Потребности, ресурсы и выбор. Экономические потребности и ресурсы Что такое ресурсы и потребности

Любое экономическое благо производится с целью его потребления, т.е. должно удовлетворять потребности людей.

Потребность – это желание людей иметь какие-либо блага, которые удовлетворяют их желание.

Потребности бывают :

* первичные и вторичные;

* материальные и духовные;

* производственные и личные;

* общественные.

К первичным потребностям относятся самые насущные нужды человека (питание, одежда, обувь); к вторичным – потребности, которые удовлетворяются после того, как будут удовлетворены первичные потребности это потребности досуга – кино, театр, спорт. Первичные потребности в отличие от вторичных не могут быть заменены одна другой.

Материальные потребности – это удовлетворение желания людей в жилье, одежде, обуви, автомобиле.

Духовные потребности – удовлетворение умственных потребностей (произведения искусства, культуры, науки). Среди них выделяют:

Личные потребности удовлетворяемые предметами личного потребления (пища, одежда, обувь);

Производственные потребности – это потребности предприятий, фирм, предпринимателей в средствах производства.

Кроме того, выделяют общественные потребности – школы, больницы, военная техника.

Потребности могут быть насыщаемыми, имеющими четкий предел, и ненасыщаемыми , не имеющими четко обозначенных границ.

Американский ученый Маслоу все человеческие потребности разделил на 5 групп:

* физиологические потребности (сон, прием пищи, жажда);

* потребности в самосохранении (безопасность, защищенность);

* социальные потребности (общение с людьми, любовь, власть);

* потребности в признании человека как личность (статус, авторитет);

* потребности в самоуважении (саморазвитие, самореализация).

При осознании потребности возникает мотивация (стимул) к труду. Потребности в данном случае превращаются в конкретную форму – форму интереса.

Экономический интерес есть форма проявления потребностей. Он реализуется в определенном количестве материальных и нематериальных благ. Личный экономический интерес для предпринимателя – это прибыль при наименьших затратах, а для потребителя – заинтересованность в низких ценах и высоком качестве товаров и услуг.

Средствами для удовлетворения потребностей людей и производства экономических благ (товаров и услуг) являются экономические ресурсы.

Ресурсы – это все то, что используется для производства и реализации товаров и услуг.

Экономические ресурсы – это ресурсы, рассматриваемые с точки зрения редкости и ограниченности.

Редкость означает то, что ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития. Вследствие редкости ресурсов объем производства ограничен.


Ограниченность ресурсов бывает абсолютной и относительной.

Абсолютная ограниченность характерна для природных и трудовых ресурсов, относительная – для материальных, финансовых и информационных ресурсов.

Выделяют ресурсы:

* природные (земля, нефть, газ, растения). Среди них различают:

- возобновляемые (леса, почва, растения);

- невозобновляемые (нефть, газ уголь);

- неисчерпаемые (морские приливы и отливы, воздух, энергия ветра и воды);

- заменимые (топливные ресурсы на солнечную или атомную энергию);

- незаменимые (воздух, вода).

* материальные – все то, что создано руками человека.

* трудовые – это население в трудоспособном возрасте (рабочая сила) и предпринимательские способности (умение рисковать, интеллект, талант);

* финансовые денежные средства, которые необходимы для экономической деятельности.

* информационные .

Ресурсы по происхождению бывают двух видов:

* первичные (природные, трудовые, финансовые и материальные);

* вторичные (производные) – ресурсы, которые появились в связи с НТП (информация, технология, организация, управление, инфраструктура).

В западной экономической мысли, в отличие от марксистской, нет различий между ресурсами и факторами производства. Так, ресурсы – это то, к чему еще не прикасалась рука человека (уголь, нефть).

Факторы производства – это ресурсы, приведенные в действие, т.е. в рамках процесса производства ресурсы превращаются в факторы производства, они в отличие от ресурсов всегда имеют собственника.

Неоклассическая теория выделяет 4 группы факторов производства : капитал; труд; земля; предпринимательские способности.

Капитал объединяет материальные, финансовые и информационные ресурсы. Земля в широком смысле означает все природные (естественные) ресурсы. К труду относятся трудовые ресурсы. Предпринимательские способности – это интеллект, талант, способность рисковать и внедрять новшества. Ими обладают 10-15% людей. Эти способности относятся к категории труда.

Введение………………………………………………………………………4

1. Безграничность потребность и ограниченность ресурсов как базовые постулаты экономики…………………………………………………………6

2. Сущность кривой производственных возможностей……………………16

3. Законы возрастания дополнительных затрат и убывающей доходности………19

Заключение…………………………………………………………………..22

Список использованных источников………………………………………24


ВВЕДЕНИЕ

Основная проблема экономики заключается в том, что имеем неограниченные потребности и ограниченные ресурсы.

Материальные потребности - прежде всего желание потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность.

Полезность - совокупность потребительских свойств товара, удовлетворяющих определенную потребность человека. К потребностям могут быть отнесены предметы, пища, услуги и т.д.

Если в стране производится больше товаров личного потребления (первой необходимости), то это говорит о том, что страна находится на недостаточном уровне развития; предметов роскоши - страна достаточно экономически развита.

В связи с этим появляется необходимость контроля производства.

Общество всегда стремилось к удовлетворению своих изменяющихся, а точнее, растущих потребностей, но поскольку всегда, в какой-то конкретный период возможности удовлетворения их ограничены вследствие ограниченности ресурсов, то человечество всегда стоит перед выбором: какие потребности лучше и выгоднее, дешевле удовлетворять сейчас при данном количестве имеющихся ресурсов, а какие позже? То есть люди должны каким-то образом организовать свою экономику, чтобы лучше решить такую задачу.

Данная задача в определенной мере может быть решена с помощью модели «кривая производственных возможностей», которая представляет собой геометрическое место точек, показывающее сочетание двух благ, которые могут быть произведены при полном использовании имеющихся ресурсов.


1. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов как базовые постулаты экономики

Классическое определение предмета “Экономикс” было дано в 1935 году Лайонелом Роббинсом: “Экономическая наука - это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление”. Она исходит из того, что основная проблема экономической жизни общества - это удовлетворение потребностей людей наиболее рациональным способом. То есть центральное место в “основном течении” современной экономической теории занимает человек как потребитель. Он имеет дело с конкурирующими целями (разнообразными потребностями) и ограниченными средствами их удовлетворения.


Экономика – это наука о том, как общество использует редкие ресурсы для производства товаров и распределения их среди людей. Ее ключевые понятия: редкость, выбор, эффективность.

 Редкость - это ситуация, когда наличных производственных ресурсов недостаточно для удовлетворения всех потребностей всех людей.

 Экономический выбор состоит в поиске такого способа распределения имеющихся благ и ресурсов, который обеспечивает людям при данных производственных ресурсах наиболее полное удовлетворение имеющихся потребностей.

 Эффективность означает состояние экономики, при котором удовлетворение потребностей людей достигается с наименьшими затратами ресурсов.


Рис.2.

Потребность - это нужда или недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности человека.

Материальные потребности - пища, одежда, жилье.

Духовные - книга, кино, образование.

Социальные - общение и соответствующие институты.

Благо - любое средство удовлетворения потребностей людей.

Таблица 1 Классификация благ

По способу предоставления блага в распоряжение потребителя:

Вещь- осязаемый продукт природы или человеческой деятельности.
Услуга - процесс человеческой деятельности, удовлетворяющий какую-либо потребность.

По характеру удовлетворяемой потребности:

Материальные блага (вещи и услуги), удовлетворяющие материальные потребности или же представленные в предметной форме.
Нематериальные блага (вещи и услуги), удовлетворяющие духовные и социальные потребности (информационные, коммуникационные, научно-исследовательские, культурные, образовательные и другие).

По редкости:

Свободные, общедоступные блага.
Экономические - блага, имеющиеся в ограниченном количестве.

Производственные ресурсы - это все природные, людские и созданные людьми ресурсы, которые используются для производства экономических благ. Их делят на три группы по признакам: происхождение, роль в производстве, механизм мобилизации.

Эти три группы и называют экономическими ресурсам.

Земля - все, что может быть использовано человеком в производстве в натуральном состоянии, без предварительной обработки: плодородные земли, место для строительства, лес, минеральные ресурсы.

Труд - все умственные, физические, психические, эмоциональные затраты людей в процессе производства. Показателем эффективности его использования является производительность труда, т.е. степень плодотворности целесообразной деятельности людей. Рост производительности труда проявляется: во-первых, в росте количества создаваемой в единицу времени продукции, во-вторых, в сокращении затрат всех производственных ресурсов на единицу продукции, в-третьих, в повышении роли капитала в производстве по сравнению с трудом и землей, в росте удельного веса затрат капитала в общих затратах производства.

Капитал - все средства производства, созданные людьми, включая сырье, полуфабрикаты, инструменты, промышленное оборудование, инфраструктуру. Это - то, с помощью чего человек воздействует на природу.

При характеристике капитала как экономического ресурса следует учитывать, что в экономической теории есть несколько трактовок капитала:
Физический капитал (это и есть экономический ресурс) - запас производственных благ, созданных экономикой для производства других товаров.
Денежный капитал (не является экономически ресурсом)- пускаемые в оборот денежные средства, ценные бумаги (акции, облигации...), любые финансовые активы.

Человеческий капитал – накопленные знания и опыт человека, позволяющие ему получать более высокий доход (особая форма фактора труда).

Общее во всех трактовках: капитал - это то, что пускается в оборот, возвращается владельцу в возросшем масштабе (с прибылью, с повышением заработной платы, с дивидендом).

Итак, базовыми постулатами экономики являются два тезиса, принимаемые за аксиомы:

Безграничность, или неутолимость, материальных потребностей об­щества;

Ограниченность, или редкость, экономических ресурсов.

Разберем подробнее оба постулата. Понятие потребностей в экономик­е прочно увязывается с потребностями материальными и трактуется как «желания потребителей приобрести и использовать товары или услуги, которые доставляют им полезность» . Таким образом, именно субъ­ективные желания потребителей выступают движущей силой развития производства. Однако связь производства и по­требления, определяющая направления развития процесса формирования потребностей, значительно сложнее и ведущее значение в ней принадле­жит производству.

Следует четко различать сами потребности, механизм их реализации и формы выражения потребностей. Так, человеку была всегда присуща такая первичная потребность, сохранившаяся до наших дней, как потребность в жилье. Материальное воплощение ее будет различным в зависимости от исторических, климатических условий, а также национальных традиций (пещера, изба крестьянина, дворец, вигвам, юрта, современная квартира и т. д.). Формы воплощения потребностей могут быть самыми разнообраз­ными, тем не менее, все они удовлетворяют одну и ту же потребность, раз­личается лишь мера удовлетворения данной потребности.

Если для простоты обратиться к материальным потребностям отдель­ного индивида как потребителя, то его материальные потребности напря­мую связаны с условиями его жизнедеятельности: жилье, пища, одежда, средства передвижения, средства ухода за всем вышеперечисленным. Формы реализации и воплощения данных потребностей, подчеркнем еще раз, самые разнообразные и зависят от технологического уклада, господ­ствующего в данном хозяйстве. Именно уровень достигнутого в обществе производства позволяет создать адекватный данному историческому пе­риоду материальный носитель потребности. И в этом смысле реализация всех материальных потребностей всегда ограничена рамками имеющегося в данной хозяйственной системе технологического способа производства. Таким образом, сам по себе перечень материальных потребностей индиви­да далеко не безграничен, не безграничны также формы материального воплощения данных потребностей.

Можно усложнить задачу - рассматривать индивида как отдельное домохозяйство, в этом случае он выступает и как традиционный потреби­тель различных экономических благ, и как поставщик экономических ре­сурсов. Круг материальных потребностей его значительно расширится за счет чисто экономических потребностей, связанных с поставкой (прода­жей) другим экономическим субъектам своих ресурсов. В этой связи пред­стоит ответить на следующие вопросы:

Является ли материальной экономическая потребность в сдаче в аренду индивидом жилого помещения?

Будет ли материальной потребность в получении заработанной.платы?

Материальна ли потребность в получении земельной ренты, нор­мальной прибыли и т. д.?

Очевидно, что результат реализации вышеперечисленных потребно­стей материален, как и в случае с простыми насущными потребностями, что позволяет, на наш взгляд, отнести их к разряду материальных. Сразу можно отметить, что безграничность данных потребностей очень условна и в каждом конкретном случае определяется стоимостным эквивалентом продаваемого (сдаваемого в аренду) ресурса. Так, зарплата зависит в первую очередь от опыта и квалификации работника, величина земельной ренты определяется исходя из соотношения цены земли и ссудного про­цента и т. д.

Если обратиться к материальным потребностям фирмы, то тезис о без­граничности потребностей также приобретает условный характер. Для фирмы потребности выступают в виде прежде всего потребностей в раз­личных экономических ресурсах, необходимых ей для производственной деятельности, величина требуемых ресурсов зависит от уже сложившейся структуры производства, спроса на продукцию данной фирмы (для уже функционирующей на рынке фирмы) или от проектных показателей (для впервые выходящей на данный рынок фирмы). После завершения очеред­ного цикла производственного процесса, фирма может сориентироваться на прежний или меньший объем производства, в этом случае ее потребно­сти в ресурсах не превысят предыдущий уровень, либо увеличить предло­жение, что вызовет, как следствие, потребность в дополнительных эконо­мических ресурсах. Но и в последнем случае рассуждать о безграничности потребностей фирмы не слишком корректно.

Неутолимость или безграничность потребностей в одном из учебников Экономикса доказывается следующим образом: «В своей совокупности материальные потребности в практическом смысле неутолимы или безгра­ничны... Подтвердить этот вывод можно с помощью простого экспери­мента. Предположим, что нас просят перечислить те товары и услуги, ко­торые нам нужны, но которыми мы в данный момент не располагаем. За­тратим определенное время на составление перечня неудовлетворенных потребностей, и он окажется весьма внушительным. Но с течением време­ни потребности умножаются, и мы вынуждены пополнять перечень все новыми... Стремительное появление новых изделий разжигает наши аппе­титы, а широкая реклама стремится убедить нас в том, что мы нуждаемся в бесчисленном количестве предметов, которые без этой рекламы нам бы в голову не пришло покупать... Более того, удовлетворив простую потреб­ность, мы уже не можем остановиться...» . Данный отрывок хорошо иллюстрирует роль процесса производства в формировании мате­риальных потребностей общества, именно уже созданные и широко рек­ламируемые результаты процесса производства «создают» потребителя, зачастую навязывая ему новые формы удовлетворения потребностей. При этом степень удовлетворения потребностей зависит от технологического способа производства.

Есть еще один немаловажный, на наш взгляд, аспект рассматриваемой проблемы, а именно - проблема смысла хозяйствования и поиска инди­видом своего места в социуме. Провозглашение безграничности матери­альных потребностей сводит смысл человеческой жизни к потребительст­ву, вечной погоне за новыми формами воплощения тех или иных матери­альных потребностей, роль человека в социуме, следовательно, - быть исключительно потребителем. Хозяйственная система с присущим ей механизмом направлена на обеспечение данного процесса, смысл хозяйство­вания - потребление.

Естественно, каждый человек на протяжении всей своей жизни выпол­няет роль потребителя экономических благ, но это не единственная и не главная его социальная роль. В любом рыночном хозяйстве существует значительная группа людей, главной жизненной потребностью которых является экономическая потребность в предпринимательской деятельно­сти, их основная социальная роль - быть менеджерами, собственниками, акционерами, банкирами и т. п. Масштабы их экономических потребно­стей определяются величиной вкладываемого в их деятельность капитала (как собственного, так и привлеченного), реализация данных потребностей протекает в постоянной погоне за эффективным вложением капитала.

Следует отметить, что, на мой взгляд, самая значительная социальная роль индивида в обществе с точки зрения процесса производства связана с реализацией его рабочей силы. Подчеркнем, что в Экономиксе специально не рассматривается такая важнейшая общественная потребность, как по­требность в труде. Когда потребность в труде из источника получения средств к существованию превращается во внутреннюю необходимость данного индивида, т. е. потребность в труде трансформируется в труд как жизненно необходимую потребность, именно данная потребность стано­вится безграничной.

