Открытие женских гимназий. Женские гимназии

19 апреля 1858 года в доме на углу Невского проспекта и Троицкой улицы (современная улица Рубинштейна) открылась первая женская гимназия.

До этого времени девушки из семей, которые не принадлежали к высшим слоям общества, практически не имели возможности получить хорошее образование. Существовали закрытые учебные заведения, подобные Смольному институту, куда принимали только дворянок и где упор в преподавании делали на французский язык, правила светского поведения, музыку, танцы, девушки в таких учебных заведениях были изолированы от семьи и внешнего мира. Существовали также частные женские пансионы, которые давали более серьезное образование, но обучение в них стоило очень дорого. Поэтому к середине 19 века назрела необходимость в таком учебном заведении, где могли бы учиться девочки всех сословий, имея при этом возможность жить в семье. Над осуществлением проекта по созданию женской гимназии работал талантливый педагог, профессор Николай Алексеевич Вышнеградский. В 1857 году Вышнеградский составил проект учебного заведения "для приходящих девиц" и обратился с ним к принцу Петру Ольденбургскому. Идея доступного женского образования понравилась известному благотворителю, и уже через несколько месяцев при его содействии Вышнеградский, назначенный начальником новой гимназии, стал готовить ее к открытию - покупал мебель, учебные пособия, подбирал учителей. В конце марта 1858 года был подписал "высочайший" указ об открытии учебного заведения, а еще через месяц гимназия торжественно распахнула свои двери. Новое учебное заведение получило название "Мариинская женская гимназия" в честь императрицы Марии Александровны, покровительницы женского образования.

Императрица Мария Александровна,
жена императора Александра II

Учебное заведение содержалось за счет небольшой платы, которую вносили родители девочек, и средств Ведомства учреждений императрицы Марии. Учебная программа в гимназии была достаточно серьезной. Все предметы делились на обязательные и необязательные, к обязательным относились закон Божий, русский язык, литература, история, география, естественные науки, основы математики, рисование, рукоделие. Желающие изучать дополнительные предметы должны были доплачивать по пять рублей в год за иностранный язык и за танцы, и по одному рублю за уроки музыки. В первый год существования гимназии в ней учились 162 девочки в возрасте от 9 до 13 лет - дочери чиновников, мещан, священнослужителей, офицеров. Вышнеградский пригласил работать в гимназии лучших учителей Петербурга, и благодаря их усилиям здесь сложилась простая и свободная атмосфера. Ученицы не имели специальной формы, их просили лишь одеваться опрятно и без роскоши. В гимназии не было наказаний, и при этом все восхищались высокой успеваемостью девочек. Гимназистки вспоминали впоследствии, что душой школы был, конечно же, сам Николай Вышнеградский, который по-настоящему умел любить и понимать детей.

Многие отмечали, что гимназистки в сравнении с девочками из закрытых институтов учатся добросовестнее, "с убеждением в видимой пользе образования". Однако находились и такие, кому не нравилось нововведение, ведь в одном классе могли учиться дочери генерала и портного, сенатора и купца, шли и разговоры о том, что низкая плата за обучение "порождает образованных женщин-пролетариев".

С 1864 года при Мариинской гимназии открылись двухгодичные женские педагогические курсы, В их программу впервые были включены анатомия и физиология - предметы, которые до этого в женских учебных заведениях никогда не изучались. Девушки, окончившие курсы, получали звание "домашней наставницы" и могли работать учительницами. На базе курсов позже был создан Женский педагогический институт.

Вслед за Мариинской гимназией в Петербурге, а затем и в других городах открылись еще несколько подобных женских учебных заведений, дав, таким образом, начало распространению женского образования в стране.

Текст подготовила Галина Дрегуляс

Общедоступным образование в России пытались сделать еще при Екатерине Великой: 1781 году она основала учебное заведение при Исаакиевском соборе, положившее начало целой сети школ, развитие которых было законодательно закреплено в указе от 27 февраля того же года. Еще до развития публичных школ в Российской империи появились образовательные учреждения для девочек и девушек: в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц и Воспитательное общество благородных девиц. Однако принимали в эти два заведения не всех, да и носили они «точечный» характер.

