Поэзия и проза древнего рима.

Идет семьсот тридцать первый год от основания Рима - двадцать третий год до новой эры. В доме императора Августа на Палатинском холме лучший поэт Рима - Вергилий (70 - 19 до н. э.) читает свою «Энеиду» - поэму, которую он пишет уже шесть лет и все еще не считает завершенной. С трудом уговорил его Август прочитать из нее хотя бы отрывки. Рядом с Августом сидят его ближайшие советники. Остальные присутствующие - поэты, любители искусств. Между ними друг Вергилия - поэт Гораций (65 - 8 до н. э.), раньше времени поседевший человек. Он недавно опубликовал свои «Оды» - три книги лирических стихотворений - и теперь наслаждается славой. Рядом с ним драматург Варий, тоже друг Вергилия. Здесь и Тибулл (ок. 50 - 19

до н. э.) - молодой, но уже известный поэт, автор нежных любовных элегий, и Проперций (ок. 50 - 15 до н. э.) - «ученый лирик», когда-то встретивший начало работы Вергилия над «Энеидой» восторженными стихами:

Сдайтесь, писатели Рима, сдавайтесь, поэты Эллады: Большее нечто растет здесь «Илиады» самой!

(Перевод М. Гаспарова.)

Вергилий

Гораций.

С восхищением и вниманием слушают собравшиеся. Для них это не просто развлечение. Речь идет о создании великой литературы, творцами которой римляне могли бы гордиться не меньше, чем греки Гомером и Эсхилом. Речь идет о создании литературы, достойной могущества Рима - мировой державы, во власти которой все Средиземноморье. До сих пор у римлян были лишь комедии веселого Плавта, поэма великого мыслителя-материалиста Лукреция «О природе вещей», полные глубокого чувства лирические стихотворения поэта Катулла. Но все это лишь подступы к созданию классической национальной римской поэзии, расцвет которой связан с именами Вергилия и Горация.

Вергилий и Гораций стали свидетелями того, как погибла в Риме республика и утвердилась в лице Августа империя. Сам Гораций когда-то сражался в армии Брута, последнего защитника римской свободы. К Августу Вергилий и Гораций примкнули потому, что хотели видеть в нем продолжателя республиканских традиций. Прославляя Августа, они славили в его лице величие Рима.

Поэму Вергилия «Энеида» признали лучшим классическим произведением римской поэзии. В основе ее - миф, сложенный когда-то римлянами о том, что их предок - троянец Эней, сын богини Венеры, - приплыл в Италию после падения Трои. Римляне хотели показать, что история их народа такая же древняя, как и история греков.

Поэма рассказывает о том, как корабли Энея, спасшиеся от страшной бури, причаливают к берегам Африки, где пунийская (древние римляне называли пунийцами население Карфагена и других городов Северной Африки) царица Дидона возводит свой город Карфаген. Эней рассказывает ей о своей судьбе: о том, как пала Троя, как спасся он из горящего города и с немногими товарищами решил отыскать неизвестную землю, где по велению оракула они должны основать новый город. Дидона и Эней полюбили друг друга. Прервав свой путь, долгие дни и месяцы проводят троянцы в Карфагене. Но однажды во сне Энею является вестник богов - Меркурий.

Он требует, чтобы Эней свершил то, что назначено судьбой: основал город, новую родину для своих потомков. Скорбный Эней тайно покидает Дидону и отплывает из Карфагена. Не в силах вынести разлуки, Дидона пронзает себя мечом. А Эней продолжает свой путь и наконец достигает берегов Италии. Здесь, чтобы узнать о своей грядущей судьбе, он спускается в страшную Авернскую пешеру, где, по преданию, находился вход в царство мертвых. Перед ним проходят величественные образы будущих героев римского народа. Воодушевленный этими видениями, Эней ведет своих спутников, чтобы создать поселение на этой земле. Но Энею и его товарищам пришлось выдержать долгую войну с местными племенами, прежде чем они заложили заветный город Альба-Лонга. От царей Альба-Лонги родился Ромул, основатель Рима, а сын Энея Асканий стал прародителем римского рода Юлиев, к которому принадлежит император Август. Так неразрывно сплетаются в поэме прославление Рима и Августа, напоминание об общем для греков и римлян мифическом прошлом и утверждение особенного, дарованного только Риму величия в настоящем.

Археологи, раскапывая древние города Римской империи, то и дело находят обломки стен с грубо начертанными строчками из «Энеиды», видимо полюбившимися некогда простым людям. А для римских писателей «Энеида» навсегда осталась непревзойденным образцом. Много веков спустя многие поэты Возрождения и эпохи классицизма подражали этому гениальному творению Вергилия в своих поэмах.

