Моисей спасает свой народ. Пророк Моисей — история библейской легенды В завет моисей существовал или миф

Откуда бежал Моисей и куда он шёл по пустыне сорок лет

Моисей - Му-сей. Куда может идти тот, кто стал Не-умом? В сторону не-ума, правильнее, в состояние не-ума, пустоты ума.

Моисей шёл по пустыне в землю предков. А что является землёй предков для человека, для любого человека? Первобытное состояние ума, где Сила Жизни и Мудрость составляют единое целое (см. рис. 102). Это - состояние бога, состояние всеобщей любви, которой только бог и может обладать. Моисей - Му-сей - шёл к состоянию единства, это и есть земля обетованная.

Тогда становится ясным, откуда Моисей ушёл. Он ушёл/бежал из Египта, а это Жи-пет - Живая душа. Египет в Библии призван олицетворять жизнь на земле, в плотьном теле, а цель человека заключается в том, чтобы порвать с плотьным половинчатым умом и превратиться в любовь, то есть слиться с не-умом/пустотой. Когда это происходит, человек обретает мудрость. В разделённом состоянии ума этого состояния ни за что не достичь, поэтому Моисей ушёл из Египта, сорок лет ходил по пустыне, чистил ум, пока не пришёл в землю обетованную, то есть пока не обрёл разум.

Моисея преследовал фараон с солдатами. Фараон - тараон - тара-он - вместилище-он (живой души). Фараон, я думаю, олицетворяет тело человека, плоть с её чувствами (солдатами) и умом. Это они преследуют всякого, кто желает выйти из ума и стать пустотой. И это они гибнут на чермном дне, когда ищущий опускается в царство Велеса. Умирает ум, а на его место входит не-ум - пустота и мудрость.

Слова «Когда Моисей бежал из Египта, его преследовал фараон с солдатами» означают: «Когда Моисей решил расстаться с половинчатым умом, в котором жил до этого момента, тело и пять чувств стали преследовать его, пытаясь удержать». Когда Моисей опустился на самое чермное дно, море сомкнулось над ними и они погибли.

Так Моисей обрёл состояние пустоты и не-ума. Тут вы зададите правомерный вопрос: «Но ведь потом он сорок лет ходил по пустыне?» Нет, дорогой читатель, всё как раз наоборот. Мы опять имеем дело с нелинейным умом, когда прошлое и будущее меняются местами. Решив стать не-умом и пустотой и ступив на путь пробуждения разума, Моисей сначала сорок лет чистил свой ум, а потом уже наступил момент, когда он опустился на дно и его ум там окончательно умер.

Другой вопрос. Я всё время говорю о сроке в тридцать лет и три года, а почему здесь речь идёт о сорока годах? Я думаю, здесь мы имеем дело с древним пластом знаний, которое существовало до Учения Христа. В нём правили циклы семь и сорок, Библия ведь книга о жизни в материальном мире. А вот когда были открыты циклы Три, Девять и Тридцать, тогда появилось Евангелие - Благая Весть и Новый Завет/Путь.

Важный вывод. Современный Египет не мог в древности называться Египтом, потому что в нём как раз всё было настроено на то, чтобы «я» человека - его ум - умерло. Двенадцать главных храмов вдоль Нила - это пошаговое умирание «я» человека и превращение человека в бога. Двенадцать подвигов Геракла, которые мы с вами рассмотрим ниже, очень ясно покажут это вам.

Любопытно, как история Моисея отразилась на нашей истории.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Нас всех друг к другу посылает Бог!
И, слава Богу, - нас у Бога много...
Борис Пастернак

Ветхий мир

Ветхозаветная история, помимо буквального прочтения, предполагает и особое понимание и истолкование, ибо она буквально наполнена символами, прообразами и предсказаниями.

Когда родился Моисей, израильтяне жили в Египте - они переселились туда ещё при жизни самого Иакова-Израиля, спасаясь от голода.

Тем не менее израильтяне оставались чужеземцами среди египтян. И по прошествии некоторого времени, после смены династии фараонов, местные правители стали подозревать в присутствии израильтян на территории страны скрытую опасность. Тем более что народ израильский возрос не только количественно, но и его удельный вес в жизни Египта постоянно возрастал. И вот наступил момент, когда опасения и страхи египтян в отношении пришельцев переросли в cоответствующие такому пониманию действия.

Фараоны стали угнетать израильский народ, обрекая его на каторжный труд в каменоломнях, на строительстве пирамид и городов. Один из египетских властителей издал жесточайший указ: умерщвлять всех младенцев мужского пола, рождающихся в еврейских семьях, дабы извести племя Авраамово.

Богу принадлежит весь этот сотворённый мир. Но после грехопадения человек стал жить своим умом, своими чувствами, всё более отдаляясь от Бога, подменяя Его различными идолами. Но Бог избирает из всех народов земли один, чтобы на его примере показать, как развиваются отношения Бога и человека Ведь именно израильтяне должны были хранить веру в единого Бога и подготовить себя и мир к пришествию Спасителя.

Спасенный из воды

Однажды в еврейской семье потомков Левия (одного из братьев Иосифа) родился мальчик, и мать долгое время скрывала его, опасаясь, что младенец будет умерщвлен. Но когда далее скрывать его уже стало невозможно, она сплела корзинку из тростника, осмолила ее, положила туда своего младенца и пустила корзинку по водам Нила.

Невдалеке от того места купалась дочь фараона. Увидев корзину, она приказала выловить ее из воды и, открыв, обнаружила в ней младенца. Дочь фараона взяла этого младенца к себе и стала его воспитывать, дав ему имя Моисей, что в переводе означает «взятый из воды» (Исх. 2. 10) .

Люди часто спрашивают: почему Бог допускает столько зла в этом мире? Богословы обычно отвечают: Он слишком уважает человеческую свободу, чтобы не давать человеку творить зло. Мог бы Он сделать еврейских младенцев непотопляемыми? Мог. Но тогда фараон приказал бы казнить их другим способом... Нет, Бог действует тоньше и лучше: он даже зло может обратить во благо. Не отправься Моисей в своё плавание, он так и оставался бы безвестным рабом. Но он вырос при дворе, приобрёл умения и знания, которые пригодятся ему позднее, когда он освободит и возглавит свой народ, избавив от рабства многие тысячи ещё не родившихся младенцев.

Моисей воспитывался при дворе фараона как египетский аристократ, но питала его молоком собственная мать, которая была приглашена в дом дочери фараона в качестве кормилицы, ибо сестра Моисея, увидев, что его в корзине извлекла из воды египетская принцесса, предложила принцессе для ухода за ребёнком услуги своей матери.

Моисей подрастал в доме фараона, но знал, что принадлежит к израильскому народу. Однажды, когда он уже был взрослым и сильным, произошло событие, имевшее весьма значимые последствия.

Увидев, как надсмотрщик избивает одного из его соплеменников, Моисей вступился за беззащитного и, в результате, убил египтянина. И тем самым поставил себя вне общества и вне закона. Единственной возможностью спастись оказался побег. И Моисей уходит из Египта. Он поселяется в Синайской пустыне, и там, на горе Хорив, происходит его встреча с Богом.

