Катакомбы Рима: что хранят в себе неизведанные подземелья Вечного Города. Катакомбы Рима – завораживающий подземный мир Вечного города

В отношении происхождения катакомб нет определённой точки зрения. Существует гипотеза, что они являются остатками древних каменоломен или более древними подземными путями сообщения. Также существует мнение Джованни Батиста де-Росси и его последователей, что катакомбы являются исключительно христианским сооружением, так как их узкие ходы непригодны для извлечения из них камня, а сама порода катакомб непригодна для использования в качестве строительного материала.

Захоронения в катакомбах образовались из частных земельных владений. Римские собственники устраивали на принадлежавшем им участке одиночную могилу, или целый семейный склеп , куда допускали своих наследников и близких, подробно обозначая круг этих лиц и их права на могилу. В дальнейшем их потомки, переходившие в христианство, допускали для погребения на своих участках единоверцев. Об этом свидетельствуют многочисленные надписи, сохранившиеся в катакомбах: «[Фамильная] усыпальница Валерия Меркурия, Юлитта Юлиана и Квинтилия, для почтенных его отпущенных и потомков того же вероисповедания, что я сам » , «Марк Антоний Рестут построил склеп для себя и своих близких, кто верит в Бога ». Подземные ходы соответствовали границам владений и были соединены друг с другом многочисленными галереями, образовывая таким образом своего рода решётку (катакомбы святого Каллиста). Некоторые катакомбы представляли собой ответвления от основного хода, иногда также в несколько этажей.

В катакомбы входили также гипогеумы - от латинского (лат. hypogeum ) - помещения религиозного назначения, однако с точно не установленной функцией, а также зачастую небольшой зал для трапез, зал для собраний и несколько шахт для освещения (лат. luminare ). В «Апостольских постановлениях» (ок. V века) содержится прямое указание на встречи ранних христиан в катакомбах: «…без наблюдения собирайтесь в усыпальницах , совершая чтение священных книг и поя псалмы по почившим мученикам и всем от века святым, и по братьям своим, почившим о Господе. И вместообразную приятную евхаристию царского тела Христова приносите в церквах своих и в усыпальницах… ». Об устойчивой традиции совершать богослужения в катакомбах свидетельствует одна из надписей, найденных в XVI веке Цезарем Баронием в катакомбах святого Каллиста: «Какие горькие времена, мы не можем совершать в безопасности таинств и даже молиться в наших пещерах! ».

Исторические свидетельства

Описание Иеронима дополняет написанное примерно в тот же период сочинение Пруденция «Страдания блаженнейшего мученика Ипполита »:

Недалеко от того места, где оканчива­ется городской вал, на возделанной местности, к нему примыкающей, открывает свои темные ходы глубокая крипта. Покатая тропа, извиваясь, ведет в это убежище, лишенное света. Дневной свет проникает в крипту чрез вход, а в извилистых галереях ее уже в нескольких шагах от входа чернеет темная ночь. Впрочем, в эти галереи бросают ясные лучи сверху отверстия, прорубленные в своде крипты; и хотя в крипте встречаются там и здесь темные места, тем не менее чрез означенные отверстия значительный свет освещает внутренность высеченного пространства. Таким образом дается возможность под землею видеть свет отсутствующего солнца и наслаждаться его сиянием. В таком тайнике скрывается тело Ипполита, подле которого воздвигается жертвенник для божественных свя­щеннодействий .

«Упадок» катакомб

Начиная с IV века катакомбы утрачивают своё значение и перестают использоваться для погребения. Последним римским епископом, который был в них погребён, является папа Мельхиад . Его приемник Сильвестр был уже похоронен в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите . В V веке захоронения в катакомбах полностью прекратились, но с этого периода катакомбы приобретают популярность у паломников , желавших помолиться на могилах апостолов , мучеников и исповедников . Они посещали катакомбы, оставляя на их стенах (особенно возле гробниц с мощами святых) различные изображения и надписи. Некоторые из них описывали свои впечатления от посещения катакомб в путевых заметках, которые являются одним из источников данных для изучения катакомб.

Падение интереса к катакомбам было вызвано постепенным извлечением из них мощей святых. В 537 году при осаде города Витигесом гробницы святых в них были вскрыты, и их мощи перенесены в городские церкви. Это было первое извлечение реликвий из катакомб, последующие записи хронистов сообщают о более масштабных акциях:

Открытие и изучение катакомб

Вновь о римских катакомбах стало известно после того, как 31 мая 1578 года рабочие, занятые на земляных работах на Салярской дороге , наткнулись на каменные плиты, покрытые древними надписями и изображениями . В то время посчитали, что это катакомбы Присциллы (на самом деле coemeterium Iordanorum ad S. Alexandrum ). Вскоре после открытия они были погребены под завалом и заново раскопаны лишь в 1921 году .

Позднее катакомбы исследовал Антонио Бозио (ок. -), который в 1593 году впервые спустился в катакомбы Домитиллы. Всего им было открыто около 30 цементериев (раскопок Бозио не проводил), результаты своей работы он описал в трёхтомном сочинении «Подземный Рим » (лат. Roma sotterranea ), вышедшем в свет уже после его смерти . Бозио нанял двух рисовальщиков, которые изготовили копии изображений из катакомб. Их работы были зачастую неточными или ошибочными: Добрый пастырь был принят за крестьянку, Ной в ковчеге - за молящегося мученика , а отроки в пещи огненной - за сцену Благовещения .

Полномасштабные исследовательские работы в катакомбах начались только с XIX века , когда вышли в свет работы, посвящённые их истории и живописи. К таким работам относятся сочинения Джузеппе Марки, Джованни Батиста де-Росси (открыл катакомбы святого Каллиста), монументальное сочинение А. Фрикена «Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства » (1872-85 годы). В конце XIX века русский художник-акварелист Ф. П. Рейман (1842-1920) за 12 лет работы создал свыше 100 листов копий наиболее хорошо сохранившихся катакомбных фресок.

В 1903 году вышла книга исследователя Иосифа Вильперта (1857-1944) «Живопись катакомб Рима» (нем. Die Malerei der Katakomben Roms ), в которой он представил первые фотографии фресок из катакомб (чёрно-белые фотографии Вильперт лично раскрасил в цвета оригинальных изображений).

Погребальные обряды

Катакомбы в период II-IV веков использовались христианами для проведения религиозных обрядов и осуществления захоронений, так как община считала своим долгом погребать единоверцев только среди своих. Похороны у первых христиан были простыми: предварительно омытое и умащённое различными благовониями тело (бальзамирования с очищением внутренностей древние христиане не допускали) закутывали в саван и помещали в нишу. Затем её закрывали мраморной плитой и в большинстве случаев замуровывали кирпичами . На плите было написано имя усопшего (иногда только отдельные буквы или цифры), а также христианский символ или пожелание покоя на небесах. Эпитафии были весьма лаконичны: «Мир с тобой », «Спи в мире Господа » и т. п. Часть плиты покрывали цементным раствором, в который также бросали монеты, небольшие фигурки, кольца, жемчужные ожерелья. Зачастую рядом оставляли масляные лампы или маленькие сосуды с благовониями. Число таких предметов было довольно высоко: несмотря на разграбление ряда захоронений в одних только катакомбах святой Агнессы было найдено около 780 предметов, положенных вместе с усопшими в гробницу .