Существенным методологическим недостатком рассмотрения потреб­ностей в Экономиксе является сведение всего многообразия общественных потребностей к потребностям материальным, в то время как система об­щественных потребностей в масштабах функционального хозяйственного пространства включает:

Потребности общественного развития (они напрямую связаны с воз­никновением новых производственных отношений и соответствующих им законов);

Структурообразующие потребности (в технико-экономических, орга­низационно-экономических и собственно производственных отношениях):

Потребности в результатах процесса общественного воспроизводства:

Потребности индивида как личности, а не только носителя рабочей силы.

Системный подход к исследованию общественных потребностей по­зволяет рассматривать их как центральную категорию теории хозяйства, потребности есть:

Исходный пункт любого хозяйства;

Результат функционирования хозяйственной системы;

Основа формирования ценностных ориентиров социума;

Основа формирования личности в социуме;

Связаны с проблемой поиска смысла хозяйствования.

С процессом эволюции хозяйственных систем связана в большей сте­пени группа потребностей общественного развития, но даже их только условно можно назвать безграничными, так как они всегда связаны с оп­ределенной системой хозяйства и реализуются как внутри нее, так и за ее рамками, в переходный период, предполагающий смену предшествующей хозяйственной Системы качественно новой.

Таким образом, утверждение в качестве основополагающего тезиса о безграничности материальных потребностей с методологической точки зрения означает:

Значительное упрощение понимания самих потребностей, при кото­ром многоплановая система общественных потребностей (в том числе потребностей данного хозяйства) сводится к материальным потребностям отдельных людей, частных предприятий и правительства;

Субъективистское определение потребностей;

Отождествление различных форм выражения потребностей с самими потребностями;

Исследование потребностей прежде всего с позиции потребления, а не процесса производства;

Недооценку факта, что реализация потребностей всегда лимитируется уровнем технологического способа производства;

Игнорирование такой важнейшей потребности, как потребность в труде.

Следуя рассматриваемому постулату экономики, движущей силой об­щественного развития выступают лишь материальные потребности, в то время как ею является вся система общественных потребностей. Единственными поистине безграничными потребностями, на мой взгляд, можно считать познавательные, исследовательские, творческие потребности. Не­критическое отношение к положению о безграничности материальных потребностей ведет к утверждению тезиса о рациональном человеке как потребителе, служит источником концептуального мифотворчества в об­ласти теории потребительского поведения, в частности, при оценке пре­дельной полезности различных благ.

Второй постулат - тезис об ограниченности ресурсов, так же как и первый, далеко не безупречен. Ресурсы, к которым, по Экономиксу, относятся земля, капитал, труд и предпринимательская способность, рассмат­риваются с позиции процесса потребления как условие для осуществления процесса производства. Однако в процессе общественного воспроизводст­ва сами ресурсы принимают формы:

Условий процесса производства;

Функционирующих в процессе производства факторов производства;

Результатов общественного воспроизводства, в качестве которых они дают новый импульс производству.

Ограниченность ресурсов не является абсолютной, она всегда относи­тельна. Так, наличные освоенные ресурсы определенного хозяйства всегда зависят от:

Величины трудовых ресурсов, выступающих прямым следствием демографической ситуации в обществе;

Величины функционирующих в процессе общественного воспроиз­водства средств производства, включая землю.

Величина функционирующих в процессе общественного воспроизвод­ства средств производства определяется господствующим на данном этапе развития хозяйственной системы технологическим способом производст­ва. Именно технологический способ производства является ограничителем для вовлечения в процесс общественного воспроизводства дополнитель­ных ресурсов. Так, изменения, связанные с повышением уровня произво­дительности труда на предприятии, благодаря технологическим изменени­ям, имеют следствием, как правило, рост объема производства, для дости­жения которого ранее потребовалось бы значительное увеличение числа занятых. В данном случае для предприятия (и для общества) произошло изменение величины таких экономических ресурсов, как труд и средства производства.

Ресурсы есть материальное воплощение потребностей общественного воспроизводства, и их ограниченность носит относительный характер, о ней можно рассуждать только в рамках определенного способа производ­ства.

Становление информационного общества вносит новый аспект в дан­ную проблематику. Важнейшим экономическим ресурсом становится сама информация, прежде всего экономическая, которая в процессе потребле­ния не уничтожается и может многократно воспроизводиться на различ­ных носителях, и в этом смысле является неограниченным ресурсом.

В определенной мере является неограниченным и такой экономический ресурс как рабочая сила в той мере, в какой он свя­зан с познавательными, творческими потребностями человека, ибо стрем­ление к познанию мира и творчеству безгранично и всегда было свойст­венно определенной части любого общества.

Рассмотрение ограниченности ресурсов в качестве базового постулата необходимо, на мой взгляд, в Экономиксе прежде всего для обоснования ряда понятий, связанных с предельными величинами, а также альтерна­тивных издержек. Последнее понятие при всей своей наглядности не дает ответы на вопросы о критериях сравнения различных вариантов использо­вания ресурсов, о том, что лежит в основе сравнения, и т. п.

Базовые постулаты Экономикса являются источником концептуального мифотворчества, поскольку

Освещают потребности и ресурсы преимущественно с точки зрения процесса потребления, не рассматривая их динамику в рамках процесса общественного воспроизводства;

Определяют и потребности и ресурсы лишь как необходимые условия процесса потребления, что значительно упрощает картину хозяйственной жизни:

Сводят все многообразие общественных потребностей к материаль­ным потребностям, тогда как источником движения хозяйственной систе­мы всегда выступает вся система общественных потребностей:

Абсолютизируют безграничность потребностей, тогда как она доста­точно условна, так как многообразны формы реализации потребностей, их материальное воплощение, а не сами потребности; безграничны только потребности в познании, творчестве, самосовершенствовании, в информа­ции и т.п.;

Не учитывают, что потребности всегда реализуются в рамках опреде­ленной конкретно-исторической системы хозяйства, следовательно, фор­мы их материального воплощения ограничены рамками возможностей данного технологического способа производства;

Недооценивают, что ограниченность ресурсов всегда относительна и характеризуется достигнутым в обществе уровнем развития производи­тельных сил, технологическим способом производства;

Игнорируют новые тенденции в современной хозяйственной жизни, а именно, что в условиях становления информационного общества сама ин­формация является неограниченным экономическим ресурсом; кроме того, неограниченность свойственна и такому ресурсу, как познавательный, творческий труд.

Ресурсов и продукции экономическая жизнь невозможна. Поэтому в экономической теории существует воспроизводственный подход, согласно которому экономика - это кругооборот предметов и средств труда, природных ресурсов, предметов потребления, населения. В центре воспроизводства - человек и его потребности. В этом смысле можно сказать, что если целью производства являются продукция, прибыль, то целью...

Информационные технологии явились закономерным толчком зарождения и дальнейшего стремительного развития компьютерных средств. Рисунок 2. Возникновение компьютерных средств И, наконец, развитие информационных ресурсов и информационных технологий и средств передачи информации повлекло возникновение усовершенствование средств ее обработки и фиксации - зародились и начали активно развиваться...





Или выпаса скота; б) почвенно-земельные ресурсы - земля и ее верхний слой - почва, обладающая уникальным свойством продуцировать биомассу, рассматриваются и как природный ресурс и как средство производства в растениеводстве; в) растительные кормовые ресурсы-ресурсы биоценозов, служащие кормовой базой выпасаемого скота; г) водные ресурсы - воды, используемые в растениеводстве для орошения, а в...

Главная цель этой темы состоит в выяснении в общих чертах некоторых фундаментальных понятий современной экономической науки. Они так же актуальны сегодня, как и в древние времена и оставаться такими же и в будущем.

В этой теме будут сформулированы основные проблемы организации экономики, выяснено, каким образом они решаются в различных типах экономической системы - традиционной, командно-административной, рыночной и смешанной системах.

Наконец, мы покажем, как и для чего экономисты строят кривую производственных возможностей. Это позволит объяснить, какой смысл вкладывается в понятие "альтернативная стоимость".

Потребности и экономические ресурсы

Зададимся вопросом: что заставляет людей работать? .Они Работают, чтобы удовлетворять собственные потребности. Наряду с понятием «потребность» употребляется понятие "нужда". Что под этим понимают?

Нужда - это чувство, которое возникает у человека при отсутствии или недостатке того, что ей хотелось бы иметь. Люди чувствуют нужду в пище, одежде, жилье и т. Если нужда не удовлетворена, это вызывает внутреннее напряжение, что и побуждает человека работать.

Потребность - это та же нужда, но она должна иметь конкретное оформлению которое определяется культурой и другими обстоятельствами. Многие потребности выражаются в продуктах, которые удовлетворяют нужду способом, свойственным определенному обществу. Например, одна и та же нужда в людей, принадлежащих к различным слоям общества, приобретает форму различных потребностей. Потребность в транспортных средствах эскимосов и жителей современных городов неодинакова. Экономисты и психологи предлагают выделять различные виды потребностей. Достаточно распространенной является классификация потребностей, предложенная доктором и психологом А. Маслоу, который различал ниже (физиологические) и выше (социологические) потребности. Первую группу составляют дыхания, жажда, голод, тепло, безопасность. К высшим потребностям относят стремление принадлежать к определенному кругу людей - родственников, друзей, знакомых - чувствовать их поддержку. К ним также относят желание приобрести признание, пользоваться уважением, поднять свой престиж в глазах окружающих людей. Наконец, сюда же относят потребность человека в самореализации.

Другая классификация потребностей предусматривает их разделение на два вида: материальные и духовные. Экономика работает на удовлетворение собственно материальных потребностей, а они характеризуются тем, что является безграничны. Под материальными потребностями понимается желание потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые являются для них полезными. В свою очередь, понятие "полезность" экономисты обозначают удовольствие, наслаждение, которые люди получают от потребления товаров и услуг. Выделение среди потребностей материальных, оставляет для других общественных наук изучение целого спектра таких потребностей, как признание, уважение, престиж, любовь и т.

Товары и услуги часто называют благами. Товары осязаемые, как, например, автомобили и обувь, тогда как услуги нельзя почувствовать на ощупь - это касается услуг культурных заведений, здравоохранения и тому подобное. Товарами в рыночной экономике становится чрезвычайно широкий круг благ: холодильники, мебель, автомобили, посуда, оборудование, производственные помещения и т. Одна группа продуктов - потребительские блага, - предназначается для непосредственного удовлетворения потребностей потребителей. Вторая - удовлетворяет их потребности косвенно, обеспечивая производство потребительских благ. Такие продукты называют капитальными благами, или товарами производственного назначения. Потребительские блага иногда разделяют на предметы первой необходимости и предметы роскоши. Подробнее критерии разделения благ названные две группы мы рассмотрим в теме "Эластичность в экономике и ее виды".

Деятельность, создает товары и услуги, называют производством, а деятельность, в процессе которой они используются потреблением. В производстве применяют экономические ресурсы, состоящие из элементов природы, таких как земля, леса и полезные ископаемые; человеческих ресурсов - как умственных, так и физических; средств производства (произведенных вспомогательных средств для производства), таких как орудия труда, машины, здания, складские помещения, средства транспорта и связи. Все возможные ресурсы часто объединяют в две большие группы: материальные ресурсы - земля и капитал и человеческие ресурсы - труд и предпринимательские способности. Экономические ресурсы называют еще факторами производства, поскольку их используют для производства товаров и услуг.

В приведенных выше двух группах экономических ресурсов выделено четыре вида факторов производства. Четвертый фактор производства - предпринимательские способности - в экономической литературе начали выделять в первой половине XX в. Заметим, что и сегодня не все экономисты выделяют этот фактор производства как самостоятельный. Можно дать такие краткие определения для первых трех видов факторов производства: земля - это все элементы природы, такие как, пахотные земли, леса, полезные ископаемые, водные ресурсы, воздух; труд - это физические и умственные способности людей, применяемые в производстве благ (за исключением предпринимательских способностей, когда они относятся к четвертому виду ресурса) капитал - это товары длительного пользования (капитальные блага), предназначенные для производства других благ. Последний вид ресурса еще называют инвестиционным ресурсом, а процесс производства и увеличение его запаса называют инвестированием. На это стоит обратить внимание потому, что часто люди говорят о "инвестиции", покупая дома, акции, земельные участки или другие атрибуты частной собственности. Для экономистов такие покупки является лишь финансовыми операциями или изменениями в портфелях владельцев. Потому что когда один человек покупает, то какая-то другая продает. Инвестиции являются лишь тогда, когда создается реальный капитал. Следовательно, нужно разграничивать понятия "реальный капитал" и "финансовый капитал". Первый вид капитала - это экономический ресурс, а второй вид (его еще называют денежным капиталом) не является ресурсом.

На практике между капиталом и землей не всегда легко провести четкую границу. Сегодня в большинстве стран какая-то часть земельных угодий стала продуктивной лишь благодаря ранее сделанным инвестициям в осушения и орошения земель, вырубку лесов. Ярким примером является опыт Голландии, значительная часть территории которой была отвоевана у моря. Поэтому определенная часть того, что мы называем землей - это результат прошлых инвестиций и является скорее всего реальным капиталом, а не фактором производства, данным природой.

Раскрывая содержание четвертого фактора производства - предпринимательских способностей, экономисты отмечают нескольких важных функциях, присущих предпринимателю, то есть человеку, который является носителем предпринимательских способностей. Во-первых, предприниматель обеспечивает соединение в едином производственном процессе других трех видов факторов производства.

Итак, в этом смысле он является движущей силой современного производства. Во-вторых, предприниматель определяет направление деятельности фирмы. В этом плане предпринимателями выступают не только владельцы фирм, но и высококвалифицированные менеджеры, которые за жалованье работают в фирмах. В-третьих, предприниматель - это новатор, то есть он генерирует новые идеи, разрабатывает новые технологии, новые продукты, новые формы организации бизнеса. В этом смысле предпринимателем считается не только бизнесмен, но и изобретатель, высококвалифицированный специалист в области научной организации труда. В-четвертых, предприниматель - это человек, способный рисковать с целью получения высоких прибылей, а следовательно, не боится стать банкротом при неблагоприятных обстоятельствах.

Если потребности людей не ограничены, то экономические ресурсы характеризуются тем, что они ограничены, или редки. Для большинства населения мира ограниченность ресурсов Есть реальной и всегда присутствует. Относительно желаний (иметь больше и как можно лучшие пищу, одежду, жилище, систему образования и т.д.) имеющиеся ресурсы являются неадекватными; производится лишь малая часть нужных товаров и услуг.

Однако кто-то может возразить: а разве развитые индустриальные страны недостаточно богаты для того, чтобы почти не чувствовать ограниченности? В конце концов, все они характеризуются как богатые. Но каким бы ни было богатство, оно не снимает проблему ограниченности ресурсов. Например, большинство домохозяйств в США, которые зарабатывают 60 тыс. Долл. в год, что является большой суммой по мировым стандартам, не могут не волноваться, тратя средства на полезные вещи. Для того, чтобы каждое домохозяйство этой богатой страны мира имело возможность зарабатывать такую сумму денег, ее национальный продукт должен удвоиться.

Поскольку ресурсы ограничены, а материальные потребности безграничны, все общества сталкиваются с проблемой решения вопроса: что производить и сколько должен потреблять каждый человек? Общества отличаются между собой тем, кто именно делает такой выбор и каким образом, но потребность выбирать является общей для всех. Так же, как ограниченность ресурсов вызывает необходимость выбора, последний предопределяет существование стоимости. По ограниченности ресурсов и полной их занятости люди, принимая решение об увеличении какого-то одного блага, всегда должны согласовывать решения об отказе от ряда какого-то другого блага. В этом случае "определенное количество" блага, от которого отказываются, является стоимостью дополнительного количества другого блага, которого хотят иметь больше.

Итак, ограниченность означает, что надо выбирать, а возможность выбора среди различных альтернатив означает существование ценностей.

Для того, чтобы увидеть, почему выбор предполагает существование стоимости, приведем два примера. Они включают в себя одинаковые фундаментальные принципы.

Рассмотрим выбор маленького мальчика, который может потратить 1,6 грн. и который хочет тратить их полностью на сладости. Для него заездом существуют только два вида сладостей: вафельки за 20 коп. каждая и шоколадки - 40 коп. за единицу. Мальчик хотел бы купить 8 вафельок и 8 шоколадок, но он знает (а если не знает, то быстро узнает), что такая комбинация двух видов благ для него недосягаема. Он не может купить такую комбинацию с имеющихся ограниченных ресурсов. Однако отдельные комбинации он может приобрести 6 вафельок и 1 шоколадку, 4 вафельки и 2 шоколадки, 2 вафельки и 2 шоколадки и т. Некоторые из указанных комбинаций оставляют Его с неизрасходованными деньгами, и он не интересуется ими. Только 5 комбинаций, как показано на рис. И, есть не только достижимые, но и предусматривают полное использование его денег.

