Онок енок правило написания. Суффиксы имен существительных

Образовательная цель: учить образовывать новые слова с помощью суффиксов
- ОНОК - , - ЕНОК- .

Развивающая цель: обогащение словаря словами, называющими детенышей животных, а также обобщающими словами, развитие мелкой моторики пальцев, творческого мышления.

Воспитательная цель: воспитание коммуникативных умений.

Оборудование: картинки с изображением животных, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

А). - Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке? (Об уменьшительно-ласкательных суффиксах) .
- Для чего нужен суффикс? (Для образования новых слов).
- Какие суффиксы знаете? (оньк, еньк, ушк, юшк, ышк, к, очк, ечк) .
- Найдите лишнее слово.
Яблоко, абрикосик, апельсинчик. (Яблоко т.к. в слове нет суффикса, в остальных словах есть уменьшительно-ласкательные суффиксы).
- Назови одним словом. (Фрукты) .
- Морковка, помидор, огурчик. (Помидор) .
- Назови одним словом. (Овощи) .
- Маша, Ларисонька, Оленька. (Маша) .
-Назови одним словом. (Имена) .
- Как называем предметы с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов?
(Ласково) .

Б). Развитие мелкой моторики пальцев.

Чтобы работать хорошо и быстро, выполним зарядку для пальчиков.
Мы лепили колобка
Из муки его бока.
Мяли, мяли, обжимали
Мячик круглый создавали.
По ладони покатали,
На другую мы убрали.
Вверх подбросили слегка
И поймали за бока.
Если нравится он вам,
Угощайтесь, я отдам.

3. Формирование новых понятий.

Работа на доске и на карточке.

Догадайтесь, о ком мы сегодня будем говорить?
Бегают в лесу и в поле.
Плавают в реке и в море.
Могут прыгать и летать,
И друзьями могут стать.
Но а в городе большом,
Зоопарк их главный дом. (Это животные). Слайд № 2 .

Каких животных знаете? (Тигры, рыси, медведи).
- Послушайте слово ЖИВОТНЫЕ .
- Сколько в слове ЖИВОТНЫЕ гласных звуков? (4).
- Сколько в этом слове слогов? (4).
- Почему? (Так как здесь 4 гласных звука).
- Сколько в этом слове согласных? (5).
- Сколько здесь всего звуков? (9).
- Выложите схему слова.
- Теперь запишите это слово в тетради.
- Сколько в слове букв? (8).
- Почему в слове звуков больше, чем букв? (Буква Е после гласных - это 2 звука). -Какое слово спряталось в слове ЖИВОТНЫЕ? (ЖИВОТ, ВОТ) .

Ребята! Слово ЖИВОТНЫЕ старославянское. Оно образовалось от слова ЖИВОТ-
ЖИЗНЬ (не щадя живота своего- значит, не щадя своей жизни).
- Какой корень в слове ЖИВОТНЫЕ? (ЖИВОТ) .
- Значит, какие однокоренные слова можно подобрать к слову? (ЖИВОТ,
ЖИВОТИК)
.

Запишите эти слова, выделите корень. (ЖИВОТ) .
- Какое правило вспомнили? (ЖИ-ШИ) .
- Молодцы, ребята, с заданием справились.
- Сегодня мы с вами отправимся в гости в зоопарк. Но у наших животных - беда.
- Они потеряли своих детенышей. Давайте вернем детенышей мамам.
- Отгадайте, какие звери их потеряли.

Острые зубы, ему не до игр.
Полосатый и грозный …… (Тигр). Слайд № 3 .
- Как назовем детеныша тигра? (Тигренок). Слайд №4 .
- Вот тигренок и вернулся к маме.
- Назовите корень в словах ТИГР, ТИГРЕНОК. (Тигр) .
- Какая часть слова помогла нам назвать детеныша тигра? (Волшебник ЕНОК ).
- Сегодня у нас тема урока… (Суффиксы, называющие детенышей животных ). Запишите суффикс в слово на карточке, выделите его.



Молодцы, ребята.
Царь зверей - большая кошка.
Порычит со зла немножко.
Спит он в логове, поев,
Носит гриву, грозный …….. (Лев). Слайд №5 .
-Назовите детеныша льва. (Львенок). Слайд №6 .
-Вот и львенок вместе со своей мамой.
- Добавьте суффикс в слово, выделите корень.

Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щелкает орехи мелко,
Ну, конечно, это ……. (Белка). Слайд № 7 .
- Назовите детеныша белки. (Бельчонок). Слайд № 8 .
- Спасибо, ребята, белка рада, что теперь она и бельчонок вместе.
-Добавьте суффикс в слово, выделите корень.

Он в лесу глухом живет,
Он большой и косолапый.
Любит ягоды и мед,
А зимой сосет он лапу. (Медведь). Слайд № 9 .
- Назовите детеныша медведя. (Медвежонок). Слайд № 10 .
- Вот и медведица-мама обнимает своего детеныша.
- Допишите и в это слово суффикс, выделите корень.
- Задание вы, ребята, выполнили правильно, и теперь все звери со своими
детьми очень рады тому, что находятся вместе.
- Какая часть слова помогла нам назвать детенышей животных? (Волшебник- суффикс ОНОК, ЕНОК ).
- Когда в слове пишется суффикс ОНОК ? (После твердого согласного).
- Когда в слове пишется ЕНОК ? (После мягкого согласного.)

4. А сейчас мы с вами будем поэтами. Наша задача, вернуть слова на место.

Слайды № 11-12.
(Работа по карточкам и картинкам).
Вставь подходящие по смыслу слова, называя детенышей животных.

У ______________________высокий рост.

У ______________________ пушистый хвост.

У ______________________ крепкие рожки.

У ______________________ тонкие ножки.

У _______________________ толстые губы,

А у ______________________ крепкие зубы.

Сам придумай про ежа, про ужа и про чижа. (Устно).
(У ежонка - иголки колкие). (У ужонка - тело проворное.) (У чижонка - крылья быстрые.).
Слова для справок: (Курица, слон, волк, мартышка, козел, лиса).
-С помощью каких суффиксов мы образовали названия животных?
(ОНОК, ЕНОК) .
- Какое слово не образует названия детеныша? (Мартышка).

5. А теперь мы с вами - писатели, будем изменять рассказ.

Слайды №13-14 .
(Работа по карточкам).
- Измени слово ЗАЯЦ по смыслу так, чтобы получился связный рассказ.

Жил в лесу (заяц). Вместе с ним жила (заяц).
У них был маленький (заяц). Рядом с ними жила еще одна (заяц) семья.
- Назови одинаковую часть- корень в словах.
-Почему они родственные? (Одинаковый смысл).
- Назови слово, называющее детеныша зайца. (Зайчонок).
- Какой Волшебник помог вам образовать слово- название детеныша зайца?
(Суффикс ОНОК ).

6. Игра для самых внимательных ребят.

(Устная работа с картинками животных).
-Слушайте начало предложения и добавляйте конец по смыслу, называя взрослое
животное или его детеныша. Будьте внимательны. Не попадитесь в ловушку.
Жил-был маленький щенок, он подрос, однако.
И теперь он не щенок, а …… (взрослая собака).
Жеребенок с каждым днем подрастал и стал…. (конем).
Бык, могучий великан в детстве был … (теленком).
Толстый увалень - баран тоненьким …(ягненком).
Этот важный кот Пушок - маленьким …. (котенком).
А отважный петушок - крохотным … (цыпленком).
А из маленьких гусят вырастают утки …..
Специально для ребят, тех, кто любит шутки.

Какую ошибку заметили в стихотворении? (Вместо УТКИ надо добавить слово ГУСИ ).
- Как одним словом назвать этих животных? (Домашние животные).
-На какие 2 группы можно разделить этих животных? (Звери и птицы).
- Чем звери отличаются от птиц? (У птиц есть перья).

7. Рефлексия.

Какая часть слова была сегодня в гостях? (Волшебник-суффикс ОНОК , ЕНОК ).
- Что мы образовывали с помощью суффикса? (Новые слова-названия
детенышей животных).

Список использованной литературы.

1. Занимательное азбуковедение. Москва. Просвещение. 1998.
2. Занимательная грамматика. Москва. Знание.1995.
3. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва.

Суффиксы "онок" и "ёнок" - как применять правильно правило?

    Чередующийся суффикс онок и нок лгок в определении, поскольку для его написания важно проанализировать слово и всего лишь определить свойство впереди стоящей буквы, то есть буквы которая расположена перед данным суффиксом.

    В русском языке суффикс существительных -онок пишется под ударением после шипящих ж, ш, ч, щ :

    галч онок, волч онок, боч онок, еж онок, уж онок, индюш онок, ерш онок, мыш онок, пастуш онок.

    Суффикс -нок после шипящих не пишется.

    А в остальных случаях после согласных пишется суффикс -нок , например:

    жеребнок , телнок , лиснок , котнок , ребнок .

    Вот собственно и все правило.

    Нужно запомнить, что:

    суффикс нок пишется:

    • после мягких согласных (исключение: буква ч). Например, Нахаленок, олененок, опенок.

    Суффикс онок:

    • после твердых и ч.

    В качестве примера можно привести следующие слова: бочонок, верблюжонок, лягушонок.

    То есть, для правильного написания первое, что необходимо сделать - выделить корень и определить суффикс. Кроме того, нужно иметь в ввиду, что основное предназначение данных суффиксов - образование уменьшительно-ласкательных форм (реже - пренебрежительных). У Михаила Шолохова в повести Нахаленок главного героя деревенские ребята дразнили - коммуненок).

    Применение суффикса онок или нок напрямую зависит от того какая перед ним идт буква, вернее от е мягкости и тврдости.

    Если имеем дело с тврдой согласной, а также ч, то смело пиши окон. Во всех остальных случаях следует писать нок.

    Суффикс онок пишется в том случае если до него стоят согласные - щ, ч, ж, ш. Волчоно к примеру.

    Суффикс нок пишется в остальных случаях. Пример: теленок, котенок и другие.

    Нужно всего лишь запомнить правило.

    Такие суффиксы как онок и нок нужны в русском языке для определения детнышей различных животных и человека. Есть несколько правил где и как применять тот или иной суффикс:

    Ну во-первых не все детныши имеют такие суффиксы, например у улитки детныш будет - ребнок улитки.

    Во-вторых есть детныши, у которых нет этих суффиксов, так например у собаки - щенОК.

    Да и не у всех детнышей совпадают корни с родителями, так например поросНОК это ребнок свиньи.

    При помощи данных суффиксов в русском языке чаще всего образуются названия детенышей животных, птиц: оленнок, галчонок, лягушонок и т.д.

    Если возникает затруднение в написании этих суффиксов, то необходимо посмотреть, какой согласный находится перед суффиксом и применить такое правило:

    В суффиксах и окончаниях после шипящих действует такое правило:

    если гласная под ударением, то пишем О. Например, волчонок, медвежонок.

    если гласная не под ударением, то пишем Е. Например: чайничек.

    Если суффикс идет не после шипящих, то употребляем. Например: тигрнок, телнок.

    Всегда вызывает затруднение написание указанных суффиксов.

    Для того, чтобы их правильно писать стоит запомнить несложное правило.

    Суффикс онок всегда пиши после ж, ч, щ, ш.

    Например, зайчонок, медвежонок.

    В остальных случаях смело пиши суффикс енок.

    Тигренок, котенок.

    Согласно правил русского языка, мы будем писать суффикс онок после шипящих букв щ, ч, ж, ш. Например: медвежонок, волчонок, зайчонок.

    Во всех остальных случаях под ударением пишем суффикс нок.

    Например: котнок, тигрнок, орлнок.

    Это правило очень легко запоминается.

Коломыцева Елена Геннадиевна
Учимся писать суффиксы «-Ёнок», «-Онок»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс : 2

Предмет : русский язык

Программа : УМК «Начальная школа XXI века»

Тема : Учимся писать суффиксы -ёнок- ,-онок-

Тип урока : урок изучения нового материала

Цель : создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных -ёнок- ,-онок-

Задачи :1. Формировать умения грамотно писать суффиксы -ёнок- , -онок- ;

2. Способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления;

3. Совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах;

4. Способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.

Планируемые результаты :

Предметные : Метапредметные : Личностные :

Организация наблюдения за написанием суффиксов -онок- , -енок-;

Знакомство с правилом написания ;

Отработка алгоритма применения правила.

Познавательные : формирование учебной мотивации, адекватной самооценки.

Формирование умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения;

Применять алгоритм;

Поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные :

Формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Контроль и оценка учебных действий;

Коммуникативные :

Развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;

Формирование умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли, работать в паре.

Название этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся

I. Мотивационно-ориенировочный этап

1)Орг. момент.

Мотивация. -Здравствуйте, ребята начнем урок русского языка.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять» !

Давайте пожелаем друг другу успеха на сегодняшнем уроке :

большого

и везде! Дети настраиваются на активную работу на уроке.

2)Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1. Пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашем классе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в замок)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

Раз, два, три, четыре, пять

(ритмичное касание пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять

(руки вниз, встряхните кистями.)

2. Минутка чистописания .

Расшифруйте, с какими буквами сегодня мы будем работать на минутке чистописания :

Эта буква обозначает согласный звук, он бывает только твердым, звонким, встречается в словах дружба, жук, ужин.

Эта буква обозначает звук, в слове чувствовать стоит в начале слова.

Эта буква обозначает звук, который в слове карандаш стоит в конце корня.

Пропишем эти буквы.

Что объединяет эти буквы?

Какая буква лишняя?

3. Словарная работа.

-Прочитайте слова :

Д…ревня,к…ртина,б…реза, к…ньки, в…рона, з…яц, р…сунок, м…дведь.

На какие две группы можно разделить эти слова?

Девочки – выпишите слова, которые начинаются с мягких согласных,

Мальчики- выпишите слова, которые начинаются с твердых согласных. Подчеркните орфограмму, поставьте ударение.

4. Самостоятельная работа.

(пока идет словарная работа, 3 ученика работают самостоятельно возле доски).

1ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

Б…льница

2 ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

3 ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

Мес…ность

Учас…ник

Опас…ность

Проверка : ученик называет орфограмму, букву, которую вставил, проверочное слово, остальные ученики сигналами показывают, правильно выполнена работа или нет.

5. Фронтальная беседа.

Что объединяет словарные слова?

Что такое имя существительное?

Что вы знаете об имени существительном?

Назовите одушевленные имена существительные, которые встретились в словарной работе.

В какой части слова находятся орфограммы, которые мы повторяли?

Что такое корень?

Что в себе содержит корень?

Какие еще части слова знаете?

Что такое окончание?

Для чего служит окончание?

Какую часть слова называют суффиксом ?

Для чего служит суффикс ?

Образуйте от данных словарных слов уменьшительно-ласкательные существительные.

Как образовались эти слова?

Давайте определим с помощью какого суффикса образовались новые слова? Что для этого нужно сделать?

Делает разбор по составу,определяем суффиксы .

6. Самостоятельная работа.

(пока идет фронтальная работа, 1 ученик работает возле доски)

-Подобрать слова к схемам :

Грибок метро водный школа кино день

Проверка : ученик читает слова к каждой схеме, остальные ученики сигналами показывают, правильно выполнена работа или допущены ошибки.

Ученики выполняют движения руками, разминают пальчики для письма.

Ж ч ш ж ч ш ж ч ш

Они согласные.

Ч- обозначает мягкий согласный, ж,ш- всегда твердые.

Начинаются на мягкие и твердые согласные.

Деревня, береза, рисунок, медведь.

Картина, коньки, ворона, заяц.

Л…сник - лес

В…дичка- воды

Зв…рек- звери

Б…льница- боль

Шу…ка- шуба

Ска…ка- сказывать

Яго…ки- ягода

Тра…ка- травы

Мес…ность - место

Сер…це - сердечный

Учас…ник - участие

Опас…ность - опасаться

Это имена существительные.

Это часть речи, которая обозначает название предмета и отвечает на вопросы «кто? Что?»

Имя сущ. бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.

Медведь, ворона, заяц.

Это общая часть родственных слов.

Окончание, суффикс .

Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Медвежонок, зайчонок, вороненок

С помощью суффиксов .

Выделить окончание, корень, а затем определить суффикс .

Школа грибок метро

День водный кино

II. Операционно-исполнительский

3).Определение темы урока.

Итак, с помощью каких суффиксов можно образовать названия детенышей?

Вызвало у вас затруднение, какой суффикс нужно написать ?

Значит это ошибочное место.

В какой части слова мы засомневались?

Определите тему нашего урока.

Какую цель перед собой поставим?

Онок-, ёнок.

В суффиксе

-Правописание суффиксов –онок- , -ёнок- .

Должны научиться писать слова с суффиксами -онок- , ёнок-.

– Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –онок–и –ёнок– .)

4).Выявление места и причины затруднения

Как мы можем узнать об этом?

Какой путь вы выбираете?

Давайте определим, когда же пишется суффикс -ёнок- , а когда – -онок-

Гра «Назови детеныша!»

Детёныш тигра?

Детёныш моржа?

Детёныш коровы?

Детёныш мыши?

Детёныш лисы?

Детёныш белки?

(Слова появляются на доске)

Давайте побудем в роли исследователей.

Обратите внимание на букву перед суффиксом .

Какой вывод можем сделать?

Вывод :

после мягких согласных, кроме

пишется суффикс -ёнок- .

После твёрдых согласных и ч пишется суффикс -онок- .

Давайте проверим правильно ли мы сделали вывод.

сравним с правилом в учебнике.

– Вывести самим.

Тигренок моржонок

Теленок мышонок

Лисенок бельчонок

Тигрёнок – суффикс –ёнок- , перед суффиксом стоит мягкий согласный звук р. И т. д.

Читаем хором правило.

5).Построение проекта выхода из затруднения

Проверим, как вы запомнили правило.

Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется суффикс -енок- ?

Можно ли сказать, что суффикс -онок - пишется только после твердых согласных?

Правило вы сформулировали и запомнили, можно на этом закончить урок?

Как закрепить полученные знания?

Какую цель вы поставите перед собой на этом этапе урока.

Чтобы вы смогли сами применить правило на практике, давайте составим алгоритм действий :

(Парная работа. Дети обсуждают друг с другом свои варианты.)

1) Выделяю корень.

Определяю, какой согласный звук перед суффиксом ;

2) Если мягкий согласный, кроме [ч"] – пишу -ёнок- (тигрёнок)

Если твёрдый согласный и [ч"] – пишу -онок- (волчонок) .

Сравните свои алгоритмы с алгоритмом в учебнике.

Нет, т. к. после [ч’] пишется -онок- .

Нет, т. к. еще и после [ч’].

Нет, знания надо закрепить.

Тренироваться.

6).Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 1. Применение алгоритма : (с комментирование возле доски)

Осленок

Лягушонок

2. Дифференцированная работа

1 группа – р. т. с 68 упр. № 1

2 группа – р. т. с. 69 упр. №2 (более сильные)

Проверка : по эталону с доски.

3. Дифференцированная работа.

Учебник стр. 121 упр. №1

1 ряд,3 ряд – работа в парах.

1 ряд – ;

3 ряд – .

2 ряд- работа по вариантам :

1 вариант- выписать слова с суффиксом -онок- ;

2 вариант - выписать слова с суффиксом –ёнок- .

Проверка : один ученик читает, остальные проверяют.

Физминутка

Когда вы слышите слова с

Енок- присесть, с -онок- подпрыгнуть

Лосенок, теленок, галчонок, тигренок, бельчонок.

Молодцы.

4. Игра «Редактор.» - исправить ошибки в словах.

Собаченок, страусенок,

Медвеженок, зайченок,

Барсучонок, орленок,

Оленонок.

5. Составить словосочетания :

Маленький волк

Глупый тигр

Голодный мышь

Разобрать слова по составу. (по рядам)

Составить предложения с полученными словосочетаниями.

1 группа :

Медвежонок галчонок

Барсучонок зайчонок

Тигренок львенок

Поросенок жеребенок

Козленок

Волчонок

Жеребенок

-онок-

Стрижонок, бельчонок,грачонок,индюшонок,

мышонок,скворчонок,

лягушонок.

-ёнок-

Цыпленок, слоненок, лисенок,

Рысенок,козленок,ребенок,

Ученики исправляют ошибки и записывают слова правильно :

Собачонок

Страусенок

Медвежонок

Зайчонок

Барсучонок

олененок

III. Рефлексивно-оценочный этап.

1) Рефлексия

Какую цель вы перед собой ставили?

1. Я все понял, -!

2. Остались вопросы- ?

3. Ничего не понял - -

Оценивание учителем.

Дети оценивают свою работу на уроке.

2) Домашнее задание Выучить правило, стр. 122,

упр. 2 – по вариантам

1вариант – выписать слова с суффиксом енок .

2 вариант – выписать слова с суффиксом онок .

Молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали.

Спасибо за урок! Урок окончен. Дети записывают и разбирают домашнее задание.

Учимся применять правило: - онок- или -ёнок- ? 1) выделить корень; 2)определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом; 3)если это твёрдый согласный или шипящие, пишем суффикс – онок-, Если нет, пишем суффикс – ёнок-.

Картинка 6 из презентации «Суффиксы онок ёнок» к урокам русского языка на тему «Примеры суффиксов»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока русского языка, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Суффиксы онок ёнок.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 103 КБ.

Скачать презентацию

Примеры суффиксов

«Правописание суффиксов» - В остальных случаях употребляется суффикс –ЩИК-. Правописание суффиксов -н- И– -нн-. Действительные. Холодный – холодно, истинный – истинно, внешний – внешне, искренний – искренне. Автор: учитель русского языка и литературы Мокрокурналинской сош Трифанова С.В. Искл: кованый, жёваный, клёваный. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

«Н и НН в суффиксах» - Тренировочные упражнения. Правильные ответы: 2,4,6. Правильные ответы к упражнению №2: В полном причастии ЕНН / НН Обдуманный, разложенный, исписанный. В кратком причастии (каков по действию?) ЕН / Н Обдуман, разложен, исписан. В отглагольном прилагательном Н Соленый, тушеный, крашеный. Проверь по ключу.

«Тренажёр Н-НН в суффиксах» - Было много ошибок, необходимо поработать с правилом. Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Копче…ая колбаса. 2, 3. Варе…ая в котелке картошка. Инструкция по работе с учебным тренажёром. Испыта…ый друг. Некипяче…ая вода. Беле…ое полотно. Желаем удачи! Нечище…ые сапоги. Перехожу к тесту! Инструкция по работе с тестом.

«Суффиксы упражнения» - Под ударением в суффиксах существительных, прилагательных, наречий: медвежонок, камышовый, свежо. Исключение: ещё Гласная е после шипящих в суффиксах. Влюбиться, биржа, доверять, ворчать, терпеть, уступать. Образуйте имена существительные с помощью одного из суффиксов -ишк, -ышк, -юшк. Упражнение 6.

«Суффикс» - Назвать людей по месту проживания. Сначала познакомился суффикс –ИСТ с гитарой, пианино и баяном. Теперь целый ансамбль заиграл: гитарист, пианист и баянист. Для чего служит суффикс? Проверьте себя по учебнику. Где стоит суффикс по отношению к корню? Проверим себя: Баянист, барабанщик, переписчик, скрипач, охотник, учитель.

«Суффикс в слове» - Для связи слов в предложении. Маленькое слово. Комоч… Кружоч… Ик. Корабл… Суффикс служит. Голубоч… Годоч… После корня. Суффикс. Для образования новых слов. Выбери верное выражение. Часть слова. Винт… Пакет… Дождич… Вставь суффикс -ик- или -ек-. Сыноч… Не имеет значение. Пароход… Билет… Суффикс стоит.

Всего в теме 13 презентаций

Правило правописания суффикса ОНОК и ЁНОК.
1) Выделить корень.
2) Определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом.
3) Если это твердый согласный или шипящие, то пишем суффикс -онок-, если нет, то пишем суффикс -ёнок-

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка во 2 классе.

УМК «Начальная школа ХХI век» под редакцией Н. Виноградовой

Тема урока: «Правописание суффиксов – онок и – ёнок»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока : создание условий для выведения детьми правила, когда в слове пишется суффикс -онок, а когда - ёнок

Задачи: содействовать развитию познавательных способностей и познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия.

Воспитывать интерес к предмету.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята!

- Сегодня у нас ответственный урок. К нам пришли гости. И, как гостеприимные хозяева, подарим свои добрые улыбки и порадуем хорошей работой. А нас с Вами согреет наше солнышко.

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Русский язык у нас сейчас.

Ребята,открываем тетради: записываем число, классная работа.

2. Минутка чистописания.

Нн

Народ,новости, новоселье.

Кто любит науки, тот не знает скуки.

Не бросай слова на ветер?(Объяснение пословиц.)

Ребята,давайте вспомним, что такое суффикс?

Какое значение имеют суффиксы –ёк,-ок,-ик,чик?

Молодцы!

Ребята,а сейчас мы поиграем в игру «Мама-папа-я». Вам необходимо собрать цепочку из семьи. Записываем себе в тетрадь. Выделяем корень, окончание.

Все ли справились с заданием. Ребята я вас попрошу в слове, которое указывает детеныша поставить букву –ё или –о карандашом. Проверка по цепочке.

3.Работа над новым материалом. Сообщение темы урока.

Ребята, давайте поиграем в игру?

Игра с суффиксами «Мамы и их малыши».

Работа с карточками.

Лиса-лисёнок

Коза-козлёнок

Зайчиха-зайчонок

Мышь-мышонок

Медведица-медвежонок

Кенгуру-кенгурёнок

Слониха-слонёнок

У. – Каким способом образованы новые слова?

Д. – Новые слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом.

У. – Какой суффикс помог образовать новые слова?

Д. – Суффиксы –онок– , -ёнок-. .

У. – На что он указывает?

Д. – На названия детенышей..

Сформулируёте тему и цели урока. (Правописание суффиксов –онок-,-ёнок-).

4 . Работа в группах .

Проведём исследование, работая в группах.

Какие правила работы в группе помните?

Правила работы в группе:

  1. работаем дружно,
  2. говорим по очереди, не перебивая друг друга
  3. внимательно слушаем,
  4. уважаем мнение собеседника,
  5. не отвлекаемся на посторонние дела,
  6. не мешаем друг другу, вовремя помогаем,
  7. выполняем указания старшего.

Разбейтесь на группы, выберите руководителя, контролера.

Руководители, возьмите план работы и задание.

Задание. Олениха- оленёнок, корова –телёнок, тигрица-тигрёнок,медведица-медвежонок, овца-ягнёнок,собака-собачонок,лебедь-лебедёнок,утка-утёнок,белка-бельчонок, гусь-гусёнок,кабан-кабанёнок.

Разделите слова на 2 столбика.

Читаем план работы.

План.

1.Прочитайте слова, выделите корни.

2. Подчеркните согласную перед суффиксом -онок, ёнок:

3. Понаблюдайте: какая гласная стоит после мягкого согласного, а какая- после твёрдого?

4. Найдите исключение из правила: после какого мягкого согласного все- равно пишется суффикс –онок-?

5. Сделайте ВЫВОД

(Дети работают в группах- 5-6минут.)

Кто готов представить результат работы группы?

Защита:

ВЫВОД 1:

Мы считаем, что суффикс –ёнок- пишется после мягких согласных, кроме звука (ч),суффикс –онок- пишется после твёрдых согласных и (ч).

ВЫВОД 2:

Правило можно сформулировать по- другому.

Суффикс – онок- пишется после шипящих согласных, а в остальных случаях- ёнок.

Кого похвалишь из своей группы?

Можно ли утверждать, что мнения групп одинаковые?

Обобщение работы в группах.

Работа с учебником стр. 120-121.

Вы хорошо поработали, сделали открытие: вывели новое правило. Расскажите его по схеме: когда же мы пишем –ёнок-? –онок-?

(Учитель вывешивает СХЕМУ:М,СОГЛ.,кроме (ч)- - ЁНОК-

ТВ. СОГЛ. и (ч) - -ОНОК-

Проверим правильность наших выводов по учебнику. .

5. Физкультминутка.

6. Работа над правилом в учебнике стр. 120-121. (чтение вслух.)

Совпало правило с нашим? Значит, мы вывели правило верно.

УСВОЕНИЕ:

Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется –енок- ?(нет)

Какое уточнение мы сделали к правилу, которого нет в учебнике? (ТАБЛ,№2)

Теперь, зная правило, что мы можем делать? (писать слова)

Но прежде,чем писать слова,нужно составить алгоритм применения правила

7. Составим алгоритм.

Кто знает что такое алгоритм?

Что надо сделать сначала? (выделить корень)

На что обратим внимание потом? (определим, какой звук перед суффиксом)

(Учитель выставляет этапы алгоритма на доске)

1. Выделить корень.

2.Определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом.

3. После [ж], [ш], [ч] пишем суффикс –онок-,

4. После мягких согласных пишем –ёнок-.

8. Закрепление.

Упражнение № 1. Запиши буквами.

Работа в тетради «Пишем грамотно» на стр. 50 № 1.. Самостоятельная работа.

9. Итог урока.

Как звучала тема урока?

Какие цели мы сегодня ставили?

Мы достигли цели?

Какое же правило мы вывели? (таблица)

Каков алгоритм применения правила?(таблица)

Какое затруднение у нас возникло? Почему?

Теперь мы можем объяснить, какой суффикс надо писать? (объясняют).

Вспомните, какие вы ставили цели и достигли ли вы своих целей?

«Поезд». На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, окрашенными каждый в свой цвет. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то что вы все поняли, а «грустное личико» в тот, который символизирует, что вам ничего не понятно. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика.

ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ

10 . Домашнее задание: выучить правило на стр.120-121, выполнить задания в тетради на печатной основе стр. 50 №2.

Урок окончен.