Чем заключается работа ученого. Наука как социокультурный феномен и как социальный институт

Современный ученый не просто специалист, обладающий знаниями в какой-то узкой области. Сегодня круг задач, являющихся неотъемлемой частью ᴇᴦο профессии, весьма широк.

Профессия ученого предполагает знания основ библиографии к ак особой отрасли знания. Сюда входит умение находить необходимые сведения о публикациях, потреблять библиографическую информацию, грамотно оперировать ею. Существуют общепринятые правила цитирования, библиографических ссылок и описаний.

Важная часть деятельности ученого – текстовая работа, создание собственных научных текстов. Ведь стержень современной науки – публикация. Сегодня прирост и функционирование научного знания держится на публикациях. Публикация является как бы квантом прироста нового знания. Идеи, разработанные ученым, вводятся в оборот научного сообщества только после их публикации, проверки, подтверждения и принятия в циклах других исследований и отражающих их изданий.

Существенное место в научной информации занимает и патентная документация. Это совокупность документов, включающих сведения об изобретениях, открытиях и других видов интеллектуальной собственности. Существует специальная отрасль знания – патентоведение, которая занимается вопросами правового обеспечения интеллектуальной собственности. Профессиональная выработка научно-исследовательской темы сегодня невозможна без предшествующей стадии патентных исследований, включающих поиск, анализ, целенаправленное потребление патентной информации.

Ученый часто выполняет функции организатора научных исследований и их руководителя, что требует от него наличия определенных навыков и знаний из области менеджмента как теории управления. Многие ученые сочетают собственно познавательную деятельность с преподавательской, которая, по сути дела, является самостоятельной профессией. Помимо работы в системе формального образования, ученый обычно имеет возможность влиять на более молодое поколение неформальным способом, к которому лучше всего подходит название ʼʼнаставничествоʼʼ.

Необходимо также указать на значимость этической компетентности современного ученого, на необходимость принятия этически важных решений, участия в различного рода этических обсуждениях и, должна быть, экспертизах по теме ᴇᴦο научных интересов. В эпоху демократической государственности ученые становятся социально активными, включаются в обсуждение и решение общественных проблем. Они должны уметь выступать перед широкой публикой, выполнять различные социальные функции, связанные с их знаниями в научных областях.

Современное сообщество ученых – не замкнутая в своем познавательном интересе привилегированная социальная группа, а активно участвующая в публичных обсуждениях, в общественных структурах и мероприятиях профессиональная элита. Благодаря обладанию специальными знаниями и возможностями ученые являются субъектами повышенной ответственности перед обществом.

Особенности и основные характеристики профессии современного ученого - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности и основные характеристики профессии современного ученого" 2015, 2017-2018.

Учёный — представитель научного сообщества, чья целенаправленная деятельность по формированию научной картины мира в той или иной форме получила признание со стороны научного сообщества.

Учёный — специалист в какой-либо научной области, внёсший реальный вклад в науку.

Ученый - научный работник, это эксперт в одной либо нескольких областях науки.

В широком смысле понятие учёный относится к любому человеку, который сам систематически расширяет знания человечества или участвует в деятельности и поддержании традиций тех или иных научных и философских школ. В более узком смысле учёными называют только тех людей, которые применяют научный метод. Учёный может быть экспертом в одной или нескольких областях науки.

В более узком смысле учёными называют только тех людей, которые применяют научный метод. Учёный может быть экспертом в одной или нескольких областях науки. Русские понятия наука и учёный не вполне соответствуют английским science и scientist, так как в английском языке последние нередко используются в ещё более узком смысле, и относятся только к естественным наукам и людям, занимающимся естественными науками.

Ученый занимается научной деятельностью, исследованием различных областей наук, окружающей среды, человеческого организма, разработкой изобретений, совершением различных открытий, проводит научные открытия, пишет научные труды.

Основной формальный признак признания научной квалификации — публикация материалов исследований в авторитетных научных изданиях и доклады на авторитетных научных конференциях. В России сделана формальная попытка отделить авторитетные научные издания от прочих в виде списка изданий, публикации в которых признаются ВАК.

