерского кресла, а через совсем "неуставную" дружбу, которая принесла богатейшие плоды. Давно уехавшие соотечественники из-за рубежа стали приносить дары советским музеям. Третьяковская галерея получила картины из бесценной коллекции Сорина. Первый и единственный приезд Марка Шагала, подарившего Пушкинскому музею 75 своих литографий. В составе правительственной делегации Фурцева облетела всю Индию и Непал. Побывала на выставке Святослава Рериха. Екатерина приглашает художника в Советский Союз, и вскоре в Москве открывается его первая выставка. Особенно интересна история появления в СССР знаменитого миланского оперного театра Ла Скала. Это тоже свершилось по решению Фурцевой. Звезды и великий Герберт фон Караян свели с ума меломанов. Директор театра Антонио Гирингелли был в восторге от гастролей и благословившего их министра. Той же осенью 1963 года Большой театр впервые отправился в Милан. И в кабинете директора Ла Скала было подписано соглашение о сотрудничестве двух великих театров, которое действует до сих пор. Десять лет, до конца жизни, Фурцева получала от Гирингелли знаки внимания – письма, цветы, милые венецианские фигурки персонажей комедии дель арте. Как писал сам итальянец – "в память о дружеских отношениях, любви и симпатии".

Последние два года жизни Екатерина провела в одиночестве. Как всегда, спасала работа, но возраст и здоровье уже были не на ее стороне. О событиях 24 октября 1974 года до сей поры спорят. Фурцева не жаловалась на здоровье – и ее смерть показалась неожиданной и необъяснимо ранней. Она месяц не дожила до 64 лет. В Москве заговорили о том, что министр культуры ушла из жизни по своей воле. В семье версию о самоубийстве наотрез отвергали. Впрочем, семье не очень верили – ведь однажды Екатерина уже вскрывала себе вены. Официальная же версия – "острая сердечная недостаточность".

Как бы то ни было, Екатерине Фурцевой за ее жизнь удалось немыслимое: в партийной иерархии, где человек – не более, чем винтик огромной системы, оставаться Личностью и Женщиной. А как назовут – Екатериной Великой или "психопаткой" – уже неважно. Ведь имен ее преемников и вовсе не помнят.

Фурцева, Екатерина Алексеевна
Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Екатерина Алексеевна Фурцева (24 ноября 1910, Вышний Волочёк - 25 октября 1974, Москва) - советский государственный и партийный деятель. Первый секретарь МГК КПСС с 1954 по 1957 год. Член Президиума ЦК КПСС с 1957 по 1961 год. Mинистр культуры СССР с 1960 по 1974 год.

Четыре ордена Ленина,
орден Трудового Красного Знамени,
орден «Знак Почёта»,
медали

Критика деятельности Екатерины Фурцевой

За время, на протяжении которого Е. Фурцева занимала пост министра культуры СССР, многие деятели культуры отмечали, и в те годы, и в своих последующих мемуарах, жёсткость её характера, плохое понимание многих сфер искусства, в особенности живописи и музыки, стремление запрещать многие даже самые высокохудожественные произведения искусства. Именно антипатия Екатерины Фурцевой к новым течениям молодёжной музыки 1960-х годов привела к тому, что в СССР так и не состоялись гастроли легендарных английских рок-групп The Beatles и The Rolling Stones.

Мстислав Ростропович, один из величайших российских музыкантов XX века, в течение долгого времени не мог выступать на музыкальных сценах СССР по вине Екатерины Фурцевой. Причиной стало укрывание на своей даче опального писателя Александра Солженицына. Ростропович оказался в опале и следствием этого стал вынужденный отъезд из СССР в 1974 году.

Скоропостижно скончалась в ночь с 24 на 25 октября 1974 года. В медицинском заключении, подписанном начальником Четвёртого управления Минздрава СССР академиком Е. И. Чазовым, причиной смерти была названа острая сердечная недостаточность.

Бывший председатель КГБ СССР В. А. Крючков в 2001 году на вопрос корреспондента, действительно ли смерть Екатерины Фурцевой была насильственной, ответил: «…Все знавшие её товарищи утверждали, что она покончила жизнь самоубийством в ванной комнате собственной квартиры».

Наверное, во второй половине XX века в нашей стране не было женщины, которая достигла бы таких политических высот и сделала бы такую невероятную карьеру, как Екатерина Алексеевна Фурцева. Она была секретарём ЦК КПСС, членом Президиума ЦК, первым секретарем Московского горкома партии и почти четырнадцать лет - министром культуры СССР.

В 1949 году во время партийного концерта за кулисами Большого театра Николай Шверник устроил ей аудиенцию с Хозяином.
Сталину она понравилась. Живого бога она видела в первый и последний раз, но для его острого глаза - это достаточно. В декабре 1949 года она выступает на расширенном пленуме горкома партии, где, жёстко критикуя себя, рассказывает о райкомовских недоработках. Чисто по-женски. Немного по-мазохистски. Рядом с мужчинами становится в мудрую тень. Кажется, безо всякого умысла. И её замечают. Встреча со Сталиным дала свой результат.

С 1950 по 1954 год Фурцева близко сталкивается с Хрущёвым. Ходили слухи об их романе. Сразу после смерти Сталина она стала первым секретарём горкома партии. Теперь под её началом была вся Москва. На Хрущёва она произвела сильное впечатление: и тем, что выступала на собраниях без бумажки, и тем, что не боялась признаться и покаяться в мнимых грехах, и тем, что "специалист". Это было её любимое слово. Знакомясь с новыми людьми, первым делом она спрашивала: "Вы же специалист?!"

Фурцева до конца жизни сохранила почтительное отношение к профессорам и важным старичкам доцентам, которых навидалась ещё в аспирантуре. "Специалист" знает больше, чем она, это убеждение было в ней очень сильно. И в своей команде она - бывшая ткачиха - хотела видеть именно таких людей.

Шёл 1960 год, вторая половина правления Хрущёва. Многие были им, недовольны. В том числе и Фурцева. Недовольство это спускали на парах. Просто перемывая косточки. Однажды в телефонном разговоре Фурцева "прошлась" по Никите Сергеевичу. На следующий день он прочитал стенограмму её личной беседы с членом ЦК Аристовым. Его реакция была молниеносной. На ближайшем, внеочередном, пленуме Президиума Екатерина Алексеевна была снята с должности секретаря.

Процедура отрешения от власти была отработана до мелочей. Никто не врывался в кабинет, демонстративно не отключал телефон.
Отрешение от власти знаменовалось тишиной. С тобой вдруг переставали здороваться, а самое главное - замолкала вертушка. Её просто отключали.

Через месяц пришло сообщение, что Фурцеву назначили министром культуры. И именно тогда по всей стране пошло гулять прозвище, прилипшее к ней надолго, - Екатерина Великая.

Своей командой она считала десятки тысяч работников сферы культуры Москвы и Подмосковья. И ещё миллиона три-четыре рядовых "армии культоргов" по всему СССР: скромных библиотекарш, учёных музейщиков, наглых служащих театров и киностудий и т. д. Вся эта армия называла её Великой Екатериной - кто знает, с сарказмом ли, с восхищением?

Но аналогии с русской царицей возникали не только у подданных её "империи". Рабочий кабинет Фурцевой украшал портрет королевы Елизаветы, с лаконичной надписью: "Екатерине от Елизаветы". Ходила легенда, что, пообщавшись полчаса с Фурцевой, королева обратилась к ней с просьбой: "Екатерина, не зовите меня Ваше Высочество, зовите просто товарищ Елизавета.

Датская королева Маргрете однажды сказала, что хотела бы сделать для своей страны столько же, сколько Фурцева сделала для своей.

После изгнания из Президиума ЦК она стала пить. Пила много, но не безобразно. Напиваясь, жаловалась на судьбу, на мужиков, которые её бросили, кляла их на чём свет стоит.

Последние два года Фурцева была одна. В её доме почти никто не бывал.

Календарь
[Екатерина Кубовская]

34 года назад, 24 октября, в своей московской квартире скончалась бывший министр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева.
Официальная причина смерти - острая сердечная недостаточность. Однако родные Фурцевой считали, что она покончила с собой, и даже называли способ - отравление. Трудно сказать, почему родственники были уверены в этом. Однако факт остаётся фактом - в жизни министра одна попытка суицида уже была…

Справка:

Что такое инфаркт? - Полисмед
polismed.ru›infarctus_cardio-post003.html
Обширный инфаркт сердца может быть причиной острой сердечной недостаточности.

Что такое инфаркт?
elhow.ru›zdorove/serdechno…chto-takoe-infarkt
Инфарктом называют явление исключения из кровообращения участка органа или ткани. Происходит оно вследствие внезапного прекращения кровотока. Инфаркт является разновидностью некроза.

Подробнее на Elhow: Это приводит к ишемической болезни сердца. Наступает полное прекращение кровоснабжения какой-то части сердечной мышцы – инфаркт миокарда.

Задача данной статьи - выяснить причину ухода из жизни ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ ФУРЦЕВОЙ по её коду ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

21 41 58 81 87 90 91 97 108 109 128 134 151 161 175 176 177 189 195 206 224 230 236 239 253 254
Ф У Р Ц Е В А Е К А Т Е Р И Н А А Л Е К С Е Е В Н А
254 233 213 196 173 167 164 163 157 146 145 126 120 103 93 79 78 77 65 59 48 30 24 18 15 1

6 17 18 37 43 60 70 84 85 86 98 104 115 133 139 145 148 162 163 184 204 221 244 250 253 254
Е К А Т Е Р И Н А А Л Е К С Е Е В Н А Ф У Р Ц Е В А
254 248 237 236 217 211 194 184 170 169 168 156 150 139 121 115 109 106 92 91 70 50 33 10 4 1

ФУРЦЕВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА = 254 = 236-ИШЕМИЧЕСКИЙ ИНФАРКТ + 18-С\ ердца \.

254 = 163-ИНФАРКТ СЕРДЦА + 91-УМИРАНИЕ.

254 = 93-ИНФАРКТ + 70-СЕРДЦА + 91-УМИРАНИЕ.

254 = 120-КОНЕЦ ЖИЗНИ + 134-ИНФАРКТ СЕР\ дца \.

254 = 213-\ 120-КОНЕЦ ЖИЗНИ + 93-ИНФАРКТ \ + 41-СЕР\ дца \.

254 = 161-ОКОНЧАНИЕ ЖИЗНИ + 93-ИНФАРКТ.

254 = 115-ПРЕКРАЩЕНА + 139-ПОДАЧА КРОВИ В С\ ердце \.

254 = 177-ПРЕКРАЩЕНА ПОДАЧА + 77-КРОВИ В С\ ердце \.

254 = 233-ПРЕКРАЩЕНА ПОДАЧА КРОВИ + 21-В С\ ердце \.

Код ДАТЫ СМЕРТИ: 25.10.1974. Это = 25 + 10 + 19 + 74 = 128 = ОКОНЧАНИЕ ЖИ\ зни \.

254 = 128-ОКОНЧАНИЕ ЖИ\ зни \ + 126-\ 33-...ЗНИ + 93-ИНФАРКТ \.

Код ДНЯ СМЕРТИ = 86-ДВАДЦАТЬ + 88-ПЯТОЕ + 128-ОКТЯБРЯ = 302 = СМЕРТЬ ОТ ИНФАРКТА МИОКАРД\ а \.

Код ПОЛНОЙ ДАТЫ СМЕРТИ = 302-ДВАДЦАТЬ ПЯТОЕ ОКТЯБРЯ + 93-\ 19 + 74\-(код ГОДА СМЕРТИ)-ИНФАРКТ = 395.

395 - 254-(код ПОЛНОГО ИМЕНИ) = 141 = ОКОНЧЕНА ЖИЗН\ ь \.

254 = 170-ЖИЗНЬ ОКОНЧЕНА + 84-...КОНЧЕН\ а \.

170 - 84 = 86 = УМИРАЕТ.

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = 177-ШЕСТЬДЕСЯТ + 46-ТРИ = 223 = ПРЕКРАЩЕНА ПОДАЧА КРОВ\ и \.

254 = 223-ШЕСТЬДЕСЯТ ТРИ + 31-СМ\ ерть \.

223 - 31 = 192 = КАТАСТРОФА СЕРДЦ\ а \.

177 = ШЕСТЬДЕСЯТ... ; 196 = ШЕСТЬДЕСЯТ Т... ; 213 = ШЕСТЬДЕСЯТ ТР\ и \.

58 = ОТ ИН\ фаркта \
213 = ШЕСТЬДЕСЯТ ТР\ и \ = 120-КОНЕЦ ЖИЗНИ + 93-ИНФАРКТ

213 - 58 = 155 = ЖИЗНЬ ОКОНЧЕ\ на \.

41 = В МИО\ кард \
_____________________________________
233 = ПРЕКРАЩЕНА ПОДАЧА КРОВИ

236 = ПРЕКРАЩЕНА ПОДАЧА КРОВИ В...
_________________________________________
24 = СЕ\ рдце \

Екатерина Алексеевна Фурцева имеет огромный список регалий и званий: советский государственный и партийный деятель, Первый секретарь Московского городского комитета КПСС, член Президиума ЦК КПСС, Секретарь ЦК КПСС, министр культуры СССР. Награждена четырьмя орденами Ленина, орденом «Трудового Красного Знамени», орденом «Знак Почета».

Но этот впечатляющий перечень не передает и сотой доли неординарности и многогранности ее натуры, сотканной не просто из противоречий – из контрастов.

Судите сами. Родилась в 1910 году в Вышнем Волочке, в семье рабочего – и поднялась до вершин советской номенклатуры. Была красивой, любящей, победительно-женственной – и при этом очень жестким чиновником. Сделала головокружительную карьеру – и знала так мало личного счастья. И отзываются о Фурцевой очень по-разному, и в этих высказываниях нет полутонов. Одни говорят о ней с теплотой и любовью, другие не могут простить разбитые судьбы, закрытые выставки, спектакли, так и не увидевшие свет.

Так какой же она была, Екатерина Алексеевна Фурцева, прозванная «Екатериной III»?

Биография: внешнее

Родилась Екатерина Фурцева, как уже было сказано, в семье рабочего в Вышнем Волочке. В 1924 году вступила в ВЛКСМ, после школы два года работала на прядильно-ткацкой фабрике (ехидное прозвище «ткачиха» было дано ей не случайно). С 1930 года на комсомольской, затем на партийной работе, окончила Московский институт тонкой химической технологии им. М. Ломоносова, участник обороны Москвы. Депутат Верховного Совета, с 1954 года – Первый Секретарь Московского горкома КПСС, с 1956 года -- член ЦК КПСС, с 1957 – член Президиума ЦК КПСС, с 1960 по 1974 год – министр культуры СССР. Екатерине Фурцевой не раз случалось оказаться в ситуациях, требующих немалого личного мужества. Например, участие в обороне Москвы. Молодая женщина была контужена во время бомбежки, но трудилась вместе со всеми, не жалея сил. В 1957 году семь членов Президиума ЦК КПСС, позднее объявленные «антипартийной группой», делают попытку сместить Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС. Их поддержало большинство членов Президиума. Фурцева оказалась в числе тех, кто не побоялся выступить в защиту Хрущева.

То, что скрыто

Самый первый ее брак продлился всего три месяца. В 1931 году, в бытность свою секретарем Кореневского райкома комсомола в Курской области, Екатерина Фурцева вышла замуж за плотника из Коренево. Имя его, раскопавшие этот факт, кореневские краеведы не разглашают.

Согласно официальной биографии, Фурцева была замужем дважды.

Первым (точнее, вторым) ее мужем стал летчик Петр Иванович Битков, за которого она вышла замуж в 1935 году. Тогда летчики были очень в моде, и совсем неудивительно, что молодая Екатерина Фурцева увлеклась видным, мужественным Битковым. Однако, брак не принес ей счастья. В 1941 году, уйдя на фронт, он, как это часто бывало с офицерами на войне, увлекся другой, и не вернулся к Екатерине, несмотря на то, что у них была дочь.

В 1956 году она вновь вышла замуж. Ее избранником стал Николай Павлович Фирюбин. В это время Екатерина Фурцева работала в московском партийном аппарате, у ее подчиненного Фирюбина была семья, и роман по этой причине носил несколько скандальный характер. Разводы и вторичные браки людей, занимающих видное положение, совсем не поощрялись. Однако, свадьба все же состоялась. Впрочем, счастье длилось недолго. Вскоре Фирюбина назначили послом в Чехословакию. Сопровождать супруга в качестве «жены посла» Фурцева не пожелала, у нее успешно развивалась собственная карьера. Но, несмотря на все сложности, брак сохранился. Современники говорили, что Николай Павлович имел склонность помыкать женой и вел себя с ней подчас чересчур резко, компенсируя, вероятно, тот факт, что занимал более низкое служебное положение, чем она.

В любом случае, о том, что он вряд ли был ей настоящей опорой, говорит тот факт, что в 1960 году она вскрыла себе вены. Причиной стало решение Хрущова вывести ее из состава Президиума ЦК. Проблемы и неудачи на службе переносятся легче, если человек имеет надежный тыл, семью, где его любят и понимают. Фурцева, по всей вероятности, такой тихой гавани не имела.

Екатерина III: чем запомнилась?

Семейные дела и личные переживания были надежно скрыты от посторонних глаз. На людях Екатерина Фурцева всегда появлялась подтянутой, ухоженной, красивой и спокойной.

Принято говорить о том, что в советское время чиновники и партийный аппарат душили искусство и творческих людей, убивая все мало-мальски незаурядное и яркое. Во многом верно. Однако, вот лишь несколько фактов о деятельности Фурцевой на посту министра культуры.

