Структура образовательной программы. Разделы основной образовательной программы начального общего образования сош Образовательная программа оу

Основная образовательная программа дошкольного образования (далее ООП ДО) – это обязательный документ, который должен быть в каждом дошкольном образовательном учреждении. Данная программа разрабатывается в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Закона «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым каждым образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа дошкольного образования является одним из основных нормативных документов дошкольного образовательного учреждения, регламентирующих его жизнедеятельность. Она наряду с Уставом служит основой для лицензирования, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей). Основная образовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ, в котором каждое учреждения определяет цели образовательной деятельности, её содержание, применяемые методики и технологии, формы организации воспитательно-образовательного процесса. Назначение ООП ДО определяется исходя из того, что это внутренний (для данного учреждения) образовательный стандарт, составленный на основе одной из примерных основных образовательных программ и учитывающий логику развития самого образовательного учреждения, его возможности, образовательные запросы основных социальных заказчиков -родителей (законных представителей).

Программа должна быть направлена на: создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; На создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей. Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:

● социально-коммуникативное развитие;

● познавательное развитие;

речевое развитие;

● художественно-эстетическое развитие;

● физическое развитие.

Пункт 2.7. стандарта – говорит о том, что содержание программы реализуется в различных ведущих видах деятельности (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность)

Программа содержит основные 3 раздела:

Целевой раздел (пояснительная записка, цели и задачи, планируемые результаты реализации программы)

Организационный раздел – материально-техническое обеспечение, методические материалы, распорядок дня, праздники, события и т.д.

Очень важно, чтобы в разработке основной образовательной программы принимали участие все педагогические работники ДОО, поскольку работать по этой программе должны будут также все педагоги ДОО. И чтобы воспитатели и педагоги понимали, что от них «хотят» и какое содержание собрано в образовательной программе, они должны непременно стать и разработчиками ООП ДО.

Годовой план

План работы на учебный год (годовой план) является обязательной документацией дошкольного образовательного учреждения. В нем определены направления, задачи и система конкретных мероприятий для решения задач в конкретном учебном году, методику их реализации, состав исполнителей и т.д. Годовой план работы можно рассматривать как инструмент оперативного управления дошкольным образовательным учреждением. Годовой план - это конкретизация задач и мероприятий обозначенных в программе развития и образовательной программе.

В годовом плане работы ДОО определены:

 конкретные мероприятия по разрешения проблем в образовательном процессе,

 система методической поддержки воспитателей в их профессиональном росте,

 формирование опыта работы педагогов,

 внедрение инноваций, с целью повышения качества дошкольного образования.

Годовой план - это сосредоточение внимания коллектива на главных задачах конкретного учебного года.

Основные задачи планирования заключаются в следующем:

 в обеспечении выполнения решений государственных органов по вопросам воспитания, развития и эмоционального благополучия детей раннего и дошкольного возраста;

 в вычленении главных, узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива;

 в определении конкретных мероприятий, сроков их исполнения и ответственных исполнителей;

 в воспитании ответственности и дисциплинированности у членов коллектива.

Основные разделы годового плана работы ДОО

1. Анализ работы за прошедший учебный год.

2. Задачи на предстоящий учебный год

3. Система работы с кадрами:

 обучение на курсах повышения квалификации (для разных категорий педагогов с учетом дифференцированного подхода);

 подготовка к аттестации и аттестация;

 посещение педагогами в межкурсовой период методических объединений, конференций, круглых столов и т.д., с целью повышения профессионального мастерства;

 самообразование педагогов.

4. Организационно-педагогическая работа

 Работа творческих групп.

 Подготовка и проведение педагогических советов.

 Изучение, обобщение, внедрение, распространение передового педагогического опыта (мастер-классы, открытые просмотры и т.п.)

 Участие в конкурсах и смотрах.

5. Система внутреннего мониторинга.

Этот раздел связан с контрольно-диагностической функцией в управлении дошкольным образовательным учреждением и представляется как система внутреннего мониторинга. Здесь планируются виды и формы контроля за образовательным процессом (оперативный, тематический, ДРК и др.).

6. Взаимодействие в работе с семьей, школой и другими организациями.

В этом разделе планируется работа по повышению педагогической компетентности родителей (родительские собрания, семинары, тренинги, практикумы, круглые столы и т.д.). Совместное творчество детей, родителей и педагогов. Создание банка данных о семьях воспитанников. Планируются мероприятия по вопросам преемственности в работе со школой и организациями, с которыми заключены договора.

7. Административно-хозяйственная работа. Планируется вся работа по укреплению материально-технической и финансовой базы ДОО: ремонт, оснащение и пополнение предметных сред и др.

Перспективные и календарные планы педагогических работников

В соответствии со статьями 12 и 28 Федерального закона № 273-ФЗ

Примерные ООП ОО разрабатываются с учётом их уровня и направленности в соответствии с ФГОС и по результатам экспертизы включаются в реестр примерных основных общеобразовательных программ, являющийся государственной информационной системой: http://www.fgosreestr.ru/ .

В настоящее время в соответствии с решением федерального учебно­методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) в реестр примерных основных общеобразовательных программ включены Примерная основная образовательная программа начального общего образования(http://fgosreestr.ru/node/2067)и Примерная основная образовательная программа основного общего образования(http://fgosreestr.ru/node/2068).

Вышеуказанные программы существенно доработаны по сравнению с предыдущими вариантами, в них уточнены, конкретизированы, методически подкреплены положения, связанные с результатами освоения ООП (в т.ч. с учетом концепций филологического, математического, исторического образования, введением комплекса ГТО), системой оценивания, внеурочной деятельностью, оценкой качества реализации ООП и другое.

ООП ОО, включенные в реестр, имеют статус учебно-методической, а не нормативно-правовой документации, поэтому носят рекомендательный характер и используются школой при разработке собственной основной образовательной программы.

ООП ОО принимаются коллегиальными органами управления образовательной организации в соответствии с Уставом и не требует утверждения, прохождения экспертизы и согласования в региональных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

Объектом внешней оценки основная образовательная программа образовательной организации становится в период прохождения процедуры лицензирования, государственной аккредитации, а также государственного контроля и надзора в сфере образования.

Условия и порядок разработки основной образовательной программы устанавливается отдельным локальным нормативным актом общеобразовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленным Уставом, в котором следует указать:

порядок и периодичность разработки ООП ОО или внесения изменений в действующую основную образовательную программу (в соответствии с периодичностью обновления образовательных стандартов, а также в связи с изменениями в жизнедеятельности образовательной организации);

состав участников разработки ООП ОО, их полномочия и ответственность.

порядок обсуждения проекта ООП ОО;

порядок утверждения ООП ОО и ввода в действие.

Основная образовательная программа общего образования реализуется образовательной организацией с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и норм (в ходе ее разработки учитываются внесенные изменения, касающиеся общего объема максимально допустимой урочной и внеурочной, дневной нагрузки, возможности чередования урочной и

внеурочной деятельности (пп. 17, 20, 21) 6 . Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяет образовательная организация.

Основная образовательная программа общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса - 20% от общего объёма основной образовательной

программы. На ступени основного общего образования это соотношение составляет 70% и 30% соответственно, среднего общего образования - 60% и 40% 7 . Данное соотношение частей ООП ОО должно быть представленов каждом из трех разделов основной образовательной программы: целевом, содержательном и организационном.

Структура ООП ОО должна включать:

а) Целевой раздел: пояснительная записка;

планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;

система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков);

программы отдельных учебных предметов, курсов; программа воспитания и социализации; программа коррекционной работы.

в) Организационный раздел: учебный план;

план внеурочной деятельности; календарный учебный график;

система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Необходимо иметь ввиду, что в ООП ОО внесены изменения, согласно которым в организационный раздел наряду с учебным планом, планом внеурочной деятельности добавлен:

календарный учебный график (Приказами Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 годаN1643, 1644, 1645 уточнено, что «календарный учебный график должен определять чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года: даты начала и окончания учебного года; продолжительность учебного года, четвертей (триместров); сроки и продолжительность каникул; сроки проведения промежуточных аттестаций»);

в систему условий реализации ООП - оценочные и методические материалы;

иные компоненты по усмотрению образовательной организации.

Таким образом, ООП является локальным нормативным актом, определяющим цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на каждом уровне общего образования в конкретной образовательной организации, 8 с учетом особенностей, состава учащихся, места расположения, педагогических возможностей.

При реализации образовательных программ организаций может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий. 9

В рамках Федерального закона № 273-ФЗ образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации 10 .

Согласно статье 15 Федерального закона № 273-ФЗ «сетевая форма реализации образовательной программы - совместная реализация образовательной программы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, с привлечением при необходимости организаций науки, культуры, спорта и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой, посредством организации сетевого взаимодействия».

Рабочие программы по учебным предметам (курсам)

Рабочие программы по учебным предметам (курсам) являются составной частью содержательного раздела основной образовательной программы общеобразовательной организации. Они могут быть составлены педагогами образовательной организации с учетом примерных программ по отдельным учебным предметам (курсам) общего образования, входящих в государственный реестр.

Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не задают последовательности изучения материала и распределения его по классам или годам обучения, в них не отражаются особенности образовательной программы школы, контингента обучающихся, методической системы и индивидуального стиля учителя.

Педагоги имеют право на разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной

программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) .

Рабочие программы учебных предметов разрабатываются в соответствии с ФГОС ОО с учетом примерных рабочих программ учебных предметов.

    Рабочие программы по учебным предметам (курсам) начального общего образования.

Структура программы учебных предметов, курсов определена ФГОС НОО 11 и должна содержать:

пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. В этом случае в пояснительной записке должна быть прописана обоснованность тех изменений и дополнений, которые отличают ее от примерной программы по предмету, включая особенности основной образовательной программы школы, контингента обучающихся, методической системы учителей.

Таким образом, вариативная часть рабочей программы по учебному предмету (курсу) найдет отражение в большей степени в пояснительной записке.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся составляется четко в соответствии с тем учебником, по которому осуществляется обучение.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета, курса должны быть конкретизированы, включая результатыизучения курса по годам обучения.

Кроме того, должны быть добавлены образовательные результаты за счет изменения содержания, конкретизированы результаты по двум уровням освоения учебной программы: чему научится обучающийся в процессе изучения курса, а также чему получит возможность научиться в процессе изучения курса.

В разделе «Материально-техническое обеспечение образовательного процесса» по предмету, курсу указываются учебник, учебно-методические пособия, список литературы для обучающихся, развивающей их познавательный интерес к предмету, контрольно-измерительные материалы, цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы), электронные образовательные ресурсы (ЭОРы), технические средства обучения, учебно-практическое оборудование и т.д.

    Структура рабочей программы по учебному предмету (курсу) в рамках реализации ФГОС основного общего образования определена нормативным документом 12 и включает в себя следующие разделы:

пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; общая характеристика учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Данная структура рабочей программы по учебному предмету (курсу) обязательна при разработке рабочей учебной программы по предмету, которую целесообразно (например, «История 5-9 класс»). Это позволяет видеть перспективу, поэтапное планирование и продвижение к планируемым образовательным результатам по годам обучения.

Также разработка рабочей программы по учебному предмету может стать результатом работы методического объединения учителей предметников, в этом случае по ней могут работать все учителя, преподающие этот предмет в данной образовательной организации.

    Структура рабочей программы по учебному предмету, курсу в рамках реализации ФГОС среднего общего образования определена нормативным документом 13 и включает в себя следующие разделы:

пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего общего образования с учётом специфики учебного предмета; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Данная структура рабочей программы по учебному предмету (курсу) обязательна, так же как в начальной и основной школе ее целесообразно разрабатывать на уровень обучения среднего общего образования (10-11 класс).

В соответствии с требованиями стандарта изучение учебных предметов, курсов по выбору обучающихся может вестись на базовом или углубленном уровнях. В соответствии с этим, рабочие программы по учебным предметам могут разрабатываться отдельно (рабочая программа по предмету химия (базовый уровень), рабочая программа по предмету химия (углубленный уровень) или в рамках одной рабочей программы могут быть выделены базовый и углубленный уровни изучения учебного предмета.

Ряд учебных предметов носят интегрированный характер и в учебный план среднего общего образования они внесены как единый предмет (русский язык и литература; родной язык и литература, математика: алгебра и начала анализа, геометрия) следовательно, такие предметы должны иметь одну рабочую программу. Вместе с тем, такие предметы как обществознание, Россия в мире, экология, естествознание, физкультура, ОБЖ изучаются только на базовом уровне, что должно найти отражение в рабочей программе.

Рабочие программы по учебным предметам (курсам) разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно и не должны проходить обязательную внешнюю экспертизу и согласование в региональных, муници пальных органах управления образованием и методических службах.

Кроме того, являясь частью содержательного раздела основной образовательной программы, они закрепляются локальным нормативным актом образовательной организации об утверждении основной образовательной программы и не требуют отдельного приказа.

В рабочей программе по учебному предмету должно соблюдаться то же соотношение вариативной и инвариантной части, что и в целом в ООП.

Календарно-тематическое (поурочное) планирование не является обязательной составной частью рабочей программы .

Его наличие (обязательность), периодичность составления, а также форма определяется локальным нормативным актом образовательной организации. Именно календарно-тематическое планирование является персонифицированным документом, отражающим освоение программы в конкретном классе, организованное конкретным педагогом.

Изменения в процессе учебного года вносятся в календарно-тематическое планирование, а не в рабочую программу, поскольку ее реализация должна быть обеспечена полностью. Внесение изменений должно закрепляться локальным нормативным актом образовательной организации.

В случае, когда учебный предмет реализуется за счет часов из обязательной части учебного плана и усиливается дополнительными часами из части, формируемой участниками образовательных отношений (например, математика - 4 часа из обязательной части + 1 час из вариативной) разрабатывается одна рабочая программа по математике из расчета 5 учебных часов в неделю.

В рабочую программу (пункт № 3) вносится соответствующая запись о реализации программы через обе части учебного плана. Если в вариативную часть выносится материал дополняющий, расширяющий содержание базовой программы (например, введение в геометрию, логические игры, математическое проектирование), в таком случае разрабатывается отдельная рабочая программа на данный курс, в соответствии с вышеуказанными требованиями (т.о. рабочих программ будет две - математика (4 часа) и логические игры (1 час).

При разработке рабочих программ можно использовать конструктор рабочих программ, предложенный при общественном обсуждении основных образовательных программ начального и основного общего образования на соответствующем портале (http://edu.crowdexpert.ru).

Авторские программы учебных предметов, разработанные на основе примерных программ, могут рассматриваться как рабочие программы. Вопрос о возможности их использования в структуре основной образовательной программы школы решается на уровне образовательной организации (письмо Минобрнауки России от 19 апреля 2011 года № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования).

Дидактическое обеспечение рабочих программ по учебным предметам, курсам, соответствующее требованиям ФГОС начального, основного и среднего общего образования, определено федеральным перечнем учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию

программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

В соответствии с п.3. данного документа организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности, приобретенные до вступления в силу настоящего приказа, учебники из Федерального перечня учебников, рекомендованных Минобрнауки к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год 14 .

Обращаем внимание на уточнения, внесенные в Федеральный перечень, в связи с утверждением историко-культурного стандарта (на данный момент научную экспертизу РИО прошли линии учебников истории издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»).

В соответствии с ФГОС норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:

не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования;

не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования (в ред. Приказах Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N1643, 1644, 1645).

Разъяснения по вопросам приобретения учебников и учебных пособий для обучающихся школ даны в письме комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 27 мая 2015 года № 19-3723/15-0-0.

Это не что иное, как комплекс характеристик учебного плана, который закреплен законом. Существуют календарный график, оценочные материалы, рабочие программы, нормы дисциплин, а также другие факторы. Все это закреплено в двенадцатой и двадцать восьмой статье закона "Об образовании в Российской Федерации".

Образование в России

В нашей стране каждый человек имеет право на образование. Это даже прописано в Конституции Российской Федерации. Образование - это процесс, который подразумевает под собой воспитание и обучение. Он осуществляется лишь по желанию самого человека и общества по закону государства. Основными признаками образования являются именно развитие умственное, духовное, творческое и даже физическое.

На территории России система образования появилась еще в Средние века. В десятом веке на Руси образование существовало в Киеве и Новгороде. А уже в девятнадцатом веке появилась система образования, которая была более похожа на современную. Со временем процесс усовершенствовался и развивался, с годами образование становилось лишь лучше и качественнее.

На сегодняшний день образовательная программа состоит из нижеприведенных факторов:

  • нормы образовательной программы;
  • требования государства;
  • программа образования;
  • учебный план;
  • программа учебы, дисциплины, предметов;
  • календарь учебного плана;
  • реализация образовательной программы;
  • материалы, которые обеспечивают реализацию обучения;
  • внеурочная программа;
  • духовно-нравственное развитие;
  • оценки планируемых и достигнутых результатов;
  • прочие материалы, которые помогают обеспечить условия образования;
  • формирование учебной деятельности;
  • обучение экологической культуре.

Образовательные программы России

Основная образовательная программа - это та, которая определяет и регулирует цели, задачи и результаты. Она направлена на развитие интеллекта и самой личности. Также основная образовательная программа - это то, что позволяет развиваться человеку не только умственно, морально и нравственно, но и физически в том числе. Она осуществляется через урочную и внеурочную деятельность.

Для того чтобы разобраться с освоением основной образовательной программы, следует разобраться, какие именно виды программ актуальны в нашем государстве.

К таким образовательным программам можно отнести: дошкольную программу общеобязательное, среднее полное общее. Также существует начальное профессиональное образование, среднее и высшее профессиональное. Это все необходимо для повышения профессионализма человека, а также для увеличения уровня квалификации специалистов.

Основная образовательная программа начального образования

Что же это такое? Если основная образовательная программа - это то, что содержит в себе основы образования, то что же такое начальное образование? Это первоначальный шаг детей в общем образовании. В ходе начального образования ребенок делает свои первые шаги к формированию личности. Что есть хорошо как для общества, так и для государства. Ребенок получает первые знания и важные навыки.

Дошкольное образование

До того как дети начинают посещать школу и получать начальное образование, они также имеют возможность получить Это воспитание. Ведь ребенка обучают чему-либо, что способствует его развитию. За детьми следует присматривать, а также ухаживать. Этот процесс происходит как в семье, так и в детских садах, прочих специализированных заведениях. Поэтому огромное значение имеет то, какие знания и навыки получит ребенок на начальном этапе своей жизни. В этом ему обязано помочь государство.

Основная образовательная программа - локальный документ, определяющий цели и задачи реализации образовательного процесса, содержание и ступени, планируемые результаты обучения и воспитания детей. Текст программы ориентирован на всестороннее развитие учащихся, формирование общей культуры, а потому служит вектором работы для педагогического коллектива образовательного учреждения. Она:

  • определяет уровень образованности личности;
  • используется в качестве управленческого инструмента;
  • незаменима для аккредитации и лицензирования образовательного учреждения;
  • позволяет установить компетентность и ответственность образовательного учреждения в зависимости от показателей реализации ООП.

Структура основной образовательной программы

В законе «Об образовании» нет строгого определения образовательной программы, однако достаточно точно обозначено ее место в системе российского образования. Этот управленческий образовательно-правовой документ:

  • самостоятельно разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении;
  • формируется на базе государственного стандарта и в соответствии с его требованиями к структуре образовательной программы ;
  • включает требования, следование которым позволит достичь определенного уровня образования и получения соответствующего документа.

В контексте отсутствия нормативной трактовки образовательную программу сопровождает двойственность понятия, которое можно рассматривать в следующих аспектах:

  • по отношению к учащимся - она содержит характеристику планируемых компетенций учеников и систему оценивания образовательных достижений, тогда как методы и формы освоения содержания образовательной программы не должны быть очевидными для школьников;
  • с точки зрения педагога - документ является основой для целеполагания, он характеризует содержание школьного образовательного курса, учебного материала, содержит методическое обеспечение и принципы организации учебного процесса.

Образовательные учреждения реализуют ООП посредством чередования урочной и внеурочной деятельности, порядок и характер которого образовательные учреждения устанавливают самостоятельно. Внеурочная деятельность осуществляется по шести основным направлениям (общекультурное, социальное, оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное и туристско-краеведческое) посредством работы секций и клубов, кружковой работы, конкурсов, викторин, экскурсий, встреч с интересными людьми, краеведческой и проектной деятельности.


Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать о программе развития образовательного учреждения помогут статьи электронного журнала "Справочник руководителя образовательного учреждения"



Структура образовательной программы включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Документ структурно делится на обязательную часть, составляющую 80 % текста, и факультативную (20 %), составляемую участниками образовательного процесса.

Целевой раздел Это вводный раздел ООП, которые определяет цели и задачи документа и образовательно-воспитательной деятельности в целом. Он включает пояснительную записку, планируемые результаты и систему оценки результатов учебно-воспитательной деятельности.
Содержательный

Является основным разделом, определяя содержание основного общего образования и то, что входит в образовательную программу . В нем обозначаются механизмы и общие рамки реализации образовательного процесса, указывается:

  • программа развития УУД у учеников с учетом формирования необходимых компетенций и задействования различных видов деятельности;
  • программы всех учебных предметов, включая интегрированные;
  • программа коррекционной работы;
  • программа социализации и воспитания по профориентации, социализации, духовно-нравственному развитию, безопасному образу жизни, формированию культуры здоровья и экологии.
Организационный Заключительный раздел, содержащий практическую информацию: систему условий реализации ООП по ФГОС и учебный план.

Школьная образовательная программа традиционно рассматривается в научно-методическом и нормативно-правовом аспектах и представляет собой обобщенный нормативный документ, положения которого должны в обязательном порядке исполняться. В таком ключе в структуре образовательной программы содержится внутренний образовательный стандарт, который устанавливает важность развивающей направленности учебного процесса и включения в него многочисленных компонентов. Она разрабатывается представителями школьного педколлектива с учетом особенностей ученического и педагогического контингента, согласно требованиям главных потребителей образовательных услуг - детей и их родителей - на базе федеральных стандартов.

Опытные методисты напоминают, что:

  1. Объем образовательной программы не регламентируется требованиями ФГОС, а потому может быть произвольным и достаточным для раскрытия сути трех основных разделов.
  2. Авторами основной образовательной программы могут быть администрация и работники учреждения (к составлению текста ООП допускается привлечение всех заинтересованных лиц, включая родителей учеников и самих учащихся). Разработкой и утверждением программы занимается руководитель ОУ совместно с советом школы, тогда как учителя на базе образовательной программы составляют рабочие, планируя учебный процесс.
  3. Составляя ООП на базе примерной программы, разработчики должны соотносить приоритеты деятельности, характеристику педколлектива и учеников, кадровые и материально-технические условия, цели и задачи со спецификой конкретного образовательного учреждения, для которого составляется документ.

Основная образовательная программа школы - главный и даже стратегический документ, от которого существенно отличается программа развития - перспективный план, определяющий целеполагание ОУ. ООП же является текущим планом, демонстрирующим текущее состояние школьной образовательной системы,а если опирается на педагогические инновации, тогда она носит инновационный характер.

Работая над структурой основной образовательной программы , следует помнить, что:

  • при написании текста ООП важно учитывать особенности своей школы, а не бездумно переписывать содержание примерной программы, дублируя не только формулировки, но также цели и задачи, которые должны быть максимально адаптированы к реалиям ОУ;
  • особое значение имеет преемственность ступеней образования, которая должна находить отражение в документе;
  • каждую новую программу от предыдущей должна отличать инновационная составляющая, новизна, обуславливающая ее актуальность;
  • к каждому разделу необходимо характеристику, указав ответственных исполнителей, сроки и задачи;
  • программа должна быть написана точным и грамотным языком и изложена понятными для педагогов формулировками (поскольку текст пишется не для проверяющих органов, а для учителей, стоит отказаться от чрезмерного количества канцеляризмов).

Разработка ООП

Работа над созданием основной образовательной программы ведется по нескольким направлениям:

    • нормативное обеспечение - изучение примерной ООП, обеспечение соответствия положений основной образовательной программы требованиям ФГОС и школьной нормативной базы, обозначение перечня учебных пособий и учебников, которые будут рекомендованы документом (при необходимости осуществляется корректировка программы развития школы);
    • организационно-содержательное обеспечение - создание и утверждение плана-графика работы над ООП, формирование рабочей группы, анализ содержания основной образовательной программы , которая реализуется в данный момент, координирование деятельности субъектов учебного процесса, планирование ресурсного обеспечения, привлечение органов госуправления;
    • финансово-экономическое обеспечение - корректировка Положения о системе охраны труда, составление плана финансово-хозяйственной деятельности, локальных актов, устанавливающих объем заработной платы, заключение допсоглашений к трудовым договорам с педагогами;
    • кадровое обеспечение - проверка соответствия должностных инструкций требованиям ФГОС, формирование плана-графика повышения квалификации педработников, плана проведения научно-методических семинаров, обучение сотрудников ИКТ-технологиям (допускается система поощрения и поддержки инициативных педагогов);
  • методическое обеспечение - планирование методической работы, направленной на реализацию ФГОС, изучение и создание методического сопровождения рабочих учебных программ, внедрение изменений в план внутришкольных научно-методических семинаров, организация экспериментальной и инновационной деятельности;
  • информационное обеспечение - работа по обновлению (редизайну) школьного сайта для более точного информирования общественности о результатах деятельности, изучение мнения родителей, утверждения локальных актов, регулирующих публичную отчетность;
  • материально-техническое обеспечение - обеспечение образовательного процесса необходимым оборудованием и оснащением (вспомогательными и интернет-ресурсами), разработка локальных актов, регламентирующих требования к школьной инфраструктуре.

Права и обязанности разработчиков ООП

Работа над ООП - это не точечный процесс, а непрерывная система действий. Поскольку особое значение придается скоординированности усилий всех участников образовательного процесса, именно от них зависит и его результативность.

Требования к структуре образовательной программы

Стандарт последнего поколения на первое место выносит достижение не предметных, а компетентностных результатов, потому основой разработки современных образовательных программ становится метапредметный подход, интегрирующий школьное образование, дополнительное и саморазвитие в социальный и прикладной опыт учащихся.

Основная образовательная программа в школе разрабатывается на базе примерной. В построении документа особое значение приобретает оценка образовательных результатов в целом в контексте возрастных особенностей, социализации и метапредметных компетенций школьников. С этой целью при формировании образовательной программы образовательная организация использует технологии рефлексивного, исследовательского и проектного обучения, учитывает технологии консультирования, тьюторской поддержки учащихся.

Целевой раздел ООП: требования к составлению программы

Первый раздел программы содержит три главных составляющих.

    1. Пояснительная записка дает общую характеристику программы, раскрывает новизну и актуальность документа, цели и задачи ООП, связывая их с требованиями стандарта, ключевые подходы к осуществлению программы. Важно обосновывать целевую направленность документа фактами, давать выдержки из нормативных актов и ФГОС, чтобы избежать формальных рассуждений и пустых формулировок.
  1. Планируемые результаты освоения ООП должны быть взаимосвязаны с нормами ФГОС, системой оценки результатов и характером образовательного процесса в выбранном учебном заведении. Этот блок текста служит критериальной и содержательной основой для создания рабочих программ учебных дисциплин и курсов внеурочной деятельности, а потому должен быть предельно четким и лаконичным, опираясь на нормативную базу и ФГОС. Важно соответствие возрастным особенностям детей и специфике образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении.
  2. В структуре ООП особое место занимает система оценки планируемых результатов, конкретизирующих и уточняющих те компетенции, которых должны достичь учащиеся по завершению школьного курса обучения. То, насколько были достигнуты запланированные результаты, отражается на оценке результатов работы педагогов, школы и системы образования в целом. Система оценки описывает организацию и реализацию промежуточной, государственной аттестации и итогового оценивания по предметам и позволяет:
  • направлять учебный процесс на воспитание и духовно-нравственное развитие детей;
  • акцентировать оценочную деятельность на разных аспектах и направлениях, характеризуя суть, процедуру, форму представления и объект оценивания;
  • осуществлять комплексный аналитический подход, оценивая личностные, метапредметные и предметные результаты в динамике в процессе освоения ООП;
  • задействовать комплекс аналитических методов, взаимодополняющих друг друга;
  • использовать результаты освоения детьми ООП для анализа эффективности работы образовательного учреждения.

Содержательный раздел ООП: структура и характеристика

Во втором разделе документа содержатся положения, позволяющие достичь всестороннего развития личности ребенка. Для этого в тексте дается дается характеристика работы учреждения по пяти образовательным областям, перечисляются вариативные способы и методы реализации ООП, ориентированные на индивидуальные и возрастные особенности детей, и принципы коррекционной работы.

В этот раздел авторы вносят всю необходимую по их мнению информацию касательно стимулирования детской образовательной инициативы, культурных практик, внедрения различных видов деятельности, взаимодействия с семьями учащихся и прочих аспектов. Разработчики программы учитывают социокультурные и национальные условия, потребности и интересы учеников, традиции образовательного учреждения, потому в него могут быть включены адаптационные механизмы и методы формирования условий для обучения детей с ОВЗ, принципы проведения коррекционных занятий.

Программа развития универсальных учебных действий - реализует системно-деятельностный подход и позволяет достигать метапредметных и личностных результатов. Она направлена на проектную и исследовательскую деятельность, повышение эффективности усвоения знаний, профориентацию и социальное проектирование. Примерная структура программы формирования УУД выглядит следующим образом:

  1. актуальность программы и ее место среди других ООП;
  2. нормативно-правовая база вопроса;
  3. ценностные ориентиры и задачи документа;
  4. характеристики и функции УУД;
  5. связь универсальных учебных действий с содержанием учебных дисциплин;
  6. типовые задачи и преемственность программы при переходе на следующую ступень общего образования.

Программы учебных предметов и курсов , которые позволяют в полной мере освоить содержание основного общего образования. Эти документы разрабатываются с учетом требований к освоению ООП и становятся частью основной программы. Структура программ отдельных учебных предметов:

  1. пояснительная записка и общая характеристика курса или предмета;
  2. описание курса в учебном плане и учебного предмета в системе среднего образования;
  3. компетенции учащихся, предметные, личностные и метапредметные результаты освоения;
  4. содержание учебного курса, предмета;
  5. тематическое планирование, учитывающее различные виды деятельности;
  6. необходимое кадровое, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение;
  7. планируемые результаты.

Программа социализации и воспитания опирается на национальные и общекультурные ценности (мир, семья, гражданственность, дом, наука, здоровье, природа, искусство) и направлена на получение детьми социального опыта, понимания социальных ролей, норм общественной морали, формирование готовности к выбору профессии, получение установок для ведения здорового образа жизни, экологической культуры.

Программа коррекционной работы - призвана обеспечивать коррекцию недостатков физического и психического развития учащихся с ОВЗ, помогать в преодолении трудностей, поддерживать детей, которые нуждаются в помощи. Она направлена на определение особых образовательных потребностей детей и их интеграцию в образовательной процесс учреждения, осуществление комплексного подхода к психолого-медико-педагогическому сопровождению детей, формирование необходимых условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ, обеспечение их необходимыми учебно-методическими средствами, специальными программами. Содержание программы коррекционной работы:

  1. цели и задачи коррекционной работы;
  2. список и содержание направлений работы, индивидуализированных и ориентированных на удовлетворение потребностей детей с ОВЗ;
  3. система психолого-медико-социального сопровождения;
  4. методики воздействия с учетом привлечение медработников, психологов, социальных педагогов и других специалистов;
  5. планируемые результаты освоения программы.

Организационный раздел ООП: структура документа

Поскольку организационный раздел программы определяет механизмы реализации всех компонентов ООП, в нем отражается практико-деятельностный подход. Третий раздел программы содержит учебный план учреждения и описание системы условий, необходимых для его реализации.

Новые возможности для карьерного роста

Для грамотного и эффективного управления образовательным учреждением рекомендуем пройти обучение по

За прохождение - диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Учебный план - инструмент реализации требований ФГОС, который регламентирует объем аудиторной нагрузки, структуру и перечень обязательных учебных дисциплин. Важно подчеркнуть, что в структуре образовательной программы может быть не один, а несколько учебных планов (общий и индивидуальные), число которых зависит от контингента образовательного учреждения и потребностей детей, поскольку учебный план школы должен обеспечивать образовательные потребности всех учащихся.

В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:

  • филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык);
  • общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);
  • математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
  • искусство (изобразительное искусство, музыка);
  • технология (технология);
  • физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).

Срок освоения ООП составляет 5 лет, за время которых должно быть проведено от 5267 до 6020 учебных занятий.

В календарном учебном графике чередуется урочная и внеурочная учебная деятельность и плановые перерывы (каникулы). В нем указываются даты начала и завершения учебного года, его продолжительность, каникулярные периоды, сроки проведения промежуточных аттестаций.

Помимо плана урочной деятельности в структуре ООП должен содержаться план внеурочной деятельности, учитывающий потребности и индивидуальные особенности школьников. Дети принимают участие во внеурочной деятельности, которая реализуется по пяти основным направлениям, исключительно на добровольных началах. Учащимся предлагаются занятия в секциях и клубах, кружковая работа, исследовательская деятельности, военно-патриотические объединения, социальные акции, экскурсии и прочее. В документе отражают перечень и структуру направлений работы, механизмы организации, объем внеурочной деятельности с учетом интересов учащихся.

За 5 лет обучения в плане внеурочной деятельности должно быть не более 1750 часов.

Система условий реализации ООП работает на достижение планируемых результатов при учете организационной структуры ОУ и его локальных нормативных актов. В этом подразделе отражают:

  • имеющиеся в школе материально-технические, кадровые и информационно-методические условия;
  • характеристику и обоснование требуемых изменений уже сложившихся условий;
  • принципы достижения целевых ориентиров;
  • дорожную карту формирования обновленных условий;
  • принципы контроля.

Проблемы проектирования основной образовательной программы

Основная образовательная программа образовательного учреждения - документ, который объединяет различные программы воспитания и освоения учебных предметов, социализации, коррекционной работы, развития универсальных учебных действий. Проектируя структуру образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС , разработчики учитывают программно-методическое обеспечение учебного процесса и ориентируются на компетентностную модель выпускника средней школы.

При этом ответственные за разработку документа педагоги нередко сталкиваются с неготовностью и отсутствием должной мотивации для проектирования ООП, а потому вынуждены действовать по привычной для администрации и педколлектива модели, не учитывая или не в полной мере учитывая интересы других участников образовательного процесса, включая учащихся и их родителей.

Немало педагогов отмечают наличие затруднений с проектированием каждого из трех разделов программы:

  • непросто сформулировать цели и задачи документа, разработать систему мониторинга достижения планируемых результатов;
  • учителя затрудняются с точным определением планируемых метапредметных и личностных результатов, поскольку зачастую они формулируются весьма условно;
  • проблемы возникают с проектированием учебных планов для школьников с особыми индивидуальными потребностями.

Поскольку проектирование ООП на уровне школ осуществляется с нарушениями или вызывает серьезные затруднения, целесообразнее выбрать готовую примерную ООП из госреестра и адаптироваться ее для конкретного образовательного учреждения. Однако и в этом случае на администрацию школы возлагается большая ответственность, поскольку выбору примерной программы должна предшествовать профессионально-общественная экспертиза и тщательное изучение. Директору школы следует оценить кадровые, материально-технические, методические, нормативно-правовые и информационные ресурсы, которые потребуются для реализации выбранной программы.

Привлекая к обсуждению примерной ООП не только коллег-педагогов, но и родителей учеников, директору важно быть готовым к разнице восприятия документа и критериев выбора. Если родители руководствуются доступностью программы для понимания ребенком, соответствием его психолого-физиологическим возможностям, отсутствием негативного влияния на здоровье ввиду переутомления, то учителя акцентируют внимание на степени сложности обучения программе со стороны педагога и освоения программы учениками, соответствии текста возможности достижения планируемых результатов, наличие апробированной системы оценки результатов. Учитывая требования к структуре ООП и специфику ее реализации, администрации школы необходимо взвесить:

  • есть ли в школе научно-методическая литература, инструкции и регламенты, которое позволят успешно адаптировать текст примерной программы для конкретного ОУ;
  • насколько информационно-техническое и материальное обеспечение школы соответствует требуемому по программе;
  • готов ли педколлектив к реализации выбранной ООП, насколько его квалификационный уровень соответствует требованиям программы.

После разработки и утверждения ООП учительский коллектив школы должен принять участие в формировании учебного плана, достигнув желаемых межпредметных связей, целостности содержания образовательного процесса и создания единого учебно-методического пространства. При этом осуществляется соотнесение имеющейся учебно-методической и материально-технической базы требуемой с последующим приобретением необходимых пособий и оборудования.

Образовательная программа - согласно Федеральному закону № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени общего образования, высшего образования (по каждому направлению (специальности) и уровню) и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Высшие учебные заведения разрабатывают ООП в соответствии с ФГОСи обязаны ежегодно обновлять ее с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

Структура основной образовательной программы

ФГОС ступеней общего образования определяют следующую структуру основной образовательной программы:

    пояснительная записка

    планируемые результаты

    учебный план

    программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени общего образования

    программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в учебный план

    программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени общего образования

    программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа

    программа коррекционной работы

    система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы

    план внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы

    система условий реализации основной образовательной программы

Основная образовательная программа направления подготовки (специальности) высшего профессионального образования разрабатывается по каждому направлению подготовки (специальности), уровню высшего профессионального образования, профилю (магистерской программе) с учетом формы обучения и включает в себя:

    учебный план

    рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

    другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся

    программы учебной и производственной практик

    календарный учебный график

    методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий