Физическое бытие не есть человеческая жизнь. §34

Являются очень важными. Бытие человека - это как раз один из таких вопросов. Принято считать, что оно представляется в трех реальностях:

В субъективной духовности;

Реальности живого вещества;

Объективно-материальной реальности.

Все они проявляются в двух ипостасях:

Предпосылка;

Результат.

Сразу после рождения человек оказывается в обществе, которое сделает все возможное, чтобы он стал не просто индивидуумом, но и личностью. Духовное и материальное бытие личности - это единый диалектический процесс, относящийся к общественно материальной истории людей. Давно уже установлено то, каким должен Данная предопределенность основана на уровне в котором он получает воспитание.

Бытие человека - это то, о чем спорят много веков. Чаще всего индивидуума представляют как существо двойственное, то есть являющееся и природным творением, и творением социума. Бытие человека, а точнее становление, имеет непосредственную связь с духовной и производственной сферами жизни.

Под бытием часто понимают духовную, социальную, а также биологическую Любой из живущих в обществе - личность. Вне общества личностью стать мы не можем. Все люди тесно связаны друг с другом: передача опыта осуществляется везде и всюду, люди постоянно предлагают друг другу одни услуги в обмен на другие и так далее. Те ценности, которые имеет личность, являются ценностями всего общества или какой-то его части. Социальное бытие человека - это то, чем обусловлена его уникальность и неповторимость.

Изначально человек не имел творческо-созидательных, духовных, а также социально-культурных функций жизнедеятельности. Также важно отметить тот факт, что многие биологические функции жизнедеятельности были «окультурены». В качестве примера можно привести межполовые отношения. Уже доказано, что изменилось и изначальное восприятие мира человеком.

Со временем менялось не только общество, но и сами люди. В частности - их тело, а также дух. Развитие и того, и другого тесно связано друг с другом, хотя законы развития в каждом случае свои.

Чем так важен духовный облик человека? Некоторые философы считали, что именно он может дать ответы на сложнейшие вопросы, определяющие сущность всего нашего существования.

Индивидуальное бытие человека всегда противоречиво. Связано это с тем, что каждая личность по большей части смотрит на мир исключительно через призму опыта, который признает своим собственным. Индивидуальные взгляды на жизнь также зависят от личностных интересов. Да, общество дало определенные установки, но бытие все равно остается индивидуальным в любом случае.

Большие ли предпосылки для развития имеет человек? Да, большие. Это касается любого его бытия. Жизнь тела - это первичная предпосылка. Человек существует в природном мире именно как тело, которое зависит от природного цикла, он рождается, развивается, а затем гибнет. Жизнь духа невозможна без жизни тела. На основании данной истины все в обществе устроено так, чтобы любой мог нормально жить, развивать способности, совершенствоваться и так далее.

Можно ли стать личностью, подчиняясь исключительно тем требованиям, которые связаны с телесными законами? В принципе, да, но личность в данном случае не будет развитой, индивидуальной, особенной.

Широким является и вопрос социального бытия человека. Мы изначально принадлежим к какой-то определенной части общества. Но при определенных условиях наше положение может измениться. Человек может до бесконечности подниматься и опускаться по социальной лестнице. Все зависит от волевых качеств, мотивации, целей и так далее.

Наверняка, каждый человек в своей жизни в определенный период задумывался над вопросами: Зачем я живу? Для чего я нахожусь в этом мире? В чем смысл моей жизни? Каковы мои цели? Для кого я живу? Сколько противоречий связано с попытками их решения, так как быть для человека – в первую очередь значит жить. Наряду с волнующими общество и человека мыслями о сути окружающего мира, ответы на вопросы о положении и предназначении человечества и человека в нем определяют содержание любого типа мировоззрения.

Вообще в истории существуют три главные силы, в которых рассматривается решение вопроса о смысле бытия: религия, философия и наука. Это конечно же религия, потому что многие вопросы связаны именно с высшими силами; философия, так как именно философы больше всего рассуждают над этим вопросом; ну, и конечно же наука, так как именно она может нам с точностью ответить на вопросы, как именно что-либо происходит, при каких условиях и т.д.

В религии, под которой мы понимаем такую законченную систему верований, где идеи Бога и вечной жизни являются главными, -смысл жизни заключается в единении с Богом.

В философии смысл жизни заключается в рациональном постижении истины.

В науке - в максимальном познании мира.

Конечно, каждый из этих ответов требует широкого истолкования.

Проблема смысла жизни проходит через всю историю мировой философии. Много философов, учёных, профессоров, простых людей пытались найти ответ на эти вопросы. Каждый из них по-своему смотрел на это и видел смысл жизни в чём-то отличном от других. Многие философы помогли людям понять, в чём же на самом деле заключается смысл жизни.

Смысл жизни и смысл бытия являются философской и духовной проблемами, имеющие отношение к формулировке конечной цели бытия, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из главных мировоззренческих понятий, имеющее необъемлемое значение для развития духовно-нравственного облика личности. Это одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни.

В философии понятие смысла бытия существует в любой просвещённой мировоззренческой системе, оправдывая и разъясняя принадлежащие этой системе моральные нормы и ценности, проявляя цели, оправдывающие установленную ими деятельность.

Особенно выразительно и отчётливо специфика человеческого бытия раскрывается при рассмотрении смысла его жизни. Если жизнь человека заключается не только в физическом выживании, не в поддержке тела, а имеет иные задачи, установленные человеку извне или выбраны им самим, то отсюда следует, что она имеет смысл. Сущность бытия – это стремления, идеалы и ценности, исполнение которых проявляется в качестве основного мотива человеческой экзистенции. Если же проще сказать, то смысл жизни – это то ради чего человек живет.

Раздумывая о смысле жизни человек, по сути, занимается самооправданием собственной жизни, старается внушить самому себе, что он живет не потому, что его «родили» на этот свет, не спрашивая его согласия, а потому что он исполняет определенную «задание» и без его причастности мир никогда не наверстает себя до целостности. Иметь смысл – означает иметь непредвзятое разумное предназначение, быть причастным к существованию вне себя.

Древнегреческий философ Аристотель, например, считал, что целью всех человеческих действий является счастье, которое заключается в реализации сущности человека. Для человека, сущность которого - душа, счастье заключается в мышлении и познании. Но ведь для того, чтобы быть счастливым, человеку нужно понять, что Бог существует, и что каждый человек должен его любить, потому что истинным благом человека является пребывание в нём, а несчастьем считается быть разлучным с Богом.

Эпикур и его сторонники провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия, которое понималось не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного волнения, мучений, боязни смерти. Для того, чтобы жизнь была идеальной Эпикур считал, что человек должен жить в безопасности, в окружении своих близких и друзей, не участвовать в государственной жизни. Сами Боги, по его мнению - это блаженные существа, которые не вмешиваются в дела земного мира.

Согласно учению стоиков, целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом. Жизненный идеал стоиков - невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам.

Но есть и такие люди, не видящие в жизни никакого смысла. Такие люди считают, что порядок своих ценностей создаёт сам человек, также он сам формулирует и смысл жизни. Другими словами, объективно его нет. По словам библейского пророка Экклезиаста: «Всё суета! – ничто на земле не имеет смысла, ибо все мы смертны!»