Это по ее инициативе в Москву привезли «Джоконду», французских импрессионистов, состоялись гастроли Ла Скала, был учрежден Театр на Таганке. Благодаря поддержке Фурцевой в 1967 году в «Современнике» показали пьесу Михаила Шатрова «Большевики». Театр «Современник» благодаря ей получил здание на Маяковке. В столице открылся Театр эстрады, а еще -- книжный магазин «Москва» на Тверской, прошла выставка работ Марка Шагала. В СССР начались недели французского и итальянского кино, проходили гастроли советских театров за рубежом.

И в то же время -- при Фурцевой происходил разгон выставки художников-абстракционистов, она запретила выступать на отечественных сценах М. Ростроповичу, по ее прихоти Ролану Быкову запретили играть Пушкина – выстраданную, великолепно выстроенную и прочувствованную им роль.

О ней с благодарностью и любовью отзывались Фаина Раневская, Людмила Зыкина, Олег Ефремов, Павел Луспекаев.

Ролан Быков, Лев Дуров, Галина Вишневская, напротив, не жалели резких и горьких слов, вспоминая о ней.

… Она скоропостижно скончалась в ночь с 24 на 25 октября 1974 года. Официально, она умерла от «острой сердечной недостаточности». Однако, все знавшие ее, уверяли, что Фурцева покончила с собой.

ПРИ воспоминаниях о Екатерине Алексеевне наряду с необузданным характером и традиционной русской болезнью отмечают и ее красоту и обаяние. Однако при этом о личной жизни «женщины на Мавзолее», как называли Фурцеву, не известно почти ничего.

ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ, ПЕРВАЯ ИЗМЕНА

…КАТЯ Фурцева стояла перед зеркалом у комода и придирчиво рассматривала свое отражение, не видно ли на лице следов слез. Нет, никаких следов ночные рыдания не оставили. У Кати была одна особенность. С утра она всегда выглядела свежее, даже если ночь не спала, как это бывало во время сессий в институте или в первые месяцы, когда родилась Светланка.

У Кати были очень крепкие нервы. И что это вчера ей сделалось так жаль себя? Будто молодость прошла и ничего уже не ждет впереди. Катя пригладила руками гладко зачесанные на пробор и собранные в тугой пучок светло-русые волосы, поправила бант у воротничка крепдешиновой белой блузки и осталась довольна собой.

Новый темно-синий костюм ладно сидел на ней. Правда, после родов Катя еще не успела похудеть, и строгий костюм не скрывал полноту и прибавлял возраст, но ей и это нравилось. В облегающем бедра удлиненном пиджаке с подкладными плечами она походила на свою любимую героиню из фильма «Член правительства» в исполнении Веры Марецкой. Некоторые говорили Кате, что у нее есть «что-то общее» во внешности с известной актрисой, а Катя и сама находила, что они похожи, и старалась похожесть эту всячески подчеркнуть.

Волосы отрастила, чтобы делать пучок, и научилась кротко улыбаться, чуть кривя рот, а еще при этом должен был быть грустный, все понимающий взгляд. Катя много раз репетировала и улыбку, и взгляд перед зеркалом, пока не добилась полного сходства с кумиром.

«И все-таки надо было сказать ему, что Светланка - не его дочь, - вдруг мелькнуло у нее в голове. - Пусть бы попрыгал».

Лучшие дня

Катя глянула на спящую в корзине для белья (за неимением кроватки) пятимесячную дочку, и опять у нее жалобно сжалось сердце. Вернулась мать с кухни и поставила на стол горячий чайник. Катя быстро позавтракала, торопясь на работу. Через двадцать минут она уже входила в двери Фрунзенского райкома партии, и все ее ночные страхи и мысли о погубленной жизни моментально вылетели из головы.

Стояла осень 1942 года. Два месяца назад аппарат райкома вернулся из Куйбышева из эвакуации, и теперь предстояло много работы. В эвакуации Катя была вместе с матерью Матреной Николаевной, которую выписала перед войной из Вышнего Волочка.

Буквально накануне она узнала, что беременна. Эта новость ее ошарашила. Семь лет прожили они с Петром Битковым, и детей не было, а тут вдруг нежданно-негаданно. Все это случилось, конечно, той ночью, когда Катя провожала Петра на фронт. Темной, безлунной августовской ночью, в которую они не сомкнули глаз. Ведь впервые Катя расставалась с мужем. Разлучала их война, и, может быть, надолго.

