Аж трясет. Трясёт все тело изнутри – что это может быть? Почему трясёт всё внутри, возможные болезни

Веры Хитиловой. В программе ретроспективы - не только общеизвестные мизантропические комедии, сюрреалистические эксперименты, но и ранние короткометражные и поздние документальные, прежде неизвестные у нас, работы режиссера.

Небо наискось, вставший на дыбы пол, ручная камера, которая лихорадочно нащупывает объект в хаосе забитой машинами пражской улицы или в мелкобуржуазном порядке малометражной квартиры, переполненной всяким добром. Дикие персонажи, отчаянно барахтающиеся в попытке найти то ли наслаждение, то ли опору, разрушенные и по Фрейду, и по Фромму, и по Ялому. Эксплицитные сцены: изнасилование на лодочке посреди Влтавы - прямо под окнами президентского дворца, пузатый педофил с членом наперевес, цепкий стрингер, снимающий умирающих стариков в хосписе. «Приятные моменты» (2006), последний фильм, снятый Верой Хитиловой, напрашивается на сравнение с подрывным «новым реализмом» вроде «Идиотов» Триера, если бы не маленькая деталь. Глумливая, веселенькая музыка на саундтреке не только лишает картину «догматической» девственности, но и сразу переводит трагедию (а экзистенциальным страхом и безнадежностью пропитан каждый эпизод этой сборной драмы, главной сценой которой становится кабинет психотерапевта) в истерическую, человеконенавистническую комедию. Приступом истерического смеха же и заканчивается хождение героини фильма по мукам - чужим и своим.

Превращение грустной жизненной драмы в фарс можно было бы объяснить реакцией на бесконечное повторение - за исключением недолгого периода увлечения поэтическим кино, Хитилова всегда снимала про одно и то же. Растаявшие мечты, распавшиеся связи - социальные и эмоциональные, война всех против всех, стагнация, меланхолия, боль, которой некому посочувствовать. Но абсурд всегда был важным инструментом Хитиловой. Даже в ее первом полном метре, образцовой феминистской зарисовке «О чем-то ином» 1963 года (двойной портрет двух женщин-современниц - звезды чехословацкой гимнастики Евы Босаковой и вымышленной домохозяйки Веры), ад домашней работы нейтрализовался бодренькой музычкой, превращавшей жизнь-ловушку в оперетку. Сочувствие товарищу Вере, заточенной в тюрьму домашних обязанностей, не мешало Хитиловой изображать ее персонажем скорее гротескным в своей типичности, чем трагическим. Настоящая, тихая трагедия выпадала тут как раз на долю будто бы эмансипированной гимнастки - в перерывах между тяжелой работой по овладению своим телом и страхами Босакова признается, что спортивная жизнь сделала невозможной жизнь как таковую: мечты, досуг, путешествия, семья - все это принесено в жертву золотым медалям.

Но драма человека состоявшегося, осознанно сделавшего свой выбор, никогда не занимала Хитилову. Ее мир, так хорошо знакомый советскому кино 70-х, - это мир без возможности движения, созидания, поступка. Все напрасно, речь - не больше чем лозунг, а порядок - синоним хаоса. В «Панельных историях» (1980), другой кинопанораме чешского общества, главной мишенью Хитиловой становится не просто маленький человек - но картонный исторический позитивизм советской системы. Панельное строительство, метафора построения светлого, справедливого будущего, снято как широкомасштабное производство разрухи, нелепицы и тотальной атомизации, в котором нет места никому - ни детям, ни старикам, ни раздолбаям-рабочим, ни пижону с телевидения, ни молодым супругам с хорошей зарплатой.

Даже секс, служивший подрывным зарядом жизни в ранних сюрреалистических фильмах Хитиловой, со временем превращается в такое же орудие закабаления, как карьера, работа, домашний очаг и надежды. «Копытом сюда, копытом туда» (1989), жестокая издевка над пропащим поколением семидесятников (все происходит в неожиданно триеровских интерьерах с дохлыми воронами на люстре и геранями в горшках), - это не просто сатира в буквальном смысле - метафорическими копытами фавна камера тут наделяет всех героев, беспрерывно волочащихся за юбками, - но, кажется, первый на всем пространстве соцлагеря фильм о СПИДе. То единственное, что позволяло героям всех фильмов Хитиловой как-то противостоять протокольной реальности, вдруг становится оружием возмездия. Жизнь - бессмысленная, безрадостная и пошлая - берет реванш над витальностью. Сопротивление невозможно (как в «Капканах, капканчиках» 1998 года, где юная последовательница Валери Соланас сама кастрирует своих насильников, но эта казнь никак не влияет на социальный статус-кво - уже прошедшим символическую кастрацию фаллократам более не страшно ничего).

Что делать? Как и ее советская коллега (и в каком-то смысле двойник) Кира Муратова, Хитилова выбирает истерический абсурд, старое оружие сюрреалистической революции. Но абсурд Хитиловой другого рода: как бы ни была безрадостна и бессмысленна жизнь ее героев, она - не больше чем зуд, невроз, неудобство, пусть и вызывающее всплеск ярости. Это не боль, не психоз, не афазия, не гнилостный постсоветский распад «Астенического синдрома». Человеческое состояние для Хитиловой, пережившей 1968-й, но принципиально оставшейся в Чехословакии (и даже снявшей о своем решении фильм «Хитилова против Формана»), - не более чем дурной казус, недостойный особой поэтики. Заваленный горизонт, грубо тычущая, как указательный палец, трансфокация - этот мир заслуживает только комического куплета.



Трястись

Трясти́сь

глаг. , нсв. , употр. сравн. часто

Морфология: я трясу́сь , ты трясёшься , он/она/оно трясётся , мы трясёмся , вы трясётесь , они трясу́тся , тряси́сь , тряси́тесь , тря́сся , трясла́сь , трясло́сь , трясли́сь , трясу́щийся , тря́сшийся , тряся́сь

1. Если кто-либо трясётся , значит, он дрожит от страха, болезни и т. п.

Я почувствовал, что он трясётся, как в ознобе. | Он просто трясся в припадке беззвучного хохота. Руки у неё тряслись.

2. Если кто-либо трясётся от страха, значит, он очень сильно боится.

Что ты трясёшься? Уже всё позади. | Она всегда тряслась за своё здоровье.

3. Если вы трясётесь на машине, автобусе и т. п., значит, они едут неровно, качаются из стороны в сторону.

Неделю за неделей и трясся по просёлкам на старенькой машине.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Смотреть что такое "трястись" в других словарях:

    ТРЯСТИСЬ, трясусь, трясёшься, прош. вр. трясся (трястись и трёстись), тряслась; трясшийся (тряс и (разг.) трёс), несовер. 1. Часто двигаться из стороны в сторону, колебаться. Деревья трясутся от ветра. Голова трясется от старости. «Чекалинский… … Толковый словарь Ушакова

    Поджилки трясутся.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. трястись дрожать, ходить ходором, хранить, ходить ходуном, зуб на зуб не попадает, робеть, труситься, трястись как в… … Словарь синонимов

    ТРЯСТИСЬ, сусь, сёшься; трясся, тряслась; трясшийся; несовер. 1. Колебаться, дрожать; содрогаться всем телом. Грузовик трясётся. Голова трясётся. Т. от смеха. Т. от страха. 2. Ехать на чём н. тряском (разг.). Т. в грузовике. 3. перен., над кем… … Толковый словарь Ожегова

    трястись - бояться, пугаться, страшиться, опасаться, трусить, дрейфить, робеть, трепетать, дрожать, трястись Стр. 0060 Стр. 0061 Стр. 0062 Стр. 0063 Стр. 0064 Стр. 0065 Стр. 0066 … Новый объяснительный словарь синонимов русского языка

    трястись - ТРЯСТИСЬ1, несов. Разг. Двигаться, раскачиваясь, подпрыгивая по неровной дороге (о средствах передвижения) или двигаться на каком л. средстве передвижения, вызывающем при езде раскачивание, подбрасывание, сотрясение (о человеке) }