Глас из тернового куста

Бог сказал, что избрал Моисея для спасения еврейского народа от рабства в Египте. Моисей должен был пойти к фараону и потребовать, чтобы тот отпустил евреев. Из горящего и несгорающего куста, неопалимой купины до Моисея доносится повеление вернуться в Египет и вывести народ израильский из плена. Услыхав такое, Моисей спросил: «Вот я приду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам» А они скажут мне: «Как Ему имя? Что сказать мне им?».

И, тогда Бог впервые, открыл свое имя, сказав, что его зовут Яхве («Сущий», «Тот, Который Есть»). Бог сказал также, что для убеждения неверующих Он дает Моисею способность творить чудеса. Тут же, по Его приказу, Моисей бросил свой жезл (пастушью палку) на землю - и вдруг этот жезл превратился в змею. Моисей поймал змею за хвост - и снова в руке его оказалась палка.

Моисей возвращается в Египет и предстает пред фараоном, прося его отпустить народ. Но фараон не соглашается, ибо не хочет лишиться многочисленных своих рабов. И тогда Бог наводит казни на Египет. Страна то погружается во тьму солнечного затмения, то ее поражает страшная эпидемия, то она становится добычей насекомых, которые в Библии именуются «песьими мухами» (Исх. 8. 21)

Но ни одно из этих испытаний не в силах было устрашить фараона.

И тогда Бог особым образом наказывает фараона и египтян. Он карает каждого перворожденного младенца в египетских семьях. Но, чтобы не погибли младенцы израильские, которым надлежало покинуть Египет, Бог повелел, чтобы в каждой еврейской семье был заколот агнец и кровью его отмечены косяки и перекладины дверей в домах.

Библия повествует о том, как ангел Божий, воздающий отмщение, прошел по городам и весям Египта, неся смерть первенцам в жилищах, стены которых не были окроплены кровью агнцев. Эта египетская казнь так потрясла фараона, что он отпустил народ израильский.

Событие это стало именоваться еврейским словом «Песах», что в переводе означает «прохождение», ибо гнев Божий обошел стороной отмеченные дома. Еврейская Песах, или Пасха, - праздник избавления Израиля из египетского плена.

Завет Бога с Моисеем

Исторический опыт народов показал, что одного внутреннего закона недостаточно для совершенствования нравственности человека.

И в Израиле голос внутреннего закона человеческого заглушался воплем человеческих страстей, поэтому Господь исправляет народ и к закону внутреннему добавляет закон внешний, который мы называем положительным, или откровенным.

У подножия Синая Моисей открыл народу, что Бог для того освободил Израиль и вывел его из земли Египетской, чтобы заключить с ним вечный союз, или Завет. Однако на этот раз Завет заключается не с одним человеком, или с маленькой группой верующих людей, а с целым народом.

«Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым». (Исх. 19,5-6)

Так происходит рождение народа Божия.

Из семени Авраамова выходят первые ростки Ветхозаветной церкви, которая является прародительницей церкви Вселенской. Отныне история религии уже не будет только историей тоски, томления, поиска, но она становится историей Завета, т.е. союза между Творцом и человеком

Бог не открывает, в чем будет состоять призвание народа, через которое, как Он обещал Аврааму, Исааку и Иакову, благословятся все народы земли, но требует от народа веры, верности и правды.

Страшными явлениями сопровождалось явление на Синае: облако, дым, молния, гром, пламя, землетрясение, трубный глас. Это общение продолжалось сорок дней, и Бог передал Моисею две скрижали - каменные таблицы, на которых был записан Закон.

«И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог (к вам) пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили». (Исх. 19, 22)
«И изрек Бог (к Моисею) все слова сии, говоря:
  1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой. Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, а день седьмой суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его) ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его) ничего, что у ближнего твоего.» (Исх.20, 1-17).

Закон, который был дан древнему Израилю Богом, имел несколько целей. Во-первых , он утверждал общественный порядок и справедливость. Во-вторых , он выделял еврейский народ как особую религиозную общину, исповедующую единобожие. В-третьих , он должен был произвести внутреннее изменение в человеке, нравственно усовершенствовать человека, приблизить человека к Богу через привитие человеку любви к Богу. Наконец , закон Ветхого Завета подготавливал человечество к принятию в будущем христианской веры.

Участь Моисея

Несмотря на большие трудности пророка Моисея, Он до конца жизни остался верным служителем Господа Бога (Яхве). Он вёл, учил и наставлял свой народ. Он устроил их будущее, однако в Землю Обетованную не вошёл. Аарон, брат пророка Моисея тоже не вошёл на эти земли, из-за совершённых им грехов. По природе своей Моисей был нетерпелив и склонен к гневу, но путем Божественного воспитания стал настолько смиренным, что стал «кротчайшим из всех людей на земле» (Чис. 12: 3).

Во всех его делах и помышлениях им руководила вера во Всевышнего. В каком-то смысле судьба Моисея подобна судьбе самого Ветхого Завета, который сквозь пустыню язычества довёл народ Израиля до Нового Завета и замер на его пороге. Моисей умер в конце сорокалетних странствий на вершине горы Нево, с которой он мог увидеть обещанную землю, Палестину.

И сказал ему Господь Моисею:

«Вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку, и Иакову, говоря: „Семени твоему дам ее“; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь». И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню«. (Втор. 34: 1–5). Зрение 120-ти летнего Моисея «не притупилось, и крепость в нем не истощилась» (Втор. 34:7). Тело Моисея навсегда сокрыто от людей, «никто не знает места погребения его даже до сего дня», говорится в Священном Писании(Втор.34:6).

Александр А.Соколовский

После смерти патриарха Иосифа положение евреев резко изменилось. Новый царь, который не знал Иосифа, стал опасаться, что евреи, став многочисленным и сильным народом, в случае войны перейдут на сторону неприятеля. Он поставил над ними начальников, чтобы изнуряли их тяжкими работами. Фараон приказал также умерщвлять новорожденных израильских мальчиков. Под угрозой оказалось само существование избранного народа . Однако Промысл Божий не попустил осуществить этот план. Бог спас от гибели и будущего вождя народа — Моисея . Этот величайший ветхозаветный пророк происходил из колена Левия. Родителями его были Амрам и Иохаведа (Исх 6, 20). Будущий пророк был моложе своего брата Аарона и сестры Мариам. Младенец появился на свет, когда был в силе приказ фараона топить в Ниле новорожденных еврейских мальчиков. Мать три месяца таила свое дитя, но затем была вынуждена спрятать его в корзине в тростнике на берегу реки. Его увидела дочь фараона и взяла к себе в дом . Наблюдавшая издали сестра Моисея предложила привести кормилицу. По Божиему смотрению устроилось так, что кормилицей ему стала его родная мать, воспитывавшая его в своем доме . Когда мальчик подрос, мать привела его к дочери фараона. Живя в царском дворце в качестве приемного сына, Моисей был научен всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах (Деян 7, 22).

