Из опыта работы по индивидуальному учебному плану. Обучение по индивидуальному учебному плану (ИУП)

Обучение по индивидуальному плану является одним из возможных вариантов обучения в школе. Обучение индивидуальному учебному плану (далее — ИУП) закреплено в законодательстве в сфере образования. Для кого подходит обучение по ИУП, каким образом, такое обучение должно быть организовано, рассмотрим исходя из существующей нормативной базы. Родители должны знать, что значит такое обучение, каковы его особенности, если его предлагают для ребенка.

Для начала следует определиться, что индивидуальный учебный план — это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п.23 ст.2 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон). Индивидуальный учебный план разрабатывается и реализуется в соответствии с ФГОС в пределах осваиваемой образовательной программы. Порядок осуществления обучения по ИУП определяется школой самостоятельно в соответствии с образовательной организацией.

Помимо норм Закона положения об ИУП можно найти в следующих нормативных актах:

  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 ««Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
  • Постановление главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 34) за обучающимися закреплено право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Чаще всего на индивидуальный учебный план переходят следующие категории обучающихся:

  • Одаренные и высокомотивированные обучающиеся, дети с высокой успешностью освоения образовательной программы.
  • Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ст. 42 Закона).

Обучающиеся с ОВЗ должны иметь рекомендации ПМПК для того, чтобы определить необходимые формы и методы обучения. Стандартный индивидуальный учебный план ребёнка с ОВЗ должен быть выполнен в соответствии с требованиями образовательного учреждения. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

  • Обучающиеся, которые не ликвидировали академическую задолженность (ст. 58 Закона).

Обычно это дети с устойчивой дезадаптацией и неспособностью к усвоению образовательных программ в условиях массовой школы. Обучение по индивидуальному учебному плану должно обеспечивать достижение показателей, позволяющих допустить обучающегося к прохождению ГИА. Применительно к учащимся, имеющим академическую задолженность, это учебный план, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану обучающихся, не ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) обучающегося. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его родителей по индивидуализации содержания образовательной программы.

«Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану».

  • Обучающиеся, которые занимаются по предпрофильной или углубленной программе.

Цель обучения по ИУП — обеспечение освоения основной образовательной программы с учетом особенностей и потребностей обучающихся. Обучение по ИУП может быть организовано на любом уровне освоенной ранее учебной программы для учащихся. Индивидуальный учебный план включает в себя: перечень предметов, последовательность их освоения, обязательную и вариативную части обучения, количество часов на изучение предмета, курса, формы промежуточной и итоговой аттестации. В школе должен быть разработан локальный акт, который определит особенности и порядок обучения по ИУП в школе .

Администрация школы разрабатывает положение об организации обучения по ИУП, предоставляет данные в орган управления образования об обучающемся, который осваивает программу. причину перехода на индивидуальный план обучения, данные о периоде обучения. Обучение в рамках ИУП — это вид освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования самостоятельно, под контролем учителя, с последующей аттестацией .

При формировании индивидуального учебного плана может использоваться модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, входящих в учебный план образовательной организации. ИУП, за исключением индивидуального учебного плана, предусматривающего ускоренное обучение, может быть предоставлен с 1 класса.

Индивидуальный учебный план составляется, как правило, на один учебный год, либо на иной срок, указанный в заявлении обучающегося или его родителей (законных представителей) обучающихся об обучении по индивидуальному учебному плану.

Особенности перевода на ИУП

Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся либо по заявлению совершеннолетних обучающихся. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его родителей (законных представителей) по индивидуализации содержания образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ и др.).

Перевод осуществляется на основании приказа директора школы и утверждается решением педагогического совета образовательной организации.

При организации обучения по индивидуальному учебному плану образовательная организация имеет следующие документы:

  • заявление родителей (законных представителей) обучающихся;
  • решение педагогического совета образовательной организации;
  • приказ руководителя образовательной организации;
  • расписание занятий, консультаций, письменно согласованное с родителями (законными представителями) образовательных организаций и утвержденное руководителем образовательной организации;
  • журнал учета обучения по индивидуальному учебному плану.

Стоит особо отметить роль тьютора, который может оказывать помощь педагогу при организации индивидуального обучения. В соответствии с единым классификационным справочником должностей тьютор:

  • организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
  • организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  • определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи;
  • оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования, создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий);
  • обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта;
  • проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.

Тьютор может организовать взаимодействие обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана. Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации индивидуальной образовательной программы.

Алина Дьякова

Что такое ИУП

22) учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

23) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

Таким образом, ИУП - это учебный план, который отличается от общего школьного (УП):

Количеством или перечнем предметов больше предметов (но не больше максимума часов в неделю, установленного БУПом); меньше предметов (но не меньше федерального минимума); или Вы выберете удмуртский язык:) вместо ОБЖ, который школа внесла в УП как школьный компонентВ трудоемкости (то есть количестве часов в год по курсу) Базовый уровень предмета, по которому нагрузка будет в размере количества часов в год, указанного в БУПе, хотя в Вашей гимназии преподается повышенный уровень Повышенный уровень изучения предметов, хотя Ваша школа преподает этот предмет на базовом уровне.В распределении по периодам обучения учебных предметов

Школа предлагает практически всегда параллельное изучение: например, 5 часов в неделю математики каждую неделю в течение всего учебного года, плюс параллельно изучаются еще 15 предметов.

Но предметы можно изучать и последовательно (блочно): сначала Русский язык 70 часов за весь курс, потом Литература 105 часов за курс, затем, Иностранный язык 105 часов, далее Математика и тд. Или сочетать параллельное изучение с последовательным: весь год Вы изучаете иностранный по 3 часа в неделю, остальные предметы блоками. Можно создать и другие варианты, где блоки будут меньше, чем годовой курс.

Кто имеет право на ИУП

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

15) обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

Статья 33. Обучающиеся

К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся:

9) экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Таким образом, лица, осваивающие образовательную программу в семейной форме, являются обучающимися и как экстерны, и как лица, осваивающие образовательную программу. Следовательно, они обладают всеми правами обучающихся в соответствии с 34 статьей.

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

1. Обучающимся предоставляются академические права на:

3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

Таким образом, все обучающиеся имеют право на ИУП, независимо от формы образования.

Возможности, которые дает ИУП1. Возможность снизить кол-во предметов для ПА

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (БУП) - нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени.

БУП является основой для разработки как учебных планов образовательных учреждений, так и ИУПов.

Предметные области

учебные

предметы

классы

Количество часов в год

Всего

Обязательная часть

Филология

Русский язык

Литературное чтение

Иностранный язык

Математика и информатика

Математика

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

Основы религиозных культур и светской этики

Искусство

Изобразительное искусство

Технология

Технология

Физическая культура

Физическая культура

Максимально допустимая годовая нагрузка

Для основной школы (5-9 кл.) в 2018-2019 учебном году для 5-8 кл. уже действует новый примерный учебный план, одобренный в 2015г. (выделено жирным шрифтом). Перечень предметов для 9 класса нужно брать из старого БУПа 2004 года.

В 2019-2020 новый примерный план окончательно вытеснит старый БУП 2004 года, который перестанет действовать для основной школы.

Примерный недельный учебный план основного общего образования

(минимальный в расчете на 5267 часов за весь уровень образования)

Предметные области

Учебные

предметы

Классы

Количество часов в неделю

Всего

Обязательная часть

Филология

Русский язык

Литература

Иностранный язык

Математика и информатика

Математика

Геометрия

Информатика

Общественно-научные предметы

История России. Всеобщая история

Обществознание

География

Естественнонаучные предметы

Биология

Искусство

Изобразительное искусство

Технология

Технология

Физическая культура и

Основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Максимально допустимая недельная нагрузка

БУП 2004 года постепенно уходит, сейчас, в 2018-2019 уч. году, он действует с 9 по 11 классы (выделено жирным шрифтом) и через год будет полностью замещен новым примерным планом основного общего образования 2015 года. БУП 2004 будет действовать уже только для старшего звена, а еще через два года будет окончательно отменен.

Примерный годовой план основного общего образования

Учебные предметы

Количество часов в год

Всего

Русский язык

70

Литература

105

Иностранный язык

105

Математика

175

Информатика и ИКТ

70

70

35

География

70

Природоведение

0

70

70

Биология

70

Искусство (Музыка и ИЗО)

35

Технология

0

Основы безопасности жизнедеятельности

0

Физическая культура

70

Если школа будет возражать против Вашего перечня предметов для аттестации на основании того, что учебный план в этой школе содержит и другие предметы, нужно ответить так: мы не учащиеся вашей школы, мы сдаем аттестацию в качестве экстерна, и выбираем минимум.

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для среднего (полного) общего образования

В старших классах начинается профилирование, вы можете выбрать любые предметы и составить свой вариант, обязательно включать только федеральный компонент. БУП 2004 года приводит примеры разных вариантов, но следовать им необязательно. Чтобы с ними познакомиться, пройдите по ссылке и выберите таблицу с нужным профилем (примерно с 60% документа.): «БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН для среднего (полного) общего образования».

А здесь мы разместим только федеральный компонент:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Обязательные учебные предметы на базовом уровне

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ

Учебные предметы

Количество часов за два года обучения

Базовый уровень

Русский язык

Литература

Иностранный язык

Математика

Обществознание (включая экономику и право)

Естествознание

Физическая культура

С 2017 года добавлена астрономия, она изучается в количестве 35 часов в любом из классов - или 10, или 11.

Как правило, школы делят математику на алгебру и геометрию, а естествознание - на физику, химию и биологию, хотя это не обязательно.

2. Возможность изучать предметы (или часть предметов) блочно, это выгодно с точки зрения обучения (метод погружения в предмет, тему, блок)

Пример ИУПа, построенного на блочном изучении:

Так как я не оформляю ИУП в полном соответствии с данным в 22 и 23 пп ст 2 определении, то есть даю «перечень, трудоемкость», но не описываю «последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов», то объясню на нашем графике экзаменов.

час за год

консультация

Информатика и ИКТ

Основы безопасности жизнедеятельности

Обществознание

Литература

Биология

География

Геометрия

Иностранный язык

Русский язык

Данный график экзаменов исходит из ИУПа, в котором информатика в количестве 35 часов в год изучается с 1 по 12 сентября, то есть 10 дней по 3,5 часа в день. После этого сдается экзамен за год. Для сравнения, учащиеся школы изучали этот предмет 1 час в неделю с 1 сентября по 31 мая. Затем также изучаются все остальные предметы. При этом физкультура, технология и ИЗО изучаются в течение всего года.

Выбор, какие предметы Вашему ребенку лучше изучать параллельно, а какие блочно, необходимо делать исходя из особенностей Вашего ребенка. Представляется, что разумно сочетать изучение иностранного языка, занятия спортом и творчеством в течение всего года и блочное изучение все остальных предметов.

Обычно по такой системе работают опытные репетиторы. Курс по любому предмету за всю школьную программу Вы можете найти в интернете на многочисленных сайтах по подготовке к ГИА.

Режим погружения способствует лучшему усвоению программного материала: позволяет четко организовать умственную деятельность на основе изучения главного в учебном содержании, учащиеся проходят через все уровни усвоения учебного материала, от базового (минимально необходимого) до творческого, при непрерывном обучении внутри каждого блока.

Впервые блочное преподавание предмета в свою практику ввел В.Ф.Шаталов.

Также блочно-зачетная система помогает адаптации учащихся к обучению на более высоких ступенях образования, в которых подобная форма преподавания является преимущественной.

Блочный метод подходит и для глубокого погружения в предмет, и в том случае, когда предмет изучается на уровне «сдал-забыл».

3. Блочное изучение дает возможность избежать четвертных, триместровых, полугодовых аттестаций

Порядок аттестации определяет школа:

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;

Например, в Ижевском Положении о СО Промежуточная аттестация определяется как четвертная (полугодовая в старшей школе), что накладывает на школы обязательства.

Однако при этом школа должна исходить из интересов ребенка, например, учитывать его учебный план:

Порядок прохождения аттестации образовательной организации целесообразно определять с учетом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала.

Если для Вас оказалось слишком затруднительно объяснить своей школе, что она не может игнорировать Ваш порядок изучения предметов, то можно писать 1 сентября заявление на промежуточную аттестацию только по одному экзамену: например, по информатике 12 сентября. А затем еще 15 заявлений в течение года, если на то дело пошло)) Но, конечно, спокойнее, когда все это, в том числе консультации, прописано в Вашем со школой договоре на весь учебный год.

Представляется разумным, что по желанию родителей (законных представителей) такая образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребенка.

(Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ФОРМЕ)

Возможность сдавать предметы всего один раз сразу за весь курс иногда вызывает вопросы у родителей, например, могут возразить следующее: «Мой ребенок не справится со сдачей экзамена за весь год, необходимо разделить его на 4 части и сдавать по частям».

Сказать такое можно, только не подсчитав все внимательно. При экзаменах каждую четверть нагрузка на ребенка вовсе не снижается, а возрастает, причем существенно. Не буду утомлять подсчетами, это арифметика 3 класс))

Как составить ИУП

Для того, чтобы составить ИУП, необходимо ознакомиться с примерными планами, утвержденными федеральными органами (таблицы вверху).

В них по каждому классу прописан федеральный минимум (или федеральный компонент). Предметы сверх обязательного федерального минимума можно включать только по вашему желанию, но не более указанного максимума часов в год в строке "Всего".

Оформление ИУПа:

Предоставлять ИУП школе Вы не обязаны, так как обучение школой не контролируется, ее обязанность -= провести по вашему заявлению аттетсацию. Но иногда нам следует это сделать: в тех случаях, когда школа никак не может понять, на основании чего вы отказываетесь от четвертных аттестаций, например.

Тогда можно сделать к заявлению о проведении ПА свой график ПА, опирающийся на ваш ИУП.

Индивидуальный учебный план ФИО, учащегося ___ класса

на 2014 - 2015 учебный год

Количество часов за год

Русский язык

Литература

Иностранный язык

Геометрия

Информатика и ИКТ

Обществознание (включая экономику и право)

География

Биология

Искусство (Музыка и ИЗО)

Технология

Основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

При данном оформлении указаны «перечень, трудоемкость», но не описаны «последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов».

Можно вдобавок подробно написать, какой предмет сколько часов в день и в течение какого срока вы будете изучать, но в случае предъявления школой претензий, попробуйте напомнить, что это она должна оформлять всю документацию, возможно, требование расписывать подробно окажется необязательным. Или напомните о том, что мы - «вне», так что контролировать порядок изучения предметов школа не может.

Например, в нашем регионе обрнадзор, а вслед за ним и УО городов недавно «решили», что, так как Сошники - «вне», то право на ИУП их не касается. С другой стороны, и директора, по их словам, не должны требовать нашего соответствия школьному учебному плану. Поэтому маме, требующей восстановления права на ИУП по ст. 34 п 1 пп 3, разъясняли, что она «неправильно» понимает содержание понятия ИУП (причем, сослаться на статьи, которые бы подтверждали их «правильное» понимание, у чиновников не получилось), однако и с директором была проведена беседа и требования родительницы в итоге удовлетворены таким вот способом.

Итак, требуется обсуждение того, что путают ИУП с другими понятиями.

1. В описанном случае чиновники, игнорируя закон, исходили из уже знакомой им практики, идущей еще из тех времен, когда иных форм образования еще не было, и дети, нуждающиеся в изменении привычного учебного плана (из-за соревнований, концертов, длительных командировок родителей, трудностей в освоении программ), переводились на «индивидуальный учебный план», то есть учились тогда, когда у них была возможность, числясь при этом на очном обучении. В таком смысле закон упоминает ИУП в п. 9 ст. 58:

Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

Однако по ст 34 п 1 пп3 «обучение по индивидуальному учебному плану» является правом «обучающихся» и не ограничено ничем, то есть относится ко всем формам образования и обучения.

Подобная логика чиновников объясняется как желанием вывести детей на СО из под действия законодательства, в том числе конституционного, так и привычкой ориентироваться не на закон, а на знакомую им практику (по которой, к тому же, слово начальника важнее закона).

Мнение о том, что ИУП - для обучающихся в образовательной организации, не находит подтверждения в законе: см. ст. 1, ст. 2, ст. 34, п. 1 пп. 3, где нет ни одного упоминания об образовательной организации, везде говорится только об обучающихся и образовании.

2. Также и родители часто ставят ИУП в один ряд с формами образования, формой аттестации - экстернатом, технологиями образования - ДОТ, путают с надомным обучением. Для того чтобы этого не делать, нужно разобраться и с этими понятиями.

ИУП в начальной школе

О блочном изучении. Как Вы понимаете, возможность сдавать экзамены последовательно в течение года в начальной школе, когда не усвоены такие навыки как чтение и письмо, в зависимости от особенностей ребенка, может быть ограничена. Кроме того, аттестация вообще особенно вредна именно в начальной школе.

Если бы мы были вынуждены проходить ПА в 1 классе (ПА в 1 классе запрещена письмом Минобра от 25 сентября 2000 г. N 2021/11-13 Об организации обучения в первом классе), чего я максимально постаралась бы избежать вообще, я бы сделала такой график экзаменов, в соответствии с ИУПом: труды, ИЗО, физру сдали бы за год в сентябре - октябре, просто чтобы не было беспокойства об этих оценках. Занимались бы в это время спокойно тем, что реально нужно ребенку - если он в состоянии уже писать - то письмом (очень важно, чтобы мозг ребенка был готов к этому действию, что достаточно часто приходит позже, вплоть до 3 класса), если не умеет читать, чтением и тд. В ноябре-декабре сдали бы мир вокруг нас и музыку за год, а может быть, математику за год вместо музыки (в 1 классе по программе счет в пределах 20). Конечно, все зависит от конкретного ребенка. Это очень индивидуально. Остались бы на январь-март чтение и музыка и на апрель-май русский за год.

Как растянуть учебный год на 2 года

Представляется, что ИУП может иметь рамки не только учебного года, но и всего курса в целом. Есть даже школы, которые не имеют обязательных ежегодных промежуточных аттестаций вплоть до 9 класса, при этом в каких-то случаях курсы сдаются досрочно, даже на несколько лет раньше (школа Тубельского, Щетинина). О родителях, поступивших таким образом, у меня сведений нет, только о тех, кто либо сдавал досрочно - на это мы имеем право по той же ст 34 п 1 пп 3, либо вообще не проходил ПА ежегодно, то есть их свободное изучение не контролировалось школой. Возможно, однако, что такие случаи появятся, закон не ограничивает нас в этом плане.

Также в сообществе freeedu предлагалось использовать ст. 58 п. 9 для того, чтобы растянуть прохождение программ одного года на 2.

Ст. 58 п. 9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение , переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

e_malina: Предлагаю два варианта:

1.Очно-заочная форма обучения - это форма получения образования в образовательной организации (ст. 17 ч.2).

Поэтому никаких санкций за задолженность вам не положено. Федеральный закон не содержит ограничения на количество лет повторного обучения. При этом четко прописывает, что вариант развития событий по факту неликвидации академической задолженности выбирают именно родители. По вашему заявлению, школа обязана оставить ребенка на повторное обучение (ст. 58 ч. 9)

Просто не явившись на аттестацию, по выбранным вами предметам (живописи и композиции), вы создаёте академическую задолженность (ст.58 ч.2, см. ссылку выше). В течение календарного года ребенок должен ликвидировать задолженность, срок ликвидации устанавливает школа (на май следующего года, например). (ст. 58 ч. 5, см. ссылку выше) При этом предметы по которым дочь аттестована, включать в ИУП на следующий год не надо.

2. Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяется образовательной организацией самостоятельно, и в интересах ребенка. То есть школа может растянуть обучение на 2 года, в рамках индивидуального плана.

п. 23 ст. 2 Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося

п. 3 ч. 1 ст. 34 Обучение по индивидуальному учебному плану, в пределах осваиваемой образовательной программы, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Обучение по индивидуальному учебному плану с сокращением срока обучения

В соответствии с нормативными документами Министерства образования и науки РФ правом обучаться по индивидуальному учебному плану с сокращением срока обучения могут воспользоваться следующие лица:

  • имеющие высшее образование по любому направлению подготовки (специальности) – ориентировочный срок обучения 4 - 4,5 года;
  • выпускники колледжей или техникумов, получившие профильную специальность СПО к выбранному профилю в Университете (например, диплом колледжа по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» считается профильным по отношению к осваиваемой в Университете программе по профилю «Промышленное и гражданское строительство») – срок обучения 4,5 года;
  • ранее обучавшиеся в высшем учебном учреждении и имеющие справку об обучении или академическую справку – срок обучения зависит от объема совпадений дисциплин.

Общие правила:

  1. Все абитуриенты, вне зависимости от предыдущего образования, зачисляются по результатам конкурсного отбора по выбранному направлению подготовки на первый курс полной программы обучения см. правила приема. Сокращение срока обучения возможно только за счет перезачета или переаттестации изученных дисциплин в предыдущем учебном заведении, на основании чего составляется индивидуальный учебный план обучающегося. см. Положение НИУ МГСУ о порядке организации обучения по индивидуальным учебным планам , см. Положение НИУ МГСУ о порядке организации обучения и реализации образовательных программ высшего образования по индивидуальным учебным планам в ускоренные сроки .
  2. Перезачитываются только те дисциплины, которые были изучены в образовательной организации высшего образования, при условии, что они имеют аналогичные названия, одинаковую трудоемкость освоения (не меньше) и форму аттестации по отношению к учебному плану НИУ МГСУ. Учитываются дипломы о высшем образовании или справки об обучении в вузе/академические справки без ограничения давности получения, но при условии государственной аккредитации вуза.
  3. В случае если дисциплина имеет различие в названии, форме аттестации (зачет/экзамен/дифференцированный зачет) или меньшую трудоемкость (количество часов изучения), она может быть переаттестована по решению аттестационной комиссии соответствующей кафедры. Переаттестация дисциплин проводится аттестационной комиссией соответствующей кафедры при личном присутствии обучающегося в течение первого семестра обучения по расписанию (как правило, ноябрь месяц). Во время переаттестации комиссия опрашивает обучающегося по дисциплине и принимает решение о наличии или отсутствии у обучающегося знаний и компетенций, соответствующих программе Университета. Для лиц, проживающих в отдаленных регионах РФ, процедура переаттестации может проводиться с использованием телекоммуникационных технологий при условии идентификации личности аттестуемого.
  4. При желании, любая из дисциплин, попадающая под категорию «перезачет» или «переаттестация», может быть изучена обучающимся повторно.
  5. Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану и на переаттестацию дисциплин (если необходимо) должны быть поданы обучающимся в Учебную часть ИДО в течение 10 дней с начала учебного семестра.
  6. Результаты перезачета и переаттестации вносятся в индивидуальный учебный план обучающегося. Индивидуальный учебный план согласовывается с обучающимся, после чего оформляется дополнительное соглашение к договору о платных образовательных услугах, определяющее новый срок обучения и изменения в оплате обучения по ИУП, рассчитываемые в соответствии с приказом . Стоимость обучения определяется для каждого учебного семестра в отдельности в зависимости от реальной трудоемкости без учета перезачтенных или переаттестованных дисциплин. То есть общая стоимость обучения уменьшается на объем перезачтенных или переаттетованных дисциплин.
  7. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану производится в течение первого семестра обучения после окончания процедуры переаттестации.

Для ознакомления на примере направления подготовки «Строительство», профиль «Промышленное и гражданское строительство» приведены:

  • примерный перечень дисциплин , которые может заявить на переаттестацию выпускник колледжа, получивший диплом СПО по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»;

В последние годы одной из наиболее популярных тем, касающихся обучения, стала проблема индивидуализации. Многие ученики и их родители слышали о существовании форм образовательного процесса, отличающихся от традиционной классно-урочной системы.

Сегодня школьники вправе получать образование по индивидуальному маршруту, который может быть осуществлен по принципу дистанционного получения знаний, экстерната, а также индивидуального обучения в школе. Многие слышали об этих видах занятий, однако не все могут похвастаться доскональным знанием вопроса. В данной статье будет рассмотрена сущность обучения по индивидуальному учебному плану в школе, а также достоинства и недостатки такой формы.

Для чего это нужно?

Получение образования, организованного по собственному маршруту, призвано обеспечить усвоение знаний умений и навыков, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте, лицами, нуждающимися в особом подходе.

Существование такого вида прохождения школьной программы обеспечивает осуществление конституционного положения о всеобщем праве на получение образования. Поэтому такое обучение предоставляется ребенку на бесплатной основе, как и образование стандартного типа.

Также наличие в стране подобной услуги говорит о том, что российская система образования учитывает интересы и потребности людей с ослабленным здоровьем и дает им возможность получать знания наряду с прочими гражданами, согласно установленным стандартам.

Кто может рассчитывать на обучение по индивидуальному плану в школе?

Кроме детей, имеющих рекомендацию на получение такого рода образования от медицинской комиссии, есть еще несколько групп школьников, которые могут быть переведены на уроки в режиме, когда общение происходит один на один с учителем. Можно назвать следующие категории детей, нуждающихся в подобной образовательной услуге:

  • Лица, не выполняющие учебную программу на удовлетворительную оценку. Если ребенок не успевает по одному или более предметам, то обучение проблемным дисциплинам может быть переведено в индивидуальный режим.
  • Особо одаренные дети, способные осваивать программу по какому-либо предмету в сжатые сроки, а также имеющие необходимые задатки для прохождения углубленного курса.
  • Школьники, занятые в различных секциях, кружках самодеятельности, которые регулярно участвует в различного рода спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, концертах и так далее. Такие дети имеют право заниматься с педагогами индивидуально, поскольку регулярные длительные перерывы в учебе не позволяют им успешно усваивать курс в классном коллективе.
  • Дети, имеющие другие причины на обучение в школе в индивидуальной форме.

Хроническая неуспеваемость

Школьники, которые неудовлетворительно учатся по одному или нескольким предметам в силу каких либо причин, могут быть переведены на индивидуальный режим. Также на такую форму получения образования могут рассчитывать лица, у которых ввиду психологических особенностей личности не получается выстраивать отношения с коллективом детей. В этом случае в учебный план, рассчитанный на конкретного школьника, кроме обязательных дисциплин, включаются также занятия с психологами и необходимые комплексы мер по устранению хронической неуспеваемости.

После преодоления сложившихся проблем и компенсации отставания от остального класса такой ребенок может быть переведен обратно на традиционное обучение.

Кроме перечисленных детей с проблемами здоровья, а также психологическими особенностями личности, индивидуальное обучение в школе может быть рекомендовано и тем ребятам, которые отличаются неудовлетворительным поведением, но в силу определенных причин не могут быть отправлены для получения образования в специальные учреждения.

В прохождении особого образовательного маршрута для таких школьников, безусловно, больше плюсов, чем минусов. Во-первых, находясь на подобном обучении, ребенок не чувствует своей неполноценности по отношению к одноклассникам. Во-вторых, если речь идет о хулиганах, чье поведение мешает другим детям получать знания, то здесь положительный результат перевода ученика на индивидуальный режим тоже очевиден.

Кроме того, общение один на один с педагогом в большинстве случаев положительно сказывается на успехах школьника. Если вовремя осуществить переход на подобную систему, то можно избежать таких негативных последствий, как накопление многочисленных академических задолженностей и повторное обучение в одном и том же классе.

Одаренные дети

Индивидуальное обучение в школе по состоянию здоровья и по причине психологических особенностей личности, как было сказано выше, не является единственной разновидностью такого образования. В особом подходе нуждаются также дети, обладающие различными талантами и одаренные в какой-либо области. В педагогической психологии существует даже особый раздел, посвященный изучению личностных характеристик подобных учеников.

Их отличие от среднестатистических детей состоит в не только в том, что они обладают отличными задатками для деятельности в какой-либо сфере, но нередко и значительным отставанием по другим образовательным предметам. Поэтому такие школьники часто нуждаются не только в ускоренном углубленном прохождении курсов по одной или нескольким дисциплинам, но также и в корректировке самостоятельных занятий по некоторым предметам.

Также известно, что подобные личности нередко являются более уязвимыми с психологической точки зрения. Общение в коллективе часто приносит им различные отрицательные эмоции.

Поэтому задача педагогов состоит не только в раскрытии их таланта и содействии дальнейшему развитию такого ребенка, но и в помощи родителям в выборе правильного образовательного маршрута для их сына или дочки.

О спорт, ты - жизнь!

Другой категорией учеников, которые могут рассчитывать на индивидуальную программу обучения в школе, являются те, кто уже в столь раннем возрасте начал профессиональную карьеру. Как правило, это спортсмены, участники различных крупных соревнований регионального и международного уровня, а также ученики музыкальных школ, участвующие в разного рода конкурсах. Такая деятельность связана с регулярными поездками, а значит, ребенку необходимо делать более или менее продолжительные перерывы в обучении. Но, как говорят некоторые эксперты в области образования, сегодня уже прошли те времена, когда спортсмены представляли собой группу людей со значительными недостатками в образовании.

Современный атлет - это человек, не только обладающий необходимыми физическими данными, но и обширными знаниями по ряду научных дисциплин. Специальная информация, безусловно, необходима им для достижения наилучших результатов в соревнованиях.

Ведь если спортсмен не только прекрасно подготовлен физически, но и будет иметь теоретическую базу, то это ускорит его профессиональный рост.

Другие причины

В законе об образовании упомянута еще одна категория лиц, которая может рассчитывать на построение индивидуального маршрута образования. Этот пункт обозначен коротким словом "другие".

Хотя в тексте закона не уточняется, кто может быть отнесен к данной категории, но можно предположить, что сюда следует причислить, например, тех, для кого обучение в коллективе неприемлемо по религиозным взглядам. Либо по программе индивидуального обучения учащихся в школе могут заниматься дети военных или других лиц, чья деятельность связана с постоянными переездами из одного региона в другой, а, соответственно, ребенок вынужден часто менять образовательные заведения.

Разновидности индивидуального обучения

Существует несколько вариантов индивидуального построения образовательного маршрута. Причем каждый из них может иметь ряд вариаций. Далее будут рассмотрены основные типы такого получения образования.

  • Индивидуальное обучение на дому (школа не посещается). Такая программа лучше всего подходит для детей с медицинскими ограничениями по здоровью. Инвалиды с нарушением двигательного аппарата испытывают большие трудности при дальних перемещениях. Не всегда здание школы находится в шаговой доступности от дома такого ученика. Поэтому наиболее благоприятным и результативным будет получение образования в домашних условиях.
  • Индивидуальное обучение учащихся в школе. Такой вариант больше всего подходит для всех остальных лиц, чья потребность в подобном обучении не связана с ограничениями по здоровью. В таком случае экономится также личное время педагогов, поскольку их рабочий график мало отличается от занятий с детьми, получающими образование в коллективе.

О разновидностях этих двух типов индивидуального обучения речь пойдет в следующих главах.

Другие особенности процесса

Согласно действующему законодательству, количество часов, отводимых для работы с учеником, находящимся на индивидуальном маршруте, не должно превышать восьми часов в неделю в начальной школе и двенадцати в средних и старших классах. Соответственно, для таких детей получение знаний связано с большой долей самостоятельной работы. На первый взгляд это является одним из недостатков подобного образовательного процесса. Однако развитие умения самостоятельно работать с учебными пособиями, а также черпать необходимую информацию из других источников, несомненно, является важным навыком для всей последующей жизни человека.

Именно о развитии подобных образовательных компетенций и говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте. На данном этапе развития отечественной педагогики ученые говорят о необходимости привития человеку именно навыков получения знаний. А, соответственно, индивидуальное обучение в полной мере соответствует запросам современного общества.

Научно-технический прогресс на службе у образования

Кроме того, ограниченное число академических часов может быть компенсировано за счет использования современных технических средств, таких как интернет и разнообразные носители информации. В законе сказано, что индивидуальное обучение ребенка в школе может проходить и дистанционно, посредством использования Всемирной паутины. Также информация может быть предоставлена ему на других носителях, таких как компакт-диски с записями различных учебных программ и аудио- и видеоверсиями уроков.

В электронном виде нередко осуществляется и промежуточное тестирование школьника.

При подобном способе получения образования ребенку нет необходимости прерывать занятия даже при регулярных поездках на какие-либо соревнования или концертные выступления.

Он может самостоятельно планировать свой учебный график, подстраивая его под расписание других видов деятельности.

Нормативная основа

Какими законами индивидуальное обучение в школе регламентировано?

Прежде всего, о наличии в школе подобной услуги должно быть сказано в ее уставе. Этот документ, в свою очередь, основывается на положениях Законов об образовании и о индивидуальном обучении в школе. Также действие подобного вида маршрута получения знаний утверждено серией других документов, таких как письма министерства образования и прочих.

Необходимые действия родителей

Немаловажным вопросом является и такой: как перевести ребенка на индивидуальное обучение в школе?

Итак, если ваши сын или дочка нуждаются в подобной образовательной услуге, то следует написать заявление на имя директора той школы, в которую он ходит.

Необходимо помнить, что такое получение образования возможно уже с первого класса. То есть школьник может начать свое обучение уже по индивидуальной программе. В этом заявлении нужно перечислить предметы, которые в обязательном порядке изучаются на данной ступени образования. Также можно упомянуть о пожеланиях, которые выдвигает ребенок и его родители.

К таким запросам можно отнести, например, просьбу осуществлять индивидуальное обучение в начальной школе по какому-нибудь предмету в углубленной форме. Здесь может быть перечислен ряд причин для ускорения прохождения программы или наоборот для его замедления. При этом нужно быть готовым к тому, что за подобные дополнительные услуги учебное заведение попросит оплату в определенном размере. Обучение обязательным предметам должно проходить бесплатно.

Если школа отказала

Индивидуальное обучение ребенка в школе должно быть непременно одобрено администрацией заведения. Если в получении такой образовательной услуги отказано, то родителям школьника не стоит отчаиваться. Они могут обратиться в местное отделение министерства образования. Если отказ получен по той причине, что в уставе данного заведения нет положения об индивидуальном обучении в школе, то вышестоящие чиновники могут обязать директора внести в этот документ соответствующий пункт.

Образовательные центры

Кроме обучения по индивидуальному учебному плану в школе, возможно также получение дополнительного образования в специальных центрах. Такие учреждения предоставляют возможность не только лицам школьного возраста, но и другим гражданам получать знания по программам, осуществляемым в данный момент.

В последнее время наиболее популярными курсами в центрах индивидуального образования являются школы иностранного языка.

Порядок занятий

Организация индивидуального обучения в школе осуществляется согласно следующему порядку. Когда заявление, составленное родителями, подписано директором учебного заведения, происходит разработка плана, а также расписания занятий.

Составление первого из перечисленных документов ведется совместно с родителями или законными представителями школьника. При этом обычно учитываются личные пожелания ребенка, его интересы, замечания родственников. Также принимается во внимание состояние здоровья обучающегося.

В соответствующих документах указывается количество предметов, необходимых для прохождения в рамках курса. При составлении рабочих программ в школах России по индивидуальному обучению по каждому из предметов назначаются педагоги. Предпочтение отдается тем специалистам, которые работают с данным классом, то есть с тем учебным коллективом, к которому приписан ребенок. Если в учреждении не хватает кадров, то школа привлекает к этой работе внештатных сотрудников.

По каждой дисциплине определяются даты, когда должны проводиться зачеты и контрольные работы. Если индивидуальное обучение в школе по состоянию здоровья прерывается на время пребывания ребенка в медицинском заведении, то пропущенные уроки по заявлению родителей подлежат обязательной компенсации, то есть их время переносится на другие даты.

В случае, если педагог находится на больничном, назначают замещающего специалиста, или уроки переносят до выздоровления учителя.

Работа по государственным стандартам

Все школьники, находящиеся на индивидуальном обучении, также как и их ровесники, проходящие традиционный маршрут образования, сдают экзамены, в том числе и итоговые, получают отметки, имеют такое же количество выходных и каникул, как их товарищи. Поэтому их аттестат ничем не отличается от документов, выдаваемых школьникам после окончания традиционной программы.

Работа с документами

Что касается документации на школьника, проходящего индивидуальный курс обучения, то она включает в себя классный журнал, заводимый на одного ребенка, а также школьный дневник. Ответственность за ведение первого документа возлагается на педагога, второй же заполняется самим учеником. Школьный журнал в этом случае имеет все те разделы, которые предусмотрены при групповой системе обучения. С определенной периодичностью этот документ должен проверяться руководством школы. Его небрежное ведение влечет за собой принятие дирекцией учебного заведения соответствующих мер по отношению к педагогу.

По каждому из предметов школьник, проходящий обучение, осуществляемое по данному образовательному маршруту, должен иметь ученическую тетрадь, которая проверяется педагогом, преподающим дисциплину.

Проблемы и их решения

Многие дети, обучающиеся по принципу взаимодействия с педагогом один на один, делают это вынужденно, поскольку состояние здоровья не позволяет ходить в обыкновенную общеобразовательную школу. Поэтому таким ребятам может требоваться не только особый подход со стороны учителей, но и психологическая помощь. Специалистов в данной области должна рекомендовать к работе с таким ребенком школа, к которой он прикреплен.

Кроме того, нередко помощь требуется не только детям, но и их родителям. Так, с целью повышения качества знаний об особенностях индивидуального образования, с законными представителями таких школьников регулярно проводятся педагогические собрания, а также лекции на интересующие родителей темы.

Нередко вопросы, обсуждаемые на таких мероприятиях, поднимаются и самими педагогами.

Заключение

Данная статья была посвящена проблемам индивидуального обучения детей в российских школах. Такой тип получения знаний может осуществляться как в образовательном учреждении, так и на дому ребенка. Сегодня в распоряжении детей, нуждающихся в подобном подходе, есть многочисленные технические средства, во многом облегчающие прохождение ими образовательной программы.

В первых главах этого материала был затронут вопрос о том, кто имеет право на получение подобного рода образования. Также приведены нормативные документы, регламентирующие осуществление индивидуального обучения в России.

Важной частью статьи является глава о том, какие действия должны быть предприняты родителями детей, которые нуждаются в индивидуальном плане обучения в школе. При наличии всех необходимых документов, а также заявления на имя директора школы, обычно перевод обучающихся на такой вид получения образования осуществляется в течение нескольких месяцев.

Индивидуальное обучение, наряду с другими его видами, является полноправной формой получения образования.

Поэтому после окончания подобного курса школьники получают аттестат государственного образца.

ФГОС выдвигают перед школой и образованием вообще, требования к подготовке подрастающего поколения, дают установку на развитие каждого

ученика. Формулируется цель образования - «Воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Ни для кого не секрет, что ученики школы разные - они отличаются по уровню подготовленности и развития, интересам, типу нервной деятельности, типу восприятия и передачи информации, уровню воспитанности и др. Поэтому закон «Об образовании в РФ» дает возможность школе учесть индивидуальные особенности обучающихся и предоставить им, получить полноценное образование по: очной; очно- заочной, заочной формам и обучаться по учебному индивидуальному плану.

«Согласно пункта 3 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» у обучающихся есть право обучаться по учебному индивидуальному плану, включая ускоренное обучение, в рамках образовательной программы, которую надо освоить, в порядке, установленном местными нормативными актами».

Обучающиеся имеют право обучаться по индивидуальному учебному плану, как по всем учебным предметам, так и по отдельным предметам, например, английскому языку. В учебном плане представлена: трудоемкость, последовательность учебного материала и др. по предмету (английскому языку).

«Индивидуальный учебный план -- учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося».(статья 2 п. 23 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Таким образом, индивидуальным учебным планом (ИУП) можно назвать план, в который входит перечень учебных предметов и курсов по выбору, изучаемых в школе, которые выбраны ребенком в целях его изучения из плана своей школы. Индивидуальный учебный план (ИУП) может быть у учащихся любых классов: и начальной, и основной и полной средней школы. Важным является тот факт, что перейти на обучение по ИУП ученик может только по решению и с согласия его родителей или законных представителей, поскольку именно они отвечают за ребенка. Это может быть связано с необходимостью учета индивидуальных особенностей развития или интересов, имеющейся задолженности по предмету, состоянию здоровья и др.

Так в гимназиях, лицеях и некоторых школах вводится профильное обучение и на основаниииндивидуальных учебных планов образовательное учреждение решает несколько актуальных задач:

Модернизирует содержание образования в старшей школе;

Выявляет на ранних ступенях обучения способности школьников к разным видам деятельности, а также и переориентирует учащихся одного профиля на другой;

Обеспечивает реализацию потребностей, интересов, способностей учащихся;

Развивает исследовательские умения и навыки;

Повышает квалификацию педагогов.

Во время организации профильного обучения, которое основано на ИУП возможно по плану образовательного учреждения изменение технологий, форм, методов, приемов и содержания обучения. В связи с этим школы предлагают ученикам разные профили обучения, например, гуманитарный, естественнонаучный, физико-математический, экономический или технологический, что связано с индивидуализацией и дифференциацией обучения. Благодаря индивидуализации и дифференциации обучения у школ и учащихся возникает возможность выбора и удовлетворения потребностей, а также создания условий для более полного проявления склонностей и интересов школьников.

Таким образом, речь идет о личностно-ориентированном подходе в образовании.

Следует обратить внимание на то, что не только обучающимся старших классов требуется индивидуализация и дифференциация обучения. Есть и другие дети, которые, нуждаются в них.

С каждым годом число детей с индивидуальными особенностями и различиями увеличивается, при этом возрастает и необходимость в индивидуализации обучения, а значит, в определении индивидуальной траектории развития ученика, поэтому, составлении индивидуальных учебных планов.

Закон об образовании в РФ определяет возможность и необходимость обучения в массовой школе детей с ограниченными возможностями. Но этим ученикам нелегко учиться в условиях массовой школы, так как на фоне всего класса они отличаются от остальных. Это происходит потому, что обычные дети не всегда готовы к взаимодействию с такими ребятами. К сожалению, зачастую таких детей не воспринимают всерьез, обижают или же держатся от них подальше, что указывает на непохвальное воспитание учеников класса. Также можно отметить неподготовленность к работе учителей школы и родителей здоровых учеников к соседству своих детей с иными детьми. Для успешной работы всех учеников в классе необходимо создать благоприятный психолого- педагогический климат в школе, классе. Необходима серьезная работа и с учителями, и с родителями как обычных, так и особенных детей. Особенными детьми могут считаться не только дети с ограниченными возможностями, но одаренные или даже педагогически запущенные.

При реализации индивидуального учебного плана, обучение в школе может измениться в лучшую сторону, станет понятней, легче не только для особенных детей, но и для обычных. Переход на индивидуальное обучение является немаловажным шагом также и в педагогической деятельности учителей.

Из вышеперечисленного следует, что переход на обучение по индивидуальному учебному плану, может способствовать нормализации не только отношений между детьми, родителями и детьми, учителями и детьми, но и получения образования для всех лиц, включенных в этот процесс.

Говоря об одарённых учениках, мы подразумеваем детей с высокими интересами, потребностями, успехами в какой-то области (или нескольких областях) знаний. В то время как обычные учащиеся поэтапно и медленно осваивают изученный материал, такие дети склонны к быстрому усвоению материала многих последующих занятий, что приводит к неравномерности обучения в процессе получения образования.

Также в практике работы школы учителя выделяют и такую группу детей, которых называют «слабые». Это дети или с низким уровнем развития и воспитания (здоровые), или с высоким уровнем утомляемости, то есть которые быстро устают в процессе обучения, что в значительной степени влияет на их концентрацию и внимание во время занятия. Они, в отличие от активных детей, могут отставать от процесса урока, что впоследствии может привести к трудностям в обучении.

На основании анализа теоретических исследований по данной теме можно выявить 3 аспекта:

Психологический;

Дидактический;

Организационный.

Психологический аспект связан с проблемой индивидуальных различий. В последние полвека все большее внимание уделяется этим различиям при освоении материала: это работоспособность, концентрация внимания в ходе урока, утомляемость, индивидуальные стили учебной деятельности учеников. Ученики распределяются по репрезентативной системе: аудиалы, визуалы, кинестетики. Эти особенности позволили определить в теории индивидуальный характер принятия индивидом социокультурного опыта - что представляет его как одно из дидактических оснований индивидуального учебного плана.

Дидактический аспект связан с поиском определенных методов, приемов и средств обучения, которые позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся и влиять на них с помощью этих средств.

Организационный аспект индивидуального обучения учитывается в основном с точки зрения когнитивной деятельности обучающихся.

Поэтому составителями индивидуальных учебных планов индивидуализация обучения рассматривается как организация учебного процесса, при которой учитель выбирает методы и подходы к обучению, принимая во внимание индивидуальные особенности и степень развития учеников. При этом они базировались больше на дифференциации, чем на индивидуализации обучения.

Таким образом, использование индивидуального учебного плана способствует воплощению в жизнь образовательных потребностей обучающихся, их родителей, общеобразовательных учреждений. После составления индивидуального учебного плана следует планировать индивидуальную образовательную программу конкретного ученика. ИОП составляется вместе с учеником и учетом мнения его родителей. Поэтому, индивидуальной образовательной программе предъявлены следующие требования:

1 . Соответствие запросу учащихся и их родителей.

2 . Соответствие образовательным стандартам.

3 . Обеспечение достижения предполагаемого уровня образованности учащимися.

4 . Способность развитию и совершенствованию ученика в процессе учебной деятельности.

Из вышеперечисленного вытекает, что индивидуальная образовательная программа есть план образовательной деятельности учащегося, которая базируется на его интересах и запросах и определяет цели и результаты обучения. После составления ИОП ученика определяется его индивидуальный образовательный маршрут, который составляется вместе с ним. Поскольку учитываются не только современные условия и потребности общества и человека, но и познавательные возможности школы, учителей и ребенка. (См. схему №1) Схема № 1.

В психолого-педагогической литературе рассматривается (С.В. Воробьева, Н.А.Лабунская, А.П. Тряпицына, И.С.Якиманская) индивидуальный образовательный маршрут как целенаправленно разделенная образовательная программа, которая позволяет обучающемуся самому выбирать, разрабатывать и реализовывать образовательную программу, при осуществлении педагогической поддержки в его дальнейшем самоопределении. Важно, чтобы учитывались не только особенности и желания ученика, но возможности их реализации, а также совместимость учителя и ученика.

У каждого ученика должна быть четко изложена личностно- ориентированная задача для создания индивидуальной образовательной траектории. Ценность индивидуально-образовательной траектории учащегося заключается в том, что на основе активного стремления к развитию и расширению знаний и умений, она позволяет восполнить умения и навыки самостоятельной работы в процессе учебно-познавательной деятельности.

Как полагает С.В. Воробьева, индивидуальная образовательная траектория имеет свои характерные черты. Она разрабатывается для определенного ученика в виде индивидуальной образовательной программы. В процессе разработки индивидуальной образовательной траектории ученик выступает в роли лица, выбирающего образование. Он заинтересованное лицо в получении качественного образовательного процесса. С другой стороны в процессе реализации он (ученик) выступает как лицо исполнения образования. Поэтому, должны быть оговорены условия выполнения требований к исполнителю (ученику) образовательного маршрута, связанные с выбором траектории, ответственностью за дело, за продвижения по маршруту.

В данном случае педагогическая поддержка учащегося в образовательном процессе превращает личностно-ориентированный процесс в индивидуальную образовательную траекторию.