После некоторых раздумий мальчик почти решил купить 6 вафельок и 1 шоколадку, но в последний момент он решает, что лучше иметь 2 шоколадки. Сколько будет стоить ему приобретение именно этой дополнительной единицы шоколадки? Одна возможная ответ таков - 2 вафельки. Как видно на рис. 1, это то количество вафельок, которой он должен пожертвовать, чтобы получить именно эту дополнительную шоколадку. Экономисты называют такие 2 вафельки альтернативной стоимости или просто стоимостью второй шоколадки.

Другая возможная ответ: стоимость второй шоколадки составляет 40 коп. Однако по имеющейся количества денег у мальчика и его намерений такой ответ менее содержательная, чем первая. В случае, когда реальный выбор осуществляется между большим количеством этого блага (шоколадок) и большим количеством

Рис.1. Выбор между вафельками и шоколадками

того блага (вафельок), стоимость "этого" блага полезно оценивать через количество "того" блага, которым приходится пожертвовать. Хотя выбор между шоколадками и вафельками это пример второстепенного потребительского решения, существенная его черта одинакова для любого выбора.

Идея альтернативной стоимости является одной из важнейших в современной экономической теории.

Альтернативная стоимость ресурсов, используемых для определенной цели, - это и выгода, которую они могли бы обеспечить их владельцам, если бы их использовали в альтернативный способ, то есть это стоимость, измеряемая в выражении других благ, которые могли бы быть получены взамен. Если, например, ресурсы, которые могли бы обеспечить прокладку 20 км дороги, будут применены для сооружения двух небольших больниц, альтернативная стоимость одной больницы составит 10 км дороги или альтернативная стоимость одного километра дороги составляет 1/10 больницы.

Рассмотрим, например, важен выбор между военными и гражданскими продуктами. Если ресурсы национальной экономики полностью заняты, то есть используются все имеющиеся факторы производства, и если к тому же в каждом производстве применяется лучшая технология, но она в коротком временном периоде не совершенствуется, то в таком случае можно говорить о полном объеме производства. При полном объема производства в определенной гипотетической стране, в определенное время будет производиться какая-то одна конкретная комбинация или сочетание военных и гражданских продуктов. Такая комбинация является одной из многих возможных. Когда объем производства полный, тогда нельзя одновременно увеличивать производство обоих продуктов. Однако, если правительство способно уменьшать производство, например, оружия, это высвободит ресурсы, необходимые для производства дополнительного объема гражданских продуктов. Альтернативной стоимостью этого объема гражданских продуктов будет соответствующее уменьшение объема производства оружия.

Выбор между военными и гражданскими продуктами проиллюстрировано на рис. 2. Поскольку ресурсы ограничены, некоторые комбинации - те, которые требуют больше ресурсов и лучших технологий, по сравнению с теми, что есть в определенной стране, - не могут быть достигнуты. Кривая на рис. 2 изображает границу между комбинациями, которые могут быть достигнуты, и теми, которых достичь невозможно. Точки на кривой, такие как d недоступны, поскольку нет достаточных ресурсов и не совершенствуются технологии производства; точки под кривой, такие как с можно достичь при неполной занятости ресурсов, что будет означать неэффективное их применения; точки на этой кривой, такие как а и b, можно достичь только при полном объема производства. Изображенную на рис. 2 кривую называют кривой производственных возможностей или пределом производственных возможностей (МВМ). Кривая производственных возможностей отражает максимальный объем благ, которые могут одновременно производиться при имеющихся ресурсов и в случае применения лучших технологий, если предположить, что используются все ресурсы страны.

Кривая производственных возможностей имеет отрицательный наклон том, что когда ресурсы используются полностью, увеличение производства одного вида блага возможно только в случае уменьшения производства другого вида.

Кривая производственных возможностей иллюстрирует известные уже нам три понятия: ограниченность, выбор и альтернативную стоимость. Ограниченность определяется недосягаемыми комбинациями над МВМ: выбор - потребностью выбирать среди альтернативных достижимых точек вдоль МВМ (и под ней) альтернативная стоимость - отрицательным наклоном кривой производственных возможностей.

Выпуклая форма кривой производственных возможностей означает, что все больше гражданских продуктов должно обмениваться за каждую последующую дополнительную единицу продуктов военного назначения. Кривая производственных возможностей на рис. 2 имеет выпуклую форму, так как альтернативная стоимость любого продукта растет, если увеличивается Его производство. МВМ в виде прямой линии, как на рис. 1, указывает на то, что альтернативная стоимость одного продукта в выражении другой остается постоянной независимо от того, сколько его производят. Такой случай является более теоретическим, чем на практике, поскольку он предполагает существование совершенной взаимозаменяемости ресурсов, используемых в производстве двух различных продуктов. В отличие от этого, случай альтернативной стоимости, сде

Рис. 2. Граница производственных возможностей

становится, cмодельований на рис. 2, касается многих важных случаев выбора, которые осуществляются на практике.

Последний случай объясняется действием двух важных экономических законов: закона роста альтернативной стоимости (альтернативных издержек) и, упоминавшегося уже в предыдущей теме, закона убывающей отдачи. Суть закона убывающей отдачи мы подробнее рассмотрим в одной из следующих тем. Действие же закона роста альтернативной стоимости можно объяснить так: когда увеличивается производство, например, оружия или других продуктов военного назначения, то это требует дополнительных ресурсов, которые можно получить только уменьшив объем их применения в гражданских отраслях. Перетекание ресурсов будет осуществляться следующим образом: сначала общество перемещаться по гражданскому производства те ресурсы, которые обеспечивать муть наибольшую отдачу в военном производстве, а позже и те, которые малопригодны или почти не пригодны для производства продуктов военного назначения. Следовательно, отсутствие совершенной взаимозаменяемости ресурсов или, как еще говорят экономисты, совершенной эластичности ресурсов, объясняет действие этого закона.

Движущей силой человеческого общества, всего того, что достигается изобретениями человека, соответственно, и экономики являются потребности -- объективно существующие запросы (желания) людей, связанные с обеспечением их жизнедеятельности и развития. Потребность определяется как ощущение нужды и недостатка в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы и общества в целом. Потребности очень многообразны -- существует множество вариантов их классификации. Классическая экономическая наука обычно так представляет иерархию потребностей. На первом месте стоят материальные и физические потребности в пище, воде, жилье, одежде. Они удовлетворяются как материальными благами (предметами первой необходимости, предметами роскоши), так и услугами (ремонт автомобиля, консультации врача, юриста и т.д.). Духовные потребности связаны с развитием человека как личности и удовлетворяются получением образования, приобщением к искусству, чтением книг, владением информацией. Далее следуют социальные потребности, которые реализуются через участие людей в коллективной и общественной деятельности -- в партиях, профессиональных союзах, в общественных объединениях, благотворительных организациях. На четвертое место можно поставить потребность в самореализации, на следующей ступеньке -- потребность в безопасности и т.д. По видам субъектов, у которых возникают потребности, последние разделяются на индивидуальные, семейные, коллективные, общественные. Представители неоклассической экономической науки (например, английский экономист А. Маршалл) подразделяли потребности на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и те, которые можно отложить, прямые и косвенные. В современной западной литературе большую популярность получила теория американского социолога А. Маслоу. Он все потребности расположил в восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовных:

* физиологические (в еде, питье и т.д.);

* в безопасности (защите от боли, гнева, страха и т.д.);

* в социальных связях (семейных, дружеских, религиозных и т.д.);

* в приобретении определенного социального статуса (в признании, одобрении);

* в самовыражении личности (в реализации способностей).

Две первые группы потребностей, согласно А. Маслоу, -- низшего порядка, две последние -- высшего. До тех пор, пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не возникает потребностей высшего порядка.

Потребности также бывают экономическими и неэкономическими. Экономические -- это те потребности, для удовлетворения которых необходима трудовая деятельность. Неэкономические потребности могут быть удовлетворены без приложения труда (например, потребность в воздухе, чтобы дышать). Почти все потребности современного человека выступают как экономические. Еще одна классификация потребностей -- неэластичные (те, которые со временем не меняются) и эластичные (меняются).

Однако надо отметить, что любая классификация потребностей достаточно условна, поскольку все потребности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Материальные запросы формируются не только под воздействием функций жизнедеятельности конкретного человека, но и в значительной мере под влиянием уровня экономического и научно-технического развития общества, духовных и социальных ориентиров. На формирование духовных, интеллектуальных и подобных потребностей каждого индивидуума оказывает влияние его материальные потребности и особенно степени их удовлетворения. Классическая политическая экономия рассматривала потребности как импульс развития производства и конечную цель стадии потребления. Маржинализм впервые определил исходным пунктом экономического анализа потребности человека и законы их насыщения. Экономический анализ основывается на предпосылке возможности индивида вырабатывать степени предпочтения, определяемые мотивами и побудительными при- чинами. Маржинальная теория воссоздает картину хозяйственной деятельности, основываясь на изучении и взаимном сопоставлении степеней предпочтения каждого хозяйствующего субъекта. Испытывая потребности, экономические субъекты стремятся улучшить свое экономическое положение и с этой целью участвуют в хозяйственной деятельности, обмене благами и услугами. Экономический анализ потребностей основывается на законе убывающей интенсивности, или законе насыщения потребностей. Испытывая одновременно ряд потребностей, индивид с наибольшей интенсивностью желает использовать первую часть блага, но с последующим потреблением других частей этого блага интенсивность его желания убывает. Процесс потребления блага продолжается до тех пор, пока не достигается точка насыщения. Для экономической теории имеет принципиальное значение безграничность человеческих потребностей: совокупность потребностей каждого индивида никогда не может быть полностью удовлетворена. Состояние насыщения продолжается, как правило, ограниченное время, поскольку потребности безостановочно воспроизводятся. Полностью и навсегда удовлетворить потребности человека невозможно, их круг постоянно и непрерывно расширяется. Потребности растут в количественном, но еще в большей степени в качественном отношении. Для удовлетворения потребностей в процессе хозяйственной деятельности люди используют разнообразные экономические ресурсы . Современная экономическая наука выделяет среди них четыре главных вида: земля, труд, капитал, предпринимательство.

Земля -- важнейший экономический ресурс -- включает в себя все полезное, что дано природой: полезные ископаемые, леса, поля, пашни, реки и моря и т.д. Особенностью земли как вида экономических ресурсов является ее ограниченность и невоспроизводимость. Свойства земли можно разделить на естественные (местоположение, климатические условия, плодородие) и искусственные, полученные в результате человеческой деятельности (например, в ходе проведения работ по мелиорации, осушению и т.д.). Однако рано или поздно вступает в силу закон убывающей отдачи, гласящий, что если осуществлять вложения капитала и труда в определенный участок земли, то, в конце концов, наступит момент, когда дополнительные вложения средств не дадут прироста получаемого продукта (собираемого урожая, добычи природных ископаемых и т.д.).

Труд -- второй важнейший экономический ресурс хозяйственной деятельности человека. Он представляет собой интеллектуальную или физическую деятельность, направленную на изготовление благ и оказание услуг. Время, в течение которого человек трудится, называется рабочим днем, или рабочим временем. На фактическую продолжительность рабочего времени оказывают влияние интенсивность труда, уровень безработицы, соглашение между наемными работниками и работодателями об условиях труда. Характеристиками труда являются его интенсивность и производительность. Интенсивность труда -- напряженность труда, степень расходования физической и умственной энергии в единицу времени. Она увеличивается при ускорении работы конвейера, увеличении количества одновременно обслуживаемого оборудования. Высокий уровень интенсивности труда равнозначен увеличению продолжительности рабочего дня. Производительность труда -- выпуск продукции в единицу времени. Производительность труда -- прежде всего натуральный показатель (метры в час, килограммы в час), но иногда рассчитывается и стоимостной показатель: товары и услуги, измеренные в денежном выражении, делят на затраты времени. Для измерения затрат на единицу продукции используется показатель трудоемкости. Трудоемкость показывает, сколько времени требуется для выпуска одного изделия (в натуральном выражении) или для производства продукции в стоимостном выражении.

Капитал -- экономический ресурс, созданный человеком для производства товаров и услуг. Капитал выступает в различных формах. Он называется основным, если материализован в зданиях, сооружениях, оборудовании и функционирует в течение длительного времени и по частям переносит свою стоимость в стоимость создаваемого с его помощью продукта. Капитал, материализованный в сырье, материалах, энергетических ресурсах, расходующийся полностью за один производственный цикл и целиком переносящий в стоимость готового продукта свою стоимость, называется оборотным капиталом.

Увеличение объема капитала, т.е. увеличение предложения материальных ресурсов, называется инвестированием. Инвестиции означают отказ от текущего потребления в пользу будущего. Инвестиции бывают государственные, частные, иностранные.

Специфическим экономическим ресурсом является предпринимательство. Этот ресурс использует все другие экономические ресурсы в целях достижения коммерческого успеха. Предпринимательство охватывает производственную, посредническую, торговую, инновационную, консультативную и другие виды инициативной деятельности. Чтобы быть предпринимателем, необходимо иметь особый тип экономического мышления, умение идти на риск, принимать нестандартные решения, преодолевать сопротивление окружающей среды, обладать даром предвидения. Особенностью данного вида ресурса является то, что в отличие от труда, земли, капитала предпринимательские способности никогда не продаются.

2.1ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ. ПРОИЗВОДСТВО ИЕГО ЭЛЕМЕНТЫ.

2.2ПРОИЗВОДСТВО. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА

2.4 ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ РЫНКА. ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЫБОРА.

2.1ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ. ПРОИЗВОДСТВО И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ

Жизнь человека, где бы он ни обитал и чем бы ни занимался, прежде всего определяется необходимостью удовлетворять свои потребности.

Потребность – это нужда личности или общества в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности или развития. Можно дать и такое определение потребности: потребность – это состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, или состояние удовлетворенности, которое человек желает продлить

Потребности личности и общества многообразны, безграничны, полностью неутолимы. Это свойство потребностей находит свое отражение в законе возвышения потребностей . Суть его в том, что с возникновением новых потребностей появляются и новые объекты их удовлетворения, возбуждающие у личности интерес и любопытство. Современные условия действия данного закона позволяют судить о возникновении необходимости удовлетворения последних не столько с точки зрения количественного роста, сколько в качественном аспекте.

Поскольку потребности разнообразны, их можно классифицировать. Так, с точки зрения уровня развития выделяют элементарные (физические) и высшие (социальные) потребности . В зависимости от социальной структуры общества различают потребности общества в целом, потребности отдельных социальных групп, потребности отдельных людей .

В современной экономической литературе чаще всего встречается классификация потребностей на первичные (необходимые) и вторичные (избыточные) . Первичные – это потребности в еде, питье, одежде и т. п. Это самые насущные потребности человека. Вторичные потребности связаны, главным образом, с духовной, интеллектуальной деятельностью человека. Это потребности в образовании, искусстве, развлечениях и т. п. Они удовлетворяются после первичных.

Кроме того, различают потребности рациональные (потребности в образовании, укреплении здоровья) и нерациональные (потребности в курении, употреблении наркотиков или алкоголя). Определенный интерес представляет структура потребностей человека, предложенная известным американским социологом и психологом А. Маслоу.

Маслоу полагал, что человеческие потребности можно подразделить на пять категорий и расположил их в своей «пирамиде» в соответствии с их развитием от низшего к высшему следующим образом.

Физиологические потребности необходимы для выживания. Это потребности в еде, воде, убежище, отдыхе, сексуальные потребности.

Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психических опасностей со стороны окружающего мира (необходимость страхования от несчастного случая, потребность в поиске надежной работы).

Социальные потребности , иногда называемые потребностями в причастности, включают необходимость чувствовать свою принадлежность к чему или кому-либо, чувствовать, что тебя понимают и принимают другие, ощущать социальное взаимодействие, привязанность и поддержку.

Потребности в уважении включают потребности в уважении со стороны окружающих, признании.

Потребности в самовыражении – это потребности в реализации своих потенциальных возможностей, в личных достижениях, в компетентности и росте как личности.

Формой проявления потребностей в реальной жизни выступают интересы. Интерес представляет собой то, что побуждает человека действовать, мотив его деятельности. Следовательно, интересы – это осознанные потребности, которые человек стремится реализовать в своих действиях.

Наиболее распространенной классификацией является деление интересов на личные, коллективные и общественные . Личные интересы связаны с удовлетворением материальных, духовных и социальных потребностей отдельного человека; коллективные – с необходимостью удовлетворения потребностей различных социальных групп; общественные – с необходимостью удовлетворения потребностей общества.

То, что удовлетворяет конкретную потребность, называется благом. Блага подразделяются на неэкономические и экономические. Признаком неэкономических благ является их неограниченность, непосредственная общедоступность для каждого человека (солнечный свет, воздух). Признаком экономических благ является их редкость, опосредованная доступность для ограниченного числа людей. Люди преодолевают, т.е. уменьшают редкость экономических благ с помощью производства. Произведенные экономические блага обобщаются в понятие продукция.

Формой проявления потребностей в реальной жизни выступают интересы. В том случае, когда человек осознал потребность, у него появляется интерес. Следовательно, интересы – это осознанные потребности. Поэтому интересы и стоящие за ними потребности являются движущей силой деятельности человека. Интересы бывают индивидуальные, коллективные, общественные.

2.2 ПРОИЗВОДСТВО. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА

Для удовлетворения своих потребностей люди осуществляют процесс производства материальных и нематериальных благ.

Производство – это целенаправленная деятельность людей, в процессе которой они изготавливают все то, что служит удовлетворению их потребностей. Производство осуществляется благодаря взаимодействию трех основных элементов: предмета труда, средств труда и человека.

Рисунок 2.1 – Элементы процесса производства

Предмет труда – это то, на что воздействует человек в процессе труда (например, зерно, которое в результате человеческого труда превращается в муку).

Средства труда – это то, с помощью чего человек воздействует на предмет труда (например, молоток или станок). Совокупность предметов и средств труда называется средствами производства .

Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение веществ и сил природы и приспособление их для удовлетворения его потребностей. Труд – это свойство человека, живой личности, рабочей силы. Рабочая сила – это совокупность физических и умственных способностей человека, которые пускаются им в ход каждый раз, когда начинается процесс труда.

Производство невозможно прекратить, поскольку нельзя прекратить удовлетворения потребностей, которое оно обеспечивает. Следовательно, производство необходимо снова и снова возобновлять. Непрерывно возобновляемый процесс производства называется воспроизводством .

Воспроизводство может осуществляться в различном масштабе, поэтому различают три его вида:

· простое воспроизводство , когда производство возобновляется в прежнем объеме;

· расширенное воспроизводство , когда производство, возобновляясь, растет, не только количественно, но и качественно;

· убывающее воспроизводство , когда в последующем периоде объемы производства оказываются меньше предыдущих.

Процесс воспроизводства включает четыре основные фазы:

· производство – начальная фаза воспроизводства, представляющая процесс создания того, что необходимо для удовлетворения потребностей;

· распределение – фаза воспроизводства, на которой совершается разделение изготовленного продукта между участниками производственного процесса в определенных пропорциях (по мере их участия в этом процессе);

· обмен – это взаимообратный процесс, состоящий в передаче одним субъектом другому всего необходимого для удовлетворения потребностей;

· потребление (производительное и личное)– заключительная фаза воспроизводства, процесс удовлетворения потребностей.

Для осуществления процесса производства необходимы ресурсы (от фр .ressource – вспомогательное средство) – это все то, что может быть использовано для производства. Все ресурсы подразделяются на следующие большие группы:

1. Природные ресурсы – естественные, имеющиеся в природе компоненты (земля, вода, воздух, леса, ископаемые и т. д.). Могут быть воспроизводимые и невоспроизводимые.

2. Материальные ресурсы – все то, что создано человеком. Средства производства, которые сами являются результатом производства и имеют материально-вещественную форму.

3. Трудовые ресурсы –население в трудоспособном возрасте.

4. Финансовые ресурсы – все денежные средства, которые выделяются обществом на организацию и ведение производства.

5. Информационные ресурсы – данные, которые используются для функционирования производства и управления им на основе компьютерных технологий.

В современных условиях в качестве факторов производства также выделяют предпринимательство и информацию. Предпринимательство представляет собой инициативную новаторскую деятельность, заключающуюся в способности наиболее эффективно использовать все факторы производства. Что же касается информации , то она представляет собой комплекс сведений, необходимых для осуществления процесса производства и управления им.

По мере развития производства люди выяснили, что ресурсы обладают особенностью быть ограниченными. Различают абсолютную ограниченность ресурсов , когда существует абсолютный недостаток или дефицит определенных ресурсов для удовлетворения всех имеющихся потребностей, и относительную ограниченность ресурсов , при которой определенное сужение потребностей делает ресурсы достаточными.

Ресурсы, объединяясь в процессе производства, превращаются в факторы. Факторы производства – это уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы. Причем ресурсы могут быть разрозненными, а факторы производства всегда существуют во взаимодействии.

Экономической теорией выделяются три основных фактора производства: труд, земля, и капитал.

Труд как фактор производства представляет собой процесс расходования рабочей силы человека. Земля рассматривается как используемые в производстве естественные, природные ресурсы. Капитал как фактор производства выступает в виде совокупности средств, используемых для производства. Это необходимые в производстве финансовые и материальные ресурсы (деньги, оборудование, производственные помещения, транспорт, средства связи т. д.).

Результатом производства является благо. Благо – это продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям и устремлениям людей. На заре человечества люди удовлетворяли экономические потребности за счет готовых благ природы. В дальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. А.Маршалл называл благом любую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность. В рыночной экономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами (часто просто товарами, продуктами, продукцией).Блага делят на две большие группы: экономические и неэкономические (рис.2.2).

Экономические блага подразделяются на потребительские (продукты питания, одежда, обувь и т. д.) и производственные (станки, инструмент и т. д.). В свою очередь, потребительские блага делятся на материальные, имеющие конкретную вещественную форму, и нематериальные (услуги), ощущаемые через оказываемое ими полезное действие.

Рисунок 2.2 – Экономические и неэкономические блага

Неэкономические блага включают безграничные, существующие в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, солнечная энергия, земля), и ограниченные (полезные ископаемые, нефть, газ) блага.

2.3 ПОНЯТИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ. ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Обо­ротная сторона проблемы выбора – это проблема эффективности, так как она связана с рациональностью действий экономических субъектов, вы­бирающих из ограниченных ресурсов варианты, которые позволяют получить наилучшие результаты с минимально возможными затра­тами. На всех этапах социально-экономического развития общество интересовал вопрос: «Ценой каких затрат и ресурсов достигается конечный производственный результат?» Иначе говоря, должно иметь место обязательное соизмерение, соотнесение производственных результатов и понесенных в процессе производства затрат. Таким образом, понятие эффективности является одним из основополагающих понятий экономической теории.

Эффективность рассчитывается по формуле: «результат / затраты». При этом экономически целесообразным, эффективным считается производство, в котором максимум результата обеспечивается минимумом затрат производственных ресурсов. Следовательно, чем меньше в отношении знаменатель, тем больше результативность производства, тем оно эффективнее.

Различают эффективность потребления, эффективность производства и эффективность распределения.

Рисунок 2.3 – Виды эффективности

Эффективность потребления имеет место, если потребители распределили свои ограниченные доходы так, что могут макси­мально удовлетворить имеющиеся потребности.

Эффективность производства (производственная эффектив­ность) отражает ситуацию, когда производство каждого товара осу­ществляется с минимальными издержками (ресурсы скомбиниро­ваны таким образом, что любое другое их сочетание увеличит за­траты фирмы или государства).

Эффективность в распределении присутствует, когда разде­ление труда и специализация способствуют улучшению результа­тов при неизменных издержках. Этот вид эффективности называют аллокационной эффективностью.

Остановимся более подробно на эффек­тивности производства.

Производственная эффективность характеризует деятельность одной хозяйствующей единицы. На этом уровне она охватывает проблему «затраты - выпуск», то есть выражает зависимость между объемом ресурсов, применяемых для производства какого-то продукта, и произведенным его количеством в натуральном или де­нежном выражении. Чем больше создано продукции при фиксиро­ванных затратах, тем выше эффективность работы данной хозяй­ствующей единицы.

В хозяйственной практике эффективность деятельности пред­приятия (фирмы) оценивается системой показателей, которые на­зываются показателями эффективности.

Производительность труда и трудоемкость характеризуют эффективность использования трудовых ресурсов. Показатель производительности труда отражает количество продукции (в натуральном или стоимостном измерении), созданной работником в единицу времени, а трудоемкость - количество времени, необходимое для создания единицы продукции (рис. 2.4).


ПРОИЗВОДСТВА

прямые обратные ТРУД Производительность труда = стоимость произведенной продукции/затраты труда Трудоемкость = затраты труда/стоимость произведенной продукции СРЕДСТВА ТРУДА Фондоотдача = стоимость произведенной продукции/стоимость основных средств Фондоемкость = стоимость основных средств/стоимость произведенной продукции ПРЕДМЕТЫ ТРУДА Материалоотдача = стоимость произведенной продукции/ стоимость сырья, материалов Материалоемкость = стоимость сырья, материалов /стоимость произведенной продукции

ОБОБЩАЮЩИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

Рисунок 2.4 – Показатели производственной эффективности

Об эффективности функционирования имеющегося на предприятии основного капитала свидетельствуют показатели фондоотдачи и фондоемкости. Фондоотдача рассчитывается в стоимостном выражении и показывает, сколько продукции, произведенной на предприятии за определенный период, приходится на единицу (рубль, например) функционирующего основного капитала. Фондоемкость - сколько основных фондов необходимо привлечь для создания единицы продукции.

Эффективность использования предметов труда определяется показателями материалоотдачи и материалоемкости. Материалоотдача - выпуск продукции в расчете на единицу израсходованных предметов труда. Количество сырья, материалов в денежном выражении, соотнесенное с объемом выпущенной продукции, на­зывается материалоемкостью. Она показывает, сколько предме­тов труда в стоимостном выражении необходимо расходовать для производства единицы продукции

Уровень рентабельности показывает, сколько прибыли получа­ет предприятие на единицу затраченных средств в стоимостном вы­ражении.

Таким образом, все конкретные показатели производственной эф­фективности представляют собой относительные величины, иллюст­рирующие соизмерение «выгод» в виде произведенного объема про­дукции и «затрат» израсходованных при этом ресурсов. Вместе с тем по отдельности ни один аспект хозяйственной деятельности пред­приятия не может позиционироваться в роли обобщающего. Для пол­ной оценки степени производственной эффективности требуется их комплексное рассмотренное.

Эффективность потребления, производства и распределения яв­ляется обязательным, но не достаточным условием достижения экономической эффективности. И эффективность должна показывать нам степень удовлетворения всех потребностей членов общества. Но мы знаем, что наряду с физическими потребностями есть потребности социальные. Социальная эффективность выражает степень удовлетворения всей совокупности потребностей людей.

Социальная эффективность - показывает степень соответствия результатов хозяйственной деятельности социальным целям общества. Недопустимо увеличение масштабов производства за счет ухудшения условий труда, нанесения ущерба окружающей среде, снижения других показателей жизнедеятельности человека. Социальная эффективность показывает уровень жизни населения, содержание и условия труда, состоянием среды обитания человека, масштабы свободного времени.

Показатели социальной эффективности:

· повышение уровня жизни - рост оплаты труда, реальных доходов, обеспечение жильем, уровень медицинского обслуживания и пр., общеобразовательный и профессиональный уровень работников;

· масштабы свободного времени и рациональности его использования;

· условия труда - сокращение травматизма, текучесть кадров, занятость населения;

· состояние экологии и влияние производства на экологическую обстановку в стране (регионе).

Социальная эффективность предполагает усиление социальной ориентации экономического роста. При характеристике социально-экономической эффективности на уровне общества следует обратить внимание на широко используемое в западной экономической литературе понятие «Парето-эффективность». Итальянский экономист и социолог В. Парето определил эффективность как состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества. На практике достичь такого состояния достаточно сложно, современ­ная экономика далеко не всегда соответствует критерию Парето-эффективности. Оптимум Парето-эффективности достигается тогда, когда изменения в производстве не вызывают ухудшения положения хотя бы одного человека, но улучшают положение всех членов общества.

Экономическая и социальная эффективность неразрывно связаны. Рост экономической эффективности служит основой достижения высоких социальных результатов. В свою очередь без социальных достижений невозможно решение экономических задач.

Факторы и пути, влияющие на эффективность производства, довольно разнообразны. Установившейся точки зрения в отношении того, какие именно факторы и в какой степени воздействуют на эффективность, нет, тем не менее в экономической теории их принято группировать в следующие группы:

· научно-технические – ускорение научно-технического прогресса, автоматизация, применение ресурсосберегающих и высоких технологий безотходных технологий; использование новых материалов и вторичных ресурсов;

· организационно-экономические – снижение трудоемкости, устранение простоев, совершенствование управления и организации производства и труда; сокращение сроков ввода оборудования; сокращение транспортных расходов; соблюдение ГОСТов и системы качества продукции и т.п.;

· социально-психологические – материальная и моральная заинтересованность образовательный и профессиональный уровень подготовки кадров, формирование определенного стиля экономического мышления, создание благоприятного морально-психологического климата на предприятиях;

· внешнеэкономические – развитие внешней торговли, взаимосвязь и сотрудничество стран; свободные экономические зоны; организация совместных предприятий.

2.4 ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ РЫНКА. ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЫБОРА

Поскольку ресурсы редки и ограничены, то даже при полной их занятости и полном объеме производства невозможно обеспечить неограниченный выпуск всей необходимой продукции, что, в свою очередь, свидетельствует об ограниченности производственных возможностей общества. Таким образом, в каждый данный момент можно производить лишь определенное количество той или иной продукции и не более. Отсюда возникает необходимость решения следующей проблемы: какую продукцию следует производить, а от какой отказаться.

В экономической науке такая проблема носит название проблемы выбора , решая которую общество стремится дать ответы на три фундаментальных вопроса:

- ЧТО производить и СКОЛЬКО? ;

- КАК производить? ;

- ДЛЯ КОГО производить?

Вопрос «Что производить?» предполагает возможность многофункционального использования ресурсов. Ответ на этот вопрос заключается в выборе состава производимой продукции и в выборе оптимальной структуры производства.

Проблему экономического выбора удобно рассматривать с помощью упрощенной модели, известной как кривая производственных возможностей (КПВ).

Рисунок 2.5 – Кривая производственных возможностей

Из рисунка видно, что каждая точка на кривой производственных возможностей представляет какой-то максимальный объем производства двух продуктов. При этом предполагается, что все ресурсы экономики использовались полностью, а она функционировала на грани своих производственных возможностей и была эффективна.

В случае, когда ресурсы используются неудачно, экономика будет находиться не на КПВ, а под кривой – в точке Е. Это свидетельствует о неэффективности ее функционирования. Производство в точке К вообще неосуществимо, так как эта точка лежит за границей производственных возможностей, у общества нет необходимых для этого ресурсов. Таким образом, экономика работает эффективно, когда она находится на границе производственных возможностей, а не под ней или за ее пределами.

Производство дополнительных единиц одного продукта влечет за собой сокращение производства другого продукта. Из-за ограниченности ресурсов экономика должна жертвовать выпуском одних продуктов, чтобы добиться увеличения производства других.

Те издержки, или расходы ресурсов, на производство одного продукта, от которых следует отказаться ради производства другого, называют вмененными (альтернативными) издержками . Переключение ресурсов из одной сферы в другую обусловливает действие закона возрастающих вмененных (альтернативных) издержек , графическим изображением которого и является кривая производственных возможностей. Суть этого закона в следующем: производство дополнительных единиц одного продукта влечет за собой жертвование возрастающим количеством другого продукта.

Вопрос «Как производить?», с помощью каких технологий. Почти для любого товара и услуги существует несколько способов производства. Производственные способы, которые обеспечивают больший объем выпуска при эксплуатации наличных ресурсов, позволяют более полно удовлетворить человеческие потребности. При выборе таких способов необходимо руководствоваться понятием эффективности.

Вопрос «Для кого производить?» или кто потребит произведенные блага или услуги решается в условиях рыночной системы голосованием доллара покупателя (по образному выражению П.Самуэльсона). Здесь заложен основной недостаток рыночного механизма, о котором позже мы будем говорить более детально.

В современное время к этим вопросам прибавился четвертый: когда будут потреблены произведенные блага и услуги? Сейчас или в будущем?

Следует отметить, что проблема выбора неоднозначно решается в различных экономических системах.


Похожая информация.