Ученый должен получить ученую степень кандидата наук, доктора наук путем защиты диссертации. От ученого требуется умение публично отстаивать свое мнение, высокий уровень развития интеллектуальных способностей, он должен быть волевым, благородным, интеллигентным, одаренным, мудрым и образованным человеком, обладать осмотрительностью, терпением.

В научном сообществе высоко ценится педагогическая работа. Право читать лекции в престижном учебном заведении является признанием уровня и квалификации учёного. Высоко также ценится создание научной школы, то есть подготовка нескольких учёных, развивающих идеи учителя.

Для получения учёного звания (доцента или профессора) кроме учёной степени требуется вести педагогическую работу, в частности иметь учебно-методические публикации. Существуют и более мелкие формальные признаки признания квалификации, например, разрешение руководить научной работой аспирантов является необходимой ступенькой перехода от кандидата к доктору.

Ученый может работать в различных учреждениях: в Академиях наук, НИИ, лабораториях и др.

В наши дни профессия ученого теряет свою востребованность и престиж на рынке труда. Уровень оплаты труда ученого, как правило, невысокий.

Ученый – это высококвалифицированный специалист в своей области знаний, который добился успешных результатов в исследованиях и признан общественностью и коллегами.

Средняя заработная плата: 35000 рублей в месяц

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

История

История развития профессии ученого напрямую связана с возникновением первых знаний. Они были даже у первобытных людей, которые отображали свой быт и историю на стенах пещер. Они изучали мир, познавали его и сделали массу открытий, которыми мы пользуемся и в наши дни. В Древней Греции и Риме все отрасли научных знаний стремительно развивались. Появлялись глобальные гипотезы об устройстве мира и первые теории о законах физики. Открывались знания в медицине, естественных науках, свойствах поверхностей, химии и многом другом. Мир просвещался, и развитие неудержимо стремилось вперед.

Однако некое затишье и даже деградация наступили в эпоху Средневековья. Все попытки изучения различных процессов и явлений пресекались инквизицией и приравнивались к черной магии. За любые проявления стремления к познанию сжигали на костре, предварительно подвергая страшным пыткам. В этот момент стремительно развиваются религиозные знания и учения.

С наступлением эпохи Возрождения все отрасли научных знаний начинают развиваться с огромной скоростью. Появляются новые технологии и устройства, открываются новые свойства и виды. Все начинает раскрывать свои секреты человеку.

Стремительное развитие прогресса начинается в 19 веке. Появляется первое исследовательское оборудование. Также выделяется профессия «ученый». Это люди, обладающими более высоким уровнем знаний, чем простые специалисты в той же отрасли. Их открытия признаны сообществом и считаются полезными. 20 век по праву считается эрой технологического прогресса и процветания.

Ученые получают новые данные, которые стали доступны с помощью применения высокоточного оборудования. Открытия появляются одно за другим. Современный век - эпоха процветания. Ученые играют важнейшую роль и являются ключом к выживанию человека как вида.

Описание

Ученый - это скорее обобщенное понятие, объединяющее специалистов различных отраслей знаний. Всех их отличает признание общественности и наличие ряда исследований в своей сфере. Специфика работы ученого напрямую связана со сферой его исследовательской деятельности:

  • Ученый в сфере естественных наук. Это биология, медицина и т.д. - все, что связано с живыми организмами и их жизненным циклом. Они проводят огромное количество исследований, выявляя влияние различных факторов на них, а также возможную пользу различных видов для человеческого организма.
  • Ученый в сфере механических наук и изобретений. Именно данным специалистам мы обязаны автомобилями, современными домами и системами канализации. Такие ученые направляют свои знания на изобретение полезных для людей приспособлений.
  • Ученые в сфере исторических наук. Только с помощью истории можно предсказать будущее. Современные профессора истории помогают нам открывать все новые детали из жизни предков, которые не перестают поражать воображение.
  • Ученые в сфере информационных технологий. Мир уже давно заполнила сеть интернет. Она помогла устранить границы, сделав соседние государства ближе и доступнее. Ученые данной отрасли пребывают в постоянном поиске и открывают все новые возможности передовых технологий.