Первая женская гимназия появилась в России полвека спустя после того, как народные училища были преобразованы в гимназии, а первый женский вуз - еще через 20 лет..

В честь императрицы

Указ об учреждении первого женского училища «для приходящих девиц» (то есть не пансиона) был издан в Петербурге 28 (15) марта 1858 года. Инициатором выступило «Ведомство учреждений императрицы Марии», ответственное с конца XVIII века за благотворительность в Российской империи. Ведомство родилось из сети благотворительных и воспитательных учреждений, которые основала супруга российского императора Павла I Мария Федоровна. Собственно, отсюда и название - Мариинское.

В этом здании на Невском поначалу работала Мариинская гимназия. Фото: Архивное фото

Свою работу оно начало уже через месяц в здании на углу Невского проспекта и современной улицы Рубинштейна. Сейчас это здание уже нельзя видеть в его первозданном виде, поскольку оно дважды с тех пор перестраивалось. В начале 1870 годов заведение переместилось в бывшее здание Петербургского Коммерческого училища, которое находилось на углу Загородного проспекта, 13 и Чернышова переулка, 11, у Пяти углов. Дом был построен в 1857-1858 годах и на тот момент был совсем новым. Современный адрес дома: угол улицы Ломоносова, 13 и Загородного проспекта, 13.

Основателем первого в Петербурге училища стал выдающийся педагог Николай Вышнеградский - сторонник среднего женского бессословного образования и составитель первой русской программы по педагогике. Попечителем выступил управляющий Ведомством учреждений императрицы Марии принц Ольденбургский.

Всё как дома

Первое Мариинское училище было рассчитано на семилетний образовательный курс. В него принимались девочки в возрасте от 9 до 13 лет. В программе были следующие дисциплины: Закон Божий, русский язык и словесность, математика, география, история общая и русская, естествознание, французский и немецкий языки (дополнительно, за отдельную плату — английский язык), рисование, рукоделие, а также пение и танцы. По окончании учебы девушки получали квалификацию «домашняя наставница».

Ученицы не имели специальной формы, их просили лишь одеваться опрятно и без роскоши. В гимназии не было наказаний, и при этом все восхищались высокой успеваемостью девочек.

В Правилах внутреннего распорядка Мариинского училища было записано: «Класс должен сколько возможно больше походить на семью. <…> Уничтожение семейного элемента в общественных училищах убивает природную живость детей, омрачает Богом дарованную им веселость, истребляет доверчивость и любовь к наставникам и наставницам, к училищу, к самому ученью…». Правила, составленные принцем Ольденбургским, местами казались новаторскими для своего времени. В частности, он писал: «Понятие о порядке в классе часто понимается совершенно превратно, а потому и требует точного изъяснения. Истинный педагогический порядок класса состоит не в мертвой тишине и не в однообразном, неподвижном физическом положении детей; как то, так и другое, будучи несвойственно живой природе детей, налагает на них вовсе ненужное стеснение, крайне утомляет их, разрушает детское доверчивое отношение между наставниками и ученицами. <…> А в благоразумных семьях никогда не требуют, чтобы дети сидели неподвижно и однообразно, чтобы они не смели смеяться или обратиться к старшим по поводу того, что кажется им непонятным…»

Мариинскую гимназию в Царском селе посещала Анна Ахматова. Фото: Архивное фото

В 1862 году Мариинское училище было переименовано в Мариинскую женскую гимназию, которая к концу XIX века превратилась в одну из самых больших столичных гимназий (более 600 учащихся и около 60 преподавателей), однако в первые годы его существования ощущалась явная дискриминация - учителям женских учебных заведений платили куда меньше, чем в мужских. Попечитель Санкт-Петербургского учебного округа писал: «Если училища существуют, то потому, что учителя в них преподают за крайне незначительную плату, а иногда и даром». Только в 1865 году учителя «Мариинки» были уравнены по «чинопроизводству и пенсии» с преподавателями мужских гимназий.

