Отношение горожан к коммуне в средневековье. Коммунальные движения в средние века, особенности цеховой организации

РОЖДЕНИЕ КОММУНЫ

Милан должен осушить ту чашу скорби,

которую он готовил для других.

Фридрих Барбаросса.

В енеция была обручена с морем, и её жизнь была непохожа на жизнь других городов Италии – тех городов, которые стали появляться в XI веке. На материке продолжали бушевать войны, и города были в первую очередь крепостями, под защиту которых сбегалось окрестное население. Разорённые войной крестьяне под руководством епископа строили крепость-бург и постепенно переселялись туда – хотя иной раз это было далеко от их полей. Мелкие рыцари, вальвассоры, владевшие только доспехами и несколькими полями, тоже перебирались в крепость и, объединившись с родичами, строили укреплённые дома-башни. Так появлялся маленький город с несколькими тысячами жителей, благородных рыцарей и свободных землепашцев – скорее даже не город, а укреплённый посёлок. Иногда новый город возникал на руинах древнего поселения, жители ремонтировали обвалившиеся стены и брали из развалин камень для своих домов – но чаще город возводили на новом месте: суеверные крестьяне боялись древних развалин. Вокруг города простирались принадлежавшие горожанам земли, а дальше располагались владения крупных сеньоров, «капитанов». Капитаны жили в замках, владели деревнями и не отпускали своих крестьян в города.

Власть в городе обычно принадлежала епископу, назначенному императором; епископы собирали подати и отдавали часть доходов в казну. В 1070-х годах папа Григорий VII начал яростную борьбу с императором за право инвеституры епископов; Генрих IV претерпел позор Каноссы, а назначенные им епископы были изгнаны. Города воспользовались развалом Империи и провозгласили себя коммунами – то есть самоуправляющимися общинами; горожане стали избирать своих консулов и не хотели больше слышать об императоре, податях и повинностях. Получив желанную свободу, коммуны включились в борьбу за место под солнцем – в ту самую борьбу, которая началась после падения имперского порядка. В обстановке всеобщей анархии города и сеньоры сражались друг с другом и между собой; городские ополчения штурмовали замки, придвигали к их стенам осадные башни и крушили стены таранами. В XII веке многие "капитаны" были вынуждены признать поражение, их замки были срыты, и они переселились в города, где построили себе укреплённые дворцы. Итальянские города тех времён представляли собой удивительное зрелище: море теснивших друг друга деревянных лачуг, а над ними топорщащиеся то здесь, то там башни грубой каменной кладки -обиталища рыцарских кланов. Рыцари не могли жить спокойно, им нужно было с кем-нибудь воевать, и они воевали между собой на улицах города точно так же, как и на равнине. Иногда они объединялись и шли на другой город, штурмовали высокие стены, грабили и убивали, а потом предавали всё огню. Войны городов были столь же ожесточёнными, как войны сеньоров, и крестьянам было не легче от того, что их грабят под знаменем "коммуны". Итальянская коммуна XII века была республикой рыцарей, и власть в ней принадлежала благородным рыцарям, "нобилям"; купцы и ремесленники должны были быть довольны, если им дозволялось спокойно жить в городе и если их не подвергали чрезмерным поборам. Что же касается крестьян из сельской округи, то они должны были работать на своего переселившегося в город сеньора и не помышлять о том, чтобы самим стать горожанами.

В XII веке войны коммун привели к выделению сильнейших, "знатных", городов, подчинивших себе мелкие коммуны и обширные сельские районы. На севере такими городами были Милан, Парма, Генуя, в Средней Италии – Флоренция, Болонья, Пиза. Но войны продолжались и побеждённые города обращались к императорам с жалобами на победителей, с просьбами восстановить справедливость и имперский порядок. Императоры были бессильны что-либо сделать; после позора Каноссы они утратили власть над германскими герцогами, и у них не было ни армии, ни денег. Герцоги выбирали императоров из своей среды и единственное, на что могли твёрдо рассчитывать эти выборные вожди – это на силы своего герцогства. В 1152 году престол "Священной Римской Империи" достался швабскому герцогу Фридриху Барбароссе, знаменитому рыцарю, всегда сражавшемуся в первых рядах, победителю всех турниров и покорителю дамских сердец. Барбаросса жил воспоминаниями об Оттоне Великом и славе былой Империи; он поклялся восстановить её во всей силе и первым делом объявил о всеобщем мире – о том, что его вассалы не имеют права сражаться между собой. В 1154 году он прибыл в Италию, выставил на Ронкальском поле свой щит и стал принимать жалобы от вассалов. Многие жаловались на Милан: миланцы жестоко обходились с соседями, разрушая до основания их города. Император призвал на помощь германских князей и, через четыре года вернувшись с большой армией, осадил Милан; миланцы испугались и вскоре капитулировали; вслед за ними сдались и другие непокорные коммуны. Император назначил в города своих наместников, но, как только они приступили к сбору налогов, Милан снова восстал. Собрав войска, Фридрих в 1161 году снова перешёл Альпы и осадил непокорный город; к императорским войскам присоединились ополчения враждебных Милану соседних городов. Осада продолжалась полгода, в Милане свирепствовал голод; наконец, миланцы сдались и вышли из ворот в одежде кающихся, босые, с верёвками на шее, с головами, посыпанными пеплом, и с горящими свечами в руках. Фридрих Барбаросса помиловал сдавшихся, но приказал разрушить Милан и, в знак проклятия, провести по развалинам плужную борозду. "Милан должен осушить ту чашу скорби, которую он готовил для других", – сказал Барбаросса.

Однако торжество императора оказалось преждевременным и недолгим. Папа Александр III не мог допустить возрождения Империи, он отлучил Фридриха от церкви и призвал его подданных к мятежу. Города Италии вновь восстали и объединились в Ломбардскую лигу, соседи примирились с миланцами и помогли им восстановить городские стены. В Германии тоже начались смуты, и прошло много лет, прежде чем Барбаросса смог собрать небольшую армию и вернуться в Италию. В мае 1176 года он встретился с ломбардскими рыцарями при Леньяно – и был наголову разбит, потерял всё своё войско, и сам чудом выбрался из страшной сечи. Итальянские города отстояли свою свободу. В следующем году императору пришлось пережить новую Каноссу: чтобы добиться снятия отлучения, он поцеловал ноги Александра III на паперти собора Святого Марка в Венеции. Было что-то символическое в том, что это произошло именно в Венеции: император, олицетворявший собой прошлое, мог видеть перед собой будущее. Сидя у ног папы, он видел перед собой многолюдный город, кварталы каменных домов, купеческие дворцы и корабли в порту. Мир деревень, рыцарей и замков уступал дорогу новому миру городов, торговли и ремёсел. В конце концов, это должно было произойти – должен был настать момент, когда демографическое давление достигнет невидимой грани и начнётся Сжатие. На глазах Барбароссы начиналась новая эпоха, эпоха, которая породит новую цивилизацию, новую революцию и новых самодержавных монархов. Но всё это должно было случиться через столетие – а пока императору оставалось поддерживать стремя лошади, на которой сидел папа, и с удивлением разглядывать этот новый мир.

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора

3. Рождение ветхозаветных Исава и Иакова – это рождение Иисуса и Иоанна Крестителя 3.1. Свидетельства старинных источников Русский «Лицевой Свод» следующими словами рассказывает о рождении Ревеккою, женой Исаака, двух близнецов – Исава и Иакова:«И рече Господь Бог: „Два

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

3. Рождение ветхозаветных Исава и Иакова - это рождение Иисуса и Иоанна Крестителя 3.1. Свидетельства старинных источников Русский «Лицевой Свод» следующими словами рассказывает о рождении Ревеккою, женой Исаака, двух близнецов - Исава и Иакова:«И рече Господь Бог:

Из книги Интеллектуалы в средние века автора Ле Гофф Жак

ЧАСТЬ I. XII ВЕК. РОЖДЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ Возрождение городов и рождение интеллектуала в XII в. Вначале были города. Интеллектуал средневековья на Западе рождается вместе с ними. Он появляется вместе с их расцветом, связанным с развитием торговли, промышленности (скажем

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Сельские коммуны Ослабление власти феодалов в условиях быстрого роста политического и экономического влияния городов привело в XI-XII вв. к оживлению сельских общин. Община сохранялась в Италии с лангобардских времен, сначала в виде свободной, а затем крепостной общины. В

автора Линтнер Валерио

Города и коммуны

Из книги Италия. История страны автора Линтнер Валерио

Аристократические коммуны Перед лицом этих сил государство, в любом случае бывшее слабым и неспособным поддерживать централизованный контроль, пришло в упадок, выродившись в не более чем умозрительную категорию и обратив Италию в простое географическое понятие. Власть

Из книги Италия. История страны автора Линтнер Валерио

Народные коммуны В то же самое время простые горожане, городские купцы и ремесленники, организовывались в гильдии для защиты собственных интересов против поползновений аристократии. Эти гильдии, как и народные соседские объединения, которые устраивал нарождающийся

Из книги Легенды и были Кремля. Записки автора Маштакова Клара

ЗНАМЯ КОММУНЫ Шел один из последних дней Парижской коммуны.Париж горел…Пылали в огне Тюильри, Ратуша, Дворец правосудия, хлебные склады. Небо затянуло тяжелыми свинцовыми облаками, и на его темном фоне еще ярче, еще зловеще полыхали пожары уже над всем городом. Узкие

Из книги Жак Простак автора Дюма Александр

КОММУНЫ (957–1374) Есть во Франции разумное существо, которое до поры до времени никак себя не проявляет, ведь и земле надо вспороть кожу, чтобы получить урожай.Речь о французском народе.В VII, VIII, IX веках искать его бесполезно. Он не показывается. Как будто даже и не шевелится.

автора Лиссагарэ Проспер Оливье

XI. Колебания Совета Коммуны На площади Ратуши еще царило возбуждение, когда в зале муниципальных советников собрались вновь избранные члены Коммуны.В результате голосования были избраны 16 мэров, адъюнктов и либералов разных мастей (108), несколько радикалов (109), и около 60

Из книги История Парижской Коммуны 1871 года автора Лиссагарэ Проспер Оливье

XV. Первые бои Коммуны Разгром 3?го апреля устрашил робких, но возбудил смелых. Инертные до того батальоны, воспрянули, больше не затягивалось вооружение фортов. Кроме Issyи Vanves, получивших серьезные повреждения, остальные форты оставались боеспособными. Вскоре весь Париж

Из книги История Парижской Коммуны 1871 года автора Лиссагарэ Проспер Оливье

XVIII. Работа Коммуны Несостоятельность и слабость Исполнительной комиссии стала настолько вопиющей, что 20?го апреля Совет решил заменить ее делегатами 9 комиссий, на которые возложили различные функции. Комиссии начали действовать в тот же день. Как правило, их работой

Из книги Полное собрание сочинений. Том 8. Сентябрь 1903 - сентябрь 1904 автора Ленин Владимир Ильич

1. В память Парижской Коммуны Чествование величайшего рабочего восстания 19 века. Исторический очерк.1. Франция при Наполеоне III.Империализм. (S. 45) – расплата за VI. 48. Наполеон III. – Экспроприация Франции шайкой бандитов. ?. Бонапартизм {рабочие еще не способны буржуазия уже

Из книги Полное собрание сочинений. Том 16. Июнь 1907 - март 1908 автора Ленин Владимир Ильич

Уроки коммуны{136} После государственного переворота, завершившего революцию 1848 года, Франция на 18 лет подпала под иго наполеоновского режима. Этот режим довел страну не только до разорения экономического, но также до унижения национального. Восставший против старого

Из книги Полное собрание сочинений. Том 20. Ноябрь 1910 - ноябрь 1911 автора Ленин Владимир Ильич

Памяти коммуны Сорок лет прошло со времени провозглашения Парижской Коммуны. По установившемуся обычаю французский пролетариат митингами и демонстрациями почтил память деятелей революции 18 марта 1871 года; а в конце мая он снова понесет венки на могилы расстрелянных

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

6. Рождение Ромула и Рождение Христа Дева Мария, Дух Святой и Непорочное Зачатие 6.1. Свидетельство Плутарха Плутарх посвятил Ромулу специальную главу «Ромул» в своих знаменитых «Сравнительных жизнеописаниях». Напомним, кстати, что, согласно нашим результатам,

Коммунальное движение (от позднелат. сommuna - община) - в Западной Европе X - XIII вв. - движение горожан против сеньоров за самоуправление и независимость.1

Города, возникавшие в средние века на земле феодалов, оказывались под их властью. Нередко городом владели одновременно несколько сеньоров (например, Амьеном - 4, Марселем, Бове - 3, Суассоном, Арлем - 2 и т.д.).2 Городское население подвергалось со стороны сеньоров жестокой эксплуатации (всевозможные поборы, пошлины с торговых оборотов, даже барщинные повинности и др.), судебному и административному произволу. В то же время реальные экономические основания для сохранения сеньориального движения были весьма шаткими. Ремесленник, в отличие от феодально-зависимого крестьянина, был собственником средств производства и готового продукта и в процессе производства от сеньора не зависел (или почти не зависел). Эта почти полная экономическая независимость городского товарного производства и обращения от сеньора-землевладельца находилась в резком противоречии с режимом сеньориальной эксплуатации, тормозившей экономическое развитие города.

В Западной Европе с конца Х - XI вв. широко развернулась борьба городов за освобождение из-под власти сеньоров. Вначале требования горожан сводились к ограничению феодального гнета и сокращению поборов. Затем возникли политические задачи - обретение городского самоуправления и прав. Борьба велась не против феодальной системы, а против сеньоров тех или иных городов.

Формы коммунального движения были различны.

Иногда городам удавалось за деньги получить от феодала отдельные вольности и привилегии, зафиксированные в городских хартиях; в других случаях эти привилегии, особенно право самоуправления, достигались в результате длительной, иногда вооружённой, борьбы.

Очень часто коммунальное движение принимало характер открытых вооруженных восстаний горожан под лозунгом коммуны - городской независимости (Милан - 980, Камбре - 957, 1024, 1064, 1076, 1107, 1127, Бове - 1099, Лан - 1112, 1191, Вормс - 1071, Кельн - 1072 и др.).

Коммуна - это одновременно и союз, направленный против сеньора, и организация городского управления.

Нередко в борьбу городов вмешивались короли, императоры, крупные феодалы. "Коммунальная борьба сливалась с другими конфликтами - в данной области, стране, международными - и была важной составной частью политической жизни средневековой Европы" 11 Сванидзе А. А. Указ. соч. С. 198..

Особенности коммунального движения в различных городах средневековой Европы

Коммунальные движения проходили в различных странах по-разному, в зависимости от условий исторического развития, и приводили к различным результатам.

В Южной Франции горожане добились независимости без кровопролития (IX - XIII вв.). Графы Тулузы, Марселя, Монпелье и других городов Южной Франции, как и Фландрии, являлись не только городскими сеньорами, но государями целых областей. Они были заинтересованы в процветании местных городов, раздавали им муниципальные вольности, не препятствовали относительной самостоятельности. Однако они не желали, чтобы коммуны становились слишком мощными, получали полную независимость. Так произошло, например, с Марселем, который в течение столетий был независимой аристократической республикой. Но в конце XIII в. после 8-месячной осады граф Прованса Карл Анжуйский взял город, поставил во главе его своего наместника, стал присваивать городские доходы, дозируя средства для поддержки выгодных ему городских ремесел и торговли.1

Города Северной Франции (Амьен, Лан, Бове, Суассон и др.) и Фландрии (Гент, Брюгге Лилль) стали самоуправляющимися городами-коммунами в результате упорной, в основном вооруженной, борьбы. Горожане выбирали из своей среды совет, его главу - мэра и других должностных лиц, имели собственный суд, военное ополчение, финансы, самостоятельно устанавливали налоги. Эти города освобождались от ренты и сеньориальных повинностей. Взамен они уплачивали сеньору определенную небольшую денежную ренту, в случае войны выставляли небольшой военный отряд, нередко сами выступали как коллективный сеньор по отношению к крестьянам окрестных территорий.

Города Северной и Средней Италии (Венеция, Генуя, Сиена, Флоренция, Лукка, Равенна, Болонья и др.) стали коммунами в IX - XII вв. Одной из ярких и типичных страниц коммунальной борьбы в Италии была история Милана - центра ремесла и торговли, важного перевалочного пункта на путях в Германию. В ХI в. власть графа там сменилась властью архиепископа, который управлял при помощи представителей аристократических и клерикальных кругов. В течение всего ХI в. горожане вели борьбу с сеньором. Она сплотила все городские слои. С 50-х годов движение горожан вылилось в гражданскую войну против епископа. Она переплелась с мощным еретическим движением, охватившим тогда Италию, - с выступлениями вальденсов и особенно катаров. Повстанцы-горожане нападали на клириков, разрушали их дома. В события были втянуты государи. Наконец, в конце ХI в. город получил статус коммуны. Во главе его встал совет консулов из привилегированных граждан - представителей купеческо-феодальных кругов. Аристократический строй Миланской коммуны, конечно, не удовлетворял массу горожан, их борьба продолжалась и в последующее время.1

В Германии в XII - XIII вв. появились так называемые имперские города - они формально подчинялись императору, но на деле были независимыми городскими республиками (Любек, Франкфурт - на Майне и др.). Они управлялись городскими советами, имели право самостоятельно объявлять войну, заключать мир и союзы, чеканить монету и т.д.

Но иногда освободительная борьба городов была очень длительной. Более 200 лет длилась борьба за независимость северофранцузского города Лана. Его сеньор (с 1106 г.) епископ Годри, любитель войны и охоты, установил в городе особенно тяжкий режим, вплоть до убийства горожан. Жители Лана сумели купить у епископа хартию, предоставляющую им определенные права (фиксированный налог, уничтожение права "мертвой руки"), заплатив и королю за ее утверждение. Но епископ вскоре нашел хартию для себя невыгодной и, дав взятку королю, добился ее отмены. Горожане восстали, разграбил дворы аристократов и епископский дворец, а самого Годри, спрятавшегося в пустой бочке, убили.

В одном из первых мемуарных произведений средневековой литературы, автобиографии Гвиберта Ножанского "Рассказ о собственной жизни", приводятся яркие свидетельства восстания горожан Ланской коммуны.

Гвиберт Ножанский (жил в XI - XII вв.) родился во французской рыцарской семье, стал монахом, получил в монастыре прекрасное для того времени литературное (частично философское) и богословское образование. Известен как богослов и историк. Особенно интересны его исторические произведения. Обладая талантом литератора, Гвиберт описывает события живо и красочно.

Защищая интересы церкви и стоя на страже феодального строя в целом, Гвиберт был враждебно настроен к восставшим горожанам. Но в то же время он открыто обнажает пороки и преступления отдельных представителей господствующего класса, с возмущением говорит о жадности феодалов и их бесчинствах.

Гвиберт Ножанский пишет: "Над этим городом издавна тяготило такое злополучие, что в нем никто не боялся ни бога, ни властей, а каждый, сообразуясь лишь со своими силами и со своими желаниями, производил в городе грабежи и убийства.

…Но что я скажу о положении простого народа? …Сеньоры и их слуги совершали открыто грабежи и разбои; ночью прохожий не пользовался безопасностью; быть задержанным, схваченным или убитым - вот единственное, что его ожидало.

Духовенство, архидиаконы и сеньоры… изыскивая всевозможные способы, чтобы вытянуть у простонародья денег, вступили в переговоры через их посредников, предлагая предоставить право, если они заплатят достаточную сумму, образовать коммуну.

…Сделавшись сговорчивее от золотого дождя, падавшего на них, они дали обещание народу, скрепив его присягой, точно соблюдать заключенный договор.

… Склоненный щедрыми дарами простолюдинов, король согласился утвердить этот договор и закрепить его присягой. Боже мой! Кто бы мог рассказать о той борьбе, которая разгорелась, когда после того, как были приняты подарки от народа, и дано было столько клятв, эти же самые люди стали пытаться разрушить то, что они клялись поддерживать, и пытались вернуть в прежнее состояние рабов, однажды освобожденных и избавленных от всей тягости ярма? Необузданная зависть к горожанам снедала, в самом деле, епископа и сеньоров…

…Нарушение договоров, создавших Ланскую коммуну, наполнило сердца горожан гневом и изумлением: все лица, занимавшие должности, прекратили исполнение своих обязанностей…

…не гнев, а ярость дикого зверя охватила людей низшего класса; они составили заговор, скрепленный взаимной клятвой, убить епископа и его единомышленников…

…Многочисленные толпы горожан, вооруженные шпагами, обоюдоострыми топорами, луками, секирами, дубинами и копьями, наполнили храм пресвятой девы и устремились во дворе епископа…

…Не будучи в силах, в конце концов, отразить смелые атаки народа, епископ оделся в платье одного из своих слуг, бежал в подвал под церковью, заперся там и спрятался в винной бочке, отверстие в которой заткнул один верный слуга. Годри думал, что хорошо укрылся.

…горожанам удалось найти свою жертву. Годри, хотя и грешник, однако же помазанник божий, был вытащен за волосы из бочки, осыпан множеством ударов и повлечен, среди бела дня, в узкий монастырский переулочек…Несчастный молил в самых жалких выражениях о милосердии, обещал принести клятву, что он никогда не будет их епископом, предлагал им большие суммы денег и обязался покинуть отечество, но все с ожесточением отвечали ему только оскорблениями; один из них, Бернар, подняв свою обоюдоострую секиру, свирепо раскроил этому хотя и грешному, но священному…человеку". Ножанский Гвиберт. Рассказ о собственной жизни// История средних веков. Хрестоматия. В 2-х ч. Ч.1. М., 1988С. 176-179.

Приведенный документ рисует яркую картину борьбы горожан города Лана с сеньором-епископом Годри, типичным представителем своего класса. Из документа следует, что горожане Лана, обладая уже некоторой материальной силой, в юридическом отношении оставались в той же зависимости от своего феодала, что и раньше. Сеньор по-прежнему мог

грабить и притеснять их, издеваться над их достоинством. Поэтому в городе и вспыхивает восстание, в результате которого Ланская коммуна была уничтожена. Король Франции, Людовик VI, признавший коммуну, вероломно нарушил свое обещание.

Король вооруженной рукой восстановил в Лане старый порядок, но в 1129 г. горожане подняли новое восстание. Долгие годы шла затем борьба за коммунальную хартию с переменным успехом: то в пользу города, то в пользу короля. Лишь в 1331 г. король с помощью многих местных феодалов одержал окончательную победу. Управлять городом стали его судьи и чиновники.

Города, расположенные на королевской земле, в странах с относительно сильной центральной властью, не могли добиться полного самоуправления. Это было почти общим правилом для городов на королевской земле, в странах с относительно сильной центральной властью. Они пользовались, правда, рядом привилегий и вольностей, в том числе и правом избирать органы самоуправления. Однако эти учреждения обычно действовали под контролем чиновника короля или иного сеньора. Так было во многих городах Франции (Париж, Орлеан, Бурж, Лоррис, Нант, Шартр и т.д.) и Англии (Лондон, Линкольн, Оксфорд, Кембридж, Глостер и др.). Ограниченные муниципальные свободы городов были характерны для Скандинавских стран, многих городов Германии, Венгрии, и их вовсе не было в Византии.

Под властью сеньоров оставалось и большинство мелких городов, не обладавших необходимыми силами и денежными средствами для борьбы со своими сеньорами; особенно это было характерно для городов, принадлежавших духовным сеньорам.

Таким образом, коммунальные движения в различных странах проходили в разных формах, в зависимости от конкретно - исторических условий.

Некоторым городам удавалось за деньги получить вольности и привилегии. Другие завоёвывали эти вольности в длительной вооружённой борьбе.

Одни города стали самоуправляющимися городами - коммунами, но немало городов или не смогли добиться полного самоуправления, или целиком остались под властью сеньориальной администрации.

В раннем Средневековье города были немногочисленными и играли роль укрепленных административных центров (крепостей-бургів), церковных резиденций. В Х1-ХП веках возникают предпосылки для возникновения феодальных городов как центров ремесла и торговли. Население средневекового города насчитывало до 5 тыс. человек и состояло из ремесленников, торговцев, слуг, трактирників, цирюльников, феодалов и королевской администрации, интеллигенции (нотариусов, врачей, преподавателей). Города располагались на землях феодалов и были их коллективными вассалами, поэтому в руках феодалов сосредоточивалась вся городская власть. Часть горожан находилась в личной зависимости от сеньора.

В X-XIII веках в Западной Европе развивается коммунальное движение - города начинают борьбу за освобождение от феодальных повинностей, за торговые привилегии и городское самоуправление, через что города приобретают свои права или после длительной вооруженной борьбы, или выкупив их у феодала. Большинство городов становятся городами-коммунами. Они освобождались от феодальных повинностей, имели органы самоуправления, но платили феодалу денежную ренту. Такие города могли выступать коллективными сеньорами в отношении крестьян окрестности. Некоторые города получили статус городов-республик (города Северной Италии: Венеция, Генуя, Флоренция, Болонья; "имперские города" в Германии: Любек. Нюрнберг, Франкфурт-на-Майне). Города-республики были независимыми и часто создавали торгово-политические союзы, например Ганзейский союз, объединивший свыше 100 городов Северной Европы.

Городской состояние бюргерство обладал рядом привилегий: личная свобода, подсудность городскому суду, участие в городском ополчении, право участия в выборах органов городского управления. Но бюргерство распадалось на социальные слои:

1) патрициат - наследственная замкнутая группа городской аристократии (мастера, купцы);

2) средние слои - ремесленники, торговцы (лоточники, разносчики), домовладельцы;

3) плебейские слои - наемные работники, беднота.

В XII веке статус полноправного горожанина-бюргера перестает распространяться на плебейские низы. Они отлучаются от городского самоуправления. В XIV веке бюргерами стали называться только состоятельные слои города.

Характерной особенностью города была его корпоративная организация. Лица определенной профессии объединялись в особые союзы - цехи, гильдии, братства.

Принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Цех устанавливал монополию на определенный вил ремесла, то есть контролировал производство и продажа продукции, защищал от конкуренции, нормировал количество подмастерьев и учеников, регламентировал трудовые отношения. Возглавлял цех мастер - владелец средств производства. Для занимания места мастера требовались свидетельство об обучении, отличная характеристика, большой взнос в кассу цеха, выполнение выдающейся работы. До цеха входили ремесленники - подмастерья и ученики. Последние обучались мастерству от двух до 12 лет, их труд не оплачивался. Процесс замыкания цеха превратил мастеров на узкую, наследственную группу. Это привело к борьбе между мастерами и подмастерьями. Для защиты своих прав подмастерья стали создавать собственные союзы взаимопомощи ~ братства. Цеховая система не получила распространение в Северной Европе и на Юге Франции. Здесь существовало свободное ремесло, но производство и защита от конкуренции регламентировались органами городского самоуправления.

вроде ремесленных цехов создавались купеческие гильдии - объединения купцов по профессиональным интересам. Они обеспечивали членам гильдии торговую монополию или торговые привилегии, правовой защите, взаимопомощи. Гильдии были религиозными и военными организациями. Постепенно стали создаваться семейные купеческие компании - торговые дома. С развитием международных связей возникают купеческие филиалы в других городах. Соответственно появляются должности консулов, которые защищали интересы города и горожан за его пределами.

Органы городского самоуправления создавались на принципах представительного, срочного правления. В разных городах существовали свои традиции в сфере городского управления. В континентальной Европе городское самоуправление осуществлялось коллегиальными органами - советом или магистратом. В свою очередь они выбирали бургомистра, судебную коллегию (шеффенов, скабінів) и других должностных лиц. Магистрат имел право определять налоги, собирать войско, заключать союзы, чеканить деньги, определять систему мер и весов, устанавливать торговые правила, регистрировать договоры и тому подобное. Сначала члены магистрата избирались на определенный срок (один год), затем власть становилась пожизненной. В Англии коллегиальных органов не существовало, городская община непосредственно избирала должностных лиц (управляющих, сборщиков налогов, полицейских, судей).

Города существовали в условиях правовой автономии. Сначала городское право фиксировалось городскими уставами и хартиями, в которых закреплялись права и свободы городов. Затем нормы городского права развивались в форме прецедентов - решений, которые принимались городским советом в отдельных случаях. Они записывались в городскую книгу и применялись по аналогии. Позже появились законы, уставы, постановления, указы. Они объявлялись на торговой площади и обнародовались. Со временем происходит систематизация городского права. Крупнейшими системами городского права стали Любекское право (Ганзейский союз) и Магдебургское право (Германия, Чехия, Австрия). Например, Магдебургское право было систематизировано в пяти книгах (первая - органы управления, вторая - судебная организация, третья - жалобы, четвертая - семейное право, пятая - неоднородные нормы и решения).

Городское право распространялось только на горожан. Поселение в городе было свободным, но статус полноправного горожанина предусматривал ценз оседлости (три месяца). После этого срока новый жилец пользовался покровительством городского права, а феодально-ленные отношения горожанина прекращались. Всем горожанам гарантировалось равное правосудие. Жителей города нельзя было судить за городом (за исключением жалобы королю), арестовывать без судебного разбирательства.

Городское избирательное право было цензовим: городские низы не имели избирательного права. Пассивным избирательным правом пользовались только.

Хотя городское право было частью феодального права, оно подготовило появление будущего буржуазного права и способствовало созданию единых правовых традиций Западной Европы. В пределах городов развивалось торговое и международное право. Торговая революция XI-XII веков привела к появлению новых правовых институтов: института обратных бумаг; института кредитных гарантий; института юридических лиц; института банкротства: векселя.

Городской суд не был специализированным органом, не отделялся от администрации и даже мог выполнять функции городского совета (регистрация договоренностей, управление городской собственностью). Судьи избирались из числа правомочных, авторитетных горожан. Судья разбирал дела единолично, его решения были окончательными.

Незначительные дела решались на уровне гільдійського и цехового самоуправления.

Городское право самоуправления в Европе стало результатом борьбы городов против феодального сеньйорального права и часто достигалось за выкуп. Сначала оно сложилось в XIII веке в городе Магдебургзі, впоследствии распространилось на города Восточной Германии, а затем на Восточную Пруссию. Вследствие германской экспансии оно было воспринято Силезією, Чехией, Венгрией, Польшей и Литвой. С XVI века городское право проникло в Украину (Киев, Чернигов, Полтава). В целом магдебургское право вроде средневекового права самоуправления французских городов-коммун. В основу магдебургского права положены привилегии, дарованные в 1188 году его архиепископом Магдебурга, а также прецеденты суда шеффенов Магдебурга, нормы Саксонского зерцала. За магдебургським правом города получали самоуправление, освобождались от феодальных повинностей (за исключением обозной), получали судебный и налоговый иммунитеты (независимость), право собственности на городские земли. Магдебургское право предоставляло жителям городов, преимущественно городском торгово-ремесленном патрициата, право и порядок избрания органов управления - магистратов, бургомистров, городских советов. Оно устанавливало порядок налогообложения, регламентировавшее деятельность купеческих объединений, содержало нормы цехового права, регулировавшего организацию рынков и определяло порядок отправления правосудия.

Вместе с тем магдебургское право по своему содержанию оставалось феодальным правом, поскольку включало элементы социального неравенства, ограничивало права подмастерьев, учеников, городского плебса. В литовских и белорусских городах оно приводило привилегированность немецкого населения, а в Беларуси и Украине - польского; лиц православного вероисповедание лишало права свободного проживания, участие в органах городского самоуправления. Например, во Львове украинцам (они называли себя русинами) разрешалось селиться только на "русинскому" улицы, им запрещалось записываться в цеха, содержать корчму, во время погребения разрешалось сопровождать умершего только через ворота, предназначенные для вывоза мусора.

В городах с магдебургским правом длительное время высшей апелляционной инстанцией был суд города Магдебурга (для Пруссии такой инстанцией с 1215 года был город Хелмно - отсюда Хелминське право). В городах Польши, в том числе белорусских и украинских, согласно распоряжению короля Казимира III следовало обращаться в суд города Кракова. Магдебургское право отражалось в сборниках, которые заключались судьями, комментаторами.

Средневековый город - специфическое поселение, с особой топографией, со значительным плотным гетерогенным (этническим, социальным, профессиональным) населением, в нем сосредоточены товарообмен и товарное, преимущественное ремесленное, производство, институты власти, культа и культуры. Кроме того - город - это образ жизни, со своим бытом, производственным и общественным укладом, формами общения, своей субкультурой. Город - это порождение средневековья. Изучали средневековый город давно и по-разному. В XIX и XX вв. преобладал «генеалогический» интерес (поиски типа исходного элемента или ядра), во второй половине XX в. - речь идет о функциях и свойствах города, его месте в средневековом обществе. В средние века официально городом считалось поселение, получившее от властей статус города, закрепленный особыми грамотами, имеющее внешние атрибуты - стены, ров, укрепления, много улиц, жителей, ратушу, собор, церкви, большие здания, порт, рынки, административные учреждения, скопление властей, уличную толпу.

Существует свыше десятка теорий происхождения средневекового города : романистическая (идея непрерывного развития города от римских времен до нового времени) (О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф.К. Савиньи), вотчинная (К.В. Нич («Министериалы и бюргерство в XI-XII вв.» все каролингское государство - огромная вотчина, все основные слои городского населения вышли из вотчинного населения и вотчинных учреждений. Единственный элемент, чуждый вотчине, сыгравший роль в возникновении города, обмен. Он является источником рыночного права); К. Эйхгорн (правда, он считал, что некоторые города возникли из римских городов); гильдейская (Вильде, О. Гирке (основой городских коммун является свободный союз германцев, возникший якобы для защиты интересов своих членов у стен бурга, крепости), иммунитетная (Арнольд), марковая (О. Маурер), рыночная (Р. Зом, Л. Шредер, Кейтген), из сельского прихода (Г. фон Белов), купеческая (А. Пиренн, Ретшель), гарнизонная (Ф. Мэтланд), из объединения предприимчивых людей (Ретиг), ремесленная (Я.А. Левицкий), и их разновидности. Речь идет о типе первичного ядра или первичных элементов города.

Условно этапы развития городской жизни разделяют:

  1. IV-V вв. - когда города прошли путь своего развития от эмбриона до раннего города с набором новых функций и признаков. Если говорить об этом периоде, то обычно исследователи выделяют следующие черты - развал античной системы, когда варварские завоевания нанесли сокрушительный удар по античным городам. Полностью сохранились лишь полисы Византии. Сотни городов Западной римской империи запустели, аграризировались и служили либо политико-административными централи или/и укрепленными пунктами, либо епископскими резиденциями. Размеры и численность населения городов сократились. В лучшем положении оказались города на побережье морей и рек, благодаря крупной торговле с Востоком.
  2. V-VIII вв. - ранний город. На остальной территории Европы, где не было античных традиций, существовали отдельные очаги цивилизации в виде ремесленных и торгово-ремесленных поселений, крепостей и коллективных убежищ, а также ранних городов. Многие города возникли на месте римских городов (Кельн, Страсбург, Майнц, Трир, Регенсбург, Аугсбург, Вена, Париж, Лион, Тулуза, Милан, Неаполь, Лондон, Йорк и др.), но это уже не античные города. Ранний город был политическим центром, другой его разновидностью были торговые эмпории, они возникали в пунктах пересечения торговых путей, неподалеку от культовых центров и резиденций правителей. В VIII в. крупные ранние города образовали обширное «торговое полукольцо» - от Северной Франции, Фландрии, Балтики, вдоль Днепра и Волги. В раннем городе был марковой строй управления, но иногда и особое социально-политическое устройство, ремесленники выполняли работу на заказ, но могли и на внешний сбыт. Город имел аграрный отпечаток. Многие ранние города просуществовали недолго. Например, Хамвих, на месте которого (или рядом с ним) возник Винчестер, Бирка - Сигтуна - Стокгольм, старый Любек исчез и рядом с ним появился новый Любек, но могли и сохраниться и далее. В этот период времени города превращаются в опорные пункты нарождающегося государства; церковной организации и общественной элиты. На развитие городов повлияли - а. развитие феодальных монархий, завершение христианизации, сложились основные классы - сословия - феодалы и крестьяне; б. процесс отделение ремесла от с/х; в. рост производительности с/х, которое могло теперь прокормить и тех, кто сельским трудом не занимался.
  3. IX-XIII вв. - появление собственно средневекового города. Города возникают повсеместно - около замков, крепостей, при крупных светских вотчинах, монастырях, у речных переправ, около мостов, при перекрестках дорог, корабельных стоянок, промысловых стойбищ, приречных холмах, посреди плодородных ополий, рыбных угодий, т.е. там, где были благоприятные условия для торговли и ремесла, для безопасного проживания тех, кто не связан с с/х. IX-X вв. - время массовой урбанизации, которая завершилась к концу XII-XIII вв. Но города росли и развивались в отдельных областях тоже неравномерно. Раньше на юге, позднее на севере. К X в. средневековые города как социально-экономические центры сложились в Италии (Генуя, Флоренция, Риальто); в X-XI в. - в Южной Франции (Марсель, Тулуза, Арль, Нарбонна, Монпелье), появились пиренейские города (Валенсия, Барселона, Коимбра (здесь росту городов способствовали арабы); в X-XII вв. - по Днестру и Дунаю, в Северной Франции, Нидерландах, Англии, Германии (Рейнские); в XII-XIV в. - на северных окраинах и внутренних областях Зарейнской Германии, Скандинавии, Ирландии, Венгрии. Здесь города вырастали из рыночных, торгово-ремесленных местечек, бывших племенных центров, укрепленных бургов. Распределение городов по территории Европы тоже было неравномерно. Много - в Северной и Средней Италии, Северной Франции, Фландрии, Брабанте, по Рейну. На Маасе к IX в. располагались через каждые 15-20 км. В целом плотность размещения городов такова, чтобы сельчанин мог добраться до города в течение одного дня и вернуться обратно.
  4. XIV-XV вв. - следующий этап в развитии города. Новые города почти не возникают. Город развивается сам и влияет на общество, изменяя феодальную округу.

Отличие средневекового города от античного полиса в том, что он сразу социально стал отделяться от деревни, превращаться в центр товарного обмена, центр управления и укрепленный пункт, центр епархии, скопления духовенства, отдельную общность со своим судом, правом и самоуправлением, привилегиями, корпорациями. Город располагал кафедральным собором, одним или несколькими рынками, зданием городской администрации (ратуша, мэрия, сеньория), укрепленным центром (бург, сите, град), дворцами - замками знати, системой внешней фортификации (стены, валы, рвы). К городу примыкали торгово-ремесленные предместья, сельская округа, где горожане и городская община в целом владели землями и угодьями. Внутри городских стен тоже были пашни, виноградники, огороды, выпасы. Размеры городов невелики, в XIV в. - Лондон - 290 га, Париж - 400 га, Кельн - 450 га, Флоренция - 500 га, Гент - 600 га, Вена - 110 га, Тулон - 18 га. (Современный Арзамас - 3,4 тыс. га). Численность также невелика, 1-3 -5 тыс. жителей. Даже в XIV-XV вв. большими считались города с 20-30 тыс. жителей. Только немногие из них имели население свыше 80-100 тысяч - Константинополь, Париж, Милан, Венеция, Флоренция, Кордоба, Севилья. Застройка города была иррегулярной, но исследователь топографии средневекового города Э. Гуткинд назвал ее «шедевром функциональности», так как «строители, будучи реалистами, адаптировали улицы к сложностям роста города». Центр города - собор или бург, ратуша, городская башня - символ городской свободы, площадь. Город делился на кварталы, заселенные разными социально-профессиональными группами. Обособленно селились евреи (гетто), палач. Узкие улицы («не шире длины копья»), тесно, мусор, клоаки, скот.

Основное население городов составляли люди, занятые в сфере производства и обращении товаров: различные торговцы и ремесленники, огородники, промысловики, значительные группы людей были заняты продажей услуг и обслуживание рынка - матросы, возчики, носильщики, трактирщики. Кроме того, в городе жили феодалы со своим окружением, представители королевской и сеньориальной администрации - служилая бюрократия, нотариусы, врачи, заметную часть города составляло белое и черное духовенство. Например, первое городское право Страсбурга, относящееся к XII в., дает указание на следующие слои населения: 1. министериалы церкви; 2. челядь епископа - люди несвободные; 3. челядь страсбургского капитула и монастырей - тоже несвободные люди; 4. челядь церкви не одного только Страсбурга, но и всего епископства; 5. свободные горожане.

Местность, в которой сложился город, принадлежала не одному, а нескольким феодалам. В этом последнем случае население города оказалось под властью нескольких сеньоров, что приводило к конфликтам между ними и вызывало необходимость разграничения сеньориальных прав в отношении жителей поселения. Например, территория Страсбурга в 1100 г. находилась в руках 4 крупных землевладельцев: епископа и 3 церковных учреждений: соборного капитула, капитула св. Томаса и капитула св. Петра. В Бове в XI в. было 3 сеньора - епископ, местный капитул, кастелан. Фландрский город Динан делился в XI в. между 2 сеньорами - графом Намюрским и епископом Льежским. Этому двоевластию положил конец в 1070 г. Генрих IV жалованной грамотой, данной епископу Тедуану, получившему все права графа, сборы рыночных пошлин и все другие доходы и сборы с города. В Амьене было 4 сеньора - король, епископ, граф и кастелан. Самый типичный пример - г. Париж, где было много владельцев.

Несмотря на преобладание ремесла, средневековые города носили все же заметно выраженный аграрный отпечаток. С/х было распространенным дополнительным занятием жителей. В Эдинбурге была «улица коров», в Страсбурге - «улица быков». В Лондоне еще в XIII в. заметную роль играло разведение свиней. Во время жатвы часть лондонского населения отправлялась в деревню (судебные и университетские каникулы - от июля до октября, чтобы судейские и преподавательский персонал мог «снять жатву с полей».

Население молодого города состояло из людей, чужих друг другу. Эти крестьяне (беглые или пришлые из разных сел) принесли с собой старое устройство деревни - марки. Во всех городах Западной Европы мы находим в отдельных частях города черты управления, напоминающего марковый строй деревни. Как и в деревне, собирается народная сходка (в Германии и Фландрии - бурдинг). Она разбирает мелкие судебные дела, касающиеся мер и весов, поземельные тяжбы. Бурдинг имел свои исполнительные органы т.н. геймбюргеров. Над элементами маркового строя возвышается сеньориальная система управления; власть в городе была в руках сеньора или сеньоров. В.В. Стоклицкая-Терешкович приводит пример как управлялся Страсбург в XII в., - к этому времени епископ стал единоличным правителем города, сосредоточил в своих руках судебную, исполнительную власть, осуществляя ее через своих должных лиц - бургграфа (следил за состоянием дорог, мостов, укреплений и т.д.), шульдгейса (низший судья, судил на рынке св. Мартина по торговым и рыночным дням), мытника, начальника монеты, фогта (из числа местных феодалов, в его руках была высшая юрисдикция - высший судья по преступлениям, влекущим наказания, связанные с пролитием крови). Епископу в городе принадлежала монополия по продаже вина, горожане были обязаны отбывать в его пользу известные повинности - ремесленники должны работать на епископа и его двор, каждый кузнец должен ежегодно подковывать 4 епископские лошади своими гвоздями, если епископ отправлялся в поход; 12 скорняков делали меха на шубы из материала епископа; каждый седельник из своего материала изготавливал 2 седла для епископа, если епископ отправлялся к папе, и 4 - если в поход с императором; также были определены повинности ряда других ремесленных специальностей. 24 купца обязаны были ежегодно исполнять поручения епископа, связанные с выездом из города, причем он возмещал им ущерб, который они могли понести. Горожане должны были отбывать ежегодно в пользу епископа 5 дней барщины, от которой освобождались лишь немногие. В.В. Стоклицкая-Терешкович полагает, что это раннее городское право появилось в результате борьбы города с сеньором, и что ранее произвол епископа был сильнее.

Город возникал как сеньориальный, и, следовательно, зависел от сеньора - поземельно, судебно, лично (вплоть - до брачного и посмертного поборов). По мере роста городов горожане стали добиваться для себя свобод, привилегий, иммунитетов, что вылилось в антисеньориальную, или коммунальную борьбу. Главная задача - свобода от злоупотреблений сеньориальной администрации, свобода рыночной деятельности и личности горожанина. Сначала борьба шла за отдельные привилегии - торговые, охраняющие жизнь, имущество, честь купцов и всех тех, кто выходил на рынок с товарами. Это было получить легко. Затем стало ясно, что городу нужна политическая и финансовая независимость, и горожане потребовали самоуправления, что и привело к столкновению с сеньорами. Коммунальная борьба шла 3-4 столетия. В нее вмешивались император, короли, князья, папы. Каждый город к свободе проходил свой путь. Борьба за то, чтобы городам было наиболее удобно разместиться в сеньориальном режиме. Формы борьбы тоже были разными: покупка вольностей и привилегий, вооруженная борьба.

Раньше всего началась борьба горожан с сеньорами в Италии. В Северной Италии наиболее обширными привилегиями пользовались сеньоры тех городов, которые могли обеспечить имперским войскам свободный доступ в Италию, через альпийские и апеннинские горные проходы. Таковы были архиепископы и епископы Бергамо, Милана, Кремоны и др. Так, епископ Бергамо в 904 г. получил от итальянского короля Беренгарда I полное право суда над населением города и его округи. Вторая половина X и XI вв. - период борьбы горожан с сеньорами в Ломбардии, когда зародились городские коммуны в Ломбардии. Уже под 850 г. в хрониках обнаруживаем известие о волнениях в Кремоне, под 891 г. - «о заговоре народа» в Модене, под 897 г. - об изгнании епископа в Турине. Все начиналось с борьбы за свободу плавания, рыбной ловли, выпаса, порубки и помола. Далее нужно было покончить с налогами (особенно с обложением торговых сделок - teloneum). В удобный момент группа влиятельных людей вступала в «заговор» (conspiratio) против епископа-графа, создавая на определенный срок сообщество (communitas), скрепленное клятвой (conjuration). Затем коммуна расширялась, добивалась у сеньора признания и начинала выступать от имени всего города - сначала вместе с епископом, потом вместо него. Так коммуна перерастала в публичную власть. Ее законодательные функции осуществлялись собранием всех полноправных членов на площади перед собором (парламенто или аренго). Исполнительная власть принадлежала коллегии консулов, избиравшихся на год от районов (ворот) города, иногда по сословиям. Число консулов - от 2 до 20. В течение XI-XII вв. коммуна утвердилась во многих городах Италии (1076 г. - Кремона, 1081 г. - Пиза, 1089 г. - Генуя, 1107 г. - Верона, после смерти маркизы Матильды в 1115 г. во Флоренции, Сиене, Ферраре), где в результате восстания, где посредством выкупа сеньориальных привилегий, где воспользовавшись благоприятным случаем. Коммунальное движение в Ломбардии сочеталось с борьбой за инвеституру. В XI в. Милан пережил 3 волны восстаний - 1035-1037, 1041-1044, и в 50-70 -х гг. XI в., итогом стало появление миланской коммуны (1098 г.) и консулата (1117 г.). В некоторых центрах Марки, Тревизо, Пьемонта, Кампании и даже Тосканы (Вольтера) эта борьба растянулась до XIV в. В окраинных городах на границах с Германией и Бургундией победа горожанам досталась с большим трудом (Верчелли) или вовсе не дала результатов (Тренто, Ченеда, Аоста, Триест остались под властью графов. Первая и главная проблема, с которой столкнулась коммуна, усмирение окрестной знати. Рушились замки, владельцев насильно переселяли в город, а коммуна, подчиняя контадо в радиусе 10-15 км своей юрисдикции, превращалась в маленькое независимое государство. В Южной Германии, Северной Франции коммунальное движение вспыхнуло примерно в то же время (восстание в Вормсе в 1073 г., в Камбре - 1077 г.), и совпало с усилением королевской или княжеской власти и явилось важной предпосылкой национальной (или областной) централизации на феодальной основе. В Италии подъем городов, лавировавших между империей и папством, увековечил раздробленность страны. Наиболее активную роль в утверждении консулата сыграли мелкий и средний нобилитет - рыцари-вальвассоры, milites. Граница, разделявшая знать и рыцарство, была относительной и подвижной. Например, в Милане консулы выбирались из 3 групп населения - капитанов, вальвассоров и богатейшего купечества. Выборы консулов производились по кварталам города от каждой группы в отдельности. Консулы знати пользовались большим авторитетом, чем консулы купечества. Одни консулы знати представляли Милан во внешних отношениях. Функции консулов купечества сводилась к юрисдикции по торговым делам, к надзору за торговлей и к охране торговых путей.

Аналогично развивалось и коммунальное движение во Фландрии. Здесь В.В. Стоклицкая-Терешкович выделяет 2 типа городов, 1. те, которые принадлежали фландрскому графу; 2. которые принадлежали духовным сеньором. Первой группе городов удалось относительно легко получить свободу, второй нет. Например, город Камбре. В 957 г. горожане восстали против его правителя - епископа, решив не пускать его в город, но последний использовал армию императора, и горожанам пришлось смириться. В 1024 г. - снова восстали, результат тот же, затем восстали в 1064 г. с тем же результатом. В 1077 г. - появилась коммуна, но просуществовала недолго. В 1101 г. - коммуна была восстановлена, в 1107 г. аннулирована императором Генрихом V, но город сохранил своих эшевенов и своих должностных лиц. Аналогичное движение шло и во Франции. Хрестоматийный пример борьба за коммуну г. Лан. Борьба за коммуну началась при епископе Годри (с 1106 г.). Воспользовавшись его отъездом в Англию, горожане купили у заменивших его клириков и рыцарей коммунальную хартию. Вернувшись, за большие деньги епископ и король, подтвердили ее. В 1112 г. епископ отменил хартию, в ответ началось восстание, епископ был убит. Горожан поддержал Томас де Марль, противник короля Людовика VI Толстого. Томас де Марль был отлучен от церкви, Людовик вошел в город, восстановил старый порядок. Восстание началось снова. В 1129 г. хартия была восстановлена. Но на этом дело не закончено. Борьба за коммуну велась с переменным успехом до 1331 г. (в борьбу были втянуты короли Людовик VII, Филипп II Август, мелкие и крупные феодалы), когда ланская коммуна была аннулирована ордонансом короля Карла IV. Место городских властей заняли королевские бальи и королевский прево. В своем собственном домене король не покровительствовал коммунам. Он держал себя по отношению к ним так же, как и другие сеньоры в отношении подвластных им городов. Он подавлял попытки учреждения коммуны в Орлеане, Пуатье, Туре, аннулировал коммуну в Этампе. В Париже коммуна также не смогла образоваться. Коммуна образовалась в немногих городах домена, да и то с ограниченными правами. Например, г. Вексен, права дал Филипп II Август (учел стратегическое положение города, расположен на границе с Нормандией).

Коммунами - назывались города, приобретшие определенную независимость от своего сеньора и более или менее широкую автономию. Город - коммуна становился по отношению к своему сеньору вассалом. Сеньор подтверждал хартию, права и привилегии такого города и обязывался не только соблюдать их, но и отстаивать от посягательств со стороны третьих лиц. Представители города-коммуны со своей стороны приносили сеньору оммаж и присягу, формула которой близко напоминала формулу вассальной присяги. При каждой перемене сеньора хартия вновь подтверждалась и присяга вновь приносилась. Подобно вассалу, город-коммуна платит сеньору вассальные помочи в трех случаях - посвящение старшего сына в рыцари, выдача замуж старшей дочери, выкуп из плена; несет воинскую повинность по требованию сеньора, но повинность эта была ограничена либо определенным районом (не дальше одного дня пути), либо определенным числом дней в году. Сеньор имел право закладывать города-коммуны, как закладывают лены. В основе коммуны лежит союз горожан, скрепленный взаимной присягой. Состав членов коммуны был разным. Требования к полноправному члену коммуны - быть свободным, рожденным в законном браке, не быть неоплатным должником, но на ранних этапах принимались и крепостные. Коммунальные хартии часто провозглашали отмену права «мертвой руки» и произвольной тальи. Поголовный налог мог оставаться. Но во Франции и Германии существовала практика, по которой «городской воздух делает свободным». Хотя были города, где это правило не действовало. Обычно коммуна имела право либо средней юрисдикции, в то время как высшая находилась в руках сеньоров, либо только низшей и полицейской власти. Коммуны обладали правом наказывать нарушителей коммунальных законов сжиганием домов этих последних. Коммунам принадлежала муниципальная администрация и право издание муниципальных законов. Коммунам были подвластны близлежащие деревни и поместья. Этот округ носил название банлье во Франции (господство в пределах 1 лье, но реально до 10-15 км), контадо в Италии. Позже под власть коммуны стали попадать и мелкие города, так образовалась дистретто.

Подведем итоги. Полный комплекс привилегий , который добились города в результате коммунального движения, включал: политическую самостоятельность (самоуправление); правовую автономию, подсудность своему суду, подвластность своей администрации; право самообложения и распоряжения налогами (или частью), избавление от всего (или части) экстраординарного обложения; рыночное право; монополию в области торговли и ремесел; право на прилегающие угодья; право на городскую округу (3 мили); отделение от горожан, т.е. тех, кто не был жителем данного города. Важным результатом коммунального движения - освобождение большинства горожан от личной зависимости «городской воздух делает свободным» (немецкая пословица «Stadtluft macht frei». Существуют 2 типа городской автономии - 1. право самоуправления и 2. получение части привилегий и свобод экономического и политического характера. Право самоуправления - это права выборного управления, собственный суд, самообложение и сбор налогов, созыв военного ополчения. Городской совет мог быть 2 типов - 1. во главе города мэр или бургомистр, который также был главой совета эшевенов или присяжных (от 12 до 24 человек); 2. - во главе города коллегия консулов от 2 до 30 человек (чаще на юге Западной Европы). У коммуны была своя печать, колокол (символ свободы), герб. Крайняя форма городской автономии - город-государство в Италии. Города, менее значимые по своей экономической роли, находившиеся в сильной зависимости от сеньора или от королевской власти (Англия, Швеция, Дания, мелкие города любой страны) или попавшие в орбиту особых интересов монарха (Лондон, Орлеан, Париж) никогда правом коммуны не располагали. Английские короли давали экономические привилегии, но с ограниченной политической независимостью. В Швеции полным городским правом располагали только торговые города. Права горожан - личная свобода, право распоряжаться своим имуществом, подсудность городскому суду, право участвовать в формировании органов городского управления. Статус бюргера - наличие собственности, чтобы нести городское тягло (этот статус был либо наследственным, либо приобретался путем специальной процедуры); внесение определенных взносов в пользу города; владение землей в пределах города и его округи; наличие движимого имущества; свидетельство о профессиональном мастерстве; личная благонадежность; участие в одной из городских корпораций, сторожевая и гарнизонная служба. Получая свои привилегии и иммунитет, город превращался в замкнутую общность, полноправность в которой - право гражданства или бюргерства - также имело личный и сугубо местный характер, т.е. касалось лишь данного города. Но многие города так и не добились полной самостоятельности.

Ремесло. Цехи. Средние века эпоха расцвета ремесла - мелкого ручного производства изделий. Производственная основа средневекового города - ремесло. В эпоху, к которой относится развитие средневекового города, в Западной Европе выросли новые отрасли промышленности, до того известные только на Востоке и связанные с введением некоторых технических новшеств. Это производство х/б, шелковых тканей. Сырье - хлопок, шелк-сырец - шло из Леванта. Возникает и красильное дело, (вначале в Египте, Индии, М. Азии) в раннее время ткани окрашивали в белый, черный, красный цвета (используя растительные красители), окрашивать ткани в зеленый и синий цвет научились позднее. Искусство окрашивания тканей возродилось в XII-XIII вв. (в Италии - Венеции, Флоренции, затем во Фландрии, Германии, где оно процветало в XIV в.). Стеклоделие - знали в Египте, в V в. н.э. в Византии, в начале XI в. в Венеции, но В.В. Хвойко полагает, что стекло в X в. делали на Руси. В Венеции стекло делали на о-ве Мурано - для окон, посуду, камеи, эмаль, зеркала. В XIV в. в Италии, Германии, Франции появились часы с колесным механизмом, боем, гирями, башенные часы. Появилось книгопечатание → бумагоделание, военное дело - изобретение пороха приписывалось Бертольду Шварцу (1350 г.), но порох был известен и раньше. Пушки употребляются в сражениях с XIV в. Так, в 1339 г. их применил Эдуард III при осаде Камбре.

Ремесленники были организованы в объединения - цехи (цех - от - Zeche -пирушка) по роду специальности. Вопрос о происхождении цехов вызвал в историографии не меньше споров, чем происхождение городов. Существует ряд теорий: из римских корпораций, из союзов поместных ремесленников. В городах ремесленники объединялись в самоуправляющиеся коллективы - цехи, но так было не везде. Цехи делились по профессиям, причем, по выпускаемой продукции, например, ножи и кинжалы делали в разных цехах: ножовщиков и оружейников. Цеховая организация была весьма многосторонней - производственное объединение, организация взаимопомощи, военная организация. Главная задача цеха - регулирование человеческих отношений и обеспечение пристойной жизни членов цеха. Цехи организовывались городской властью с целью контроля над их ремеслом и торговлей. Цехи были необходимы для того, чтобы организовать и регулировать процесс производства ремесленных продуктов и их продажу, чтобы бороться с сеньорами, позднее с патрициатом, устранять конкуренцию деревенского и иногороднего ремесла. Цехи - характерное явление средневекового города. Существовали везде. Можно предположить, что появились рано, но позднее появились записи обычного права разных цехов или т.н. цеховые статуты. Самое раннее известие о цеховой организации Германии относится к концу XI в. - отрывочный документ, где речь идет о цехе ткачей шерстяных одеял в Кельне. Во Франции в XIII в. появилась «Книга ремесел г. Парижа». Сложилась внутрицеховая - мастер - подмастерье - ученик и межцеховая иерархия (старшие - средние - младшие цехи). Срок ученичества различен от 2 до 7 и более лет до 10 лет. К ученикам предъявляли ряд требований - происхождение от законного брака, цехи золотых дел мастеров в немецких городах требовали, чтобы ученик не происходил из семьи ткача льняных изделий и цирюльников, эти профессии считались презренными. В статутах любекских купцах было записано, чтобы лица славянского происхождения не допускались к изучению ремесла. Родители или опекун ученика заключали договор в устной или письменной форме с мастером. Подмастерье, вполне обученный работник, но не успевший еще стать мастером. Нет стартового капитала, чтобы открыть мастерскую, + шедевр + взносы в цех, + дорогая пирушка. Рабочий день продолжителен - от восхода до заката, т.е. 12-14 и 18 часовой рабочий день. Ночной труд запрещен, но были исключения. Так, в Кельне стригальщики могли работать при свечах от дня св. Андрея до Рождества.

Зарплата начислялась либо по количеству времени, затраченному - поденная, понедельная, годовая, либо по количеству предметов - сдельная, + опыт, знания, быстрота исполнения, платили деньгами, но могли заплатить и товарами - т.н. trucksystem. Срок найма подмастерьев определялся статутами - в Германии раз в год, 2 раза в год. В статуте кельнских пекарей было записано, что нанимать работников следует только в день св. Екатерины, в Любеке - за 2 недели до пасхи, и за 2 недели до дня св. Михаила. Высший орган управления цехом - общее собрание его полноправных членов, т.е. мастеров. Существовали и женские цехи, были цехи, куда принимали и мужчин и женщин. Женщина могла стать членом цеха по вдовьему праву, т.е. как наследница мужа после его смерти, но для этого должна выйти замуж за подмастерья. Подмастерья могли тоже объединяться в братство для совместного отправления культа, похорон товарищей, взаимопомощи в случае болезни. В некоторые братства принимали и учеников. Имели свою казну, делали взносы. Подмастерья могли объединяться в компаньонажи для общения, куда мастера не принимались. Купцы также объединялись в союзы - гильдии, ганзы. Ганзы чаще состояли из оптовиков, но некоторые могли совмещать с оптовой торговлей и розничную. Например, Фуггеры - купцы, кредиторы германских императоров, продавали картины А. Дюрера, владели венгерскими и тирольскими рудниками.

Средневековую торговлю можно типологизировать: 1. торговля граждан города с местными жителями, соседями; 2. то же - с теми, кто не является бюргером (крестьянами, жителями соседних городов); 3. торговля подданных государя этой страны с иноземцами; 4. по характеру торгового ассортимента; 5. по протяженности торгового маршрута; 6. по формам и степени регулирования; 7. по форме и типу организации. Иногда эти признаки сочетались. В Западной Европе стали формироваться 2 торговые зоны: 1. Средиземноморская - Пиренейский п-в, Южная и Центральная Франция, Италия, Византия - которые торговали между собой и с Северной Африкой, черноморско-азовскими портами, М. Азией, со 2/2 XVII в. с Востоком, Индия, Китай. Лидеры в разное время - Византия, Амальфи (IX-X вв.), Венеция, Генуя, Пиза. Торговали с Левантом, откуда вывозили предметы роскоши, предметы узкого спроса, но зато они создавали сверхприбыли. Но с XV в. стали продавать и товары повседневного спроса - зерно, соль, шерсть, иголки, вино. 2. Северная торговая зона - Балтика, Северное море, Северо-Восточная Атлантика; Англия, Нидерланды, Северная Франция, Северная и Центральная Германия, Прибалтика, Русь, Дания, Швеция, Норвегия, где торговали - «тяжелыми» (рыба, соль, зерно, лес, металлы) и «красными» (сукна, шерсть) товарами + лен, пенька, воск. Лидеры - с XIII в. Ганза. Между Северной и Южной зонами связь существовала через Альпы, по Рейну и др. рекам. В торговле стали создаваться ассоциации нескольких мастеров. В морской торговле, например, в Генуе - ассоциации купцов приобрели форму «морской компании», или коменды. Где было 2 участника - 1. дает капиталы и остается дома (stans), 2 не вносит капитала, но едет в плавание и осуществляет все операции (tractator). Прибыли распределяются stans - ¾; tractator - ¼. Корабли, груженные товарами, направляются в пункт своего назначения, собираются в караваны (mude). Караваны отправляются в определенные сроки и по определенному маршруту - чаще всего на Запад, юг, Восток. На Востоке купцы закупают товары в Константинополе, Александрии, Бейруте, Дамаске. Здесь появляются фондако. Копия родины. Есть консулы, байюло. Фактории. Перегрузочные пункты. Например, Корон и Модон были такими пунктами Венеции. Правда, некоторые купеческие фамилии могли владеть целыми островами. В 1304 г. генуэзец Б. Захариа получает о. Хиос, 1207 г. Марко Санудо - о. Наксос, Парос, род Дандоло - о. Андрос. Обороты были значительны. (Хотя, как повезет). Б. Захариа в год ввозил в Геную квасцов 13.000 канторов = 60.000 генуэзских лир. Годовой бюджет купеческой семьи составлял 300-400 флоринов. Прибыль 30-40 % за операцию. Двигала жажда наживы - братья Поло через Константинополь, в Китай к хану Хубилаю. Братья Вивальди (1291 г.) предлагали обогнуть Африку и достичь Азии. В сухопутной торговле существовали такие формы объединений. Чаще объединялись члены одного или нескольких семейств на срок от 3 до 5 и более лет. Каждый из участников вносил свою долю в дело, и прибыль распределялась сообразно внесенному паю. От сухопутной торговли прибыль была меньше, чем от морской торговли, но обороты быстрее, риска меньше. Чем богаче был купец, тем более многообразной была его деятельность, более широкими деловые и социальные контакты, но тем замкнутее, теснее, элитарнее была среда, в которой он вращался. Крупные купцы входили в патрициат, затем получали дворянство.

Развиваются ярмарки. Термин с X в. в Европе, происходит от нем. наименования годичного рынка (Jahrmarkt), другое название - messe, fair, faire, feria - праздник, поскольку ярмарки приурочивались к религиозным праздникам. Ярмарка - широкое сезонное торжище, где осуществлялась оптовая, международная, местная торговля. Ярмарки находились под защитой «мира», сопровождались народными гуляниями, фейерверками, были распространены азартные игры, гадальщики, лекари, брадобреи, зубодеры. С X-XI вв. ярмарки распространились во всех европейских странах. Особенно широким был ассортимент осенних ярмарок. Во Франции - в VII в. сложились и действовали в XII-XIII вв. ярмарки в Сен-Дени, с к. XII в. - в Шалоне, с XIII в. - в Шампани, в XV в. - Лионе; в Германии - с XIV в. - Лейпциге, Ахене, Франкфурт-на-Майне, Линце, Эрфурте и др.; в Англии - Бристоле, Эксетере, Винчестере; в Испании - Медине-дель-Кампо; в Италии - Павии, Милане, Пьяченце, Генуе. Каждая ярмарка славилась своими особенностями. В Лейпциге ярмарка впервые упоминается в 1170 г., собиралась 3 раза в год - новогодняя, пасхальная, осенняя (день св. Михаила). К концу XV в. приобрела общеимперский характер. Шампань - (XII-XIV вв.) - апогей приходится на 1260-1320 гг. - ей покровительствовали графы Шампанские, обеспечивая безопасность и монопольность торговли, купцов и их товаров. Не только опт, но и денежные операции. Шампанские ярмарки собирались 6 раз в году по 6-8 недель в 4 городах графства - Труа, Провен, Труа, Ланьи, Бар, Провен. В первую неделю распаковывали товар, затем торговали - сукна, шерсть, полотно, бумазея, шелк, инд. муслины, ковры; затем кожи, меха; затем монеты и ростовщики (обмен денег, кредитование, перевод денежных сумм), во все дни торговали пряностями, скотом (лошадьми). Затем ярмарки захирели. В Брюгге - (XIV-XV вв.) - текстиль, свинец, уголь, шерсть, сельдь, масло, зерно, вино. В 1309 г. здесь появилась товарная биржа. В большой торговле в качестве «крупных денег» в ходу были слитки драгоценных металлов (Ag), оценивались по весу. Первые золотые монеты в Европе появились в XIII в. в Италии - дукаты, цехины и были отчеканены в начале этого века в Генуе, Флоренции (1252 г., флорин - 24 карата золота), Венеции (1284 г.). Монеты могли быть и товаром. Рано возник рынок собственно монет. Появились менялы. Они занимались переводом денежных сумм со счета на счет (начало чему положила Венеция), причем расписка, выданная в данном случае, играла роль векселя. Деньги использовались в качестве кредитного средства - под расписку или залог на 3-9 месяцев. В это время в Италии (XII -XIII вв. в XIV в. стал употребляться часто) появился термин капитал - ценности, запас товаров, масса денег, деньги, приносящие процент. Термин перекочевал из Италии в Германию, Нидерланды, Францию, и постепенно стал обозначать денежные средства купца или купеческого товарищества. Купцы различали основной капитал - движимое и недвижимое имущество, средства труда, природные богатства, и оборотный капитал - товары и деньги. Денежный кредит под 10 % годовых или 2,5 % на 3 месяца, но был и более высокий %. Банки существовали издревле. В средние века (например, во Флоренции) они возникли из взаимных услуг торговых компаний с XIII в. В XIV в. появляются госбанки в Барселоне, Генуе. Там не занимались займами и авансированием, но лишь переводом денег со счетов. Принцип - «Деньги не должны быть мертвыми, они должны быть в обороте». Деньги давали под 20 % годовых - краткосрочно, под 30 % годовых - долгосрочно. Но католическая церковь осуждала ростовщическо-кредитные операции, так как деньги не могут рождать деньги. Но папский престол пользовался услугами разных банкирских домов, как Флоренции, так и Сиены. Появляется и двойная итальянская бухгалтерия.

Постепенно в городах появляется верхушка горожан и правящий слой - патрициат , городская элита. Термин появился в эпоху Возрождения, то этого скромно себя именовали «лучшими, почтенными, праздными людьми». Вели свое происхождение от римских патрициев, хотя предками являлись крупные купцы, ремесленники, крепостные, министериалы. Экономическая деятельность патрициата носила разнообразный характер, но главное - торговля, банковское дело, ростовщичество. Численность патрицианских семей была разной в разных городах Европы, но не велика. В Брюсселе - 255 семей, в Генте - 13, в Кельне - 15. Поэтому в XIII-XIV вв. начинается борьба горожан против патрициата.

В процессе развития городов, роста ремесленных и купеческих корпораций, борьбы городов с феодалами и внутренних социальных конфликтов в их среде в Европе складывается особое сословие горожан (бюргеров - от лат. burgensis). В экономическом отношении новое сословие было связано с ремесленно-торговой деятельностью, пользовалось рядом льгот и привилегий. Городское население не было единым - патрициат - плебейство.

Вся земля принадлежала феодалам, поэто-му и города стояли на их земле и считались их собственностью. Город был как бы вассалом феодала. Горожане всецело зависели от его прихотей и аппетитов, феодал старался выка-чать из них как можно больше прибыли. Это побудило горожан начать борьбу за самоуправ-ление или, как тогда говорили, за коммуну . В течение X-XIII вв. коммунальное движе-ние стало общеевропейским явлением. Что оно собой представляло?

В ряде случаев горожане выкупали у сеньора отдельные вольности и привилегии . Эти уступки со стороны феодала они тщательно записы-вали в городских хартиях .

XII в. Из грамоты, предоставленной жителям г. Фрайбурга фео-далом Конрадом

Я обещаю мир и безопасность в границах моей власти и владений всем, кто прибывает любыми путями на мой рынок. Если кто-то из них будет ограблен на этой территории и назовет грабителя, я или заставлю вернуть награбленное, или сам возмещу утраченное имущество.

Если кто-то из моих горожан умрет, его жена с детьми будет владеть всем наследством и без всякого возражения получит все, что бы муж ни оставил ей...

Всем купцам я уступаю торговую пошлину.

Никогда я не назначу моим горожанам другого управителя, никогда — другого священника, а кого для этого изберут, того и будут иметь после моего утверждения...

Если возникнет какая-либо ссора среди моих горожан, то она будет устранена не по моему или управителя своеволию, а будет разрешена по местным обычаям и по законному праву всех купцов...

Но не всегда удавалось мирно объясниться с сеньором. Довольно часто горожане должны были браться за оружие, чтобы получить вожде-ленную независимость.

Свыше 200 лет вели борьбу за независимость жители северофранцуз-ского города Лана, который в начале XII в. стал собственностью мест-ного епископа. В их борьбу были втянуты короли Людовик VII, Филипп II Август и много больших и мелких феодалов. В конце концов, город по-пал под правление королевских чиновников.

Как были организованы городские коммуны? Они избирали свой магистрат , имели свой суд, свои военные силы, свои финансы, сами устанавливали размер налога и взимали его. Жители городов-коммун освобождались от тяжелых феодальных повинностей, но при этом для крестьян пригорода они становились коллективным сеньором, при-нуждали их работать на себя. Благодаря коммунальному движению в средневековой Европе победило правило, согласно которому каждый, кто прожил в городе «год и один день», становился свободным.

XIII в. Из городского права, дарованного немецкому городу Гослару императором Фридрихом II

Если кто-либо проживал в городе Госларе и, пока он там жил, никто не доказал его рабское происхождение, то после смерти пусть никто не осме-лится назвать его рабом или обратить в рабство.

Если же какой-либо чужак прибыл жить в этот город и прожил в нем в течение года и дня, причем ни разу ему не ставили на вид рабское состо-яние, не уличили его в этом, и сам он в этом не признался, то пусть он пользуется общей с другими гражданами свободой; и после смерти пусть никто не посмеет объявить его своим рабом. Материал с сайта

Коммунальное движение победило не везде. Воля обходилась горо-жанам дорого. Во многих небольших городах для ее получения не хва-тало ни сил, ни средств, поэтому они оставались под каблуком у своего сеньора. Часть городов удовлетворилась ограниченным самоуправлением, к примеру, правом избирать магистрат. К таким городам относились Париж, Лондон, некоторые другие города Франции, Англии, Германии, Скандинавии, Венгрии. В Германии в XIII в. появилось так называемое магдебургское право — право горожан города Магдебурга избирать свою администрацию и суд. Оно со временем распространилось в Германии, Польши, Литве, Украине, Белоруссии (в конце XV в. магдебургское право получил, например, Киев).

Коммуна — городская община, которая добилась независимости от феодала и права на самоуправление.

Коммунальное движение — борьба городов за независимость от сеньоров.

Привилегии — 1) преимущества, льготы, права; 2) грамоты, кото-рыми удостоверялись права, предоставленные городам или отдель-ным группам населения.

Хартия — документ, который удостоверял права или привилегии.

Магистрат — орган городского самоуправления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском