Преподобный Сергий Радонежский. Биография

Каждый образованный человек в нашей стране, хоть немного интересующийся историей, знает имя — Сергий Радонежский. Биография и его жизненный путь говорят о том, что это был выдающийся духовный деятель 14 века. Он очень многое сделал не только для русской церкви, но и для всей русской культуры того времени. Его вклад в историю невозможно переоценить.

Историю Руси 14 века проходят по учебникам для 4 класса, и многое к окончанию школы забывается. Поэтому кратко напомним основные вехи жизни преподобного Сергия.

Ранние годы

Основным источником о жизни русского святого является житие, написанное его учеником, Епифанием Премудрым. В своем сочинении Епифаний приводит много интересных фактов и подробностей из жизни Сергия. Но вот на вопрос о точной дате рождения дается весьма уклончивый ответ.

Сообщается, что на свет будущий подвижник появился во времена правления византийского царя Андроника. И более никаких точных дат не приводится.

Светские историки и церковные деятели не пришли к единому мнению по поводу даты рождения. В современном житии преподобного дается дата 3 мая 1314 года. Историки считают датой либо 1314 год, либо 1322.

Кстати, «Житие» вообще не приводит никаких дат, что создало много проблем для историков. Впрочем, в церковной литературе обычно дат и не бывает, а среди исторических источников, за такое долгое число лет, потеряться может многое.

Родился Сергий в знатной и богатой боярской семье недалеко от города Ростова. Точное место неизвестно, но предполагают село Варницы. Отца ребенка звали Кирилл, а мать – Марией. При крещении сына назвали Варфоломеем. В семье были еще двое братьев, старший Стефан и младший Петр.

В годы жизни Варфоломея в Ростовском княжестве, это был один из тогдашних центров духовной и культурной жизни. Ростовское княжество 14 века соперничало по могуществу с Великим Новгородом. В нем были школы и библиотеки, что для Руси того времени считалось почти роскошью.

В то время самым передовым культурным языком считался греческий. Греческому обучали и в ростовских школах. Ученик Сергия Епифаний этот язык знал, скорее всего и его наставник тоже. Хотя прямых свидетельств и нет. Но по меркам того времени Сергий был одним из образованнейших людей. Так что не выучить греческий он не мог.

С семилетнего возраста, как и положено, Варфоломей пошел в школу. Но, как ни удивительно, учиться ему было тяжело. Грамота ребенку никак не давалась. И это при том, что оба его брата быстро научились читать и писать.

Варфоломея ругали и наставники, и родители. Но ничего не помогало. И тут случилось чудо. Так это событие описывает «Житие». Однажды маленький Варфоломей встретил таинственного чернеца, который молился под дубом. Ему мальчик и поведал о своей неспособности научиться грамоте и попросил помолиться за него.

Старец помолился вместе с ним, дал кусок просфоры и предрек, что мальчик будет знать грамоту лучше всех. Так впоследствии и вышло. Мальчик пригласил чудесного старца в гости и тот рассказал его родителям, что его сын отмечен свыше. И у него будет жизнь, отмеченная великими подвигами.

Легенда о встрече с таинственным старцем легла в основу знаменитой картины «Видение отроку Варфоломею».

Когда Варфоломей уже подрос, семья его сильно обеднела. Время в тот век было на Руси неспокойное: постоянные войны, набеги и распри между князьями подрывали мир и благополучие страны. Но самым главным фактором стал захват власти Иваном Калитой. Ростовское княжество начало терять свое могущество и влияние. Центр силы смещался в княжество Московское. Ростовская знать теряла свои богатства и влияние. Так и отец Варфоломея почти разорился. К тому же в эти годы в Ростовском княжестве царил неурожай, который привел к голоду и массовому обнищанию. В результате было принято решение переехать.

Но историки указывают и другую причину – семья Варфоломея не уехала по собственной воле, а ее выселили в Радонеж. Ныне это Московская область. Так или иначе, но когда Варфоломею было лет 12, семья переехала. К этому времени он, видимо, уже отучился в ростовской школе и овладел полным курсом тогдашних знаний.

Основание монастыря

Еще будучи совсем юным, Варфоломей усердно молился и часто постился. Он решил стать монахом. Родители его, к тому времени уже пожилые, не были против в принципе. Но поставили условие: уйти в монахи только после их кончины. К этому времени оба брата уже жили отдельно, только Варфоломей оставался помощником и опорой родителям.

По обычаю того времени, его родители, когда совсем состарились, постриглись в монахи. И вскоре умерли. После их кончины Варфоломей направился в Хотьково, в Покровский монастырь. Там жил его старший брат, принявший монашеский постриг. Варфоломей предложил брату основать собственную пустынь строгого монашеского стиля. Что они и сделали. В глухом месте радонежского леса они построили келью. А затем на этом же месте и деревянную церковь. Церковь освятили во имя Троицы.

Но брату Варфоломея пустынная жизнь показалась слишком тяжелой и суровой. Он покинул пустынь и перебрался в Москву. А Варфоломей остался один. Он принял постриг от местного игумена Митрофана под именем Сергий.

Вскоре вокруг Сергия начинает образовываться маленькая монашеская община. Примерно в 1342 году основана обитель, впоследствии ставшая знаменитой Троице-Сергиевой Лаврой.

Куликовская битва

Авторитет Сергия, как духовного наставника, был так велик, что к его совету часто прибегали не только духовенство, но и князья. Сергий умел нужным словом наладить взаимопонимание даже среди врагов. Свои миротворческие таланты Сергий часто использовал, когда старался примирить враждующих князей. И это ему с успехом удавалось! Он сумел сплотить князей вокруг московского князя. Что было большой победой в такое время, когда усобицы на Руси почти не прекращались.

Благодаря миротворческой деятельности Сергия, практически все князья признавали московского правителя главным на Руси. Такое сплочение рядов было очень важным накануне битвы с Мамаем. И во многом предопределило победу русских войск.

Сергий не только благословил князя Дмитрия, прозванного впоследствии Донским, на битву. Но и отправил двух своих иноков, Пересвета и Ослябю на войну . Хотя по уставу монахам запрещалось брать в руки оружие, но в миру они были опытными воинами. И их опыт очень пригодился в битве.

После победы русских войск авторитет Сергия стал еще выше. Никаких письменных документов, написанных Сергием, до наших дней не дошло. Но он своим примером показывал, как нужно жить. Умер Сергий в своей обители 8 октября 1392 года.

Его вклад в духовную жизнь оценили не только деятели церкви, но и историки последующих поколений. Так Ключевский и Карамзин считали, что Сергий своим примером воспитывал нравственность у народа. Благодаря чему сплотил Русь, помог преодолеть раздробленность и страх перед завоевателями.

Для детей и школьников выложим видео с основными фактами биографии преподобного Сергия.

Сергий Радонежский (ок. 1314-1392) почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской. Он основал Троице-Сергиеву лавру под Москвой, которая раньше называлась Троицкий монастырь. Сергий Радонежский проповедовал идеи исихазма. Понимал он эти идеи по-своему. В частности, он отверг мысль, что только иноки войдут в царство Божее. «Спасуться все добрые», - учил Сергий. Он стал, пожалуй, первым русским духовным мыслителем, который не только подражал византийской мысли, но и творчески развивал ее. Память о Сергии Радонежском особенно почитаема в России. Именно этот монах-подвижник благословил Дмитрия Московского и его двоюродного брата Владимира Серпуховского на бой с татарами. Его устами, русская церковь впервые призвала к борьбе с Ордой.

О жизни преподобного Сергия мы знаем от Епифания Премудрого - мастера «плетения словес». «Житие Сергия Радонежского» было написано им на склоне лет в 1417-1418 гг. в Троице-Сергиевом монастыре. По его свидетельству, в 1322 г. у ростовского боярина Кирилла и его жены Марии родился сын Варфоломей. Некогда эта семья была богата, но затем обеднела и, спасаясь от преследований слуг Ивана Калиты, около 1328 г. вынуждена была переселиться в Радонеж - город, принадлежавший младшему сыну великого князя Андрею Ивановичу. В семилетнем возрасте Варфоломея стали обучать грамоте в церковной школе, учение давалось ему с трудом. Он рос тихим и задумчивым мальчиком, у которого постепенно возникло решение уйти от мира и посвятить свою жизнь богу. Его родители и сами приняли постриг в Хотьковском монастыре. Там же обет монашества принял его старший брат Стефан. Варфоломей, завещав имущество младшему брату Петру, отправился в Хотьково и стал монашествовать под именем Сергия.

Братья решили покинуть монастырь и поставили в лесу, в десяти верстах от него келью. Вместе срубили церковь и освятили ее в честь Св. Троицы. Около 1335 г. Стефан не выдержал тягот и ушел в Московский Богоявленский монастырь, оставив Сергия одного. Для Сергия начался период тяжелых испытаний. Его уединение длилось около двух лет, а затем к нему стали стекаться иноки. Построили двенадцать келий, обнесли оградой. Так в 1337 г. зародился монастырь Троице-Сергиевский монастырь, а Сергий стал его игуменом.

Он руководил монастырем, но это руководство не имело ничего общего с властью в обычном, светском смысле этого слова. Как говорится в «Житии», Сергий был для всех «точно купленный раб». Он рубил кельи, таскал бревна, выполнял трудные работы, исполняя до конца обет монашеской бедности и служения ближнему. Однажды у него закончилась еда, и он, проголодав три дня, отправился к монаху своей обители некоему Даниилу. Тот собирался пристроить сени к своей келье и ждал плотников из села. И вот игумен предложил Даниилу выполнить эту работу. Даниил испугался, что Сергий с него много попросит, но тот согласился работать за гнилые хлеба, которые есть уже было нельзя. Сергий работал целый день, а вечером Даниил «изнесе ему решето хлебов гнилых».

Также, согласно сведениям Жития он «пользовался всяким случаем завести обитель, где находил то нужным». По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей. В 1365 г. послал его в Нижний Новгород мирить ссорившихся князей. По пути, мимоходом, Сергий нашел время устроить пустошь в глуши Гороховецкого уезда на болоте при реке Клязьме и воздвигнуть храм Святой Троицы. Он поселил там «старцев пустынных отшельников, а питались они лыками и сено по болоту косили». Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме. Во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками, например, Саввой (Саввино-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский). Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Умер Сергий 25 сентября 1392 г. и вскоре был канонизирован. Произошло это еще при жизни людей, знавших его. Случай, более никогда не повторявшийся.

Через 30 лет, 5 июля 1422 г., были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет. Поэтому этот день является одним из дней памяти святого.11 апреля 1919 г., во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен. О предстоящем вскрытии мощей стало известно Павлу Флоренскому, и при его участии (чтобы защитить мощи от возможности полного уничтожения) глава преподобного Сергия была тайно отделена от тела и заменена головой погребённого в лавре князя Трубецкого. До возвращения мощей Церкви глава преподобного Сергия хранилась отдельно. В 1920-1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены Церкви. В настоящее время мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

Сергий Радонежский воплотил идею общежитийного монастыря на Руси. Ранее монахи, уходя в монастырь, продолжали владеть имуществом. Встречались бедные и богатые монахи. Естественно, бедные скоро становились служками у более обеспеченных собратьев. Это, по мнению Сергия, противоречило самой идее монастырского братства, равенства, устремленности к Богу. Поэтому в своем Троицком монастыре, основанном недалеко от Москвы у Радонежа, Сергий Радонежский запретил монахам иметь частное имущество. Свое богатство они должны были отдавать монастырю, который становился как бы коллективным владельцем. Имущество, в частности земля, нужны были обители, только для того, чтобы инокам, посвятившим себя молитве, было чем питаться. Как мы видим, Сергий Радонежский руководствовался самыми высокими помыслами и боролся с монашеским богатством. Ученики Сергия стали основателями многих монастырей подобного типа. Однако в дальнейшем общежитийные монастыри стали крупнейшими земельными собственниками, обладавшими, кстати, и большим движимым богатством — деньгами, драгоценными вещами, полученными как вклады на помин души. Троице-Сергиев монастырь при Василии II Темном получил невиданную привилегию: его крестьяне не имели права перехода в Юрьев день — так, в масштабе одной монастырской вотчины впервые появилось на Руси крепостное право.


Н.Д. Спирина

Живая Этика о Преподобном Сергии Радонежском*

Отличительной особенностью Сергия было то, что он не проповедовал и ничего не писал. Он являл собою путь восхождения духа, подавал собою тот нравственный пример, без которого невозможно ни создать крепкое государство, ни наладить собственную жизнь.

В последние годы о Преподобном Сергии стали говорить и писать не только как о великом святом, но и крупнейшем государственном деятеле XIV века, сыгравшем решающую роль в освобождении Руси от татарского ига. Для того чтобы победить этих крепко вкоренившихся в государстве и в умах людей того времени захватчиков, надо было поднять дух не только воинства, но и всего русского народа. Своим личным подвигом и трудами Преподобный подал пример несокрушимости человеческого духа и его возможностей и тем самым заложил основы русской духовной культуры и основы государства русского.

Молчанье. Тайна. Тишина.
Следы медвежьих лап по снегу.
Сверканье звёзд. И вышина
Деревьев, устремлённых к небу...

Надземное слилось с земным,
И Сердце было местом встречи.
Восстала Подвигом одним
Из праха Русь в победной сече.

Там захоронено зерно,
Что процветает, к срокам зрея.
Незримое - воплощено,
Неслышное - громов звучнее.

И вот во имя Красоты
На землю сходит в вихрях света
Тот Храм, который держишь Ты
В Руке, на благо всей планеты! 1

«Преподобный связан не только с прошлым, но и с будущим. Думая о Нём, смотрим не только назад, но и вперёд. Он - Строитель, а строитель есть создатель будущего. Можем ли сомневаться в будущем страны Его».

Совсем молодым ушёл он в глухие леса и поселился там в полном одиночестве.

Началось всё с крохотной кельи и такой же часовенки, которые одинокий молодой отшельник вырубил в дремучем лесу и стал, как говорили тогда, «спасаться», то есть возвышать свою бессмертную душу над всем земным и смертным.

Сначала к нему приходили только звери. Пришёл и отощавший от голода медведь, с которым Сергий поделился краюшкой хлеба и подружился.

Ему с Тобою было хорошо!
Тянулся он звериною душою
К тому, что именуют добротою,
К тому, что светом духа мы зовём.

Он слов не знал. Но сердце зверя знало -
Кто друг ему и кто его поймёт,
Краюшку хлеба с лаской принесёт
И в облике мохнатом у"зрит брата 2 .

Затем потянулись и люди, уже за хлебом небесным, духовным, без которого умирает от голода душа. Они тоже строили кельи и подвизались в молитве и труде. Искали они и духовного учительства. И Сергий стал, сам того не желая, наставником братии, а затем и настоятелем Обители.

Но он продолжал трудиться, по словам жития, «как раб купленный», делал сам всю чёрную работу и тем подавал пример воспитания в труде.

Николай Рерих говорит: «Каждое упоминание этого священного Имени повелительно зовёт всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию...» 3

«Преподобный Исаак Сирин сказал: ""Когда мы в покое - демоны веселятся, а когда в трудах - Ангелы радуются""» 4 .

«Человечество устало от разрушений и смятений, выдувающих пламень сердца. Чудесно является перед нами великое Имя Водителя, с которым неразрывно связано и знание, и строительство, сострадание и неутомимая твёрдость» 5 .

Сергий запрещал братии просить подаяние, но жить только от своего труда. Сам он явил пример этого, когда, оставаясь три дня без пищи, предложил одному из своих учеников, который хотел пристроить сени к своей келье, сделать это за несколько кусков гнилого хлеба, который сам ученик не мог есть. Тот вынес ему этот хлеб, но Сергий сначала построил ему сени и только потом взял за работу эту плату.

«Слухи о его подвижническом житии, - пишет Е.И.Рерих, - скоро разнеслись по окрестности, и стали навещать его люди, прося назидания и совета во всех делах своих; и никого не отпускал юный подвижник без утешения, без слова ободрения и вразумления» 6 .

...Туда притекали люди,
Туда приходили звери,
Туда прилетали птицы
За помощью и теплом -

И всем несло исцеленье,
И всем несло вспоможенье
Великое Сердце-Солнце,
Сокровищница Любви! 7

«На первых порах пустынножители не руководствовались никакими правилами или уставами, но имели перед собою лишь живой пример истинного подвижничества в лице своего основоположника» 8 .

Е.И.Рерих отмечает, что в качестве наставника «Сергий нашёл путь к сердцам не только путём чудес, о которых запрещал говорить, но своим личным примером великого сотрудничества, как в большом, так и в малом. Его слово было словом сердца, и, может быть, главная сила его кратких убеждений заключалась в той незримой, но ощутимой благодати, которая излучалась из всего его обаятельного облика, умиротворяюще и ободряюще влиявшего на всех приходивших к нему.

Нигде нет указания на гнев, даже на возмущение, он умел быть твёрдым и требовательным, но без насилия» 9 .

Преподобный установил суровые правила дисциплины в своей Обители. Так, после вечерни каждый должен был творить молитву и заниматься ручным трудом, чтобы руки не были праздны. И когда Преподобный обходил ночью кельи, слышал празднословие, то лёгким ударом в оконце подавал знак. «Наутро же призывал провинившихся и наставлял их кротко, но сильно, и приводил к раскаянию. При этом, чтобы не задеть, он часто говорил притчами, пользуясь самыми простыми и обыденными образами и сравнениями, которые глубоко западали в душу провинившегося» 10 .

«Всё это даёт нам облик вечно бодрствующего, зоркого наставника, следящего за каждым братом, особенно же за новичком, и, при всей мягкости своей, не допускающего уклонений от установленных правил. Введённая им суровая дисциплина, требовавшая от учеников постоянной бдительности над мыслями, словами и поступками своими, сделала из его Обители воспитательную школу, в которой создавались мужественные, бесстрашные люди, воспитанные на отказе от всего личного, работники общего блага и творцы нового народного сознания» 11 .

Давайте вернёмся к тому, с чего мы начали. Итак, что из жития Преподобного можем мы взять для подражания? Создание Обители или победа над полчищами врагов нам не представляется возможным. Но мы можем начать понемногу перенимать у Него искренность и чистоту души, сочувствие к людям и всему живому, любовь к труду, смирение и служение ближним и забвение себя, простоту в обращении, непоколебимую веру в Высшие Силы и Их помощь.

Если мы не начнём пытаться это делать, как мы приблизимся к Сергию и чем почтим Его? Слова Высшим Силам не нужны. Они стремятся поднять нас до Себя и ждут от нас усилий в этом направлении, которые будут Ими всемерно поддержаны. «Только помыслите об общем благе, и Мы всегда с вами», - говорят Они.

Если мы этих усилий не проявим, наши восхваления Им ни к чему. Эта установка нова и непривычна, но на пороге Нового Мира приходится пересматривать укоренившиеся понятия, иначе мы останемся прежними.

Также нам надо понять, что подражание отнюдь не исключает почитания.

Подражание есть почитание в действии.

Только свет Учения Живой Этики даёт нам это духовное переосмысление. Возблагодарим Того, Кто дал это Учение нам.

  • Приобрести книги о Св.Сергии в интернет-магазине:
  • (Россазия)
  • . (ЖЗЛ)

* По тексту радиобеседы, 1990 г.

1 Н.Д.Спирина. Перед Восходом. Новосибирск, 1997. С. 111.
2 Там же. С. 112.
3 Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск, 2005. С. 25.
4 Там же.
5 Там же. С. 27.
6 Там же. С. 38.
7 Н.Д.Спирина. Перед Восходом. С. 115.
8 Знамя Преподобного Сергия Радонежского. С. 39.
9 Там же. С. 49.
10 Там же. С. 44.
11 Там же. С. 43–44.

Напомним, что в 2018 году Сергиев Посад стал победителем федерального конкурса и получил многомиллионный грант на благоустройство Левонадпрудной улицы. Проект первой очереди благоустройства территории подготовила местная специализированная компания «Графит», он успешно прошел все необходимые экспертизы.

«Маршрут представляет пешеходную зону, соединяющую музей игрушки

и Келарскую набережную, что увеличивает пропускную способность как музея, так самой набережной. Маршрут разбит на два этапа. Первый – это лестница, по которой можно подняться наверх- до смотровой площадки, с которой будет открываться впечатляющий вид на лавру. Предусмотрено, что ей смогут пользоваться и маломобильные группы граждан. Длина подъема, за счет перепада высот, составляет почти сто метров, его ширина позволит разъезжаться двум детским коляскам», — сообщил представитель компании-проектировщика Андрей Каримов.

Территорию Левонадпрудной осветят: проектировщики использовали три вида различных светильников, в том числе и ландшафтную подсветку. Горка для зимних массовых катаний останется на прежнем месте, а вот детская площадка будет несколько расширена. Асфальт заменят на шлифованный бетон. Как сообщил Андрей Каримов, старые деревья сохранят, но к ним добавятся новые зеленые насаждения. По требованию главного управления региональной безопасности, пешеходный маршрут будет оборудован пятью камерами видеонаблюдения, также на Левонадпрудной появится Wi-Fi. Стоимость проекта оценивается в 50 млн. рублей.






Сотрудники ОГИБДД УМВД России по Сергиево-Посадскому району провели акцию «Цветы для автоледи».

Цель мероприятия – поздравить женщин-водителей с праздником 8 марта и напомнить правила дорожного движения.

Инспекторы дорожно-патрульной службы останавливали транспортные средства, которыми управляли автолюбительницы, дарили им букеты тюльпанов и открытки с пожеланиями счастья и удачи на дорогах. Правоохранители также напоминали о безопасности на дороге.

Представительницы прекрасного пола поблагодарили полицейских за приятную неожиданность и обещали не нарушать Правила дорожного движения.






Московская областная Дума приняла закон о преобразовании Сергиево-Посадского муниципального района в городской округ.

Как сообщается на сайте Московской областной Думы, будут объединены территории городских поселений Краснозаводск , Пересвет, Сергиев Посад , Скоропусковский , Хотьково , сельских поселений Березняковское , Васильевское , Лозовское , Реммаш , Селковское , Шеметовское . Прекращается статус муниципального образования городского поселения Богородское .

Городской округ с объединённым бюджетом начнёт работать с 1 января 2020 года.






Сейчас идет Масленичная неделя. Это переход из зимы на весну. Каждый день имеет свое особое обрядовое значение. Понедельник-это “встреча”. В понедельник делали соломенную куклу и пекли первые блины. Вторник-”заигрыш”. В этот день знакомили неженатых друзей. Среда- ”лакомка”. Так что сегодня прямая дорога к теще на блины. Четверг- “разгул”. Девушки угощали блинами понравившихся молодых людей. Пятница-”тещины вечерки”. Чем лучше угостят в пятницу тещу, тем реже она будет приходить в гости! Всем зятьям -на заметку! Суббота-золовкины посиделки! В этот день навещали сестёр мужа, а они старались поразить родственников своим кулинарным мастерством. Воскресенье- проводы Масленицы. До обеда водили последние хороводы вокруг соломенного чучела. После чего его сжигали. Второе название Масленицы-Прощенное воскресенье. Считается, что в этот день надо просить прощение у близких.


Ну, а всех-всех-всех, кто хочет сделать проводы Масленицы интересными и запоминающимися, ждут в Торговых рядах 10 марта.







В Год Театра в России Сергиево-Посадский музей-заповедник представляет выставочный проект «Театр по обе стороны кулис».

6 марта по 19 мая 2019 года Сергиево-Посадский музей-заповедник и Музей-усадьба Останкино представляет совместный проект - выставку «Магия старинного театра».

Магия театра создаётся искусством архитектора и театрального художника, создающего декорации, бутафорию и сценические костюмы, драматурга, актёров и музыкантов.

Музеем-усадьбой Останкино предоставлен основной комплекс экспонатов конца XVIII - начала ХХ вв., который дополнен отдельными значительными произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника, в том числе подлинным эскизом декорации К.А. Коровина к опере «Садко».

Мир старинного театра «оживет» благодаря разнообразным экспонатам: портретам, эскизам декораций, чертежам театральных зданий и редчайшим предметам старой бутафории, фрагментам сценических костюмов и др.

Выставка расскажет о частных российских театрах и прежде всего, о периоде расцвета лучшего крепостного театра России – Останкинского театра графа Н.П. Шереметева, представит редчайшие предметы бутафории частного (дворянского) театра С.С. Апраксина, фрагменты костюмов начала ХХ в. из спектаклей Оперы Зимина.

Посетитель выставки узнает о магии старинного спектакля с его зрелищностью, совершенной театральной машинерией не только на примере графических материалов, но и «живой машины», создающей шумовой сценический эффект – «машины грома».

Поскольку старинный отечественный театр был в основном музыкальным, особый интерес на выставке представляет уникальный подлинный музыкальный инструмент начала ХIX в. – виолончель работы «русского Страдивари» Ивана Батова.

На выставке можно будет увидеть и «персоны» - портреты графа Н.П. Шереметева и его лучших актрис Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой и Татьяны Шлыковой-Гранатовой.

Дополняют экспозицию произведения декоративно-прикладного и изобразительного искусства с модными на протяжении всего XIX столетия театральными сюжетами: предметы фарфора лучших европейских и российских заводов, каслинское чугунное литье, вышивки бисером, веера, картины, гравюры.

Более 100 экспонатов представлено на выставке, многие из которых - это застывшая история, замершие мгновения жизни спектакля.

В рамках проекта «Театр по обе стороны кулис» будет представлена и тема провинциального театра XX века, посвященная страницам театральной истории Сергиева Посада, с которой предстоит познакомиться на выставке «Любите ли вы театр?» - эта выставка откроется 13 марта 2019 г. в 14.00 в Краеведческом корпусе музея (Овражный пер.,9а).





Март – месяц неоднозначный: погода сейчас заставляет нас чувствовать себя не в своей тарелке. Доколе это будет продолжаться? Посмотрим, что говорят синоптики.

Эта неделя в плане погоды будет пробовать себя в различных амплуа. Во вторник столбик термометра начнет ползти вверх и достигнет отметки +4, ночью температура воздуха опустится до -2. А вот в среду ожидается нечто невероятное: с +1 днем похолодает до -12 ночью. Подозреваем, что метеозависимые прочувствуют на себе это сполна. В четверг снова начнет теплеть, ожидается до -2 днем. В пятницу температура снова пойдет в плюс: столбик термометра затормозится на +4 и днем, и ночью. Оттепель продлится и в субботу, ожидается от +2 до +5.





Со 2 по 8 января на «Дороге к храму» пройдёт бесплатный театральный уличный фестиваль. Ф естиваль объединит тысячи жителей Сергиево-Посадского района и подарит настоящее чудо под необъятным куполом Рождества. Интерактивные программы, новогодние фотозоны и празднично украшенная «Дорога к храму» сохранят прекрасные моменты новогодних каникул!



Впервые фестиваль уличных театров «Под куполом волшебства» порадует жителей нашего района! Ежедневно со 2 по 8 января на пешеходной зоне «Дорога к храму» жителей и гостей города ждет насыщенная программа. Незабываемые шоу со спецэффектами покажут театры светового перформанса «Светлые лица» (г. Москва), авторский театр «Эскизы в пространстве» (г. Москва) и «Театральный ковчег» (г. Сергиев Посад). Следите за афишей, присоединяйтесь к празднику и будьте уверены, чудеса случаются!

Программа фестиваля:







Больше трети россиян попросили бы у Деда Мороза в подарок на Новый год здоровья себе и свои близким. Чаще всего такой подарок хотели бы получить люди в возрасте от 60 лет и старше.

Предновогодние ожидания опубликовал Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Второе место в «списке желаний» - мир во всем мире. Его «получить» хотел бы каждый десятый из числа опрошенных. Примерно столько же россиян попросили бы у Деда Мороза денег и материального благополучия.

Еще у Деда Мороза наши сограждане хотели бы «получить» понижения цен на всё, благополучия в семье, путешествие для своей семьи в следующем году, а также закрыть все кредиты.






В Подмосковье в конце уходящего года ожидается значительное потепление. По прогнозам синоптиков, столбики термометров не опустятся ниже минус 5 градусов. А вот атмосферное давление, напротив, понизится до 15 мм ртутного столба.



«Погода в новогоднюю ночь будет лучше, чем в прошлую новогоднюю ночь», — заявил журналистам научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд.

В начале следующей недели к столице будет направляться атмосферный фронт с северо-запада. С первым днём 2019 года этот атмосферный фронт будет проходить непосредственно через Москву, температура не изменится, ночью около — 10, днем от — 3 до — 8 градусов, пишут Метеоновости.

Ранее в сюжете: В Москве с начала зимы выпало около полуметра снега

2 и 3 января ожидается снег, днём температура — 1.-6 градусов. 4 января Москва окажется во власти циклона: пройдёт обильный снег, температура понизится до — 4.-9 градусов.






Учёные выяснили, что посещение кино, музеев и театров ослабляет симптомы депрессии.


Для своего нового исследования психологи из Университетского колледжа Лондона использовали лонгитьюдное обследование взрослых жителей Великобритании ELSA (English Longitudinal Study of Ageing), которое велось на протяжении 10 лет. Дейзи Франкурт (Daisy Fancourt) и ее коллеги проанализировали данные в общей сложности по 2000 участникам обоих полов старше 50 лет.

В статье, опубликованной в журнале British Journal of Psychiatry, учёные сообщают, что даже умеренно интенсивная «культурная жизнь» — посещение кинотеатров, музеев и так далее — снижает риск развития депрессии на 32 процента, а если делать это хотя бы раз в месяц, то уже на 48 процентов.

По мнению психологов, причиной этого позитивного эффекта может быть целый ряд факторов, сопутствующих таким «выходам в свет»: встречи с друзьями и знакомыми, появление новых социальных связей, яркие положительные переживания, снижение чувства изоляции и одиночества. Всё это может благоприятно сказываться на снижении уровня кортизола — гормона, связанного с хроническими воспалительными процессами, который проявляет избыточную активность у страдающих депрессией.

Возможно также, что посещение культурных мероприятий прямо ведет к выработке дофамина, усиливающего позитивные эмоции. «Так же, как мы стараемся следовать рекомендации "не меньше пяти" фруктов и овощей в день, — говорит Дейзи Франкурт, — следует ввести в расписание регулярные посещения культурных событий, которые поддержат здоровое состояние и старение».






Всех жителей и гостей Сергиева Посада и района 5 января 2019 года приглашают в городской парк «Скитские пруды» на рыболовный фестиваль « Мормышка ».


Администрация Сергиево-Посадского муниципального района приглашает всех желающих принять участие в фестивале и показать свои навыки.

Участником праздника-фестиваля может стать любой желающий (граждане РФ, иностранные граждане), подавший заявку на участие. Участники соревнований, возрастом до 14 лет допускаются к соревнованиям в сопровождении ответственных лиц.

Основными местом ловли на фестивале «Мормышка» является средний Скитский пруд. Зона ловли заранее подготовлена организаторами фестиваля и обозначена сигнальными лентами. Места ловли определяются участниками самостоятельно, непосредственно в процессе ловли. Расстояние между участниками в процессе ловли не должно быть менее 5 метров друг от друга. Либо должно обговариваться участниками отдельно, если расстояние меньше указанного в правилах.

Ловля осуществляется на одну зимнюю удочку. Ловля рыбы производится на мормышку. Длина мормышки не более 15 мм. Крючок впаянный, размер крючка не более №8 по международной классификации, допускается оснащение бисером. Насадки животные, растительные, кроме живых, мёртвых и искусственных рыб, их частей, икры и муравьиных яиц. Прикормка без стационарных кормушек. Во время соревнований разрешено использовать не более 2 флажков, либо других опознавательных знаков, для обозначения занятости лунок. Лунки, не обозначенные флажками, либо иными опознавательными знаками, считаются свободными.

После сигнала «Старт» можно сверлить неограниченное количество лунок. К ловле приравнивается любое использование лунок, включая сверление и прикармливание.

Не разрешается оставлять в воде удочки с мормышками. Количество запасных удочек не ограничено. Буры должны находиться в вертикальном положении, ножами вниз (забурены в лёд). До начала соревнований (команды "Вход в зону") ножи у буров должны быть зачехлены.

Не запрещается гостям фестиваля давать советы конкурсантам.

Победители фестиваля награждаются памятными подарками и дипломами.

Регистрация на соревнования открывается в 9:00. Открытие фестиваля 5 января 2018 года в 11:00 в Городском парке «Скитские пруды».






Администрация Сергиево-Посадского района определила перечень площадок, где использование пиротехнического оборудования будет наиболее безопасным. Всего их на территории района будет 13 в разных поселениях.



Перечень площадок:

1. г. Сергиев Посад, Новоугличское шоссе, 62а (парковка возле поликлиники РБ);
2. г. Сергиев Посад, ул. Глинки, 207 (поле за ЖК «Гранд Парк»)
3. г. Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии, 95 (парковка ЖК «Виктория Парк»);
4. г. Сергиев Посад, ул. Центральная, 58 (площадка перед ОДЦ «Октябрь»);
5. г. Сергиев Посад, ул. Андрея Рублева (площадка перед ЖК «Троицкая слобода»);
6. г. Сергиев Посад, мкр. Семхоз, ул. Парковая (парковка перед КПЦ «Дубрава»);
7. п. Загорские дали, стадион;
8. п. Богородское, площадь у д.31а;
9. п. Мостовик, футбольное поле;
10. с. Васильевское, футбольное поле;
11. г. Краснозаводск, ул. Горького, 11;
12. г. Краснозаводск, ул. Театральная (парк за памятником);
13. г. Краснозаводск, поле между д. 3 по ул. 50-летия Октября и д. 9 по улице 40 лет Победы.

Начальник отдела по участию, предупреждению и ликвидации ЧС и решению вопросов ГО Дмитрий Сафонов ещё раз напомнил о правилах противопожарной безопасности: «Просим всех жителей быть предельно внимательными с пиротехникой, электрическим и печным оборудованием, особенно в деревенских домах, с открытым огнём. Особое внимание исправности приборов, перегрузки сети быть не должно, нужно соизмерять возможности «тройников». Также напоминаем о полезности автономных противопожарных датчиков, это может спасти жизнь».

Все 13 площадок для организованного запуска пиротехники находятся на достаточном отдалении от жилых домов. Отдел ГО и ЧС администрации района предупреждает о недопустимости запуска салютов и фейерверков в зоне плотной жилой застройки.






Американские ученые считают, что именно домашний плющ борется с канцерогенами в воздухе.


Исследователи из Университета Вашингтона в США доказали, что обыкновенный комнатный плющ является лучшим растением, которое эффективно очищает воздух от таких канцерогенов как хлороформ и бензол. Согласно исследованию, опубликованному в журнале Environmental Science & Technology, данное растение вырабатывает белок, называемый 2E1, который превращается в молекулы и удаляет из воздуха опасные вещества, тем самым предотвращает развитие рака в организме человека.

По словам доктора Стюарта Странда, домашние растения пропускают воздух через свои листья, как вентилятор, и полноценно очищают его. В настоящее время команда ученых работает над модификацией растения, которое в будущем сможет расщеплять другие опасные молекулы в воздухе.






Сотрудниками МВД России в Сергиевом Посаде задержаны двое подозреваемых в мошенничестве.



«Сотрудниками ГУУР МВД России совместно с оперативниками ОМВД России по району Нагатино-Садовники города Москвы задержаны двое жителей Подмосковья, подозреваемые в мошенничестве», - сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Ранее в полицию обратился представитель кредитно-финансового учреждения, который сообщил, что по результатам внутренней проверки выявлено хищение с расчетного счета умершей пенсионерки 2 миллионов рублей. Злоумышленник воспользовался доверенностью от её имени.

По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ.

«В результате оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками полиции на территории Московской области задержаны 36-летний мужчина и его 44-летняя сообщница, подозреваемые в противоправном деянии. В ходе обыска у них обнаружены документы, банковские квитанции и мобильные телефоны, имеющие доказательное значение по уголовному делу», - добавила Ирина Волк.

В отношении мужчины судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, женщина находится под домашним арестом.

В настоящее время проводятся оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия, направленные на установление и документирование дополнительных эпизодов противоправной деятельности задержанных.





«Яндекс» опубликовал подборку самых странных запросов пользователей в 2018 году. Результаты исследования опубликованы на сайте компании. Пользователей, в частности, интересовало «как правильно вести инстаграм кота», «сколько голов у Фёдора Смолова».


Как отмечается, исследования проводятся по информации различных сервисов «Яндекса», при этом чаще всего используются данные поиска. «Иногда попадаются на глаза запросы, которые нарочно не придумаешь: трогательные, смешные, парадоксальные», - отмечается в сообщении. Уточняется, что запросы исследования приводятся в том виде, в каком были заданы.

В уходящем году встречались такие запросы, как «нога акинфеева обои», «зинаид зидан», «мстители война без конечностей», «фото девушек древнего египта», «нога Ибрагимовича фото бесплатно голая».

Также пользователей интересовало «как правильно вести инстаграм кота», «сколько голов у Федора Смолова», «ровные места в Сочи для проживания», «куда сходить где нет людей», «как вернуть себе расположение кота», «как сделать как будто на снимке перелом», «как добраться от масложирокомбината до седьмого неба», «как посветить день коту чтобы ему понравилось», «как развеселить самую грустную собаку».

Пользователи задавали вопросы о том, «зачем человеку кот», «как нарисовать мимолетное виденье», «как отомстить мужчине рыбе», «ровно 4 это сколько» и «могу ли я пожалеть что завела чихуахуа».

Кроме того, в перечень странных запросов вошли: «кому молиться чтобы все успеть», «что можно сказать вместо ага», «к чему снится доктор наук», «почему мои проклятия не действуют» .







«Ростелеком» объявляет о начале приёма заявок на курс лекций о работе с данными для начинающих специалистов в области инженерии данных (data engineering) и управления данными (data governance) — «Ростелеком. DataTalks». Проект ориентирован на молодых специалистов и студентов последних курсов технических вузов.


Образовательная программа стартует 28 февраля 2019 года.

Поиск талантов «Ростелеком» осуществляет совместно со своими партнерами в сфере больших данных: компаниями Accenture, DIS Group, Human Factor Labs, Adastra, Qlik, ArenaData. По результатам успешного прохождения курса слушатели смогут присоединиться к команде «Ростелекома» или командам компаний-партнёров.

Первая программа состоит из 12 обзорных лекций, которые позволят аудитории познакомиться с инженерией данных и управлением данными, получить базовые навыки по методам построения хранилищ данных и инструментам, узнать про современные подходы к обработке больших данных, извлечению информации из большого объёма данных, научиться грамотно их использовать для того, чтобы помогать бизнесу.

Преподаватели курса расскажут о работе с мастер-данными: справочными и клиентскими, как и с помощью каких инструментов и процессов повысить качество данных в системах. Как выстроить процесс предоставления информационных сервисов (BI-отчетов, витрин данных) в большой компании, то есть, как наладить процесс от получения верхнеуровневых требований заказчика до получения готового сервиса.

Приём заявок продлится до конца февраля 2019 года. Обучение в рамках первого сегмента бесплатное. Курс начнется 28 февраля 2019 года и закончится 8 апреля 2019 года. Максимальное число участников — 100 человек.

Подать заявку, а также ознакомиться с условиями приема и образовательной программой курса можно на официальном сайте: Datatalks.rt.ru .






Федеральная налоговая служба (ФНС) и министерство спорта согласовали проект новой антитабачной концепции, в рамках которого планируется снизить потребление табака до 5% за 30 лет, после этого начнётся его вывод из легального оборота, передает ТАСС.


«Проект концепции согласовали ФНС и Минспорт. Документ допускает, что после 2050 года сигареты постепенно будут выведены из оборота в РФ», – говорится в сообщении.

Минздрав планирует снизить долю курящих россиян с 30,9% (показатель в 2016 году) до 5% в 2040–2050 годах.

Пока документ находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти. Проектом новой стратегии запланировано снижение потребления табака на 0,5 процентных пункта ежегодно.






Депертамент здравоохранения Москвы рекомендует москвичам и жителям Подмосковья не объедаться мандаринами в новогодние праздники из-за возможной аллергической реакции. Также следует в умеренных количествах употреблять в пишу красную икру, а также шоколад и изделия из него.


Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщила победитель профессионального конкурса «Специалист года» фестиваля «Формула жизни» 2018 г., заведующая Центром аллергологии и иммунологии больницы №52 департамента здравоохранения Москвы, врач аллерголог-иммунолог, кандидат медицинских наук Дарья Фомина.

«Что касается приятных спутников наступающих праздников — икра, мандарины и шоколад относятся к группе продуктов, которые могут быть истинными аллергенами. Они вызывают аллергический ответ у чувствительных пациентов, являясь причинами пищевой аллергии — съел всего лишь дольку мандарина, аллергическая реакция проявила себя зудом и высыпаниями. У людей, не страдающих аллергией, реакция на эти продукты будет зависеть от количества съеденного. Причем выраженность и время проявления первых признаков такой псевдоаллергии зависят от количества: чем больше съел, тем сильнее реакция. Очевидное решение проблемы в этом случае: не стоит злоупотреблять мандаринами, красной икрой и шоколадом, знайте меру во всем», — сказала Д.Фомина.

Она добавила, что в случае появления симптомов можно принять антигистаминный препарат, а затем при первой возможности лучше отправиться на приём к врачу аллергологу-иммунологу, поскольку аллергическая реакция может быть затяжной или двухфазной и через некоторое время дать о себе знать еще более яркими симптомами. Она подчеркнула, что приступ анафилаксии требует незамедлительного вызова «скорой помощи».

«Но если совладать с желаниями в атмосфере безудержного веселья все же не удалось, будьте внимательны к тревожным сигналам своего организма. Наиболее тяжелая системная реакция – анафилаксия – требует экстренной помощи, здесь помогут только квалифицированные действия бригады «скорой помощи», — пояснила Д.Фомина.





Имя: Сергий Радонежский (Варфоломей Кириллович)

Возраст: 78 лет

Деятельность: иеромонах Русской церкви, основатель ряда монастырей

Семейное положение: не был женат

Сергий Радонежский: биография

О жизни Сергия Радонежского, иеромонаха Русской церкви, реформатора монашества на севере Руси и основателя Свято-Троицкого монастыря, известно немногое. Все, что мы знаем о «великом старце», причисленному к лику святых, написано его учеником монахом Епифанием Премудрым.


Позже житие Сергия Радонежского было отредактировано Пахомием Сербом (Логофетом). Из него наши современники черпают информацию об основных вехах биографии церковного деятеля. В своем жизнеописании Епифаний сумел донести до читателя суть личности учителя, его величие и обаяние. Воссозданная им земная стезя Сергия дает возможность понять истоки его славы. Его жизненный путь показателен тем, что дает понять, как легко преодолеваются любые жизненные трудности с верой в Бога.

Детство

Дата рождения будущего подвижника точно не известна, одни источники называют 1314 г., другие – 1322 г, третьи склоняются к тому, что Сергий Радонежский появился на свет 3 мая 1319 г. При крещении младенец получил имя Варфоломей. По древнему преданию, родителями Сергия были боярин Кирилл и его жена Мария, проживавшие в селе Варницы в окрестностях Ростова.


Их усадьба располагалась недалеко от города – в местах, где впоследствии был возведен Троицкий Варницкий монастырь. У Варфоломея было еще два брата, он был средним. В семь лет мальчика отдали учиться. В отличие от смышленых, быстро схватывающих грамоту братьев, обучение будущему святому давалось с трудом. Но случилось чудо: удивительным образом отрок познал грамоту.


Это событие описывает в своей книге Епифаний Премудрый. Варфоломей, желая научиться читать и писать, подолгу и с усердием молился, просил Господа вразумить его. Однажды перед ним явился старец в черной ризе, которому мальчик поведал о своей беде и попросил, чтобы тот помолился за него и попросил помощи у Бога. Старец пообещал, что с этой минуты отрок будет писать и читать и превзойдет своих братьев.

Они вошли в часовню, где Варфоломей уверенно и без запинки прочитал псалом. Затем они оправились к родителям. Старец рассказал, что их сын отмечен Богом еще перед родами, когда она пришла в церковь на службу. Во время пения литургии ребенок, находясь во чреве матери, три раза прокричал. На этот сюжет из жития святого живописец Нестеров написал картину «Видение отроку Варфоломею».


С этого момента Варфоломею стали доступны книги о житии святых. При изучении Святого писания у отрока появился интерес к церкви. С двенадцати лет Варфоломей много времени посвящает молитве и соблюдает строгий пост. По средам и пятницам он голодает, в остальные дни ест хлеб и пьет воду, молится ночами. Марию беспокоит поведение сына. Это становится предметом споров и разногласий между отцом и матерью.

В 1328-1330 годах семья столкнулась с серьезными материальными проблемами, обеднела. Это стало причиной того, что Кирилл и Мария с детьми перебрались в Радонеж – поселение на окраине княжества Московского. Это были нелегкие, смутные времена. На Руси властвовала Золотая орда, творилось беззаконие. Население подвергалось регулярным набегам и облагалось непосильной данью. Княжествами управляли князья, назначенные татаро-монгольскими ханами. Все это стало причиной переезда семьи из Ростова.

Монашество

В 12-летнем возрасте Варфоломей принимает решение постричься в монахи. Его родители не стали препятствовать, но выставили условие, что монахом он сможет стать только тогда, когда их не станет. Варфоломей был их единственной опорой, так как другие братья проживали отдельно со своими детьми и женами. В скором времени родители скончались, поэтому ждать пришлось недолго.


По традиции тех времен перед кончиной они приняли иноческий постриг и схиму. Варфоломей отправляется в Хотьково-Покровский монастырь, в котором находится его брат Стефан. Он овдовел и принял постриг раньше брата. Стремление к строгой монашеской жизни привело братьев на берег реки Кончуры в урочище Маковец, где ими была основана пустынь.

В глухом бору братья построили деревянную келью из бревен и маленькую церквушку, на месте которой в настоящее время стоит собор Святой Троицы. Брат не выдерживает отшельнической жизни в лесу и перебирается в Богоявленский монастырь. Варфоломей, которому было всего 23 года, принимает постриг, становится отцом Сергием и остается жить в урочище в полном одиночестве.


Прошло немного времени, и в Маковец потянулись иноки, образовалась обитель, по прошествии лет ставшая Троице-Сергиевой лаврой, существующей и поныне. Ее первым игуменом был некий Митрофан, вторым игуменом – отец Сергий. Настоятели обители и ученики не брали подаяний от верующих, живя плодами своего труда. Община разрасталась, вокруг монастыря селились крестьяне, осваивались поля и луга, а прежняя заброшенная глухомань превратилась в обжитую территорию.


Подвиги и слава монахов стали известны в Царьграде. От Патриарха вселенского Филофея преподобному Сергию был послан крест, схима, параман и грамота. По совету Патриарха в монастыре вводится киновия – общинножительный устав, принятый впоследствии многими обителями Руси. Это было смелое нововведение, так как в то время монастыри жили по особножительному уставу, по которому иноки обустраивали свою жизнь так, как им позволяли средства.

Киновия предполагала имущественное равенство, питание из одного котла в общей трапезной, одинаковую одежду и обувь, повиновение игумену и «старцам». Такой способ жизни был идеальным образцом отношений среди верующих. Монастырь превратился в самостоятельную общину, жители которой занимались прозаическими крестьянскими работами, молились о спасении души и всего мира. Утвердив устав «общего жития» в Маковце, Сергий стал внедрять животворную реформу в других монастырях.

Монастыри, основанные Сергием Радонежским

  • Троице-Сергиевая Лавра;
  • Старо-Голутвин близ Коломны в Московской обл;
  • Высоцкий монастырь в Серпухове;
  • Благовещенский монастырь в г. Киржач, Владимирской обл;
  • Георгиевский монастырь на р. Клязьме.

Последователи учений святого основали еще более сорока монастырей на территории Руси. Большая их часть строилась в лесной глуши. Со временем вокруг них появились деревни. “Монастырская колонизация”, начатая Радонежским, позволила создать опорные пункты для освоения земель и развития Русского Севера и Заволжья.

Куликовская битва

Сергий Радонежский был великим миротворцем, внесшим неоценимый вклад в единение народа. Тихими и кроткими речами он находил дорогу к сердцам людей, призывая к послушанию и миру. Он примирял враждующие стороны, призывая к подчинению князю московскому и объединению всех земель русских. Впоследствии это создало благоприятные условия для освобождения от татаро-монголов.


Велика роль Сергия Радонежского в битве на Куликовском поле. Перед боем Великий князь пришел к святому помолиться и попросить совета, богоугодное ли дело воевать русскому человеку против безбожников. Хан Мамай и его громадное войско хотели поработить свободолюбивый, но охваченный страхом, русский народ. Преподобный Сергий дал князю благословение на битву и предрек победу над татарской ордой.


Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву

Вместе с князем он отправляет и двух иноков, нарушая тем самым церковные каноны, запрещавшие монахам воевать. Сергий был готов пожертвовать спасением своей души ради Отечества. Русское войско одержало поеду в Куликовской битве в день Рождества Пресвятой Богородицы. Это стало еще одним свидетельством особой любви и покровительства Божьей матери на Русской земле. Молитва Пречистой сопровождала всю жизнь святого, его любимой келейной иконой была “Богоматерь Одигитрия” (Путеводительница). Не проходило дня без пения акафиста – хвалебного песнопения, посвященного Богородице.

Чудеса

Восхождение по пути духовного совершенствования подвижника сопровождалось мистическими видениями. Ему виделись ангелы и райские птицы, небесный огонь и божественное сияние. С именем святого связывают чудеса, которые начались еще до рождения. Первое чудо, о котором упоминалось выше, произошло во чреве матери. Крик младенца слышали все, кто находился в церкви. Второе чудо связано с неожиданно раскрывшимися способностями к знаниям.


Вершиной духовного созерцания стало явление Пресвятой Богородицы, которого удостоился святой старец. Однажды, после самозабвенной молитвы перед иконой, его озарил ослепительный свет, в лучах которого он увидел Пречистую Богородицу в сопровождении двух апостолов – Петра и Иоанна. Монах упал на колени, а Пречистая прикоснулась к нему и сказала, что услышала молитвы и будет впредь помогать. После этих слов она вновь стала невидимой.


Явление Пресвятой Богородицы было хорошим предзнаменованием для монастыря и всей Руси. Предстояла большая война с татарами, люди находилиь в состоянии тревожного ожидания. Видение стало пророчеством, доброй вестью о благополучном исходе и грядущей победе над ордой. Тема явления Богородицы игумену стала одной из самых популярных в иконописи.

Смерть

Жизненный закат Сергия, который дожил до глубокой старости, был ясным и тихим. Его окружали многочисленные ученики, он был почитаем великими князьями и последними нищими. За полгода до смерти Сергий передал игуменство ученику Никону и отрешился от всего мирского, «начал безмолствовать», готовясь к смерти.


Когда недуг стал одолевать все сильней, в предчувствии ухода он собирает монашескую братию и обращается к ним с наставлением. Просит «иметь страх Божий», хранить единомыслие, чистоту души и тела, любовь, смирение и страннолюбие, выражающееся в заботе о нищих и бездомных. В мир иной старец отошел 25 сентября 1392 г.

Память

После кончины троицкие монахи возвели его в ранг святых, называя преподобным, чудотворцем и святителем. Над могилой святого был построен каменный собор, названный Троицким. Стены собора и иконостас расписывала артель под руководством . Старинные росписи не сохранились, на их месте в 1635 г. были созданы новые.


По другой версии канонизация Радонежского состоялась позже, 5 (18) июля, когда были обретены мощи святого. Мощи по сей день находятся в Троицком соборе. Его стены они покидали только при сильнейшей угрозе – во время пожаров и наполеоновского нашествия. С приходом к власти большевиков мощи были вскрыты, а останки хранились в Сергиевском историко-художественном музее.

Скромный радонежский игумен обрел бессмертие в памяти последователей, всех верующих и в истории государства. Святого считали своим заступником и покровителем московские цари, посещавшие богомолья в Троицком монастыре. К его образу обращались в тяжелые для русского народа времена. Его имя стало символом духовного богатства России и народа.


Датами памяти святого является день его кончины 25 сентября (8 октября) и день прославления святых иноков Троице-Сергиевой Лавры 6 (19) июля. В биографии святого есть множество фактов самоотверженного служения Богу. В его честь построено множество монастырей, храмов и памятников. Только в столице 67 храмов, многие строились в XVII-XVIII в. Есть они и за границей. Написано множество икон и картин с его образом.

Чудотворная икона «Сергий Радонежский» помогает родителям, когда они молятся о своих детях, чтобы те хорошо учились. В доме, где есть икона, детки находятся под его покровительством. К помощи святого прибегают школьники и студенты, когда испытывают трудности в учебе и во время сдачи экзаменов. Молитва перед иконой помогает в судебных делах, защищает от ошибок и обидчиков.