Котлы на жидком топливе. Комбинированные котлы

Качественное отопление собственного дома – один из самых важных вопросов, стоящих перед его хозяином. И при его разрешении очень часто возникает дилемма, какой же отопительный агрегат станет оптимальным в складывающихся условиях. Безусловно, если к дому подведена газовая магистраль, то предпочтение отдаётся – по стоимости эксплуатации такое оборудование равных себе не имеет. Но в том случае, когда подобная возможность отсутствует (газификация населенного пункта в ближайшее время не предполагается) или для ее реализации требуются совершенно «космические» траты (а так нередко случается, когда необходимо выполнить подводку от магистрали к конкретному зданию), приходится невольно искать иные решения.

Одним из решений может стать использование жидкого топлива – чаще всего в этом качестве используется солярка, но возможны варианты с отработанным машинным маслом или мазутом. Такой вариант, безусловно, требует специализированного оборудования, которое необходимо уметь выбрать, и при этом – еще и правильно спрогнозировать эксплуатационные расходы. Поэтому тема сегодняшней публикации: котлы на жидком топливе – принципы работы и расчет расходов топлива.

Кратко – о достоинствах и недостатках жидкотопливного отопительного оборудования

Итак, если отопление требуется «здесь и сейчас», а никакой возможности получить доступ к сетевому газу или организовать постоянный подвоз сжиженного газа не имеется, то рассматривают на дровах или иных типах твердого топлива, электрический обогрев или использование оборудование, работающего на жидких углеводородах. Чем же последнее выделяются в лучшую сторону?

К преимуществам можно отнести следующее:

  • Установка котла на жидком топливе не требует весьма длительных и «нудных» согласительных процедур со сбором документов, составлением и утверждением по инстанциям проекта. В этом можно считать его отличительное достоинство от газового оборудования – хозяева проводят установку «на свой страх и риск». Правда, меры пожарной безопасности здесь еще и похлеще, так что могут быть трения если не с газовиками, так с пожарной инспекцией.
  • Преимущество над твердотопливными котлами – это простота точных регулировок и отсутствие необходимости частого вмешательства в работу котельной. Нет нужды проводить регулярные загрузки дров или угля, без которых не обходятся даже котлы длительного горения.
  • По сравнению с жидкотопливные менее зависимы от «капризов» электросетей. Большинство из них все равно нельзя назвать энергонезависимыми – в схеме присутствуют вентиляторы для нагнетания воздуха, насосы для обеспечения подачи топлива и, часто, электронные блоки управления. Однако эта проблема, при возможных временных перебоях, может решаться установкой блока бесперебойного питания или резервного генератора, года в таких же условиях электрические котлы или иные электронагреватели становятся полностью неработоспособными.

Кроме того, для работы полностью электрического отопления зачастую приходится наращивать мощность на входе в дом, то есть протягивать новые или дополнительные линии, что может стать весьма затратным. Котлы на жидком топливе таких мероприятий не потребуют, но у них есть свои «фишки».

  • Оборудование на жидком топливе в основном отличается весьма приличным коэффициентом полезного действия, сравнимым с аналогичным показателем газовых агрегатов и даже электрических установок или приборов. В особенности это касается современных моделей, в которых организован дополнительный отбор тепла, выделяемого за счет конденсации водяных паров, всегда в немалом количестве образующихся при сгорании любых углеводородов, как газообразных, так и жидких.
  • Большинство котлов, работающих на жидком топливе, отличаются высокой степенью универсальности. По сути, их камера сгорания многофункциональная, и позволяет менять горелки в зависимости от типа применяемого топлива – будь то керосин, солярка, отработка, биотопливо и т.п. Мало того, практически безо всяких серьезных переделок котел со временем может стать и газовым – опять же, только за счет смены горелки. Таким образом, если в просматриваемой перспективе все же намечается прокладка к дому газовой магистрали, то есть необходимо потерпеть пару-тройку лет, то котел подобного типа становится просто «палочкой выручалочкой». Не придётся приобретать и переустанавливать новый агрегат, менять его обвязку «по воде» - достаточно выбрать и установить газовую горелку с унифицированным крепежным фланцевым узлом. Кстати, существуют и многотопливные горелки, например: газ и легкие типы жидкого топлива (солярка).

В развитие темы можно добавить, что подобные унифицированные по креплению горелки для газообразного или жидкого топлива нередко подходят и к определённым линейкам дровяных котлов.

Цены на котлы

котёл на жидком топливе


Однако, не все с жидкотопливными котлами столь «радужно». Недостатки у них тоже серьезные, и их необходимо знать:

  • В первую очередь, стоимость качественного дизельного топлива никак нельзя назвать низкой. А расход при отоплении дома большой пощади, да с учетом длительности отопительного сезона в наших краях, получается немалым. То есть годовые затраты на отопление будут далеко не всем по карману.
  • Необходимо создать условия для хранения большого объема топлива. Если присовокупить сюда его пожароопасность, то задача выглядит тем более сложной. Кроме того, при низких температурах солярка в трубопроводах, да и в самой емкости, может начать густеть, «прихватываться» морозом, а это означает необходимость термоизоляции хранилища и магистрали от него к котлу. Поэтому баки под топливо очень часто стараются расположить непосредственно в котельной, что потребует помещения немалой площади (учитывая и вполне «впечатляющие» размеры и самого котла).

  • Нефтепродукты всегда имеют специфический запах, и отравлять им атмосферу в комнатах никто не захочет. Стало быть, и речи идти не может о размещении оборудования в жилой зоне или в соседствующих помещениях, не имеющих герметичных перегородок или дверей. Получается, что оптимальным решением будет строительство выделенной котельной.
  • К аналогичному выводу подводит и другое обстоятельство – работа жидкотопливного отопительного оборудования обычно весьма шумная.
  • В отличие от газа, нефтепродукты при сгорании выделяют немалое количество копоти и мелкой сажи, которая довольно быстро начинает забивать теплообменники котла и дымоходную систему. Стало быть, профилактические работы по чистке котла придётся проводить значительно чаще.
  • Жидкое топливо чаще всего требует предварительной очистки (фильтрации) и подогрева. Это усложняет устройство котла, нередко требует дополнительных расходов на сменные фильтрующие элементы.
  • Считается, что не имеет никакого смысла приобретать котел, работающий на жидком топливе, для отопления небольшого (скажем, до 100 м²) дома. Разумнее будет поискать другое приемлемое решение.
  • Стоимость котлов подобного типа или сменных горелок к ним – весьма высока.

Принцип устройства и действия котлов на жидком топливе

Если говорить о конструкции самого котла, как водонагревателя, выведя «за скобки» аппаратуру сжигания топлива, то его конструкция ничем особым, как правило, и не отличается.


Агрегат обычно заключается в металлический корпус (поз. 1), под которым скрыт слой надежной термоизоляции (поз. 2) (как правило, это базальтовая вата), полностью покрывающий всю «начинку». Благодаря этому, выработанное тепло расходуется наиболее рационально, не тратится на ненужный нагрев окружающего воздуха, а поверхность котла не будет накаляться до опасных температур.

Внутренняя компоновка может сильно отличаться в различных моделях, тем более – у разных производителей, но принцип от этого не меняется.

Процесс сжигания топлива (неважно, какого) в таких агрегатах проходит в специальной камере сгорания (поз. 3). Она заключена в теплообменную «водяную рубашку» (поз. 4), по которой циркулирует теплоноситель.

Кстати, активный теплообмен происходит не только в этой камере. Раскалённые продукты сгорания топлива проходят через трубчатый или пластинчатый теплообменник, расположенный выше (поз. 6), где на пути к дымоходу (поз. 7) также отдают нагрев теплоносителю.