Существует еще великое множество сфер, в которых работают ученые. Их столько же, сколько и отраслей научных знаний во всем мире. Ученый - это тонкий и острый ум, который постоянно пребывает в поиске чего-то нового и совершенного. Именно им мы обязаны всем тем, что дарит современная цивилизация.

На каких специальностях учиться

Для того чтобы стать ученым, важно закончить высшее учебное заведение. Но вот по окончании получения специализации, следует продолжить образование в аспирантуре и магистратуре, написать докторскую диссертацию и получить ученую степень. Это поставит вас на пьедестал ученого - настоящего профессионала, имеющего огромный багаж знаний в выбранной отрасли.

Где учиться

Практически каждое высшее учебное заведение Российской Федерации имеет аспирантуру и магистратуру на всех факультетах. Самыми престижными признаны:

  • Московский Государственный Университет.
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.
  • Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет).
  • Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ.
  • Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана.
  • Санкт-Петербургский государственный университет.

Данные вузы вошли в сотню лучших высших учебных заведений Российской Федерации. Получение ученой степени в них - это показатель престижа и уровня вашей квалификации.

Чем приходится заниматься на работе и специализации

Работа ученого напрямую зависит от сферы его деятельности и того, какой отрасли знаний он служит. Однако выделяют несколько общих для всех отраслей видов деятельности:

  • Подготовительная. Это планирование исследования. Ученый находит зацепку и планирует пути ее проверки. Он собирает уже существующую информацию, выясняет, каких данных не хватает, и начинает подготовительные работы. Они включают поиск образцов и оборудования.
  • Исследовательская деятельность. Это непосредственное проведение мероприятий, направленных на выявление полезных свойств или проверку данных текстов. Ученый ставит опыты, результаты которых тщательно фиксируются на бумаге. Эти записи потом пригодятся. Также в исследовательскую деятельность входят путешествия. Многие ученые изучают виды флоры и фауны, проводят исторические раскопки или изучают патогенное влияние производства на окружающую среду.
  • Аналитическая. По завершении исследования каждый ученый заново перечитывает все полученные данные, анализирует их и делает выводы, затем подготавливает отчет. В случае успеха ученый может претендовать на признание и солидные премии.
  • Педагогическая. Большинство ученых преподают в вузах. Они раскрывают перед студентами свой опыт и знания, вкладывают в подопечных все, что может пригодиться им в будущем.

Работа ученого в основном состоит из «бумажных дел». Проведение экспериментов не занимает слишком много времени. Гораздо больше длится поиск темы и обработка полученных данных.

Кому подходит

Данная профессия подходит к внимательным, аккуратным и склонным к рутинной сидячей работе людям. Они всегда стремятся выполнить начатое до конца. Ученый всегда находится в поиске. Ведь найти тематику для исследования довольно сложно. Также данные специалисты обладают практически феноменальной памятью и аналитическим складом ума.

Ораторское искусство - вот еще одно необходимое качество ученого, ведь в большинстве своем они работают в качестве преподавателей в вузах. Важно уметь донести всю глубину своей мысли до аудитории.

Востребованность

Учитывая широкий спектр применения знаний и выбора специализаций, данная профессия может быть как очень востребованной, так и довольно редкой и угасающей.

В большинстве своем ученые редко остаются без трудоустройства, ведь диплом магистра и кандидатская работа - гарантия успеха при конкурсе на замещение вакансии.

Сколько получают люди, работающие по данной профессии

Заработок довольно сильно отличается. Все зависит от направленности деятельности и специализации. В России же ученые получают от 8 до 100 тысяч рублей в месяц. При этом следует учитывать тот факт, что данный показатель является средним и далеко не предел.

Легко ли устроиться на работу

На работу ученому устроиться гораздо легче, чем простому специалисту. В большинстве своем успех зависит от наличия вакансий в вашей отрасли знаний. Лучше выбирать актуальные профессии.

Как обычно строится карьера

Ученому гораздо проще взобраться вверх по карьерной лестнице. У него есть и знания, и опыт. Обычно они добиваются быстрого карьерного роста, занимая высокие должности: ректор, директор, главврач и т.д. Однако довольно часто ученые замыкаются в себе, впустую растрачивая свой потенциал.

Перспективы

Пиком карьеры любого ученого является получение (или хотя бы номинация) Нобелевской премии. Это всемирное признание не только простыми людьми, но и именитыми учеными твоих талантов и навыков.

Целеустремленного ученого всегда ждет успех.

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 15 человек(а).

Вы молодой, подающий надежды ученый, который стремится изменить мир к лучшему? Или уже опытный человек, который интересуется тем, как работать более продуктивно? В любом случае, есть несколько ключевых моментов, которые помогут повысить продуктивность и внести клад в науку.

Шаги

Часть 1

Какие черты характера нужны ученому
  1. Любовь к науке и научным исследованиям. Пожалуй, это самое важное качество, которое будет мотивировать вас учиться и развивать свои идеи со страстью и любопытством.

    • Человеку любой профессии живется гораздо лучше, если, уходя с работы, он чувствует, что хорошо поработал.
    • Если вы любите науку и исследования, это уже огромный шаг к тому, чтобы стать успешным ученым. Важно лишь найти правильное направление и как можно больше работать.
  2. Экспериментируйте с новыми идеями. Значительная часть научных открытий – это результат кропотливой работы и удачи. Например, в открытии пенициллина Флемингом и открытии новых методов ионизации большую роль сыграла удача. Поэтому не бойтесь новых идей, ищите новые подходы к уже существующим идеям. Никогда не знаешь, где тебе повезет.

    • Часто открытия свершаются из-за случайности, когда кто-то замечает несоответствие и начинает упорно трудиться, чтобы выяснить, что не так. Ищите новые подходы к экспериментам.
    • Обращайте внимание на случайности, не игнорируйте небольшие несоответствия в результатах. Приложите усилия, чтобы понять, что произошло, ведь это может привести к великому открытию.
  3. Будьте терпеливы. Практически ни одно научное открытие не происходит сразу, вам нужно терпение, годы работы и сотни экспериментов, чтобы доказать свою гипотезу.

    • Важно уметь замечать крошечные детали и вести записи. Классификация полученной информации и внимательный анализ данных – это огромная часть вашей работы, поэтому нужно научиться правильно это делать.
  4. Анализируйте все факты, хороший ученый принимает результаты эксперимента такими, какие они есть, а не пытается подстроить под свою гипотезу. Важно принимать во внимание работы других ученых, ими нужно пользоваться в качестве ресурса.

    • У хорошего ученого не будет ложных результатов в экспериментах, к тому же, нужно с уважением относиться к другим ученым своей области, даже если их взгляды противоположны вашим.
  5. Будьте готовы к неудачам. Возможно, вам кажется, что ученые всегда успешны потому, что они лучшие специалисты в своем деле. Это, конечно, невероятно важный навык, но нужно помнить о возможности провала и быть готовым к такому стечению обстоятельств.

    • В современном мире научная деятельность не всегда получает финансирование, к тому же, может получиться так, что после долгих лет работы, вы так ничего не добьетесь. Важно быть готовым к неудачным экспериментам и тому, что придется потратить много времени на эксперименты.
    • Иногда время, потраченное на теоретическую часть, оказывается потерянным зря. Но через неудачи вы сможет развить творческий подход к научному исследованию и лучше подготовиться к тому моменту, когда ваши эксперименты покажут удачные результаты.

    Часть 2

    Улучшайте научные навыки
    1. Проникнитесь своими идеями. Хотя бы раз в день думайте о своем проекте, некоторые мысли могут быть совершенно бесполезны, но, возможно, у вас появится мысль, которая подскажет вам правильное решение.

      • Не стесняйтесь своих идей. У вас много конкурентов, поэтому не стесняйтесь своих идей, прикладывайте все усилия, чтобы развить их.
    2. Ставьте цели. Возьмите лист бумаги и составьте список целей, которые помогут вам реализовать ваш проект и развить ваши идеи.

      • Расставьте приоритеты. Возможно, в ходе исследования вы будете отклоняться от списка своих целей, но попробуйте сосредоточиться на этих целях, на экспериментах, которые помогут их достичь.
      • Как и любого другого человека, у вас есть часы и дни, чтобы принять решения, развить идеи, достичь целей. Научитесь использовать время с пользой, это поможет вам преуспеть в любой профессии.
    3. Сотрудничайте с другими учеными, развивайте прочные партнерские отношения. Одному очень трудно добиться успеха, посмотрите вокруг, найдите людей, которым сможете доверять и с которыми сможете работать.

      • Научитесь работать как самостоятельно, так и в команде. Работа в команде поможет вам построить свою карьеру и добиться успеха.
      • Научитесь представлять свой проект в кругах ученых, чтобы найти сотрудников.
      • Мало того, что создание прочных партнерских отношений с коллегами может оказаться очень взаимовыгодным, это так же даст вам стимул поддерживать и развивать свой проект.
    4. Ведите запись грамотно, в тишине и покое, чтобы вас ничего не отвлекало. Делайте небольшие заметки каждый день, записывайте удачи и неудачи. Привычка вести записи в дальнейшем поможет не только добиться успеха в экспериментах, но и, возможно, написать собственную научную книгу.

      • Важно иметь в виду опыты других ученых в вашей области исследования, вы можете узнать о них из научных статей или журналов. Будьте в курсе актуальных тем в области науки и подумайте, как вы можете опираться на работу других ученых.
    5. Развивайте ораторские навыки. Избегайте сухих и скучных разговоров, перечисления данных. Рассказывайте историю, которая не только информативна и полезна, но и интересна.

      • Можно начать обсуждение с причин, которые побудили вас заняться наукой, затем привести некоторые примеры удачных и неудачных опытов, а затем перейти к выводу, который побудит аудиторию узнать больше о вашей области исследования.
      • Хороший ученый должен уметь вести интересную и познавательную беседу с человеком другой профессии Поэтому демонстрируйте свой энтузиазм, но не выражайтесь слишком сложно.

«Лицемер, деревенщина, молодой старик, святая простота, нравственный урод, разносчик новостей, нахал, хвастун, гордец, трус» - описание всех этих и еще 20 типов характера дал в своем известнейшем трактате «Характеристики» Аристотель, основываясь на наблюдении за поступками людей. Как мы видим, одними из первых понять, как формируется устойчивый нрав человека, пытались древнегреческие философы. И только последующее развитие науки спустя столетия показало, что изучение этого непростого явления, а именно характера, связано также с исследованием темперамента. Отметим, что разграничить эти понятия весьма нелегко, но мы попробуем это сделать.

И снова Аристотель. В формировании характера должны участвовать родители и государство

В своем трактате Аристотель дал описание душевных качеств - нравов - человека в соответствии с возрастом, социальным положением и профессией. Философ подчеркивал, что характер не является природным свойством, его черты складываются в процессе жизни и являются результатом опытности.

Однако ученый придавал и важное значение воспитанию. Он считал, что оно не может быть частным делом, государство обязательно должно помогать родителям заботиться о ребенке, оказывая влияние на его нравственный склад, развивая то, чего недостает от природы.

Характеристики Аристотеля отличаются проницательностью и тонкостью наблюдений. К слову, начатая им традиция получила развитие в эпоху Возрождения и Нового времени, большинство из его описаний применимы и для современных людей.

Факторы, влияющие на формирование характера. Ученые из разных веков придерживаются одной точки зрения

Среди ученых с самых давних времен ведутся споры. Они никак не могут прийти к согласию, а именно определиться с тем, что все-таки влияет на формирование характера.

Alexander Dummer / Unsplash.com

По мнению одних, ведущая роль в этом процессе принадлежит наследственности. Представители другой точки зрения полностью опровергают первую, считая, что характер человека формируется только под влиянием социальных факторов и процесса воспитания.

А может, все-таки и те и те факторы влияют?

Как показывает анализ монографий Александра Бэна, Зигмунда Фрейда, Карла Юнга и Эрнста Кречмера, решающее влияние здесь оказывают как врожденные, так и приобретенные факторы. К первым принято относить наследственность и индивидуально-психологические особенности личности, а ко вторым - воспитание и социальное окружение. В процессе развития человека они вступают в определенные взаимоотношения и взаимодействия.

Стоит отметить, что в широком смысле все черты до определенной степени индивид наследует от родственников, поскольку они зависят от генотипа организма. Однако со временем под воздействием окружающей среды они могут изменяться в лучшую или худшую стороны. Исследование современных ученых из Калифорнийского университета в Сан-Диего это также доказывает. Специалисты считают, что на то, каким будет характер, помимо воспитания, влияют и гены, пишет Science Alert .

Руководитель проекта Чи-Хуа-Чэнь и его команда проанализировали около 60 тыс. генетических образцов, предоставленных частной биотехнологической компанией 23andMe, а также около 80 тыс. образцов, собранных Genetics of Personality Consortium. С помощью этих данных научным сотрудникам удалось узнать, какие особенности генетики влияют на формирование того или иного характера.

В частности, выяснилось, что открытость личности зависит от различий в генах WSCD2 и PCDH15. Эмоциональное непостоянство определяется аллелями в хромосоме 8p23.1 и различиями в гене L3MBTL2. Практически те же самые изменения наблюдаются у невротиков, а также у тех, кто страдает хронической депрессией.

Такие результаты доказывают, что ДНК могут нести в себе предрасположенность к определенной модели поведения, однако плохие поступки человека нельзя оправдывать генетикой, здесь уже больше «виновато» воспитание, утверждают ученые.

Такие разные, но одинаковые понятия: характер и темперамент

Главное их отличие в типологии. Еще древнегреческий врач Гиппократ, живший в V в. до н.э., выделил у человека четыре вида темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический. Они и сегодня активно используются в психологии.

Структура характера же представлена его свойствами, которые отражают отношение индивида к самому себе, обществу и окружающему миру. Характеры могут быть абсолютно разные, а типов у них огромное множество. Поэтому специалисты даже выделяют их в группы, ведущими среди них выступают интеллектуальные, эмоциональные, нравственные и волевые компоненты.

Нельзя упускать из внимания еще один важный момент: темперамент и характер, как правило, зависят друг на друга. Как говорил советский психолог Сергей Леонидович Рубинштейн: «Темперамент является элементом характера, его ядром». И это на самом деле так. К примеру, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролируя его проявления.

Добавим, что основные свойства темперамента складываются значительно раньше, чем завершается формирование характера. Поэтому темперамент в значительно большей степени носит физиологический, врожденный характер.

London Scout / Unsplash.com

Ненаучные и околонаучные типологии характера

Какие факторы влияют на формирование характера, с точки зрения ученых, нам понятно. Но мы хотим также рассказать и о ненаучных или околонаучных представлениях, дабы вы, дорогие читатели, критически относились к упомянутым ниже подходам.

Так, общепринятым среди астрологов фактором, влияющим на устойчивый нрав, является дата рождения или имя человека.

В свою очередь такое направление, как физиогномика, внесло немалый вклад в исследования характера. А именно это учение утверждает, что есть некая связь между обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности. Имеется в виду, что по внешним признакам можно установить психологические характеристики человека, принадлежащего к тому или иному типу. В частности, швейцарский писатель Иоганн Каспар Лафатер разработал наиболее известную физиогномическую систему, в которой основным путем познания человеческого характера является изучение строения головы, конфигурации черепа и мимики.

Популярный, но ненаучный подход - хиромантия или гадание по руке, распространенный среди цыганок и экстрасенсов. Они по кожному рельефу на ладони определяют характер человека и даже его судьбу.

Неправдоподобность этого подхода заключается хотя бы в том, что образование складок/линий на коже - совершенно случайный процесс.

Можно взять, например, и скомкать несколько одинаковых листов бумаги, неудивительно, что каждый лист скомкается по-своему. Однако хиромантия породила научное направление - дерматоглифику, в которой сказано, что узор на пальцах - это не совсем случайное явление. Чему верить или не верить, решать вам.

По своей природе характер - это социально-психологическое образование личности. Он отражает объективные взаимоотношения людей и их отношения к различным общественным явлениям, событиям и вещам. Поведение человека, зависящее, как правило, от его устойчивого нрава, всегда накладывает отпечаток на все поступки, мысли и чувства. Поэтому так важно уметь контролировать себя, а порой и менять в лучшую сторону свой непростой характер.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .