Нужно ли делать байпас в системе отопления. Для чего нужен этот необычный прибор? Байпас на отопление: что это такое, установка устройства

В современном строительстве при обустройстве отопительных систем обязательно используется байпас. Данный элемент существенно упрощает обслуживание и ремонт любых элементов системы отопления, а также оказывает положительное влияние на эффективность и экономичность отопления. В данной статье речь пойдет о том, как правильно установить байпас в системе отопления.

Устройство байпаса

Байпас – это обводная часть трубопровода, которая обеспечивает продвижение теплоносителя по траектории, минующей определенный участок магистрали. Один край обвода подключается к подающему патрубку, а второй – к обратному. На байпасе обычно устанавливаются различные элементы отопительной системы, например, насосы.

В точке соединения байпаса и входного патрубка устройства, которое необходимо обойти, монтируется запорная арматура. Ее наличие дает возможность направить ток жидкости параллельно самому прибору и регулировать интенсивность подачи теплоносителя. На обратном патрубке тоже устанавливается кран, который позволяет исключить участок трубопровода из системы без необходимости ее остановки.

Виды байпасов для отопления

При монтаже байпаса запорная арматура устанавливается не только на патрубках подключаемого устройства, но и на самом байпасе. Тип используемой арматуры позволяет классифицировать несколько видов байпасов, каждый из которых подходит для определенных условий эксплуатации.

Существуют следующие виды байпасов:

  • Нерегулируемые;
  • С ручным управлением;
  • Автоматические.


Характеристики устройств с разным типом запорной арматуры имеют существенные отличия, поэтому перед тем, как установить байпас в систему отопления, нужно внимательно рассмотреть каждую разновидность.

Нерегулируемый байпас

Устройство нерегулируемых байпасов представляет собой простую трубу, не имеющую какого-либо оборудования. Труба постоянно находится в открытом состоянии, и жидкость по ней перемещается произвольно, то есть, возможность влиять на интенсивность тока воды отсутствует. Нерегулируемые обводные трубы чаще всего используются для подключения отопительных приборов.

Проектируя отопительную систему, нужно обязательно учитывать тот факт, что вода всегда двигается в первую очередь по тем участкам, где величина гидравлического сопротивления минимальна. В случае с байпасом это означает, что внутренний диаметр его вертикального участка должен быть меньше внутреннего сечения магистрального трубопровода. Если это требование не будет соблюдаться, то теплоноситель попросту будет тяготеть к байпасу.


При проектировании горизонтальной разводки отопления работают другие правила, которые нужно учитывать перед тем, как сделать байпас в систему отопления. Разогретый теплоноситель имеет пониженный удельный вес и всегда пытается двигаться вверх. Чтобы система могла работать нормально с учетом этого правила, диаметр нижней части байпаса должен совпадать с диаметром магистрали, а сечение патрубка, ведущего к радиатору, должно быть меньше.

Байпасы с ручной регулировкой

Байпасы, которые настраиваются вручную (ручные байпасы), оснащаются шаровыми кранами. Использование шаровых кранов обуславливается тем, что они совершенно не меняют пропускную способность трубопровода при переключении, поскольку гидравлическое сопротивление в системе не меняется. Это качество делает шаровый кран оптимальным вариантом для байпаса.


Запорная арматура такого типа позволяет регулировать объем жидкости, который проходит через обводящий участок. При закрытом кране теплоноситель в полном объеме двигается по основной магистрали. Эксплуатация шаровых кранов имеет один важный нюанс – их нужно регулярно поворачивать, даже если необходимость настройки системы отсутствует. Это связано с тем, что при длительном застое краны могут намертво прикипеть, и их придется менять. Иногда также устанавливают клапан подпитки системы отопления , который играет немалую роль.

Ручные байпасы в отопительных системах могут использоваться несколькими способами. Чаще всего их используют для подключения батарей к однотрубной магистрали, а также для обвязки циркуляционных насосов.

Автоматические байпасы

Байпасы с автоматической регулировкой обычно монтируются в обвязке насоса, установленного в системе с естественной циркуляцией теплоносителя. Подобные отопительные системы могут работать и самостоятельно, но благодаря насосу увеличивается скорость перемещения жидкости по контуру, что позволяет снизить тепловые потери и повысить эффективность отопления.

Наличие автоматического байпаса в обвязке насоса позволяет системе самостоятельно регулировать свою работу, т.е. вмешательство человека не требуется. Когда насос работает, теплоноситель проходит сквозь него, а обвод в это время перекрыт. При остановке насоса байпас открывается, и жидкость перемещается уже в нем, в то время как неподвижная крыльчатка насоса перекрывает ток теплоносителя.

Байпасы автоматического типа делятся на две разновидности:

  • Клапанные;
  • Инжекционные.

В конструкции первого типа устройств присутствует обратный шаровый клапан. Гидросопротивление клапана минимально, поэтому жидкость легко перемещается самостоятельно. Когда насос включен, теплоноситель начинает двигаться быстрее, переправляется в магистраль и расходится по двум направлениям.


Дальнейшее движение жидкости осуществляется без каких-либо препятствий, а обратный ток заблокирован клапаном. Принцип работы самого клапана предельно прост – гидравлическое давление со стороны выхода превышает давление на входе, поэтому шар тесно прижимается к седлу конструкции и не дает жидкости двигаться.

Клапанные байпасы довольно удобны и просты, но они очень требовательны к качеству воды, которой заполняется отопительная система. Если в воде содержатся различные примеси, вроде ржавчины или накипи, клапан очень быстро загрязняется и приходит в негодное состояние, вследствие чего его приходится менять.

Инжекционные байпасы – это устройства, по принципу работы аналогичные гидроэлеватору. В главной магистрали устанавливается насосный узел, который подключается к основному контуру при помощи труб меньшего диаметра. При такой схеме оба патрубка заводятся внутрь магистрального трубопровода.

Когда насос запускается, часть жидкости заходит в патрубок и пропускается через аппарат, многократно ускоряясь в процессе. На повышение скорости работает и выходной патрубок, который слегка заужен и визуально напоминает сопло, благодаря которому обеспечивается эффективная перекачка жидкости.


За выходным патрубком создается разрежение, за счет которого теплоноситель начинает высасываться из байпаса. Поток, двигающийся под давлением, тянет за собой всю жидкость, и она с заметным ускорением продолжает движение по основной магистрали. Данный эффект позволяет полностью предотвратить возможность обратного тока жидкости.

Описанная выше технология работает только при включенном насосе. Если же насосное оборудование отключено, то теплоноситель в полном объеме проходит через байпас под воздействием гравитационных сил.

Назначение байпаса

Главная функция любого байпаса заключается в возможности держать систему отопления в рабочем состоянии даже при поломке одного из ее элементов или отключении электроэнергии. Приборы, подключаемые посредством байпаса, без проблем отключаются от системы – для этого нужно лишь перекрыть оба крана, и теплоноситель пойдет по обводу.

Отопление благодаря байпасу может продолжать работу в любом случае, а поврежденные элементы можно ремонтировать, затрачивая на это любое количество времени. Надежность и удобство обслуживания отопительной системы при наличии байпаса многократно повышается.


В автономных отопительных контурах байпас используется для решения следующих задач:

  • Подключение отопительных приборов к однотрубной разводке;
  • Обвязка насосного оборудования;
  • Подключение распределительного коллектора водяного теплого пола;
  • Формирование малого циркуляционного контура при использовании твердотопливного отопительного оборудования.

Методика установки байпаса может разниться в зависимости от его назначения в конкретной отопительной системе.

Байпас для радиатора

В однотрубных отопительных системах батареи лучше всего подключать с использованием байпаса. Для двухтрубных контуров и коллекторных разводок обводы не нужны, поскольку все отопительные приборы подключаются параллельно, и в каждый из них поступает теплоноситель одинаковой температуры. Если одна из батарей выходит из строя, то ее всегда можно снять без отключения отопительной системы (разумеется, при наличии отсекающих кранов).


В системах с однотрубной разводкой батареи подключаются последовательно, поэтому теплоноситель в каждом последующем приборе остывает. Результат очевиден – дальние приборы получают гораздо меньше тепла, и ни о каком равномерном распределении тепловой энергии не может быть и речи.

Решить проблему позволяют байпасы. Контуры подачи и обратки соединяются перемычкой, которая обеспечивает независимое движение потоков. Горячий теплоноситель поступает прямо в радиатор, в то время как другая его часть проходит дальше и на выходе смешивается с остывшей водой из одного радиатора. Такая схема позволяет донести гораздо больше тепла до последующих отопительных приборов.

Подключение насоса через байпас

Циркуляционный насос целесообразно подключать через байпас только в тех системах, которые изначально были предназначены для естественной циркуляции, т.е. в них должен быть разгонный коллектор, соблюдены уклоны труб и правильно подобраны их диаметры. Насос в таких системах предназначен не для обеспечения их работы, а для повышения эффективности.

Для систем, которые еще на этапе проектирования были рассчитаны на принудительную циркуляцию, байпас попросту неактуален. Такие системы работают только за счет насоса, поэтому при его отключении циркуляция теплоносителя попросту прекращается. Байпас в данном случае не сможет решить проблему.


При подключении насоса посредством обводной линии появляется возможность противотока в байпасе. Кроме того, формируется замкнутый циркуляционный контур между насосом и самим байпасом. Чтобы такая схема могла нормально функционировать, обходное устройство обязательно должно оборудоваться шаровым краном или обратным клапаном.

Когда насос работает, устройство блокирует ток жидкости по трубе обвода. Клапан делает эту работу автоматически, а кран приходится настраивать вручную. При остановке насоса байпас открывается, что дает возможность теплоносителям из разных контуров смешиваться. Подобная схема неприменима в случае с инжекционными байпасами – они полностью устраняют возможность обратного тока теплоносителя.

Для теплого пола

При обустройстве теплого пола обязательно нужно установить смесительный узел, в котором всегда встраивается обводной трубопровод. Байпас в данном случае будет использоваться для обеспечения нормальной работы теплого пола, и без этого элемента отопление не сможет функционировать.


Все дело в рабочей температуре, которая должна поддерживаться в теплых полах. Теплоноситель в подающем контуре может разогреваться до 80 градусов, но в теплом полу его температура не должна превышать 45 градусов. Доведение жидкости до нужной температуры осуществляется в смесительном узле, который пропускает только нужный объем горячей воды. Весь остальной поток направляется в байпас, где происходит соединение с теплоносителем из обратного контура, и возвращается в котел.

Для систем с твердотопливным котлом

При использовании в сочетании с твердотопливным отопительным оборудованием байпас позволяет сформировать малый циркуляционный контур. Для этого обводная труба устанавливается на подачу, где имеется разогретый до предела теплоноситель, и подключается к трехходовому клапану, расположенному на противоположной стороне конструкции.

Благодаря клапану осуществляется смешивание горячей воды из байпаса и холодной, поступающей из обратного контура. В результате к котлу для последующего цикла нагрева возвращается теплоноситель, температура которого превышает 50 градусов.


Необходимость возврата теплой жидкости в котел обуславливается тем, что в ином случае на металлических стенках топочной камеры будет появляться конденсат, который спровоцирует возникновение коррозии и станет причиной повреждения агрегата. Если же дополнить систему байпасом, то этих проблем можно с легкостью избежать.

Установка байпаса

Включение байпаса в разные типы систем имеет свои нюансы, поэтому перед тем, как сделать байпас на отопление, необходимо в этих моментах разобраться.

Например, при подключении радиаторов через байпас должны соблюдаться следующие правила:

  • Внутреннее сечение обвода должно быть на один шаг меньше, чем диаметр магистральной трубы;
  • Устанавливать байпас нужно на минимальном удалении от радиатора;
  • При использовании в многоквартирных домах байпас нельзя оборудовать краном.

Монтаж байпаса системы отопления может выполняться как при обустройстве новой системы, так и при ремонте уже имеющейся конструкции. В последнем случае перед работой нужно подготовить набор патрубков подходящего диаметра, два тройника и запорная арматура.


Входной патрубок конструкции оснащается одним из следующих устройств:

  • Шаровой кран, который имеет минимальное гидравлическое сопротивление и полностью пропускает поток теплоносителя;
  • Вентиль, позволяющий настраивать интенсивность тока жидкости вручную;
  • Комбинацией шарового крана и автоматического терморегулятора – такое сочетание может настраивать работу системы автоматически.

Выходной патрубок всегда оснащается шаровым или запорным краном. Для соединения отдельных элементов может использовать сварка или резьба. Независимо от типа соединения, оно должно быть герметичным. Перед вводом системы в эксплуатацию нужно проверить ее на предмет герметичности.


Байпас с насосом в системе отопления устанавливаются с учетом следующих пунктов:

  1. Байпас, на который планируется устанавливать насос, обычно представляет собой часть магистрали. Внутренний диаметр байпаса должен быть достаточно большим, чтобы в системе обеспечивалась нормальная естественная циркуляция. Насос монтируется на отдельной трубе, внутреннее сечение которой может быть меньше диаметра магистрального трубопровода.
  2. Чтобы упростить себе работу, лучше всего заранее купить собранный насосный узел с необходимыми параметрами. Установить такую конструкцию очень просто, поскольку на ней уже правильно собраны все элементы, а соединения достаточно надежны.
  3. При самостоятельном монтаже насос должен располагаться таким образом, чтобы ось крыльчатки была горизонтальной. Поверхность с клеммами, к которым подводится питание, должна быть направлена вверх – во-первых, это упростит доступ к контактам, а во-вторых, исключит вероятность попадания жидкости на контакты при нарушении герметичности системы.
  4. Участок с байпасом обязательно оснащается обратным клапаном или шаровым краном, которые предотвращают ток теплоносителя в обратную сторону – это оптимизирует работу системы. Разумеется, перед тем, как установить байпас, нужно приобрести все комплектующие.