Христианские захоронения в катакомбах почти в точности воспроизводили еврейские погребения и не отличались в глазах современников от еврейских кладбищ в окрестностях Рима. По мнению исследователей, раннехристианские эпитафии («Почить в мире », «Почить в Боге ») в катакомбах повторяют иудейские погребальные формулы: bi-shalom, bi-adonai.

Управлением и поддержанием порядка в катакомбах занимались фоссоры (лат. Fossorius, Fossorii ). Также в их обязанности входила подготовка мест для захоронений и посредничество между продавцами и покупателями могил: «Участок приобретён под устройство бисома для Артемизия. Стоимость, 1500 фолий, выплачена фоссору Хилару, при свидетельстве фоссоров Севера и Лаврентия ». Их изображения также часто встречаются в катакомбной живописи: их изображают за работой или стоящими с орудиями своего труда, среди которых выделяются топор, кирка, лом и глиняная лампа для освещения темных коридоров. Современные фоссоры участвуют в дальнейших раскопках катакомб, следят за порядком и проводят учёных и интересующихся по неосвещённым коридорам .

Формы захоронений

Название Изображение Описание
Ниши
(лат. Loculi , локулы )
Локулы (дословно «местечки») являются наиболее распространённой формой захоронений в катакомбах. Предназначены для захоронения как одного человека, так и нескольких (лат. loculi bisomi, trisomi… ). Выполнялись в форме четырёхугольных продолговатых углублений в стенах коридоров катакомб или в кубикулах.
Аркосолии (лат. Arcosolium ) Аркосолий - невысокая глухая арка в стене, под ней в гробнице помещали останки усопших. Таким образом, отверстие гробницы располагалось не сбоку, а сверху. Этот более дорогой тип захоронений известен ещё с античности. В них чаще всего хоронили мучеников и использовали надгробную плиту как алтарь при совершении литургии. Чаще встречаются в кубикулах, чем в коридорах катакомб.
Саркофаги (лат. Solium ) Относится к римской традиции погребения, позднее заимствованной христианами. Не характерен для иудейских погребений. Захоронения в саркофагах в катакомбах встречаются редко. Саркофаги также могли размещаться в аркосолиях.
Кубикулы (лат. Cubiculum ) и крипты Кубикулами назывались небольшие камеры, расположенные по сторонам основных ходов. Дословно cubiculum означает «покой », покой для сна умерших. В кубикулах располагались захоронения нескольких человек, чаще всего они являлись фамильными склепами. Обнаружены кубикулы, в которых насчитывается до 70-ти и более локулов разной величины, расположенных в 10 и более рядов.
Захоронения в полу
(лат. Forma - «канал, труба»)
Встречаются в полах крипт, кубикул, редко в основных ходах катакомб. Такие погребения часто встречаются недалеко от захоронений мученников .

Виды катакомб

Наиболее известными римскими катакомбами являются следующие:

Христианские катакомбы

Катакомбы святого Себастьяна

Катакомбы святой Агнессы (итал. Catacombe di Sant"Agnese ) - получили своё название от имени ранехристианской мученицы Агнессы Римской и датируются III-IV веками. В этих катакомбах нет настенных росписей, но в двух хорошо сохранившихся галереях можно найти множество надписей.

Над катакомбами расположена базилика Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура , построенная в 342 году дочерью императора Константина Великого Констанцией. В этой базилике в настоящее время хранятся мощи святой Агнессы, перенесённые из катакомб.

Катакомбы святого Каллиста с открытыми нишами

По своему архитектурному плану иудейские катакомбы практически не отличаются от христианских. Основное отличие заключается в следующем: сначала возникли не коридоры, а отдельные склепы, которые позднее были соединены ходами. Ходы в целом шире чем в христианских катакомбах. Их стены также украшены фресками с изображением символов и фигур, например, меноры , цветов, животных (уток, рыб, павлинов), однако среди рисунков отсутствуют изображения сцен из Ветхого Завета .

Синкретические катакомбы

Катакомбы на Виа Латина

Символы и декор

Общая характеристика

Стены около 40 катакомб (особенно стены склепов) украшены фресками (реже мозаиками), изображающими сцены из Ветхого и Нового Завета , языческих мифов, а также различными христианскими аллегорическими символами (ихтис , «Добрый пастырь »). К древнейшим изображениям относятся сцены «Поклонения волхвов » (сохранилось около 12 фресок с этим сюжетом), которые датируются II веком . Также ко II веку относится появление в катакомбах изображений акронима ΙΧΘΥΣ или символизирующий его рыбы. В иудейских катакомбах на Аппиевой дороге встречаются изображения меноры . Присутствие в местах захоронений и собраний первых христиан изображений как библейской истории, так и святых свидетельствует о ранней традиции почитания священных изображений.

К другим распространённым символическим образам, частично заимствованным из античной традиции, в катакомбах относятся:

  • якорь - образ надежды (якорь является опорой корабля в море, надежда выступает опорой души в христианстве);
  • феникс - символ воскресения;
  • орёл - символ юности («обновится яко орля юность твоя » (Пс. 102:5));
  • павлин - символ бессмертия (по мнению древних его тело не подвергалось разложению);
  • петух - символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мёртвых);
  • агнец - символ Иисуса Христа;
  • лев - символ силы и могущества;
  • оливковая ветвь - символ вечного мира;
  • лилия - символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии при Благовещения цветка лилии);
  • виноградная лоза и корзина с хлебом - символы евхаристии .

Исследователи отмечают, что христианская фресковая живопись в катакомбах представляет собой (за исключением новозаветных сцен) те же символы и события библейской истории, которые присутствуют в иудейских захоронениях и синагогах того периода .

Большинство изображений в римских катакомбах выполнены в эллинистическом стиле, господствовавшем в Италии во II-III веках, только символ ихтис имеет восточное происхождение . По мнению Иосифа Вильперта, при датировке изображений важное значение имеет манера и стиль их исполнения.

Хороший стиль выражается здесь особенно в легком деликатном наложении красок и в правильности рисунка; фигуры - прекрасных пропорций, а движения отвечают действию. Недостатки появляются и накапливаются особенно, начиная со второй половины третьего столетия, в виде грубых ошибок в рисунке, зеленых бликов в инкарнате, в грубых контурах, непокрытых живописью, и широких каймах, обрамляющих сцены. Далее, достоверным критерием являются одежды и их украшения: безрукавная туника указывает на фрески ранее III века; к III веку относится далматика ранней формы; далматика с модными, невероятно широкими рукавами, указывает на фрески IV столетия. Круглые пурпурные нашивки появляются со второй половины III и особенно в IV веке; в древнейшую эпоху украшения ограничиваются узким «клавом» .

Евхаристический хлеб и рыба (катакомбы святого Каллиста)

Для раннего периода (I-II века) характерны нежные, тонкие каймы вокруг полей фресок, использование светлых тонов и общий бледно-палевый фон крипт, на которых некоторые фрески кажутся монохромными. Постепенно эллинистическая художественная манера заменяется иконописным мастерством: тела начинают изображать более материальными, что особенно заметно благодаря охре в карнации , которая делает фигуры тяжёлыми. Искусствовед Макс Дворжак считает, что катакомбная живопись отражает формирование нового художественного стиля: трехмёрное пространство сменяется абстрактной плоскостью, происходит замена реальной связи между телами и предметами их символическими взаимоотношениями, всё материальное подавляется ради достижения максимальной одухотворенности .

Изображения сцен из мифов в катакомбной живописи встречаются значительно реже (Деметра и Персефона , Амур и Психея). Зачастую античная традиция изображения тех или иных персонажей (в том числе декоративные мотивы: медуза, тритоны, эросы) была перенята христианами.

Изображения Иисуса Христа

В катакомбной живописи отсутствуют изображения на тему Страстей Христовых (нет ни одного изображения распятия) и Воскресения Иисуса . Среди фресок конца III - начала IV веков часто встречаются сцены, изображающие Христа, совершающего чудеса : умножение хлебов, воскрешение Лазаря (встречается более 50 изображений). Иисус держит в руках своего рода «волшебную палочку» , что является античной традицией изображения чудес, также перенятой христианами .

Изображение Название Описание

Орфей Это христианизированные изображения языческого персонажа, Орфея. В руке он держит кифару , иногда в окружении зверей во фригийской шапке и восточном одеянии. Значения других языческих персонажей (Гелиос , Геракл) также были переосмыслены.

Добрый пастырь Большее число изображений Доброго Пастыря в катакомбах относится к III-IV векам. Возникновение и распространение данного символического изображения Иисуса относится к периоду гонений на первых христиан и возникло на основе сюжета евангельской притчи о заблудшей овце. Добрый Пастырь изображён в виде юноши без бороды, по большей части с короткими волосами, одетый в тунику . Иногда он стоит опершись на посох, а также в окружении овец и пальм.

Крещение Часто встречающееся изображение в катакомбной живописи. Существует в двух вариантах: евангельский рассказ о Крещении Господнем от Иоанна Предтечи и просто изображение таинства крещения . Главным отличием между сюжетами выступает символическое изображение Святого Духа в виде голубя на фресках Крещения Господня.

Учитель При изображении Христа-Учителя ему придавался образ античного философа , облачённого в тогу . Окружающие его ученики изображаются в образе юношей, наподобие студентов античных школ.

Христос Такие изображения отличаются от античной традиции: лицо Иисуса принимает более строгий и выразительный характер. Волосы изображаются длинными, часто с пробором посреди головы, добавляется борода, иногда разделённая на две части. Появляется изображение нимба .

Изображения Оранты

Изображение Название Описание

Адам и Ева Изображение библейских прародителей человечества встречается в различных вариантах: в сцене грехопадения , вместе с их детьми. Появление данного изображения в раннехристианской живописи обусловлено возникновением в христианском вероучении восприятия Иисуса Христа как нового Адама , искупившего своей смертью Первородный грех .

Иону выбрасывают в море Изображения Ионы можно часто встретить в катакомбах. Авторы росписей представили не только основу библейского сюжета об Ионе, но также детали: корабль, огромную рыбу (иногда в виде морского дракона), беседку. Иона изображен отдыхающим или спящим, олицетворяя «спящих» в кубикулах и саркофагах катакомб.

Появление изображений Ионы связано с пророчеством Христа о своём трехдневном пребывании во гробе , в которых он сравнил себя с Ионой (Мф. 12:38-40).

Появление таких изображений относят к IV веку , что было связано с возникновением почитания трёх вавилонских отроков как исповедников, оставшихся верными своей вере среди иноверцев (что было для первых христиан символично).

Агапы

Наиболее интересна для изучения раннехристианской обрядности фреска II века с изображением агапы, обнаруженная в 1893 году .

Число изображённых хлебов и рыб напоминает евангельское чудо умножения хлебов. Из анализа изображений агап исследователи пришли к выводу, что в раннехристианских общинах верующие получали хлеб из рук предстоятеля непосредственно в свои руки, а потом по очереди отпивали вино из чаши.

Надписи в катакомбах

Примеры катакомбных надписей

Собрание надписей из римских катакомб, составляющее в данный момент 10 томов , начал в 1861 году де Росси, продолжил с 1922 года Анджело Сильваньи, затем Антонио Ферруа. Джованни Батиста де Росси открыл катакомбы святого Каллиста благодаря фрагменту мраморной таблички с надписью NELIUS MARTYR . Учёный предположил, что речь идёт о мученнике Корнелии (CORNELIUS ), который, по источникам де Росси, должен был быть захоронен в катакомбах. Позднее, в крипте пап де Росси обнаружил вторую часть таблички с надписью EP (Episcopus ).

Множество надписей встречается на локулах на латинском и греческом (греч. ZOE - «жизнь») языках. Иногда латинские слова написаны по-гречески, или в одном слове встречаются буквы из этих языков. В катакомбных надписях встречаются названия видов захоронений: arcosolium (arcisolium, arcusolium ), cubiculum (cubuculum ), forma , имена фоссоров, описание их деятельности.

Посещение катакомб

Из всех катакомб Рима для посетителей в составе экскурсии, с обязательным гидом, открыты лишь 6 (вышеперечисленные христианские катакомбы, а также катакомбы святого Панкратия). В остальных катакомбах нет электрического освещения, их можно посетить при наличии разрешения папской комиссии по священной археологии . К наиболее интересным относится самые богатые росписями катакомбы святых Петра и Марцеллина (III-IV вв.) на Via Casilina .

В культуре

живопись : литература :

Процессия в катакомбах святого Каллиста

  • Некоторые эпизоды романа Александра Дюма-отца «Граф Монте-Кристо » (Монте-Кристо и Франц д’Эпине спасают захваченного разбойниками Альбера де Морсера, Данглар вынужден отдать украденные им деньги разбойникам) происходят в катакомбах святого Себастиана.
  • Генрик Сенкевич . Роман «Камо грядеши » (описано собрание христиан I века в римских катакомбах, однако такие собрания начались не ранее второй половины II века).
  • Р. Мональди, Ф. Сорти. «Imprimatur: В печать». Исторический детектив. М: АСТ , . ISBN 5-17-0333234-3
  • Чарльз Диккенс в «Картинах Италии» (англ. Pictures from Italy ) описал свои впечатления от посещения катакомб святого Себастьяна (единственные из известных в 1840-х годах):

Измождённый монах-францисканец с диким горящим взором был единственным нашим проводником в этих глубоких и жутких подземельях. Узкие проходы и отверстия в стенах, уходившие то в ту, то в другую сторону, в сочетании со спертым, тяжёлым воздухом вскоре вытеснили всякое воспоминание о пути, которым мы шли… Мы проходили между могил мучеников за веру: шли по длинным сводчатым подземным дорогам, расходившимся во всех направлениях и перегороженным кое-где каменными завалами… Могилы, могилы, могилы! Могилы мужчин, женщин и их детей, выбегавших навстречу преследователям, крича: «Мы христиане! Мы христиане! », чтобы их убили убили вместе с родителями; могилы с грубо высеченною на каменных гранях пальмою мученичества; маленькие ниши, вырубленные в скале для хранения сосуда с кровью святого мученика; могилы некоторых из них, кто жил здесь много лет, руководя остальными и проповедуя истину, надежду и утешение у грубо сложенных алтарей, таких прочных, что они стоят там и сейчас; большие по размерам и ещё более страшные могилы, где сотни людей, застигнутых преследователями врасплох, были окружены и наглухо замурованы, погребены заживо и медленно умирали голодной смертью.
Торжество веры не там, на земле, не в наших роскошных церквах , - сказал францисканец, окидывая нас взглядом, когда мы остановились передохнуть в одном из низких проходов, где кости и прах окружали нас со всех сторон, - её торжество здесь, посреди мучеников за веру!

музеи :
  • Музей Пио-Кристиано в Ватикане посвящён собранию раннехристианских произведений искусства, найденных в римских катакомбах: мраморные языческие и христианские саркофаги, статуи, таблички с надписями на латинском и греческом языках.
  • В музее сакрального искусства в библиотеке Ватикана (итал. Museo Sacro ) находятся артефакты из римских катакомб и церквей: лампы с иудейскими и христианскими символами, изделия из стекла, медальоны.
  • В музее Кьярамонти в Ватикане представлены множество саркофагов I-IV вв.
  • Часть коллекции античного периода Национального римского музея составляют иудейские саркофаги, таблички с надписями, большое число артефактов из языческих гробниц.

Примечания

  1. Fink, Joseph Die römischen Katakomben. - Mainz: Philipp von Zabern, 1997. - ISBN 3-8053-1565-1
  2. Интерактивная карта Рима с указанием катакомб и гипогеев (англ.) . Проверено 13 февраля 2009.
  3. Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб, 1917. С. 73
  4. Голубцов А. П. Указ. соч. С. 332
  5. Голубцов А. П. Указ. соч. С. 333
  6. Места молитвенных собраний христиан I-III веков // Голубцов А. П. Из чтений по Церковной Археологии и Литургике
  7. лат. Monumentum Valerii Mercurii et Iulittes Iuliani et Quintilies verecundes libertis libertabusque posterisque eoiiim at religionem pertinentes (pertinentibus) meam
  8. лат. Marcus Antonius Restutus fecit ypogeum sibi et suis fidentibus in Domino
  9. Попов И. В. О почитании святых мощей // Журнал Московской Патриархии. № 1. 1997.
  10. В оригинале εν κοιμητηρίοις .
  11. Апостольские постановления. VI:30
  12. Бароний. Церковные анналы
  13. Зарайский В. Два эпохальных открытия
  14. Иоанн Мейендорф Единство империи и разделение христиан . Глава II. Структура церкви
  15. Антонио Бозио
  16. Fink, Joseph. - Mainz: vom Zabern, 1997.-С. 77 ISBN 3-8053-1565-1
  17. Покровский Н. В. Живопись катакомб (По изд.: Очерки памятников христианского искусства. Санкт-Петербург, Лига-плюс, 2000)

Древние улицы Рима скрывают в своих недрах ещё один город, наполненный таинственными лабиринтами и мрачными подземельями. Это катакомбы. Они протянулись под городом на сотню километров. Археологами обнаружены десятки разветвленных систем коридоров и ниш. Для экскурсий открыта только малая их часть, и те, что открыты, пользуются большой популярностью у путешественников

Подземная история христианства

Обычно считается, что катакомбы это сеть подземных тоннелей, образованная в результате работ на каменоломнях или построенная в качестве бомбоубежищ. Но это ошибочное мнение. Изначально катакомбами называли подземные галереи, используемые для погребения усопших и проведения религиозных церемоний в небольших часовнях. Практика погребения усопших в катакомбах существовала в Риме вплоть до четвертого века. За это время в них было похоронено около 750 тысяч человек.

Катакомбы представляют собой подземные лабиринты, проделанные в легко обрабатываемой пористой породе (туфе). По обе стороны от коридоров располагаются небольшие помещения, вмещающие несколько могил. Их называют кубикулами. Изначально это слово обозначало спальное место в доме у римлян. Кубикулы являлись фамильными склепами, в которых располагались усыпальницы зажиточных граждан. Тех, кто не мог себе позволить отдельные кубикулы, хоронили в узких нишах, расположенных по бокам основных коридоров.

Катакомбы святого мученика Себастьяна (Catacombe di San Sebastiano)

Римские катакомбы использовались во времена язычества, а со второго века в них стали хоронить последователей Христа. Любопытно в этом отношении место погребения мученика раннехристианской эпохи Себастьяна. В нем можно отследить интересный переход: языческие надписи и изображения сменяются христианскими символами. Здесь, в пугающей тишине, расположилась крипта римского легионера, гонимого за свою веру и осуждённого на смерть. В настоящее время мощи Себастьяна покоятся в церкви его имени. В четвертом веке ее возвели поверх катакомб.

По преданию, здесь же, были погребены мощи Павла и Петра, учеников и последователей Иисуса. Они были казнены римскими солдатами в первом веке. Безмолвные стены сохранили надпись, гласящую о том, что "здесь почивали святые".

Расположены: via Appia Antica 136, сайт http://www.catacombe.org/

Катакомбы Присциллы (Catacombe di Priscilla)


Это самые старые римские катакомбы. Территорией, где они вырыты, когда-то владел Акилий Глабрий. К его роду принадлежала и Присцилла, именем которой названо захоронение. Ее казнили по распоряжению императора Домициана, гонителя христиан.

На территории катакомб воздвигнута капелла, в которой встречаются надписи на греческом. В капелле можно увидеть картину таинства причащения, рисунок Девы Марии с младенцем на руках, а также образы других библейских героев. Эти изображения появились здесь во втором веке.

Расположены: via Salaria, 430 сайт http://www.catacombepriscilla.com/

Катакомбы святой Домитиллы (Catacombe di Domitilla)

Они расположены на территории фамильного поместья семьи Флавиев. Историки предполагают (хотя это до конца не установлено), что Домитилла это внучка римского императора Веспасиана, принявшая мученическую смерть за свою веру. Хоронили усопших в этом месте вплоть до четвертого века. Из-за нехватки места, ниши в стенах располагались в четыре этажа. В катакомбах Домитиллы сохранилось уникальное изображение Иисуса Христа, в образе Доброго Пастыря.

Расположены: via delle Sette Chiese, 282 сайт http://www.domitilla.info/

Катакомбы святой Агнессы (Catacombe di Sant"Agnese)


Место названо именем мученицы Агнессы Римской, причисленной к лику святых. На стенах подземелья нет традиционных рисунков с христианской символикой, но в двух галереях можно увидеть надписи (эпитафии). Мощи святой Агнессы находятся в базилике Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, возведённой над катакомбами в четвертом веке. Ее построили по решению дочери императора Константина. В этой базилике и покоятся останки святой Агнессы, перенесенные из подземного захоронения.

Расположение: via Nomentana 349, сайт http://www.santagnese.org/catacombe.htm

Катакомбы святого Каллиста (Catacombe di San Callisto)


Катакомбы Каллиста - крупнейший комплекс христианских катакомб в Риме. Его протяжённость - около 20 км. Галереи захоронений и кладбищ насчитывают 170 тысяч могил христиан, погребенных на четырёх уровнях. Назвали катакомбы по имени римского священнослужителя Каллиста, при жизни занимался организацией похорон христиан.

Захоронения еще исследуются учеными, поэтому для экскурсий доступна только их часть. На территории погребальных галерей посетители могут увидеть три крипты (большие помещения с захоронениями):

Пещера пап. Получила название в честь шести пап, нашедших покой в её стенах. Кроме них здесь погребено множество епископов и святых. Захоронения относятся к третьему веку.

Крипта святых таинств. Представляет собой пять кубикул, предназначенных для захоронения одной семьи. Крипта украшена фресками, каждая из которых рассказывает о великих божественных свершениях: таинстве крещения, обряде причастия и будущего воскресения.

Крипта святой Цецилии. Место расположения саркофага Цецилии римской - мученицы третьего века, причисленной католической церковью к ликам святых. Она известна как активная сторонница христианской веры, приведшая к Богу около 400 римлян. На стенах крипты выгравированы греческие эпитафии и уникальные фрески.

Расположены: via Appia Antica 110/126 сайт http://www.catacombe.roma.it/it/index.php

Добро пожаловать на интересные экскурсии в Риме!

Столица Италии полна загадок. Одной из таких являются катакомбы Рима, которые представляют собой подземные лабиринты. С I века в них погребают усопших святых людей. Туристов подземные ходы привлекают таинственностью, оформлением и возможностью прикоснуться к истории популярного города.

История

Первых христиан погребали в катакомбах из туфа, так как считали данный вариант захоронения самым достойным. Так в Риме похоронили почти 750 000 человек. Но в V веке погребения утратили своё значение и были прекращены. Папа Мельхиад стал последним, чьи останки похоронили в подземных лабиринтах.

Какое-то время эти места привлекали паломников, желающих помолиться на могилах мучеников, однако из-за того, что мощи святых постепенно извлекались, интерес всё больше угасал. Изучением усыпальниц в XVI веке впервые занялся профессор-теолог Онуфрий Панвинио, его исследования продолжил Антонио Босио.

Полномасштабные исследовательские работы в подземелье начались в XIX веке. Управляет ими специально созданная Папская Комиссия по священной археологии.

Катакомбы Рима делятся на:

  • христианские;
  • синкретические;
  • иудейские

В общей сложности существует больше 60 известных усыпальниц, общей протяжённостью около 160 км. Значительная часть из них проходит под Аппиевой дорогой.

Катакомбы христианские

Римские катакомбы, созданные для первых христиан, считаются самыми старинными. Их достаточно много, но для туристов открыты только 5, о которых упоминается ниже. Посещение ведётся с гидом в составе полноценного экскурсионного тура. Остальные лабиринты не оснащены электрическим освещением и опасны, поэтому вход в них возможен только с разрешения Папской Комиссии.

Захоронения названы в честь мученика, жившего в раннехристианские годы. Примечательно, что изначально это были языческие усыпальницы, которые со временем стали христианскими. Переход вероисповедания просматривается на изображениях, где переплетаются языческие и христианские сюжеты.

Считается, что в III веке в катакомбах Рима покоились апостолы Павел и Петр. Из памяток об этом сохранилась только надпись: «Тут почивали святые Пётр и Павел». В IV веке над захоронениями построили одноимённый храм Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура, куда были перенесены мощи Себастьяна.

Адрес: via Appia Antica 136.

Время работы: ежедневно, с 10:00 до 16:30, кроме воскресенья.

Цена: 5 евро для детей и льготников, 8 евро для взрослых.

Официальный сайт

Данные захоронения самые старые. Ранее этой территорией владел Акилий Глабрий, к роду которого принадлежала Присцилла. Считается, что её казнили за верность христианству. В катакомбах Присциллы воздвигнута капелла с греческими надписями и рисунками, изображающими героев Библии. Самым значимым рисунком является Дева Мария с младенцем.

Адрес: via Salaria, 430.

Время работы: каждый день, с 09.00 до 17.00, кроме понедельника.

Цена: 8 евро – полный билет и 5 евро – льготный.

Официальный сайт

Подземелье названо в честь внучки римского императора Веспасиана - Домитиллы, которая приняла мученическую смерть за веру в Христа. Здесь схоронили так много людей, что ниши для тел располагаются в четыре этажа, каждый из которых не менее 5 метров в высоту.

Усыпальница интересна оформлением. На её стенах имеются росписи с уникальным изображением Иисуса Христа, а также раннехристианские символы с определёнными значениями. Это подземелье – настоящее искусство, открывающее дверь в античный мир.

Адрес: via delle Sette Chiese, 282.

График работы: ежедневно, с 9.00 до 17.00, кроме вторника.

Цена: взрослый билет – 8 евро, льготный – 5 евро.

Официальный сайт

Агнесса Римская, в честь которой названа усыпальница, была причислена к лику святых за свою непоколебимую веру. На стенах здесь нет традиционных христианских рисунков, но в нескольких галереях имеются эпитафии.

Над лабиринтом в 342 году была воздвигнута базилика Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, где с тех пор покоятся мощи святой Агнессы. Настояла на этом Констанция - дочь императора Константина Великого.

Адрес: via Nomentana 349.

Время работы: 9.00-15.30.

Цена: 8 евро – полный билет, 5 евро – для льготников и детей.

Официальный сайт

Данный подземный комплекс самый крупный в Риме. Его протяжённость – более 20 км, а в галереях насчитывается 170 000 могил на четырёх этажах. Названы захоронения в честь римского священнослужителя Каллиста, который при жизни организовывал похороны христиан.

Лабиринты ещё полностью не изучены, поэтому туристы могут посетить только их часть. Среди галерей выделяют три основных крипты, где покоятся скелеты:

  1. Пещера пап, названная в честь 6 пап, мощи которых хранятся в её стенах. Тут же погребено множество святых людей.
  2. Крипта святых таинств, где пространства хватает для захоронения всей семьи. Помещение украшено фресками с изображением таинства крещения, обряда будущего воскресения и причастия.
  3. Крипта святой Цецилии, являющейся местом захоронения Цецилии римской – мученицы, причисленной к лику святых. Она привела к Богу почти 400 римлян и была верна своей вере до последнего вздоха.

Каждая галерея по-своему удивительна и оформлена в уникальном стиле. По рисункам и надписям историки и ученые изучают настоящие события, легенды, культуру христианства.

Адрес : via Appia Antica 110/126.

График работы: с 9:00 до 15.30, каждый день, кроме среды.

Цена: взрослый билет – 8 евро, льготный – 5 евро, детям до 6 лет вход свободный.

Официальный сайт

Иудейские катакомбы

Археологам известны иудейские катакомбы, находящиеся под Villa Torlonia и Vigna Randanini. Их обнаружили в 1859 году, но вход замуровали до конца XX века. Лишь тогда их всё же отреставрировали и разрешили посещать. Ученые определили возраст захоронений – приблизительно 50 год до нашей эры.

Архитектура иудейских и христианских катакомб практически одинаковая . Отличие заключается только в том, что иудейские усыпальницы сначала были созданы в виде отдельных склепов, а уже позднее соединены специальными ходами.

Оформление поражает красотой и величественностью, на рисунках изображены различные животные, птицы, символы и фигуры. Отсутствуют лишь изображения эпизодов из Ветхого Завета, что тоже является отличительной особенностью данных подземелий.

Синкретические катакомбы

Загадка римских катакомб кроется в вопросах о том, кто и когда именно их создал. К примеру, синкретические захоронения были сделаны под храмами, но в их оформлении сочетаются мотивы христианства, а также греческой и римской философии. Поэтому сложно точно определить год их образования.

Самыми известными синкретическими катакомбами является подземная церковь, обнаруженная в районе вокзала Термини в 1917 году. Её глубина – 12 метров, а на стенах красуется лепнина с изображениями мифологических персонажей.

Как добраться?

Главный вопрос, волнующий туристов: «Как попасть к римским гробницам?». Подземные лабиринты располагаются в разных районах города, поэтому однозначного ответа на него нет. Чтобы построить маршрут, нужно выбрать определённую экскурсию. У большинства из катакомб имеются официальные сайты, где можно посмотреть схему проезда.

К примеру, самые посещаемые катакомбы Присциллы находятся недалеко от парка Villa Ada. В данном направлении ездят автобусы №№ 92 и 86, нужная остановка называется Piazza Crati.

Первые Римские катакомбы катакомбы образовались из единичных захоронений на семейных кладбищах и в склепах богатых римлян, откуда первохристиане стали делать шахты, прорубать коридоры и обустраивать погребальные ниши.

ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ РАН НИХ ХРИСТИАН

В течение трех веков с невероятным терпением первохристиане языческого Рима выдалбливали в каменном основании столицы империи сотни тысяч ниш для погребения своих мертвых.

Римские катакомбы — места погребений, в основном в период раннего христианства — находятся вдоль римских дорог, в местах традиционно отведенных под некрополи: дело в том, что закон запрещал хоронить внутри городских стен, поэтому римские дороги за сотни лет приняли характер кладбищ — сначала языческих с мавзолеями и колумбариями, а в первые века нашей эры — христианских, в виде катакомб. Наиболее крупное скопление этих подземных кладбищ лежит в низине вдоль Аппиевой дороги между церковью Св. Себастьяна (нередко именуемой «храм Себастьяна-на-катакомбах») и цирком Максенция. Начиная с IV в. христианское кладбище около этого места называлось «Кладбищем в катакомбах» (Coemeterium ad Catacumbas).

Первые римские катакомбы известны с дохристианских времен, как, например, иудейские катакомбы на Аппиевой дороге. Ведутся споры относительно происхождения катакомб. Одни утверждают, что это — остатки древних каменоломен, где добывали горшечную глину-пуццолан. Другие настаивают, что римские катакомбы изначально создавались как христианский некрополь. В доказательство приводится ширина коридоров: они настолько узки, что непригодны для добычи чего-либо.

Самые ранние гробницы появились в катакомбах Домитиллы и Присциллы.

Катакомбы Домитиллы — самые большие в Риме. Первые — еще языческие — захоронения относятся к I в., во II в. территория этих катакомб расширилась и стала исключительно христианским захоронением. В III—IV вв. катакомбы Домитиллы разрослись до 4 этажей по 5 м в высоту каждый.

Трехуровневые захоронения в катакомбах Присциллы относятся к II—V вв. Эти катакомбы прославились тем, что здесь оказались погребенными семь пап и среди них — Святой Сильвестр I, которому, по легенде, император Константин передал власть над западной половиной Римской империи.

Домитилла и Присцилла — мученицы эпохи раннего христианства. После того как в народе утвердились эти названия катакомб, сложилась традиция, и прочие катакомбы стали называть именами святых мучеников.

Давно опровергнуто распространенное мнение, что римские катакомбы были укрытием для ранних христиан, преследуемых язычниками. Это было бы невозможно: все входы и выходы из катакомб, а также их внутреннее устройство были хорошо известны римским властям. Более того, и сегодня видно, что входы в катакомбы ведут к широким лестницам, а оттуда — прямо в лабиринт.

IV в. стал веком максимального разрастания катакомб и... их упадка.

После того как император Константин Великий (272-337 гг.) провозгласил христианство господствующей религией Рима, прекратились и гонения на христиан. Катакомбы утратили свое значение, а для погребения стали использовать обычные кладбища. Но, утратив свое первоначальное предназначение, катакомбы превратились в место паломничества: ведь здесь покоился прах множества мучеников. Паломники оставили после себя немало изображений и надписей, в настоящее время обладающих огромной культурной и исторической ценностью.

Когда на Рим напали готы Алариха в 410 г., а затем вандалы в 455 г., они грабили и катакомбы тоже. После готов расхищением катакомб занялись и обычные горожане. Чтобы прекратить разграбление, в VIII—IX вв. большинство останков мучеников и святых было перенесено из катакомб к церквям в границах города.

В дальнейшем интерес к катакомбам проявляли лишь исследователи-одиночки. Лишь в XIX в. началось планомерное изучение катакомб, чему способствовало учреждение в 1925 г. папой Пием XI Института христианской археологии при понтифике. С 1929 г. исследованиями катакомб занимается Папская Комиссия по священной археологии.

ОТ ЛОКУЛУСА ДО АРКОСОЛ ИУМА

Эти латинские слова обозначают различные типы погребений в катакомбах, сделанные в зависимости от материального состояния и общественного положения усопшего при жизни.

Сегодня в окрестностях Рима обнаружено около 50 катакомб. Чаще всего открытие катакомб происходило случайно, когда люди или пасущийся скот проваливались в подземные пустоты. Иногда это открытие становилось результатом целенаправленных поисков, основанных на изучении «итинерариев» — описаний путешествий первых паломников, посещавших захоронения мучеников в период с IV по XIII в., когда этот жанр латинской христианской литературы утратил популярность.

Все катакомбы вырублены в пористом вулканическом туфе, характерном для окрестностей Рима.

Катакомбы есть небольшие по размеру, такие, как те, что были найдены в 1956 г. на Виа Латина — одной из древнейших римских дорог. Самые большие — катакомбы Домитиллы и Святого Каллиста — запутанный лабиринт коридоров протяженностью около 20 км на четырех уровнях, где сосредоточено до 170 тыс. погребений.

Про общую протяженность римских катакомб можно говорить только приблизительно: более-менее исследовано и пройдено до 150 км, предположительно же длина галерей около тысячи километров.

Коридоры и галереи иногда сужаются настолько, что по ним едва можно пробраться. Потолок коридоров всегда плоский, иногда с небольшим сводом.

Историки считают, что в римских катакомбах несколько миллионов захоронений, пока же найдено до 800 тыс. в отдельных погребальных камерах.

В ранней древности погребальные сооружения были в виде примитивной loculus — прямоугольной ниши в длину человеческого тела, проделанной перпендикулярно стене коридора или склепа и заложенной глиняной или мраморной плитой, на которой вырезали или наносили краской имя покойного и благочестивую эпитафию: «Покойся с миром», «Да пребудет с тобой Господь». Иногда нишу запечатывали оттиском монеты на свежем растворе. Ниши, располагавшиеся в 3 -7 ярусов, образовывали разветвленную систему галерей. Еще более простой способ погребения — forma — углубление в полу коридора.

Людей богатых хоронили в sepulcrum a mensa, или «столовой гробнице», — вырубленной в стене прямоугольной нише с углублением в полу, а также в arcosolium — гробнице с входом в виде арки. Если семья покойного могла себе это позволить, покойного хоронили в дорогом мраморном solium (саркофаге) и отдельном склепе-крипте.

Когда христианская община разрослась, к таким захоронениям стали собираться многочисленные верующие, некоторые крипты пришлось расширить, поднять свод и соединить несколько в одну, образовав капеллы для богослужений.

Все эти галереи и коридоры расположены в нескольких уровнях (этажах), соединяющихся каменными ступенями.

Захоронения в катакомбах не только христианские, но также иудейские и синкретические, которые трудно отнести к конкретной религии. В этом нашел свое отражение непростой процесс формирования монотеистического мировоззрения.

Обычные сюжеты фресок катакомбных залов-молелен — сюжеты историй из Ветхого и Нового Завета: Даниил во рву со львами, Дева Мария на троне, волхвы, Христос и апостолы. И повсюду — раннехристианские символы: рыба, ягненок, якорь и голубь. Попадаются и светские темы, немыслимые в более поздних «надземных» храмах: например,сцены на рынке.

Все рисунки — памятники позднеантичного и частично раннесредневекового искусства.

ДОСТОПРИМЕЧА-ТЕЛЬНОСТИ

Катакомбы (наиболее известные):

■ Иудейские (под Вилла-Торлония и Винья-Ранданини, 50 г. до н. э.),

■ Синкретические (I в. до н. э.).

■ Христианские (Святого Себастьяна, Домитиллы, Присциллы, Святой Агнессы, Святого Каллиста, на Виа Латина, I—IV вв.).

Исторические:

■ Предместья у Стены Аврелиана.

■ Аппиева дорога (312 г. до н. э.).

■ Дорога Виа Латина (V-IV вв. до н. э.).

■ Цирк Максенция (309 г.).

Культовые:

■ Церковь Сан-Себастьяна-фуори-ле-Мура (Св. Себастьяна, 340 г.),

■ Базилика Санти-Нерео-э-Акиллео (IV в.).

■ Базилика Сан-Аньезе-фуори-ле-Мура (342 г.).

■ Слово «катакомбы» в переводе с латинского языка буквально означает «подземное помещение», причем являющиеся не творением природы, а делом рук человека. Лишь со временем так стали называть любые лабиринты как естественного происхождения, так и прорубленные человеком в подземном каменном массиве, в том числе и для добычи полезных ископаемых. Изначальное же значение этого слова — подземелье, назначенное для погребения усопших, собраний ранних христиан для тайного совершения богослужения и спасения от преследований со стороны языческой власти Рима.
■ Кроме Рима крупные катакомбы — христианские некрополи — сооружены в итальянских городах Неаполь и Сиракуза, а также в Александрии (), Пече (), на острове и в Киево-Печерской лавре (Киев, ).
■ В строительном отношении катакомбы создавались так же, как рудники, с рассчитанной высотой штреков, устройством вертикальных опор и даже системой вентиляции и световыми шахтами-луминариумами. Катакомбы прорубали фоссоры (землекопы), объединенные в подобие нынешнего профсоюза. Труд фоссоров был очень тяжел, при этом они занимали самую низшую ступень в иерархической структуре ранней христианской общины. На некоторых фресках в катакомбах сохранились изображения фоссоров в строительной одежде и с рабочим инструментом в руках.
■ Парижские катакомбы, хотя и называются таковыми, на самом деле являются старыми каменоломнями. Специально для погребальных целей их не сооружали, а собранные в них миллионы костей — из упраздненных городских кладбищ и могил, окружавших разрушенные в разное время церкви.
■ Поначалу подземные захоронения христиан в Риме именовались на римский манер — цеметерии, гипогеи или ареи. Название «катакомбы» появилось впервые в IV в. по отношению к цеметерии Св. Себастиана, а закрепилось за ними лишь в IX в.
■ Катакомбные захоронения христиан почти во всех деталях походили на еврейские погребения, и современники не видели между ними никакой разницы.
■ Отдельные сцены из романа Александра Дюма-отца «Граф Монте-Кристо» происходят в катакомбах Святого Себастиана, где Монте-Кристо и Франц д’Эпине спасают захваченного разбойниками Альбера де Морсера. Писатель был недалек от истины: в XIX в. по римским катакомбам мог разгуливать кто угодно.
■ В соответствии с параграфом Латеранских соглашений (договоров об отношениях между Италией и Ватиканом от 1929 г.) катакомбы под Ватиканом стали частью территории Папского государства.
■ Из 47 римских катакомб только пять открыты для посещений. Таким образом, власти страны пытаются защитить хрупкое историческое наследие и проявить уважение к покойным.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Местонахождение: Рим, .
Первые захоронения: I в.
Язык: итальянский.
Этнический состав: итальянцы.
Религия: католицизм.
Денежная единица: евро.

ЦИФРЫ

Количество катакомб: 47.
Протяженность галерей: 100-150 км (предположи-тельно — свыше 1000 км).
Захоронения: 600-800 тыс.

КЛИМАТ

Субтропический средиземноморский.
Средняя температура января: +8°С.
Средняя температура июля: +24°С.
Среднегодовое количество осадков: 660 мм.

Уже в I в. в Риме появляются катакомбы - подземные кладбища христиан.
Слово «катакомбы» произошло от греческих слов «ката кюмбэн» (около углубления) и вошло в употребление в III-IV вв.; император Максенций в начале IV в. построил цирк около понижения местности у Аппиевой дороги, на третьей, миле от Рима, недалеко от круглого мавзолея Цецилии Метеллы". Подземное кладбище христиан возникло здесь еще в III в., и на него перешло название местности (впоследствии наименование «катакомбы» распространилось на все подземные христианские кладбища).

Самыми древними являются катакомбы Присциллы на Салариевой дороге и Домициллы на Ардеатинской дороге. Они носят имена знатных римлянок-христианок I в. Согласно христианской традиции Присцилла, мать сенатора Пудента, в своем доме на Виминале принимала апостола Петра, первого главу римской христианской общины, казненного в 64 или 67 г.

Домицилла - женщина из императорского рода Флавиев (известны две Фла-вии Домициллы, причастные к христианству: жена Тита Флавия Клемента, консула 95 г., и дочь сестры этого консула, изгнанная из Рима за привержен-ность к новой вере; сам консул был убит по повелению Домициана, вероятно, по той же причине).
Для устройства подземных кладбищ христиане скачала использовали старые каменоломни в туфовой породе, находившиеся на расстоянии от одной до трех миль южнее Рима; туф - исключительно удобный камень, так как прорытые в нем коридоры не осыпаются и не требуют особых подпорок. Римские катакомбы, однако, как правило, являются не бывшими каменоломнями, а специально созданными подземными кладбищами в слоях зернистого туфа: сначала вырубали лестницу, а потом - коридоры с нишами в стенах и небольшие комнатки.
Катакомбы возникли на земельных участках, принадлежавших богатым римлянам, которые стали приверженцами христианства. Со временем протяженность подземных коридоров увеличивалась настолько, что достигала границ земельного участка, и тогда приходилось углубляться в землю и начинать рыть второй ярус; в некоторых катакомбах имеется по пять ярусов, причем верхний является самым древним, а низшие - более поздними. Верхний ярус обычно расположен на глубине от трех до восьми метров. Одно из самых глубоких мест в римских катакомбах - это нижний ярус катакомб Каллиста около Аппиевой дороги; он находится на глубине 25 м.
В катакомбах есть три основных вида помещений для погребений: локули, аркосолии и кубикули. Локули - это горизонтальные ниши в стенах, куда замуровывали трупы; аркосолии - небольшие своды в стенах, под которыми в каменных ящиках хоронили усопших; кубикули - маленькие комнатки с саркофагами. Бедноту хоронили в локулях, людей побогаче - в аркосолиях, а самых значительных - в каменных саркофагах в кубикулях. Катакомбы сделаны очень экономично: лестницы узкие с высокими ступенями, коридоры настолько тесные, что местами с трудом могут разойтись два человека, а в кубикулях едва могут уместиться стоя двадцать человек. Катакомбы предназначались только для погребения и не служили ни местом собраний, ни убежищем от преследований. Всего в Риме существует более семидесяти катакомб.
За период от 150 до 400 г. в них было погребено от 500 до 700 тысяч человек. Общая протяженность изученных подземных коридоров составляет около 900 км; часть катакомб не исследована.
С III в. в катакомбах появляются росписи; в художественном плане они не отличаются сколько-нибудь существенно от современного им языческого искусства; в них еще много чисто декоративных элементов. Христианское мироощущение проявляется главным образом в библейских сюжетах, а не в приемах живописи.
Христианство проповедовало равенство людей не реальное, а только духовное, то есть равенство пред богом единым. Свидетельства такого понимания равенства сохранились в катакомбах. Например, в катакомбах Домициллы есть надпись:
«...Флавии Сперанде, святейшей жене, несравненной матери всех, которая прожила со мной 28 лет и 8 месяцев без какой бы то ни было досады. Онесифор, муж светлейшей матроны, достойно заслужившей, сделал (надгробие)» .
Судя по имени, Онесифор - раб; он женился на женщине сенаторского сословия, на что указывает ее титул «светлейшая». Согласно императорским постановлениям II в. женщина теряла этот титул, если выходила замуж не за сенатора; если же она выходила замуж за вольноотпущенника или раба, то такой брак вообще не признавался действительным. Однако римский епископ Каллист I (217-222) объявил для христиан подобные браки законными. Данная надпись свидетельствует о том, что такие браки действительно существовали. Судя по языку подлинника (в нем много отступлений от норм литературной латыни), Онесифор был человеком малокультурным, но, как видно, это не послужило препятствием к его благополучному браку с римлянкой высшего сословия.


Большее число изображений Доброго Пастыря в катакомбах относится к III-IV векам.


Катакомба Домициллы. 4 век.


Catacomba di Commodilla. Roma




Катакомбы святых Петра и Марцеллина.


Катакомбы святых Петра и Марцеллина
слева - Адам и Ева, справа - Оранта


Апостол Павел (фреска IV века)


Крещение Господне (фреска начала III века)


Евхаристический хлеб и рыба (катакомбы святого Каллиста)


Существует в двух вариантах: евангельский рассказ о Крещении Господнем от Иоанна Предтечи и просто изображение таинства крещения. Главным отличием между сюжетами выступает символическое изображение Святого Духа в виде голубя на фресках Крещения Господня.


Древняя икона Христа


Адам и Ева


Иону выбрасывают в море
Изображения Ионы можно часто встретить в катакомбах. Авторы росписей представили не только основу библейского сюжета об Ионе, но также детали: корабль, огромную рыбу (иногда в виде морского дракона), беседку. Иона изображен отдыхающим или спящим, олицетворяя «спящих» в кубикулах и саркофагах катакомб.
Появление изображений Ионы связано с пророчеством Христа о своём трехдневном пребывании во гробе, в которых он сравнил себя с Ионой (Мф.12:38-40).


Изображения четырех апостолов – Петра, Павла, Андрея и Иоанна в Риме в катакомбах усыпальницы Санта Текла. IV век.


Адам и Ева с сыновьями. Катакомбы на виа Латина