Можно перечислить ещё очень много примеров, и к ним я обращусь дальше в своём эссе, но сейчас мне бы хотелось обратить внимание доклад Павла Валентиновича Челышева – доктора философских наук, профессора Московского государственного горного университета. Прочитав его доклад под названием «Преподобный Симеон Новый Богослов о смысле жизни» я ещё раз для себя убедилась, что смыслом жизни для каждого человека является вера, которая сочетается с надеждой, а надежда приводит к любви, которая превыше всего, ибо Бог есть любовь.

Итак, цель моей работы – определить, в чём заключается смысл жизни человека. Для достижения данной цели я хочу поставить перед собой следующие задачи, а именно:

Выявить смысл жизни по мнению Преподобного Симеона Нового Богослова.

Определить, в чём видят смысл жизни известные философы и профессоры.

Определить, в чём заключается смысл жизни для меня.

Для написания моей работы я буду использовать разные источники: учебные пособия, философскую литературу, сайты по философии и другие интернет-ресурсы. Эти источники раскрывают сущность понятий, изложенных в задачах, объясняют актуальность данной проблемы и поиск решений данной проблематики.

Симеон Новый Богослов – монах, богослов, сочинитель «Гимнов» и один из ярчайших представителей традиции исихазма. По мнению Преподобного Симеона, человеку необходимо поработать, пройти свой жизненный путь и приобрести свое человеческое лицо. Средствами приобретения спасения, то есть смысла жизни являются обряды, труд, вера, надежда, любовь, милосердие, молитвы, церковные таинства. То есть с точки зрения Христианства, смыслом жизни является приобретение спасения, Царства небесного благодаря борьбе с грехами на Земле.

Именно в поиске духовной правды и содержится в частности смысл жизни, согласно такой религии, как Христианство. Если учитывать тот факт, что в Христианстве первостепенной идеей является концепция бесконечной жизни при условии верования в высшие силы, то смыслом человеческой жизни, согласно этому представлению, будет являться склонность к воссоединению с Богом. Человек через крещение духовно рождается от Бога, а Бог вселяется в человека. Человек оказывается «беременным» Богом, богоносцем. Первоначально Бог объединяется с душой человека. Это совершается подобно тому, как произошло во Христе: неслиянно, нераздельно, неизменно. Божественный свет перемешивается с душою без смешения и начинает ее просвещать. Человек становится храмом Бога живого. Не только душа, но и ум подчиняется перемене и преображению. Такой измененный ум называется умом Христовым. Через некоторое время сквозь душу и ум божественные силы перемещаются и на тело, на всего человека. Человек становится выше смерти. Отдав предпочтение духовному пути, православный человек посвящает свою жизнь вере в Бога, видит смысл своей жизни в сопоставлении Христу.

Эта идея основана на веровании людей христианской религии в то, что жизнь, посвященная Богу, бесконечна, вечна. Именно такой взгляд заставляет делать заключение о том, что, отдав себя целиком и полностью этой религии, человек не растратит отпущенное ему время на Земле понапрасну. Согласно Христианству, лишь духовный путь приведет к спасению души.

Преподобный Симеон Новый Богослов призывает нас к вере, потому что именно она является единственным мостом, который поставлен между Богом и человеком. Также Преподобный Симеон говорит, что Божество никому никогда не являлось без веры. Иначе говоря, общение между людьми должно быть основано на доверии друг к другу, потому что без непринужденного соизволения добро перестает быть добром, а превращается во зло и принуждение, даже не смотря на то, что этим добром может быть сам Бог. Из этого можно сделать вывод, что отсутствие веры разлучает человека и Бога. А без веры в Бога мы не сможем найти спасения. Но я считаю, что недостаточно только верить в Бога, также необходимо осуществлять повеления своей веры и своего мировоззрения, потому что вера без действий существовать не может.

Следующее, к чему призывает Христианство, это возможность любить бескорыстно. Эта любовь истинная и искренняя. По мнению православных, в этом и заключаются высшее состояние блага каждого из нас, так как по мнению Преподобного Симеона Нового Богослова, любящий христианской любовью человек долготерпит, милосердствует, не испытывает зависть, не восхваляется, не ищет своего, не радуется лжи, не гордится, не безобразничает, не раздражается. Только тогда, когда человек начинает любить, для него открывается всё новое, он начинает по-другому на всё смотреть. Он находит такого человека, которому можно отдавать своё тепло, делиться сокровенным, помогать ему и не требовать ничего взамен. Не это ли является бескорыстной любовью.

Конечно, я бы не хотела оставить без внимания стихотворный гимн под названием «Путь к созерцанию божественного света» Преподобного Симеона Нового Богослова, где он подводит итог теологии и философии, своим жизненным идеалам, указывая способ достижения Божественного Света. В этих строках можно привести своеобразный итог всего сказанного. Именно здесь он ещё раз хочет нам доказать, что каждый человек всегда должен слушать своё сердце и руководствоваться только им. Мы должны прекратить врать, лицемерить, научиться не судить людей, ибо мы – не судьи. Наш внутренний мир должен быть чистым, слова – искренними и откровенными. Конечно, не нужно забывать о составляющих христианской жизни: о посте, подаянии и даже молитве, и о всяких других благородных делах. И самое главное то, через что мы сами становимся богами: труд, вера, надежда, любовь. Да, именно любовь, потому что она является самым главным именем Божьим.

Таким образом, приводя таковые аргументы, данная религия поясняет нам свою точку зрения, касаемо ответа на вопрос о смысле жизни.

Подводя итог относительно доклада Челышева П.В, я пришла к такому выводу: люди враждуют, страдают, болеют и умирают, вокруг зло и несправедливость. Однако в душе присутствуют представления вечности, добра, беспристрастия и идея Бога как основы всех вечных прекрасных начал. Смысл жизни связан с существованием Бога и бессмертной души. Они открывают для нас перспективу превосходной вечности и придают осмысленность в суматошную и полную пороков земную жизнь. Настоящий смысл приобретает тот, кто обернулся сердцем к вечному, освящающий наш недолгий век божественным светом.

Так как я сама являюсь христианкой, я конечно согласна с каждым словом, которые написаны в данном докладе, потому что они имеют огромную ценность для каждого христианина. Но всё, прежде чем сделать заключительный вывод о смысле жизни, я бы хотела проанализировать и другие источники, а точнее, мнения известных личностей, которые также очень много размышляли о смысле жизни. Перечитав много источников, наиболее интересным мне показалось мнение русского писателя, Льва Николаевича Толстого, который очень много размышлял на тему смысла жизни. Многие его высказывания ещё раз дают понять, в чём же на самом деле заключается смысл жизни.

Толстой задаётся мыслью найти то, что не подчиняется смерти. Наблюдения над жизненным опытом обычных людей, подводят русского писателя к итогу о том, что проблема смысла жизни есть проблема веры, а не знания. Сам Л.Н. Толстой писал: «Вера есть знание смысла человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает себя, а живет. Вера есть сила жизни». По этим словам можно ещё раз сделать вывод, что человек обретает смысл жизни лишь тогда, когда он начинает верить. Вера – есть смысл жизни! Пока мы живем, мы верим, потому что невозможно жить, не веря не только в Бога, но и завтрашнему дню. Человеку нужно знать, что всеми своими действиями он строит свою дальнейшую жизнь, собирает её маленькими частичками, вкладывая в них всю любовь, надежду на будущее. Да, именно, потому что, если бы человек не верил, что для чего-нибудь надо жить, он бы не жил.

Я уверена, что не может быть так, что для каждого человека смысл жизни заключается в одном и том же, нет, такого не может быть, потому что каждый человек – это отдельный индивид, и у каждого есть свои личные взгляды на жизнь. Например, кто-то может считать, что для того, чтобы обрести смысл жизни, ему надо купить машину, кто-то хочет бизнес, кто-то хочет много денег, а кто-то хочет быть лидером. Но я более чем уверена, что смысл жизни не заключается в материальных ценностях, а в духовных. Именно духовные ценности дают нам понять, для чего мы вообще живем.

Лично для меня смысл жизни – это сама жизнь. Поэтому я считаю, что её нужно прожить достойно. Часто бывают такие моменты, когда я задумываюсь, а как же прожить её достойно? Для меня очень важно создать семью, маленькое сообщество людей, где меня будут понимать, уважать, которых я буду любить самой искренней и настоящей любовью, христианской любовью, то есть я буду терпеть, милосердствовать, не буду гордой. Ведь это и есть истинное счастье. Раньше я мало задумывалась, в чём же состоит смысл жизни для меня. Я думала, что смысле жизни – получить профессию, выйти замуж, создать семью, хорошо зарабатывать и обеспечивать свою семью. А разве это не так? Сейчас я думаю почти об этом же, но чтобы всего этого достичь, мы всегда просим помощи у Бога. Если у меня что-то не получается, если все мои дела идут «в обратную сторону», то всегда обращаюсь к Богу со словами: «Господи, помоги мне, пожалуйста». Когда наконец начинает что-то получаться, я говорю: «Спасибо, Господи». Странно, но раньше я никогда не задумывалась, что всё, что я имею на сегодняшний день, происходит благодаря моей вере к Богу. В каждой мысли только Он. Этим примером я хотела показать, что мы можем о многом мечтать, но надо лишь немного задуматься, что без помощи Бога и веры в него мы бы ничего не смогли добиться. И смысл жизни не в том, о чём мы думаем, мечтая о своём будущем, а в самом главном – поверить. Именно тогда всё обязательно получится.

Конечно, я понимаю, что ознакомившись с моей работой, человек не начнет изменять свою жизнь. Все же, я надеюсь, что хотя бы один человек пересмотрит свой взгляды на жизнь или, по крайней мере, задумается о том для чего он живет и полностью ли раскрыл все свои возможности.

Жить хочется, и от мысли о смерти, мороз по коже пробирает, люди готовы все отдать за дополнительную минуту жизни. Философы, которые пытались определить смысл жизни, не дали человечеству отчетливые ответы. Вольтер, неверующий в Бога и герой при жизни, страшно струсил перед смертью и позвал священника. Ницше, который высмеивал Библию, со своей концепцией сверхчеловека вообразил себя сверхчеловеком, который смог бы изменить мир, и отправился на остаток жизни, на одиннадцать лет в больницу для сумасшедших.

Русский писатель Максим Горький рассуждал: «В жизни нет ничего бесцельного, если не считать саму жизнь». Я же считаю, что только те, кто ведёт безобразную жизнь, вопреки всем правилам и законам, имеют бессмысленную жизнь. Эти люди, может быть и имеют цели, но они направлены против Бога, потому что христианство отрицает такие деяния. Человек должен осознавать свои поступки, давать им отчёт. Сознательность необходимо распространять на все стороны человеческой жизни, а прежде всего, на то, что имеет прямое отношение к спасению души.

Проблема поиска смысла бытия существует уже много столетий и будет существовать до тех пор, пока будет жизнь на земле. С каждым днём всякий человек решает для себя важные задачи: С кем ему дружить? Куда следовать? Да и что вообще делать завтра? Кого любить и кому чувствовать отвращение? И еще множество аналогичных поблеем. Каждый из этих вопросов вытекает из предыдущего, и таким образом складывается ответ на вечный вопрос «Для чего я живу на земле?»

Выполняя данную работу я многое для себя поняла, и прежде всего то, что нужно различать подлинные ценности от естественных и пустых элементарных мечтаний. Но ставя перед собой определённые задачи, я непременно буду знать, как их добиться, и никакие трудности, и не один человек не осмелится мне помешать. Я считаю, что не достигнув своей цели или отступившись от нее можно жалеть об этом всю оставшуюся жизнь. При всём этом необходимо не забывать, что как бы не казались нам превосходными наши цели, они всё равно подлежат исправлению в течении всей жизни, потому что мы взрослеем, проходим через различные испытания, соответственно и наши взгляды о бытие и ее смысле тоже изменяются. Мне кажется, что каждый из нас просто должен в один миг задать себе такой вопрос: «Что я сделал в своей жизни?» Надо решить, что же мы будем делать дальше? Сможем ли мы добиться чего-то в жизни? Сможем ли мы быть не только главным в компании друзей, но и найти работу, найти себя в жизни? Причём, последнее является наиболее важной задачей, которую каждый непременно должен решить.

Я считаю, что здесь я проанализировала большое количество вопросов, наверное, повторив все проблемы и переосмыслив даже свою личную жизнь. Благодаря своей работе я смогла взглянуть на мир совершенно другими глазами, и даже после завершения данной работы я буду интересоваться этим вопросом, ведь точного ответа на поставленный вопрос нет, а его так хочется найти. Возможно ответить на вечный вопрос о смысле бытия подобным образом: жить нужно ради самой жизни — учиться, работать, воспитывать детей, совершить добрые дела, делать всё по справедливости, бороться за мир во всем мире. Прилагать усилия для того, чтобы реализовать высший долг по отношению к людям во имя любви и добра — постоянно существующая в истории идея.

Итак, цель жизни. Нужна ли она? Или можно жить без нее? Люди, давайте же задумаемся над этим вопросом. Конечно она нужна! Потому что жизнь без цели не имеет смысла, как не крути. Она не подчинена единому плану, время растрачивается впустую, и так проходят годы. Человек, который ещё не решил для себя, в чём заключается смысл его бытия, аналогичен перекати-полю, которое катится, куда ветер дует, хаотично разбрасывая семена по степи. Впрочем, может быть в этом и есть его предназначение. Но человек выше этого. Цель должна быть: благородна, возвышенна, действительной, осуществима. Цель жизни не должна быть слишком приземленной, поскольку по достижении такой цели вы можете почувствовать разочарование. Но она не должна быть невыполнимой, в этом случае вы почувствуете разочарование даже и без достижения оной.

Стефогло Екатерина Анатольевна

5.1. Бытие как всеохватывающая реальность

Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос, что такое бытие, имплицитно присутствует в любом философском учении. Он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока будет существовать мыслящее человечество.

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия – это синонимы. Бытие есть все то, что существует. Это и материальные вещи, это и все процессы, их свойства, связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения – все это части бытия.

Антитезой бытия является ничто, бытие и ничто не могут существовать друг без друга: если их разделить таким образом, чтобы они не могли переходить друг в друга, то все бы исчезло, сущее лишилось бы одного из своих фундаментальных и неотъемлемых атрибутов, без которого оно рассыпалось бы в «пыль небытия». Бытие вещей, как бы много времени оно ни продолжалось, приходит к концу и «уплывает» в небытие как данная качественная определенность. Переход в небытие мыслится как разрушение его в иную форму бытия. Точно так же возникающая форма бытия есть результат перехода одной формы бытия в иную. Небытие мыслится как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет.

Бытие небезразлично для составляющей его реальности. Слепой жаждой бытия преисполнено все конкретно-сущее, что проявляется даже в простейших механических процессах в виде инерции, а также в различного рода новообразованиях. Бытие – настолько всеобъемлющая и первичная категория, что она заложена в глубинных формообразующих частях слова: суффикс «-сть», свойственный абстрактным и общим понятиям, несет смысл существования, бытийности.

5.2. Историческое осознание категории бытия

В античности Парменид обнаружил бытие мысли, как бы выводящей за пределы субъективного, – не мысль о чем-то, а мысль как таковую, не существование чего-то, а просто существование. Воодушевленные этой идеей, философы-элеаты приняли абстракцию чистого бытия за реальность более действительную, нежели бытие определенное, за верховное единство, царящее над многообразием. Для них, а затем для Платона характерно различие «бытия по мнению» – видимой, внешней реальности – и «истинного бытия», доступного лишь философскому разуму. Платон под истинным бытием имел в виду «царство чистых мыслей и красоты» как нечто умопостигаемое, в отличие от мира чувственных вещей как чего-то близкого к иллюзорности.

По Аристотелю , бытие – это живая субстанция, характеризующаяся следующими признаками:

1) каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы обращаем свое внимание;

2) каждый объект обладает структурой, части которой соотнесены друг с другом;

3) каждая вещь имеет свое определенное назначение. Субстанция как предельное основание всего сущего не является таковой, если в ней отсутствует хотя бы один из этих компонентов бытия.

Из цельного бытия нельзя убрать что-либо. При этом каждый из указанных моментов берется как реальная абстракция в смысле выделения одной грани из состава целого. Наступление христианской эры соединило философию с интенсивным богопознанием. По существу мыслительная деятельность первых веков христианства вплоть до завершения догматики на Вселенских соборах состояла в осмыслении Божественного Завета в категориях греческой философии. В Средние века оформилось т. н. онтологическое доказательство бытия Бога, состоящее в выделении абсолютного Бытия из понятия бытия, а именно: то, большее чего нельзя помыслить, не может существовать только в уме, иначе можно было бы помыслить и существование вне ума, что противоречит исходной посылке.

В эпоху Возрождения, и особенно в Новое время, происходит секуляризация философии, а впоследствии и все более явное разделение философии и естественной науки. В связи с этим характерна «объективизация» понятия бытия и одновременно развитие субъективистских концепций. Бытие осмысливается как нечто телесное, вещественное, как объективная реальность, противостоящая человеку и его разуму. Природа мыслится вне отношения к ней человека, как своего рода механизм, действующий сам по себе, а Вселенная – как машина. Эти идеи – продукты огромного успеха механики, из которой выводились фундаментальные философские принципы и которая рассматривалась как образец для всех остальных наук.

Для концепции бытия в Новое время характерен субстанциальный подход: субстанция и ее акциденции, производные от субстанции, переходящие и изменяющиеся. Т. Лейбниц выводил понятие бытия из внутреннего опыта человека. Свое крайнее выражение эта идея достигает у Дж. Беркли , отрицавшего существование материи и утверждавшего: «Быть – значит быть в восприятии».

По И. Канту , «бытие не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи. В логическом применении оно есть лишь связка в суждении»1
Кант И. Сочинения. Т. 3. М., 1965. С. 521.

Прибавляя к понятию характеристику бытия, мы не прибавляем ничего нового к его содержанию. Для И. Фихте подлинное бытие – деятельность «я», а материальное бытие – ее продукт.

Г. Гегель начинает построение своей философской системы с наибеднейшего и абстрактнейшего понятия – с чистого бытия. «Если рассматривать весь мир, мы говорим: Шсе есть”, – и не говорим ничего больше, то мы опускаем все определенное и мы имеем вместо абсолютной полноты абсолютную пустоту»2
Гегель Г. Сочинения. Т. 1. М., 1974. С. 450.

Чистое бытие настолько бедно и пусто, что оно неотличимо от ничто.

В гегелевской диалектике тождество бытия и мышления проходит три стадии. Вначале неопределенное и абстрактное бытие, лишенное определений, неразличимо с мышлением. Проходя шаги конкретизации, бытие и мышление могут различаться, совпадая не полностью, чтобы слиться при завершении системы.

Достигнутое Гегелем понимание бытия как процесса, или истории, или вечного движения, или самой жизни чрезвычайно важно. Диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретному позволил Гегелю преодолеть некоторые стадии трудности, вызванные трактовкой бытия как одной абстрактной всеобщности, неподвижной субстанции и безразличной «объективности».

В то же время для всей идущей от Нового времени «классической» философии, включая Гегеля, характерен разрыв с человеческой стороной бытия, на что обратил внимание создатель «антропологической философии» Л. Фейербах.

5.3. Бытие и философия ХХ в

В философских концепциях ХХ в. акцент делается на бытии прежде всего как человеческом существовании: бытие есть наша жизнь. Для В. Дильтея подлинное бытие – целостная жизнь.

М. Хайдеггер критикует подход к бытию как к чему-то извне данному и противоположному субъекту. Для него проблема бытия имеет смысл лишь как проблема человеческого бытия, проблема предельных оснований жизни человека. Самым важным выражением общечеловеческого способа бытия считается страх перед ничто. Анализ бытия надо начинать с нас самих. Тот, кто ставит вопрос о бытии, в первую очередь есть сам наличное бытие. Он имеет понимание своего бытия. Это и есть экзистенция . Объективное бытие и «я»-бытие суть разные виды бытия. Признание только одного объективного бытия равноценно самозабвению. В экзистенциализме для человеческого бытия духовное и материальное слиты в единое целое: это одухотворенное бытие. Главное в этом бытии – сознание временности, постоянный страх перед последней возможностью – возможностью не быть, а значит, сознание бесценности своей личности.

Совершенно иначе поворачивается соотношение бытия и небытия: «Бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие». В «пограничной ситуации» – на грани небытия, смерти, уничтожения личности – возникают острые переживания бытия. Они совмещаются с проблемами этическими, с моральным выбором на грани жизни и смерти, который должен делать человек.

5.4. Бытие как проблема

Проблема бытия, реальности чего-либо – это фундаментальная мировоззренческая и методологическая проблема. Дело в том, что объективную реальность, действующую во всех существующих вещах и явлениях, мы не в состоянии охватить своим мышлением ни во всем ее объеме, ни во всех способах ее проявления. Критерий реальности не сводится к критерию чувственной достоверности.

Так, существование реальности трансцендентной, например бытие Бога, есть чрезвычайно сложный вопрос. «Онтологическое доказательство бытия Бога» рассматривается многими философами. Философы придерживаются разных мнений относительно того, возможно ли в принципе – с точки зрения логики – такое доказательство. Что касается религиозной веры, то здесь нет сомнений, для нее это, скорее, «опытный факт».

Проблема реальности имеет огромное значение для науки.

Во-первых, это связано с разнообразными «необычными явлениями». Например, экстрасенсорные феномены, связанные с излучением живыми системами энергии и информации. В силу своей крайней необычайности эти явления многим представляются загадочными, таинственными, даже сверхъестественными. Но ведь, как показывают многочисленные опыты и наблюдения, эти явления существуют. Следовательно, они естественны в своем реальном бытии. Поэтому можно сказать, что само представление о сверхъестественном характере этих явлений обусловливается не сущностью этих явлений, а ошибочным пониманием их сущности.

Во-вторых, известно, что реальность и истина об этой реальности есть всегда частные виды реальности. Различные научные понятия в ходе исторического развития переходили из области чисто теоретической в вещественную, приобретали «материальный статус», и наоборот. Долгое время атомы, молекулы, электрон, ион существовали как удобные теоретические схемы. Но достаточно быстро все эти понятия «овеществились», приобрели исключительно прочный материально-бытийный смысл.

Художественное бытие реально совершенно по-особому и несводимо к физическому и вообще естественно-научному бытию. Естествознание не может объяснить природу прекрасного. Это не физическая, а эстетическая реальность, по сути своей объектно-субъектная, человечески окрашенная. Что может сказать физик (как физик) о закате солнца, шелесте листьев в тишине, брызгах волн и т. д. Он опишет физическую суть звуковых колебаний, скорость распространения, длину, частоту. Не исчерпывается ли таким образом чувство реальности, которое испытывает человек, физической реальностью? Конечно нет. И вообще, что это за реальность – восхищение? Тут нужен иной язык – язык поэзии, музыки, мастерство художественного слова. Эстетический метод – один из важнейших методов познания бытия.

5.5. Иерархия типов реальности

Первоначально нерасчлененное бытие предстает в виде многообразия форм и типов реальности, исторически доступных человеку. Само понятие бытия не обладает никакой двусмысленностью: оно однозначно синонимично реальности вообще, взятой без разграничения на типы. В контексте размышления и общения такое разграничение всегда необходимо. В самом общем виде членение типов реальности выглядит как разделение эмпирической трансцендентальной и трансцендентной реальности, которое представлено в кантовской гносеологии и онтологии. Другая форма деления представлена религиозной философией – на реальность творящую и тварную, в т. ч. внутри трансцендентно-сущего.

Обращаясь к современной философии неопозитивизма, К. Поппер делит бытие на три уровня: материальное бытие вне нас, мир психики как субъективное бытие, мир объективного духа, т. е. надличностного сознания. Его концепция «трех миров» вполне традиционна. В самой общей форме бытие действительно предполагает эти три уровня, хотя, возможно, ими не ограничивается.

Безусловный интерес представляет само понятие статуса реальности, неодинакового для разных ее видов. Это придает классификационным схемам некое объективное содержание, выводя их за рамки голой классификации.

Например, наш опыт имеет дело повсюду лишь с определенным бытием, с конкретными его типами: механическими, физическими, химическими, геологическими, биологическими, социальными, духовными. В рамках этих типов имеется неисчислимое множество более конкретных форм определенностей, вплоть до единичных форм бытия.

Но далеко не все существующее есть материя или представляет собой элементарные психические проявления, объяснимые на уровне физиологии. Духовная реальность – не меньшая реальность, чем природа вне нас. Ее в виде мысли рождает каждый акт интеллектуальной деятельности. Человеческая мысль реальна, но ее реальность духовна. Все феномены сознания – и личного, и общественного – обладают бытийным смыслом. Здесь возможны разные уровни и степени реальности. Каждый мир, каждая сказка заключают в себе тайный смысл. Это удивительно богатая форма творчества и его продукт, красивое буйство человеческой фантазии. Но это есть духовная реальность в образно-символической форме ее выражения: сказочная, легендарная реальность, имеющая свою смысловую организацию и социально-психологическую надобность людям, коль они ее сотворили и постоянно воспроизводят.

За рассмотренными достаточно «приземленными» видами духовной реальности так или иначе можно угадать еще один вид постоянной реальности – историческую реальность. Последней суждено стать со временем открытой, доступной или же так и остаться в трансцендентной сфере.

Возможен исторический подход к разграничению реальности. В соответствии с данным подходом бытие включает в себя актуально сущее, неисчислимые потенции и бесконечные следы прошлого. Исходным пунктом рассмотрения бытия как исторического бытия, как результата практической и духовной деятельности людей является культура – царство теоретической и практически освоенной природы и мир духовной культуры.

6. Понятие духа, материи и сознания; пространства и времени, движения

6.1. Духовный мир человека

Духовный мир человека являет собой нечто едино-цельное, что испокон веков именуется душой. Будучи едино-цельным образованием, душа внутри себя есть нечто функционально-дифференцированное. К душевным явлениям относятся ум, воля, характер, темперамент, память, мир эмоций и др. Духовный мир – это едино-цельный феномен. Душа приобретает форму индивидуального субъекта. Но эта субъективность выступает как обособленность природной определенности характера, темперамента, таланта или смекалки, воли. Это бесконечное множество модификаций. Природные данные – это возможности, дающие лишь направление нашему развитию. Воспитание и обучение совершенствуют природные данные, придавая им широту и более или менее глубокое понимание сути вещей в различных областях знания. Душа совершенствуется, обретая духовную силу и объем. Душа каждого человека – сугубо индивидуальный феномен, она составляет и выражает собой уникальные особенности данной личности. Здесь выражается духовная определенность каждой индивидуальности. Индивидуальная особенность души является носителем общих для человека свойств, существует как модус различного темперамента, характера, меры одаренности, своеобразия выражения лица, манеры поведения и т. д.

Душа не есть нечто пребывающее в покое, скорее наоборот, это нечто постоянно беспокойное, деятельное. Душа – не только некоторая «душа-вещь», со стоящая лишь во внешнем отношении к телу, но нечто внутреннее, связанное с телом, образующее с ним нечто едино-цельное, живой организм человека. Тело являет собой ту же жизнь, что и душа. Душа без тела не была бы живой земной душой. Когда душа покидает тело, то оно никнет. Тело есть предел существования души, душа – это животворящее начало, ибо без души тело не имеет жизни. Наличие у нас души есть абсолютное условие нашего бытия, неотъемлемый принцип нашей жизни. Душа являет собой ту часть духовной деятельности человека, в которой, по Гегелю, сильно сказывается связь с телесностью человека. При рассмотрении души ни психология, ни философия не могут обойтись без рассмотрения связи духовного мира человека с его телесностью, прежде всего с мозгом: духовное вообще не существует вне телесного. Видимость телесного облика есть лишь внешнее выражение нашей души. Человек есть душевно-телесное психологическое существо, или человек есть одушевленное тело или телесно воплощенная душа.

Душа есть мышление, замечаемые и незамечаемые ощущения, представления, волнения и составляемые понятия. Душа, различные ее свойства развиваются с развитием человеческого мозга. Принципы индивидуальной особенности работы мозга постоянно регулируются законами движения всей человеческой культуры. Человеческий мозг – это сложнейший мир, представляющий собой наивысшую форму организованной материи в известной нам части Вселенной.

6.2. Материя

Наблюдая явления роста и распада, соединения и разложения, первые мыслители заметили, что некоторые свойства и состояния вещей во всех превращениях сохраняются. Эту постоянно сохраняющуюся основу назвали первоматерией. Одни философы считали,

что все вещи состоят из жидкой материи (воды) (Фалес ), другие – из огненной материи (Гераклит ), третьи – из земли, воздуха. В дальнейшем представления о материи углубляются и одновременно утрачивают чувственно-конкретные черты, становятся более абстрактными. Еще в V в. до н. э. возникла идея об атомном строении материи (Левкипп, Демокрит ). В ХVII–XVIII вв. она становится господствующей. Материя мыслится в виде совокупности абсолютно плотных, переменных частиц-атомов, совершающих механическое движение в пустоте. Исходя из идеи атомистического строения материи И. Ньютон ввел в физику понятие массы, сформулировал закон всемирного тяготения и основные законы динамики.

В конце XIX в. атомистическая концепция строения материи перешла границы своего механического толкования: выяснилось, что атом делим и состоит из более элементарных частиц-ядер и электронов. За этим открытием последовали другие. Среди них центральное место заняло представление об электрической природе материи, нашедшее широкое применение на практике, – телеграф, телефон, радио и т. д. Все это подтолкнуло философию к определению дальнейшего пути познания структуры материи.

У всех предметов и процессов внешнего мира есть общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материи . Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не можем видеть, осязать отдельных атомов, но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов. Материю нельзя противопоставить отдельным вещам как нечто неизменное – изменчивому. Материю нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими, внутри или в основе их. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Не существует «безликой» материи. Материя – это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие. Единственным относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух.

Материя имеет разнообразное (зернистое, прерывистое) строение. Она состоит из частей различной величины, качественной определенности (элементарных частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, комплексов, макромолекул и т. д.). Элементарные частицы различаются по массе покоя и в соответствии с этим разделяются на лентоны, мезоны и барионы. Наряду с этим существуют частицы, не обладающие массой покоя, например фотоны.

С «прерывными» формами материи неотделимо связаны «непрерывные» формы. Это разные виды полей – гравитационные, электромагнитные, ядерные. Они связывают частицы материи, позволяют им воздействовать друг на друга и тем самым существовать. Материя не просто дискретна – ее дискретные элементы являются неделимыми в определенной области взаимодействий. Под структурностью материи подразумевается внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Бытие и движение материи невозможны вне ее структурной организации. Допустим, материя бесструктурна, это значит, что она абсолютно однородна, не содержит в себе никаких качественных различий. Существовать же могут только взаимодействующие объекты, а взаимодействовать могут лишь в чем-то различные объекты или стороны, свойства объектов.

Лекция 9. Философская антропология

ТЕМА 4. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ТЕМА

Основные понятия:

бытие человека; философская антропология; ценностные формы знания; космоцентризм; антропоцентризм; социоцентризм; теоцент-ризм -провиденциализм; идея креационизма; ренесансный гуманизм; позиция разумного эгоизма; ригористическая этика; категорический императив Канта; феномен отчуждения; деятельностная парадигма; антропосоциогенез; факторы антропосоциогенеза; человек; личность; дух; душа; тело; биологическое и социальное смысл жизни; сознание.

Бытие человека представляет собой синтез всех известных основных форм бытия: природного, социального и духовного, и потому является суперсложным объектом исследования для науки и философии. “В человеке, - писал Н. Бердяев,- пересекаются все круги бытия”.

Частные проявления и свойства человека изучают естественные и гуманитарные науки (биология, меди­цина, психология, социология и др.). Наука исследует человека предметно, с определенной стороны. Философия же всегда стреми­лась к постижению его особой целостности, прекрасно понимая, что про­стая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомой сущ­ности, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания человека и с их помощью выявить его место в мире. Философскую программу постижения человека сформулировал еще Сократ: “Познай самого себя и ты познаешь Вселенную”. И. Кант, в свое время, пришел к выводу, что в философии существует всего четыре вопроса, на которые она призвана ответить: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? И сводятся все эти вопросы по их сути к одному: что такое человек?

Но что же такое человек? На первый взгляд, этот вопрос ка­жется совершенно простым: кто же не знает (пусть интуитивно, хотя бы поверхностно, на житейском уровне), что такое человек?! Однако если бы явление человека и его сущность совпадали, то всякое исследование его было бы излишне. Но, как говорил испанский философ X. Ортега-и-Гассет, философия оправдана тем, что выходит за пределы очевидности, раскрывая неисчерпемую сложность человеческого бытия. Не случайно столь многообразны и различны образы человека, представления о его сущности у разных мыслителей.

Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться. У. Шекспир устами Гамлета говорит: “Что за мастерское создание - человек! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличиях и движениях! Как точен и чудесен в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож на некоего Бога! Краса вселенной! Венец всего живущего!”



“Что же это за химера – человек? - восклицал Блез Паскаль в своих знаменитых “Мыслях”. – Какая невидаль, какое чудовище, какой хаос, какое поле противоречий, какое чудо! Судья всех вещей, бессмысленный червь земляной, хранитель истины, сточная яма сомнений и ошибок, слава и сор вселенной. Кто распутает этот клубок? ...Узнай же, гордый человек, что ты – парадокс для самого себя. Смирись, бессильный разум! Умолкни, бессмысленная природа, узнай, что человек бесконечно выше человека... Опасное дело – убедить человека, что он во всем подобен животному, не показав одновременно и его величия. Не менее опасно убедить его в величии, умолчав о низменности. Ещё опаснее – не раскрыть ему глаза на двойственность человеческой натуры. Благотворно одно – рассказать ему и о той стороне, и о другой. Человек не должен приравнивать себя ни к животным, ни к ангелам, не должен и пребывать в неведении о двойственности своей натуры. Пусть знает, каков он в действительности”.

Следует прямо сказать, что, хотя многое в человеке уже осмыслено (и конкретно-научно, и философски), еще немало оста­ется загадочного и невыясненного в самой сущности человека. (Это и понятно: человек - это вселенная во Вселенной, микрокосм в структуре макрокосма! И в нем не меньше тайн, чем в мироздании. Более того, человек - это главная тайна мироздания. И если мы говорим о неисчерпаемости для познания материального мира, то тем более неисчерпаем чело­век - венец развития природы. Загадочность этого феномена становится тем больше, чем больше мы пытаемся проникнуть в нее. Однако бездна этой проблемы не только не отпугивает от нее, а, напротив, все сильнее притягивает к себе, как магнит.

Человечество всегда стремилось к построению целостного фи­лософского образа человека. Философское учение о человеке, представленное множеством идей и концепций, называется философской антропологией . Оно зародилось в древности, и приобрело особую актуальность в современной духовной ситуации.

Ни в одну прежнюю эпоху взгляды на происхождение и сущность человека не были столь неопределенными и многообразными, как в нашу. За последние десять тысяч лет истории, писал виднейший представитель философской антропологии ХХ века Макс Шелер, наша эпоха – первая, когда человек стал совершенно проблематичен. Он больше не знает, что он такое, но в то же время знает, что он этого не знает.

В течение ХХ века и особенно на рубеже третьего тысячелетия обостряется интерес к проблеме человека. Осуществляемый в настоящее время цивилизационный поворот, трансформация индустриальной, техногенной цивилизации в информационное, антропогенное общество резко повышают роль человеческой индивидуальности, творческого начала в человеке в развитии всех сфер общества. Как отражение этих императивов современной эпохи сегодня во всей мировой философии происходит “антропологический поворот”.

В чём же заключается специфика философского знания о человеке? Философия как стержень мировоззрения выражает отношение человека к миру. Это не просто знание, но знание, облаченное в ценностные (значимые для человека) формы . Она исследует не мир, как таковой, а смысл бытия человека в мире. Человек для нее не просто объект, вещь среди вещей, но субъект, способный к изменению мира и самого себя. Именно поэтому философия рассматривает человека в мире и мир в человеке. Опираясь на конкретно-научное знание о человеке, она исследует его в более широком культурно-историческом контексте, рассматривая уникальные особенности, которые присущи только человеку и никому более.

Философский подход к человеку предпола­гает выявление его сущности, конкретно-исторической детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Философия выявляет место человека в мире и его отношение к миру, анализирует вопрос о том, чем человек может стать, развертывая свои возможности, каково в нем соотношение биологического и социального, что такое человек как личность, какова структура личности, в чем суть социально-психологических типов личности и т.п.

Человек оказывается проблемой для самого себя, когда задает себе вопрос о смысле собственного существования, о границах своего бытия, об отличии от себе подобных, от всех живых существ. Лишь проблематизируя основы собственной жизни, человек действительно становится человеком. Сократовское “познай самого себя” – это не призыв к решению какой-то конкретной задачи, имеющей однозначный и окончательный ответ, а установка на постоянное задавание и решение этого вечно актуального вопроса всей человеческой жизни.

Проблема человека не является чисто теоретической проблемой, для размышления над которой выкраивается время на досуге; это практическая, жизненная проблема для каждого человека. Как только он перестает размышлять об этом, он перестает быть собственно человеком, превращается в вещь-объект, застывает в определенных границах, срастается с определенной социальной ролью, функцией, перестает быть самим собой.

Активный интерес к проблеме человека сегодня обусловлен прежде всего потребностью осмыслить и решить жизненно важные проблемы современности: катастрофическое разрушение природной среды человеческого существования; неожиданное распространение новейших пандемий, грозящих опустошить Землю; накопление ядерных вооружений; перспективы генной инженерии, клонирования; изобретение препаратов изменяющих личность, болезненная острота психологических проблем; стремительные изменения в социальной сфере и привычных формах общественной жизни – всё это рождает ощущение тотальной незащищенности человека, возможной гибели всего человечества. К сожалению, в ХХ веке возникли предпосылки, ведущие к истощению “культурного гумуса” (“гумус” в почвоведении обозначает плодородие почвы), утрате человечности, гуманности в человеке. Расовая и религиозная нетерпимость, культы насилия и техники, “массовая культура”, секс и порнография, наркомания и алкоголизм, зоологическая агрессивность – все это бросает вызов человеческой культуре. А две мировые войны, уничтожившие миллионы людей, концентрационные лагеря и газовые камеры, оружия массового поражения, современный международный терроризм... Все эти трагические коллизии есть результат не природных стихий или злого провидения, а человеческой деятельности. Стало очевидно, что историческое развитие общества обречено на неопределенность будущего и это подвело человечество к своеобразному футурологическому “шоку”: страх перед неопределенностью в жизни, утрата смысла своего существования, снижение уровня самооценки и духовная апатия. Поэтически это выразил И. Губерман:

“Двадцатый век настолько обнажил

Конструкции людской несовершенство,

Что явно и надолго отложил

Надежды на всеобщее блаженство”.

Философская антропология как философия человека – это попытка разбудить человека, повернуть его от мелочных повседневных дел и забот к размышлениям о собственной сути, предназначении, смысле жизни и истории человечества; это философское учение о спасении человека: как жить человеку, чтобы остаться человеком, как сохранить свое человеческое достоинство перед постоянными социальными потрясениями и катаклизмами, перед неизбежностью смерти.

Смысл человеческого бытия.

(Конспект)

Человек -высшая ступень организмов на Земле, общественно-исторической деятельности и культуры.

Отличительную особенность человека наука видит в способности производить орудия труда, использовать их для воздействия на окружающую природу.

Сущность человека- есть (по определению К. Маркса) «совокупность всех общественных отношений.»

Современный вид человека (Homo Sapies) -Человек разумный, появился более 40000 лет назад. Письменные источники,зафиксировавшие историю развития человеческого общества, насчитывают не более 5-6 тысяч лет («Законы царя Хамурапи», древнеегипетские папирусы, философские труды Платона и Аристотеля были записаны не более как 2500 лет тому назад, т. е.в 4 -3 веке до нашей эры.

«Библия»-сборник разновременных и разнохарактерных сочинений, которые отражают различные социальные, политические и этнические воззрения записаны в 8 веке до нашей эры- в 2 веке нашей эры.

Стремление человека осмыслить окружающий мир проявлялось в самом процессе становления человека и развития его интеллекта.Всё это нашло отражение в философии-науке о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, общей методологии научного познания.

Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе.

Философы, которые утверждали, что дух существовал прежде природы (Платон), положили начало идеалистическому направлению.

Философы(Аристотель), которые основным началом считали природу, стали называться материалистами.

Между этими направлениями идёт и по сей день борьба. В борьбе философских направлений в конечном счёте отражается борьба общественных классов и партий.

Философия, будучи обусловлена социальной действительностью. Оказывает активное воздействие на социальное бытие, способствует формированию новых идеалов, норм и культурных ценностей.. Основываясь на теоретических и практических отношений человека к действительности философия выявляет отношение субъекта и объекта.

Исторически сложившиеся основные разделы философии: ОНТОЛОГИЯ (учение о бытие) , ГНОСЕОЛОГИЯ (теория познания) ,ЛОГИКА, ЭСТЕТИКА,.

В решении различных философских проблем выделялись такие противостоящие друг другу направления, как ДИАЛЕКТИКА и МЕТАФИЗИКА, РАЦИОНАЛИЗМ и ЭМПИРИЗМ, НАТУРАЛИЗМ и СПИРИТИЗМ, ДЕТЕРМИНИЗМ и ИНДЕТЕРМИНИЗМ и др.

Философия, как форма общественного сознания,наука о наиболее общих закономерностях мира в древнейшие времена. Философия существовала в Китае, индии. В 7-6 веках до нашей эры она возникла и в Древней Греции,где достигла высшего развития. Д
Труды Героклита, Демокрита, Платона, Аристотеля, Эпикура дошли до наших дней.

В средние века (6-15вв. н. э.)философия характеризуется подчинением богословию. Религиозно-идеалистическая философия получает название СХОЛАСТИКА. С 16 в. внутри схоластики развернулась борьба реализмом и номинализмом.

С развитием капиталистического производства и ростом опытных наук (открытия Н. Коперника, Г. Галилея и др.) связано плодотворное развитие материалистической философии 16-18 веков.

В начале 19 века Гегель сформировал основные направления диалектического метода. ,но его диалектика была идеалистической. Крупным материалистом был Людвиг Фейебах. Карл Маркс на основе их положений сформулировал мировоззрение ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА,

В чём состоит смысл человеческого бытия?

Смысл есть идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего -либо.

Следовательно, поскольку человек есть субъект общественно-исторической деятельности и культуры, есть «совокупность всех общественных отношений», то смысл человеческого бытия есть общественное бытие, т. е. материальные отношения людей друг к другу и природе.

Отражением общественного бытия в процессе деятельного отношения людей к действительности является общественное сознание.

Таким образом общественное бытие определяет общественное сознание людей,вместе с тем общественное сознание обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное влияние на общественное бытие.

Смысл человеческого бытия заключается в познании законов объективного мира, законов природы, и на этой основе обеспечить своё существование и развитие.

Философы давно пришли к выводу,что мир познаваем, границы его безграничны, процесс познания непрерывен и бесконечен.

Стараясь, стремясь проникнуть в тайны мироздания, человек создал (и продолжает создавать) не только орудия физического труда, (от каменного топора до робота_), но и орудия умственного труда, мысленной деятельности Изобретение микроскопа и телескопа не бывало расширили возможности человеческого мозга (мышления) проникнуть в тайны мини и макро мироздания. Не бывалую возможность человеческому разуму представил компьютер.

Высшее творение природы - человеческий мозг.

История человеческого разума несёт на себе следы его моделирования. Кибернетика многократно увеличивает возможности анализов, расчетов, конструирования и выбора вариантов и комбинаций.

На каждом этапе своего развития человеческая цивилизация обретает всё более мощные средства воздействия на природу. Человек покоряет природу, овладевает ею в соответствии с неточно понятыми историческими задачами собственного бытия, накидывает на мир сеть, сотканную из его предпочтений, интересов, опасностей, защитных реакций. Тем самым в каждую эпоху из природы вычленяются, используются и культивируются те объекты, которые приносят непосредственную пользу человеку.

Зачастую человек по варварски относится к окружающей его природе. Вырубает леса,загрязняет атмосферу, хищнически относится к полезным ископаемым, пресной воде.

Поэтому всё большее значение имеют идеи разумно -экологического отношения к миру, но ещё не в силах преодолеть вековую инерцию. Не беречь природу,значит рубить сук, на котором сидишь.

Не лучше обстоит дело и с человеком. Нельзя переоценить свои знания и познания самого себя, преувеличивать свои возможности. Не все достижения в науке идут на пользу человека,многие из них таят в себе смертельную опасность не только для человека но и всей природе.

До сих пор в полной мере не осознаны все следствия и последствия современных научно-технических достижений.

Так в чём же суть человеческого бытия? Этот вопрос стал интересовать и волновать человека с того времени, как человек стал осознавать себя как таковым и выделять себя из окружающего его мира.

Сама философия есть мировоззрение, т. е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношения к этому миру. Сущность философии - в размышлениях над всемогущими проблемами в системе мир-человек.

Каждый человек размышляет над вопросом от жизни и смерти. , о неминуемости своего конца. Поэтому проблема человека среди всех остальных проблем философии имеет приоритетное значение.

По утверждению русского философа Бердяева то, что будущее у каждого человека всегда приносит смерть, вызывает у человека тоску. Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности. Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества, пустоты, тленности этого мира.

Философия,конечно, не даёт нам вечности но она помогает осмыслить эту жизнь,помогает найти её смысл и укрепить свой дух,.

Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни (ответ на простой вопрос-зачем я живу?) может вести к самоубийству, наркомании, алкоголизму, преступлениям.

Сокровища непосредственной жизни(по утверждению философа Соловьёва) имеют цену лишь тогда, когда над ними стоит безусловная цель. Утеря цели есть утеря смысла жизни(своего бытия)

Нам протяжении многих столетий, начиная с эпохи рабовладения и по сей день, значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности на средства производства, от власти, от продуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощённым и физически и духовно. Поэтому, по утверждению Соловьёва, философия «освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание»

К проблеме отчуждения человека и роли философии в преодолении этого отчуждения обращались многие философы XX столетия. Так философ А. Швейгер видел в развитии цивилизации не только положительные стороны, но и её негативные стороны.

С ускорением развития человеческой цивилизации изменился весь образ жизни человека, особенно в наши дни.

Жизнь современного человека во всех слоях общества ведёт к умиранию в нём духовного начала. Абсолютна праздность,развлечения (тусения!), желания забыться, становятся для него физической потребностью. Не познания и совершенствования ищет он,а развлечения -притом такого, какое требует минимального духовного напряжения. Бездумье для человека становится второй натурой.

Обстоятельства современного бытия не позволяют нам относится друг к другу, как человек к человеку. Если ты здоров и богат, ты -умный, ты всё Если бедный да ещё и больной, ты дурак и ничто. Так в конечном счёте происходит деградация.

Мировые войны потрясают основы человеческого бытия.

Противовесом негативным тенденциям в обществе,которые ведут к деморализации общества,является философия,которая наполнена глубоким этическим смыслом (А. Швейцер) .Такова гуманистическая функция философии.

Другой мировоззренческой функцией философии является социально - аксологическая функция, в которой разрабатываются представления о таких ценностях как Добро. Справедливость, Правда, Красота, а также формирование представлений о социальном(общественном)идеале.

В философских концепциях прошлого,начиная с Платона и Аристотеля до Фихте и Маркса, давались разные рекомендации для практических политических действий. Так Платон рекомендовал упразднить частную собственность и семью. Фихте призывал для обеспечения социального равновесия осуществить систему широко организованного и бдительного полицейского надзора.

Но сама философия не может нести ответственность за тот или иной установленный режим.

Уже в начале XX века в философии была осознана необходимость размежевания философии и теории гос. Устройства.Важный вклад в это понимание внёс П. И. Новгородцев.

Общественный идеал имеет свои корни в живой человеческой личности. Общество это не нивилировка личностей, но именно связь различий. Личность находит в обществе не простое повторение своих жизненных задач, а выполнение своих сил в стремление к идеалу. Из понятия личности вытекают не только её притязания, но и её обязанности солидарности и единства с другими. Таким образом Новогородцев определяет, что общественный идеал есть принцып свободного универсализма.

Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышляя над социальной действительностью философ приходит к критике этой действительности. Даже тогда, когда философ (Спиноза, Гегель) говорит о разумности мира и призывает к примирению с действительностью, даже тогда, когда он (Шопенгаур или буддисты) ,стремясь уйти от земных дорог и проповедуют нирвану, он непременно исходит из своего понимания истины и пути к ней, начинает с критики, с опровержения иных на его взгляд, неверных представлений. Критикуя идеи старого мира, философ критикует -вольно или не вольно- сам старый мир.

Философия,подобно науки, есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Философия выступает самым общим интегратором.

Основной вопрос мировоззрения - это вопрос о взаимоотношении «мы» (части) и «оно» (целого»

По И. Канту сферу философии составляют вопросы: 1. Что я могу знать? 2. что я должен знать? 3 . На что я смею надеется? 4 . что такое человек?.5 . В чём смысл твоей жизни? 6 Что тебе надо в мире? 7. Что такое истина? 8 что такое конечность тела и бесконечность духа? 9 В чём счастье человека? 10 Что такое красота, любовь,героизм?

Размышляя о такого вида вопросов, человек неизбежно приходит к определённой мировоззренческой позиции. Вопрос об отношении человека к миру является главным, основным вопросом всякого мировоззрения.

Проблемы материального бытия нераздельны от бытия человека, без которых невозможно представление о мире в целом, невозможно цельное видение мира и места в нём человека.