Как закрепить столбы для ворот в земле. Особенности опор кирпичных столбов

При возведении ограждений вокруг своего земельного участка или при строительстве гаража обязательно возникнет вопрос, как сделать ворота своими руками. Прежде чем закупать материалы и браться за работу, необходимо определиться, какой из существующих видов ворот оптимально подходит для установки в конкретном случае. Не просчита в в се нюансы заранее, и выбрав не самую лучшую конструкцию, можно обречь себя на совершенно ненужный трудоемкий процесс расчистки территории для их установки.

Именно поэтому нужно начать с изучения информации и особенностях их конструкции.

На сегодняшний день существует три основных вида ворот — это откатные, распашные и подъемно-поворотные. Все они серьёзно разнятся между собой конструктивно, поэтому стоит рассмотреть каждый тип в отдельности.

Самая простая в исполнении схема — распашные ворота

Распашные ворота с калиткой, встроенной в них или установленной рядом — это традиционная схема, которую чаще всего используют в частных домах. Основой ее являются столбы, два из которых устанавливаются на ширину ворот, а третий, при необходимости, определяет ширину калитки, если она устраивается рядом с воротами.

Створки ворот и калитки в этой конструкции монтируются на приваренные к опорным столбам петли. Они могут быть закреплены к внешней стороне опор или внутренней. От этого и от системы устройства петель будет зависеть, в какую сторону створки ворот будут открываться — вовнутрь или наружу.

Створки распашных ворот чаще всего представляют собой металлические рамы, сваренные из уголка или профильной трубы, которые затем могут обшиваться разными материалами — тонкими металлическими листами, профнастилом или древесиной.

Распашной вариант ворот может изготавливаться и полностью из дерева. В этом случае, на усиленную раму из бруса, расположенную с внутренней стороны створок, закрепляются доски.

В изготовлении створок важно помнить то, что они не должны быть слишком тяжелыми , чтобы не давать большую нагрузку на опорные столбы и петли. Сами узлы и детали подвеса по величине и прочности должны соответствовать весу створок.

На полотна ворот устанавливается закрывающее устройство — это может быть засов или петли для замка, а иногда — мощная защелка . При закрытии ворот створки в нижней части, посередине ширины въезда, упираются в установленный ограничитель, а при их открытии настежь они могут закрепляться пружинными фиксаторами.

К недостаткам этой конструкции можно отнести возможный наклон опорных столбов и провисание створок, но это может произойти только в том случае, если нарушена технология монтажа или неправильно рассчитан вес с творок. Поэтому необходимо как следует заглублять фундамент опор, не использовать для полотен слишком тяжелый материал и устанавливать соответствующие им по величине петли.

Достоинством распашных ворот можно назвать относительную компактность их размещения. Конструкция не требует расчистки дополнительного места вдоль забора, как это будет необходимо сделать для других видов.

Установка распашных ворот

Если распашные ворота имеют умеренный вес, например, если они изготовлены из профнастила, то для них хорошо подойдут металлические столбы из труб диаметром 80 ÷ 100 мм или профилированная труба с таким же размером сторон своего квадратного сечения. Такие опоры вполне справятся со своей задачей. Впрочем, подойдут и более массивные столбы, если их найти будет проще.

Устанавливаются столбы-опоры для ворот двумя способами — забиванием и бетонированием.

  • Забивают столбы обычно на глубину 1,2– 1,3 м . Этот способ имеет много достоинств, главными из которых можно назвать достаточную надежность и быстроту выполнения работы.

Установка производится следующим образом:

— пробуривается нужного диаметра отверстие, примерно , на половину планируемого заглубления столбов.

— теперь столбы необходимо закрепить к или к стационарным постройкам, расположенным во дворе;

— после этого к столбам привариваются петли, на места, предварительно размеченные по уровню;

— на приваренные петли подвешиваются собранные створки, проверяется правильность их схождения по центру.

  • Бетонирование столбов для установки ворот дает повышенную жесткость и устойчивость конструкции. Такие опоры потребуются для широких или тяжелых створок.

Этот способ установки проводят без армирования или с применением арматурного стакана. Работы проводятся поэтапно:

— сначала пробуривается отверстие диаметром не меньше, чем 200— 250 мм и глубиной 1 ,5— 1,9 м . Точный размер отверстия будет зависеть от сечения столба

— на дно ямы засыпаются слои песка и щебня и тщательно утрамбовываются. Каждый из слоев должен составлять порядка 100 мм;

— затем в яму, на песчано-гравийную подушку устанавливается столб;

— вокруг него заливается бетон, и пока раствор не застыл, столб выставляется по уровню строго вертикально, фиксируясь в таком положении с помощью подпорок.

  • Если для закрепления столба используется арматурная конструкция, то монтаж проводится таким же образом, как и без арматуры, до момента трамбовки подушки под установку столба.

На подушку, в пробуренное отверстие сначала укладывается так называемый арматурный стакан, а в него вставляется столб. Затем, в яму заливается бетон. В этом случае подпорки для столба могут даже не понадобиться, так как его будет удерживать арматурная конструкция.

