Женская снайперская школа. Из истории женского снайперского движения

ВЫПУСКНИЦЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЖЕНСКОЙ ШКОЛЫ СНАЙПЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Ничего подобного ни в одной из стран, участвовавших во Второй мировой войне, не было. Только в Советском Союзе появилось это сугубо женское военно-учебное заведение.

Приказ Наркомата обороны Союза ССР за № 0367 от 21 мая 1943 года гласил: «К 25 июня 1943 года сформировать на базе женских курсов отличных стрелков при Центральной школе инструкторов снайперского дела - Центральную женскую школу снайперской подготовки в составе двух батальонов… Отбор произвести из добровольцев-женщин в возрасте до 25 лет с образованием не ниже семи классов и прошедших обучение в снайперских комсомольско-молодежных подразделениях “Всевобуча”…»

Шел третий год Великой Отечественной войны.

Уже произошло сражение под Москвой, в ходе которого советские войска разгромили фашистских захватчиков. Победой и полным окружением большой вражеской группировки на Волге закончилась оборона Сталинграда. Но гитлеровская Германия все еще обладала внушительной военной мощью. В результате проведенной тотальной мобилизации ресурсов собственной страны и оккупированных им государств рейху удалось к лету 1943 года сосредоточить на советско-германском фронте более 5,3 млн. человек, свыше 50 тыс. орудий, около 3 тыс. самолетов. На лето 1943 года немецкое командование планировало силами 50 дивизий (до 900 тыс. чел., примерно 2700 танков, 10 тыс. орудий, свыше двух тысяч самолетов) провести операцию «Цитадель» в районе Курской дуги и разбить воинские соединения двух наших фронтов: Центрального и Воронежского, затем направить удар по Юго-Восточному фронту (операция «Пантера»), начать новое наступление на блокированный ими Ленинград.

В этих грядущих схватках Советский Союз мог рассчитывать только на собственные резервы, поэтому на счету был каждый солдат. Опыт же двух прошлых военных лет показывал, что женщины, несмотря на физиологические особенности своего организма, вполне способны усваивать армейскую науку и действовать на поле битвы не хуже мужчин. Примером тому служила боевая биография Людмилы Павличенко, знаменитого севастопольского снайпера, и славные деяния отважных москвичек - Натальи Ковшовой и Марии Поливановой.

Но были и другие, менее известные героини, взявшие в руки снайперские винтовки с первых месяцев войны. Так, начали воевать, правда, сначала в должности санинструкторов на Ленинградском фронте, Нина Петрова, Валентина Хохлова и Татьяна Константинова. Они занимались стрелковым спортом еще до 1941 года. Н.П. Петрова и Т.Л. Константинова даже окончили ленинградскую Снайперскую школу ОСОАВИАХИМа. Сержант 108-го пограничного полка В.П. Хохлова с апреля 1942 года по декабрь 1943-го уничтожила 94 фашиста. Старший сержант 169-го стрелкового полка Т.Л. Константинова (кстати говоря, участница боевых действий в Финляндии) к январю 1943 года имела на личном счету 85 убитых врагов. Старшина первого батальона 284-го стрелкового полка 86-й дивизии Н.П. Петрова в возрасте 48 лет вступившая в Красную Армию добровольцем, уничтожила более ста гитлеровских солдат и офицеров.

Елизавету Федоровну Миронову, начавшую свой боевой путь при обороне Севастополя в 1942 году, называли лучшей ученицей Людмилы Павличенко. Ефрейтор (старший краснофлотец) 255-й Краснознаменной бригады морской пехоты Миронова в бою действовала смело и дерзко. Девятнадцатилетняя Лиза получила смертельное ранение в сентябре 1943 года под Новороссийском, на Малой земле. К этому времени у нее на счету было около ста убитых гитлеровцев. Осталась одна ее прижизненная фотография, сделанная фотокором газеты «Красная звезда» Евгением Халдеем. На снимке - красивая девушка с белокурыми волосами, одетая в черную флотскую униформу. Она держит в руках винтовку Мосина с прицелом «ПЕ» и пристально смотрит в сторону врага…

Теперь от службы в разных воинских частях сверхметких стрелков женщин-одиночек решили перейти к регулярной, централизованной, планомерной подготовке целых групп женщин-снайперов (отделений численностью до 10–12 человек, взводов численностью до 25–30 человек) для последующего их распределения по фронтам действующей армии. Так, с лета 1943 года по май 1945-го при штабе 3-й ударной армии находилась даже женская рота (примерно 50–60 бойцов), которая уничтожила более трех тысяч немецких солдат и офицеров…

По своей структуре и формам обучения Центральная женская школа снайперской подготовки походила на пехотное училище.

Из существовавших с лета 1942 года Женских курсов отличных стрелков в Школу перевели около трехсот девушек, прибавили к ним новичков, приехавших из разных областей страны, и организовали два батальона по четыре роты в каждом и одну отдельную роту снайперов-инструкторов. В нее зачисляли тех, кто уже имел фронтовой опыт. Согласно армейской традиции, в первую роту батальона брали самых рослых и видных девушек. Их называли «королевами». В четвертую роту попадали те, кто ростом не вышел, и называли их иронически: «карандаши», - но они на это не обижались.

Сначала Школа базировалась в довольно-таки тесных казармах в поселке Вешняки, затем на лето переехала в палаточный лагерь у деревни Амерово Шелковского района, а в сентябре 1943 года расположилась на станции Силикатная в трех километрах от подмосковного города Подольска. Здесь удалось добиться заметного улучшения бытовых условий. Курсанток разместили согласно взводным спискам (каждому взводу, состоящему из 30 человек, - одна комната) в сером трехэтажном доме, ранее бывшим клубом местного силикатного завода. В помещениях были устроены нары в два яруса, вешалки для шинелей, пирамиды для винтовок, поставлены небольшие квадратные столы, тумбочки, но вот стульев курсанткам не полагалось. Имелись также сушилки, умывальни, гигиенические комнаты. Отдельно располагалась столовая, учебный плац, склад боеприпасов. Обширную школьную территорию обнесли высоким забором, на воротах поставили часовых. Выйти за пределы этой территории курсантки могли только по увольнительной.

В Школе существовал армейский распорядок дня.

Подъем - в 6 часов утра, но через день, когда ходили на стрелковый полигон, - в 4.30. При любой погоде - физическая зарядка на улице. Затем - умывание, уборка постелей и поход строем на завтрак в столовую, оттуда опять строем в казарму, где до обеда проходили теоретические занятия. Они длились восемь часов с перерывом на обед. После обеда давали час на сон, за которым снова следовали занятия. Ужин - это третий поход в столовую. Вечером - полтора часа на самоподготовку, чистку оружия (в течение сорока минут), вечерняя поверка, прогулка по плацу (строем и с песнями). Личное время - один час. Команду «отбой» в Школе давали в 22 часа. Получалось, что курсантки были заняты 15 часов в сутки, и привыкнуть к подобной нагрузке многие из них смогли не сразу.

Обучать снайперов сначала предполагали шесть месяцев, но потом увеличили срок пребывания курсанток в Школе до восьми месяцев. Программа обучения мало отличалась от той, что имели Снайперские школы ОСОАВИАХИМа: политическая, строевая, огневая, тактическая подготовка, военная топография, инженерно-саперное дело. Кроме того, девушки должны были знать обязанности бойцов стрелкового подразделения: стрелять из автомата, ручного и станкового пулеметов, противотанкового ружья. Их обучали приемам штыкового боя, метанию гранат и бутылок с зажигательной смесью, а также давали начальные медицинские знания, и они могли быть саниструкторами.

Начальником Центральной женской школы снайперской подготовки, естественно, назначили мужчину - подполковника Николая Николаевича Кольчака (1905–1968).

Он был не строевым офицером, а военным педагогом. Службу начинал на Красном флоте, потом в 1928 году окончил пехотную школу, служил в Средней Азии, но в 1937 году вернулся в Москву, стал преподавать на курсах усовершенствования комсостава «Выстрел». В 1942 году Кольчак занял должность заместителя начальника отдела в Главном управлении «Всевобуча», а оттуда уже перешел в ЦШЖСП и много сил приложил к тому, чтобы правильно организовать в ней учебный процесс. В частности, он составил памятку «12 заповедей снайпера», выезжал на фронт, чтобы узнать, как там служат выпускницы и что надо изменить в программе Школы, дабы приблизить ее к требованиям действующей армии. В июне 1944 года Кольчак получил в командование стрелковый полк и отбыл к месту его дислокации, отличился при штурме Берлина и удостоился высокой награды - звания Героя Советского Союза.

Правда, начальником политотдела стала женщина - майор Екатерина Николаевна Никифорова. Девушки ее любили за доброту и отзывчивость, называли «мама Катя». В сентябре 1943 года она с одной из снайперских групп уехала на фронт.

Командирами батальонов и рот являлись мужчины - офицеры-фронтовики, прибывшие в Школу по излечении от ран, из госпиталей. Командовать взводами уже доверили не только мужчинам, но и молодым женщинам. Среди них были и бывшие инструкторы Снайперских школ ОСОАВИАХИМа: О. Петухова, А. Морозова, И. Мудрецова, О. Маликова, Е. Успенская. В июне 1943 года из числа курсанток первого выпуска в Школе оставили 125 девушек, получивших воинское звание «младший сержант». Они стали командовать отделениями.

В это же время 50 выпускниц отправили на Калининский фронт и 54 выпускницы - на Северо-Западный фронт. Затем приступили ко второму набору, самому массовому. Теперь курсантские мундиры надели 887 девушек из разных городов и областей СССР, не пострадавших от вторжения немецко-фашистских войск.

