Иногда хочется быть простым человеком. Муфтий шейх Гайнутдин Равиль Исмагилович

Предшественник: Сам, как председатель президиума ДУМЦЕР 29 января 1994 года - 9 декабря 1998 года Преемник: Сам, как председатель президиума ДУМЕР Имя при рождении: Равиль Исмагилович Гайнутдинов Оригинал имени
при рождении: Равил Исмәгыйл улы Гайнетдинев Рождение: 25 августа (1959-08-25 ) (60 лет)
дер. Шали, Пестречинский район , Татарская АССР , РСФСР , СССР Награды:

Биография

Равиль Исмагилович родился 25 августа , в дер. Шали , Пестречинского района Татарской АССР в татарской семье .

Работал ассистентом режиссёра на Казанском телевидении. В 1979 году поступил в медресе «Мир Араб» в Бухаре (Узбекистан), после окончания становится первым имам-хатыбом второй казанской соборной мечети «Нур Ислам ». В 1985 году назначен ответственным секретарём Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири в Уфе. В 1987 году становится имам-хатыбом московской соборной мечети , в 1988 году - главным имам-хатыбом. В 1991 году избран президентом Исламского центра Москвы и Московской области.

29 января 1994 года избран муфтием, председателем Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России. 1 июля 1996 года избран председателем Совета муфтиев России .

Женат, отец двух дочерей.

Профессор Московского исламского университета, Международной славянской академии, Международной академии информатизации, Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации .

Взгляды и высказывания

Награды

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (23 марта 2015 года) - за большой вклад в укрепление межнационального и межконфессионального мира и согласия в обществе
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (11 августа 2009 года) - за большой вклад в развитие духовной культуры и укрепление дружбы между народами
  • Орден Почёта (15 января 2004 года) - за большой вклад в укрепление гражданского мира и межконфессионального сотрудничества
  • Орден Дружбы (6 октября 1997 года)- за большой вклад в укрепление экономики, развитие социальной сферы и в связи с 850-летием основания Москвы
  • Благодарность Президента Российской Федерации (23 августа 1999 года) - за большой вклад в установление мира и согласия в обществе
  • Орден Звезды Иерусалима (Палестинская национальная администрация , 2015 год) .
  • Медаль «10 лет Астане» (Казахстан)
  • Медаль «20 лет независимости Республики Казахстан» (Казахстан , )
  • Золотая медаль «За миротворческую и благотворительную деятельность» (2011 год) - за активную деятельность по духовному возрождению России, большой вклад в развитие миротворчества и межконфессионального диалога .
  • Знак отличия «За безупречную службу городу Москве» XXV лет (17 октября 2012 года) - за большой вклад в укрепление межконфессионального мира и согласия, многолетнюю плодотворную деятельность на благо города Москвы
  • Благодарность Мэра Москвы (24 августа 2009 года) - за большой вклад в укрепление межконфессионального мира и согласия в городе Москве и в связи с 50-летием со дня рождения
  • Медаль «За доблестный труд» (Татарстан , 21 августа 2009 года)
  • Орденом «За Заслуги» (Ингушетия)

Напишите отзыв о статье "Гайнутдин, Равиль Исмагилович"

Примечания

  1. Интерфакс 24 сентября 2009.
  2. NEWSru 24 сентября 2009.
  3. NEWSru 29 сентября 2009.
  4. 16 декабря 2010.
  5. (рус.) . Официальный сайт Президента Российской Федерации (14 августа 2009 года). Проверено 14 августа 2009. .
  6. (рус.) . Официальный сайт Президента Российской Федерации (2004 год). Проверено 14 августа 2009. .

Литература

  • Силантьев Р. А. // Независимая газета . - 02.06.2015.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Гайнутдин, Равиль Исмагилович

Граф Орлов Денисов с казаками (самый незначительный отряд из всех других) один попал на свое место и в свое время. Отряд этот остановился у крайней опушки леса, на тропинке из деревни Стромиловой в Дмитровское.
Перед зарею задремавшего графа Орлова разбудили. Привели перебежчика из французского лагеря. Это был польский унтер офицер корпуса Понятовского. Унтер офицер этот по польски объяснил, что он перебежал потому, что его обидели по службе, что ему давно бы пора быть офицером, что он храбрее всех и потому бросил их и хочет их наказать. Он говорил, что Мюрат ночует в версте от них и что, ежели ему дадут сто человек конвою, он живьем возьмет его. Граф Орлов Денисов посоветовался с своими товарищами. Предложение было слишком лестно, чтобы отказаться. Все вызывались ехать, все советовали попытаться. После многих споров и соображений генерал майор Греков с двумя казачьими полками решился ехать с унтер офицером.
– Ну помни же, – сказал граф Орлов Денисов унтер офицеру, отпуская его, – в случае ты соврал, я тебя велю повесить, как собаку, а правда – сто червонцев.
Унтер офицер с решительным видом не отвечал на эти слова, сел верхом и поехал с быстро собравшимся Грековым. Они скрылись в лесу. Граф Орлов, пожимаясь от свежести начинавшего брезжить утра, взволнованный тем, что им затеяно на свою ответственность, проводив Грекова, вышел из леса и стал оглядывать неприятельский лагерь, видневшийся теперь обманчиво в свете начинавшегося утра и догоравших костров. Справа от графа Орлова Денисова, по открытому склону, должны были показаться наши колонны. Граф Орлов глядел туда; но несмотря на то, что издалека они были бы заметны, колонн этих не было видно. Во французском лагере, как показалось графу Орлову Денисову, и в особенности по словам его очень зоркого адъютанта, начинали шевелиться.
– Ах, право, поздно, – сказал граф Орлов, поглядев на лагерь. Ему вдруг, как это часто бывает, после того как человека, которому мы поверим, нет больше перед глазами, ему вдруг совершенно ясно и очевидно стало, что унтер офицер этот обманщик, что он наврал и только испортит все дело атаки отсутствием этих двух полков, которых он заведет бог знает куда. Можно ли из такой массы войск выхватить главнокомандующего?
– Право, он врет, этот шельма, – сказал граф.
– Можно воротить, – сказал один из свиты, который почувствовал так же, как и граф Орлов Денисов, недоверие к предприятию, когда посмотрел на лагерь.
– А? Право?.. как вы думаете, или оставить? Или нет?
– Прикажете воротить?
– Воротить, воротить! – вдруг решительно сказал граф Орлов, глядя на часы, – поздно будет, совсем светло.
И адъютант поскакал лесом за Грековым. Когда Греков вернулся, граф Орлов Денисов, взволнованный и этой отмененной попыткой, и тщетным ожиданием пехотных колонн, которые все не показывались, и близостью неприятеля (все люди его отряда испытывали то же), решил наступать.
Шепотом прокомандовал он: «Садись!» Распределились, перекрестились…
– С богом!
«Урааааа!» – зашумело по лесу, и, одна сотня за другой, как из мешка высыпаясь, полетели весело казаки с своими дротиками наперевес, через ручей к лагерю.
Один отчаянный, испуганный крик первого увидавшего казаков француза – и все, что было в лагере, неодетое, спросонков бросило пушки, ружья, лошадей и побежало куда попало.
Ежели бы казаки преследовали французов, не обращая внимания на то, что было позади и вокруг них, они взяли бы и Мюрата, и все, что тут было. Начальники и хотели этого. Но нельзя было сдвинуть с места казаков, когда они добрались до добычи и пленных. Команды никто не слушал. Взято было тут же тысяча пятьсот человек пленных, тридцать восемь орудий, знамена и, что важнее всего для казаков, лошади, седла, одеяла и различные предметы. Со всем этим надо было обойтись, прибрать к рукам пленных, пушки, поделить добычу, покричать, даже подраться между собой: всем этим занялись казаки.
Французы, не преследуемые более, стали понемногу опоминаться, собрались командами и принялись стрелять. Орлов Денисов ожидал все колонны и не наступал дальше.
Между тем по диспозиции: «die erste Colonne marschiert» [первая колонна идет (нем.) ] и т. д., пехотные войска опоздавших колонн, которыми командовал Бенигсен и управлял Толь, выступили как следует и, как всегда бывает, пришли куда то, но только не туда, куда им было назначено. Как и всегда бывает, люди, вышедшие весело, стали останавливаться; послышалось неудовольствие, сознание путаницы, двинулись куда то назад. Проскакавшие адъютанты и генералы кричали, сердились, ссорились, говорили, что совсем не туда и опоздали, кого то бранили и т. д., и наконец, все махнули рукой и пошли только с тем, чтобы идти куда нибудь. «Куда нибудь да придем!» И действительно, пришли, но не туда, а некоторые туда, но опоздали так, что пришли без всякой пользы, только для того, чтобы в них стреляли. Толь, который в этом сражении играл роль Вейротера в Аустерлицком, старательно скакал из места в место и везде находил все навыворот. Так он наскакал на корпус Багговута в лесу, когда уже было совсем светло, а корпус этот давно уже должен был быть там, с Орловым Денисовым. Взволнованный, огорченный неудачей и полагая, что кто нибудь виноват в этом, Толь подскакал к корпусному командиру и строго стал упрекать его, говоря, что за это расстрелять следует. Багговут, старый, боевой, спокойный генерал, тоже измученный всеми остановками, путаницами, противоречиями, к удивлению всех, совершенно противно своему характеру, пришел в бешенство и наговорил неприятных вещей Толю.
– Я уроков принимать ни от кого не хочу, а умирать с своими солдатами умею не хуже другого, – сказал он и с одной дивизией пошел вперед.
Выйдя на поле под французские выстрелы, взволнованный и храбрый Багговут, не соображая того, полезно или бесполезно его вступление в дело теперь, и с одной дивизией, пошел прямо и повел свои войска под выстрелы. Опасность, ядра, пули были то самое, что нужно ему было в его гневном настроении. Одна из первых пуль убила его, следующие пули убили многих солдат. И дивизия его постояла несколько времени без пользы под огнем.