Когда ему исполнилось сорок лет , он вышел к своим братьям. Увидев, что египтянин бьет еврея, он, защищая собрата, убил египтянина. Опасаясь преследования, Моисей бежал в Мадиамскую землю и был принят в доме местного жреца Рагуила (он же — Иофор), который выдал за Моисея свою дочь Сепфору.

В Мадиамской стране Моисей прожил сорок лет . За эти десятилетия он обрел ту внутреннюю зрелость, которая сделала его способным совершить великий подвиг — с помощью Божией освободить народ от рабства . Это событие воспринималось ветхозаветными людьми как центральное в истории народа. В Священном Писании оно упоминается более шестидесяти раз. В память об этом событии установлен главный ветхозаветный праздник — Пасха . Исход имеет духовно-прообразовательное значение. Египетский плен является ветхозаветным символом рабского подчинения человечества диаволу до искупительного подвига Иисуса Христа. Исход из Египта знаменует духовное освобождение через новозаветное Таинство крещения .

Исходу предшествовало одно из самых важных за всю историю избранного народа богоявлений . Моисей пас овец своего тестя в пустыне. Он дошел до горы Хорив и увидел, что терновый куст охвачен пламенем, но не сгорает . Моисей стал приближаться к нему. Но Бог воззвал к нему из среды куста: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх 3, 5-6).

Внешняя сторона видения — горящий, но не сгорающий терновный куст — изображал бедственное положение евреев в Египте . Огонь, как сила истребляющая, указывал на тяжесть страданий. Как куст горел и не сгорал, так и народ еврейский не уничтожался, а только очищался в горниле бедствий. Это является прообразом Боговоплощения. Святая Церковь усвоила символ Неопалимой Купины Божией Матери . Чудо заключается и в том, что этот терновый куст, в котором Господь явился Моисею, сохранился до наших дней. Он находится в ограде синайского монастыря Святой великомученицы Екатерины.

Явившийся Моисею Господь сказал, что вопль страдающих от египтян сынов Израиля дошел до Него .

Бог посылает Моисея совершить великую миссию: выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых (Исх 3, 10). Моисей смиренно говорит о своей немощи. На эту нерешительность Бог отвечает ясными и полными всепобеждающей силы словами: Я буду с тобою (Исх 3, 12). Моисей, принявший от Господа высокое послушание, спрашивает имя Пославшего. Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Исх 3, 14). Словом Сущий в синодальной Библии передается сокровенное имя Божие, начертанное в еврейском тексте четырьмя согласными (тетраграмма ): YHWH. Приведенное место показывает, что запрет произносить это сокровенное имя появился гораздо позже времени исхода (может быть, после вавилонского плена).

Во время чтения вслух священных текстов в скинии, храме, а позже в синагогах произносилось вместо тетраграммы другое имя Божие — Адонаи . В славянском и русском текстах тетраграмма передается именем Господь . На библейском языке Сущий выражает личностное начало абсолютного самодостаточного бытия, от которого зависит существование всего тварного мира.

Господь укрепил дух Моисея двумя чудесными действиями . Жезл превратился в змею, а рука Моисея, покрывшаяся проказой, была исцелена. Чудо с жезлом свидетельствовало, что Господь вручает Моисею власть вождя народа. Внезапное поражение руки Моисея проказой и исцеление ее означало, что Бог наделил избранника Своего силою чудотворений для исполнения своей миссии.

Моисей сказал, что он косноязычен. Господь укрепил его: Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить (Исх 4, 12). Бог дает будущему вождю в качестве помощника его старшего брата Аарона .

Придя к фараону, Моисей и Аарон от лица Господа потребовали отпустить народ в пустыню для совершения праздника. Фараон был язычником. Он заявил, что не знает Господа и народ Израилев не отпустит. Фараон ожесточился на народ еврейский. Евреи выполняли в это время тяжелые работы — изготовляли кирпичи. Фараон приказал утяжелить их труд. Бог вновь посылает Моисея и Аарона объявить Свою волю фараону. При этом Господь повелел совершить знамения и чудеса.

Аарон бросил жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. Мудрецы и чародеи царя и волхвы египетские сделали то же своими чарами: бросили свои жезлы, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы .

На другой день Господь повелел Моисею и Аарону сотворить еще одно чудо. Когда фараон шел к реке, Аарон ударил жезлом перед лицом царя по воде и вода превратилась в кровь . Кровью наполнились все водоемы в стране. У египтян Нил был одним из богов их пантеона. Происшедшее с водой должно было вразумить их и показать силу Бога Израилева. Но эта первая из десяти казней египетских лишь еще больше ожесточила сердце фараона.

Вторая казнь совершилась семь дней спустя. Аарон простер руку свою на воды египетские; и вышли жабы и покрыли землю . Бедствие побудило фараона просить Моисея помолиться Господу, чтобы Он удалил всех жаб. Господь исполнил прошения Своего угодника. Жабы вымерли. Как только царь почувствовал облегчение, он вновь впал в ожесточение.

Поэтому последовала третья казнь . Аарон ударил жезлом в землю, и явились мошки и стали кусать людей и скот. В еврейском оригинале эти насекомые названы кинним , в греческом и славянском текстах — скнипы . По мнению иудейского философа I века Филона Александрийского и Оригена, это были москиты — обычный бич Египта периода наводнений. Но на этот раз вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской (Исх 8, 17). Волхвы не смогли повторить этого чуда. Они сказали царю: это перст Божий (Исх 8, 19). Но он не послушал их. Господь посылает Моисея к фараону сказать от лица Господа, чтобы отпустил народ. Если он не исполнит, то будут посланы на всю страну песьи мухи . Это была четвертая казнь . Орудием ее были мухи . Они названы песьими , видимо, потому, что обладали сильным укусом. Филон Александрийский пишет, что они отличались лютостью и неотвязчивостью. Четвертая казнь имеет две особенности. Во-первых, Господь творит чудо без посредничества Моисея и Аарона . Во-вторых, земля Гесем, в которой жили евреи, была освобождена от бедствия, с тем чтобы фараон ясно увидел абсолютную силу Божию . Наказание подействовало. Фараон обещал отпустить евреев в пустыню и принести жертву Господу Богу. Он просил помолиться о нем и не уходить далеко. По молитве Моисея Господь удалил всех песьих мух от фараона и людей. Фараон не отпустил евреев в пустыню.

Последовала пятая казнь — моровая язва , которая поразила весь скот египетский. Еврейский же скот бедствие миновало. Эту казнь Бог также совершил непосредственно, а не через Моисея и Аарона. Упорство фараона осталось прежним.