Это было следующее поколение бойцов, подростками встретивших начало Великой Отечественной войны. Год рождения у них в основном колебался от 1924-го до 1926-го. Как правило, они трудились на оборонных предприятиях, без отрыва от производства закончили краткосрочные курсы «Всевобуча» (110 учебных часов), являлись членами ВЛКСМ и в армию шли добровольно, желая отомстить фашистам за разорение родной страны и гибель тысяч и тысяч ее людей. Собственно говоря, именно райкомы комсомола, проводя патриотическую и разъяснительную работу среди молодежи, давали рекомендации для поступления в Школу.

Центральный Комитет ВЛКСМ был ее шефом, и в сентябре 1943 года вручил Школе свое Памятное Красное Знамя. Также по инициативе первого секретаря ЦК ВЛКСМ Николая Михайлова группу преподавателей и командиров наградили именными часами за успехи в подготовке отличных снайперов для действующей армии. О том, что в Школе давали основательные военные знания, говорит следующий факт: 23 октября 1943 года 17 сержантов ЦЖШСП сдали экстерном экзамены в Московском пехотном училище имени Верховного Совета СССР и получили звание «младший лейтенант».

В январе 1944 года Школа удостоилась нового награждения. Начальник Главного управления «Всевобуча» генерал-майор И.И. Пронин вручил ее коллективу Красное знамя Президиума Верховного Совета. Центральный Комитет ВЛКСМ снова отметил заслуги офицерского и сержантского состава Почетными грамотами, именными часами и именными снайперскими винтовками. В распоряжение штабов Западного и Северо-Западного фронтов были откомандированы более ста двадцати выпускниц.

В марте того же года 50 офицеров, сержантов и рядовых за добросовестное исполнение своих обязанностей получили значки «Отличник РККА». Закончив восьмимесячный курс обучения и сдав экзамены (если на «отлично», то с присвоением звания «младший сержант», всем остальным - с присвоением звания «ефрейтор»), девушки из второго набора Центральной женской школы снайперской подготовки уехали:

на Карельский фронт - 150 человек;

на 2-й Прибалтийский фронт - 75 человек;

на Западный фронт - 200 человек;

на 1-й Прибалтийский фронт - 75 человек;

на 1-й Белорусский фронт - 85 человек.

Третий выпуск состоялся 1 мая 1944 года. В эти дни Школа отмечала годовщину своего существования. Для участия в торжественной церемонии и военном параде в Подольск с трех фронтов прибыли 22 ее выпускницы, уже отмеченные за подвиги в боях с немецко-фашистскими захватчиками правительственными наградами. В Школе получали и письменные отзывы о службе бывших курсанток:

16 мая 1944 года. Начальник штаба 1104-го стрелкового полка майор Безниско: «…Высокий класс подготовки и большое воинское мастерство девушек-снайперов - вот оценка, которую подсказывает общий итог, - 182 солдата и офицера противника уже не топчут землю нашей прекрасной Родины…»

22 мая 1944 года. Командир 331-й стрелковой Краснознаменной дивизии гвардии генерал-майор Берестов: «Ваши воспитанники за полуторамесячный срок пребывания в дивизии истребили 225 немецких солдат и офицеров. Наибольший счет у Рыжовой - 16, Суворовой - 15, Андриановой - 13. За образцовое выполнение заданий командования все трое награждены орденом Красной Звезды. Двоим вручен орден Славы III степени…»

Такие результаты вдохновляли на продолжение работы. Центральный Комитет ВЛКСМ 10 августа 1944 года принял постановление о мобилизации девушек-комсомолок в Центральную женскую школу снайперской подготовки и обязал 16 областных своих комитетов подобрать и направить в Школу 360 добровольцев, прошедших первоначальную подготовку в системе «Всевобуча».

В конце ноября 1944 года состоялся еще один выпуск. В действующую армию уехали 559 девушек.

К концу февраля 1945 года командировки в воинские соединения получили еще 149 снайперов-инструкторов и 262 снайпера-стрелка. Расклад получился следующим:

на 1-й Белорусский фронт - 35 инструкторов и 60 снайперов;

на 2-й Белорусский фронт - 35 инструкторов и 52 снайпера;

на 1-й Украинский фронт - 40 инструкторов и 70 снайперов;

на 2-й Украинский фронт - 39 инструкторов и 80 снайперов.

В период с 15 марта по 10 мая 1945 года Центральная женская школа снайперской подготовки, просуществовав 27 месяцев, была расформирована. Часть ее личного состава передали Курсам усовершенствования офицеров «Всевобуча» Наркомата обороны СССР. Девушки (всего - 106 человек), успешно сдавшие выпускные экзамены в Московском пехотном училище имени Верховного Совета, получили звание «младший лейтенант» и остались служить в Советской Армии.