Между тем с фронта другая колонна должна была напасть на французов, но при этой колонне был Кутузов. Он знал хорошо, что ничего, кроме путаницы, не выйдет из этого против его воли начатого сражения, и, насколько то было в его власти, удерживал войска. Он не двигался.
Кутузов молча ехал на своей серенькой лошадке, лениво отвечая на предложения атаковать.
– У вас все на языке атаковать, а не видите, что мы не умеем делать сложных маневров, – сказал он Милорадовичу, просившемуся вперед.
– Не умели утром взять живьем Мюрата и прийти вовремя на место: теперь нечего делать! – отвечал он другому.
Когда Кутузову доложили, что в тылу французов, где, по донесениям казаков, прежде никого не было, теперь было два батальона поляков, он покосился назад на Ермолова (он с ним не говорил еще со вчерашнего дня).
– Вот просят наступления, предлагают разные проекты, а чуть приступишь к делу, ничего не готово, и предупрежденный неприятель берет свои меры.
Ермолов прищурил глаза и слегка улыбнулся, услыхав эти слова. Он понял, что для него гроза прошла и что Кутузов ограничится этим намеком.
– Это он на мой счет забавляется, – тихо сказал Ермолов, толкнув коленкой Раевского, стоявшего подле него.
Вскоре после этого Ермолов выдвинулся вперед к Кутузову и почтительно доложил:
– Время не упущено, ваша светлость, неприятель не ушел. Если прикажете наступать? А то гвардия и дыма не увидит.
Кутузов ничего не сказал, но когда ему донесли, что войска Мюрата отступают, он приказал наступленье; но через каждые сто шагов останавливался на три четверти часа.
Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей.
Вследствие этого сражения Кутузов получил алмазный знак, Бенигсен тоже алмазы и сто тысяч рублей, другие, по чинам соответственно, получили тоже много приятного, и после этого сражения сделаны еще новые перемещения в штабе.
«Вот как у нас всегда делается, все навыворот!» – говорили после Тарутинского сражения русские офицеры и генералы, – точно так же, как и говорят теперь, давая чувствовать, что кто то там глупый делает так, навыворот, а мы бы не так сделали. Но люди, говорящие так, или не знают дела, про которое говорят, или умышленно обманывают себя. Всякое сражение – Тарутинское, Бородинское, Аустерлицкое – всякое совершается не так, как предполагали его распорядители. Это есть существенное условие.
Бесчисленное количество свободных сил (ибо нигде человек не бывает свободнее, как во время сражения, где дело идет о жизни и смерти) влияет на направление сражения, и это направление никогда не может быть известно вперед и никогда не совпадает с направлением какой нибудь одной силы.
Ежели многие, одновременно и разнообразно направленные силы действуют на какое нибудь тело, то направление движения этого тела не может совпадать ни с одной из сил; а будет всегда среднее, кратчайшее направление, то, что в механике выражается диагональю параллелограмма сил.
Ежели в описаниях историков, в особенности французских, мы находим, что у них войны и сражения исполняются по вперед определенному плану, то единственный вывод, который мы можем сделать из этого, состоит в том, что описания эти не верны.
Тарутинское сражение, очевидно, не достигло той цели, которую имел в виду Толь: по порядку ввести по диспозиции в дело войска, и той, которую мог иметь граф Орлов; взять в плен Мюрата, или цели истребления мгновенно всего корпуса, которую могли иметь Бенигсен и другие лица, или цели офицера, желавшего попасть в дело и отличиться, или казака, который хотел приобрести больше добычи, чем он приобрел, и т. д. Но, если целью было то, что действительно совершилось, и то, что для всех русских людей тогда было общим желанием (изгнание французов из России и истребление их армии), то будет совершенно ясно, что Тарутинское сражение, именно вследствие его несообразностей, было то самое, что было нужно в тот период кампании. Трудно и невозможно придумать какой нибудь исход этого сражения, более целесообразный, чем тот, который оно имело. При самом малом напряжении, при величайшей путанице и при самой ничтожной потере были приобретены самые большие результаты во всю кампанию, был сделан переход от отступления к наступлению, была обличена слабость французов и был дан тот толчок, которого только и ожидало наполеоновское войско для начатия бегства.

Дата рождения: 25 августа 1959 г. Страна: Россия Биография:

Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин — Председатель Совета муфтиев России, Председатель Духовного управления мусульман Европейской части России .

Равиль Гайнутдин (Гайнутдинов Равиль Исмагилович) родился 25 августа 1959 года в Татарстане. Учился в Шалинской сельской татарской школе, завершил среднее образование в школе г. Казани.

В 1979 году Равиль Гайнутдинов поступил в Исламское медресе «Мир-Араб» в Бухаре. Экстерном за 4 года с отличием окончил семилетний курс этого медресе и получил назначение первым имам-хатыбом Казанской Соборной мечети «Нур Ислам».

В 1985 году был избран ответственным секретарем Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири в Уфе. В 1987 году Равиль Гайнутдин был утвержден на должность имама-хатыба Московской Соборной мечети, и уже в 1988 году становится главным имам-хатыбом - настоятелем Московской Соборной мечети.

В 1991 году Равиль Гайнутдин был избран Президентом Исламского Центра г. Москвы и Московской области.

В 1994 г. на учредительном Меджлисе мусульманских религиозных объединений и общин Европейской части России Шейх Равиль Гайнутдин избирается Муфтием, а также Председателем Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона, преобразованного в 1998 г. в Духовное управление мусульман Европейской части России.

В 1996 г. на 1-ом Меджлисе руководителей Духовных Управлений мусульман России Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин был избран Председателем Совета муфтиев России.

Муфтий Равиль Гайнутдин участник многих Международных форумов и конференций, представлял мусульман Российской Федерации в Марокко, Саудовской Аравии, Египте, Финляндии, ФРГ, Италии, США, Малайзии и др. В составе официальных правительственных делегаций Российской Федерации принимал участие в межгосударственных переговорах и личных встречах с высшим руководством Ирана, Пакистана, Сирии, Египта, Ливана, Саудовской Аравии, Афганистана, Малайзии, Азербайджана.

Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин кандидат философских наук, автор многих научных трудов по мусульманскому богословию, мусульманской догматике и праву. Он является профессором Московского высшего духовного исламского колледжа, академиком Международной Академии наук Евразии, Международной Славянской Академии по науке, образованию, культуре и религии, Международной Академии информатизации.

Муфтий Равиль Гайнутдин является членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, членом Президиума и Сопредседателем Межрелигиозного Совета России.

В своих проповедях и повседневной религиозной деятельности Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин последовательно отстаивает идеи цивилизованного межконфессионального диалога и братского сотрудничества между всеми народами, выступает с активной миротворческой позицией за установление гражданского мира и согласия в обществе. Он является подписантом Договора «Об общественном согласии», предложенным Президентом Российской Федерации.

В 1997 году под патронатом Мэра Москвы Ю.М. Лужкова и Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина было завершено строительство в Москве на Поклонной горе Мемориальной мечети «Шухада» (Память) в честь павших воинов мусульман в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. , ставшей заметной вехой в духовной и культурной жизни российских мусульман и одной из жемчужин культовой архитектуры Столицы.

В 1998 году Муфтий Равиль Гайнутдин стал одним из главных учредителей Межрелигиозного Совета России, куда вошли все Главы традиционных конфессий Российской Федерации. Он является одним из инициаторов и Сопредседателем Оргкомитета по проведению Второго Миротворческого Форума по взаимодействию традиционных религий и культур, который состоится в Москве 2-3 марта 2004 года в Свято-Даниловом монастыре и проводится при благожелательном участии Патриарха Всея Руси Алексия II по инициативе , Глав религиозных конфессий стран СНГ.

Муфтий Равиль Гайнутдин является автором концептуальной идеи разработки и руководителем творческого коллектива ученых-создателей фундаментального труда — «Основные положения социальной программы российских мусульман», ставшего базисной программой взаимоотношений мусульман с обществом и светским государством по ряду важнейших социальных проблем, который вышел в свет в 2001 году и сразу получил самый положительный резонанс и одобрение не только среди российской общественности, но и за рубежом.

В 2001 Муфтий Равиль Гайнутдин закончил Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации по специализации «Государственное и муниципальное управление», а в 2003 году на кафедре религиоведения РАГС им была защищена научная диссертацию на тему: «Ислам в России (опыт философского анализа)».

По материалам Muslim.ru

Место работы: Совет муфтиев России (Председатель) Место работы: Духовное управление мусульман Европейской части России (Председатель) Награды:

Муфтий Равиль Гайнутдин удостоен многих правительственных наград, в том числе: в 1997г. был награжден Орденом Дружбы, а в 2004 г. Указом Президента России В.В. Путина он удостоен высшим государственным знаком отличия — Орденом Почета за большой вклад в дело укрепления межконфессионального мира и согласия, национального единства и духовного возрождения народов Российской Федерации.

Web-сайт:

Председатель Совета муфтиев России, Председатель Духовного управления мусульман Европейской части России

Родился 25 августа 1959 года в Татарстане. Учился в Шалинской сельской школе, а завершил среднее образование в Казани.

В 1979 году Равиль Гайнутдинов поступил в Исламское медресе "Мир-Араб" в Бухаре. Экстерном за 4 года с отличием окончил медресе и получил назначение первым имам-хатыбом Казанской Соборной мечети "Нур Ислам".

В 1985 году был избран ответственным секретарем Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири в Уфе. В 1987 году Равиль Гайнутдин был утвержден на должность имама-хатыба Московской Соборной мечети, и уже в 1988 году становится главным имам-хатыбом – настоятелем Московской Соборной мечети.

В 1991 году Равиль Гайнутдин был избран Президентом Исламского Центра г. Москвы и Московской области.

В 1994 г. на учредительном Меджлисе мусульманских религиозных объединений и общин Европейской части России Равиль Гайнутдин избирается муфтием, а также председателем Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона, преобразованного в 1998 г. в Духовное управление мусульман Европейской части России. В 1996 г. на 1-ом Меджлисе руководителей Духовных Управлений мусульман России Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин был избран председателем Совета муфтиев России.

Шейх Равиль Гайнутдин - кандидат философских наук, автор многих научных трудов по мусульманскому богословию, мусульманской догматике и праву. Он является профессором Московского исламского университета, академиком Международной Академии наук Евразии, Международной Славянской Академии по науке, образованию, культуре и религии, Международной Академии информатизации.

Муфтий Равиль Гайнутдин является членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, членом Президиума и Сопредседателем Межрелигиозного Совета России.

В 1997 году под патронатом Мэра Москвы Ю.М.Лужкова и Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина было завершено строительство в Москве на Поклонной горе Мемориальной мечети «Шухада» (Память).

В 2001 Муфтий Равиль Гайнутдин закончил Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации по специализации «Государственное и муниципальное управление», а в 2003 году на кафедре религиоведения РАГС им была защищена научная диссертацию на тему: «Ислам в России (опыт философского анализа)».

Муфтий Равиль Гайнутдин за большой вклад в дело укрепления межконфессионального мира и согласия, национального единства и духовного возрождения народов нашей страны был награжден государственными наградами Российской Федерации, в том числе: Орденом Дружбы (1997г), Орденом Почета (2004 г), а также государственной наградой Республики Казахстан: Юбилейной медалью «10 лет городу Астана», Орденом республики Ингушетия «За Заслуги», в 2006 году награжден почетным знаком «Общественное признание» - за укрепление межконфессионального мира, в феврале 2007 года Золотой медалью Российского фонда мира, в марте 2008 года высшей общественной наградой «Гордость России», в 2009 году наградой Союза общественных объединений «Российская нация» общенациональным общественным Орденом «Российская нация».

11 августа 2009 года Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о награждении Равиля Гайнутдина Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

21 августа 2009 Указ Президента РТ № УП 443 года Равиль Гайнутдин был награжден медалью Республики Татарстан «За доблестный труд».

- Уважаемый муфтий, вы помните, кто научил вас первой молитве?

Есть два вида молитв: намаз - молитва как земной поклон, и молитва-мольба, которая совершается и стоя, и сидя, и в любой момент. Вот такой молитве-мольбе на арабском языке меня научила бабушка, мне было тогда пять-шесть лет. Молитв было несколько, и я читал их перед сном.

- У вас была религиозная семья?

Я родился и вырос в татарской деревне, а именно в деревнях вера была сохранена. Если рождался ребёнок, то обязательно совершался обряд имянаречения. Если человек уходил из земной жизни, совершали поминальную молитву. По праздникам, если власти не разрешали открывать мечети, люди собирались на кладбище и там совершали намазы. А по пятницам на богослужения собирались у кого-нибудь дома.

Как отнеслись родители к тому, что бабушка учила вас молитвам? Всё-таки советская власть тогда не приветствовала религиозность.

Родители радовались, что их ребёнок растет послушным и богобоязненным, что он воспитывается на религиозных традициях. Это уже потом, в школе нам стали прививать идеологию.

Почему в вашей официальной биографии на многих сайтах пропущен период вашей учебы в казанском театральном училище? Это специально замалчивается?

Нет. Наоборот, в своих интервью я часто рассказываю об этом специально. Имам - представитель ислама. Исходя из этого, я всегда говорю о том, что наши имамы должны быть не только грамотными и образованными, здоровыми, чтобы у них были здоровые зубы, хорошая дикция, а внешне они должны быть привлекательны, они ещё должны уметь держать себя в обществе, иметь хорошую дикцию, уметь логически мыслить и излагать мысли.

Последнее связано и с тем, как сегодня представляют мусульман в кино и на телевидении. Чаще всего их показывают бандитами, с оружием в руках, с зелёной повязкой на лбу, невоспитанными и злыми. Такие мусульмане в кино убивают русских, они террористы, а русский парень, хорошо одетый, едет на БТР и убивает этого мусульманина. Нельзя такими примерами воспитывать будущее поколение, разделяя общество на хорошие и плохие народы. Дети из горных селений, посмотрев такой фильм, будут думать, что нужно уходить в горы и защищать свой народ от русских, которые убивают мусульман.

Поэтому я говорю приёмным комиссиям наших учебных заведений, что на учёбу брать нужно людей с добрым лицом. Я сам закончил театральное училище и знаю, как важно священнослужителю знание некоторых способов и приёмов передачи своих мыслей, где и на каком месте делать акцент. Мне очень помогает моё первое образование. Я ввел в Московском исламском университете специальный предмет - хутба - гомилетика- риторика.

- Какое отделение в училище вы закончили?

Актёрское.

- Вы что, в самом деле хотели стать актёром?

Это было юношеское, немного романтическое увлечение. Я очень любил татарский театр и помню, как в деревне семьями собирались у тех, у кого был телевизор, когда показывали татарский спектакль. Мы были влюблены в наших актрис! Мы хотели подражать нашим артистам, быть похожими на них! Это очень свойственно юности, так ведь?

- Православная церковь двояко относится к театру. Как ислам относится к этому виду искусства?

Если спектакли носят воспитательные функции, если они пробуждают в человеке добро, то такие приветствует. Но сегодня в театре есть спектакли, которые пропагандируют пошлость, разврат и безнравственность. Такие спектакли религия, конечно, приветствовать не может.

- В Москве часто ходите в театр?

Очень редко. Но когда я бываю в Казани или Уфе, то в свою программу обязательно включаю посещение театра.

- Закончив театральное училище, в театр работать вы не пошли?

Нет, меня пригласили работать на телевидение. Сначала я был ассистентом режиссёра в редакции литературно-драматических передач. Спустя время в этой же должности я стал выполнять обязанности режиссёра и, видимо, я был надёжным человеком, если мне доверяли быть выпускающим редактором всех вечерних программ. Спустя время руководство казанской студии телевидения захотело, чтобы я стал работать режиссёром, и послали меня поступать на заочное отделение ленинградского института театра, музыки и кинематографии.

Я горжусь, что был первым выпускающим на казанской студии телевидения, кто предложил, чтобы ведущая читала текст сидя в кресле свободно, непринужденно, на красивом фоне, а не за столом.

- Как же получилось, что вы стали священнослужителем?

К тому времени я уже начал изучать Коран, совершать намазы, ходить в мечеть. Я познакомился с двумя студентами бухарского медресе и вместе с ними изучал арабский язык и Коран. Потом мне поступило предложение поехать учиться в Бухарское исламское медресе «Мир-Араб» на имама.

Когда о моём решении поехать в Бухару стало известно многим, меня пригласил на беседу уполномоченный по делам религии при Совете министров СССР по Татарской АССР и почти два часа уговаривал меня не ехать. «Куда ты едешь? Кому ты потом будешь нужен? Посмотри, ведь никто не ходит в мечеть! Что ты будешь делать, когда вернешься?»- говорил он мне. Убеждал меня в неверности моего решения: «Ты же образованный человек и театральное с красным дипломом закончил, общаешься с такими уважаемыми людьми на телевидении, деятелями науки и культуры! Одумайся!» Но я был твёрд в своём решении.

Когда вы поступили в медресе, не было у вас чувства одиночества или понимания, что к вам в советском обществе будут относиться как к изгою?

Ничего подобного не было. Учился я хорошо, у меня была хорошая, натренированная ещё в театральном училище память - там приходилось заучивать очень большие тексты. В медресе нам задавали каждый день учить аяты из Корана, и каждый день я выучивал их наизусть.

- Сколько вам было тогда лет?

Двадцать один год.

- И вы в таком возрасте совсем не интересовались мирской жизнью, только учились?

Она у меня была. К тому времени я уже был женат, родилась дочь, и семья жила вместе со мной в Бухаре. Вместе со мной учились ребята из других городов, и они тоже были со своими семьями. Мы ходили друг к другу в гости, готовили плов.

У нас был преподаватель персидского языка, он курировал культурную жизнь студентов медресе. В те времена нас обязывали читать советские газеты и ходить в кино. Каждую пятницу мы ходили в городской кинотеатр «Бухара» на премьеру нового фильма, то есть можно сказать, что жили нормальной жизнью советского человека.

- Чем занимаются ваши дочери?

Они уже взрослые. Старшая, можно сказать, пошла по моим стопам, только в преподавательской деятельности - закончила институт стран Азии и Африки при МГУ, сейчас работает старшим преподавателем на кафедре арабской филологии МГУ и готовится к защите кандидатской на тему: «Образы пророков в Коране и Сунне». Младшая закончила тот же институт и работает переводчиком с турецкого языка.

- У вас есть семейные традиции?

Новый год - семейный праздник, и мы всегда отмечаем его дома с семьей. Но у мусульман два Новых года - светский и по лунному календарю. Каждый Новый год мы встречаем чтением священного Корана и обращением к Всевышнему, чтобы год был благополучным.

- Какие подарки дарят вам жена и дети на день рождения?

Разные. Могут подарить красивую рубашку или галстук, хорошую ручку - «Паркер» или «Монтеграппа». Недавно дети подарили мне цифровой фотоаппарат. Когда с супругой были на отдыхе, я брал его с собой и фотографировал красивые места.

- Быстро научились пользоваться?

По-моему, там ничему не надо учиться.

- А где вы обычно отдыхаете?

Я предпочитаю спокойный отдых, и чаще всего мы выбираем один и тот же санаторий в Сочи. Зимой мы едем в Карловы Вары, туда нас приглашает директор отеля, он татарин. В этом отеле отдыхают и Шаймиев, и главы администраций. Рядом с этим отелем находится другой отель «Московский дворик», где отдыхают члены московского правительства, среди которых есть и мои хорошие знакомые, с которыми мне случается вместе отдыхать.

- Во время отдыха вы можете ходить в обычной одежде?

Уезжая в отпуск, я всегда беру с собой ритуальную одежду - чапан, рабайю, накидку и чалму, потому что в Сочи, например, встречаюсь с прихожанами местной мусульманской общины и администрацией города и Краснодарского края. Но в санатории ношу обычную одежду.

- И можете даже джинсы надеть?

Могу и джинсы надеть. Могу и спортивный костюм, если мне в нём удобнее. В Мацесте я именно так и делаю, ещё надеваю куртку, бейсболку и солнцезащитные очки.

- Спортом не занимаетесь?

Нет. Я совершаю намаз, а это очень хорошая тренировка. Намаз очень полезен не только для души, но и для здоровья.

А ещё я люблю сам водить машину. И люблю скорость.

- В Москве особенно не разгонишься!

Но я же выезжаю и за город. Вот там…

- И какую самую большую скорость могли себе позволить?

Мне помощники не разрешают особенно разгоняться. Самая большая скорость у меня была 140-150 километров.

- У вас есть любимая марка машины?

Уже несколько лет у меня машины марки «Ауди» - сначала была «Ауди-100» чёрного цвета, потом серебристая «Ауди-100», а сейчас «Ауди-А6», опять же серебристая.

- Цвет так важен для вас?

Он влияет на настроение. Чёрный более солидный, но когда сам выезжаю с супругой, мне хочется, чтобы машина поднимала настроение, а не показывала, какой важный человек едет в ней. Мне важны габариты машины, её комфортность, управляемость. Возможно, есть машины лучше, чем «Ауди», но я привык к ней. Хотя моя служебная машина - «Мерседес».

- Насколько я знаю, вам доводилось общаться с королями.

Хвала Всевышнему! Это для меня было большой честью. Я встречался с несколькими королевскими особами. Я был в резиденции короля Марокко Хасана II и тогда познакомился с его сыновьями. Во время этого Рамазана я получил приглашение посетить Марокко и присутствовать на Хасанинских чтениях. Эти чтения проводились ещё и при жизни Хасана II, он сам участвовал в них, сидел на полу на коврике рядом с простыми мусульманами и слушал учёных.

Он и сам был глубоко религиозным и богословско-образованным. Будучи потомком нашего пророка, носил титул «Амируль- Муэминин» (Повелитель правоверных - А.М.).

- Какими вам показались монаршие особы?

Думаю, что они светские люди. Сейчас они ещё и деловые люди, управляют своими государствами, своими подданными. Поскольку они потомственные монархи, они строго соблюдают традиции.

- Вы, наверное, бывали в их дворцах. Восточная роскошь - это действительно что-то сказочное?

Восток всегда роскошь. Даже если что-то сделано из обычного стекла, то стекло цветное. Восток - это великолепное многоцветие, это золото, серебро, шёлк, кожа.

Дворцы монархов очень красивые. Но не только своими дворцами они гордятся. Хасан II построил в Касабланке фантастическую мечеть, которая наступает прямо на море, а её минарет служит ещё и маяком. Для этой мечети были заказаны в Италии роскошные хрустальные люстры. В ней есть поднимающиеся и опускающиеся стены. Когда мечеть превращается в учебное заведение, то стены поднимаются, и пространство превращается в классы. Когда наступает время молитвы, стены опускаются. Фантастика!

Я знаком с нынешним королем Саудовской Аравии и молодым королем Иордании. Король Саудовской Аравии - очень опытный человек: он был и министром иностранных дел, и премьер-министром, и выполнял функции короля во время болезни своего брата-короля. Король Иордании сам управляет самолётом, ведёт переговоры на английском, в отличие от короля Саудовской Аравии может появиться на светском мероприятии со своей молодой королевой в современном костюме.

Мне довелось видеть султана Брунея на приёме в Кремле. Самый богатый человек в мире был без короны и вообще без каких-либо золотых украшений. Он был одет в строгий чёрный костюм и мягкие кожаные сапожки.

- Бывает, что вы задумываетесь о пройденном пути? Многое удалось сделать?

Оглядываясь на пройденный путь, понимаю, что сделано немало. Я рад, что был причастен к духовному возрождению нашего общества, нашей религии и к строительству новых мечетей.

Я принимал участие в создании межрелигиозного совета и развитии диалога с нашими братскими церквями. Мне довелось принимать участие в процессе того, чтобы Россия стала членом наблюдательного совета организации «Исламская конференция», я лично встречался с генеральным секретарем этой организации по этому поводу.

Но я не останавливаюсь на достигнутом и продолжил своё образование - закончил академию госслужбы при президенте. Теперь у меня есть специальность «Муниципальное и государственное управление».

- Это-то вам зачем?

Я же являюсь не только духовным лицом - имамом, я ещё и управляю. В структуру управления совета муфтиев входят несколько тысяч мечетей, в которых работают тысячи имамов, также у нас есть учебные заведения. Всем этим нужно управлять.

Кроме этого, когда в обществе начали обсуждать вопрос введения в школьную программу предмета «Основы православной культуры», мы стали спрашивать: «А где же «Основы исламской культуры»? Начались переговоры с министерством образования, там нашлись люди, которые говорили нам, что они светские ученые, и светским ученым трудно вести диалог с религиозными деятелями, и что светские ученые думают немного по-другому, чем религиозные деятели. Вот поэтому, как только я закончил Российскую академию госслужбы при Президенте Российской Федерации, тут же начал писать кандидатскую диссертацию и защитил её. Теперь я кандидат философских наук. И это я сделал не для того, чтобы заполучить авторитет, а для того, чтобы ответить некоторым лицам из министерства образования РФ, что я не только духовное лицо, но ещё и учёный и могу вести достойный диалог со светскими учёными.

- У вас бывает желание хоть пять минут побыть простым человеком?

Бывает, когда очень устаю, ведь случается, что работать приходится и в субботу, и в воскресенье. Иногда хочется, чтобы тебя никто не узнавал.

- Получается?

К сожалению, нет. Стоит мне вместе с супругой прийти в магазин - а там ведь работают и мусульмане, - как меня узнают, несмотря на то, что я могу быть в цивильном костюме, здороваются, разглядывают меня и супругу, какие мы в жизни. Это конечно, немного смущает. Но у себя на даче я могу позволить себе погулять в простой рубашке и обыкновенных шлёпках. Это я могу позволить себе только на отдыхе, так как мой сан и статус требуют соблюдения определённых правил поведения.

Муфтий Духовного управления мусульман Европейской России (ДУМЕР), председатель Совета муфтиев России, 1-й имам-хатыб Московской Соборной мечети.


Родился 25 августа 1959 в деревне Шали Татарской АСС, татарин. отец работал в системе райпотребсоюза, мать была швеей,

С отличием окончил Казанское театральное училище. Имеет высшее духовное образование (учился в медресе Мир-Араб в Бухаре, в которое поступил в 1979 и окончил в 1984 году). Заочно окончил факультет режиссуры Ленинградского госинститута театра, музыки и кинематографии. В 2001 году окончил Академию госслужбы (2001). Кандидат философских наук.

До 1979 года работал на казанском телевидении, в том числе выпускающим редактором информационных программ.

После медресе служил первым имам-хатыбом во Второй казанской мечети "Нур Ислам".

В 1985 был переведен в Уфу в Духовное управление мусульман к Верховному муфтию, председателю Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС, с центром в Уфе). Работал помощником муфтия по оргвопросам.

С 1986 года - ответственный секретарь ДУМЕС.

В ноябре 1987 г. переведен в Москву; в 1987-88 гг.- третий, затем второй имам-хатыб московской Соборной мечети.

С 1987 - зам.председателя совета Московского городского добровольного общества татарской культуры "Туган тэл".

Летом 1988 года избран первым имам-хатыбом московской Соборной мечети.

В апреле 1991 создал при поддержке посольства Саудовской Аравии Исламский культурный центр при Московской Соборрной мечети; избран президентом Исламского культурного центра (ИКЦ).

В 1992 году во время поездки Р.Гайнутдина в Хельсинки, гендиректор ИКЦ Абдул-Вахед Ниязов Ниязов пытался совершить переворот в московском муфтияте. После возвращения Р.Гайнутдин изгнал А.-В.Ниязова вместе с его сторонниками из Соборной мечети и создал при мечети новый Иламский культурный центр.

В декабре 1991 года сопровождал вице-президента РФ Александра Руцкого во время поездки в Иран, Пакистан и Афганистан на переговоры с руководством моджахедов по освобождению пленных российских граждан.

Был противником создания Высшего координационного совета Духовных управлений мусульман России (ВКЦ ДУМР), в который в 1992 году вошли отделившиеся от ДУМЕС казанский муфтий Габдулла Галлиуллин, муфтий Башкирии Нурмухаммед Нигматуллин, саратовский имам М.Бибарсов, Нафигулла Аширов и А.-В.Ниязов.

В начале ноября 1992 решением VI чрезвычайного съезда мусульман ДУМЕС был переименован в Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) России и Европейских стран СНГ, Т.Таджутдин назначен Верховным муфтием ЦДУМ.

В декабре 1993 года Р.Гайнутдин провозгласил создание Духовного управления мусульман Центрально-европейского региона (ДУМЦЕР) России (первоначально в составе ЦДУМ), куда вошли мусульманские приходы Нижегородской, Ярославской, Владимирской, Тверской областей, а также Ставропольского и Краснодарского края; стал имам-мухтасибом (руководителем) ДУМЦЕР. На учредительном меджлисе в янв. 1994 избран имамом-мухтасибом (муфтием), председателем ДУМЦЕР.

В 1993-94 создал в Москве Высший исламский колледж (начал работу в 1994).

В марте 1994 г. выступил с заявлением по поводу обвинений в адрес А.В.Ниязова в гомосексуализме и его отношения к ИКЦ при Соборной мечети ("...за неоднократные нарушения Устава, а также за превышение своих полномочий и действия, приведших к расколу мусульманской общины не только Москвы, но и России, А.Ниязов был отстранен от занимаемого поста. Начиная с того времени его деятельность на этом посту прекратилась и не признавалась ни мной, ни Советом ИКЦ, который был образован Московской Соборной мечетью. Считаем, что нарушение им высоких требований мусульманской морали, приведшие к столь губительным последствиям, не дает право господину А.Ниязову впредь выступать от имени мусульман и мусульманских организаций столицы и более того - России".(www.flb.ru/Nyjas/abdul.html//).

Часто сопровождал министра иностранных дел Андрея Козырева в его поездках по странам исламского мира: в Ливан, Сирию, Египет, Иран, Турцию.

В сентябре 1994 Верховный муфтий Т.Таджутдин препринял попытку отстранить Р.Гайнутдина от руководства Московской Соборной мечети непосредственно в момент проповеди Гайнутдина. В результате на пятничной молитве 23 сентября 1994 президиумом ДУМЦЕР было принято "единогласное решение о каноническом выходе ДУМЦЕР из состава ЦДУМ".

ДУМЦЕР установил связи с ВКЦ ДУМР, но в его состав не вошел.

На организованном Т.Таджутдином Съезде мусульман России и европейских стран СНГ 17 января 1995 в Уфе Р.Гайнутдин был объявлен отстраненным от обязанностей священнослужителя "за поддержку раскольнических действий арабских организаций, за нарушение канонов традиционного ислама".

Во время президентской выборной кампании 1996 года провел в стенах московской Соборной мечети однодневную международную конференцию "Ислам и демократия" (с участием дипломатов арабских стран). Докладчики сошлись во мнении, что эти понятия друг другу не противоречат и таким образом высказались "за Ельцина".

В июле 1996 года по иницативе Р.Гайнутдина был создан Совет муфтиев России, председателем которого он был избран.

В декабре 1998 поддержал инициативу Московской Патриархии по созданию Межрелигиозного совета России (МСР), в который вошли ОВЦС МП, СМР, Буддийская традиционная Сангха России и Конгресс еврейских религиозных объединений России (КЕРОР). Сопредседатель Межрелигиозного совета России.

18 января 1999 переименовал Духовное управление мусульман Центрально-европейского региона (ДУМЦЕР) России в Духовное управление мусульман Европейской России (ДУМЕР).

16 марта 2000 на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным подарил ему кинжал, отметив, что по мусульманским обычаям такой подарок - знак высшего уважения к собеседнику.

22 марта 2000 на четвертом заседании МС вступил в конфликт с приглашенным в МС Т.Таджутдином и со скандалом покинул заседание.

В сентябре 2001 г. подписал открытое письмо депутатам Госсовета Татарии от татар, проживающих за пределами республики, с просьбой отказаться от перевода национальной письменности с кириллицы на латиницу ("Российская газета", 14 сентября 2001).

В октябре 2001 г. призвал государственную власть оказать помощь в решении проблем мусульман. По мнению Гайнутдина, угроза появления в России радикальных настроений среди мусульманской части населения весьма реальна. Речь идет о том, что на протяжении последних десяти лет множество молодых людей из числа верующих, не имея возможности получить религиозное образование в России, выезжали и продолжают выезжать для учебы в исламские страны. "Проучившись в этих странах по семь-восемь лет, молодые люди приезжают в Россию, где они начнут требовать для наших мусульман таких же условий жизни, какие существуют в чисто мусульманских странах, и такие случаи уже были". Гайнутдин высказал убеждение, что именно государство должно оказать мусульманам поддержку, в том числе и финансовую, выделить здания для создания исламских институтов и университетов, чтобы молодые мусульмане могли учиться в России. (НГ, 6 октября 2001)

В апреле 2003 г., в ответ на призыв Талгата Таджуддина объявить джихад США в связи с агрессией в Ираке, Гайнутдин сказал, что объявление джихада "не имеет ни богословской, ни правовой, ни моральной силы", а посему не подлежит выполнению. (Ведомости, 15 апреля 2003).

Член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте, сопредседатель Межрегионального совета России.

Считает, что "российские мусульмане исповедуют умеренный ислам, не противопоставляющий себя власти" (Московский комсомолец, 12 марта 2001). Заявлял, что Закон "О свободе совести" 1997 года полностью его устраивает.

Член Совета по взаимодействию религиозных организаций при Президенте России.

Поддерживает хорошие отношения с рядом арабских фондов (среди которых называют саудовский фонд "Ибрагим-аль-Ибрагим"), а также, по некоторым данным, со спонсорами из Турции. Опирается на поддержку некоторых предприятий, созданных в России татарскими предпринимателями. Шейх. Член Исполкома Всемирного татарского конгресса.

Награжден орденами Дружбы и Почета.