Овидий

Если Вергилий создал классический римский эпос, то его друг и современник Гораций создал классическую римскую лирику. Он также воспевал в своих стихотворениях доблесть предков; однако охотнее он вспоминал о древней простоте нравов, учил наслаждаться «золотой серединой» скромного достатка, писал о тоске и радости любви, о веселых пирушках с добрыми друзьями. Эти стихи брали за образец многие поэты нового времени, в том числе и русские стихотворцы XVIII - начала XIX в. Но едва ли не лучшие стихи Гораций посвятил прославлению своего призвания - поэзии. Среди них - знаменитый «Памятник»:

Воздвиг я памятник вечнее меди прочной
И зданий царственных превыше пирамид;
Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный,
Ни ряд бесчисленных годов не истребит.

(Перевод А. Фета.)

В русской поэзии тема горациевского «Памятника» прозвучала в замечательных стихотворениях Державина и Пушкина.

Труд Вергилия и Горация проложил дорогу третьему великому поэту эпохи Августа - Овидию (43 до н. э. - ок. 18 н. э.). Наиболее значительное его произведение - поэма «Метаморфозы» («Превращения»). Овидий собрал едва ли не все мифы «о превращениях» (их оказалось свыше двухсот) и пересказал в своей поэме. Получилось собрание самых поэтических образцов греческой и римской мифологии. Обращается в камень Ниоба, в наказание за надменность лишившаяся своих детей; вырастают ослиные уши у глупого царя Мидаса и т. д.

Иллюстрация Д. Бисти к «Энеиде» Вергилия.

Жизнь Овидия сложилась несчастливо. Он сочинял любовные элегии и мифологические поэмы, мало заботясь о прославлении римской мощи и императорского имени. Стареющему императору Августу это не нравилось. Он сослал поэта на окраину империи, к берегам Черного моря, где теперь находится румынский город Констанца. Там Овидий и умер, проведя десять лет в изгнании. На чужбине он создал свою последнюю книгу - «Печальные элегии». Много веков спустя неподалеку от этих мест жил сосланный в Кишинев Пушкин. Он часто обращался мыслью к судьбе Овидия - такого же изгнанника, как он. Одно из своих южных стихотворений Пушкин назвал «К Овидию». А тот, кто читал поэму «Цыганы», никогда не забудет прекрасных слов о римском поэте, вложенных в уста старого цыгана:

Он был уже летами стар,
Но млад и жив душой незлобной;
Имел он песен дивный дар
И голос, шуму вод подобный.

Литературное творчество поэтов, создание образцов латинской прозы оказали самое благоприятное влияние на разработку римского права. Юристы использовали достижения римской прозы, и именно в эту эпоху создавался тот ясный и точный язык, которым написаны выдающиеся произведения юридической литературы эпохи Империи. Вашему вниманию предлагаются сведения лишь о некоторых римских писателях и поэтах.

Вергилий Марон, Публий (70 -19 до н. э.) Литературная деятельность началась в Риме. Он пишет эпиграммы и эпические поэмы. В Риме Вергилий знакомится с Меценатом, сподвижником и дипломатом императора Октавиана Августа (63 до н. э. – 14 н. э.). В честь Мецената Вергилий сочинил дидактическую поэму о земледелии, о мирной сельской жизни. Вершиной его поэтического творчества была «Энеида» , в которой он прославлял мощь римской империи и Августа. Поэма оказала глубокое влияние на всю последующую римскую и западноевропейскую литературу.

Август, Гай Юлий Цезарь Октавиан (63 г. до н. э. – 14 г. н. э.) Император Август – одна из наиболее значительных фигур в истории Древнего Рима. Его законодательная деятельность была направлена на совершенствование государственной и судебной систем, укрепление института римской семьи и нравственных устоев римского общества. Август вступил на политическую арену в качестве приемного сына и наследника Цезаря. Он был единоличным правителем государства, в его руках была сосредоточена высшая военная власть. Международная политика Августа была направлена на укрепление авторитета Рима, на отказ от новых завоеваний. Это способствовало стабилизации, столь желанной после эпохи гражданских войн. Время правления Августа было ознаменовано также расцветом искусств.

Гай Цильний Меценат (лат. Gāius Cilnius Maecēnās, около 70 до н. э. - 8 до н. э.) - древнеримский государственный деятель и покровитель искусств. Личный друг Октавиана Августа и своего рода министр культуры при нём. Имя Мецената как поклонника изящных искусств и покровителя поэтов сделалось нарицательным.

Гораций Флакк, Квинт (65 -8 до н. э.) Получил блестящее образование в школах Рима. Поэзия Горация – образец классического изящества словесного выражения. Влияние его на последующее развитие культуры было огромно. Его творчеством в России интересовались Державин, Батюшков, Дельвиг, Аполлон Майков, другие русские поэты.