Позже при Мариинской гимназии открылись двухгодичные женские педагогические курсы с изучением физиологии и анатомии человека, на базе которых был создан педагогический институт.

Гимназии шагают по стране

Открытие женской гимназии в Петербурге было событием настолько долгожданным, его необходимость назрела настолько явно, что по образцу Мариинки уже в первые годы существования гимназии начали создаваться похожие заведения по всей стране. Все новые гимназии были подчинены тому же Ведомству учреждений императрицы Марии. В 1870 году первые три класса были выделены в «прогимназии» - их прохождение считалось оконченным начальным образованием.

За пару десятилетий гимназии распространились по всей стране. Фото: Архивное фото В 1866 году в столице было уже семь таких гимназий. К 1894 году в Российской империи было 30 гимназий, в народе получивших название «мариинки», в которых обучались 9945 воспитанниц всех сословий и вероисповеданий в возрасте старше 8 лет, а в 1911 году 35 гимназиях количество учениц достигло 16 тысяч. Устав, утвержденный в 1862 году, действовал во всех гимназиях вплоть до их закрытия в 1918 году, а с 1879 года во всех заведениях применялась единая и обязательная программа обучения.

Наряду с этими общедоступными гимназиями открывались и частные заведения - в 1870 годах в Петербурге их насчитывалось семь, в Москве - четыре. Как правило, обучение там стоило дорого, и позволить себе определить туда дочерей могли только состоятельные родители. В некоторые, как в гимназию княжны Оболенской, принимали и вовсе по сословному принципу - только детей из аристократических семей.

После Октябрьской революции разделение на мужские и женские образовательные учреждения было упразднено, и лишь с середины 1990 годов они вновь стали открываться. Разумеется, Мариинскими они теперь называются лишь формально.

Первая женская гимназия

В начале декабря семнадцатого года отец перевел меня из Первой мужской гимназии в Седьмую, на Страстной площади. Мое пребывание в ней было очень кратковременным. Занятия никак не налаживались, в классах было очень холодно, совсем не топили, и мы сидели за партами в гимназических шинелях. Гимназия эта была привилегированной, и в ней училось много детей старинных русских фамилий. Помню Олсуфьева и Бестужева.

Вышел декрет о совместном с девочками обучении, и зимой восемнадцатого года Седьмую гимназию соединили с Первой женской. Занятия будут проходить в помещении женской гимназии.

После дворца седьмой мужской это помещение показалось мне каким-то казенным и неуютным. На четырех этажах большие, просторные классы с очень высокими потолками, безжалостный свет в огромных окнах, очень широкие коридоры и большой рекреационный зал.

В первый день мальчиков пришло очень мало. Нововведение это казалось столь странным и опасным, что многие родители не пустили своих сыновей, считая все это временной и пустой большевистской затеей - надо только немного переждать, и все вернется на «круги своя».

Было очень холодно, и мама к воротнику моей шинели пришила скунсовую горжетку: целый узкий зверек с лапками и черными коготками, маленькой острой мордочкой, с красными губами и мелкими белыми зубками - и еще маленькие оранжевые блестящие глазки с черными зрачками. Я не дал отрезать скунсу мордочку и запрятал ее за воротник.

В школе не топили, вешалка была закрыта, и замерзший швейцар сказал, что раздеваться не надо.

В классе меня обступило множество девочек, все в форме. Белые кружевные воротнички и манжеты, белые передники, в косах ленты. Они окружили меня тесным кольцом, разглядывают меня и моего скунса, неудержимо хохочут. Я, наверное, являл зрелище комическое. Одна девочка, Волкова, как сейчас помню, сказала: «Что вы над ним смеетесь, он, видно, из бедных». Всего этого я выдержать не мог и, запрятав скунса в карман, убежал домой.

Жизнь в женской гимназии мало-помалу входит в свою колею. С каждым днем появляется все больше мальчиков.

Затеяли издание литературного журнала. Редактором стал мальчик немногим постарше нас, сын сменовеховца Бунака. Журнал назвали «Аврора». Аврора - богиня утренней зари. Обложку поручили нарисовать мне.

Бирюзовое море, огненно-красный шар восходящего солнца, который чуть касается горизонта. На скале в белом хитоне богиня в задумчивой позе. На этом издание журнала закончилось, больше никто ничего не делал. С обложкой ко мне пришла слава. Девочки наперебой подсовывают мне свои альбомы, в которых я без конца множу Аврору.

В программу включены уроки по пластике и рукоделию. Пластику преподает артист Большого театра Чудинов: длинный милый пожилой человек, в театре танцевал Дон Кихота. Пластика должна сообщать нам изящный силуэт, элегантность манер. Девочки учат нас бальным танцам.

Упражнения с мячом по окончании урока, в зале играем в футбол, нас с трудом загоняют в классы.

На рукоделии учимся пришивать пуговицы, исколол себе все пальцы.

Урок французского языка. Молодая француженка входит в класс. Она ни слова не говорит по-русски, мы ни слова по-французски. - «Бонжур, месье и мадемуазель, кэль эр э тиль а прэзан?» И дальше все в таком роде.

Вскоре в классе наступает мертвая тишина под красивое чтение француженки: «Эн маршан рэвэнэ дэ ля фуар…» Мальчики и девочки в полном покое заняты каждый своим делом: обмениваются марками, читают, под партой держа на коленях книги на русском языке. Я рисую в альбомах Аврору, богиню утренней зари.

В школу начинает поступать американская продовольственная помощь АРА. Организован буфет, в котором мы, школьники, дежурим по очереди. Нарезаем хлеб и сливочное масло. В часы дежурства можно есть вволю. Дежуря, я так наедался впрок американским маслом, что долгое время меня тошнило при одном его упоминании. Никакими силами меня больше нельзя было определить в дежурные.

Было очень холодно, в школе совсем не топили, и мы все чаще и чаще пропускали уроки.

С революцией ко мне пришла долгожданная свобода, никто меня не провожал в школу и никто не встречал. У меня с каждым днем было все больше свободного времени, я много гулял по заснеженной Москве, читал без разбора, рисовал. Дома нас с отчаянным упорством продолжали учить музыке.

Ходили слухи, что часть классов переведут в бывшую гимназию Раевской, в Каретном ряду, а в помещении нашей гимназии будет госпиталь.

Шла гражданская война.

Женская услуга Один млад, лейтенант советской армии, рассказывал мне свою историю, как он попал в лагерь и тюрьму. Во время войны мы были окружены и я попал в плен к немцам. Нас отправили в Германию, где я как специалист вскорости оставил лагерь и жил вне лагеря.Случайно

Доля женская Да, «пророк» и «святой» коммунистического «рая» привез много новинок из-за границы, бросивши «Богоносца» в противоположную сторону - упиваться чужой кровью и наслаждаться чужим горем, а также порадовал и женщин: дал им равноправие с мужчинами.Женщина

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ДЕТСТВО Ушкуйник и запорожец. Мать и бабушка. Азбука. В лесах дремучих. Вологда в 60х годах. Политическая ссылка. Нигилисты и народники. Губернские власти. Аристократическое воспитание. Охота на медведя. Матрос Китаев. Гимназия. Цирк и театр. «Идиот». Учителя и

ГЛАВА ПЕРВАЯ Киевские годы: семья, гимназия и университет. Война. Медицина. Революция. IИ отец, и мать Булгакова были родом из Орловской губернии. «Мы были колокольные дворяне, - вспоминала сестра писателя Надежда Афанасьевна Земская, - оба деда - священники; у одного было

ЖЕНСКАЯ ПОЛОВИНА Женщины в лагере жили, вообще говоря несравненно лучше, чем мужчины. Среди прекрасного пола и процент смертности был не очень высок.В начале 1943 года в лагере томилось около 500 женщин. Вскоре их число возросло до тысячи. Но летом с ними поступили жестоко:

Версия женская Мне пока не удалось толком рассказать о Ларке, вернее, о знаменитой Ларисе Богораз, бывшей жене Юлика Даниэля и вдове Анатолия Марченко, любовно прозванной в узком кругу «матерью русской революции». Конечно, я упоминала ее несколько раз и даже пыталась

Глава IV Клеопатра Невы, ее двор, ее прославленный художник-итальянец, ее муж-конквистадор и женская свита конквистадора Честно сказать, и сама эта величественная горбоносая красавица, и чеканные ее строки вспоминались мне не слишком часто до того самого октябрьского дня

Глава 55 Женская половина Когда Полина вышла замуж и ушла жить к мужу, я осталась одна в мужском «царстве». А вскоре старший сын Арсений (ему 15 лет) построил себе дом из лиственницы. Пока один он там жить не собирался, а дом всем моим мужчинам очень понравился, и они решили

ЖЕНСКАЯ КРОВЬ НА БРУСЧАТКЕ КРЕМЛЯ Как и обещал Свердлов, Фейгу Каплан с Лубянки перевели в Кремль. Почему? Да потому, что несознательные чекисты, не понимающие, что такое политическая целесообразность и требующие открытого и гласного суда, могли совершить что-нибудь

ГЛАВА ПЕРВАЯ Семья Мережковских. – Детские годы. – Гимназия, первые литературные опыты О своем детстве и отрочестве Мережковский достаточно подробно рассказывает в «Автобиографической заметке», помещенной в знаменитом сборнике С. А. Венгерова «Русская литература XX

Глава LXXIII. Отъезд на Кавказ. Туапсинская Иверско-Алексеевская Женская Община Еще задолго до перехода своего на службу в Ведомство Православного Исповедания, я осаждался разного рода просителями, прибегавшими к моей помощи и заступлению. Как я ни уклонялся от этих

Гимназия Владимир Владимирович Маяковский. «Я сам»:Приготовительный, 1-й и 2-й. Иду первым. Весь в пятерках. Читаю Жюля Верна. Вообще фантастическое. Какой-то бородач стал во мне обнаруживать способности художника. Учит даром.Николай Николаевич Асеев. В записи Григория

«Женская темная сила» Впервые портретные черты молодой поэтессы воспроизводятся Толстым в августе 1911 года в рассказе «Ночь в степи», написанном во время второго пребывания Толстых в Париже. Герою снится безумный визит к должнику - помещику-степняку, ругателю и

Первая мужская гимназия В конце августа 1914-го отец привел меня, восьмилетнего мальчика, держать вступительные экзамены в приготовительный класс Первой мужской гимназии. Дед мой, отец и дядя учились в этой гимназии.Накануне в парикмахерской меня подстригли «под

ЖЕНСКАЯ ДОЛЯ. 93-Й ГОД С ве тлой Памяти моей первой учительницы, Дидковской Александры Филаретовны, посвящается… Помните, как у Н,А, Некрасова: «Доля ты русская, долюшка женская… Вряд ли труднее сыскать…».В нашем случае, эти слова в самую точку, в самое сердце…Были и есть

Старт массовому женскому образованию в России дал ещё Пётр I. Царь издал указ, согласно которому запрещалось венчать «неграмотных дворянских девушек, которые не могут написать хотя бы свою фамилию».

Со второй четверти XVIII века в моду постепенно стало входить домашнее образование для женщин дворянского сословия. А в 1764 году в Петербурге начало работать Императорское воспитательное общество благородных девиц — знаменитый Смольный институт. В нём на полном пансионе жили и учились представительницы самых знатных фамилий России. Лучшие выпускницы часто становились фрейлинами при дворе.

Закрытые учебные заведения действовали по принципу, который в наши дни сохранился в английских привилегированных публичных школах: ученик должен постоянно жить там, где проходит обучение. Однако такая форма образования, созданная для дворян, чьи поместья были разбросаны по стране, была неудобна для городского населения, численность которого неуклонно росла на протяжении всего XIX века.

К тому же закрытые дворянские пансионы отрезали от образования детей буржуа и мещан, чьё влияние в обществе нарастало.

При этом обычное гимназическое образование для приходящих учеников оставалось привилегией мужской части общества — первое такое заведение появилось в 1803 году.

Домашнего образования для девочек было недостаточно, да и позволить себе нанимать надомных педагогов могли единицы. В то же время в русском обществе середины XIX века постоянно росли требования к культурному уровню женщин, да и сами представительницы различных сословий массово стремились к просвещению.

