Общая обучаемость. Понимание обучаемости, признаки и показатели обучаемости

Зоны ближайшего развития

Наряду с перспективой ребенка в сфере обучения (обучаемость ) есть потенциальные возможности и в сфере развития. А.К. Маркова называет это явление развиваемостью . Это определяется: способностью, возможностью к дальнейшему развитию; готовностью к переходу на новые уровни развитости; проявлением динамики в самом умственном развитии, в становлении интеллекта, мышления, активности, инициативы и т.д.

Есть различные подходы к развитию способностей. Аналогичным образом может быть намечена перспектива личностного развития – воспитуемость, которая определяется: откликаемостью на воспитательные воздействия извне; готовностью к переходу на новые уровни развития личности.

Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка ЗБР, не психические процессы, которые начинают складываться у него в совместной работе со взрослыми, а затем функционируют в его деятельности. ЗБР помогает охарактеризовать возможности и перспективу развития. Ее определение имеет важное значение для диагностики психического развития .

В сфере обучения присутствует та или иная восприимчивость, чувствительность к усвоению знаний, способность к дальнейшему обучению, восприимчивость к обучающим воздействиям извне. Это явление принято называть обучаемостью . Справедливо отмечается Т.И. Гончаровой, что школьник остается лишь обучаемым и воспитуемым, он объект, а не субъект процесса познания окружающего мира, его пассивная позиция – главное зло организации учебно-воспитательного процесса.

Обучаемость в широком смысле слова – способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности . В этом случае она выступает как проявление общих способностей учащегося, отражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности. Выражая общие способности , обучаемость выступает как общая возможность психического развития, достижения более обобщенных систем знаний, общих способов действий. Обучаемость характеризуется индивидуальными показателями скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Есть разные оттенки в понимании обучаемости. "Дети с одинаковым уровнем умственного развития под руководством педагога способны к обучению в совершенно различных размерах <...> один ребенок 8 лет способен с помощью решать задачу для 12-летнего, а другой – 9-летнего" (Выготский Л.С., 1991. С. 399 ). Обучаемость не тождественна обученности. Способность к обучению не совпадает и с развитостью ребенка, соответственно в диагностике должна быть выделена особо. Н.С. Лейтес, подтверждая положение о несовпадении развития (развитости) и обучаемости, приводит слова Аристотеля: "Почему, когда мы старше, у нас сильнее ум, а когда моложе, то легче учимся" (Лейтес Н.С., 1971 ).



Хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее, они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу. Развитие ребенка никогда не следует как тень за отбрасывающим его предметом, за школьным обучением. Поэтому тесты школьных достижений никогда не отражают реального хода детского развития.

Как эмпирическая характеристика возможностей учащегося к обучению обучаемость включает многие показатели и параметры личности обучаемого. К ним, прежде всего, относятся познавательные возможности человека (особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления, речи); особенности личности – мотивация, характер, эмоциональные проявления; отношения ученика к усваиваемому учебному материалу, к учебной группе и преподавателю.

Важной характеристикой обученности служат качества, определяющие возможности общения, и соответствующие проявления личности .

Обучаемость формируется с раннего детства. Особенно важное значение имеет формирование возможностей к обучению на сенситивных периодах обучения человека – при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, от школьного обучения к специальному обучению, предполагающему овладение различными видами профессиональной деятельности. Наиболее существенными качествами личности, обеспечивающими ее возможности к обучению, являются: управление познавательными процессами (произвольное внимание, память и т.п.); речевые возможности учащегося, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной), которые обеспечивают в дальнейшем возможности самообучения.

Таким образом, понятие обучаемости, наряду с общими характеристиками (более высокими познавательными возможностями и способностями к самоконтролю в процессе выполнения учебных задач), включает некоторые значимые особенности, способствующие проявлению обучаемости на различных учебно-возрастных этапах психического развития человека. Для дошкольника такими специальными качествами являются те, которые обеспечивают ему большие возможности для участия в игровой деятельности; для школьника - возможности более точного выполнения различных школьных требований; для студента – возможности овладения профессиональной деятельностью и самостоятельностью обучения.

В психологии рассматриваются разные виды обучаемости . Обычно различаются: а) обучаемость общая – способность усвоения любого материала; б) обучаемость специальная – способность усвоения отдельных видов материала: различных сфер науки, искусства, направлений практической деятельности. Первая – показатель общей, вторая специальной одаренности индивида.

В основе обучаемости лежат:

o уровень развития познавательных процессов субъекта – восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи;

o уровень развития его сфер – мотивационно-волевой и эмоциональной;

o развитие производных от них компонентов учебной деятельности – уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения.

Обучаемость определяется не только уровнем развития познания активного (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем познания "рецептивного" (тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, владеющего знаниями и умениями). Поэтому обучаемость как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может полностью оцениваться лишь показателями его развития. Максимальный уровень развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания.

Обучаемость – это умственное развитие в динамике, поэтому ее наличие является надежным показателем поступательного характера развития. Такие проявления динамики умственного развития, как развиваемость , воспитуемость – имеют аналогичные признаки, например, откликаемость на воздействия извне, переключаемость (с одного плана мышления на другой, с одного способа социального поведения на другой). Выявляются обучаемость, развиваемость, воспитуемость лучше всего в индивидуальном обучающем и формирующем эксперименте, в постоянном сопоставлении с жизненными показателями в ходе лонгитюдного изучения . "Учесть динамику воспитуемости личности – значит проникнуть в сокровенный смысл ее бытия, а это главный психологический стержень воспитания".

Обучаемость в широком плане понимается как приспособляемость. Высказывается мысль, что обучаемость в биологическом смысле есть аспект биологической защиты: изменение среды до определенных пределов, не превышающих возможности функционирования системы, вызывает реакцию защитного типа, посредством которой проявляется и устанавливается свойство обучаемости. Обучаемость у человека является уже не единичным актом биологической защиты, а включает в себя социальный опыт предшествующих поколений.

Б.В. Зейгарник в предисловии к книге А.Я. Ивановой отмечает, что обучаемость – это диапазон потенциальных возможностей детей к овладению новыми знаниями в содружественной со взрослыми работе. Б.Г. Ананьев понимает обучаемость как подготовленность психики человека на всем предыдущем отрезке ее формирования к быстрому ее развитию в процессе обучения в строго определенном направлении (Ананьев Б.Г., 1962. С. 23). 3.И. Калмыкова трактует обучаемость как один из главных показателей умственного развития, понимает ее как систему интеллектуальных качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности при прочих равных условиях (минимум знаний, мотивации). Обучаемость – это "система, ансамбль интеллектуальных свойств личности, формирующихся качеств ее ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности - при наличии исходного минимума знаний, отношений к учению и других необходимых условии". Индивидуальное сочетание качеств ума определяет индивидуальные различия в обучаемости. О.М. Морозов называет ряд признаков обучаемости:

o быстрота формирования новых понятий, обобщений;

o гибкость мыслительных операций;

o способность решать задачи разными способами;

o память на общие понятия;

o обобщенные знания;

o интеллектуальная активность и др.

В целом, признаками обучаемости считаются:

o активность ориентировки в новых условиях;

o перенос известных способов решения задач в новые условия;

o быстрота образования новых понятий и способов деятельности;

o темп, экономичность (количество материала, на котором решается задача, число шагов), работоспособность, выносливость;

o и, главное, – восприимчивость к помощи другого человека, которая может быть измерена количеством дозированной помощи, необходимой ребенку для выполнения задания.

Итак, проблема обучения и развития была и остается одной из стержневых проблем педагогической психологии. Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии. Л.С. Выготским были выделены три основные теории о соотношении обучения и развития.

Решение этой проблемы теснейшим образом связано с концепцией зоны ближайшего развития (ЗБР ), автором которой является Л.С. Выготский. Зона ближайшего развития характеризует степень расхождения между уровнем актуального развития (УАР) и уровнем потенциальных возможностей. Основными "пластами" УАР, по А.К. Марковой, являются обученность , воспитанность , развитость, а ЗБР - обучаемость , развиваемость и воспитуемость.
В настоящее время проблема соотношения обучения и психического развития трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности, определив новые ракурсы реформирования системы образования.

Вы коммуникабельны, стрессоустойчивы и легкообучаемы? Забудьте об этом! А главное - вычеркните из своего резюме, потому что именно эти слова уже ничего не значат для рекрутеров и раздражают их. спросил у 500 HR-менеджеров, какие слова в резюме соискателей вызывают у них негативные эмоции.


Надо сказать, что рекрутеров, которых не раздражает ничего, все же немного больше тех, кто нашел, что вставить в наш список стоп-слов: 41 и 35% соответственно. Еще 18% эйчаров раздражают не конкретные фразы, а ошибки и неправильное оформление резюме, а 6% затруднились ответить.

Итак, в первую очередь стоит поискать в резюме слова «коммуникабельный/ая» и «стрессоустойчивый/ая» и удалить их: 14 и 13% эйчаров, у которых есть претензии к лексике резюме, называют эти слова бессмысленными и заезженными, утверждая, что и сами кандидаты часто не понимают их значения: «Зачастую кандидаты даже не могут ответить, что такое коммуникабельность, или не соответствуют данному качеству»; «Про стрессоустойчивость пишут все кому не лень».

«Не звонить, не беспокоить, не предлагать...» - эти слова на 3 месте нашего антирейтинга (9%). Чем они опасны? Соискатель, казалось бы, всего лишь пытается оградить себя от неинтересных предложений (например, от кадровых агентств или предложений с маленькими зарплатами) или неудобных способов взаимодействия (отказываясь, например, общаться по телефону и соглашаясь только на переписку по электронной почте), а рекрутеры видят в этом сомнение в их квалификации и отсутствие доверия к их профессиональному опыту.

На четвертом месте - легкая обучаемость: к такой формулировке есть претензии у 7% кадровиков. «Особенно фраза про легкую обучаемость вызывает вопросы в резюме специалистов с весьма продолжительным опытом работы», - поясняли эйчары.

«Хочу/люблю/имею…» - будьте аккуратны с этими глаголами. «Люблю людей в большинстве их проявлений, но котиков все-таки немного больше», «Имею личный автомобиль и двоих детей»; «Хочу работать» - эти фразы безобидны только на первый взгляд, рекрутеры (5%) видят в них избыточную информацию или неудачный способ выделиться из общей массы.

Фраза «я самый лучший/умею все/все могу» на шестом месте с 4% голосов эйчаров. Нет ничего лучше кандидата, который многое может и умеет, но на этапе трудоустройства нужна конкретика: что именно может соискатель? что умеет? А вывод об уникальности и высоком качестве кандидата профессиональный менеджер по персоналу хочет сделать сам.

«Зарплата не менее/большая зарплата/большой оклад/много денег» - эти и подобные им фразы рекрутеры (3%) советуют заменить на конкретную цифру в специальном поле резюме, которое называется «Зарплатные ожидания».

«Презентабельная внешность», «Владение офисной оргтехникой» и «Ответственность» набрали по 2% голосов рекрутеров. Ссылаться на неземную красоту имеет смысл только претендуя на вакансии в шоу-бизнесе, а уметь пользоваться степлером и принтером и не быть разгильдяем (то есть быть ответственным) - само собой подразумевающиеся вещи.

Среди других претензий рекрутеров (47%) были претензии вот к таким, например, фразам: «Звонки мертвым клиентам»; «Иждивенцы: сын/сын и дочь»; «Могу продать песок в пустыне»; «Могу копать, могу не копать, могу сделать так, чтобы копали другие»; «Сидела в офисе»; «Свободное владение русским языком», «Доброго времени суток». Вычеркните их из вашего резюме, если ваша цель - быстро найти хорошую работу.

Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 97
Время проведения: 8 мая – 11 июня 2015 года
Исследуемая совокупность: менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, ответственные за подбор персонала
Размер выборки: 500 респондентов

Вопрос:
«Существует какое-то слово/словосочетание, встречающееся в резюме соискателей, которое вызывает у вас негативные эмоции или раздражает? Если да, то напишите, пожалуйста, что это за слово» (открытый опрос)

*Топ-10 слов, которые раздражают в резюме:

Ответы респондентов
1 Коммуникабельность 14%
2 Стрессоустойчивость 13%
3 Не звонить (предложения работы отправляйте по электронной почте)/не предлагать/не беспокоить…. 9%
4 Легкая обучаемость 7%
5 Хочу/люблю/имею… 5%
6 Я самый лучший/умею все/все могу 4%
7 Зарплата не менее/большая зарплата/большой оклад/много денег 3%
8 Приятная/привлекательная/презентабельная внешность 2%
9 Владение офисной оргтехникой 2%
10 Ответственность 2%
Другое 47%

**Что раздражает в резюме:

Код для вставки в блог

10 слов, которые надо вычеркнуть из резюме

Вы коммуникабельны, стрессоустойчивы и легкообучаемы? Забудьте об этом! А главное - вычеркните из своего резюме, потому что именно эти слова уже ничего не значат для рекрутеров и раздражают их. Superjob спросил у 500 HR-менеджеров, какие слова в резюме соискателей вызывают у них негативные эмоции. Подробнее...

По данным исследований выявлено, что быстро обучаемые люди (особенно изучающие иностранные языки) имеют больше белого вещества и менее симметричные мозги. Быстрая обучаемость зависит от того, как мы используем наш мозг. Иногда то, что кажется столь изощренным и сложным, нуждается в самом простом решении. По признакам ниже, вы можете узнать, если у вас способность к быстрому обучению.

1. Вы не боитесь сказать «я не знаю»

Быстро обучаемые люди признают, что они знают далеко не всё. Они держат свои умы открытыми и всегда готовы задавать вопросы и получать ответы для того, чтобы знать больше. В то время, как некоторые боятся показать своё невежество перед подчинёнными, быстро обучаемые люди не колеблются и признают своё незнание.

2. Вы используете принцип Парето

Высокая степень обучаемости неразрывно связана с этим принципом. Согласно Вильфредо Парето вы получаете 80% результатов от 20% приложенных вами усилий. Быстро обучаемые люди используют этот принцип, сосредоточив внимание на основных и наиболее используемых элементах в сложных задачах. Они не гонятся за всем сразу, а концентрируют свои основные силы, в первую очередь, на самом необходимом.

3. Вы можете представить визуальное решение

Способные люди подходят к с разных сторон. Они используют для этого все свои органы чувств. Они визуализируют, вооружившись ментальной энергией, управляя множеством решений и обучаются.

4. Вы упрощаете

Быстро обучаемые люди знают, что сложным проблемам не нужен сложный подход. Многие великие умы от Томаса Эдисона до Генри Форда и Стива Джобса искали пути решения проблем с помощью простых решений. Они упрощают и фокусируются на своих целях, чтобы найти самый легкий и простой выход из сложившейся трудной ситуации.

5. Вы действуете

После обдумывания и нахождения решения, вы сразу должны принимать меры по исполнению. Когда вы изучаете новый язык, вы не можете добиться значительного прогресса, если вы не разговариваете на этом языке, независимо от того, правильно ли вы говорите или нет. Быстро обучаемые люди и принимают решительные меры.

6. Вы избирательны

Вы не просто следуете всем возможным объяснениям или решениям проблемы. Более того, вы стараетесь отдать предпочтение тем, которые достойны вашего внимания и оценки. Через них вы находите наиболее перспективные решения.

7. Вы используете закон Паркинсона

Тим Феррис, Автор «4-часовой рабочей недели» указывает на то, что значительных результатов можно добиться, совмещая применение закона Паркинсона и принципа Парето для эффективного решения и быстрой обучаемости. В то время как принцип Парето означает рационализацию использования времени, закон Паркинсона означает ограничивание времени обучения, для выявления только самых важных аспектов. Быстро обучающиеся люди выделяют время только на понимание самых важных частей изучаемой темы и не тратят время на менее важные детали.

8. Вы знаете когда остановиться

Способные люди знают меру и не переходят черту. Если что-то идёт не по установленному плану, они отступают. Они понимают закон убывающей доходности и концентрируются только на вещах, которые обеспечивают доходность их инвестиций.

9. Вы умеете прогнозировать будущее

Быстро обучаемые люди не используют старое и неактуальное; скорее они должны уметь приспосабливаться и предвидеть будущие тенденции и ситуации. Вы умеете сосредоточиться на будущем и думаете как можно применить впоследствии изучаемые вами темы.

10. Вы понимаете, что на многие вопросы нет ответов

Благодаря вашей избирательности, вы чувствуете неправильные вопросы или темы. Вы уже знаете, что когда вопрос запутан и тянет за собой большое количество других вопросов, вероятно, для него не существует решения.

11. Вы можете объяснить это ребенку

После полного погружения в тему, вы можете легко объяснить ваши соображения и мнение по данному вопросу даже ребенку.

12. Вы позитивны

Люди, с высокой степенью обучаемости, не проявляют негативного отношения к важному для них предмету изучения. Они , даже когда сталкиваются с неудачами и проблемами.

13. Вы прислушиваетесь к мнению экспертов

Вы знаете, что есть люди, которые лучше вас разбираются в теме. Никто не может достичь большого познания без посвящения себя обучению под чутким руководством мастера!

Обучаемость соотносится с понятием «обученности» (А.К. Маркова) как совокупности всех характеристик психического развития, которые суть результата предыдущего обучения. В такой трактовке обученность соотносится с уровнем актуального развития, а обучаемость – с зоной ближайшего развития. Важен вывод А.К. Марковой о том, что обучаемость – это «восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития» .

В сфере обучения присутствует та или иная восприимчивость, чувствительность к усвоению знаний, способность к дальнейшему обучению, восприимчивость к обучающим воздействиям извне. Справедливо отмечается Т.И. Гончаровой, что «школьник остаётся лишь обучаемым, он объект, а не субъект процесса познания окружающего мира, его пассивная позиция – главное зло учебного процесса».

Обучаемость в широком смысле слова – способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности. В этом случае она выступает как проявление общих способностей учащегося, отражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности. Выражая общие способности, обучаемость выступает как общая возможность психического развития, достижения более обобщенных систем знаний, общих способов действий. Обучаемость характеризуется индивидуальными показателями скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Как эмпирическая характеристика возможностей учащегося к обучению обучаемость включает многие показатели и параметры личности обучаемого.

В основе обучаемости лежат:


  • уровень развития процессов познавательных субъектов – восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи;

  • уровень развития его сфер мотивационно-волевой и эмоциональной;

  • развитие производных от них компонентов учебной деятельности – уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения.

Обучаемость определяется не только уровнем развития познания активного (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем познания «рецептивного» (тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, владеющего знаниями и умениями).

Обучаемость – это умственное развитие в динамике, поэтому её наличие является надежным показателем поступательного характера развития.
О.М. Морозов называет ряд признаков обучаемости:
- быстрота формирования новых понятий, обобщений;
- гибкость мыслительных операций;
- способность решать задачи разными способами;
- память на общие понятия;
- обобщенные знания;
- интеллектуальная активность и др.
В целом, признаками обучаемости будем считать:

  • активность ориентировки в новых условиях;
  • перенос известных способов решения задач в новые условия;
  • быстрота образования новых понятий и способов деятельности;
  • темп, экономичность (количество материала, на котором решается задача, число шагов), работоспособность, выносливость;
  • и, главное, - восприимчивость к помощи другого человека, которая может быть измерена количеством дозированной помощи, необходимой ребенку для выполнения задания.

Наиболее существенными качествами личности, обеспечивающими её возможности к обучению, являются:
-управление познавательными процессами (произвольное внимание, память и т.п.);

Речевые возможности учащегося, способности к пониманию и использованию различных знаковых систем (символической, графической, образной), которые обеспечивают в дальнейшем возможности самообучения.

Таким образом, понятие обучаемости, наряду с общими характеристиками (более высокими познавательными возможностями и способностями к самоконтролю в процессе выполнения учебных задач), включает некоторые значимые особенности, способствующие проявлению обучаемости на различных учебно-возрастных этапах психического развития человека. Для дошкольника такими специальными качествами являются те, которые обеспечивают ему большие возможности для участия в игровой деятельности; для школьника – возможности более точного выполнения различных школьных требований.

В психологии сегодня рассматриваются разные виды обучаемости:

обучаемость общая – способность усвоения любого материала;

  • обучаемость специальная – способность усвоения отдельных видов материала: различных сфер науки, искусства, направлений практической деятельности.

Первая показатель общей, вторая – специальной одаренности индивида.

Обучаемость как индивидуальное, относительно устойчивое свойство личности, тесно связана с умственным развитием, однако эти понятия не тождественны. В психологической науке выявлено, что высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию, при этом с высоком умственным развитием может сочетаться и относительно низкая обучаемость, которая компенсируется большой усидчивостью школьника.
Обучаемость на протяжении длительного периода может оставаться относительно постоянной, а умственное развитие с возрастом повышается и характеризуется рядом показателей: запасом знаний и степенью их систематизации, владением рациональными приёмами устной деятельности. Эти показатели применительно к обучаемости приобретают иной характер, поскольку здесь имеют значение сам процесс формирования знаний, степень легкости и быстроты их приобретения, овладения приёмами умственной деятельности. Таким образом, интегральные показатели, изменение которых, на наш взгляд, позволяет контролировать уровень когнитивного развития учащихся, управлять им и совершенствовать качество учебного процесса, - это показатели когнитивного развития. К ним относятся:

  • целостность восприятия;
  • словарный запас, осведомленность;
  • устойчивость и концентрация внимания;
  • уровень развития зрительной и слуховой памяти, способы запоминания (механический и смысловой компоненты);
  • владение операциями мышления: классификация, обобщение, аналогии, закономерности.

При обучении надо определять и учитывать динамические характеристики деятельности: работоспособность, утомляемость и свойства мыслительной деятельности: самостоятельность, обобщенность и др.

Степень развития и характер сочетания указанных свойств, особенно мыслительной деятельности, определяют собой индивидуальные различия в обучаемости, являясь её качественными показателями, на основе которых можно сделать прогноз возможных достижений в процессе обучения каждого учащегося.

Диагностика обучаемости – это комплексное психологическое обследование в наиболее сложные периоды становления и развития личности и учебной деятельности. Диагностировать учащихся начальных классов нужно ежегодно, в связи со значительными изменениями в развитии познавательных процессов в младшем школьном возрасте .

На основе диагностики свойств познавательных процессов: методик и диагностики свойств мышления и словарного запаса методики для определения зрительной и слуховой памяти выделяется четыре уровня обучаемости: нулевой, первый, второй, и третий. Нулевой и первый уровни – это низкая обучаемость, второй – средняя, третий – высокая.

Уровни обучаемости:

3 уровень . Ученик работает быстро и имеет высокую умственную работоспособность, свободно владеет операциональными способами освоения знаний (сравнение, анализ, ассоциирование аналогических связей, умение делать обобщающие выводы, видение причинно-следственных связей, выделяет существенные признаки); имеет большой словарный запас; легко принимает помощь. Мыслительная деятельность характеризуется обобщенностью, осознанностью, самостоятельностью.

2 уровень . Ученик обладает умениями всех умственных действий на среднем уровне; имеет средний уровень словарного запаса; к помощи восприимчив; развитие свойств внимания и памяти в пределах нормы; динамика работоспособности положительная. Мыслительная деятельность характеризуется средним уровнем обобщенности, осознанности, гибкости и самостоятельности.

1 уровень . Учащийся характеризуется низким уровнем владения операциональными способами освоения знаний, как следствие, у него недостаточная самостоятельность, гибкость мышления; бедность словарного запаса; низкая общая работоспособность и интенсивность деятельности; недостаточное развитие умений запоминания и воспроизведения материала; невнимательность при восприятии материала; низкая мотивация учебной деятельности.

0 уровень . Ученик характеризуется низким уровнем владения операциональными способами освоения знаний, как следствие, недостаточная гибкость мышления; не умеет различать существенные и несущественные признаки понятий; плохо организует самостоятельную деятельность; уклоняется от активной умственной деятельности; медленный темп работы, быстрая утомляемость, рассеянность.

Эта информация лежит в основе прогнозируемых результатов успешности развития и обучения.

Обучаемость как готовность к обучению – это то, что есть, и, к сожалению, изменить достаточно быстро эти показатели в положительную сторону невозможно. Однако есть факторы, существенно облегчающие обучение всех детей, особенно «неготовых» - факторы, которые во многом зависят от учителя.

Таблица 3

Причины неуспешности учащихся

Такое разделение причин помогает понять роль учителя в создании необходимой среды для успешности школьника.

Обучаемость

Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения . Различают общую О. как способность усвоения любого материала и специальную О. как сиособность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств, видов практической деятельности). Первая является показателем общей, а вторая - специальной одаренности индивида. О. как к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может быть полностью оценена одними показателями его развития. Максимальный уровень развития О. определяется возможностями самостоятельного познания.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Обучаемость

Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в ходе обучения.

Различаются:

1 ) обучаемость общая - способность усвоения любого материала;

2 ) обучаемость специальная - способность усвоения отдельных видов материала: различных наук, искусств, видов практической деятельности.

Первая - показатель общей, вторая - специальной одаренности индивида.

В основе обучаемости лежат:

1 ) уровень развития процессов познавательных субъекта-восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи;

2 ) уровень развития его сфер мотивационно-волевой и эмоциональной;

3 ) развитие производных от них компонент деятельности учебной: уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения.

Обучаемость определяется не только уровнем развития познания активного (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем познания «рецептивного» (тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, владеющего знаниями и умениями). Поэтому обучаемость как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может полностью оцениваться лишь показателями его развития. Максимальный уровень развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности).

Специфика.

Обучаемость, основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи), и познавательной активности субъекта, по разному проявляются в разных деятельностях и в разных учебных предметах. Особенное значение для повышения уровня обучаемости имеет формирование - на определенных, сензитивных этапах развития, в частности при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, - метакогнитивных навыков. К ним относятся управление познавательными процессами (планирование и , проявляющиеся, например, в произвольном внимании, произвольной памяти), речевые навыки, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной).


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ОБУЧАЕМОСТЬ

(англ. docility , educational ability , learning ability ) - эмпирическая характеристика индивидуальных возможностей уч-ся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности , в т. ч. к запоминанию учебного материала, решению задач , выполнению различных типов учебного контроля и самоконтроля. (Об использовании термина «обучаемость» в применении к организациям см. . - Ред .)

О. в широком смысле слова выступает как проявление общих способностей человека, выражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний , действий , сложных форм деятельности. Выражая общие способности, О. выступает как общая возможность психического развития, достижения более обобщенных систем знаний, общих способов действий. По возможностям к обобщению различаются уч-ся, обладающие большими способностями к некоторым специальным учебным предметам (математике, рисованию, музыке и т. п.).

Как эмпирическая характеристика возможностей человека к обучению, О. включает многие показатели и параметры личности человека. К ним относятся, прежде всего, познавательные возможности человека (особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти , внимания , мышления и речи ), особенности личности - мотивации, характера , эмоциональных проявлений; отношения ученика к усваиваемому учебному материалу, к учебной группе и преподавателю. Важной характеристикой О. являются качества, определяющие возможности общения , и соответствующие проявления личности (общительность, замкнутость).

О. формируется с раннего детства. Особенно важное значение имеет формирование возможностей к обучению в особые - при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, от школьного обучения к специальному обучению, предполагающему овладение различными видами профессиональной деятельности (в профтехучилищах, техникумах и вузах). Наиболее существенные качества познавательных процессов и личности, обеспечивающие возможность к обучению: а) управление познавательными процессами (произвольное внимание, и т. п.); б) речевые возможности человека, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной), которые обеспечивают в дальнейшем возможности самообразования .

Т. о., понятие О. наряду с общими характеристиками - более высокими познавательными возможностями и способностями к самоконтролю в процессе выполнения учебных задач - включает некоторые значимые особенности, способствующие проявлению О. на различных учебно-возрастных этапах психического развития человека. Для дошкольника такими специальными качествами служат те, которые обеспечивают ему большие возможности для участия в игровой деятельности, для школьника - возможности более точного выполнения различных школьных требований, для студента - возможности овладения профессиональной деятельностью и самостоятельного обучения.

О. у взрослого человека включает в себя многие специальные навыки , в т. ч. навыки научно-исследовательской и творческой деятельности. Важное значение в этом случае имеют навыки работы с научными и др. текстами, возможности к корректной постановке научных и учебных задач, способности к самоконтролю и точному планированию. Об оценке О. см. .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "обучаемость" в других словарях:

    Обучаемость - способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности). Обучаемость, основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорн … Психологический словарь

    ОБУЧАЕМОСТЬ - англ. learnability/trainability; нем. Lernfahigkeit. Способность индивида к восприятию знаний, умений и поведенческих моделей. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    ОБУЧАЕМОСТЬ - (англ. learning ability). Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, навыков и умений в процессе обучения. Способность к усвоению нового, в том числе учебного материала (новых знаний, действий, новых форм… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Обучаемость - индивидуальные возможности учащегося по усвоению учебного материала, выполнению учебной деятельности, к его быстрому и сознательному запоминанию, анализу, применению. Обучаемость – это общая способность человека к постоянному развитию в процессе… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    ОБУЧАЕМОСТЬ - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают: 1) общую обучаемость способность усвоения любого материала; 2) специальную обучаемость способность усвоения отдельных видов … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    обучаемость - ▲ адаптация в живом мире обучаемость свойственна теплокровным, деятельность насекомых регулируется инстинктами; зачатки ее наблюдаются уже у червей. воспитуемость. научение … Идеографический словарь русского языка

    Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком содержания обучения. Различают общую О. как способность усвоения любого материала, и специальную О. как способность усвоения отдельных видов учебного материала (разделов курсов… … Педагогический терминологический словарь

    обучаемость - mokslumas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Gebėjimas mokytis, išmokti. Mokslumas – viena iš intelektinio aktyvumo rūšių. Mokiniai gali turėti stiprų praktinį intelektą, bet silpną teorinį. Žemo mokslumo mokiniai yra menkesnio intelekto,… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    обучаемость - mokslumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Individualūs rodikliai, rodantys, kaip sparčiai žmogus mokydamasis įgyja žinių, mokėjimų, įgūdžių ir kokia to, ką įgyja, kokybė. Skiriamas bendrasis mokslumas – gebėjimas išmokti bet… … Sporto terminų žodynas

    Обучаемость - (дрессируемость) восприимчивость собак к научению и накоплению опыта, скорость формирования навыка. Зависит от многих факторов, основные из них: соответствие задач научения особенностям породы (формирование той или иной породы связано с… … Словарь дрессировщика