Квинтилиан Марк Фабий (ок. 35 -96) Теоретик красноречия, первый из риторов, принятый на государственную службу, гордость Рима. К старости был назначен наследником престола. Автор трактата «Воспитание оратора» (12 книг - самый большой из сохранившихся античных трудов по риторике). Квинтилиан утверждал, что основные цели воспитания оратора – нравственность и вкус. О нравственности надо заботиться с младенчества, а вкус развивать на классических образцах. Главный образец – Цицерон: «Чем больше тебе нравится Цицерон, тем больше будь уверен в своих успехах» .

Писчим материалом в античности были папирус, пергамент, и навощенные таблички, буквы на которых процарапывались так называемым стилем – заостренной тростниковой палочкой. Для кратких официальных надписей использовался твердый материал. (см. на следующем слайде) Все римские литературные памятники дошли до нас в средневековых рукописях, причем значительное количество сочинений римских авторов безвозвратно погибло.

Оратор Письменные принадлежности: 1 – восковые таблички; 2 – стиль; 3 – папирусный свиток; 4 – чернильницы и перьевая ручка

Ливий Тит (59 до н. э. – 17 н. э.) Писатель-историк. Написал 142 книги, но сохранились только некоторые «декады» (десятикнижия и более поздние краткие обзоры его истории «от основания города» (Рима). Тит Ливий рассматривал историю как «учительницу жизни» (magistra vitae). Он замечательный рассказчик и великолепный оратор. Если его современник Вергилий был творцом «Энеиды» - римской истории в стихах, то всю историю Ливия можно назвать живописной эпопеей Древнего Рима в прозе.

Лукреций Кар (ок. 96 -55 до н. э.) Римский поэт-философ эпохи гражданских войн. Поклонник философии Эпикура, Лукреций в дидактической поэме «О природе вещей» популяризирует его идеи. В первых трех книгах излагается учение об атомах. Четвертая посвящена теории познания, пятая – астрономии, геологии и истории человеческой культуры. В шестой книге объясняются различные явления природы, а заканчивается поэма описанием эпидемии в Афинах V в. до н. э. В Лукреции современному читателю созвучно живое ощущение природы, вера в человека, в его разум в прогресс человечества

Овидий Назон, Публий (43 до н. э. – 18 н. э.) Для потомства Овидий остался третьим членом великого поэтического триумвирата античности: Вергилий, Гораций, Овидий. Он был певцом человечности и человечества. Каждая эпоха училась у него гуманизму на свой лад. Для средних веков он был наставником практики куртуазного вежества и теории мирового сродства. В феодально- рыцарской поэзии трубадуров Овидий – образец певца любви. Для Возрождения и классицизма творчество Овидия – источник норм галантного поведения и неисчерпаемый источник занимательных историй.

Плиний Младший, Гай Цецилий Секунд (ок. 61 – ок. 114) Был учеником теоретика красноречия Квинтилиана. Отличаясь ораторскими способностями, он прошел всю лестницу государственных должностей. При императоре Траяне он стал консулом. «Панегирик Траяну» - единственная сохранившаяся речь Плиния Младшего. Его идеалом в образе жизни и в литературных занятиях был Цицероновскими были оба жанра, которым Плиний Младший посвятил свою жизнь, - судебные речи и письма (10 книг).

Сенека Младший, Луций Анней (ок. 4 до н. э. – 65 н. э.) Прозаические сочинения Сенеки включают 12 книг небольших философских трактатов и большой сборник писем на моральные темы к молодому другу – философу Луцилию. Здесь он выказал виртуозное словесное мастерство. Кроме философской прозы, из сочинений Сенеки сохранились девять трагедий: «Безумный Геркулес» , «Медея» , «Эдип» и др. Его трагедии – это произведения для чтения, а не для постановки. Сенеку почитали наравне с Сократом. Он овладевал душами и заставлял себе подражать вольно или невольно от «Исповеди» Августина до драм Шекспира.

Тацит Публий Корнелий (ок. 54 – ок. 123) Получил очень хорошее литературное образование и стал видным судебным оратором. Две основные работы Тацита («История» и «Анналы») проникнуты обвинением против тиранического режима империи. Его исторические сочинения отличаются глубиной психологического анализа, красотой описаний и характеристик. Тацит был именно римским историком: Рим, римский сенат и народ – вот объекты его внимания. Тацит получил высокую оценку своих современников.

Федр (ок. 15 до н. э. – 70 н. э.) По происхождению был рабом. Основной жанр его творчества – басня. Он перелагает в латинские стихи греческие басни легендарного Эзопа и сочиняет новые по их образцу. Сохранилось 120 басен Федра. Он ценил в басне не изложение, а мораль. В Западной Европе басни Федра были использованы французским баснописцем Лафонтеном. В России некоторые сюжеты его басен использовал Крылов.