Поэтому общедоступное женское учебное заведение было актуальным требованием. В итоге 28 марта 1858 года император Александр II издал указ об учреждении в Санкт-Петербурге первого женского училища без пансиона. А уже 19 апреля открылась Мариинская гимназия, куда могла поступить практически любая девушка, вне зависимости от происхождения и достатка.

Как отметила в интервью RT историк Наталья Ушакова, в середине XIX века первые места по уровню грамотности занимали Санкт-Петербургская и Московская губернии. За ними следовали губернии с населением, работающим на местных фабриках и отхожих промыслах, — Ярославская, Владимирская, Костромская.

«Неслучайно первая частная женская гимназия была создана в 1857 году в Костроме. А уже в следующем году дело женского образования было передано в надёжные руки Мариинского общества, после чего появилось Петербургское училище», — рассказала Ушакова.

Первые шаги

Создание гимназии инициировало Ведомство учреждений императрицы Марии Александровны — Мариинское общество, в честь которого и была названа гимназия. Это было государственное учреждение, занимавшееся благотворительностью. Помимо воспитания сирот и помощи больным, Мариинскому обществу было поручено женское образование.

  • Портрет Марии Александровны кисти К. Робертсон. 1849-1851 гг., Эрмитаж

Организатором и идеологом женского образования стал известный педагог Николай Вышнеградский. Он начал свою карьеру как преподаватель гимназии, затем защитил диссертацию, обучал философии студентов педагогического института. В 1857 году Вышнеградский занялся делом всей своей жизни — развитием женского образования в России. Он задался целью сделать этот вопрос предметом широкого общественного обсуждения, составить планы реформ системы образования. Чтобы реализовать свои идеи, он начал издавать «Русский педагогический журнал».

Поднятая Вышнеградским проблематика заинтересовала общество: его журнал был не просто популярен — издание сформировало социальный запрос на женское образование.

Сам Вышнеградский заработал достаточный авторитет для того, чтобы обратиться к герцогу Петру Ольденбургскому — председателю Главного совета по развитию женского образования. Герцог, известный поборник просвещения, поддержал инициативу Вышнеградского и совместно с императрицей Марией Александровной выступил руководителем проекта по созданию первого Мариинского женского училища и дальнейшему развитию гимназического образования для девушек.

  • Портрет принца П.Г. Ольденбургского работы Ж. Кура, Эрмитаж

«Вышнеградский неслучайно занялся изданием журнала. Период начала правления Александра II можно описать как время, когда вопросы образования больше всего волновали общество, ведь образованные люди были инициаторами и исполнителями целой серии реформ, изменивших Россию», — подчеркнула Ушакова.

Она добавила, что, кроме «Русского педагогического журнала», проблемами образования занимались «Правительственный вестник», «Санкт-Петербургские ведомости», «Голос», «Вестник Европы», «Русская мысль», «Русское богатство». По словам Ушаковой, в прессе были представлены все направления — от консервативного до весьма либерального.

Образовательные инновации

Ещё дореволюционные исследователи отмечали, что пансионное образование оказывало излишнее давление на учащихся.

Так, историк педагогики Пётр Каптерев в 1898 году писал: «Когда мальчик от мягкого домашнего строя жизни, из тёплой семейной атмосферы переходит в официальную казённую школу, устроенную на казарменный лад, то его бывает жаль; но когда тот же переход совершается с девочкой, тогда её бывает ещё больше жаль, тяжелее, грустнее смотреть на неё».

Став директором, Вышнеградский разработал для гимназии передовую по меркам того времени систему обучения. Если в женских пансионах поддерживалась самая суровая дисциплина, то в училище Вышнеградского требовалось лишь соблюдать приличия — здесь была почти домашняя, весьма непринуждённая обстановка. В пансионах воспитанницы носили специальную форму, это регламентировалось строжайшим образом. В гимназии же первоначально формы не было вовсе, чтобы не стеснять учениц.

