Незаконное увольнение военнослужащего без жилья. Увольнение с военной службы без обеспечения жильём

В апреле 2015 года в закон о статусе военнослужащих (№76-ФЗ) были внесены изменения, которые сделали возможным увольнение военнослужащих без обеспечения жильем. Такое дополнение вызвало широкий общественный резонанс, однако имеет смысл более детально разобраться в такого рода решении.

В прежней версии закона имело место серьезное упущение:

  • Уволить лицо, состоящее на военной службе можно было только после предоставления ему жилья;
  • Военнослужащий имел право отказаться от выделенной ему жилплощади;
  • Прекращение служебных отношений с ним представлялось невозможным ввиду необеспеченности его жильем.

Очевидно, что многие военнослужащие отказывались от выделяемого государством жилья только ради того, чтобы условия их увольнение не выполнялись. В итоге те лица, которые не могли продолжать службу в армии по достижении положенного возраста или по состоянию здоровья оставались рядах вооруженных сил, что давало им право на:

  1. Денежное довольствие;
  2. Социальные льготы.

По сути, не будучи в состоянии выполнять возложенные на них обязанности, военнослужащие продолжали получать оклад и разного рода надбавки за выслугу лет, звания, несение службы в особо опасных районах и др.

Статистические данные свидетельствуют об огромных суммах злоупотреблений: только в период с 2011 по 2014 год на содержание военных, которые сознательно отказались от жилья ради сохранения своего места в рядах вооруженных сил ушло 60 миллиардов рублей.

В целях пресечения подобной практики Президент РФ В. Путин утвердил поправки в законодательстве, согласно которым те военнослужащие, которые неоднократно отказывались от выделяемой государством жилплощади, могут быть уволены в любой момент без обеспечения жильем. Детально все вопросы увольнения военнослужащих без жилья будут рассмотрены в данной статье.

Увольнение без жилья – не ущемление прав, а справедливая мера

Изменения законодательства, которые касались увольнения военнослужащего без предоставления жилья, вызвали немало споров. Однако на деле это вовсе не способ ущемления прав военных, а скорее мера по рационализации военных расходов из государственного бюджета России.

Как выглядит процесс прекращения военной службы лицом, не обеспеченным жильем?

  • Во-первых, уволены на новых основаниях могут быть только те военнослужащие, которые отказались от предложенной им жилплощади;
  • Во-вторых, могут увольняться на только служащие из рядов Вооруженных сил, но и те, кто находится в распоряжение командования (занимают внештатные должности).

Законодательство довольно детально описывает круг причин для увольнения работников, а именно:

  1. Достижение предельного возраста военной службы;
  2. Неблагоприятное состояние здоровья, которое исключает возможность дальнейшего пребывания в рядах Вооруженных сил;
  3. Организационно-штатные мероприятия (ОШМ).

Если военнослужащий попадает под одну из упомянутых выше статей, то его могут уволить даже без его согласия и при отсутствии жилплощади. Однако возможно это лишь в том случае, если ему неоднократно предлагалась квартира от государства, а он в силу необъективных причин отказался от ее получения.

Существуют и исключения из этого правила: не считаются необъективными отказы военнослужащего от жилья если оно:

  • Не соответствует существующим стандартам жилья;
  • Не способно удовлетворить установленным на государственном уровне санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Примечательно, что при отказе военнослужащего от жилищной субсидии – его также могут уволить из рядов вооруженных сил. При этом, даже будучи уволенными и неоднократно отказавшимися от жилья – они продолжают состоять в списке очередников на получение жилплощади от государства.

Для исключения вероятности ущемления прав лиц, состоящих на военной службе, был издан Указ Президента РФ, который уточняет права военных, срок службы которых составляет 10 и более лет (УП №2 от 2.01.2016).

  • Во-первых, лица, которые отслужили в рядах Вооруженных сил имеют право на получение жилищной субсидии ли жилой площади;
  • Во-вторых, если им не предоставлялись эти виды обеспечения или предлагались всего один раз, то они не могут быть уволены по обозначенным выше основаниям;
  • И наконец, военнослужащий имеет право заявить о том, чтобы его обеспечили жильем не в том месте, где он проходит службу.

Существуют и иные законодательные допущения, которые затрагивают вопрос обеспечения военнослужащего жильем, а именно:

  • Если военнослужащего направили для выполнения обязанностей в район, где у него отсутствует собственная жилая площадь, то его в трехмесячный срок обеспечивают служебной квартирой;
  • Если выслуга лет лица составляет 20 и более лет и при этом имеет место необходимость улучшения жилищных условий, то оно имеет право рассчитывать на получение квартиры в собственность или на условиях социального найма.

Особое внимание следует обратить на тот факт, что те военные, которым разрешено после увольнения проживать без ограничений в предоставленных по месту несения службы квартирах, не вправе дополнительно претендовать на социальные гарантии по обеспечению военнослужащих жильем (ст. 23 №229-ФЗ).

Таким образом, поправки в законодательстве вовсе не предполагают полное лишение военнослужащих права на обеспечение жильем перед увольнением, но пресекают злоупотребления этим правом.

Случаи незаконного увольнения военнослужащих без обеспечения жильем

Законодательство достаточно детально описывает условия увольнения военнослужащих без обеспечения их жильем. Однако на практике нередко возникают ситуации, при которых лицо лишается и должности в рядах Вооруженных сил и возможности получить жилплощадь от государства.

В связи с этим представляется целесообразным рассмотрение судебной практики увольнения военнослужащих без предоставления жилья.

  1. Однократный отказ от жилья . Военнослужащий московской области предоставил кассационную жалобу по факту увольнения его в связи с организационно-штатными мероприятиями (ОШМ). В общем виде ситуаций по делу сложилась следующая:
  • Основание для увольнения – ОШМ;
  • Продолжительность военной службы составляет 12 лет и 4 месяца;
  • Признан на момент увольнения нуждающимся в улучшении жилищных условий (имеет троих детей несовершеннолетнего возраста);
  • Единожды отказался от получения жилья в месте прохождения службы (приграничный район) 8 лет назад;
  • Согласия на увольнение военнослужащий не давал.

Суд постановил жалобу лица удовлетворить : восстановить его в прежней должности до выделения жилплощади необходимого размера.

– отказ от предоставленной государством жилплощади имел место всего один раз, и притом на текущий момент военнослужащий нуждается в улучшении жилищных условий.

  1. Несоответствие жилья принятым стандартам. Военнослужащий уволен из состава Вооруженных сил РФ в связи с резким ухудшением состояния здоровья ввиду признания невозможности дальнейшего несения им военной службы. Он представил на рассмотрение суда Белгородской области кассационную жалобу, содержащую такие сведения:
  • Основание для увольнения – несоответствие должности по состоянию здоровья;
  • Продолжительность военной службы 10 лет и 11 месяцев;
  • Признан на момент увольнения нуждающимся в улучшении жилищных условий (имеет двоих несовершеннолетних детей);
  • Дважды отказался от предоставленной жило площади – квартир по 48 и 60 квадратных метров.

Суд удовлетворил жалобу военного : определил необходимость перевода его на внештатную должность (в распоряжение командования) до момента обеспечения надлежащим жильем.

Причина признания решения об увольнении без предоставления жилья незаконным – дважды военнослужащему предлагали жилье, несоответствующее принятым стандартам. В частности, в Белгородской области минимальная норма жилплощади на одного человека составляет 18 квадратных метров. Поскольку в семье военного 4 человека, то минимально допустимая площадь квартиры должна составлять 72 квадратных метра. Следовательно, его отказ от предоставляемых вариантов жилья можно считать объективным.

К числу оснований незаконного увольнения также относят предоставление жилья, не отвечающего санитарным нормам, а также выделение жилплощади в районе осуществления военным его службы, при условии, что он уже оформил письменное прошение о выделении ему квартиры в иных регионах. Такого рода прецеденты в российской судебной практике также имели место.

Увольнение военнослужащего без предоставления ему жилья – вынужденная мера, которая позволяет пресечь злоупотребление правом на отказ от предлагаемой жилплощади военнослужащими. При этом основная масса военных, которые отслужили более 10 лет и нуждаются в улучшении жилищных условий под эту статью не попадают.

Военнослужащим решать жилищные проблемы помогает государство. Условия поддержки обусловлены ситуацией. Несущим службу лицам полагается служебное жилье. Свое жилье жилье бывшим военнослужащим также предоставляет государство или же помогает его купить. Условия получения жилплощади могут быть разными и зависят от ситуации.

В каких случаях полагается жилье уволенным военнослужащим

Обеспечение военнослужащих жильем при увольнении реализуется договором соцнайма или бесплатным предоставлением жилой площади. Бывший военнослужащий вправе получить выплату, чтобы приобрести дом. Воспользоваться льготами могут не все уволенные с военной службы.

Обеспечение военнослужащих жильем при увольнении посредством федеральной поддержки возможно в случаях:

  1. Сокращенные по возрасту, уволенные по состоянию здоровья. Совокупный срок службы 10 лет позволяет получить реальную поддержку государства.
  2. Семья военного. Жилье уволенным военнослужащим положено по закону. В случае гибели при исполнении службы, полученное жилье переходит жене и детям. Касается норма и бывших военных контрактников, погибших при несении службы.
  3. Добросовестно служившие в ОВД, противопожарной службе, органах УИС со стажем 10 лет. Правом на жилплощадь располагают лица, обеспечиваемые согласно законодательству СССР. Соответствующие права получают и семьи таких претендентов.

Порядок получения жилье бывшим военным

Предоставляется жилье уволенным военнослужащим согласно порядку оформления. По месту службы составляют список необеспеченных собственным жилищем. Уволенные с военной службы опрашиваются на предмет заинтересованности.

Для внесения в очередь демобилизированный военный подает контролирующему органу заявление. Обязательно прилагаются документы, предусмотренные программой. Принимая заявление, уполномоченные органы сразу определяют подходящий способ предоставления жилья военнослужащим уволенным в запас: бесплатно, посредством целевого субсидирований или соцнайма.

В каких случаях возможно увольнение военнослужащего без жилья

Военный лишается льготного права, разрешив жилищную проблему самостоятельно. Если освобожденный от военной службы не предоставит справки об отсутствия личной жилплощади. Ситуация непредставления справки вследствие утраты архива решается судом.

Право получения льготного жилища подтверждается выдачей именного свидетельства, действительного 6 месяцев. При гибели военного сертификат на жилье заменяется документом, действующим 3 месяца с передачей близким родственникам.

Важно: Сам получатель обязан распорядиться свидетельством своевременно. Если неиспользовать сертификат на жилье, то его необходимо вернуть по завершении срока действия. В таком случае право признается нереализованным, в личном деле военного проставляется соответствующая отметка. Если есть причина, почему сертификат не реализован, то льгота сохраняется за бывшим военным и далее он сможет воспользоваться своим правом.

Жилье уволенным с военной службы по ипотеке по программе 2016 года

С 2016 года, военные участвуют в федеральной программе военной ипотеки. Министерство обороны РФ отменило предоставление готовой жилой недвижимости и выплаты. Получить денежное пособие вправе лица, ставшие очередниками до 2005 года.

Если происходит увольнение в запас, фактически освобожденный от военной службы участник НИС, теряет возможность пополнения накоплений (очередь на жилье по личному номеру). Законодательством РФ определены специальные правила предоставления жилья уволенным с военной службы. Достаточно отслужить 10 лет, не иметь серьезных взысканий.

На 2017 год функционирует три варианта обеспечения жильем военных:

  1. Предоставление жилплощади по договору соцнайма.
  2. Получение денежной субсидии.
  3. Участие в программе НИС.

Увольнение военнослужащего без жилья практически невозможно при добросовестной службе от 10 лет. Заключение контракта раньше 1.01.2005 дает обеспечение военнослужащих жильем при увольнении и позволяет получить ведомственное жилище либо денежную сумму для приобретения. Участники НИС в увольнении получают возможность получить жилплощадь по программе военной ипотеки.

Важно: согласно ФЗ от 20.04.2015 г. №97 есть ситуации когда можно уволить военнослужащего без предоставления жилья и. Получения собственных квадратных метров становится невозможным если военный, с выслугой от 10 лет, ранее уже отказывался от возможных вариантом. В таком случае считается, что служащий пользуется своим положением для получения государственных компенсаций, льгот и выплат. Соответственно, если уволили военнослужащего без предоставления жилья по такой причине - он теряет свои права на компенсацию и саму жилплощадь и фактически теряет .

Право на жилье погибшим уволенным в запас военнослужащим

Существующее право военнослужащего на жилье при увольнении переходит членам семьи после гибели уволенного военного, при условии его увольнения по причинах:

  • достижение предельного срока службы;
  • состояние здоровья;
  • организационно-штатные мероприятия (реорганизация).

Защитник Родины должен получить льготу согласно ФЗ № 76 от 27.05.1998 до своего расчета (гибели).

Важно: Вдовы (вдовцы) сохраняют возможность преемства до повторного вступления в брак.

Накопления НИС переходят семье умершего обычным порядком по праву наследования. Семья обладателя накоплений вправе использовать средства, оформляя ипотеку. Недостающую сумму родственники будут оплачивать самостоятельно. Члены семьи погибшего могут получать компенсацию оплаты жилья.

Порядок выплат за поднаем жилья уволенным военнослужащим

Работающим военнослужащих обеспечивают служебной жилплощадью. При отсутствии возможности можно снимать жилплощадь самостоятельно, получая компенсацию затрат. Допускается поднаем жилья для уволенных военнослужащих, не получивших жилплощади.

Новый порядок выплат уволенным военнослужащим за поднаем жилья установлен с начала 2016 года. Военные, снимающие квартиру, получают возмещение фактических расходов, не более размера, установленного нормативом общей площади и максимальной стоимости найма квадратного метра. Допустимую площадь устанавливают, учитывая общее количество членов семьи.

Жилье уволенным с военной службы полагается обязательно, хоть и разными способами. Исключение составляют случаи отстранения за нарушения (преступления), недостаточный срок службы.

получен
гонорар 33%

Добрый день. В связи с практикой Верховного суда - правомерна

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело№210-КГ16-17
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 18 августа 2016 г.
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской
Федерации в составе
установила:
Карасев СЮ. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором
просил признать незаконным приказ командующего Северным флотом
от 11 июня 2015 г. № 559-ДД об исключении его из списков личного состава
войсковой частибез обеспечения жилищной субсидией и прохождения
профессиональной переподготовки.


2015 г. в удовлетворении административного искового заявления
Карасева СЮ. отказано.
Апелляционным определением Северного флотского военного суда от
27 января 2016 г. решение гарнизонного военного суда отменено и принято
новое, которым приказ командующего Северным флотом от 11 июня 2015 г.
№ 559-ДД об исключении Карасева СЮ. из списков личного состава войсковой
части признан незаконным, на командующего Северным флотом
возложена обязанность по восстановлению административного истца в списках
личного состава войсковой части до предоставления ему жилищной
субсидии. С Федерального казённого учреждения «Объединённое стратегическое
командование Северного флота» в пользу Карасева СЮ. взысканы
судебные расходы в размере 3 000 рублей (оплата услуг представителя) и
450 рублей (государственная пошлина).

В кассационной жалобе, поданной в Судебную коллегию по делам военнослужащих
Верховного Суда Российской Федерации, представитель командующего
Северным флотом и командира войсковой части - Юскин Д.О., ссылаясь на п. 1 ст. 23 и п. 4 ст. 19 Федерального закона «О статусе
военнослужащих», утверждает, что судом апелляционной инстанции существенно
нарушены нормы материального права, поскольку указанные положения
закона не содержат запрета на исключение из списков личного состава
части уволенного военнослужащего, обеспеченного по установленным
нормам служебным жилым помещением, а прохождение (завершение) военнослужащим
профессиональной переподготовки возможно и после его исключения
из данных списков.

В соответствии со ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения
судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения
норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход
дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных
прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом
публичных интересов.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела
допущены существенные нарушения норм материального права, что выразилось
в следующем.
Как усматривается из материалов дела, Карасев С.Ю., имеющий общую
продолжительность военной службы более 10 лет и обеспеченный по месту
прохождения военной службы служебным жилым помещением по установленным
нормам
, приказом командующего Северным флотом от 25 января
2014 г. № 5 уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Данный приказ Карасев СЮ. в судебном порядке не оспорил и своё нахождение
на военной службе связывал не с её прохождением, а с реализацией
своих жилищных прав.
На момент увольнения он находился на учёте нуждающихся в жилых
помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному
месту жительства в г. Санкт-Петербурге.
5 февраля 2014 г. жилищным органом удовлетворено заявление Карасева
СЮ. об изменении формы обеспечения жильём на государственный жилищный
сертификат, а 27 мая 2015 г. - на жилищную субсидию.


2014 г.) военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной
службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных
условий по нормам, установленным федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия
не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного
возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с
организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений
или жилищной субсидии.При желании указанных военнослужащих
получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они
обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства
в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 названного закона.
Из анализа приведённой нормы следует, что закон устанавливает запрет
на увольнение указанных военнослужащих при определённых обстоятельствах,
а ограничений, связанных с невозможностью исключения таких уже уволенных
военнослужащих из списков личного состава воинской части, обеспеченных
по месту военной службы жилыми помещениями, не предусмотрено.
Кроме того, данное положение закона подлежит применению в зависимости
от уровня обеспеченности военнослужащего жильём.
Аналогичный подход сформулирован и в п. 17 ст. 34 Положения о порядке
прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской
Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237.
Согласно договору найма служебного жилого помещения в пос. Луоста-
4
ри-2 и обязательству о сдаче этого жилья Карасеву СЮ. гарантировано сохранение
за ним данного помещения до обеспечения его жилищной субсидией.
Поскольку Карасев СЮ. (состав семьи 1 человек) по месту военной
службы обеспечен служебным жилым помещением общей площадью
36,8 кв. м, то есть по установленной норме, признан нуждающимся в жилых
помещениях по избранному месту жительства в г. Санкт-Петербурге, то действия
командующего Северным флотом, связанные с увольнением административного
истца с военной службы в январе 2014 года сомнений в законности
не вызывают.
При таких данных оснований для нахождения Карасева СЮ. в списках
личного состава воинской части после осуществления с ним окончательного
расчёта по денежному довольствию, продовольственному и вещевому обеспечению
не имелось, а не предоставление ему жилищной субсидии (как формы
реализации права на жилье) при обеспеченности по месту службы служебным
жилым помещением по установленным нормам и нахождении на учёте нуждающихся
в жилых помещениях по избранному месту жительства само по себе
не являлось препятствием для увольнения в запас и исключения из списков
личного состава части.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о законности приказа об
исключении Карасева СЮ. из списков личного состава войсковой части
, изданного во исполнение приказа командующего Северным флотом о
его увольнении с военной службы, является правильным.
Учёл гарнизонный военный суд и то, что с рапортом о прохождении
профессиональной переподготовки Карасев СЮ. обратился к командиру войсковой
части только 16 октября 2014 г., то есть после издания приказа
об увольнении с военной службы.
В соответствии с п. 7 Порядка и условий профессиональной переподготовки
по одной из гражданских специальностей военнослужащих - граждан
Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, утверждённых
приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 марта
2009 г. № 95 и действовавших в период возникших правоотношений, документы
Карасева СЮ. 30 октября 2014 г. установленным порядком были направлены
командованием в адрес начальника Военной академии войск РХБЗ и
инженерных войск.
Что касается положений п. 4 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих
», предусматривающих право уволенных военнослужащих на
завершение учёбы бесплатно, то они не подлежат применению при разрешении
спора, касающегося вопроса исключения военнослужащего из списков
личного состава воинской части, поскольку не затрагивают отношений, связанных
с порядком прохождения военной службы. Прохождение (завершение)
военнослужащим профессиональной переподготовки по одной из гражданских
специальностей в силу закона возможно и после прекращения военно-
служебных отношений.
Следовательно, вывод флотского военного суда о незаконности приказа
5
командующего Северным флотом от 11 июня 2015 г. № 559-ДД об исключении
Карасева СЮ. из списков личного состава войсковой части без выплаты
ему жилищной субсидии является ошибочным.
Допущенное судом апелляционной инстанции существенное нарушение
норм материального права повлияло на исход дела и без его устранения невозможна
защита охраняемых законом публичных интересов в сфере правовых
отношений, регулирующих порядок реализации права военнослужащих
на жилище при увольнении с военной службы, что в силу ст. 328 КАС РФ является
основанием для отмены в кассационном порядке апелляционного определения
и оставления в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 327-328, п. 4 ч. 1 ст. 329, 330 КАС РФ, Судебная коллегия
по делам военнослужащих
определила:
апелляционное определение Северного флотского военного суда от 27 января
2016 г. отменить, оставить в силе решение Североморского гарнизонного военного
суда от 18 ноября 2015 г., принятое по административному исковому
заявлению Карасева С Ю об оспаривании действий командующего
Северным флотом и командира войсковой части, связанных с его исключением
из списков личного состава воинской части.
Председательствующий
Судьи:
И.В. Крупное
А.Н. Замашнюк
СГ.

Кроме того::

УТВЕРЖДЕН
Президиумом Верховного Суда
Российской Федерации
20 декабря 2016 г.
ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 4 (2016)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ
ПО ДЕЛАМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
1. Закон не содержит запрета на увольнение военнослужащего,
обеспеченного по месту службы служебным жильем и признанного
нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства,
отличному от места службы.

Решением Североморского гарнизонного военного суда от 18 ноября
2015 г. К. отказано в удовлетворении заявления, в котором он просил
признать незаконным приказ командующего Северным флотом об
исключении его из списков личного состава воинской части без
обеспечения жилищной субсидией.
Апелляционным определением Северного флотского военного суда
от 27 января 2016 г. решение гарнизонного военного суда отменено и по
делу принято новое решение, которым заявление удовлетворено,
оспариваемый приказ признан незаконным.
В кассационной жалобе представитель командующего Северным
флотом, указывая на отсутствие в законе запрета на исключение из
списков личного состава воинской части уволенного военнослужащего, 116
обеспеченного по установленным нормам служебным жилым
помещением, просил апелляционное определение отменить, оставить в
силе решение суда первой инстанции.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по делам военнослужащих отменила апелляционное
определение флотского военного суда и оставила в силе решение
гарнизонного военного суда от 18 ноября 2015 г. об отказе К. в
удовлетворении заявления, приведя в обоснование следующие доводы.
Из материалов дела следует, что К., имеющий общую
продолжительность военной службы более 10 лет и обеспеченный по
месту военной службы по установленным нормам служебным жилым
помещением, приказом командующего Северным флотом уволен с
военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
На момент увольнения К. находился на учете нуждающихся в жилых
помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по
избранному месту жительства в г. Санкт-Петербурге.
5 февраля 2014 г. жилищным органом удовлетворено заявление К. об
изменении формы обеспечения жильем на государственный жилищный
сертификат, а 27 мая 2015 г. – на жилищную субсидию.
В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 23 Федерального закона
«О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на 25 января
2014 г.) военнослужащие – граждане, общая продолжительность военной
службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении
жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их
согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими
предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья
или в связи с организационно-штатными мероприятиями без
предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При
желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по
месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми
помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке,
предусмотренном п. 14 ст. 15 названного закона.
Из анализа приведенной нормы следует, что закон устанавливает
запрет на увольнение указанных военнослужащих при определенных
обстоятельствах, а ограничений, связанных с невозможностью исключения
уже уволенных военнослужащих из списков личного состава воинской
части, обеспеченных по месту военной службы жилыми помещениями, не
предусмотрено.
Аналогичный подход сформулирован в п. 17 ст. 34 Положения о
порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента
Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237.
Согласно договору найма служебного жилого помещения в пос.
Луостари-2 и обязательству о сдаче этого жилья К. гарантировано 117
сохранение за ним данного помещения до обеспечения его жилищной
субсидией.
При таких данных оснований для нахождения К. в списках личного
состава воинской части после осуществления с ним окончательного
расчета по денежному довольствию, продовольственному и вещевому
обеспечению не имелось, а непредоставление ему жилищной субсидии
(как формы реализации права на жилье) при обеспеченности по месту
службы служебным жилым помещением по установленным нормам и
нахождении на учете нуждающихся в жилых помещениях по избранному
месту жительства само по себе не являлось препятствием для увольнения в
запас и исключения из списков личного состава части.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о законности приказа
об исключении К. из списков личного состава воинской части, изданного
во исполнение приказа командующего Северным флотом о его увольнении
с военной службы, является правильным.
Определение № 210-КГ16-17

Общаться в чате

юрист, г. Кубинка

Общаться в чате

1 0

получен
гонорар 33%

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Искендеров Эмиль

Юрист, г. Серпухов

Бесплатная оценка вашей ситуации

    4326 ответов

    1734 отзыва

Добрый день, Сергей.

В некоторых случаях могут, но для этого надо, чтобы Вы отказались от предложенного варианта (служебное жилье таким вариантов не является) или не представили документы, необходимые для получения жилищной субсидии. Существует пункт 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы (утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237), где указано:

17. Военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях, если военнослужащие - граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащих - граждан, пребывания их в отпуске, в служебной командировке и иных обстоятельств, объективно исключающих возможность представления указанных документов (в том числе времени проведения мероприятий, связанных с получением военнослужащими - гражданами указанных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, уполномоченных на выдачу таких документов), согласия таких военнослужащих - граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется. При этом порядок уведомления военнослужащих - граждан о готовности предоставить им жилое помещение или жилищную субсидию и представления военнослужащими - гражданами документов, необходимых для предоставления жилого помещения и жилищной субсидии, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Указанные военнослужащие - граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

получен
гонорар 33%

Сергей, добрый вечер.

Правомерно ли решение руководителя об увольнении и исключении меня из списков части без предоставления субсидии, для покупки жилья в собственность, при наличии у меня служебной жилплощади?!

Несмотря на то, что Вы увольняетесь по состоянию здоровья, при выслуге более 20 лет и признаны нуждающимся в получении жилья, поскольку Вы обеспечены служебным жилым помещением, Вас могут уволить и без предоставления жилищной субсидии, которая в дальнейшем будете предоставлена уже после увольнения и исключения из списков части. На такую возможность указал Верховный Суд РФ в

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)

1. Закон не содержит запрета на увольнение военнослужащего, обеспеченного по месту службы служебным жильем и признанного нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства, отличному от места службы.
Решением Североморского гарнизонного военного суда от 18 ноября 2015 г. К. отказано в удовлетворении заявления, в котором он просил признать незаконным приказ командующего Северным флотом об исключении его из списков личного состава воинской части без обеспечения жилищной субсидией.
Апелляционным определением Северного флотского военного суда от 27 января 2016 г. решение гарнизонного военного суда отменено и по делу принято новое решение, которым заявление удовлетворено, оспариваемый приказ признан незаконным.
В кассационной жалобе представитель командующего Северным флотом, указывая на отсутствие в законе запрета на исключение из списков личного состава воинской части уволенного военнослужащего, обеспеченного по установленным нормам служебным жилым помещением, просил апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих отменила апелляционное определение флотского военного суда и оставила в силе решение гарнизонного военного суда от 18 ноября 2015 г. об отказе К. в удовлетворении заявления, приведя в обоснование следующие доводы.
Из материалов дела следует, что К., имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет и обеспеченный по месту военной службы по установленным нормам служебным жилым помещением, приказом командующего Северным флотом уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
На момент увольнения К. находился на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства в г. Санкт-Петербурге.
5 февраля 2014 г. жилищным органом удовлетворено заявление К. об изменении формы обеспечения жильем на государственный жилищный сертификат, а 27 мая 2015 г. - на жилищную субсидию.
В соответствии с Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на 25 января 2014 г.) военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном названного закона.Из анализа приведенной нормы следует, что закон устанавливает запрет на увольнение указанных военнослужащих при определенных обстоятельствах, а ограничений, связанных с невозможностью исключения уже уволенных военнослужащих из списков личного состава воинской части, обеспеченных по месту военной службы жилыми помещениями, не предусмотрено.
Аналогичный подход сформулирован в Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.
Согласно договору найма служебного жилого помещения в пос. Луостари-2 и обязательству о сдаче этого жилья К. гарантировано сохранение за ним данного помещения до обеспечения его жилищной субсидией.При таких данных оснований для нахождения К. в списках личного состава воинской части после осуществления с ним окончательного расчета по денежному довольствию, продовольственному и вещевому обеспечению не имелось, а непредоставление ему жилищной субсидии (как формы реализации права на жилье) при обеспеченности по месту службы служебным жилым помещением по установленным нормам и нахождении на учете нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства само по себе не являлось препятствием для увольнения в запас и исключения из списков личного состава части.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о законности приказа об исключении К. из списков личного состава воинской части, изданного во исполнение приказа командующего Северным флотом о его увольнении с военной службы , является правильным.

Определение N 210-КГ16-17

Кроме того, данная мысль была изложена и в

«Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», исходя из положений абзаца четырнадцатого п. 1 ст. 15, абзаца второго п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы при решении споров о правомерности увольнения с военной службы военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту жительства, отличному от места военной службы, суды должны учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма служебного жилого помещения (жилищного договора) и другие заслуживающие внимания обстоятельства.Из изложенного следует, что увольнение А. с военной службы не предполагало необходимости освобождения им занимаемого по месту военной службы служебного жилого помещения до реализации жилищных прав по избранному месту жительства.
Таким образом, приказ об исключении заявителя из списков личного состава воинской части, изданный во исполнение приказа о его увольнении с военной службы, Судебная коллегия находит законным, а выводы судов об обратном ошибочными.

Или все таки я должен находится в распоряжении командира, до момента выплаты мне денежных средств?

Нет. Увольнение и исключение из списков части после всех расчетов перед увольнением будут законными.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ДЕЛАМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

1. Закон не содержит запрета на увольнение военнослужащего, обеспеченного по месту службы служебным жильем и признанного нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства, отличному от места службы.

Решением Североморского гарнизонного военного суда от 18 ноября 2015 г. К. отказано в удовлетворении заявления, в котором он просил признать незаконным приказ командующего Северным флотом об исключении его из списков личного состава воинской части без обеспечения жилищной субсидией.

Апелляционным определением Северного флотского военного суда от 27 января 2016 г. решение гарнизонного военного суда отменено и по делу принято новое решение, которым заявление удовлетворено, оспариваемый приказ признан незаконным.

В кассационной жалобе представитель командующего Северным флотом, указывая на отсутствие в законе запрета на исключение из списков личного состава воинской части уволенного военнослужащего, обеспеченного по установленным нормам служебным жилым помещением, просил апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих отменила апелляционное определение флотского военного суда и оставила в силе решение гарнизонного военного суда от 18 ноября 2015 г. об отказе К. в удовлетворении заявления, приведя в обоснование следующие доводы.

Из материалов дела следует, что К., имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет и обеспеченный по месту военной службы по установленным нормам служебным жилым помещением, приказом командующего Северным флотом уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

На момент увольнения К. находился на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства в г. Санкт-Петербурге.

5 февраля 2014 г. жилищным органом удовлетворено заявление К. об изменении формы обеспечения жильем на государственный жилищный сертификат, а 27 мая 2015 г. - на жилищную субсидию.

В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей на 25 января 2014 г.) военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 названного закона.

Из анализа приведенной нормы следует, что закон устанавливает запрет на увольнение указанных военнослужащих при определенных обстоятельствах, а ограничений, связанных с невозможностью исключения уже уволенных военнослужащих из списков личного состава воинской части, обеспеченных по месту военной службы жилыми помещениями, не предусмотрено.

Аналогичный подход сформулирован в п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.

Согласно договору найма служебного жилого помещения в пос. Луостари-2 и обязательству о сдаче этого жилья К. гарантировано сохранение за ним данного помещения до обеспечения его жилищной субсидией.

При таких данных оснований для нахождения К. в списках личного состава воинской части после осуществления с ним окончательного расчета по денежному довольствию, продовольственному и вещевому обеспечению не имелось, а непредоставление ему жилищной субсидии (как формы реализации права на жилье) при обеспеченности по месту службы служебным жилым помещением по установленным нормам и нахождении на учете нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства само по себе не являлось препятствием для увольнения в запас и исключения из списков личного состава части.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о законности приказа об исключении К. из списков личного состава воинской части, изданного во исполнение приказа командующего Северным флотом о его увольнении с военной службы, является правильным.

Определение N 210-КГ16-17

2. Военнослужащий, проходящий военную службу за пределами территории Российской Федерации и не подлежащий увольнению, не имеет права на обеспечение жильем или жилищной субсидией по избранному месту жительства.

Решением Смоленского гарнизонного военного суда от 29 июня 2015 г. с учетом изменений, внесенных апелляционным определением Московского окружного военного суда от 22 октября 2015 г., удовлетворено заявление Т. в части признания незаконным решения заместителя начальника федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Западрегионжилье") от 20 марта 2015 г. об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

В кассационной жалобе представитель ФГКУ "Западрегионжилье", указывая на обеспечение Т. по месту военной службы служебным жилым помещением и отсутствие правовых оснований для обеспечения его жильем по договору социального найма в период прохождения военной службы за пределами территории Российской Федерации, просил судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.

Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих нашла жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Т., родившийся в 1971 г., заключивший первый контракт до 1 января 1998 г. и имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, с сентября 1994 года проходит военную службу в воинской части, дислоцированной за пределами территории Российской Федерации.

В феврале 2015 года Т. обратился с заявлением к начальнику ФГКУ "Западрегионжилье", в котором просил принять его на жилищный учет в избранном месте жительства после увольнения с военной службы в запас по истечении срока контракта в г. Санкт-Петербурге.

Решением заместителя начальника ФГКУ "Западрегионжилье" от 20 марта 2015 г. заявителю отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть в связи с непредставлением документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение Т. оспорил в судебном порядке.

Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что общая продолжительность военной службы заявителя составляет более 20 лет, он подлежит увольнению с военной службы по истечении срока контракта и по месту военной службы за пределами территории Российской Федерации не может быть в силу закона обеспечен жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма, в связи с чем он имеет право на обеспечение жилищем в избранном постоянном месте жительства. Суд апелляционной инстанции с выводами гарнизонного военного суда согласился.

Однако такие выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела.

В суде установлено, что заявитель, заключивший первый контракт до 1 января 1998 г. и подлежащий в связи с этим обеспечению по месту военной службы жилым помещением для постоянного проживания, после истечения в сентябре 2015 года срока контракта о прохождении военной службы заключил новый контракт сроком на один год.

Эти обстоятельства имеют существенное значение для дела.

В соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., подлежат обеспечению жилыми помещениями по избранному месту жительства лишь при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.

Между тем, как следует из материалов дела, Т. проходит военную службу на должности, предельного возраста пребывания на военной службе не достиг. Что касается представленной заявителем в суд кассационной инстанции не заверенной надлежащим образом копии заключения военно-врачебной комиссии от 6 апреля 2016 г., то есть после принятия жилищным органом оспариваемого решения, то это обстоятельство не может учитываться при рассмотрении данного дела.

Отсутствие возможности обеспечения заявителя по месту военной службы за пределами территории Российской Федерации жилыми помещениями в собственность или по договору социального найма не предполагает распространения на него положений абзаца двенадцатого п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" как на военнослужащего, обеспечиваемого на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.

Право на обеспечение такими жилыми помещениями по месту военной службы заявитель приобретет в случае ее продолжения на территории Российской Федерации.

Таким образом, вывод судов о незаконности решения заместителя начальника ФГКУ "Западрегионжилье" об отказе заявителю в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на законе не основан.

Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможны защита охраняемых законом публичных интересов, что явилось основанием для отмены Судебной коллегией по делам военнослужащих в кассационном порядке решения Смоленского гарнизонного военного суда от 29 июня 2015 г. и апелляционного определения Московского окружного военного суда от 22 октября 2015 г. и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления.

Определение N 201-КГ16-38

3. Право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, подлежит реализации в порядке очередности.

Решением Североморского гарнизонного военного суда от 6 августа 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 6 ноября 2015 г., удовлетворено заявление Ш., в котором просил признать незаконным бездействие жилищного органа, связанное с непринятием своевременного решения о предоставлении ему жилищной субсидии.

В кассационной жалобе представитель жилищного органа выражает несогласие с принятыми по делу судебными постановлениями, просит их отменить и принять по делу новое решение об отказе Ш. в удовлетворении заявления ввиду необходимости соблюдения принципа очередности при осуществлении жилищного обеспечения военнослужащих.

Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих пришла к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела, Ш., имеющий общую продолжительность военной службы более 17 лет, 20 марта 2014 г. уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и с 16 мая того же года исключен из списков личного состава части с оставлением на учете нуждающихся в жилых помещениях.

15 декабря 2014 г. жилищным органом принято предварительное решение о предоставлении Ш. жилищной субсидии, которое с комплектом необходимых документов и учетным жилищным делом истца было направлено для принятия окончательного решения в федеральное государственное казенное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России (далее - ФГКУ "Западрегионжилье") и поступило туда 26 декабря 2014 г.

Уведомлением руководителя ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия" от 14 января 2015 г. до сведения начальника ФГКУ "Западрегионжилье" доведены лимиты бюджетных обязательств по статье "Единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы".

Признавая незаконным оспоренное истцом бездействие начальника ФГКУ "Западрегионжилье", суды исходили из того, что согласно п. 5 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510 (далее - Порядок), решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей должно быть принято уполномоченным органом не позднее чем через десять дней со дня получения сведений, указанных в абзаце первом названного пункта, при отсутствии оснований для снятия этих лиц с учета нуждающихся в жилых помещениях. При наличии информации о доведении лимитов бюджетных обязательств должностным лицом не были направлены необходимые запросы и не принято решение о предоставлении Ш. и членам его семьи жилищной субсидии в установленные законом сроки, чем, по мнению судов, были нарушены права истца на своевременное получение субсидии.

Однако данный вывод судов основан на неправильном толковании норм материального права и противоречит материалам дела.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения жильем военнослужащих.

Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами названного выше федерального закона, так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации, в качестве одного из важнейших условий для предоставления жилья содержит положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).

Аналогичный подход сформулирован и в п. 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации N 1280 от 30 сентября 2010 г. При этом очередность определяется исходя из даты принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510 Порядок предоставления жилищной субсидии также разработан в целях реализации прав военнослужащих, гарантированных им ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то есть в порядке очередности.

Из материалов дела следует, что на момент обращения Ш. в суд в едином реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в получении постоянных жилых помещений, состояло 687 человек, изъявивших желание быть обеспеченными жилищной субсидией с датой постановки на учет ранее 7 октября 2013 г.

Таким образом, перед административным истцом значилось 687 человек, претендующих на получение жилищной субсидии, по отношению к которым он каких-либо льгот или преимуществ на получение такой субсидии вне имеющейся очереди не имел, хотя право на получение такой субсидии у них возникло ранее, чем у Ш., а в силу ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Указанное обстоятельство суды обеих инстанций оставили без внимания, хотя, как это следует из п. 5 Порядка, одним из условий для принятия в установленный срок решения о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей является наличие достаточных бюджетных ассигнований на реализацию выплаты жилищной субсидии, позволяющих обеспечить такой субсидией всех нуждающихся в получении постоянных жилых помещений граждан, изъявивших желание реализовать свое право на жилище в форме получения такой субсидии.

Поэтому в случае, если поступивших на эти цели денежных средств не хватает для обеспечения в порядке очередности всех желающих получить названную субсидию, принятых на учет ранее Ш., следует исходить из того, что непосредственно для него денежные средства не выделялись и не поступали, в связи с чем решение о выплате этих средств принято быть не могло.

Однако суд должным образом не проверил, достаточно ли поступило денежных средств для обеспечения жилищной субсидией всех очередников, изъявивших желание реализовать свое право на жилище в форме получения такой субсидии ранее Ш., и его в том числе, а возлагать на начальника ФГКУ "Западрегионжилье" обязанность по принятию решения о предоставлении истцу и членам его семьи этой субсидии вопреки правам и законным интересам других 687 человек, претендующих на получение жилищной субсидии ранее Ш., недопустимо.

На основании изложенного Судебная коллегия отменила обжалуемые судебные акты по заявлению Ш. и направила дело на новое рассмотрение в гарнизонный военный суд в ином составе судей.

Определение N 210-КП6-11

4. Проживание гражданина в жилом помещении по договору безвозмездного пользования, равно как и по иному договору или сделке, может явиться основанием для возникновения жилищных прав.

Решением 94 гарнизонного военного суда от 17 декабря 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением 3 окружного военного суда от 10 марта 2016 г., удовлетворено заявление Ч., в котором он просил признать незаконным решение Центральной жилищной комиссии ФСО России (далее - жилищная комиссия), оформленное протоколом от 5 ноября 2015 г., об отказе во включении его с членами семьи в списки военнослужащих, подлежащих обеспечению служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы.

В кассационной жалобе представитель жилищной комиссии, указывая на фактическое проживание заявителя вместе с членами семьи в квартире, ранее принадлежавшей его супруге на праве собственности, и умышленное ухудшение последней жилищных условий, что свидетельствует о злоупотреблении ею правом, просил судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.

Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих пришла к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Ч. проходит военную службу в воинской части, дислоцированной в г. Москве.

До июля 2014 года заявитель был зарегистрирован в жилом помещении, расположенном в Павлово-Посадском районе Московской области и принадлежащем на праве собственности его отцу. По решению суда договор пользования указанным жилым помещением был расторгнут, право пользования его этим помещением прекращено.

Супруге Ч. - Ч.Н. до января 2015 года на праве собственности принадлежала квартира в г. Москве общей площадью жилого помещения 50,5 кв. м, которую она продала. Кроме того, супруге заявителя на праве собственности принадлежала 1/2 доли (24,4 кв. м) квартиры, расположенной в г. Химки Московской области, которую она продала в феврале 2015 года своей матери.

После этого Ч. обратился в жилищную комиссию с заявлением о включении его в списки лиц, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями, в чем ему было отказано решением жилищной комиссии от 5 ноября 2015 г. В обоснование принятого решения комиссия указала на проживание заявителя и членов его семьи в жилом доме, принадлежащем на праве собственности матери супруги заявителя и расположенном в Домодедовском районе Московской области, а также совершение Ч.Н. действий, приведших к утрате гарантированного законом права пользования жилыми помещениями.

Признавая названное решение незаконным, гарнизонный военный суд указал, что на момент принятия оспариваемого решения по месту службы заявитель вместе с членами семьи не имел жилых помещений в собственности, пользовании и владении, то есть отвечал основаниям предоставления служебного жилья, указанным в ч. 2 ст. 99 ЖК РФ.

Соглашаясь с решением, суд апелляционной инстанции дополнительно указал, что командованием не представлено данных о невозможности предоставить Ч. служебное жилое помещение.

Согласно ч. 3 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле; при этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по делам об оспаривании решений, действий (бездействия), принятых или совершенных органами государственной власти, должностными лицами.

При рассмотрении данного дела суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, и неправильно истолковали закон.

Из материалов дела следует, что после продажи в январе 2015 года квартиры в г. Москве супруга заявителя заключила договор безвозмездного пользования этим жилым помещением ею и двумя детьми до октября 2018 года, что подтвердил 17 декабря 2015 г. в судебном заседании Ч., пояснив, что он также продолжает проживать в этой квартире.

Кроме того, согласно решению жилищной комиссии от 5 ноября 2015 г. одним из оснований отказа заявителю включить его в списки лиц, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями, явилось проживание его и членов семьи по устной договоренности с собственником (матерью супруги) в жилом доме, расположенном в Домодедовском районе Московской области.

Этим обстоятельствам судом оценки не дано, хотя они являются юридически значимыми. ЖК РФ, согласно которой специализированные жилые помещения предоставляются по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. Однако этого должным образом сделано не было.

Нарушение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, привели к тому, что остались невыясненными юридически значимые обстоятельства о праве заявителя на обеспечение служебным жилым помещением.

На основании изложенного Судебная коллегия по делам военнослужащих отменила решение 94 гарнизонного военного суда от 17 декабря 2015 г. и апелляционное определение 3 окружного военного суда от 10 марта 2016 г. по заявлению Ч. и направила дело на новое рассмотрение в гарнизонный военный суд в ином составе судей.

Определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Судебной коллегии по делам военнослужащих от 14 июля 2016 г. данное определение отменено, кассационная жалоба М. с материалами передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

В кассационной жалобе М. просил отменить судебные постановления, указав на оставление судами без внимания того, что с момента зачисления в списки личного состава войсковой части 74777 до даты обращения в Североморский гарнизонный военный суд он проходил военную службу и получал денежное довольствие в пункте временной дислокации указанной воинской части, расположенном с июля 2015 года в г. Североморске на основании приказа командующего Северным флотом.

Рассмотрев материалы судебного производства, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия жалобу удовлетворила, отменила определение заместителя председателя Североморского гарнизонного военного суда от 2 октября 2015 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 30 октября 2015 г. о возвращении административного искового заявления и направила материалы в Североморский гарнизонный военный суд со стадии рассмотрения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.

В обоснование принятого решения Судебная коллегия указала следующее.

Из сообщения врио начальника организационно-мобилизационного управления штаба Северного флота от 1 октября 2015 г. следует, что войсковая часть 74777 сформирована и включена в состав Северного флота с 1 августа 2014 г. с дислокацией на о. Котельный, Республика Саха (Якутия).

Определение N 210-КП6-16

«Долгожданные» поправку к Федеральному закону «О статусе военнослужащих» активно обсуждаются в Государственной Думе и находятся на стадии принятия. Закон коснется тех военнослужащих, которые необоснованно (неправомерно) отказываются от решения собственного жилищного вопроса, тем самым затягивая свое пребывания на военной службе.

Поспорить с благим намерением законодателей трудно, однако, субъективный фактор в принятии всякого административного решения (все мы люди) никто не отменял, а потому злоупотребления всякого рода не исключаются.

Гарантии руководства Министерства обороны и Департамента жилищного обеспечения военнослужащих, в частности, что увольнение «отказников» будет производится очень аккуратно, с очереди никто сниматься не будет, Конституционное право на жилье будет строго соблюдаться, - всего лишь гарантии. А потому самим военнослужащим следует позаботиться обзавестись знаниями: когда отказ от предложенного варианта решения квартирного вопроса основан на законе, а в каких случаях попытки восстановления в списках личного состава воинской части будут безрезультатны.

Оценивая возможные неблагоприятные последствия своих действий, будет полезным запомнить несколько прописанных в нормативных актах правил.

Во-первых, военнослужащие имеют право выбора места жительства по увольнению (имеются ввиду льготные основания, т.е. в связи с организационно-штатными мероприятиями, по состоянию здоровья и достижению предельного возраста нахождения на военной службе при наличии выслуги военной службы не менее 10 лет в календарном исчислении). Следовательно, при желании проживать в Екатеринбурге, от предложений квартиры в Москве, Питере или других городах можно смело отказываться не опасаясь неприятностей. Это право военнослужащего.

Во-вторых, военнослужащие реализуют свое право посредством выбора: получение жилого помещения или субсидии на его приобретение (участники НИС не в счет). Государственные жилищные сертификаты, будем надеяться, уходят в прошлое. Соответственно, если военнослужащих имеет желание получить жилое помещение в г. Екатеринбурге, то заставить его получать субсидию не имеют право, и наоборот. Даже если жилье перестали строить в этом населенном пункте – пока в Законе это право за военными закреплено, можно стоять на своем. А как уполномоченный орган будет решать эту проблему и сколько времени это займет, - самого военнослужащего трогать не должно. Тот же уполномоченный орган может приобрести квартиру для военнослужащего и его семьи, чтобы скорейшим образом способствовать увольнению с военной службы. Многие силовые ведомства это давно практикуют, а Министерство обороны России почему-то нет (или не для всех без исключения).

В-третьих, нормы предоставления жилых помещений военнослужащим и членам их семей закреплены законодательно. И ни в одном нормативном акте не указано, что военнослужащий обязан доплачивать за лишние (сверх нормативных) квадратные метры. Если есть нормативы предоставления жилья, то и жилье должно строиться соответствующее им, а не произвольно по усмотрению застройщика. Поэтому никто не вправе требовать от военнослужащего необходимой доплаты. Если он дает такое согласие и вносит необходимую сумму – вопрос исчерпан. Если военнослужащий считает, что ему достаточно жилого помещения по размерам, определенным Законом, придется подыскивать ему варианты квартиры без доплаты. Размер суммы доплаты при этом не имеет значения.

В-четвертых. Предоставляемое жилое помещение должно быть безопасным для жизни и здоровья, соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, пригодным для проживания. Далеко не всегда эти проблемы очевидны и лежат на поверхности. Иногда они имеют свойства проявляться после заселения квартиры или зимой в морозы. В данном случае, инициатива доказывания неблагоприятных обстоятельств должна исходить от получателя этого жилого помещения. Не всегда это бывает просто и одним предложением возможные выходы из ситуации не описать. Все очень индивидуально. К примеру, нельзя принуждать к заключению договора на временное поселение в жилое помещение, при том, что коммуникации, в т.ч. газ, вода, электричество не подключены. Если дом или его часть, к примеру козырек над подъездом, дали трещину, - это уже угроза жизни. Повышенная влажность, шум и пр., - все это может быть основанием для отказа в заключении договора социального найма жилого помещения. Но кроме своих соображений и эмоций лучше обзавестись результатами экспертиз или осмотров.

В-пятых. Для сбора документов с целью подтверждения военнослужащим своего право на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в соответствие с ведомственными нормативными актами (приказ МО РФ 1280) отводится определенное время. Если ранее эти сроки по разным причинам могли не соблюдаться, то с вступлением в законную силу поправок к законодательным актам отслеживать их будут строже, и скорее всего в одностороннем порядке, т.е. в отношении военнослужащих. Превышение сроков для предоставления требуемых документов может повлечь увольнение с военной службы с исключением из списков личного состава воинской части, но оставлением в числе нуждающихся в получении жилого помещения.

Однако, не всегда реально уложиться в установленные сроки. И если объективным причинам есть не только объяснение, но и письменное подтверждение (копии запросов, конверты с почтовыми штемпелями, ответы и пр.), прикладываемое к ходатайству о предоставлении дополнительного времени на сбор документов, то шансов не потерять раньше времени статус военнослужащего увеличивается.

Очень часто попадают в такие ситуации военнослужащие, которые только после получения извещения о распределении им квартиры начинают процедуру признания, к примеру внука, членом своей семьи. Теперь это следует делать заблаговременно, поскольку кто-то может не посчитать это уважительной причиной и дать отмашку на досрочное увольнение в запас (отставку) с военной службы.

Пока трудно достоверно предположить, какие еще можно ждать неприятности от должностных лиц и специалистов министерства, управлений жилищного обеспечения в процессе обретения жилья военнослужащими и членами их семей. Это покажет практика. Но если вы столкнетесь с тем, о чем говорилось выше, постоять за себя уже сумеете.