Шестая казнь была совершена Господом только через Моисея (при совершении первых трех посредником был Аарон). Моисей взял полную горсть пепла и бросил его к небу. Люди и скот покрылись нарывами . На этот раз Сам Господь ожесточил сердце фараона. Сделал это, по-видимому, для того, чтобы в дальнейшем открыть царю и всем египтянам Свою всепобеждающую силу. Бог говорит фараону: Я пошлю завтра, в это самое время, град весьма сильный, которому подобного не было в Египте со дня основания его доныне (Исх 9, 18). Священный писатель отмечает, что те рабы фараона, которые убоялись слов Господа, поспешно собрали рабов своих и стада в дома. Град сопровождался громом, который можно объяснить как глас Божий с небес . В 77-м псалме сообщаются дополнительные подробности этой казни: виноград их побил градом и сикоморы их — льдом; скот их предал граду и стада их — молниям (47-48). Блаженный Феодорит поясняет: «Навел на них Господь град и гром , показывая тем, что Он есть Владыка всех стихий». Эту казнь Бог совершил через Моисея. Земля Гесем не пострадала. Это была седьмая казнь . Фараон покаялся: на этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны; помолитесь Господу: пусть перестанут громы Божии и град, и отпущу вас и не буду более удерживать (Исх 9, 27-28). Но раскаяние было недолгим. Вскоре фараон вновь впал в состояние ожесточения .

Восьмая казнь была очень страшной. После того как Моисей простер над землей египетской жезл, Господь навел с востока ветер , продолжавшийся день и ночь. Напала саранча на всю землю Египетскую и поела всю траву и всю зелень на деревьях . Фараон вновь раскаивается, но, по-видимому, как и раньше, раскаяние его поверхностно. Господь ожесточает его сердце.

Особенность девятой казни в том, что она была вызвана символическим действием Моисея, простершего руки к небу. На три дня установилась густая тьма . Наказав египтян тьмой, Бог показал ничтожество их идола Ра — бога солнца. Фараон опять уступил.

Десятая казнь была самой страшной. Наступил месяц авив. Перед началом исхода Бог повелел совершить Пасху. Этот праздник стал главным в ветхозаветном священном календаре.

Господь сказал Моисею и Аарону, чтобы каждая семья в десятый день авива (после вавилонского плена этот месяц стал называться нисан ) взяла одного агнца и содержала его отдельно до четырнадцатого дня этого месяца, а затем заколола. Когда агнец будет заколот, пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут его вкушать .

В полночь на 15-е число авива Господь поразил в земле Египетской всех первенцев , а также все первородное домашнего скота. Первенцы евреев не пострадали. Поскольку косяки и перекладины их домов были помазаны кровью жертвенного агнца, Ангел, поражавший первенцев египетских , прошел мимо. Установленный в память этого события праздник получил название Пасха (евр. пэсах ; от глагола, означающего перескочить через что-то, пройти мимо ).

Кровь агнца была прообразом искупительной Крови Спасителя, Кровью очищения и примирения . Опресноки (пресный хлеб), которые должны были вкушать евреи в пасхальные дни, имели также символическое значение: в Египте евреям грозила опасность заразиться языческим нечестием. Однако Бог вывел еврейский народ из страны порабощения, сделал народом духовно чистым, призванным к святости: И будете у Меня людьми святыми (Исх 22, 31). Он должен отринуть прежнюю закваску нравственной порчи и начать чистую жизнь . Пресный хлеб, который приготовляется быстро, символизировал ту быстроту , с которой вывел Господь Свой народ из страны порабощения.

Пасхальная трапеза выражала общее единение участников ее с Богом и между собой . Символическое значение имело и то, что агнец приготовлялся целиком, с головой. Кость не должна была сокрушаться .

Предками евреев были кочевники-скотоводы из Месопотамии. Во II тысячелетии до н. э. они совершили переход из Месопотамии в Египет. В отличие от других народов, поклонявшихся многим богам, эти семитские племена почитали единого Бога. История древних евреев изложена в Ветхом Завете - одной из книг Библии.

Из свободы в рабство

Согласно преданию, примерно в 1800 г. до н. э. Авраам с семьей покинул месопотамский город Ур. Странствуя от города к городу, они пришли в страну Харран. Здесь Авраам впервые говорил со своим Богом. Бог обещал Аврааму свое покровительство и Землю обетованную - богатый Ханаан (территория современной Палестины) . В ответ евреи должны были веровать в единого Бога и привести к этой вере другие народы. Вскоре разразившийся голод заставил потомков Авраама отправиться в Египет, где было вдоволь зерна. Около 1650 г. до н. э. они обосновались в восточной дельте Нила, где прожили более 300 лет. Но в XIV в. до н. э. фараоны новой династии превратили их в рабов. Несмотря на жестокое обращение, евреи остались сплоченными и, поверив выбранному Богом Моисею, решили покинуть Египет и вернуться на Землю обетованную.

Долгие странствия

Легенда гласит, что Моисей был чудом спасен в детстве, воспитан дочерью египетского фараона, потом вынужден был бежать из Египта. Призванный Богом спасти израильские племена из египетского рабства, Моисей вывел их из Египта сквозь расступившиеся воды Красного моря. Бог повелел Моисею водить евреев по пустыне 40 лет, пока не умрет последний раб, ибо войти на Землю обетованную должны свободные люди. На горе Синай Бог возобновляет союз, заключенный когда-то с Авраамом. Он вручил Моисею скрижали Завета (закона), содержащие 10 заповедей. Для переноски и хранения скрижалей был изготовлен деревянный ковчег Завета. Когда израильтяне достигли границ Ханаана, они обнаружили, что страна занята хананеями и филистимлянами. Война с ними длилась 200 лет

Библия и история

Достоверность библейского повествования можно уточнить на основании археологических данных и свидетельств других древних народов. Так, сообщение о путешествии Авраама из Ура косвенно подтверждает тот факт, что именно по этому маршруту следовали торговые караваны. Израильтяне действительно могли поселиться в Египте в XVII в. до н. э., когда власть фараонов значительно ослабла. Исход из Египта, видимо, произошел между 1270 и 1209 гг. до н. э., во время царствования Рамсеса II и Меренптаха. И все же остается много вопросов, ведь Библия - основной источник сведений о жизни израильтян в ту далекую эпоху -не исторический документ.


В.Я Канатуш

Закон дал нам Моисей, наследие об-ще-ству Иакова. И он был царь Израилев…

Вт. 33:4-5

Моисей как вождь

В истории человечества Моисей более всего известен как выдающийся вождь, как великий пророк и как непревзойденный, Богом помазанный законодатель.

О том, что он был пророк, Библия дает множество указаний. Осия, например, пишет о нем (12:13): «Чрез пророка вывел Господь Израиля из Египта и чрез пророка Он охранял его». Пророческое служение Моисея примечательно тем, что Господь Сам открылся ему и велел идти в Египет, к своим братьям, чтобы возвестить им откровение об Иегове (Сущем) и вывести их из египетского рабства. С этого момента Моисей и его окружение были включены в драму Египта.

Во Второзаконии (18:18-22) Моисей сам себя называет пророком, воздвигнутым Богом, в том смысле, что лично от Него он получил заповеди, законы и постановления и передал их народу, а также был учителем и воспитателем народа. Здесь он представлен, как величайший из провозвестников Божиих, так как предсказывает пришествие другого Пророка, Который будет более, чем Пророк, — о Сыне Божием Иисусе Христе, Спасителе мира.

Но служение Моисея не ограничивалось только миссией пророка. Священное Писание показывает, как многогранна была его деятельность, в которой он наиболее ярко проявил себя как вождь и законодатель Израиля. В пророческом псалме Асафа (76:21) Моисей и его старший брат Аарон представлены, как вожди, рукой которых Сам Бог вел израильский народ. Но это общее представление о служении Моисея, красной нитью прошедшее через весь Ветхий Завет.

О том, что он был вождь, находим подтверждение и в Новом Завете. Стефан ви-дит Моисея как правителя, «начальника и избавителя» (Деян. 7:35). Павел в Послании к Евреям (3:2,5) сравнивает его со Христом, «Вождем спасения» (Евр. 2:10; Мф. 2:5-6).

Для верных Божиих Моисей — несомненный лидер, воистину выдающийся вождь, фактически «царь Израилев» (Вт. 33:5). Да, он был вождь от Бога, Его помазанник.

Кратко рассмотрим, что представлял он из себя как вождь, и хотя бы упомянем те основные черты, которые так существенно отличают его от множества вождей и лидеров всех времен и народов.

1. Моисей был вождем не сам от себя, но призван и поставлен на это служение Богом (Исх. 3-4). Хотя он долго отказывался, но Господь настоял и все равно поставил его, так как готовил его с детства в особых условиях и особыми путями. Он снабдил его всеми необходимыми духовными дарами, помазал Духом Святым, открыл ему сокровенную истину и многие из тайн.

2. Он — вождь, которого Бог использовал исключительным образом (Исх. 5 гл. и далее). Когда Моисей возвратился в Египет из мадиамской пустыни и предстал перед фараоном, Бог могущественно действовал через него.

3. Моисей — истинный вождь, исполненный отеческого, даже священнического духа и милосердия. Он любил свой народ и заботился о его материальном и духовном бла-го-состоянии. Когда народ согрешал (а согрешал он часто), Моисей молитвенно заступал его перед Богом, ходатайствовал о нем и делал это решительно и смело.

4. Он — вождь, которому противостояла сильная оппозиция из его же народа, даже из его близких. Библия передает два случая такого противостояния, как наиболее яркие. Остановимся на них подробнее, чтобы извлечь для себя уроки.

а) Мариамь и Аарон (Чис. 12:1-3).

Когда влияние Моисея возросло, он сталкивается с честолюбивыми и завист-ливыми соперниками, в числе которых оказались, к удивлению, его сестра и брат. Сестра была инициатором и привлекла на свою сторону Аарона. Она забыла, что если бы Моисей самоотверженно не последовал призыву Божию, то всем им при-шлось бы долго страдать под бичами приставников. Она явно была недовольна вто-рым местом и по наущению сатаны попыталась подорвать авторитет Моисея. По-водом к недовольству послужил его брак с Сепфорой, у которой бы-ла смуглая кожа, как у эфиоплянки. Свою зависть они оба (Мариамь и Аарон) благочестиво прикрыли мнимой ревностью о Боге, отказываясь признать за Моисеем единственное право говорить народу от имени Иеговы.

Реакция Моисея была образцовой. До глубины души уязвленный, он не стал оправ-дываться перед ними, потому что для него превыше всего была слава Божия, а не собственный авторитет. В связи с этим делом Библия и упоминает, что Моисей «был человек кротчайший из всех людей на земле». Но не-смотря на свою кротость, он твердо стоит против оппозиции там, где он прав и верен Господу, и всякий раз Сам Бог вступается за него. Кротость Моисея в английской Библии переведена как смирение. Это способность Моисея подчиниться воле Божией, смиренное хождение перед Ним. Если у человека это есть, тогда он смел и отважен перед людьми. Так и Господь Иисус был самым смиренным среди людей, но Он твердо стоял за истину.

В данном случае Моисей сохранял полное достоинства и величия спокойствие, и Господь не допустил, чтобы авторитет Его слуги был оспариваем. Поскольку дело шло о публичном оскорблении, оно потребовало публичного суда и наказания: Бог наказал Мариамь проказой, и она была удалена из стана на семь дней. Когда ревнивые и честолюбивые соперники посягают на помазанников Божиих, то какими бы немощными и заблуждающимися они ни были, Бог подвергнет их суду и наказанию.

б) Восстание Корея, Дафана и Авирона (Чис. 16).

Второй вызов был брошен Кореем и его сообщниками, питавшими безосно-вательную зависть к Моисею и даже Аарону. Они тоже, под влиянием сатаны, прикрывают свою зависть мнимой ревностью за святость общества. «Полно вам, — заявляют они, — все общество, все святы, и среди них Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» Какое лицемерие! Но оно воздействовало, и эти трое составили заговор против Моисея и Аарона, втянули в него 250 именитых мужей и произвели возмущение в народе. И хотя Моисей и на этот раз не оправ-ды-вался, Бог не замедлил заступиться за него, и над отступниками свершился грозный суд: разверзлась земля и живыми поглотила Корея и всех его сообщников с семьями и имуществом. Бог ревниво защищает тех, кого Он призвал и поставил!

5. Моисей — вождь, который заботился о том, чтобы иметь преемников. Он понимал, что после его отшествия дело Божие будет продолжаться, и просил Господа поставить на его место человека, могущего продолжить его миссию (Чис. 27:15). Господь усмотрел и поставил его преемником Иисуса Навина.

6. Моисей — вождь, который тоже спотыкался и получал от Бога наказание (Вт. 32:48-52). Но он осознавал свои ошибки и сокрушался, молился Богу о милости (Вт. 3:23-29), что указывает на его высокий и чуткий дух. Он верой преодолел все свои слабости и вошел в славу Божию победителем.

7. Моисей — мудрый вождь, проявлявший готовность выслушивать по-лез-ные со-веты и увещания от тех, кто стоял рангом ниже его. Его отличала удивительная спо---собность принимать и следовать этим советам, когда он убеждался в их целе-сооб-раз-ности и разумности. Примером такого рода служит совет его тестя Иофора (Исх. 18:1-27).

Израиль вышел из Египта, как беспорядочная, неорганизованная толпа рабов, забитых, униженных и строптивых. Трудности пути в пустыне часто вы-зы-вали у них ропот и недовольство, ставили проблемы. Их надо было рассматривать, выслу-шивая жалобы людей, выносить по ним решения. Этот народ надо было приводить в порядок, делать его дисциплинированной нацией. Но общество было ог-ромным (около двух миллионов), а он, вождь, поставленный от Бога, один! Невы-но-симый гнет управления, перегрузки судебных функций едва не подорвали здоровье Моисея, так как физические и нервные силы человека имеют свой предел, который нельзя переступать! И вот однажды, наблюдая за тяготами судо-производства, Иофор подает Моисею, своему глубоко уважаемому зятю, разумный и своевременный совет. Он предлагает ему второстепенную часть той непосильной ра-боты, которую он нес один и едва не свалился под ее бременем, передать другим. Пусть это будут спо-собные, хотя и менее одаренные, чем он, но обязательно бого-боязненные, надежные и достаточно зрелые люди. Сам же он должен сосре-до-точиться на высших целях и функциях руководства народом в целом.

Это был совет от Бога, и Моисей последовал ему.

Искусство распределения обязанностей и заданий — великий талант руководства. Он тем и славен, что руководитель, не выпуская из рук бразды правления, одно-временно предоставляет другим проявить свои дарования, при этом не пере-кладывая на плечи сотрудников своей ноши. Господь не благословляет ленивых, а тех, кто стяжает себе власть и имя трудами других, с омерзением отвергает!

Моисей — это вождь сугубо ветхозаветной истории. Новый Завет нам тоже представляет выдающихся вождей, лидеров нового времени, нового, Христова, Завета, нового, Христова, духа, руководителей более возвышенных качеств. Это Апостолы и многие служители и подвижники Церкви. Но мы много чему можем поучиться и у Моисея, особенно его обращению с людьми, теми, кто находился к нему в оппозиции. Мы должны ходатайствовать за тех, кто стоит в оппозиции к нам и выдвигает против нас несправедливые обвинения. И после нас дело Божие будет продолжаться, поэтому и мы должны беспокоиться о своих преемниках и го-товить их заблаговременно. Мы тоже спотыкаемся и падаем, поэтому должны хо-дить в смирении и быть снисходительны к другим.

Итак, Моисей как вождь является образцом для нас в том, что он никогда не переставал учиться руководству.

Моисей как законодатель

В этом качестве Моисей проявил гениальные способности. Он — личность уникальная и неповторимая, единственная в истории человечества, которая так близко приступала в присутствие Бога. «…Кто отважится сам собою приблизиться ко Мне? — говорит Господь» (Иер. 30:21). Конечно, только тот, кого Он Сам приблизит, чтобы предстательствовать перед Ним. Этим особым избранником и был Моисей, поднявшийся в присутствие Господа настолько близко, что лицо его «стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним». От Бога он получил необходимое свидетельство о Его святости, Его чело-веколюбии и гнушании идолами и о Его участии в судьбах человеческой истории (Исх. 34:1-35).

Однако величие личности Моисея не исчерпывалось тем, что Бог так приблизил его к Себе и так доверительно беседовал с ним. Оно заключа-лось в том, что Бог через него даровал народу Свое живое творческое слово, преобразившее мировоззрение и жизнь народа, просветившее его силой Божиих откровений. Моисей впервые в истории человечества сформулировал и передал народу уставы, законы и поста-новления Господни, которые с такой чистотой и ясностью изложены в Синайском кодексе и получили название Закона Моисеева. Израиль отныне и впредь стал жить и поступать, руководствуясь заповедями этого Закона.

Благодаря этому великому делу Моисей стал фигурировать в Писании, как тот, через кого Бог дал ветхозаветный Закон. И потому в Новом Завете читаем: «Ибо закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17). Новый Завет много раз соединяет Моисея и Закон вместе. Новозаветные писатели часто говорили: «как сказал Моисей», ссылаясь на него, как на незыблемый авторитет.

Цель Бога в отношении Израиля была чрезвычайно велика: народ необходимо было, во-первых, оторвать от зависимости Египту и подвести к зависимос-ти от Бога, чтобы дать ему источник сил свыше; и во-вторых, употребить его в прямом назначении как пророков и священников для народов земли. Для этого потребовалось заключить с Израилем Завет.

Книга Исход в главах 19-20 показывает хронику тех событий. На третий месяц после выхода евреев из Египта Господь приводит их в Синайскую пустыню к величественному Синайскому хребту и размещает стан у горы Хорив, чтобы здесь заключить с ними Завет и преподать законы для руководства. Обстановка для этого была чрезвычайно серьезной, экстремальной и даже шоковой, настолько взволновавшей и поразившей все собрание, что люди не в состоянии были в полной мере оценить происходящее. Народу было повелено стоять у подножия горы в полной готовности ко встрече с Господом, три дня готовиться к этому событию и соблюсти святость и чистоту как внутренне, так и внешне. А стоя у подножия горы, не сметь переступить запретной черты, чтобы не быть мгновенно пораженными Богом.

Моисей поднялся на гору в присутствие Господа, Который сошел на гору, отчего она дымилась и пылала огнем. Этому экстремальному явлению сопутствовали дым, огонь, гром, молнии, землетрясение и густое облако. Темная вершина Синая, казалось, являлась центром шторма и сейсмической активности. Оттуда, из среды огня, из этого центра шторма вечный Бог вселенной объявлял Десять Заповедей Своему насмерть перепуганному народу. Люди были настолько потрясены и дрожали от ужаса, что взмоли-лись к Моисею, чтобы он, а не Бог говорил с ними напрямую. Никогда прежде они не были так объединены в своем желании, как на этот раз, и никогда прежде они не испытывали подобного страха. Страх переполнял их настолько, что они не могли нормально реагировать на происходящее и просили Моисея быть их заступником, их ходатаем, их посредником и их послом.

Таким образом, в тот наиболее серьезный и ответственный день в истории Израиля было решено, что Моисей будет говорить к народу именем Бога, и все, о чем он как посредник и заступник будет им говорить или требовать от них, будет восприниматься как Божие слово и как Божие требование. Небесное слово и небесная воля будут переданы израильтянам через этого избранного посредника. В этом Моисей отразил главный про-образ Мессии Иисуса Христа — Посредника и Ходатая Нового Завета.

Стоявший у подошвы Синая народ трепетал перед святостью и гроз-ностью Бога, потому что каждый сознавал свою нечистоту и греховность, и каждый знал, что Бог судит нелицеприятно. Завет, заключенный с Израилем у горы Синай, можно представить в рамках Завета, заключенного с Авраамом, Исааком и Иаковом. Однако этот Завет был новым и отличаю-щимся своей требовательностью, повелительностью и необходимостью подчинения. Моисеев Завет должен был продемонстрировать народам (через Израиля) слабость человечества в достижении Бога и в то же время подчеркнуть Его милость, предоставляя людям только один путь доступа к Нему.

Ни одна нация в мире не имела такого доступа, и ни один народ не имел таких мудрых и проницательных законов, какие имел Божий народ, и потому Израиль был ответственен в демонстрации этой правды людям (Вт. 4:5-7). Этот Завет не только обеспечил верное и правдивое свиде-тельство народам о требованиях Бога, но также содержал надежду спасе-ния для всего человечества, так как все нации увидят Бога вселенной, Творца неба и земли через послушный Израиль, Его избранный народ. (Вт. 28:9-10).

С того времени, как Бог у Синая бросил в огромный мир человечес-кого общества Свои строгие заповеди и постановления, считают еврейские богословы, и долго после того, как сопутствующие этому событию сейсми-ческие явления и Таинственный Голос прекратились, сила Божиих повеле-ний произвела такое неизгладимое впечатление, что веками отражалась в людских разговорах вплоть до сегодняшнего дня.

Господь остался верен Своему Завету, Израиль же со своей стороны часто нарушал его и не сдерживал обещания. Новый Завет в совершенстве осуществил то, с чем не справились евреи, и потому ново-заветная Церковь названа царями и священниками (1Пет. 2:9; Отк. 5:10).

У горы Синай через Моисея Господь преподал народу Десять фундаментальных Заповедей, носящих название Десятисловия или Декалога и положенных в основание «книги завета» (Исх. 24:7). Эта Книга Завета или Свод Законов, начиная с книги Исход и кончая книгой Второзакония, является расширенным толкованием Десяти Запо-ведей, приспособленных к потребностям оседлого образа жизни. Но дух Моисеева учения насквозь пронизывает и эти постановления.

Десять Заповедей, изложенных в книге Исход (20:1-17), разделяются на две части: одна половина размещалась на одной скрижали, другая — на второй. Первая часть характеризует отношение человека к Богу (ст. 2-12), вторая — отношения между детьми (ст. 13-17). Суть этих заповедей можно сформулировать следующим образом:

1. О единобожии — закон против политеизма. Это была совершенно исклю-чительная заповедь, до того времени абсолютно неизвестная другим религиям древности.

2. Закон против служения образу. Бог — есть Бог ревнитель.

3. Величие и значение имени Божиего. Это закон против злоупотребления Его именем или употребления Его имени всуе, т. е. напрасно.

4. Закон о субботе.

5. Закон о почитании родителей, которые в каком-то смысле представляют Бога пред людьми. Ап. Павел говорит, что это «первая заповедь с обетованием» (Еф. 6:1-3).

6. Закон священного дара человеческой жизни: «не убей!»

7. Закон святости брака: «не прелюбодействуй».

8. Закон неприкосновенности собственности: «не кради».

9. Закон против ложного свидетельства, подчеркивающий необходи-мость святости характера и личности человека.

10. Закон против посягательства на чужое, подчеркивающий необходимость иметь святое сердце, потому что все желания исходят из сердца.

Итак, Десять Заповедей охватывают обе стороны жизни, одна из которых связана с Богом, другая — с людьми. Образно говоря, первые пять заповедей обращены вверх, другие пять — вокруг нас. Десять Заповедей — основа Моисеева Закона; они имеют непреходящее значение. Поэтому Иисус говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). В новозаветную эру большинство заповедей из Закона было упразднено, так как на его смену пришла Благодать (Ин. 1:17; Гал. 2:15-19). Однако нравственные предписания Закона не теряют силу, а лишь доводятся до совершенства (Мф. 5:21-48). Поэтому Иисус, цитируя две великих заповеди (Мф. 22:37-38), фактически обобщил ими все Десятисловие, даже весь Закон. В учении Иисуса Христа и Апостолов мы находим все ветхозаветные заповеди, кроме субботнего дня, т. к. соблюдение субботы связано с выходным днем. И Христос, и Ап. Павел объяснили, как понимать субботу по Новому Завету (Мр. 2:23-28; Рим. 14:5-6; Евр. 4:1-11).

Вникнем в то, как Павел трактовал Закон. В Послании к Галатам он разъясняет, что мы получаем оправдание не через Закон, а единственно по вере в жертву Иисуса Христа. Целью Закона никогда не было оправдание: его задача — показать, что мы грешники и нуждаемся в Спасителе. Поэтому мы должны рассматривать Закон через Голгофу и воскресение Христа, тогда все становится на свои места.

Вот четыре важнейших назначения Закона, указанных Павлом:

1. «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений…» (Гал. 3:19). Закон был дан после того, как Авраам получил обетование о рождении Мессии и спасении по Благодати. Завет Бога с Авраамом, Исааком и Иаковом не отражал сущности греха. Через всю историю спасения завет с патриархами — это завет, полученный по вере. Поэтому через Моисея был дан Закон, имевший определенную цель: во-первых, показать страшную пагубную силу греха и, во-вторых, подвести людей к покаянию и вере. И когда Иисус Христос пришел на землю, первое, что Он возвестил, это покаяние и веру в Евангелие (Мр. 1:15). То же проповедует и Петр в день Пятидесятницы (Деян. 2:38). Таким образом, Закон был дополнением к откровениям, данным Аврааму (Рим. 5:20).

2. Закон был дан на определенный срок — «до времени пришествия семени» (Гал. 3:19), т. е. Иисуса Христа. Он один исполнил Закон, который до Него никто не мог исполнить по причине действия иного закона — закона греха и смерти. Исполнив, Он отменил его, поэтому о Нем сказано: «Конец закона — Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10:4). Закон имел цель подвести людей ко Христу, Который есть наш Спаситель (Евр. 7:11-12,17). Только верой в Христа, Сына Божия, Первосвященника Нового Завета человек обретает спасение.

3. Закон был дан израильскому народу, как наставление, как «детоводитель ко Христу» (Гал. 3:24). Он сдерживал грех. Если посмотреть на него сверху, он был инструментом управления Израилем. Это был барьер, отделявший его от язычников. Если смотреть на него снизу, он служил препятствием для развития греха в Израиле.

4. Если смотреть на Закон изнутри, то он был зеркалом, помогающим человеку увидеть самого себя (Иак. 1:23-25). Благодаря Закону каждый мог увидеть себя грешником и понуждаться в Искупителе.

Кроме скрижалей Десятисловия, Моисей получил от Бога откровение о построении скинии, законы, уставы и постановления относительно всех сторон жизни народа — общественной, гражданской, духовной, семейной. Он не только передал это народу, но и научил его все тщательно соблюдать, строго наказывая нарушителей Закона.

Вот что пишет д-р Лоуренс Даф-Форбс относительно двух даров на Синае: «Закон был Божиим шоковым лечением от безумия греха! И мне кажется, что шок был так силен, что ум человека не был в состоянии в полной мере оценить и порадоваться факту, что с этой самой горы, в тот же самый момент и через того же самого человека, Моисея, тот же самый вечный Бог дал человечеству второй превосходный подарок.

Было два откровения на горе Синай, а не одно! Первое сопровожда-лось немедленно другим, разъяснительным, подаренным от любви к людям. Законы, которые Бог дал на Синае, были дарованы от любви, ибо Бог, хотя и Верховный Законодатель, извергает любовь на их происхождение. И в самом деле, свет, ярко светящий с этой самой горы, был светом, струившимся от любви; поддерживающая и успокаивающая правда была про-демонстрирована преподнесением второго Божественного подарка, второго дара от Трона Господня, ибо в то же самое время Бог передал проект Храма, уникального в истории, детали которого начинают открываться в Исходе 25 гл.

Это поразительно: Закон, объявляющий Самого Бога Автором, Влады-кой и Глашатаем, сопровождается сооружением, которое в равной мере заявляет Самого Бога его Творцом, Оформителем и Руководителем» (Ж. «Виноградник», 03-94).

Конечно, для столь великой задачи необходим был образованный и одаренный человек, способный изложить и духовным, и юридическим языком все заповеди и предписания Закона в доступной и вразумительной форме. Моисей был таким человеком, которого Бог готовил от чрева матери и соответствующим образом воспитывал в Своей школе. Фактически законодательство Моисея было первым в мире чело-ве-колюбивым законом, четко и ясно сформулированным и переданным от Бога целому народу. Этот Закон был столь совершенен и прогрессивен, что впоследствии был заимствован многими народами для составления своих законодательств. Моральная сила его заповедей неиссякаема.

Преподавая Израилю Закон на Синае, Бог преследовал далеко идущую цель: «Итак, если вы будете слушаться голоса Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля» (Исх. 19:5). Изучая историю израильского народа на предмет выполнения ими этой задачи, мы видим, что она полна драматизма: сколько раз этот народ был на грани исчезновения! Но всякий раз он словно восставал из пепла, возрождался и укреплялся. В чем причина столь феноменального явления?

У этого народа было нечто такое, что давало ему силу снова и снова восставать и двигаться вперед. Этим нечто было слово живого Бога, Его откровение, Его святой Закон, который Израиль получил через Моисея. Именно этот Закон сформировал его в крепко сплоченную Нацию; не просто в интеллектуально сильных людей, но в избранный народ, в общество Господне. Этот Закон сопровождал его во все периоды его истории и сохранил во всех превратностях судьбы. Он не был сухим предписанием определенных правил и постановлений об отношении человека к Богу, друг к другу, животным, природе, земле и т. д., но был живым творческим словом Самого Бога, Его откровением и потому явился сокровенным источником силы для национального и духовного сознания Израиля. Источник созидательной силы Закона заключался в Боге, поэтому он обладал большим влиянием на народ. Закон открывал Бога, бесконечно великого и непостижимого, Который хочет говорить с человеком и давать ему Свои откровения, наставления и законы, чтобы он мог праведно жить. В Законе Израиль видел Бога своим Творцом и Попечителем, а себя — Его творением, всегда нуждающимся в Нем и обязанным Ему поклоняться и служить.

Но самое главное назначение Закона было в том, что благодаря ему Бог тща-тель-ным образом оберегал израильский стан от посягательств сатанинских сил, пытаю-щихся туда проникнуть, чтобы губить народ. Моисей, как мудрый домо-стро-итель, старался уберечь народ от контактов с властями тьмы. Передавая ему законы и постановления от Бога, он строжайшим образом внушал народу мысль, что каждое нарушение заповеди — не просто преступление или грех, но это та дверь, через которую духи зла могут вторгнуться в общество и разложить его.

Поэтому от Синайского Кодекса веет такой суровостью. Сегодня многие читатели Библии зачастую не понимают ни Моисея, ни Бога, ни причин такой большой строгости по отношению к нарушителям Закона. Они не понимают и той роковой опасности, которая постоянно угрожала всему обществу и стояла за тем или иным нарушением заповеди Божией. А потому необходимо взглянуть на этот вопрос с позиций откровения Божия в Новом Завете, раскрывающем как сущность опасности, так и сокровенный смысл строгости Моисея. Послание Апостола Павла к Ефесянам (2:2; 6:12) снимает покров над этой тайной, показывая существование высоко организованной иерархии властей тьмы, ведущих непрестанную войну против народа Божия и использующих малейший проступок верующего, чтобы нанести урон всему обществу Господню.

Учитывая именно эту грозную опасность, Бог и создал такой непреодолимый барьер в виде строгих предписаний Закона. И Моисей, и Закон Моисеев соответ-ствовали этой колоссальной задаче. Именно с этой точки зрения и следует рас-сматривать некоторые «неблаговидные» проступки отдельных персонажей Библии, так как они были спровоцированы через обольщение и явились результатом совращения их диаволом.

В связи с этим приведу выдержку из книги Дж. Пенн-Луис и Э. Робертса, духовных работников начала нашего века, трудившихся на юге Англии. Они пишут: «На огненной горе Бог дал Моисею строжайшие указания, как обороняться от влияния и воздействия этих духов. Он получил торжественное повеление хранить израильский стан в чистоте от всякого общения с властями тьмы, наказывая смертью любую попытку предоставить вход этим властям в стан. Моисей обязан был применить наказание смертью к каждому, кто хотя бы на йоту готов был уступить усилиям духов обольстителей.

Уже тот факт, что Бог дал такой Закон, который простирается на эту духовную область, а также тяжесть наказания, угрожавшая каждому за преступление этого Закона, доказывали:

1) существование высокоорганизованных властей тьмы;

2) их зло и великую опасность для человеческого общества;

3) их способность общаться с людьми и стремление завладеть ими;

4) необходимость неизбежной и постоянной борьбы с ними и с их делами.

Бог никогда не установил бы определенных законов для защиты от воображаемых опасностей; к тому же Он не установил бы тяжелейшего из всех наказаний, если бы соприкосновение народа со злыми существами невидимого мира не было таким страш-ным преступлением с тяжелыми последствиями. Суровость наказания ука-зы-вает на то, что вожди народа должны были быть в состоянии ясно и отчетливо различать духов, так чтобы верно судить в тех случаях, которые доводились до их сведения» («Война со святыми», Лейкастер, 1916).

Как во времена Моисея, так и в более поздние времена духовный подъем и духовный упадок израильского народа зависел от того положения, какое он занимал в отношении сатанинских воинств тьмы. Когда вожди народа твердо придерживались Закона Божиего, оберегали стан от проникновения в него духов зла, народ в духовной жизни стоял высоко; когда же вожди впадали в грех и отступали от Закона, духи зла проникали в их среду. Начиналось падение, нравственное разложение, а затем и полное поражение народа. И если порой сила Божия могущественно проявлялась в этом народе, как затем и в новозаветной Церкви, то это зависело от того, насколько их вожди преодолевали силы властей тьмы.

Это очень важная и серьезная истина, от понимания которой зависит победа или поражение народа Божия. И сегодня там, где служители понимают этот вопрос и тверже придерживаются библейских принципов борьбы, они тщательно оберегают свою паству от обольщения и проникновения в нее учений заблуждения; а те церкви, где сами служители отступили от истины и попустили ересям проникнуть в их среду, — подверглись разлагающему действию обольстителей. И как древнему Израилю Бог заповедал тщательно соблюдать Закон и хранить себя (И.Нав. 22:5), так и Церкви Нового Завета надлежит усиленно бодрствовать и тщательно хранить себя от учений заблуждения, последнее время наводнивших весь мир (1Ин. 5:18; Лук. 21:36).

Преподав Израилю Закон, правила духовной и общественной жизни, Моисей постепенно подвел его под дисциплину Божию так, что властям тьмы были закрыты все двери в общество Господне. Народ был поставлен под знамена, по коленам и по станам, и выглядел со стороны организованным и могущественным обществом.

Вот как предстал Израиль перед глазами пророка Валаама, нанятого его проклясть: «С вершины скал вижу я его, и с холмов смотрю на него: Вот, народ живет отдельно, и между народами не числится… Не видно бедствия в Иакове, и не заметно несчастия в Израиле; Господь, Бог его, с ним, и трубный царский звук у него. Бог вывел их из Египта, быстрота единорога у него. Нет волшебства в Иакове и нет ворожбы в Израиле. В свое время скажут об Иакове и об Израиле: вот что творит Бог!» (Чис. 23:9,21-23).

Задача Моисея по формированию Израиля в общество Господне, защищенное Законом Божиим во всех сферах его жизни и деятельности, была завершена. Бог велел Моисею избрать себе преемником Иисуса Навина, а самому взойти на гору Фасги, чтобы отойти с этой земли. Подводя итог его жизни, Библия свидетельствует: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу» (Вт. 34:10). Можно добавить еще: и такого законодателя и вождя тоже больше не было.

http://www.maloestado.com/books/VKanatush/herosoffaith.htm