Цезарь Гай Юлий (100 -44 до н. э.) Политический деятель, полководец, писатель. Он находил время для теоретических проблем латинского языка. Основные труды – «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне» (события 49 -43 гг. до н. э.). В «Записках» речи персонажей передаются Цезарем преимущественно в косвенной форме, о себе он пишет в третьем лице, чтобы произвести впечатление большей объективности повествования. Простота, четкость, ясность стиля, ограниченный до минимума запас слов способствовали тому, что в Новое время Юлий Цезарь стал первым «гимназическим» автором.

Цицерон Марк Туллий (106 -43 до н. э.) Получил общее и риторическое образование. Блестящие ораторские способности помогли ему добиться государственных должностей. Цицерон был просвещеннейшим человеком эпохи, гениальным оратором и талантливым писателем. Сохранилось 58 его речей, 7 трактатов по риторике, 12 трактатов по философии и около тысячи писем. Наиболее известны «Письма к Аттику» . В Теории красноречия Цицерон отстаивает идею гармонии словесного выражения и содержания. Отличительные черты ораторского искусства самого Цицерона – не только глубина знания, но и музыкальная периодичность, ритмичность; тщательный отбор стилистически нейтральных слов. Для Европы он стал воплощением гуманизма республиканской античности. В Риме его читали в школах, писали комментарии к его речам.

Общеизвестны цитаты Цицерона: История - свидетельница времён, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины. В трактате «Об ораторе» (De Oratore II). Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием. - В трактате «Об ораторе» Письмо ведь не краснеет. - В письме Луцию Лукцею. Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными. - Из речи в защиту Клуенция.

Таким образом, литературный латинский язык развивался благодаря творчеству римских писателей и поэтов и на протяжении нескольких столетий оставался языком науки, юриспруденции, богослужения, дипломатии.

Писание буков в столбик не терпит безграмотности. Только когда гопники из Рима выучились сперва читать, а потом по-гречески, только тогда у них самих появилась поэзия - никак не ранее I века до н.э. К тому же дело усугублялось тем, что, в отличие от нормальных людей, у римлян не было даже народно-эпической традиции - потому что город отщепенцев, воров и бандитов не был народом, покрав язык у латинян, верования у этрусков, науку и искусство - у греков.

Топ-10 поэтов Древнего Рима в порядке хронологии

1. Гай Валерий Катулл . Самый старший из серьезных латинских поэтов и так и оставшийся самым талантливым. Поэзии Катулла присуще то, чего нет у всех остальных римских авторов - страсть, захлестывающие эмоции, яркость и сочность образов и переживаний. О чем бы он не писал - о любимой суке Лесбии, о свадьбе друга, о политических интригах и махинациях, об адептах восточных культов, Катулл не останавливает себя "изящной огранкой", "почтенной умеренностью" или "доводами разума". Если он любит, то насмерть, если ненавидит - до смерти, если смеется - саркастически. Одни называют это "золотой молодежью" и морщаться, но как заметил сам Гай Валерий - не обязательно в жизни быть таким же, как в своих стихах...

2. Публий Вергилий Марон . Прозванный "Мантуанским лебедем", Вергилий куда больше заслужил бы прозвище "Премудрый пескарь". Не ищите страть и подлинные переживания в его стихах - он "как прилежный мальчик" следует Феогниду в "Буколиках" (положивших начало отвратительной традиции европейской поэзии описывать слащаво-гламурную вымышленную жизнь пастушков и пастушек), Гесиоду в "Георгиках" ("духовно-скрепное" прославление "физического труда на лоне природы" в пику "либерастическому атеизму каменных джунглей"), и Гомеру в "Энеиде" (госзаказ-переросток о том, что народ Рима родился не из сборища бандитствующей быдлоты с раёна, а произошел от героических троянцев). Хотя пока большинство людей роняют слезы умиления от "банальностей в столбик", ошибочно называемых ими стихами, Вергилий будет оставаться популярным.

3. Квинт Гораций Флакк . Вы все знаете этих людей, имеющих репутацию "мудрых по жизни" - "серединка-наполовинку", твердо знающих, что в горе нельзя биться головой о стол (больно будет), а в радости выпивать лишнюю чарку (пузо заболит). Они превратили "золотую середину" в единственный жизненный принцип. И потому сатиры Горация относятся к категории "Нам, товарищи, нужны подобрее Щедрины...", а прочие его произведения - к жанру "Песни мудро-спокойного поселянина", никогда не забывающего о том, что в итоге надобно вовремя поужинать - и баиньки... И вроде упрекнуть их не в чем, но стихи эти носят отчетливые следы пемзы, которой терли пергамент, чтобы добиться "золотой середки".