После полного застывания бетона и набора им должной прочности, на столбах размечаются и привариваются массивные петли. Нельзя забывать об оставлении зазоров, которые позволят свободно открываться и закрываться створкам, даже при возможном небольшом наклоне столбов в связи с движением грунта во время таяния снега или длительных дождей.

Чтобы избежать подобных деформаций конструкции, можно дополнительно скрепить столбы между собой балкой, приваренной к нижним частям столбов (ее можно притопить в грунт). Рама получится еще более жесткой , если ее оснастить и верхней перемычкой , но в этом случае она будет ограничивать проезд д ля грузовых машин или микроавтобуса.

Видео: устройство и порядок установки распашных ворот

Раздвижные ворота

Раздвижные ворота подразделяют на несколько подвидов, и из них можно подобрать подходящий для определенной условий. Но практически для каждого из них потребуется свободное пространство вдоль . Поэтому , возможно, придется дополнительно потрудиться, чтобы освободить место для свободного перемещения подвижной створки при ее открывании.

Раздвижные ворота бывают консольными, подвесными и откатными, которые ходят по рельсу или другому металлическому профилю (швеллеру, двутавру и т.п .).

Видео: виды раздвижных ворот

1. Подвесной вариант не слишком популярен для установки в частном секторе, так как высота въезда ограничена установленным сверху профилем, на который подвешивается и по нему же перемещается полотно ворот.

2. Откатные ворота, которые ходят по рельсу, установленному в проеме и вдоль стены, тоже не слишком популярный вариант, особенно в снежных и холодных регионах. Ворота будут передвигаться по рельсу свободно, если он будет очищен ото льда и различного мусора, но в зимнее время, при снежных заносах или обледенении створка не сможет открываться и закрываться без предварительной расчистки. Такой вариант ворот, скорее, хорош для южных регионов, где снег не лежит долгое время и не бывает сильных морозов.

Это единственный, но очень важный недостаток конструкции. В остальном же она очень удобна тем, что не требует обширной территории для открытия и закрытия.

На стойку с той стороны , в которую будет открываться створка, в верхней части устанавливают ролики и придерживающие полотно скобы.

Снизу мобильной створки ворот также установлены ролики, по ним она и передвигается по смонтированному на поверхности земли рельсу или профилю.

3. Консольные — самый удобный вариант из всех видов раздвижных ворот, тем более что они имеют несколько разных конструкций, из которых можно выбрать оптимальную.

Такие ворота жестко закреплены на балке, которая, перемещаясь в консольном узле, двигает вместе с собой и полотно створки.

Консольные ворота более сложны в устройстве, однако лучше всех остальных работают в снежные зимы, так как их створка никогда не касается земли. Еще одним положительным качеством этого вида можно считать то, что у него нет ограничителя по высоте, т.е . на участок может заехать, как легковой, так и грузовой автомобиль. В конструкции консольных ворот мощные столбы-опоры устанавливаются не с двух сторон, а только с одной — именно в эту сторону и будет сдвигаться створка при открывании проезда.

Консольная балка может располагаться в трех разных позициях — сверху, посередине и внизу.

  • Самым распространенным вариантом является расположение подвижной балки посередине полотна ворот. Благодаря своему расположению, она усиливает жесткость конструкции. Консольный механизм с направляющими роликами расположен на достаточной высоте, чтобы его не засыпало снегом, а это значит, что ворота будут в любое время года в рабочем состоянии.

  • Консольные ворота у которых подвижная балка установлена в нижней части полотна, более уязвимы в зимний период и потребуют постоянного ухода в виде очистки от снежных заносов и обледенения. В остальном же, — это тоже удобный вариант, так как полотно не контактирует с поверхностью земли, и для него не нужно устанавливать направляющего рельса.

  • В третьем случае балка проходит по верхней части полотна и всегда будет в безопасности от снежных завалов, воды, мусора. Но этот вариант консольных ворот т ребует особо жесткого укрепления рамы и полотна, иначе она может деформироваться в нижней части.

Консольные ворота вполне доступны для изготовления самостоятельно, но только если хозяин владеет определенными навыками подобных работ. разбирается в сборочных чертежах, имеет базовые знания в физике и механике. Приложив максимум усилий, можно сделать такие ворота, которые будет невозможно отличить от заводской продукции.

Любые консольные ворота могут открываться , если их оснастить электрическим приводом и электронной системой дистанционного управления. Это позволит владельцу, не выходя из машины, с помощью брелока открывать проезд.

Монтаж раздвижных консольных ворот

Установка раздвижных или откатных ворот – намного более сложное мероприятие, чем монтаж распашного варианта.

По бокам проезда при устройстве этого вида ворот, как правило, устанавливают столбы из кирпича, на которые будут монтироваться ролики, поддерживающие скобы и фиксаторы – уловители.

Основная нагрузка всегда выпадает на швеллер, который устанавливают на на дежно устроенный фундамент с той стороны ворот, где будет крепиться створка (при нижнем расположении консоли) или на металлические опоры, если консоль расположена по центру плотна ворот или вверху.

  • Фундамент под установку швеллера может быть сплошным или состоять из 2— 3 столбов. Второй вариант — более экономичный.Роется котлован под фундамент — он может состоять из одной ямы или двух-трех для столбчатого типа. Глубина должна составлять от 1,2 до 1,5 м , ширина – 40 ÷ 50 см, а длина — не менее 1,5 м .
  • Далее, в котловане устраиваются две подушки из песка и щебенки , толщиной по 10 см каждая.
  • Затем, в яму устанавливают опалубку и в нее укладывают гидроизоляционный материал – рубероид или плотную полиэтиленовую пленку .
  • В опалубке закрепляют армирующую конструкцию, а затем заливают готовый бетонный раствор с маркой прочности не ниже М-300
  • Поверх залитой поверхности устанавливается швеллер с приваренной к его полкам арматурой. Швеллер вдавливается в бетон полками вниз до полного их погружения. После окончательного затвердевания бетона должна получиться надежная металлическая площадка. Ворота устанавливать можно будет не ранее, чем через месяц после заливки фундамента.
  • Изготавливается несущий каркас. Для него понадобится металлический уголок или квадратная труба, имеющая сечение 60 × 40 мм.
  • К раме каркаса приваривается дополнительная поперечины, придающие требуемую жесткость конструкции. По месту расположения консоли (в данном случае – снизу) к каркасу должен быть приварена направляющая консольной балка, с помощью которой по роликам будут передвигаться ворота.
  • Сварные швы конструкции необходимо тщательно очистить от шлака . Весь несущий каркас обязательно нужно прогрунтовать и покрыть краской по металлу, которая сохранит его от коррозии.
  • Закрепляется , листовой металл или доски, в зависимости от выбранной конструкции полотна ворот.
  • Когда конструкция будет готова, а фундамент с установленным консольным швеллером полностью наберет прочность, можно переходить к монтажу необходимых для перемещения ворот узлов и деталей.

  • На готовый фундамент со швеллером устанавливаются консольные блоки, оснащенные роликами.
  • Затем на них закатываются ворота, выверяются строго по уровню, а после этого блоки привариваются к швеллеру.
  • Затем, устанавливаются и фиксируются верхние и концевые ролики.
  • К противоположному опорному столбу закрепляются нижний и верхний уловитель. Их нужно точно рассчитать по расположению накатных роликов, установленных на полотне ворот.
  • Далее, если планировалось, устанавливается электропривод, но ворота вполне могут открываться и вручную.

Видео-инструкция по монтажу консольных откатных ворот

Как было сказано выше, консольная балка может быть установлена не только снизу, но и в середине или вверху полотна ворот.

При изготовлении и сборке такого типа ворот особенно важны точный расчет всех параметров и тщательное соблюдение размеров, так как любая погрешность может вызвать деформацию конструкции.

Подъемно-поворотные ворота

Этот вид ворот хорошо подходит для оснащения ими гаража. Для проезда во двор они не подойдут, так как ограничат высоту. Такие ворота должны легко закрываться и открываться путем поднятия и сдвижение полотна в горизонтальное положение вверх, под полоток гаража.

Подъемно-поворотные ворота — отличное решение для гаража

Во время открывания или закрывания нижняя часть створки несколько выступает вперед , за пределы гаража, поэтому , установив подобный вид ворот, нужно рассчитать, насколько близко можно подогнать машину, чтобы она не препятствовала процессу открытия.

Полотно изготавливают из металлической рамы, которую обшивают, чаще всего, металлическими листами, деревом или композитными ударопрочными материалами. Положительными качествами этого вида ворот можно назвать надежность и компактность в открытом положении, в отличие вариантов с двумя распашными створками.

Чтобы изготовить самостоятельно эту конструкцию, нужно обязательно иметь чертежи со всеми необходимыми параметрами.

  • Для монтажа ворот понадобится изготовить не только раму для закрывающего проезд полотна, но и еще одну, на которой ворота будут крепиться. Иногда ею обрамляют въезд в гараж, но чаще добавляют дополнительные направляющие, по которым при открывании ворот будут катиться ролики, установленные на полотне. Они также исполняют функцию приспособления, поддерживающего полотно сверху в открытом положении.

  • В этом случае внутри гаража, рама будет иметь Г-образную форму с обеих сторон въезда. Ее размеры должны обеспечивать необходимое пространство для прохода полотна ворот между потолком и дополнительными направляющими.
  • На полотне с двух сторон, сверху и снизу, устанавливают ролики, которые будут ходить по направляющим при перемещении ворот.
  • С двух сторон к раме, установленной в проеме , монтируют два рычага, которые будут поднимать полотно при открытии. Обязательно предусматриваются амортизаторы — они смягчат удар при закрывании. Рычаги соединены с пружинами, которые регулируются до нужного усилия – они не должны быть излишне перетянутыми или свободными, но вместе с тем створка должна плотно закрывать въездной проем .

  • Опорная стационарная рама должна быть надежно закреплена к проему анкерными креплениями, так как она будет все время подвергаться значительному напряжению.
  • Далее, когда смонтирована вся конструкция, можно оснастить ворота фурнитурой и закрепить дополнительные элементы.