Как легкомысленна она была в ту ночь! Как какая-то глупая девчонка, потерявшая голову от любви. Мир рушился, а она любила мужа так, будто у них медовый месяц в Крыму. Сроки, чтобы сделать аборт, были пропущены. Катя даже и не подозревала о своей беременности, пока случайно не попала в больницу.

Во время вражеских налетов на Москву она вместе с другими жильцами дома ночами дежурила на крыше, гасила зажигательные бомбы. Поскользнувшись на покатой кровле в темноте, упала, ударилась головой и получила легкую контузию. В больнице врачи и сообщили ей ошеломляющую новость: у нее уже 10 недель.

Катя боялась, что мать, узнав о беременности, голову ей с плеч снимет. Но реакция Матрены была неожиданной: «Конечно, рожать! Что же, мы одного ребенка не вырастим?» Рожала в Куйбышеве. Роды были очень тяжелые. Катя, по определению медиков, была старородящей, ей стукнуло уже 31.

10 мая 1942 года появилась на свет девочка. Как назвать - вопрос не стоял. Конечно, так же, как зовут дочь вождя, дорогого товарища Сталина, - Светланой. Катя написала мужу на фронт, что тот стал отцом. Петр очень хотел детей, он был старше Кати на десять лет. Ответа она не получила.

В августе вернулись в Москву, и Катя думала, что письмо от мужа застряло, видимо, в Куйбышеве, а соседи не знают ее московского адреса и не могут его переслать. А в октябре Петр неожиданно прибыл в командировку.

Катя почувствовала какую-то странную перемену в муже. «Наверное, война», - подумала она. Но перед самым отъездом Петр признался жене, что уходит от нее. Там, на фронте, у него другая… Между супругами произошла короткая, яростная перепалка. Катя упрекала мужа в измене и предательстве. В ответ прозвучало: «Надоело жить с твоей работой!»

КАРЬЕРА ВМЕСТО СЕМЬИ

…КОГДА судьба свела их в 1935 году в Ленинграде на высших летных курсах гражданской авиации, Кате было двадцать пять лет. К тому времени она уже сделала определенную карьеру. Недолго проходила в рядовых комсомолках на ткацкой фабрике в Вышнем Волочке, куда после окончания семилетки ее привела мать. Отучившись в ФЗУ, год проработала ткачихой, но быстро сообразила: хочешь, чтобы тебя не шпыняли, - выдвигайся. В двадцать лет Катя стала членом ВКП(б). В 1932–1933 годах молодая коммунистка уже руководила отделом Крымского обкома.

Живя в Феодосии, Катя влюбилась в море и весь летний сезон каждый день купалась, заплывая далеко-далеко. Высокая, длинноногая, она была отличной пловчихой. Однажды один из инструкторов горкома, который безуспешно ухаживал за Катей, позвал ее с собой в Коктебель на базу планеристов. Кате так понравился этот вид спорта, что она стала посвящать ему все свое свободное время.

В 1934 году партия кидает клич «Комсомол - на самолет!», и Катя в первых рядах. По рекомендации Крымского обкома партии она получает путевку на Высшие летные курсы в Царское Село под Ленинград. Петр Битков был командиром их летного звена. Высокий, стройный, с открытым взглядом серых глаз - девчата кокетничали с ним наперебой.

Нюра, первая Катина ленинградская подружка, влюбилась в него всерьез. На празднование очередной годовщины Октябрьской революции решено было собраться у нее. Нюра единственная жила не в общежитии, а снимала комнату у своей тетки в Ленинграде. Катя подала ей идею пригласить на вечеринку и командира. Нюра очень рассчитывала на этот вечер. Ей хотелось блеснуть перед Петром, какая она чудесная хозяйка.

Вечер удался. Петр пришел с гитарой, играл, пел и всех очаровал. Катя сидела напротив, а Нюра много хлопотала, поминутно бегая на кухню и обратно, и не замечала, что Катя и Петр все время переглядываются. Он в тот вечер как будто впервые увидел Катю - пушистые волосы, подстриженные в скобку, маркизетовое в цветочек платье с оборками, тонкие кисти открытых до локтей рук, полусмущенная улыбка, а в синих глазах чертики, чертики, чертики…

Вскоре они сошлись, несмотря на то что Катя узнала, что у любимого в Ленинграде жена и маленькая дочь. Но Катя, как и многие ее сверстницы, была выше мещанских предрассудков. В 1936 году Петра переводят в Москву в политуправление Аэрофлота, а Катю берут в ЦК ВЛКСМ инструктором студенческого отдела.

Оказавшись в номенклатуре, женщина круто меняет свои представления о той жизни, которая была у нее до сих пор. Да и Москва не Ленинград. Здесь все самое лучшее, и здесь, в Кремле, власть. Люди, облеченные ею, нравятся Кате особо, а генеральный секретарь ЦК ВЛКСМ Косарев - ее кумир.

Дома Катя не раз хвасталась мужу, что «сам Косарев» с ней беседовал, что «самому Косареву» что-то докладывала и тому подобное. Она отдает себе отчет в том, что ЦК - это трамплин, с которого можно прыгнуть далеко и высоко, и когда муж в очередной раз намекает ей, что хорошо бы теперь и детей завести, она только недовольно морщится. Ну никак она не может сейчас погрязнуть в быту и пеленках, когда так нужна партии.

РОМАН С СЕКРЕТАРЕМ

ЗА СЕМЬ лет работы во Фрунзенском райкоме партии Фурцева нажила немало недругов и врагов. Однако во времена ее руководства Фрунзенский райком был передовым. В 1945–1946 годах пленумы и партактивы райкома Екатерина Фурцева почти всегда готовила сама и часто на них выступала, затмевая собой первого секретаря райкома Петра Богуславского.

А Богуславский был влюблен в Екатерину. Их роман начался еще в Куйбышеве, сразу после рождения Светланы. Но отношения Кати с Богуславским были абсолютно бесперспективными. После войны в обществе стали насаждаться антиеврейские настроения, и мужчина понимал, что дни его на посту первого секретаря сочтены.

Он хотел оставить своим преемником Катю Фурцеву. Нередко коллеги засиживались на работе допоздна, а потом Петр Владимирович провожал Екатерину домой. Она жила поблизости в небольшой двухкомнатной квартире с матерью, братом, вернувшимся после контузии с фронта, и дочкой. Иногда Петр Владимирович заходил на чашку чая. И видел, что, даже если бы он решился оставить ради Кати жену, а она согласилась бы соединить с ним свою судьбу, это вряд ли могло бы произойти.

Матрена стояла между ними. Она вдовствовала уже тридцать лет и мужского духа в доме не терпела. Была и еще одна уважительная причина, почему Богуславский не мог прийтись Фурцевым ко двору. Четырехлетняя Светлана глядела волчонком, когда мужчина приходил в гости и пытался подкупить девочку гостинцем.

Богуславский в гостях у Фурцевых чувствовал себя не в своей тарелке. Светочка дичилась и не подходила. Катя всеми силами старалась сгладить ситуацию, но появлялась в дверях Матрена, и ее угрюмое молчание повисало в воздухе, как топор над головой. В результате в декабре 1947 года Фурцева и Богуславский расстались. Его сняли, а Фурцева стала первым секретарем райкома.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА БРАК

…ДЕСЯТИЛЕТНЮЮ Светлану умыли, причесали, водрузив на голову пышный розовый бант, и нарядили в крепдешиновое платье. Они с мамой ехали на дачу к Хрущевым. Светлана на всю жизнь запомнила необыкновенно вкусный украинский борщ с пампушками, которым потчевал их гостеприимный хозяин. За столом рядом с ним сидела супруга Нина Петровна. Больше никого из гостей не было.

Хрущев был одет по-домашнему - в вышитой украинской рубашке, охотно разговорчив и внимателен к Екатерине Алексеевне, угощал коньяком, своим любимым напитком. Светлане он показался добрым-предобрым.

Не только в кулуарах ЦК КПСС, но и по всей Москве ходили слухи и сплетни об особой близости Екатерины Фурцевой к первому секретарю МГК КПСС Никите Хрущеву. Фурцева бывала на даче у Хрущевых уже не раз. Но по-семейному, без посторонних и с дочкой - впервые. Поэтому, когда после обеда Никита Сергеевич предложил прогуляться по саду и обсудить дела, она воспользовалась этим и сказала, что у нее есть одна небольшая личная просьба.

Дело в том, что на горизонте у Екатерины появился избранник - Николай Фирюбин. Екатерине хотелось замуж, и она решила просить совета у Хрущева. Тот ее выбор одобрил. После свадьбы Фирюбин получил назначение в Министерство иностранных дел, а затем был назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР в Чехословакии, а через год - в Югославии.

Летом 1955 года знакомые видели Фурцеву на курорте в Карловых Варах. Она была с Николаем Фирюбиным, за которого только что вышла замуж. Николай Павлович смотрелся очень импозантно в форме полувоенного кроя. А сорокапятилетняя Екатерина выглядела на двадцать лет моложе. Они повсюду ходили вместе, держась за руки. Николай Павлович все время шутил, а Екатерина не сводила с него счастливых глаз…

МЕЖДУ ТРЕХ ОГНЕЙ

НУ-КА, Света, немедленно собирайся на дачу! - скомандовала Матрена, как только молодожены, вернувшись из свадебного путешествия, переступили порог дома.

Она была вне себя от гнева. Дочь нарушила незыблемое правило их маленького женского клана: «Врага в дом не пускать!» - и привела-таки зятя. С тех пор на всех семейных групповых фотографиях Матрена обрезала ножницами изображение Николая Павловича.

Конечно, с появлением отчима единение Светы с мамой тоже нарушилось. Хотя Екатерина всячески старалась установить между ними мир и согласие. На зимние каникулы отправила Свету к Николаю Павловичу в Белград. Это была первая поездка Светланы за границу. Николай Павлович уделял гостье много времени, и Светлана была в восторге. Кажется, Фирюбину удалось подобрать ключик к сердцу этого маленького идола.

Николай Павлович баловал жену и падчерицу красивыми обновками. Перед каждым возвращением из Москвы в Белград лично снимал мерки с Екатерины и Светланы, подробно записывал все их пожелания, и им оставалось только ждать, когда с оказией придет очередная бандероль…

Однако со временем семейная жизнь Екатерины медленно, но верно скатывалась под откос. Она по-прежнему металась между трех огней: матерью, дочерью и мужем. Антипатия Светы и Николая Павловича друг к другу доходила временами до того, что, если им нужно было ехать в Москву с дачи, они не могли поделить машину, а ехать вместе с отчимом Светлана категорически отказывалась. И министру культуры Фурцевой приходилось вызывать вторую машину, для дочери.

Она почти наверняка знала, что в Белграде у мужа были увлечения. Когда в 1957 году Фирюбина назначили заместителем министра иностранных дел, Екатерина обрадовалась этому, так как хотела жить с мужем одним домом. Но когда все осуществилось, оказалось, что их мало что теперь объединяет. Совместные походы на лыжах, теннис, театр - все осталось в прошлом.

Когда Фирюбин увидел Екатерину впервые, еще в начале войны, она не произвела на него никакого впечатления. Полненькая, круглолицая, простенькая. Зато Кате он понравился с первого взгляда. В дальнейшем им приходилось встречаться на партактивах, и роман их начался неожиданно, вдруг. Катя была настолько откровенна в своих чувствах, что сразу стала объектом пересудов и сплетен, которые ходили по всей Москве.

Сам Николай Павлович о разводе долго не помышлял. И хотя уехал в Чехословакию без семьи, не торопился обнадеживать Катю. Жена Маша тяжело переживала его измену. Но еще тяжелее восприняла все дочь Рита, бывшая уже взрослой девушкой. Фурцева позвонила ей сама: «Хочу с тобой встретиться». Рита приехала к ней в горком и настроена была очень решительно. Но Екатерина Алексеевна повела себя неожиданно - обняла ее по-матерински, прижала к себе, всплакнула и сказала: «Ты только не волнуйся, все будет хорошо!»

…Внешне Екатерина старалась поддерживать впечатление благополучной семьи. Бывала с мужем в театрах, ходила к общим знакомым в гости. Она не хотела развода, боялась одиночества. Но муж все чаще старался обойтись без нее. «Вышний Сволочок!» - цедил он презрительно сквозь зубы, когда хотел особенно досадить.

Как-то Фурцева поделилась с мужем восторгами о подрастающей внучке, полагая, что внуки могут их сблизить, ведь своего Колю (сына Риты) Фирюбин просто боготворил.

Да-а, - протянул задумчиво Николай Павлович в ответ, - плохо быть дедушкой, но еще хуже - быть мужем бабушки.

И на губах его заиграла тонкая улыбка…

P.S. Дочь Светлана никогда не признавала того факта, что мать покончила с собой. «Она не могла нас с Маринкой бросить!» Официальное заключение говорило, что смерть наступила от острой сердечной недостаточности. Когда Николай Павлович вернулся с переговоров в МИДе домой, Екатерины Алексеевны уже не было в живых…

Фурцева
Администратор Проекта 14.09.2016 02:40:52

Фурцева вообще загадка


Лена
Лена 14.09.2016 05:09:05

Соломон Юрок плакал. Прослушав запись до конца, он попросил Фурцеву продать ему лицензию на пластинку «Ростовские звоны». И всё решилось. Пластинку у нас стали печатать с аннотацией на русском и других языках.