4. Секст Аврелий Проперций . Если понимать слово "лирика" начетнически-узко как "стихи про любовь", то Проперций - один из тончайших и "лиричных" лириков. Почти все книги его "Элегий" посвящены бесконечным переживаниям по поводу одной-единственной (поэт был ярко выраженным однолюбом) Кинфии, которая сперва радует автора своей страстью и ласками, а потом огорчает (по классической схеме - "от уксуса куксятся, от горчицы - огорчаются") своей ветренностью и изменами. Причем как у настоящего интроверта, большая часть бурь и ураганов случается внутри "духовного мира" самого поэта, не вырываясь наружу. Все глупости и бесконечные метания воспаленного воображения в наличии. В общем, "кто сам любил по-настоящему - поймет"...

5. Публий Овидий Назон . Для людей, не сильно разбирающихся (да и нуждающихся) в поэзии поэт должен вести "специальную поэтическую жизнь", чтобы было понятно, что он поэт (а то стихи каждый дурак писать умеет, и пойди пойми, у кого они настоящие). Надо пить, кутить, развратничать, переспать с принцессой, быть пойманным, высеченным и сосланным в гребеня жоп мира, где стенать и жаловаться на ужас, мрак и отчаяние... Так что из поколения в поколение люди не читают стихи Овидия (разве что "Науку любви" по вечной причине - чтобы самовнушить себе, что сексом они занимаются не по потребе тела, а "в высоко эстетических целях"), довольствуясь его жизнеописанием - ни "Фасты" с "Метаморфозами" (обширный источник сведений о мифологии греков и римлян), ни "Скорбные элегии", ни даже отрывок поэмы с описаниями рыб Черного моря.

6. Альбий Тибулл . Про банальности в столбик уже написано выше - и потому "спецзаказ" на "простые переживания простого мужика по поводу простых женщин", да еще "без этого вашего заумного выпендривания со всякими мифологическими греками" вечен. Так что "житейские истории" Тибулла про любовь к красавице Делии, которая ему "сперва не дала - ужас, потом дала - счастье, а потом дала другому - горе!", про утешение от этой любви с... гм-гм... мальчиком Маратом, а потом новую страсть к гетере Немезиде, которая "глупостев этих ваших не понимает, а в основном наличные" - эти "произведения искусств" долго будут оставаться популярны, потому что даже очень ученые филологи не чужды "всему человеческому"...

7. Марк Валерий Марциал . Не умеешь быть тонким лириком - жги глаголом. Дала судьба характер вредный, желчный и злой, с умением подмечать в людях всё самое недостойное человечества - иди в сатирики. "За гуманизм и дело мира отважно борется сатира" - эти возвышенные слова Марциал мог бы сделать эпиграфом к сборнику своих эпиграмм, когда бы не двигала им простая тяга к зубоскальству, сплетне и высмеиванию окружающих. Ну, перефразируя известное высказывание, пусть человек не самый хороший - лишь бы стихи не были плохие. А стихи "самые они" - многовековой объект подражания и зависти всех, пытающихся прославиться как великие эпиграмматисты.

8. Авл Персий Флакк . Не знаю, откуда эта вечная претензия к писателям, а еще смешнее - к поэтам, что они "не отражают реальнуж жизнь". МилыЯ мои, лучше всего жизнь отражает лужа во дворе, но никто не посоветует пить из нее. Задачи у художественного произведения немного иные, чем у зеркала. Потому упреки, что умерший молодым и застенчивым Персий "жизни не знал", и оттого-де у него "образы бледные, и до Горация не дотягивают" - довольно нелепы. Скорее уж впору удивиться, что такой молодой и зеленый еще человек выбрал сатиру (не самый легкий для юношей жанр, как и не самый очевидный), да еще смог писать стихи так, что до сих пор печатают... Да и не такие уж они "вялые" - скорее уж напротив, Персий смурён, пессимистичен и мрачен по-настоящему, без горациевского дутого оптимизма "золотой серединчатости"...

9. Марк Анней Лукан . Что может быть пошлее поэта, пишущего эпическую поэму? Разве что поэт, пишуший плохую эпическую поэму. Но Лукан написал хорошую "Фарсалию", и главное - посвятил ее не покрытым мхом и трещинами сюжетам из Гомера (как Вергилий или Стаций), а событиям, которые еще живо помнили - гражданской войне суко-коммунистов с суко-белогвардейцами Цезаря с Помпеем. Причем не стал "золотосерединиваться", разыгрывая из себя целку "объективного писца" - симпатии Лукана на стороне проигравших республиканцев (его самого в итоге пожрет "молох сталинских нероновских репрессий"). Некоторым "литератороведам" уже в самом Риме это не нравилось, и они обзывали Лукана "скорее оратором, нежели поэтом". Но Марциал таким отвечал - сперва добейся люди читают, и им нравится...

10. Ювенал . Если Горация рассердить или достать "превратностями судьбы" - в общем, если мирно ховающегося в недры "золотой середины" филистера всё-таки вынуть за жабры и "подвергнуть обструкции", его ущемленные "лучшие чувства" могут найти выход в потоке злобного сарказма. Ювенал честно хотел быть правильным и высокоморальным человеком - но "несправедливости несправедливого мира" заставляли его "не мочь молчать", и он обрушивался со всей силой поэтического дара на то, что искренне считал "не подобающим воспитанному человеку". Понятное дело, "до кучи" доставалось не только тем, кто творил недобро, а и просто тем (как водится от веку), кто не хотел "быть как все". Но уж такая она вещь - сатира, она не сама выбирает, кого гвоздить, а кого миловать...

Идет семьсот тридцать первый год от основания Рима - двадцать третий год до новой эры. В доме императора Августа на Палатинском холме лучший поэт Рима - Вергилий (70 - 19 до н. э.) читает свою «Энеиду» - поэму, которую он пишет уже шесть лет и все еще не считает завершенной. С трудом уговорил его Август прочитать из нее хотя бы отрывки. Рядом с Августом сидят его ближайшие советники. Остальные присутствующие - поэты, любители искусств. Между ними друг Вергилия - поэт Гораций (65 - 8 до н. э.), раньше времени поседевший человек. Он недавно опубликовал свои «Оды» - три книги лирических стихотворений - и теперь наслаждается славой. Рядом с ним драматург Варий, Тоже друг Вергилия. Здесь и Тибулл (ок. 50 - 19

До н. э.) - молодой, но уже известный поэт, автор нежных любовных элегий, и Проперций (ок. 50 - 15 до н. э.) - «ученый лирик», когда-то встретивший начало работы Вергилия над «Энеидой» восторженными стихами:

Сдайтесь, писатели Рима, сдавайтесь, поэты Эллады: Большее нечто растет здесь «Илиады» самой!(Перевод М. Гаспарова.)

С восхищением и вниманием слушают собравшиеся. Для них это не просто развлечение. Речь идет о создании великой литературы, творцами которой римляне могли бы гордиться не меньше, чем греки Гомером и Эсхилом. Речь идет о создании литературы, достойной могущества Рима - мировой державы, во власти которой все Средиземноморье. До сих пор у римлян были лишь комедии веселого Плавта, поэма великого мыслителя-материалиста Лукреция «О природе вещей», полные глубокого чувства лирические стихотворения поэта Катулла. Но все это лишь подступы к созданию классической национальной римской поэзии, расцвет которой связан с именами Вергилия и Горация.

Вергилий и Гораций стали свидетелями того, как погибла в Риме республика и утвердилась в лице Августа империя. Сам Гораций когда-то сражался в армии Брута, последнего защитника римской свободы. К Августу Вергилий и Гораций примкнули потому, что хотели видеть в нем продолжателя республиканских традиций. Прославляя Августа, они славили в его лице величие Рима.

Поэму Вергилия « » признали лучшим классическим произведением римской поэзии. В основе ее - миф, сложенный когда-то римлянами о том, что их предок - троянец Эней, сын богини Венеры, - приплыл в Италию после падения Трои. Римляне хотели показать, что история их народа такая же древняя, как и история греков.

Поэма рассказывает о том, как корабли Энея, спасшиеся от страшной бури, причаливают к берегам Африки, где пунийская (древние римляне называли пунийцами население Карфагена и других городов Северной Африки) царица Дидона возводит свой город Карфаген. Эней рассказывает ей о своей судьбе: о том, как пала Троя, как спасся он из горящего города и с немногими товарищами решил отыскать неизвестную землю, где по велению оракула они должны основать новый город. Дидона и Эней полюбили друг друга. Прервав свой путь, долгие дни и месяцы проводят троянцы в Карфагене. Но однажды во сне Энею является вестник богов - Меркурий.

Он требует, чтобы Эней свершил то, что назначено судьбой: основал город, новую родину для своих потомков. Скорбный Эней тайно покидает Дидону и отплывает из Карфагена. Не в силах вынести разлуки, Дидона пронзает себя мечом. А Эней продолжает свой путь и наконец достигает берегов Италии. Здесь, чтобы узнать о своей грядущей судьбе, он спускается в страшную Авернскую пешеру, где, по преданию, находился вход в царство мертвых. Перед ним проходят величественные образы будущих героев римского народа. Воодушевленный этими видениями, Эней ведет своих спутников, чтобы создать поселение на этой земле. Но Энею и его товарищам пришлось выдержать долгую войну с местными племенами, прежде чем они заложили заветный город Альба-Лонга. От царей Альба-Лонги родился Ромул, основатель Рима, а сын Энея Асканий стал прародителем римского рода Юлиев, к которому принадлежит император Август. Так неразрывно сплетаются в поэме прославление Рима и Августа, напоминание об общем для греков и римлян мифическом прошлом и утверждение особенного, дарованного только Риму величия в настоящем.

Археологи, раскапывая древние города Римской империи, то и дело находят обломки стен с грубо начертанными строчками из «Энеиды», видимо полюбившимися некогда простым людям. А для римских писателей «Энеида» навсегда осталась непревзойденным образцом. Много веков спустя многие поэты Возрождения и эпохи классицизма подражали этому гениальному творению Вергилия в своих поэмах.

Если Вергилий создал классический римский эпос, то его друг и современник Гораций создал классическую римскую лирику. Он также воспевал в своих стихотворениях доблесть предков; однако охотнее он вспоминал о древней простоте нравов, учил наслаждаться «золотой серединой» скромного достатка, писал о тоске и радости любви, о веселых пирушках с добрыми друзьями. Эти стихи брали за образец многие поэты нового времени, в том числе и русские стихотворцы XVIII - начала XIX в. Но едва ли не лучшие стихи Гораций посвятил прославлению своего призвания - поэзии. Среди них - знаменитый «Памятник»:

Воздвиг я памятник вечнее меди прочной

И зданий царственных превыше пирамид;

Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный,

Ни ряд бесчисленных годов не истребит.(Перевод А. Фета.)

В русской поэзии тема горациевского «Памятника» прозвучала в замечательных стихотворениях Державина и Пушкина.

Труд Вергилия и Горация проложил дорогу третьему великому поэту эпохи Августа - Овидию (43 до н. э. - ок. 18 н. э.). Наиболее значительное его произведение - поэма «Метаморфозы» («Превращения»). Овидий собрал едва ли не все мифы «о превращениях» (их оказалось свыше двухсот) и пересказал в своей поэме. Получилось самых поэтических образцов греческой и римской мифологии. Обращается в камень Ниоба, в наказание за надменность лишившаяся своих детей; вырастают ослиные уши у глупого царя Мидаса и т. д.

Жизнь Овидия сложилась несчастливо. Он сочинял любовные элегии и мифологические поэмы, мало заботясь о прославлении римской мощи и императорского имени. Стареющему императору Августу это не нравилось. Он сослал поэта на окраину империи, к берегам Черного моря, где теперь находится румынский город Констанца. Там Овидий и умер, проведя десять лет в изгнании. На чужбине он создал свою последнюю книгу - «Печальные элегии». Много веков спустя неподалеку от этих мест жил сосланный в Кишинев Пушкин. Он часто обращался мыслью к судьбе Овидия - такого же изгнанника, как он. Одно из своих южных стихотворений Пушкин назвал «К Овидию». А тот, кто читал поэму «Цыганы», никогда не забудет прекрасных слов о римском поэте, вложенных в уста старого цыгана:

Он был уже летами стар,

Но млад и жив душой незлобной;

Если домашнее задание на тему: » Поэты Древнего Рима оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Эпоха Августа - период расцвета римской культуры. В его время были созданы такие произведения литературы и искусства, которые приобрели всемирно-историческое В. С. Дуров ПОЭТ ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ. Жизнь и творчества Горация (Гораций. Собрание сочинений. - Спб., 1993. - С. 5-20) Выдающийся Іспит: Антична література Настає золоте століття Р. поезії, століття Августа, що відкриває собою новий період (четвертий). Проза відступає, у свою чергу, «Энеида» Ивана Котляревского «гремела» на всю Украину, слухи о ней дошли в свое время и до России. Она будто сосредоточивала Экзамен: Зарубежная литература Западноевропейская литература зрелого Средневековья. Общая характеристика средневекового романа (происхождение, важнейшие циклы). Классический артуровский роман в творчестве Кретьена де

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Римская литература возникла под греческим влиянием ещё в III веке до нашей эры. А прославил её величайший оратор, писатель и философ Цицерон. Стоит отметить, что он был не только выдающимся оратором и писателем, но и видным государственным деятелем. Больших успехов достигла римская поэзия в I веке до н.э. Современниками Цицерона в то время были такие великие римские поэты как Лукреций и Катулл.


Лукреций был автором философской поэмы«О природе вещей», которая полностью раскрывала понятие теории эволюции. Полное имя поэта– Тит Лукреций Кар. Родился он в 98 году, но подробности его жизни не известны. Возвращаясь к поэме, хочется отметить, что она является не только философским трактатом, «приправленным» поэзией, но и подлинным художественным произведением, открывающим своим чётким и конкретным видением мира новую страницу в античной литературе.


1. Обращение к богине Венере «Рода Энеева мать, людей и бессмертных услада, О благая Венера! Под небом скользящих созвездий Жизнью ты наполняешь и все судьбоносное море, И плодородные земли; тобою все сущие твари Жить начинают и свет, родившись, солнечный видят» 2. Вселенная – безграничное пространство, по которому носятся атомы. …Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь, Что существуют тела, которых мы видеть не можем…


3. Когда мы есть- смерти нет, и наоборот. …И потому вещество, состоя из плотного тела, Может быть вечным, хотя разлагается всё остальное. Далее, если б нигде никакой пустоты не встречалось, Плотным являлось бы всё; и напротив, коль тел бы известных Не было, чтобы заполнить места, что они занимают, Всё б оказалось тогда и пустым, и порожним пространством, Значит, везде пустота, очевидно, сменяется телом, Ибо ни полности нет совершенной нигде во вселенной, Ни пустоты, а тела существуют известные только, Что полнотой разграничить способны пустое пространство. 4. Ощущения – материальные отображения реальных предметов. …Далее, запахи мы обоняем различного рода, Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают. Также палящей жары или холода нам не приметить Зреньем своим никогда, да и звук увидать невозможно. Но это всё обладает, однако, телесной природой, Если способно оно приводить наши чувства в движенье: Ведь осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может.


5. О происхождении мира. 6. Объясняет явления природы Жизнь проводил человек, скитаясь, как дикие звери. Твердой рукою никто не работал изогнутым плугом, И не умели тогда ни возделывать поле железом, Ни насаждать молодые ростки, ни с деревьев высоких Острым серпом отрезать отсохшие старые ветки. Прежде всего, небеса лазурные гром сотрясает В силу того, что, летя высоко в пространствах эфира, Тучи сшибаются там под натиском ветров противных. Ведь не доносится звук из части безоблачной неба, Там же, где тучи, толпой собравшись, сплотятся, оттуда Чаще всего раздаются раскаты громовых ударов…


Гай Валерий Катулл- родился в 57 году, а умер примерно в 54 году. Родился поэт в Вероне. О жизни поэта также ничего не известно, но кое что можно узнать из его произведений. Например, он был любовником замужней женщины по имени Лесбия, по- крайнее мере так он называл её в своих лирических произведениях. Будем, Лесбия, жить, пока живы, И любить, пока любит душа; Старых сплетников ропот брюзгливый Пусть не стоит для нас ни гроша. Литературное наследие Катулла состоит из трех частей: 1)Большие произведения в «ученом» стиле; 2)Мелкие стихотворения, «шутки; 3)Стихотворения, составленные в элегическом дистихе (эпиграммы, элегии).


Стихи: лирическая сила; простота, простонародность; использовал ругательства; Искренность; сравнивал свою любовь к Лесбии с любовью к детям; обращался к богам с просьбой излечить его от любви, анализировал своё состояние в эпиграммах. Поэмы: хорошо знал литературу греков Был последователем Каллимаха, противником классического искусства


Альбий Тибулл (1-й век до н.э.) – считался одним из наиболее известных поэтов периода расцвета Римской литературы. О жизни поэта можно узнать из его художественных произведений. Исходя из описания деревенской жизни в его художественных произведениях, можно сделать вывод, что он родился в сельской местности. Семья поэта жила в достатке, но при распределении земли ветеранам ничего не получила. (41 г.до н.э.)


Большинство произведений Тибулла были на тему любви. Содержание этих произведений легче понять т.к. оно построено на чувствах, эмоциях и желаниях поэта. Некоторые из них посвящены девушке по имени Немезида, которую Альбий любил до самой смерти. Поэт ушёл из жизни совсем молодым, но его художественные произведения сохранились до наших дней и выпускаются под названием Элегии.


Вергилий Марон Публий (70-19 до н.э.) Вергилий Марон Публий – был одним из самых значительных поэтов Древнего Рима, так как именно он открыл новый вид эпической поэмы. Родился поэт в небогатой семье. Уже с 16-ти летнего возраста он начал создавать маленькие стихотворения, наиболее достоверное из которых – Culet.


Гай Луцилий (родился около 180 г. до н. э) Луцилий Гай – римский поэт и сын крупного рабовладельца. Родился в области Кампань, недалеко от Неаполя. Любовь к поэзии появилась ещё с самых ранних лет. В своих произведениях Луцилий затрагивал тему религии, политики и философии. Умер поэт в 102 г. до н. э.


Гораций (65 8 до н. э.) Гораций Квинт Флакк в 42 году был поклонником Брута, ярого республиканца. Это побудило его войти в сражение при грандиозной филиппинской битве. После проигранного сражения он возвращается в Италию. Потеряв всё свое состояние и полностью разорившись, Гораций решает стать писателем. Его творчество начинается с «Сатиров» и «Эподов». Первая книга посвящена любимым философским беседам Горация. Вторая книга содержит занимательные письма в литературном жанре. Также Гораций писал лирические произведения, которые ещё называл одами. В некоторых поэт рассказывает о своих любовных романах, а в некоторых восхваляет Августа и его подвиги.


Петроний Арбитр (родился примерно в 14 году– умер в 66 г.) Петроний Арбитр - древнеримский писатель, а также автор романа «Сатирикон». Его имя «звучит» во всех частях романа. О нём отзывались и писали изречения многие деятели. Все эти отзывы подтверждали существование писателя, но не давали подробностей его жизни.