Упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Технология формирования речевого дыхания Работа по развитию речевого дыхания

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи являются одними из актуальных проблем специальной педагогики на современном этапе её развития. Особенно актуальной проблемой на современном этапе является обучение и воспитание детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речи, поскольку именно в эти периоды нарушения речи можно сгладить и преодолеть, что значительно поможет ребёнку в дальнейшем обучении в школе и в социальной адаптации.

Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков - все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием, и даже с ринолалией. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. Каждое логопедическое занятие начинается с упражнений на активизацию дыхания, на формирование стереотипа правильного физиологического и речевого дыхания. Физиологическое дыхание рассматривается как один из факторов здоровьесбережения, а речевое - как фундамент для формирования устной речи. Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности. Речевое дыхание происходит произвольно (человек сам себя контролирует), неречевое же выполняется автоматически. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения. Важна роль дыхания, как “пускового механизма” в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения. Существуют определенные методики, направленные на восстановление этой важной функции, дифференциация ротового и носового выдоха у детей с ринолалией А. Г Ипполитовой; снятие напряжения с мышц всего тела и органов артикуляции у заикающихся детей Н. А. Рождественской, Е. Л. Пеллингер; оздоравливающие и целительные методики К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой; образная гимнастика по М. Норбекову и др. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма. Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т.е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох - длительный, плавный.

В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно - логически завершенного отрезка высказывания (т.е. синтагмы). Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.

В связи с этой проблемой в нашем учреждении особую значимость стали придавать дыхательной гимнастике. Цель дыхательных упражнений – увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, экономный выдох. Разработаны комплексы дыхательной гимнастики, где учитываются:

Эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;

Доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;

Степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов лёгких, развитие верхних дыхательных путей и т.д.

Комплексное воздействие на дыхательную систему ребенка осуществляется нами в двух аспектах:

Участие в процессе коррекции разных специалистов (логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию);

Использование дыхательных упражнений в течение дня в разных режимных моментах (логотренинги, прогулки, самостоятельная деятельность, занятия).

На занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

Выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей;

Проводить упражнения в хорошо проветриваемом помещении;

Заниматься до еды;

Дозировать количество и темп проведения упражнений;

Вдыхать воздух через рот и нос, а выдыхать через рот;

Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно.

В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;

После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.

На начальных этапах работы по развитию речевого дыхания следует использовать игровые упражнения, не связанные непосредственно с этим видом дыхания. Сначала нужно научить малыша совершать достаточно сильный, длительный и, вместе с этим, экономный выдох. Приведем несколько примеров таким игровых упражнений.

Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха: “Греем ручки” (выдыхание струи воздуха на ладони), “Снежинки” (сдувание со стола комочков ваты), “Листья падают и кружатся” (сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев деревьев), “Цветной фонтанчик” (поддувание дождика, прикрепленного к палочке), “Свечка” (задувание свечи), “Ветряная мельница” (вращение ветряных игрушек), “Лети, лети, лепесток” (приведение в движение изготовленного из цветной бумаги “цветика-семицветика”), “Цветочек” сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек, вдохнув аромат), “Покатай карандаш” (детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через нос, прокатить по гладкой поверхности круглый карандаш), “Загони машину в гараж” (через короткую трубочку дети задувают бумажные машины в гараж) и т.д.

Игры-упражнения, направленные на развитие способности осуществлять плавный выдох и регулировать его силу: пускание мыльных пузырей, поддувание плавающих в воде бумажных корабликов, поддувание бумажных фигурок и др.

После подготовительного периода, направленного на развитие физиологического дыхания, следует постепенно переходить к развитию собственно речевого дыхания. На данном этапе целесообразно использовать не только упражнения, направленные на развитие правильного выдоха и вдоха, но и вводить задания с воспроизведением речевого материала. Вот несколько примеров:

Длительное протяжное произнесение гласных звуков: “Кукла Катя хочет спать” (А-а-а), “Дует сильный ветер” (У-у-у) и др.

Многократное повторение слогов на одном выдохе: “Дождик капает по крыше” (“Па-па-па”), “Зайка прыгает” (“Оп-оп-оп”), “Мишка топает” (“Топ-топ-топ”) и т.д.;

Произнесение на одном выдохе слов и фраз с использованием приема наращивания: “Ветер. Дует ветер. Дует сильный ветер. Дует сильный и холодный ветер”;

Проговаривание скороговорок и чистоговорок;

Выразительное чтение стихотворений.

При проведении игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

После того, как у детей будет сформирован плавный длительный выдох, можно планировать комплексы дыхательно – голосовой гимнастики на каждую неделю. Желательно, чтобы тема комплекса и лексическая тема совпадали. Благодаря частой смене упражнений интерес детей к данной гимнастике поддерживается на протяжении всего года. Приведу примеры нескольких комплексов дыхательно – звуковой гимнастики:

1. Лексическая тема: “Зима. Новый Год”; (при выполнении всех упражнений вдох делается через нос, рот закрыт):

- “Бьют часы 12 раз” И.п. – стоя, ноги врозь, руки вверх, пальцы сцеплены в замок. Вдох – И.п.; выдох – наклониться в сторону, сказать “Бом!”. Повторить 12 раз.

- “Ёлочка нарядная” И.п. – стоя, руки вдоль туловища, кисти в стороны. Вдох – приподняться на носки, развести руки в стороны; выдох – поворот туловища в сторону, полуприседание, руки в И.п., сказать “Ах!”.

- “Хлопушка” И.п. – стоя на коленях, руки вдоль туловища. Вдох – руки развести в стороны, выдох – опустить вниз, хлопнуть в ладоши, сказать “Хлоп!”. Повторить 6-8 раз.

- “Дует Дед Мороз”. И.п. – сидя на корточках, ладони сложить трубочкой вокруг рта. Вдох – И.п.; на выдохе протяжно сказать: “У - у – у”. Повторить 6-8 раз.

2. Лексическая тема: “Космос”.

- “Запускаем двигатель”. И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох – И.п.; выдох – вращать вогнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди, при этом на одном вдохе произносить: “Р – р – р”. Повторить 4-6 раз.

- “Надеваем шлем от скафандра”. И.п. – сидя на корточках, руки над головой сцеплены в замок. Вдох – И.п.; выдох – развести руки в стороны, произнести: “Чик”. Повторить 4-6 раз.

- “Вдохнём свежий воздух на Земле”. И.п. – ноги врозь, руки вдоль туловища. Вдох – через стороны поднять руки вверх; выдох – руки плавно опустить, произнести: “Ах!”. Повторить 4-6 раз и т.д.

Для младших дошкольников с нарушениями речи можно использовать простейшие звуковые дыхательные упражнения. Например:

1. Логопед распределяет между детьми роли различных животных и птиц. Дети, услышав от ведущего название своего животного, на медленном выдохе произносят соответствующее звукоподражание. Игра оживляется, если ведущий старается запутать играющих: называет животное, а смотрит на ребенка, исполняющего совсем другую роль. Внимание направлено на длительность и четкость звучания согласных и гласных звуков.

2. Логопед читает стихотворение, а ребята выполняют движения в ритме стиха:

Жучок-жучок (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох).
Отправляется в полёт (задерживает дыхание). Жу- жу -жу (делает поворот вправо).
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж). Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки).
Я налево полечу (поднимает голову, вдох). Жу – жу – жу (делает поворот влево).
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж). Постою и отдохну! (встаёт прямо и опускает руки). Повторить 2-3р.

3. Логопед читает стихотворение, а ребята выполняют движения в ритме стиха:

Я ветер сильный, я лечу, лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос).
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть).
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох).
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох).
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот).
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками). Повторить 3-4 раза.

4. Дети сидят на стульях. Логопед говорит: “Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них). Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть, у кого дальше полетит?” Логопед ставит возле каждой бабочки ребенка. Дети дуют на бабочек.

Методические указания : Игру повторяют несколько раз, меняя детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть на бабочку только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более 10 секунд с паузами, так как продолжительное дутье может вызвать головокружение.

5. Взять два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налить много воды, почти до краев, а в другой налить чуть-чуть. Предложить детям поиграть в “Буль – бульки” с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача детей играть в “Буль – бульки” - не пролить воду. Обязательно обратить внимание детей на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите детям подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.

Дыхательная гимнастика сделает ребёнка здоровым и научит правильному произношению. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов. Эти упражнения способствуют укреплению иммунитета, профилактике простудных заболеваний, нормализуют эмоциональное состояние у агрессивных и гиперактивных детей.

Таким образом, мы одновременно решаем несколько задач: развиваем голос и правильное звукопроизношение, формируем осмысленную моторику и двигательное воображение, оздоравливаем детей. А главное – всё это доставляет им огромное удовольствие.

Литература.

1. Белякова А.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. - М., 2004.

2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр “ВЛАДОС”, 1996.

3. Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. – 2005, N 2.

4. Зубко И.Л. О правильном дыхании. // Логопед, № 4, 2007 г.

5. Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М.: Гном и Д, 2008.

6. Леонова А. Дыхательная гимнастика //Знание-сила.– 1987, N 10.

7. Новикова Е.Л.. Здоровьесберегающая технология формирования правильного дыхания у детей 6 лет с ОНР. // Дошкольная педагогика, № 3, 2010г.

8. Новиковская О.А. Развиваем общие речевые навыки. // Дошкольная педагогика, № 2, 2001 г.

9. Печинина С.И Играя, лечим! //Логопед, №4, 2007 г.

10. Хоппе Л. Формирование дыхания и развитие голоса у детей с нарушениями речи и слуха. //Логопед, №5, 2007 г.

Для красивой дикции ребенка необходимо правильное речевое дыхание. Игры на развитие быстрого вдоха и медленного выдоха станут и одним из способов общения с ребенком, и хорошей тренировкой. Не привлекайте слишком сильного внимания малыша к тому, с какой силой и ритмом он дышит, вы просто играете или организуете соревнование между несколькими соперниками. На все ошибки указывайте деликатно, как тренер, советующий лучшую методику. Родителям желательно вести дневник занятий, чтобы учесть свои находки и ошибки при воспитании следующих детей или внуков.

Какую роль играет воздух в речи?

Человек не сможет произнести ни одного слова, если воздух не пройдет через голосовые связки. Поток должен выходить медленно и равномерно. Говорить можно только во время выдоха, когда грудная клетка с определенным усилием выдавливает воздух из легких. Струя должна проходить не только с нужным усилием, но и в правильном направлении. Взрослый человек не замечает этих тонкостей, у него разговор происходит автоматически, без участия сознания.

Чтобы понять, как трудно малышу научиться говорить, попробуйте сами произнести самую короткую фразу, беспорядочно вдыхая и выдыхая. Ребенку нужно помочь, этим должны заняться мама с папой. Бесполезно объяснять ему устройство речевого аппарата, работу голосовых связок. С двухлеткой нужно не проводить уроки, а играть, при помощи интересных упражнений он сам начнет говорить правильно.

В вашем окружении может оказаться человек, который не умеет правильно дышать при разговоре. Если ребенок любит этого гостя, он может перенять его манеру. Не смейтесь над своим другом, объясните ребенку, что дядю Петю никто не научил правильно дышать, если малыш хочет помочь ему, пусть сначала сам начнет правильно говорить, а потом научит своего знакомого. Такой стимул усилит желание малыша правильно выполнять упражнения.

Как проводить дыхательную гимнастику?

Гимнастика по постановке правильного дыхания не займет много времени. Устройте между занятиями или чтением сказок перерыв минут на 10 и предложите ребенку новую игру. Комната, где вы будете выполнять упражнения, должна быть чистой и хорошо проветренной: нежелательно, чтобы малыш полной грудью вдыхал пыльный застоявшийся воздух. Прекрасно, если вы проведете занятие во время прогулки в парке, но только не в зимние морозы.

Основной принцип формирования правильного дыхания: быстрый глубокий вдох через нос, чтобы легкие заполнились воздухом до упора. Затем следует медленный плавный выдох через рот. Поток должен быть не слишком сильным, чтобы воздух расходовался равномерно и экономно.

При занятиях нужно следить, не делает ли ребенок ошибок. Выдох должен проходить по следующим правилам:

  • сложенные трубочкой губы расслаблены, щеки не надуваются;
  • весь поток идет через рот, через нос воздух выходить не должен;
  • выдох полный, пока не закончится воздух;
  • если малыш напевает или проговаривает звуки, нельзя делать паузы для короткого добора воздуха.

При выполнении любого упражнения следите, чтобы весь поток воздуха шел через рот. Если у малыша не получается, осторожно зажмите его ноздри пальцами или используйте специальное приспособление для ныряния.

Детям могут так понравится игры, что они не захотят прекращать их. Не давайте ребенку переутомиться: задания только кажутся простыми, а на самом деле могут вызвать усталость и головокружение. Начинать занятия можно с детьми 2 лет, продолжительность первых тренировок не должна превышать 3 минут. После каждого подхода сделайте паузу, дайте малышу отдышаться. Чередуйте дыхательные упражнения для детей с другими занятиями. Не делайте дыхательную гимнастику сразу после обеда на полный желудок, подождите2-3 часа.

Первые упражнения для правильного выдоха

В первую очередь нужно добиться, чтобы ребенок научился делать плавный длительный выдох через рот. Не забывайте, что после каждого глубокого выдоха малыш должен сделать паузу для отдыха. Вы можете проводить занятие с одним учеником, но намного интереснее, если у него будет хотя бы один партнер, с которым можно соревноваться.

Для первых занятий подойдут следующие игры.

  1. «Порхающие бабочки». Повесьте на тонких нитках на уровне лица малыша несколько ярких бумажных бабочек. Покажите ребенку, как они порхают, если подуть в правильном направлении. Время упражнения не больше 10 секунд.
  2. «Дерево на ветру». Прикрепите к деревянному стержню несколько раскрашенных полосок папиросной бумаги или елочную мишуру, чтобы она свисала вниз во все стороны. Скажите, что это дерево, если на него подует ветер, листочки будут качаться и шелестеть.
  3. «Осенний листопад». Наберите осенью или вырежьте из цветной бумаги разноцветные листочки. Положите их горкой на столе, и предложите подуть, чтобы листья полетели. Потом их нужно собрать в коробку или корзинку, и игру можно повторить.
  4. «Метель» выполняется как предыдущее упражнение, только на стол кладутся бумажные снежинки или комочки ваты.
  5. «Петушок или курочка». Летом сорвите одуванчик и предложите подуть на него один раз. Если останутся пушинки, получился петушок с гребешком, если улетят все, значит, курочка. Объясните, что в птичнике петушков бывает очень мало, пусть малыш стремится сделать как можно больше курочек.

Постарайтесь, чтобы ребенку не надоело. Придумывайте новые сюжеты, соревнования. Если нет возможности пригласить других детей, пусть в состязания вступают предметы. Загадайте, какой листик первый упадет, какая бабочка отлетит дальше остальных.

Когда ребенок научится выдыхать правильно и станет без труда сдувать легкие бумажные фигурки, упражнения можно усложнить.

  1. «Ленточка-лидер». Повесьте близко друг к другу несколько бумажных ленточек и предложите подуть, чтобы выбранная полоска взлетела выше других.
  2. «Гонки карандашей». Положите на стол два карандаша. Малыш должен одним выдохом переместить каждый из них на максимальное расстояние.
  3. «Не урони шарик». Подбросьте в воздух надутый шарик и попросите ребенка дуть на него снизу, не давая опуститься на пол.

Игр можно придумать очень много. Следите за успехами малыша и постепенно усложняйте задачи. Первый раз ребенок будет дуть на бумажные фигурки с расстояния около 30 см, с каждым разом отодвигайте их немного дальше. Предупредите, что учитываются результаты только одного выдоха – если посередине был хотя бы небольшой вдох, ни одна снежинка не будет засчитана. Каждый раз хвалите ребенка за успехи, а неудачам найдите утешительное объяснение: слишком тяжелая бумага, фигурка прилипла к столу.

Игры и соревнования для развития речи

Когда ребенок научился правильно дышать, нужно связать медленный выдох с речью. На первых занятиях малыш может петь гласные звуки. Сначала он делает глубокий вдох, а на выдохе напевает: «А-а-а-а» или «У-у-у-у-у». Старайтесь, чтобы на всем протяжении пение шло в одном темпе и тональности. Если ребенок постоянно сбивается то громче, то тише; то выше, то ниже, запишите на диктофон и объясните его ошибки. Не превращайтесь в строгую учительницу, делайте замечания добродушно, с юмором: «Послушай, как ты начал весело и бодро, а закончил совсем тоскливо, похоже, в песенке что-то грустное произошло». Когда звук получится ровный, учите петь с повышением и понижением тона.

Детям постарше можно рассказать, что такое вокализ, и дать послушать записи. Предложите им тоже попробовать менять тональность, чтобы получился мелодичный напев.

Начните с небольших слов, повторяя их несколько раз. Показывайте ребенку картинки или игрушечных животных, а он должен на одном выдохе 2-3 раза изобразить, какие звуки они издают: «Гав-гав-гав», «Мяу-мяу-мяу», «Ко-ко-ко». Разыгрывайте сценки, которые малыш будет озвучивать. Идет медведь по лесу «Топ-топ-топ», увидел теремок, постучал «Тук-тук-тук». Напоминайте, что перед тем, как что-то сказать, малыш должен набрать полные легкие воздуха.

Хорошей тренировкой правильного речевого дыхания при разговоре станут короткие детские стишки, например «Игрушки» А. Барто. На каждый выдох нужно сказать одну строчку, потом вдох – и следующая строка. Игры для развития у ребенка правильного дыхания можно включить в утреннюю гимнастику. Добавьте в комплекс несколько упражнений, повторяя каждое 4-6 раз:

  1. «Часы с маятником». Исходное положение: ноги на ширине плеч, поднятые руки сцеплены пальцами над головой. Вдох, на выдохе наклон в сторону и протяжный звук «Бомм». Повторить в другую сторону.
  2. «Катаемся на машине». Исходное положение: стоим прямо, руки вытянуты вперед, кулаки сжаты. После вдоха на выдохе ребенок поворачивает воображаемый руль вправо и издает звук, имитирующий работу мотора. Повторите несколько раз в разные стороны.
  3. «Шарик лопнул». На вдохе ребенок раздвигает руки в стороны, на выдохе сводит их перед собой, будто бьет по воздушному шарику, и говорит «Хлоп».
  4. «Морской бой». Запустите в таз с водой бумажные кораблики. Поочередно дуя то на один, то на другой, малыш может играть и в пиратов, и в морское сражение.
  5. «Воздушный теннис». Для этой игры нужны 2 участника. Проведите посередине стола полоску и положите на нее шарик от настольного тенниса. По команде оба ребенка дуют на мячик, кто загонит его на сторону противника, тот и выиграл.
  6. «Мама-утка ищет утят». В тазик бросьте несколько плавающих уточек и скажите, что малыши заблудились, мама должна найти их. Потоком воздуха нужно направить самую большую игрушку на поиски и собрать все фигурки вместе.

Игры с различными предметами

Игр для тренировки правильного выдоха можно придумать множество. Занесите в дом вертушку, с которой малыш бегает по улице, и скажите, что он сам может стать повелителем ветра. Пусть дует на лопасти с разной силой и смотрит, как они крутятся то быстрее, то медленнее. Купите китайский сувенир «музыка ветра» повесьте его на уровне лица ребенка, чтобы он, проходя мимо, дул и слушал звон колокольчиков. Точно так же можно установить балансир, где на планочках в состоянии равновесия находятся фигурки птиц, приходящие в движение от малейшего дуновения.

Многие дети уже знают, что в день рождения нужно задувать свечи на торте. К сожалению, такое событие происходит один раз в год, зато для игрушек можно устраивать праздник хоть каждый день. Накройте кукольный столик, вокруг рассадите именинника и гостей, на печенье или пряник установите зажженные свечки и предложите малышу их задуть. Обязательно похвалите, если получится с первого раза. Иногда малыш не может направить струю в нужную сторону, поэт ому первые несколько раз можно дуть через трубочку.

Похоже, производители игрушек не заинтересованы в развитии правильного дыхания у детей. Для получения любимых всеми поколениями мыльных пузырей теперь не нужно дуть в соломинку. Малыш берет в руку рамку, размахивает, и целый рой радужных шариков взлетает в воздух. Научите малыша играть с мылом традиционным способом. Сначала возьмите трубочку диаметром около 5 мм и научите устраивать бурю в воде. В банку бросьте небольшой кораблик, когда малыш будет выпускать в воду воздух, пузыри устроят волны, игрушка начнет раскачиваться. Сразу предупредите, что жидкость втягивать в рот нельзя, можно только выпускать воздух наружу. Первое время используйте питьевую воду.

Когда вы убедитесь, что ребенок не заглатывает жидкость, можно использовать для игры мыльный раствор. Теперь можно взять соломинку для коктейля и создавать пузыри из мыла. Состав можете взять из игрушки или развести водой детский шампунь в пропорции 1:1. Сначала покажите ребенку, как дуть в трубочку, чтобы в стаканчике появилась густая пена. Потом научите выдувать пузыри. Чтобы малышу было интереснее, подскажите ему надеть шерстяные перчатки, тогда пойманный на руку шарик лопнет не сразу.

Упражнения для дошкольников

Если с ребенком хорошо занимались, в 5 лет он уже должен говорить правильно, но дополнительные занятия все равно не повредят. Хорошо развивают речевое дыхание музыкальные игрушки: свистки, дудочки, губные гармошки. С декоративными свистульками в виде птиц и животных можно разыграть сценку разговора: петушок что-то спрашивает, курочка отвечает. Если в 2 года малыш иногда мог извлечь из свирели отрывистый звук, то сейчас можно научить ребенка играть плавные приятные мелодии.

Когда ребенок хорошо освоит музыкальные инструменты, попробуйте научить его свистеть в стеклянный или пластиковый пузырек. Нижнюю губу нужно слегка прижать к боку сосуда рядом с отверстием, струя воздуха идет внутрь. Направление выдоха следует немного менять, пока не появится звук. Упражнение получается не у всех – не настаивайте, скажите, что вернетесь к этому заданию через месяц или два.

Для хорошо развитой дыхательной системы неплохой тренировкой станет надувание игрушек или воздушных шариков. Купите пластиковую уточку, возьмите ее на пруд и скажите, что если малыш хочет поплавать с игрушкой, он должен надуть ее сам. Можете предложить надуть и воздушные шарики, но сначала попробуйте это сделать сами: некоторые изготовители выпускают настолько тугие изделия, что надуть их можно только специальным насосом.

Зачем нужно правильное дыхание?

Артисту и оперному певцу необходимо рассчитывать объем воздуха в легких, чтобы в самый кульминационный момент напряженного монолога не потребовалась незапланированная пауза на вдох. Возможно, будущая профессия вашего малыша не потребует от него таких способностей, но умение правильно говорить необходимо любому человеку. Мало кто прислушается к мнению собеседника, если он говорит неразборчиво, проглатывает окончания слов, останавливается для вдоха в самой середине фразы.

При хорошо поставленной речи человек может говорить долго, и этот процесс его не утомит. Если вдохи и выдохи происходят беспорядочно, на произнесение слов и фраз затрачивается много энергии, мышцы, участвующие в речи, быстро устают. Не надейтесь, что со временем все наладится. Любому из нас приходилось беседовать с людьми, которые то быстро тараторят, то вдыхают посередине длинного слова. Вы хотите, чтобы ваш малыш говорил так всю жизнь? Если нет, начинайте тренировать правильное дыхание в 2-3 года.

Педагоги и медики заметили, что у подвижных детей, которые постоянно бегают, прыгают, танцуют, дыхательная система развита лучше, чем у любителей мультиков и рисования. Плохо влияют на дыхание и заболевания носоглотки, легких, бронхов. Подходите к развитию речевого дыхания комплексно: следите за здоровьем ребенка, не давайте ему долго сидеть неподвижно, выводите на спортивную площадку. Во время зарядки или подвижных игр наблюдайте, как дышит ребенок, объясните, что при правильном вдохе и выдохе он будет бегать быстрее, а прыгать выше.

Мало кого не раздражают неуместные паузы в речи собеседника. Это не только некрасиво, но и может привести к искажению смысла сказанного. Вспомните исторический пример с фразой: «Казнить нельзя помиловать». Представьте, что это было не написано на бумаге, а сказано вслух. После первого слова у говорящего закончился воздух, он вдохнул и быстро проговорил конец предложения. Чтобы подобные казусы никогда не произошли с вашим ребенком, учите его говорить красиво и правильно.

Сайт «Мама может все!» собрал 23 самых интересных игры для развития речевого дыхания для детей дошкольного возраста. Эти упражнения помогут малышу научиться говорить четко, плавно и красиво.

Всем нам нравится мелодичная, плавная и красивая речь. Для ее формирования необходимо правильное речевое дыхание. Маленьким детям оно дается с трудом. Дыхательная мускулатура у них еще развита слабо. Малышам свойственна быстрая речь, проглатывания окончаний слов и искажение звуков. Помочь ребенку научиться произносить звуки правильно, регулировать громкость, делать паузы между предложениями помогут игры и упражнения на развитие речевого дыхания.

Игры для развития речевого дыхания

Пой со мной!
Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.

Ход игры: Сначала педагог предлагает детям вместе с ним спеть «песенки».

– Давайте споем песенки. Вот первая песенка: «А-А-А!» Наберите побольше воздуха – вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная.

Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество «песенок» можно увеличивать.

– Вот вторая песенка: «У-У-У!» Теперь «О-О-О!», «И-И-И!», «Э-Э-Э!»

Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе.

– Давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.

Лети, бабочка!

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.

Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.

— Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Педагог дует на бабочек.
— Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?

Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

Мыльные пузыри

Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра — коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.

Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку — подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка — не позволяйте пробовать и пить жидкость.

Звуки вокруг нас
Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в такую игру.

– В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-А-А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О!» Самолет в небе гудит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы»! Повторяйте за мной.

Педагог обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

Песня ветра

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: китайский колокольчик «песня ветра».

Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее — звук стал громче.

Девочки поют

Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, а также сочетаний из двух гласных – АУ, УА, ОУ, ОИ, ИА и т. д.

Оборудование: картинки с изображением поющих девочек – четко прорисована артикуляция при произнесении гласных звуков А, О, У, И.

Ход игры: Подготовьте картинки с изображением лиц поющих девочек. Такие картинки легко нарисовать, главное условие – артикуляция должна быть четко прорисована.

В игре могут участвовать 2–4 ребенка. Сначала педагог показывает детям картинки с изображением поющих девочек и предлагает угадать, какая девочка какой звук поет. Затем раздает по одной картинке и предлагает спеть такой же звук.

После этого организовывается общая игра: дети выстраиваются в ряд, держа в руках свои картинки, поет тот, на кого покажет педагог.

– Теперь будем петь общую песенку. Петь будет тот, на кого я покажу палочкой. Старайтесь, чтобы песенки были длинными.

Следующий этап игры – пропевание сочетаний из двух гласных звуков. Педагог предлагает повторить за ним такие песенки:

– Давайте споем песенки. Вот первая песенка: «А-А-А-У-У-У!» Наберите побольше воздуха – песенка должна получиться длинная. А вот вторая песенка: «У-У-У-А-А-А!»

Постепенно количество и варианты «песенок» можно увеличивать. Затем эта же игра повторяется с использованием изображений поющих девочек. Педагог ставит рядом две картинки: девочка поет И, девочка поет А, и предлагает угадать, какую песенку поют девочки – ИА – и повторить ее. Такую игру сначала следует проводить индивидуально. Сочетания пар гласных звуков могут быть самыми разными.

Свистульки

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.

Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них.

— Посмотрите, какие красивые у вас игрушки-свистульки! У Маши — птичка, а у Вани — олень. Давайте устроим лесной концерт — каждый из зверей и птиц поёт свою песенку!

Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Ветерок

Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).

Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к д еревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение «дождик».

Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.

— Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок — и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.

Сдуй шарик

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.

Ход игры: Предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.

– Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны – вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться… Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!

Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.

Змейка

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.

Ход игры: Предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.

– Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!»

Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.

Снег идёт!

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: кусочки ваты.

Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.

— Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!

Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.

Насос

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.

Ход игры: Предложите малышам поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса.

– Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса – вот так! «С-С-С» – работают насосы!

Педагог показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.

Весёлая песенка

Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов – ЛЯ-ЛЯ.

Оборудование: кукла или матрешка.

Ход игры: Предложите малышам спеть вместе с куклой весёлую песенку.

– Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!» Давайте споем вместе с Катей!

Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки – подряд 6–9 слогов. Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

Воздушный шарик

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар.

Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.
Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.

— Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!

Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае шар привязывается к стульчику или чему-нибудь на полу (желательно, чтобы ниточка оставалась длинной). На шар нужно дуть так, чтобы он улетел как можно дальше вперед.

Если игра проводится в группе, можно организовать соревнование: двое детей (или небольшие команды) становятся друг напротив друга лицом к шарику (расстояние до шара 50-60 см) и одновременно начинают дуть. Побеждает тот, кому удалось послать шарик на противоположную территорию (можно разделить территорию при помощи ленточки или веревки).

Весёлое путешествие

Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов – БИ-БИ, ТУ-ТУ.

Ход игры: Предложите малышам подвижную игру.

– Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки – машина едет и сигналит «БИ-БИ!» А теперь превратимся в паровозики – «ТУ-ТУ!»

Покажите, как едет машинка, – походите по комнате, крутя воображаемый руль. Изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в направлении вперед и назад.

Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ! Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

Вертушка

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно:

— Давай сделаем ветер — подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее — вертушка вертится быстрее.

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Катись, карандаш!

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.

Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.

Птицы разговаривают

Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых или разных слогов – КО-КО-КО, КУ-КУ, КРЯ-КРЯ-КРЯ, КУ-КА-РЕ-КУ, ЧИК-ЧИРИК.

Ход игры: Предложите малышам поиграть в птичек.

– Давайте поиграем в птичек. Встретились птички на полянке и стали разговаривать. «КО-КО-КО» – говорит курочка. «КУ-КУ! КУКУ!» – кричит кукушка. «КРЯ-КРЯ-КРЯ!» – крякает утка. «КУ-КА-РЕ-КУ!» – заливается петушок. «ЧИК-ЧИРИК», – чирикает воробышек.

Побуждайте детей повторять за вами «разговор» птиц. Во время произнесения звукоподражаний следите, чтобы дети произносили их на одном выдохе, не добирая воздух.

Бульки

Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.

Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее — пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.

— Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо — получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!

По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.

Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух.

Другая из возможных проблем — ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус гелиевой ручки — прозрачную трубочку из твердой пластмассы.

Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.

Расти, пена!

Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.

Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду — с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.

— Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду… Теперь помешаю — ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй подуть.

После того, как дети на индивидуальных занятиях научатся правильно действовать — дуть в трубочки, не проливать воду и т.п., можно проводить такое занятие в группе.

День рождения

Цель: развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: зефир в шоколаде или пастила; маленькие свечки для торта; игрушечный мишка.

Ход игры: Приготовьте зефир в шоколаде или пастилу и воткните одну или несколько праздничных свечек — сегодня «день рождения мишки». Вместе с ребенком накройте на стол, используя игрушечную посуду, пригласите гостей — зайчика и куклу, спойте для мишки песенку. Затем торжественно внесите «праздничный торт» с зажженной свечой.

У мишки сегодня день рождения. Ему исполняется один (или больше) год. Давай поздравим мишку! Вот праздничный торт — помоги мишке задуть свечи.

Когда ребенок задувает свечу, следите, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным. Объясните малышу, что у него есть несколько попыток, в каждую из которых дуть можно только один раз. Если свеча не потухла — снова набираем в грудь воздух и пробуем еще раз.

Многие дети, делая правильный выдох, не могут верно направить струю выдыхаемого воздуха — она проходит мимо пламени свечи. В этом случае полезно для наглядности предложить дуть в трубу, сделанную из листа плотной бумаги (диаметр 3-4 см), т.к. с помощью трубы можно контролировать направление выдыхаемого воздуха.

Вначале ставьте свечу на расстоянии около 30 см от ребенка. Постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40-50 см. Объясните ребенку, что придвигаться к свече слишком близко не следует.

Для последующих игр с задуванием пламени подбирайте свечи с устойчивым основанием или стоящие на надежном подсвечнике. Можно придумать другой сюжет игры либо просто предложить задуть пламя. В целях безопасности такая игра проводится индивидуально. Необходимо предупредить ребенка, что свечу нельзя трогать и опрокидывать.


Надуй игрушку!

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: различные надувные игрушки небольшого размера; воздушные шары.

Ход игры: Педагог раздает детям хорошо промытые резиновые надувные игрушки и предлагает их надуть. Дуть следует, набирая воздух через нос, и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.

— Посмотрите, наши игрушки совсем больные — худенькие, без животиков… Как же с ними играть? Давайте надуем игрушки, чтобы они снова стали толстенькие, здоровые и веселые!

Тот, кто надует игрушку, может поиграть с ней.

Это задание требует сформированного сильного выдоха. Кроме этого, необходимо научить малышей правильно держать игрушки, чтобы из них не выходил воздух. Предлагайте эту игру только после того, как сильный плавный выдох уже сформирован.

На последующих занятиях можно предложить надуть воздушные шары, что еще сложнее. Если у ребенка не получается, не настаивайте.

Специалистам известно о тесной взаимосвязи процесса артикуляции с голосообразованием и дыханием. Коррекция речи предполагает одновременную работу по всем этим трем направлениям.

Нормализация речевого дыхания должна проводиться в определенной последовательности:

1 этап

Сначала мы должны воспитать у ребенка правильное диафрагмально-реберное дыхание . Эта работа проводится по подражанию, а в качестве контроля выступает собственная ладонь ребенка.

2 этап

Чтобы закрепить навык правильного диафрагмально-реберного дыхания и развить умение осуществлять легкий, короткий речевой вдох и длительный, плавный речевой выдох, логопед проводит с ребенком упражнения по дифференциации (различению) носового и ротового вдоха и выдоха .

Эти упражнения тренируют также ритм речевого дыхания, с кратковременной обязательной паузой после выдоха. Например:

Вдох и выдох через рот;

Вдох через рот, выдох через нос;

Вдох через нос;

Вдох через нос, выдох через рот.

3 этап

Выполняя специальные упражнения, логопед работает над формированием длительного и плавного речевого выдоха . Задания постепенно усложняются: сначала мы тренируем речевой выдох на материале отдельных звуков, потом — слов, словосочетаний, коротких фраз, стихотворений, текстов. Вначале ребенок выполняет упражнения с опорой на контроль ладонью, потом — без такой опоры.

Все задания обязательно предлагаются ребенку в игровой форме, выполняются упражнения по подражанию или по словесной инструкции логопеда.

Примерные упражнения для формирования правильного речевого выдоха

«Топор»

Ребенок ставит ноги на ширину плеч, руки опущены вниз, а пальцы рук сцеплены в «замок». Задание: быстро поднять руки и быстро вдохнуть, затем наклоняться вперед и, медленно выдыхая, произнести: «Ух!»

«Гуси»

Предлагаем ребенку быстро поднять руки через стороны вверх и сделать быстрый вдох. Медленно опуская руки, плавно выдыхаем и произносим «Га-га-га». Можно использовать любые звукоподражания: «Кар» — ворона, «Мяу» — кошка и пр.

«Зоопарк»

Каждый ребенок выбирает, каким животным он будет. Логопед ходит по зоопарку, называет животное, а ребенок произносит соответствующее звукоподражание на плавном и длительном выдохе.

«Немое кино»

Логопед беззвучно произносит какой-нибудь гласный звук. Ребенок должен угадать, что это за звук и произнести его вслух на длительном и плавном выдохе.

4 этап

Проводится работа по формированию направленной воздушной струи .

Так как при произношении значительного количества звуков требуется правильный выход воздушной струи через середину ротовой полости и в её образовании принимают участие щеки, язык и губы, то обязательно при проведении работы по развитию артикуляционной моторики параллельно проводим работу по формированию направленной воздушной струи.

Для каждого упражнения по формированию направленной воздушной струи подбирается картика-образ. Упражнения выполняются по подражанию и по словесной инструкции.

Упражнения для формирования направленной воздушной струи

«Худышка»

Картинка-образ: худенький мальчик со впалыми щеками. Выполнение: приоткрыть рот, губы сомкнуть, на счет втягивать щеки внутрь. 5-7 раз.

«Толстяк»

Картинка-образ: полный мальчик с толстыми щеками. Выполнение: Предлагаем надуть щеки и, плотно сомкнув губы, удерживать воздух в течение 15-20 секунд. Повторять 3-5 раз.

«Дудочка»

Картинка-образ: дудочка. Выполнение: Узкий язык высунуть вперед, слегка касаясь краев стеклянного пузырька. Стараться дуть на кончик языка так, чтобы раздался свист — играет дудочка.

«Пропеллер»

Картинка-образ: вертолет с пропеллером. Ребенок растягивает губы в улыбке, длительно выдыхает. Указательным пальцем ребенка двигать быстро-быстро из стороны в сторону перед губами, рассекая воздух, чтобы слышался звук пропеллера.

«Снежинка»

Картинка-образ: снежинка. Ватный (или бумажный) шарик кладется на ладонь ребенка. Ребенок делает длительный плавный выдох, стараясь сдуть «снежинку» с ладони. Следить, чтобы щеки при этом не раздувались.

Симонова Ольга Владимировна,
учитель-логопед, г. Димитровград

Одним из постоянных признаков заикания является нарушение речевого дыхания. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата, нарушение речевого дыхания у заикающихся выражается в следующих показателях: недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, укороченный речевой выдох, несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

1) Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).

2) Формирование длительного фонационного выдоха.

3) Формирование речевого выдоха.

Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи. Известно, что плавность речи - это целостное непрерывное артикулирование интонационно-логически завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.

Учитывая то, что у заикающихся отмечается поверхностное, недостаточно регулярное дыхание, при котором мышцы грудной клетки, особенно мышцы верхнего плечевого пояса, находятся в состоянии излишнего напряжения, большинство практиков использует в коррекции заикания постановку диафрагмально-реберного дыхания, которое часто называют диафрагмальным. При этом типе дыхания особое значение имеет работа мышц брюшного пресса.

Постановку диафрагмально-реберного дыхания начинают в положении лежа. Оптимально, чтобы постановка диафрагмального дыхания проводилась на фоне мышечного расслабления. Как правило, в этот период заикающиеся уже знакомы с элементами релаксации.

В дошкольном возрасте формирование диафрагмального дыхания необходимо проводить на начальном этапе в положении лежа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанавливается автоматически.

В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приемы. При этом должны быть учтены следующие методические указания.

1. Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.

2. Для детей дошкольного возраста дыхательные упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

3. Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений:

руки из положения “в стороны” движутся “кпереди” с обхватом грудной клетки, или из положения “вверху” движутся вниз. Движения корпусом, как

правило, связаны с наклоном вниз или в стороны. 4. Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь.

Упражнения для формирования диафрагмального выдоха

Заикающийся находится в положении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его живот “хорошо дышит”. Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2-3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.

Задуй свечку

Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на “свечу” так, чтобы пламя “свечи” отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на “свечу”.

Лопнула шина

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг - “шину”. На выдохе дети произносят медленно звук “ш-ш-ш”. Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха

легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Накачать шину

Детям предлагают накачать “лопнувшую шину”. Дети “сжимают” перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку “насоса”. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук “с-с-с”. При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

Воздушный шар

Выполнение упражнения аналогично упражнению “Лопнула шина”, но во время выдоха дети произносят звук “ф-ф-ф”.

Жук жужжит

Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят “ж-ж-ж”, опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Ворона

Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно “К-а-а-а-р”. Логопед хвалит тех “ворон”, которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Гуси

Исходное положение: руки поставить на пояс. Медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно “Г-а-а-а”. Принимая исходное положение, производится вдох.

Приемов, направленных на формирование диафрагмального выдоха, существует в практике довольно много (В.И. Селиверстов, 1987, и др.).

У детей более старшего возраста, подростков и взрослых тренировка диафрагмального дыхания может происходить более осознанно.

Тренировка речевого дыхания также начинается в положении лежа на спине. Предлагается расслабиться. Ладонь одной руки кладется на область диафрагмы. Обращается внимание на движения передней стенки живота при естественном вдохе и выдохе. При вдохе рука поднимается, при выдохе рука опускается, соответственно движению передней стенки живота.

После того, как натренировано движение диафрагмы в положении лежа, надо повторить то же упражнение в положении стоя: положить руку на область диафрагмы и сделать вдох, рука должна ощутить то же движение, что и в положении лежа.

Полезно также проверить “глазом”, как изменяется объем грудной клетки. Заикающиеся встают перед большим зеркалом, чтобы понаблюдать за дыхательными движениями грудной клетки. Обращается внимание на то, что во время вдоха плечи не должны подниматься.

Длительность и сила выдоха могут тренироваться в таких упражнениях, как:

1. Выдох под мысленный счет (вдох на счет 1-2-3; выдох: 4-5-6-7-8 до 15).

2. Произнесение на выдох щелевых звуков (с, ш, ф и др.), контролируя длительность выдоха секундомером.

3. “Прокатить выдохом” воображаемый ватный шарик по длине всей руки и пр. Силу диафрагмального вьвдоха можно тренировать в упражнениях типа: “Задуй пламя свечи” и др. (см. Приложение № 3).

В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания надо тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны и повороты туловища и пр.).

Небезуспешно используется в работе над постановкой диафрагмального дыхания парадоксальная гимнастика А.Н. Стрельниковой (см. Приложение № 4).

Одной из распространенных ошибок в работе по формированию речевого дыхания является чрезмерное наполнение легких воздухом во время вдоха. Слишком большой вдох создает излишнее напряжение дыхательных мышц, создает условия для гипервентиляции.

Зачастую неправильная организация работы по развитию речевого дыхания сопровождается фиксацией внимания заикающихся на акте вдоха и другими осложнениями. Поэтому при работе с заикающимися над речевым дыханием все инструкции должны касаться только процесса выдоха. (Исключение составляет парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой).

Следующим этапом работы является развитие длительного фонационного выдоха. Формирование фонационного выдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуляцией. Во избежание фиксации внимания на процессе вдоха инструкция должна касаться только длительности произнесения звука.

Как правило, тренировка фонационного выдоха начинается с длительного звучания гласных. (Порядок введения гласных звуков и методику голосоведения смотри в разделе “Вокальный тренинг”).

После того как заикающиеся освоят длительное произнесение одного гласного на выдохе, предлагается произнести слитно сочетание их двух гласных на одном выдохе А______ О______.

Постепенно наращивается количество гласных звуков, произносимых на одном выдохе в следующем порядке: А - О - У - И (эталон гласных звуков). Данный этап работы может проводиться уже в период молчания или охранительного речевого режима.

Диафрагмальный вдох и выдох во время выполнения этих упражнений заикающийся может контролировать ладонью, положенной на область диафрагмы. Помимо слухового контроля длительность фонационного выдоха можно контролировать плавным движением руки.

Значительно успешнее развивается фонационное дыхание как у детей, так и у взрослых, при использовании компьютерных программ “Видимая речь”.

Третий этап работы над дыханием включает формирование собственно речевого выдоха. В упражнения вводятся слоги, слова, фразы.

Усвоение навыков, связанных с развитием речевого выдоха, идет с разной скоростью при невротической и неврозоподобной формах заикания. Так, у заикающихся с невротической формой речевой патологии быстро восстанавливается координация между механизмом дыхания и фонации. Несмотря на видимую легкость, с которой они быстро усваивают весь набор предлагаемых им упражнений, необходимо сохранять строгую последовательность в предъявлении этих заданий и в длительности тренировок.

При неврозоподобном заикании координаторные взаимоотношения между работой голосового аппарата и дыханием формируются с трудом. При усвоении новых навыков необходимо не только объяснение, но и многократный показ, подключение различных видов контроля (слуховой, визуальный, кинестетический). Тренировка должна быть систематической, длительной и включаться во все виды занятий, проводимых с заикающимися.

Поскольку формирование речевого дыхания тесно связано с формированием навыка рациональной голосоподачи и голосоведения, то эти задачи решаются практически одновременно.