Теплообменники в котлах, работающих на жидком топливе, могут быть чугунными (из обычного или пластичного чугуна) или стальными.


Чугунные значительно массивнее, инертнее при разогреве и при отдаче тепла, не боятся коррозии. Но уязвимым местом этого металла является хрупкость, причем как механическая, так и термическая. Поэтому котлы с чугунными теплообменниками необходимо правильно обвязывать (с созданием малого контура) и эксплуатировать, особенно в период пуска первичного разогрева. При соблюдении правил эксплуатации чугунный теплообменник может прослужить 50 и более лет.

Сталь резких перепадов температур не боится, но прогорает значительно быстрее, и, как ни крути, подвержена коррозии. Срок службы стальных теплообменников – не столь значителен, как чугунных, и ограничивается обычно 15÷20 годами.

В некоторых моделях предусмотрена еще и конденсационная ступень теплообмена, где энергетический потенциал дополнительно отбирается за счет конденсации водяных паров, являющихся обязательной составляющей продуктов сгорания любого органического топлива.


Разогретый в котле теплоноситель уходит через патрубок (поз. 8) в основной контур системы отопления дома. Возврат осуществляется по трубе «обратки», патрубка которой на данной схеме не видно (он расположен внизу сзади).

Всеми перечисленными выше элементами котел практически не отличается от своих «собратьев», работающих на газе или твердом топливе. Мало того, как уже говорилось, помимо агрегатов, рассчитанных именно на солярку или иное жидкое топливо, получили широкое распространение универсальные котлы, в которых камера сгорания имеет горловину с системой креплений, куда может устанавливаться нужная горелка – газовая, пеллетная или жидкотопливная.


Таким образом, основным узлом, отличающим котел, работающий на жидком топливе, ото всех остальных, является его «сердце», то есть специальная горелка (поз. 5), обеспечивающая смешивание горючего с воздухом, дозировку смеси при подаче на форсунки, воспламенение, управление пламенем, необходимые регулировки и другие функции.

Цены на твердотопливные котлы

твердотопливные котлы


Дизельная (или иная жидкотопливная) горелка – это весьма сложный прибор, разобраться в устройстве которого неспециалисту – весьма затруднительно. По большому счету, в этом и нет особой нужды, тем более что горелки разных производителей могут серьезно отличаться своими технологическими особенностями. Но базовую структуру этого самого главного элемента жидкотопливного котла знать все же необходимо.

На иллюстрации представлены одна из горелок в разрезе, с указанием ее деталей и узлов. А ниже будут вкратце рассмотрены ее основные элементы.


Итак, основными конструктивными элементами жидкотопливных горелок можно считать:

  • Вентилятор, обеспечивающий нагнетание воздуха, необходимого для формирования факела горючей смеси и для полного сгорания жидкого топлива. Вентилятор оснащен собственным электроприводом.
  • Топливный насос, который должен обеспечить подачу солярки из бака к горелке по магистрали, создавая при этом требуемое давление.
  • Блок подготовки топлива, который обычно включает фильтр для очистки от примесей взвесей, и узел подогрева, что особенно важно в период сильных холодов. Солярка (или иное топливо) должны подаваться на смешение с воздухом при определенной температуре – так обеспечивается полноценное сгорание смеси. Нагрев может осуществляться ТЭНом, имеющим собственную систему регулировки. Практикуется и косвенный нагрев, когда топливопроводная труба получает нагрев от работающего котла за счет продуманной конфигурации ее расположения.
  • Форсунка с соплами, которая обеспечивает смешивание и распыление смеси топлива и воздуха, по сути, формирует факел, обеспечивает его воспламенение и поддержание стабильного горения в ходе работы котла. Около форсунки в обязательно порядке находится запальное устройство, автоматически срабатывающее при пуске котла.
  • Дозирование подачи воздуха и солярки на форсунки производится за счет воздушной заслонки и топливного регулятора, которые управляются сервоприводами, связанными с блоком управления горелки. Стабильность процесса горения факела обеспечивается и регулятором вторичного воздуха, подаваемого в камеру сгорания.

  • Безусловно, любая современная горелка оснащена электронным блоком контроля и управления. Имеется термостатический регулятор, которым задаётся необходимый температурный режим работы. За наличием пламени в камере следит специальный фотодатчик. Особые приборы постоянно контролируют степень дожига топлива и содержание сажи и вредных соединений в продуктах сгорания. Предусмотрено несколько степеней защиты от нештатной работы оборудования. Система управления горелки обычно связывается с блоком управления самого котла – предусмотрены специальные разъемы для сигнального кабеля.
  • Горелка в обязательном порядке имеет фланец, посредством которого закрепляется в горловине камеры сгорания котла.

Итак, горелка – это довольно сложный «организм», поэтому была рассмотрена лишь поверхностно. Лезть самостоятельно в нее, выходя за установленные производителем рамки возможного вмешательства (регулировки, очистки, профилактики, оговоренной в паспорте изделия) – не рекомендуется, так как неосторожными действиями вполне можно вывести сложную механику и электронику из строя и привести в негодность всю горелку в целом.

Ознакомьтесь с изготовлением и монтажем своими руками , из нашей новой статьи на нашем портале.

Что необходимо оценивать при выборе котла, работающего на жидком топливе

Если обстоятельства складываются так, что дизельный котел становится единственной разумной альтернативой, то необходимо суметь правильно подобрать оптимальную модель.

  • Котлы различаются по типу исполнения. Большинство из них предназначены для стационарной установки на полу. Однако, можно встретить и компактные импортные модели настенного исполнения. То есть при выборе необходимо руководствовать имеющимися возможностями размещения прибора – где и какое ему может быть выделено место.

Впрочем, навесные жидкотопливные котлы встречаются нечасто, особой популярностью не пользуются, и в основном все останавливают свой выбор на напольных моделях. А раз так, то важным моментом являются и габариты котла, и его масса – для некоторых моделей придется, возможно, укреплять поверхность пола перед установкой, расширять дверной проем для заноса оборудования в котельную.

  • Тепловая мощность котла должна удовлетворять нуждам создаваемой системы отопления. Этот параметр, кстати, очень тесно связанный и с расходом жидкого топлива, мы рассмотрим чуть ниже и подробнее.
  • Неважно, встроенная или съемная используется горелка, следует обратить внимание на количество режимов ее работы (по мощности). Так, они бывают одноступенчатыми, двухступенчатыми, трехступенчатыми и даже работающими по принципу модуляции пламени в зависимости от изменения окружающих условий. Чем больше ступеней, тем точнее можно отрегулировать работу котла, тем меньше станет циклов запуска и остановки, тем ниже расход топлива. Правда, пропорционально количеству ступеней растет и стоимость оборудования.

  • Безусловно, при приобретении котла или горелки требуется заранее знать, какой же тип жидкого топлива будет использоваться. Подавляющее большинство потребителей отдаёт предпочтение солярке – значит, именно дизельное топливо должно быть указано в паспорте изделия.

Горелки на отработанном масле бывают рентабельны на автопредприятиях, где этого «добра» бывает в избытке и практически бесплатно. Мазут также не пользуется спросом у частников, несмотря на не столь высокую, как у солярки, цену. За биотопливом, надо полагать, большое будущее, но пока еще оно в наших краях воспринимается на уровне «экзотики».

Что такое биотопливо и как его получают самостоятельно?

Многие технические сельскохозяйственные культуры, отходы пищевого производства и деревообработки содержат масла и другие органические соединения, которые после соответствующей обработки можно превратить во вполне полноценное топливо, схожее с дизельным. В чем заключается процесс переработки, и можно ли получить – читайте в специальной статье нашего портала.

Кстати, чем дешевле топливо, тем ниже его теплотворные способности, и тем выше стоимость горелки или котла, предназначенный для работы с его использованием.

И еще – существуют и такие горелки, которые могут работать с разными типами топлива. Универсальность – дело, конечно, хорошее, но вот только не особо хвалят такие приборы, в том числе за слишком завышенную цену, за низкую надёжность и явное снижение КПД. Так что делайте выбор сами…

  • Котел может быть одноконтурным, то есть работать только на подогрев теплоносителя для системы отопления, или двухконтурным, в котором имеется дополнительный теплообменник для горячего водоснабжения.

Надо сказать, что котлы на жидком топливе обычно отличаются немалой мощностью, и к ним лучше завязать бойлер косвенного нагрева – так работа оборудования будет более «плавной», без частых включений-выключений горелки. А потребность в горячей воде будет обеспечена в полной мере, так как ГВС будет организовано по аккумулирующему принципу: всегда необходимый запас – к услугам хозяев.

Никто не запрещает приобретать двухконтурный дизельный котел, но это лишние затраты и дополнительные «уязвимые места» в самом оборудовании, снижающие его долговечность.


  • Система обеспечения безопасности и управления котла (или дизельной горелки) – один из ключевых критериев выбора оборудования. Встроенные позволяют задавать необходимый температурный режим системы отопления – по достижению требуемого порога котел будет переведен на минимальное потребление. В более современных моделях датчики реагируют не только на предустановленные параметры температуры теплоносителя - они оценивают изменение внешних условий, а автоматика вырабатывает наиболее рациональный режим работы котла.

Специальный электронный контроллер способен регулировать и другие параметры – приток воздуха и горючего для создания топливной смеси, требуемый уровень подогрева солярки, наличие пламени и стабильность факела и другие.

Важнейшей задачей автоматики является обеспечение безопасности эксплуатации оборудования. Так, блок управления должен реагировать на перегрев тех или иных узлов горелки, избыточность или недостаточность давления в трубопроводах питания, на отсутствие или недостаточность тяги, говорящей о необходимости чистки теплообменника и (или) дымоходных каналов, на самозатухание факела, являющееся признаком засорения форсунок, на отсутствие теплоносителя в водяном контуре. Многие современные модели оснащены, помимо этого, системой самодиагностики, и в случае появления каких-либо нарушений или сбоев, на дисплее прибора появляется соответствующая индикация.

Кстати, котлы, работающие на жидком топливе и имеющие современные модули управления, отлично вписываются в концепцию «умного дома», и ими можно управлять дистанционно по различным каналам связи, в том числе IP и JSM.

  • Раз встал вопрос о приобретении кола на жидком топливе, то сразу, вероятно, следует продумать и проблему складирования запасов этого самого топлива.

В настоящее время предлагается немало вариантов вместительных баков, выполненных из металла или прочного пластика, устойчивого к воздействию нефтепродуктов. Пластиковый вариант, наверное, сморится предпочтительнее.

Ассортимент таких емкостей – немал, и различаются они и по форме, и по объему. Безусловно, самым разумным решением станет приобретение бака, в который можно залить запас на весь отопительный сезон, но это – как у кого позволяет место и финансы. В принципе, в продаже есть далее совсем небольшие емкости, рассчитанные на суточное потребление, но вот только об удобстве такого подхода говорить уже не приходится.

На схеме нижа показан один из вариантов бака в стандартной комплектации:

1 – корпус из прочного пластика, изготавливаемый по бесшовной технологии ротформовки. Наличие ребер жесткости и особая конфигурация корпуса обеспечивают его прочность, устойчивость как к внешним воздействиям, так и к давлению жидкости изнутри.

2 – заливная горловина, герметично закручивающаяся после заполнения емкости.

3 – дренажный кран, позволяющий сливать оставшийся осадок после выработки всего запаса горючего перед очередной заправкой.

4 – необходимый комплект фитингов – для монтажа топливных магистралей и других узлов обвязки бака.

5 – датчик топлива, механический, поплавкового типа – дает информацию о наличии и количестве топлива в емкости.

6 – топливозаборник со шлангом (длина шланга обеспечивает забор топлива по всей высоте емкости). Всасывающий конец шланга оснащен поплавком, что позволяет всегда производить забот топлива с его поверхности, то есть в самом чистом виде.

7 – так называемый «дыхательный клапан», необходимый для сброса избыточных паров топлива в атмосферу. Обычно устанавливается в стволе вентиляционного канала, а с баком связан специальным дюймовым трубопроводом.

8 – набор труб (медных или полимерных) для организации системы подачи топлива от бака к горелке. В ряде случаев, когда этого требует конструкция котла или горелки, организуется и обратный поток. Невыработанное, излишнее горючее возвращается по нему в емкость.

9 – топливный фильтр. Устанавливается опционально, только в том случае, если фильтрация топлива не предусмотрена в конструкции самой горелки.

Установить такой бак по силам двум человекам – ничего сложного в его обвязке не видится. Срок службы такого полимерного хранилища оценивается в 50 лет.

А вот какой объем бака нужен? Как уже говорилось, целесообразнее всего запасаться на зиму сразу – это и дешевле выйдет, и исключаются вероятности неприятных моментов, когда горючее на исходе, а возможности его подвоза (по тем же погодным условиям) в данный момент нет. В крайнем случае можно создавать запасы с расчётом на один или пару месяцев автономной работы. А вот приобретать емкости с заправкой на неделю-другую – совершенно непрактично.

Вот о мощности котла и необходимых запасах топлива — как раз и поговорим в следующем разделе публикации.

Мощность котла и предполагаемый расход жидкого топлива

Эти две величины, безусловно, тесно взаимосвязаны – чем больше мощность отопительного оборудования, тем выше потребление топлива, вне зависимости от его вида. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Необходимая мощность котла для полноценного отопления дома

Начнем с необходимой мощности, которая полностью обеспечит потребности системы отопления.

Очень часто к подобным расчетам подходят следующим образом – принимают, что для отопления дома с высотой потолков в помещениях до 3 метров и с хорошей степенью термоизоляции строительных конструкций необходимо 100 Ватт тепловой энергии на каждый квадратный метр площади. Или, иначе говоря:

1 кВт → 10 м²

Очень удобно для расчетов. Так, сразу можно прикинуть, например, что для дома с общей площадью отапливаемых помещений, например,150 м², потребуется 15 кВт тепловой энергии. То есть приобретаемый котел по своим паспортным данным должен обеспечивать такую мощность, с небольшим эксплуатационным запасом.

Кстати, для котлов, работающих на жидком топливе, большой запас мощности закладывать не рекомендуется – это и лишние расходы, и неэффективная работа оборудования, ведущая к его быстрому износу. При выборе конкретной модели желательно ограничиваться запасом в 10, максимум 15%, если подобную возможность предоставляет ассортимент выставленных в продаже моделей. Получается, что для нашего примера будет достаточно котла, обеспечивающего тепловую мощность в 16,5 ÷ 17 кВт.

Однако, предложенный метод все же не отличается высокой точностью. Согласитесь, подходить с одними мерками к северным и южным регионам страны – довольно странно. Кроме того, в немалой степени потребность в тепле зависит и от особенностей самого дома.

Поэтому предлагаем читателю воспользоваться более точным алгоритмом расчета, который учитывает целый ряд критериев, зависящих как от места расположения здания, так и от его конструкции. Эта методика очень подробно изложена в одной из специальных статей портала.

Как точно определить необходимую мощность для системы отопления?

Не особо сложная, но довольно точная методика расчета с приложением онлайн-калькулятора показана в статье, посвященной . И хотя у нас тема статьи жидкое топливо, именно этот этап вычислений – полностью идентичный, независимо от типа котла или иного обогревателя. Пройдите по ссылке – и алгоритм расчёта откроется в новой вкладке браузера.

Итак, если вы воспользуетесь предложенным алгоритмом и проведете собственный расчет, то у вас получится определенное суммарное значение, показывающее, какое количество тепла требуется, чтобы поддерживать в доме комфортный микроклимат в самых неблагоприятных условиях, например, на пике зимних морозов.

Для чего это значение нам нужно?

  • Прежде всего, мы задавались целью определиться, какой мощности котел нас устроит. Как уже говорилось, оптимальным станет тот, у которого паспортная мощность выше расчетной на 10÷15 процентов.
  • Так как расчет велся по каждому помещению в отдельности, полученная информация наглядно покажет, какая схема расстановки радиаторов (или иных приборов теплообмена) по комнатам станет оптимальной. Так что созданную табличку не надо торопиться выбрасывать.

Правильный подбор радиаторов по тепловой мощности – важная задача!

Каждый радиатор или конвектор обладает определённой мощностью тепловой отдачи при выбранном температурном режиме системы отопления. Стало быть, их выбор и расстановка по комнатам делятся не наугад, а также в соответствии с теплотехническими расчетами. Правильно определиться с поможет специальный онлайн-калькулятор – к нему ведет рекомендуемая ссылка.

  • И, наконец, именно это значение (а не показатель паспортной мощности оборудования!) и станет отправной точкой для расчетов потребления жидкого топлива для нужд отопления.

Обратите внимание – полученное значение может достаточно серьезно отличаться от того, что было бы получено при использовании соотношения «100 ватт на квадратный метр». Причем, эта разница может быть как в одну, так и в другую сторону – очень многое зависит от климатических условий региона, особенностей самого здания и каждого помещения в нем.

Прогнозирование потребления жидкого топлива для отопления дома

Итак, нам стала известна величина суммарной тепловой мощности, которая необходима нашей системе отопления в самых неблагоприятных условиях. Исходя из нее можно просчитать, какое количество топлива потребуется для выработки такого количества тепла.

Есть стандартная формула, которая лежит в основе подобных расчетов:

W = V × H × η

В формуле буквенными символами обозначены следующие физические величины:

W – тепловая мощность, та самая, которая была получена на предыдущем этапе расчетов.

V – объем или весовой эквивалент топлива, необходимое для получения требуемого количество тепла.

Н – теплотворная способность выбранного вида топлива, то есть количество тепла, выделяемое при сжигании единицы массы или объема (в зависимости от выбранных исходных величин)

η – коэффициент полезного действия котла (КПД). Понятно, что часть выработанной энергии, хочешь не хочешь, но расходуется, так сказать, не по назначению – уходит на прогрев окружающего воздуха или просто буквально вылетает в трубу вместе с продуктами сгорания. Чем выше КПД, тем эффективнее оборудование, и тем рациональнее используется энергоноситель (топливо). Кстати, это еще один важный критерий выбора котла.

Так как нас в большей мере интересует именно расход топлива, формулу представим в несколько ином виде:

V = W / (H × η)

Что из этих величин нам известно?

  • Мощность мы уже рассчитали (опять же, не путайте ее с паспортной мощностью котла – это несколько разные показатели). Но следует сделать одно важное замечание. Как уже не раз говорилось, полученное значение показывает ту мощность, которая потребуется, так сказать, в самых экстремальных условиях – это хорошо видно из тех исходных данных, которые использовались при проведении расчета. На деле же в таком режиме система отопления будет функционировать весьма ограниченное время.

Если брать в масштабах отопительного периода, с учетом осеннего и весеннего «межсезонья», с учетом нормальных, не экстремально низких, зимних температур, памятуя еще о том, что нередко морозные дни чередуются с весьма продолжительными оттепелями, то получается, что рассчитанную мощность брать в «чистом виде» не имеет смысла. Хорошо отлаженная система отопления, оснащенная термостатическим регулированием общего контура, а нередко еще – и каждого радиатора в отдельности, «возьмет» столько тепла, сколько требуется. То есть котел «на полную» работать если и будет, то буквально считанные дни. Поэтому, как показывает практика, не станет большой ошибкой отталкиваться от примерно 60÷65 % потребной мощности.

  • Коэффициент полезного действия – указан в паспорте оборудования. Иногда в документации указывается два показателя – для низшей температуры сгорания (Hi) и для высшей, с учетом отбора тепла за счет конденсации пара (Hs). Для более достоверных расчетов, чтобы не наделять свое оборудование совсем уж «волшебными качествами», рекомендуется оперировать значением КПД для Hi.
  • Наконец, теплота сгорания топлива. Для разных типов жидкого топлива она своя. Обычно в справочниках фигурирует значение, выраженное в МДж/кг. Однако, удобнее будет все же пользоваться более привычными ваттами, так как именно в киловаттах указывается мощность отопительного оборудования. Перевести несложно: 1 мегаджоуль примерно равен 0,28 киловатт-часа.

Кроме того, так как хозяева обычно оценивают емкости необходимых баков, целесообразно будет перевести вес топлива в его объёмный эквивалент, зная средние значения плотности. Все это уже проделано – и необходимые данные размещены в таблице ниже.

Тип жидкого топлива Теплота сгорания топлива Плотность, кг/дм ³
МДж/кг кВт/кг кВт/литр (дм³)
дизельное топливо 42.8 11.9 9.88 0.83
керосин 43.5 12.1 9.68 0.8
мазут 39.5 10.9 10.36 0.95
масляная отработка 35 9.7 8.83 0.91
биотопливо (биодизель) 37.5 10.4 9.57 0.92

Очень удобно складывается – сжигание одного литра солярки дает примерно 10 кВт тепловой энергии, что позволяет выполнить приблизительные прикидки даже просто в уме.

Тем не менее, чтобы провести вычисления более точно, с учетом всего того, что сказано выше при рассмотрении формулы, предлагаем воспользоваться расположенным ниже онлайн-калькулятором.

Цены на жидкотопливный котел DanVex

жидкотопливный котел DanVex

Обеспечение жилого помещения в холодное время года теплом - основная задача любого домовладельца. Монтаж всех систем в большинстве случаев приходится проводить самостоятельно. При этом необходимо позаботиться о достаточном количестве топлива для автономного обогрева, особенно это важно в тех случаях, когда применяют отличное от газового оборудование. Например, вводится в эксплуатацию котел на мазуте для частного дома или монтируются системы с котлами на твердом топливе.

Функционирование котлов

Свою актуальность не утратили котлы, работающие на жидком углеводородном топливе. Они эксплуатируются как в централизованных котельных, так и в бытовых условиях.

Жидкотопливные котлы для отопления дома бывают монотопливными, потребляющими мазут, и комбинированными, работающими попеременно на газу и мазуте.

Бывают и мультитопливные водные теплогенераторы. Они способны работать на нескольких типах топлива.

Отличие между моделями мазутных котлов заключается в таких характеристиках:

  • топочные камеры;
  • габаритные параметры;
  • дифференциация по дымогенераторным каналам.

По типу горелки такого котла для отопления дома определяется его назначение, а реальный КПД находится в прямой зависимости от параметров факела и степени сгорания топлива в рабочей зоне. В расчет берется также и качество топлива, ведь чем оно чище, тем эффективнее происходит процесс горения.

Наиболее популярные котлы отопления для частного дома на мазуте делятся на такие группы:

  • газомазутные;
  • мазутные;
  • работающие на водно-мазутной эмульсии.

Так как принцип работы различных горелок достаточно близок, то перенастройка их на различные типажи углеводородов не занимает много времени.

Эксплуатационные параметры

Конструкция агрегатов отличается в большей степени по виду горелки. Последняя способна пропускать жидкость определенного типа.

Повышение эффективности работы осуществляется за счет того, что по мазутным котлам отопительным для дома пропускают природный газ.

Во время данного процесса обеспечивается максимально полное прогорание жидкого углеводорода.

В комбинированных газо-мазутных горелках предусмотрены центральные каналы для подачи жидкости, а по вспомогательным полостям поступает газообразное топливо. Подобное конструкционное решение обеспечивает то, что такой котел для отопления частного дома способен обогревать теплоноситель:

  • исключительно газом;
  • исключительно мазутом;
  • топливной смесью из двух этих веществ.

За счет сложности и относительной дороговизны имеющихся в конструкции форсунок, раньше использовать комбинированный котел отопления для частного дома было дорого. Это связано с различной скоростью подачи топлива, его дозировкой, ведь сгорание мазута и газа происходит с разной скоростью. Однако, при развитии технологий появились и бытовые модели.

Мультитопливные экземпляры рассчитаны на эксплуатацию с разными типами жидкого топлива:

  • мазут;
  • дизтопливо;
  • отработка.

В мазутный отопительный котел для частного дома встроена горелка пневмомеханического типа. Данный элемент оснащен камерой, в которой происходит предварительный нагрев топлива, что существенно понижает коэффициент вязкости жидкого углеводорода.

Нагревательные камеры представлены двух типов:

  • ротационная;
  • паромеханическая.

В первом случае используется вращающаяся чаша. Обе конструкции эксплуатируются, используя принцип «раскручивания» жидкости перед подачей. Это обеспечивает эффект пленки на краях подающего сопла. Для мазутных конструкций паром обеспечивается сдувание пленки и формирование мазутно-водной смеси. Актуальными горелками для таких систем являются пневмомеханические.

Жидкое топливо для теплогенераторов

В бытовых условиях понадобится смонтировать один или несколько резервуаров для хранения запаса топлива. Желательно не смешивать разные по фракциям углеводороды, чтобы обеспечить их равномерное сгорание. Наиболее популярными разновидностями являются следующие марки мазута:

  • легкие Ф12 и Ф5;
  • средние М40В и М40;
  • тяжелые М100В и М100.

Основные компоненты, входящие в состав веществ распределяются в таких пропорциях:

  • азот и кислород менее 0,5%;
  • водород не более 12,5%;
  • углерод около 88%.

Негативной примесью для углеводородов, в том числе и мазута, является сера. Чрезмерное ее содержание приводит к образованию вредного соединения - сернистого ангидрида.

Избыток влаги в составе жидкого топлива также негативно сказывается на процессе горения. При повышении объема воды в мазуте снижается теплообразование, а также возникают очаги коррозии внутри системы на металлических элементах. Избавиться от нежелательной влаги помогает отстой. Достаточно 5-10 суток, чтобы вода опустилась на дно в резервуаре, так как ее плотность меньше углеводородов.

Чтобы правильно сделать выбор котла отопления для частного дома на жидком топливе, необходимо разбираться в физико-химических свойствах мазута:

  • Вязкость. Параметр показывает степень текучести жидкости. Для определения точного значения этой характеристики используют специализированные приборы. Данный фактор оказывает влияние на такие процессы, как перекачка, сжигание.
  • Температура замерзания. При достижении этого значения жидкость переходит в твердое состояние. Для разных марок мазута такой точкой является значение из интервала -10…-35ºС. Параметр накладывает ограничение на условия хранения запасов.
  • Температура вспышки. Этот фактор колеблется у разных марок углеводорода в пределах +90-+150ºС. Такое воспламенение горючей смеси воздуха и топлива осуществляется при поднесении открытого огня. Самовозгорание осуществляется, как правило, по достижении 350 º С.

При передаче топлива к форсунке происходит обязательный предпусковой подогрев до 75-120ºС. Он является обязательным для мазута под давлением, располагающегося в герметичных полостях змеевиков или магистральных трубах.

Рейтинг лучших жидкотопливных котлов отопления для частного дома

Большинство моделей котлов, эффективно работающих на жидком топливе, выпускается за рубежом. Рассмотрим наиболее популярные модели аппаратов.

De Dietrich Thermique GT

Ведущий французский производитель De Dietrich Thermique предлагает оборудование De Dietrich GT, способное работать также и на газу. Основой для их изготовления служит высококлассный чугун, устойчивый к коррозии при любых условиях эксплуатации. Такой материал выдерживает значительные ударные и тепловые нагрузки.

Protherm "Бизон"

Компания из Словакии Protherm выпускает жидкотопливные аппараты «Бизон». В их оснащении идут горелки для жидкого топлива. В качестве дополнения пользователи могут самостоятельно покупать газовые горелки.

Все агрегаты нуждаются в подключении к электричеству. Также требуется запастись необходимым объемом топлива.

Расчет стоимости отопления на мазуте

В итоговую стоимость отопления дома на основе жидкого топлива входят:

  • стоимость котла - в среднем составляет 85 000 руб.;
  • горелка - 5 000 руб.;
  • водонагреватель - 60 000 руб.;
  • монтаж системы - 15 000 руб.;
  • стоимость топлива и электроэнергии - 100 000 руб.

Это ориентировочные ценники на оборудование, монтаж и энергию, рассчитанные на 20 лет безаварийной работы оборудования.

Итого, затраты составят:

Таким образом, получается, что стоимость 1 киловатта в час тепловой энергии для отопления загородного дома составляет 64 копейки. Зная тариф на электроэнергию и газ в своем регионе, несложно посчитать, насколько выгодным будет эксплуатация жидкотопливного котла.

ВИДЕО: Как работает котел на мазуте

Жидкое топливо для котлов: стандарты качества и условия хранения

Для жидкотопливных котлов компания «Луч Тепла» рекомендует использовать два вида горючих материалов, которые поддерживают оптимальное горение, но в то же время не причиняют вреда отопительным устройствам. Это - дизтопливо и мазут легких сортов. Они удобны в хранении и в транспортировке, не содержат много золы и серы, а также отличаются невысокой степенью вязкости, что гарантирует удобство сжигания.

Стандарты качества

По зарубежным стандартам все топливо для котлов делится на две категории:

  1. печное (дистиллятное );
  2. остаточное (мазутное ).

Первое добывают путем каталитического и термического крекинга нефтяных продуктов и коксованием остаточного топлива. Порядка 60 процентов его применяется для обогрева различных зданий с автономными системами отопления. В США его еще называют форсуночным, во Франции - легким, в Великобритании - бытовым. Однако именовать печное топливо дизельным некорректно. Дело в том, что по тяжести оно превосходит дизтопливо в несколько раз (по фракционному составу). Но для теплообеспечения пригодны оба.

Исходя из ГОСТа 305 / 82, дизельное топливо подразделяется на:

  • А (арктическое );
  • З (зимнее );
  • Л (летнее ).

Кроме того, учитывается содержание серы. Все эти сведения выводятся в обозначении марки. Помимо этого, также важна температура застывания и вспышки. К примеру, летнее горючее маркируется как Л / 0,2 / 40, где первая цифра - это объем серы, вторая - температура воспламенения. А кодировка З / 0,2 / 35 свидетельствует о том, что это земнее топливо с содержанием серы в объеме 0,2 процента и температурой замерзания минус 35 градусов. Наиболее морозоустойчивой является арктическая марка дизтоплива. Она обозначается как А / 0,4 / 50. Базовое отличие всех указанных марок горючего для жидкотопливных котлов - низкая вязкость. Даже при плюс 20 градусах она достигает от 3 до 6 сСт.

Что касается наличия серы, то за последние годы зарубежный рынок предпочитает котельное топливо с содержанием данного вещества в пределах 0,005 процента по массе. Оно стоит дороже, но гораздо лучше по полноте и чистоте сгорания. Помимо этого, также идеально подходит для котлов конденсационного типа, поскольку уже нет необходимости нейтрализации конденсата. В результате подобное дизтопливо наделяет котельное оборудование такими важными качествами, как:

  • безвредность выбросов в окружающую среду;
  • уменьшение затрат на сервисное техобслуживание отопительного устройства и системы в целом;
  • экономия топлива.

Условия хранения

Жидкое котельное топливо хранится в особых условиях. Это вызвано высокой степенью горючести материала и его небезопасностью для окружающей среды. Поэтому помещается в пластиковые или стальные емкости. Причем первые предпочтительнее вторых, поскольку металлические баки подвержены коррозии и с внешней, и с внутренней стороны.

В то время как пластиковые производятся из специального высокопрочного полиэтилена и могут вмещать от 500 до 5 000 литров топлива. Они соединяются между собой особым креплением (фикспакетами ) и формируют батареи, которые имеют прямой подвод к отопительному котлу. Однако общий объем такого хранилища должен быть в пределах 25 000 литров, не более.

Кроме того, баки бывают двух типов:

  1. одностенные;
  2. двустенные.

Резервуары из пластика с одной стенкой ориентированы на наземную установку. Они располагаются таким образом, чтобы при внезапной утечке все топливо надежно удерживалось и не растекалось. Поэтому предпочтение отдается помещениям с герметичной нижней частью стен и непротекаемым полом. Также допускается использование специальных поддонов. Их суммарный объем должен соответствовать объему баков.

Резервуары из пластика с двумя стенками подобных требований не имеют. Они просто оборудуются приборами контроля утечки дизтоплива, которые монтируются между внешней и внутренней оболочками. Двустенные баки предназначены для подземного размещения и хранения топлива в очень больших объемах - свыше 1 000 литров на каждый резервуар.

При всем этом баки должны соответствовать ряду характеристик и быть:

  • прочными, но в то же время легко адаптируемыми к конкретным условиям (беспрепятственно проходить в любые дверные проемы);
  • устойчивыми к температурным, химическим, механическим, ультрафиолетовым и иным воздействиям;
  • оснащенными различными элементами обвязки.

При размещении в бытовых условиях резервуары для котельного топлива не могут располагаться близ воздуховодных каналов, дымоходов, дымовых труб, над топочными приборами. Также их нельзя монтировать в местах проезда и прохода, на чердаках и крышах офисов, больниц, индивидуальных домостроений, на лестничных клетках (за исключением совмещенного жилья из 2-х квартир). Самый оптимальный вариант - специально обустроенные шкафы, нежилые помещения, котельные, пристройки, закрытые склады.

Современные котлы отопления на жидком топливе, несмотря на техническое совершенство и способность эффективно отапливать здания в отсутствие подключения к магистрали централизованного снабжения природным газом, редко встречаются в наших домах. При этом в странах Западной Европы, обладающих более развитой инфраструктурой и трепетно относящихся к проблемам экономии, процент подобного оборудования в общей массе теплогенераторов выше. Предлагаем разобраться вместе, чем хорош и чем плох жидкотопливный котел отопления (ЖТКО) и в каком случае его установка в отечественных условиях себя оправдывает.

На каких видах жидкого топлива работают жидкотопливные теплогенераторы

Бытовые (промышленных это не касается) ЖТКО способны работать на следующих видах топлива:

  • Дизельное топливо - наиболее качественный, но и дорогой вид жидкого топлива. Эксплуатационные затраты при его использовании сравнимы, а при некоторых условиях и выше, чем при отоплении электроэнергией и сжиженным газом.
  • Топливное масло или нефтяное печное топливо - продукт перегонки нефти, схожий с дизтопливом, но получаемый из более тяжёлых фракций. Его теплотворная способность на 15-20% ниже, зато цена почти в два раза меньше. Топливное масло нуждается в более тщательной фильтрации, чем «солярка».
  • Биотопливо - растительные горючие масла, как правило, используются в смеси с дизтопливом или нефтяным маслом. Характеристики растительных масел схожи с нефтяными, стоимость несущественно ниже.
  • «Отработка» - отслужившее техническое смазочное масло, слитое из механизмов. Для автопредприятия, СТО, базы сельхозтехники это находка, ведь топливо ничего не стоит. Частникам редко удаётся найти дешёвый и постоянный источник отработанного масла.

Теплообменники жидкотопливных котлов

Теплообменник - устройство, в котором происходит сгорание топлива и нагрев теплоносителя. В современных котлах он имеет развитое оребрение, позволяющее отбирать максимальное количество тепла в процессе горения. Появились и конденсационные ЖТКО с дополнительной секцией теплообменника, позволяющей утилизировать вторичное тепло отходящих газов. Циркуляция теплоносителя организована по принципу «водяной рубашки».

Теплообменники могут быть изготовлены из чугуна либо стали. Чугунные дороги, тяжелы, боятся термических и механических ударов, зато при аккуратном обращении очень долговечны, служат не менее полувека.

Даже стальные теплообменники жидкотопливных котлов весьма тяжелы, не говоря уж о чугунных, поэтому ЖТКО выпускаются только в напольном исполнении.

Существуют и комбинированные теплообменники из чугуна и стали

Вентиляторные горелки и управление ими

  • Горелка для жидкого топлива имеет встроенные насос и вентилятор. Первый всасывает из бака топливо, впрыскивает под давлением и распыляет его в теплообменнике, второй принудительно подаёт воздух в дозированном количестве, необходимом для горения. Наличие вентилятора заодно повышает эффективность дымоудаления. Жидкотопливная горелка - сложное и недешёвое устройство, чувствительное к качеству топлива. Установка предварительных фильтров и их своевременная замена для его очистки обязательна. Простые и дешёвые горелки могут работать только на максимальном режиме, более совершенные имеют 2-3 ступени мощности. Это способствует снижению потребления топлива и увеличению срока службы оборудования.

Большинство горелок работает на относительно лёгких видах топлива: дизельном, нефтяном масле, биотопливе. Но существуют и горелки с предварительным подогревом топлива для более густого и менее горючего отработанного технического масла, а также универсальные, способные эффективно сжигать все виды. Горелки для «отработки» и универсальные стоят ощутимо дороже обычных.

Универсальная горелка, способная работать на отработанном масле.

  • Автоматика управления современных ЖТКО согласовывает работу горелки с системой отопления в целом, позволяет добиваться экономного расхода топлива и оптимального теплового режима, ничем не уступающего по комфортности газовому и электрическому отоплению. При наличии качественного топлива оборудование работает полностью автономно, многие теплогенераторы могут быть встроены в систему «умный дом», управляться дистанционно.

Вентиляторная горелка распыляет топливо в камере сгорания теплообменника под давлением, воздух также нагнетается

Типы жидкотопливных котлов

О различии горелок по типу топлива мы уже упомянули, о наличии разных ступеней мощности тоже. Пару слов о форм-факторе котлов: горелка может располагаться внутри корпуса теплогенератора либо снаружи. Во втором варианте она является легкосъёмной и может быть за пару часов заменена на газовую. Ещё пару десятков лет назад универсальные теплогенераторы газ/жидкое топливо считались рациональным выбором. Но сегодня, когда появилось конденсационное газовое оборудование с модулируемыми горелками, а универсальные котлы из-за невозможности изменения конструкции теплообменника существенно уступают им по КПД, двухтопливное решение уже нельзя назвать актуальным.

По возможности нагрева воды для горячего водоснабжения ЖТКО делятся на:

  • Одноконтурные, имеют только контур для нагрева теплоносителя.
  • Двухконтурные с проточным нагревателем, горячая вода проходит непосредственно через выделенную секцию водяной рубашки.
  • Двухконтурные со встроенным бойлером.

На заметку: дороже обойдётся, но даст наиболее комфортное горячее водоснабжение установка пары одноконтурный котёл + накопительный водонагреватель косвенного нагрева (бойлер) литров на 100-150.

Сколько топлива потребляет ЖТКО и насколько это дорого

Производители зачастую «стесняются» указывать «аппетиты» своих теплогенераторов. Но мы сможем прикинуть приблизительный расход топлива для жидкотопливного котла отопления самостоятельно. На максимальном режиме горелка потребляет количество дизтоплива, примерно равное её мощности, делённой на 10. То есть, котёл (горелка, если точнее) 20 кВт «скушает» 2 литра «солярки» за час непрерывной работы или 48 в сутки. 20 кВт - этого вполне достаточно для дома площадью 200 м2 в климатических условиях Центральной России. Итак, примем, что 3 месяца в году котёл работает с нагрузкой 75% от максимальной, 3 месяца - 50% и ещё 3 - 25%. Итого получаем 6480 литров за отопительный сезон. Добавим 10% на горячее водоснабжение, получим 7 128 литров или 7,1 м3. Топливного масла потребуется больше, 8,550 литров или 8,5 м3. Нужно понимать, что это очень усреднённые данные, они не учитывают ни уровень исполнения самого котла, ни степень утепления дома. Эффективно теплоизолировав здание снаружи, расход топлива можно уменьшить раза в два, а перейдя на низкотемпературный режим - ещё на четверть.

Про цену топлива говорить не будем, она постоянно меняется и зависит от региона. Чтобы точно просчитать эксплуатационные расходы, нужно найти местных оптовых поставщиков и узнать, в какую сумму обойдётся загрузка того или иного вида топлива в хранилище с учётом транспортных расходов. К слову, в отличие от «солярки», топливное масло не везде и не всегда можно приобрести.

На заметку: в эксплуатационные расходы также следует включить цену замены фильтров, хотя это и несопоставимо меньше самого топлива.

Где и как хранить топливо

Не всегда потребители учитывают необходимость строительства топливохранилища при выборе теплогенератора, а продавцы оборудования им об этом тактично не напоминают. «Солярку» в канистрах не навозишься, к тому же покупать оптом значительно дешевле. Оптом - это значит бензовозом. Самый маленький - на шасси «Газели», вместимость его цистерны - 1,3 м3. Следующий - шасси ГАЗ 3309, он привезёт 4,9 м3. Далее имеются 6,2, 6,5, 6,8 м3 и так далее, максимум 15,8 м3. В стоимости топлива немалую долю «тянут» транспортные расходы, поэтому возить по полцистерны невыгодно. Исходя из этого и сезонной доступности проезда тяжёлого автотранспорта вместимость топливохранилища рекомендуется принимать в пределах 0,25-1 годовой потребности и не меньше доступной в регионе автоцистерны.

Строительные и противопожарные нормы разрешают хранить в котельной запас топлива всего лишь в 50 л, поэтому вместительное топливохранилище должно быть устроено за пределами дома либо в изолированной от здания противопожарной стеной пристройке с отдельным входом. Закапывать, как часто делали раньше, металлический резервуар (к примеру, списанную цистерну) в землю, не рекомендуем. Грунт промерзает, ёмкость и трубопроводы нужно теплоизолировать, сталь со временем корродирует, осуществлять контроль за герметичностью ёмкости невозможно. А новый, долговечный металлический резервуар весьма дорог.

Существуют полимерные топливные резервуары для размещения в грунте, они не подвержены коррозии, но не столь прочны, как стальные

Для небольшого объекта, каковым является частный жилой дом, рациональнее соорудить отдельное хозяйственное строение или пристройку к дому, где можно будет поддерживать положительную температуру. Ёмкости - стандартные полимерные баки, чаще используют на 1000 л. Они компактны, занимают немного места, имеют все необходимые технологические отверстия для объединения в систему, относительно несложно загружаются и очищаются.

Топливохранилище частного дома на 3 м3 в отапливаемом помещении - удобно и безопасно.

На заметку: следует учитывать, что топливохранилище должно иметь удобный подъезд для спецавтотранспорта.

Плюсы и минусы ЖТКО

Собственно, мы уже упомянули все достоинства и недостатки жидкотопливных котлов, но на всякий случай повторим их:

Плюсы:

  • Высокая степень автоматизации, возможность создавать максимальный тепловой комфорт.
  • Полная автономность от других источников энергии (помимо электроэнергии, но потребности в ней невелики, можно обойтись генератором)

Минусы:

  • Высокие эксплуатационные расходы.
  • Необходимость иметь вместительное топливохранилище, не допускать замерзания его и трубопроводов.
  • Вентиляторные горелки довольно сильно шумят, через стенку хорошо слышна их работа.
  • ЖТКО следует располагать в отдельном помещении с хорошей вентиляцией, желательно никак не связанным с жилыми помещениями - «аромат» дизтоплива неистребим.

Современная котельная на жидком топливе - чистое помещение, вы не увидите в нём луж «соляры» на полу. Но специфический запах топлива всё равно просачивается

Итак, кто же установит в своём доме ЖТКО? Во-первых, тот, у кого нет и в ближайшей перспективе не предвидится прокладка газопровода. Во-вторых, человек не бедный, предпочитающий заплатить больше денег, но получить комфортные условия проживания. В-третьих, тот, в чьём доме отсутствуют достаточные для организации альтернативного отопления электрические мощности, а топить дровишками его не устраивает.

В заключение скажем, что жидкотопливные котлы - довольно сложная техника, требующая профессионального обслуживания. Поэтому установку, подключение и сервисные работы должны проводить специалисты, обладающие соответствующей квалификацией.

Видео: подземный дизельный котел

Зачастую, частный дом по той или иной причине нельзя подключить к центральному газопроводу.Поэтому, чтобы всегда была горячая вода и тепло в доме, есть выход – газовый котел поменять на аналог, который работает на жидком топливе. И это будет правильно, так как отопительные котлы на жидком топливе просты в эксплуатации, за ними не требуется ежедневно ухаживать, а польза от них очевидна.

Вам придется позаботиться только о том, чтобы в наличии было топливо.

Обратите внимание!
Для бытового котла лучше всего подойдет дизельное топливо, а для его хранения очень удобна емкость из стали.
Если вы собираетесь использовать емкости из пластмассы, учитывайте, что они обязательно должны быть непрозрачными, так как свет намного ухудшает качество жидкости.
Для хранения оптимальным местом можно считать вкопанные в землю бочки или канистры.

В этом случае вас не будет беспокоить запах, топливо выделяет его даже в том случае, если емкость герметично закрыта. В крайнем случае, устройте место для хранения подальше от дома.

Конструкция котла

Для того чтобы в дальнейшем котлы отопления на жидком топливе работали бесперебойно, продумайте все детали вплоть до мелочей, начиная от установки и заканчивая хранилищем.

Многие даже не имеют представления, как выглядит и устроена отопительная система данного типа. Как видно на фото, например, главное отличие рассматриваемого сегодня агрегатов – вентиляторная горелка, которой он снабжен. Она необходима для эффективной и безопасной работы системы.

Распыляя топливо в жидком виде, она подготавливает топливо для дальнейшего попадания в камеру сгорания. Далее оно воспламеняется, уже перемешавшись с воздухом. Основное, из чего состоит котел – горелочное устройство, теплообменник и автоматика. Обычно отопительный котел на жидком топливе может быть одноконтурным, и двухконтурным.

Первый тип предназначен для обогрева помещений, второй же способен снабжать хозяев еще и горячей водой для бытовых целей. Для двухконтурных моделей придется дополнительно смонтировать доступ холодной воды и выход — для уже нагретой.

Что касается основных составляющих котла, то это:

  1. Собственно корпус, снабженный теплоизоляцией.
  2. Автоматика, обеспечивающая управление работой.
  3. Теплообменник.
  4. Горелка.

Чтобы котел работал с полной отдачей, надежная теплоизоляция просто необходима. Внутри корпуса системы находится теплообменник, в нем нагревается теплоноситель. В момент сгорания топлива, нагретые газы устремляются вверх, обволакивая теплообменник, затем от его стенок тепло переходит к теплоносителю.

Плюсы и минусы теплогенераторов на жидком топливе

Как и большинство подобных устройств, котлы, функционирующие на топливе жидкого типа, имеют и достоинства и недостатки.

Преимущества агрегатов

  1. Возможность использования для обогрева жилых помещений, а также предприятий и даже речных судов.
  2. Полная автономность и независимость от централизованного отопления, а также подачи газа.
  3. Автоматизированная и хорошо отрегулированная работа, позволяющая работать бесперебойно.
  4. Простота в обслуживании и предельно минимальная потребность в ремонте или замене комплектующих.
  5. Очень высокий КПД, достигающий 95%.
  6. Практически полностью отсутствующий запах и шум при работе котла.
  7. Автономное отопление на жидком топливе, позволяющее включить обогрев в любое, удобное для пользователя время.
  8. Безопасность работы грамотно установленной системы.

Недостатки устройств

  1. Для хранения топлива придется обязательно установить соответствующую емкость.
  2. Стоимость котла данного типа достаточно велика, его цена немного дороже твердотопливных аналогов.
  3. Монтаж системы отопления потребует организации отдельного помещения, снабженного дымоходом, другими словами –автономная котельная. Это, также, потребует определенных затрат и приложенных сил.
  4. Жидкое топливо незначительно, но все же — дороже аналогичных энергоносителей.
  5. Автоматический длительный и бесперебойный режим работы обеспечит топливный резервуар достаточно большого объема. Поэтому, отдельная котельная потребует много внимания.

Обратите внимание!
Как мы видим, преимущества в любом случае доминируют над недостатками.
Во всяком случае, если вы хотите на самом деле качественной работы оборудования, бесперебойной подачи тепла и горячей воды, независимости от централизованных систем и полной автономности, стоит потратить финансовых средств немного больше.

Какое горючее можно применять

Как указывает любая инструкция производителя, горючее для описываемого типа котлов не ограничивается лишь одним видом — дизельным.

Виды топлива

На данный момент жидкость для отопления котлов выпускается в различных видах.

  1. Керосин для отопления дизельных котлов. Хорошо, если при его выпуске используется ГОСТ – 305.
  2. Картерные, а также моторные и трансмиссионные автомобильные отработанные масла .Возможно использование и смазочной жидкости ATF на синтетической или минеральной основе. При этом температура вспышки горючего не должна превышать 204⁰. В топливе абразивные частицы и вода, как примесь,не допустимы.
  3. Смеси дизельного горючего и отработанных масел в различных вариациях.

Сколько его необходимо

Что касается расчета стоимости, а также расхода топлива, то это строго индивидуально для каждого пользователя. Причина в том, что для каждой системы отопления будет своя цена. Самостоятельно сделать расчеты довольно несложно, нужно столько просчитать соотношение площади отопления и расхода топлива.

Если жидкость для котлов отопления представляет собой дизельное топливо, то его часовой расход равен мощности установленной горелки, помноженной на 0,1. Отработанное масло в качестве топлива имеет расход: 1 литр, помноженный на площадь в 100 м² в течение часа. Окончательный расход определяют, исходя из мощности котла и площади отапливаемого помещения, то есть – 1 кВт способен согреть 10м².

Установка агрегата

Как уже было сказано выше, вам понадобится помещение для отопительной системы данного типа. Эта, своего рода мини-котельная обязательно включает в себя наличие дымохода и вытяжки, а также емкости для хранения топлива.

Емкость желательно установить большого объема, чтобы не было хлопот в дальнейшем с ее частым наполнением. Также устанавливают подающий насос, он будет перегонять топливо от емкости к котлу, и трубопроводную арматуру. Если вы уверены в своих силах, можете выполнить все – от проекта отопительной системы с жидкотопливным теплогенератором до монтажа ее своими руками.

Но все же, желательно привлечь для этого специалистов. Обученные люди, учитывая все нюансы вашего дома, сделают все грамотно и быстро. Ведь автономная система отопления – дело достаточно серьезное, и требует соответствующего подхода.

Промышленные котлы

Для крупномасштабных отопительных систем используются большие обогревательные устройства, соответственно, их величина пропорциональна размерам помещений. Конечно, домашний котел отопления на жидком топливе во много раз меньше промышленных. Однако, принцип работы тех и других похож.

На предприятиях используются солярка или мазут в качестве топливного материала, а также отработанное масло. Масла чаще всего используют в тех странах, где уделяется особое внимание экологической чистоте окружающей среды. Утилизация решает две задачи – для котлов есть топливо, а отходы благополучно уничтожаются.

Жидкотопливные промышленные котлы, как правило, паровые, они производят в качестве теплоносителя горячий пар, необходимый для промышленных нужд. Каждый агрегат снабжен полностью автоматической продувочной системой и экономайзером. Система удаляет конденсат, а экономайзер в разы увеличивает КПД устройства. Там, где необходимо отопить цеха или другие помещения большой площади,дополнительно устанавливается бойлерное оборудование.

Проблемы, которые могут возникнуть

Зачастую владелец дома или коттеджа сталкивается с множеством возникающих по ходу проектирования проблем. Причины кроются в особенностях архитектуры строения. Традиционные методы отопления не всегда приемлемы, зато жидкотопливные теплогенерирующие устройства в большинстве случаев устраивают домовладельцев.

Топливо для них: машинное масло, солярка, керосин, доступны практически во всех регионах. А вот центральные газопроводы и хорошие дороги есть далеко не везде.

От газового котла рассматриваемый сегодня почти не отличается, зато выгоден в использовании, удобен, и имеет КПД до 97%, что немаловажно. Отличие лишь в том, что жидкость в систему отопления подается немного отличным способом, да и данный котел снабжен горелкой, подающей воздух. Кислород необходим, чтобы топливо сгорало в камере равномерно.

Если вам необходима горячая вода кроме отопления, придется установить двухконтурный котел. Естественно, для людей, постоянно проживающих в доме, это необходимо. Могут возникнуть проблемы с выбором места для котельной и хранения топлива. Это нужно тщательно продумать заранее, сделать проект будущей системы.

Желательно просмотреть видео по данной теме, если вы планируете такого рода строительство. А еще лучше – пригласить специалистов, просвещенных в этой области. Они помогут вам с оптимальным выбором места, с учетов особенностей вашего дома. В противном случае перестраивать все и переносить оборудование обойдется гораздо дороже и хлопотнее.