Школа выпустила 1061 снайпера и 407 снайперов-инструкторов. Из них на фронтах Великой Отечественной войны погибли 185 человек.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги автора

«Священное дело центральной разведки» Новость пришла от заместителя Донована, бригадного генерала Джона Магрудера, который служил в армии еще с 1910 года. Он был твердо уверен в том, что без разведывательной службы превосходство Америки в послевоенном мире окажется

Из книги автора

«Я сам позабочусь о Центральной Америке» После публичного осуждения всей деятельности Джимми Картера Рейган и Кейси тем не менее воспользовались семью проектами, запущенными прежней администрацией. Отгрузка оружия в Афганистан и программа политической войны по

Из книги автора

Две школы кораблестроения и тактики Постройка в России по французскому образцу броненосцев "Бородино", которые должны были противостоять заказанным Японией в Англии броненосцам типов "Шикишима" и "Микаса", стала весьма показательным итогом спора двух научно- технических

Из книги автора

«ЮНКЕРСКИЕ ШКОЛЫ СС» Юнкерские школы СС были наиболее эффективными военными учебными заведениями 2-й мировой войны. Геральд Райтлингер. СС. Трагедия немецкой эпохи Острый дефицит командных кадров поставил вопрос о необходимости создания специальных школ по подготовке

Из книги автора

ПИТОМЕЦ НАВИГАЦКОЙ ШКОЛЫ В первопрестольной открывали первую навигацкую школу; открывали шумно - с пушечной пальбой и взрывами петард. Со всей России свозили в ту школу недорослей дворянских, тащили силком, ибо те от ученья морского в бега кидались. Среди привезённых

Из книги автора

От центральной части Тихого океана к Филиппинам К середине 1944 г. в войне на Тихом океане произошел перелом: американцы захватили многие опорные пункты периметра обороны Японии и готовились к высадке на Филиппины. Субмарины союзников устроили настоящее избиение

Из книги автора

Питомец навигацкой школы В первопрестольной открывали первую навигацкую школу; открывали шумно – с пушечной пальбой и взрывами петард. Со всей России свозили в ту школу недорослей дворянских, тащили силком, ибо те от ученья морского в бега кидались. Среди привезенных

Из книги автора

Морские школы и инструкторы В 1855 г. в Нагасаки основали первую морскую школу, куда зачислили 38 самураев. К тому времени в княжестве Садзума (Satsuma, Сацума) построили па­русник «Шохи-мару» («Sholiei-maru»), на котором и стали учиться курсанты.В 1857 г. правительство открыло в Токио

Из книги автора

2.3. Операция по захвату островов в центральной части Тихого океана. По мнению Японского командования, захват этих островов имел стратегическое значение, так как имевшиеся на них аэродромы позволяли американским ВВС наносить удары по КОН, шедшим с Метрополии к

Из книги автора

ПРИКАЗ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПОРЯДКА КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВУЗОВ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ И УЛУЧШЕНИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ЛЕТНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА № 080 от 3 марта 1941 г.Во исполнение постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 25 февраля 1941 г.:I. Установить следующую

Из книги автора

ЛЮДМИЛА ПАВЛИЧЕНКО ИЗ СНАЙПЕРСКОЙ ШКОЛЫ ОСОАВИАХИМА Существуют несколько списков наиболее результативных советских снайперов, отличившихся в годы Второй мировой войны. Они составлялись в разное время. В них вносили изменения и уточнения по мере изучения архивов.Вот

Из книги автора

Полицейские школы В статье 29 Устава литовской полиции порядка было сказано, что комплектование полиции происходит с помощью полицейских школ{304}. Во время войны в литовской полиции работали только 40% бывших профессиональных полицейских, а остальные 60% были юноши, ни

Снайперы - это специализированные мастера своего дела. Они должны обладать наблюдательностью и трезво оценивать собственные возможности, так как некоторые цели приходиться ждать не только часами, но и днями. Для того, чтобы успешно выполнить поставленную задачу и ликвидировать необходимую цель, ему предстоит пройти долгий путь обучения персональным навыкам, которые помогут ему в бою.

Только имея эти черты и навыки, человек может назвать себя снайпером. Ведь работа снайпером очень опасна, а порой не проста, а поэтому про этих отважных ребят снимают отличные фильмы с захватывающим сюжетом, который держит в напряжении весь сюжет и заставляет переживать за жизнь главного героя от начала до конца.

Список фильмов про снайперов , который может насчитывать безмерное количество картин, растущих с каждым годом. Следует отметить, что фильмы про снайперов нравятся отнюдь не только сильной половине человечества, но и хрупким и женственным девушкам, ведь снайперы наделены некой неуловимой романтикой, а так же хладнокровием и меткостью выстрела. Сейчас разделены на две категорий: защитники правосудия и родины, и их соперники - наемные убийцы.

Снайперы стали незаменимы профессионалами, способными справиться с любой трудновыполнимой задачей и легко влились в повседневную жизнь после событий Первой мировой войны. Они научились оставаться незаметными, и уровень их маскировки достиг высокого мастерства. Спустя время появляется все больше специалистов в рядах первоклассных убийц. Также они имеют все больше и больше модификаций к своему оружию, с помощью которого добраться до цели становиться легче.

Но не стоит забывать, что и в криминальном мире уличных разборок эти люди нашли свое место. Порой они используют свой талант в совершении злодеяний и убийств они расправляются со своими врагами и теми, кто перешёл им дорогу.

Истории бывают различными, и даже те бойцы, которые давным-давно повесили винтовку на «гвоздь» и ведут обычный и размерный образ жизни могут оказаться в центре интересных, но, в то же время, опасных событий. Они применяют свои способности только в случае несправедливости или мести за любимых, чтобы совершить правосудие.

Можно долго рассказывать об этих смелых и бесстрашных людях, чье призвание убийство на расстоянии. Они не просто так пришли к данной деятельности и прошли через много сложных ситуаций. Поэтому фильмы про снайперов не оставят ни одного зрителя равнодушным, возможно именно этот жанр позволит прочувствовать истории о рисковой и непредсказуемой жизни профессиональных стрелков.

Е. НИКИФОРОВА, бывший начальник политотдела снайперской школы

«К 25 июля 1943 года сформировать на базе женских курсов отличных стрелков при Центральной школе инструкторов снайперского дела Центральную женскую школу снайперской подготовки в составе двух батальонов...

Отбор произвести из добровольцев-женщин в возрасте до 25 лет с образованием не ниже семи классов и прошедших обучение в снайперских комсомольско-молодежных подразделениях всевобуча».

Короткие остановки одна, другая, третья. Быстро промелькнуло несколько заснеженных безлюдных подмосковных платформ. И вот наконец та, на которой мне предстоит теперь каждый раз выходить, - Вешняки.

Торопливо подхватив немудреный багаж, спрыгиваю с электрички. Поезд уже набирает ход и, погромыхивая на стыках, скрывается за поворотом. Кроме меня, на платформе еще две молоденькие девчонки. В легких, совсем не зимних пальтишках, ботиках. Ехали мы, как выяснилось, в одно место, на женские снайперские курсы. Только я, чтобы стать заместителем начальника курсов по политической части, а мои попутчицы - курсантками.

Это было в январе 1943 года. Тогда я еще не знала, что снайперским курсам в соответствии с приказом Наркомата обороны предстояло скоро превратиться в Центральную женскую школу снайперской подготовки.

Школе нужны были командиры, преподаватели, политработники. Меня откомандировали с Карельского фронта, другие приходили из подразделений всевобуча как специалисты стрелкового дела - готовить-то предстояло снайперов, третьи после фронтовых ранений - из госпиталей. Честно говоря, не для всех назначение в Вешняки было желанным. Боевые офицеры - и мужчины и женщины - рвались обратно на фронт.

Я знала, что начальником школы назначена Нора Павловна Чегодаева, что она опытный командир, кадровый военный. Окончила в свое время Академию имени Фрунзе, воевала в Испании, награждена орденом Красного Знамени. Знала, что за плечами у Чегодаевой боевая работа на соседнем с моим, Карельским, Волховском фронте, что есть у нее опыт формирования женских авиационных полков. Значит, не случайно поручили ей новое важное дело.

Вы будете 327-я на довольствии, - говорила она, раскрывая наполненный бумагами командирский планшет. - Новенькие прибывают каждый день. Медицинскую и мандатную комиссии девушки проходят в самой школе.

В самый первый день закрутил меня водоворот практических, требовавших сиюминутного решения дел. Начать с того, что я сразу же «попала на час массово-политической работы», так это значилось в расписании. Я попросила начальника курсов вместе со мной пройти в расположение рот.

Нора Павловна согласилась:

Начнем, - сказала она, - с роты, где наши «королевы». Я их так про себя за высокий рост и особую стать зову.

Вход в первую роту был с улицы. Из помещения пахнуло сыростью. Высоко под потолком тускло светила лампочка, две трети всего пространства занимали высокие трехъярусные нары. У стенки - пирамида с винтовками, вешалка для шинелей.

Курсантки сидели, плотно прижавшись друг к другу. Изучали дисциплинарный устав Красной Армии.

Нора Павловна представила меня. Разговор завязался быстро. Девушки держали себя непринужденно, сами задавали много вопросов, охотно отвечали на мои.

Не успеваем быстро поесть, одеться в считанные минуты, как положено. - Жаловались: - Холодно, негде просушить портянки...

А курсантка Саша Шляхова сказала:

Трудности, конечно, есть, но преодолеть их можно. Нужны только время и опыт. Я о себе скажу. В первые дни у меня никак не получалось правильно навернуть портянки.

Девчата прыснули.

Не смейтесь, - спокойно продолжала Шляхова. И стала своим мягким украинским говором рассказывать, как поначалу то и дело натирала ноги. Однажды даже выбежала на построение в сапогах на босу ногу, все лучше, чем в портянках, думала, но в результате чуть пальцы себе не обморозила.

В другой раз надела одни чулки, запихнув в спешке портянки в карман шинели. По дороге на занятия старшина Маликова, заметив это, сделала ей замечание, а вечером, в казарме, еще раз показала, как правильно надо обуваться, - так еще раз девушки убедились, что мелочей в солдатском быту не бывает.

Когда мы дошли до четвертой роты, курсантки уже готовились ко сну. Увидев нас, девчата быстро соскочили с нар.

На вопрос Норы Павловны: «Как живете?» - худенькая черноволосая Таня Рубанович ответила: «Весело». Все переглянулись и действительно рассмеялись.

Нора Павловна спросила:

Не обижаетесь, что вас называют карандашами?

Мы, конечно, ростом не удались, но зато на фронте легче маскироваться будет, не надо глубокий окопчик рыть, - ответил кто-то.

Тут я сказала:

За короткий срок пребывания на курсах вам уже пришлось испытать немало трудностей. Может быть, кто-то хочет вернуться домой? Это возможно, вы еще не принимали военной присяги.

После моих слов наступила тишина, а еще через мгновение девушки все хором, наперебой, стали говорить о том, что готовы перенести все, что угодно, лишь бы скорей на фронт... Девушки-добровольцы без колебаний выбрали тяжелый солдатский труд снайпера. В своем стремлении попасть на фронт они уже близки к цели, но предстоит шесть месяцев тяжелой упорной работы.

Вскоре нам удалось добиться кое-чего и в бытовом отношении. Нам полностью отдали помещение оранжереи (сначала треть ее занимали пожарники), оборудовали сушилку, гигиеническую комнату, умывальники. Выделили нам и еще один барак на Пионерской улице, куда мы сразу переселили четвертую роту. Теперь будущие снайперы располагались повзводно. В казармах стало свободнее.

27 месяцев работала Центральная женская школа снайперской подготовки. За этот срок было проведено три основных набора. Самый многочисленный из них был второй - 887 человек.

Но надеть военную форму еще не означало стать военным. Девушкам предстояли месяцы нелегкой учебы. Нашей целью было выпустить боевых снайперов, научить курсанток с оружием в руках защищать Родину, быть готовыми выполнить свой воинский долг - до конца быть верными святой клятве солдата - присяге.

Подготовка к принятию присяги начиналась с первого же дня пребывания новобранцев в школе. Курсантки изучали воинские уставы. Вся жизнь в школе протекала по строгому распорядку. В любую погоду утро начиналось с физзарядки на воздухе, после завтрака - политинформация, потом 8 часов занятия, 40 минут отводилось на чистку оружия, полтора часа на политическую подготовку. Личное время - один час. Итак, 15 часов в сутки - напряженная работа.

И вот наступил долгожданный день, 23 февраля 1943 года. Свой праздник Красная Армия встречала в жестоких боях против гитлеровских полчищ. Именно в этот день, как мы позже узнали, на Северо-Западном фронте, куда суждено будет отправиться многим нашим выпускницам, у деревни Чернушки на Псковщине совершал свой беспримерный подвиг комсомолец Александр Матросов. А здесь, в заснеженном подмосковном поселке, девушки-курсантки готовились произнести клятву Родине о верности и готовности защищать ее до последней капли крови...

В 10 часов по улицам Вешняков шагали, четко чеканя шаг, четыре роты наших курсанток. Шли с песней «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой», подтянутые, строгие...

Начальник курсов капитан Чегодаева читала текст присяги, девушки торжественно повторяли за ней. Может быть, только в этот момент кто-то до конца понял, что все они расстались с гражданской жизнью, наконец, они, девчонки, стали полноправными защитниками Родины.

После принятия присяги учеба пошла еще более уплотненно. За шесть месяцев предстояло, кроме строевой, огневой, химической и политической подготовки, освоить военную топографию, инженерно-саперное дело.

Кто же учил наших девушек?

Это были люди, имевшие возможность передать нашим курсанткам драгоценный опыт, накопленный за два года войны. Многие прибыли на преподавательскую работу в школу после ранений, прямо из госпиталя. Расскажу об одном из наставников снайперов.

Огневую подготовку возглавлял участник гражданской и Отечественной войн майор Н. Г. Крепс. Он преподавал стрелковое дело с 1928 года и превосходно знал его.

Николай Григорьевич вспоминал:

«Винтовку трехлинейку и снайперскую СВ-40 девушки научились разбирать и собирать чуть ли не с закрытыми глазами. Большинство курсанток очень заботливо ухаживали за своим оружием, бережно хранили его, старательно изучали оптические приборы: прицел, бинокль, перископ».

Но прежде, чем произвести первый выстрел боевым патроном, им пришлось многое усвоить. Нужно было изучить принцип действия прицела, почти автоматически уметь определять расстояние до цели, скорость ветра, скорость движения цели и быстро производить соответствующие расчеты, необходимые для меткого выстрела. Требовалось упорно тренировать зрение, наблюдательность, отрабатывать твердость руки, умение плавно нажимать на спусковой курок.

Курсантки осваивали правила маскировки, учились ползать по-пластунски и быстро делать перебежки, оборудовать ячейки-окопчики - основную, запасную и ложную, обеспечивая этим тщательную маскировку. Большое значение придавали умению стрелять из любого положения.

Словом, дел немало, и учиться в школе было нелегко. Почти весь день в поле, на стрельбище, в походе. В казармах изучались лишь теоретические дисциплины и материальная часть. В осенний дождь, в зимнюю метель, в летний зной девушки с полной солдатской выкладкой шли на занятия. А идти до стрельбищ надо было ни много ни мало семь километров.

Девушки должны были уметь выполнять и обязанности бойцов стрелкового отделения, стрелять из ручного и станкового пулеметов, противотанкового ружья. Их обучали приемам штыкового боя, метанию гранат и бутылок с зажигательной смесью.

В конце курса обучения - семидесятикилометровый марш-бросок с полной солдатской выкладкой. В нем проверялись знания и умение снайперов применить на практике боевые навыки, полученные в школе.

На фронте нашим выпускницам предстояла труднейшая боевая работа, и поэтому командиры всех рангов руководствовались старинным суворовским принципом: «Тяжело в учении - легко в бою».

В ноябре 1943 года в нашей партийной организации было сто коммунистов, из них двадцать четыре - курсантки. Ни одно, пусть даже незначительное, событие в жизни школы, включая учебную, хозяйственную и вос-питательную деятельность и педагогов и курсантов, не оставалось вне поля зрения коммунистов.

Первым парторгом инструкторской роты была избрана Нина Соловей. Она пришла в школу в июне 1943 года после лечения в госпитале. Нина - москвичка, воевала в 130-й стрелковой дивизии, за отвагу и мужество, проявленные в боях, она была награждена орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Нина умела найти общий язык с каждым. Девушки очень любили и уважали ее за внимание и чуткость.

Впоследствии с одним из подразделений выпускниц нашей школы Нина Соловей уехала на фронт.

Больше половины курсанток были комсомолками, а на фронт уезжали с комсомольскими билетами практически все. На комсомольскую работу выбирались самые достойные.

Вспоминаю Галину Юровскую. В прошлом студентка геологоразведочного института, она успела побывать на фронте санинструктором. Была тяжело ранена, после госпиталя пришла к нам в школу, где и возглавила комсомольскую работу.

Галина умело подбирала актив, хорошо чувствовала настроение девчат, лучше нее не было собеседника. Сама москвичка, она много рассказывала девушкам о столице, организовывала экскурсии.

В школе часто бывали встречи с участниками боев. Особенно запомнился приезд прославленного снайпера Людмилы Павличенко, к тому времени уже Героя Советского Союза. В снайперских поединках она уничтожила 309 гитлеровцев. Девчата жадно ловили каждое ее слово, а потом забросали вопросами. Миловидная черноволосая девушка совсем не выглядела былинной героиней. При взгляде на нее, наверное, не у одной из наших курсанток мелькнуло в мыслях: «А ведь и я, может быть, смогу так...»

Много раз приезжал в школу Герой Советского Союза Владимир Пчелинцев. Он был инициатором снайперского движения на Ленинградском фронте, а потом работал командиром роты в Центральной мужской школе инструкторов снайперского дела.

Пчелинцев очень просто и понятно объяснял теорию стрельбы, основы баллистики, рассказывал о требованиях маскировки. Приводил множество примеров из своего боевого опыта.

В последние дни учебы каждого из наборов назначались государственные экзамены. На них проверялись знания курсанток по основным дисциплинам политической и огневой подготовке, тактике, топографии и уставам Вооруженных Сил. Готовились к экзаменам тщательно.

Самым трудным и в то же время любимым предметом считалась огневая подготовка. К концу обучения девушки уже отлично выполняли такие упражнения, как стрельба на расстоянии 1000 метров «по станковому пулемету», с 800 метров - «по перебежчику», с 500 метров - «по грудной мишени», с 250 метров - «по стереотрубе».

Курсантки умели хорошо маскироваться. Однажды снайперская пара в маскхалатах так умело устроилась в засаде, что подошедший совсем близко инспектор в генеральском звании их не заметил. Потом он долго удивлялся этому...

На выпускные снайперские стрельбы летом 1943 года приехал первый секретарь ЦК ВЛКСМ. Н. А. Михайлов. Он наблюдал за стрельбой в бинокль. Особенно понравились ему действия Зинаиды Поповой и Ани Комаровой. Михайлов сам предложил им вариант очень сложной боевой задачи, и девушки сумели выполнить его блестяще.

Вскоре после этого экзамена последовало решение о награждении нашей школы Красным Знаменем ЦК комсомола, а отличникам боевой и политической подготовки были вручены именные снайперские винтовки. Первыми из рук секретаря ЦК ВЛКСМ их получили Клавдия Прядко, Александра Шляхова и Зинаида Попова.

А 24 января 1944 года начальник Главвсевобуча НКО генерал-майор Н. Р. Пронин вручил школе от имени Президиума Верховного Совета СССР боевое Красное знамя.

На разных фронтах сражались сотни наших воспитанниц. Как сейчас помню политзанятия, на которых мы вместе с курсантками читали письма, полученные с фронта от тех, чья солдатская дорога началась с порога нашей школы.

Курсантки знали имена бывших воспитанниц школы - снайперов Паутовой: она в течение часа убила 12 гитлеровцев и сама пала смертью храбрых; Алферовой, Баскаковой и Жаворонковой, уничтоживших за один бой 20 вражеских солдат; отважного инструктора снайперского дела Любови Бесединой.

Я прекрасно знала эту девушку из Березников. В снайперской школе Люба отличалась большим трудолюбием, училась отлично, была предельно требовательна к себе.

По окончании учебы назначили Л. Беседину младшим командиром. За отличную подготовку снайперов Люба награждена Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ и неоднократно отмечалась благодарностями и подарками. Подготовив отделение снайперов второго набора, Люба упросила отпустить ее на фронт. В марте 1944 года она в составе команды в 150 человек выехала на Карельский фронт. К июню у Любы на боевом счету уже было 13 уничтоженных солдат и офицеров противника. Вскоре в полк прибыло еще 12 девушек-снайперов. Всего стало 24 человека. Старшего сержанта Л. Беседину назначили их командиром. «Настоящее боевое крещение мчалось для нас в июньском наступлении, - вспоминает ее снайперская пара Аня Бабушкина. - Полк получил задание форсировать озеро недалеко от станции Массельги. Подразделения стали переправляться на другой берег, а нам начальник штаба приказал остатья на своем берегу.

Противник обстреливал наши позиции из орудий и минометов. Кругом слышались стоны и крики раненых. На нас напал ужас и замешательство. Мы стояли за сопкою, схватившись друг за друга. В этот трудный момент раздался громкий голос Любы: «Девчонки, что же мы стоим? Люди гибнут, а мы в стороне». Мы как бы тряхнули с себя страх и скованность. Начали перевязывать раненых, относить их из зоны обстрела и помогать отправлять в тыл. А на следующий день, до прибытия подкрепления девушки сами держали оборону на том участке. Били фашистов из своих снайперских винтоовок. Нашего командира Любу Беседину за мужество отвагу, проявленные в этом бою, наградили орденом Красной Звезды.

Вскоре полк получил задание обойти врага с левого шланга - это было на реке Суне. Бой был очень тяжелый. Фашисты засели на противоположном берегу реки, а подход к нашей обороне был только через болото, другого пути не было. Девушки вместе с личным составом полка участвовали в обороне этого участка. Люба и здесь показала себя стойкой, мужественной, боевой подругой, волевым командиром, она лично уничтожила много фашистов и руководила боевыми действиями взвода снайперов. Организовывала перевязку раненых. Мы по пояс в воде выносили их из зоны обстрела. Последний бой, в котором участвовала старший сержант Беседина, проходил на подступах к государственной границе. Дивизия под натиском превосходящих сил противника вынуждена была отступить. Враг преследовал нас артиллерийским, минометным и пулеметным огнем. Люба Беседина и Надя Корнеева были тяжело ранены, их не удалось спасти. Незадолго до кончины Люба спрашивала у врача: «Неужели это корец? Так хочется жить...»

Мы получали немало писем, полных благодарности, от командиров наших курсанток. Мне хочется привести несколько выдержек из них:

Высокий класс подготовки и большое воинское масстерство девушек-снайперов - вот оценка, которую подсказывает общий итог, - 182 солдата и офицера противника уже не топчут землю нашей прекрасной Родины.

Начальник штаба 1104-го стрелкового полка майор Безниско

Ваши воспитанники за полуторамесячный срок пребывания в дивизии истребили 225 немецких солдат и офицеров. Наибольший счет у Рыжовой - 16, Суворовой - 15, Андриановой - 13.

За образцовое выполнение заданий командования трое награждены орденом Красной Звезды, двум вручен орден Славы III степени.

Командир 331-й стрелковой Краснознаменной дивизии гвардии генерал-майор

Берестов

Сентябрь 1944 года

В сложных условиях и при быстро изменяющейся обстановке девушки-снайперы проявили находчивость при выборе огневых позиций и показали умение метко поражать цель.

Член Военного Совета 3-го Прибалтийского фронта генерал-лейтенант Рудаков

Молодые патриотки беззаветно сражались за Родину, наравне с мужчинами переносили все трудности, всю тяжесть и жестокость войны.

Своими подвигами на войне девушки вписали яркую страницу в боевую и героическую летопись Ленинского комсомола.