Понятие образовательная среда. Презентация для учителей «Образовательная среда школы и её компоненты Новая образовательная среда и образовательные результаты

В работе описывается практика достижения новых образовательных стандартов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе через создание педагогически комфортной образовательной среды.

Образовательная среда складывается во взаимодействии Стандартов образования, содержания учебных программ и планов, современных образовательных средств и образовательного материала, а также нового качества взаимоотношений, общения между детьми, их родителями и педагогом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Важным условием успешности достижения новых образовательных стандартов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе является создание педагогически комфортной образовательной среды.

Образовательная среда складывается во взаимодействии принятых Стандартов образования, содержания учебных программ и планов, высокотехнологичных образовательных средств и образовательного материала, а также нового качества взаимоотношений, общения между детьми, их родителями и педагогами.

Образовательная среда, в соответствии с индивидуальными особенностями, способствует раскрытию интересов и способностей личности обучающегося. Погружение в образовательную среду призвано способствовать осознанию обучающимися своей неповторимости, оригинальности, непохожести на других, раскрытию и признанию различных групп способностей, саморазвитию, личностному становлению.

При этом в формировании образовательной среды начальной школы по требованиям ФГОС важна организация различных технологий обучения и воспитания. В каждой из существующих образовательных технологий четко прослеживается концептуальная основа, особенности содержания и методика применения.
Информационно-коммуникационные технологии выступают достаточно сильным фактором повышения мотивации образования. При использовании информационных технологий на различных уроках значительно повышается:

Поисковая активность учащихся;

Заинтересованность в приобретении знаний;

Умение работать самостоятельно.

Все чаще на уроках ученики представляют собственные презентации.

Компьютер необходим для применения наглядности, занимательности. Видео, мультипликации и звуковое звучание позволяют обучающемуся получить максимальное впечатление от осваиваемого материала, глубоко врезающееся в память и стимулирующее дальнейшее саморазвитие.

Использование электронных учебников, картин, фотографий, музыкального оформления, позволяют «оживить» сухой материал, сделать его жизненным и интересным.

Свою деятельность строю с учетом необходимости сохранения и укрепления здоровья учащихся. Использую следующие формы здоровьесберегающих технологий : занятия с использованием профилактических методик, занятия с чередованием высокой и низкой двигательной активности. Включаю в уроки компенсаторно-нейтрализующие приемы: физкультминутки, пальчиковую, оздоровительную, дыхательную гимнастику, упражнения для глаз. Использую в своей практике нетрадиционные уроки: экскурсии, прогулки, игры на свежем воздухе. И как следствие – сокращение пропусков уроков по болезни, улучшение психологического климата в классном коллективе, отсутствие вредных привычек у учащихся, высокие результаты в спортивных мероприятиях.

Дети подготовили презентации: «Компьютер и здоровье», «Береги зубы с детства», «Вредные привычки». На родительском собрании совместно с родителями разработали режим дня школьника с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Исходный лозунг технологии проектного обучения «Все для жизни, все из жизни». Проект – это план, замысел, в результате которого автор получает что- то новое: продукт, отношение, программу, книгу и т. д..

В выполнении проектов считаю важным:

Сформировать идею продукта, в котором есть потребность,

Дать учащимся право выбора объекта от идеи до её воплощения;

Приучать делать эскизы будущего проекта на бумаге;

Из множества вариантов выбрать наиболее оптимальный;

Не бояться помощи родителей:

Быть справедливым при оценке защиты проекта;

Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность, способствует развитию трудолюбия, добросовестного отношения к труду, оказывает влияние на познавательную сферу.

Использование исследовательских и поисковых методов: проблемных ситуаций, альтернативных вопросов, задач на моделирование и т.п. способствуют тому, что мои ученики становятся равноправными участниками учебного процесса. Это, безусловно, не означает, что снижается моя руководящая роль как педагога, просто она скрыта для ученика. Руководство предполагает организацию совместных размышлений, поиска, самостоятельных построений алгоритмов. Ухожу от практики «готового ответа» и предлагаю ученику роль «исследователя», осуществляющего поиск правильного ответа, выводящего закономерность, делающего выводы.

Уроки провожу в системно-деятельностном подходе . Этапы урока соответствуют структуре образовательной деятельности: актуализация, проблематизация, мотивация, целеполагание, «открытие» нового, обобщение, рефлексия. В процессе обучения использую методы и приемы, способствующие развитию познавательных и творческих способностей (проблемные ситуации, решение проектных задач), помогающие включать учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Обучение любому предмету в школе стараюсь организовать так, чтобы ученику было интересно на уроке, чтобы он сам стремился получать новые знания, и мне не приходилось заставлять его усваивать учебный материал.

Использую на уроках групповые формы работы. Групповое обучение включает в себя работу учебных групп, разных по своему составу и количеству участников. Составляя группы, руководствуюсь тем, что это могут быть команды как с примерно одинаковым уровнем самостоятельности, так и с разным. В первом случае развиваются такие качества ученика, как инициатива, предвидение результата, творчество. Дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнению товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации. В результате такого труда создаются совместные проекты, композиции с изображением природы, коллажи и т. д. Очень любят мои ученики сочинять сказки, разыгрывать сценки на определенные темы. Я хвалю их даже за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Это признание стимулирует их к дальнейшему творчеству.

Работаю по программе «Начальная школа 21 века». УМК в первую очередь направлен на полноценное индивидуальное развитие ребенка и его успешное обучение. Главной целью является - научить ребенка учиться. Учащиеся поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть. Для достижения цели развиваю познавательный интерес через создание проблемных ситуаций на уроке, формирую активную познавательную деятельность.

Мой подход к оценке результатов обучения младших школьников. Оценивание подразумевает ряд принципиальных установок:

  • оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность;
  • работа учащегося сравнивается не непосредственно с работами других учеников, а с образцом, который известен заранее;
  • оценка деятельности учащегося рассматривается только в динамике относительно предыдущих «успехов» ребенка.

Главная цель оценочной деятельности - определять уровень достижений школьника: что получилось, чему уже научился. Такой взгляд на контролирующую деятельность обеспечит ученику адекватное восприятие своей работы. В связи с этим можно назвать этапы совместной контролирующей деятельности ученика и учителя:

  1. раскрытие перед учеником его достижений в учении (что получилось);
  1. совместный анализ причин появления ошибок или недостатков в работе (почему не получилось);
  1. совместное обсуждение путей исправления ошибок и их предупреждения (что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в будущем).

В первом классе исключены отметки, но не исключено оценивание. Семилетний ученик должен ясно понимать: хорошо или плохо, правильно или неправильно он выполняет любое задание. Моя задача состоит в том, чтобы сформировать у маленьких школьников это понимание. А это значит, что каждое выполненное задание я должна вместе с ним разобрать, показать, что сделано правильно, а что еще недостаточно хорошо. При этом на первом месте стоит констатация успехов ученика, а не его недостатков. Оцениваю не столько результаты деятельности первоклассника, сколько саму учебную деятельность, отношение к ней ученика, долю его самостоятельности. Словесная оценка не только информирует учащихся об уровне усвоения ими знаний, но и формирует у них самоконтроль и правильную самооценку, готовит их к правильному восприятию цифровой оценки в последующих классах.

Из всего вышесказанного следует, что в принципе на уроках не может быть неуспешных учеников.

Начиная с первого класса, три раза в год провожу диагностику успешности обучения. Результаты показывают, что именно и почему не усвоил ученик, какие трудности имеются у него в овладении теми или иными учебными умениями. Педагогическая диагностика, построенная на содержании учебных предметов, выявляет не уровень знаний школьника, а уровень его языкового и математического развития.

Приведу обобщенные результаты диагностирования, проведенные в 3 и 4 классе. Оценка выполнения производится в баллах (от 0 до 3). За хорошее усвоение программных требований, оцениваемое «пятеркой» при выполнении контрольной работы, ученик не может получить больше двух баллов. Важно, чтобы учащиеся научились думать, рассуждать. Только такой результат выполнения диагностического задания оценивается высшим баллом.

Русский язык

Математика

Данные диаграмм показывают, что к концу учебного года учащиеся достигли положительных результатов, в классе есть ученики, которые знают программный материал выше, чем на «пять».

Учащиеся моих классов включены в региональную систему оценки образовательных достижений обучающихся. Результаты исследования представлены в следующих формах: профиль учащегося (результаты обследования и динамика образовательных достижений и личностного развития на протяжении периода обучения в начальной школе), профиль класса (результаты обследования учащихся).

Ежегодно учащиеся проходят диагностику уровня сформированности предметных действий по математике, русскому языку, литературному чтению.

Достижение базового уровня сформированности предметных и метапредметных умений в рамках независимой диагностики:

Направление диагностики

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2016-2017

2 класс

3 класс

4 класс

2 класс

Математика

Русский язык

Кроме формирования предметных знаний, умений и навыков считаю очень важным на уроках создавать условия для развития УУД. Для того чтобы получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий, провожу мониторинг, на основании данных которого корректирую образовательную деятельность, подбираю методы и приёмы работы с учащимися. Заполняю на каждого ребенка «Листы индивидуальных достижений», в которых отслеживаю продвижение каждого ребенка. Это дает возможность следить за ростом основных умений и навыков, учитывать индивидуальные особенности при прогнозировании дальнейшего развития ребенка.
Динамика развития УУД учащихся

Класс

Личностные УУД, %

Регулятивные УУД, %

Познавательные УУД, %

Коммуникативные УУД, %

4 кл.

1 кл.

2 кл.

Уровень освоения УУД обучающимися соответствует планируемым результатам освоения основной образовательной программы. Наблюдается положительная динамика сформированности личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД учащихся .

Достижение базового уровня сформированности предметных и метапредметных умений в рамках независимой диагностики

Направление диагностики

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2016-2017

2 класс

3 класс

4 класс

2 класс

математика

русский язык

Читательская грамотность (художественный текст)

Читательская грамотность (научно-популярный текст)

Групповой проект

Внеурочная деятельность является важной составной частью учебного процесса, которая даёт большие возможности для формирования общеучебных умений и навыков и реализации индивидуальных способностей учащихся.

Курс «Школа вежливости» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности обучающихся». Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития.

Курс «Умники и умницы» предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует развитию логического мышления детей, появлению желания у учащихся отказаться от образца, проявить самостоятельность. Внеурочная работа способствует поиску, отбору и творческому развитию особо одаренных детей. Дает возможность работать по индивидуальным планам. Знания и умения, полученные на занятиях по внеурочной деятельности и уроках, являются прочной базой, основываясь на которой учащиеся ежегодно показывают высокие результаты в олимпиадах, занимают призовые места, активно участвуют в муниципальных, региональных, федеральных и международных фестивалях, конкурсах.

Цель моей воспитательной работы : раскрытие творческой индивидуальности личности младшего школьника через создание в классном коллективе атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки. Разработана программа воспитательной работы с учащимися и родителями. Воспитательная работа ведется по направлениям: гражданская активность, личностное развитие, военно-патриотическое, «Мир прекрасного».

Благоприятный психологический климат в коллективе, атмосферу товарищества, взаимопомощи и толерантности удается создавать через изучение психолого-педагогических особенностей учащихся, разнообразных форм воспитывающей деятельности.

Помощником в воспитательной работе является родительский комитет. Родители принимают активное участие в проведении праздников, помогают оформлять кабинет, готовят костюмы, подарки и сами становятся действующими лицами, вместе с детьми участвуют в конкурсах, играх. Посещаемость родительских собраний более 70%. Родительский комитет координирует работу родителей, оказывая помощь классному руководителю в решении воспитательных задач. Благодаря родителям в классе уютно, дети чувствуют себя комфортно, а я чувствую понимание и поддержку.

Развитие самоуправления в классе.

В классе выбран актив, распределены обязанности и определены общие задачи:

  1. создание благоприятного микроклимата в классе;
  1. коррекция взаимоотношений;
  1. развитие коммуникабельности;
  1. организация творческих дел в классе и школе;
  1. приобщение к здоровому образу жизни;
  1. активное участие в работе кружков и секций.

Ученики учатся анализировать, рассуждать, привыкают отвечать не учителю, а всему классу, выражая свое мнение: «Я думаю…», «Я хочу добавить…», «Я согласен (не согласен) с ним…» Развивается наблюдательность, внимание и уважение к суждениям других ребят. С первых дней знакомства мы договариваемся не смеяться над ошибками других , это правило действует и в четвертом классе. Анализируя и оценивая ответы одноклассников, ребята стараются быть объективными и в то же время отмечают успехи, аплодируют, если ответ им понравился.

Многие ребята посещают спортивные секции. Хорошую спортивную форму, взаимовыручку и дружеские отношения друг к другу показывают в «Веселых стартах». В празднике - смотре Песни и строя учащиеся показывают хорошую строевую подготовку, умение петь, сплоченность. Родители являются не только зрителями, но и болельщиками, помощниками. Благодаря им, ребята в костюмах пограничников (пилотки, галстуки, эмблемы).

Одним из направлений воспитательной деятельности является «Гражданская активность». Большое впечатление оказывают экскурсии в школьный и сельский музеи. Дети, слушая работников музея, чувствуют себя сопричастными к истории села и школы. Большой интерес вызвал материал о знаменитом писателе – земляке П. П. Петрове, чье имя носит школа. Стенд, рассказывающий о жителях села – участниках Великой Отечественной войны, также не оставил равнодушными ребят. Они находили фамилии своих родственников, задавали интересующие вопросы, высказывали пожелания. В дальнейшем ребята представляли свой материал о родных, участниках Великой Отечественной войны.

Встречи с работниками полиции, экскурсии в пожарную часть входят в нашу практику. Беседуя о профилактике правонарушений, о правилах поведения в общественных местах, дети узнают много нового, рассказывают о своих наблюдениях. Результат: в классе не было зарегистрировано не одного правонарушения, отсутствуют пропуски в школу без уважительных причин.

Результатом воспитательной работы является следующее: уже в 4 классе складывается сплоченный ученический коллектив, имеющий навыки самоуправления. Дети проявляют толерантность, уважение друг к другу, имеют активную жизненную позицию, участвуют в различных школьных и внешкольных мероприятиях. Большое значение для самореализации моих учеников имеет то, что в классе чаще всего царит доброжелательная творческая атмосфера. Каждого ребенка я стараюсь поддержать, дать почувствовать пусть даже маленький, но успех. Стараюсь воспитывать детей своим личным примером. Вместе с классом участвую в акциях: «Бессмертный полк» «Сделаем школьный двор чистым», «Помоги птицам», «Письмо солдату», «Поздравь защитника».

Большое внимание уделяю развитию творческих способностей через систему дополнительного образования – 95% учащихся занимаются в различных кружках и секциях, 25% учащихся включены в работу детской общественной организации ««Российское движение школьников». Более 90% учащихся участвуют в конкурсах и олимпиадах различного уровня.

Одна из моих учениц за отличную учебу и победы в творческих конкурсах была приглашена на Президентскую елку. В село от президента страны В. В. Путина девочке был доставлен новогодний подарок.

В 2017 году в муниципальном конкурсе творческих и учебно-исследовательских работ «Страна чудес - страна исследований» участвовали две мои ученицы. Одна из них показала и объяснила, как собрать кубик Рубика, а другая в своей работе «Физика вокруг нас или как растут кристаллы» рассказала, как она выращивала кристаллы соли и медного купороса. Обе девочки стали призерами муниципального этапа конкурса.

«Развитие детской одарённости в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО» - тема моей методической работы. Я стараюсь помочь детям максимально раскрыть свои способности, добиться высоких результатов в конкурсах, олимпиадах, проектной деятельности.

Участие в муниципальных, региональных и международных конкурсах

Год

Мероприятие

Результат

2013 г

Региональный конкурс «Таланты без границ»

1 победитель

Региональный конкурс «Мини Мисс»

1 победитель

2 призера

2014г.

Международный конкурс «Просторы вдохновения» г. Астана

1 победитель

Районный Конкурс «Мини-мисс»

1 призер

Международный конкурс детского творчества г. Санкт-Петербург

1победитель,1 призер

2015г.

Районный фестиваль детского художественного творчества

3 призера

Международный фестиваль-конкурс детского творчества «Салют Талантов» г. Екатеринбург

1 победитель 5 призеров

Конкурс поделок к 25- летию МЧС России

Участие, грамоты

2016г.

XXI Международный Творческий Фестиваль-Конкурс «На творческом олимпе» г. Сочи

2 призера

Региональный конкурс «Мини-мисс»

п. Саянский

1 победитель

XI Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества «Москва - Канск транзит»

2 призера

Районный фестиваль детского художественного творчества

1 победитель

Районный конкурс «Мой любимый герой»

1 победитель

Районный Фестиваль ГТО (1 ступень)

2 призера

2017г.

Районный фестиваль детского художественного творчества

6 призеров

Отборочный тур всероссийского фестиваля «Синяя птица» г. Красноярск

2 участника

Муниципальный конкурс творческих и учебно-исследовательских работ «Страна чудес - страна исследований».

2 призера

X Международный творческий фестиваль «Вдохновение Золотого кольца» г. Ярославль

1 победитель, 3 призера

Международный фестиваль-конкурс "Берега надежды - Красноярск"

1призер



Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный государственный образовательный стандарт Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды» Федеральная целевая программа развития образования на гг. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Краевая программа «Развитие образования в Алтайском крае» на годы Проект «Сетевой край. Образование» Программа развития гимназии Программа по информатизации гимназии Нормативные документы




К результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования; к структуре основной образовательной программы среднего общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной образовательной программы среднего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям Каждый стандарт включает в себя требования:


Условия образовательного процесса, выраженные в образовательной среде, влияют на его реализацию и достигаемые результаты; достижение требуемых результатов, указанных в Стандарте, предполагает наличие требований к условиям этого достижения Взаимосвязь между ФГОС и образовательной средой


Комплекс информационных образовательных ресурсов, в т.ч. цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно- образовательной среде Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает:


Информационно-методическую поддержку образовательного процесса; планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения; мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса; мониторинг здоровья обучающихся; современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования; дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:




Устав Совета по информатизации Программа информатизации МБОУ «Гимназия 85» на годы План мероприятий по реализации программы на 2012|2013 План оснащения компьютерной техникой МБОУ «Гимназия 85» Совет по информатизации


2.1. Аккумулирует информационные потоки, связанные с информатизацией образовательного пространства школы и обеспечивает их доступность для всех заинтересованных участников образовательного процесса Рассматривает, вырабатывает, оценивает стратегически важные предложения по развитию процесса информатизации образовательного пространства школы, его техническому и научно-методическому обеспечению, способствует их внедрению Организует разработку, экспертизу и корректировку инновационных программ, дидактических презентаций, тестовых заданий, наглядных материалов, творческих проектов и других электронных работ учителей и учащихся школы Принимает участие в анализе состояния и результативности работы педагогического коллектива по развитию информационных технологий Вносит предложения администрации и Совету школы по обеспечению процессов информатизации необходимыми финансовыми, техническими и иными ресурсами Организует консультирование учителей и учащихся по проблемам информатизации образования, исследовательской работы, совершенствования практических навыков Осуществляет тьюторскую деятельность, направленную на помощь учителям и учащимся в овладении компьютерной грамотностью Пропагандирует идеи информатизации образования в микрорайоне школы. Принимает участие в организации дополнительных платных услуг Участвует в формировании банка образовательных программных продуктов. Совет по информатизации


Техническая составляющая В гимназии 80 ПК, 22 принтера, 11 сканеров, 24 проектора, 9 интерактивных досок. Соотношение на 1 компьютер приходится 15 обучающихся. 69% учебных помещений оснащены компьютерами. 82% педагогов имеют базовую ИКТ подготовку. 94% педагогов применяют ИКТ на своих уроках. большинство предметов, обучение по которым ведется с использованием ИКТ. К локальной сети и сети Интернет подключены 77 ПК. В библиотеке обеспечен свободный доступ в Интернет для учеников и учителей. Электронный адрес гимназии Школьный сайт размещен по адресу





Обеспечение доступа к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто- графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно- исследовательской и проектной деятельности учащихся Медиацентр










Автоматизированное рабочее место учителя: –Компьютер –Проектор –Интерактивная доска или экран –МФУ –Документ-камера Портфолио учителя Комплект ЦОР по предмету Методическая копилка (программы учебных предметов и предметных курсов, электронные разработки уроков, внеклассных мероприятий) Электронные лаборатории Лаборатория учителя:




–для учителей гимназии и школ округа: «Электронный портфолио учителя», «Сайт учителя» «Работа в системе «Сетевой город» –для учеников: «Создание электронного портфолио» –для родителей: «Создание электронного портфолио ученика» «Работа в системе «Сетевой город» Семинары в гимназии:









Модульные курсы Навыки профессиональной и личной эффективности Тайм-менеджмент, или Как эффективно организовать своё время Тайм-менеджмент для детей, или Как научить школьников организовывать своё время Приёмы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе Стресс-менеджмент, или Приёмы профилактики и преодоления стресса Управление имиджем, или Как создать свой стиль Искусство договариваться, или Как понять других людей и донести свою точку зрения Сила убеждений, или Как наши мысли влияют на нашу жизнь Взрослые и дети, или Как преодолеть трудности в общении Наследственность и воспитание, или Что влияет на развитие ребенка











Привлечь учителей-предметников, использующих информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности, к постановке и решению практических задач применения современных информационно-педагогических технологий Повысить информационно-технологическую культуру учителей Создать условия для выявления и распространения передового педагогического опыта эффективного использования современных информационно- педагогических технологий Цели и задачи:










С 1989 года в школе ежегодно проходят научно- практические конференции. В прошлом учебном году (14 марта 2012г.) состоялась XXII научно- практическая конференция, посвященная Году Отечественной истории. В ней приняло участие 136 школьников. Что составляет более 11,3% от всех учащихся гимназии. Школьные НПК



















Заранее собираются вопросы по определенной теме, обсуждение которых интересно родителям или детям Психолог или другой педагог готовит выступление на заданную тему, отвечая на вопросы Выступление записывается на видео и выставляется на сайте Онлайн-консультации психологов и педагогов гимназии для родителей и учеников (проект)




АИС «Сетевой город. Образование» - это средство: планирования образовательного процесса (Учебный план), размещения и хранения информации (базы данных, Портфолио – личный и проектов), фиксации результатов освоения программы (Электронный журнал и дневник), взаимодействия между участниками образовательного процесса и с органами управления (почта, рассылка форум, доска объявлений).


АСУ РСО «Сетевой город» В декабре 2007 года гимназия вступила в единое городское информационное образовательное пространство АСУ РСО «Сетевой город». Классными руководителями 2-11 классов (40 классов) выставлены четвертные, годовые и экзаменационные оценки; получены из системы отчеты по успеваемости I четверть в 29 классах в 33 классах II четверть в 40 классах в 38 классах в 37 классах III четверть в 30 классах в 29 классах IV четверть в 40 классах в 38 классах годовые в 40 классах в 38 классах экзамены в 10 классах в 9 классах итоговые в 40 классах в 38 классах


Выставление пропусков уроков в четырех 1-х классах Выставление пропусков уроков, текущих отметок, итоговых отметок в четырех 2-х классах Выставление пропусков уроков, текущих отметок, итоговых отметок в двух 5-х классах Выставление итоговых отметок во всех остальных классах «Сетевой город» сегодня











70


Проведение семинаров, мастер-классов по использованию ИКТ-технологий в образовательном процессе Проведение фестивалей открытых уроков с приглашением учителей округа в качестве участников и гостей Проведение конкурсов (в том числе дистанционных), НПК среди школьников округа Базовая школа школьного округа




Тема стажёрской практики: «Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий учеников, учителей в рамках реализации ФГОС» Описание: нормативно-правовое обеспечение инновации организация внеурочной деятельности средствами ИКТ использование современных информационных технологий в учебном процессе сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса роль ЕИС в организации системно-деятельностного подхода Базовая площадка


Тема стажировочной практики: Сайт на основе системы управления контентом, как механизм сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса (сайт ОУ, персональный сайт педагога, сайт-портфолио учащегося. Описание: нормативно-правовое обеспечение инновации создание портфолио учителя, ученика средства организации информационного пространства создание сайтов на основе системы управления контентом Joomla, сервисами Google электронная школьная газета дистанционное образование Базовая площадка Для ученика повышение информационной культуры в целом; доступ к мировым информационным ресурсам; повышение интереса к изучаемым предметам; приобретение практических навыков жизни в информационном обществе; получение новых электронных средств обучения; использование компьютерных технологий в самостоятельной и внеклассной работе; участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях


Для учителя повышение уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя; создание условий для творческого роста всех участников образовательного процесса через использование информационных технологий; получение принципиально новых возможностей своевременного доступа к информации, необходимой для организации и осуществления учебного процесса; повышение качества преподавания за счет использования средств мультимедиа; повышение квалификационной категории учителей; распространение и обобщение опыта учителей через публикации в Интернет- формах; создание оптимальных условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство образовательного учреждения;


Для администрации школы создание единого информационного пространства; повышение эффективности образовательного процесса; автоматизация организационно- распорядительной деятельности школы; повышение оперативности и качества управленческих решений; обеспечение прямого доступа к нормативным правовым актам и организационно-распорядительной документации органов управления образования; повышение роли семьи в учебно-воспитательном процессе за счет информированной открытости образовательного процесса.


Для родителей получение информации о расписании учебных занятий, о проводимых школьных мероприятиях и их результатах через сайт школы и программу «Сетевая школа»; Интернет-общение с руководством школы и учителями; Интернет-знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса

Какие бы мы не взяли основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы, или книги, статьи, выступления, комментирующие любые документы, исследования, мнения, представления о современной школе, ключевой в идеологии новой школы называют идею развития. Очевиден вывод о том, что альтернативы развитию нет.

Все сходятся на трёх важных постулатах:

– образование (школа) является важнейшим фактором развития личности;
– образование (школа) должно превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
– систему образования и школу необходимо постоянно развивать. (Речь, разумеется, идёт об управляемых процессах).

Школа не может развиваться никаким иным путём, кроме как создавая или осваивая новую практику образования, т.е. в результате организованного в ней и управляемого инновационного процесса. Современная школа вынуждена меняться, обновляться по мере обновления общества, изменения социального заказа. В первую очередь эти изменения касаются образовательной среды.

Образовательная среда средней школы (ОССШк) – это совокупность условий, процессов, явлений, технологий в средней школе непосредственно воздействующих на обучение и воспитание школьника, всестороннее развитие его личности и социализацию в целом. Школьная среда формируется как искусственно под воздействием субъектов управления, так и в результате спонтанной самоорганизации. Это двуединый процесс, в котором невозможно разделить его составляющие (Рис. 1).

По определению, среда – это сложная система компонентов, которая включает в себя ряд подсистем:

  1. Материально
- техническую, состоящую в первую очередь из школьного здания, оборудования, технических средств обучения, в том числе электронных. К этой подсистеме относится так же оборудование столовой, медицинского кабинета, спортивного и актового зала;
  • Организационную
  • подсистему, которая включает в первую очередь формальную организацию школы;
  • Социально-психологическую подсистему
  • . В нее входит структура неформальных взаимоотношений в школьных классах и преподавательском коллективе;
  • Технологическую подсистему
  • , состоящую из образовательных, воспитательных и диагностических технологий;
  • Управленческую подсистему
  • . В нее входят субъекты управления в рамках средней школы: директор учебного заведения, его заместители, руководители методических объединений;
  • Эстетическую подсистему
  • . Последняя включает в себя дизайн школьных помещений, их эргономические свойства.

    Школьное здание, учебное оборудование, учебная и методическая литература, информационные образовательные технологии – все это материально-технический компонент. На его примере хорошо видна важность образовательной среды для формирования установки на учебную деятельность. В настоящее время подросток испытывает на себе воздействие целого ряда факторов. Компьютерные информационные технологии, в том числе Интернет и компьютерные видеоигры успели повлиять на социализацию одного поколения. Подобная ситуация была описана социологом и этнографом М. Мид: “Сегодня во всех частях света, где все люди, объединены системой Интернет, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. Этот разрыв между поколениями совершенно нов”. Преодолеть этот разрыв возможно, создавая в начальной школе технологическую среду, соответствующую требованиям XXI века.

    Важной является проблема учебников. Содержание текстов, изучающихся на уроках и дома в качестве домашнего задания, приобретает особое значение в связи с тем, что объем книг, прочитанных школьником вне программы, в настоящее время сокращается. В настоящее время в структуре свободного времени ученика нашей гимназии значительное место занимает просмотр телевизионных программ, превосходя (к 7 классу) даже время прогулок с друзьями. В этой ситуации содержание учебных текстов становится фактором формирования установки на учебную деятельность.

    Особое место занимает ситуация, при которой подросток бывает невосприимчив к вербальному воздействию, так как язык не является для ребенка родным. Такая проблема у нас тоже есть. Однако, при наличии устойчивой мотивации, данный фактор не действует длительное время, поскольку отроческий возраст отличает высокая восприимчивость к языку.

    Возникает резонный вопрос: “Как определить степень комфортности образовательной среды?” Естественно, существуют традиционные методы, например индивидуальная беседа с учащимся, и мы не собираемся от них отказываться. В гимназии давно и с успехом применяется такой метод как цветонастроение. Все хорошо знают, насколько он эффективен, особенно в начальной школе. У этого метода есть, наверное, только один недостаток: отсутствие дифференцированного подхода. Ученику плохо, ему “не по себе”… Но что, явилось причиной дискомфорта? Ответить на этот вопрос может индивидуальная беседа, на которую не всегда есть время. К тому же результат индивидуальной беседы не представишь наглядно, графически для выступления учителя на родительском собрании, административном совещании и т. д. Таким образом, при всей их эффективности традиционные методы не позволяют организовать полноценный мониторинг образовательной среды.

    Образовательная среда в целом и отдельные ее компоненты стали объектом диагностики с привлечением такого достаточно традиционного для школы метода как анкетный опрос. Его использование позволяет обратиться к главному субъекту школьной жизни – нашему ученику, оттолкнуться при принятии управленческих решений от искреннего (залогом этому является методика опроса), непредвзятого мнения об окружающей его школьной среде. Опрос дает возможность собрать большое количество информации (принимают участие все присутствующие ученики), обработать ее и сравнить результаты, полученные в разных классах и в разное время. Анкетный опрос позволяет дифференцировать ответы учащихся и выяснить их отношение к компонентам образовательной среды. Для проведения опроса в Гимназии была создана Анкета подростка “Я, мои друзья и школа” (

    V – XI класс) (Рис. 2, Приложение 1 ). Данные мониторинга заносятся в Паспорт класса и позволяют классному руководителю использовать этот показатель для анализа. Ограничением для использования анкеты является только возраст. Младшие школьники, ученики пятого класса сталкиваются с трудностями в процессе дифференциации своего отношения. Поэтому в начальных классах применяют другие методики: Анкета школьника (I – IV класс) (Рис. 3, Приложение 2 ). Паспорт класса, разработанный аналитико – диагностическим центром нашей Гимназии – важная составная часть технологии по изучению образовательной среды.

    Рисунок 2

    Главным результатом работы администрации должно стать создание таких условий, которые помогают ребенку, ученику нашей гимназии, занять по отношению к учебе, к другим людям и к самому себе определенную ценностную позицию – автора, творца собственной жизни, субъекта позитивной образовательной активности. Правильно организованная окружающая среда способствует усилению желательного мотива учебной деятельности. Ее формирование является необходимым условием для развития и закрепления устойчивой социальной установки.

    Таким образом, анализ результатов работы нашей Гимназии за последние несколько лет позволяет мне с большой степенью уверенности рекомендовать коллегам те методики изучения образовательной среды, которые позволяют добиваться успеха (Рис 4).

    Список использованной литературы

    Законы и иные нормативные акты.

    1. Конституция РФ
    2. Закон об образовании РФ. М.: Инфра-М, 2000.
    3. Конвенция о правах ребенка. М.: Ось-89, 1999.
    4. Семейный кодекс. М.: Текст, 2001.
    5. Концепция модернизации российского образования на период 2010 года.
    6. Национальная доктрина образования.

    Справочные материалы.

    1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Слово, 1998.
    2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997.
    3. Психолого-педагогический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
    4. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000-1999.
    5. Словарь по этике./Под ред. И.С. Кона. М.: Политиздат, 1983.
    6. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982 – 1984.
    7. Виноградова М.В. Управление социализацией подростков в средней школе. Автореф. дис. канд. социол. наук. М., 2003.

    Новая образовательная среда, ориентированная на востребованные современным обществом образовательные результаты.

    Такой популярных специалистов в области педагогики термин, как «образовательная среда» совсем молод. Большую популярность он начал приобретать в нашей стране в начале 2000-х гг. Однако среди тех, кто склоняется к дальнейшей модернизации и развитию этой среды, есть те, кто постоянно указывает на промахи педагогических кадров и на отсутствие у учащихся современной школы востребованных, реальных знаний.

    В духе данного положения процесс модернизации образовательной среды достиг огромных масштабов. Вот только со всеми инновациями зачастую не видно самого простого «а что из себя должна представлять новая образовательная среда? На что учителя должны ориентировать современных школьников?

    Многие родители придерживаются принципа, что школа должна давать образование и воспитывать. Но вот только как можно заставить ребенка учиться если он сам этого не хочет. Если обратиться к мнению большинства современных школьников, то они ответят, что во многим их все устраивает, вот только надо добавить… И далее следует целый список того чего они хотят.

    Но все-таки, в условиях современной образовательной среды учиться становиться интереснее, открываются все новые и новые возможности для получения тех знаний, которые востребованы в современном обществе. Вопрос только в том, что современные учащиеся не хотят сами воспринимать, искать собственные пути решения, предлагать свои точки зрения. Им наиболее удобен вариант получения готовой информации, которую большинство из них не хотят применять на практике. А большинство родителей встают слепо на защиту своего чада, что нагрузку надо сделать меньше, раньше учили лучше. При этом совершенно забывая о том, что возможности были другие. Сейчас основная проблема современных учащихся – это легкость получения интересующей их информации, что мешает развитию навыков поиска информации, ее анализа и систематизации. В таких условиях все вспоминают советскую школу. Да, действительно, образование, полученное в Советском Союзе, оценивалось очень высоко. Но не стоит забывать, что ряд методов были взяты у наших западных соседей и адаптированы под нашу модель образовательной среды.

    Во многом вопросам изменения образовательной среды положили начало и социально-экономические преобразования. Перед Россией, как и рядом других стран в начале XXI века жестко встал вопрос о модернизации образовательного пространства (переход российского образования на Болонские рельсы).

    В новых условиях продолжается модернизация образования, которая находит свое воплощение в новой образовательной среде, направляется на востребованность и стремления к получению личностью необходимых для нее знаний. Исходя их этого следует изменения целей обучения и воспитания, и его мотивы, нормы, формы и методы, в том числе изменяется и роль самого педагога. В современной образовательной среде знания представляют собой капитал учащегося – будущего специалиста. При обучении большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, самоорганизация их учебной деятельности. Задача педагога – направлять подопечного в его самостоятельном движении от незнания к знаниям.

    В условиях модернизационного процесса в сфере образования и формирование новой образовательной среды, где будет обеспечено получения тех знаний, которые требует современное общество образовательные учреждения должны быть оснащены высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством. Однако, многие учебные заведения не обладают высокой материально-технической базой современного образования. Несмотря на подобные условия педагоги стараются дать учащимся те знания, которые будут для них полезны вне зависимости от выбранной ими профессии. Также не стоит забывать, что ответственность за получение необходимых знаний детьми лежит не только на учителях, но и на родителях. Новая образовательная среда должна быть гармонична, обеспечена взаимопониманием со стороны всех ее участников: дети хотят и стремятся учиться, родители являются их сподвижниками и помощниками, а учителя теми «маяками», которые направляют и обеспечивают получение востребованных со стороны общества в условиях стремительно изменяющейся технологической и информационной среды. От того как будет устроена новая образовательная среда, система взаимоотношений школы и общества, знания будут востребованы и отвечать современным условиям их применения – зависит благосостояние будущего поколения и всего общества в целом.

    Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении

    В современной педагогике образовательная среда трактуется как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса.

    В системе «Школа 2100» под образовательной средой понимается целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая определяется конкретными задачами; проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются; содержательно оценивается по тому эффекту в личностном, социальном, интеллектуальном развитии детей, которого она должна достичь.

    В самом широком контексте образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда - это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

    Образовательная среда имеет свою структуру, однако нет единого подхода к выделению компонентов образовательной среды. Рассмотрим подходы отдельных авторов.

    Г.А. Ковалев в качестве единиц образовательной среды выделяет физическое окружение, человеческие факторы и программу обучения. К физическому окружению им отнесены: архитектура школьного здания, размер и пространственная структура школьных интерьеров; легкость трансформирования внутришкольного дизайна в пространстве школы; возможность и диапазон перемещений учащихся в интерьерах школы и т.д. к человеческим факторам им отнесены: личностные особенности и успеваемость учащихся; степень их скученности и ее влияние на социальное поведение, распределение статусов и ролей; половозрастные и национальные особенности учащихся и их родителей. К программе обучения отнесены: структура деятельности учащихся, содержание программ обучения (их консерватизм или гибкость), стиль преподавания и характер контроля и т.д.



    Е.А. Климов в «среде существования и развития человека» предлагает выделить следующие части среды: социально – контактную, информационную, соматическую и предметную. К социально-контактной части среды автор относит опыт, образ жизни, личный пример, деятельность, поведение, взаимоотношение окружающих; учреждения и их представителей, с которыми человек взаимодействует; реальное место человека в структуре своей группы, устройство этой группы и т.д.

    Изучая среду, Н.Е. Щуркова выделяет такие компоненты, как предметно – пространственное, поведенческое, событийное и информационное культурное пространство.

    Е.А. Климова, Г.А. Ковалева и другие исследователи опираются на эколого – психологический подход, который согласуется с теорией «экологического комплекса» О. Дункна и Л. Шноре – одной из фундаментальных теорий функционального единства человеческого сообщества и среды. В «экологическом комплексе» авторами выделяется 4 компонента: население, или популяция, окружающая среда, технология и социальная организация. Вслед за данными авторами В.А. Ясвин строит четырехкомпонентную модель, в которой выделяет пространственно-предметный, социальный, психодидактический компоненты и субъектов образовательного процесса.

    1. Пространственно-предметный компонент – это архитектурные особенности здания, оборудование, особая атрибутика учебной обстановки.

    2. Социальный компонент – определяется присущей именно данному типу культуры формой детско-взрослой общности. Здесь важно соблюдать несколько условий: педагог и студент – единый полисубъект развития; наличие между педагогами и студентами отношений сотрудничества; наличие коллективно распределенной учебной деятельности; коммуникативное насыщение жизни студентов и педагогов в стенах вуза.

    3. Психодидактический компонент – содержание образовательного процесса, осваиваемые студентом способы деятельности, организация обучения. Внутри данного компонента даются ответы на вопросы чему и как учить.

    Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса и межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия. Люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие, но и образовательная среда влияет на каждого субъекта образовательного процесса.

    Как подчеркивает В.И. Слободчиков, образовательную среду нельзя считать чем-то однозначным, наперед заданным. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно что-либо проектируют и строят. Такую среду можно рассматривать и как предмет, и как ресурс совместной деятельности.

    Е.В. Коротаева подчеркивала, что любой компонент среды должен быть эмоционально развивающим. Она выделила условия, которые могут обеспечить эмоционально–развивающий характер компонентов образовательной среды:

    * отношении между участниками совместной жизнедеятельности, то есть эмоционально – поддерживающий компонент среды;

    * режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в ДОУ или школе, то есть эмоционально – развивающий компонент;

    * внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и т.д.) – эмоционально – настраивающий компонент;

    * организация занятости детей – игры, учеба, сюрпризные моменты – эмоционально – активизирующий компонент;

    * включение в занятия эвристических упражнении с детьми – эмоционально – тренирующий компонент.

    Чаще всего образовательная среда характеризуется двумя показателями: насыщенностью (ресурсным потенциалом) и структурированностью (способами организации). Образовательная среда только в том случае будет способствовать личностному и культурному росту обучающихся, когда "наличное социокультурное содержание превращается и в содержание образования, то есть собственно образовательную среду" (по В. Слободчикову).

    Итак, мы кратко рассмотрели вопрос выделения компонентов образовательной среды. Для современного педагога важно уметь моделировать разные компоненты образовательной среды, создавать условия для полноценного воспитания и развития учеников.