В образовательном процессе Вышнеградский руководствовался принципом «не принуждать, а развивать». Директор категорически запретил любые наказания. В ответ ученицы проявляли гораздо больший интерес к учёбе, чем воспитанницы пансионов.

На первый курс поступили 162 девочки в возрасте от девяти до 13 лет, три из них — крестьянки по происхождению. Плата за обучение была очень низкой: Вышнеградский выступал за доступность образования и настаивал, чтобы основные расходы взяло на себя Мариинское общество. Петербургский эксперимент был признан удачным, и с 1860-х годов по всей России стали появляться Мариинские гимназии.

От среднего к высшему

В 1871 году началась масштабная реформа образования — как считают историки, одна из наиболее актуальных для правительства Александра II. Новый устав гимназий и прогимназий обрёл статус закона.

Вот как описывает этот период историк Алексей Любжин: «Вопреки мнению большинства Государственного совета, император Александр II утвердил устав 1871 г. В соответствии с ним право поступления в университеты было предоставлено лишь выпускникам классических гимназий либо сдавшим экзамены по их курсу».

Это ещё больше повысило роль женских гимназий, ведь с 1878 года в России начала формироваться система высшего образования для женщин. Однако без гимназического образования поступить на высшие женские курсы было нельзя.

«С середины XIX века русская общественность уделяла пристальное внимание качеству и содержанию преподавания в средних учебных заведениях. Критика классических гимназий, реальных училищ, всей системы образования особенно усилилась в печати 1890-х годов. С особой остротой встал вопрос о расширении сети женских учебных заведений, в том числе высших, поскольку желающих учиться в них становилось всё больше», — отметила Ушакова.

Вскоре стало ясно, что возможности Мариинского общества слишком малы, чтобы удовлетворить потребность страны в женских учебных заведениях. И с 1860-х годов Министерство народного просвещения стало открывать собственные женские училища, которые после принятия в 1870 году Положения о женских гимназиях и прогимназиях окончательно сравнялись в правах с мужскими гимназиями.

Однако «министерские» учебные заведения отличались от Мариинских гимназий тем, что были ориентированы на подготовку женских педагогических кадров: окончившим семь классов выдавался аттестат учительницы начальной школы, после восьми классов — аттестат домашней учительницы. В этих образовательных учреждениях больше внимания обращали на иностранные языки, так как считалось, что владеть ими должна каждая учительница.

Перед революцией 1917 года число женских гимназий Министерства народного просвещения достигло 958. Эти учебные заведения открылись даже в небольших уездных городах. Кроме того, в России работали 35 женских гимназий Мариинского общества. В них обучалось более 16 тыс. девочек. Но Октябрьская революция уничтожила существующую систему.

Следующие полтора десятка лет стали временем экспериментов в сфере образования — в частности, большевики упразднили раздельное обучение. Однако в 1943 году его ненадолго восстановили. Окончательно женские школы ушли в историю в 1954 году.

(сегодня 161-я годовщина)

Подробное описание:

Женская гимназия - так назывались средние общеобразовательные учебные заведения в России. Располагалась гимназия в доме Козицкой на Тверской (угол Козицкой). Того дома, где потом был открыт Елисеевский гастроном. В середине 19-го века этот дом сдавался последовательно самым разным арендаторам. Среди заведений этого периода, располагавшихся в доме, была и женская гимназия. Называлась она "1-ая московская женская гимназия". Гимназии придерживались правил и программ, установленных министерством народного просвещения, и подчинялись местному учебного округу. Женские гимназии министерства народного просвещения предназначались для девочек всех сословий и вероисповеданий. Уровень обучения был ниже чем в мужских гимназиях и выпускались из них учителя(окончившие 7 классов), домашние учителя(окончившие 8 классов) и домашние наставницы(окончившие 8 классов с медалью). Окончание 8-го класса открывало доступ на Высшие женские курсы без экзамена. Все женские гимназии министерства народного просвещения были платными. Так же существовали частные гимназии. В лучших частных женских гимназия курс обучения соответствовал курсу мужских гимназий. В связи с высокой платой за обучение учиться в них могли только дочери состоятельных родителей.