Если планируется установить электропривод, то этот процесс пр оводится в последнюю очередь, и лучше доверить эту работу специалистам. Система электрического открывания — достаточно дорогостоящее удовольствие, поэтому лучше не рисковать, если нет навыка в процессах установки и отладки подобной аппаратуры.

Видео: пример собственноручного изготовления подъемно-поворотных ворот

Внимательно изучив инструкции и чертежи, подготовив в се необходимые материалы, а также имея достаточно высокие навыки работы, любую конструкцию из представленных можно собрать самостоятельно. Но лучше, если работа будет производиться совместно со знающим мастером — тогда она пройдет гораздо быстрее и качественнее.

Если ворота лицо дома, то калитка улыбка на нем. Даже если она где-то внутри и ведет в сад. Калитка своими руками – улыбка радушная и непринужденная. Поэтому отнестись к изготовлению этого в общем-то незатейливого изделия нужно старательно и с душой.

Материалы

Здесь выбор не так уж богат. Пластиковые секции забора, створки ворот и калитки долговечны, могут быть довольно привлекательны и не требуют предварительных земляных работ, но, увы, не огнестойки и сопротивления вандализму не оказывают: легко воткнуть в землю – легко оттуда и вырвать. Вне производственных условий пластики нетехнологичны и трудоемки, поэтому своими руками калитки и изготавливаются чаще всего из дерева и металла. Пластик при этом может найти применение как вспомогательный и отделочный материал, о чем см. далее.

Примечание: для ворот и калитки потребуется также фурнитура. Изготавливать ее самому (элементы фурнитуры конструктивно не сложны) или покупать – дело хозяйское. Что выбрать с толком или взять за образец, см. рис. справа ниже. Кое о чем вдобавок, если и где нужно, см. далее по ходу изложения.

В общем о конструкции

Входную калитку принято делать открывающейся вовнутрь. Это необходимо прежде всего для безопасности и посетителей, и хозяев: пятясь от распахивающейся створки, гость рискует попасть обувью в грязь, а то и грохнуться на проезжую часть. Также, если калитка открывается наружу, то шарниры петель окажутся на улице, что облегчит работу потенциальным злоумышленникам. В случае, если распашная калитка может быть выполнена открывающейся только наружу, петли нужно ставить противовзломные, и либо в створке сделать смотровое окошко, либо установить на входе домофон.

Ширину полотна калитки (створки без петель и запоров) берут как для межкомнатных дверей – 750-1000 мм. Суживать ее полотно до 600-650 мм, как для дверей в подсобные помещения и места общего пользования, нельзя: в калитку проходят в верхней одежде. Если же сделать шире, то случайно незапертая, она на ветру может хлопнуть так, что петли вывернет. Высоту калитки берут по высоте забора, но по тем же ветряным соображениям, не более высоты прохода над лестницей, т.е. 1,9-2 м. Между полотном калитки, столбом, на который она навешивается, и прочими элементами обрамления оставляют, в расчете прежде всего на обмерзание и снег, зазор от 6 мм со стороны петель, от 80 мм внизу и от 2 мм по остальным 2-м сторонам.

Чтобы не ставить лишних столбов, что в данном случае самое трудоемкое, один из воротных зачастую делают общим с калиткой: с одной стороны к нему крепятся воротные петли, а с другой калиточные. «Хребет» этого столба в любом случае должен быть стальным, хотя для противоположной воротины столб возможен и деревянный. Усиленный общий столб необходим также, если калитка встроена в ворота. Тогда нужно учесть и еще кое-что, см. далее.

Примечание: делать воротные столбы в виде забетонированной и залитой бетоном асбестоцементной трубы, как иногда советуют, нельзя – весь столб получается хрупким. Помните – воротные столбы не сваи, на них действуют быстрые знакопеременные динамические нагрузки и без упругой основы столбы довольно скоро или треснут, или расшатаются.

Если столбы забора цельные кирпичные, то воротные нужно класть в 1,5 кирпича при высоте воротин до 1,6 м и в 2 кирпича при большей высоте, используя специальные схемы (порядовки) 3-рядной перевязки швов для угловых столбов заборов, см. рис.

Дело это требует достаточно большого опыта каменщика, но стальные закладные детали для крепления петель все равно не всегда держатся надежно. Так что лучше будет сделать кирпичные воротные столбы, сложив их вокруг хребтины из стальной трубы по упрощенной схеме кладки для промежуточных заборных столбов; ряды кладки тогда просто чередуются в зеркальном отражении.

Кирпич в данном случае более декоративный материал, так что можно применить непрочный, но красивый облицовочный: в центральный просвет столба войдет труба диаметром до 120 мм. Закладные, которые теперь стали просто накладками, соединяются с ней кусками арматурных прутьев на сварке, см. рис. справа. Места расположения закладных и связей их с хребтиной нужно заранее рассчитать так, чтобы они пришлись на кладочные швы, иначе придется долбить в кирпичах канавки. Бетонируется труба-хребтина «по полной», не менее чем на 0,6 м ниже нормативной глубины промерзания в данной местности.

Примечание: вообще возведение и закрепление в грунте столбов и колонн – особая отрасль строительной индустрии. Бетонирование здесь требуется особо надежное. Для ворот и калиток его можно упростить, используя приемы технологии ТИСЭ, см. напр. видео ниже. Кстати, идея авторов действительно хороша, но вот грунтовать бетонируемые части стальных деталей все-таки не нужно. А мы вернемся к калитке как к таковой.

Видео: бетонирование столбов для ворот и калиток


О профнастиле

Калитка из профнастила хороша не только доступностью материала, быстротой и технологичностью изготовления, но и тем, что гофрированный стальной лист придает полотну дополнительную прочность. Считается, что вид имеют утилитарный. Однако и ворота с калиткой из профнастила можно различными спобобами облагородить, см. далее.

Деревянные калитки

Простые штакетные и реечные

Полотна калиток небольшой высоты, или ажурные, или расположенные в местах, достаточно защищенных от порывов ветра, выполняются из дерева по т. наз. каркасной схеме, хотя по-правде она не каркасная, а с несущей обшивкой: все полотно обретает расчетную жесткость только когда на «каркас» будут установлены накладные планки. Для калиток обычных размеров несущие опорные элементы делают из доски (30-40)х(130-150), а накладные планки тоже из доски (15-25)х(60-100). В таком случае «каркас» делают по Z-образной схеме, поз. 1 и 2 на рис.

Деревянные калитки

Если декоративное заполнение совсем уж субтильное и нагрузки нести не способно, каркас делают «бабочкой» или «песочными часами», в виде Х-образной опоры с поперечинами по краям. В «бабочке» под обрешетку из реек от 10х20 мм ставят 2 горизонтальные поперечины, вверху и внизу, а «песочные часы», поз. 3, под любую, хоть пленочную, отделку, обрамлены со всех сторон. Такие калитки более трудоемки, т.к. доски опоры на перекрестье врезаются вполдерева, а «песочные часы» нужно так же врезать и в обрамление.

Для калитки, вытянутой в высоту, лучшей будет Е-образная опорная конструкция, поз. 4. Особый случай – калитка из плетня. Плетень штука довольно прочная и жесткая, но не на скручивание по диагонали. В калитке земля его не сдерживает, поэтому калитку из плетня подкрепляют Λ-образной опорой. Достаточно таким образом подкрепить только нижнюю половину, поз. 5, это не лишает калитку из плетня рустикального облика, особенно когда дерево потемнеет.

Садовые и деревенские

Садовая калитка оформляется чаще всего не единообразно и выполняется ажурной. Тогда, чтобы обеспечить жесткость и прочность полотна, его делают рамным: все нагрузки берет на себя обрамление из бруса от 40х100. Его детали на стыках врезаются вполдерева на водостойком клею и стягиваются парами диагонально расположенных саморезов. Отличные рамные калитки получаются из створок старых дверей и окон под мелкое остекление, поз. 1 на рис. Под косую реечную обрешетку без врезки по перекрестьям углы рамы дополнительно подкрепляются косынками из доски (15-30)х(80-150), поз. 2. Секции рамы под разнородное декоративное заполнение разделяются поперечинами, поз. 4 и 5.

Прочная входная

Особо прочной, а при пропитке антипиренами, синтетическими смолами и выполнении из твердых пород дерева и антивандальной, будет щитовая деревянная калитка, см. рис. слева. Раму в таком случае делают из бруса от 50х150, а ее детали по углам соединяют в шип-паз. На заполнение идет шпунтованная доска от (30-40)х100. Размеры рамы берут такими, чтобы в ее окне уложилось целое число досок без учета высоты гребня шпунта. Внутри рамы по контуру выбирают паз; одна из крайних досок входит в него гребнем шпунта, а паз шпунта противоположной соединяют с пазом рамы шпонками (ламелями).

Примечание: накладные петли рамной и щитовой калиток могут быть укороченными, см. рис. справа, т. наз. полуамбарными (накладные петли полной длины – амбарные). Карточные петли использовать все равно нельзя.

Калитка – стрела

В саду особенно элегантно смотрится деревянная стрельчатая калитка, см. напр. фото на рис. справа. Калитка-стрела считается достаточно трудоемкой, но на самом деле ее несложно сделать и начинающему мастеру. Материала хватит листа фанеры толщиной 5-6 мм, а из специнструмента понадобится электролобзик и, желательно, шуруповерт.

Схема раскроя материала и сборки стрельчатого навершия калитки показана на рис. ниже. Всего понадобится 12 деталей, по 6 на сторону. 4 средних, если нужно, изнутри зауживаются под декоративное заполнение (показано пунктиром). Перед сборкой стрелы все заготовки дважды пропитываются водно-полимерной эмульсией, если фанера обычная строительная или упаковочная. «Ноги» 2-х средних деталей укорочены примерно на 100 мм для посадки на шип.

Собирается стрельчатое навершие на клею ПВА и мелких гвоздях с насечкой или саморезах. Длина крепежа 20 мм, если фанера 5 мм и 24 мм для 6-мм фанеры. Сначала собирают по 4 лицевых детали, включая укороченные под шип, а затем к ним прикрепляют по 2 оставшихся тыльных. Сбивают/свинчивают детали «змейкой» (зигзагом) с шагом 80-150 мм с отступом от края 30-40 мм. Тыльная «змейка» должна быть зеркальным отражением лицевой.

Прямые ноги «стрелы» можно укорачивать согласно общему дизайну калитки. На верхних концах ее вертикальных стоек под посадку стрелы вырезается шип. Сажают стрелу на том же ПВА и подкрепляют 4-мя диагональными парами саморезов, по 2 спереди и сзади. Задние пары должны быть зеркальным отражением передних.

Калитка и пергола

Пергола в общем смысле – строение без стен и крыши. Напр., садовая пергола может быть просто решетчатым тоннелем, по которому пущены вьющиеся растения. Классическая пергола, колоннада в 2 более ряда, увенчанная перекрещивающимися балками, стала известна в Европе благодаря древним грекам, но придумана была то ли в Древнем Египте, то ли в Персии для дворцов и храмов.

Дело в том, что классическая пергола дает довольно сильный психологический эффект доминирования сооружения и, соответственно, его владельца. На деспотичном Востоке пергола должна была подавить гордыню посетителя, прежде чем тот приблизится к трону или алтарю. Вдаваться в тонкости, почему так, здесь, к сожалению, нет возможности, но эффект этот вполне объективен, как умиротворяющее действие зеркала пруда с водяными лилиями или мысли об изобилии, внушаемые пышной клумбой.

Поэтому снабжать монументальной перголой входную калитку, как на поз. 1 рис., лучше не надо: гость может оказаться человеком, от которого зависит ход ваших дел. И ему потом невдомек будет, отчего это он утратил лояльность к вам, а вам – отчего все вдруг пошло враздрызг.

В менее авторитарной Европе это поняли сразу, и перголу, увив для смягчения прессинга цветами, перенесли в уголок отдыха сада, куда гости допускаются по выбору хозяина. Кроме того, как только была изобретена арка, ею стали увенчивать перголу, поз. 2; округлое навершие существенно смягчает эффект доминирования. В покоях перголу заменили анфиладой, внушающей ощущение величия, не унижая достоинства.

Если по общему дизайну все-таки требуется классическая пергола на входе, то ее нужно делать зрительно возможно более легкой, а забор и калитку – ажурными и как можно ниже, поз. 3. Открытость сведет доминирование перголы на нет. Еще вариант – однорядная пергола, несколько стилизованная под буддистско-синтоистскую кумирню, поз. 4. Она навевает чувство умаления слабее и ассоциируется оно уже с высшими силами, что не обидно никому в здравом уме.

Металлические калитки

Основой металлической калитки является металлопрофиль; как правило – квадратная стальная труба 60х60(2-3). Из нее сваривают прямоугольную раму по размерам полотна калитки. Для усиления под обшивку профнастилом достаточно 1-й поперечины из той же трубы, расположенной посередине высоты полотна. Если применена круглая водопроводная труба, для усиления под профлист нужно поставить диагональное ребро жесткости и укрепить углы косынками от 200х200 до 300х300 из стального листа 3-5 мм. В таком случае, при обшивке листом толщиной 1,5 мм с волной 15х150, можно довести ширину полотна до 1,5 м, это уже настоящая створка ворот, см. рис.

Как устроена металлическая калитка под любое другое декоративное заполнение, в т.ч. и деревянное, см. рис. ниже: раму дополнительно усиливают такой же поперечиной, но из профтрубы 40х25(1,5-2), и 2-мя подкосами от середины к внешним углам.

Элементы усиления приваривают ребром к обрамлению заподлицо с внутренней плоскостью рамы, это даст углубление для монтажа заполнения. Под него же из мелких частей (напр. реечную решетку) внутри по контуру рамы монтируют ту же трубу 40х25(1,5-2), или стальной уголок.

Калитка такой конструкции, обшитая обрезками металлосайдинга, смотрится вполне прилично, см. рис. справа. А на обшивку садовой или другой, к которой вандалам не добраться, пойдут остатки любого наружного отделочного материала: пластиковой вагонки, блокхауза и т.п.

Примечание: стальная створка калитки даже без обшивки весит более 20 кг. Поэтому, имея в виду те же внезапные ветровые нагрузки, петли для нее нужно брать гаражные, см. рис. слева. Для калитки достаточно петель диаметром (16-20)х120 с шариковым упором. Более мощные на опорном подшипнике, разумеется, не помешают.

«Самая полная» схема усиления металлической калитки, рассчитанная на любую обшивку и на эксплуатацию в максимально жестких условиях, оказывается не намного более материало- и трудоемкой: дело сводится к короткому дополнительному подкосу на каждый угол и монтаже калитки на отдельном столбе. Чертеж каркаса металлических ворот с калиткой на все случаи жизни приведен на рис. ниже.

Изготовление таких ворот с калиткой имеет некоторые особенности, а именно: сначала делают самые ворота, с точной установкой столбов, проверкой на открывание-закрывание и пр. Затем – технологический перерыв в 20 суток, пока бетонные фундаменты воротных столбов не наберут 75% прочности; тем временем можно сделать и калитку со столбом. Полотно ее временно фиксируется намертво в закрытом состоянии болтами или струбцинами. Обшивку ворот и калитки не пока не делают.

  • Столб с калиткой ставят в скважину;
  • Выравнивают по вертикали в поперечной плоскости, фиксируя деревянными вкладышами;
  • Створку калитки придвигают к столбу ворот, подкладывают под ее край твердые прокладки, обеспечивающие необходимый эксплуатационный зазор, см. выше, и фиксируют струбцинами;
  • Столб калитки выставляют по вертикали в продольной плоскости, контролируя одновременно, не сбилась ли установка в поперечной плоскости, т.е. пользуются 2-мя отвесами;
  • Фиксируют столб калитки окончательно и бетонируют;
  • Обшивку всех створок и монтаж фурнитуры производят не ранее чем через 7 суток (при +18 в тени) после схватывания бетона в фундаменте столба калитки.

Калитка в воротах

Много работы и немало денежных средств сэкономят ворота с калиткой, встроенной в створку ворот. Правда, касается это только ворот металлических распашных. Калитка, встроенная в сдвижные или подъемные ворота, настолько усложняет их самостоятельное изготовление, что, пожалуй, лучше поставить дополнительный столб. Если же ворота распашные, то калитка в их створке делается по следующим правилам, см. справа на рис. ниже:

  1. Прилежащий к калитке столб делается стальным усиленным (труба от 100х100х4) и бетонируется не менее чем на 1,2 м независимо от глубины промерзания.
  2. Ширина створки калитки делается не более половины ширины створки ворот.
  3. Схема усиления створок ворот сохраняется, но на воротине с калиткой как бы сжимается по горизонтали.
  4. Каркас калитки выполняется с поперечиной из основной трубы (60х60х3) и парой диагональных ребер жесткости из трубы 40х25х от середины к внешним углам.

С деревянными воротами дело обстоит несколько сложнее: поставить калитку в створку деревянных ворот без потери общей прочности в таком случае возможно, только если ворота из прочного твердого (и дорогого) дерева. Если же ворота из обычной хвойной древесины, то калитку нужно навешивать рядом, и общий для нее и ворот столб должен быть стальным, забетонированным на полную глубину. В том и другом случае створки ворот и калитки выполняются рамными с дополнительной диагональной связью жесткости (см. слева на рис.) из бруса от 150х50.

Разные калиточные разности

Портал

Портал калитки совсем не обязательно пергола, она только в последнее время вошла в моду. Чаще всего над калиткой делают навес (козырек) от дождя, слева на рис. Лишнего места снаружи (которое уже не собственность хозяина) он не требует, но гостю удобно, и есть причина уважать владельца. По старым правилам гостеприимства считалось хорошим тоном, если портал-навес калитки выведен наружу не менее чем на 3-4 фута (ок. 0,9-1,2 м). Внутрь – сколько угодно, хоть сплошным тоннелем до крыльца.

Примечание: из современных материалов для кровли портала-навеса лучше всего подходит сотовый поликарбонат. сравнительно недороги, технологически доступны для изготовления своими руками, прочны, долговечны, эстетически хорошо согласуются с забором, воротами и калиткой из любого материала или их сочетаний.

Вторая разновидность калиточных порталов – конструктивно-технологические. Такие призваны прежде всего обеспечить прочность капитального каменного забора, справа там же. Снабдить капитальный портал калитки навесом никем, нигде и никак не возбраняется.

Заборы с воротами и калитками из сетки не весьма эстетичны, ничего от взгляда не загораживают, но недороги, технологически не сложны, мало трудоемки и более прочих ремонтопригодны. Поэтому ими чаще всего ограждают хоздворы, помещения для продуктивных домашних животных и т.п. Для обшивки ограждения используют преимущественно сетку Рабица как более технологичную и прочную.

Особенность створок ворот и калиток из сетки в том, что обшивка, с одной стороны, сама никакой нагрузки нести не способна; с другой – что свободно продувается и ветровых нагрузок дает очень мало. Поэтому каркасы створок можно делать из уголка от 40х40 для калитки и от 60х60 для ворот. Но в обоих случаях усиление должно быть в виде хотя бы 1-й полной диагональной связи, как в калитке на раме из круглой трубы, из того же уголка, см. рис. Воротные столбы – круглая труба от 100 мм диаметром или квадратная от 60х60х3.

Кованые калитки

Хорошая калитка ручной ковки на заказ, слева на рис., обойдется по теперешним ценам вряд ли дешевле 35-40 тыс. руб. И тем не менее, кованая калитка, причем уникальная, для домохозяина среднего достатка может оказаться вовсе не такой уж недоступной роскошью.

Из ленивых кузнецы не получаются. Кузнечных дел мастера в свободное время понемногу куют из остатков и обрезков вензеля, цветы и т.п. на продажу. Большая работа то ли будет, то ли нет, а мелкие кованые декоративные элементы всегда найдут сбыт. Вот их-то и можно приобрести по достаточно приемлемым ценам. Есть в продаже и декор для ворот с калитками, кованый (точнее – штампованный) в производственных условиях, но такие изделия однотипные все одинаковы, а ручная работа есть ручная работа.

Калитка, обшитая самым что ни на есть утилитарным гладким стальным листом, с наложенной на нее штучной ковкой, приобретает совсем иной вид, в центре на рис. Особенно хорошо сочетается ковка с деревом. Взгляните, что справа на рис. Для придания респектабельности совсем непритязательной штакетной калитке на Z-каркасе достаточно всего 3-х небольших кованых деталей. Вот уж действительно, дешево и сердито.

Обязательным элементом любого загородного строения являются ворота и калитки. Потому как именно они отвечают за его защиту от непрошеных гостей.

Помимо защитных функций современные ограждения также должны быть автоматическими и иметь красивый вид. Поэтому для установки ворот и калитки часто используют профнастил и различную автоматику.

Наиболее популярной конструкцией считают распашные ворота за их простоту и небольшую стоимость.

Также данную конструкцию легко установить своими руками, необходимо лишь использовать нужные материалы.

Сейчас мы рассмотрим, как правильно установить из профнастила с применением доводчика.

Необходимые материалы

Прежде чем осуществить монтаж ворот и калитки нам понадобятся следующие материалы:

  • листы профнастила;
  • профилированная труба 100/100 мм;
  • стальной уголок 50/50 мм;
  • профилированная труба 40/20 мм;
  • доводчик;
  • цемент, крупно- и мелкофракционный щебень, песок.

Установка столбов

Установка ворот и калитки в первую очередь требует крепких и надежных опор, которые в большей степени отвечают за их работоспособность.

  1. В первую очередь необходимо своими руками установить один столб, так как от него будет проще делать последующие более точные замеры. Для этого под него выкапывается яма глубинной около метра, но не меньше глубины промерзания, в северных районах она может доходить до 2 м.
  1. Затем на дно ямы насыпается щебень и песок, то есть делается своеобразная подушка около 20 см и хорошо утрамбовывается.
  1. Далее берется столб из профилированной трубы и вставляется в яму, длина его зависит от глубины ямы и выбранной высоты ворот. Можно так же поставить и кирпичный столб, но этот вариант довольно проблематичный и требует для начала оснастки фундамента, та потом возведения конструкции. Выбрав столб из профилированной трубы, мы получаем более быстрый монтаж.
  1. Затем необходимо приготовить раствор из мелкофракционного щебня, песка и цемента и залить им установленный в яму столб. Чтобы в растворе не оставался воздух, его нужно хорошо утрамбовать.
  1. Когда заливка будет закончена, с помощью уровня проверяется вертикальность, это довольно важно, потому как не должно быть не малейших перекосов, иначе створки ворот не смогут правильно закрываться и будут заклинивать.
  1. Затем сразу может выполняться последующая установка столбов. Она делается своими руками, поэтому же принципу. Если монтаж калитки осуществляться отдельно от основной конструкции, то для нее необходимо установить дополнительный столб.

Монтаж конструкции ворот

Для изготовления своими руками конструкции из профнастила, для начала понадобится сварить створки для ворот и калитки.

  1. Для этого на подготовленной площадке необходимо правильно выложить уже отмеренные заготовки из металлического уголка и прихватить между собой сваркой. Затем с помощью уровня проверяется горизонтальность и вертикальность створок, если все в порядке, то швы окончательно провариваются.
  1. Для усиления створок, еще нужно параллельно приварить профилированную трубу 40/20 мм. Это придаст конструкции большей жесткости и в дальнейшем не поведет от нагрузки.
  1. Когда сделанные своими руками створки будут готовы, необходима установка петель. Для этого их вначале приваривают к опорам, а затем поочередно каждая створка приставляется к ним и также приваривается. Не забывайте, что между створками обязательно должен быть зазор около 2 см, со временем конструкция может накрениться, а зазор предотвратит ее заклинивание.
  1. Далее снимаем с приваренных петель створки и обшиваем их листами профнастила. Для этого вначале нужно сделать правильные замеры. Затем при помощи болгарки порезать листы профнастила определенных размеров. Потом по периметру створок сверлятся отверстия, и листы крепятся специальными саморезами.

Чтобы ваш загородный участок смотрелся еще привлекательней и ворота с калиткой не слишком выделялись, то желательно забор также сделать из профнастила.

Монтаж доводчика

Чтобы правильно своими руками произвести монтаж доводчика, для начала нужно выбрать подходящую модель для вашей конструкции. Благодаря профнастилу ворота и калитка имеют небольшой вес, поэтому установка доводчика может производиться на все створки.

В нашем случае наиболее подойдет модель с рычажной тягой. Для монтажа такого доводчика понадобится одну сторону закрепить к столбу, а вторая крепится непосредственно к полотну.