Перед тем, как установить байпас с обратным клапаном для циркуляционного насоса, нужно хорошо продумать конструкцию будущей системы и учесть все возможные нюансы.

Заключение

Байпас – это простая конструкция, позволяющая решать широкий спектр задач. Наличие данного элемента в отопительной системе позволяет сделать все ее элементы независимыми друг от друга, что очень полезно при настройке и обслуживании. Знание того, как правильно сделать байпас на отопление, позволит создать надежную и эффективную конструкцию.


Байпас (шунт) для системы отопления - это элемент трубопровода, который монтируется параллельно радиатору или циркуляционному насосу (ЦН) для прохождения теплоносителя (ТН) в обход отопительного прибора.

Описание

Изготавливается в двух вариантах:

  • В виде перемычки из трубы, которая соединяет подачу и обратку перед прибором отопления.
  • Как элемент узла подключения радиаторов с нижней подводкой, выполненный в одном корпусе с подающим и отводящим патрубком.

Дополнительно может оснащаться запорно-регулировочной арматурой:

  • шаровым краном для перекрытия;
  • трехходовым краном для распределения потока ТН между шунтом и батареей;
  • обратным клапаном для пропуска ТН по шунту только в одном направлении.

Устройство предназначено:

  • для сохранения общей циркуляции теплоносителя при выходе из строя батареи или ЦН;
  • для регулирования потоков ТН через батарею и шунт (для балансировки теплового режима).

Применение в батареях с однотрубной системой

В такой системе все отопительные приборы крепятся последовательно: выход одной батареи соединяется со входом другой. Однотрубная система имеет ряд недостатков:

  • К последней батарее в цепочке ТН подходит уже охлажденным.
  • При выходе из строя одной батареи циркуляция ТН прекращается.

Для устранения этих недостатков однотрубную систему оборудуют шунтирующими перемычками, соединяющими подачу и обратку:

  • К последним батареям подходит часть нагретого ТН, который прошел через перемычки.
  • При выходе из строя батареи или ее отключении отсечными кранами ТН циркулирует в обход по перемычке.

Применение в двухтрубной системе

В двухтрубной системе все батареи подключены параллельно к стоякам подачи и обратки .

Выход из строя одного радиатора не сказывается на работоспособности других, поэтому байпас не применяется в двухтрубной системе: его установка параллельно прибору отопления равносильна перемычке между подачей и обраткой, что ухудшает циркуляцию и температурный режим.

Разновидности байпасов

Существует несколько разновидностей байпасов для использования в отопительных системах.

Нерегулируемый

Выполняется в виде шунтирующей перемычки-обвода . Запорно-регулирующая арматура (кран или обратный клапан) на перемычке отсутствует.

Принцип действия

  • Часть горячего ТН, прошедшая через обвод, подмешивается к потоку на выходе батареи и повышает температуру ТН , поступающего на вход следующей батареи.
  • При выходе из строя отопительного прибора поток ТН идет в обход батареи, сохраняя циркуляцию.

Особенности

  • При вертикальной разводке диаметр обвода на шаг меньше диаметра подводящих труб.
  • При горизонтальной разводке обвод по диаметру совпадает с подающей трубой, а диаметр отводов вверх по батарее на шаг меньше (нагретый ТН стремится вверх).
  • Устанавливают по возможности ближе к батарее (рядом с отсечными кранами).

Управляемый вручную: что это такое

Для ручного регулирования потока ТН через байпас на нем устанавливается либо шаровой кран для перекрытия, либо трехходовой кран в месте пересечения обвода и подающей трубы к радиатору.

Принцип действия

Трехходовой кран имеет три положения:

  1. перекрывает обвод и направляет весь поток ТН в радиатор;
  2. перекрывает подвод к радиатору и открывает обвод для потока ТН (положение для ремонта или замены радиатора);
  3. открывает для ТН оба пути: к батарее и по обводу.

Особенности

  • Кран на байпасе рядом с батареей устанавливают обычно с целью перекрытия перемычки при плохо греющем радиаторе. Но такое решение технически неграмотно — поток через обвод приблизительно равен потоку через одну секцию радиатора, поэтому значительного повышения температуры батареи не произойдет.
  • В частном доме шаровой кран устанавливают параллельно с ЦН на трубе обратки. Кран закрыт при работе насоса, и открывается вручную при выходе насоса из строя или при его замене для восстановления циркуляции.

Внимание! В многоквартирном доме с однотрубной системой кран на радиаторном байпасе устанавливать запрещено . Он может привести к нарушению циркуляции и пониженной температуре теплоносителя, поступающего в соседние квартиры.

Вам также будет интересно:

Автоматический, как работает с насосом

Устанавливается параллельно с ЦН . На шунтирующей трубе монтируется обратный клапан для автоматического восстановления циркуляции через обвод при остановке ЦН.

Принцип действия

Байпас с дифференциальным (шариковым) клапаном устанавливают параллельно с ЦН на вертикальной трубе подачи теплоносителя от котла .

При работе насоса часть потока прижимает резиновый шарик к воронке и закрывает проход ТН по шунтирующему трубопроводу.

При выключении насоса шарик поднимается под давлением потока ТН по трубе подачи и открывает проход для ТН по байпасу.

Байпас с лепестковым обратным клапаном устанавливают параллельно насосу на горизонтальной трубе обратки (в гравитационной системе). Шторка (лепесток) клапана прижимается к уплотнителю под действием потока от насоса, закрывая байпас. При остановке насоса лепесток отходит от уплотнителя (открывается) под действием гидравлического давления обратки, восстанавливая циркуляцию.

Важно! Требуется периодически проверять работоспособность обратного клапана , чтобы он не забился отложениями и грязью.

Обратный клапан обычно монтируют на основной трубе (подачи или обратки). Отводы от основной трубы к ЦН делают на два размера меньше в диаметре.

Варианты использования

Байпасы имеют несколько назначений.

Регулировка температуры в радиаторе

Для регулирования температуры в системе с байпасом на отопительный прибор (после отсечного крана) устанавливают элементы:

  • Регулировочный вентиль для ручного изменения температуры. При повороте ручки изменяется площадь проходного отверстия в вентиле. Соответственно меняется и количество ТН, поступающего в отопительный прибор и его температура.
  • Клапан с термоголовкой для автоматического изменения температуры. Регулятором задается положение, соответствующее желаемой температуре. Чтобы повысить температуру, клапан переводится в положение «открыто», и пропускает ТН для нагрева отопительного прибора. В противном случае клапан переводят в положение «закрыто», чтобы отопительный прибор охладился.

Оба элемента регулируют поток теплоносителя через отопительный прибор , направляя его избыток в обход радиатора через шунтирующую перемычку.

Работа без электроснабжения

Если гравитационная система отопления оборудована ЦН с байпасом, то при отключении электроэнергии циркуляция ТН продолжается через обвод . При обратном клапане на байпасе это происходит автоматически, шаровой кран требуется открыть вручную.

Внимание! Если шаровой кран не открыть вовремя при остановке насоса (в то время как твердотопливный котел будет работать), то это может привести к нарушению циркуляции и повреждению котельного оборудования.

Поэтому для ЦН устанавливают источник бесперебойного питания со временем автономной работы в 5—10 минут . Этого достаточно, чтобы успеть открыть кран после отключения электроснабжения.

Усовершенствование однотрубной системы

Для комплексной модернизации однотрубной системы применяют технические решения:

  1. Оборудуют каждый радиатор в доме шунтирующей перемычкой и клапаном с термоголовкой для равномерного нагрева всех отопительных приборов.
  2. Каждый стояк после последней батареи оборудуют специальным термостатическим регулятором с выносным термодатчиком. Когда регуляторы на батареях по стояку закрыты, температура обратки выше расчетной. Чтобы напрасно не расходовать нагретый ТН, термостатический регулятор перекрывает стояк. Это позволяет сбалансировать все стояки в доме по расходу ТН в зависимости от температуры.

В результате комплексной модернизации реальный расход ТН может уменьшиться с 500 литров в час до 100 литров в час при сохранении комфортной температуры.

Выбор байпаса для отопления

  • Радиатор в однотрубной системе рекомендуется шунтировать перемычкой в виде отрезка трубы между подводом и отводом к радиатору.
  • ЦН, устанавливаемый вертикально на подачу от котла, шунтируется автоматическим байпасом с дифференциальным (шариковым) клапаном на подающей трубе. Основной производитель дифференциальных клапанов — Invena (Польша).
  • ЦН, устанавливаемый горизонтально на обратку, шунтируют байпасом с шаровым краном или с обратным лепестковым клапаном.

Примерная стоимость

Ориентировочная цена элементов прибора:

  • дифференциальный (шариковый) клапан 1+14" Invena ZZ-10-025 500 руб;
  • горизонтальный лепестковый клапан Itap 1+14" 825 руб;
  • шаровой кран 1+14" 950 руб.

Как правильно сделать установку своими руками

Из материалов потребуется:

  • сгон 1+14" 200 мм в сборе с муфтой и контргайкой — 1 шт. ;
  • резьбовые отводы 34" 2 шт.;
  • шаровой кран 34" 2 шт.;
  • грязевик 34" 1 шт.;
  • уголки 34" 2 шт.;
  • циркуляционный насос 34" 1 шт.;
  • шаровой кран 1+14" 1 шт.;

Байпас и необходимость его монтажа при организации однотрубной или двухтрубной систем отопления обусловлены улучшением качества обогрева помещений в частном доме или квартире многоэтажки. Для чего нужен байпас: это металлическая или пластиковая труба в виде перемычки, обходящая тот или иной отопительный прибор. Сама установка байпаса создает варианты по перенаправлению теплоносителя в обход заменяемых или ремонтируемых устройств без отключения отопления в доме. Перемычка из отрезка трубы для перенаправления жидкости в обход конструируется неуправляемым (открытым), с клапаном, или автоматическим.

Устройство может обслуживать разные механизмы — насос системы отопления, манометр, радиатор, коллектор, трубопровод «теплый пол», и т.д. Особенно важен обход для бесперебойной работы насоса – при правильном уклоне труб принцип работы естественной циркуляции на время заменит ремонтируемый насос, и отопление не будет отключено. Важно обвязать трубной перемычкой радиаторы, особенно в однотрубной схеме, а при включении в схему клапанов перепускных байпасный вентиль просто необходим. И последнее применение устройства – работа в коллекторном узле двухтрубных схем при смешении подачи и обратки на входе или выходе в котел.

Перемычка может устанавливаться в трубопроводах металлопластиковых, полипропиленовых, стальных, чугунных, латунных или медных. Устройство можно купить или сделать своими руками, но металлические стальные трубы использовать нежелательно, так как они ржавеют и засоряют теплоноситель. Оптимальный вариант – отопление и байпас из полипропилена: схема такого трубопровода будет работать надежно и долго.

Для чего нужен байпас и как он работает

Однотрубная схема разводки отопления до сих пор имеет спрос в индивидуальном строительстве, но и в старых многоэтажных домах такое решение применялось часто, поэтому установка обходной трубы считалась вариантом не обсуждаемым и необходимым.

Целевое назначение:

  1. Обеспечение бесперебойной работы отдельных узлов системы отопления без отключения тепла. Ремонт или замена механизмов, оборудования и отдельных элементов в системе отопления облегчается тем, что входные и выходные запорные вентили (подача и обратка) теплоносителя перекрываются, а рабочая жидкость перенаправляется по перемычке-трубе, в результате чего можно беспроблемно демонтировать сломанный узел или отремонтировать его. Вот зачем нужен байпас в системе отопления, но это не единственное предназначение байпаса;
  2. Функционирование однотрубной отопительной системы можно усовершенствовать, так как она имеет существенный недостаток: температура от нагретого теплоносителя неравномерно распределяется по радиаторам из-за последовательной схемы их подключения. Таким образом, в самом последнем радиаторе температура всегда будет самой низкой. Для получения одинаковой температуры на всех батареях устанавливают байпас перед каждым обогревательным прибором – радиатором, батареей или регистром. Здесь назначение байпаса состоит в том, что некоторый объем носителя направляется в обход секций радиаторов, и горячим попадает даже в самую дальнюю батарею. При этом диаметр трубной перемычки в однотрубной системе отопления должен быть равным или меньше диаметра труб основной схемы;
  3. Поддерживать работу систем отопления при аварийном отключения электричества, так как циркуляционный насос не функционирует, а наличие обвода сделает передвижение теплоносителя бесперебойным.

Важно: Домовладельцы часто задаются вопросом, а нужен ли байпас в двухтрубной системе духтрубной отопления? При такой схеме движения рабочей жидкости байпас после закрывания вентиля будет перенаправлять теплоноситель на те участки, которые больше других теряют тепло.

Классификация устройств

Байпасы разделяются по типу запорной арматуры и по функциональному назначению. По разновидностям запорных устройств в схеме разных систем отопления обводы бывают:

  1. Включение в систему с запорным вентилем, который вручную открывается или закрывается в нужный момент. Вентиль, который может быть трехходовым или шаровым, рекомендуется врезать по центру трубы;
  2. Перемычка с клапаном – автоматическое устройство, работающее автономно и не требующее постороннего вмешательства. Автоматический отопительный клапан — это резиновый или силиконовый непотопляемый шар. Такой байпасный клапан работает только совместно с насосом: при включении электродвигателя клапан под давлением рабочей жидкости открывается, при выключении насоса – закрывается, останавливая перемещение теплоносителя.

Важно: чтобы установить байпас с автоматическим клапаном в систему отопления полипропиленовых труб, необходимо следить за происхождением рабочей жидкости: она должна быть абсолютно чистой, без накипи, мусора, ржавчины, и т.д. Любые твердые частицы могут деформировать шар, и клапан будет пропускать жидкость.

По функциональному предназначению байпасы классифицируются, как:

  1. Радиаторная перемычка, расположенная на входе в радиатор для планового или аварийного отключения прибора без остановки отопления;
  2. Байпас насосный: устанавливается одновременно с насосом для отключения или изменения режима его функционирования. Если обводная труба установлена правильно, то выход насоса из строя невозможен;

Установка байпаса – условия и способы

Чтобы установить обходную трубу байпаса в систему отопления полипропиленовых труб правильно, соблюдайте следующие рекомендации:

  1. Диаметр обходной трубы берется меньшим, чем диаметр трубопровода;
  2. Перемычка должна располагаться как можно дальше от основного стояка и как можно ближе к обслуживаемому устройству;
  3. Байпас монтируется в горизонтальном положении во избежание появления воздушных пробок;
  4. Устанавливать байпасный отрезок трубы можно только после слива теплоносителя.

Первый способ монтажа перемычки для радиатора – сварной. Включение полипропилена в систему отопления обеспечивает максимальную надежность схемы, но стальные трубы тоже можно использовать, правда, с меньшей эффективностью. ПВХ или металлические трубы для байпаса сверлятся в нужном месте, в отверстие вставляется труба перемычки, стык обваривается. В месте былого подключения радиатора устанавливается шаровый кран. Последний этап – установка радиатора на новое место, фиксация прибора и подключение его к отоплению.

Второй способ — муфтовый. Радиатор также демонтируется, перемычка крепится на месте при помощи заводских муфт, на краях байпаса врезается запорная арматура. Точно так же радиатор крепится и подключается в схему на новом месте.

Байпас в системе «теплый пол»

О том, как правильно установить байпас в схему «теплый пол», нужно рассказать более подробно, так как температура теплоносителя при таком решении не должна быть более 45 °С. Монтаж теплого пола предусматривает установку коллектора, а обводная перемычка на нем выполняет роль обходного отрезка отопительной трассы и узла смешения.

Смесительный узел в коллекторе – это трехходовой клапан с термодатчиком. Клапан делит поток теплоносителя на две части, одну из которых он направляет в трубы устройства «теплый пол», а вторую – через параллельную магистраль. При этом происходит смешение подачи и обратки, после чего рабочая жидкость поступает обратно рубашку котла.

Перед тем, как сделать байпас по малому контуру, нужно понимать, что перемычка через трехходовой клапан будет соединять подачу и обратку, то есть, коллектор должен быть обязательно включен в схему теплых полов. Работает байпас в такой схеме следующим образом: после запуска котла трехходовой перекрывает поступление холодной рабочей жидкости из теплотрассы в теплогенератор.

После того, как теплоноситель нагреется до заданной температуры (45-50°С), автоматический клапан откроется и пропустит некоторое количество горячего теплоносителя в трубу обратки. Такой прием позволяет избежать накопление конденсата в камере горения и на поверхности рубашки котла.

Металлический или ПВХ отрезок обводной трубы необходим в любой схеме отопления, так как его использование представляет собой экономичный вариант распределения тепла с высоким КПД при экономии твердого, газового, жидкого или электрического энергоносителя. Проще говоря, объем теплоносителя, который подается на радиаторы и другие приборы и устройства, при установке байпаса сокращается, не нарушая нормы расчета теплоотдачи как отдельных элементов системы, так и всей конструкции.

Отопление и вентиляция

Байпас в системе отопления - что это такое, и для чего он нужен

От автора: здравствуйте, дорогие друзья! Если вы впервые занялись обустройством отопления и начали искать информацию по этому поводу, то уже убедились, что существует множество неизвестных ранее нюансов, которые необходимо учесть. Например, некоторые не могут сразу разобраться с тем, какие именно элементы конструкции необходимо устанавливать.

Источник: https://kermi.center

Конечно, с основными составляющими все понятно: , трубы, радиаторы - все это в той или иной степени вам знакомо. А вот по поводу других элементов могут возникнуть вопросы. К примеру, байпас в системе отопления что это такое? Зачем его устанавливать и как это сделать? Ответы на эти вопросы вы найдете в сегодняшней статье.

Что такое байпас

Байпасный обвод - это элемент системы отопления, который значительно облегчает процесс эксплуатации и обслуживания трубопровода. Он представляет собой отрезок трубы, который закрепляется таким образом, чтобы у теплоносителя был дополнительный маршрут для тока.

Как правило, байпасы размещаются в тех местах, где подключено какое-либо оборудование: радиаторы, котлы, насосы и так далее. При этом на отделяемое изделие устанавливаются запорные вентили. При их перекрытии теплоноситель вынужденно пойдет по альтернативному пути - через байпасный обвод.

Для чего нужен дополнительный маршрут? Тут стоит сразу сказать, что подобные обходные пути предусматриваются на однотрубной системе отопления. Принцип работы этой схемы заключается в том, что радиаторы подключаются к контуру последовательно, друг за другом. Теплоноситель, выходя из котла, должен пройти через каждый из них, чтобы дойти до самого последнего, и уже оттуда вернуться в нагревательный бак.

Но представьте, что на каком-то участке такого трубопровода возникла неполадка. Например, потекло место соединения одного из радиаторов с подающей трубой. Понятно, что самое естественное действие в такой ситуации - отключить от системы вышедшее из строя оборудование и произвести его ремонт.

Но проблема в том, что при последовательном перекрытие подачи воды в один из них автоматически отключает и все остальные, расположенные далее по контуру. И хорошо еще, если дело происходит в относительно теплое время года.

А вот посреди зимы подобные ситуации чреваты не только легким дискомфортом для проживающих в доме людей. Теплоноситель в остановленной системе отопления в условиях окружающей отрицательной температуры сначала остынет, а затем замерзнет.

Как все вы знаете, при превращении в лед вода расширяется. Поскольку это будет происходить внутри труб, эти элементы системы могут деформироваться, особенно в местах соединений. В итоге при повторном запуске отопления вы можете получить прорыв трубопровода и полное нарушение работоспособности отопления.

Понятно, что подобные ситуации лучше предотвратить, чем исправлять. И вот тут в дело вступает байпас, который может стать настоящим спасением. При отключении одного из радиаторов теплоноситель просто пойдет по байпасному обводу. Тем самым ток воды в системе не будет прекращен. А значит, и описанных выше последствий можно не бояться.

Впрочем, обходной путь может пригодиться не только при вынужденном ремонте. Иногда бывает так, что батареи отопления чрезмерно горячи. Это частая ситуация во многоквартирных домах, поскольку централизованная система не может подстроиться под каждую оттепель. В результате в квартире становится очень жарко.

Тут-то и пригождается возможность перекрыть один из радиаторов. Во-первых, при использовании байпаса, как уже говорилось выше, не будет нанесено ущерба другим батареям. Во-вторых, не будет факторов, повышающих давление внутри системы, поскольку ток теплоносителя не нарушится.

В общем, от установки байпаса сплошные плюсы. Но немаловажно знать подробно, какие бывают разновидности этого элемента, и как производится их установка в систему отопления.

Разновидности байпасов

По своей функциональности все байпасные обводы делятся на три разновидности:

  • нерегулируемые;
  • регулируемые посредством ручного управления;
  • регулируемые автоматически.

Все типы отличаются друг от друга как конструкцией, так и принципом работы.

Нерегулируемый байпас

Самый простой вариант - это нерегулируемый байпасный обвод. Он представляет собой просто отрезок трубы, вмонтированный в трубопровод, без каких-либо дополнительных регулирующих элементов. Проход теплоносителя по этому участку никак не управляется. Как правило, такой метод обустройства обводящего маршрута применяется совместно с подключением радиаторов к системе отопления.

Байпас может быть установлен как в вертикальном, так и в горизонтальном положении. При монтаже очень важно учитывать фактор гидравлического сопротивления. В каком пути оно ниже, по тому маршруту и пойдет жидкость. Отсюда следуют следующие правила:

  • если байпасный обвод установлен вертикально, то его диаметр должен быть меньше, чем у главной трубы. В противном случае теплоноситель всегда будет циркулировать именно по байпасу, игнорируя радиатор отопления;
  • если байпасный обвод имеет горизонтальное расположение, то диаметр этого отрезка трубы должен быть таким же, что и у главной магистрали. Но при этом патрубок, который отходит к батарее отопления, должен иметь меньший диаметр. Это связано с тем, что горячий теплоноситель упорно стремится пойти вверх, в соответствии с законами физики.

Регулируемый байпас с ручным управлением

Регулируемый вручную байпасный обвод представляет собой все ту же трубу, но в этом случае на ней установлен запорный шаровый кран. В открытом режиме такой байпас не оказывает влияния на диаметр внутреннего просвета магистрали. Следовательно, не создается и излишнего гидравлического сопротивления току теплоносителя. Поэтому такой вариант обводящего маршрута является оптимальным.

Кроме того, применение шарового крана дает возможность регулировать объем нагретой воды, проходящей по обходному пути. Вентиль можно закрыть либо полностью, либо частично. При абсолютно перекрытом шаровом кране весь поток теплоносителя устремляется в радиатор, и наоборот.

При принятии решения об установке байпасного обвода с ручной регулировкой необходимо учесть два момента:

  • монтаж такого элемента можно производить только в автономной , то есть в частном доме. Дело в том, что такая система может перекрыть ток теплоносителя не только в конкретном помещении, но и у соседей, если речь идет о многоквартирном здании с централизованным отоплением. Поэтому у жильцов просто не должно быть возможности этого сделать, то есть устанавливать шаровый кран на байпасный обвод в данном случае запрещено;
  • шаровые краны имеют свойство забиваться накипью и различными отложениями. Это происходит в том случае, когда оборудование не используется в течение длительного времени. Результатом станет нарушение работоспособности изделия - в тот момент, когда вам понадобится перекрыть или открыть ток теплоносителя, вы просто не сможете это сделать. Чтобы подобной ситуации не возникало, шаровый кран необходимо периодически шевелить - то есть закрывать и открывать. Это поможет сохранить работоспособность оборудования на должном уровне.

Байпасный обвод с ручным управлением может устанавливаться как рядом с радиаторами, так и в качестве элемента обвязки циркуляционного насоса. Но не забывайте, что оба варианта допустимы лишь при использовании в частном доме.

Автоматически регулируемый байпас

Автоматический байпасный обвод устанавливается в качестве элемента обвязки циркуляционного насоса. Тут следует сразу прояснить вот какой момент. Циркуляция теплоносителя в системе отопления может осуществляться двумя методами:

  • естественный. Движение теплоносителя от котла по магистрали осуществляется за счет гравитационных сил, а также разницы в плотности горячей и холодной воды. Принцип работы таков: трубопровод монтируется под небольшим уклоном в сторону радиаторов. Это помогает теплоносителю добраться до цели за счет обычной гравитации. Далее в радиаторах жидкость остывает, уходит обратно в котел и за счет более высокой плотности вытесняет оттуда порцию нагретой воды соответствующего объема. У такой системы есть несколько недостатков. Например, скорость тока теплоносителя не слишком высока, поскольку давление в системе невелико. Поэтому жидкость, доходя до последнего радиатора отопления, успевает изрядно остыть. Это приводит к неравномерному прогреву помещений в доме - чем дальше от котла находится комната, тем холоднее в ней будут батареи. Кроме того, длина отопительного контура в данном случае ограничена примерно тридцатью метрами, а количество установленных на него батарей - пятью штуками. Подобное ограничение вызвано все той же низкой скоростью. В случае большей длины контура теплоноситель дойдет до крайней точки маршрута, будучи уже совершенно остывшим. Этот недостаток делает естественную систему циркуляции не самым лучшим вариантом обустройства системы отопления;
  • принудительный. В данном случае за движение теплоносителя отвечает циркуляционный насос, который гонит нагревшуюся жидкость в магистраль под определенным давлением. Естественно, такой подход дает куда лучший эффект, чем в случае с естественным методом. Скорость потока находится на высоком уровне, благодаря чему теплоноситель успевает обойти весь контур без особых теплопотерь. Поэтому все комнаты в доме прогреваются абсолютно одинаково, особенно при лучевой схеме разводки - более подробно о ней вы можете узнать из других статей на нашем строительном портале. Кроме того, благодаря высокому уровню давления в магистрали длина контура и количество радиаторов ничем не ограничены. Если, например, система с естественной циркуляцией справится только с домом очень небольших размеров, то принудительный метод помогает отапливать здания любой площади. Все зависит только от мощности циркуляционного насоса.

Как вы понимаете, принудительная система циркуляции является оптимальной. Но тут есть подвох. Для работы циркуляционного насоса необходима бесперебойная подача электроэнергии. Если в доме внезапно отключается электричество - а подобное, согласитесь, случается не так уж редко, особенно в небольших поселках - то оборудование просто прекращает действовать. Соответственно, останавливается работа и всей отопительной системы.

Конечно, для оперативного решения подобных ситуаций можно заранее приобрести и подключить резервный генератор. Но все мы знаем про законы подлости - оборудование может не сработать в самый ответственный момент. Да и мощности его может не хватить надолго, а ведь кто знает, сколько времени займет ремонт линии электропередачи.

Вот на такие случаи и необходимо предусмотреть обходной маршрут для теплоносителя, чтобы система циркуляции автоматически переключалась с принудительной на естественную. Именно в этом состоит назначение данной разновидности байпаса.

Когда насос работает, байпасный обвод перекрыт, поэтому теплоноситель идет через циркуляционное оборудование. В случае прекращения подачи электроэнергии подающее устройство останавливается, и жидкость устремляется в отопительную магистраль по обходному маршруту.

Роль байпаса в системе теплых полов

Если вы решили установить в доме систему водяных теплых полов, то без байпасного обвода не обойтись. он является обязательным элементом смесительного узла.

Дело в том, что нагрев теплоносителя в отопительном баке происходит до достижения температуры около 80 градусов. Если настолько горячая жидкость пойдет в пол, вы просто не сможете по нему ходить, поскольку он будет обжигать. Соответственно, необходимо как-то регулировать температурный показатель.

Здесь на помощь приходит трехходовой клапан. Он отделяет количество теплоносителя, необходимое для прогрева системы теплого пола до 45 градусов, не более. Остальная жидкость уходит по байпасному отводу. При этом в нее подмешивается уже охлажденная вода, и все это дело дружно возвращается в котел для дальнейшего подогрева.

Монтаж байпасного обвода

С чисто технической стороны монтаж байпаса осуществляется так же, как и присоединение любого другого участка трубы. Это зависит от того, из какого материала сделан трубопровод. Например, в случае с металлопластиком или полипропиленовыми трубами установка осуществляется с помощью фитингов - в первом случае они либо скручиваются друг с другом, либо прессуются, во втором - припаиваются. Если же речь идет о стальных трубах, то работы происходят с применением сварочного аппарата.

При установке необходимо соблюдать несколько требований. О каждом о них уже упоминалось выше, но лучше свести все в одну систему:

  • диаметр байпаса должен быть меньше, чем диаметр основной магистрали отопления;
  • байпасный обвод устанавливается максимально близко к батарее отопления;
  • во многоквартирных домах устанавливать на байпас запорные краны строго запрещено, в этой ситуации возможен монтаж только нерегулируемого обвода.

Для процедуры монтажа вам понадобятся фитинги-тройники, патрубки и запорные краны (если предусмотрен их монтаж). На входном патрубке ставится либо шаровой кран, либо вентиль, либо сочетание шарового и автоматического устройства. На выходной патрубок монтируется запорное устройство - кран или вентиль.

В процессе сборки важно полностью исключить возможность протечки. Необходим полный контроль над герметизацией стыков. Если монтаж производится с помощью резьбовых соединений, то уплотните их с помощью ФУМ-ленты. Для этого лучше применить метод сухой скрутки.

Сначала соединяете части фитинга, считая при этом, сколько оборотов получилось сделать. Затем раскручиваете соединение, наматываете на резьбу два слоя ФУМ-ленты и скручиваете обратно. При этом количество оборотов должно быть точно таким же, как и во время «примерки». Конечно, накручивание будет происходить более туго, но именно это вам и нужно. Подобный подход поможет обеспечить герметичность места соединения.

Дорогие друзья, теперь вы точно знаете, что такое байпас, и нужен ли он в вашей конкретной ситуации. Успехов вам в обустройстве системы отопления, и тепла вашему дому! До новых встреч!

Байпас – это кусок трубы идентичный отрезку магистрали, устанавливаемый в ключевых ее местах. Устанавливают его только в однотрубных контурах, обеспечивающих течение только по одному трубопроводу, который берет начало от котла и возле него заканчивается. При этом, вода сначала уходит от теплогенератора в направлении всех радиаторов дома, а затем, отдав им свое тепло, возвращается к нему.

Главным отличием двухтрубных систем от своих одноконтурных аналогов, является возможность разделения на отдельные потоки подаваемого и возвращающегося к котлу теплоносителя. Поэтому, для двухтрубной системы нет необходимости устанавливать байпас. А в случае с одним контуром, когда и подача и обратка нераздельны и идут одним потоком, он просто необходим.

Такая обводная конструкция монтируется на контурах из одной трубы, которая может идти в 2 плоскостях: вертикальной и горизонтальной. А значит, и байпас может устанавливать по-разному. Вертикальные контуры имеются в строениях высотой 2 и более этажа, горизонтальные – в частных одноэтажках и квартирах.

В зависимости от функций, которые возлагаются на такую обводную конструкцию, выбирается место ее установки: на насосе, который гонит теплоноситель по трубе или на отдельных радиаторах.

Независимо от места монтажа, обводной элемент обеспечивает непрерывность течения жидкости в трубопроводе независимо от исправности основных агрегатов. В отопительном контуре, байпас представляет собой запасной канал, по которому жидкость продолжает циркулировать в контуре, а значит, в нем не возникнут перепады и скачки давления.

Диаметр байпаса


В зависимости от места установки устройства – на батарее или насосе, необходимый диаметр обвода может варьироваться.

На насосе монтируется обвод меньшего или идентичного с основной трубой диаметра. Между этими вариантами нет принципиальной разницы так как его главная задача всего лишь поддерживать циркуляцию теплоносителя при внештатных ситуациях хотя бы самотеком, например, когда работающий от сети насос не получает питания вследствие временных перебоев с электроснабжением.

В этом случае, заузить сам контур невозможно, а диаметр патрубков отходящих от трубопровода не играет главной роли. При прекращении работы насоса, течение сквозь него теплоносителя полностью остановится, в связи с чем, при идентичных сечениях его трубы с магистралью, обводной элемент не поменяет направление течения воды. А в случае необходимости течения воды сквозь насос, достаточно просто перекрыть движение теплоносителя при помощи шарового крана на магистральном трубопроводе.

А вот в условиях монтажа байпаса прямо на батареях, его диметр играет главную роль, так как он должен оптимально сочетаться с другим оборудованием. Во-первых, по сравнению с патрубками, стыкующими радиаторы с основной магистралью, обвод должен быть на 1 размер меньше в диаметре. Во-вторых, сами отводы к радиаторам отопления требуются напорядок меньшего калибра, чем основная труба.

Таким образом, обеспечивается работа по следующей схеме:

  1. Теплоноситель протекает по контуру к месту установки на нем радиаторов.
  2. Встречая на своем пути разветвление между прямым течением в радиатор и обходной путь через байпас, вода будет течь по маршруту, на котором в данный момент будет наименьшее сопротивление.
  3. Некоторое количество воды будет течь , преодолевая сопротивление, не меняя своего первоначального вектора движения.

В случае совпадения диаметров выводных патрубков с диаметром обвода, в радиаторы не будет попадать достаточное количество воды и их теплоэффективность уменьшится. А если диаметр обвода превысит аналогичный показатель патрубков, течение теплоносителя остановится полностью.

Схема размера труб в системе с байпасом на радиаторе:


Уменьшение диаметра патрубков относительно основной трубы дает дополнительное ускорение течения теплоносителя , что заставляет его интенсивнее двигаться и в самом радиаторе, отдавая ему тепловую энергию более равномерно и эффективно.

Например, в полипропиленовой системе отопления, диаметр главного трубопровода равняется 32 мм, а значит, нужны патрубки, распределяющие воду по радиаторам диаметром 25 мм. К такой системе подойдет обвод диаметром 20 мм. Он сможет обеспечить протекание воды по оптимальному маршруту с наименьшими потерями тепловой энергии.

Применение

При наличии в отопительном контуре насоса, он устанавливается прямо на обводную деталь. Это обычная практика, когда в гравитационный контур – одиночный трубопровод, в котором теплоноситель циркулирует самотеком, монтируется электрический насос.

Он разгоняет скорость течения воды по трубам и этим повышает КПД всей отопительной системы. Это происходит благодаря тому, что за счет высокой скорости течения теплоносителя он успевает пройти весь контур, не потеряв большую часть тепловой энергии.

На практике это выражается в том, что в последний радиатор контура приходит нехолодная или еле теплая вода, а достаточно горячая, которая еще имеет достаточное количество тепловой энергии, чтобы обеспечить прогрев помещения, в котором он установлен.

Монтаж


байпас в однотрубной системе


байпас на линии сетевого насоса

Существуют 2 варианта установки байпаса совместно с насосом, обеспечивающим циркуляцию воды в одиночном трубопроводе: на новый или старый контур. Разницы между ними ни при монтаже ни при работе отопления нет.

При монтаже байпаса совместно с насосом, необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Во-первых , на главном контуре посреди обводных патрубков обязательно нужно устанавливать перекрывающие трубу элементы. Это позволит теплоносителю течь через обвод с насосом, без эффекта обратного течения.
  2. Во-вторых , крайне принципиально верно размещать насос на обводной конструкции: ось крыльчатки обязана располагаться в горизонтальной позиции, а крышка с клеймами быть направленной вверх. Если есть нестыковки, крышку можно перекрутить, отвернув четыре крепления на корпусе насоса. Такое позиционирование клейм решает 2 задачи: облегчает к ним доступ для подключения и при протечке снижает вероятность попадания на них жидкости.
  3. В-третьих , в качестве запора нужно монтировать только шаровой кран, и никак не обратный клапан.

Потому что с клапаном контур начнет функционировать так:

  1. Работающий насос ускоряет течение воды в контуре.
  2. Теплоноситель через обвод течет в магистральный трубопровод в противоположные стороны.
  3. По эффективному вектор у она идет без ограничений, а по обратному задерживается .
  4. Он автоматически перекрывается и не дает нормально циркулировать воде по двум патрубкам.

Таким образом, создается повышенное давление теплоносителя на тарелку клапана именно после насоса, потому что скорость потока за ним всегда быстрее. По идее, когда насос выключается, теплоноситель уже не воздействует на клапан, который в этом случае не перекрывается.

Это дает возможность жидкости двигаться самотеком по магистральному трубопроводу, не попадая в обвод. Но в действительности, байпас с клапаном функционирует не так как нужно.

Проблема в том, что тарелка клапана генерирует чрезмерное сопротивление сопоставимое целому метру трубы. В условиях гравитационного контура, вода не сможет его преодолеть, и ее циркуляция прекратится полностью.

Прежде чем монтировать обвод в сочетании с обратным клапаном, нужно знать, что на самом деле монтаж насоса на нем не даст никаких преимуществ.

В том случае, если клапан заменяется стандартным шаровым краном, появляется возможность направлять вектор течения воды в контуре.


байпас с насосом

Для того, чтобы установить в отопительный контур байпас с насосом, потребуется следующий набор деталей:

  • ввариваемые магистраль патрубки с резьбой;
  • монтируемые с двух сторон шаровые краны;
  • уголки;
  • устанавливаемый перед насосом фильтр предварительной очистки;
  • пара американок, для демонтажа насоса на техобслуживание и ремонт.
  • Установка перед радиатором. Какое значение имеет. Правила монтажа: как устанавливать.

Перед радиатором обводной элемент устанавливает на случай, если внутри него вода по каким-либо причинам перестанет циркулировать, тогда по обводу ее циркуляция во всем остальном контуре продолжится, несмотря на неисправность одного из элементов.

Он выполняет следующие функции:

  1. Обеспечивает непрерывное движение теплоносителя по главной магистрали отопления.
  2. Позволяет р егулировать температуру воды в радиаторах.

В системах отопления с одним главным контуром, вода в нем циркулирует, последовательно отдавая тепло 1, 2 и последующему радиаторам. Таким образом, с прохождением через каждый следующий радиатор, тепловая энергия воды уменьшается, а значит, первый элемент отопления будет нагреваться значительно лучше чем последний.

Монтаж байпаса в отоплении позволяет смешивать горячий теплоноситель, из магистрали идущий напрямую с меньшими потерями энергии с тем, который заходит в радиаторы и теряет ее, что позволяет частично компенсировать эти потери прямо на ходу, не дожидаясь его возвращения непосредственно к теплогенератору.

Устройство байпаса:


Правила монтажа:

  1. Вертикальный монтаж предусматривает подключение радиатора к стояку при помощи пары патрубков. Байпас замыкает их между собой и монтируется перед батареей.
  2. Между магистральным трубопроводом и обводным элементом не нужно устанавливать какие-либо запоры, это исключает как человеческую оплошность, так и вероятность прекращения циркуляции в случае ее неисправности.
  3. В горизонтальной однотрубной системе обвод фиксируется в горизонтальной плоскости прямо перед батареей. А для обеспечения циркуляции необходимо выбрать оптимальный его диаметр, по соотношению с магистралью и патрубками.


  1. Установка обвода желательна в условиях недостаточности естественной циркуляции жидкости в отопительном контуре.
  2. Самостоятельно сооружая байпас , необязательно подбирать каждый его элемент отдельно, лучше приобрести в специализированном магазине сразу готовую сборку, что сэкономит время и гарантирует от нестыковки элементов в процессе сборки.
  3. Для автоматической регуляции температуры в жилище, можно использовать со встроенным шаровым краном.
  4. Горизонтальный монтаж устройства предпочтителен из-за меньшей вероятности скопления в нем воздуха.
  5. При монтаже устройства следует заранее предусмотреть дополнительные точки опоры и фиксаторы, которые не позволят ему сместиться под воздействием тяжести или других факторов.
  6. В случае плохого качества воды с большим количеством примесей и взвесей, для увеличения срока службы, следует выбирать специальные насосы с фильтрами, которые рекомендуется периодически снимать и чистить.